Фритьоф нансен какой океан он открыл. Нансен фритьоф

  НАНСЕН Фритьоф (1861–1930) , норвежский путешественник, исследователь Арктики, основоположник современной океанографии, географ, дипломат и общественный деятель, спортсмен, писатель и художник, почетный член Петербургской АН, один из крупнейших гуманистов ХХ в., лауреат Нобелевской премии мира.

Родился в усадьбе Стуре-Фрее неподалеку от Осло. С Арктикой познакомился еще студентом университета в Кристиании (ныне Осло). В 1881 на промысловом судне совершил плавание к берегам Гренландии. 24-дневный дрейф тюленебоя в полярных льдах сыграл главную роль в выборе молодым человеком дальнейшего жизненного пути. Его труды по моллюскам, ракообразным и низшим морским позвоночным и в наше время считаются классическими.

В 1888 Ф. Нансен с О. Свердрупом и четырьмя спутниками на собачьих упряжках и лыжах впервые пересекли с востока на запад южную часть Гренландии. Среди главных трудностей перехода были... страдания «от жажды, как в Сахаре ». Ф. Нансену удалось доказать, что остров покрыт сплошным ледниковым панцирем, и тем самым опровергнуть прежние гипотезы о возможном существовании оазисов в глубинных районах острова. Он открыл также второй полюс холода Северного полушария.

Во время вынужденной зимовки в пос. Готхоб Нансен собрал этнографические сведения о быте и хозяйстве эскимосов . В Гренландию он отправился научным клерком – хранителем Зоологического музея, а вернулся ученым с мировым именем. Его книга «Жизнь эскимосов», опубликованная в 1891 (русский перевод 1904), – не только крупный вклад в науку, но и пламенный призыв к защите малочисленных народов.

Ф. Нансен стал национальным героем и по возвращении на родину получил две высшие географические награды – медали «Веги» (в Норвегии) и «Виктории» (в Англии). Однако слава не вскружила голову молодому исследователю. Он бросил вызов грозному противнику – полярному океану, выдвинув в 1890 дерзкий, но основанный на научных расчетах проект достижения Северного полюса – на вмерзшем во льды специально построенном судне. Многие научные авторитеты того времени считали это безумным способом самоубийства.

Дрейф начался 22 сентября 1893 севернее о-ва Котельный, откуда судно Нансена «Фрам» вместе с ледовым массивом понесло на северо-запад. Ученый рассчитывал, что льды «доставят» корабль в район полюса, но линия дрейфа прошла несколько южнее. Вместе со штурманом Ф. Иогансеном в марте 1895 он покинул «Фрам», назначив начальником экспедиции О. Свердрупа, капитана судна, и пешком направился на север. Через 23 дня, по достижении рекордных на то время 86° 41′ с.ш. (до «макушки» планеты еще оставалось почти 420 км), путешественники вынуждены были повернуть на юг – к Земле Франца-Иосифа, до которой благополучно добрались в августе.

Зимовали норвежцы на острове, открытом за год до них англичанином Ф. Джексоном. Летом 1896 двинулись дальше на юг, и на о-ве Нордбрук произошла неожиданная встреча первоисследователя архипелага Джексона – этого «цивилизованного европейца в клетчатом английском костюме, тщательно выбритого, благоухающего душистым мылом », с Ф. Нансеном – «дикарем, одетым в грязные лохмотья, с длинными всклоченными волосами и щетинистой бородой ». Оба норвежца прибыли на родину в конце лета и были встречены как национальные герои. Вскоре в Норвегию вернулся и «Фрам», севернее Шпицбергена успешно закончивший беспримерную в истории ледовую одиссею. Книга Ф. Нансена «Фрам» в Полярном море» была переведена почти на все европейские языки, выдержала пять изданий и в нашей стране (последнее в 1956).

Во время дрейфа Нансен и Свердруп обнаружили в Северном Ледовитом океане глубины порядка 3000–3800 м и таким образом опровергли мнение о его мелководности. Поразительной батиметрической особенностью полярного океана, по мнению Ф. Нансена, является исключительно широкий евроазиатский шельф, имеющий небольшую глубину (не более 200 м, в основном менее 100 м). Батиметрическая карта Северного Ледовитого океана, составленная Ф. Нансеном, практически без изменений «дожила» до середины ХХ в. Ученый сделал также ряд других важных океанологических наблюдений и открытий: отверг гипотезу об арктической суше в центральной части океана, обнаружил неожиданное гидрологическое явление «мертвой воды», открыл глубинное теплое течение – «отголосок» Гольфстрима, получил данные о земном магнетизме, о закономерностях дрейфа льдов, установил влияние на движение льдов суточного вращения Земли.

В 1900–1904 на судне «Микаэл Сарс» Ф. Нансен изучал течения в Гренландском и Норвежском морях и выполнил замеры глубин. Высказанное им в 1902 предположение о существовании подводного хребта на границе Гренландского моря и Арктического басс. («Порога Нансена») не вызывало возражений более полувека. (Детальное обследование этой акватории в 1955–1962 выявило наряду с отдельными поднятиями дна ряд глубоких понижений.) Итогом океанологических работ Нансена (с привлечением данных других путешественников) стала батиметрическая карта. На ней впервые выделены или уточнены контуры уже известных подводных структур: крупная Норвежская котл. с «отростком» (ныне отдельная Лофотенская впадина), Гренландская котл., а также подводный хр. Мона и плато Вёринг, открытые в 1876–1878 норвежцем Х. Моном. Ученый внес большой вклад в методику определения скорости морского течения с дрейфующего корабля, в конструирование батометра (прибора для взятия проб воды с различных глубин) и точного ареометра. Нансен стал инициатором создания международного объединения океанографов, был избран председателем Международной комиссии по изучению морей.

В эти годы помимо научных занятий Ф. Нансен активно участвовал в движении норвежского народа за национальную независимость. Норвегия получила политическую самостоятельность (1905) во многом благодаря международному авторитету ученого. В 1906 он был назначен первым послом страны в Великобритании. Но дипломатическая карьера не прельщала Нансена: через два года он вернулся на родину и получил должность профессора океанографии в университете Осло.

В 1913 исследователь впервые посетил Россию: совершил плавание по Баренцеву и Карскому морям до устья Енисея, оттуда на речном пароходе поднялся до Красноярска, а затем путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Материалы его наблюдения легли в основу работы «В страну будущего» (русский перевод 1915).

После окончания первой мировой войны великий гуманист и пацифист был назначен Верховным комиссаром Лиги наций по делам военнопленных. В 1921–1923 возглавлял Комиссию помощи голодающим Поволжья, в 1925 – Комиссию Лиги наций по оказанию помощи армянским беженцам.

Несколько раз посетив нашу страну в 20-х гг., Ф. Нансен высказал мысль об изучении района Северного полюса научными станциями, созданными на дрейфующих льдинах, он предлагал также использовать дирижабли при исследовании Арктики. Международное общество «Аэроарктик» избрало его почетным и бессменным президентом (1924).

Одна из регулярных лыжных прогулок Нансена закончилась простудой. После трехмесячной болезни великий ученый скончался.

Его именем названы 25 географических объектов, в т.ч. пять островов, четыре горы, два полуострова, два ледника, пять подводных возвышенностей, впадины, а также заливы, бухты, фьорды и пролив. Самый крупный из объектов – котл. Нансена в центральной части Северного Ледовитого океана.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки - физической океанографии, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.


Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Кристиании (ныне Осло) в усадьбе Стуре-Фрён, принадлежащей его отцу - преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов - датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. С юности был превосходным лыжником, неоднократно выигрывал чемпионаты Норвегии. После окончания гимназии серьёзно выбирал между живописью и наукой, и в результате поступил в университет на отделение зоологии. Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану: в 1882 - отправился на судне тюленепромышленной компании «Викинг» в плавание среди льдов (в качестве биологической практики). Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В 1883, после окончания университета Христиании, Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген. В 1885-1886 гг. работал в университете Пармы и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани. Докторскую степень получил за несколько месяцев до отправления в Гренландию.

Гренландская экспедиция 1888 г.

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу - переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Это вызвало бурную полемику в прессе: все предыдущие экспедиции начинались с обжитого западного берега. Кроме того, Нансен лишал себя путей к отступлению. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя, скудное финансирование предоставил спонсор из Дании. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.

В состав экспедиции вошли:

Фритьоф Нансен - начальник экспедиции.

Отто Нейман Свердруп - опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.

Олаф Дитрихсон - опытный лыжник.

Кристиан Кристиансен Трана - северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).

Самуэль Йоханнесен Балту - саами по национальности, оленевод и каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».

Оле Нильсен Равно - саами по национальности, оленевод и каюр.

Экспедиция отправилась в путь 5 мая 1888. Нансен вместе с пятью товарищами через Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии и 17 июля произошла высадка на плавучие льды, в 20 км от побережья. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. Первоначально поход намечался от фьорда Ангмасалик, но фактически экспедиция стартовала южнее из Умивик-фьорда. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, тягловой силой служили сами люди. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу мазь для лыж). 3 октября 1888 г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 660 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Члены экспедиции опоздали на последний пароход, шедший на родину, но успели передать письма и телеграммы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию в 1889 г. и были чествуемы всей нацией. Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора без обязательства чтения лекций).

В 1890 и 1891 гг. вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Grønland («На лыжах через Гренландию», 2 тт., в 1928 г. сильно сокращена автором) и Eskimoliv («Жизнь эскимосов»). Книги эти свидетельствуют о приверженности Нансена в тот период идеям социал-дарвинизма.

Экспедиция на «Фраме» 1893-1896 гг.

Покончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к подготовке к ещё более смелой и грандиозной экспедиции - в область Северного полюса.

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведет то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле «Жанетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов, а предметы с неё были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно прочного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

План экспедиции вызвал резкую критику в Великобритании (был доложен на заседании Королевского географического общества в 1892 г.), но был поддержан норвежским парламентом, выделившим в 1890 и 1893 гг. субсидии на строительство судна в 250 тыс. крон, с обязательным условием - экспедиция будет иметь чисто норвежский национальный состав (Норвегия с 1814 по 1905 гг. была частью Швеции). Прочие расходы в 200 тыс. крон были покрыты национальной подпиской и субсидиями частных инвесторов, в том числе и зарубежных: О. Диксон поставил электрооборудование, а барон Э. Толль построил на Новосибирских островах эвакуационные базы на случай катастрофы, и передал Нансену 35 западносибирских ездовых собак. Одним из спонсоров экспедиции была пивоваренная фирма Эллефа Рингнеса, а также фирмы по производству пищевых концентратов «Кнорр» и шоколадная фирма Кедбери. Производимые ими продукты были включены в рацион питания.

Экспедиция отправилась из Христиании 24 июня 1893 г., имея запас провизии на пять лет и топлива на шесть месяцев полного хода. На участие в экспедиции претендовало более 600 человек, в конечном итоге команда включала 13 человек:

Фритьоф Нансен - начальник экспедиции, зоолог, гидролог и океанолог.

Отто Нейман Свердруп - командир «Фрама», исполняющий обязанности начальника экспедиции с 14 марта 1895 г.

Сигурд Скотт-Хансен - помощник командира, старший лейтенант ВМФ Норвегии. В экспедиции был главным метеорологом, астрономом и специалистом по магнитным и гравитационным исследованиям.

Хенрик Греве Блессинг, кандидат медицины - врач, ветеринар и ботаник экспедиции.

Теодор Клаудиус Якобсен - штурман «Фрама». Штурман норвежского и новозеландского флотов.

Антон Амундсен - старший машинист «Фрама». Машинист ВМФ Норвегии.

Адольф Юэлл - провиантмейстер и кок экспедиции. С 1879 г. служил штурманом норвежского флота.

Ларс Петерссен - второй машинист и кузнец экспедиции. Служил в норвежском флоте. С 1895 г. исполнял также обязанности кока и метеоролога. Уже на борту выяснилось, что он швед по национальности (подлинная фамилия - Петерссон), выдававший себя за норвежца, чтобы принять участие в экспедиции. В книге Нансена указано, что его родители - норвежцы, живущие в Швеции.

Фредерик Яльмар Йохансен - кочегар и метеоролог. Лейтенант норвежской армии.

Педер Леонар Хендриксен - матрос и гарпунщик. Шкипер норвежского флота, принимал участие в экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Бернар Нурдал - кочегар, электрик и матрос. Исполнял также обязанности метеоролога. Унтер-офицер Норвежского ВМФ.

Ивар Отто Иргенс Мугстадт - матрос, каюр и часовщик. До экспедиции сменил множество профессий, включая лесника и надзирателя психиатрической лечебницы.

Бернт Бентсен - матрос. С 1890 г. служил штурманом арктического промыслового флота Норвегии. Вошёл в состав экспедиции за полчаса до отплытия из Тромсё. Погиб во время экспедиции на Шпицберген в 1899 г.

До Новой Земли экспедицию сопровождал секретарь Нансена - Оле Кристоферсен.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошёл не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05" и восточной долготе 101°35". Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось - им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 - 19 мая 1896 гг.). Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась - судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии. Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893-1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-96 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893-1896 гг.») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени - «Фрам» в Полярном море" (1940, 1956, переизд. 2007, 2009).

Дальнейшая деятельность

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В 1906-1908 был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США, в 1920-1922 верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. В следующем году стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро. В 1922 был удостоен Нобелевской премии мира, а в 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.

Не прерывал Нансен и научной деятельности: в 1900 г. совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 г. плавал на пароходе «Коррект» к устью Лены, и совершил поездку по Транссибирской железной дороге. Планировал он и экспедицию в Антарктику на «Фраме», но в 1905 г. из-за болезни жены отказался от этой идеи, передав судно Амундсену. С 1928 г. участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его кончины. Последние годы жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф находится в его усадьбе «Пульхёгда».

В его честь названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена».

Личная жизнь

Нансен был с 1890 г. женат на Еве Сарс (1868-1907), дочери известного зоолога Микаэля Сарса. Именно Ева освящала «Фрам» при его спуске на воду в 1892 г., ей посвящён эпиграф описания путешествия Нансена «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать». В 1893 г. у них родилась дочь Лив, которая впервые увидела отца уже в возрасте трёх лет. Во время отсутствия Нансена, Ева сделала музыкальную карьеру, профессионально выступая как певица.

В честь Евы и Лив Нансен назвал острова на Земле Франца-Иосифа (ныне выяснилось, что это один остров, поэтому на картах он называется Евалив). После 1898 г. у Нансенов было ещё четверо детей: Коре, Ирмелин, Одд и Осмунд. Одд Нансен (1901-1973) - известный норвежский архитектор, писатель и филантроп, создавший во время войны фонд, помогающий еврейским беженцам из европейских стран, оккупированных нацисткой Германией.

Ева Нансен скончалась в 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне. Вторично он женился в 1919 г. на Сигрун Мунте. Дочь Лив оставила об отце и матери мемуары.

Фритьоф Нансен (полное имя норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen) (1861, Стуре-Фрёен, ок. Христиании, Норвегия – 1930, Люсакер, ок. Осло, Норвегия) - полярный исследователь, океанограф, политический и общественный деятель; почетный член Петербургской АН (1898); лауреат Нобелевской премии мира (1922)

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Христиании (с 1924 г. – Осло, столица Норвегии) в усадьбе Стуре-Фрёен, принадлежащей его отцу - преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов - датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. Одним из потомков семьи Нансенов был Ханс Нансен - мэр Копенгагена и исследователь Белого моря. Мать, Аделаида Нансен, была аристократического происхождения. По материнской линии предком Ф. Нансена был граф Ведель Ярлсберг, главнокомандующий норвежской армией во времена, когда король Кристиан V являлся верховным правителем, как Норвегии, так и Дании.

Окончив начальную школу, Нансен поступил в реальное училище. Оно находилось в трех километрах от усадьбы. В школе Фритьоф особенно полюбил естественные науки, проявляя также способности по математике. Когда Нансен в 1880 г. окончил реальное училище, он долго колебался, какую ему избрать специальность. Чрезвычайно привлекали его физика и математика, но в конце концов он остановил свой выбор на зоологии и в результате поступил в Королевский университет Фредерика (Университет Осло - старейший и крупнейший университет Норвегии; Основан в 1811 г. как Королевский университет Фредерика, назван в честь короля Дании и Норвегии Фредерика VI. Получил нынешнее название в 1939 году) на отделение зоологии.

Будучи на втором курсе университета, Нансен получил от профессора Коллетта предложение - в качестве биологической практики, принять участие в плавании зверобойного судна в Ледовитый океан. Во время этого рейса Нансен должен был собирать материал по морскому зверю, а также производить наблюдения над состоянием льдов и погодой. Это предложение пришлось молодому студенту как нельзя более по душе, и 11 марта 1882 г. Нансен покинул Норвегию на зверобойном судне «Викинг», направлявшемся в Гренландское море. Именно это путешествие (которое продолжалось четыре с половиной месяца, причем целый месяц ушел на дрейф около восточных берегов Гренландии) и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности.

По возвращении из плавания Нансен получил от директора Бергенского музея Даниельсена предложение занять при музее должность консерватора. Для Нансена это было, конечно, весьма лестное предложение, свидетельствовавшее о высокой оценке его способностей. Молодому студенту шел тогда двадцать второй год, он только что приступил к изучению своей специальности - зоологии, и никаких научных работ у него еще не было. В Бергене Нансен принялся за науку с необычайным рвением, просиживая над микроскопом дни и ночи, но кабинетная работа не могла заполнить жизнь молодого ученого - просторы арктических морей, продолжали манить его.

Одновременно с научными занятиями в музее Нансен посвящал также много времени литературе и искусству. Любимыми его писателями были Ибсен и Бьёрнстерне-Бьёрнсон. Из композиторов ему особенно нравились Шуман и Шуберт. Нансен чувствовал также большое влечение к рисованию и живописи. В Бергене он учился у художника Ширца, который считал Нансена настолько талантливым, что настойчиво уговаривал его бросить науку и посвятить себя живописи.

В 1885 г. была издана первая научная работа Нансена, явившаяся результатом его занятий в Бергенском музее - «Материалы к анатомии и гистологии мизостом». Эта работа была удостоена большой золотой медали. На денежную премию, которую он получил за работу, он решил поехать в Италию, чтобы ближе изучить открытый незадолго перед этим итальянским профессором Гольджи (Golgi) способ окрашивания нервных волокон, а также поработать на знаменитой биологической станции в Неаполе.

В Италии Нансен провел весну и часть лета 1886 года. Близкое знакомство с основателем и директором Неаполитанской биологической станции выдающимся ученым А. Дорном (Dohrn), а также с другими учеными позволило Нансену расширить свой кругозор.

Вернувшись в Берген, Нансен продолжал свои занятия в музее. В 1886 г. вышла его вторая большая научная работа «Структура и связь гистологических элементов центральной нервной системы». Молодой биолог уже имел некоторую известность в ученых кругах и дважды получал приглашения из Америки занять место в научном учреждении. Нансен, однако, отказался от этих приглашений.

Работая в Бергенском музее, Нансен не забывал своей мысли, запавшей ему в голову еще во время плавания на «Викинге» - посетить Гренландию. Пересечь на лыжах эту страну, покрытую мощным ледяным покровом, - таков был новый план Нансена. Нансен отправился в Стокгольм, чтобы посоветоваться с Нильсом Адольфом Эриком Норденшельдом (1832-1902, шведский полярный исследователь, профессор Стокгольмского университета; совершил пять экспедиций на Шпицберген - 1858, 1861, 1864, 1868 1872/73 и две в Гренландию - 1870, 1883), являвшимся тогда величайшим авторитетом в полярных исследованиях и, кроме того, знавшим материковый лед Гренландии по собственной экспедиции. После свидания с Норденшельдом Нансен возбудил через Академию наук ходатайство перед правительством об отпуске ему необходимых на экспедицию 5000 крон.

Зимой 1888 г. Нансен деятельно готовился к своей экспедиции. Одновременно с подготовкой, Нансен усиленно работал над своим исследованием о центральной нервной системе, которое готовил в качестве докторской диссертации. 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления, прошла защита докторской диссертации Нансена «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин». Весь план Гренландской экспедиции, в особенности же снаряжение, был продуман Нансеном до мельчайших деталей. Существенную помощь в подготовке экспедиции оказал Нансену большой знаток Гренландии датский исследователь доктор Генрих Иоган Ринк (1819-1893, датский путешественник, в 1845-1847 гг. совершил кругосветное плавание; после этого заинтересовался Гренландией и отдал много сил и энергии ее изучению). В Гренландской экспедиции, описанной Нансеном в книге «На лыжах через Гренландию» участвовало, кроме него самого, пять человек, в том числе прославившийся впоследствии капитан Отто Свердруп (1855-1930, норвежский полярный путешественник, спутник Нансена в его экспедиции в Гренландию (1888-1889) и капитан "Фрама" во время экспедиции в Центральную Арктику в 1893-1896 гг.) и двое саами (финно-угорский народ, живущий на севере Европы).

2 мая 1888 г. члены экспедиции и всё снаряжение рейсовым пароходом отплыли в Шотландию, а 9 мая отбыли в Исландию на датском пароходе «Тюра». 20 мая, посетив по пути Фарерские острова, экспедиция высадились в Иса-фьорде, где должны были дожидаться промыслового судна «Язон», с его капитаном Нансен договорился о высадке на побережье. 3 июня пришёл «Язон», а уже 5 июня экспедиция была у кромки пакового льда, но Только 29 июня лёд сильно разредился и удалось благополучно высадиться на берег. Отсюда 16 августа и началось пересечение Гренландии. 24 сентября путники достигли западного края материкового льда, а в начале октября они были в селении Готхоб, на западном берегу Гренландии. Последнего парохода в Европу они уже не застали и были поэтому вынуждены остаться в Готхобе на зимовку. Только в конце мая 1889 г. полярные путешественники вернулись в Норвегию.

Научные результаты Гренландской экспедиции относились главным образом к области физической географии. Наблюдения были обработаны знаменитым норвежским метеорологом Генриком Моном (1835-1916, норвежский метеоролог, почетный член Петербургской Академии наук с 1907 г.; организатор сети метеостанций в Норвегии и автор ряда трудов об ее климате; обработал и издал. наблюдения полярных экспедиций А. Норденшельда на «Веге», Ф. Нансена на «Фраме» и др.) в сотрудничестве с Нансеном (Wissenschaftliche Ergebnisse von Dr. Nansen"s Durchquerung von Gronland 1888. Erganzungsheft № 105 zu Petermanns Mitteilungen, 1892). Свое вынужденное пребывание в Готхобе Нансен использовал для изучения эскимосов и их быта. Этим наблюдениям Нансен посвятил особую книгу, вышедшую в 1891 г. - «Жизнь эскимосов» (на русском языке в сокращенном переводе О. Поповой выдержала ряд изданий).

За Гренландскую экспедицию Нансен удостоился двух высоких наград. Шведское общество антропологии и географии вручило ему медаль "Веги" (1889), а Королевское географическое общество в Лондоне - медаль Виктории (1891).

Приблизительно через полгода по возвращении из Гренландии, осенью 1889 года, Нансен женился на Еве Сарс, дочери знаменитого зоолога Михаэля Сарса (1808-1868, норвежский гидробиолог). Ева Нансен была выдающейся певицей, пользовавшейся большим успехом. От Евы у Нансена было пять детей: трое мальчиков и две девочки. После свадьбы Нансен отправился со своей женой в путешествие по Европе, во время которого читал лекции о своей Гренландской экспедиции в Швеции, Германии, Голландии, Англии и Франции.

По возвращении из Гренландии Нансен занимал скромную должность хранителя зоологического кабинета при университете в Христиании. В это время он весь ушел в разработку плана и подготовку задуманной им большой экспедиции в центральную часть Полярного бассейна. В начале 1890 г., когда план экспедиции на дрейфующем судне окончательно созрел, Нансен доложил его Норвежскому географическому обществу.

Для осуществления плана Нансена требовалось совершенно особенное судно, т.к. обыкновенному кораблю грозила неминуемая опасность быть раздавленным льдом. 25 октября 1892 г. судно под названием «Фрам» (с норв. – вперед) было спущено на воду. В июле 1893 г. экспедиция покинула Норвегию, а 22 сентября, к северу от Новосибирских островов, в северной широте 78°50" и восточной долготе 133°30" судно пришвартовалось к большой льдине. Отсюда начался небывалый трансарктический дрейф. Наиболее северная точка, достигнутая «Фрамом» во время его дрейфа (15 ноября 1895 г.), лежала на широте 85°56"N (при долготе 66°31"Е). Севернее этой точки после «Фрама» побывало только одно судно – «Седов» в 1938 году. Когда Нансен убедился в том, что судно через полюс или вблизи него не пронесет, ему пришла мысль попытаться достичь полюса по пловучим льдам с помощью собачьих упряжек. В марте 1895 г. Нансен в сопровождении Фредерика Ялмара Йохансена (норв. Fredrik Hjalmar Johansen; 1867- 1913, норвежский полярный исследователь) покинул корабль. Через три месяца Нансену и Иохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной из камней хижине. Летом 1896 г. Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Фредерика Джорджа Джексона (англ. Frederick George Jackson; 1860-1938, английский полярный исследователь и географ), на судне которой "Windward" он и вернулся 13 августа 1896 г. в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Возвращение Нансена и «Фрама» вылилось в Норвегии в настоящий национальный праздник.

В научном отношении экспедиция на «Фраме» дала исключительные результаты, впервые раскрыв природу центральной части Арктики. Популярное описание экспедиции на «Фраме» дано Нансеном в его классической книге «Фрам в полярном море».

В 1898 г. Нансен первый раз приезжает в Россию. В Петербургской академии наук Нансен прочитал доклад о своем путешествии и научных открытиях. Маститые русские ученые встретили гостя и его блестящий доклад, аплодируя стоя. Его единогласно избирают (18 апреля 1898 г.) почетным членом Академии наук и награждают Большой золотой медалью Географического общества. Такой чести удостаивались иностранные деятели науки, имевшие всемирное признание за свои научные труды.

Вернувшись из Арктики, Нансен был назначен профессором зоологии в университете в Христианин, причем был освобожден от чтения лекций до окончания обработки научных материалов, собранных во время плавания "Фрама". Эта обработка, прерывавшаяся поездками Нансена в Европу и Америку для чтения лекций об экспедиции, потребовала много времени. Все издание научных результатов экспедиции, в виде шести объемистых томов, было закончено только в 1906 году. Среди этих томов особое внимание обращает на себя третий, написанный самим Нансеном и посвященный океанографии Полярного бассейна (1902). В то время когда Нансен работал над этим капитальным трудом, он совершенно отошел от биологии. Уже с 1900 г. он читал в университете лекции не по зоологии, а по океанографии, в 1908 г. он был официально назначен профессором океанографии.

По мысли Нансена и при самом деятельном его участии был учрежден Международный совет по изучению морей, объединявший четырнадцать стран, а в 1902г. в Христианин была основана Центральная океанографическая лаборатория, возглавлявшаяся самим Нансеном. Задачей этой лаборатории была выработка новых методов исследования моря и новых приборов. Физическая океанография стала точной наукой, и творцом ее был Фритьоф Нансен.

Выработанная Международным советом и в значительной мере самим Нансеном новая методика океанографических исследований была впервые применена в Норвежском море. На построенном в Норвегии научно-исследовательском корабле "Michael Sars" в 1900 году вышла в море первая современная океанографическая экспедиция. Во главе ее стоял норвежский гидробиолог профессор Иорт, а гидрологическими работами экспедиции ведал Нансен. Отчет о первом плавании "Michael Sars" был написан самим Нансеном и опубликован в 1901 году ("Some Oceanographical Results of the Expedition with the "M. Sars"). С этого времени "Michael Sars" ежегодно посещал воды северной Атлантики и своими работами внес ценнейший вклад в познание океана.

Нансен вел свои работы в области физической океанографии в тесном сотрудничестве с другим известным норвежским океанографом – профессором Бьорном Хелланд-Хансеном (известный норвежский океанограф, один из теоретиков в области изучения динамики моря). Это сотрудничество, продолжавшееся тридцать лет, оказалось чрезвычайно плодотворным, и в значительной мере благодаря ему период с 1900 до 1910 года получил название "золотого века" океанографии. Первым трудом, написанным Нансеном совместно с Хелланд-Хансеном, явилась классическая монография Норвежского моря ("The Norwegian Sea", 1909). Из-под пера этих же авторов позже вышел в свет ряд не менее выдающихся исследований ("Temperaturschwankungen des Nordatlantischen Ozeans und in der Atmosphare", 1917; "The Eastern North Atlantic", 1924, и др.). Нансен произвел также обработку гидрологических наблюдений некоторых других экспедиций, как то: экспедиции Амундсена в Гренландское и Баренцово моря в 1901 году, экспедиции Исаксена в шпицбергенские воды в 1910 году и антарктической экспедиции на "Фраме" в 1910-1911 годах.

Помимо научных работ, Нансен в те годы отдавал значительную часть своего времени политической и общественной деятельности. Политическая деятельность Нансена началась в 1905 году. В этом году была расторгнута шведско-норвежская уния, и Норвегия стала самостоятельной, получив свое собственное дипломатическое представительство за границей. Первым норвежским послом в Англии был Нансен, занимавший этот пост с 1906 по 1908 год.

В 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне, скончалась его жена - Ева Нансен. Вторично он женился в 1919 году на Сигрун Мунте.

Летом 1912 г. Нансен со своим сыном Коре на собственной небольшой яхте "Veslemоy" предпринял новое плавание, на это раз, к Шпицбергену. Нансену удалось выполнить в водах Шпицбергена океанографические наблюдения большой ценности. Результаты этих исследований Нансен опубликовал в работе "Spitsbergens waters" ("Videnskabs-selskabets Skrifter", 1915), общему же описанию плавания на "Veslemоy" он посвятил отдельную книгу "Шпицберген", богато иллюстрированную самим автором. Следует отметить, что, помимо гидрологии, Нансен в этой книге очень обстоятельно разбирает вопросы геоморфологии Шпицбергена - как ученый он был удивительно разносторонним.

После возвращения из шпицбергенской экспедиции Нансен получил приглашение от Сибирского Акционерного Общества пароходства, промышленности и торговли, основанного по инициативе норвежца по происхождению (но принявшего русское подданство) Йонаса (Иона Ивановича) Лида, стремившегося к развитию торговых отношений Европы (и в частности - Норвегии) с Сибирью, совершить плавание на грузовом пароходе из Норвегии в устье Енисея, подняться по этой реке и проехать дальше по железной дороге до Владивостока. Нансен охотно принял это предложение, так как всегда интересовался Северным морским путем. Плавание состоялось в 1913 году на пароходе «Correct» («Коррект»). На обратном пути из Владивостока в Норвегию Нансен посетил Петербург, где прочел лекцию в Географическом обществе и консультировал по вопросу об оказании помощи экспедиции Г.Я. Седова. Путевые впечатления во время поездки по Сибири описаны Нансеном в книге "Через Сибирь" ("В страну будущего"). В этой книге Нансен останавливается на мероприятиях, которые, по его мнению, должны обеспечить регулярность и безопасность грузовых рейсов через Карское море к устью Енисея.

Первая Мировая Война вынудила Нансена прекратить свои исследования более чем на 4 года. Норвегия сохраняла нейтралитет, но встретила серьезные препятствия, когда в 1917 США вступили в войну, и наложили ограничения на экспорт продовольствия. Сразу после этого норвежцы посылают в Вашингтон комиссию во главе с Фритьофом Нансеном. Больше года Нансен боролся за то, чтобы Норвегия получала продовольствие, оставаясь нейтральной. Наконец, прорвавшись через бюрократические джунгли, он сумел подписать соглашение об обязательных поставках товаров для своей страны.

Война вызвала в Нансене глубокое отвращение к бесмысленному убийству людей, ломке их судеб. Поэтому, когда в 1920 г. была учреждена Лига наций, Норвегия в качестве своего представителя делегировала в нее Нансена. В 1920–1922гг. Нансен занимал должность верховного комиссара Лиги наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 году, вследствие страшной засухи, на Волге был полный неурожай. Голод был неизбежен. В печати зарубежных стран Максим Горький писал о надвигавшемся бедствии и призывал лучшие слои человечества к оказанию помощи. Одним из первых, кто откликнулся на голос Максима Горького, был Нансен. Он выступил с предложением образовать "на чисто гуманитарных основах" комиссию, которая немедленно бы взялась за организацию помощи голодающим на Волге. О своих поездках в СССР Нансен написал книгу "Russland og ferden" ("Россия и мир"), изданную в 1923 году.

Едва Нансен окончил свою грандиозную работу по оказанию помощи голодающим на Волге, как ему пришлось взяться за другое дело помощи. В сентябре 1922 г. Нансен принял предложение Лиги наций взять в свои руки организацию помощи греческим беженцам и немедленно выехал на Балканы.

В декабре 1922 г. Нансену была присуждена Нобелевская премия мира. Большую часть полученной суммы, Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за Нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Эриксена. И эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.

В 1925 г. Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев (бежавших из Турции в результате геноцида армян), для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Благодаря его усилиям удалось устроить в Советской Армении и Сирии несколько тысяч армянских беженцев. Свою поездку в Армению Нансен описал в книге "Gjennern Armenia" ("По Армении"), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: "Gjennern Kaukasus til Volga" ("Через Кавказ на Волгу"). Заботу об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Короткие перерывы в своей гуманитарной деятельности Нансен использовал для научной и литературной работы. Нансен убеждается в необходимости изучить центральную часть Полярного бассейна, еще вовсе не затронутую исследованиями. В 1924 г. было образовано Международное общество по изучению Арктики с помощью воздушного корабля (Аэроарктик). Пожизненным президентом этого общества был избран Нансен, который и определил основную задачу общества - стационарное изучение центральной части Арктики при помощи зимовок, устраиваемых на дрейфующих льдах. Нансен сам набросал проект дома-палатки для такой зимовки. В качестве транспортного средства для устройства станции на льду был намечен мощный дирижабль. Пробный полет дирижабля ("цеппелина") в Арктику должен был состояться в 1929 году, причем во главе экспедиции должен был стоять сам Нансен. Под председательством Нансена общество собиралось в 1926 году в Берлине и в 1928 году в Ленинграде. Оно издавало свой журнал "Arktis", под редакцией Нансена. Из-за отсутствия средств пробный полет цеппелина пришлось отложить. Нансен поехал в Канаду и Соединенные Штаты читать лекции с целью раздобыть средства на экспедицию. Несколько лекций он прочел на тему: "Арктический транспорт в 2000 году". Экспедиция на цеппелине состоялась только в 1931 году. Но Нансену не было суждено руководить ею - в мае 1930 года его не стало.

В последний год своей жизни Нансен страдал болезнью кровеносных сосудов. 13 мая 1930 г. Фритьоф Нансен скончался в своем имении «Пульхёгда» в Люсакере, близ Осло (Норвегия).По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф (символическая могила) находится в его усадьбе «Пульхёгда».

Нансен был велик как полярный исследователь,
более велик как ученый и еще более велик как человек.
Херальд Свердруп


10 октября 1861 года в пригороде Христиании (ныне - Осло) родился, не побоюсь выразить своё восприятие - один из величайших людей, когда либо рожденных на Земле. Мальчика назвали Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен.

Сейчас у вас в голове зародился поиск: "А чем он так велик? А кто более велик или равен ему?"

Большинство читателей знают о Нансене, как о полярном исследователе, который так и не побывал на Северном Полюсе.
Именно поэтому я и решил написать этот пост. Я не буду переписывать всю его биографию, которою заинтересованный читатель сможет сам найти, как в сети, так и в библиотеке. Остановлюсь лишь на основных известных и малоизвестных моментах его истории.
Семейство Нансенов — датского происхождения, его родоначальником был купец Ханс Нансен (1598—1667), который в 16-летнем возрасте совершил первое плавание по Белому морю, а в 21 год по приглашению царя Михаила Фёдоровича обследовал архангельское побережье и посещал Кольский залив. Отец молодого Фритьофа Бальдур Нансен - секретарь окружного суда, но походил скорее на пастора чем на юриста, так он неизменно размерен, аккуратен и тих. Мать - фру Аделаида Нансен была олицетворением подвижности. Урожденная баронесса Ведель-Ялберг, она была чужда аристократической чопорности, пренебрегала всякими условностями. Не считаясь с мнением света бегала на коньках и на лыжах, не брезгала никакой работой. Сама обшивала детей, а на досуге много читала.
Фритьоф весь в свою мать - такой же подвижный смельчак. В семнадцать лет он стал чемпионом Норвегии. а затем и мира по бегу на коньках. Двенадцать лет подряд побеждает на соревнованиях в длительных лыжных переходах. Впрочем, кое-что заимствовал он и от отца - в характере его настойчивости и дотошности хоть отбавляй. Именно сплав этих двух характеров и позволил Нансену совершать сложнейшие полярные экспедиции с уверенностью, неизменным успехом и без потерь.
В 1881 Фритьоф поступил в Кристианийский университет выбрав будущей профессией - зоологию.

В 1882 году, как сейчас говорят: "на практику", Нансен нанимается на зверобойную шхуну "Викинг". Где впервые и выходит в Северный Ледовитый океан. Матросы "Викинга" поначалу видели в пассажире чужую птицу, залетевшую в их гнездо и мечтали заполучить в свой экипаж не господина студента, а лишнего зверобоя. Но вскоре этот молодой студент доказал, что может не только изучать предмет их охоты, но и быть одним из лучших зверобоев "Викинга".

Именно во время плавания на зверобойном промысле Нансен начинает изучать арктические льды, задумываться над их появлением и движением на просторах Ледовитого океана. Его научный подход позволил, на основе полученных со льда образцов "грязи", определить что эта почва принесена к Шпицбергену от берегов Сибири.
Фритьоф Нансен, будущий великий полярный исследователь и путешественник 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления лыжной экспедиции в Гренландию, защитил докторскую диссертацию «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин ». По поводу его защиты было много разговоров, но мне понравились слова самого Нансена: "Пусть лучше будет плохая защита, чем плохое снаряжение."
Несмотря на вот такие объявления в газетах Норвегии:

"ВНИМАНИЕ!

В июне сего года препаратор Нансен демонстрирует бег и прыжки на лыжах в центральной области Гренландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется."

Фритьоф, его будущий соратник в экспедиции на "Фраме" Отто Свердруп и 4 их товарища совершают беспрецендентный лыжный переход поперек всей Гренландии. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу сапожную мазь на основе льняного масла). Маршрут составил 470 км.

На родину они вернулись 30 мая 1889 года как триумфаторы, здоровые и в полном составе. Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, являлся для них олицетворением национального типа.

Впереди Фритьофа Нансена ждали любовь и новые свершения во имя знаний, Норвегии и всего человечества.
Свадьба состоялась 6 сентября 1889 года. Нансен не хотел венчаться и к тому времени официально вышел из государственной лютеранской церкви. Ева была дочерью священника, и Нансен в последний момент уступил. На следующий день после свадьбы чета отправилась в Ньюкасл на географический съезд, а после его окончания — в Стокгольм на награждение Нансена. Очень оригинально был отпразднован первый совместный Новый год — лыжным походом на гору Норефьель.

В 1883—1884 годах на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга на корабле «Жаннетта». Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения; статья Мона стала обоснованием идеи Фритьофа экспедиции к полюсу.
Большинство критиков не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник того времени Адольф Грили доказывал безусловную ложность постулатов Нансена, предполагая, что вещи, найденные в 1884 году в Гренландии, не принадлежали членам экспедиции Де Лонга. По мнению Грили, Северный полюс недостижим, так как занят мощным массивом суши, придавленной ледником, который и служит источником паковых льдов. Равным образом он скептически отнёсся к проекту идеального ледового судна, назвав намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства».

Мертвым сном тысячелетиями спали полярные страны. Вечное безмолвие их никто не нарушал. И совсем не потому, что люди так склонны оберегать чужой покой, а оттого лишь, что были они бессильны в царстве ночи и холода. Однако ничто не останавливало людей в извечном стремлении озарить свою жизнь знаниями.
Нансен и обладал огромной жаждой познания. И теперь, со свойственной ему целеустремленностью, настойчивостью и дотошностью готовился к экспедиции в Центральную Арктику. Он имел знание о дрейфе льда от берегов Сибири в Атлантический океан. При переходе через Гренландию обходился без собак, лишь потому, что не смог достать хороших ездовых собак. Зато для похода к Северному полюсу он решил применить своеобразный вид транспорта: лодку, комбинированную с санями в собачьей упряжке. И конечно - необходимо было построить судно возможно меньших размеров, на которое поместился бы пятилетний запас угля и провиант для экипажа, и арктический лёд не смог раздавить его в своих мощных объятиях.

Так описывается имя наречение "Фрама": "Ева Нансен твердым шагом приближается к носу корабля. Колин Арчер почтительно подал ей бутылку шампанского. Тотчас смолк гул толпы: традиционный морской обряд наречения нового судна требовал почти молитвенной тишины. Ева высоко занесла руку и сильным ударом разбила бутылку о форштевень.
- "Фрам" - имя ему!"


Сохранённый потомками "Фрам" в Осло.


«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева среди когда-либо построенных. Он олицетворял собой высшее и последнее достижение человечества в его пассивной борьбе со льдами. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд и пришёл к выводу, что корпус значительно прочнее арктического льда, что и было доказано на практике. Корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы — поперечное сечение корпуса соответствовало форме половины кокосового ореха. Длина «Фрама» по ватерлинии составляла — 36,25 м.
Обшивка была дубовая, тройная, так что борта имели толщину более 70 см. Борта изнутри были оклеены просмоленным войлоком, слоем пробки, обшивкой из елового дерева, еще толстым слоем войлока, затем линолеумом и, наконец, дощатой обшивкой.



Над входом в музей "Фрама" в Осло.



Борт "Фрама", шпангоуты, запасной коленвал, современная противопожарная синяя труба и я.


Двигатель.


Винто-рулевой комплекс "Фрама".


Запасные винты.


Штурвал и компас "Фрама".


Вот так: цепью за румпель передаётся на баллер (вертикальная ось вращения пера руля ) движение штурвала.


Камбуз на "Фраме"


Кают-компания.


Каюта и медицинские инструменты.


Койка-диван в каюте Нансена.

На палубе "Фрама".

Ещё в Гренландии Нансен убедился в преимуществе маленькой команды из профессионалов, в которой каждый несёт равную долю работы. Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя), но в Вардё за полтора часа до отплытия был принят 13-й член команды — матрос Бернт Бентсен, который предполагал идти только до Югорского Шара, однако остался до конца экспедиции. Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон (как потом оказалось не зря! ), подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.
«Фрам» вышел в море 24 июня 1893 года. Капитаном на нем был проверенный в Гренландском походе друг Нансена Отто Свердруп .
29 июля «Фрам» вошёл в пролив Югорский Шар, в ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля — полурусский-полунорвежец, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм — доставил 34 остяцкие лайки.
3 августа, погрузив на борт собак, распрощавшись с Тронтхеймом и послав с ним последние письма к родным и знакомым, экспедиция продолжила свой путь на Восток. При выполнении лоцманских работ, выводя "Фрам" из узкого пролива. Нансен чуть не сгорел в мотоботе от воспламенившегося масла.
22 сентября к Западу от Новосибирских островов "Фрам" обложило льдами и начался 3-х летний дрейф. Все прочие арктические экспедиции, которым приходилось проводить долгую зимнюю ночь страдали, кроме голода, холода и болезней, от невыносимой скуки; вследствие этой скуки являлись ссоры, взаимные обвинения, всеобщее недовольство и цинга . Ничего подобного на "Фраме" и ожидать было нельзя. Здесь у каждого было свое дело, к которому он был больше способен.


Астрономические наблюдения. Свердруп (стоит) и Скотт-Гансен


Ф.Нансен играет на органе в кают-компании "Фрама"


Сигурд Скотт-Гансен и Ялмар Йохансен измеряют магнитное склонение.


Измерение глубины океана на 3500м.


Нансен измеряет температуру воды на глубине.
Фото из Национальной библиотеке Норвегии в Осло .


С 3 по 5 января 1895 года «Фрам» испытал сильнейшие за всю экспедицию ледовые сжатия, так что команда готова была эвакуироваться на лёд. Но "Фрам" выдержал и эти адские атаки льда. К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34"с. ш. Вскоре Нансен понял, что на судне они не достигнут Северного полюса, дрейф пройдет много южнее. И принимает решение - выдвигаться вдвоем на собачьих упряжках. С провиантом в 850 кг на 120 суток для людей и всего на 30 — для собак, поручив командование экспедицией капитану "Фрама" Отто Свердрупу, Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 года на трёх нартах к Северному полюсу.


Нансен и Йохансен покидают "Фрам".


Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние (в среднем путешественники преодолевали от 13 до 17 км в день), слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13"36" с. ш., они повернули к Земле Франца-Иосифа. До Северного полюса оставалось около 400 км.
Это решение архиважное. Многие полярные исследователи в истории изучения Полярных районов не могли принять такого решения или принимали его слишком поздно, что всегда заканчивалось трагедией. Этим решением Нансен спас жизни не только себе и Йохансену, но и многим норвежцам, шведам, голодающим Поволжья, армянам.
10 августа, пройдя сквозь суровые испытания и непогоды, двое норвежцев наконец достигли долгожданной земли. Это были северные, еще не изведанные, острова Земли Франца-Иосифа. Здесь они принимают еще одно взвешенное решение - оставаться зимовать на мысу одного из северных островов и основательно готовится к зимовке, а не искать путь на Юг. Теперь это мыс Норвегия на острове Джексона . Почти до конца мая следующего года Нансен и Йохансен прожили в землянке, накрытой моржовыми и устеленной медвежьими шкурами. 21 мая 1896 года возобновили продвижение на Юг, надеясь достичь Шпицбергена. 17 июня на мысе Флора острова Нортбрук , при приготовлении пищи, Нансен услышал лай собак. Так произошла встреча норвежцев, покинувших "Фрам" более года назад с не взятым в команду "Фрама" Фредериком Джексоном.

Встреча Нансена и Джексона. Постановочная фотография, сделанная через несколько часов после их действительной встречи.


26 июля 1896 года на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю 13 августа.
«Фрам» прибыл в Скьервё спустя неделю - 20 августа, за три года борьбы со льдами Арктики не претерпев никаких повреждений и с командой в полном составе. Возвращение экспедиции «Фрама» превратилось в национальный праздник. На Нансена посыпались награды всех стран. Географические общества его избирали почетным членом. Прошедший лёд и воду, Фритьоф в свои 35 лет был накрыт звуком фанфар. Но он оставался верен науке.
Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, по выражению сэра Клемента Маркхэма (председателя Королевского географического общества), «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, взамен установив существование океанского бассейна. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. На основании анализа результатов экспедиции в 1902 году Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов.


Дороги экспедиции. Красный - путь до начала дрейфа. Синий - дрейф "Фрама". Зеленый - путь Нансена и Йохансена. Желтый - возвращение "Фрама".
Фото из Википедии .

Норвежский исследователь и филантроп Фритьоф Нансен (10 октября 1861г. – 13 мая 1930г.) родился в пригороде Христиании (ныне Осло). Его отец, юрист по профессии, был строг с детьми, но не препятствовал их играм и прогулкам. Мать Фритьофа, очень любившая лыжные походы, привила ему любовь к природе. Ребенком он проводил много времени на лесистых холмах, вместе с братом по нескольку дней жил в лесу. Зимой они удили рыбу через лунки во льду и охотились. Детский опыт весьма пригодился Нансену позже, во время арктических экспедиций.
В 1880г. он поступил в университет в Осло, избрав в качестве специальности зоологию, которая привлекала его возможностью экспедиционной работы. Два года спустя он завербовался на промысловое судно «Викинг», направлявшееся в Арктику, и вскоре своими глазами увидел ледяные горы Гренландии. Это зрелище натолкнуло его на мысль о собственной экспедиции – первом пешем переходе через Гренландию.

Разрабатывая план перехода, Нансен решил плыть как можно ближе к необитаемому восточному побережью Гренландии, оставить корабль у края ледяных полей и дальше идти пешком на запад через ледники и горы. Долгое время Нансен не мог найти достаточно средств для осуществления замысла, но затем ему удалось произвести впечатление на одного филантропа из Копенгагена.

В мае 1888г. Нансен и пять членов экипажа начали плавание. По достижении ледяных полей они покинули корабль, но оказалось, что льды сместились на много миль к югу. Участникам экспедиции пришлось двигаться на север, что заняло много времени и лишило их возможности попасть к цели до наступления арктической зимы. Горы, ледники и низкая температура сильно затрудняли путешествие, но через 37 дней экспедиция достигла эскимосского поселка на западном побережье. Однако был конец сентября, и навигация уже завершилась. Оставшись зимовать в поселке, Нансен посвятил свой вынужденный досуг изучению жизни эскимосов. Соединив собственный опыт с наблюдениями, он разработал классическую методику полярных переходов на лыжах и собачьих упряжках. В мае 1889г. экспедиция вернулась в Норвегию, где исследователя приняли как героя.

В том же году Нансен стал хранителем зоологической коллекции университета Осло и написал две книги о своих приключениях: «Первый переход через Гренландию» (“Pa ski over Gronland”, 1890) и «Жизнь эскимосов» (“Eskimoliv”, 1891). Одновременно он начал планировать новую экспедицию, в результате которой надеялся первым достичь Северного полюса и установить, есть ли там суша. Читая отчеты об американском исследовательском судне, которое дрейфовало в арктических льдах больше года, Нансен пришел к выводу, что особым образом сконструированное судно может попасть со льдом на полюс. На средства, полученные от норвежского правительства, он построил круглодонный корабль «Фрам» («Вперед»), рассчитанный на сильное давление льда.

Нансен отплыл летом 1893г. с экипажем из 12 человек. «Фрам» продвинулся к полюсу на 450 миль, но затем застрял. В марте Нансен и один из членов экипажа двинулись дальше на собачьих упряжках. Несмотря на неимоверные трудности, они впервые дошли до точки 86° 13,6’ северной широты. Не зная, где находится «Фрам», полярники решили зимовать на Земле Франца-Иосифа, они охотились на моржей и белых медведей и жили в палатке из моржовых шкур. В мае 1896г. они встретили английскую экспедицию и в августе вернулись на «Фрам». Историю экспедиции Н. описал в двухтомном труде, который в английском переводе вышел под названием «Крайний Север» (1897).

Полученный опыт пробудил интерес норвежца к океану, и в 1908г. он занял в университете Осло только что созданную кафедру океанографии. Занимая эту должность, помог учредить Международный совет исследования моря, руководил его лабораториями в Осло и участвовал в нескольких арктических экспедициях.

Завоевав к тому времени международную известность, Нансен участвовал в переговорах об отделении Норвегии от Швеции в 1905г. Многие шведы решительно противились расторжению союза двух народов. Нансен отправился в Лондон, где отстаивал право Норвегии на независимое существование. После мирного отделения Норвегии он стал ее первым послом в Великобритании, занимая этот пост в 1906...1908гг. В то же время он работал над книгой «Среди северных туманов» (“Nord i tackenheimen”, 1910...1911). Будучи крупнейшим в мире полярным исследователем, Нансен консультировал английского путешественника Роберта Фэлкона Скотта, который, к сожалению, не воспользовался его советами на пути к Южному полюсу. Однако Руаль Амундсен (тоже норвежец) благодаря кораблю «Фраму» и советам своего наставника достиг Южного полюса в конце 1911г.

С началом первой мировой войны Нансен вновь поступил на государственную службу. В 1917г. его направили в США для переговоров о поставках в Норвегию предметов первой необходимости. Норвегия решительно высказалась в пользу Лиги Наций, и Нансен, возглавлявший Норвежское общество поддержки Лиги, стал в 1920г. в ней первым представителем Норвегии.

В том же году Филип Ноэль-Бейкер пригласил Нансена принять участие в контроле за репатриацией 500 тыс. германских и австрийских военнопленных из России. Задача осложнялась хаосом, сопровождавшим русскую революцию, и решением советского правительства не признавать Лигу Наций. Однако международный авторитет знаменитого исследователя позволил ему добиться допуска к пленным. Не имея ни транспорта, ни запасов продовольствия для репатриантов, он обратился к Лиге Наций с запросом о средствах на эти цели. Нансен убедил большевистские власти доставить военнопленных на границу и с помощью захваченных немецких судов, находящихся в Англии, вывез их из советских портов. К сентябрю почти 437 тыс. пленных вернулись на родину.

В то же время он занимался решением другой задачи – обеспечения жильем 1,5 млн. русских эмигрантов, бежавших от революции. Многие из них не имели удостоверений личности и перемещались из страны в страну, оседая в убогих лагерях, где от голода и тифа умирали тысячами. Нансен разработал международные соглашения о документах для беженцев. Постепенно 52 страны признали эти документы, которые получили название «нансеновских паспортов». Именно благодаря усилиям норвежца большинство эмигрантов обрели кров.

Во время голода, обрушившегося на Советскую Россию летом 1921г., Нансен, который в июне был назначен верховным комиссаром Лиги по делам беженцев, обратился к правительствам с призывом оказать помощь, оставив в стороне политические разногласия с Советами. Лига Наций отклонила его запрос о займе, но США, например, выделили на эти цели 20 млн. долларов. Средства, собранные правительствами и благотворительными организациями, позволили спасти 10 млн. жизней. Он также позаботился и о беженцах во время греко-турецкой войны 1922г.: миллион греков, живших в Турции, и полмиллиона турок, живших в Греции, поменялись местами.

За многолетние усилия по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войн Нансен был награжден Нобелевской премией мира 1922г. «Нобелевская премия присуждалась самым разным людям, – писал датский журналист, – но впервые она досталась человеку, который достиг в практике мира таких выдающихся успехов в столь короткий срок». Представитель Норвежского Нобелевского комитета Фредрик Станг в своей речи сказал: «Что больше всего поражает в нем – это способность посвятить жизнь одной идее, одной мысли и увлечь за собой других».

В своей Нобелевской лекции Нансен обрисовал отчаянные условия, ставшие следствием мировой войны, и отозвался о Лиге Наций как о единственном средстве предотвратить трагедии будущего. «Именно слепой фанатизм обеих сторон переводит конфликты на уровень борьбы и разрушения, тогда как дискуссии, взаимопонимание и терпимость могут принести гораздо более значительный успех», – говорил Нансен. Средства, полученные от Нобелевского комитета, он передал на помощь беженцам.

В 1925 году Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев, для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Во время мировой войны гонения на армян в Турции достигли чудовищных размеров. Из 1845450 армян, живших в Турции, в 1915 и 1916 годах было уничтожено более одного миллиона, остальные частью бежали за границу, частью укрылись в горах. Нансен поехал в Армению в 1925 году, главным образом с целью исследовать на месте возможность искусственного орошения. Работа нансеновской комиссии протекала в тесном сотрудничестве с находившимся в Эривани [Ереване] советским комитетом по землеустройству. Вернувшись через Кавказ и Волгу в Западную Европу, Нансен доложил в Лиге наций о результатах своей поездки. “Единственное место, - заявил он, - где в настоящее время можно устроить неимущих армянских беженцев, это Советская Армения. Здесь, где несколько лет тому назад царили разруха, нищета и голод, теперь, благодаря заботам советского правительства, установлены мир и порядок и население стало в известной степени даже зажиточным”. Несколько десятков тысяч армянских беженцев удалось устроить в Сирии.

По возвращении на родину он написал полную симпатии и уважения к армянскому народу книгу «Армения и Ближний Восток», вышедшую в свет на норвежском, английском, французском, немецком и армянском языках.
Свою поездку в Армению Нансен описал также в книге “Gjennern Armenia” (“По Армении”), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: “Gjennern Kaukasus til Volga” (“Через Кавказ на Волгу”). Забот об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Семьи у Нансена не было.* Он умер в Осло, переутомившись после лыжной прогулки; похороны его состоялись 17 мая 1930г., в годовщину норвежской независимости.

* Примечание ArmenianHouse.org: это неверная информация. Нансен был женат и имел пятерых детей. См.