Кафедра физической географии и ландшафтоведения - история кафедры. Главные печатные труды Д.Н

Анучин Дмитрий Николаевич. Географ, антрополог, этнограф, археолог.Родился 8 сентября (27 августа ст. ст.) 1843 г. в Петербурге. Умер 4 июня 1923 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Отец - Николай Васильевич Анучин - отставной офицер, получивший потомственное дворянство за заслуги в Отечественной войне 1812 г., работал служащим по снабжению царского двора. Он происходил из семьи служителя культа села Лагутина (Рождественское) Нолинского уезда Вятской губернии. Мать Д. Н. Анучина - Татьяна Фирсовна, была дочерью крепостного крестьянина Фирса Захаровича Захарова из Галичского уезда Костромской губернии, но получила хорошее образование, знала музыку, говорила по-французски. Ко времени рождения Дмитрия Николаевича в семье росли два его брата Михаил и Александр. Оба учились в гимназии, а позже один – в Военно-инженерном училище, другой на юридическом факультете Петербургского университета.
В гимназию Д. Н. Анучина готовили дома. В 1854 г. он был принят в Ларинскую гимназию на 6-ой линии Васильевского острова. В гимназии намного расширились его знания, начало формироваться мировоззрение и увлечение наукой. Наибольшее влияние на него оказали: учитель естественной истории Михайлов, географ Парамонов, историк Садонский, учитель русского языка Дозе. Будучи гимназистом старших классов Д. Н. Анучин часто посещал «литературные утра», где выступали писатели – Тургенев, Некрасов, Островский, Майков и др. В гимназии он познакомился с произведениями Белинского и Герцена, Пушкина и Загоскина, В. Гюго и А. Дюма, В. Скотта, Гоголя и др.
По окончании гимназии в 1860 г. он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Вскоре, прервав свою учебу из-за болезни, Д. Н. Анучин едет в Западную Европу, где он живет до 1863 г. Вернувшись, поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, с которым связана вся его последующая деятельность.
Научными наставниками Д. Н. Анучина были профессора зоологии А. П. Богданов, С. А. Усов, Я. А. Борзенков, под влиянием которых он увлекся антропологией и этнографией. Окончил МГУ Д. Н. Анучин в 1867 г. В те же 70-ые годы он пишет работы по данным направлениям, которые выдвигают его в ряд видных ученых России. В дальнейшем он был приглашен в МГУ для руководства вновь организованной кафедрой антропологии. Он создал антропологический музей.
В 1879-1880 учебном году Д. Н. Анучин начал читать первый факультативный курс физической антропологии. В январе 1881 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему: «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам». 80-90-е годы XIX в. это время расцвета его научно-педагогической деятельности. Он публикует ряд работ по археологии, антропологии, этнографии и географии.
Его работа «О географическом распределении роста мужского населения России (по данным о всеобщей воинской повинности в империи за 1874-1883 гг.), сравнительно с распределением в других странах» (1889) явилась крупным вкладом в науку. Д. Н. Анучину за эту работу была присуждена ученая степень доктора географии honoris causa и удостоена Золотой медали Русского географического общества.
Д. Н. Анучин участвовал в экспедиционных исследованиях в Подмосковье, на Валдайской возвышенности, европейской России (1890, 1894-1895 гг.), изучал истоки крупных рек, ледники Кавказа (1891), принимал участие в археологических раскопках в Дагестане и др. Д. Н. Анучин внес большой вклад в развитие общей и региональной географии и географии населения.
Большой интерес он проявил при обсуждении в Академии наук вопросов, связанных с развитием производительных сил России. В дальнейшем работал в Госплане. Дмитрий Николаевич привлекался к составлению и редактированию учебного Атласа Мира. На протяжении нескольких лет Д. Н. Анучин занимался обработкой рукописей и дневников Н. Н. Миклухо-Маклая.
В 1892 г. Дмитрий Николаевич Анучин был организатором географической выставки, удостоенной Большой Золотой медали. Основные экспонаты этой выставки стали ядром географического музея университета. При нем в МГУ была создана одна из лучших библиотек страны.
Д. Н. Анучин создал научную географическую школу, из которой вышли ученые и педагоги высшей школы: Л. С. Берг, А. А. Борзов, А. А. Крубер, А. С. Барков, М. С. Боднарский, И. С. Щукин, Б. Ф. Добрынин и др.
Д. Н. Анучин – основатель журнала «Землеведение» (с 1894 г.)
С 1884 г. Д. Н. Анучин руководит в МГУ кафедрой географии и этнографии, где прочел впервые в России курс лекций по истории землеведения, общей физической географии и страноведения (Россия, Азия и др.) и этнографии России. Одновременно он ведет большую педагогическую работу и в других высших учебных заведениях.
В 1890 г. Д. Н. Анучин избирается президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1896 г. Д. Н. Анучин был избран действительным, а в 1898 г. – Почетным членом Академии Наук в Петербурге. Почетный член Русского Географического общества (1900).
Советское правительство специальным Постановлением увековечило его имя (1948). Д.Н. Анучин был назван крупнейшим русским географом, создателем русской университетской школы географов. Одним из пунктов Постановления была учреждена премия имени Д.Н. Анучина, которая отныне присуждается ежегодно за лучшую опубликованную работу по географии в Московском университете. На географической карте его именем названы гора на Северном Урале, остров и пролив в Малой Курильской гряде, ледник в хр. Сунтар-Хаята.
Основные работы:
Антропология, задачи и место, 1979.
О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам, 1880, т. 38, вып. 3.
Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений // Землеведение, 1895, т. 2, кн. 1, кн. 4.
Верхневолжские озера и верховья Западной Двины. Рекогносцировки и исследования 1894-1895 гг. // Тр. экспедиции для исследования источников главных рек европейской России, 1897.
О преподавании и о вопросах, с ним связанных // Анучин Д. Н. Избр. геогр. работы, 1949.
Биографическая литература:
А.И. Соловьев (при участии Г.В. Карпова). Д. Н. Анучин // «Отечественные физико-географы и путешественники», 1959.
А.В. Краснопольский. Отечественные географы, 1993.
А. И. Соловьев. «Д. Н. Анучин и основные направления его научной деятельности»// «Избранные географические работы», 1949.
В. А. Есаков. Д. Н. Анучин // «Творцы отечественной науки. Географы», 1996.

(1843-1923) - советский антрополог, географ, этнограф и археолог, профессор Московского университета (1884), академик (1896), почётный член АН (1898).

В 1867 окончил Московский университет, где с 1890 читал курс антропологии.
С 1885 до конца жизни руководил впервые созданной при Московском университете кафедрой географии.
С 1890 президент общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
В 1879 по его инициативе при Московском университете был создан Музей антропологии (в 1919 кафедра антропологии, а в 1922 научно-исследовательский институт антропологии).

Основной специальностью Анучина была антропология, одним из основоположников которой он был в России. Будучи убеждённым дарвинистом, рассматривал антропологию широко, включая в неё всю совокупность естественно-исторических сведений о человеке: его эволюцию, сравнительную анатомию, биологию, учение о расах. Анучин был противником расизма.

Основные направления его исследований - этническая антропология и антропогенез. Много трудов Дмитрия Николаевича посвящено этнографии и первобытной археологии. Большое значение имеют работы Анучина об айнах (1876), об аномалиях черепа человека (1880), о географическом распределении роста мужского населения России (1889), об истории искусства и верований у приуральской чуди (1899), о древнем луке и стрелах (1887) и мн. др.
Для научного метода Дмитрия Николаевича характерны строгий историзм и комплексное использование данных антропологии, этнографии, археологии, географии и других наук.

В 1890, 1894 и 1895 Анучин вёл географические экспедиционные исследования на Валдайской возвышенности, изучая истоки Волги, Западной Двины и Днепра; в 1891 на Кавказе (в районе Казбека) изучал оледенение в целом и отд. крупнейшие ледники. Автор университетских географических курсов ("История географии", "Общая география", "География России" и др.). Проводил работы по изучению Верхневолжских озёр, результаты исследований (1894-95) были обобщены в труде "Верхневолжские озёра и верховья Западной Двины", а также в более мелких работах, положивших начало изучению озёр России.

Создатель школы географов-исследователей и педагогов. Автор крупных работ по геоморфологии, гидрологии и страноведению. Большое внимание уделял исследованию природных условий и ресурсов, а также изучению тех изменений и преобразований, которые человек вносит в географическую среду своей деятельностью.
Написал много работ о людях русской науки, в том числе монографию о Н. Н. Миклухо-Маклае. После Октябрьской революции Анучин участвовал в работах Госплана.

Дмитрий Николаевич редактировал журналы: "Этнографическое обозрение" (с 1889), "Землеведение" (основан А. в 1894), "Русский антропологический журнал" (с 1900). В честь Анучина названы: ледник на севере острове Новой Земли, гора на Северном Урале, остров и пролив в Малой Курильской гряде.

Труды

  1. Анучин Д. Н. Сани, ладьи и кони, как принадлежности похоронного обряда // Древности, т. XIV, 1890.
  2. Анучин Д. Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака // Древности, т. XIV, 1890.
  3. Анучин Д. Н. Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нём представлений // Землеведение, 1895.
  4. Анучин Д. Н. К вопросу о диких лошадях и об их приручении в России // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1896.
  5. Анучин Д. Н. Труды экспедиции по исследованию источников главных рек Европейской России. - М. 1897.
  6. Анучин Д. Н. К истории искусства и верований у Приуральской чуди в кн: «Материалы по археологии восточных губерний». - М., 1899.
  7. Цикл статей «Япония и японцы» // Землеведение за 1904-1906 гг.
  8. Анучин Д. Н. О людях русской науки и культуры. 2-е изд. - М., 1952.
  9. Анучин Д. Н. Географические работы. - М., 1954 (библиография).
  10. Анучин Д. Н. Геологическое прошлое и географическое настоящее Москвы // Москва в зеркале веков. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - С. 3-30.
  11. Анучин Д. Н. Доисторическое прошлое Москвы // Москва в зеркале веков. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - С. 31-75.

Литература

  • Богданов В. В. Д. Н. Анучин. Антрополог и географ. - М., 1941.
  • Соловьев А. И. Д. Н. Анучин (1843-1923) // Анучин Д. Н., Борзов А. А. Рельеф Европейской части СССР. - М., 1948.
  • Берг Л. С. Д. Н. Анучин (1843-1923) // Очерки по истории русских географических открытий. - М.-Л., 1949.
  • Карпов Г. В. Д. Н. Анучин. - М.: Географгиз, 1954. - 40 с. (Замечательные географы и путешественники).
  • Есаков В. А. Д. Н. Анучин и создание русской университетской географической школы. - М., 1955.
  • Карпов Г. В. Д. Н. Анучин. - М., 1962.
  • Ивановский, А. А. Д. Н. Анучин // Русский Антропологический Журнал, 1900, № 1.
  • Ивановский, А. А. Чествование проф. Д. Н. Анучина // Русский Антропологический Журнал, 1900, № 2.
  • Богданов, В. В. Анучин Д. Н. // Сборник в честь 70-летия Анучина (с портретом и библиографией трудов до 1912 г.). - М., 1913.
  • Григорьев С. Г. Д. Н. Анучин // Вестник воспитания. - 1913.
  • Крубер А. А. Д. Н. Анучин // Землеведение. - 1923.
  • БСЭ. - М., 19??.
  • Энциклопедический справочник «Тверская область». - Тверь, 1994.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.

Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.

Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II - III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.




Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени. При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан

АНУЧИН Д.Н.

Анучин Дмитрий Николаевич
(08.09.1843 - 04.06.1923)

известный русский географ, антрополог, этнограф, археолог, музеевед, основоположник научного изучения географии, антропологии и этнографии в МГУ. В 1902 году ввёл в оборот термин «антропосфера». Автор трудов по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки.
Товарищ председателя Московского археологического общества. В 1896 году избран ординарным академиком по кафедре зоологии Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, почётный член Петербургской Академии наук (1898), член-корреспондент Парижского антропологического общества (1879), действительный член Итальянского общества антропологии и географии (1880), Американского антропологического общества в Вашингтоне (1883), почётный член Королевского антропологического института в Лондоне (1897), член Русского горного общества (1900).

Дмитрий Николаевич Анучин учился в 4-й Ларинской гимназии, которую окончил в 1860 году.
После окончания гимназии Дмитрия Анучина зачислили на историко-филологический факультет, где выслушивал лекции Стасюлевича, Костомарова, Срезневского и Сухомлинова, но болезнь заставила его через год бросить университет и уехать за границу, откуда он вернулся только в 1863 году с обновлёнными сведениями и обновившимся мировоззрением.
После поездки Анучин опять поступил в Московский университет, в этот раз по естественному отделению физико-математического факультета и закончил курс кандидатом в 1867 году, но после выпуска Дмитрий Анучин продолжал старательно учить этнографию, зоологию и антропологию.
В 1880 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «О некоторых аномалиях человеческого черепа, преимущественно в их распространении по расам», после чего был избран доцентом по кафедре антропологии Московского университета.
За опубликованный им в 1886—1889 годах ряд научных трудов получил учёное звание доктора географии honoris causa.
С 1875 года состоял в ИОЛЕАЭ (Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии, а с 1890 года был президентом Общества.
В 1880 году Д. Н. Анучин начал изучение Валдайской возвышенности, впервые определил одну из наиболее высоких точек Тверской губернии — гору Каменник (321 м), также особое внимание он уделял рельефу верховьев Волги.
В 1894—1895 годах Дмитрий Николаевич Анучин принял участие в экспедиции под руководством А. А. Тилло по исследованию истоков Волги, Западной Двины, Днепра, Верхневолжских озёр и озера Селигер с целью выяснения причин обмеления рек в Тверской губернии. Дмитрий Николаевич Анучин окончательно решил вопрос об истоке Волги.
Дмитрий Николаевич Анучин умер 4 июня 1923 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

При Московском университете Дмитрий Николаевич Анучин создал Географический музей — один из самых полных в России, с библиотекой до 10 000 томов, и Антропологический — крупнейший музей по антропологии и этнологии. Основал отечественную школу географов, является основателем русской лимнологии (озероведения).
Дмитрию Николаевичу Анучину принадлежит до 600 трудов по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки.
Вместе с группой ученых, объединившихся вокруг А. С. Уварова, одного из основателей Русского и Московского археологических обществ, Исторического музея в Москве, археологических съездов, Анучин вывел русскую археологию из стадии любительства.

Работы Анучина «Рельеф поверхности Европейской России…» (1897 год), «Верхне-волжские озера и верховья Западной Двины» (1897 год) положили начало систематическому изучению рельефа и озёр России. Благодаря тщательности исследования (для того, чтобы составить карту глубин Селигера было сделано около 8 тысяч измерений), до сих пор являются наиболее фундаментальной работой о Селигере и Валдайской возвышенности.
В 1916 г. Дмитрий Николаевич передал в дар Императорскому Московскому университету личную библиотеку, содержащую около 2000 книг по географии, этнографии, истории, естествознанию, среди которых много редких изданий. В настоящий момент библиотека Анучина хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова.

Награды
Ордена Св. Владимира 3 и 4 степени.
Орден Св. Анны 2 степени.
Иностранные награды (орден Почётного легиона).

Увековечивание памяти

Имя Д. Н. Анучина носят ледник на севере острова Новая Земля, гора на Северном Урале, остров в Малой Курильской гряде (расположенный там же пролив был назван в честь другого Анучина — Дмитрия Гавриловича, генерал-губернатора Восточной Сибири).
Его именем назван Музей антропологии МГУ.
В Москве на доме № 6 по Хлебному переулку, где учёный жил в 1911—1923 гг. установлена мемориальная доска с его барельефом.
В его честь был основан «Русский Антропологический Журнал».

Анучин Д. Н. Сани, ладьи и кони, как принадлежности похоронного обряда // Древности, т. XIV, 1890.
Анучин Д. Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака // Древности, т. XIV, 1890.
Анучин Д. Н. Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нём представлений // Землеведение, 1895.
Анучин Д. Н. К вопросу о диких лошадях и об их приручении в России // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1896.

Дмитрий Николаевич Анучин (1843 - 1923) родился в Петербурге. Его отец, Николай Васильевич Анучин, происходил из духовного сословия Нолинского уезда Вятской губернии, участвуя в войне 1812 года, получил офицерский чин и потомственное дворянство. Дмитрий был шестым и самым младшим ребенком в семье, на момент его рождения в живых оставались только два старших брата. В 1854 - 1860 годах Дмитрий Анучин учился в Четвертой петербургской гимназии. За время обучения умерли его родители и один из братьев. В 1860 году поступил на историко-филологический факультет университета. В 1861 году заболел и по совету врачей отправился на лечение за границу. Два года прожил в Германии и Италии.

После возвращения в Россию поселился в Москве, где к тому времени жил его брат Михаил, ставший врачом. Поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Специализировался в области зоологии. Под влиянием профессора Анатолия Богданова, который был одним из основателей антропологии в России, заинтересовался этой наукой. В 1867 году Дмитрий Анучин успешно окончил Московский университет со званием кандидата, но при кафедре для подготовки к профессорскому званию оставлен не был. Предполагают, что это было связано с его женитьбой. Преподавал географию и естествознание в московских гимназиях и женском училище ордена святой Екатерины.
В 1871 году Дмитрий Анучин стал ученым секретарем Общества акклиматизации животных и растений. На этой должности он наладил поставку редких животных для Московского зоопарка из Африки, Океании и Средний Азии, следил за их акклиматизацией и содержанием в неволе. В 1873 году опубликовал большую статью «Очерки африканской фауны» по материалам собственных наблюдений, а также еще несколько работ по зоогеографии. Подготовил крупные работы: «Антропоморфные обезьяны и низшие типы человечества», посвященную проблеме происхождения человека; «Материалы для антропологии Восточной Азии. I. Племя айнов», которая стала первым комплексным исследованием айнов, объединявшим наряду с антропологическим материалом этнографические, исторические и лингвистические данные. Стал членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
В 1876 году Анатолий Богданов добился от министерства просвещения разрешения открыть в университете кафедру антропологии. Возглавить кафедру он предложил Дмитрию Анучину. Для приготовления к профессорскому званию Анучин был командирован в Европу сроком на два с половиной года. Он слушал курсы в университетах Парижа и Берлина, изучал антропологические коллекции в музеях Германии, Великобритании, Бельгии. Во Франции Анучин работал в лаборатории Поля Брока и участвовал в раскопках в пещерах на юге страны. На парижской Всемирной выставке 1878 года он организовал русскую часть антропологического отдела.
После возвращения в университет Дмитрий Анучин защитил диссертацию «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам» и сдал магистерский экзамен. В 1880 году он приступил к чтению первого в истории Московского университета курса по антропологии. В следующем году был утвержден в звании приват-доцента. Однако уже в 1884 году кафедра антропологии была закрыта, так как она не была предусмотрена новым университетским уставом. Но благодаря Анучину антропология сохранилась в университете как преподаваемая дисциплина. А сам он стал экстраординарным профессором на кафедре географии и этнографии историко-филологического факультета. В 1889 году кафедра была переведена на естественное отделение физико-математического факультета.
В 1891 году Анучин был утвержден в звании ординарного профессора. Он читал курсы общего землеведения, исторической географии, географии России, физической географии. Весной 1888 года Дмитрий Анучин впервые в отечественных университетах начал читать систематический курс этнографии России, а через полгода - также курс общей этнологии. После перемещения кафедры на физико-математический факультет Анучин прочитал курс географии Азии - первый страноведческий курс по зарубежным странам.
В сентябре 1889 года совет Московского университета присвоил Анучину степень доктора географии honoris causa за совокупность научных трудов по антропологии, этнографии и географии. В следующем году Анучин был избран президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. По его инициативе было открыто географическое отделение общества. В 1892 году он руководил проведением в Историческом музее первой Географической выставки, экспонаты которой стали основой Географического музея Московского университета. В 1896 году Анучин был избран ординарным академиком, но так как он не мог по существовавшему тогда правилу переехать на постоянное место жительство в Санкт-Петербург, то по собственному прошению в 1898 году оставил должность академика с одновременным избранием его почетным членом Академии.
В 1919 году возглавляемая Дмитрием Анучиным кафедра была разделена на кафедры географии и антропологии. Он передал руководство географической кафедрой своему ученику Александру Круберу, а сам возглавил кафедру антропологии, как и собирался сделать еще в 1880-х годах.
Умер Дмитрий Анучин 4 июня 1923 года.Чем знаменит
Дмитрий Анучин внес значительный вклад сразу в несколько областей науки: этнографию, физическую географию, историю первобытного общества, антропогенез, физическую антропологию, археологию. Он стал основателем отечественной лимнологии - раздела географии, посвященного изучению озер («Верхневолжские озера и верховья Западной Двины», «Новейшее изучение озер в Европе», «Воды суши»). В антропологии он занимался широким спектром проблем от чисто физической антропологии до изучения культур современных и древних народов, верований, обрядов, народного искусства, в том числе и по археологическим данным («О некоторых формах древнейших русских мечей», «К древнейшей истории домашних животных в России», «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака», «Сани, ладья и кони, как принадлежность похоронного обряда. Археолого-этнографический этюд», «К истории искусства и верований у Приуральской чуди. Чудские изображения летящих птиц и мифических крылатых существ», «О культуре Костромских курганов и особенно о находимых в них украшениях и религиозных символах», «Доисторическая Москва», «К вопросу о древнейших людях», «Открытие огня и способы его добывания», «Происхождение человека»).
Учениками Дмитрия Анучина были как известные географы (Лев Берг, Александр Борзов, Иван Щукин, Сергей Григорьев, Митрофан Боднарский, Александр Крубер, Борис Добрынин), так и этнографы и антропологи (Виктор Бунак, Борис Вишневский, Борис Жуков, Алексей Ивановский, Борис Куфтин, Василий Налимов).
О чем надо знать
В 1889 году Дмитрий Анучин опубликовал работу «О географическом распределении роста мужского населения России», сделанную на материале данных о росте мужчин, призванных на воинскую службу в 1874 - 1883 годах. Он рассмотрел распределение роста по губерниям и уездам, установил центры высокорослости и низкорослости на европейской территории России. Анучин предложил историко-этнографическое объяснение географического распределения роста: в размещении в различные эпохи на территории Восточной Европы финнов и славян, расселении славянских племен и путях их колонизации, обусловивших различия в расовом составе отдельных районов. Это комплексное исследование оказало большое влияние на дальнейшее развитие отечественной и зарубежной антропологии.
Прямая речь
Как зоолог, изучающий тех или других животных, особенно высших, не ограничивается только исследованием их физической организации, но старается также составить себе понятие об их образе жизни, инстинктах, проявлениях умственных способностей; то тем более явления этой категории должны интересовать нас при изучении человека, психическая природа которого представляет такое высокое развитие. Если различные формы голосовых звуков являются характерными признаками для многих видов птиц; если социальные инстинкты муравьев составляют одну из типичнейших особенностей этих насекомых; если различные типы построек пчел и ос служат одним из важных критериев для различения их видов, то очевидно, что при изучения человеческих разновидностей, данные лингвистики, сравнительной психологии и этнографии должны иметь еще гораздо большее значение. Различия в строении языков часто резче разграничивают между собою племена, чем их физические признаки; формы первобытных религий и культур могут быть более характеристичными, чем контур черепа или цвет кожи. Правда, мы имеем доказательства, что народы нередко меняют с течением времени свой язык и заимствует один от другого культуру и религию, и что признаки физические вообще, устойчивее психических; но, с другой стороны, мы знаем также, что и физические признаки могут подвергаться, с течением времени, изменению, и что распределение форм примитивного быта и культуры, может иногда в очевидном соответствии с степенью физической организации племен и с особенностями населяемых ими территорий. Во всяком случае, наше знание о человеческих разновидностях было бы далеко неполным, если бы мы не приняли во внимание, столь характерных, для некоторых из них явлений жизни психической и социальной. Притом, как было уже замечено выше, анализ этих явлений, в особенности, как они представляются нам у народов нецивилизованных, может разъяснить нам до некоторой степени процесс их первоначального развития; а следовательно, и способствовать пониманию человеческой природы вообще.
Из статьи Д. Н. Анучина «Задачи современной антропологии и ее отношение к другим наукам»
9 фактов о Дмитрии Анучине
Выпускная работа Дмитрия Анучина в университете была посвящена сравнительному исследованию европейских зубров и американских бизонов.
В 1915 году Анучин выступил организатором I Всероссийского съезда преподавателей географии.
Для составления карты глубин озера Селигер (в работе Анучина об озерах верхне-волжского бассейна) было сделано свыше восьми тысяч измерений.
В 1887 году Анучин опубликовал исследование «О древних искусственно-деформированных черепах, найденных в пределах России», ставшее первой работой об искусственной деформации черепа в отечественной науке.
Также среди работ Дмитрия Анучина есть очерк «А.С.Пушкин. Антропологический эскиз» (1899), где рассматриваются данные об африканском происхождении Пушкина.
Дмитрий Анучин, помимо научных исследований и преподавания, много работал в прессе, выступая не только автором статей статьи, но и в качестве редактора. С 1887 года он был редактором газеты «Русские ведомости», также входил в состав редколлегии газеты «Русский курьер». Из научных изданий Анучин редактировал журналы «Землеведение», «Этнографическое обозрение» и «Русский антропологический журнал».
Анучин состоял в переписке с Антоном Чеховым и Дмитрием Маминым-Сибиряком, дружба связывала его со Львом Толстым.
Именем Дмитрия Анучина названы ледник на севере острова Новая Земля, гора на Северном Урале, остров и пролив в Малой Курильской гряде.

Всего Дмитрий Анучин опубликовал более 500 научных работ.
Материалы о Дмитрии Анучине
Сочинения в библиотеке Максима Мошкова
Биографический очерк
Дмитрий Анучин на сайте «Летопись Московского университета»
Статья о Дмитрии Анучине в русской Википедии
Статья о Дмитрии Анучине в Русском биографическом словаре
Статья о Дмитрии Анучине в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
Источник

Воспитывался в 4-й Ларинской гимназии, окончив которую в 1860 году, поступил на историко-филологический факультет. Слушал лекции Стасюлевича, Костомарова, Срезневского и Сухомлинова, но, заболев, вынужден был через год оставить университет и уехать за границу, откуда возвратился в 1863 году с обновленными сведениями и обновившимся мировоззрением. Вновь тогда же поступил в Московский университет по естественному отделению физико-математического факультета и окончил курс кандидатом в 1867 году, усердно занимаясь и после зоологией, этнографией и антропологией.

Еще в начале своей научной деятельности Анучин перешел от занятий по зоологии к антропологии. Особенно интересовала его родословная человека, к которой он возвращался в своих работах неоднократно, изучая как антропоморфных обезьян, так и ископаемые останки доисторического человека. В 1874 он написал большую работу о племени айнов, которая обратила на него внимание как у нас, так и за границей. Физико-математический факультет Московского университета командировал Дмитрия Николаевича за границу для подготовки к занятию первой в России кафедры антропологии.

В 1880 Анучин защитил магистерскую диссертацию «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам» и начал свою преподавательскую деятельность в Московском университете, с которым связана вся жизнь ученого, сначала как антрополог, а затем, с 1885, и как географ и этнограф. За целый ряд выдающихся научных работ, и в особенности за труд «О географическом распределении роста мужского сравнительно с распределением роста населения других » (1889 год) — Московский университет присудил Анучину степень почетного доктора.

Заняв кафедру географии и антропологии, Дмитрий Николаевич весь отдался организации преподавания: до него в наших университетах по этим наукам не было ни музеев, ни руководств, ни продуманных программ, ни методики преподавания. Эта широкая деятельность выработала из Анучина первоклассного и авторитетнейшего в ученого, к которому шли за научным советом и наши, и западные крупнейшие специалисты (Р. Мартин, Деникер, Пенки и другие).

В педагогической деятельности Анучина надо отметить, прежде всего, что наряду с самостоятельными очерками, всегда чрезвычайно богатыми по содержанию и четкими по изложению (« поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений», «Суша», « » и другие), Анучин переводил лучшие иностранные руководства (Нидерле, Леббока, Зупана), дополняя и исправляя их, что делало перевод иногда выше оригинала.

Дмитрий Анучин создал два музея при Московском университете: Географический, один из самых полных в России, с библиотекой до 10 000 тт., и Антропологический – крупнейший музей по антропологии и этнологии, привлекающий массу экскурсий, ценный по своему глубоко продуманному плану, с этнологическим отделом, отображающим эволюцию отдельных элементов культуры (оружие, жилище, способы передвижения и другое). В основу каждого из музеев легли экспонаты соответствующих всероссийских выставок, организованных Анучиным (Антропологическая – 1879 год, Географическая – 1892 год). Пополнялись же они коллекциями учеников Дмитрия Николаевича, обменом и, нередко, приобретениями на собственные средства ученого.

Далее, вместе с группой ученых, объединившихся вокруг Уварова и созданного им Археологического Общества, Анучин вывел русскую археологию из стадии любительства на широкую научную дорогу и в этой области сразу стал играть руководящую роль. Особенное значение имеют труды Анучина (наиболее крупные из которых были, а некоторые и теперь остаются образцовыми и руководящими): «Лук и стрелы» (1881 год), археолого-этнологический этюд, дающий полную сводку материала по данному вопросу; «Сани, ладьи и кони, принадлежности похоронного обряда» (1890 год), труд, отмеченный сочувственно в западной литературе. «Верхневолжские озера и верховья », работа, послужившая прототипом длинного ряда работ учеников Анучина по русским озерам и положившая основание научной лимнологии у нас; многочисленные работы по бронзовому веку Восточной России, по археологии Москвы, Сибири; курсы и многие статьи по истории землеведения, почти единственные в России.

Сознавая, что для правильного развития науки необходимо общественное понимание и сочувствие, Анучин делился с широкой публикой своими огромными знаниями, отзываясь на каждое явление в жизни, науке и литературе – в лекциях, докладах, статьях в газетах, популярных книгах: например, « и японцы», « и в Калифорнии», « , его подвиги и открытия» и многих других. Анучин создал один из лучших журналов «Землеведение» (с 1894 года) и руководил им до самой смерти, много писал в основанном в его честь «Русском Антропологическом Журнале».

Всего Анучину принадлежит до 600 работ (уже после 70-летнего юбилея им написано до 150 статей). Дмитрий Николаевич Анучин был бессменным президентом Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии и трех его отделений, президентом Московского Археологического Общества, почетным академиком, почетным членом многих русских и иностранных ученых обществ, академий и университетов, создателем лучшей и многочисленной школы русских антропологов и . Его ученики занимают кафедры по этим наукам во всех наших университетах (Ивановский, Берг, Крубер, Григорьев, Адлер, Борзов, Бунак и другие). Примыкая к группе либеральной профессуры (по убеждениям близкой к кадетской партии), Анучин в течение многих лет был одним из редакторов газеты «Русские Ведомости», где дал ряд статей по общественным и научным вопросам. С первых лет советского строя Дмитрий Анучин принял горячее участие в работах Главмузея, Института Востоковедения, Центральной Естеств. Педагогической Комиссии, Коммунального Музея. Очень много сделано Анучиным для развития у нас краеведения, и одно из первых сельских краеведческих обществ в России.