Альберт бандура ударение. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1. Основные принципы социально-когнитивной теории…………4

1.2. Научение через моделирование…………………………………….6

2. Джулиан Роттер: теория социального научения…………………13

2.1. Теория социального научения: основные концепции и принципы………………………………………………………………………..13

2.2. Интернальный и экстернальный локус контроля……………..17

Заключение……………………………………………………………………...20

Список литературы…………………………………………………………….22

Введение

Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера.

Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия — это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях.

Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности — положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь. Большая часть этой главы посвящена социально-когнитивному направлению, разрабатываемому Бандурой.

Джулиан Роттер — другой персонолог, который подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди — активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Роттера, который привлекает особое внимание — концепция локуса контроля.

1. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

1.1. Основные принципы социально-когнитивной теории

Достижения в области теории научения переместили фокус причинного анализа с гипотетических внутренних сил на влияние окружения (например, оперантное научение Скиннера). С этой точки зрения, поведение человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. Но, по мнению Бандуры, объяснять поведение таким образом — значит выплескивать вместе с водой ребенка. Внутренним «ребенком», о котором следует помнить, для Бандуры были самостоятельные познавательные процессы. Другими словами, радикальный бихевиоризм отрицал детерминанты поведения человека, возникающие из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения — они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению человека.

С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения. Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы.

Вне подкрепления

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

Саморегуляция и познание в поведении

Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Разумеется, функции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых будущих результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к действительному, открытому поведению проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение.

1.2. Научение через моделирование

Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих паттернов — значит игнорировать уникальные способности человека.

При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали. Действительно, научение через наблюдение может привести к стилю поведения, довольно отличающемуся от того, что человек наблюдал в действительности.

С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере.

Основные процессы научения через наблюдение

Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на научение главным образом через его информативную функцию. То есть во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы. Рассматриваемое таким образом, научение через наблюдение представляет собой активный критический и конструктивный процесс.

Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Другими словами, человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для использования в имитации модели. Процессы внимания, следовательно, влияют на то, что выборочно постигается в модели, к которой человек обращается, и на то, что приобретается в результате наблюдения.

Определенные факторы, одни из которых включают наблюдателя, другие — моделируемую деятельность, а третьи — структурное оформление взаимодействий человека, могут в большой степени повлиять на вероятность того, что какая-то часть наблюдаемого поведения будет усвоена наблюдателем и закодирована в долговременной памяти. Бандура показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные модели являются наиболее важными. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, определяют типы поведения, которое можно наблюдать и, следовательно, изучить наиболее полно. Подобным образом, возможно, внутри любой социальной группы есть люди, которые привлекают к себе большее внимание, чем другие, благодаря своей власти, статусу и принятой роли. Функциональная ценность, соответствующая поведению, представленному различными моделями (то есть получило поведение данной модели поощрение или наказание), оказывает существенное влияние на выбор тех моделей, которым человек будет подражать, и тех, которые он будет игнорировать. Внимание к модели также регулируется ее личной привлекательностью.

Процессы сохранения: запоминание модели. Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая — образное кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные образы формируются так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Бандура предполагает, что это повседневный феномен, и объясняет им способность человека «видеть» образ друга, с которым он обедал на прошлой неделе или образ деятельности (езда на велосипеде, игра в гольф, плавание под парусом), которой он был занят прошлым летом. Следует отметить, что визуальные образы играют решающую роль в научении через наблюдение на ранних стадиях развития, когда отсутствуют лингвистические навыки, а также в научении паттернам поведения, которые не поддаются вербальному кодированию.

Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти невокализованные речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться без открытого выстраивания поведения; например, человек может мысленно «проговорить», что надо сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки (например, спуск с горы на лыжах). Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой надо будет заниматься позже, и когда он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. Бандура утверждает, что такие вербальные коды в большой степени способствуют научению через наблюдение, потому что они несут значительную информацию, накопленную ранее.

Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий компонент научения через наблюдение — это перевод информации, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо для сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных реакций для их мастерского выполнения (например, гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах, управление самолетом). Этим точно сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за кем-то (возможно, с помощью замедленного аудиовизуального воспроизведения) и символически воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это поведение может быть неуклюжим и плохо скоординированным. В таких случаях недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно выполнить действие. Постоянная практика в выполнении последовательности движений (и коррекция на основе информативной обратной связи) имеет большое значение, если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведение. Конечно, и в этом случае наблюдение и намеренный повтор в уме определенного поведения будут способствовать научению, так как можно по крайней мере начать выполнять необходимые движения, основанные на том, что наблюдалось ранее. Такой молчаливый повтор полезен, например, при вождении автомобиля, но не принесет пользы при более сложных движениях, таких как прыжки с 10-метровой вышки.

Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый и последний компонент моделирования касается переменных подкрепления. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение.

Бандура подчеркивает, что неважно, насколько хорошо люди следят за моделируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраивания поведения — они не будут этого делать без достаточного стимула. Другими словами, человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способностями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но научение редко можно превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно. Вообще говоря, при наличии подкрепления моделирование или научение через наблюдение быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения.

Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и выстраивать моделируемое поведение — через предвидение подкрепления или наказания. Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то аверсивные условия, может быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации) выстраиванию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно, и человек может предвидеть, что сходное поведение приведет к сходным последствиям.

Подкрепление в научении через наблюдение

Когда наше внимание к моделируемой деятельности достигается посредством абсолютного влияния физических стимулов, даже дополнительные позитивные мотивы не усиливают научение через наблюдение. Бандура полагает, что понимание поведения человека только как контролируемого исключительно внешними последствиями будет слишком ограниченным. Таким образом, хотя теория социально-когнитивного научения действительно признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами. Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает его когнитивную ориентацию. Чаще оно выполняет две другие функции — информативную и побудительную. Подкрепление, следующее за реакцией, указывает или, по крайней мере, может указать человеку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое правильная реакция. Эта информативная функция, или обратная связь, может работать, когда подкрепление переживается прямо или косвенно.

Косвенное подкрепление.

Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель осознает как результат предшествующих действий модели. Можно говорить о косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.

Самоподкрепление

Бандура утверждает, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает возможности объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.

Как появляется саморегулирование

Самоподкрепление — процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения. Так как можно реагировать и негативно, и позитивно, Бандура использует термин саморегулирование для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки. С точки зрения Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведение в основном через свою мотивационную функцию. То есть, в результате самоудовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений и природой норм поведения. По Бандуре, есть три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

Поведение человека меняется по ряду параметров самонаблюдения (например, качество или скорость реакций). Функциональная значимость этих величин зависит от типа рассматриваемой деятельности. Социальное поведение обычно оценивается в таких величинах, как искренность, девиантность, нравственность и другие.

2. Джулиан Роттер: теория социального научения

Роттер пытался развить концептуальную структуру, включающую четко определенные термины и гипотезы, которые можно проверить. Он также намеревался построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека. Наконец, Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы понимание поведения в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения — это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

Сосредоточив внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте, Роттер, кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности. Также в теории Роттера существует положение, что поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям. По Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям. Интеграция концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы Роттера. Подобно Бандуре, Роттер развил теорию функционирования человека, которая стоит на позициях, совершенно отличных от радикального бихевиоризма Скиннера.

2.1. Теория социального научения: основные концепции и принципы

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Потенциал поведения

Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями» Концепция поведения Роттера включает в себя фактически все виды человеческой активности в ответ на ситуацию-стимул, которые только каким-то образом можно обнаружить и измерить. Сюда входят пронзительные крики, надутый вид, плач, смех и драка. Планирование, анализирование, обучение, логическое обоснование и промедление оцениваются так же. Короче говоря, поведение состоит «из моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций и так далее».

Ожидание

По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Фактически Роттер говорит о том, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, действительно объясняет стабильность и единство личности.

Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны для одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимыми к ряду ситуаций. Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения. Последние, называемые генерализованными ожиданиями, отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности в роттеровском понимании.

Ценность подкрепления

Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени.

Следует подчеркнуть, что в теории Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания. Иначе говоря: то, что человек знает о ценности отдельного подкрепления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления.

Психологическая ситуация

Четвертой и последней переменной, используемой Роттером для прогноза поведения, является психологическая ситуация с точки зрения индивидуума. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель. Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения — подкрепленияТема взаимодействия человека со значимым для него окружением глубоко заложена в роттеровском видении личности. Как интеракционист, он утверждает, что психологическую ситуацию нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Он присоединяется к мнению Бандуры, что личностные факторы и события окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека.

Потребности

Напомним, что Роттер рассматривает людей как целенаправленных индивидуумов. Он полагает, что люди стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избегать наказания. Более того, он утверждает, что цели определяют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей. Следовательно, по утверждению Роттера, осознание целей и потребностей человека предусматривает более генерализованный прогноз, чем прогноз, который позволяют делать четыре переменные, описанные выше.

Концептуально потребность можно описать как набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или подобные наборы подкреплений. Роттер рассматривает следующие шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека.

Статус признания. Это понятие относится к нашей потребности чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности, таких как школа, работа, физическая культура или общественная деятельность.

Защита—зависимость. Это понятие включает в себя потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей.

Доминирование. Это понятие включает в себя потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основе такого контроля.

Независимость. Это понятие относится к нашей потребности принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других. Любое поведение, предполагающее желание полагаться на свои собственные силы, отражает эту категорию потребностей.

Любовь и привязанность. Это понятие включает в себя потребность, чтобы вас принимали и любили другие люди.

Физический комфорт. Эта последняя категория включает в себя удовлетворение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли. Роттер указывает, что все другие потребности приобретаются в результате их ассоциации с основными потребностями физического здоровья и удовольствия.

2.2. Интернальный и экстернальный локус контроля

Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Хотя веру в экстернальный или интернальный контроль можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом — «интернальность», убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами. Учитывая это, мы можем обратиться к измерению локуса контроля и некоторым важным психосоциальным характеристикам, связанным с индивидуальными различиями по этой важной величине.

Измерение локуса контроля. Хотя существует несколько способов измерения ориентации контроля, применимых к детям и взрослым, исследователями в этой области чаще всего используется «Шкала И-Э», созданная Роттером. Она состоит из 23 пар утверждений вынужденного выбора, с шестью дополнительными вопросами для того, чтобы замаскировать цели этого теста.

Характеристики экстерналов и интерналов. Исследования, основанные на роттеровской шкале И-Э, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения. Одно из ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов — это способы, какими они ищут информацию об окружении. В нескольких исследованиях было показано, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья.

Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу. Объяснение таким последовательным фактам можно найти в раннем семейном опыте людей, когда они были детьми. А именно, Ло, сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем — придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу и терапевту. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии.

Исследования также показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы.

Заключение

Социально-когнитивное направление в изучении личности представлено двумя персонологами — Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером.

Бандура описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Основная теоретическая концепция Бандуры — моделирование или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

В последние годы Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.

Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточно фактов в ее поддержку.

Теория социального научения Джулиана Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. В частности, Роттер выделяет четыре важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация. Роттер объединяет эти переменные в основную формулу прогноза. Формула показывает, что потенциал данного поведения в специфической ситуации является функцией ожидания того, что подкрепление последует за этим поведением, плюс ценность ожидаемого подкрепления.

Роттер использует более общую формулу для прогноза поведения в каждодневных ситуациях, с которыми сталкивается человек. Эта формула показывает, что потенциал потребности есть функция от свободы деятельности и ценности потребности. Концепции потребности, потенциала потребности, ценности потребности, свободы деятельности (включая минимальную цель), с точки зрения Роттера, позволяют более точно прогнозировать реальное поведение в жизни, чем это можно сделать с помощью основной формулы.

Основным конструктом в социально-научающей теории Роттера является локус контроля, или обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Измерение локуса контроля обсуждалось в терминах «Шкалы интернальности—экстернальности» Роттера, и были отмечены определенные поведенческие характеристики, связанные с индивидуальными различиями по этой шкале.

Список литературы:

  1. Бихевиоризм. Карелина А.А. - М., 1998г.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 2003г.
  3. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. - М., 2001г.
  4. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2000г.
Содержание. Введение......................................................................................3 1. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности 1.1. Основные принципы социально-когнитивной теории............4 1.2. Научение через

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.


Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада – 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.

На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).

Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).

Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969).

Религиозность, как психологическое явление, строится на различных свойствах человеческой психики, одним из которых является склонность человека следовать поведенческим «образцам» или «моделям». Акцент на этой психологической компоненте религиозности отсылает нас к теории социального научения, автором которой является американский психолог-бихевиорист Альберт Бандура (1925 – 1988 гг.).

Родился Альберт Бандура в маленьком канадском городке Мундеа в семье фермера, поляка по происхождению. Со школьной скамьи он был вынужден заниматься самообразованием, рано познакомился с физическим трудом. Степень бакалавра гуманитарных наук Бандура получил в Университете провинции Британская Колумбия в Ванкувере (1949 г.). В поисках университета с хорошей теоретической программой по клинической психологии, Бандура переехал в США, где в Университете Айовы получил степень магистра (1951 г.) и доктора философии (1952 г.). После годичной клинической интернатуры в консультативном центре Уичиты (Канзас) Бандура был приглашен на кафедру психологии Стенфордского университета в качестве профессора (1953 г.), где и осуществлял свою научную деятельность на протяжении последующих трех десятилетий.

Бандура известен как один из самых авторитетных современных бихевиористов, автор социально-когнитивной теории личности, исследователь, внесший значительный вклад в теорию научения. Он занимался многими аспектами теории научения: имитацией и идентификацией, социальным подкреплением и убеждением, самоподкреплением и изменением поведения посредством моделирования, подростковой агрессией. Начав свои исследования в традиционном стимул-реакционном бихевиористском ключе, Бандура пришел к выводу, что человеческое поведение нельзя объяснить исключительно категориями стимулирования и реагирования. Он обратил внимание на то, что в значительной степени поведение формируется путем наблюдения за социальными «образцами» и подражания им. В отличие от Скиннера, который отводил подкреплению главную роль в формировании человеческого поведения, Бандура счел подкрепление всего лишь вспомогательным фактором. Главной детерминантой поведения Бандура считал научение, построенное на наблюдении за поведением других людей в сходных условиях, и, что еще более важно, – за последствиями этого поведения. Последствия наблюдаемых действий в контексте научения имеют весьма важное мотивирующее значение: если доступные наблюдению последствия вознаграждаются – наблюдаемое поведение воспроизводится, если наказываются – не воспроизводится. Бандура с коллегами провели множество экспериментов, анализ результатов которых изложен в многочисленных публикациях и книгах: «Подростковая агрессия» (1959 г.), «Социальное научение и развитие личности» (1963 г.) и «Принципы модификации поведения» (1969 г.). Последнюю книгу, посвященную обзору психосоциальных принципов, регулирующих человеческое поведение, журнал «Current Contents» назвал «классикой цитирования», поскольку за последующие 10 лет ссылки на нее в других источниках встречались 1215 раз. Далее были книги: «Теория социального научения» (1971 г.), «Агрессия: анализ с позиции социального научения» (1973 г.), «Социальная теория научения» (1977 г.) и «Социальные основы мышления и поведения» (1986 г.) – последний и фундаментальный труд Бандуры.

Заслуги Бандуры в социальной психологии были отмечены избранием его действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук Стенфордского университета (1969 г.), президентом Американской психологической ассоциации (1973 г.), а также наградами за выдающиеся научные достижения. В последние годы жизни Бандура занимал специально учрежденный для него Стенфордским университетом пост, свидетельствующий о признании его заслуг в клинической и исследовательской психологии.

Основу научных взглядов Бандуры составила идея, согласно которой человеческое поведение формируется и управляется посредством механизма научения. Бандура отошел от ортодоксально бихевиористических взглядов, согласно которым поведение является реакцией на воздействие внешней среды, но и не приблизился к взглядам представителей глубинного направления психологии, приписывающих поведение состоянию психики человека, без учета средового воздействия на нее: «Так как концепции людей, их поведение и их окружение взаимно детерминированы, индивиды не являются ни беспомощными объектами, контролируемыми силами окружения, ни совершенно свободными существами, которые могут делать все, что им вздумается» . Окружающая среда, сама по себе, не определяет поведение человека, считал Бандура, – побудительным мотивом к тому или иному действию является восприятие человеком этой среды. Человеческое поведение - не только функция, но и независимая переменная, оказывающая влияние и на среду, и на саму личность.

Бандура сфокусировал внимание на способности человека к мышлению и самоконтролю, которые проявляются во взаимодействии со средой и разработал принципы социального научения, обеспечивающие адекватное поведение человека при его взаимодействии с социальной средой. Квинтэссенцией взглядов Бандуры стала тройственная модель реципрокного детерминизма (reciprocal determinism), согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия:

– личностных факторов (главным образом мышление и познавательная способность (cognition));

– явлений окружающей среды;

– действий самого человека.

Анализируя процесс освоения людьми новых реакций, Бандура отметил, что символические, когнитивные умения людей формировать, комбинировать и трансформировать усвоенные формы поведения в совершенно новые поведенческие паттерны, играют не меньшее значение, нежели способность к имитации. Большая часть научения человека происходит косвенно, когда индивид наблюдает выполнение действий другими людьми и затем пробует их повторить: «По большей части социальное научение происходит на основе случайного или целенаправленного наблюдения поведения, демонстрируемого другими людьми в повседневной жизни» . Непроизвольное подражание жестам и звукам, производимым значимым окружением, является первой социально-когнитивной реакцией человека. Дальнейшее психическое развитие предполагает вычленение отдельных поведенческих паттернов и их оценку с точки зрения пригодности для подражания, т.е. оценку того, нужно ли осваивать наблюдаемые формы поведения. Наблюдая и подражая (что характерно для всех человеческих культур), человек проходит путь от простого копирования чужого «образца» до выработки собственных поведенческих решений, которые, в конечном итоге, оформляются в характерный поведенческий стиль: «После того, как способность к научению через наблюдение достигает своего высшего уровня развития, воспрепятствовать человеку уже невозможно: он учится тому, что видит» .

Поскольку бихевиористы принципиально не рассматривают то, что нельзя проверить экспериментально, в работах Бандуры нет теоретических рассуждений о Боге или религии. Скорее речь идет о религиозности как поведенческом конструкте, входящем в поведенческий репертуар человека. Религиозное поведение укладывается в рамки теории социального научения, как и любая другая освоенная форма поведения. Можно сказать, что социально-когнитивная теория дала развернутый ответ на вопрос, какова природа поведенческой составляющей религиозности человека. Как и другие поведенческие формы, религиозность нужно рассматривать в терминах непрерыв­ного взаимодействия поведенческих, когнитивных и средовых факторов.

В целом, Бандура рассматривал процесс научения как синтез взаимосвязанных процессов:

– внимания:

а) с точки зрения оценки качеств «образца» (характерность, доступность, авторитетность, приемлемость, т.д.);

б) как характеристика наблюдателя (установка восприятия, опыт прошлых подкреплений, индивидуальные особенности сенсорного восприятия);

– сохранения:

а) сохранность впечатлений о наблюдаемом поведении в отсутствие поведенческого «образца»;

б) конкретные мысленно закрепленные вербально кодифицированные психические образы;

– моторно-репродуктивного:

а) способность к закреплению модели поведения;

б) индивидуальные физические способности;

в) качество практики;

г) способность кор­ректировать поведение на основе информативной обратной связи;

– мотивационного:

а) на основе анализа поведения и викарного 6 подкрепления «образца» делается вывод о том, будет ли наблюдаемое поведение воспроизводиться

б) качество внимания к поведению «образца».

Последовательность поведения, сохраняющаяся при изменении условий внешней среды, обеспечивается функцией самоподкрепления. Функция самоподкрепления развивается на основе накопленного опыта подражания, интернализованных внешних стандартов и выражается в формировании собственной системы внутренних стандартов, позволяющей индивиду оценивать собственные действия посредством самоодобрения или самокритики. Функция самоподкрепления производит своеобразный мониторинг поведения и последующую его корректировку в направлении желаемого.

Таким образом, религиозное поведение с точки зрения теории социального научения формируется в процессе непрерывного стимулирующего взаимодействия социальной среды и индивида, пребывающего в постоянном состоянии формирования собственного поведения. Этот основополагающий процесс, названный Бандурой «взаимным детерминизмом», означает, что любое поведение является продуктом взаимодействия ситуационных факторов и индивидуальных специфических поведенческих предрасположенностей. Иными словами, религиозное поведение человека зависит от внутренних детерминант личности (интернализованный религиозный опыт значимого окружения, сила веры, собственные религиозные переживания, мистический опыт, т.д.) и внешних детерминант (влияние религиозной среды, поощрения и наказания, связанные с религиозными отправлениями). При этом религиозное поведение является включенным в замкнутую цепь взаимообусловленных системных процессов, в которой один элемент системы является и причиной, и следствием состояния другого элемента. Модель взаимной причинности действует на всех психических уровнях, обеспечивающих целостность поведенческих реакций человека: интеллектуальном, эмоциональном, физическом, социальном.

Люди стано­вятся религиозными, наблюдая и анализируя религиоз­ное поведение в своей социальной среде, а собственными религиозными переживаниями и действиями они эту социальную среду поддерживают и изменяют: «Когда реакции, соответствующие действиям модели, позитивно подкрепляются, а отличающиеся реакции не вознаграждаются или даже наказываются, то поведение окружающих людей начинает функционировать как подсказка для осуществления нужной реакции, сочетающейся с поведением модели» .

Бандура утверждает, что люди обычно не допускают предосудительного поведения до тех пор, пока не оправдают для себя моральную сторону своих действий.Ослабление моральных устоев общества и изменение социальных стандартов в сторону негласного поощрения аверсивного поведения, побудило Бандуру к тому, чтобы поднять вопрос о целесообразности моделирования моральных стандартов. Особую проблему Бандура видел в усилении влияния СМИ на формирование морального облика общества, что ведет к нежелательным и неконтролируемым последствиям. СМИ превратились во влиятельный источник социального научения, посредством которого осуществляется символическое моделирование поведения: «Столь стремительно возрастающее значение символического моделирования может привести к тому, что родители, преподаватели и прочие традиционные модели будут вытеснены с ведущего места в системе социального научения» . В целенаправленном моделировании моральных стандартов Бандура видел способ преодоления возрастающей агрессивности и случаев аверсивного поведения в обществе.

По мере развития моральные суждения изменяются от одномерных правил поведения в сторону многомерных и гибких правил. Согласно Бандуре, маленькие дети нуждаются в постоянном внешнем контроле за их поведением и физическом вмешательстве, если это необходимо. По мере взросления, физические санкции постепенно заменяются социальными. Успешная социализация предполагает замещение внешних санкций символическими и внутренними средствами контроля. Посредством процессов научения и моделирования формируются моральные стандарты поведения, которые и выступают в дальнейшем в роли внутренних запретов на совершение недопустимых действий. «Мера моральных понятий должна включать широкий диапазон факторов, имеющих непосредственное отношение к формированию моральных суждений», – писал Бандура . «Стандарты, усваиваемые посредством моделирования, подвержены влиянию непоследовательности в поведении той же самой модели, а также несовпадением между тем, как модель ведет себя на практике, и тем, что она проповедует» . Поскольку религия является одним из влиятельных источников моральных суждений, в отношении религии и служителей религиозного культа, фактор компетентности и последовательности является весьма существенным.

Поведение является процессом, который фактически регулируется своими последствиями. Основными детерминантами усваиваемого поведения являются тесно связанные с ним влияния: стимулирующие побуждения, ожидаемое удовлетворение, наблюдаемые преимущества, функциональная ценность, воспринимаемый риск, самооценочные производные, а также различные социальные барьеры и экономические ограничения. Результаты влияют на поведение посредством интегрирующего мышления, а знание схем подкрепления может оказать гораздо более сильное влияние на поведение человека, чем само подкрепление. Однако эти общие принципы формирования поведенческих реакций не распространяются автоматически на все виды человеческой деятельности. Бандура писал: «Научные открытия имеют ограниченное применение для подкрепляющих практик, когда воздействия побуждений изучаются при обстоятельствах, в которых вознаграждение не служит побудительной функцией» .

Сфера религиозности относится к видам деятельности, основной мотивирующей силой которых становится самоподкрепление посредством задействования внутренних источников подкрепления. При самоподкреплении оценочные последствия производятся во внутреннем плане, и если изначально религиозная деятельность может стимулироваться внешним подкреплением (ситуационные воздействия, желание избавиться от чувства тревоги, вины, т.д.), то по достижении некоторого уровня овладения религиозными практиками, человек начинает сам вырабатывать самоподкрепляющие суждения, служащие источником личной удовлетворенности или неудовлетворенности. Поведение, в основе которого лежит самоподкрепление, в меньшей мере подвержено влиянию ситуационных факторов и внешнего влияния. При этом Бандура отмечал, что «внутренняя мотивация – высокопривлекательный, но ускользающий конструкт» . Внутренняя мотивация предполагает осуществление деятельности в отсутствие внешнего вознаграждения и внешних побудительных причин для этой деятельности, поэтому ее нужно изучать с точки зрения постоянного взаимодействия персональных и ситуационных источников влияния. Бандура объясняет поведение, основанное на внутреннем источнике мотивации тем, что человеческое поведение, в целом, поддерживается не прямыми последствиями, а ожидаемыми, поэтому внутренняя стимуляция такого поведения вполне может поддерживаться ожиданием отсроченного вознаграждения в неопределенном будущем, даже после смерти.

Существенными факторами в осуществлении деятельности, которая может вознаградиться только в перспективе, являются насыщение и утомление. Насыщение и утомление преодолеваются позитивными побуждениями, которые могут быть использованы как:

– принудительное средство;

– поддерживающая помощь;

– поощряющая оценка.

Бандура обращает внимание на то, что с точки зрения перспектив социального научения, изучение того, как позитивные побуждения влияют на развитие навыков и потенциальных возможностей, которые служат в качестве постоянного источника личного удовлетворения, заслуживает особого внимания. Фактор личного удовлетворения от производимой деятельности, подкрепленный осознанием «верности», «правильности», спасительного характера этой деятельности, способен превзойти по влиянию такие факторы, как денежное вознаграждение, общественное признание и физический комфорт. Чем сильнее развита в человеке символизирующая и самореактивная способность, тем в меньшей степени он зависит от внешней поддержки своего поведения. Бандура отмечает, что в его научной концепции некоторые вопросы остались без должного объяснения, например:

– Что побуждает людей отказывать себе в излишнем вознаграждении, над которым они имеют полный контроль?

– Почему люди наказывают себя?

– Почему они придерживаются точных стандартов, требующих сложного исполнения, не получая за это вознаграждения?

Возможно, ответить на эти вопросы нельзя, исключив из рассмотрения идею существования трансцендентной реальности под именем Бог.

Контрольные вопросы:

    В чем Бандура был последовательным бихевиористом, и в чем отличие его теории от других бихевиористских концепций?

    Какие факторы Бандура считал определяющими для человеческого поведения?

    Что такое религиозность в свете концепции «взаимного детерминизма» Бандуры?

    Объясните идею «моделирования моральных стандартов». На ваш взгляд, могут ли моральные стандарты заменить религию?

    Сформулируйте принцип формирования внутренней мотивации и укажите на ее роль в деятельности с отсроченным вознаграждением.

Литература:

    А. Бандура. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

    A. Bandura. «The self system in reciprocal determinism». AP № 3, 1978, p. 356-357.

А. Бандура - это один из знаменитых психологов современности, которого в течение всей его научной деятельности интересовали вопросы, связанные с поведением. В те времена, когда его карьера еще не достигла своего расцвета, он не побоялся вступить в противостояние со сторонниками господствующей тогда теории мотивации поведения. В противовес бихевиоризму, ученый сумел создать собственную теорию.

Биография

Альберт Бандура родился в Канаде в 1925 году. Он был сыном фермера польского происхождения. В детстве Бандура посещал небольшую школу, где было всего лишь 20 учеников. Впоследствии ученый вспоминал, что практически все его одноклассники сумели построить хорошую карьеру, поскольку всегда были вынуждены заниматься самообразованием.

В 1949 году Бандура получил степень бакалавра в области гуманитарных наук в университете города Ванкувера. В 1951 году получил степень магистра, а в 1952-м - доктора философских наук. Главная сфера исследований, которой на протяжении всей своей профессиональной деятельности занимался Альберт Бандура, - теория социального научения. Ученый смог опубликовать большое число книг и статей. Ранние работы Бандуры были написаны в соавторстве с еще одним выдающимся психологом - Ричардом Уолтерсом, который был первым студентом Бандуры после получения философской степени.

Научная деятельность

Заслуги ученого были достаточно высоко оценены в психологии. В 1973 году он получил должность президента Американской ассоциации психологов. Специально для него в Стэндфордском университете была создана должность, которую Бандура занимал в течение 40 лет. У ученого есть супруга Вирджиния, которая, как и сам он, любит симфоническую музыку.

Идеи социального научения Альберта Бандуры лучше начать с изучения разнообразных теорий, по-своему объясняющих поведение человека. Так студент сможет сравнить его точку зрения с концепциями других авторов. Например, Фрейд считал, что человеческое поведение обусловлено влиянием инстинктов и влечений, действующих на подсознательном уровне. Теория оперантного научения Скиннера постулирует зависимость поведения от внешних социальных стимулов. На фоне всех этих концепций социально когнитивная теория Альберта Бандуры выглядела достаточно необычно. Однако ученый любил говорить, что такие идеи «выплескивают ребенка вместе с водой». Психолог подчеркивал: человек не является ни механическим передатчиком, ни автономной системой, не поддающейся управлению. Такие теории давали неполное описание психических особенностей, причин поведения.

Альберт Бандура считает, что причины человеческого поведения не заложены в подсознании. Также поведение не является реакцией на социальное окружение. Причины лежат во взаимодействии трех элементов - личностных факторов, окружения и познавательной сферы человека.

Эксперимент с куклой Бобо

Альбертом Бандурой был проведен знаменитый «Эксперимент с Бобо». Смысл его заключался в том, что дети обоего пола в возрасте от 3 до 6 лет наблюдали со стороны за жестоким поведением взрослых, избивавших куклу Бобо. Во время эксперимента взрослые проявляли оба типа агрессии - физическую и вербальную. При этом большинство детей переняли агрессивную модель поведения взрослых. Они попросту вели себя точно так же. В ходе эксперимента был выявлен интересный факт: девочки были больше склонны к вербальному проявлению агрессии, а мальчики - к физическому.

Выводы, следующие из экспериментов

После проведения эксперимента Альберта Бандуры пришло время серьезно задуматься о той информации, которая каждый день транслируется по телевидению. В особенности о том, что именно смотрят дети. Психолог достаточно резко высказывался о сценах насилия в различных телепередачах, мультфильмах, кинолентах. Такую информацию он расценивал в качестве основной причины детской преступности. Агрессивные телепередачи взращивают агрессивных детей. Таковой была позиция ученого. Однако были и те, кто с ней не соглашались. По их мнению, просмотр боевиков необходим человеку для освобождения от накопленной агрессии. Фильмы позволяют прожить негативные эмоции не в реальной жизни, а сидя перед телевизором.

Как работает психика

Альберт Бандура предполагал, что лучше всего функционирование психики можно понять, рассматривая взаимодействие поведенческих, средовых и когнитивных факторов. Это означает буквально следующее: поведение личности, разнообразные аспекты психики индивида и социальные взаимодействия представляют собой взаимозависимые детерминанты. На поведение человека непосредственно влияет социум, но при этом и сами индивиды активно влияют на то, каким образом конструируется социальная среда.

Такая точка зрения коренным образом отличалась от общепринятой в те времена позиции бихевиоризма. Согласно данному направлению, поведение человека может быть объяснено только с применением классической двухфакторной модели «Стимул - реакция». Основатель бихевиоризма Б. Скиннер полагал, что только внешние события могут воздействовать на поведение человека. Бандура, наоборот, делал основной акцент на возможности усвоения социальных ролей через наблюдение. Главной отличительной характеристикой теории научения Альберта Бандуры было убеждение в том, что индивид формирует свое поведение через наблюдение за другими людьми.

Кроме того, ученый подчеркивает важность социального взаимодействия в формировании мотивации, эмоций, а также действий. Наиболее очевидны эти взгляды в его теории самоэффективности, согласно которой человек при желании может влиять на собственную жизнь.

Роль подкрепления в наблюдении

Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар. Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов - для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления.

Причины поведения

Поэтому его теория социального научения, хотя и признает важность внешних стимулов и подкреплений, постулирует зависимость поведения от множества воздействий разного рода. Люди не только ведут себя в соответствии с приобретенным опытом. Они самостоятельно регулируют собственное поведение в соответствии с теми возможными последствиями, которые, как они предполагают, могут наступить вследствие реализации той или иной модели на практике.

Самоподкрепление

Ни одна из теорий, предшествующих концепции социального научения, не принимала в расчет возможность подкрепления человеком собственных действий. Однако с точки зрения Бандуры человек может контролировать свое поведение посредством подкрепления, налагаемого им самим.

Самоподкрепление происходит в случае, если человек устанавливает для себя планку достижений, а затем вознаграждает себя за достижение результата (или, наоборот, наказывает за его отсутствие). К примеру, в процессе научной работы ученому не требуется, чтобы кто-то стоял у него за плечом и поощрял за каждое правильно выведенное уравнение или гипотезу до тех пор, пока его теория не станет состоятельной. Ученый (как и писатель, художник или музыкант) знает заранее, какой должна быть его работа, чтобы считаться удовлетворительной. Он самостоятельно хвалит себя за хорошую работу или ругает за недостатки.

Детство и ранние годы
Научная деятельность
Награды и достижения
Личная жизнь и наследие
Интересные факты
Детство и ранние годы

Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.

Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.

Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию. Как-то, придя на занятия много раньше назначенного времени, мальчик решает чем-то заполнить свободное утро. И, совершенно случайно, ему в руки попадается курс по психологии. Вот тут-то простое «времяпровождение» и разжигает в нём подлинный интерес, формируя направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 г. Бандура выпускается из университета в степени бакалавра и поступает в аспирантуру Айовского университета, являвшегося сердцем теоретических знаний по психологии. В 1951 г. Альберт получает научную степень магистра, а уже через год - и степень доктора философии.


Научная деятельность

Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.

Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.

Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.

В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.

Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.

После детальных исследований данного вопроса, в 1959 г. Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого автор предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.

Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 г. его второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х г.г.

Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда.

В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.

Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.

Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 г. пишет книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория».

В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.

В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.

Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 г. Бандура освещает данный вопрос в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».


Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.

В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.


Личная жизнь и наследие

В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.

Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.


Интересные факты

Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.

Понравилась биография?