Творчество крылова связанное с войной 1812 года. Особый цикл басен крылова посвященных войне с наполеоном

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Отечественная война 1812 года в баснях Ивана Андреевича КРЫЛОВА

2 Иван Андреевич КРЫЛОВ () крупнейший русский поэт-баснописец первой трети ХIХ века «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ» И.А.КРЫЛОВ

3 Крылов был не просто баснописец, но и летописец: он не оставлял без внимания не только крупные исторические события и значительные факты государственной политики, но и повседневные досадные случайности общественной и частной жизни. В его баснях, как в зеркале, отразилась правдиво и подробно вся эпоха, в которую он жил и творил. Это с особой очевидностью выявляется при обращении к басням, написанным в период Отечественной войны 1812 года. «Его притчи достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа». Н.В.Гоголь

4 Творческие замыслы басен Крылова определяются его отношением к происходившим событиям и их участникам. Эти басни представляют большой интерес как по глубине и ясности понимания автором сущности всей компании и изменчивых взаимоотношений еѐ главных деятелей Наполеона и Александра I, Александра и Кутузова, Кутузова и Наполеона, - так и по силе остроты и откровенности сатиры, - продиктованной чувством горечи и возмущения автора патриота, взявшего на себя смелость говорить правду от лица истинных защитников Родины и всего русского народа. Так и понимали крыловские басни подлинные герои Отечественной войны. Басни Крылова шли след в след за ходом войны. Это был своего рода поэтический протокол совершающихся событий: содержание каждой басни можно было подтвердить документальными данными, а героев басен все узнавали без труда. Вывод же или нравоучение басни воспринимались как справедливая оценка того или иного события. «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю». С.Н.Глинка

5 «КОТ И ПОВАР» Связь с политическими событиями улавливалась современниками Крылова уже в первой из созданных им в то время басен «КОТ И ПОВАР». В 1812 году, когда армия Наполеона уже приближалась к границам России, император Александр I приехал в Вильно, где в течение месяца все еще обсуждал вопрос о тактике русской армии наступательной или оборонительной, не приходя к окончательному выводу. Александр всѐ рассуждал, а Наполеон действовал. В июне 1812 г. Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю. Это вторжение французских войск поразило Александр I «неожиданностью» и он растерялся. Первое, что он сделал, - послал императору Франции дружеское письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеет возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон отверг это предложение и продолжал действовать. Трудно было не понять, о ком говорил Крылов в своей басне «КОТ И ПОВАР». Все узнавали в нахальном коте Ваське императора французов, который захватывал одну страну за другой, а аппетиты его отнюдь не уменьшались. Заключение басни, еѐ «мораль» относилась к русскому императору Александру I: «там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».

6 «КОТ И ПОВАР» Какой-то Повар, грамотей, С поварни побежал своей В кабак (он набожных был правил И в этот день по куме тризну правил), А дома стеречи съестное от мышей Кота оставил. Но что же, возвратясь, он видит? На полу Объедки пирога; а Васька-Кот в углу, Припав за уксусным бочонком, Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. «Ах ты, обжора! ах, злодей! Тут Ваську Повар укоряет,- Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? (А Васька все- таки курчонка убирает.) Как! Быв честным Котом до этих пор, Бывало, за пример тебя смиренства кажут,- Ах ты ахти, какой позор! Теперя все соседи скажут: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (А Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всѐ жаркое съел. А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить.

7 «РАЗДЕЛ» И война началась. Но между командным составом русской армии, вместо единодушного согласия в плане действий, начались разногласия, недоразумения и даже распри. «По-моему, видно, государю угодно, чтобы вся Россия была занята неприятелем!» писал Багратион после сдачи Смоленска в Москву графу Ростопчину. И.А.Крылов в басне «РАЗДЕЛ» выразил взгляд всех здравомыслящих людей на разногласия в военных и правительственных кругах: «В делах, которые гораздо поважней, Нередко от того погибель всем бывает, Что чем бы общую беду встречать дружней, Всяк споры затевает О выгоде своей». Басня была восторженно встречена всеми, кто еѐ слышал. Она переписывалась от руки, копии еѐ посылались в армию, и стали известны по всей стране.

8 «РАЗДЕЛ» Имея общий дом и общую контору, Какие-то честные торгаши Наторговали денег гору; Окончили торги и делят барыши. Но в дележе когда без спору? Заводят шум они за деньги, за товар, Как вдруг кричат, что в доме их пожар. «Скорей, скорей спасайте Товары вы и дом!» Кричит один из них: «Ступайте, А счеты после мы сведем!» «Мне только тысячу мою сперва додайте, Шумит другой, Я с места не сойду долой». «Мне две не додано, а вот тут счеты ясны», Еще один кричит. «Нет, нет, мы не согласны! Да как, за что, и почему!» Забывши, что пожар в дому, Проказники тут до того шумели, Что захватило их в дыму, И все они со всем добром своим сгорели. В делах, которые гораздо поважней, Нередко от того погибель всем бывает, Что чем бы общую беду встречать дружней, Всяк споры затевает О выгоде своей.

9 КУТУЗОВ Михаил Илларионович Наконец, под влиянием общественного мнения, но против своего желания, император назначил главнокомандующим любимого войсками и всем русским народом прославленного полководца Михаила Илларионовича Кутузова. И следующие басни Крылов пишет о Кутузове и его мудрой стратегии.

10 «ВОРОНА И КУРИЦА» «Когда Смоленский Князь, Противу дерзости искусством воружась, Вандалам новым сеть поставил И на погибель им Москву оставил»,- так начинает Крылов басню «ВОРОНА И КУРИЦА», написанную после Бородинского сражения и совета в Филях. Далее рисуется живая картина оставления Москвы Наполеону: «Тогда все жители, и малый и большой, часа не тратя, собралися и вон из стен московских поднялися, как из улья пчелиный рой». В «Вороне и Курице» Крылов предрекал судьбу недостойных низкопоклонников и карьеристов и даже судьбу самонадеянного французского императора, которому читатели переадресовали слова басни: «Попался, как ворона в суп!» Наполеон перед Бородинским сражением обещал своим войскам, что овладев Москвой, он предоставит им «всѐ нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество». Но ему не потребовалось покорять Москву. Кутузов сам «вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил», чего и не подозревал Наполеон, свершая торжественный въезд в опустелую Москву.

11 «ВОРОНА И КУРИЦА» Когда Смоленский Князь, Противу дерзости искусством воружась, Вандалам новым сеть поставил И на погибель им Москву оставил, Тогда все жители, и малый и большой, Часа не тратя, собралися И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой. Ворона с кровли тут на эту всю тревогу Спокойно, чистя нос, глядит. «А ты что ж, кумушка, в дорогу? Ей с возу Курица кричит. Ведь говорят, что у порогу Наш супостат». «Мне что до этого за дело? Вещунья ей в ответ. Я здесь останусь смело. Вот ваши сестры как хотят; А ведь Ворон ни жарят, ни варят: Так мне с гостьми не мудрено ужиться, А, может быть, еще удастся поживиться Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь. Прощай, хохлаточка, счастливый путь!» Ворона подлинно осталась; Но, вместо всех поживок ей, Как голодом морить Смоленский стал гостей - Она сама к ним в суп попалась. Так часто человек в расчетах слеп и глуп. За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: А как на деле с ним сочтешься Попался, как ворона в суп!

12 «ВОЛК НА ПСАРНЕ» Весь дальнейший ход войны изложен Крыловым с полной достоверностью и точным соблюдением последовательности событий в знаменитой, самой популярной в то время басне «ВОЛК НА ПСАРНЕ». Занятие Наполеоном Москвы как исполнение его заветной мечты, окончившееся полным сарказма, строчками: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню». Прижатый обстоятельствами к «стене» безвыходности, озлобленный волк прибегает к хитрости: «Пустился мой хитрец в переговоры». Басня написана в тот момент, когда в обществе стало известно намерение Наполеона вступить в переговоры о мире. Содержание речи Волка почти дословный пересказ льстивых писем Наполеона к императору Александру I. В конце сентября 1812 г. в ставку Кутузова прибыл французский посол Лористон от Наполеона с предложением о мирных переговорах. Французский посол уверял Кутузова, что «император, мой повелитель, имеет искреннее желание покончить этот раздор между двумя великими и великодушными народами и покончить его навсегда». «Я ответствовал ему, - сообщал Кутузов Александру I, - что я никакого наставления на сие не имею, что при отправлении меня к армии и название мира ни разу не упомянуто. Что я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа». Ответ ловчего в басне Крылова столь же суров и прям, как и ответ Кутузова послу Наполеона: «С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». Кутузов готовился к решающим сражениям, чтобы «выпустить на Волка гончих стаю».

13 «ВОЛК НА ПСАРНЕ» Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. «Огня! кричат, огня!» Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом, И что приходит, наконец, Ему рассчесться за овец, Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я» - «Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ, - Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

14 го Басню «Волк на псарне» Крылов собственноручно переписал и передал еѐ жене Кутузова, а она немедленно переслала еѐ Михаилу Илларионовичу в действующую армию. После сражения под Красным Кутузов собрал вокруг себя солдат и офицеров и прочел им крыловскую басню. При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», фельдмаршал снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и крики «ура»! Басни И.А.Крылова были очень популярны в действующей армии. «Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием» из письма К.Батюшкова к Н.Гнедичу

15 «ОБОЗ» В период отступления французской армии из России Крылов написал басню «ОБОЗ». Александр I, горевший нетерпением стяжать славу победителя Наполеона, необоснованными распоряжениями и приказами немало препятствовал проведению намеченного Кутузовым плана. Император торопил события, упрекал Кутузова в медлительности, не принимая во внимание задачи главнокомандующего сохранить силы и численность армии. С большой точностью запечатлел Крылов в басне и мудрую тактику полководца, и самоуверенность царя, и его нескрываемое недовольство действиями Кутузова. Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: А закончил Крылов басню нравоучением, в котором нетрудно было обнаружить прозрачный намѐк на царя, поражавший читателей своей смелостью: «Как в людях многие имеют слабость ту же: Всѐ кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже».

16 «ОБОЗ» С горшками шел Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ах, конь хваленый, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять. Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору, - А то и под гору, и днем! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На славу; По камням, рытвинам пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки! Как в людях многие имеют слабость ту же: Всѐ кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

17 «ЩУКА И КОТ» Начав отступление Наполеон поставил себе цель обойти скрытным путѐм русскую армию и пробиться на Калужскую дорогу. Именно в этот последний период преследования неприятеля вмешательство императора Александра I и приносило особый вред делу Кутузова: оно препятствовало выполнению плана главнокомандующего. В самый ответственный период, когда Кутузов ждал подхода Дунайской армии, император вмешался в командование и сорвал подготовку разгрома главных сил Наполеона в глубине страны. Вмешательство императора порождало двойственность в управлении армией. Любимец русского императора адмирал Чичагов, не подчинился приказам Кутузова, считая себя в непосредственном подчинении Александру I. Невыполнение адмиралом Чичаговым приказа Кутузова, помогло Наполеону вырваться из созданного русским главнокомандующим окружения, и спасти остатки своей армии от окончательного уничтожения, переправившись через реку Березину. Общий голос крайнего негодования на адмирала Чичагова за его непростительную вину Крылов отразил в резко сатирической басне «ЩУКА И КОТ». Читатели басни вспоминали о самонадеянном, заносчивом адмирале, взявшем на себя смелость действовать вопреки многочисленным строгим приказам главнокомандующего. В крыловской басне обличается и необдуманность поступка Чичагова, и его корыстные побуждения. Но самая соль сатиры заключается в морали басни, в которой обобщалась характеристика таких карьеристов, искателей славы, громких на словах лжепатриотов, вольно или невольно предающих родину: Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета.

18 «ЩУКА И КОТ» Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета. Зубастой Щуке в мысль пришло За кошачье приняться ремесло, Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил, Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил? Но только вздумала Кота она просить, Чтоб взял ее с собой он на охоту, Мышей в амбаре половить. «Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? Стал Щуке Васька говорить.- Смотри, кума, чтобы не осрамиться: Недаром говорится, Что дело мастера боится». «И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей». «Так в добрый час, пойдем!» Пошли, засели. Натешился, наелся Кот, И кумушку проведать он идет; А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, И крысы хвост у ней отъели. Тут видя, что куме совсем не в силу труд, Кум замертво стащил ее обратно в пруд. И дельно! Это, Щука, Тебе наука: Вперед умнее быть И за мышами не ходить.

19 Так Крылов последовательно описал события войны 1812 года, воспел подлинных спасителей отечества Кутузова и народ. В Крыловских баснях звучат мысли, чувства и настроения истинных патриотов. «Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства; на всё подавал свой голос» Н.В.Гоголь

20 Чинов я пышных не искал; И счастья в том не полагал, Чтоб в низком важничать народе, - В прихожих ползать не ходил. Мне чин один лишь лестен был, Который я ношу в природе,- Чин человека; - в нем лишь быть Я ставил должностью, забавой; Его достойно сохранить Считал одной неложной славой. И.А.Крылов Памятник И.А.Крылову С.-Петербург. Летний сад Скульптор П.Клодт


Автор проекта библиотекарь МБОУ СОШ 21 Власова Л.С. 1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и значительной вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное

Всероссийская олимпиада по истории 9 класс 1) На выполнение и отправку ответов Вам предоставляется 10 календарных дней. 2) Оформить ответы необходимо отдельным файлом в формате Word, в наименовании которого,

Тест по литературе И.А. Крылов 8 класс 1 вариант Лягушки, просящие царя Лягушкам стало не угодно Правление народно, И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить. Чтоб горю пособить, То

Басни И. А. Крылова о событиях Отечественной войны 1812 года Информационные материалы Басня «Кот и повар» Какой-то Повар, грамотей, С поварни побежал своей В кабак (он набожных был правил И в этот день

Отечественная война в творчестве Ф.Н. Глинки, А.С. Пушкина и И.А. Крылова. Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины. Ему посвящены многие исторические исследования,

Урок истории в 10 классе по теме «Отечественная война 1812 года» Трубицына О.Н., учитель истории МОУ СОШ г. Изобильный, Ставропольский край Тип урока: урок «открытия» нового знания. Форма урока: Информационно-исследовательский

И. А. Крылов. Избранные басни Проект электронного пособия по литературе 5 класс «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» Содержание «Кто не слыхал его живого слова?» Из биографии У истоков жанра. Басня

«То был век богатырей», русские поэты о войне 1812 года. Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался

Урок - викторина литературное чтение в 3 классе Тема: «Басни И.А.Крылова» Учитель: Рысенкова С.Н. Цели урока: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; расширение представления учащихся о своеобразии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Онохинская средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района Информационный проект «Афоризмы и крылатые выражения, вышедшие из басен

Викторина по басням «Своя игра» для 5 классов Автор Макарова Нурия Кабдыкаримовна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 14» г. Братск Иркутской области Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни

Московская олимпиада школьников 2011-2012 гг. 9 класс 1. Иван Андреевич Крылов был современником Отечественной войны 1812 года и создал свои басни по горячим следам, поэтому их можно рассматривать как

Московская олимпиада школьников 2011-2012 гг. 10 класс 1. Иван Андреевич Крылов был современником Отечественной войны 1812 года и создал свои басни по горячим следам, поэтому их можно рассматривать как

Котенькова О.Ю. Игра колесо истории «Про гордый дух не сломленных отцов» Цель: повторить и систематизировать знания по истории Отечественной войны 1812 г. Задачи: Познавательные: в увлекательной форме

8 сентября (26 августа по старому стилю) КУТУЗОВ Михаил Илларионович (1745-1813) светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812) Ученик Александра Суворова Кутузова назначили

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (в рамках недели чтения) «По дорогам басен Дедушки Крылова» 245 лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки И.А. Крылова", как любовно его называет народ, но басни его

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тургеневская СОШ Меленковского района Владимирской области Конспект внеклассного мероприятия по литературе Эквтимишвили Лали Теймуразовна, учитель

Нашествие Наполеона 24 июня 1812 года в Россию вторгся опасный и сильный враг армия французского императора Наполеона Бонапарта. Наши войска по численности в два с лишним раза уступали французским. Наполеон

Московская олимпиада школьников 2011-2012 гг. 11 класс 11. Иван Андреевич Крылов был современником Отечественной войны 1812 года и создал свои басни по горячим следам, поэтому их можно рассматривать как

Вот что значит настоящий верный Вот друг что значит настоящий, верный друг Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит, Вот что значит настоящий,

Иван Андреевич Крылов. (1769-1844) Русский писатель, баснописец, журналист. Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился в своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим

Недаром помнит вся Россия, про день Бородина! Славным защитникам Российского государства посвящается 5 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОД Ученики 8-10 классов отправились в село Бородино посмотреть на реконструкцию сражения

Кот и лиса Жил-был мужик. Был у него кот, да такой баловник, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу: пускай пропадает.

Негосударственное образовательное учреждение Школа «НИКА» Словарь фразеологизмов из басен И.А.Крылова Составители: Угодникова Елизавета, 6 «Г» Арьязова Камилла, 6 «Г» Под редакцией учителя русского языка

Ребята! Международное сообщество педагогов «Я Учитель!» предлагает вам принять участие во Всероссийской викторине для школьников «Пословица недаром молвится». Целью викторины является раскрытие богатства

Москва ОАО «Московские учебники» 2009 Марья Моревна РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ из собрания А.Н. Афанасьева ЛИСА И ЖУРАВЛЬ иса с журавлём подружилась, даже покумилась с ним у когото на родинах. Вот и вздумала

Степанова М.В. учитель русского языка и литературы 1.Раскрыть значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа. 2. Усвоить содержание основных эпизодов и сцен т.3. 3. Воспитывать чувство

Бородинская битва 7 сентября 1812 года (к 205-летию битвы) Сражению предшествовал бой 25 августа у деревни Шевардино (Шевардинский редут), в котором 12-тысячный отряд генерала А.И.Горчакова целый день

8 СЕНТЯБРЯ 1812 Г. БОРОДИНСКАЯ БИТВА Отечественная война 1812 г. занимает особое место в русской истории. Это была справедливая, национальноосвободительная война, в которой народы многонациональной России,

Носов Николай Бобик в гостях у Барбоса Николай Николаевич Носов Бобик в гостях у Барбоса Жил-был пёс Барбоска. У него был друг - кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил

Отечественная война 1812 год ДАТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Назовите дату перехода армией Наполеона русской границы 12 июня 1812 года французская армия перешла границы Российской империи ДАТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Страница: 1 ТЕСТ 24 Фамилия, имя Прочитай текст. КОТЁНОК Класс Были брат и сестра Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле

Стихи о борьбе с огнем Пожарник вот профессия, Достойная наград, Вы люди с большим сердцем, Вам каждый будет рад. Работа у вас сложная, Но все же, тем не менее, Вы герои настоящие, И это наше мнение! На

Сценарий осеннего праздника «Литературная осень» для учащихся 5-7 классов. Цели: 1) проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова; 2) развивать речь и творческое мышление обучающихся; навык выразительного

Урок литературы в 5 классе (Подготовила учитель русского языка и литературы Гладкая Наталья Николаевна). Тема: Басни И.А. Крылова (урок игра). Цели урока: формирование умения обобщать и систематизировать

План работы: 1. Викторина: Отечественная война 1812 года и ее историческое значение. 2. Конкур рисунков на тему «Отечественная война 1812 года». 3. Игра путешествие «Отечества верные сыны». 4. Календарь

Сценарий праздника 8 МАРТА старшая группа (Дети заходят в зал под музыку и становятся полукругом) Начинается весна не с цветов, Есть тому много причин. Начинается она с теплых слов, С блеска глаз и с улыбок

Братья Гримм Бременские музыканты Page 1/5 Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осёл - хороший осёл, умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице, таскал на спине кули с мукой

ИТОГОВАЯ РАБОТА 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Сейчас ты будешь выполнять работу по чтению. Сначала тебе нужно прочитать текст,

МОУ «Рослягипская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока ли тера туры. 5 класс. Тема: «М.Ю Лермонтов. С тихотворение «Бородино» Гросул Вера Анатольевна учитель МОУ «Рослятипская COII 1 квал.

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России». Учитель: Дубова О.А. Тема: Отечественная война 1812 года. Цели: -Познакомить с событиями Отечественной войны 1812 года, героями войны. -Воспитывать

Басни И.А.Крылова Составитель: Мужнюк С.Е., учитель русского языка и литературы МКОУ «ООШ» г. Ясногорска Басни И.А.Крылова Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные

Николай Носов (наследники) «Im Werden Verlag». Некоммерческое электронное издание. 2005 http://imwerden.de Печатается по изданию: Николай Николаевич Носов БОБИК В ГОСТЯХ У БАРБОСА Рисунки Ивана Максимовича

Московская олимпиада школьников 2011-2012 гг. Ответы 5 класс 1. 1.1. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего 10 баллов. Название пункта плана отрывка Название пункта плана отрывка Детство 1 Битва

Чтение. Носов Н.Н. Рассказы. Заплатка У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался: - Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

План-конспект урока «На пути к жизненному успеху» (обществознание - 6 класс) Учитель: Герасимова А. В. Цели урока: 1. Личностные: формирование ценности трудовой деятельности, способствовать применению

Конкурс «Планета увлечений» Презентация для внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Бородинского сражения Основные сражения 1812года

Всем известная басня «Кукушка и Петух» написана Крыловым по конкретному поводу. Ее публикация в сборнике сопровождалась иллюстрацией, где в карикатурном виде изображались писатели Ф. Булгарин и Н. Греч,

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ Тема: «Начало Отечественной войны 1812 года». Цель: дать обучающимся представление о начальном этапе Отечественной войны. Задачи Образовательные: сообщить обучающимся сведения о

Прочитайте внимательно фрагмент романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. I, часть, гл. 9) и выполните задания. Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа) Басни И.А. Крылова Учитель

Технологическая карта урока Урок: литература и история Тема урока: Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года Класс: 8-А класс ОУ: МБОУ «СОШ 2» города Сафоново Смоленской области Учителя-предметники:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Феодосийская санаторная школа интернат» Театрализованное представление по сказке Шарля Перро «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Воспитатель: Васильева

Красная шапочка Гр.2 Оформление зала: декорации домика бабушки, декорации домика мамы и лес. На полу расположены два отрезка зеленой ткани с цветами, символизирующие поляны, лукошко с пирожками, печь,

Сыны Отечества. Защитники земли русской От Величия Духа к Единству Народа и Великой России! У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше тем ярче и светлее становится

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система» Центральная библиотека Надточей Наталья, 12 лет г. Новозыбков Романтические страницы любви Материалы

Лиса (поет). Петушок, Петушок, Золотой гребешок! Выгляни в окошко, Дам тебе горошку! Петушок открывает окошко, высовывает головку и смотрит: кто тут поет? Лиса хватает его и убегает. Лиса бежит, а Петушок

Vmireskazki.ru Сказки народов России Русские сказки Кузьма скоробогатый Русские сказки Жил-проживал Кузьма один-одинешенек в темном лесу. Ни скинуть, ни надеть у него ничего не было, а постлать - и не

22. Басни И. А. Крылова. В девяти книгах. Санкт Петербург. В тип. военноучебных заведений. 1843. В 8 ю д. л. 326 и VIII стр. 1 Изданиям басен И. А. Крылова потерян счет. Несколько лет тому считалось однако

УДК 82(1-87) ББК 84(4Гем) Г 84 Г 84 Гримм Я. и В. Золотой гусь: сказки / Братья Гримм; [пер. с нем. Г. Н. Петникова; ил. А. Симанчука]. М. : Эксмо, 2014. 112 с. : ил. (Книги мои друзья). УДК 82(1-87)

Москва 2013 ЗАТЕЙНИКИ Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали: Нам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбин Ход Звучит песня «Служить России», дети входят маршевым шагом на свои места. Вед. На месте стой! Раз, два! На лево! Вольно!

Иван Андреевич Крылов Басни Серия «Хрестоматии для начальной школы» Серия «Большая хрестоматия для начальной школы» Серия «Русская литература XIX века» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3933715

События Отечественной войны 1812 года нашли своё отражение и в баснях Ивана Андреевича Крылова. В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А. Крылова «Кот и повар» и «Раздел», так начинался цикл басен посвящённых войне с Наполеоном Бонапартом, в которых автор в иносказательной форме сумел выразить своё отношение не только, к конкретным историческим лицам (Наполеон, Александр I, М.И.Кутузов), но и, шаг за шагом следуя за русской армией, к военным действиям.

Уже осенью 1812 года печатаются басни: «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Обоз» и «Щука и кот», которые известны как тетралогия басен, посвящённых главнокомандующему русской армией, генерал - фельдмаршалу М.И. Кутузову. Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявляет себя как «политический писатель», поддерживающий и оправдывающий тактику М.И. Кутузова. Интересно, что по своему психологическому складу М.И. Кутузов очень напоминал И.А. Крылова. Недаром Крылов чувствовал в нём родственную душу и прославлял в своих баснях.

И.А. Крылов с самого начала войны очень чутко улавливал народные настроения. В басне «Раздел», посвящённой начальному этапу военных действий, мы читаем:

В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

О выгоде своей.

Как человек гражданский и далёкий от военной науки, Крылов вряд ли мог иметь собственные представления о том, как воевать. Но он руководствуется здравым смыслом. Прекрасно понимая, что генерал Барклай де Толли – это полководец не облечённый доверием армии и народа, он был уверен, что Барклай не способен эффективно командовать войсками, даже, если избранная им тактика правильная. И.А. Крылов понимал то, что дух войска важнее стратегического искусства полководца. Поэтому, если сама идея отступления не встречает поддержки в войсках, оно бессмысленно. Если Кот из басни «Кот и повар», поедающий жаркое, легко ассоциируется с Наполеоном, захватывающим русские города, то под поваром, скорее всего, подразумевается сам царь Александр I со свойственной ему в этот период набожностью и со всегда присущими колебаниями в решении важных вопросов. Это к нему обращены заключительные строки басни:

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

После Бородинского сражения М.И.Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы французам. И.А.Крылов откликнулся на отступление русских войск басней «Ворона и курица».

Автор противопоставляет правительственной точке зрения мысль об исторической правоте гланокомандующего: «противу дерзости искусством вооружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». А вот народ верит Кутузову:



Тогда все жители, и малый, и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой».

Однако русское общество по-разному относится к защите Отечества.

Между двумя обитательницами московских подворий - Вороной и Курицей - происходит разговор, раскрывающий различные взгляды обывателей:

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
"А ты что ж, кумушка, в дорогу?-
Ей с возу Курица кричит.-
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат".
"Мне что до этого за дело?-
Вещунья ей в ответ.- Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры - как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой…»

Позиция так называемых «Ворон» - жить «как бог на душу положит», надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить.

Басня "Волк на псарне" , была написана в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры через генерала Лористона, имевшего 23 сентября 1812 года свидание с Кутузовым. Генерал Лористон передал Кутузову мирные предложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В них указывалось, что Наполеон "желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда". Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября разбил французские войска при селении Тарутино.



Как бы то ни было, недоброжелатели М.И. Кутузова усиленно распространяли слухи о его готовности вступить в мирные переговоры с французами. Эти слухи необходимо было опровергать. Удивительно, но быстрее всех отреагировал Крылов. В басне автор представляет дело таким образом, что французы, изображаемые под видом волка, случайно вместо овчарни, попавшего на псарню, загнанные в безвыходное положение, обратились к Кутузову с предложением мира. Но волка перебивает псарь (Кутузов):

"Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Собственноручную копию это басни И.А. Крылов отправил супруге Кутозова, а та переслала мужу. В армии эта басня имела огромный успех, при её чтении «воздух потрясался от восклицаний гвардии».

После сдачи Москвы французам, обвинения в адрес М.И. Кутузова в бездеятельности и лени стали общим местом. И опять-таки Крылов, который ещё недавно упрекал в басне «Кот и повар» русское командование за бездействие, тут со свойственным ему чутьём понял глубокую правду Кутузова и встал на его защиту. Его ответом на обвинения главнокомандующего русской армией в бездействии стала басня «Обоз». В ней две лошади – «конь добрый» и «лошадь молодая» - спускают с горы обоз с горшками. Первый идёт не спеша и успешно довозит хрупкий груз до места. Вторая лошадь издевается над его осторожностью. Однако как только доходит до дела, хвастливая лошадь вместе с обозом оказывается в канаве:

…..И с возом бух в канаву!

Прощай хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Творчество баснописца высоко ценили сами участники войны 1812 года, они были очень популярны в действующей армии и многие читали их наизусть! И.А. Крылов в аллегорической форме выражал своё отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий.

Басни не относятся к историческим жанрам литературы. Патриотические произведения Крылова - исключение, потому что они раскрыли подлинно народный характер Отечественной войны 1812 года. Вот уже двести лет они популярны во всех слоях русского общества, так как написаны языком, который понятен всем поколениям россиян. Многие образные выражения баснописца стали «крылатыми», пополнив копилку народной мудрости.

1.3. В.А. Жуковский – «певец во стане русских воинов»

В 1812 году Василий Андреевич Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В день Бородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от места боя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В военном лагере русской армии при селении Тарутино Жуковский написал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой поименно прославил всех живых и погибших героев Отечественной войны. В декабре того же года ода появилась в журнале «Вестник Европы», обратив на поэта внимание двора.

«Певец во стане русских воинов» напечатано впервые в журнале «Вестник Европы», с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов» надолго определил поэтическую репутацию Жуковского.

Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего, его высокими художественными достоинствами. Но, пожалуй, самое главное, в чем современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развернутой перед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, свою войну - ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.

Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определенную долю литературной условности достаточно явно смыкался с традиционными одами. Однако в полной мере используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идет к действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов.

В «галерее» Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причем каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковыми были портреты: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, Н.Н. Раевского, Я.П. Кульнева, М.И. Платова, Д.В. Давыдова, А.С. Фигнера, А.И. Кутайсова, М.С. Воронцова. Представляя их в полном блеске их боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошел в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчужденных и замкнутых в своем величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» неотделима от славы каждого воина. Это братство, эта семья живет единой жизнью, ведя общий счет и громким победам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко свое, личное читатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с которой певец ведет рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багратиона.

Впоследствии Жуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа».

Спустя почти сорок лет, приветствуя Жуковского незадолго до его смерти, его друг и литературный соратник Вяземский воскресил именно эту страницу его творческой биографии:

Певец царей, и рати, и народа,

Он вещий твой, о Русская земля,

Младой певец, отчизны верный сын,

Как под ружьем, он с лирой боевою

Стоял в рядах Тарутинских дружин.

1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал о войне 1812 года, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике.


Патриотические басни И.А.Крылова о войне 1812 года
Цели: закрепление теоретических знаний о басне и практическое применение в процессе выполнения заданий викторины
Задачи:
1)расширить знания учащихся баснописце и его баснях, написанных в 1812 году;
2)развивать навыки анализа текста, ролевого и выразительного чтения;
3)воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I.Мотивационный этап.
Вступительное слово учителя.
Высказывания об И.А.Крылове.
А.С.Пушкин назвал его во всех отношениях «самым народным нашим поэтом, то есть самым национальным и самым популярным».
В.Г.Белинский писал: «Его басни - сокровищница русского остроумия и юмора, русского разговорного языка; они отличаются простодушием и народностью. Вы найдете в них пословицы, поговорки и прибаутки. Они насыщены всеми видами художественных приемов, которыми богата русская речь.
М.Исаковский посвятил ему такие строки:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения его (Крылова)
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые его (крыловские) слова.
Учитель: Скажите, о ком идет речь?
Ответы: В этих высказываниях говорится об И.А. Крылове.
Учитель: С творчеством И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, вы уже знакомы.
Вспомните, какие басни И.А.Крылова вы знаете? Прочитайте отрывки наизусть, а мы узнаем, из каких они басен.
Ответы: Отрывки из басен: «Ворона и Лисица»; «Волк и Ягненок»; «Стрекоза и Муравей»; «Слон и Моська»; «Квартет»; «Лебедь, Щука и Рак»; «Свинья под дубом»;
Учитель: А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Викторина.
1.Отгадайте, о каком герое басни И.А. Крылова идет речь?
1) «Лето красное пропела».(Стрекоза.)
2) «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…»(Мартышка.)
3) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». (Волк.)
4) «От радости в зобу дыханье сперло».(Ворона.)
5) «Слушает да ест».(Кот Васька.)
6) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»(Обезьяна.)
7) «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».(Свинья.)
8) «Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает».(Слон.)
2.Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми. Я прочитаю некоторые из них, а вы определите, из какой они басни?
(«Слона-то я и не приметил»; «А ларчик просто открывался»; «Ты все пела? Это дело: так пойди же попляши!»; «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело пойдет»; « Спой, цветик, не стыдись!»; «У сильного всегда бессильный виноват»; «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона»)
II. Операционально-познавательный этап.
Сообщение целей урок
Тема нашего урока «Патриотические басни И.А.Крылова о войне 1812 года».
Сегодня я помогу вам расширить(углубить)знания о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.
Вы будете учиться анализировать басни, выразительно читать по ролям и наизусть.
Учитель: Определите для себя цель учебной деятельности.
Ответы:
1.Мы будем углублять знания о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.
2.Мы будем учиться анализировать басни, выразительно читать их по ролям и наизусть.
Изучение нового материала
Учитель: Известным всей России сделали И.А.Крылова басни, написанные в 1812году по поводу Отечественной войны. В 1812 году французы во главе с Наполеоном напали на Россию, и И.А.Крылов, как истинный патриот, ни о чем другом в это время писать не мог.
Вот эти басни: «Волк на псарне»; «Обоз»; «Щука и Кот»; «Кот и Повар»; «Раздел»; «Ворона и Курица».Запишите их в тетради. Учитель: Патриотический отклик писателя на исторические события Отечественной войны 1812 года достиг наибольшей силы в известной басне «Волк на псарне».
Как свидетельствуют современники, Крылов, своею рукой переписал эту басню, отдал ее жене Кутузова, которая и отправила ее мужу в письме. Полководец прочитал басню после сражения под Красным и при словах «а я, приятель, «сед», снял свою фуражку и потряс наклоненной головой. Так об этом рассказал А.И.Михайловский – Данилевский в истории военных событий.
Эта басня была популярна и во время Великой Отечественной войны 1941-1945года.
Учитель: Послушайте басню «Волк на псарне».
Анализ басни.
Учитель: Обратимся к незнакомым словам, которые использованы в этой басне. Выясним их лексическое значение.
Овчарня-помещение для овец.
Волк в овчарне - о безнаказанно хозяйничающий хищник, вор.
Псарня- помещение для собак (преимущественно охотничьих).
Ловчий - предназначенный, приученный к ловле, охоте. Устроенный для ловли зверей.
Хлев- помещение для скота.
Идти на мировую – заключать соглашение о мире.
Для анализа басни нам нужно вспомнить необходимые понятия.
Послушайте сообщение.
Басня – это небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни. В ней действуют предметы, животные, которым приписываются человеческие качества и переживания - такой прием называется олицетворением.
В басне могут действовать и люди.
Мораль – вывод, который помещается в начале, или конце басни. Для басни характерна ясность событий, лаконизм языка, живой и выразительный диалог.
Умение баснописца замаскировать то, что он хочет сказать, уже в древности называли Эзоповым языком, по имени греческого баснописца Эзопа.
Учитель:1. Докажите, что «Волк на псарне» - это басня?
Ответы: «Волк на псарне» - это небольшой стихотворный рассказ, в котором в иносказательной форме дается нравоучение и сатирическое изображение жизни. В нем есть животные, которым приписываются человеческие качества и переживания, и вывод, мораль, которая помещена в конце стихотворного рассказа. События изображены ясно, диалог выразителен. Это басня.
2.Какое впечатление произвела на вас эта басня?
Ответы:
3.Каков сюжет басни? Сюжет этой басни заключается в том, что Волк ночью решил залезть в овчарню, но попал на псарню. Псари
услышали вора и подняли стрельбу. Волк испугался и вступил в переговоры с Ловчим, он хотел его обхитрить. Но Ловчий был мудрым человеком и не поверил волку «Ты сер, а я, приятель, сед…»
4. Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года?
Ответы: Наполеон из Москвы пытался вступить в переговоры с Александром 1.Он делал эти попытки, посылая к русскому правительству то директора Воспитательного дома Тутолмина, то И.А.Яковлева с тем, чтобы донести до Александра1 мирные предложения. В сентябре в Турутинский лагерь к Кутузову прибыл граф Лористон (бывший посол Франции при русском дворе).Наполеон, отправляя графа с ответственным поручением, сказал: «Мне нужен мир». Кутузов ответил отказом на это предложение.
5. Назовите героев басни?(с цитатами)
Волк. «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».
Псы. «Псы залились в хлевах».
Псари. «Псари кричат: «Ахти, ребята, вор»».
Ловчий. Тут Ловчий перервал в ответ: «Ты сер, а я, приятель сед».
6.Каким изображен волк?
Ответы: Я считаю, волк изображен как хитрый вор, который хотел похитить овец, но, услышав псов и псарей, почувствовал опасность и решил обхитрить псарей, вступив в переговоры: «Друзья, к чему весь этот шум?»
Под волком автор подразумевает Наполеона.
7.Какими качествами наделяет автор Ловчего?
Ответы: Мне кажется, автор наделил Ловчего умом и мудростью, так как он не поверил словам волка и ответил ему «Ты сер, а я, приятель, сед…»
Под Ловчим автор подразумевает Кутузова.
8.Мораль басни какова?
Ответы: Мораль этой басни - показать мудрость Ловчего, то есть Кутузова, который был главнокомандующим русских войск.
Учитель: Мудрость Кутузова показана и в басне «Обоз».
2 Сообщения
1.После того как Москву вынуждены были оставить французы, Кутузов продолжает действовать с мудрой предусмотрительностью. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и расход. НЕ пользовался старым методом, чем больше жертв – тем больше славы. Великая победа при наименьших затратах. Победа, одержанная «малой кровью»,- такова победа Кутузова.
Он не расточал зря сил, не шел на ненужные жертвы. Это вызвало новые резкие обвинения Кутузова со стороны царя. В это- то время и выступил И.А.Крылов со своей басней «Обоз».
2.Старый и опытный конь медленно сводит воз под гору, почти неся его на крестце. Молодая лошадь издевается над его медлительностью, но когда она сама легкомысленно берется за дело и пускается вскачь, воз падает в канаву, и его груз разбивается вдребезги.
Учитель: Послушайте выразительное чтение этой басни наизусть.
Найдите мораль басни и объясните, как вы ее понимаете?
Ответы: «Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам.»
Мне кажется, мораль в том, что лучше делать все медленно, но верно и правильно, чем спешить и ошибаться.
Есть пословица «Поспешишь – людей насмешишь».
Учитель: Басня «Обоз»- смелая защита Кутузова, суровое предостережение тем легкомысленно – пылким воякам во главе с царем, которые требовали быстро, не разбираясь, броситься на еще сильного врага, без всякой нужды подвергая опасности армию и страну.
Как и все басни, басня «Обоз» была патриотическим подвигом Крылова, твердо поднявшего свой голос народного писателя в защиту народного полководца.
Событиям войны 1812 года посвящена и басня «Щука и Кот».
Послушайте ее.1. Выразительное чтение по ролям.
2.О том, какие события послужили основой для написания басни, прочитайте в учебнике на 107 странице.
3.Как вы понимаете мораль этой басни?
Ответы: Мораль этой басни в том, что каждый должен знать свое дело, а не стараться делать то, что совсем не умеешь.
4.Перечитайте мораль этой басни вслух.
Ответы: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:….»
5.Где она помещена?
Ответы: Мораль помещена в начале басни.
III.Рефлексивно- оценочный этап.
Итоги урока
Учитель: На сегодняшнем уроке мы изучали патриотические басни И.А.Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года, которые учат любить Родину, уметь жертвовать своими интересами для спасения страны.
Эти басни прославляют мужество, мудрость и достоинства Кутузова, который стоял во главе русской армии, и осуждают Наполеона, который хотел захватить Россию, но ему это не удалось.
Правильно говорят: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Я надеюсь, этот урок послужит вам примером того, что добро побеждает зло и справедливость торжествует.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным?
Домашнее задание.
1.Подготовьте выразительное чтение наизусть любой басни
2. Инсценировать одну из басен Крылова

Валерия Белоусова, Валерия Белоусова, зав. издательским отделом. Тема - "Отечественная война 1812 года и русское искусство" – широка, сложна, интересна, и, что самое главное, в связи с 200-летием со дня Бородинского сражения, актуальна. Содержание ее в разные периоды времени изменялось, получая особенную глубину в эпохи новых исторических испытаний. В наши дни, когда русский народ повторил героический подвиг в годы второй мировой (Великой Отечественной) войны, славные события национальной истории стали для нас особенно близкими и волнующими. Общенародная война 1812 года, поднявшая могучую силу патриотизма, составила целую эпоху в русской жизни и русском искусстве, оказавшись для него неисчерпаемым источником вдохновения. Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры. Наибольшая и значительная часть которых, была создана в период с первой четверти XIX - начало XX вв. В первой четверти 19 века наиболее популярен был жанр графики , позволяющий быстро и непосредственно выражать наблюдения, мысли; он был живее и свободнее живописи. События войны отражены в рисунках баварского художника Петера Гесса . В 1813 - 1815 годах он участвовал в походах против французов, его впечатления и наблюдения воплотились в ярких рисунках. Позднее художник создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 годов. После путешествия по местам сражений Отечественной войны 1812 года он написал 12 полотен: «Сражение при Бородине», «Переправа через Березину», «Сражение при Тарутине», «Сражение при Смоленске» и др. Подробнее о художнике Петере Гессе в статье Федяева О., опубликованной в журнале «Юный художник». (Федяев, О. Петер Гесс [Текст] / О. Федяев // Юный художник. – 2011. – № 7. – С. 48: ил.) Известна и значительна работа «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина , созданная им в 1816 году. В альбоме «Василий Андреевич Тропинин» наряду с очерком о жизни и творчестве художника, написанного кандидатом искусствоведения Еленой Петиновой, представлены фоторепродукции портрета и его эскиз. (Петинова, Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин [Текст] / Е. Ф. Петинова. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 216 с. : ил. 177) Другой известный художник Орест Кипренский (1782-1836), по праву названный певцом русской воинской доблести, создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809), фоторепродукция и описание которого представлена в альбоме «Кипренский-портретист». (Кипренский-портретист [Текст] / автор вступ. ст. и сост. Б. Д. Сурис. – Л. : Художник РСФСР, 1967. – 22 с. : ил. – (Русская и советская живопись)). На портрете офицер стоит в непринужденной позе. Он показан во весь рост, в парадном костюме. Наиболее привлекательно лицо героя: художник показал человека с благородной душой, теплыми, искренними чувствами. В лице живописца Василия Васильевича Верещагина тема Отечественной войны 1812 года получила всемирное признание. В его картинах проявилась истинная роль народа, рядового русского солдата в войне 1812 года. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Сюда входят такие работы, как: «Наполеон на Бородинских высотах», «Сквозь пожар», «На морозе» и другие. Другую часть он озаглавил «Старый партизан». Эти картины рассказывали о русском народе, который поднялся на борьбу с врагом. Серия «Наполеон в России» впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Фоторепродукции этой серии представлены в альбоме «Василий Васильевич Верещагин». А во вступительной статье заслуженными деятелями искусств РСФСР Александром Солодовниковым и Андреем Лебедевым анализируется творческий путь знаменитого живописца-баталиста. (Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин [Текст] / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 180 с. : ил.) Одновременно с картинами художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России», в которой дал оригинальную и непривычную трактовку личности французского императора, яркая историческая фигура которого привлекает внимание многих поколений. (Верещагин, В. В. Наполеон I в России [Текст] / вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Тверь: Созвездие, 1993. – 288 с. : ил.) Многие произведения изобразительного искусства становились центрами проведения крупных общественных мероприятий. Так 25 декабря 1826 года состоялось официальное открытие постоянно действующей «Военной галереи» Зимнего дворца . Более трехсот портретов героев Отечественной войны 1812 года и 12 лепных венков за самые блистательные победы русской армии в войне с Наполеоном были представлены императору Николаю I, его семье и ближайшему окружению и другим присутствующим на открытии. Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Автором всех портретов, ставших порой единственными изображениями героев, стал замечательный английский художник Джордж Доу . «Дивный карандаш» этого художника некогда так восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал: Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Эти портреты русских генералов, героев Отечественной войны и походов 1813-1814 годов являются достопримечательностью самого богатого музея мира – Эрмитажа . Об истории создания этого памятника героической борьбы русского народа с французами - Военной галереи Зимнего дворца подробнее в книге Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с. : ил. К этой колоссальной и многочисленной летописи русской славы примыкает такой творческий феномен, как изображение Кутузова в разных видах и жанрах искусства за 200 лет, прошедших со дня войны. Произведения эти не равнозначны, разномаштабны, не одинаково популярны и художественно ценны, но авторы их едины в своей любви и уважении к великому русскому полководцу. О портретах Кутузова в статье Н. Ивановой «Многоликий портрет Кутузова», опубликованной в журнале «Юный художник». (Иванов, Н. Многоликий портрет Кутузова [Текст] / Н. Иванов // Юный художник. – 2012. – № 6. – С. 12-16). Тысячи художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года. В статье, посвященной 190-летию Бородинской битвы Яценко О. В. рассматривает тему Бородинского сражения в полотнах художников Соколова А., Варнека А., Шепелюка А. и др. (Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4. : ил.) Ратные подвиги русской армии навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве. Большое число памятников было установлено к широко отмечавшемуся столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Особое место среди них занимает группа памятников, сооруженных на бородинском поле. Информация об этих и других памятниках и архитектурных сооружениях представлена в статье К. Постернак «Памятники войны 1812 года». (Постернак, К. Памятники войны 1812 года [Текст] / К. Постернак // Юный художник. – 2012. – № 7. – С. 12-16). «Как и всякое большое историческое событие, война 1812 года и сопутствовавший ей высокий патриотический подъем нашли самое широкое и многоплановое отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве – фарфоре, стекле и других материалах. События войны и ее герои нашли отображение и в произведениях русского стекла и керамики», пишет Т. Дулькина в книге «Русская керамика и стекло 18-19 веков». В альбоме представлены вступительные статьи Т. Дулькиной и Н. А. Ашариной о стекле и фарфоре 18 – 19 веков, в которых рассмотрены тенденции русского послевоенного искусства, отразившие события войны 1812 года. Книга так же содержит фотографии фарфоровых и стеклянных изделий с подробным описанием самого изделия и его изготовителя. (Дулькина, Т. Русская керамика и стекло 18-19 веков: альбом [Текст] / Т. Дулькина, Н. Ашарина. – М. : Изобразительное искусство, 1978. – 326 с. : ил.) Все этапы войны 1812 года представлены в символических образах многочисленных медальонов, сначала выполненных из воска, затем отлитых в гипсе, а позднее в бронзе. Лучшим из произведений медальерного искусства является серия из 21 рельефов в духе классицизма, созданных художником Ф.П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года с аллегорическими сценами на темы войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг. В статье, опубликованной в журнале «Юный художник» рассказывается о замечательном русском художнике, медальере и графике Федоре Петровиче Толстом, об истории создания и художественных особенностях его самого прославленного произведения – серии медальонов на события Отечественной войны 1812 года. (В помощь участникам конкурса «1812»» [Текст] // Юный художник. – 2011. – № 3. – С. 8: ил.) Отдельная глава альбома «Федор Толстой» под названием «Память грядущим векам» посвящена работе художника над серией медальонов. (Федор Толстой: альбом [Текст] / автор текста Е. Аносова. – М.: Белый город, 2004. – 47 с. : ил.) Федор Толстой о своей работе писал следующее: «Я русский и горжусь сим именем. Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника…, изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов». Работа над созданием двадцати одного медальона заняла почти двадцать лет, но принесла автору мировую известность. Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние как на культуру в целом, так и на музыку. Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы, такие как П.И. Чайковского торжественная увертюра «1812 год» (1880). В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев, создав оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Но, прежде всего, эпоха войны нашла яркое отражение в музыкальном фольклоре - солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях, сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию. Об этом подробно в статье Гундоровой и Бирюкова «Песенная летопись Отечественной войны 1812 года». (Гундорова, Е. Ю. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года [Текст] / Е. Ю. Гундорова, И. Бирюков // Музыка в школе. – 2012. – № 2. – С. 3-19) Тема Отечественной войны 1812 года нашла свое отражение и в кинематографе. Одной из первых картин о войне 1812 года была историческая драма «1812 год», снятая к 100-летнему юбилею событий. Впоследствии были «Кутузов» Владимира Петрова и «Эскадрон гусар летучих» Станислава Ростоцкого и другие фильмы. Но наиболее известная и любимая всеми зрителями стала экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Хотя это не первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого, пишет Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне». Первая была предпринята в 1915 г. режиссерами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась лишь экранизация отдельных отрывков романа. (Раззаков, Ф. И. Всем эпопеям эпопея («Война и мир», 1966-1968) [Текст] / Ф. И. Раззаков // Наше любимое кино… о войне. – М.: Алгоритм; Эксмо, 2005. – С. 5-36) Спустя сорок лет американский режиссер Кинг Видор вновь обратился к «Войне и миру», сняв двухсерийную версию с участием таких звезд Голливуда, как Одри Хепберн (Наташа Ростова), Генри Фонда (Пьер Безухов), Мела Ферреры (Андрей Болконский) и др. Однако фильм не имел того успеха, на который рассчитывали его создатели. Именно американо-итальянская киноверсия «Войны и мира», а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения побудили советских кинематографистов снять свой вариант толстовского романа. Отрывок из письма видных военных деятелей и работников культуры и искусства: «Как известно, американский фильм, созданный по этому роману, не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Л.Н. Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа, чем вызвал справедливые претензии советского зрителя. Русский фильм «Война и мир» может стать событием международного значения. К работе над ним должны быть привлечены крупнейшие драматурги и мастера кино. Постановкой фильма должен руководить кто-то из лучших наших кинорежиссеров. Наиболее достойной кандидатурой нам представляется лауреат Ленинской премии, народный артист СССР С.Ф. Бондарчук». Согласно финансовым документам, советский блокбастер обошелся в невиданную сумму - 8 миллионов 291 тысячу 712 рублей при смете в 8 миллионов 83 тысячи 412 рублей. Но все эти затраты окупились сторицей, поскольку четыре серии фильма собрали в прокате свыше 135 миллионов зрителей, каждый из которых заплатил за билет в среднем по 25 копеек. Таких денег советское кино еще не видело. 15 апреля 1969 г. в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 г., фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший зарубежный фильм. Он также внесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в его съемках принимало участие самое большое число киностатистов - 120 тысяч человек. О том кто выступал главным претендентом на роль постановщика фильма, кто пробовался и был первоначально утвержден на роль Болконского, какие еще случились замены в актерском составе, какие трудности возникли у съемочной группы об этих и о других интересных фактах рассказывает Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне». События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры, оставив глубокий след в сознании российского общества и его культурном наследии. Список литературы: В помощь участникам конкурса «1812»» [Текст] // Юный художник. – 2011. – № 3. – С. 8: ил. Верещагин, В. В. Наполеон I в России [Текст] / вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Тверь: Созвездие, 1993. – 288 с. : ил. Гундорова, Е. Ю. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года [Текст] / Е. Ю. Гундорова, И. Бирюков // Музыка в школе. – 2012. – № 2. – С. 3-19. Дулькина, Т. Русская керамика и стекло 18-19 веков: альбом [Текст] / Т. Дулькина, Н. Ашарина. – М. : Изобразительное искусство, 1978. – 326 с. : ил. Иванов, Н. Многоликий портрет Кутузова [Текст] / Н. Иванов // Юный художник. – 2012. – № 6. – С. 12-16. Кипренский-портретист [Текст] / автор вступ. ст. и сост. Б. Д. Сурис. – Л. : Художник РСФСР, 1967. – 22 с. : ил. – (Русская и советская живопись). Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин [Текст] / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 180 с. : ил. Петинова, Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин [Текст] / Е. Ф. Петинова. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 216 с. : ил. 177 Постернак, К. Памятники войны 1812 года [Текст] / К. Постернак // Юный художник. – 2012. – № 7. – С. 12-16. Раззаков, Ф. И. Всем эпопеям эпопея («Война и мир», 1966-1968) [Текст] / Ф. И. Раззаков // Наше любимое кино… о войне. – М.: Алгоритм; Эксмо, 2005. – С. 5-36. Федор Толстой: альбом [Текст] / автор текста Е. Аносова. – М.: Белый город, 2004. – 47 с. : ил. Федяев, О. Петер Гесс [Текст] / О. Федяев // Юный художник. – 2011. – № 7. – С. 48: ил. Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с. : ил. Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4. : ил.

Если бы Иван Андреевич Крылов жил в наше время, он бы стал популярным блогером или колумнистом. Ведь он был не просто баснописцем, а настоящим сатириком. В своих баснях он отзывался на важные политические события, высмеивая и осуждая Наполеона, поддерживая Кутузова, иронизируя над Александром I. «Кот и повар», «Волк на псарне» и «Обоз» - злободневные «посты» Крылова об Отечественной войне - в нашем материале.

О хитром Наполеоне

Первые свои басни молодой писатель Крылов «занимал» у Лафонтена. Он сочинял, опираясь на известные сюжеты баснописца — так автор набивал руку. В 1811 Крылов создал несколько самостоятельных пьес. Но настоящую славу ему принесли басни, посвященные событиях войны 1812 года. Именно благодаря им Крылов попал на страницы учебников по литературе и в тетрадки для сочинений семиклассников.



Иван Андреевич Крылов

В августе 1812 в печати появились первые две басни Крылова, посвященные войне в Наполеоном. В первой из них под названием «Кот и повар» кот Васька стащил у повара жаркое, пока тот сбежал в кабак. Наглого кота-воришку сравнивали с Наполеоном, который пользуется бездействием повара и съедает весь обед. Кстати, одна из строчек этого произведения стала крылатым выражением: «А Васька слушает да ест». В басне «Раздел» Крылов осуждает европейские государства, которые, увлекшись спором, не заметили, как Наполеон прибрал их все к рукам. Писатель подводит итог: «В делах, которые гораздо поважней, нередко от того погибель всем бывает, что чем бы общую беду встречать дружней, всяк споры затевает о выгоде своей».

О глупых москвичках

Чуть позже, осенью 1812 свет увидела знаменитая тетралогия басен, посвященных Отечественной войне. «Ворона и курица» вышла в ноябре в журнале «Сын Отечества» и стала откликом на заметку о том, как голодные французы варили суп из ворон. Басня была напечатана вместе с карикатурой на оборванных неприятелей. В ней появился сам Кутузов, причем о полководце Крылов пишет прямо, не используя иносказания: «Смоленский Князь». Басня также отражает настроения, царившие в дворянском обществе в 1812 году. Многие российские аристократы долгое время романтизировали образ Наполеона и надеялись, что он станет для России императором-просветителем и освободит крестьян. Многие надеялись, что при французах жить будет, по крайней мере, не хуже. Ворона и курица — это две московских жительницы, по-разному понимающих войну с Наполеоном.



Карикатура «Французский вороний суп»

О мудром Кутузове

Пожалуй, самая известная басня Крылова, посвященная войне 1812 — «Волк на псарне». Современники прекрасно понимали, кто скрывается за фигурой серого волка и ловчего. Автор собственноручно переписал текст и отправил его жене Кутузова. Рассказывали, что однажды полководец, завершив объезд армии после сражения под Красным, достал из кармана басню Крылова и зачитал вслух в присутствии генералов и офицеров. На словах «Ты сер, а я, приятель, сед», он выразительно показал на свои седины. Публика была в восторге.

О несмышленом императоре

В басне «Обоз» Крылов, как большой поклонник Кутузова, оправдывает выжидательную тактику полководца. Александр I регулярно сетовал, что генералу-фельдмаршалу не хватает решительности, чтобы напасть на врага и «истребить оного». Но мудрая осмотрительность Кутузова оправдала себя. Поводом для написания басни «Щука и кот» была неудача адмирала Чичагова. Кутузов считал, что тот позволил Наполеону перейти через Березину. На одной из карикатур Кутузов изображен на коне с сетью в руках, в которую должен попасться французский полководец. На другом конце сети изображен Чичагов верхом на якоре, восклицающий «Je le sauve!» («Я его спас!»). Наполеон в виде зайца проскальзывает за спиной адмирала.



Иллюстрация к басне «Щука и кот»

Событиям войны Крылов посвящал не только басни, но и эпиграммы. Например, он откликнулся на назначение Шишкова государственным секретарем. Государь одарил его каретой в дорогу. На прощальном ужине у Хвостова хозяину передали стихи с подписью Крылова, в которых высмеивался изнеженный Шишков. Крылов, однако, отказывался признавать себя автором строк, но никто ему не поверил.

Рубрики:




Метки:
Понравилось: 3 пользователям