Что происходит между индией и пакистаном. Индия, пакистан, китай после второй мировой войны

ИНДИЯ И ПАКИСТАН. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ МЕЖДУ НИМИ

Индийско-пакистанские отношения представляют собой сложную смесь национальных предрассудков, возбужденной психики, ущемленного самолюбия и откровенного соперничества. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188 В конечном счете, противоречия между Индией и Пакистаном упираются в межрелигиозную индо-мусульманскую рознь. Как отмечает видный отечественный индолог Л.Б. Алаев, история взаимоотношений индусов и мусульман имеет, отнюдь не только историческое значение. Та или иная интерпретация истории является в настоящее время политическим оружием. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434

Ислам начал проникать в Южную Азию почти сразу же после своего появления. Первыми ислам принесли арабские торговцы, бывавшие на берегах Малабара и в портах Гуджарата. Несмотря на покровительство, оказываемое мусульманским миссионерам, индусские раджи юга Индии сами ислам не принимали, так как он был для них заморской верой торговцев и моряков (как известно, индуизм не поощряет плавания в море - "черных водах" (кала пани). Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22 Ко времени появления в Индии мусульманских миссионеров исконная индийская религия насчитывала уже две с половиной тысячи лет развития. Индуизм эволюционировал из политеизма и пантеизма, сохранил множество архаических черт и великое многообразие божеств. Индуизм, как справедливо отмечает известный петербургский востоковед И.Ю. Котин, сложное и многогранное явление, с трудом поддающееся описанию и анализу методами западного религиоведения.

Наряду с индуизмом в Индии существовали так называемые "шраманские" учения, возникшие в VI-V вв. до н.э., т.е. учения бродячих проповедников - буддизм и джайнизм. Возникшие как альтернатива брахманизму и не сумевшие вытеснить его, эти учения стали религиями отдельных групп населения (хотя сами индусы их понимали как секты в индуизме), и ко времени прихода мусульман их лучшие дни были уже в прошлом. Все три индийские религии, взаимодействуя друг с другом, формировали культурное единство при локальном разнообразии форм и политической раздробленности. Они служили нуждам общества, освящая обычаи, регулируя социальные отношения, в меньшей степени они подходили нуждам государственного управления и сильной централизованной власти. Идеи ненасилия, подчинения воинов-кшатриев жрецам и советникам - брахманам, увлечение оторванными от жизни философствованием в политической и даже военной теории вели к ослаблению государственной власти во многих княжествах Северной Индии и к потере ими оборонного потенциала. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М. МГИМО (У). М. 2005. С. 437

В VIII в. мусульмане сумели подчинить одну из областей исторической Индии Синд (нижнее течение реки Инд), а с конца Х в. грабительские походы в Северную Индию начали султаны мусульманских государств, возникших на рубежах Индийской цивилизации. Политика мусульманских правителей в отношении индусов первоначально была непримиримой, практиковались насильственные обращения, массовые казни и т.д. Большинство населения стало мусульманским в двух регионах - Северо-Западной Индии и Бенгалии. Исламизация Пенджаба и Синда вполне логична, поскольку именно в этот район из-за пределов страны накатывались все новые волны мусульман. Тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось на рубеже XII-XIII вв., когда в Северной Индии возникают первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками. Власть мусульман постепенно распространилась на другие регионы, и к XIII в. они доминировали почти во всей Индии.

Результатами взаимовлияния двух религий в период Средневековья стали: в индуизме - развитие идеи о едином Боге, оживление мистических направлений - бхакти (букв. - любовь к Богу), возникновение сикхизма; в исламе - восприятие индусских праздников (холи, дивали), проникновение кастовых представлений. Фактически, возник "индийский ислам", отличавшийся от канонического образца. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. С. 437 Большинство исследователей склоняются к утверждению, что индусско-мусульманский синтез происходил в средние века, однако не был завершен, о чем свидетельствуют события конца XIX в. - второй половины ХХ столетия, которые развели две общины.

Новым стимулом к эволюции индусско-мусульманских отношений стал колониальный период, на начальных этапах которого единение индийских индусов и мусульман сохранялось. Мусульмане лишились прежнего привилегированного положения и были наиболее враждебно настроены в отношении англичан.

Наиболее ярким свидетельством стихийного единения индусских народных масс и мусульман стало Сипайское восстание 1857-1859 гг., которое, однако, не поддержали европеизированная индусская местная элита.

В начале XIX в. начало формироваться новое самосознание индусов. Видными мыслителями стали Р. Рая (1772-1833), Д. Сарасвати (1824-1883), Св. Вивекананда (1862-1902) и мн. др. проповедники, чьи взгляды сочетали просветительские и религиозно-реформаторские черты. Это движение получило название "религиозной реформации индуизма" и сыграло двойственную роль. С одной стороны, она способствовала становлению национального самосознания, став идеологией национально-освободительного движения и обеспечив ему религиозное обоснование (например, в деятельности М.К. Ганди). С другой стороны, она противопоставила конфессии друг другу, в конечном итоге, привела к длительному и кровопролитному конфликту. В конце XIX в. стали возникать индусские шовинистические организации (например, Хинду Махамандал, Хинду сабха и др.). В начале ХХ в. в среде экзальтированной религиозно-мыслящей молодежи начали возникать первые террористические организации (Анушилон шомити и Абхинав Бхарат). В.Д. Саваркар обосновал идеологию хиндутвы - интегрального единства политики, культуры и религии всего субконтинента.

Параллельно во второй половине XIХ в. развивалось Мусульманское "возрождение". Основателем мусульманского культурного движения стал сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898). В нем существовали направления: радикальные, антианглийские, террористические.

В 1885 г. был образован Индийский Национальный Конгресс, чьи ежегодные конференции должны были преодолеть негативные процессы формирования двух общинной структуры страны. Оба движения получили массовое распространение и широкий общественный резонанс, отражая идеи и взгляды, которые бурно эволюционировали в индийском общественном сознании.

Роль англичан в процессе постепенного размежевания между индусами и мусульманами нельзя отрицать, но не следует и преувеличивать. Бесспорно, английская администрация была крайне заинтересована в расширении своей социальной базы в Индии, вследствие чего мусульманские образованные круги оказались союзниками британским властям в условиях поднимающего голову национализма, получившего индуистскую окраску.

Показателем промусульманской политики англичан в конце XIX - начале ХХ вв. стали раздел Бенгалии (1905 г.) на "индусскую" и "мусульманскую" части и создание Мусульманской лиги - партии, занявшей первоначально отчетливую верноподданническую позицию и созданную, чтобы "защищать и развивать политические права мусульман".

Мощным давлением мусульманского лобби было продиктовано решение вице-короля Индии лорда Керзона разделить огромную провинцию Бенгалия на западную и восточную части. От этого выиграли англичане, получившие более компактные административные единицы, а также мусульмане, ставшие на одной из территорий большинством и имевшие право на соответствующие квоты в управлении ею. Решение лорда Керзона вызвало общенациональное недовольство. Англичанам пришлось пойти на уступку этим силам и отменить раздел провинции. Однако англичане оценили опасность индийского национального движения и увидели в мусульманском общинном движении своего надежного союзника в деятельности по ослаблению националистов. В 1906 г. на конференции мусульманских общественных и культурных организаций под председательством Вакур ул-мулка в Дакке было объявлено о создании всеиндийской Мусульманской Лиги. Активное вовлечение партии в политику началось с Первой Мировой войны. Тогда МЛ стала массовой организацией, крупнейшей после ИНК, работавшей среди мусульман, секуляристской партией мусульманских "культурных националистов". Ислам воспринимался ими скорее как часть культурного наследия, отличающая их от индусов, нежели жесткая монотеистическая религия, предписывающая строгое следование определенному образу мысли и эталону поведения.

В 1916 г. в Лакхнау на объединенном съезде двух партий был подписан пакт о совместных действиях Мусульманской Лиги и ИНК в борьбе за права населения Индии и за его более широкое представительство в создаваемых колониальными властями совещательных органах при вице-короле и губернаторах провинций. Инициатором совместной сессии ИНК и МЛ стал М.А. Джинна (1876-1948) - будущий "отец Пакистана".

Мухаммад Али Джинна родился в семье катхиварского купца из исмаилитской общины ходжа, в среде которых была популярна традиция "сокрытия" - "такийа", т.е. сокрытие принадлежности к секте. М.А. Джинна получил образование в христианской миссионерской школе в Карачи, продолжил образование в Лондоне, вед адвокатскую практику в Бомбее, был личным секретарем одного из основателей ИНК парса Д. Наороджи. Женился на дочери парса-миллионера, одного из основателей города Бомбея Диншоу Петита. До 1917 г. Джинна участвовал в деятельности ИНК и был направлен в Лондон его представителем. Однако, с 1912 г. он состоял также в рядах МЛ. Совместный съезд ИНК и МЛ в Лакхнау стал переломным для Джинны, после чего он больше занялся делами Мусульманской Лиги. Очевидно, что Джинна не был классическим образцом мусульманина (некоторые современники утверждали, что он любил выпить и употреблял в пищу свинину), скорее, он использовал ислам, который отличал его от индусов и обеспечил ему значительную поддержку братьев по вере. В ИНК М.А. Джинне терял позиции в силу противостояния его амбициям амбиций других лидеров Конгресса, прежде всего, Дж. Неру.

Основной причиной усиления индусского и мусульманского коммунализма стал общий процесс развития идентичности, охвативший конфессиональные и этнические общности, касты. Многие деятели крайне националистической Хинду махасабхи также состояли в ИНК. Особенно негативную роль в разрушении единства национального движения сыграли Б.Г. Тилак (1856-1920) и его сторонники из фракции "экстремистов" ИНК. Недолгим периодом относительного согласия индусов и мусульман стали 1911-1924 гг., когда ИНК и МЛ действовали организованно и единым фронтом, даже поднимался вопрос об их слиянии. (Этому способствовал приход к руководству МЛ новых людей, среди которых наиболее известным стал "посол индусско-мусульманского единства" М.А. Джинна).

Важным фактором стало также и развернувшееся в это время массовое подлинно всенародное движение под руководством М.К. Ганди. Однако после того, как ИНК принял гандизм как идеологию и тактику, М.А. Джинна дистанцировался от него, поскольку расценил это как смещение политики к религии и индуизацию политической партии. Более того, так как Джинна был либералом - конституционалистом, он считал, что обращаться к народу за поддержкой не следует. Появилась идея о "двух нациях" в Индии - индусской и мусульманской, наиболее ярким пропагандистом которой и стал М.А. Джинна. Именно эта идея служила обоснованием создания государства индийских мусульман - Пакистана. Индусские политики вскоре поняли, что теория двух наций" работает не на них и противопоставили ей обратную теорию: в Индии существует лишь одна нация - индусская, а неиндусы - это пришельцы, захватчики, нежелательные гости. Фактически, как справедливо замечает индийский дипломат В.П. Датт, индусский и мусульманский коммунализмы были двумя сторонами одной медали, один питал другого. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 191, 199

После принятия Акта об управлении Индией 1935 г. и выборов в провинциальные собрания в 1937 г. ИНК получил большинство почти во всех провинциях и образовал в них свои правительства. Два с небольшим года нахождения ИНК у власти на уровне провинций показали, что он не собирается считаться с чувствами и правами мусульман, были приняты проиндусские законы, вследствие чего участились случаи дискриминации мусульман при приеме на работу, хинди стал обязательным, изучение урду и арабской литературы было отменено. Все это побудило Мусульманскую Лигу в 1938 г. назначить Комитет по расследованию притеснений мусульман в провинциях, контролируемых ИНК.

26 января 1930 г. по решению ИНК был отмечен День Независимости, а вскоре по инициативе Махатмы Ганди вся Индия оказалась охваченной движением гражданского неповиновения. Поддержавшие кампанию лидеры МЛ были испуганы перспективой передачи власти индийским националистам. Такой переход власти означал для мусульман Индии потерю многих социальных позиций. Индусы составляли большинство населения страны, политической элиты, были монополистами в области банковского бизнеса и в промышленности. Слабая и не готовая к конкуренции мусульманская политическая элита проигрывала бы и в парламентских играх более опытным индийским националистам.

В 1930 г. с идеей создания государства индийских мусульман выступил выдающийся индийский поэт и философ Мухаммад Икбал. Через десятилетие 22-24 марта 1940 г. на сессии Мусульманской Лиги в Лахоре была принята резолюция, требовавшая образовать в северной части Британской Индии два независимых мусульманских государства - на северо-западе (в его границы должны были войти Пенджаб, Синд, Северо-западная пограничная провинция, Белуджистан, Кашмир), другое - на северо-востоке (в составе Бенгалии и Ассама). 8 апреля 1946 г. на конференции мусульман-парламентариев была принята резолюция о создании единого независимого мусульманского государства - Пакистана.

Чувства соперничества, страха и опасения в индо-мусульманских отношениях в Британской Индии сохранились после ее раздела и образования двух независимых государств - Индии и Пакистана. Особенно остро это выразилось в кашмирском споре, с которым, так или иначе, увязываются большинство взаимных претензий Индии и Пакистана, поэтому большинство двусторонних событий рассматриваются в кашмирском преломлении.

Возможность сохранения единого государства - преемника английского владычества и способность индусов и мусульман к совместным действиям убывали по мере приближения Дня независимости. К моменту получения независимости две крупные религиозные общины боялись и ненавидели друг друга больше, чем англичан. Индия и ее лидирующая партия ИНК вынуждены были согласиться с формулой раздела страны по религиозному принципу, учитывая, что реальной альтернативой могло бы быть либо сохранение британского господства, либо начало широкомасштабной гражданской войны в регионе.

  • 25 мая 1947 г. последний генерал-губернатор Британской Индии лорд Маунтбеттен встретился с 75 самыми влиятельными князьями для того, чтобы убедить их в необходимости принять решение о будущем княжеств до 15 августа 1947 г., при этом он призывал учитывать "географические факторы" и "пожелания народов". Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23 В июле того же года лорд Маунтбеттен, отправившись в Кашмир на отдых, беседовал с махараджой Кашмира Хари Сингхом, убеждая его присоединиться к одному из доминионов. Махараджа, мечтая о независимости, стремился поддерживать одинаково равные отношения с Индией и Пакистаном.
  • 14 августа 1947 г. английская колония Британская Индия получила независимость и была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз, который с января 1950 г. был провозглашен Республикой Индия.

В соответствие с "планом Маунтбеттена" основным принципом раздела Британской Индии стал вопрос религиозной принадлежности населения различных районов страны. Территории с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, с мусульманским - образовать новое государство Пакистан. В состав Пакистана вошли две части - Восточный (Восточная Бенгалия) и Западный.

Территория Джамму и Кашмира, расположенная в одном из самых живописных районов Центральной Азии, занимает уникальное геополитическое положение, в связи с чем контроль над ним имеет важное значение. Площадь Джамму и Кашмира составляет чуть более 222 тыс. кв.км, население его в 1941 г. составляло около 4 млн чел., из которых 77% являлись мусульманами, 20% - индусами, 2,2% - сикхами, а остальные - буддистами, христианами и джайнами. Этот красивый и благодатный край стал главным предметом спора между Индией и Пакистаном. Махараджа Кашмира Хари Сингх и почти вся правящая верхушка были индусами. Пакистанское руководство, со своей стороны, пыталось всеми силами предотвратить вхождение Кашмира в состав Индии, мотивируя это тем, что 77% населения Кашмира исповедовало ислам. Индийская элита и широкие слои населения Индии не могли себе представить, что Кашмир мог бы быть безвозвратно потерян. К 15 августа 1947 г., на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира, в отличие от правителей большинства других княжеств, еще не принял решения о том, будет ли Кашмир присоединяться к Индии или Пакистану, и к кому из них, или же будет добиваться независимости. Судьба Кашмира решалась в сложной политической обстановке вражды между мусульманским и индийским населением бывшей британской Индии. Образование двух доминионов сопровождалось погромами и другими актами насилия. исламизация индийский мусульманин межрелигиозный

Расчленение единой хозяйственной структуры Британской Индии нанесло огромный ущерб экономике обеих частей некогда единой страны. Раздел ее по религиозному признаку привел к трагическим столкновениям на религиозно-общинной почве. Взаимное переселение - индусов из Пакистана в Индию, и мусульман из Индии в Пакистан - исчислялись 17 млн чел. Первая индо-пакистанская война разразилась сразу же, как только объявили о создании двух доминионов Индийского Союза и Пакистана и закончилась разделом Кашмира на две части. Отношения между двумя странами омрачились трагическими событиями периода раздела Индии на многие десятилетия, и такое положение продолжает сохраняться в настоящее время. В итоге эта вражда вылилась в эскалацию вооружений (в том числе - ядерных), три полномасштабные войны - в 1947-1949, 1965, 1971 гг. и серьезный Каргильский кризис 1999 г., поставивший оба государства и весь мир на порог ядерного конфликта.

Литература

  • 1. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188-199
  • 2. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434-437
  • 3. Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22
  • 4. Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23

На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация -- тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12. - С. 46..

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии -- страны, ставшей «алмазом в британской короне» Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 40..

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны» Палишева Н.В. Некоторые аспекты перехода к демократии в Индии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9. - № 4. - С. 90..

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию» Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 345..

В итоге бурных событий довольно крупное по территории княжество Джамму и Кашмир к ноябрю 1947 г. фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.

Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 года. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось провести референдум в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией Совета Безопасности ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того года подписали соглашение о перемирии.

Усилия ООН организовать через назначаемых ей посредников референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией: она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (статья 370 и ряд других положений). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.

Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии - провинции Бенгалии.

Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита - менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов даже предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически принадлежащие в основном к средним слоям.

Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное»: его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, у основания которой находились бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.

При всех различиях оба государства были надэтническими (наднациональными). Понимая свою политическую уязвимость и осознавая большую угрозу сепаратизма из-за наличия многообразных этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства, своего рода южноазиатскую державность. Речь шла не только о военной мощи, хотя она и имела всегда большое значение. Руководители обеих стран (особенно Индии) делали акцент на идеях будто бы присущей каждой из них «особой миссии», соображениях престижа, исторической памяти, борьбе за реализацию своего международно-идеологического проекта или лидерство в коллективном проекте.

Итак, история противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).

Между Пакистаном и Индией разгорается новый военный конфликт. В четверг Министерство обороны Индии распространило информацию о нанесении точечных ударов по территории расположения боевиков, готовящихся проникнуть в Кашмир.

Высокопоставленный правительственный чиновник отметил, что индийские солдаты пересекли границу, чтобы нанести удары по лагерю боевиков. В результате было уничтожено 38 боевиков.

В свою очередь Министерство обороны Пакистана заявило, что индийская сторона спровоцировало перестрелку на линии соприкосновения, в ходе которой были убиты двое пакистанских военных.

Это заявление последовало после предупреждения премьер-министра Нарендра Моди о том, что "не останется безнаказанным" нападение на индийскую военную базу Uri 18 сентября, в результате чего погибли 18 военнослужащих.

После ударов выросла возможность эскалации военного конфликта между Индией и Пакистаном, в результате чего может быть сорвано соглашение о прекращении огня.

Начальник отдела боевых операций армии Индии генерал-лейтенант Ранбир Сингх заявил об ударах, нанесенных в среду, пользуясь "очень конкретной и достоверной информацией о том, что ряд террористических подразделений намерены осуществить теракты". Сингх заявил, что проинформировал своего пакистанского коллегу о готовящейся операции. Индия позже проинформировала оппозиционные партии и иностранных послов в Нью-Дели, не раскрывая детали операции.

Военный представитель Пакистана назвал позицию индийской стороны "абсолютно беспочвенной и полностью лживой", заявив, что контакт между двумя правительствами подразумевает связь относительно приграничной стрельбы, которая проводилась в рамках существующих правил ведения боевых действий.

"Прошлой ночью был лишь инцидент с обстрелом, на который мы ответили. Мы вели себя в соответствие с правилами ведения боевых действий", - заявил генерал Асим Баджва.

Пакистан заявил, что были ранены девять его солдат. Счет ни по одной, ни по другой стороне не может быть проведен независимо друг от друга.

"Индия ожидает поддержку мировой общественности для проведения более целенаправленных действий против Пакистана. На премьер-министра Индии было оказано огромное давление, чтобы доказать, что он готов принять серьезные меры", - отметил исполнительный директор Института конфликтного менеджмента Аджай Сахни.

Столкновение на границе произошло в сложный период для Пакистана, учитывая, что генерал пакистанских вооруженных сил Рахиль Шариф должен уйти в отставку в ближайшее время и премьер-министр Наваз Шариф должен еще принять решение о преемнике.

Премьер Пакистана осудил то, что он назвал неспровоцированной и неприкрытой агрессией Индии, и призвал кабмин обсудить дальнейшие шаги на ближайшем заседании.

Фондовые рынки в Индии и Пакистане упали после этих заявлений. Индекс NSE в Индии закрылся в отрицательном секторе (-1,6%) после падения на целых 2,1% до минимумов с 29 августа, в то время как Pakistan’s benchmark 100-share index снизился на 0,15%.

Индия объявила о своем шаге на пресс-конференции в Нью-Дели, которая была спешно проведена, после небольшой заминки, так как Моди провел заседание комитета по безопасности с целью быть более проинформированным о его деятельности.

"Премьер-министр ясно дал понять, что это именно то, что мы должны были сделать. Важно сообщить миру о этом инциденте сегодня", - заявил на условиях анонимности высокопоставленный правительственный чиновник.

Советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс и ее коллега, советник по национальной безопасности Индии Аджит Довал обсудили вопросы сотрудничества между США и Индией в сфере борьбы с терроризмом, сообщил Белый дом.

Индийский офицер в Кашмире заявил, что обстрел проводился со стороны Пакистана в районе Наугама, недалеко от линии контроля, перестрелка продолжалась в течение целого дня. Жертв и разрушений не оказалось, индийский военный источник заявил, что операция была проведена Пакистаном у линии соприкосновения.

"Операция началась около полуночи и была завершена еще до восхода солнца. Все наши люди вернулись обратно. Мы понесли значительные потери. Оценка ущерба продолжается до сих пор", - заявил источник, знакомый с ситуацией.

И Индия, и Пакистан претендуют на все территории Кашмира, регулируя отдельные его части. С момента обретения независимости от Великобритании в 1947 г. были проведены три войны, две из них из-за Кашмира.

Напряжение между южноазиатскими соперниками усилилось после разгона несогласных в Кашмире, которые выступили с протестом после убийства в июле Бурхана Вани, молодого лидера сепаратистов. Убийство было проведено силами безопасности.

Напряжение возросло еще больше, когда Нью-Дели обвинил Пакистан в нападении в районе Ури, которое стало одним из самых тяжелых за последние 14 лет.

Индия усилила давление на Пакистан, стремясь изолировать его на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке и стремясь вызвать осуждение со стороны США, Великобритании и Франции из-за атаки.

Китай, один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и традиционный союзник Пакистана, призвал к диалогу между двумя сторонами.

В среду чиновники из нескольких стран заявили, что ноябрьский саммит группы стран Южной Азии, который должна пройти в Исламабаде, может быть отменен, после того как Индия, Бангладеш и Афганистан заявили, о том, что не намерены присутствовать на нем.

Марина Баканова

О том, что отношения между Пакистаном и Индией далеки от дружественных, знает весь мир. Последние события только подтверждают это. Буквально на днях, индийские националисты требовали отмены демонстрации нового болливудского фильма, приуроченную к национальному и религиозному празднику Дивали, на основании того, что в нем снимался пакистанский актер.

В результате сложных переговоров руководство Болливуда вынесло вердикт - запрет на съемках пакистанских актеров в индийских фильмах. «Учитывая мнение общественности и армии по всей стране, мы более не будем работать с пакистанскими артистами в будущем» - заявил президент актерской гильдии Мукеш Бхатт в интервью.

Подоплекой всего произошедшего служит новый пакистано-индийский пограничный конфликт. И опять на территории горячей точки Кашмира. Собственно, о Кашмире и связанном с ними проблемам тоже известно всем. Но далеко не все.

Уникальности ситуации в том, что если бы Кашмирской проблемы не существовало, то ее следовало бы придумать. Современные Пакистан, Индия и Бангладеш имеют не только исторически общие корни, но и неотчуждаемую географическую зависимость.

Традиционно принято, что индийско-пакистанский конфликт имеет религиозную подоплеку. Пакистан выступает в качестве покровителя кашмирских мусульман, которые «желают» жить в мусульманском государстве и подвергаются гонениям со стороны радикальных индусов. Индия же, потеряв Кашмир, не сможет более продвигать свой образ в качестве мультирелигиозной страны, учитывающей интересы всех конфессий. Однако, это только внешний, декларируемый образ.

Назвать Кашмир уникальным и незаменимым для обеих стран территорией было бы странно. Гор и в Пакистане и в Индии хватает и без него. Рекреационные ресурсы и туризм на данный момент тоже находятся в зачаточном положении. Для того, чтобы Кашмир в принципе стал доступен и для организации в нем достаточной инфраструктуры нужно вложить немало средств, вполне сравнимых с годовым бюджетом того же Пакистана. И хотя правительством Индии еще в середине 90-х годов был взят курс на постепенное включение региона в общеиндийское хозяйство, увеличены дотации на его развитие, вложены немалые средства для налаживание транспортных магистралей - все это пока минимум. Горная местность, несмотря на ее внешнюю привлекательность, требует очень серьезных затрат, которые, кстати, могут моментально обнулиться в случае землетрясения или селя. Как пакистанская, так и индийская часть Джамму и Кашмир в настоящее время выживают по принципу - обеспечь сам себя, разве что за исключением некоторых более доступных цивилизации относительно крупных городов.

Так почему же войны за Кашмир ведутся на протяжении всей истории независимых Индии и Пакистана? Ответ достаточно простой. Вода! Именно на территории Кашмира находятся истоки почти всех крупных рек полуострова. Кто владеет источниками пресной воды - тот может диктовать условия соседним странам. В настоящий момент - это Индия. Собственно говоря, и последний конфликт между странами вспыхнул после того, как Индия официально объявила о постройке 5 гидроэлектростанций в Кашмире на истоках рек, которые несут впоследствии свои воды в Пакистан - на Инде и его притоках. И первыми забили тревогу пакистанские фермеры из Панджаба - именно здесь находится пакистанская житница. Недостаток воды ощущается уже сегодня. Рави (один из притоков Инда) практически полностью разобранный по каналам, высыхает. Еще на картинах периода правления Акбара и Джахангира его воды доходили до стен Лахорского форта и Королевской мечети в Лахоре. А это менее 400 лет назад. И даже дамбы, построенный во время британского управления для защиты от наводнений, сейчас отстоят от берега на 200-250м. А пакистанские предприимчивые строители грузовиками вывозят песок с обмелевших участков реки.

Конечно, здесь дело не только в индийских ГЭС. Реки Панджаба (которые и сольются на его границе с Синдом в единый и могучий Инд) дают жизнь многочисленных каналам, прорезавшим территорию провинции во всех направлениях. Кроме того, леса, которые еще буквально 50 лет назад окружали и реки и каналы, теперь сведены на нет. А это общеизвестный факт, что древесная корневая система помогает удерживать воду в реках. Однако - бурное развитие сельского хозяйства потребовало увеличения площадей и леса были принесены ему в жертву. Но индийские ГЭС - это лишняя дополнительная возможность лишить и так дефицитной воды население Пакистана. Кроме того - есть и еще одно но. Излишек воды, периодически возникающей в горах из-за муссонных дождей в июле-августе, тоже может быть спущен Индией вниз по течению (такое уже бывало) в Пакистан, что вызывает наводнения.

Если же взглянуть со стороны Индии, которая в настоящий момент не имеет долгосрочных интересов, связанных с Пакистаном, а потому, имеющая моральное право не учитывать интересы соседней страны, то ситуация выглядит иначе. Миллиардное население Индии и ее сельское хозяйство не менее Пакистана нуждается и в чистой воде и в электричестве. Создание ГЭС позволит обеспечить электроэнергией не только Кашмир, но и другие регионы страны. Кроме того - ГЭС - это дополнительные рабочие места для кашмирцев. Кроме того - это и буферы против наводнений уже здесь. В общем - программа действительно имеет смысл для индийской стороны.

Что же на будущее? И почему кашмирский конфликт можно считать искусственно созданным? Именно Кашмир позволил британцам напрямую закоротить две страны друг на друга. Информация о богатствах Индии с древних времен имеет под собой вполне реальную основу. Только Великобритания, за время пребывания на ее территории обогатилась настолько, что смогла без труда провести собственную индустриализацию. Про богатства же Ост-Индской компании и ее участников слухи ходят до сих пор. Если бы Индия и после ухода британцев оставалась единой страной, пусть и с мультикультурным и мультирелигиозным населением, или если бы разделение на Индию и Пакистан произошло бескровно и бесконфликтно, то ресурсы полуострова в короткие сроки позволили бы ей занять одно из мест ведущих мировых лидеров. Чего допускать никто не собирался.

В настоящее время уровень ресурсов, которые обе страны тратят на кашмирский конфликт и сопутствующие ему мероприятия, очень велики. Именно они в большей степени виновны в том, что ни Индия, ни тем более Пакистан не имеют веса не только на мировой, но и на региональной арене. А Индия вообще в последнее десятилетие вообще выступает «донором мозгов» для Европы и Северной Америки, поскольку туда уезжают все наиболее одаренные и образованные индийцы.

Что же касается фильмов, то несмотря на все индийский Болливуд прекрасно смотрят в Пакистане, благо язык-то один и переводчиков не требуется, а пакистанские драмы (сериалы) - в Индии. И все перипетии с актерами - это временное политическое явление. Ведь даже с обычной телевизионной антенной индийское телевидение ловится в Пакистане и наоборот. А что смотреть - каждый выбирает сам.