Как по настоящему зовут сашу черного. Краткая биография: Черный Саша

Саша Черный

русский поэт-сатирик

Саша Черный - псевдоним знаменитого сатирика Александра Михайловича Гликберга . Псевдоним был взят из самой плоти жизни.

Саша родился 13 октября 1880 года и вырос в Одессе, в большой еврейской семье, где было пятеро детей, из которых двое были Сашами. Светленького звали белым, а темненького черным. Из-за существовавшего тогда в гимназиях лимита учеников-евреев, Саше было невозможно поступить в гимназию. А когда родители внезапно решили крестить всех детей, учиться, по мнению Саши, было уже и поздно. Он сбежал в Петербург, но вскоре понял, что в одиночку ему там не выжить. На письма родители не отвечали, давая Саше понять, что он сам выбрал свой путь. От голодной смерти Сашу спас богатый житомирский чиновник, принявший его в свою семью. Вся дальнейшая биография Саши Черного – это биография поэта-сатирика.

В 1905-1906 годах он активно сотрудничал с разными сатирическими журналами: «Альманах», «Журнал», «Молот», «Маски», «Леший». Но одна из его публикаций в «Зрителе» от 27 ноября 1905 года произвела такой скандал, что журнал закрыли. Первый же сборник стихов Черного «Разные мотивы» (1906) был арестован. Чтобы избежать ареста самому, он вместе с женой уехал в Германию, где создал цикл лирических сатир «У немцев», стихотворения «Карнавал в Гейдельберге», «Корпоранты» и др. Резко возрос уровень его поэтического мастерства, расширился кругозор, что позволило ему вскоре после возвращения из-за границы занять место одного из поэтических лидеров в петербургском еженедельнике «Сатирикон», где Саша Черный наконец нашел свою нишу. Его стихи в ту пору буквально заучивали наизусть, настолько они были злободневны.

В 1910 году вышел сборник «Сатиры», объединивший циклы стихотворений, опубликованных ранее, которые высмеивали российского обывателя и пошлость окружающего его мира. Затем вышла вторая книга стихов - «Сатиры и лирика» (1911). Печатался поэт и в других изданиях - в газетах «Новый день», «Киевская мысль», «Русская молва», «Одесские новости», журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», альманахе «Шиповник». Искал опору в искусстве, природе, детях, народном быте, создавая циклы лирических миниатюр о деревне («Северные сумерки», «В деревне» и др.), писал прозаические произведения - «Люди летом» (1910), «Первое знакомство» (1912) и др. Еще одним направлением творчества Черного являлись стихи для детей, которые он писал с 1911 года, а в 1912 году принял участие в созданной по инициативе М.Горького «Голубой книжке» и в детском альманахе «Жар-птица». Пробовал он себя как переводчик с немецкого, готовя к печати «Книгу песен» Г.Гейне (1911), «Избранные рассказы» Г.Сафира (1912), переводы Р.Демеля, К.Гамсуна и др. С началом Первой мировой войны «рядовой Гликберг» подался служить в полевой госпиталь.

Его впечатлительность чуть не лишила его рассудка и жизни. Только любящая жена и возможность выплескивать впечатления на бумагу спасли поэта. Впечатления, полученные на фронте, легли в основу цикла стихотворений «Война». После октябрьского переворота он покидает Россию в числе первых эмигрантов. Это решение сильно продлило ему жизнь и дало возможность радовать читателей своими книгами ещё много лет. Сначала Черный жил в Вильно, где им были написаны стихи о Литве, цикл «Русская Помпея», в котором поэт признается, что для него «нет путей назад», а также книга детских стихов «Детский остров». В 1920 году поэт перебрался в Берлин, где более двух лет работал в издательстве «Грани», «Русской газете» и «Руле», в журналах «Сполохи», «Воля России», редактировал литературный отдел журнала «Жар-птица». Тогда же выходит его третья книга сатир «Жажда», ставшая завершением творчества Черного-поэта.

С 1924 года Александр живет в Париже, теперь в его творчестве все большее место занимает проза: многочисленные книги для детей («Библейские сказки», «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Румяная книжка», «Дневник фокса Микки», «Серебряная елка» и др.), повесть «Чудесное лето», «Несерьезные рассказы», «Солдатские сказки», поэма «Кому в эмиграции жить хорошо» и другие произведения.

Летом 1930 года Саша Черный с женой поселился в маленьком домике на юге Франции (Ла-Фавьер, близ Лаванду), где и умер 5 августа 1932 года на 52-м году жизни - перенапряг сердце, помогая соседям тушить пожар.

На его могильной плите высечена строка из стихотворения Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный». Александр Михайлович на самом деле походил на того самого бедного рыцаря. Беспощадный в своей сатире, в жизни он был очень душевным и добрым человеком. Он не мог оставаться в стороне от чужой беды.

Саша Чёрный, настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе, в октябре 1880 года - русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворений, прозаик, переводчик.

Родился Саша в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.

Блондина называли «Белый», брюнета - «Чёрный». Отсюда и псевдоним.

То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звёздным часом», - величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 - один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».

Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского.

Маяковский знал наизусть почти все стихи Чёрного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал и для детей 25 стихотворений.

Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Саши Чёрного, его принципиальная антибуржуазность, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

Гете и Шиллер на мыле и пряжках, На бутылочных пробках, На сигарных коробках И на подтяжках… Мещане торгуют титанами... На могилах, 1912 В 1914-1917 годах он был солдатом при полевом лазарете. В марте 1917г. Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Чёрный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику.


В 1920 году Саша переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица», а в 1924 году Саша Чёрный приехал в Париж. где сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Писал он в этот последний период своей жизни много и разнообразно. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.

Среди других его произведений — поэма «Ной» (1914г.), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп».

Выпустил прозаический сборник «Несерьёзные рассказы» (1928), с «лёгкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Чёрному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.

Высшая точка посмертного признания таланта Саши Чёрного - это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года на 53 году жизни. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».

__________________________________________

Молитва

Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме Не депутат и не издатель И не сижу еще в тюрьме. Благодарю тебя, могучий, Что мне не вырвали язык, Что я, как нищий, верю в случай И к всякой мерзости привык. Благодарю тебя, единый, Что в Третью Думу я не взят,— От всей души, с блаженной миной Благодарю тебя стократ. Благодарю тебя, мой боже, Что смертный час, гроза глупцов, Из разлагающейся кожи Исторгнет дух в конце концов. И вот тогда, молю беззвучно, Дай мне исчезнуть в черной мгле,— В раю мне будет очень скучно, А ад я видел на земле.

____________________________________________________

Два желания

1 Жить на вершине голой, Писать простые сонеты... И брать от людей из дола Хлеб вино и котлеты. 2 Сжечь корабли и впереди, и сзади, Лечь на кровать, не глядя ни на что, Уснуть без снов и, любопытства ради, Проснуться лет чрез сто.

_______________________________________________________

Споры

Каждый прав и каждый виноват. Все полны обидным снисхожденьем И, мешая истину с глумленьем, До конца обидеться спешат. Эти споры - споры без исхода, С правдой, с тьмой, с людьми, с самим собой, Изнуряют тщетною борьбой И пугают нищенством прихода. По домам бессильно разбредаясь, Мы нашли ли собственный ответ? Что ж слепые наши "да" и "нет" Разбрелись, убого спотыкаясь? Или мысли наши - жернова? Или спор - особое искусство, Чтоб, калеча мысль и теша чувство, Без конца низать случайные слова? Если б были мы немного проще, Если б мы учились понимать, Мы могли бы в жизни не блуждать, Словно дети в незнакомой роще. Вновь забытый образ вырастает: Притаилась Истина в углу, И с тоской глядит в пустую мглу, И лицо руками закрывает...

______________________________________________________

Информация о творчестве Саши Черного может понадобится для учеников 3, 4 классов при подготовке к уроку.

Информация о творчестве Саши Черного

Настоящая фамилия Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг.

Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911 годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»

Стихи Саши Черного – и саркастические, и нежные, приобрели всероссийскую популярность.

В 1911 году появились первые его произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живущих в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты, составил двухтомную хрестоматию для детей, живущих за границей. Это «Радуга» и «Русские поэты для детей». Поэт много путешествовал по Европе.

Умер он в глухом рыбацком посёлке на берегу Средиземного моря в 1932 году.

Несколько строк о Саше Черном Вы можете написать и сами, используя изложены выше материал.

В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель». Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория», изданы во время между Первой и Второй мировыми войнами.

Саша Чёрный, Александр Михайлович Гликберг (1880-1932) – русский поэт и прозаик, его творчество относится к Серебряному веку, особенно прославился своими лирико-сатирическими фельетонами в стихотворной форме.

Раннее детство

Саша появился на свет в городе Одессе 1 октября 1880 года. Родители имели еврейское происхождение, отец работал провизором и агентом химической лаборатории. Позже семья перебралась в город Белая Церковь, где и прошло детство будущего поэта.

В семье было пятеро детей, двоим из них родители дали одинаковое имя – Саша. И так повелось у Гликбергов, что светлого ребёнка (блондина) звали Саша Белый, а тёмного (брюнета) Саша Чёрный. Таким образом, из детского семейного прозвища и появился будущий псевдоним поэта.

Саша Чёрный заметно отличался от своих сестёр и братьев. У него была буйная фантазия, он постоянно что-то мастерил, выдумывал, проводил опыты. То смешивал серу, зубной порошок и вазелин, чтобы получить непромокаемый порох, то пытался из сока шелковичного дерева изготовить чернила. В общем, квартира Гликбергов иногда напоминала химический завод. За такие опыты Саше нередко приходилось получать от отца, который отличался строгостью и крутым нравом.

Гликберги были зажиточными людьми, но малокультурными. Нельзя сказать, чтобы у Саши было счастливое детство, мальчик рос замкнутым и нелюдимым.

Обучение

В те времена ребёнку из еврейской семьи получить достойное образование было практически невозможно. Поэтому сначала Саша обучался на дому.

Для того чтобы мальчик мог поступить в белоцерковскую гимназию, родителям пришлось крестить его в русской православной церкви. Ребёнок начал обучение в гимназии уже в 10-летнем возрасте, учеба давалась ему нелегко, за плохую успеваемость парня несколько раз отчисляли. К постоянным домашним наказаниям добавился новый страх гимназистского ига.

В 15-летнем возрасте он не выдержал и сбежал из дома, бросив обучение. Кстати, ранее на такой же шаг решился и старший ребёнок семьи Гликбергов, а Саша Чёрный последовал его примеру.

Сначала мальчишку приютила у себя родная тётка по отцу. Она привезла Сашу в Петербург, где он поступил в гимназию, чтобы продолжить обучение. Но вскоре юноша был отчислен оттуда, не сдав экзамен по алгебре.

Положение Саши было катастрофическое: денег на жизнь не было совсем, он писал отцу и матери, просил помочь, но родители не отвечали на письма сына-беглеца. Парень стал нищим и занялся попрошайничеством.

В 1898 году в одной из крупнейших петербургских газет «Сын отечества» начинал работу молодой журналист Александр Яблонский. Он узнал о несчастном юноше, которого бросила семья, и написал репортаж о горестной судьбе подростка.

Житомир и крёстный папа К. Роше

Статью прочитал один весьма состоятельный господин из Житомира Константин Роше, много времени и средств уделявший благотворительности. Он забрал юношу к себе, предоставив ему кров и дав образование. Житомир стал по-настоящему второй родиной для Саши, а Константина Константиновича Роше он всегда считал своим крёстным отцом.

Роше обожал поэзию, свою любовь к стихам он прививал и Саше, а вскоре обнаружил, что парень и сам имеет неплохой поэтический дар.

Константин Константинович помог Саше устроиться на работу мелким чиновником в Службе сборов. Одновременно с работой молодой человек начал писать стихи.

В 1900 году его призвали на военную службу. В Житомире базировался пехотный полк, в котором Саша и прослужил 2 года в качестве вольноопределяющегося.

После службы он поехал в небольшой городок Новоселицы, где устроился работать таможенником на границе с Австро-Венгрией.

Но вскоре он вернулся в Житомир, где начал сотрудничать с газетой «Волынский вестник». В 1904 году было напечатано его первое стихотворное произведение «Дневник резонёра», начинающий поэт подписался «Сам по себе». Местную житомирскую интеллигенцию заинтересовало произведение, и вскоре Саша получил кличку «поэт».

Петербург

К сожалению, газета «Волынский вестник», в которой Саша стал регулярно печатать свои стихи, закрылась. Но молодого человека уже очень сильно увлекла литературная деятельность, и он принял решение переехать в Санкт-Петербург. Здесь он сначала жил у родственников Роше, они же помогли ему устроиться работать в железнодорожную налоговую службу.

Он служил небольшим чиновником, а его непосредственной начальницей была женщина – Мария Ивановна Васильева. Саша и Маша очень отличались друг от друга – и по положению, и по образованию, к тому же женщина была намного его старше. Несмотря на такие различия, они сблизились и в 1905 году поженились. Это дало молодому поэту шанс оставить работу в железнодорожной конторе и полностью заняться литературой.

Сотрудничать он стал с сатирическим журналом «Зритель». В выпуске под номером 23 было напечатано стихотворение «Чепуха», и впервые под произведением стояла подпись – Саша Чёрный. Это был ноябрь 1905 года. Стихотворение имело успех, и Сашу сразу же стали приглашать во многие сатирические издания.

Его начали печатать несколько журналов и газет:

  • «Журнальчик»;
  • «Леший»;
  • «Альманах»;
  • «Маски».

Популярность Саши Чёрного среди читателей росла. Однако этот факт омрачился тем, что после его сатирических стихов закрыли журнал «Зритель», а сборник поэзии «Разные мотивы» вообще запретили цензурой из-за политической сатиры.

Всё это привело к тому, что в 1906 году Саша Чёрный уехал в Германию, там он был слушателем лекций в Гейдельбергском университете.

Расцвет творчества

В 1908 году Саша вернулся в Санкт-Петербург, где как раз только открылся новый журнал «Сатирикон» и он, наряду с другими известными поэтами, стал его постоянным автором. Более того, с 1908 по 1911 год он занимал позицию бесспорного поэтического лидера «Сатирикона», благодаря журналу Саша имел всероссийскую славу. Корней Чуковский говорил о нём:

Его стихи действительно были в то время у всех на устах. Читатели любили их за искромётный юмор, особенную желчь и горечь, хлёсткую сатиру, простодушие и в тоже время дерзость, остроумные замечания и наивную детскость. Газеты и журналы просто боролись за право печатать поэзию Саши, он, как и раньше, сотрудничал со многими издательствами:

  • «Русская молва» и «Современный мир»;
  • «Киевская мысль» и «Солнце России»;
  • «Современник» и «Аргус»;
  • «Одесские новости».

Один за другим выходили в свет сборники его поэзии: «Невольная дань», «Всем нищим духом», «Сатиры».

Но в 1911 году без причин и объяснений Саша Чёрный ушёл из «Сатирикона». Возможно, сказалось внутреннее состояние души, молодой поэт почувствовал, что исчерпал себя в этом направлении. В том же году он дебютировал в литературе детской:

  • стихотворение «Костёр»;
  • вслед за ним в 1912 году вышло первое его прозаическое произведение – рассказ для детей «Красный камушек»;
  • в 1914 году знаменитая «Живая азбука» в стихах;
  • в 1915 году сборник детских стихотворений «Тук-тук».

Со временем произведения для детей заняли основное место в творчестве Саши Чёрного.

Революция и война

В 1914 году, когда была объявлена война с Германией, Сашу призвали на фронт. Ужасы войны оказались для поэта тяжёлым испытанием, он впал в жуткую депрессию, его поместили в госпиталь. А потом он продолжил свою службу в медицинских частях: был смотрителем госпиталя в Гатчине, затем отправился на фронт с Варшавским сводным полевым госпиталем № 2, помогал смотрителю в полевом запасном госпитале Пскова.

В конце августа 1918 года, когда Красная Армия вступила в город Псков, Саша покинул его вместе с другими беженцами. Революцию он не принял. Поэт делал попытки примириться с новой властью, но ничего не получилось, несмотря на то, что большевики предложили ему возглавить газету в Вильно. Чёрный выехал из России в 1920 году.

Эмиграция

Сначала он с супругой переехал в Прибалтику, в город Ковно. Затем перебрались в Берлин. Здесь он продолжал заниматься литературной деятельностью. Поэт сотрудничал с издательствами «Сполохи», «Руль», «Воля России», «Сегодня». В журнале «Грани» Саше довелось поработать редактором.

В 1923 году вышла в свет книга с его стихами «Жажда», изданная на собственные средства. Все произведения были пропитаны тоской по родине, в их строках проглядывалось горестное положение поэта «под чужим солнцем».

В 1924 году Чёрный переехал во Францию. Здесь он приложил все усилия, чтобы сделать популярной русскую литературу за границей. Сотрудничал сразу с несколькими парижскими журналами и газетами:

  • «Последние новости»;
  • «Перезвоны»;
  • «Сатирикон»;
  • «Иллюстрированная Россия»;
  • «Возрождение».

Он являлся организатором литературных вечеров, ездил по всей Франции и Бельгии с чтением своих стихов для русскоязычных слушателей, каждый год принимал участие в «днях русской культуры». Саша Чёрный выпустил детский альманах «Русская земля», в котором рассказывалось о русском народе, его истории и творчестве.

В годы эмиграции Чёрный особенно много работал над прозой. Им было создано множество замечательных произведений для детей:

Смерть

В 1929 году в южной части Франции, в небольшом местечке Ла Фавьер, Саша купил надел земли и выстроил дом. Это место стало поистине культурным русским центром за границей. Здесь собиралось много музыкантов, художников, русских писателей, часто приезжавших и подолгу гостивших у Чёрного.

5 июля 1932 года рядом с домом Саши случился пожар, загорелась соседняя ферма. Он, ни на секунду не задумываясь о последствиях для своего здоровья, побежал на помощь соседям, участвовал в тушении пожара. Придя домой, прилёг отдохнуть, но больше с постели не поднялся, умер от сердечного приступа.

Его похоронили на французском кладбище Лаванду. Самый близкий и дорогой человек для Саши Чёрного – супруга Мария Ивановна – скончалась в 1961 году. С этого времени за их могилами некому было присматривать и оплачивать, супруги не имели детей. Поэтому настоящее точное место захоронения поэта было утеряно. В 1978 году на кладбище Лаванду установили мемориальную табличку, на которой написано, что на этом кладбище покоится поэт Саша Чёрный.

Осталась лишь память и его бессмертная поэзия. На стихи Саши Чёрного были написаны песни и исполнены такими популярными российскими певцами, как группа «Сплин», Жанна Агузарова, Аркадий Северный, Максим Покровский, Александр Новиков.

(настоящее имя - Гликберг Александр Михайлович)

(1880-1932) российский прозаик и поэт

Детство Саши Черного прошло в украинском местечке Белая Церковь. Отец мальчика работал провизором в аптеке, а затем стал агентом по продаже химических реактивов. Некоторое время Саша обучался в хедере, но не смог освоить еврейский язык, и тогда отец решил дать ему классическое образование.

Семья Гликбергов перебралась в Житомир, там Александр крестился. С десяти лет он начал обучаться в городской гимназии. Впоследствии он вспоминал об этом времени как о самом тяжелом периоде детства. Он был старше других учеников в классе, но отставал из-за плохой памяти и неумения сосредоточиться. Вдобавок он был практически лишен материнской ласки. В шестом классе Александра исключили из гимназии с «волчьим билетом», т. е. без права поступления в аналогичное учебное заведение.

Отчаявшись, он убегает из дома и добирается до Петербурга, где, поселившись у родственников, все-таки поступает в гимназию. Однако чтобы получить аттестат зрелости, Александру пришлось вернуться в Житомир. Неожиданно умирает его отец, мать выходит замуж и практически отказывается от сына. Воспитателем Александра становится знакомый семьи К. Роше, занимавший крупный пост в губернском крестьянском присутствии. Он поручился за юношу, и того вновь принимают в гимназию.

Роше оказал на Александра благотворное влияние, познакомил его с поэзией, которой страстно увлекался сам.

Получив аттестат зрелости, Александр устраивается на работу в качестве конторского служащего в местной таможне. Но фактически работает секретарем Роше, ставшего его опекуном. Тогда же он начинает печататься в только что открывшейся городской газете «Волынский вестник»: пишет рецензии, хронику местной светской жизни, а в 1904 году публикует цикл очерков под общим названием «Дневник резонера».

В начале 1905 года жизнь Александра неожиданно меняется, так как его опекун становится начальником Варшавской железной дороги и переезжает в Петербург. Роше устраивает Александра старшим канцеляристом в управление дороги. Руководившая канцелярией Н. Васильева влюбляется в юношу и вскоре становится его женой.

Васильева вводит начинающего писателя в круг петербургских ученых и философов. Сама она была племянницей известного философа профессора Петербургского университета А. Введенского и дальней родственницей предпринимателя Г. Елисеева.

После переезда в Петербург Гликберг начинает печататься в одном из ведущих журналов того времени «Зритель». 27 ноября 1905 года он опубликовал антиправительственный памфлет «Чепуха», под которым впервые поставил псевдоним Саша Черный.

Публикация, в которой усмотрели намеки на Николая II, вызвала резкую реакцию властей: на некоторое время журнал закрывают. Но скандал сделал имя Черного известным, его произведения стали печатать различные сатирические журналы.

Цензура четко отслеживала публикации Саши Черного, ведь его произведения сразу же становились известными, заучивались наизусть. Когда он подготовил к печати сборник стихов и сатирических очерков «Разные мотивы» (1905), тираж почти полностью был конфискован.

Чтобы избежать возможного ареста, знакомые и издатели посоветовали Саше Черному покинуть Россию. Летом 1906 года Гликберги уехали в Германию и провели за границей больше года. Александр много и напряженно работал, слушал лекции в университете, написал цикл лирических сатир, множество очерков. С 1906 года он выступает как прозаик.

Вернувшись в Россию в начале 1908 года, Саша Черный становится сотрудником еженедельного сатирического журнала «Сатирикон». Вскоре издание приобретает всероссийскую популярность и становится ведущим сатирическим органом, а поэт - всероссийской знаменитостью. Современники даже называли его российским Гейне, королем поэтов «Сатирикона». Приведем мнение издателя М. Корнфельда: «Саша Черный - сатирик Божьей милостью». Свои произведения Саша Черный объединяет в два сборника - «Сатиры» (1910) и «Сатира и лирика» (1913). Первый из них выдержал к 1917 году пять изданий.

Ему удалось создать свой тип героя, худосочного, жиденького и гадкого, иногда склонного к саморазоблачению.

Поэт создает сатиры политического характера, обращается к социально-бытовой тематике, пишет лирические стихи. Эти произведения интересны образными характеристиками, меткими эпитетами («сплошной карнавал мелюзги», «двуногие кроты, не стоящие дня земного срока») яркими деталями («бросает в пот склонившуюся плешь», «на блюдце киснет одинокий рыжик»).

На протяжении всей своей жизни Саша Черный пытался отойти от амплуа сатирика, но тем не менее его воспринимают именно как автора подобных произведений.

Осознавая несовершенство отношений в «Сатириконе», он активно сотрудничает с разными журналами, пишет сатиры, лирические стихотворения, пейзажные и бытовые зарисовки, выступает как прозаик и автор стихов для детей, пробует свои силы как переводчик.

В 1911 году Саша Черный написал первое стихотворение для детей - «Костер», за ним последовали другие: «Трубочист», «Летом», «Бобкина лошадка», «Поезд». Горький привлекает его к работе над сборником «Голубая книжка», в котором появляется первая сказка Черного - «Красный камешек». В 1912 году начинается его сотрудничество с Чуковским в журнале «Жар-птица».

Стихи Саши Черного, написанные простым, ясным языком, часто напоминают детские стишки, считалки. В них виден характер ребенка-почемучки, образно воспринимающего мир. В 1913 году выходит «Детская азбука», по которой обучается грамоте не одно поколение детей.

В годы Первой мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт, работает в госпитале, занимается общественной деятельностью. Военные впечатления отразились в ряде его произведений. После революции был опубликован цикл стихов «Война», а в эмиграции Черный опубликует «Солдатские сказки»(1933), созданные на основе услышанных в армии рассказов. Его герой создан в стилистике бытовой сказки об умелом и бывалом солдате. Черный выступает как блестящий имитатор сказа, исследователи отмечали искусство стилизации, невозможность различия собственно народных пословиц и приговорок от авторских: «Казакам для форсу начес полагается», «Звание у тебя полуофицерское, а в голове у тебя тараканы портянку сосут», «Один я, как клоп на одеяле, остался».

Октябрьскую революцию Саша Черный не принял и уехал в Литву. Там, на тихом хуторе, он пытается осмыслить происходящее и приходит к выводу, что стал беженцем, эмигрантом. Поэт с горечью констатирует, что он значительно вырос и из Саши превратился в Александра, так он теперь и подписывает свои произведения - Александр Черный.

Постепенно ему удается подготовить к изданию свои прежние стихотворные сборники и выпустить новый сборник, уже третий по счету, - «Жажда» (1923). Но основные интересы Саши Черного сосредотачиваются вокруг написания произведений для детских журналов. Мир ребенка был хорошо знаком писателю: его жена давала уроки в частных школах и гимназиях.

Жизнь в эмиграции налаживалась постепенно, вначале Гликберги жили в Берлине, но из-за издательского кризиса им пришлось уехать в Рим. В 1925 году они поселяются в Париже, на гонорар от «Дневника фокса Микки» (1927) даже смогли построить в русской колонии на юге Франции на берегу Средиземного моря небольшой дачный домик.

Саша Черный активно сотрудничает в разных эмигрантских изданиях, издает одну за другой книги для детей: «Библейские сказки» (1922), «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Белка-мореплавательница» (1926), «Румяная книжка» (1931), «Серебряная елка» (1929), «Кошачья санатория» (1928), «Чудесное лето» (1930).

Взрослые произведения Саши Черного выходят в 1928 году - он объединяет в книге «Несерьезные рассказы» произведения, опубликованные ранее в журналах.

Трагическая случайность обрывает жизнь писателя. После произошедшего у соседа пожара он почувствовал недомогание и, вернувшись домой, вскоре умер.