Каком городе самые плохие дороги. В каком российском городе лучшие дороги? Как обои гвоздями прибивать

Санкт-Петербург, согласно исследованию, не вошел даже в первую десятку. Состояние столичных дорог лучше, однако Москва не первая

Виды Тюмени. Фото: Максим Слуцкий/ТАСС

Обновлено в 13:24

Самые лучшие дороги в Тюмени — во всяком случае, этот город возглавил рейтинг российских городов с лучшими дорогами в исследовании SuperJob. Чуть хуже, как выяснилось, дороги в Набережных Челнах. Столица в списке лишь на третьей строчке.

Дороги в Тюмени действительно хорошие, сказала Business FM местная жительница Мария. По ее словам, несколько лет назад этот город считался на Урале лидером по качеству дорог, но сейчас и другие регионы подтянулись:

«Очень часто выезжаю в Екатеринбург и могу сравнить, дороги лучше. Всякие ямки, которые появляются, у нас оперативно чинят, жалоб особо нет. Так говорят действительно много, что в Москве не очень все хорошо».

Исследователи опросили жителей 37 городов. Самый плохой результат у дорог Владивостока. Помощник главы города Александр Юртаев говорит, что некоторые участки и правда очень плохие, но есть города с трассами и похуже:

Александр Юртаев помощник главы Владивостока «В Хабаровске хуже дороги. Однако есть сегодня дороги, которые создают очень плохое впечатление, даже отремонтированные два года назад вдруг приходят в негодность. Кто ни попадя выигрывает тендеры, заходят на дороги, делают дороги, и через год этой дороге приходит капут. Проблема Владивостока связана с ливневками, ими никогда плотно никто не занимался, мы находимся на сопках. Потоки воды такой силы, что из-за этого потока мало-мальски свежий асфальт иногда не выдерживает».

Оценка дорог местными жителями за последние четыре года сильнее всего выросла в Волгограде. Помог чемпионат мира по футболу, говорит главный редактор «Социнформбюро» Анатолий Сологубов:

Анатолий Сологубов главный редактор «Социнформбюро» «Ситуация с дорогами в Волгоградской области хронически носила депрессивный и устрашающий характер. Основные магистрали были разрушены, это стало анекдотичным случаем, когда говорят: помните, у нас в 1942 году здесь Сталинградская битва была, ну так вот, а дороги до сих пор не починили. Сейчас, за последние четыре года, ситуация улучшилась, и она улучшилась в разы, это обусловлено проведением в Волгограде чемпионата мира по футболу, под который удалось региональным властям получить какие-то субсидии и какие-то денежные вливания, благодаря чему дороги и построили. Но при этом недавно там проводили исследования о том, что стоимость ремонта этих дорог значительно выше, чем в среднем по стране. Проводили определенный срез, и действительно стоимость дороги отличалась от стоимости некоторых московских участков. Дорога на Красногорск приводилась в пример, и она была построена дешевле за километр, чем дорога в Волгограде. Главная проблема Волгограда — это то, что он вытянут вдоль Волги и не имеет объездной дороги».

Петербург не вошел даже в первую десятку. Северная столица оказалась лишь на 13-й строчке рейтинга качества городских дорог.

Дороги Якутска, Ульяновска и Петропавловска-Камчатского оказались самыми «провальными» в стране, попав в первые строчки рейтинга городов с самым плохим дорожным покрытием, не соответствующим ГОСТу. В тройке лучших – дороги Тюмени, Саранска и Абакана. Рейтинг был составлен по результатам инспекции «Оценим качество дорог!» и представлен на заседании центрального штаба ОНФ, сообщается на сайте «фронтовиков». Главной причиной некачественных дорог руководитель инспекции, депутат Госдумы Александр Васильев считает отсутствие современной нормативной базы в сфере дорожных работ. Многие СНИПЫ и ГОСТы, например, датируются 80–90-ми годами прошлого века. Сыктывкар оказался в этом рейтинге на 96 строчке из 117, между Севастополем и Томском.

Фото Виктора Квасова

Итоговый рейтинг городов с точки зрения качества дорожной сети создавался на основе критериев состояния гарантийных дорог, обустройства пешеходных переходов вблизи объектов социальной инфраструктуры, наличия и обустройства парковок и пандусов около медицинских учреждений, а также текущего состояния городских улиц на предмет отклонения от требований ГОСТа. С помощью простых приспособлений – дорожной рейки, рулетки и калабашки (кусок доски, выпиленный по ГОСТу допустимых габаритов дорожных ям) в 2015 году участники инспекции оценили состояние городских дорог, в том числе более 900 гарантийных участков.

Согласно ГОСТ Р 50597-93, действующему с октября 1993 года, на отечественных дорогах допустимо наличие просадок и выбоин, предельные размеры которых не превышают по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Кроме того, согласно правилам, крышка люка может иметь отклонение, то есть быть открыта, относительно дорожного покрытия на 2 см, решетка дождеприемника – на 3 см, а головки трамвайных и железнодорожных путей – на 2 см.

В тройку городов, где эксперты выявили перечисленные дефекты на основных и гарантийных дорогах, вошли Якутск, Ульяновск, Петропавловск-Камчатский.

Особенно «фронтовикам» во время инспекции запомнилась столица Ульяновской области.

Обычно в ходе движения по городам мы ищем яму, которую можно было бы измерить калабашкой, а в Ульяновске, наоборот, мы искали улицу, где нельзя было бы ее применить. Впоследствии областная прокуратура Ульяновской области после комплексной проверки подтвердила нашу информацию о том, что состояние автодорог там не соответствует требованиям стандартов, – рассказал Александр Васильев.

Тройку городов, где дороги с точки зрения ГОСТа у «фронтовиков» не вызвали претензий, возглавила Тюмень. Там, по словам Васильева, и в частном секторе дороги оказались сделаны на должном уровне. Следом за Тюменью и Саранском в списке городов, чьи дороги соответствуют требованиям ГОСТа, расположились Абакан, Белгород, Ставрополь, Казань, Пермь, Чебоксары, Калуга и Москва. Состояние их основных и второстепенных улиц, дворов и проездов, как показала инспекция ОНФ, хорошее, а ямы, где уместилась бы калабашка, встречаются крайне редко.

По результатам исследования качества дорожной сети в российских городах в комитете по транспорту Госдумы был проведен координационный совет с привлечением ведущих дорожных экспертов страны, представителей Минтранса, Росавтодора и ГИБДД, общественных деятелей, где активисты ОНФ рассказали о выводах, сделанных в ходе инспекции. В частности, Александр Васильев подчеркнул, что неоднородность ситуации с дорогами в стране говорит о недостаточном регулирующем воздействии современных нормативов. «Напрямую это связано с устаревшей нормативной базой и нежеланием ответственных структур изменить ее с учетом современной действительности – переписывают только заголовки технических норм и правил, не меняя их сути. Применение старых норм приводит к необоснованным расходам бюджетов. Очевидно, что актуализация требований к строительству дорог, подготовительным и проектным работам, а также принятие законопроекта о гарантиях позволит сэкономить значительные бюджетные средства и продлить срок службы дорожной сети», – сказал он.

По словам Васильева, в настоящее время в нормах проектирования искусственных дорожных сооружений содержится много необоснованных требований. Так, к примеру, для мостов на всех дорогах, независимо от их функционального назначения, установлена единая расчетная нагрузка 110 т. Однако вероятность встретить автомобиль, который оказывает подобную нагрузку на дорожное полотно, на мосту в сельской местности равна нулю. А ущерб бюджетам от этих требований составляет более 10 млрд рублей ежегодно, подчеркнул руководитель дорожной инспекции.

Также необходимо скорректировать ширину полосы на автодорогах. Сейчас она равна 3,75 м. За рубежом для полос движения, не предназначенных для движения грузового транспорта, этот показатель равен 3,5 м.

И у нас этого будет достаточно для безопасного и комфортного передвижения. Ширину полосы движения для городских магистралей также, как считают эксперты ОНФ, можно уменьшить до диапазона от 2,7 до 3,6 м при существующих показателях от 3,5 до 3,75 м, – заключил Васильев.

Дорожная инспекция ОНФ, проходившая с июля по декабрь 2015 года, стала самой масштабной в своем роде и вызвала большой общественный резонанс. Активисты посетили 130 городов в 82 субъектах, проехав более 60 тыс. км, и практически везде были выявлены дефекты дорожной сети и инфраструктуры. Целью мониторинга было проверить, как исполняются «майские указы» и поручение президента РФ и лидера ОНФ Владимира Путина об удвоении к 2022 году объемов дорожного строительства и улучшении его качества.

"В Казани была улица, где в яму поставили дверь"

Российский антибренд на все времена и официальная народная проблема номер один - дороги. Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург и Челябинск - везде есть жуткие ямы, провалы, колдобины и асфальт, который сходит порой вместе со снегом. На ремонт дорог выделяются, казалось бы, нешуточные суммы. Вот в январе этого года Дмитрий Медведев подписал указ: 54 региона получают на дорожные нужды 8,3 миллиарда рублей. Сумма заоблачная, но выйдешь на улицу, и кажется, что деньги все равно утекут как вода сквозь сито. Как контролировать расходы? Какие именно дороги уже ждут не дождутся ремонта? В феврале этого же года появился проект «Карта убитых дорог»: любой человек может добавить на карту плохую дорогу своего города и проголосовать за ее ремонт. Если участок наберет нужное число голосов, его включат в план и отремонтируют. «МК» поговорил с экспертом проекта Дмитрием Цоповым, который проехал всю страну и нашел:

■ самые глубокие ямы,

■ самые экзотические способы ремонта,

■ самые лучшие дороги (да-да, такие тоже есть!)

В Мурманске дороги латают кирпичом. Фото: соцсети

«Бывает так, что улицы ремонтируют сухими отходами с очистных сооружений»

- Дмитрий, в каком регионе или городе дороги хуже всего?

Мы пока только составляем рейтинг. Но, по моему субъективному мнению, хуже всего ситуация в Архангельске, Махачкале, Орле - там убитые дороги есть прямо в центре города. В Ульяновске мы видели ремонт с помощью мебели: коммунальщики, чтобы обозначить опасный провал, поставили стулья. В Казани была улица, где в яму поставили дверь, хотя Казань отличается тем, что там дороги реально ремонтируют и за их состоянием следят. Когда наш активист заявил о двери на городском портале, ее в течение суток вынули, яму огородили и начали ремонтные работы.

- Эти изощрения от чего - из-за нехватки денег или лени?

Вы знаете, и от того, и от того. Понятно, что в некоторых местах такой ремонт производят сами граждане. О необычном ремонте нам рассказывали автомобилисты из Новочебоксарска. Там есть завод с очистными сооружениями. Так вот сухой остаток использовали для работ на одной из улиц, то есть буквально ремонтировали отходами. В Мурманске повально ремонтируют кирпичами. Причем чиновники не стесняются об этом говорить. Мы сами видели, что вдоль тротуаров лежат кучи кирпичей, которые уже подготовлены для ямочного ремонта. Мы спрашиваем: а зачем вы так делаете? Они говорят: ну, другой ремонт не приживается. В других северных городах он приживается - есть технологии, которые позволяют ремонтировать, а в Мурманске - нет.

- Как обои гвоздями прибивать...

Да, есть чиновники, которые позволяют проводить такой ремонт. С другой стороны, больше всего дорог, отмеченных на нашей карте, - в Санкт-Петербурге. Мы там на одном из центральных проспектов встретили дорожников, которые укладывали асфальт прямо в грязь, это был ямочный ремонт. Ремонтник к нам подошел, говорит: «Я ничего не боюсь, я на пенсии, уволят, так уволят. Да, мы делаем ерунду, мы это признаем, но нас заставляют делать так». Прораб, конечно, после этого стал заступаться: мол, нет, мы подготавливаем поверхность, выдуваем воду, чистим. Халатность, работы с нарушением технологии - это одна из причин, почему дороги в стране плохие и ремонт не держится долго. Хотя ямочный ремонт это не та мера, которую ждут граждане, - это скорее метод снижения аварийности на дороге. На него гарантия не дается - в нормативных документах не прописано. Поэтому муниципалитеты действуют по своему усмотрению: некоторые дают гарантию, некоторые нет. Например, в Челябинске делают ямочный ремонт стометровыми кусками и дают гарантию на год. И подрядчик не заинтересован, чтобы этот ремонт был качественным и продержался долго. Достаточно года, а дальше опять будут изыматься деньги на ремонт этой же дороги. Поэтому вопрос с гарантийными сроками очень актуален. Гарантия на верхний слой покрытия (четыре года) дается только на федеральные дороги.


Халатные ремонтные работы - одна из главных причин появления убитых дорог.

С каким самым катастрофичным случаем вам «посчастливилось» столкнуться? Где самые глубокие или самые длинные ямы?

Самые большие ямы - во Владивостоке. В 2015 году мы проводили там инспекцию и нашли на улице Снеговой просто огромную яму - шириной во всю проезжую часть. Самое интересное, что на этой улице большой транспортный поток, там все время пробки, машинам приходится в этих ямах буквально проползать на днище. В этом году участок отремонтировали, хотя другие проблемы остались: мы обнаружили, что и на тротуарах во Владивостоке огромные ямы. В этом городе есть такая тема: воруют крышки ливневой канализации. Видимо, недорабатывает полиция. Так было два года назад, сейчас мы приехали на те же самые улицы и увидели, что там как не было крышек, так и нет. Провалиться в канализацию легче легкого. Та же ситуацию в Хабаровске, но там нас чиновники заверили, что они начинают вводить новые крышки из композитных материалов. Их уже не сдать во втормет, а значит, невыгодно воровать. А в этом году самая глубокая яма нашлась в Махачкале - глубина почти 3 метра.

«Они озвучили цифры, и все вопросы отпали сами собой»

- Поговорим о ремонте. Сколько обычно на него выделяется средств и как долго он реально идет?

Вообще-то на ремонт выделяют мало денег во всех регионах, за исключением, пожалуй, Тюмени. Там дорожный фонд шесть миллиардов, в Ханты-Мансийске тоже большой фонд. В этих городах найти яму - большая редкость. Вот мы в Тюмени увидели одну несчастную яму, и дорожники сказали: «Если бы вы приехали через три часа, ее бы не было». И уже во время инспекции нам прислали фотографию: через час яма была заделана. В некоторых регионах есть достаточное финансирование, которое позволяет содержать дороги в идеальном состоянии. А, например, в Чите в дорожном фонде всего 9 миллионов и 21 миллион на ямочный ремонт. На эти деньги нельзя сделать вообще ничего. Поэтому в Чите на центральных улицах грязь, ямы. Когда мы там были, то начали спрашивать: почему нельзя привлечь подрядные организации, нельзя убрать мусор? Они озвучили цифры, и все вопросы отпали сами собой.

- От чего зависит сумма на ремонт в каждом регионе?

От разных показателей - это и материалы, и сами работы. Бывает так, что в одном и том же регионе в разных городах стоимость ремонта разная. Бывает, что чиновники закладывают в смету те виды работ, которые, по идее, должны оплачиваться из других источников. Например, прокладку коммуникаций и замену сетей. Они же потом переходят на баланс предприятий, которые на ремонт не потратили ни копейки - так за счет дорожного фонда решаются иные проблемы, а не только вопросы дорог. Если говорить о суммах, то, насколько я помню, в прошлом году лидировала Казань: там ремонт стоил дороже всего.


«Рабочие прямо при чиновнике отремонтировали улицу в грязь»

- В каком регионе больше всего воруют?

Такую аналитику проводить не нам, мы все-таки общественный контроль. Мы смотрим, в каком состоянии дороги, и спрашиваем чиновников о том, какие они меры предпринимают для того, чтобы дороги стали лучше.

- Ну вы же видите, где выделяется много средств, но дороги при этом в плохом состоянии.

Да, но тут нельзя напрямую сказать, что есть определенные хищения. Например, этой зимой к нам поступило порядка двухсот обращений от граждан, которые видели, как укладывают асфальт в снег. Можно назвать это хищением или это все-таки халатность в проведении работ? Очевидно, что если укладывать асфальт в снег, то он долго не продержится. Кстати, после наших обращений, в том числе в прокуратуру, больше 60% работ не было оплачено. Здесь речь идет скорее об эффективности расходования средств. Есть дорога, она в плохом состоянии. Идет дождь, нерадивые чиновники и подрядчики будут закапывать дорогу в асфальт в плохую погоду. Хотя очевидно, что это растранжиривание средств. Если подготовить поверхность, использовать специальные материалы, которые можно применять в холодное время года, если использовать специальные сушилки, которые будут подготавливать поверхность и укладывать правильно асфальт, то он продержится дольше и такой ремонт будет эффективным.

- Если говорить о халатности, то какая ошибка рабочих самая распространенная?

Например, укладывание на неподготовленную поверхность. Так, в Омске, мы видели, когда ремонт ям производился в грязь. Пошли вместе с чиновниками проводить инспекцию, показываем: «Смотрите: поверхность грязная, на нее сейчас укладывается асфальт, почему эти работы производятся?». Чиновник при нас говорит: да, эти работы не будут оплачены. Это нарушение, это халатность. Но подрядная организация (притом что чиновник стоит рядом) просто продолжает эту улицу так и дальше ремонтировать. То есть первая причина, почему наши дороги разваливаются, - это нарушение технологий. Другая причина - недофинансирование. Денег выделяется мало, качество материалов оставляет желать лучшего, используют зачастую плохой битум. Кстати, мы столкнулись с тем, что в России плохой битум - это общая проблема всех регионов. Дороги делают, но кто и как их принимает - вопрос спорный. Бездействие порождает коррупцию.

Есть еще одна проблема: мы до сих пор пользуемся устаревшей нормативной базой. Технологии развиваются, качество материалов улучшается, увеличивается транспортный поток - мир в конце концов поменялся. А мы пользуемся нормативной базой и документами, которые разработали 30–40 лет назад. Необходимо их пересмотреть. Кстати, именно из-за устаревших норм не получается использовать новые технологии ремонта.

ФАКТЫ:

■ Самые лучшие дороги в Тюмени

■ Самые глубокие ямы во Владивостоке

■ Самые убитые дороги в Архангельске, Махачкале, Орле

■ Самый дорогой ремонт (по данным 2016 года) был в Казани

■ Больше всего на состояние дорог жалуются в Санкт-Петербурге

■ 22 390 км убитых дорог добавлено на карту

■ 1226 дорог уже отремонтировано

■ На 2062 дорогах заделали ямы

■ 2110 дорог планируют отремонти­ровать

Если вы хотите путешествовать на автомобиле во время предстоящего летнего отпуска, то вы можете ознакомиться со списком стран, где делать это крайне не рекомендуется.

Эта страна - признанный лидер по количеству ям и выбоин на дорогах. Посетив ее на своем автомобиле вы, наверняка, получите море незабываемых впечатлений, разбитую подвеску, полетевшие тормоза и, если совсем не повезет, отвалившиеся колеса. Количество ям на дорогах Молдовы просто потрясает – на местных магистралях, кажется, нет ни единого живого места, хотя они используются для транспортного сообщения целой страны. Некачественный ремонт, технологические нарушения во время заложения дорожного полотна, воровство и разгильдяйство рабочих – все это вместе с не самыми щадящими погодными условиями делает дороги Молдовы несовместимыми с колесным транспортом.

Эта островная страна в водах Карибского моря находится на втором месте с конца по качеству автомобильных дорог. Особенно ситуация стала плачевной после разрушительного землетрясения в 2010 году. Дороги с твердым покрытием можно обнаружить лишь между крупнейшими городами, все же остальные транспортные пути не имеют асфальта и в сезон дождей вовсе становятся недоступны.

Тройку лидеров замыкает страна с наименее развитой транспортной магистралью среди всех стран Европейского союза. Нужно сказать, что положение дел здесь не намного радужнее, чем в Молдове. Такие же проблемы с дорожным покрытием и качеством ремонта, такое же плохое состояние дорог в весенний период.

4.

В этой стране, расположенной в центральной Азии, большинство дорог не имеют асфальтного покрытия. Большинство крупных магистралей все еще лишь проектируются и их строительство намечено на ближайшее десятилетие.

Все проблемы гвинейских дорог кроме плохо развитой экономики сводятся к частым тропическим ливням, которые способны смыть любое дорожное полотно. Общая протяженность автомобильных дорог около 40 000 километров и лишь 10% из них имеют твердое покрытие.

Восточный Тимор - государство на юго-востоке Азии, где дороги серьезно портят регулярные дожди, длящиеся по несколько месяцев. Общая продолжительность дорог – всего около 6 тысяч километров, все они едва ли пригодны для передвижения на автотранспорте.

Эта небольшая страна может похвастаться довольно развитой сетью автострад, но не может похвастаться качеством их обслуживания, которое осложнено частыми проливными ливнями. Общая продолжительность автострад составляет около 8.5 тысяч километров, 800 километров из которых имеют усовершенствованное покрытие. В целом, конечно же, для автомобильных путешествий эта страна не очень хорошо подходит.

На восьмом месте находится, кто бы подумал, . Здесь проблемы с дорогами классические – огромные выбоины на каждом шагу, плохой ремонт, сильные перепады температур в межсезонье. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов, коррупцию в отрасли, воровство строительных материалов и нарушение технологических процессов во время дорожных работ. Если собираетесь путешествовать по Украине – лучше делать это на внедорожнике.

9. Россия

Россия-матушка всегда славилась низким качеством своих дорог. Дураки и дороги – главная проблема России во все времена. Так что плохие дороги можно считать частью местного колорита и в каком-то смысле достопримечательностью, которая привлекает туристов.

В республике Мозамбик проблемы с дорогами начались сразу во время вспыхнувшей гражданской войны. Внесло свой вклад и серьезное наводнение в 2000 году. С тех пор восстановлена лишь малая часть дорожного покрытия, большая часть дорог, даже самых крупных, не имеет твердого покрытия.

На первом месте по качеству дорог в составленном специалистами списке находится Франция. В некоторых регионах здесь также серьезные перепады температур, которые, тем не менее, не приводят к таким катастрофическим последствиям. Дороги, вне зависимости от размера и значения, здесь ухоженные и чистые в любое время года.