Павел шпеер его дальнейшая судьба. Шпеер Альберт: биография, фото, работы

Альберт Шпеер

Воспоминания

Предисловие

«Теперь Вы, наверное, мемуары пишете?» - спросил один из первых американцев, которых я встретил в мае 1945 г. во Фленсбурге. С тех пор прошло 24 года, из которых 21 год я провел в тюремном одиночестве. Долгие годы. И вот мои мемуары готовы. Я стремился изобразить прошлое таким, каким я его видел. Кому-то оно покажется искаженным, кто-то найдет мою перспективу неправильной. Это может соответствовать действительности, а может и нет: я описал то, что я пережил так, как я это вижу сегодн. При этом я старался не уходить от прошлого. Моим намерением было не обходить молчанием ни слепоту, ни ужасы тех лет. Те, кто участвовал во всем этом, будут меня критиковать, но это неизбежно. Я хотел быть искренним.

Эти воспоминания должны показать некоторые из тех предпосылок, которые почти неизбежно вели к катастрофам, сопровождавшим конец того времени, раскрыть последствия единоличной и бесконтрольной власти и охарактеризовать личность этого человека. На суде в Нюрнберге я сказал: «Если бы у Гитлера были друзья, я был бы его другом. Я обязан ему вдохновением и славой моей молодости так же, как позднее ужасом и виной».

В образе Гитлера, каким он был по отношению ко мне и другим, можно уловить некоторые симпатичные черты. Вознекнет также впечатление человека, во многих отношениях одаренного и самоотверженного. Но чем дольше я писал, тем больше я чувствовал, что речь шла при этом о поверхностных качествах.

Потому что таким впечатлениям противостоит незабываемый урок: Нюрнбергский процесс. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами.

В Нюрнберге меня приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора.


Альберт Шпеер

Часть первая

Среда и молодость

Мои предки были швабами или происходили из бедных крестьян Вестервальда, они происходили также из Силезии и Вестфалии. В большинстве своем они были ничем не примечательными людьми. За одним исключением: им был наследственный рейхсмаршалл 1«» граф Фридрих Фердинанд цу Паппенгейм (1702 - 1793), который с моей незамужней прародительницей Хумелин произвел на свет восьмерых сыновей. По всей вероятности, его не очень-то заботила их судьба.

Спустя три поколения мой дед Герман Хоммель, сын бедного шварцвальдского лесника, в конце своей жизни стал единоличным владельцем крупнейшего в Германии торгового дома, ведущего торговлю станками, и фабрики, производящей инструменты. Несмотря на свое богатство, он жил скромно, был добр к своим подчиненным. Он не только был прилежен, но и владел искусством заставлять других самостоятельно работать на себя: задумчивый шварцвальдец, который мог часами сидеть на скамейке в лесу, не проронив ни слова.

В то же самое время другой мой дед, Бертольд Шпеер, стал в Дортмунде состоятельным архитектором, он создал многочисленные постройки в господствовавшем тогда стиле классицизма. Хотя он умер рано, средств, оставшихся после него, хватило на то, чтобы дать образование его четырем сыновьям. Дедам помогла в их подъеме начавшаяся во второй половине 19 века индустриализация. Но она не помогла многим, начинавшим в лучших условиях. Рано поседевшая мать моего отца в моей юности вызывала у меня скорее чувство благоговения, чем любви. Она была серьезная женщина, придерживавшаяся простых взглядов на жизнь, энергичная и упорная. Она царила в своем окружении.

В воскресенье, 19 марта 1905 г., в полдень я появился на свет в Мангейме. Весенний гром заглушал, как мне часто рассказывала моя мать, благовест расположенной неподалеку церкви Христа. Мой отец, открыв в 1892 г. в возрасте 29 лет свое дело, был одним из наиболее модных архитекторов Мангейма, в то время находящегося на подъеме баденского промышленного города. Он уже успел создать себе крупное состояние к тому моменту, когда в 1900 г. женился на дочери богатого коммерсанта из Майнца.

Характерный для крупной буржуазии стиль нашей квартиры в одном из его мангеймских домов соответствовал успеху и престижу моих родителей. Большие чугунные ворота с коваными арабесками распахивались вам навстречу: импозантный дом, во двор которого могли въезжать автомобили. Они останавливались перед лестницей, соответствовавшей богато украшенному дому. Впрочем, мы, дети - два моих брата и я - должны были пользоваться задней лестницей. Она была темная, крутая и узкая и безо всяких затей завершалась задним коридором. И все же детям было нечего делать на фешенебельной, устланной ковром лестнице.

Наш детский мир находился в задних комнатах от наших спален до похожей на зал кухни. Мимо нее можно было пройти в парадную часть 14-комнатной квартиры. Из обставленного голландской мебелью зала с бутафорским камином из ценного дельфтского кафеля гостей проводили в большую комнату с французской мебелью и драпировками в стиле ампир. Особенно прочно, и сегодня физически ощутимо врезались мне в память сверкающие хрустальные люстры со множеством свечей, а также зимний сад, дизайн которого мой отец купил на всемирной выставке в Париже в 1900 г.: с индийской мебелью с богатой резьбой, занавесями с ручной вышивкой и покрытым ковром диваном, с пальмами и экзотическими растениями, пробуждающий мечты о таинственно-далеком мире. Здесь мои родители завтракали и здесь отец делал нам, детям, бутерброды с ветчиной со своей вестфальской родины. Воспоминания о прилегающей гостиной, правда, стерлись в памяти, но облицованная деревянными панелями в неоготическом стиле столовая сохранила свое очарование. За стол могли одновременно сесть более двадцати человек. Здесь праздновали мои крестины, здесь и сегодня проходят наши семейные торжества.

Моя мать ревностно и упоенно следила за тем, чтобы мы входили в число лучших семей мангеймского общества. Со всей определенностью можно сказать, что было не больше, но и не меньше 20-30 домов в этом городе, позволявших себе подобные расходы. Для представительности держали многочисленную прислугу. Помимо по понятным причинам любимой нами, детьми, кухарки, у моих родителей служили также «кухонная девушка», горничная, часто лакей и всегда шофер, а также для присмотра за нами гувернантка. Девушки носили белые наколки, черные платья и белые фартуки, лакей - фиолетовую ливрею с позолоченными пуговицами; самым великолепным был шофер.

Альберт Шпеер

Воспоминания

Предисловие

«Теперь Вы, наверное, мемуары пишете?» - спросил один из первых американцев, которых я встретил в мае 1945 г. во Фленсбурге. С тех пор прошло 24 года, из которых 21 год я провел в тюремном одиночестве. Долгие годы. И вот мои мемуары готовы. Я стремился изобразить прошлое таким, каким я его видел. Кому-то оно покажется искаженным, кто-то найдет мою перспективу неправильной. Это может соответствовать действительности, а может и нет: я описал то, что я пережил так, как я это вижу сегодн. При этом я старался не уходить от прошлого. Моим намерением было не обходить молчанием ни слепоту, ни ужасы тех лет. Те, кто участвовал во всем этом, будут меня критиковать, но это неизбежно. Я хотел быть искренним.

Эти воспоминания должны показать некоторые из тех предпосылок, которые почти неизбежно вели к катастрофам, сопровождавшим конец того времени, раскрыть последствия единоличной и бесконтрольной власти и охарактеризовать личность этого человека. На суде в Нюрнберге я сказал: «Если бы у Гитлера были друзья, я был бы его другом. Я обязан ему вдохновением и славой моей молодости так же, как позднее ужасом и виной».

В образе Гитлера, каким он был по отношению ко мне и другим, можно уловить некоторые симпатичные черты. Вознекнет также впечатление человека, во многих отношениях одаренного и самоотверженного. Но чем дольше я писал, тем больше я чувствовал, что речь шла при этом о поверхностных качествах.

Потому что таким впечатлениям противостоит незабываемый урок: Нюрнбергский процесс. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами.

В Нюрнберге меня приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора.


Альберт Шпеер

Часть первая

Среда и молодость

Мои предки были швабами или происходили из бедных крестьян Вестервальда, они происходили также из Силезии и Вестфалии. В большинстве своем они были ничем не примечательными людьми. За одним исключением: им был наследственный рейхсмаршалл 1«» граф Фридрих Фердинанд цу Паппенгейм (1702 - 1793), который с моей незамужней прародительницей Хумелин произвел на свет восьмерых сыновей. По всей вероятности, его не очень-то заботила их судьба.

Спустя три поколения мой дед Герман Хоммель, сын бедного шварцвальдского лесника, в конце своей жизни стал единоличным владельцем крупнейшего в Германии торгового дома, ведущего торговлю станками, и фабрики, производящей инструменты. Несмотря на свое богатство, он жил скромно, был добр к своим подчиненным. Он не только был прилежен, но и владел искусством заставлять других самостоятельно работать на себя: задумчивый шварцвальдец, который мог часами сидеть на скамейке в лесу, не проронив ни слова.

В то же самое время другой мой дед, Бертольд Шпеер, стал в Дортмунде состоятельным архитектором, он создал многочисленные постройки в господствовавшем тогда стиле классицизма. Хотя он умер рано, средств, оставшихся после него, хватило на то, чтобы дать образование его четырем сыновьям. Дедам помогла в их подъеме начавшаяся во второй половине 19 века индустриализация. Но она не помогла многим, начинавшим в лучших условиях. Рано поседевшая мать моего отца в моей юности вызывала у меня скорее чувство благоговения, чем любви. Она была серьезная женщина, придерживавшаяся простых взглядов на жизнь, энергичная и упорная. Она царила в своем окружении.

В воскресенье, 19 марта 1905 г., в полдень я появился на свет в Мангейме. Весенний гром заглушал, как мне часто рассказывала моя мать, благовест расположенной неподалеку церкви Христа. Мой отец, открыв в 1892 г. в возрасте 29 лет свое дело, был одним из наиболее модных архитекторов Мангейма, в то время находящегося на подъеме баденского промышленного города. Он уже успел создать себе крупное состояние к тому моменту, когда в 1900 г. женился на дочери богатого коммерсанта из Майнца.

Характерный для крупной буржуазии стиль нашей квартиры в одном из его мангеймских домов соответствовал успеху и престижу моих родителей. Большие чугунные ворота с коваными арабесками распахивались вам навстречу: импозантный дом, во двор которого могли въезжать автомобили. Они останавливались перед лестницей, соответствовавшей богато украшенному дому. Впрочем, мы, дети - два моих брата и я - должны были пользоваться задней лестницей. Она была темная, крутая и узкая и безо всяких затей завершалась задним коридором. И все же детям было нечего делать на фешенебельной, устланной ковром лестнице.

Наш детский мир находился в задних комнатах от наших спален до похожей на зал кухни. Мимо нее можно было пройти в парадную часть 14-комнатной квартиры. Из обставленного голландской мебелью зала с бутафорским камином из ценного дельфтского кафеля гостей проводили в большую комнату с французской мебелью и драпировками в стиле ампир. Особенно прочно, и сегодня физически ощутимо врезались мне в память сверкающие хрустальные люстры со множеством свечей, а также зимний сад, дизайн которого мой отец купил на всемирной выставке в Париже в 1900 г.: с индийской мебелью с богатой резьбой, занавесями с ручной вышивкой и покрытым ковром диваном, с пальмами и экзотическими растениями, пробуждающий мечты о таинственно-далеком мире. Здесь мои родители завтракали и здесь отец делал нам, детям, бутерброды с ветчиной со своей вестфальской родины. Воспоминания о прилегающей гостиной, правда, стерлись в памяти, но облицованная деревянными панелями в неоготическом стиле столовая сохранила свое очарование. За стол могли одновременно сесть более двадцати человек. Здесь праздновали мои крестины, здесь и сегодня проходят наши семейные торжества.

Моя мать ревностно и упоенно следила за тем, чтобы мы входили в число лучших семей мангеймского общества. Со всей определенностью можно сказать, что было не больше, но и не меньше 20-30 домов в этом городе, позволявших себе подобные расходы. Для представительности держали многочисленную прислугу. Помимо по понятным причинам любимой нами, детьми, кухарки, у моих родителей служили также «кухонная девушка», горничная, часто лакей и всегда шофер, а также для присмотра за нами гувернантка. Девушки носили белые наколки, черные платья и белые фартуки, лакей - фиолетовую ливрею с позолоченными пуговицами; самым великолепным был шофер.

Мои родители всеми силами стремились обеспечить своим детям прекрасную и беззаботную юность. Но осуществлению этого желания противостояли богатство и престижные соображения, светские обязанности, большое хозяйство, гувернантка и слуги. Я и сегодня еще ощущаю искусственность и дискомфорт этого мира. Кроме того, у меня часто кружилась голова, иногда я падал в обморок. Гейдельбергский профессор, которому меня показали, поставил диагноз: вегетососудистая дистония. Этот недуг означал существенную нагрузку на психику и рано поставил меня в зависимость от внешних обстоятельств. Я страдал тем более оттого, что мои товарищи по играм и оба моих брата были физически крепче, и я чувствовал, что уступаю им. Они сами нередко давали мне это почувствовать.

Какой-либо недостаток часто пробуждает компенсирующие силы. Во всяком случае, эти трудности привели к тому, что я научился гибче приспасабливаться к окружению мальчика. Если позднее я проявил упорство и ловкость в отношении противодействующих мне обстоятельств и людей, то это, по всей видимости, не в последнюю очередь связано с моей тогдашней физической слабостью.

Когда наша гувернантка-француженка выводила нас на прогулку, мы, в соответствии с нашим общественным статусом, должны были нарядно одеваться. Конечно, нам запрещали играть в городских парках или, тем более, на улице. Поэтому наше поле игры находилось у нас во дворе - ненамного большем, чем несколько наших комнат взятых вместе - ограниченном и зажатом между задворками многоэтажных доходных домов. В этом дворе росли два-три чахнущих без воздуха платана, была увитая плющом стена, туфовые блоки в углу изображали грот. Толстый слой копоти уже с весны покрывал деревья и листья, и все остальное, к чему мы только могли притронуться, способно было лишь превратить нас в совершенно неблагородных грязных городских детей. До того, как я пошел в школу, я больше всего любил играть с Фридой, дочерью нашего домоправителя Альмендингера. Я любил бывать у нее в скромной, темной квартире в полуподвале. Атмосфера скудной непритязательности и сплоченность живущей в тесноте семьи странным образом притягивали меня.

Генеральный инспектор по строительству и реконструкции столицы рейха 30 января - 20 января январь - 30 января Рождение: 19 марта (1905-03-19 )
Мангейм , Баден ,
Германская империя Смерть: 1 сентября (1981-09-01 ) (76 лет)
Лондон ,
Великобритания Место погребения: Гейдельберг Супруга: Маргарет Вебер Дети: шестеро Партия: НСДАП (1931-1945) Образование: Берлинский технический университет ,
Мюнхенский технический университет ,
Университет Карлсруэ Профессия: архитектор Автограф: Награды:

Биография

Альберт Шпеер происходил из крупнобуржуазной мангеймской семьи. И его отец Альберт Фридрих Шпеер , и дед Альберта были архитекторами. У Альберта был старший брат Герман (род. 1902) и младший брат Эрнст (род 1906, пропал без вести в Сталинграде в 1943 году). Двоюродный брат Альберта Эрнст Шпеер стал психиатром и одним из основоположников психотерапии . Альберт обучался в мангеймской гимназии имени Лессинга, а после переезда семьи в Гейдельберг - в местном высшем реальном училище, современной гимназии имени Гельмгольца в Гейдельберге. По настоянию отца Альберт поступил изучать архитектуру в , а в 1924-1925 годах - в Мюнхенской высшей технической школе . Осенью 1925 года Шпеер перевёлся в Берлинскую высшую техническую школу . Ему не удалось записаться на семинар Ганса Пёльцига , и с 1926 года Шпеер учился у Генриха Тессенова . Получив диплом в 1927 году, Шпеер проработал научным ассистентом у Тессенова до 1932 года.

Между двумя войнами

В 1930 году Шпеер впервые услышал речь Гитлера , которая произвела на него неизгладимое впечатление.

В январе 1931 года он вступил в НСДАП (членский номер 474481), штурмовые отряды и Национал-социалистический механизированный корпус . Стал руководителем НСМК в берлинском районе Ванзее . В Мангейме открыл собственное архитектурное бюро. В 1932 году получил первые партийные заказы на незначительную перестройку некоторых объектов НСДАП.

В марте 1933 года по заданию Геббельса перестроил здание министерства пропаганды . Познакомился с Гитлером , который, обратив внимание на его организационный талант, назначил его техническим ассистентом своего любимого архитектора Пауля Людвига Трооста и поручил перестройку рейхсканцелярии . Шпеер очень быстро вошёл в ближний круг фюрера. В 1933 году участвовал в оформлении первомайской демонстрации НСДАП в Темпельхофе и партийного съезда НСДАП в Нюрнберге , использовав красные полотнища и фигуру орла с размахом крыльев в 30 метров. Грандиозное шествие на открытии съезда запечатлела Лени Рифеншталь в своей документально-постановочной ленте «Победа веры ». В том же году Шпееру была поручена реконструкция штаб-квартиры НСДАП в Мюнхене.

В январе 1934 года после смерти Пауля Людвига Трооста он стал личным архитектором Гитлера, автором проектов новой рейхсканцелярии и территории съездов НСДАП в Нюрнберге .

«Шпеер, пожалуй, был единственным человеком, к которому Гитлер испытывал какие-то чувства, кого слушал и с кем иногда даже беседовал» (Траудль Юнге).

Вторая мировая война

В 1937 году Альберт Шпеер был назначен генеральным инспектором имперской столицы по строительству, в задачу которого входила перестройка Берлина . В 1938-1939 годах он разработал генеральный план реконструкции столицы Германии. По замыслу Гитлера, Берлин должен был стать столицей нового мира в монументальном архитектурном стиле.

В 1938 году Шпеер получил звание прусского государственного советника и был награждён золотым знаком НСДАП . В 1941-1945 годах был депутатом рейхстага от западного избирательного округа Берлина . 8 февраля 1942 года после гибели Фрица Тодта был назначен А. Гитлером рейхсминистром вооружений и боеприпасов , генеральным инспектором дорог, а также генеральным инспектором водных и энергоресурсов . В этом качестве успешно руководил всей военной промышленностью рейха и её переориентацией на тотальную войну. Несмотря на поврежденную немецкую инфраструктуру и перебои в снабжении сырьём, к 1944 году Шпееру удалось добиться значительного роста производства вооружений . Шпееровская организация военной промышленности в первую очередь опиралась на использование подневольных рабочих и заключенных концентрационных лагерей. Для этого он тесно сотрудничал с Генрихом Гиммлером и его организацией СС . 2 сентября 1943 года различные ведомства Шпеера были объединены в Имперском министерстве вооружения и военной промышленности .

В 1944 году Шпеер тяжело заболел и всю весну не мог исполнять свои служебные обязанности. В связи с нехваткой сырья и рабочей силы военная экономика оказалась на грани краха. Несмотря на то что Шпеер выступал за прекращение войны, Гитлеру удалось убедить его остаться на своем посту . После июльской попытки переворота были обнаружены документы участников Сопротивления, в которых они предлагали его в качестве министра нового правительства. Однако Шпеер смог убедительно объяснить, что он об этом ничего не знал и не поддерживал никаких связей с заговорщиками .

В 1945 году в последние месяцы Второй мировой войны Шпеер сопротивлялся «тактике выжженной земли » Гитлера. Он саботировал приказы об уничтожении промышленных предприятий и инфраструктуры рейха и даже якобы, как он сам позднее утверждал, хотел отравить Гитлера .

23 мая 1945 года был арестован союзниками вместе с другими членами Фленсбургского правительства и помещён в военную тюрьму в Нюрнберге . Во время Нюрнбергского процесса против главных военных преступников был одним из немногих обвиняемых, которые признали свою вину . В своем последнем слове Шпеер сказал:

«Диктатура Гитлера была первой диктатурой индустриального государства в век современной технологии, диктатура, которая довела до совершенства технологический инструментарий, чтобы повелевать собственным народом… С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление».

После войны

Вместе с шестью другими осуждёнными его поместили в бывшую военную тюрьму Шпандау на территории Западного Берлина . Тюрьма в Шпандау находилась под контролем представителей четырёх стран-союзниц. Многочисленные прошения о помиловании со стороны семьи и политиков были отклонены из-за неприемлемости для Советского Союза . 30 сентября 1966 года Шпеер вышел из тюрьмы, отсидев весь срок заключения.

В 1969 году он опубликовал написанные ещё в тюрьме мемуары - «Воспоминания» (нем. Erinnerungen ), которые пользовались большим успехом. В 1975 году вышла его книга «Шпандау: Тайный дневник» (нем. Spandauer Tagebücher ), а в 1981 году - «Государство рабов. Мои дискуссии с СС» (нем. Der Sklavenstaat - Meine Auseinandersetzung mit der SS ). В них он изобразил себя аполитичным технократом и интеллектуалом, который почти ничего не хотел знать о преступлениях режима и только «исполнял свой долг».

Альберт Шпеер скоропостижно скончался 1 сентября 1981 года в возрасте 76 лет в отеле Park Court в Лондоне от кровоизлияния в мозг во время встречи с любовницей .

Основные работы

  • Шпеер А. . - Смоленск : Русич, 1997. - 700 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-88590-587-8 . и её последующие издания:
    • Шпеер А. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. - М .: Центрполиграф, 2005. - 654 с. - ISBN 5-9524-1531-8 .
    • Шпеер А. . - М .: Захаров, 2010. - 688 с. - ISBN 978-5-8159-0974-8 .
  • Шпеер А. . - М .: Захаров, 2010. - 528 с. - ISBN 978-5-8159-1015-7 .
  • Альберт Шпеер «Воспоминания». - Пер. с нем., Смоленск: «Русич», 1997. - 696 с.
  • Albert Speer. Der Sklavenstaat. Meine Auseinandersetzungen mit der SS (Государство рабов. Мои дискуссии с СС), 1981

Память

В искусстве

Шпеер присутствует в большом количестве художественных фильмов о Третьем рейхе. Вот некоторые из них:

  • х/ф «Нюрнберг» (в роли Шпеера - Герберт Кнауп),
  • х/ф «Бункер» (Хайно Ферх),
  • т/сериал «Семнадцать мгновений весны» (Алексей Бояршинов).

В 2013 году российским писателем-фантастом Андреем Мартьяновым был издан роман в жанре альтернативной истории «Der Architekt. Без иллюзий», в котором Шпеер является главным героем. В 2014 году вышло продолжение книги - «Der Architekt. Проект „Германия“».

См. также

Напишите отзыв о статье "Шпеер, Альберт"

Примечания

Литература

  • Залесский К. А. Вожди и военачальники Третьего рейха: Биографический энциклопедический словарь.. - М .: «Вече», 2000. - С. 448–450. - 576 с. - ISBN 5-7838-0550-5 .
  • Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь.. - М .: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. - С. 750–753. - 942 с. - ISBN 5-17-015753-3 (ООО «Издательство АСТ»); isbn 5-271-05091-2 (ООО «Издательство Астрель»).
  • Залесский К. А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. - М .: Эксмо , 2005. - С. 613–615. - 672 с. - ISBN 5-699-09780-5 .

Ссылки

  • на IMDB
  • (нем.)

Отрывок, характеризующий Шпеер, Альберт

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
– Батюшки светы, ножик то…
– Вишь татарка!
– Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.
Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху.
– Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев.
– День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало!
Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
Всё это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Всё это и пахло и отзывалось и имело вкус Анисьи Федоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой.
– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.

Альберт Шпеер - придворный архитектор адольфа гитлера.

У многих королей и царей средневековья были придворные архитекторы, строившие дворцы по вкусу своих хозяев. От них ничем не отличаются и диктаторы ХХ ст. - Гитлер, Сталин, Саддам Хусейн и другие, которые также имели "карманных зодчих". На вершине "архитектурного гигантизма" возвышается фигура Альберта Шпеера, работавшего под мудрым руководством Гитлера. Так вышло, что Шпеер малоизвестен в широких кругах современного зодчества.

Этот архитектор не производил впечатления делового человека. Адъютанты фюрера за глаза называли Шпеера «несчастной любовью шефа». Как творческий человек, с которым Гитлер любил обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил от фюрера право входить в его кабинет без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ "нестяжательного гения", которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер на это «купился» и попал под влияние незаурядного авантюриста. В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел по весьма точному предмету - математике, и намеревался посвятить себя именно этой науке. Пойти в архитекторы Шпеера заставил отец - владелец крупной в Германии строительной компании. После защиты диплома Альберт открыл собственное проектное депо и заручился папиным обещанием передать ему десяток-второй обеспеченных клиентов. Однако последние не спешили сотрудничать с новичком.

В течение нескольких лет Шпеер жил на скудные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще нескольких однокашников пригласили в Афганистан в качестве придворных архитекторов Амануллы II. Султан-реформатор хотел превратить свое королевство в прекраснейшую и богатую страну Азии. Проект султанского дворца в стиле «1001 ночи» высотой 202 м, который Шпеер разработал еще на втором курсе, ввергнул азиата в языческий трепет. Но Шпееру так и не удалось поехать в Афганистан и заработать большие деньги. Случилось непредвиденное: Амануллу сбросили с трона младшие братья. Честолюбивые планы 24-летнего архитектора рухнули. Шпеер остался работать в художественной Академии простым ассистентом кафедры.

Студенты быстро обнаружили слабое место преподавателя в скучные лекции можно сорвать, вызвав Шпеера на спор о судьбах немецкой нации. Студенты-нацисты, вооруженные аргументами в стиле Геббельса, в дискуссиях разбивали преподавателя в пух и прах. В результате будущему архитектору пришлось отойти от активной деятельности в Академии и стать постоянным участником нацистских митингов, а спустя пару месяцев и членом НСДАП. Партия назначила его председателем автоклуба.

В то время Шпеер получил свой первый заказ перепланировать бесплатно виллу, где заседали нацисты. А через год близкий друг Шпеера Карл Хенке поручил ему перестроить здание берлинского горкома НСДАП. И вот с этого момента Альберт уже не сидел без работы: занимался не только архитектурой, но и разработкой стиля проведения нацистских митингов и собраний. Кстати, жутковатая эстетика третьего рейха была рождена фантазией именно молодого Шпеера.

Однажды за Альбертом пришли трое адъютантов из личной охраны фюрера и погрузили в просторный «Мерседес» растерянного зодчего. Оказалось, что накануне фюрер назвал здание рейхсканцелярии, которое являлось его штаб-квартирой, «конторой мыловаренного завода». Рихард Троост, личный архитектор Гитлера, оказался в опале, и помощник фюрера Гесс порекомендовал Гитлеру зодчего, которого считал своим человеком.

Пока Шпеер вел работы по перестройке рейхсканцелярии, Гитлер неоднократно заезжал к нему на стройплощадку. Забывая о госделах, фюрер часами бродил по будущим залам своей резиденции в компании моложавого архитектора и высказывал ему свои замечания. Заметим, что Шпеер быстро разобрался в архитектурных предпочтениях Гитлера. Диктатору Германии, как и Сталину, нравились помпезность и пышность. Когда же работа была завершена, то Гитлер пригласил Шпеера пообедать в узком кругу своих друзей. Чтобы архитектор не чувствовал себя неловко в компании нацистов, Гитлер одолжил ему на время свой пиджак. Во время обеда один из присутствующих удивился: «Мой фюрер, на господине архитекторе Ваш пиджак» На что диктатор ласкаво ответил: «Так ведь и зодчий тоже мой».

Плодовитый архитектор

Со временем Шпеер приобрел не только известность, но и стал очень близким человеком к Гитлеру. Фюрер делился своими мыслями об изменении архитектурного облика центра Берлина и просил Шпеера учесть его замечания. В папке, предоставленной вождем нацистов, архитектор обнаружил десятки эскизов уродливых зданий, скульптур и триумфальных арок. Гитлер задумал «разрезать» Берлин на две части с самым широким в мире проспектом и самыми большими в мире админзданиями. В самом центре улицы должен был возвышаться увенчанный стеклянным куполом Дом собраний нации высотой 400 м. А над ним парить 50-метровый германский орел, сжимающий в руках позолоченный земной шар. Шпеер посчитал в общих чертах стоимость проекта: вышло около 40 млрд. марок (!). Он дал указание своим сотрудникам бросить все работы и начать готовить этот проект, который должен появиться на Великолепной улице. Так обозначил ее Гитлер. На горизонте замаячил огромнейший куш, который мог бы получить Шпеер от Гитлера как «финансовый подарок».

Конечно, бюджет рейха не мог выдержать такого строительства. Архитектор внес несколько предложений по финансированию. В частности, он рекомендовал Гитлеру разбросать расходы по министерствам и ведомствам, которые впоследствии выкупят здания на Великолепной улице, а также начать продажу крупным концернам будущих главных офисов. Кроме того, фюрера восхитила идея архитектора строить здание из сверхпрочных материалов "на века". Идея придворного архитектора имела под собой благодатную почву. Например, вождь «трудового фронта» Роберт Лей пытался даже оплатить полную стоимость квартала, спроектированного в 30 м от Дома собраний, чтобы разместить там Дом моды своей жены.

В первые же месяцы работы Фонда поступило 400 млн. марок, а уже к началу 1939 г. более 1,2 млрд. марок. Шпеер и Гитлер незадолго до начала Второй мировой войны заложили несколько десятков символических «первых кирпичей». Альберт полагал, что реализация проекта завершится не раньше 70-80 гг. XX ст., хотя Гитлер требовал от зодчего построить квартал к 1952 г.

Когда началась война, Шпеер выступил с инициативой заморозить реконструкцию Берлина и передать собранные средства в Фонд обороны. Гитлер на это не согласился.

Шпеер выдумывал все что угодно, лишь бы не строить. Он утверждал, что огромнейший купол над зданием Дом собраний станет прекрасным ориентиром для английских бомбардировщиков. В декабре 1941 г. после поражения вермахта под Москвой, Шпееру все-таки удалось свернуть строительство.

Что фашистские что коммунистические правительства в первой половине ХХ века создавали монументальную архитектуру в основном для запугивания своего народа и демонстрации преимуществ режима.

Монументальность архитектуры фашистской Германии в первую очередь стремилась подчеркнуть всю мощь арийской расы.


О каком-то особом стиле говорить не приходится, т.к. большинство идей Альбертом Шпеером было заимствовано у Римской империи.



Планы реконструкции Берлина позволяют предположить, что он виделся Гитлеру именно "столицей мира", не больше не меньше.






Большинство из огромных проектов были прерваны с началом войны в 1939 году и страна обратила внимание на более насущные вопросы. Некоторые постройки, правда, были завершены. В их числе и олимпийский стадион на 110 тысяч мест. Германия получила летние Олимпийские игры 1936 в 1931 году, всего за пять лет до их начала, и как только Гитлер пришел к власти, он был полон решимости использовать мероприятие для пропагандистских целей.



Проект Нюрнбергского стадиона рассчитывался на 400 тысяч и если бы он был достроен, то оставался бы самым большим в мире до сих пор.

Берлинский олимпийский стадион пережил войну относительно невредимым и частично был использован в качестве штаб-квартиры британской оккупационных сил. Стадион был в свое время рассмотрен в качестве кандидата на снос, но в конечном итоге был полностью отремонтирован и задействован на финале Кубка мира в 2006 году.

Здание рейхсканцелярии было построено в 1938 году всего за девять месяцев, а гитлер получил там личный 400-метровый кабинет.



Невероятно длинные, богато украшенные коридоры были разработаны, чтобы "грузить" иностранных деятелей и политиков, когда они шли к Гитлеру. Шпееру было сказано, что расходы - несущественны и 4000 негастарбайтеров, работавших в круглосуточно, сваяли этот шедевр окончательной стоимостью в девяносто миллионов рейхсмарок, что эквивалентно болле миллиарда долларов в современной валюте


Под зданием был тот самый бункер, где Адольф встретил свои последние дни (или не встретил, но это уже другая история).

Штаб-квартира люфтваффе Германа Геринга долгое время была самым большим офисным зданием мира.


Во время "холодной войны", здание было использовано правительством Восточной Германии, а сегодня там находится минфин Германии. Надо отметить, что социалистические картинки в его интерьерах смотрятся очень естественно.

Zeppelinfield Арена была одной из первых Шпеерских проектов для партии, построенных в 1934 году и была сделана наподобие Алтаря Пергамона. Использовалась она для огромных нацистских митингов и церемоний, способных вовлечь в действо 240 000 человек.





Нюрнбергский Kongresshalle, хоть он не был завершен, является крупнейшим сохранившимся монументальным зданием из нацистского периода. Он был разработан Францем Людвигом Руффом и должен было быть вмещать 50 000 мест.

Остров Рюген задумывался как нацистский курорт, но не успели, не успели...

По плану он мог принять более 20 000 отдыхающих одновременно.

На международной выставке 1937 года павильоны советский и нацистский располагались напротив друг друга...
На лекции по истории советской архитектуры нам рассказывали, как за день до открытия выставки Альберт Шпеер "совершенно случайно" проник в советский павильон, на тот момент еще не увенчанный статуей рабочего и колхозницы, "случайно" нашел там чертежи и специально донес Гитлеру. После чего во время открытия выставки, ввиду нарочито-ироничного расположения германского и павильона СССР друг напротив друга, Шпеер позиционировал мощь имерского монуметализма третьего рейха как символическое противостояние на пути "устремленной ввысь" патриотической статуе Мухиной. Как известно, главный фасад немецеого павильона, обращенный к марсову полю был образован пилястрами, значащими римскую цифру 3 (Третий Рейх) и увенчан орлом.

О миллиардах марок забыли

После того как удалось убедить Гитлера в целесообразности заморозить проект, Шпееру оставалось одно: грамотно пристроить уже полученные 1,5 млрд. марок. Этому способствовало и новое назначение архитектора. По совместительству он стал министром вооружения. Вместе с Герингом он провернули одно хорошенькое дельце: ликвидировали Фонд строительства квартала, а деньги поделили между собой. При этом Гитлеру ничего не досталось: ему просто не сообщили о том, что Фонд канул в Лету.

В 1941-45 гг. Шпеер не занимался зодчеством. После завершения Второй мировой войны придворного архитектора Гитлера осудили на 21 год. После выхода из тюрьмы зодчий писал мемуары, получая неплохую добавку к своей скромной пенсии.

Шпеер, Альберт (Speer), (1905-1981), придворный архитектор Гитлера. Родился 15 марта 1905 в Манхейме. Изучал архитектуру, был ассистентом в Берлинском техническом институте. В 1931 вступил в НСДАП, а в 1932 - в СС. Состоял членом нескольких второстепенных архитектурных комиссий по сооружению штаб-квартиры гауляйтера Берлина, затем ему было поручено техническое обеспечение гигантского партийного съезда в Темпельхофе 1 мая 1933. Мастерское использование Шпеером быстро сооружаемых флагштоков и необычных световых эффектов придало нацистским массовым сборищам особый помпезный стиль. В 1934 ему поручили разработать проект обустройства участка для партийных съездов в Нюрнберге
Успехи Шпеера, которому еще не было и тридцати, привлекли внимание Гитлера. Вслед за вниманием посыпались должности и заказы. Фюрер, будучи сам несостоявшимся архитектором, видел в Шпеере воплощение собственных юношеских мечтаний. Он приблизил к себе способного архитектора, назначил его руководителем отдела Германского трудового фронта и ввел в штаб своего заместителя. В 1937 Шпеер стал Главным инспектором рейха по архитектуре, получив задание "вновь сделать Берлин настоящей и истинной столицей Германского рейха". Воплощая грандиозные замыслы Гитлера, Шпеер неутомимо работал: проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы и целые сверхгорода для будущей Великой Германии. Шпеер открыто выражал восхищение идеями своего патрона, которые другие архитекторы называли "безумной сентиментальностью", годной для прошлого века. Несостоявшийся студент Академии художеств, Гитлер часами стоял прикованный к наброскам и макетам Шпеера. В 1938 он вручил ему Золотой партийный значок.
Шпеер продолжал свою работу и после начала 2-й мировой войны. В 1941 он был избран депутатом рейхстага. В следующем году его назначили на важный пост в министерство вооружения и военной промышленности вместо погибшего в авиационной катастрофе Фрица Тодта. С этого момента Шпеер полностью переключился с архитектуры на военную промышленность. Он также занимал множество других важных постов: член центральной плановой комиссии, Генеральный инспектор водных ресурсов и энергетики, директор организации Тодта, руководитель Национал-социалистического корпуса водителей и начальник главного партийного технологического управления. Некоторое время он считался вторым наиболее важным человеком в Третьем рейхе и безусловным диктатором германской военной промышленности. Он достигал необыкновенных производственных результатов, несмотря на противодействие со стороны других нацистских руководителей и невзирая на тяжелые потери от бомбежек союзников. Шпеер косвенно был осведомлен о готовящемся покушении на Гитлера, но никогда не был тесно связан с Июльским заговором 1944. В последние недели войны он оказал сопротивление приказам Гитлера проводить политику "выжженной земли", сеять хаос и разрушения, лишь только потому, что германский народ оказался недостойным гения своего фюрера.
Представ перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге в 1946, Шпеер оказался единственным из обвиняемых, признавшим свою вину за преступления Третьего рейха. "Этот суд необходим, - заявил он. - В авторитарной системе за такие ужасные преступления все несут общую ответственность". Любопытны его признания: "Мне кажется, что если бы у Гитлера мог когда-либо быть друг, этим другом был бы я". В своих показаниях Шпеер утверждал, что его деятельность была "технологической и экономической", а не политической, что он был лишь архитектором, и все, что ему было известно о происходящем, это то, что он мог прочитать в газетах. Он признавал, что отвергал жестокость не в силу гуманности, а с практической точки зрения, поскольку излишняя жестокость была бы помехой в его усилиях увеличить производство. Трибунал ограничился тем, что признал "соучастие" Шпеера в программе использования подневольного труда: "В качестве смягчающего обстоятельства, следует признать то, что... на заключительных этапах войны он был одним из немногих, кто имел смелость сказать Гитлеру, что война проиграна и нужно сделать шаги по предотвращению бессмысленных разрушений промышленных предприятий". Шпеер был признан виновным по пункту 3 (военные преступления) и пункту 4 (преступления против человечности). 1 октября 1946 он был приговорен к 20 годам заключения в берлинской тюрьме Шпандау. Освободился в 1966.
В 1970 Шпеер опубликовал книгу "Внутри Третьего рейха", которая получила всемирную известность. Первые наброски он сделал еще находясь в Шпандау, тайно вынося по кусочку, и затем собрал материал в книгу. Эту книгу признали самыми выдающимися политическими мемуарами всех времен. Книга демонстрирует, каким образом неограниченная власть Гитлера смогла сочетаться с новым механизмом, обеспеченным современной технологией. Шпеер пишет, что Третий рейх на самом деле был весьма далек от монолитного тоталитарного государства, а был лишь раздробленным феодальным княжеством, контролируемым местными политиками, такими как циничный министр пропаганды д-р Геббельс, бесцветный шеф CC Гиммлер и глава Люфтваффе Геринг. Каждый отстаивал собственные личные интересы и стремился к собственной выгоде, не заботясь о том, какой ценой дается война. Шпеер настаивал на том, что он лично не принимал участия в тех ужасах, которым способствовала его деятельность. Он признавал, что заключил договор с дьяволом и понял слишком поздно смысл своего договора.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха -

ШПЕЕР (Sрееr) Альберт (19.03. 1905, Мангейм - 01.09. 1981, Лондон) Государственный деятель, архитектор. Сын известного архитектора. В 1923 поступил в Высшее техническое училище в Карлсруэ, весной 1924 перевелся в Мюнхен, а осенью 1925 в высшее техническое училище в Берлине-Шарлоттенбурге. Летом 1927 получил диплом архитектора, оставшись в училище ассистентом у профессора Тессенова. В январе 1931 вступил в НСДАП (партбилет № 474481). 01.03. 1931 вступил в СА и Национал-социалистический автомобильный корпус (НСКК). В 1931 был привлечен К. Ханке к оформлению здания местного комитета НСДАП. В 1932 руководил перестройкой здания Берлинской окружной партийной организации. После прихода нацистов к власти в 1933 Шпееру была поручена Ханке и Й. Геббельсом перестройка здания Имперского министерства народного просвещения и пропаганды, одновременно составил план декораций для грандиозной манифестации 01.05. 1933. Взлет Шпеера начался, когда А. Гитлер одобрил его проект оформления партийного съезда в Нюрнберге в 1933. После этого Гитлер поручил Шпееру перестройку своей берлинской резиденции. Это ввело Шпеера в ближайшее окружение Гитлера. С этого момента Шпеер стал считаться "личным архитектором фюрера", и ему стали поступать престижные заказы: перестройка резиденции Г. Геринга, разработка различных проектов. После смерти 21.01. 1934 наиболее любимого архитектора Гитлера П. Троocта Шпеер занял совершенно исключительное положение при фюрере. В начале 1934 Шпееру было поручено создание в Нюрнберге грандиозной трибуны для партийных митингов (390 метров длиной и 24 высотой). Одновременно Шпеер за организацию массовых манифестаций был назначен начальником отдела в штабе заместителя фюрера. С 30.01. 1934 начальник отдела "Эстетика труда" в организации "Сила через радость". Автор проектов новых заводских зданий, мебели, интерьера. Выступил инициатором проведения ночных торжественных шествий. В 1934 разработал проект грандиозного "Партийного форума" в Нюрнберге ("Гран-при" Всемирной выставки в Париже, 1937). Летом 1936 Шпееру лично Гитлером была поручена разработка планов перестройки Берлина в нацистском духе, и в 1937 он был назначен на специально для него введенную должность генерального уполномоченного по строительству новой столицы рейха. Став одним из самых близких к Гитлеру человеком, постоянно сопровождал его в поездках. Фактически с 1934 Шпеер был автором и руководителем практически всех важнейших перестороек германской столицы, кроме того. Шпеер прославился среди нацистского руководства тем, что умел так поставить дело, что завершал строительство в рекордно короткие и практически невозможные сроки. С августа 1941 депутат Рейхстага от Западного Берлина. После начала войны Шпееру было поручено руководство строительством для военных нужд, возглавив штаб строительных работ "Шпеер". 09.02. 1942 после гибели Ф. Тодта Шпеер был назначен имперским министром вооружений и боеприпасов. За короткое время Шпееру удалось резко увеличить производительность германкой промышленности, мобилизовав ее на производство вооружений. Пользуясь неизменной поддержкой Гитлера, Шпеер сконцентрировал в своих руках руководство практически всей промышленностью Германии. 02.03. 1943 министерство было переименовано к Имперское министерство военной промышленности с одновременным значительным расширением его компетениии. Фактически Шпеер стал диктатором военной экономики, сведя на нет влияние Имперского министерства экономики, Управления по 4-летнему плану и др. Предпринимал попытки усиления роли имперского кабинета за счет партии, но это встретило как возражение Гитлера, так и крупные разногласия Шпеера с высшим руководством НСДАП и гаулейтерами. Тем не менее, Шпеер добился запрещения М. Борману вмешиваться в кадровую политику министерства. В июле 1943 получил полный контроль над новой программой кораблестроения. После событий 20.07. 1944 вмешательство партийных органов и СС в действия Шпеера вновь усилилось, кроме того, отношения между Шпеером и Гитлером стали более прохладными. В 1945 авторитет Шпеера у Гитлера окончательно пошатнулся, и стало ясно, что вскоре Шпеер будет заменен новым фаворитом Гитлера О. Зауром. Кроме того, ситуация осложнилась тем, что Шпеер распорядился не уничтожать при отступлении заводы, на чем настаивал Гитлер. После смерти Гитлера сохранил свой пост в правительстве К. Деница, кроме того, ему было подчинено и Министерство экономики. 23 мая вместе с другими министрами нового правительства арестован американскими войсками. В качестве главного военного преступника привлечен к суду Международного военного трибунала е Нюрнберге. Приговорен к 20 годам тюремного заключения. Содержался в тюрьме Шпандау. 01.10. 1966 по окончании срока заключения освобожден, Автор мемуаров.

Использованы материалы кн.: Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003