Классификация эмоций в психологии кратко. Классификации эмоциональных состояний

Многообразие эмоций, их качественных и количественных проявлений исключают возможность простой и единой классификации. Каждая из характеристик эмоций может выступать в качестве самостоятельного критерия, основания для их классификации (см. табл. 3(а)).

По знаку эмоциональные переживания можно разделить на положительные, отрицательные и амбивалентные. Основной функцией положительных эмоций является поддержание контакта с позитивным событием, поэтому им присуща реакция приближения к полезному, необходимому стимулу. Кроме того, по мнению П. В. Симонова, они побуждают нарушать достигнутое равновесие с окружающей средой и искать новую стимуляцию. Для отрицательных эмоций характерной является реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стимулом. Считается, что они играют более важную биологическую роль, поскольку обеспечивают выживание индивида. Амбивалентными являются противоречивые эмоциональные переживания, связанные с двойственным отношением к чему или кому-либо (одновременное принятие и отвержение).

Таблица 3(а)

Характеристики эмоций как основания для их классификации

Однако многими исследователями отмечается, что знак эмоции не всегда соотносим с позитивной (положительные эмоции) или негативной (отрицательные) значимостью стимулов и направленностью к ним, и в целом такое деление является достаточно условным. К. Изард предлагает использовать критерий конструктивности для различения положительных и отрицательных эмоций: положительные эмоциональные переживания способствуют конструктивному взаимодействию человека с другими людьми, с ситуациями и объектами, отрицательные же, напротив, препятствуют такому взаимодействию. Я. Рейковский рассматривает данную проблему с позиций организации или дезорганизации протекания регуляторной деятельности.

Модальность. В психологической литературе существуют различные подходы к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей являются базовыми. Разные авторы называют различное число базисных модальностей – от двух (удовольствие-неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В. Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главных модальности: радость, гнев, страх. Остальные же эмоции являются их производными или сочетаниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модальностей эмоциональной сферы. По мнению О. П. Санниковой, «эмоции таких паттернов как «радость» и «печаль» относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция печали обладает собственными отличительными особенностями (Л. М. Аболин, 1987; Н. М. Русалова, 1979 и др.). А. И. Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные модальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презрение. Шесть базисных эмоций называет и А. Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.

В зарубежной психологии три основные модальности эмоций выделяли Дж. Уотсон (страх, ярость и любовь) и Дж. Грей (тревожность, радость-счастье и ужас-гнев). Р. Вудвортс при попытке классифицировать мимические эмоциональные проявления людей смог выделить следующие основные группы: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций-модальностей, соответствующих основным прототипам адаптивного поведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.

Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:

1) интерес интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;

2) радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;

3) удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;

4) печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;

5) гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;

6) отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;

7) презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;

8) страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;

9) стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;

10) вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Классификацию модальностей, предложенную К. Изардом, критикуют за ее эмпиричность, поскольку признается не вполне обоснованным то, что выделены именно эти десять эмоций. Так, существует мнение, что базовыми можно называть только те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т.е. имеются не только у человека, но и у животных. Поэтому такие эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к базовым вряд ли можно отнести (считается, что они появляются в результате социализации базовой эмоции страха). Кроме того, было выявлено, что мимика презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет, что позволяет выдвигать предположение о том, что презрение является социализированной формой гнева. Интерес вообще склонны причислять к числу мотивационных образований.

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно важных событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения. В зависимости от влияния на поведение и деятельность человека эмоции подразделяются на стенические (от греч. «стенос» – сила) – активизирующие жизнедеятельность организма, побуждающие к действию (гнев, удивление и др.), - и астенические – угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме (стыд, печаль и др.). Эмоции таких модальностей, как страх или радость, могут иметь как стенический, так и астенический характер.

В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые . Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает, - с другой. Изменение осознания эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха - как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

К пониманию того, что не все эмоциональные переживания являются осознаваемыми, в психологии пришли не сразу. Первоначально доминировали идеи интроспективной психологии, в которой эмоции рассматривались как феномены сознания и, следовательно, были полностью осознаваемыми. Именно в психоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все психические явления (в том числе и эмоции) регистрируются в сознании. Основными причинами неосознаваемости тех или иных эмоциональных явлений являются их слабая интенсивность, а также действие особых блокирующих осознание механизмов (психологических защит). Кроме того, остаются неосознанными те эмоциональные переживания, которые возникли и сформировались в раннем детстве, когда сознание ребенка не было еще достаточно развитым, хотя они впоследствии могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.

Предметность. В зависимости от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные .

В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций (по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности). Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Такие переживания являются непосредственным субъективным коррелятом потребности, объективизируя ее в предметной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; 2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

Степень произвольности. В зависимости от возможности произвольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают произвольные и непроизвольные . Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.

По происхождению эмоции подразделяются на врожденные , связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные ,формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта.

Согласно Г. А. Вартаняну и Е. С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными ижестко связанными с нарушением или восстановлением гомеостаза в организме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловнорефлекторными реакциями и являются безвероятностными (возникают в ответ на определенный внешний раздражитель с вероятностью, равной 1). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации.

По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т.д.).

Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.

Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.

Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмоциональных явлений является классификация Б. И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека:

1) альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);

2) коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обожание и др.);

3) глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязвленного самолюбия и др.);

4) праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);

5) пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительности, соперничества и др.);

6) романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);

7) гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);

8) эстетические – связанные с лирическими переживаниями, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);

9) акизитивные – возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию (чувство обладания и др.);

10) гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности, веселья и др.).

Основным недостатком предложенной Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.

Глава 14. ПОТРЕБНОСТИ

Понятие потребности

Большинство психологов разделяют точку зрения о том, что потребность выполняет функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека. И это пожалуй единственное, что их объединяет. Понимание сущности потребности и ее роли в мотивации человека – вот что является «яблоком раздора.

Потребность как нужда. Согласно справочной литературе слово "нужда" имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и потребность, надобность в чем-нибудь.

В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в организме животного или человека и именно в таком значении она интерпретируется как потребность. В принципе при таком толковании, понятие «потребность» касается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает (Д. Н. Узнадзе 1966, 1969).

Вместе с тем, потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организма. В связи с чем и появляется потребность в ликвидации этого избытка. Например, речь идет о некоторых физиологических потребностях, знакомых каждому, когда необходимо "сходить по нужде". Потребность может появляться и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтанно, без предшествующего переживания дефицита, а из-за определенных характеристик появившегося объекта. Это было подробно изложено при рассмотрении особенностей эмоциогенных ситуаций.

В советской психологии наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потребность - это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Так, К. К. Платонов пишет, что потребность - это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные потребности).

Л.И.Божович (1972) считала, что в основе любого человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности. Однако потребность никак нельзя отождествлять с наличием объективно существующей нужды. Нужда, не отраженная в соответствующем переживании не становится побудителем поведения. Поэтому под потребностью она понимала отражаемую в форме переживания (а не обязательно осознаваемую) нужда индивида в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.

М. М. Филиппов (1968) рассматривает потребность как психический образ нужды.

Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается психологами неоднозначно. У разных авторов результатом отражения являются различные психологические феномены: ощущения, переживания, состояние напряжения, испытываемая необходимость. С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что конкретной формой существования потребности является эмоция. Многие психологи за потребность принимают предмет ее удовлетворения. У некоторых же потребность выступает сразу в нескольких качествах: как деятельность и как напряжение, как состояние и как свойство личности. Рассмотрим эти точки зрения.

Потребность как предмет удовлетворения нужды. Достаточно часто потребность рассматривается как отраженый в сознании человека предмет (объект), который может удовлетворить (устранить) нужду.

Многими потребностью считается не только психический образ предмета (объекта), но и сам предмет (объект). При данном толковании потребность как бы выносится за пределы психической жизни человека. Такой взгляд на потребность приводит к тому, что именно предметы рассматриваются как средство развития потребностей. Следуя этой логике выходит, чем больше предметов окружают человека, тем больше у него потребностей. Однако, это совсем не так. Думается, что скорее речь должна идти об обогащении способов и средств удовлетворения потребности, а не о появлении новых потребностей (Ильин, 2002).

Потребность как отсутствия блага. Потребность как ценность. Основу этого подхода составляют понятия сохранения и развития (совершенствования) человека, научным и обыденным сознанием воспринимающиеся как проявления его благополучия. Поэтому для их обозначения используется термин благо (В.С. Магун, 1999). Им обозначаются состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (факторами, условиями) сохранения и развития этого субъекта. Поскольку таких причин может быть много, а главное, что между ними существуют множественные причинно-следственные связи вводится понятие порядков. При этом под благом первого порядка понимается, например, состояние сытости, под благом второго порядка - хлеб, затем - зерно, мельница, поле, на котором выращивают зерно, и так до бесконечности. Состояние отсутствия блага определяется как потребность. Находясь в таком состоянии, человек как бы требует восстановления своей нарушенной целостности (сохранности), или развития, или появления условий, обеспечивающих эти результаты. Отсутствующее благо , следовательно, будет выступать как предмет потребности . Таким образом, потребность в благе X - это состояние отсутствия блага X, а наличие блага X означает отсутствие потребности в нем.

Таким образом потребности превращаются для человека в определенные ценности. Это дало повод утверждать о том, что удовлетворение потребности (и возникающая при этом удовлетворенность) не всегда приводит к исчезновению или ослаблению силы потребности, а наоборот, может приводить к ее усилению (В.С. Магун, 1978). Предполагается, что эту закономерность можно описать следующим образом: Удовлетворенность = сила соответствующей потребности / объем реально полученного блага . Это опровергает точку зрения о существовании обратной зависимости между силой потребности и удовлетворенностью (чем больше удовлетворяется потребность и снижается ее сила, тем большее удовлетворение испытывает человек). Однако, данная зависимость была бы справедливой, если бы делимое (объем реально полученного блага) было постоянной величиной. В действительности же делимое (величина блага) изменяется, и это может привести даже к прямой зависимости между силой потребности и ее удовлетворенностью, т. е. чем больше удовлетворение, тем сильнее потребность, и наоборот, чем сильнее выражена потребность, тем большее удовлетворение испытывает человек. Таким образом, удовлетворенность может влиять на потребность двояко: по мере роста удовлетворенности потребность в соответствующем благе может как ослабевать, так и усиливаться.

Потребность как необходимость. В некоторых подходах потребность определяется как объективная необходимость (Б. Ф. Ломов, 1984). Однако, как уже отмечалось, нужда – это внутренняя необходимость. Следовательно, в данном случае, потребность может отражать не только внешнюю объективную необходимость, но и внутреннюю, субъективную. В справочной филологической литературе «необходимость» трактуется как надобность обязательная, неизбежная, без которой не обойтись. Однако если соотносить потребность с любой надобностью вне конкретного временного отрезка, то это, как и в предыдущем случае, будет слишком абстрактно (Б. И. Додонов, 1973; П. А. Рудик, 1967). Например, организму, чтобы нормально развиваться, в принципе необходимы (нужны) белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Но понимание и словесное обозначение этого является просто констатацией факта, обозначением знаний человека о зависимости его организма от этих веществ, но не обозначением нужды в них в данный момент и тем более не переживанием нужды в них. Нужность и нужда - разные вещи. Если нужностъ в каких-то веществах обеспечивается регулярно без нарушения внутреннего гомеостаза, то и нужда как особое, специфическое потребностное состояние не возникает. Для того чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, превратиться в нужду, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. Но и в этом случае соотношения между необходимостью и потребностью могут быть разными, не всегда совпадающими. В жизни случается так, что человек не всегда хочет то, что ему необходимо, и в то же время он можем сделать что-либо, не испытывая потребности. Например, человек может поесть «в прок», зная, что потом долго не представится такой возможности. Как отмечает Е.П. Ильин (1999), это как бы удовлетворение предвидимой потребности, которая должна появиться в будущем, а по сути - предупреждение ее возникновения).

Необходимость может отражать и зависимость организма и личности от конкретных условий существования, от факторов внешней среды, существенных для собственного сохранения и развития. Именно так некоторые авторы и понимают потребность- как зависимость от чего-то. У Б. И. Додонова (1978, 1984): потребность - это внутренняя программа жизнедеятельности индивида, отражающая, с одной стороны, зависимость от условий существования, а с другой - необходимость выполнения этой программы для того, чтобы существовать.

Потребность как состояние. Довольно большое число психологов рассматривают потребность как состояние, в частности - как состояние напряжения. Действительно, переживание нужды, как и само появление нужды свидетельствует об изменениях состоянии организма и личности (нарушении гомеостазиса). Другое дело, какое это состояние и является ли оно единственным выражением потребности, т. е. достаточно ли сказать, что потребность есть специфическое состояние организма и личности. Б.И. Додонов, называя переживание нужды потребностным состоянием, считает, что оно еще не потребность, так как не является первоисточником активности человека и вроде бы не выполняет свою главную функцию - побудительную. С его точки зрения, потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности или не может далее осуществляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации, т. е. без активизации познавательной деятельности. Потребностное состояние заставляет искать причину «страдания», выяснять, чего человеку не хватает.

Исходя из этого И.А.Фурманов (1996), предлагает различать содержательный и динамический компонент потребности. Содержательный компонент определяет предполагаемую направленность поведения, опосредованно через поставленную цель или принятое решение. Динамический компонент выполняет собственно побудительную функцию.

Заметим, что близкое к этому разделение потребностей имеется у Ш. Н. Чхартишвили (1958), который пишет, что следует различать два понятия: потребность и идею потребности. Потребность у него - это динамическое состояние данного момента конкретной личности, реальный процесс ее жизни. Идея же потребности - это знание, отражающее потребность вообще, вне указания на какого-либо конкретного индивида. Поэтому она доступна не только тому, кто фактически имеет эту потребность, но и тому, кто никогда не переживал ее непосредственно. Обладание идеей потребности, пишет Ш. Н. Чхартишвили, не означает наличия самой потребности. Идея потребности лишена силы (энергии), нужной для возбуждения к действию индивида.

Следует различать словосочетания «испытывать (ощущать) потребность» (А. Пьерон, 1970, пишет, например, что испытывать потребность- это, в сущности, ощущать нехватку чего-либо), «иметь потребность» (не осознавая ее) и быть обладателем потребности, т. е. ее носителем как живым реактивным существом (наподобие того, как человек обладает разумом, способностями, психическими функциями и т. д., которые в данный момент вовсе не обязательно должны находиться в актуализированном состоянии). Следует иметь в виду, что для человека потребность является одной из побудительных сил, детерминирующей его активность (прежде всего психическую).


Похожая информация.


Эмоции позволяют нам взаимодействовать с другими людьми, лучше понимать друг друга .

В связи с этим особое значение приобретает вопрос эмоциональных состояний и их классификация.

Что это такое: понятие

Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.

От такого состояния зависят многие аспекты жизни, в том числе здоровье, работоспособность, общительность.

В то же время, на него имеется воздействие извне. Например, сюда можно отнести район проживания индивида или атмосфера на рабочем месте.

Также выявлено непосредственное влияние музыки на состояние человека. К примеру, депрессивные композиции приводят к унынию без видимых на то причин, а активные мелодии вызывают положительные чувства.

Под психоэмоциональными состояниями понимается особая форма, которая характеризуется преобладанием эмоционального реагирования на какое-либо событие, действие или ситуацию (см. фото).

Классификация: основные виды

Какие могут быть эмоции?

В своей жизни человек испытывает разнообразные эмоции, некоторые из которых даже с трудом поддаются описанию.

В то же время, различные исследователи попытались структурировать их. Единого подхода к этому вопросу до сих пор нет.

Если же рассматривать самую простую классификацию , то можно представить ее следующим образом:

Кроме этого списка, в психологии эмоции также подразделяют на следующие виды:


Нельзя недооценивать ту роль, которую эмоции играют в различных сферах нашей жизни.

Так, например, на основе психологических исследований в маркетинге была создана матрица эмоций. Именно ее используют бренды при создании своего логотипа.

Суть ее состоит в том, что стремление в правый верхний угол кажется более приятным, вызывает доверие . Также гармоничным считается концентрация логотипа в середине матрицы.

А вот если направленность логотипа стремится в левый нижний угол, то такой бренд создает негативное впечатление.

Формы и примеры эмоциональных процессов и состояний

Эмоциональные состояния и процессы можно классифицировать следующим образом:

Дифференциальные эмоции Изарда — таблица

К. Изард выделил следующие базовые эмоции человека:


  1. Интерес . Так как человек отличается социальным образом жизни, то интерес является для него одним из наиболее часто испытываемым чувством. Благодаря нему индивид приобретает новые навыки, умения, знания. Интерес помогает ему развиваться, причем как физически, так и интеллектуально. Он имеет особенное значение, так как влияет на развитие как самой личности, так и общества в целом.
  2. Удовольствие . В некоторых источниках его еще называют как «радость». Характеризуется положительным фоном и возникает в результате возможности удовлетворить актуальную для индивида потребность или ее непосредственного удовлетворения.

    Имеет большое значение для человека, она повышает его , облегчает процесс взаимодействия с окружающими, помогает избавиться от негатива и стресса.

  3. Удивление . Не имеет какого-либо окраса и проявляется в качестве реакции на внезапно произошедшее явление или действие. Основная задача удивления состоит в том, чтобы подготовить индивида к неожиданности, сосредоточить его внимание на этом событии.
  4. Гнев . Негативное состояние, которое в основном возникает из-за невозможности удовлетворения значимой для индивида или неудачи на пути к ее удовлетворению. Может быть также вызвано обманом или оскорблением. У гнева существует неконтролируемая форма — ярость, которая возникает при максимальном недовольстве сложившимися обстоятельствами.
  5. Отвращение . Отрицательное состояние человека, которое появляется в результате взаимодействия с чем-то или кем-то неприятным. Отвращение характеризуется сильным желанием избавиться от факторов, которые непосредственно его же и провоцируют.
  6. Презрение . Появляется из-за разногласий имеющихся убеждений и действий одного индивида с убеждениями и действиями другого. Функция его заключается в том, чтобы человек мог почувствовать себя лучше, чем тот, на кого направлено его презрение.
  7. . Возникает в результате несоответствия внешности или поведения с собственными убеждениями и мнением общества.

    На основе этого состояния появляется чувство беспомощности, которое для человека очень неприятно.

  8. Вина . Возникает на основе осуждения индивидом собственных действий. Сопровождается неуверенностью в себе, а также чувствами стыда и раскаяния.
  9. . Представляет собой негативное состояние. Оно появляется в результате получения сведение об угрозе для жизни человека, причем как реальной, так и мнимой. Имеет большое значение, так как влияет на внешний вид, поведение и мышление индивида.
  10. Горе . Является реакцией на возникшие в жизни негативные ситуации, которые могут быть постоянными или временными. Очень часто выступает для индивида в качестве умеренной мотивации, чтобы он принялся решать проблемы, которые у него накопились.

К. Изард также разработал шкалу дифференциальных эмоций. Ее применяют с целью диагностировать доминирующее эмоциональное состояние у человека. Для этого используется шкала значимости эмоций, которая выглядит следующим образом:

Эмоция

Состояние

Сумма баллов

Внимательность

Концентрированность

Собранность

Наслаждение

Счастливый

Радостный

Удивление

Удивление

Изумление

Поражение

Сломленность

Возбуждение

Отрицание

Неприязнь

Отвращение

Омерзение

Презрение

Презрение

Пренебрежение

Надменность

Застенчивость

Стыдливость

Сожаление

Раскаяние

Участникам предлагается оценить по 4-балльной шкале свое самочувствие (то есть каждый столбик представленной выше таблицы) на данный момент, где:

1 — не подходит совсем;

2 — скорее верно;

3 — верно;

4 — совершенно точно верно.

После этого по каждой строке в таблице считается сумма баллов и рассчитывается коэффициент самочувствия (КС), согласно следующей формуле:

КС = (C 1 + C 2 + C 3 + C 9 + C 10) / (C 4 + C 5 + C 6 + C 7 + C 8)

Если итоговое значение больше 1, то самочувствие можно охарактеризовать как положительное, если же наоборот, меньше 1, то эмоциональное состояние отрицательное, возможно даже имеет место быть депрессивное состояние.

Шкала отклика

Шкала эмоционального отклика — это методика в виде опросника, которая применяется для и эмпатии человека, то есть способности к сопереживанию и эмоциональному отклику.

В опроснике представлены 25 суждений, среди которых имеются как прямые, так и обратные.

Для того, чтобы пройти его, необходимо оценить уровень своего согласия: всегда согласен, скорее согласен (или часто согласен), скорее не согласен с утверждением (или согласен, но редко) и никогда не согласен.

За счет данной шкалы становится возможным увидеть отношение индивида к различным ситуациям взаимодействия с другими людьми.

В конце подсчитывается общая сумма полученных баллов и сверяется со следующей градацией уровней:

  • менее 11 баллов — крайне низкий уровень эмпатии;
  • от 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатии;
  • от 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатии;
  • от 63 до 81 баллов — высокий уровень эмпатии;
  • от 82 до 90 баллов — крайне высокий уровень эмпатии.

Умение сопереживать является ценным качеством для индивида, но слишком большое не всегда полезно. Наиболее благоприятным считается нормальный уровень (37-62 балла), когда человек проявляет сопереживание, но при этом не забывает и о собственных интересах.

Крайне высокий уровень эмпатии характеризуется слишком большой покладистостью — такими людьми часто пользуются в своих целях. В свою очередь, индивидам с крайне низким уровнем сложно выстраивать взаимоотношения с окружающими, они тяжело идут на контакт.

В нашей жизни существует большое разнообразие эмоций. Они выполняют различные функции и имеют большое значение для человека. В связи с этим данная тема довольно интересна и активно изучается исследователями и по сей день.

Определение и виды эмоций:

Вопрос о количестве и видах эмоциональных реакций обсуждается давно.

Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев.

Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти.

Р. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Как видим, отделение мотивационных образований (желаний) от чувств и эмоций в этих представлениях отсутствует, как и разделение чувств и эмоций.

Американский психолог Э. Титченер - существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. Он различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия.

Сложность классификации эмоций состоит и в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога - страх - ужас).

Классификация И. Додонова : основой этой классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат те или иные эмоции.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинании лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.


4. Праксические эмоции (или праксические чувства, по П. М. Якобсону). Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с «рефлексом цели», по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация своих возможностей.

6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

7. Гностические эмоции (от греч. gnosis - знание). Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную информацию к «общему знаменателю». Типичная ситуация, возбуждающая эти эмоции, - это проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

8. Эстетические эмоции. По отношению к этим эмоциям существуют две основные точки зрения. Первая: эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Это переживания, в которых переплетаются различные эмоции (Кубланов, 1966; Шингаров, 1971; Юлдашев, 1969). Вторая: эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты (Молчанова, 1966). По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.

10.Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. д. Мне эта классификация представляется несколько надуманной. Смысл классификации эмоций должен быть не в том, чтобы соотнести их с конкретными видами потребностей (для этого нужно еще иметь обоснованную и непротиворечивую классификацию самих потребностей, чего до сих пор нет), а в том, чтобы выявить группы эмоций, различающиеся по качеству переживаний и их роли для человека и животных. Трудно согласиться, что удовольствие, получаемое от любимого дела, слушания музыки или поедания пищи будет качественно различным как отношение к воспринимаемому и ощущаемому. Другое дело, что к этому отношению примешиваются различные специфические ощущения, которые и могут создавать иллюзию различных испытываемых человеком эмоций.

Классификация Р. Плутчик (Plutchik, 1966) – он выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием:

1) разрушение (гнев) - защита (страх);

2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение);

3) воспроизведение (радость) - лишение (горе);

4) исследование (ожидание) - ориентация (испуг).

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

Л. В. Куликов (1997) делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт, тензионные (эмоции напряжения) - гнев, страх, тревога, и самооценочные - печаль, вина, стыд, растерянность.

Очевидно, что речь может идти не о какой-то всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений, а об их классификациях, каждая из которых подчеркивает какой-нибудь признак, по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп. Такими признаками могут быть механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Об этом знают те, кто хоть раз испытывал эмоции, т.е. все. Но понятия положительности и отрицательности эмоций требуют некоторого уточнения с точки зрения их градации. Например, эмоции гнева, страха, стыда не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных, а могут возникнуть в состоянии так называемых смешанных чувств.

Простые эмоции позволяют устанавливать значимость условий для удовлетворения актуальных потребностей, вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Радость - положительное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление - состояние, вызванное сильным впечатлением, поражающим неожиданностью, необычайностью, странностью.

Страх возникает в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

Гнев - недовольство, возмущение, раздражение, возникающее, когда потребности или ожидания не удовлетворены.

Удовольствие - довольство от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний.

Стыд возникает у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Отвращение - резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.

Презрение - отношение, вызываемое признанием кого-либо или чего-либо недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально низким, ничтожным.

Страдание - негативное эмоциональное состояние, причиной которого является обладание верной или кажущейся таковой информацией о том, что возможность удовлетворения важнейших жизненных потребностей отсутствует или затруднена.

Чувства - сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль.

Не менее популярной является классификация по содержанию.

Нравственные - один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. К ним относятся: одобрение и осуждение.

Моральные - долг, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.

Аморальные - жадность, эгоизм, жестокость и т.д.

Интеллектуальные проявляются в процессе познавательной деятельности, при решении новых, трудных задач. К ним относятся: любознательность, любопытство, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение.

Эстетические переживания человека возникают при восприятии произведений искусства, красивых предметов, явлений природы и др., стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование идеалов личности.

К ним относят: прекрасное, возвышенное, восторг, наслаждение и т.д.

Страсть - наличие сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо .

Настроение - устойчивые состояния средней или совсем небольшой силы, которые действуют продолжительное время.

Аффекты - бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.

Фрустрация - состояние, возникающее при столкновении с неожиданными препятствиями и помехами на пути достижения цели, что мешает удовлетворению потребностей.

Стресс - состояние психологического перенапряжения, возникающее при эмоциональной перегрузке нервной системы.

Воодушевление возникает, когда цель деятельности ясна, а результаты точно представляются, причем как нужные и ценные.

От длительности и интенсивности протекания эмоциональные состояния подразделяют на слабые и сильные (бурно протекающие).

Слабые - настроение - длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности, захватывающее в течение некоторого времени личность и отражающееся на деятельности и поведении человека.

Сильные - аффект. Важной специфической чертой аффектов является их возникновение в ответ на свершившееся событие.

С.Л. Рубинштейн выделил две основные черты, отличающие настроение.

  • 1. Они не предметны, а личностны.
  • 2. Это не специфическое и конкретное переживание, но общее состояние, имеющее отношение к одной определенной ситуации или факту.

Также известны классификации по действию на организм:

стенические - поднимающие активность, энергичность и деятельность человека;

астенические - снижающие активность, ослабляющие энергичность.

По продолжительности:

кратковременные; длительные.

По форме протекания:

настроения;

аффекты;

страсти;

Классификация по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву :

  • ? аффекты;
  • ? страсти;
  • ? стрессы;
  • ? чувства;
  • ? конкретные эмоции;
  • ? настроения.

Важно запомнить!

Процессы эмоционального восприятия, осознания и выработку поведенческих реакций выполняют многие отделы головного мозга.

Лимбическая система. Дж.-У. Парец предположил, что сингулярная кора, энто- ринальная кора, гиппокамп, гипоталамус и таламус образуют круг, который участвует в механизмах мотивации и эмоций. А психолог П.-Д. Маклин (MacLean, 1949), включив в данную систему миндалину, назвал ее лимбической.

Гипоталамус. Ученые Олдос и Фобес (Olds, Fobes, 1981) обнаружили центр удовольствия. При его стимуляции человек испытывает наслаждение. В латеральном гипоталамусе выявлено два типа нейронов, различным образом реагирующих на эмоциональные ситуации. Первый тип - мотивационный (обнаруживалась максимальная активность в мотивационном поведении). Второй тип - подкрепляющий, поскольку эти клетки активизировались по достижении желаемого (по достижении цели).

Миндалина (амигдала) играет роль в нескольких видах эмоционального поведения: агрессии, страхе, отвращении, материнском поведении. Данная структура отвечает за поведенческий, вегетативный и гормональный компоненты условного эмоционального ответа, активируя нервные круги, расположенные в гипоталамусе и стволе мозга.

Сенсорная ассоциативная кора анализирует сложные комплексные стимулы и передает информацию в миндалину.

Орбитофронтальная кора включена в оценку последовательностей действий. Она не прямо включена в процесс принятия решений, но транслирует эти решения в жизнь, применительно к конкретной ситуации. Ее центральные связи с диенцефанолом и височной областью, снабжают ее информацией об эмоциональной значимости сигнала. Дорсальные связи с сингулярной корой позволяют ей влиять как на поведение, так и на вегетативные изменения.

Сингулярная кора обеспечивает связь между структурами в лобной коре, принимающими решения, эмоциональными структурами лимбической системы и головными механизмами, контролирующими движение. Является фокусом сенсорной и эффективной систем.

  • Столяренко ЛД. Основы психологии. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на/Д.: Феникс, 2000.
  • Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психологиячеловека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.
Ключевые имена : С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, У. Джеймс, К. Ланге, Кэннон и Бард, С. Шахтер, П. К. Анохин, Р. Плутчик, П. В. Симонов

Эмоции - переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру .


В этом определении под «миром» подразумевается:

1) внешний мир : различные объекты, ситуации, события.

2) внутренний мир : процессы и события, которые происходят в психике и теле субъекта.

3) деятельность субъекта . Действия и их результаты тоже могут быть эмоционально окрашены.

Не всё, что происходит в мире, может вызывать эмоции. Эмоции возникают только в том случае , когда происходит нечто значимое для субъекта , т.е. происходящее связано с мотивационной сферой субъекта (потребностями, ценностями и т.д.).

Пример 1 : когда человек голоден, пищевые объекты воспринимаются им эмоционально положительно. Если же человек сыт, те же самые объекты могут восприниматься им нейтрально.

Пример 2: если человек совершает поступок, который отвечает его мотивационной сфере, но не отвечает его моральным ценностям, то у человека может возникать чувство стыда.

Эмоция как психофизическое состояние


Эмоция есть не только психическое переживание, но состояние всего организма .

Выражения эмоций разделяют обычно на три группы:

1) биохимические изменения - выброс адреналина в кровь, функциональные, а в стрессовых ситуациях и структурные изменения внутренних органов. C изучения этих изменений и начиналось исследование стресса, эмоциональной напряженности;

2) физиологические и вегетативные изменения - как наблюдаемые внешне (дыхание, сердцебиение, кровенаполняемость сосудов, потовыделение, диаметра зрачка и т.д.), так и фиксируемые приборами (биоритмы мозга, электрического сопротивления кожи (КГР) и др.);

3) поведенческие изменения - в мимике и пантомимике (т. наз. «выразительные движения»), а также речедвигательную активность («вокальную мимику»): темп и тембр речи, интонационные модуляции, длительность пауз и т.п.. В своих поведенческих выражениях эмоции выполняют экспрессивную и коммуникативную функцию , являясь средствами невербального общения.

Функции эмоций


  1. Функция оценки : эмоции сигнализируют человеку о значимых для него событиях, если у человека в данный момент наблюдается эмоция - это означает, что в его жизни в этот момент происходит значимое событие.

  2. Функция побуждения : эмоция отвращения побуждает человека на поведение, которое будет, например, выражаться в избегании предмета отвращения.

  3. Функция аварийного разрешения ситуации : эмоции могут не только побуждать, но и буквально навязывать человеку определенные действия, которые могут оказаться в той или иной ситуации целесообразными. (Эмоция страха: побуждает либо к убеганию, либо к агрессивному поведению, либо к реакции оцепенения - смотря что в каких ситуациях целесообразно).

  4. Функция подкрепления : в оперантном научении Скиннера используется принцип подкрепления, который связан с вызыванием у человека положительных или отрицательных эмоций.

  5. Функция предвосхищения : эмоции могут предвосхищать успешность или неуспешность предстоящих действий. Т. о., человек еще не начав действовать может эмоционально «почувствовать» исход этих действий.

  6. Функция эвристического нахождения описана исследователями мышления: хорошо известен феномен эмоционального предчувствия того, где и каким образом следует искать решение задачи.

Классификации эмоциональных явлений

Классификация эмоциональных явлений по С. Л. Рубинштейну

С. Л. Рубинштейн выделяет 4 класса эмоциональных явлений:
I. Чувства = эмоции (у Рубинштейна это синонимы). Это переживания, в которых выражается отношение человека к миру (в широком смысле). Чувства=эмоции неоднородны, их можно подразделить на три «уровня»:

  1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности : все те чувства, которые возникают в связи с процессами, происходящими в теле человека.
Пример : переживания новорожденного по поводу физиологических процессов (голода, жажды).

  1. Уровень предметных чувств: по отношению к предметам внешнего, а затем и внутреннего мира тоже. Тесно связан с развитием мотивационной сферы .
Пример: по мере приобретения моральных ценностей сами поступки поляризуются и к некоторым из них человек начинает испытывать чувство стыда или, наоборот, удовлетворения.

  1. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств : чувства, которые соотносятся не с какими-то предметами, а с обобщенными ситуациями (чувство юмора, иронии, сарказма и т.д.).
Пример 1 : чувство комического. «комическим кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства, а затем обнаруживает свою несостоятельность». Для чувства комизма необходимо совершающее на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии. Таким образом, любая ситуация, которая попадает под это описание, вызывает чувство комического.

Пример 2 : чувство юмора : с юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным недостаткам, когда чувствуется, что за ними скрыты реальные достоинства. Если никаких достоинств нет, то тогда юмор становится трагическим.

Подобные эмоциональные явления не возникают ситуативно. Они характеризуют мировоззренческую позицию человека, его устойчивое отношение к миру. В этих случаях мы говорим о его отношении к миру как о личностной черте.


II. Аффекты – стремительный и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку действия. Может аккумулироваться и «рвануть».

III. Страсти – сильное стойкое длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Сила, которая «связывает» человека, от него же и исходит.

IV. Настроения – неспецифическое переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Классификация эмоциональных явлений по А. Н. Леонтьеву


В понимании А. Н. Леонтьева чувства и эмоции - разные явления. Эмоции - это ситуационные переживания, а чувства – достаточно устойчивые состояние, относительно независимые от ситуации. Пример: любовь, которая не является ситуативным переживанием.

Леонтьев выделяет 3 основных класса эмоциональных явлений (в последних работах он все-таки добавил к ним еще и четвертый, т.е. настроения ):


1. Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. (Висцеральные проявления – проявления работы внутренних органов).

В отличие от Рубинштейна, Леонтьев дополняет свое определение двумя свойствами аффектов:

1) Они могут сохраняться в памяти в виде аффективных следов.

2) Аффективные следы могут накапливаться при повторении аффектогенных ситуаций. В результате человек становится повышенно чувствителен к этим ситуациям и в какой-то момент при незначительном поводе может произойти аффективный взрыв.

2. Эмоции - более длительные и менее интенсивные (по сравнению с аффектами) эмоциональные состояния, которые возникают ситуационно и выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлением в них. («ситуационно» означает, что при изменении ситуации эмоция проходит).

3. Чувства устойчивые предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном).

Теории эмоций

Принято выделять три группы теорий эмоциональных явлений:


1) психофизические теории - анализируют психофизические механизмы эмоций;

2) эволюционные теории - изучают, для чего возникают эмоции в биол. эволюции;

3) информационные теории - эмоция как информация об актуальной потребности.

Психофизиологические теории эмоций (3 шт.)

1. «Периферическая» теория У. Джеймса – Г. Ланге

Авторы - американский психолог У. Джеймс и датский патологоанатом К. Г. Ланге (независимо друг от друга!)

В житейском понимании схема возникновения эмоций выглядит так:

эмоциогенная ситуация → эмоциональное переживание → возбуждение вегетативной НС → физиологические изменения в поведении.
В понимании авторов этой теории, телесные проявления предшествуют эмоции:
эмоциогенная ситуация → возбуждение вегетативной НС → возникновение физиологических изменений → эмоциональное переживание.
Джеймс писал: «Обычно выражаются следующим образом: мы испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым. Между ними должны находиться телесные проявления . И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим...»

Суть теории:

1) произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Изобразите гнев – и вы начнете испытывать гнев; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас действительно испортится настроение.

2) подавление поведенческого проявления эмоции влечет ее исчезновение.


Критика теории Джеймса-Ланге:


противоестественность механизма эмоций (чтобы управлять эмоциями, человеку нужно постоянно играть некую роль, как артисту);

игнорируется биологическая целесообразность возникновения эмоции;