Вильгельм райх биография кратко. Вильгельм Райх: направление психоанализа, книги, афоризмы

Вильгельм Райх — основатель того, что можно было бы назвать ориентированной на тело психотерапией. Он был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вёл учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчёркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Райх также говорил о роли общества в создании запретов, касающихся инстинктивной — в особенности сексуальной — жизни индивидуума. По словам одного исследователя, Райх "наверное, более последовательно, чем кто-либо другой, проработал критические и революционные импликации психоаналитической терапии".

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года в Галиции, тогда — немецко-украинской части Австрии. Он был сыном еврейского крестьянина среднего достатка. Отец его был мелким фермером и, несмотря на свое еврейское происхождение, убежденным немецким националистом. В семье говорили только на немецком языке, и маленькому Вильгельму запрещалось общаться с детьми украинского или еврейского происхождения. Когда Райху было 17 лет, его мать покончила с собой, а через три года умер и отец.

После смерти отца Райх должен был, продолжая учиться, заняться фермой. В 1916 году война разрушила эту семейную собственность. Он оставил дом, поступил на службу в австрийскую армию; там, став офицером, сражался в Италии. В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Через год он стал членом Венского Психоаналитического общества и начал психоаналитическую практику. Медицинскую степень он получил в 1922 году.

Будучи ещё студентом, Райх увлёкся политикой и стал одним из тех психоаналитиков, которые стремились соединить учения Фрейда и Маркса. В университете он познакомился со своей первой женой Анни Пинк, которая также была студенткой-медиком, а позже психоаналитиком.

В 1922 году Фрейд основал в Вене психоаналитическую клинику. Райх был первым клиническим ассистентом Фрейда; позже он стал вице-директором клиники. В 1924 году Райх стал директором Семинара по психоаналитической терапии, первого учебного института психоанализа. Многие начинающие аналитики проходили у него личный анализ и обучение.

В 1927 году возник серьёзный конфликт между Райхом и Фрейдом. Частично он был связан с отказом Фрейда анализировать Райха, частично — с растущими теоретическими расхождениями, возникавшими как на почве марксистских увлечений Райха, так и по причине его настаивания на том, что каждый невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения.

Райх серьезно относился к теориям как Фрейда, так и Маркса; он пытался примирить эти две системы, написав несколько книг по этому поводу. Он утверждал, что психоанализ — это "материалистическая наука", поскольку она имеет дело с реальными человеческими потребностями и реальным человеческим опытом; он также полагал, что психоанализ основан на фундаментально-диалектической системе психического конфликта и его разрешения.

Paйх настаивал, что психоанализ — революционная наука, что он дополняет марксистскую критику буржуазной экономики критикой буржуазной морали, основанной на сексуальном подавлении.

В "Массовой психологии фашизма" Paйх дает важный анализ корней идеологии в индивидуальном характере, полагая, что эта тема недостаточно развита Марксом. Двадцатью годами ранее в публикации исследования по авторитарной личности он описывает отношение авторитаризма с характерными моментами в воспитании детей в семье.

Политические интересы Райха вызывали в психоаналитических кругах даже большее противодействие, чем его теоретические инновации. В напряженном политическом климате Австрии и Германии 30-х годов его членство в коммунистической партии и политическая деятельность вызывали сильное неодобрение сотрудников-психоаналитиков. Сначала Райха попросили прекратить политическую деятельность. Когда он отказался это сделать, его, в конце концов, изгнали из психоаналитической ассоциации.

Позже Райх пришел к отрицанию коммунизма и социализма, полагая их идеологизациями, не учитывающими соображений человечности. Он стал называть себя "индивидуалистом" и начал относиться с подозрением к политике и политикам.

В то время у Райха развился туберкулёз лёгких, так что ему пришлось провести несколько месяцев в швейцарском санатории.

Вернувшись в Вену, Райх принял прежние обязанности. Он также стал ещё более активным в политике и вступил в Коммунистическую партию. В 1929 году Райх участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих, предоставлявших свободно информацию о контроле рождаемости, воспитании детей и сексуальном образовании.

Заинтересованность в человеческой сексуальности составляла одну из основных тем, которая занимала Райха всю жизнь. Политическая деятельность состояла в основном в участии в организации поддерживаемых коммунистами сексуально-гигиенических клиник для рабочих Австрии и Германии.

Идеи Райха, как и его клиники, намного опережали время. В 30-х годах (когда Маргарет Зангер только что попала в тюрьму за пропаганду планирования деторождения семейных пар) программа райховских клиник содержала моменты, удивительно современные и даже вызывающие противодействие и в наше время:
. свободное предоставление контрацептивов всем желающим;
. интенсивное образование в области контроля рождения;
. полный отказ от запретов на аборт;
. отказ от значимости законности брака;
. свободу развода;
. борьбу с венерическими заболеваниями и сексуальными проблемами посредством полного сексуального образования;
. обучение врачей, учителей и др. всему необходимому относительно сексуальной гигиены;
. лечение, а не наказание в качестве меры борьбы с сексуальными преступлениями.

Радикальные взгляды Райха относительно сексуальности часто вели к непониманию и извращенным представлениям о его работе, вызывали яростные и необоснованные нападения на его терапевтическую работу и исследования.

В 1930 году Райх переехал в Берлин, во-первых, чтобы начать анализ у Радо, ведущего психоаналитика, а во-вторых, потому, что его политическая деятельность не нравилась многим венским психоаналитикам. В Берлине Райх более глубоко включился в коммунистически ориентированное движение психического здоровья. Он путешествовал по всей Германии, читая лекции и организуя гигиенические центры.

Однако политические взгляды Райха были неприемлемы для его окружения, которое в большинстве своём состояло из психоаналитиков, а товарищи по партии не одобряли его настаивания на радикальных программах сексуального образования. В 1933 году Райх был исключён из Германской коммунистической партии (причем бывшие товарищи по партии даже обещали расстрелять его в случае прихода к власти), а в 1934 году — из Интернациональной психоаналитической ассоциации.

Политические успехи Гитлера заставили Райха эмигрировать в 1933 году в Данию. Он расстался со своей первой женой, оставшейся в Берлине, из-за личных, профессиональных и политических разногласий. Годом раньше, в Берлине, Райх встретил Эльзу Линденберг, балерину и члена его партийной ячейки. Позже она присоединилась к Райху в Дании и стала его второй женой. За свои спорные теории Райх был изгнан из Дании и Швеции. Он с Эльзой переехал в Осло в 1934 году, где читал лекции и продолжал психологические и биологические исследования в течении пяти лет.

Таким образом, за свои взгляды и пропаганду идей сексуальной революции в течение шести месяцев Райх был исключён из двух его главных социально-политических и профессиональных ассоциаций — Коммунистической партии и Психоаналитического союза, а также изгнан из трёх стран: Германии, Дании и Швеции.

После трёх лет сравнительно мирной и спокойной жизни в Норвегии Райх стал мишенью газетной травли, направленной на его утверждения о сексуальной основе неврозов и на его лабораторные эксперименты с биоэнергетикой. Он попадал во всё большую изоляцию; ухудшились его отношения с Эльзой, которая в конце концов ушла от него.

В 1939 году Райху был предложен пост адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Он собрал свою лабораторию и переехал в Соединённые Штаты. В Нью-Йорке он встретил Ильзу Оллендорф, немецкую эмигрантку, которая стала его лабораторным ассистентом, а позже — третьей женой.

В своих лабораторных исследованиях он пришел к выводу о существовании фундаментальной жизненной энергии, присущей всем живым организмам. Он назвал ее оргоном и считал, что эта энергия лежит в основе фрейдовской концепции либидо. Он считал, что причиной многих заболеваний, таких, как рак, стенокардия, эпилепсия и др. является нарушение свободного тока оргонной энергии в организме. Райх основал институт оргона как базу своих исследований по оргонической энергии или энергии жизни.

В 1950 году Райх занялся экспериментированием с аккумуляторами оргонной энергии и другими средствами, которые, по Райху, накапливают и концентрируют эту энергию. Райх обнаружил, что различные болезни, вызванные нарушениями "автоматического аппарата", могут с разной степенью успеха лечиться посредством восстановления нормального протекания оргонной энергии в индивидууме. Это может быть сделано посредством высокой концентрации оргонной энергии в аккумуляторах.

В 1954 году на том основании, что претензии Райха на успешное лечение различных болезней оргонной энергией неосновательны, Лекарственно-пищевое управление добилось запрещения распространения оргонных аккумуляторов и их употребления. Была также запрещена продажа большинства книг Райха и его журналов. Райх пытался протестовать, но, несмотря на то, что результаты его опытов никогда не были научно опровергнуты, все публикации, касающиеся применения и производства оргонных аккумуляторов были сожжены (и что самое гнусное, была разгромлена уникальная лаборатория и уничтожены все приборы) — дикость, не имеющая себе равных в современном мире.

Райх нарушил запреты, продолжая свои исследования: он настаивал на том, что суд не может быть компетентным в суждении о научных фактах. В конце концов, он был обвинён в неуважении к суду и заключён в тюрьму на два года.

По официальной версии, Райх умер от сердечного приступа в 1957 году в федеральной тюрьме, не дожив два дня до судебного разбирательства, где должен был решаться вопрос о его досрочном освобождении. Есть подозрения, что его смерть была насильственной.

Только тщательная и непредубежденная проверка его утверждений позволит сделать выводы о том, заблуждался ли Райх последние двадцать пять лет своей жизни или натолкнулся на важное открытие. Но в настоящий момент ни один учёный не желает предпринимать попытки такой проверки; утверждения Райха просто игнорируются. Возможно, что американское правительство использовало его способности и присвоило его достижения, а затем надёжно изолировало учёного, чтобы он не смог распространить где-либо свои открытия.

Использованы материалы с сайтов
http://ahnenerbe.org/
http://skyzone.al.ru/

Родился 24 марта 1897 г. в Галиции, входившей в то время в состав Австрии. Отец его, онемеченный еврей, был своенравным, деспотичным человеком. Мать его, миловидная и слабохарактерная женщина, покончила жизнь самоубийством, когда Вильгельму было 14 лет. Он тяжело переживал ее смерть, тем более что «по долгу совести» сам открыл отцу ее связь со своим домашним учителем, что и послужило причиной самоубийства.

После смерти отца и младшего брата Вильгельм Райх оставил дом, поступил па службу в австрийскую армию, стал офицером и воевал в Италии. Однако вскоре, поняв, что это не его призвание, уходит из армии и в 1918 г. поступает на медицинский факультет Венского университета. Уже через год он становится членом Венского психоаналитического общества и начинает психоаналитическую практику.

В 1922 г., окончив университет, Вильгельм Райх принимает активное участие в организации в Вене первой психоаналитической клиники и позже становится ее вице-директором. В 1924 г. он стал директором Семинара по психоаналитической терапии, по существу первого учебного психоаналитического института, где проходили подготовку многие начинающие психоаналитики.

Все эти годы Вильгельм Райх очень дружил с , был его первым клиническим ассистентом, но в 1927 г. наметился их разрыв. Основой для разрыва послужили марксистские убеждения Райха и его отличное от понимание механизма неврозов. В. Райх настаивал, что в основе неврозов лежит дисгармония половых функций и, исходя из этого, успешно пропагандировал половое воспитание среди населения. В 1929 г. он вступил в коммунистическую партию и этим как бы подвел черту под своим идеологическим размежеванием с Фрейдом.

В 1930 Г. ученый переехал в Берлин. Здесь началась его активная деятельность но созданию клиник сексуальной гигиены для рабочих, организации кружков полового воспитания родителей и детей.

Идеологические взгляды Вильгельма Райха были неприемлемыми для психоаналитиков, а прогрессивные преобразования в сексуальной области и психоанализ - для товарищей по партии. В результате он в 1932 г. был исключен из Германской коммунистической партии, а в 1934 г. из интернациональной Психоаналитической ассоциации.

Приход к власти в Германии нацистов заставил Вильгельма Райха в 1933 г. эмигрировать в Данию. Позже Вильгельм Райх за свои политические убеждения был изгнан из Дании и Швеции и нашел приют в Осло.

В 1939 г. Райху предложили пост адъюнкт-профессора медицинской психологии в Нью-Йорке. Здесь он создает лабораторию по исследованию универсальной жизненной энергии - органа. Ученый полагал, что в любом живом организме присутствует жизненная энергия, сходная с либидо, которая при определенной концентрации обладает лечебной силой. Он создал специальные аккумуляторы оргонной энергии, посредством которых лечил самые различные заболевания: рак, грудную жабу, астму, эпилепсию. Это вызвало негодование представителей ортодоксальной медицины, особенно ее официальных кругов. В. Райху было официально запрещено практиковать с «оргонными аккумуляторами», но он не подчинился. Дело дошло до суда, и ученый был на два года заключен в тюрьму («за неповиновение суду»).

Вильгельм Райх умер от инфаркта миокарда в федеральной тюрьме в 1957 г.

Определенное влияние на ученого оказало учение Маркса. Он утверждал, что психоанализ - это «материалистическая наука, поскольку имеет дело с реальными человеческими потребностями и реальным человеческим опытом». Вильгельм Райх настаивал на том, что марксизм и психоанализ имеют много общего: первый направлен на критику экономических основ буржуазного общества, второй - на критику его моральных основ. Попытка примирить психоанализ и марксизм закончилась для В. Райха трагически.

Основные положения учения Райха

Характер и «характерологический панцирь». В. Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпритировавшим природу и функции характера в работе с пациентом Характер является для человека своеобразным «психологическим панцирем», защищающим от многочисленных инстинктивных (в основном сексуальных) импульсов, и проявляется он более полно в его мимике, жестах, поведении, нежели в словах.

«Мышечный панцирь». Универсальным эквивалентом подавления эмоций является мышечная ригидность, или «мышечный панцирь». Расслабление (распускание) «мышечного панциря» освобождает блокированную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Определенные мышечные «зажимы» тесно взаимосвязаны с определенными эмоциями. При снятии «зажимов» освобождаются эмоции, а при удовлетворении эмоций исчезают «зажимы». Хронический «мышечный панцирь» в первую очередь блокирует такие состояния, как тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Для того чтобы «распустить» «мышечный панцирь», Райх рекомендовал разминать мышцы пациента руками, разработал комплекс специальных физических упражнений. В более поздних своих работах ученый пришел к выводу, что психологический (характерологический) и мышечный «панцири» - это одно и то же, и служат они одной цели.

Биоэнергетика. Вильгельм Райх говорил об органической, или оргонной жизненной энергии, которая присуща всем живым организмам. Оргонная энергия обладает следующими основными свойствами: она свободна от массы и не имеет инерции; присутствует всюду, хотя и в различных концентрациях; является средой электромагнитных и гравитационных воздействий; находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях; в высокой концентрации привлекает к себе энергию из окружения, где она менее концентрированна; входит в образования («единицы»), являющиеся центром творческой деятельности (клетки, растения, живые организмы, планеты, звезды, галактики...).

Сексуальная культура и половое воспитание. Идеи сводились к следующему: предоставление контрацептивов всем женщинам; контроль за рождаемостью; отказ от особой значимости брака и свобода развода; борьба с венерическими заболеваниями и сексуальными нарушениями путем организованного сексуального воспитания и образования; обучение врачей и учителей основам сексологии; лечение, коррекция, а не наказание сексуальных девиаций.

Психотерапия, ориентированная на тело.
Терапия состоит прежде всего в «распускании панциря» в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. При этом используются следующие основные приемы:
- прямое физическое воздействие на хронические мышечные «зажимы» (массаж, давление, защипывание, разминание мышц);
- накопление энергии посредством глубокого резкого дыхания;
- анализ причин, способствующих усилению или «распусканию» мышечных «зажимов», проводимый совместно с пациентом.

Райх Вильгельм (1897 – 1957) – австрийский психолог и социальный мыслитель, основатель фрейдомарксизма. Труды: «Психология масс и фашизм» (1933), «Сексуальная революция» и др. Утверждал, что социальная революция невозможна без сексуальной революции , поскольку сохранение сексуального подавления формирует консервативный тип характера, человека, склонного к слепому подчинению. Это подчинение, осуществляемое сначала традиционной семьей, затем политической и культурной системой, является основой эксплуатации и с необходимостью обуславливает существование авторитарных режимов. Идеи Райх получили развитие в трудах Т. Адорно и Э. Фромма . В 1960-х гг. «новые левые» объявили Райха своим идеологом.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 27.

Райх (Reich) Вильгельм (24 марта 1897, Добжциница, Галиция – 3 ноября 1957, Льюисбург, шт. Пенсильвания, США) – австрийский психолог и психоаналитик, основоположник фрейдо-марксизма. С 1939 – в США.

Райх в значительной мере испытал влияние Фрейда, Маркса, Ницше, Бергсона и Адлера. На основе ранних работ Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, согласно которой его причина заключается в невозможности разрядки сексуальной энергии. Способность к разрядке сексуального напряжения и переживанию наслаждения («органистическая потенция») являются, с его точки зрения, главными атрибутами психического здоровья. Райх разошелся с Фрейдом в трактовке сексуальности; он отказался от психологического подхода в пользу соматического и натуралистического и тем самым возвратился к взглядам характерным для прежнего биологизаторского направления в сексологии. В 1927 Райх написал основополагающую работу «Функция оргазма», где изложил свою т.н. «теорию оргазма», ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям.

Райх развивал идею Фрейда о том, что предписания культуры, сдерживающие сексуальный инстинкт, являются коренным источником неврозов. Он утверждал, что «невротический характер» – личность, сформированная в условиях подавления сексуальности, – склонен к слепому подчинению, неспособен к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. Процесс запечатления репрессивной социальной системы в психологии людей осуществляется в патриархальной семье, которую Райх называл «фабрикой структуры общества». В дальнейшем понятие «невротический характер», фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, было развито Э. Фромом и Т. Адорно.

Изучение социальных причин невроза привело Райха к марксизму. Считая фрейдизм и марксизм взаимодополнимыми, он пытался интерпретировать на основе психоанализа взаимоотношения между экономическим базисом и идеологией. Данная методология была применена им к анализу фашизма. По мнению Райха, фашизм как определенный тип общественного порядка продуцируется «невротическим характером» и коренится в деструктивном слое личности современного человека. Для устранения «общества невротических характеров» необходимо раскрепощение сексуальности, сексуальная революция, которая является, по мнению Райха, предпосылкой революции пролетарской. Учение Райха о сексуальной революции приобрело популярность в 1960-е гг., будучи воспринято движением «новых левых».

В последний период творчества (1940–50-е гг.) Райх развивал учение об «оргоне» – уникальной энергии, свойственной не только сексуальности, но всем проявлениям жизни. Он трактовал «оргон» как поток витально-психической энергии; эта универсальная всепроникающая энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ. Эти воззрения, по мнению самого Райха, созвучны индуистским представлениям о единстве брахмана и атмана.

Т.П. Лифинцева

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 410.

Райх (Reich) Вильгельм (1897-1957) - австр. психолог и психоаналитик, основоположник фрейдо-марксизма. С 1939 года - в США. Райх в значительной мере испытал влияние т3. Фрейда, К. Маркса, Ф. Ницше, А. Бергсона и А. Адлера. На основе ранних работ 3. Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, согласно которой его причина заключается в невозможности разрядки сексуальной энергии. Способность к разрядке сексуального напряжения и переживанию наслаждения («органистическая потенция») являются, с его точки зрения, главными атрибутами психического здоровья. Райх разошелся с 3. Фрейдом в трактовке сексуальности: он отказался от психологического подхода в пользу соматического и натуралистического и тем самым возвратился к взглядам, характерным для прежнего биологизаторского направления в сексологии. В 1927 году Райх написал основополагающую работу «Функция оргазма», где изложил свою т.н. «теорию оргазма», ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям. Райх развивал идею 3, Фрейда о том, что предписания культуры, сдерживающие сексуальный инстинкт, являются коренным источником неврозов. Он утверждал, что «невротический характер» - личность, сформированная в условиях подавления сексуальности, - склонна к слепому подчинению, неспособна к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. Процесс запечатления репрессивной социальной системы в психологии людей начинается в патриархальной семье. В дальнейшем понятие «невротический характер», фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, было развито Э. Фроммом и Т. Адорно. Изучение социальных причин неврозов привело Райха к марксизму. Считая фрейдизм и марксизм взаимодополнимыми учениями, он пытался интерпретировать на основе Психоанализа взаимоотношения между экономическим базисом и идеологией. Данная методология была применена им к анализу фашизма: по мнению Райха, фашизм как определенный тип общественного порядка коренится в деструктивном строе личности совр. человека. Для устранения «общества невротических характеров» необходимо раскрепощение сексуальности, сексуальная революция, которая является, по мнению Райха, предпосылкой революции пролетарской. Учение Р. о сексуальной революции приобрело популярность в 1960-е гг. среди участников движения т «новых левых». В последний период творчества (1940-1950) Р. развивал учение об «оргоне» - энергии, свойственной не только сексуальности, но и всем проявлениям жизни. Он трактовал «оргон» как поток витально-психической энергии; эта универсальная энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ. Эти воззрения, по мнению самого Райха, созвучны индуистским представлениям о единстве брахмана и атмана.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 319-320.

Сочинения: Функция оргазма. СПб.-М., 1997; Психология масс и фашизм. СПб.-М., 1997; Selected Writings. N.Y., 1968.

Литература: Cohen I. Ideology and Unconsciousness: Reich, Freud and Marx. N.Y., 1982; Burian W. Psychoanalyse und Marasmus, Fr./M., 1972; Wilson С. The Quest for Willhelm Reich. L, 1982.

Райх (Reich) Вильгельм (1897- 1957) - немецко-американский психолог. Биография. С 1922 г. - руководитель Венского семинара по психоаналитической терапии. В 1934 г. произошел его разрыв с Международной психоаналитической ассоциацией. С 1939 г. жил в США, где подвергся преследованию властей за развитие своего психотерапевтического метода «оргонного» лечения. Исследования. В начале 1920-х гг. сделал попытку объединить психоанализ с марксизмом на основе идеи о сексуальной революции. Создал свою собственную теорию характера как защитного механизма, позволяющего оградить индивида от внешних воздействий и от его собственных подавленных влечений («характерологический панцирь»). В отличие от фрейдизма биологические влечения интерпретировались им как здоровое начало организма, которое не нуждается в подавлении. Вместо традиционного для психоанализа понимания либидо ввел понятие «оргон», выражающее собой космическую жизненную энергию. В его психотерапевтических разработках ведущая роль признавалась за снятием психического напряжения за счет переживания оргазма.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 488.

Сочинения: The Discovery of the Orgon. The Function of the Orgasm. Sex-economic Problem of Biological Energy. N. Y„ 1942; Charakteranalyse. Koln, 1970; Die sexuelle Revolution. Fr./M., 1971; Die Funktion des Orgasus. Fr./M., 1972; Die Massenpsychologie des Faschismus, 1972; Der Eibruch der sexuellen Zwangsmoral, 1972; Die Entdeckung des Orgons. Der Krebs, 1974; Ausgewehlte Schriften, eine Einfuehrung in die Orgonomie, 1976; Fruhe Schriften. Bd. 1-2, 1977-1982; Christusmord, 1978; Психология масс и фашизм. М.: Тривола, 1997; Характероанализ: техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. М.: Республика, 1999; Я и оргон// Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001; Страсть юности. Автобиография (1897-1922). М.: Nota Bene, 2002.

Литература: Лейбин В. М. Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX века / Под ред. Б. Т. Григорьяна. М.: Наука, 1986; В. Райх // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

Райх (Reich) Вильгельм (24.3.1897, Добжциница, Галиция,-3.11.1957, Льюисбург, штат Пенсильвания, США), австро-американский врач и психолог, представитель леворадикального фрейдизма. С 1939 года жил в США. В конце 20-х годов пытался объединить фрейдизм с марксизмом (так называемый фрейдо-марксизм), выступал с проповедью сексуальной революции как неотъемлемого элемента любых социальных реформ, с требованием отмены всех форм «репрессивной» морали, упразднения моногамной семьи. Согласно Райху, любой авторитарный общественный строй основан в конечном счёте на сексуальном подавлении, становящемся основой характера и служащим массовым источником неврозов («Массовая психология фашизма», «Massenpsychologie des Faschismus», 1933). Высказал идею об укорененности господствующей социальной системы в психической структуре индивида, позднее развивавшуюся в сочинениях Фромма, Адорно и др.

В учении Райха о характере последний трактуется как своего рода защитное образование («панцирь»), предохраняющее индивида как от внеш. воздействий, так и от его собственных подавленных влечений. В отличие от Фрейда Райх видит в спонтанных влечениях первичную здоровую основу, отрицая изначальное существование агрессивных и деструктивных влечений; культура, по Райху, не нуждается в подавлении и вытеснении инстинктов. Отход Райха от ортодоксального фрейдизма завершился его разрывом в 1934 году с Международной психоаналитической ассоциацией. Утверждая физическую реальность психической энергии, Райх предельно расширил понятие либидо и с конца 30-х годов развивал своеобразное натурфилософское учение об универсальной космической жизненной энергии - «оргоне».

В 1960-х годах идеи Райха были восприняты на Западе движением так называемых новых левых, объявивших его своим идеологом.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Charakteranalyse, Köln - В., 1970"; Die sexuelle Revolution, Fr./M., 197Г; Die Funktion des Orgasmus, Fr./M., 1972.

Литература: Robinson P., The Freudian left, N. Y., 1969; Mann W. E., Orgone, Reich and Eros. Wilhelm Reich"s theory of life energy, N. Y., 1973.

Далее читайте:

Райх-Рубинштейн (Reich-Rubinstein) Анни (1902-1971), американский психоаналитик, жена Вильгельма Райха.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (указатель имен).

Сочинения:

Selected Writings. Ν. Υ., 1968;

Функция оргазма. СПб.–M., 1997;

Психология масс и фашизм. СПб.–М., 1997.

Литература:

Cohen I. Ideology and Unconsciousness: Reich, Freud and Marx. N.Y., 1982;

Burian W. Psychoanalyse und Marxismus. Fr./M., 1972;

Wilson С. The Quest for Wilhelm Reich. L., 1982.

«Броня блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого — обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы.»

Вильгельм Райх

Психологические проблемы (по Вильгельму Райху) - следствие застоя в организме биологической (сексуальной) энергии. Подобный застой приводит к напряжению соответствующих энергетических блоков на мышцах. Это напряжение, становясь хроническим, еще сильнее подавляет свободное движение энергетических потоков. Рано или поздно оно приводит к образованию "мышечного панциря", что создает благоприятную почву для развития невротического характера, так как подавляется естественная эмоциональная деятельность человека.

Проводя день за днем, год за годом в подобном корсете, человек становиться все более и более "тяжелым", он скован тем грузом эмоций что таскает на себе в виде своеобразной одежды, панциря. В итоге человек перестает замечать свою скованность и безжизненность, теряет живой интерес к жизни и полностью перемещается в голову где проводит всю свою жизнь.

Вильгельм Райх разработал ряд техник позволяющих довести тело до состояния полного изнеможения и, в моменты когда уже совершенно нет возможности удерживать напряжение - как следствие расслабляются и те, давно забытые зажимы, блоки. И тогда, возможно впервые, человек ощущает себя ЖИВЫМ, свободным...

Вильгельм Райх — выдающийся австрийский психоаналитик и мыслитель, основатель телесно-ориентированной психотерапии. Райх вводит понятие «броня» характера, которая проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, позах, телесных привычках, мимике лица, стереотипах поведения, способах общения и т.п. «Броня» блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого — обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы.

Для расслабления телесной «брони» Райх разработал ряд специальных техник, включающих в себя: прямые манипуляции с телом; работу по имитированию и провоцированию эмоциональных состояний; выполнение специальных движений и физических упражнений; работу над освобождением звука при эмоциональных напряжениях.

Обусловленности Раннего Детства (Эмоциональные и Психологические Обусловленности)

Попытки остановить энергию происходят в связи с нашими обусловленностями раннего детства и в связи с естественной и разумной нуждой каждого организма сохранить свою жизнь. Ребенок, который растет в доме, где выражения гнева просто не терпят и не разрешают, учится не выражать гнев для того, чтобы завоевать расположение родителей. Блокируя чувство и сдерживая энергию, ребенок постепенно становится энергетическим и эмоциональным калекой. Каждый раз, когда этот ребенок злится, его могут закрывать в его комнате, бить, кричать на него или же родители могут унижать его словесно, следовательно, та любовь со стороны родителей, в которой он нуждается, исчезает. Он быстро понимает, что если он хочет их любви и расположения, он должен найти способ не злиться или, по крайней мере, не выказывать это чувство. Он становится скованным, напряженным и неестественным.

Родители, которые постоянно ругаются или родитель, который бьет или постоянно запугивает ребенка, создают в нем связку страх-вина, которая может существовать всю его жизнь. Такой ребенок поневоле будет большую часть времени находиться в страхе или даже ужасе. Страх создает невероятный стресс, как психологический, так и физиологический, и становится абсолютно невозможным жить и чувствовать подобные страх и стресс. Для ребенка становится необходимым найти способы блокировать переживание таких чувств, чтобы существовать, сохраняя относительно здоровую психику.

То же самое происходит с ребенком, который постоянно подвергается ситуациям, которые причиняют ему боль, психологически или физически. Он находит способы убивать свои чувства, чтобы не чувствовать эту боль.

Неприемлемыми оказываются не только негативные эмоции. Дети прыгают и бегают и производят много шума, что является естественным откликом той живости и удовольствию, которые они чувствуют в своих телах и всем своем существе. Детям всегда говорят успокоиться, вести себя тихо, сидеть спокойно или сдерживать как-нибудь по-другому этот перехлестывающий через края поток радости и возбуждения. Они находят способ уменьшать телесные ощущения, сдерживая свое дыхание и напрягая тело, чтобы не быть причиной расстроенных чувств своих родителей, учителей, священников и других людей из того подавленного общества, в котором они живут.

И, похоже, самое сильное табу направлено против тех ручейков потока естественного удовольствия, с которым все мы рождены; желание прикасаться, желание того, чтобы прикасались к тебе, желание ощущать чувственное наслаждение наших собственных тел, таять и растворяться в другом, раскованно выражая нашу сексуальность. Именно наша сексуальность, больше чем любое другое выражение нашей энергии, подавлена и "вывернута наизнанку" нашими обусловленностями. Наши тела учатся говорить "нет" этому потоку, а наши умы контролируют, подавляют и разрушают величайший естественный дар, данный нам существованием.

Что такое Пульсация?

Пульсация является одной из причин появления живых организмов. Принцип энергетической зарядки и высвобождения, который Вильгельм Райх называл Формулой Оргазма , это та энергетическая "помпа", которая позволяет жизни вновь и вновь создавать себя заново. Естественный феномен биоэлектрической или биоэнергетической пульсации можно наблюдать на всех уровнях биологической организации, как в клетках, системах тела и органах, так и во всем организме целиком, на примере сексуальной и эмоциональной реакции.

Фундаментальным свойством действующих сил материального, а также энергетического мира является полярность, которая состоит из двух сил, позитивной и негативной. Само наше физическое существование и, естественно, то же касается и всей вселенной, зависит от сложного взаимодействия этих двух противоположных и все же взаимоподдерживающих сил. Пульсация это движение между этими полюсами; это колебание из одного аспекта в другой и обратно цикличным, ритмичным движением. Простейшую пульсацию в неорганическом мире можно видеть в обращении планет вокруг солнца и лун вокруг планет. Как отражение этого планетарного движения мы можем наблюдать ежегодно повторяющиеся циклы времен года, смену дня и ночи, и ритмичные приливы и отливы мирового океана.

В органическом мире пульсация - это тот основополагающий феномен, который является фундаментом для физического и энергетического функционирования живых организмов. Каждая из микроскопических клеток пульсирует, когда она всасывает в себя пищу извне и выбрасывает отходы из себя наружу. Амебы (одноклеточные организмы) сокращаются и расширяются в постоянном ритме, а плазма либо жидкое содержимое клетки течет, пульсируя, внутри клетки. Наше сердцебиение, которое отправляет кровь пульсировать по нашим венам это пульсация, присутствие которой мы можем почувствовать в любой момент, если достаточно сильно захотим ее заметить.

Вероятно, самая четкая пульсация в теле, которую мы можем осознать, это дыхание, и это именно та пульсация, с которой мы напрямую работаем в Пульсациях. Дыхание входит в тело и выходит из него наружу и эти внутрь-наружу, сокращение-расширение ритмические формы это основа пульсации жизненной силы в теле. Именно дыхание является связующим звеном между физическим телом и энергией или эмоциональным телом, вот почему глубокое дыхание будет стимулировать как телесные ощущения, так и эмоции, и может вызвать энергетический выброс, выраженный и физически и эмоционально.

Энергия

Воздух - не единственное, что течет внутрь и наружу тела с пульсацией дыхания. Воздух, а точнее кислород, является компонентом, необходимым для поддержания физического тела и его метаболизма. В основе биоэнергетического функционирования всех живых организмов лежит нечто иное; жизненная энергия либо жизненная сила, которая невидима, а потому неизмерима. Жизненная энергия свободно плавает в атмосфере и попадает внутрь тела и аккумулируется в нем с помощью дыхания.

Вильгельм Райх назвал жизненную энергию энергией Оргон, и это та самая энергия, которая на протяжении веков была известна на Востоке как "ки" или "прана". Райх верил, что энергия Оргон это та созидающая сила, которая является основой нашей сексуальности, и, на самом деле, всего живущего и растущего во Вселенной, Жидкости в закрытом пространстве организма или тела это посредник, через которого течет энергия жизни. Она проходит сквозь жидкости тела биоэлектрическим путем. Сокращение или расширение этой энергии в организме это то, что порождает физическое движение, а также субъективное переживание чувств, таких как удовольствие или беспокойство. Энергия несется потоком, бурлит и пульсирует во всем организме; в понимании Райха именно то, каким образом движется поток энергии в закрытых мембранах клеток и телах определяет преимущественно округлые формы всех органических форм жизни.

Пульсация Дыхания и Зарядка и Высвобождение

По мере того как пульсация дыхания становится глубже, заряд энергии накапливается в теле и этот заряд содержится внутри физических ограничений тела, а именно, в коже, мускулатуре, жидкостях и нервных окончаниях. В человеческом теле существует структура, более похожая на трубообразную, чем на сферическую, с дыханием в качестве посредника пульсации.

Представьте полую трубу, которая начинается отверстием рта и гортани и продолжается до самого низа тела. На вдохе дыхание втягивается внутрь тела, в эту полую трубу, в основном при помощи направленного вниз колебания диафрагмы; следующее за этим как результат раскрытие или расширение всей мускулатуры, от рта до низа живота, таза и гениталий позволяет всему туловищу впитать входящее дыхание и жизненную энергию. Это удар пульсации дыхания внутрь. На пике вдоха направление меняется на противоположное и по мере того как диафрагма совершает колебание, направленное вверх, воздух выбрасывается из тела наружу. В то же самое время мускулатура всего туловища мягко закрывается, по мере того как дыхание выходит наружу. Это удар пульсации дыхания наружу.

Каждый вдох это маленький акт зарядки энергией, каждый выдох это маленький акт высвобождения энергии. Этот заряд можно ощутить как покалывание или струйки энергии, распространяющиеся по разным частям тела, чувство наполненности, и как значительное повышение уровня возбуждения, в общем. Кожа может покрыться румянцем, стать красноватого оттенка, тело может слегка раздаться, а движения могут стать более широкими.

Сексуально возбужденные гениталии предоставляют нам весьма четкий пример того, что такое биоэлектрический заряд. Заряд энергии также создает в организме определенное напряжение; энергия, находящаяся внутри, стремится расшириться за пределы тела, и чем сильнее заряд и возбуждение, тем сильнее напряжение. Заряд создает потенциальную возможность для высвобождения.

На пике энергетического заряда и напряжения организм ищет способ высвободить энергию, заключенную внутри него; энергия выплескивается из своих границ и непроизвольно и конвульсивно перетекает в оргазм. Райх утверждал, что сексуальный оргазм это естественный, биологический способ, к которому прибегает организм, чтобы самостоятельно регулировать внутренний уровень энергии. Высвобождение энергии через оргазм приводит к выбросу избытка энергии и, следовательно, напряжения, оставляя тело в состоянии расслабления.

Будет важным вновь отметить, что качествами высвобождения энергии, о которых мы говорим здесь, это спонтанность, непроизвольность и свобода от сознательного контроля. Сексуальный оргазм не является чем-то, что нужно делать, а скорее чем-то, чему нужно сдаться, позволить произойти.

Райховская Формула Оргазма

Вильгельм Райх был заинтригован энергетической зарядкой и разрядкой, происходящей в теле, и обнаружил, что именно этот естественный процесс был нарушен у большинства его пациентов. Невротические пациенты, которых лечил Райх , почти всегда жаловались на какие-нибудь сексуальные нарушения, и он обнаружил, что эти пациенты всегда были также эмоционально блокированы. Они утеряли способность спонтанно и без сопротивления отдаваться чувствам или эмоциям.

Во время курса терапии, пациенты, достигая с помощью дыхания состояния высокого энергетического заряда, неизменно высвобождали энергию в форме мощного эмоционального или физического выброса энергии. После нескольких месяцев этой ориентированной на выброс терапии пациенты заметили значительное улучшение своей способности отдаваться и получать удовольствие от своей сексуальной жизни. Постепенно стало ясно, что и сексуальное и эмоциональное выражение (и подавление) действуют по одному и тому же энергетическому принципу.

Этот принцип, открытый Райхом , был назван Формулой Оргазма : Заряд (Напряжение) => Напряжение (Заряд) => Высвобождение => Расслабление. Эта ритмичная четырехфазная формула описывает естественную, биологическую саморегуляцию энергетических уровней в организме. Во время нашей дневной деятельности мы повышаем заряд энергии в теле. Во время сексуальной активности высвобождение вызвано "биоэлектрическим" насыщением, которое производит энергетический выброс через непроизвольные сокращения мускулатуры. Избыток энергии, таким образом, высвобождается.

Давайте посмотрим на Формулу Оргазма в свете того, что энергетически происходит в теле во время занятий любовью. Сексуальный заряд или возбуждение может ощущаться во многих местах по всему телу, но постепенно фокусируется в гениталиях, когда заряд высок. С генитальным проникновением, полным контактом тел, движением и углубившейся пульсацией дыхания, заряд становится еще выше, и как результат этого появляется относящееся к возбуждению напряжение.

В момент, предшествующий оргазму, движения тела становятся непроизвольными. С началом оргазма мускулатура гениталий и всего тела испытывает серии непроизвольных конвульсий, которые вызывают высвобождение биоэлектрической энергии, Высвобождаясь, заряд, который был сфокусирован в гениталиях, растекается назад по всему телу и к его периферии, создавая тонкие волны приятных ощущений во всем теле. Это фаза расслабления Формулы Оргазма .

Формула Оргазма применима к чувствам и эмоциональному высвобождению. Если человек блокирует или подавляет эмоцию, то энергия этой эмоции сохраняется в мускулатуре в виде напряжения. Повышая заряд энергии посредством дыхания (как мы поступаем во время сессии) мы получим как эффект увеличение напряжения, так как мускулатуре приходится напрягаться еще больше, чтобы удержать блок. (При таком большом напряжении мы легко можем вручную работать с мускулатурой.)

Когда заряд (и сила энергии за эмоцией) становится слишком сильным для того, чтобы его могла удержать мускулатура, энергия спонтанно высвобождается в форме эмоционального выброса, который может включать в себя движения тела, звуки и выражение чувств. Как следствие энергетического высвобождения, мускулатура (которая больше не напряжена и не удерживает блок) может придти в состояние расслабления, которое обычно переживается как приятное.

Пара Боль/Удовольствие

Во время беспрепятственного плача и рыданий или же громкого смеха, все тело находится в состоянии пульсации. Когда же человек учится блокировать плач, который является выражением эмоциональной боли или смеха, выражение радости и удовольствия, пульсация тела уменьшается и чувство цепенеет.

Например, когда ребенок переживает эмоциональную боль, которую он воспринимает, как слишком большую для того, чтобы ее терпеть, он будет пытаться не чувствовать ее. Блокируя плач, ребенок отделяет себя от переживания боли. Дыхание становится менее глубоким, чувство и пульсация уменьшаются, движение почти останавливается, и вся энергия сжимается, когда наступает оцепенение. Блокирование боли это то же, что и блокирование плача, потому что, если человек позволяет себе плакать, значит, он может себе позволить чувство печали, горя, боли.

И у гнева и у страха энергия направлена: гнев направлен наружу, а страх - внутрь. Во время блокирования боли сокращаются и внешний и внутренний удары пульсации, а весь организм чувствует все меньше и меньше и становится тупее и мертвее.