Методика разработки природно сельскохозяйственного районирования. Опыт сельскохозяйственного районирования северо-запада россии

«12.1.ПРИРОДНО-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ Для успешного проведения земельно-кадастровых работ важное значение имеет научно обоснованное...»

Г л а в а 12

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВОГО

РАЙОНИРОВАНИЯ

12.1.ПРИРОДНО-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ

РАЙОНИРОВАНИЕ

Для успешного проведения земельно-кадастровых работ важное значение имеет научно обоснованное районирование территории страны, области (края), республики. Это обусловлено тем, что территория Российской Федерации простирается на большие расстояния и имеет разнообразные природные факторы (рельеф, тепло, влага, почва и т. п.), влияющие на качество земель и их хозяйственное использование. Природные и экономические условия различаются и в пределах территории республик, краев, областей. Месторасположение земель по отношению к промышленным центрам и местам переработки сельскохозяйственной продукции влияет на использование земель, специализацию и концентрацию сельскохозяйственного и промышленного производства.

Районирование страны, области, края, республики предусматривает выделение территорий, относительно однородных по экологическим, агроклиматическим, геоморфологическим и ландшафтным условиям, влияющим на специализацию и интенсивность отраслей народного хозяйства. Его проводят на основе общей схемы природно-сел ьскохозя йствен ного, экологоландшафтного или другого районирования земельного фонда страны. Такое районирование представляет собой научно обоснованное зонирование территории с учетом специфики природных условий и вида сельскохозяйственного производства. В основе районирования лежит анализ природных, экологических, экономических, социальных и других условий (а также их взаимозависимость) и его осуществляют по принципу от общего к частному.



Так, система природно-сельскохозяйственного районирования территории страны включает в себя специальные выделы (таксономические единицы): природно-сельскохозяйственные пояса, зоны провинции, округа и районы, горные области. Они являются комплексными территориально-производственными образованиями (пояс, подпояс, провинция, зона, округ, район и горная область), различающимися природными и хозяйственными условиями и признаками.

ЗП Природно-сельскохозяйственный пояс - наиболее общая высшая единица районирования. Он характеризуется комплексом природных условий, определяющим поясной тип сельскохозяйственного производства и общие особенности использования земель. Главный его признак - теплобеспеченность, отображаемая суммами активных температур воздуха выше +10 "С. На территории нашей страны выделяют следующие пояса: холодный, умеренный и теплый (субтропический).

Природно-сельскохозяйственная зона - основная единица районирования. Она характеризуется определенным комплексом почвенно-климатических условий, связанных с балансом тепла и влаги, главными особенностями почвообразования и минерального питания растений. Каждая зона имеет определенные типы и подтипы почв, а также типы сельскохозяйственного производства и соотношения земельных угодий.

При выделении зоны в качестве показателей, определяемых на местности, используют типы и подтипы почв с соответствующей им растительностью. Контролирующими признаками служат изолинии сумм температур, выделяющие границы зон на территории достаточного годового увлажнения (лесотундра - 400 в С, северная т а И г а - 1200, средняя тайга- 1600 "С и т. д.) и изолинии коэффициента атмосферного годового увлажнения, ограничивающие зоны на территории недостаточного увлажнения (лесостепь - 0,77, степь на обыкновенных черноземах - 0,55, степь на южных черноземах - 0,44, полупустыня - 0,39).

Природно-сельскохозяйственная провинция - часть зоны, характеризующаяся биологически важными (фациальными) особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом и его режимом в годовом цикле. Провинции различаются между собой по показателям гидротермического и питательного режима почв; по основным агроклиматическим показателям (континентальность климата, суровость и смежность зимы, тепло- и влагообес печенность вегетационного периода, биологическая продуктивность); а также набором культур, особенностями агротехники, эффективности удобрений.

Провинции выделяют по одному или нескольким наиболее существенным почвенным и агроклиматическим показателям с учетом режима элемента климата в годовом цикле. Так, в умеренном поясе в пределах одной и той же зоны изменение сумм температур на 600 °С служит основанием для выделения провинций, так как температурные полосы (ранних, средних, поздних культур) различаются указанным интервалом сумм температур.

Природно-сельскохозяйственный округ представляет собой часть провинции, которая характеризуется определенными геоморфоПриродно-сельскохозяйственный пояс - наиболее общая высшая единица районирования. Он характеризуется комплексом природных условий, определяющим поясной тип сельскохозяйственного производства и общие особенности использования земель. Главный его признак - тепл©обеспеченность, отображаемая суммами активных температур воздуха выше +10 "С. На территории нашей страны выделяют следующие пояса: холодный, умеренный и теплый (субтропический).

Природно-сельскохозяпственная зона - основная единица районирования. Она характеризуется определенным комплексом почвенно-климатических условий, связанных с балансом тепла и влаги, главными особенностями почвообразования и минерального питания растений. Каждая зона имеет определенные типы и подтипы почв, а также типы сельскохозяйственного производства и соотношения земельных угодий.

При выделении зоны в качестве показателей, определяемых на местности, используют типы и подтипы почв с соответствующей им растительностью. Контролирующими признаками служат изолинии сумм температур, выделяющие границы зон на территории достаточного годового увлажнения (лесотундра - 400 "С, северная тайга - 1200, средняя тайга- 1600 "С и т.д.) и изолинии коэффициента атмосферного годового увлажнения, ограничивающие зоны на территории недостаточного увлажнения (лесостепь - 0,77, степь на обыкновенных черноземах - 0,55, степь на южных черноземах - 0,44, полупустыня - 0,39).

Лриродно-сельскохозяйственная провинция - часть зоны, характеризующаяся биологически важными (фациальными) особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом и его режимом в годовом цикле. Провинции различаются между собой по показателям гидротермического и питательного режима почв; по основным агроклиматическим показателям (континентальность климата, суровость и снежность зимы, тепло- и атагообеспеченность вегетационного периода, биологическая продуктивность); а также набором культур, особенностями агротехники, эффективности удобрений.

Провинции выделяют по одному или нескольким наиболее существенным почвенным и агроклиматическим показателям с учетом режима элемента климата в годовом цикле. Так, в умеренном поясе в пределах одной и той же зоны изменение сумм температур на 600 "С служит основанием для выделения провинций, так как температурные полосы (ранних, средних, поздних культур) различаются указанным интервалом сумм температур.

В некоторых случаях границы провинций проводят с учетом естественных рубежей (крупные реки, горные системы).

Природно-сельскохозяйственный округ представляет собой часть провинции, которая характеризуется определенными геоморфологическими особенностями территории (общим строением рельефа), составом почвообразующих пород и строением почвенного покрова, закономерным соотношением почв разного гранулометрического состава, засоленности, солонцеватости, заболоченности и т. д., а также частными особенностями микро- и мезоклимата в пределах норм, выделенных для данной провинции. Все это предопределяет особенности агротехники, набор сельскохозяйственных культур, соотношение сельскохозяйственных угодий, виды мелиорации, системы севооборотов, мероприятия по охране почв и природы.

Округа выделяют в пределах провинции главным образом по обобщенным типам равнинного и горного рельефа и почвообразующим породам с учетом почвенного покрова, агроклиматических показателей и освоенности территории (распаханность, лесистость) и лр.

Для оценки земли в пределах природно-сельскохозяйственного округа выделяют земельно-оценочный (кадастровый) район - часть округа в составе административной области, края, республики. Типичными для района являются региональные особенности использования земель, обусловленные конкретными природными условиями, влияющими на специализацию и уровень интенсивности сельского хозяйства.

При выделении земельно-оценочных районов специализацию хозяйств устанавливают на основании данных о фактическом составе и соотношении производимой и товарной продукции, структуре посевных площадей и затрат по отраслям и сельскохозяйственным структурам. За основу определения уровня интенсивности земледелия принимают затраты труда, удобрений и обеспеченность производственными фондами на 1 га пашни и других сельскохозяйственных угодий в хозяйствах. При установлении особенностей использования земель в сельском хозяйстве принимают во внимание степень распаханности территории, соотношение сельскохозяйственных угодий и степень ее соответствия типам почв и определенным элементам рельефа, состав и соотношение сельскохозяйственных культур на качественно различных землях, виды севооборотов и т. д. Главный критерий экономической однородности хозяйств в оценочном районе -уровень интенсивности земледелия.

Границы оценочных районов по возможности увязывают с границами административных районов или областей (в случае однородности ее территории). При значительном несовпадении их совмещают с границами конкретных землевладений и землепользовании.

В зонах поливного земледелия одним из важных признаков выделения оценочных районов является водообеспеченность хозяйств. На орошаемых землях ее выражают в процентах по отношению к оросительным нормам со следующей примерной градаРис. 12.1. Последовательность проведения природно-сельскохозяйственного районирования цией: до 50 %, 50...75, 75...100 %. Границы оценочных районов устанавливают с учетом преобладающих показателей водообеспеченности хозяйств по данной территории.

Если в пределах области, разделенной границами провинций на 2...3 части, не наблюдается более дробных территориальных различий в природных и экономических условиях производства, то эти части провинций принимают за оценочные районы. Минимальное число хозяйств преобладающей специализации в оценочном районе должно составлять не менее 30, что определяется требованиями статистической обработки информации. Административную область при сходстве природных условий и однородности специализации сельского хозяйства целиком принимают за земельно-оценочный район.

Учитывая сложность и обширность объекта изучения - территории России -в районировании необходимо принять трехуровневую таксономическую иерархию: макро-, мезо- и микроранг (верхний, региональный и местный уровни). При этом под территорией понимается ограниченная часть земной поверхности с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, а также протяженностью и месторасположением (рис. 12.1).

12.2. ЭКОЛОГО-ЛАНДШАФТНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

В связи с экологизацией общества на современном этапе большой интерес вызывает районирование с учетом экологических требований в границах ландшафтных территориальных единиц.

Эколо го-ландшафтное земельно-кадастровое районирование имеет комплексный характер и самостоятельное значение, поскольку направлено на учет реально существующих экономических закономерностей регионов и их экологических особенностей.

Главная его цель -выделить пространственно эколого-ландшафтные однородные территории, позволяющие количественно и качественно оценить соотношения между деятельностью человека и природой в пространстве, в том числе и использование земельных ресурсов. Вследствие этого теоретические и методические принципы эколого-экономического земельно-кадастрового районирования должны базироваться на философских, экологических и экономических представлениях о связях природы, экологии и хозяйства, образующих единую сложную и постоянно развивающуюся по диалектическим законам природную эколого-экономическую систему.

Эколого-ландшафтное земельно-кадастровое районирование отражает результаты эколого-экономической и ландшафтной оценки и позволяет установить не только качественные, но и количественные земельно-кадастровые характеристики. Такое районирование дает возможность сопоставить различные территории, нуждающиеся в природоохранных, почвозащитных и восстановительных мероприятиях или в более рациональном размещении производств, а также установить социально-экологические свойства конкретного района, в результате чего можно определить наиболее целесообразное для него направление развития производства.

Одна из трудностей составления схем эколого-ландшафтного районирования заключается в том, что изучаемая территория, с одной стороны, является природным объектом, а с другой - представляет собой социально-хозяйственный территориальный комплекс. Отражая существующую экономическую дифференциацию хозяйственного механизма региона и состояние окружающей среды, эколого-ландшафтное районирование формирует предпосылки для эффективного управления развитием территорий, их инвестиционной политикой, разработки программ по рациональному использованию земель.

Эколого-хозяйственные особенности следует учитывать при планировании и строительстве новых предприятии, определении специализации в районах, планировании и осуществлении мероприятий по преобразованию и сохранению природной среды, разработке социальных программ. Разработать экол ого-ландшафтное районирование можно, только опираясь на надежную и достаточную земельно-кадастровую информацию, а также информацию о современном состоянии окружающей среды и ландшафтах, на знание перспектив развития экономики и особенностей тех отраслей хозяйственного комплекса, которые оказывают наибольшее влияние на окружающую среду.

Кроме того, при таком районировании обязательно должны быть учтены не только существующие экономико-экологические особенности и связи, но и возможные экономические, природные и экологические последствия дальнейшего развития территории.

При проведении этого вида районирования необходимо также выявить ареалы земель, в различной степени подверженных негативному природному или антропогенному влиянию, установить значение различных биоценозов в очистке природной среды от загрязнений и способности ее к самоочищению (почв, атмосферы, рек, водоемов, подземных вод), установить объекты различных загрязняющих выбросов в зависимости от преобладающего направления ветров, определить допустимые антропогенные нагрузки на окружающую среду (плотность населения, промышленная и транспортная нагрузка, включая плотность промышленных предприятий и транспортных единиц, объем и степень токсичности их выбросов и др.).

Иерархическая система экол о го-ландшафт но го районирования формируется под влиянием различных факторов, но в первую очередь природных и хозяйственных. На верхнем (национальном) уровне районирования территории в качестве определяющих факторов формирования макрорайонов выступает зональная физико-географическая дифференциация макроуровня, учитываемая по ландшафтно-экологическим поясам и зонам в пределах бассейнов крупных рек. Это обусловлено природным естественным процессом переноса вещества, энергии и техногенных продуктов на сушу, подчиняющегося закону гравитации, так как выбросы в атмосферу в итоге оседают на поверхность суши или воды и затем аккумулируются в пределах определенных естественных рубежей.

Ввиду физико-географической неоднородности ряда крупных речных бассейнов, характеризующихся достаточно высокой климатической дифференцированностью, а также частым несовпадением направленности переноса техногенных выбросов (которые в значительной мере формируют экологическую ситуацию территории) и направлений поверхностного стока и ветра выделяют ландшафтно-экологические районы. Идентифицируют районы на основе комплексных критериев, характеризующих особенности проявления антропогенных изменений окружающей природной среды и освоенности ее территории. Эти критерии построены на основе группы системных показателей ухудшения состояния территории: увеличения заболеваемости населения и ухудшения санитарно-гигиенической обстановки; снижения природно-ресурсного потенциала ввиду истощения или утраты природных ресурсов; нарушения генетической целостности ландшафтов из-за деградации их ведущих компонентов (земель, вод, растительности идр.)Границами ландшафтно-экологических районов в основном являются естественные рубежи, а территории районов часто совпадают с зонами распространения соответствующих региональных или местных хозяйственных систем. Поэтому ключевое положение в ландшафтно-экологическом районировании территории занимают ландшафты - геосистемы с единым происхождением, общей историей развития, формирующиеся в условиях однородных геологических факторов, одного преобладающего типа почв, рельефа, климата, растительности. Такое экологическое районирование территории позволяет обеспечить по типичным территориям (через комплексы научно обоснованных мероприятий) организацию рационального ее использования и охраны, а также увязать через типы территории систему ландшафтно-экологических зон и районов с местными единицами экологического районирования - видами земель и др.

Вид земель - главная местная таксономическая единица, формируемая на основе территориальной интеграции геосистем локального уровня (фаиий, урочищ, местностей). С помощью этих видов можно охарактеризовать основные виды ландшафтов в пределах типов территории, обеспечить выделение эколого-хозяйственных единиц по всем категориям земель (образуемых, в свою очередь, по целевому назначению и с определенным составом земельных угодий).

В сельском хозяйстве можно выделить пашню, сенокос, пастбища, многолетние насаждения, которые на локальном уровне организуют в системы севооборотов, сенокосо- и пастбишеоборотов. В лесном хозяйстве, кроме трех групп лесных земель, можно выделить несколько видов их эколого-хозяйственных категорий (полезащитные и почвозащитные леса, курортные и т. д.). В составе земель поселений выделяют земли жилой застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования, земли, занятые городскими лесами и др. По целевому принципу, но с ориентацией на экологические требования, выделяют земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и иного назначения.

Этим требованиям отвечают охранные, запретные и иные зоны, формируемые вокруг объектов промышленности, транспорта, связи и т. д.

Система ландшафтно-экологических зон и районов, типов и подтипов позволяет вести комплексный фоновый мониторинг (КФМ) земель и формировать сеть станций наблюдения за состоянием и изменением природной среды в процессе создания федерального мониторинга, а также государственный земельный кадастр на федеральном и межрегиональном уровне. Выделение видов земель (в единстве с их категориями и земельными угодьями) обеспечит организацию систем землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель. Например, взаимосвязь между местными таксонами экологического районирования и сложившейся системой государственного земельного кадастра дает возможность выделить ареалы распространения негативных явлений и процессов, таких, как уменьшение плодородия почв, ухудшение мелиоративного состояния земель; увеличение их загрязнения токсикантами; нарушение земель и их деградацию из-за ненормированных техногенных нагрузок и иных процессов. Это важно для организации местного (импактного) мониторинга, разработки и оперативного воплощения в жизнь комплекса земельно-кадастровых, природоохранных, мелиоративных, землеустроительных и других мероприятий с целью локализации негативных явлений и процессов, чтобы не допускать их перерастания в зоны (регионы) экологических бедствий.

Такой системный подход при изучении земельного фонда и его районировании, объединяющий в комплексе организационноэкономические, экологические, ландшафтные, землеустроительные и другие методические требования и условия, позволяет выделить в качестве исходного и базового элемента экологического районирования территории экологически однородный, элементарный природно-территориальный комплекс, сформированный на основе морфологических единиц ландшафта (фация, урочища) с учетом влияния комплекса природных и антропогенных факторов (глобальных, региональных, локальных).

Функциональные типы эколого-экономических территориально-ландшафтных систем выделяют по преобладающему хозяйственному процессу, базирующемуся на использовании определенных природных ресурсов, например, добыча полезных ископаемых, сельско- или лесохозяйственная деятельность.

В зависимости от отношения хозяйственной деятельности к природной среде эколого-экономические территориально-ландшафтные системы можно разделить на три группы: промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и охраняемые территории.

1. Промышленные эколого-экономические системы отличаются существенно измененными природными ландшафтами и ослабленным биологическим круговоротом, усилением загрязнения атмосферного воздуха и вод. Они характеризуются насыщенностью промышленными объектами, элементами инфраструктуры.

Этим системам присущи техногенные ландшафты и специфический круговорот вещества (добыча, переработка, вывоз).

2. Сельскохозяйственные эколого-экономические системы - природные ландшафты, преобразованные в результате антропогенной деятельности. Эти ландшафты в меньшей степени утратили свой первоначальный облик по сравнению с ландшафтами первой группы.

3. Рекреационные и охраняемые эколого-экономические системы-рекреационные зоны, заповедники, заказники, национальные парки и другие охраняемые территории. Влияние человека здесь направлено главным образом на оптимизацию природных ландшафтов. Рекреационные системы почти повсеместно испытывают значительную антропогенную нагрузку.

Эколо го-ландшафтная и экономическая подсистемы представляют собой единую систему, особенности и функционирование которой определяются в основном природными ресурсами ландшафтов и антропогенной деятельностью. Взаимосвязь их проявляется в том, что экономические достижения атияют на экологические показатели. Единство экологической и экономической подсистем предполагает совершенствование управления как хозяйством, так и окружающей природно-ландшафтной средой.

Основная задача ландшафтно-экологического районирования территории - выделение научно обоснованной системы таксономических единиц (таксонов) земельного фонда страны, республик, краев и т. д., характеризующих существующие ландшафтноэкологические зоны (макроуровень) и другие таксоны регионального и местного уровня. Они составляют основу для организации информационного обеспечения земельного кадастра и мониторинга земель как системы наблюдений за состоянием земельного фонда с целью своевременного выявления происходящих изменений под влиянием человека (техногенеза) для комплексной оценки и прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, контроля за состоянием и охраной земель, для обеспечения их рационального и эффективного использования.

Важное значение при проведении районирования имеет выбор основных природных, экономических и экологических признаков.

Так, характеристика эколого-ландшафтного района должна включать:

географическое положение, размеры;

природные условия, ресурсы;

структуру хозяйственного комплекса, (промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура), особенности его специализации и размещения;

особенности расселения и характеристику трудовых ресурсов;

состояние основных компонентов природной среды;

направления дальнейшего экономического развития района и др.

При характеристике географического положения районов особое внимание обращают на их близость к крупным промышленсов. К числу основных природных ресурсов относятся минеральные, земельные, лесные, водные и рекреационные, которые все больше использует человек. При этом следует определить соотношение различных видов природных ресурсов, выделив при этом ведущие ресурсы в хозяйственном развитии района, а также перспективные виды ресурсов, которые могут сыграть важную роль в дальнейшем использовании территории, освоении ее природных богатств. Структура использования природных ресурсов изменяется и усложняется. Одни их виды уже использованы, другие изменены в результате активной антропогенной деятельности, поэтому при прогнозировании использования ресурсов природы необходим тщательный анализ.

Природно-ресурсные особенности существенно влияют на экономические условия эколого-ландшафтного района. Исследуя структуру производства и особенности экономики земельнокадастрового района, необходимо учитывать, что ведущим признаком выступают специализация и размещение производства.

Необходимо также учитывать размер промышленных предприятий, мощность энергетических систем, источники сырья, место района в хозяйственном комплексе региона, связи между отраслями и предприятиями внутри района и основные межрайонные связи. При анализе сельского хозяйства прежде всего используют такие характеристики, как специализация, общая площадь земельного фонда, плошадь пахотных земель (сельскохозяйственных угодий) к численности населения района и к его общей площади, объем производства (валовой продукт на единицу площади угодий); число техники на единицу площади, количество минеральных удобрений, вносимых на единицу площади угодий;

плотность поголовья животных на единицу площади угодий;

удельный вес мелиоративных земель в площади землепользования и сельскохозяйственных угодий; удельный вес пашни в площади землепользования и другие показатели хозяйственной деятельности, влияющие на состояние территорий землепользования.

При анализе загрязнения атмосферного воздуха и водных источников определяют среднегодовые концентрации пыли, сернистого газа, окислов азота и других загрязнителей, характерных для данного района за последние 5 лет.

При анализе санитарного состояния поверхностных вод необходимо проанализировать места выпуска сточных вод и их количество, концентрацию вредных веществ в стоках, наличие безотходных технологий в использовании воды и повторного использования сточных вод; состав промышленного производства на исследуемой территории и др.

Химическое загрязнение почвы оценивают по размерам территорий, на которых сформировались биохимические загрязнения.

Ареалы загрязнения почв определяются ориентировочно, с учетом материалов о зонах естественных биогеохимических загрязнений, а также с учетом распространения химических загрязнений атмосферного воздуха и вод от промышленных объектов.

Выбросы промышленных предприятий отрицательно воздействуют на растительность. Загрязнение воздуха и почвенного покрова газами и пылью влияет на рост растений. Например, на опытных участках вблизи источников загрязнения высота растений по отношению к обычным размерам составила 60 %, длина листьев - 69, длина соцветий - 8 %. Концентрация наиболее распространенных вредных веществ не должна превышать: для двуоксида серы - 785 г/м3, озона - 59, двуоксида азота - 4700, фтористого водорода - 0,08, 3 этилена -6...7, хлора, сероводорода и аммиака- 1500...17ООг/м.

Условия считают благоприятными, если более 75 % территории находится за пределами зон влияния источников шума и загрязнения воздуха, почв, воды и растительности и менее 25 % - в зонах с предельно допустимой концентрацией загрязнителей: относительно благоприятными - при соотношении 50: 50 и неблагоприятными, если более 50% территории находится в зоне влияния источников шума и загрязнения с концентрациями, превышающими допустимые.

Исследования ученых свидетельствуют о существенном влиянии промышленных загрязнений на качество сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства в различных эколого-экономических районах. Ущерб, наносимый сельскому хозяйству, зависит от вида и интенсивности промышленных загрязнений. Поэтому следует установить оптимальные параметры состояния атмосферы, при которых потери продуктивности и качества сельскохозяйственных культур будут минимальными. Такие параметры разрабатывают отдельно по каждому эколого-экономическому району.

Так, установлено, что в районах размещения предприятий черной металлургии, коксохимической, химической, угольной промышленности биосфера загрязняется максимально. Анализ недобора урожая сельскохозяйственных культур от степени загрязнения атмосферы показал, что снижение концентрации сернистого ангидрида и промышленной пыли на 0,1 мг/м3, оксидов азота, фенолов, аммиака - на 0,01 мг/м3 в воздухе уменьшает недобор урожая основных зерновых культур на 20...25%, овощных -на 15.„20, кормовых -на 25...30%. В районах с преобладанием машиностроения и металлообработки снижение концентрации сернистого газа, сероводорода и пыли на 0,1 мг/м3 дает прибавку урожая основных зерновых и зернобобовых культур на 12...15%, овощных -на 15...20, кормовых -до 25 %.

Антропогенную нагрузку в том или ином районе определяют не только по степени загрязнения окружающей среды, но и потребления природных ресурсов (полезных ископаемых, вод и др.).

Результаты анализа состояния природной среды можно обобщать в виде частных и интегральных карт, фиксирующих районы с различной степенью нарушения среды.

При характеристике особенностей расселения и наличия трудовых ресурсов эколого-ландшафтных районов целесообразно использовать такие показатели, как абсолютная численность населения и его плотность. Сочетание данных показателей иногда называют нагрузкой или давлением на территорию. Эта нагрузка, различная в условиях города и сельской местности, вызывает эколого-экономические процессы различного масштаба и качества. Изучение демографических особенностей, территориального распределения населения по городам и более мелким населенным пунктам - одно из основных направлений исследований, предшествующих земельно-кадастровому районированию на эколого-ландшафтной основе. Кроме того, следует учитывать историю формирования населения, его национальный, социальный и профессиональный состав, особенности быта и труда, санитарное состояние поселений.

Эти особенности целесообразно рассматривать в динамике за многолетний период. Например, городское население имеет в промышленных районах стабильную структуру и оказывает определяющее влияние на организацию производства, развитие транспортных коммуникаций, создание условий бытового, культурного и медицинского обслуживания. Однако формирование городских агломераций сопровождается также значительным сокращением сельскохозяйственных угодий, возрастанием нерациональной маятниковой миграции. Концентрация населения ведет к увеличению антропогенной нагрузки на природную среду и в будущем может вызвать нежелательные последствия.

Определение направлений дальнейшего развития земельно-кадастровых районов на экол ого-ландшафтной основе базируется на комплексом анализе экономических, экологических и социальных процессов за длительный период. При оценке этих процессов на основе учета эффективности различных видов производств и степени распространенности антропогенных и природных факторов выбирают альтернативные варианты развития эколого-экономических районов, а также системы управления хозяйственным и природным комплексом.

При выделении земельно-кадастровых районов на экологоландшафтной основе принимают во внимание специализации и комплексность хозяйства, административные и транспортные связи, особенно между крупными городами. Мощные промышленные узлы, насчитывающие десятки предприятий и включающие целые группы городов и поселков, в то же время являются ядром эколого-ландшафтного района, а сам район - первичным звеном в эколого-экономической ландшафтной системе региона. Здесь складываются начальные территориальные связи между городами, поселками и отдельными предприятиями.

Следовательно, основная базовая информация для выделения земельно-кадастровых районов на ландшафтно-экологической основе может быть разбита на три основные группы:

материалы, характеризующие природные особенности региона и оценивающие состояние окружающей среды;

по размещению загрязнителей (предприятий различных отраслей хозяйства с учетом перспектив их развития, по применению ядохимикатов, минеральных удобрений в сельском хозяйстве и др.);

по анализу экономического состояния отраслей народного хозяйственного комплекса на анализируемой территории.

Например, при проведении эколого-экономической земельнокадастровой оценки территории Краснодарского края было проведено эколого-ландшафтное районирование с выделением 7 округов.

Округ включает территории с однородным хозяйственным использованием земель, сходным комплексом экологических проблем, а, главное, с единой эколого-хозяйственной оценкой и единой концепцией развития:

I. Наклонная эрозионная часть лёссовой Азово-Кубанской равнины.

II. Плоская слаборасчлененная эрозионно-аккумулятивная часть Азово-Кубанской равнины.

III. Наклонная и слабонаклонная часть левокубанской аллювиально-делювиальной равнины (сюда включен приармавирский фрагмент Ставропольской возвышенности).

IV. Плоская аллювиально-дельтовая часть Кубанской равнины.

V. Плоская останце во-холми стая часть аллювиально-дельтовой равнины р. Кубани (Таманский полуостров), VI. Черноморское побережье с юго-западными склонами ближайшей к морю цепи гор.

VII. Горные и холмисто-средне горные территории.

Округа, в свою очередь, были подразделены на провинции, для которых характерно однотипное гидрогеологическое строение, набор почвообразующих пород, структура почвенного покрова, более тесное, чем между округами, взаимодействие его частей (районов), определенный характер этого взаимодействия, единая направленность изменений в структуре землепользования при изменении климатической и гидрогеологической обстановки.

Часть провинций подразделили на районы на основе геоморфологического строения, дренированное™ территории, единства агроклиматических и геохимических условий; единства структуры землевладения, землепользования, основных экологических условий и хозяйственно-технологических способов использования земли.

Применение материалов земельно-кадастрового районирования Краснодарского края на эколого-ландшафтной основе позволило определить пути решения следующих важных задач:

экологически и экономически целесообразный выбор районов для интенсификации использования земель, выбор специализации растениеводства в соответствии с почвенно-климатическими и экологическими условиями;

выделение территорий с максимально возможным ограничением промышленной деятельности в целом или отдельных ее видов;

определение районов, нуждающихся в ограничении гидротехнической нагрузки;

определение дифференцированной по районам оптимальной частоты, плотности и направленности экологических наблюдений;

создание концепции эколого-хозяйственной политики в отдельных районах, в целом в крае во взаимодействии с экологически и экономически сопряженными территориями вследствие того, что крупнейшие реки, часть воздушных и гидрогеологических потоков формируется за пределами Краснодарского края.

Особого внимания требует зонирование городов, основным градообразующим фактором которых часто являются промышленные объекты.

Основной инструмент регулирования системы землепользования в городах при планировании градостроительства -зонирование (архитектурное, градостроительное, функциональное, территориально-экономическое). Механизм этого зонирования направлен на уменьшение вероятности конфликта между различными видами городской деятельности. По выделенным зонам устанавливают различный правовой режим использования земель.

Функциональное зонирование городских территорий - наиболее общая форма учета разнообразных требований к рациональному землепользованию, включающая комплекс нормативных параметров (целевое назначение участка, его предельные размеры, коэффициент застроенности, доля озелененных и открытых пространств и т. п.).

При зонировании рассматривают структуроформирующие и локальные территории градостроительной системы, выделяемые по следующим аспектам ее функционирования: транспортнофункциональному, визуально-пространственному, природно-экологическому, историко-культурному, инженерно-техническому.

Итогом зонирования является план зонирования земель: графический документ с пояснительной запиской, разработанный в составе генплана города (в его отсутствие - самостоятельный документ). Состав земель города, объединенных общими признаками перспективного функционального использования, определяют с указанием перспективы и степени эффективности их использования.

В условиях рыночной экономики зонирование земель - устойчивая форма контроля за использованием территории поселений как механизма управления земельными ресурсами.

Экономическое зонирование связано с кадастровым делением города. Районирование города обычно увязывают с границами кварталов.

Для проведения экономического зонирования города необходимо: установить критерии отнесения кварталов к определенной тарифной ставке в условных единицах; определить стоимость земель каждого квартала города в условных границах.

12.3. ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Процесс ведения государственного земельного кадастра включает описание и индивидуализацию земельного участка, как объекта кадастрового учета, т. е. присвоения ему таких характеристик, которые позволят однозначно выделить его из числа множества других земельных участков. Одной из таких характеристик является кадастровый номер.

Кадастровый номер земельного участка - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, присваиваемый ему органом, осуществляющим государственный учет земельных участков, сохраняющийся за ним до тех пор, пока он существует как единый объект зарегистрированного права.

Инструментом, с помощью которого обеспечивается система формирования уникальных, не повторяющихся на территории Российской Федерации кадастровых номеров земельных участков, является кадастровое деление территории.

Под кадастровым делением понимают административное деление территории на иерархически соподчиненные кадастровые единицы и их нумерацию в целях формирования кадастровых номеров земельных участков.

Таким образом, конечная цель кадастрового деления территории - формирование уникальных кадастровых номеров земельных участков.

Основные задачи кадастрового деления следующие:

деление территории на иерархически соподчиненные кадастровые единицы;

формирование границ кадастровых единиц;

нумерация кадастровых единиц.

Результат кадастрового деления - создание документов в структуре государственного земельного кадастра, обеспечивающих государственный кадастровый учет земельных участков и определение их месторасположения.

Под кадастровыми единицами понимают обобщенное наименование территориальных единиц разного иерархического уровня в системе кадастрового деления (кадастровых округов, кадастровых зон, кадастровых кварталов) (перечислены в иерархическом порядке сверху вниз), границы которых признаны, удостоверены, зарегистрированы в установленном порядке и имеющих индивидуальный номер в соответствующей позиции кадастрового деления.

Вся территория Российской Федерации разделена административными границами субъектов Российской Федерации на кадастровые округа, номера которых устанавливают в соответствии с перечнем субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации. Всего в настоящее время 89 таких кадастровых округов.

Территория каждого субъекта Российской Федерации разделена административными границами муниципальных образований на кадастровые зоны (административные районы, города, поселки и другие поселения). Их номера устанавливают на основе нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по представлению уполномоченного территориального органа в субъекте Российской Федерации.

Кадастровый квартал - это минимальная единица кадастрового деления территории кадастрового района, являющаяся планировочно обособленной частью территории, на которой осуществляют местное самоуправление (как правило, небольшие поселения, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории).

Кадастровый номер земельного участка -уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который ему присваивают при кадастровом учете в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права.

Основные законодательные документы, определяющие на сегодняшний день структуру и порядок формирования кадастрового номера земельного участка, - «Положение о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости», утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г., и Федеральный закон «О государственном земельном кадастре».

Схема формирования кадастрового номера земельного участка в соответствии со структурой формируемых кадастровых единиц показана на рисунке 12.2.

Кадастровый номер земельного участка имеет четырехуровневую иерархическую структуру и в общем виде может быть представлен как А: Б: В: Г, где А - двухразрядное число, определяющее номер кадастрового округа (субъекта) Российской Федерации); Б - двухразрядное число, определяющее номер кадастровой Номер кадастНомер кадастНомер кадаст- ровой зоны Номер рового кваррового округа - (муниципаль- - - земельного тала в кадастсубъекта РФ) ного образо- участка ровой зоне вания)

–  –  –

зоны (муниципального образования, входящего в состав субъекта Российской Федерации); В - трехразрядный номер кадастрового квартала; Г -номер земельного участка нефиксированной разрядности.

Например, кадастровый номер земельного участка 50: 09: 1705: 0126, здесь 50 - номер кадастрового округа (субъекта Российской Федерации) - Московская область; 09 - номер кадастровой зоны [административно-территориального (муниципального) образования, входящего в состав субъекта Российской Федерации]- Солнечногорский район; 17 -номер кадастрового квартала в кадастровой зоне; 0126 -номер земельного участка, уникальный в пределах кадастрового квартала.

Кадастровый округ на кадастровые районы делят в две стадии.

На первой стадии приказом закрепляют решение о создании на территории кадастрового округа определенного числа кадастровых районов, утверждают их наименования, номера в кадастровом округе, а также схему их взаимного расположения. При издании приказа целесообразно для создаваемых кадастровых районов сохранить ранее установленную нумерацию соответствующих административных территориальных единиц.

На второй стадии приказами [по мере составления и согласования соответствующими рай (гор)комземами] утверждают описания прохождения границ между кадастровыми районами.

Деление кадастрового района на кадастровые кварталы оформляют приказами, которыми утверждают:

схему (или набор отдельных фрагментов схемы) расположения кадастровых кварталов в границах территории кадастрового района, содержащую их номера в кадастровом районе;

описания прохождения границ кадастровых кварталов.

Основой для издания приказов о кадастровом делении территории конкретного кадастрового района является «Проект кадастрового деления». Указанный проект на стадии разработки согласовывают с соответствующими рай(гор)комземами, ФГУ ЗКП и организацией, ответственной за внедрение АС ГЗК на территории кадастрового округа.

Проект должен содержать:

анализ ранее проведенного «кадастрового зонирования» территории и предложения по уточнению (изменению) прохождения границ сформированных кадастровых кварталов;

предложения по прохождению границ кадастровых кварталов, формируемых из территорий, на которых кадастровое зонирование ранее не проводили.

В техническом задании на разработку «Проекта кадастрового деления» указывают территории, на которых ранее были выполнены работы по кадастровому зонированию. Это необходимо для максимального сохранения месторасположения, конфигурации и номеров ранее сформированных кадастровых кварталов, в пределах которых осуществляли кадастровый учет земельных участков и оформляли правоудостоверяющие документы.

Система кадастрового деления территории РФ призвана обеспечить присвоение кадастровых номеров земельным участкам в соответствии с их месторасположением. Поэтому при разработке проекта необходимо особо обратить внимание на использование для описания границ кадастровых кварталов однозначно понимаемых и отражаемых на плановых материалах элементов местности (базисов кадастрового деления). К таким элементам местности необходимо относить крупные природные линейные объекты (живые урочища), просеки в лесу, а также созданные трудом человека линейные объекты, имеющие сплошную полосу отвода (железные и автомобильные дороги, наземные трубопроводы и т. д.). В число используемых элементов местности включают и границы поселений (закрепленные на местности), а также улицы, проезды общего пользования и иные объекты, являющиеся планировочной основой застроенной территории. В качестве базисов можно использовать и строящиеся объекты, строительство которых находится в стадии завершения либо под строительство которых в установленном порядке осуществлен отвод земельных участков.

Кадастровый квартал можно считать оптимальным по размерам, если существующие в границах кадастрового квартала земельные участки (или предполагаемые к образованию) однородны по размерам и конфигурации (т. е. площади и число точек поворота границ отдельных земельных участков отличаются меньше чем в 10 раз), а общее число узловых и поворотных точек границ земельных участков находится в пределах от 100 до 200 единиц.

Для кадастровых районов, имеющих общее число кадастровых кварталов более 500 (или для районов, для которых ранее было проведено «зонирование» на зоны, блоки, массивы или иные единицы зонирования), объединение кадастровых кварталов в более крупные (условные) единицы кадастрового деления (блоки, массивы и т. п.) рекомендуют выполнять в составе «Проекта кадастрового деления». За основу такого объединения необходимо принимать планировочное структурирование территории кадастрового района, позволяющее однозначно понимать на местности расположение ее отдельных фрагментов. В этом случае в десятичном числе, соответствующем номеру кадастрового квартала в кадастровом районе, выделяются определенные разряды для записи чисел, соответствующих номерам, присвоенным условным единицам кадастрового деления. Число уровней объединения устанавливает территориальный орган Рос зем кадастра в техническом задании на разработку «Проекта кадастрового деления». При этом для обеспечения возможности функционирования государственных автоматизированных информационных систем, содержащих сведения о земельных участках, общее число разрядов десятичного номера кадастрового квартала в кадастровом районе не должно превышать семи.

"Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Основная образовательн...» хозяйства и продовольствия Ивановской области (ДСХиП) Вид и наименование проекта акта: 1.2. Постановление Правительства Ивановской области "Об утвер...»

«Вкусной земляника садовая бывает только от подкормок Кристалонами В разные периоды развития и роста, земляника садовая (клубника) нуждается в различном количестве питательных веществ. В весенний и летний периоды для начала возобновления вегетации и активного роста растений необходимо сочетать на фоне основног...»

Учитывая как специализацию предприятий, так и современную многоукладность сельской экономики, в основу выделения типов сельского хозяйства положены:

  1. преобладающие виды продукции на крупных и средних агропредприятиях на основе информации об объемах реализации продукции и расчетов индексов локализации посевов культур и видов скота по сравнению со среднероссийскими показателями;
  2. соотношение производства крупных и средних предприятий, хозяйств населения и фермерских хозяйств;
  3. количество скота на одно домохозяйство населения.

Типы сельского хозяйства с разной специализацией расположены по мере убывания интенсивности сельскохозяйственной деятельности.

Тип I - пригородный. Вокруг городов формируется не только хозяйство определенной специализации (овощи и картофель, животноводческие комплексы и птицефабрики). Здесь располагаются более рентабельные предприятия, выше плотность поголовья скота и его продуктивность, заметно выше урожайность всех культур, даже таких не типичных для пригородов, как зерновые. Размер пригородной зоны и объемы валовой продукции сельского хозяйства зависят от размера города. Перепады валового производства на единицу между ближайшими к региональному центру и удаленными районами достигают 5–10 раз. Различаются два подтипа по интенсивности сельского хозяйства. Роль хозяйств населения в пригородах невелика, хотя довольно много мелких хозяйств, повышенная товарность части из них связана с близостью к крупным городам.

Число фермеров повышено, но хозяйства мелки и их роль мало заметна на фоне крупных предприятий.

Тип II - животноводческий и животноводческо-земледельческий - охватывает большую часть нечернозёмной зоны, а также переходные от тайги к степям районы Сибири. В нем преобладает молочно-мясное скотоводство. Для этого типа характерна сильная поляризация предприятий даже в пределах одного региона.

Четыре подтипа различаются степенью участия в специализации , большей молочной или мясной направленностью и степенью интенсивности от подтипа с более устойчивыми крупными и средними предприятиями до подтипа со значительным участием хозяйств населения в общем производстве и малотоварными предприятиями.

Посевные площади и посевы зерновых культур за пределами нечерноземных пригородов к северу от Московской области резко уменьшились и даже сошли на нет. Производство льна, сохранилось лишь в отдельных очагах и переместилось к востоку, где лучше трудовые ресурсы. Значительная часть полей зарастает лесом или используются для выращивания многолетних трав. Вместе с зерновыми из этих зон с богатейшими естественными угодьями уходит и коллективное животноводство: свои корма предприятия не в состоянии заготовить, а на закупку южного зерна нет денег. Без помощи предприятий постаревшее население сокращает и частное скотоводство. Сельское хозяйство постепенно покидает северные лесные территории, заменяясь собирательством и рыболовством с сохранением самого примитивного подсобного .

К юго–западу от Московской области зерновые культуры сохранились, хотя их роль уменьшилась. Почти исчезла и типичная для этих районов картофельная специализация крупных предприятий - производство картофеля, как и овощей, в значительной степени перешло в хозяйства населения. Выращиванием картофеля и овощей занимаются и фермеры. В посевной площади крупных предприятий увеличилась доля кормовых культур.

Тип III - интенсивный земледельческо-животноводческий - занимает значительную часть территории России. Это основная зона озимых зерновых (на востоке с яровыми), сахарной свеклы и подсолнечника. В нем выделено шесть подтипов по сочетанию зерновых, технических и кормовых культур, а также по соотношению разных видов скота и степени участия в производстве мелких частных хозяйств и фермеров. Объемы реализации зерна предприятиями, отнесенные к единице сельскохозяйственных угодий, здесь наибольшие. В Краснодарском крае и в Центральном объемы реализации мяса сопоставимы с пригородами крупнейших городов.

Прибыльность производства зерна и подсолнечника стимулирует увеличение их доли в посевных площадях и вытеснение других культур, вплоть до нарушения севооборотов. Зерном занимаются предприятия и фермеры. Зона сахарной свеклы сильно сжалась, сохранившись лишь в Белгородской и на западе Курской областей. Восточнее она размыта изза сильного увеличения посевов подсолнечника. Население, получая часть заработка и оплаты за аренду их земельных паев зерном, держит много свиней и птицы. В Черноземье, на Кубани и на западе Ставрополья после небольшого шока укрепляются коллективные предприятия. В эти районы идут инвестиции в сельское хозяйство, в них активно работают агропромышленные корпорации.

Тип IV - интенсивный специализированный земледельческий - занимает сравнительно небольшие территории и объединяет разные районы со специфической специализацией. Это и благодатные южные районы с виноградарством, плодоводством на побережье Черного и , а также в долине реки Кумы. Это и остатки рисоводства в России на северо-западе Краснодарского края. Это Волго-Ахтубинская пойма, где в продукции колхозов увеличилась доля рыболовства, а на колхозных полях значительную часть овощей и бахчевых выращивают фермеры и местные жители. Наконец, это и юг Дальнего Востока, где сконцентрировано производство сои, доля которой в посевной площади увеличилась в 1990–х гг. с 15–20 до 30–40 %. Вокруг озера Ханка есть рисоводство и более интенсивное овощеводство на поливных землях.

Тип V - экстенсивный земледельческо-животноводческий - формирует мощную зерновую зону, которая тянется узкой полосой с перерывами от до Красноярского края. Яровая пшеница занимает от 50 до 80 % посевной площади, кроме нее выращивается овес и ячмень, местами подсолнечник. Здесь наиболее заметно участие фермерских хозяйств, занимающихся преимущественно выращиванием зерна. Их доля в посевной площади достигает 20–30 %.

Тип делится на 3 подтипа, различающихся составом дополнительных к зерну культур, концентрацией скота и его структурой. Со специализацией крупных предприятий связана (но не повторяет ее) специализация хозяйств населения. Чем более выражена зерновая специализация предприятий, тем больше крупного рогатого скота и свиней в хозяйствах населения,– соответственно выше и товарность мелких хозяйств. На 10 домохозяйств в таких районах в среднем приходится по 20 голов крупного рогатого скота и по 15 свиноматок.

Тип VI - экстенсивный равнинный животноводческий пастбищный - характерен для сухостепных районов Европейской части России, а также для межгорных котловин на востоке страны. Подтипы различаются составом скота, а также наличием или отсутствием производства зерна. Значительную долю животноводства составляет овцеводство, при этом около половины овец и до 70–80 % крупного рогатого скота находится в хозяйствах населения. Особый подтип формирует скотоводство и коневодство с очагами обрабатываемых земель, занятых зерном и картофелем, и большим количеством скота преимущественно в хозяйствах населения и фермеров. Для животноводческих районов также характерно повышение доли зерновых культур в посевной площади там, где они могут произрастать, особенно яровой пшеницы. Это касается даже сибирских районов, где крошечные ареалы пашни в межгорных котловинах заняты почти полностью зерновыми культурами.

Тип VII - экстенсивный горный животноводческий пастбищный - встречается на Северном Кавказе, в Горном Алтае, в Республике Тыва. Это также мир преимущественно частного хозяйства. Население и прежде имело много скота, что связано с укладом жизни горцев. Теперь овцеводство и скотоводство стало почти единственным источником средств существования.

В первом подтипе в горных районах Северного Кавказа колхозная отгоннопастбищная система почти развалилась. Колхозы резко уменьшили поголовье скота и занимаются выращиванием зерновых в предгорьях. Население осталось в горах со своими проблемами и большим количеством частного скота. Крупный рогатый скот выпасается вокруг селений, овцы в летний период пасутся на удаленных пастбищах, а кони, сбиваясь в табуны, добывают пищу самостоятельно круглый год. В Республике Алтай к традиционным видам скота добавляются яки и маралы. На Салаирском кряже преобладает крупный рогатый скот и лучше сохранились колхозы, имеющие небольшие очаги земледелия.

Тип VIII - частное хозяйство при отсутствии или недееспособности предприятий - характерен прежде всего для районов со сложными природными условиями, где агропредприятий не было или они не выдержали кризиса 1990–х гг. Если агропредприятия в таких районах и существуют, то они, как правило, убыточны, ничего не реализуют, не платят зарплату, а их деятельность по существу является подсобной для поддержания хозяйств населения. Помимо сельского хозяйства, население активно использует лесные ресурсы, включая древесину, грибы, ягоды, в т.ч. и для продажи, занимается ловлей рыбы и охотой.

Тип IX - северное оленеводство - характеризуется сильным уменьшением поголовья оленей (56 % уровня 1990 г.), значительная часть которых также находится в собственности населения.


Природно-сельскохозяйственное районирование земель - это разделение территории Российской Федерации, отдельных регионов или территорий субъектов Российской Федерации с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных растений.
С помощью системы комплексного общероссийского районирования выделяют природно-сельскохозяйственные пояса, зоны, провинции, округа.
П р и р о д н о-с ельскохозяйственный пояс - высшая единица природно-сельскохозяйственного районирования, где основным признаком выделения является теплообеспеченность, отражаемая суммами температур выше 10 °С. В Российской Федерации выделяют три пояса: холодный, умеренный, теплый субтропический.
П р и р о д н о-с ельскохозяйственная зона - основная единица природно-сельскохозяйственного районирования, которая характеризуется определенным балансом тепла и влаги.
П р и р о д н о-с ельскохозяйстенная провинция- часть зоны, характеризующаяся специфическими особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом внутри зон, с годовым ходом его элементов.
П р и р о д н о-с ельскохозяйственный округ - часть провинции, характеризующаяся хорошо выраженными геоморфологическими и гидрологическими особенностями, составом почвообразующих пород, преобладающим типом почвообразования, а также существенными особенностями макро- и мезоклимата.
Используют и охраняют земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель.
Требования нормативных актов при природно-сельскохозяй- ственном районировании земель относятся к законным обременениям земельных участков и их включают в условия при предоставлении земель гражданам, сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам.
При разработке и утверждении законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предельных (максимальных и минимальных) площадей и числа земельных участков, находящихся в
собственности, владении и пользовании гражданина (семьи) и юридического лица, учитывают, основываясь на рекомендации научно- исследовательских учреждений, данные природно-сельскохозяйственного районирования земель.
Материалы по природно-сельскохозяйственному районированию территории Российской Федерации, региона или субъекта Российской Федерации изготавливают в виде схематической карты, на которой показывают границы поясов, зон, провинций, в необходимых случаях и подпровинций, каждый пояс окрашивают определенным цветом, на котором условными индексами надписывают основные характеристики данного пояса (номер зон; номера провинций в зоне, округов; агроклиматические показатели, преобладающие типы рельефа, гидрологические условия). На карте приводят подробную легенду всех принятых обозначений и индексов, к ней прикладывают пояснительный текст.
Материалы природно-сельскохозяйственного районирования в целом по Российской Федерации или региону рассматривает и утверждает Правительство Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации - органы его исполнительной власти.
Материалы по природно-сельскохозяйственному районированию земельного фонда СССР, проведенному Министерством сельского хозяйства СССР в 1984 г., можно использовать для различных землеустроительных целей.
В состав материалов входят пояснительная записка и карта в масштабе 1: 8 ООО ООО.
На карту наносят границы зон, областей и провинций, подпровинций, округов и уровни горной территории, а также индексы природно-сельскохозяйственных округов, подразделений (зон, провинций, подпровинций и др.).
На врезках и картах приводят условные обозначения, а также характеристики:
природно-сельскохозяйственных округов по преобладающему гранулометрическому составу почв, гидрологическим условиям, преобладающему типу рельефа;
природно-сельскохозяйственных подразделений по площади, коэффициенту континентальное™, сумме температур воздуха выше 10 °С, коэффициенту годового атмосферного увлажнения (отношение осадков к испаряемости), климатическому индексу биологической продуктивности в баллах относительно средней продуктивности;
зон по типам и подтипам почв; состава горных территорий.
В случае необходимости при планировании и организации рационального использования земель и их охраны используют и другие материалы специальных районирований: эколого-хозяйственного, эколого-ландшафтного, агроэкологи- ческого и др.

Для того, чтобы достичь агроклиматическую сопоставимость при бонитировке почв, проводится природно-сельскохозяйственное районирование на территории СССР. Оно было проведено в 1982 году.

Районирование – это выделение однородных территорий по теплу и влаге. Природно-территориальное районирование предусматривает выделение природно-с/х поясов, зон, провинций, округов.

Для каждой таксономической единицы районирования характерны определенные сочетания природных условий и, связанные с ними, особенности использования земель.

В соответствии с районированием, было выделено три пояса, 14 природно-сельскохозяйственных зон и 47 провинций.

Природно-сельскохозяйственный пояс – это высшая единица районирования. Главный признак пояса – теплообеспеченность. Пояса: природно-с/х, умеренный, теплый субтропический.

Природно-сельскохозяйственная зона – это основная единица районирования. Она характеризуется определенным балансом тепла и влаги. В зоне господствуют определенные типы и подтипы почв, растительность и определенная система агротехнических мероприятий. Зоны: полярная, тундровая; лесотундровая; среднетаежная; южнотаежная лесная; лесостепная; степная; сухостепная; полупустынная; пустынная; предгорная пустынная степная; субтропическая пустынная; субтропическая полупустынная; субтропическая влажнолесная.

Провинция – это часть зоны, которая характеризуется теплом и влагообеспеченностью вегетационного периода.

16. Составление и проверка бонитировочной шкалы.

Основой для бонитировки почв служит зональная шкала бонитировки почв (разделение почв на зоны – степная, южная лесостепь, сев. лесостепь, северная). Основной таксономической единицей служить почвенная разновидность. Последовательность составления шкалы: 1) составление списка встречающихся в опред. зоне почвенных разновидностей; 2) выбор бонитировочных признаков («+» и «-» св-ва почв); 3) установление оптимального значения признаков и св-в почв.

При составлении шкалы важным моментом является выбор лучшей почвы по признаку оптимальности бонитируемых свойств. Считается, что лучшей почвой будет такая, у которой числовые показатели всех положительных оценочных признаков в совокупности будут самыми высокими. Эту совокупность легко было бы определить, если бы признаки применялись в одних показателя. Поэтому шкала составляется по каждому признаку отдельно в бальной системе. Самый высокий показатель признака оценивается в 100 баллов, и относительно его рассчитываются показатели других почв. Исключение составляет гранулометрический состав и РН (кислотность почв).

По физической глине за 100 баллов берется почва с содержанием илистых фракций для данной зоны 55 %. Наличие илистых фракций свыше 55 % снижает плодородие.

По РН за 100 баллов берется почва со значением 6,8 %. Когда фактическое значение показателя меньше относительного, то

Ббi = Пi/Попт*100. Если Пi<Попт, то Ббi = Пi/Попт*100; если Пi>Попт, то Ббi = Попт/Пi*100.

Средний арифметический,

Средний геометрический – ему отдается предпочтение.

Установление поправочных коэффициентов за отрицательные свойства почв

Бобщ = Бср ∙ k1 ∙ k2 ∙ k3 ,

где k1, k2, k3 - поправки за отрицательные признаки почв (гидроморфность, солончаковатость, солонцеватость).

Шкала проверяется урожайностью ведущей культуры, которая удовлетворяет трем условиям:

1. Урожайность должна быть средняя многолетняя (за последние 7 – 10 лет по хозяйству).

2. Урожайность должна быть взята с конкретной почвенной разности. Поскольку учет урожайности с отдельных почв не ведется, то сравнивать урожайность правомерно только со средними баллами бонитета по хозяйству.

Они выявляются по формуле:

Б = (Б1 ∙ Р1 + Б2 ∙ Р2 + Б3 ∙ Р3 + …+ Бn ∙ Рn) / ∑ Р,

где Б – средний балл по хозяйству,

Б1, Б2 … Бn – баллы бонитета почв,

Р1, Р2 … Рn – площади почвенных разностей.

3. Урожайность должна быть базисной, то есть приведенной к среднему уровню производства.

Проверка шкалы завершается вычислением коэффициента корреляции между базисной урожайностью и баллом плодородия, который определяется по формуле:

Если коэффициент корреляции

До 0,5 % - 0,6 %, тесноста связи слабая, шкалой пользоваться нельзя;

0,6 – 0,75 %, теснота связи удовлетворительная;

0,75 – 1,0 %, связь высокая, шкалу можно рекомендовать в производство для оценочных работ.

Если коэффициент корреляции > 0,6 – необходимо проверить весь ход вычислений, так как такой шкалой пользоваться нельзя;

Если коэффициент корреляции 0,6 – 0,75 – можно пользоваться с поправками.

  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 2. Методические основы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований
  • 1. Предмет и методы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований
  • 2. Основные вопросы, решаемые при прогнозировании, планировании и организации территории административно-территориальных образований
  • 3. Место прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований в общей системе землеустроительных действий
  • 4. Административно-территориальные и другие образования как объекты землеустройства
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 3. Теоретические основы землеустройства муниципального района
  • 1.Понятие, цели и задачи землеустройства муниципального района
  • 2. Прогнозы, программы, схемы землеустройства территории субъектов рф и регионов - основа землеустройства муниципальных районов
  • 4. Современные требования, предъявляемые к схемам землеустройства муниципального района
  • 5. Структурная модель схемы землеустройства
  • 6. Порядок разработки схемы землеустройства муниципального района
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 4. Подготовительные работы в схеме землеустройства административно-территориального образования
  • 2. Сбор сведений об уровне социального и экономического развития региона
  • 3. Сбор сведений о свойствах земли и природных условиях
  • 4. Оценка уровня изученности состояния земель
  • 5. Оценка состояния земельно-ресурсного потенциала
  • 6. Оценка результатов трансформации правоотношений на землю
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 5. Методика разработки природно-сельскохозяйственного районирования
  • 2. Классификация и общая характеристика единиц природно-сельскохозяйственного районирования
  • 3. Специальная характеристика единиц природно-сельскохозяйственного районирования и организационно-хозяйственные признаки территории
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 6. Задачи и содержание зонирования территории муниципального района по пригодности земель
  • 2. Методика разработки
  • 3. Содержание зонирования земель сельскохозяйственного назначения (на примере Озерского района Московской области)
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 7. Состав, содержание и методика разработки организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства административно-территориального образования
  • 1. Общие положения
  • 2. Перераспределение земель района по категориям и формам собственности
  • 3. Формирование системы землевладений и землепользований
  • 4. Планирование и организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 8. Состав, содержание и методика разработки мероприятий по охране земельных ресурсов административно-территориального образования
  • 1. Общие и правовые положения об охране земель
  • 2. Предотвращение захламления и загрязнения земель
  • 3. Особенности рекультивации нарушенных земель
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 9. Система территориального планирования. Цели, задачи, нормативно-правовые положения.
  • 1. Цели и задачи территориального планирования
  • 2. Нормативно-правовое регулирование территориального планирования
  • 3. Процесс и процедура территориального планирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 10. Значение и содержание документов территориального планирования
  • 1. Общие положения
  • 2. Схемы территориального планирования Российской Федерации
  • 3. Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации
  • 4. Документы территориального планирования муниципальных образований
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 11. Картографические документы в схемах землеустройства и документах территориального планирования
  • 1.Состав документации схемы землеустройства административно-территориального образования
  • 2. Карты (схемы) современного использования земель
  • 3. Карты (схемы) по районированию земель и территориальному зонированию
  • 4. Карты (схемы) мероприятий по рациональному использованию земель и их охраны
  • 5. Карты (схемы) в документах территориального планирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Тема 12. Экономическая эффективность организационно-территориальных мероприятий в схеме землеустройства административно-территориального образования
  • Раздел 3. Теоретические задания (рефераты)
  • Раздел 4. Задания для практической работы
  • 6.1. Общие положения
  • 6.2. Порядок выполнения задания
  • 7.1. Общие положения
  • 7.2. Порядок выполнения
  • Приложения Приложение 1 Справка о привлечении инвестиций в апк Московской области за год
  • Приложение 2 Распределение земель по угодьям, га
  • Приложение 3 Финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Московской области, тыс. Руб.
  • Приложение 4 Урожайность основных видов сельскохозяйственных культур, ц/га
  • Приложение 5 Продуктивность основных видов скота
  • Приложение 7 Посевные площади по всем категориям хозяйств, га
  • Приложение 8 Данные по внесению удобрений на 1 га посевных площадей за год
  • Приложение 9 Данные по выполнению агрохимических работ в Московской области, тыс.Га
  • Приложение 10 Среднее содержание тяжелых металлов в почвах районов Московской области за год, мг/кг (по данным фгу гцас «Московский»)
  • Приложение 11 Распределение площади пашни с различной гидролитической кислотностью почв, %
  • Приложение 12
  • Приложение 13
  • Приложение 15
  • Приложение 26
  • Иванов Николай Иванович
  • 2. Классификация и общая характеристика единиц природно-сельскохозяйственного районирования

    За основу природно-сельскохозяйственного районирования на уровне субъекта Российской Федерации должна быть принята система общероссийского районирования, в соответствии с которой по определенным признакам выделены природно-сельскохозяйственные пояса, зоны, округа, районы и ареалы.

    Поставленные цели определяют разработку следующих разделов природно-сельскохозяйственного районирования (таб. 3).

    Таблица 3 - Разделы природно-сельскохозяйственного районирования административно-территориального образования

    Наименование разделов

    Характеристика единиц природно-сельскохозяйственного районирования

    Состав и распределение земель по угодьям в разрезе единиц природно-сельскохозяйственного районирования

    Организационно-хозяйственные признаки территории (контурность земель, размещение инфраструктуры)

    Факторы и условия развития сельского хозяйства региона

    Территории-аналоги по способам и технологиям использования земель

    При составлении характеристик единиц природно-сельскохозяйственного районирования приводятся данные по следующим показателям (табл. 4) 1:

      преимущественное назначение земель;

      преимущественные виды земельных угодий;

      организационно-хозяйственные признаки территории (характер размещения сельскохозяйственных угодий и сельского расселения);

      преобладающие севообороты;

      основные мероприятия по улучшению земель.

    Природно-сельскохозяйственный пояс – высшая единица природно-сельскохозяйственного районирования, где основным признаком выделения является показатель теплообеспеченности, отображаемый суммами температур выше 10°С. По данному признаку в Российской Федерации выделены три пояса: холодный, умеренный, теплый субтропический.

    Природно-сельскохозяйственная зона – основная единица природно-сельскохозяйственного районирования, которая характеризуется определенным балансом тепла и влаги, режимом почвообразования и минерального питания, соотношением угодий. Каждой зоне соответствуют свои особенности сельскохозяйственного производства, определенное соотношение между пашней, кормовыми и лесными угодьями.

    Таблица 4 – Характеристика и признаки выделения единиц природно-сельскохозяйственного районирования

    Единицы природно-сельскохозяйственного районирования

    Характеристика и признаки выделения

    Природно-сельскохозяйственный пояс

    Высшая единица ПСХР. Основной признак выделения - сумма температур выше 10°С. Выделены три пояса: холодный, умеренный, теплый субтропический

    Природно-сельскохозяйственная зона

    Характеризуется определенным балансом тепла и влаги, режимом почвообразования и минерального питания, соотношением угодий

    Природно-сельскохозяйственный округ

    Характеризуется:

    Перечнем с-х культур, отвечающим местным условиям;

    Особенностями агротехники;

    Соотношением с-х угодий;

    Видами мелиорации;

    Системой севооборотов;

    Составом мероприятий по охране земель

    Природно-сельскохозяйственный район

    Признак выделения - общность геолого-геоморфологических, мезоклиматических, литологических признаков территории, определяющих баланс тепла, влаги, потенциальную продуктивность земель, агрохимическое и агрофизическое состояние почв

    Агроэкологически однотипные

    Признак выделения - экологическая совместимость земель. Границами однотипных ареалов выступают внешние границы объединяемых в один ареал агроэкологически однородных участков

    Агроэкологически однородные

    Признак выделения - агроэкологическая совместимость культивируемых растений. Границы установлены совмещением геологической, почвенной, геоботанической и другой информацией

    Природно-сельскохозяйственный округ – часть зоны, характеризующаяся специфическими особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом внутри зон, с годовым ходом его элементов.

    Для природно-сельскохозяйственного округа характерны:

      перечень сельскохозяйственных культур и сортов, отвечающий местным условиям;

      особенности агротехники, определяемые условиями рельефа и почвенного покрова;

      соотношение сельскохозяйственных угодий, а также естественных и агрокультурных ландшафтов при определенной степени освоенности территории;

      определенные виды мелиорации и соотношение мелиорируемых и немелиорируемых площадей;

      система севооборотов;

      состав мероприятий по охране земель.

    Границы природно-сельскохозяйственных районов установлены по общности геолого-геоморфологических, мезоклиматических и почвенно-литологических признаков территории, определяющих баланс тепла, влаги, в том числе почвенно-грунтовой, потенциальную продуктивность земель, агрохимическое и агрофизическое состояние почв.

    Выделение природно-сельскохозяйственных районов создает основу для выравнивания экономических условий функционирования сельского хозяйства, создания территориальных предпосылок для развития зон специализации, повышения устойчивости растениеводства к проявлению неблагоприятных факторов и рисковых обстоятельств, повышения конкурентной способности сельского хозяйства посредством снижения издержек сельскохозяйственного производства на районном и областном уровнях.

    Агроэкологически однотипные ареалы выделены по признаку экологической совместимости земель, создающей предпосылки для формирования угодий с близкими агроэкологическими свойствами и производственных подразделений – с оптимальной структурой взаимно дополняющих угодий. Важную особенность агроэкологически однотипных ареалов составляет внутреннее сходство организационно-хозяйственных признаков земель, что указывает на однообразие базисных условий для организации конкурентной рыночной среды. Различия территорий по организационно-хозяйственным признакам дают основание для выделения самостоятельных ареалов, несмотря на сходство всех остальных свойств земель. Границами однотипных ареалов выступают внешние границы объединяемых в один ареал агроэкологически однородных участков.

    Выделение агроэкологически однотипных ареалов создает основу для выравнивания условий производства продукции и снижения издержек на уровне сельскохозяйственных предприятий.

    Агроэкологически однородные участки выделены по признаку агроэкологической совместимости культивируемых растений, позволяющей формировать при землеустройстве производственные участки, равнокачественные по составу технико-технологических мероприятий и способам обработки земель. Границы однородных участков установлены совмещением геоморфологической, геологической, почвенной, геоботанической и другой информации на единой топографической основе.