Сквернословие у детей. Сквернословие — сочинение ребенка об этом явлении

Речь - это показатель ума.
Сенека

Нет музыки слаще,
чем ангельские голоса ребятишек,
если не особенно вслушиваться
в произносимые ими слова.

Логан Пирсолл Смит

Перед проведением классного часа по теме «Вирус сквернословия» раздайте учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение). Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, cколько детей действительно задумались над данной проблемой.

Для наглядности я изготовила плакат (стенгазету). Кроме наглядности, плакат выполняет еще одну немаловажную функцию. В нем есть рубрика «Особо заразные», куда классный руководитель записывает фамилии тех ребят, которые склонны к сквернословию. Плакат висит в классе на видном месте, а учащимся я говорю, что вряд ли их родителям будет приятно видеть фамилии своих детей в этом списке.

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Статья опубликована при поддержке интернет-аптеки "ЕвроФарм-UA". Неврология, артрит, аллергология, витамины, противоопухолевые средства, венозный недоcтаток, мезотерапия, наружные средства, гормональные и др. В аптеке Вы можете приобрести такие лекарства как синактен депо , рилутек, амбене, актос, аркоксиа и многие другие из Европы по выгодным ценам. Посмотреть каталог товаров, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.evrofarm-ua.com/.

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде) , готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Будьте здоровы!!!

Можно дать домашнее задание или провести акцию во всей школе по теме «Мир без сквернословия - твой рецепт». Это может быть, например, темой сочинения на уроке русского языка или плакат (см. с. 11).

Юлия АНДРОСОВА,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 384,
г. Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Класс_______ «___» Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Информационные источники

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Происхождение сквернословия

Гнилые слова сегодня стали нормой в языке народа. Сквернословие можно услышать даже в семьях, и не только в общении между взрослыми, но подчас и в разговоре родителей с маленькими детьми. Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке.

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием — от слова скверна. Так, в словаре Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Матерный язык есть, согласно мнению ряда исследователей, наследие языческих времен, когда славянские племена еще не соединились в единый русский народ, создавший великую культуру, сформированную православным воспитанием. В определенный период древней языческой Руси матерные ругательства, скорее всего, являлись своего рода заклинаниями, с которыми непросвещенные христианством люди обращались к идолам, вступали в контакт с инфернальным миром.

В древности у многих народов существовал культ плодородия, олицетворением которого нередко являлись женские и мужские половые органы. Он был развит в различных фаллических культах Древнего Востока, начиная с «глубин сатанинских» (Отк. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих. Проявлялся он и в суеверных обычаях древних греков и римлян. Чтобы оградить себя от враждебных демонов и дурного глаза, они навешивали на себя изображение божества fascinus (фаллический амулет), культ которого был возложен на девственниц и состоял в непристойных словах, движениях, в изображении фаллоса (символ — кукиш). Рекомендовалось также «сплюнуть на сторону» или три раза себе в пазуху, или выразиться крепко с упоминанием срамного божества.

У праславян источник фаллических обрядов — это культ Рода и рожениц, зарождение которого относят к периоду возникновения культурного земледелия. Часто срамоту (фал) изображали в виде каменных или деревянных идолов, перед которыми совершались магические ритуалы с жертвоприношениями и чтением заклинаний в виде матерных ругательств. Постепенно данный культ исчез, ритуалы упразднились, но в народной памяти матерные ругательства остались, хотя их истинный смысл и предназначение было забыто.

Известный филолог Б.А. Успенский указывает: «Поскольку те или иные представители нечистой силы генетически восходят к языческим богам, можно предположить, что матерная ругань восходит к языческим молитвам или заговорам, заклинаниям...»

Аргументом, свидетельствующим о происхождении мата от ритуальных заклинаний, является и суеверный народный обычай ругаться матом при возникновении различного рода бесовских страхований. Так, согласно народному поверью, отделаться от лешего и кикиморы можно не только молитвой, но и матерною руганью.

Последствия сквернословия

Оскорбление «трех матерей»

Народное сознание всегда полагало, что матерная брань оскорбляет «трех матерей человека — Богородицу, Мать — сыру землю и родную мать. До сих пор в деревнях помнят наставления стариков не ругаться матом, так как от этого «Богородица падает лицом в грязь». В фольклорных текстах звучит мотив страдания Богородицы от каждого прозвучавшего матерного слова:

«Матерно не бранится;
Мать Пресвятая Богородица
На престоле встрепенулася,
Уста кровью запекаются».

Кроме того, на Руси существовало убеждение «что матерная брань оскверняет землю и земля раскрывается, размыкается, разверзается, разваливается от матерного ругательства», что и приводит к землетрясениям и другим мировым катаклизмам.

Самоуничтожение

Сквернословие является нарушением заповеди Божьей. А заповеди Божии являются принципами творения — духовными законами бытия. Они есть предупреждение Бога, адресованное человеку — не делай того или иного, иначе тебе будет плохо. Если человек не внимает словам Творца и продолжает грешить, то включается механизм саморазрушения. Человек начинает уничтожать себя, но не только себя...

Проклятие рода

Раньше считалось, что матерщина задевает покоящихся в земле предков и приводит к оскорблению рода. Действительно, любое бесообщение приводит к проклятию грядущего рода грешника до третьего-четвертого колена, что, естественно, вызывает скорбь и возмущение всего прошлого рода.

Современные исследования доказывают, что слово может влиять на здоровье человека и воздействовать на его генетический аппарат. Из этого можно сделать важный вывод о том, что усвоенная и закрепленная страсть сквернословия пагубно отражается и на всем грядущем роде грешника. Приобретенная греховная поврежденность человеческой природы, которая передается из поколения в поколение, духовно ослабляет грядущее потомство и способствует вырождению всего рода. Таким образом, сквернослов или вообще бесплоден, или рожденные им дети несут в себе печать неполноценности, ослаблены родовым грехом, сильно подвержены процессу дегенерации.

Осквернение себя

Матерясь или чертыхаясь, человек невольно выполняет определенный магический обряд по вызову инфернальных сущностей из потустороннего мира. И вне зависимости от его желания, нечистые духи буквально облепляют матерщинника, приносящего им противоестественную словесную жертву. Это создает определенную духовную атмосферу вокруг него, негативно влияет на всю окружающую среду. Не случайно русское православное сознание определило матерщину как скверну, мерзость, нечистоту. Святые отцы говорят о наличии специальных блудных бесов: инкубов и суккубов, разжигающих в людях срамную похоть и наслаждающихся и питающихся подобной атмосферой. Фаллические культы и есть поклонение и общение с подобной категорией блудных бесов.

Влияние на детей

Особенно страшно, когда в среде матерщины и сквернословия воспитываются дети, когда сами родители закладывают в их души нравственную грязь. Такие дети обычно вырастают черствыми и, прежде всего, равнодушными к собственным родителям. Таким детям, как правило, бывает трудно создать свой семейный очаг, где царила бы позитивная духовная атмосфера. Если весь детский период своей жизни человек формировался под влиянием грязных слов, он вырастает духовно и морально ущербным, с гнилью в душе и в характере.

Влияние на женщин

Известный психофизиолог, врач, член всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык вот уже 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Согласно его данным, мат стимулирует выработку мужских половых гормонов — андрогенов, поэтому при частом употреблении матерных ругательств происходят сильные гормональные нарушения в среде организма. Особенно это касается женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос.

Влияние на культуру

Сила народа выражается и передается как через веру, так и через культуру, главным орудием которой является народный язык. Общий культурный уровень народа при распространении сквернословия безусловно понижается.

Сквернословие приводит к разрушению личности, ее оригинальности, своеобразности. Возникает некая серая, заурядная во всех отношениях, безымянная, безликая человеческая масса. Снижается коммуникативность людей, разрастается пошлость, хамство, грубость. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека. Тот, кто легко позволяет себе нечистую гнилую речь, часто, как показала практика, легко решается и на нечистые дела.

Предаваясь матерщине, люди невольно способствуют разрушению своего общества. Когда человек говорит скверные, матерные слова, он не только оскверняет, марает свою душу и свои уста, вступая в той или иной мере в общение с нечистой слой, но и льет грязь в уши окружающих — развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли — сеет зло, пусть даже не осознавая этого.

Церковное предание о сквернословии

Сквернословие является нарушением девятой заповеди закона Божьего: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, т.е. Не произноси на другого ложного свидетельства. Этой заповедью Спаситель заповедует всегда обуздывать свой язык, говорить только правду и удерживать себя от лукавых речей и празднословия. Апостол Павел в послании Ефесянам пишет: «... сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам;... никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших;... отложите... злоречие, сквернословие — уст ваших» (Еф.5,4; 4,29; Кол.3,8;).

Свт. Климент Александрийский еще в конце второго века писал: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщанием носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи». Еще более жестко обличал сквернословие свт. Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло — говорить срамное и постыдное? Всмотрись как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил во уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

«Не давайте места диаволу» (Еф. 4, 27), — говорит апостол Павел в послании к Ефесянам. Между тем, очень многие люди дают ему место в каждом разговоре, так что даже создается впечатление, что речь их не полна, если черт или какое матерное ругательство здесь не будет упомянуто. Каждый христианин еще при крещении отрекался от «диавола и всех ангелов его». Отрекался, а, матерясь и чертыхаясь, опять призывает его в свою жизнь. Кто с благоговением призывает Бога, тот Бога и имеет. Кто матерится и призывает лукавого, тот получает его в верные спутники своей жизни. Поэтому чертыханье и матерщина есть не просто вредная и греховная привычка, а (пусть хоть часто и бессознательный) выбор нечистого в свои союзники.

Вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божью. Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Оскверняя срамословием уста, освящаемые прикосновением к ним пречистого Тела и Крови Христовой, сквернословы оскорбляют и Христа Спасителя.

Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь. Срамной речью оскорбляется и весь невидимый мир, т.о. матерщинник предает себя в руки падших духов.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44), — говорит заповедь Божия. Проклинающий своих ближних нарушает заповедь Божью и вместо дел Божьих творит дела сатанинские. Проклятья и ругань — это область падших духов, и поступающие так являются проводниками этой злой воли. Кроме того, данное греховное действо свидетельствует о крайней распущенности, самолюбии и несдержанности человека, который, не терпя препятствий и противодействий со стороны ближнего, готов был бы его уничтожить за нанесенную обиду, но если в силу обстоятельств не может это сделать физически, то обрушивается словесно градом всяких мерзостных и злобных пожеланий.

Спаситель сказал: «Кто же скажет брату своему: «рака» (пустой, негодный человек) — подлежит синедриону» (Мф. 5, 22). Брань отличается от клеветы и сплетен тем, что не просто приписывает ближнему какой-то постыдный поступок, а оскорбляет его личность, присваивая ему как человеческому существу какую-нибудь крайне негативную черту. Брань часто выражается в злословии, оскорбительных жестах и действиях. Например, говоря о человеке «подлый», мы приписываем ему целый ряд бесчестных поступков.Говоря «бессовестный», отрицаем наличие в нем всякой чести и добродетелей. Ругательство «скот, осел» и подобные лишает человека разума и смысла, уравнивая его с бессловесными животными. Подобная брань является личным оскорблением и тогда, когда она касается личности жены, родителей или детей. Ничем незаслуженная личная брань вроде «бессовестного» (мы уже не говорим о матерных ругательствах) показывает полное отсутствие любви к ближнему. А с прекращением братской любви прекращаются и все добрые отношения к человеку подобно тому, как и во вражде заключается весь спектр грехов по отношению к ближним. Святым апостолом предсказано, что пред кончиной мира ругательства, как признак оскудения любви и форма общения в человеческом обществе, усилятся так же, как и другие пороки (2 Пет. 3, 3).

Часто люди легкомысленно оскорбляют себе подобных ругательными словами даже по ничтожному поводу и, нередко, в семейном быту. Многие ругаются просто по привычке, не придавая брани свойственного ей смыслового значения, другие — в порыве минутного гнева и нашедшей ярости. Такие побудительные мотивы брани менее греховны, чем осознанные целенаправленные ругательства. Но грех все равно остается грехом.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно и гибельно сквернословие, и за него строго наказывали. Уже в «Повести временных лет» неодобрительно поминается языческое «срамословие». В увещевании преп. Кирилла Белозерского сыну Дмитрия Донского князю Андрею Дмитриевичу сказано: «Тако же, господине, уймай под собою люди от скверных слов и от лаяния, понеже то все прогневляет Бога». Бесовские песни, «буе слово, срамословие, бесстудная словеса и плясание» были осуждены Стоглавым собором. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за матерщину полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами. В поучениях святителей и пастырей того времени говорится, что с человеком, который матерится, не следует «ни ясти, ни пити, ни молиться аще не останется такового злаго слова».

Как противостоять сквернословию

1. Исключить бранные слова из своего лексикона. Дело даже не только в матерной брани. В современном обиходе присутствует масса слов, замещающих матерные («блин», «хрень» т.д.). Все они выполняют функцию «словесной смазки» и замещения полноценных слов языка, то есть способствуют разрушению языковой фактуры. Такое «замещение» может быть катализатором мата и провокацией для человека, желающего «заострить проблему».

2. Проявлять нетерпимость к мату. Делать замечания на улице не всегда сподручно (для этого надо быть очень уверенным человеком с некоторыми педагогическими задатками). Но многие из нас сталкиваются с матом в устах хорошо знакомых и близких людей. И вот тут необходимо не допускать общения с помощью матерных слов, показывать, что подобное построение речи нам неприятно.

3. Тем, кто склонен анализировать, можно объяснять смысл мата (богоборчество, социальный бунт, разрушение языковой ткани). Многие ещё не понимают, что представляет собою мат.

4. Поскольку теперь у нас есть закон, позволяющий штрафовать за матерщину (КоАП РФ), то по факту появления мата в публичном пространстве можно подавать в суд.

Добро дерзновенно. Благое слово несущее Божественную энергию в сходных душах вызывает свет, укрепляет и ориентирует на добро, а в темных — выявляет и обличает, таящееся в них зло. Доброе слово несет нам с собой благость и радость в этой жизни, приготовляет светлые обители в Царстве Небесном. Противостоять распространению гнилых нецензурных слов — задача не только православия, а и всей нашей культуры.

Плохо ли когда ребенок ругается? Конечно плохо, ответит вам любой родитель. Сегодня мы разберемся в причинах этого явления и расскажем о многих других интересных вещах, связанных проблемой

Сквернословие, или ругательство, — это оскорбительное, неуважительное выражение по отношению к любому человеку. Кстати, это может быть не только слово, это могут быть и жесты, всем нам известные.

Почему наши дети ругаются?

Есть исследования, утверждающие, что ругань является техникой управления гневом. Думаю, вы понимаете, о чем речь. Сколько раз мы срывались на близких или друзьях, когда причина была совсем в другом? Да, много таких примеров, но нужно научиться переносить свой гнев в правильное русло. Женщинам в этом плане проще – шопинг и уборка помогают забыть об обидах и гневе на время. Мужчины «выражаются» чаще, ведь и возможностей вылить в положительное русло свой гнев у них меньше.

Причины сквернословия совсем отличаются от взрослых. Таким способом ребенок пытается либо обратить на себя внимание либо показать свою взрослость и самостоятельность. Они имитируют то, что слышат от нас, взрослых. Но родители всегда возмущаются, когда слышат от своих детей такое. Не забывайте, что ребенок первые годы жизни всегда подражает одному из родителей, он запоминает и впитывает как губка все ваши ругательства, произнесенные при нем. Поэтому будьте аккуратнее при выборе выражений, станьте примером для своего ребенка.

Откуда он берет их?

1. В первую очередь это многочисленные сериалы, телевидение и СМИ. Огромное количество каналов, видео и DVD открывают ребенку любого возраста доступ к различным фильмам, не самого высокого качества. Обратите внимание на то, каким фильмам и каналам он уделяет внимание. При необходимости, существует возможность внести ограничение на некоторые каналы, а можно приобрести пакет Детское ТВ» (возможно какое-то другое название). Так вы сможете быть уверенны, что ваше чадо защищено от нецензурный выражений.

2. Музыка. Это не значит, что нужно категорически запретить слушать рэп, рок и т. п. направления. Постарайтесь разнообразить досуг ребенка. Следите за тем чтобы он чаще играл с друзьями, занимался спортом и читал. Можно научить его играть на каком – либо музыкальном инструменте.

3. Если дома имеется няня или другой обслуживающий персонал, предупредите их, что при ребенке выражаться ни в коем случае нельзя.

4. Школа, одноклассники и друзья старшего возраста. Не запрещайте ребенку общаться с ними, просто держите руку на пульсе и будете в курсе.

5. А напоследок еще раз напомню, что вы, родители, так же можете быть источником появления ругательств в речи ребенка.

Что же делать?

Как объяснить детям какое слово плохое, а какое хорошее? Надо ли вообще это делать? Конечно нужно, но грубые наказания здесь вам не помогут. Таким образом, вы лишь усилите агрессию ребенка, и он будет еще чаще использовать ненормативную лексику в общении с вами.

  1. исключите нецензурные слова из своей речи и убедитесь, что ваши друзья и знакомые также же в курсе, что ругаться в вашем доме не допустимо;
  2. ограничьте допуск ребенка к сомнительным фильмам и каналам;
  3. выразительный взгляд или напоминание, как правило, напоминают, что вы не употребляете нецензурную лексику в своей речи;
  4. объясните ребенку значение сказанного слова, ваш ребенок, возможно, смутится, и больше не будет употреблять такое слово;
  5. не самый лучший вариант, но тоже иногда работает: за каждое нецензурное слово и выражение забирайте из денег на карманные расходы определенную сумму. Когда вы заметите, что ребенок стал избавляться от сквернословия, поощрите его небольшим бонусом. Это будет дальнейшим стимулом для избавления от ругательств;
  6. поставьте ребенка на свое место, спросите было бы ему приятно услышать такое? В следующий раз ребенок сто раз подумает, прежде чем оскорбить;
  7. читайте хорошие книги вместе с ребенком;
  8. современные фильмы и телепередачи пестрят нецензурной лексикой. В ответ на такие выражения скажите ребенку: «Он сделал неправильно, сказав что-то вроде этого».

В основном употребление нецензурных слов – это всего лишь одна из фаз развития ребенка. Будьте терпеливее, больше общайтесь с ребенком и уважайте его, ведь может понадобиться много времени, чтобы очистить речь ребёнка от сквернословий. Вовлеките ребенка в этот процесс: продумайте вместе с ребенком способы избавления от дурных слов и наказание за их использование.

И.Г. Отец Виктор, что–то произошло с нашим народом, со всеми нами. То, что научно называется «ненормативной лексикой», стало обычной средой нашей жизни. Это отмечают решительно все: если тридцать - сорок лет назад услышать грязные слова можно было на улице только от сильно выпивших людей, то сейчас - это «нормальный» способ общения во всех социальных и культурных группах, во всех возрастах, в частной и общественной жизни. Их можно услышать и с экрана телевидения. Иногда можно услышать, как молодая мать обращается к своему малышу, используя эти слова. Они так прочно вошли в нашу речь, что их нередко используют даже в церковной среде.

Более того. Многие люди считают что, что это наше наследство, наш язык - зачем же его лексику делить на хорошие и плохие слова? Подростки и даже маленькие дети уже не стесняются ругаться ни на улицах, ни при старших. Как отучить ребенка от этого яда?

О.В. Нужно, чтобы ребенок понимал, что он говорит, зачем и как. Если он сказал какую–то гадость, можно спросить:

А что ты сейчас сказал? Ты можешь понять, что ты сказал?

Часто они не понимают.

Давай сейчас вместе разберемся!

Если это мат, то можно сказать:

Посмотри, ты разрушаешь то, что нельзя разрушать: почтение и любовь к матери. В матерном слове ты говорил не о своей матери, а о матери другого человека. Ты посягнул на самое дорогое, что есть в жизни. Слово должно помогать жить, слово должно творить жизнь, но не разрушать. Когда ты так говоришь, ты разрушаешь жизнь, ты портишь себя, портишь окружающих людей.

Если это стало такой привычкой, от которой ребенок уже не может оторваться то, тут можно сказать:

Если тебя наказать за это, ты не исправишься. Ты должен сам хорошо подумать, что ты делаешь, какая цель этого. Какой смысл каждого твоего слова? Человек может словом обрадовать, утешить, может дать какое–то знание. Но слово дано не для того, чтобы его направлять к злой цели.

Слово - великий дар Божий человеку. Словом творится жизнь. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» .

Если слово отнять у людей, то вся жизнь превратится в пустыню.

Но человек может неправильно пользоваться ценным даром: он часто направляет слово на разрушение, а не на созидание жизни, т. е. смерть и жизнь во власти языка.

Мы видим, как некоторые люди постоянно сквернословят и находят в этом низменное удовольствие.

В беседах с детьми можно услышать такие слова:

Вчера я ругала учительницу матными словами.

Сквернословящий человек всегда неприятен. Возникает вопрос: откуда в человеке такая тяга к нечистому?

Сквернословие - показатель духовной порчи человека. Язык всегда обнажает сердце человека. Есть гниль в дереве, в теле, в душе. Апостол Иаков говорит, что не может из одного источника изливаться одновременно сладкая и горькая вода.

Если сердце человека чистое, исполнено любви и Духа Святого, духа жизни, то оно никогда не будет источать смрад, каким является мат: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» . Духовный человек творит жизнь в себе и вокруг себя. Все, что он творит, глубоко проникает в его душу, умиротворяет и живит ее.

Но когда в человека вселяется дух злобы, дух смерти, то его сердце уже не источник, из которого течет чистая вода. Дух злобы рождает злое слово, мат, человек находится во власти черной магии, цель которой - разрушать жизнь. Когда сквернословие касается области отношения полов, то это означает стремление разрушить нормальное, естественное состояние пола и привести его в противоестественное.

Слово мат связано со словом мать , и из этого видим, что сквернословы покушаются на самое святое.

У восточных народов мать - величайшая святыня. Почитание родителей - святой закон. И там не позволяют унижать имя матери, за плохое слово о ней можно лишиться жизни.

Как бороться с закоренелой привычкой сквернословия?

Разлияние пошлости, зла, нельзя искоренить внешним образом - запретами, штрафами. Запрет недейственен. Разве он изменит сердце сквернословящего школьника или высокопоставленного чиновника?

Нужно, чтобы человек изменил свою жизнь, стал внутренне чистым, т. е. не прилеплялся ко злу, которое, маскируясь под добро, приходит в такой оболочке, что человек обманывается и принимает его за добро.

Человеку необходимо подняться на ступень духовную. Живя анонимно с Богом, не встретившись с Ним, не впустив Его в свою жизнь, человек отдает себя во власть темных сил, которые делают с ним все, что хотят.

Многие люди имеют все, однако при этом печальны и беспокойны: им не хватает Христа.

На первое место в своей жизни человек должен поставить Бога, а не себя, Бога, а не деньги, власть, пищу, напитки, работу. Все, что не Бог - вторично, и не есть смысл и цель жизни.

Поэтому по зрелому размышлению человек выбирает Бога как высшую ценность, как свою жизнь, и тогда он становится способным жить духовно, в меру своего достоинства.

Человек, живущий с Богом и в Боге, всегда следит за движением своей души, сердца, внимателен к словам, которые он произносит, поэтому он органично не может сквернословить, пользоваться словом недостойно, превращая его во зло. Он не может благословлять Бога и проклинать людей, сотворенных по подобию Божию.

Мудрые взвешивают свои слова, поэтому язык праведного - «отборное серебро» .

Мудрый всегда говорит слово жизни, слово, которое творит жизнь, т. е. добрые отношения, радость, улыбку, взаимопонимание.

Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

Но у того, кто отвергает Бога, отнимается и Слово Божие, и слово человеческое.

Будем помнить: словом своим я вхожу в другую личность и что–то оставляю в ней. Что оставляю? Семя добра или зла.

Нечистые разговоры, скверные анекдоты, порождающие нехороший смех, грязнят душу человека, бесчестят слушающего.

Современный человек, к сожалению, утопает в негативных, циничных разговорах, всех критикует, всех высмеивает, жалуется на плохую жизнь.Но важно понять простую истину: хорошая жизнь начинается с исправления самого себя, с нашей доброй совести.

Жизнь каждого человека зависит только от Бога.

Наступает в жизни человека момент, когда он почувствует присутствие Бога, ощутит сердцем Его любовь. Тогда он начнет разговаривать с Ним, т. е. молиться. Он сможет из глубины сердца сказать: «Господи, давай жить вместе!» И тогда Господь даст ему дар чистого слова.


Берегите здоровье друг друга.
У Природы мы - малая часть.
Вы кому-то ответили грубо -
Чью-то жизнь сократили сейчас.
А. Дементьев

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть “лингвистической прерогативой” пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати.



На вопрос “Что такое сквернословие?” отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее человека свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение.

Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, - порок. Но незаметно и сквернословие становится болезнью.

Человек уже не может построить элементарного предложения, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз.

А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня?

Все, наверное, знают, что если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание.

Несколько фактов о сквернословии:

История возникновения матерных слов уходит в глубину тысячелетий. Только вот значение их изменилось, как и употребление. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову даже мысленно произнести такое слово, не то что вслух. Тогда люди знали, какой мощной, поистине космической энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, будучи употреблены без надобности.

И в древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что “черт матюгов боится”, мог для “обереги” использовать нецензурную лексику. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
На Руси до середины XIX века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличным поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Д октор биологии академик медико-технических наук Петр Горяев опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Другой ученый – доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.


Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека,– это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.


А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.

И всегда помните:


Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить,

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить!

А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

Э. Асадов



О скверном и святом


Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать -
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идёт от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Эдуард Асадов


***
...................................

Войны любой ужасней

народа разложенье.

Кому ещё не ясно:

мы гибнем без сраженья!

И головы на плахи

врагам мы подставляем;

язык свой, как неряхи,

мы матом оскорбляем.

Мат разлагает всех:

ходячий смертный грех;

он ходит по Руси,

иконы выноси!

Завёл в болото он,

с ним бесов легион.

Народ мой в мате тонет

и корчится, и стонет.

Неизвестный автор