График зависимость длины волны от цвета. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения

В природе не существует цветов как таковых. Каждый оттенок, который мы видим, задает та или иная длина волны. образуется под воздействием самых длинных волн и представляет собой одну из двух граней видимого спектра.

О природе цвета

Возникновение того или иного цвета можно объяснить благодаря законам физики. Все цвета и оттенки являются результатами обработки мозгом информации, поступающей через глаза в форме световых волн различной длины. При отсутствии волн люди видят а при единовременном воздействии всего спектра - белый.

Цвета предметов определяются способностью их поверхностей поглощать волны определенной длины и отталкивать все остальные. Также имеет значение освещенность: чем ярче свет, тем интенсивнее отражаются волны, и тем ярче выглядит объект.

Люди способны различать более ста тысяч цветов. Любимые многими алые, бордовые и вишневые оттенки образуются самыми длинными волнами. Однако чтобы человеческий глаз мог увидеть красный цвет, не должна превышать 700 нанометров. За этим порогом начинается невидимый для людей инфракрасный спектр. Противоположная граница, отделяющая фиолетовые оттенки от ультрафиолетового спектра, находится на уровне около 400 нм.

Цветовой спектр

Спектр цветов как некоторая их совокупность, распределенная в порядке возрастания длины волны, был открыт Ньютоном в ходе проведения его знаменитых экспериментов с призмой. Именно он выделил 7 явно различимых цветов, а среди них - 3 основных. Красный цвет относится и к различимым, и к основным. Все оттенки, которые различают люди - это видимая область обширного электромагнитного спектра. Таким образом, цвет - это электромагнитная волна определенной длины, не короче 400, но не длиннее 700 нм.

Ньютон заметил, что пучки света разных цветов имели разные степени преломления. Если выражаться более корректно, то стекло преломляло их по-разному. Максимальной скорости прохождения лучей через вещество и, как следствие, наименьшей преломляемости способствовала наибольшая длина волны. Красный цвет является видимым отображением наименее преломляемых лучей.

Волны, образующие красный цвет

Электромагнитная волна характеризуется такими параметрами, как длина, частота и Под длиной волны (λ) принято понимать наименьшее расстояние между ее точками, которые колеблются в одинаковых фазах. Основные единицы измерения длины волн:

  • микрон (1/1000000 метра);
  • миллимикрон, или нанометр (1/1000 микрона);
  • ангстрем (1/10 миллимикрона).

Максимально возможная длина волны красного цвета равна 780 ммк (7800 ангстрем) при прохождении через вакуум. Минимальная длина волны этого спектра - 625 ммк (6250 ангстрем).

Другой существенный показатель - частота колебаний. Она взаимосвязана с длиной, поэтому волна может быть задана любой из этих величин. Частота волн красного цвета находится в пределах от 400 до 480 Гц. Энергия фотонов при этом образует диапазон от 1,68 до 1,98 эВ.

Температура красного цвета

Оттенки, которые человек подсознательно воспринимает как теплые либо холодные, с научной точки зрения, как правило, имеют противоположный температурный режим. Цвета, ассоциируемые с солнечным светом - красный, оранжевый, желтый - принято рассматривать как теплые, а противоположные им - как холодные.

Однако теория излучения доказывает обратное: у красных оттенков намного ниже, чем у синих. На деле это легко подтвердить: горячие молодые звезды имеют а угасающие - красный; металл при раскаливании сначала становится красным, затем желтым, а после - белым.

Согласно закону Вина, существует обратная взаимосвязь между степенью нагрева волны и ее длиной. Чем сильнее нагревается объект, тем большая мощность приходится на излучения из области коротких волн, и наоборот. Остается лишь вспомнить, где в видимом спектре существует наибольшая длина волны: красный цвет занимает позицию, контрастную синим тонам, и является наименее теплым.

Оттенки красного

В зависимости от конкретного значения, которое имеет длина волны, красный цвет приобретает различные оттенки: алый, малиновый, бордовый, кирпичный, вишневый и т. д.

Оттенок характеризуется 4 параметрами. Это такие, как:

  1. Тон - место, которое цвет занимает в спектре среди 7 видимых цветов. Длина электромагнитной волны задает именно тон.
  2. Яркость - определяется силой излучения энергии определенного цветового тона. Предельное снижение яркости приводит к тому, что человек увидит черный цвет. При постепенном повышении яркости появится за ним - бордовый, после - алый, а при максимальном повышении энергии - ярко-красный.
  3. Светлость - характеризует близость оттенка к белому. Белый цвет - это результат смешивания волн различных спектров. При последовательном наращивании этого эффекта красный цвет превратится в малиновый, после - в розовый, затем - в светло-розовый и, наконец, в белый.
  4. Насыщенность - определяет удаленность цвета от серого. Серый цвет по своей природе - это три основных цвета, смешанные в разных количествах при понижении яркости излучения света до 50%.
  • Глава 01. Физика цвета
  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Физика цвета

    В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.

    Ньютон ставил свой опыт следующим образом (рис. 1) солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет.

    Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования цвета, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.

    Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-желтую и зелено-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

    Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами.

    Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

    Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.

    В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда.

    Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определенный род электромагнитной энергии.

    Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон:

    • 1 микрон или 1μ = 1/1000 мм = 1/1000000 м.
    • 1 миллимикрон или 1mμ = 1/1000000 мм.

    Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого спектрального цвета имеют следующие характеристики:

    Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.

    Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознает эти волны до настоящего времени еще полностью неизвестно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.

    Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зеленый, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут черный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зеленый фильтр задерживает все цвета, кроме зеленого. Таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.

    Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный.

    Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создается при ее освещении.

    Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зеленым светом, то бумага покажется нам черной, потому что зеленый цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

    Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета - желтый, красный и синий, - смешиваются в определенной пропорции, то результатом будет черный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой, дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания.

    > Видимый свет

    Определение

    Задача обучения

    Термины

    Основные пункты

    Определение

    Видимый свет – часть электромагнитного спектра, доступная для восприятия человеческому глазу (390-750 нм).

    Задача обучения

    Научиться отличать 6 диапазонов видимого спектра.

    • Оптическое окно – видимый участок в электромагнитном спектре, проходящая сквозь атмосферный слой.
    • Спектральный цвет – создается одной длиной волны света в видимом спектре или относительно узкой полосой длин волн.
    • Видимый свет – часть электромагнитного спектра (между ИК и УФ), доступная человеческому глазу.

    Основные пункты

    • Видимый свет формируется из-за вибраций и вращений атомов и молекул, а также электронных транспортировок внутри них.
    • Цвета отвечают за конкретные чистые длины волн. Красный – наиболее низкие частоты и самые длинные волны, а фиолетовый – самые высокие частоты и кратчайшие длины.
    • Цвета, созданные в видимом свете узкой полосы длин волн, именуют чистыми спектральными цветами: фиолетовый (380-450 нм), синий (450-495 нм), зеленый (495-570 нм), желтый (570-590 нм), оранжевый (590-620 нм) и красный (620-750 нм).
    • Видимый свет прорывается сквозь оптическое стекло, поэтому атмосферный слой не оказывает значительного сопротивления.
    • Часть электромагнитного спектра, используемая в фотосинтезирующих организмах, именуется фотосинтетически активной областью (400-700 нм).

    Узнайте определение и характеристику видимого света : длина волны, диапазон электромагнитного излучения, частота, диаграмма спектров цвета, восприятие цвета.

    Видимый свет

    Видимый свет – часть электромагнитного спектра, доступная человеческому глазу. Электромагнитное излучение этого диапазона просто именуют светом. Глаза реагируют на длины волн видимого света 390-750 нм. По частоте это соответствует полосе в 400-790 ТГц. Адаптированный глаз обычно достигает максимальной чувствительности в 555 нм (540 ТГц) при зеленой области оптического спектра. Но сам спектр не вмещает все цвета, улавливаемые глазами и мозгом. Например, такие красочные, как розовый и пурпурный, создаются при сочетании нескольких длин волн.

    Перед вами главные категории электромагнитных волн. Разделительные линии в некоторых местах отличается, а другие категории могут перекрываться. Микроволны занимают высокочастотный участок радиосекции электромагнитного спектра

    Видимый свет формирует вибрации и вращения атомов и молекул, а также электронные транспортировки внутри них. Этими транспортировками пользуются приемники и детекторы.

    Небольшая часть электромагнитного спектра вместе с видимым светом. Разделение между инфракрасным, видимым и ультрафиолетовым не выступает на 100% отличительным

    На верхнем рисунке отображена часть спектра с цветами, которые отвечают за конкретные чистые длины волн. Красный – наиболее низкие частоты и самые длинные волны, а фиолетовый – наибольшие частоты и кратчайшие длины волн. Излучение солнечного черного тела достигает максимума в видимой части спектра, но наиболее интенсивно в красном, чем в фиолетовом, поэтому звезда кажется нам желтой.

    Цвета, добытые светом узкой полосы длин волн, именуют чистыми спектральными. Не забывайте, что у каждого много оттенков, потому что спектр непрерывный. Любые снимки, предоставляющие данные с длин волн, отличаются от тех, что присутствуют в видимой части спектра.

    Видимый свет и земная атмосфера

    Видимый свет пробивается сквозь оптическое окно. Это «место» в электромагнитном спектре, пропускающее волны без сопротивления. В качестве примера можно вспомнить, что воздушный слой рассеивает голубой лучше красного, поэтому небеса кажутся нам синими.

    Оптическое окно также именуют видимым, потому что оно перекрывает спектр, доступный человеку. Это не случайно. Наши предки развили видение, способное использовать огромное многообразие длин волн.

    Благодаря наличию оптического окна мы можем наслаждаться относительно мягкими температурными условиями. Функция солнечной яркости достигает максимума в видимом диапазоне, который перемещается, не завися от оптического окна. Именно поэтому поверхность нагревается.

    Фотосинтез

    Эволюция сказалась не только на людях и животных, но и на растениях, которые приучились правильно реагировать на части электромагнитного спектра. Так, растительность трансформирует световую энергию в химическую. Фотосинтез использует газ и воду, создавая кислород. Это важный процесс для всей аэробной жизни на планете.

    Эту часть спектра именуют фотосинтетически активной областью (400-700 нм), перекрывающейся с диапазоном человеческого зрения.

  • 3. Основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота). Тело цветового охвата Оствальда (Мансела).
  • 4. Метамеризм цвета и трёхкомпонентная теория цветового зрения. Зональные диаграммы. 7. Зональная диаграмма как способ оценки цвета. Определение характеристик цвета по зональной диаграмме.
  • 5. Аддитивный синтез цвета. Законы аддитивности цвета.
  • 6. Способы аддитивного синтеза цвета. Цветовое уравнение.
  • 8. Субтрактивный способ цветообразования и его использование в кинотехнологии. Привести примеры. Система субтрактивных светофильтров.
  • 9. Система оценки цветности по степени отличия от "белого" (система lb-cc). Цветофотографический баланс кинопленки и "Баланс белого" у видеокамеры.
  • 10. Анализ цветности осветительных приборов с помощью колориметра. Подбор корректирующих осветительных светофильтров.
  • 11. Способы оценки цветофотографических характеристик светофильтров.
  • 12. Осветительные компенсационные светофильтры.
  • 13. Колориметры: существующие конструкции и принципы действия. Особенности использования трёхзональных колориметров.
  • 14. Колориметр "Minolta Color Meter 2" - его возможности, технические характеристики, особенности использования.
  • Вопрос 2
  • 1. Способы оценки цветопередачи киноплёнок:
  • 2. Визуальный способ оценки цветопередачи в кино и видеотехнологии.
  • 3. Оценка цветопередачи по плотностям негатива. Переход от зональных коэффициентов отражения цветного объекта к плотностям в негативе. Относительная зональная диаграмма плотностей.
  • 4. Методики практических испытаний цветных киноплёнок. Определение реального баланса пленки. Способы приведение пленки к стандартному балансу.
  • 5. Цветные и серые шкалы. Назначение шкал, требования к ним, особенности использования.
  • 6. Цветофотографический баланс кинопленки. Возможные причины его отсутствия и способы его достижения.
  • 9. Способы снижения насыщенности цвета в киноизображении.
  • 10. Цветовоспроизведение в стандартном двуступенном кинопроцессе и в видеотехнологии.
  • 11. Цветоискажения, вызванные различием спектральных чувствительностей глаза и плёнки (видеокамеры).
  • 12. Наиболее распространённые цветоискажения у современных цветных киноплёнок.
  • 14. Съёмка в интерьере с люминесцентными лампами: пути и средства достижения цветофотографического баланса.
  • Вопрос 3 (задачи и практические задания)
  • 1. Длина световой волны и цвет. Цветовой круг. График мко.

    СПЕКТРАЛЬНЫЙ СОСТАВ СВЕТА

    Оптическая область спектра электромагнитные излучений состоит из трех участков: невидимых ультрафиолетовых излучений (длина волн 10-400 нм), видимых световых излучений (длина волн 400-750 нм), воспринимаемых глазом как свет и невидимых инфракрасных излучений (длина волн 740 нм - 1-2 мм).

    Световые излучения, воздействующие на глаз и вызывающие ощущение цвета, подразделяют на простые (монохроматические) и сложные. Излучение с определенной длиной волны называют монохроматическим.

    Простые излучения не могут быть разложены ни на какие другие цвета.

    Спектр - последовательность монохроматических излучений, каждому из которых соответствует определенная длина волны электромагнитного колебания.

    При разложении белого света призмой в непрерывный спектр цвета в нем постепенно переходят один в другой. Принято считать, что в некоторых границах длин волн (нм) излучения имеют следующие цвета:

    390-440 – фиолетовый

    440-480 - синий

    480-510 – голубой

    510-550 – зеленый

    550-575 - желто-зеленый

    575-585 - желтый

    585-620 – оранжевый

    630-770 – красный

    Глаз человека обладает наибольшей чувствительностью к желто-зеленому излучению с длиной волны около 555 нм.

    Различают три зоны излучения: сине-фиолетовая (длина волн 400-500 нм), зеленая (длина 500-600 нм) и красная (длина 600-680 нм). Эти зоны спектра являются также зонами преимущественной спектральной чувствительности приемников глаза и трех слоев цветной фотопленки. Свет, излучаемый обычными источниками, а также свет, отраженный от несветящихся тел, всегда имеет сложный спектральный состав, т. е. - состоит из суммы различных монохроматических излучений. Спектральный состав света - важнейшая характеристика освещения. Он непосредственно влияет на светопередачу при съемке на цветные фотографические материалы.

    Ньютон сделал первый шаг к измерению цвета – систематезировал цвет по цветовому тону, построив цветовой круг

    Кроме того, Ньютон проводил опыты по сложению излучений разного цвета, введя понятия основных и дополнительных цветов. Он экспериментально установил, что любой цвет может быть получен, как сумма излучений трёх цветов – синего, зелёного и красного – названных им основными цветами . Это утверждение легло в основу цветового уравнения, где цвет представляется суммой излучений трёх основных цветов (К, З, С) , взятых в определённой пропорции:

    Ц = кК + зЗ + сС,

    Где с, з, к – коэффициенты, соответствующие смешиваемым интенсивностям излучений синего, зелёного и красного цвета. В зарубежной литературе эти значения интенсивностей обозначают соответственно R , G , B .

    Цветовой круг – схема, систематизирующая цвет по цветовому тону. В спектре цвета плавно переходят один в другой, однако в спектре отсутствуют пурпурные, лиловые, малиновые тона. При этом в фиолетовом цвете мы явно чувствуем присутствие красного цвета. Поэтому Исаак Ньютон расположил все цветовые тона по мере схожести друг с другом по кругу. Ньютон расположил цвета так, чтобы друг против друга лежали взаимодополнительные цвета. В дальнейшем цветовой круг несколько видоизменялся

    (Цветовой круг Гёте, Цветовой круг Манселла и др.), где условие взаимодополнительности противоположных тонов не соблюдается.

    Следующим этапом в развитии колориметрии полте тела цветового охвата Оствальда стал график МКО (Международной комиссии по освещению). Необходимость в его создании была вызвана тем, что не все насыщенные цвета можно получить из трёх основных цветов. Некоторые цвета, получаемые сложением основных цветов, имеют меньшую насыщенность, чем чистые спектральные цвета. И для того, чтобы действительно любой цвет можно было получить аддитивным способом, исходные основные цвета должны иметь насыщенность более 100%, то есть насыщеннее спектральных цветов. Реально таких цветов быть не может, но как математические абстракции такие цвета были введены. Их назвалиX, Y, Z – красный, зелёный и синий соответственно.

    Фактически график МКО – это видоизменённый цветовой круг, на котором размещены цвета 100% насыщенности. К центру насыщенность падает до 0. График МКО часто используют для указания цветности излучения различных источников света.

    Кроме графика МКО в настоящее время применяются и другие колориметрические системы, например Lab . Величина L определяет яркость цвета, а – близость цвета к красному или зелёному цветовому тону, b – близость цвета к синему или жёлтому.

    Надо отметить, что ни одна из существующих колориметрических систем не отражают в полной мере все феномены цветового зрения. Поэтому колориметрические системы продолжают развиваться и совершенствоваться.

    1. ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ.

    Сейчас известно, что цвет - это представление человека о видимой части спектра электромагнитного излучения. Свет воспринимается фоторецепторами, расположенными в задней части зрачка. Эти рецепторы преобразуют энергию электромагнитного излучения в электрические сигналы. Рецепторы сконцентрированы большей частью в ограниченной области сетчатки или ретины, которая называется ямкой. Эта часть сетчатки способна воспринимать детали изображения и цвет гораздо лучше, чем остальная ее часть. С помощью глазных мускул ямка смещается так, чтобы воспринимать разные участки окружающей среды. Обзорное поле, в котором хорошо различаются детали и цвет ограничено приблизительно 2-мя градусами.
    Существует два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки активны только при крайне низкой освещенности (ночное зрение) и не имеют практического значения при восприятии цветных изображений ; они более сконцентрированы по периферии обзорного поля. Колбочки ответственны за восприятие цвета и они сконцентрированы в ямке. Существует три типа колбочек, которые воспринимают длинные, средние и короткие длины волн светового излучения.

    Каждый тип колбочек обладает собственной спектральной чувствительностью. Приблизительно считается, что первый тип воспринимает световые волны с длиной от 400 до 500 нм (условно "синюю " составляющую цвета ), второй - от 500 до 600 нм (условно "зеленую " составляющую) и третий - от 600 до 700 нм (условно "красную " составляющую). Цвет ощущается в зависимости от того, волны какой длины и интенсивности присутствуют в свете.

    Глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, наименее - к синим . Экспериментально установлено, что среди излучений равной мощности наибольшее световое ощущение вызывает монохроматическое желто-зеленое излучение с длиной волны 555 нм. Спектральная чувствительность глаза зависит от внешней освещенности. В сумерках максимум спектральной световой эффективности сдвигается в сторону синих излучений , что вызвано разной спектральной чувствительностью палочек и колбочек. В темноте синий цвет оказывает большее влияние, чем красный , при равной мощности излучения, а на свету - наоборот.

    Разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному. Восприятие цветов изменяется с возрастом, зависит от остроты зрения, от настроения и других факторов. Однако, такие различия относятся в основном к тонким оттенкам цвета , поэтому в целом можно утверждать, что большинство людей воспринимает основные цвета одинаково.

    2. ЧТО ЕСТЬ ЦВЕТ?

    Что такое цвет ? Физика рассматривает свет как электромагнитную волну. Волна - это просто изменение состояния среды или поля, распространяющееся в пространстве с какай-то скоростью. У любой волны есть длина - это расстояние между гребнями волны.

    Те длины волн, которые способен воспринимать человеческий глаз носит название видимого света. Например, свет с наибольшей длиной волны мы воспринимаем как красный, а с наименьшей - как фиолетовый. При этом стоит отметить, что наше ухо тоже воспринимает волны, только очень большой длины волны и несколько другой природы. Звук - это колебания вещества. Например в вакууме нет частичек вещества (воздуха например). И там нет звука, звуковая волна не распространяется в вакууме.

    Единицей измерения длины волны оптической области спектра излучений является нанометр (нм);

    1 нм = 1 х 10 -3 мк (микрон) = 1 х 10 -6 мм (миллиметров).

    Цвета , которые мы воспринимаем, различаются в зависимости от длины волны видимого света:

    Цвет

    Длина волны, нм

    Красный

    от 620 до 760

    Оранжевый

    от 585 до 620

    Желтый

    от 575 до 585

    Зеленый

    от 510 до 575

    Голубой

    от 480 до 510

    Синий

    от 450 до 480

    Фиолетовый

    от 380 до 450

    Порядок расположения цветов просто запомнить по аббревиатуре слов: каждый охотник желает знать, где сидит фазан .

    Резкой границы между цветами нет, но среди приведенных выше цветов отсутствует белый ...
    Всё дело в том, что никакой определенной длины волны белому свету не соответствует. Тем не менее, границы диапазонов белого света и составляющих его цветов принято характеризовать их длинами волн в вакууме. Таким образом, белый свет - это сложный свет, совокупность волн длинами от 380 до 760 нм.

    Причина, по которой человек способен видеть свет заключается в воздействии света определенных длин волн на глазную сетчатку.

    При прохождении света через вещество, имеющее преломляющий угол, происходит разложение света на сотавляющие его цвета, при этом изменяются и скорость, и длина волны, а частота колебаний света остается неизменной.

    Свет с длинами волн длиннее, чем самая длинная в спектре видимого света (красный цвет ), называется инфракрасным (от латинского слова infra - ниже; то есть ниже той части спектра, которую может воспринять глаз ). А свет с длинами волн короче наиболее коротких в видимом спектре называется ультрафиолетовым (от латинского слова ultra - более, сверх; то есть длина волны выше той, которую может воспринять глаз ).

    Человеческому глазу не доступен ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый свет, как и многие другие типы волн. Тем не менее мы можем воспринимать огромный диапазон различных цветов (диапазон волн).

    3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ.

    В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета , видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определенным правилам гармоничные сочетания этих цветов.

    Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами. Это нейтральные тона .

    3.1. Цветовые сочетания.

    В цветовых схемах приведены гармоничные сочетание цветов. Заметьте, что цвета можно и нужно варьировать по насыщенности и светлоте (яркости) . И кстати, часто встречающаяся еще одна гармония : по насыщенности. На картинке представлены возможные варианты цветовой гармонии .


    Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном , а другой пусть будет просто акцентом на нем. Интересно, что дополнительные цвета при смешении дают серый цвет (три основных цвета , кстати, тоже). Поэтому, если вы примените их рядом и в больших количествах, то в глазах зрителя будет происходить смешение до серого!

    Вы можете поэксперементироватьь над этим, используя инструмент подбора цветов .

    4. ОЩУЩЕНИЕ ГЛУБИНЫ.

    Важную роль в создании цветовой композиции играет разделение цветов на теплые и холодные . Это разделение легко заметить на цветовом круге (см. рисунки выше). На этом круге выделяется "теплая" красно-желтая область и "холодная" синяя область , разделенная вертикальной линией. Это разделение трудно объяснить на уровне физики - разделение на "два лагеря" происходит, скорее, на уровне подсознания.

    С детства мы привыкли, что солнце, огонь, углы и все источники тепла имеют красно-желтые оттенки , а снег, вода, небо - сине-голубые и сине-зеленые оттенки . Это закрепляется у нас в подсознании, и диктует нам восприятие цвета . Но есть также "нарушители" этого разбиения. Так, светло-бежевая луна, бордовые цвета являются холодными цветами, а светло-голубое свечение нагретых тел имеет теплый цвет .

    Яркие, теплые тона создают эффект движения в сторону смотрящего и кажутся ближе. Теплые цвета привлекают внимание и хорошо подходят для выделения важных элементов публикации.

    Холодные цвета кажутся удаляющимися и создают эффект движения в сторону от смотрящего. В комбинации, холодные цвета могут вызвать ощущение отчужденности и изоляции, а может, наоборот, быть успокаивающим и ободряющим.

    Эффект движения, вызванный сочетанием теплых и холодных цветов , используется дизайнерами. Для фона ими выбирается холодные оттенки , а для объектов на переднем плане - теплые . Так, если Вы посмотрите на фотографии , сделанные на презентациях и пресс-конференциях, Вы увидите докладчиков на голубом фоне . Такой фон придает значительность и важность фигуре докладчика. Этот прием можно порекомендовать начинающим дизайнерам.

    Как правило, лучше работают цветовые решения, основанные на доминировании холодной или теплой гаммы цветов, а не на равномерном смешении оттенков . При этом в комбинациях, где преобладают теплые тона , для оформления выделений и усиления контраста могут использоваться холодные оттенки , и наоборот.