О духовной сущности патриотизма.

Определение патриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по-разному. Большинство словарей даёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь, большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благу и славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство – любовь. Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру, словарь Ожегова даёт следующее определение:

«Патриотизм – Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот – Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

Патриот – Человек, проникнутый патриотизмом».

Схожее определение можно найти в историческом, социологическом и большом энциклопедическом словарях:

«Патриотизм – любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств» (Аберкомби Н. Социологический словарь, изд. «Экономика», 2004).

«Патриотизм – (от греч. patris – родина, отечество), любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. «В основе патриотизма, – писал И.А. Ильин, – лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного – и узнала его в святынях своего народа». Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек» (Д.И. Фонвизин). О. Платонов

Патриотизм – глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. «Полрадис», 1997).

Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление действиям служить его интересам.

Патриотизм – Любовь к Родине, преданность своему народу. Патриотизм имеет различное социальное содержание в различные исторические эпохи. Понятие патриотизм возникло в древности (Аксенова А.Г. Исторический словарь, 2002).

Проанализировав выписки из словарей можно сделать следующий вывод.

Любовь – чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу (любовь к Родине). Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости (братская любовь, любовь к людям). Такое же чувство, основанное на инстинкте (материнская любовь), (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).

Человек любит место своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.

Н.М. Карамзин выделяет 3 вида любви к отечеству.

«Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964). Вот как он объясняет свою позицию на счёт любви как отечеству, как физическую: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою».

Здесь любовь выступает как привязанность к месту рождения, которая должна быть у всех людей.» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Вторая позиция любви по Н.М. Карамзину, моральная: «С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку». (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).

Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество) - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам .

Таким образом, патриотизм есть чувство любви к родине и как всякое чувство является состоянием духовным. Это чувство отражается каждым самостоятельно, в личном духовном опыте. Любить можно только самому, искренне, по доброй воле. Нельзя Родину и людей любить по приказу и перестать любить по запрету. Но воспитать в душе чувство к родине, пробудить настоящий патриотизм должно. При этом важно не проповедовать и любовь к родине, а исповедовать свою любовь чувством, словом и, главное, делами, поступками, жертвенным служением. С раннего детства ребенок сначала в семье, а потом и в обществе вовлекается в духовный опыт своей родины, приучается пребывать в нем и развиваться. Происходит свободное патриотическое самоопределение человека. Человек познает свой народ, свою связанность с ним, формируется общность и «Мы». «Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности - внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности) и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом), причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчает ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство» .

Патриотическое единение бывает более прочным, когда людей связывает не только общая территория, власть и законы, но общая вера. С древних времен основу патриотизма составляла религиозность, чувство предстояния Богу. Еще Цицерон говорил: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов, я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство...» [Цит. по 4, с. 192].

Любовь к семье, своему роду, родным местам не только вдохновляет человека, но и дает возможность выстоять в нелегких жизненных путях. С удивительной прозорливостью выразил это А.С. Пушкин.

«Два чувства дивно близких нам,

У них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостояние человека, -

Залог величия его.

Истинное величие всегда утверждается на родной почве. Когда мы говорим о родине, то подразумеваем о духовном единстве своего народа. Это единство вырабатывается веками напряженной работы, борьбы с природой, с внешними захватчиками, путем создания единой духовной культуры. Каждый народ призван творчески, духовно проработать свою природную и историческую данность, преобразовать её и создать свой национальный, своеобразный духовный облик. Чувствование своего духовного единения, чувство Родины - это святыня, которая вдохновляет, укрепляет, утверждает и, которую должно беречь. Как выразился В. Жуковский, «О, Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя».

Проникновенное рассмотрение духовной сущности патриотизма приводит в своих произведениях И.А. Ильин. Исходя из положения, что родина, как и любовь к ней есть «нечто от духа и для духа», И.А. Ильин выделяет разные проявления патриотизма. Если любовь к родине живет в душах людей в виде неразумной предметно неопределенной склонности, такой чисто инстинктивный патриотизм, то есть реальная опасность сведения его к националистической гордыне и откровенной жажде завоеваний. Истинный патриотизм, духовно осмысленный, совмещает страстную любовь к родине с мудрым трезвением и чувством меры. Любовь к своему народу и вера в него не исключает видение его слабостей, несовершенства, настоящий патриотизм видит духовные пути своего народа, но также видит и его соблазны, его слабые стороны. Одним из соблазнов национализма есть стремление оправдать свой народ во всем и всегда. Истинный патриотизм именно из любви к своей родине отмечает ошибки своего народа, недостатки его характера и указывает на них - любовно, озабоченно, творчески. «Так критикуют свое, любимое, не отрываясь от него, но пребывая с ним, - говоря о «нас», для «нас», из крепкого и единого национального «МЫ». Возникает могучее творческое единение людей в национальной духовной культуре, где мы все одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) - едино для всех нас и обще всем нам» . Такова идея родной нации. По закону человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада (И.Ильин).

Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. Укрепление национального сознания укрепляет и личностное начало в человеке. Человек черпает свои силы в национальном духе, национальной культуре и наоборот, нация, как духовный организм, обогащается творчеством отдельных личностей. Поэтому интернационализм, стирающий национальный различия, направлен на разрушение личностного начала, оскудеванию жизни и, в перспективе ведет к разъединению людей, потому что близкое общество не может быть по настоящему единым.

Провозглашаемые либеральным сознанием общечеловеческие ценности, по сущности своей являются пустой функцией. «Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собой, надо иметь свое мнение, надо мыслить самому. Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли» (К.С. Аксаков [Цит. по 4, с. 638].

Так и русский патриотизм, являясь выражением русского духа, имеет свои отличительные особенности. Прежде всего, патриотизм русского народа вдохновляется верою. Защищая себя от врагов или выступая на них сами русские, прежде всего, были убеждены, что проливают свою кровь за отеческую веру. Так было и в начале становления русской государственности, так было и на протяжении веков. Благоверный князь Александр Невский, помолившись усердно перед битвой со шведами, сказал своей немногочисленной дружине: «Нас немного, а враг силен; но Бог не силе, а в правде: идите с вашим князем!». Крест считался оружием нетленным, им благословлял преподобный Сергий своих иноков на Куликовскую битву. Куликовскую битву исторически отмечают как особую веху в развитии русского национального сознания. На поле Куликово шли рязанцы, москвичи, владимирцы, новгородцы, а вернулись русские. Защитники «святой Руси» смогли одолеть татаро-монголов лишь поднявшись на защиту святынь православия, а не политических или земельных интересов . При этом надо отметить особую роль православной церкви, которая на протяжении тысячи лет ковала и пестовала несгибаемый державный дух русского патриотизма.

Горячей верой было проникнуто учение А.В. Суворова. В общем, вся «наука побеждать» зиждилась на вере:

С нами Бог!

Молись Богу - от него победа.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Без сей молитвы оружия не обнажай,

Ружья не заряжай, ничего не начинай.

Всякое дело начать благословением Божьим.

До издыхания будь верен Государю и Отечеству.

Дух укрепляй в вере отеческой, Православной.

Воздай честь небу, а потом земле.

Победи себя и будешь непобедим!»

Перед решающей битвой русское воинство молилось, постилось. Вдохновленные своей верою русские воины брали неприступные крепости, переходили пропасти и горы, терпеливо сносили лишения, голод, холод. Россия веками жила в угрозах войны, в посягательстве многочисленных врагов на русские земли, в постоянном напряжении держать свои рубежи. И эта суровая школа военных испытаний выработала в русском человеке выносливость, стойкость, бесстрашие и необыкновенное терпение. Последнее заслужило особенное название «русское» терпение. Есть мнение, что драгоценный талант терпения и смирения, приобретенный народом во время татарского ига, лег в основу русской государственности. Все сословия несли свои тяготы по укреплению и защите Родины. И эти качества - терпение, кротость, благодушие, неуклонное исполнение своего долга, безропотное несение страданий всегда удивляли иностранцев. Храбрость и героизм свойственны, конечно, и другим народам, но такие христианские добродетели, как незлобие, самоотвержение, скромность, удивительно мирный дух после победы были отличительной характеристикой русского воина. Еще А.С. Пушкин писал о триумфальном въезде русской армии в Париж:

«В Европе росс! - где факел мщения?

Поникни, Галлия главой!

Но что я зрю? Герой с улыбкой примирения

Грядет с оливоей златой».

Своя страна еще лежит в руинах, а он (росс) «несет врагу не гибель, но спасение и благотворный мир земле».

Другой отличительной чертой русского патриотизма является жертвенность. Исходит она из того же источника - евангельского учения о любви. «Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя». Готовность отдать жизнь свою за отечество есть великая духовная сила, она и делает русского воина непобедимым. Как пелось в солдатской песне 1812 г.:

«Вспомним, братцы россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в родстве жить».

Вспоминая подвиги русского оружия, наш великий поэт пророчески предупреждал:

«Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны...

..................................

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения,

За Русь, за святость алтаря».

Вопрос о жертвенности в год 65-летия Великой Победы нашего народа стал особенно актуальным в связи с попытками пересмотреть итоги Второй Мировой войны. Раздаются мнения о том, что жертв было слишком много. Да, цена Победы была велика. Но ведь и вопрос стоял по существу - быть или не быть русскому народу. Общеизвестны гитлеровские планы по использованию славянского населения. И в такой перспективе, в виду угрозы истребления, народное сознание, как и в прежние времена, выразило свою жертвенную решимость стоять до конца - «а нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Народ проявил массовый героизм. Для сравнения можно вспомнить, что многие страны Европы были завоеваны Гитлером за считанные недели. Та же вольнолюбивая Франция сдалась противнику без единого крупного сражения. Боялись человеческих жертв, не хотели материальных разрушений. Менталитет западно-европейского человека пронизан духом либерализма, всепрощенческого гуманизма и героизма, что в принципе исключает перспективу положить «живот свой за други своя». Поэтому разговоры о границах жертвенности, «разумной жертвы» не состоятельны по существу. Жертва сама по себе обладает святостью. Большие жертвы русского народа во Второй Мировой войне было условием выживания народа. Именно это трагическое условие высвечивает масштаб народного подвига. Большие победы не делают победу менее героической. Легче уничтожить народ, чем вытравить память.

Не случайно в годы испытаний люди обращаются к героическим страницам своего прошлого, ища поддержки в духовном стоянии и ответе на вызовы современности.

Для решения современных проблем патриотического воспитания молодежи полезно вспомнить опыт быстрого возрождения патриотического сознания в стране в первые же дни и месяцы после нападения фашистской армии на Советский Союз. Предварительно необходимо отметить, что исторические российские традиции любви к отечеству, родной земле были резко прерваны после октябрьского переворота в 1917 году. Национальное самосознание считалось враждебной пролетариату ценностью. Поскольку «у пролетариев нет отечества» - по Марксу - Энгельсу, то и патриотизм был «отменен». Готовились к мировой революции и партийная идеология утверждала ценности интернационализма. Идеи о новом обществе («Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем») были восприняты значительной частью народа. Мечтали «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитием». Причем, революционный пафос был так силен, что готовы были жертвовать и собой, и своей страной ради «светлого будущего всего человечества». Это была какая-то мистическая черная вера.

Со свойственным русскому менталитету максимализмом, распевали «все, как один, умрем в борьбе за это», готовы были свою «хату оставить, пойти воевать, что землю в Гренаде крестьянам отдать». А у себя оскверняли мощи, срывали колокола, разоряли деревню «до основания», а затем строили города, заводы, в том числе и «Котлованы». Были и большие достижения, и жесткая индустриализация, и безжалостное разрушение природы. Но главная трагедия была в том, что разрушалось национальное самосознание, развенчивались традиционные ценности. Воинствующая коммунистическая идеология была направлена на «создание нового человека» - послушного, безжалостного, делового «винтика». Истреблялся тот тип человека, которым исконно держалась русская земля, - жертвенным, мужественным, стойким.

Гроза 41 года, угроза реального порабощения страны все поставило на свои места. Два с небольшим десятилетия коммунистической идеологии не вытравили из сознания людей лучшие качества, которые народ стяжал за тысячелетнюю свою историю, и в первую очередь, любовь к родине. Буквально в первые дни войны народ собрался с духом и с неукротимой решимостью поднялся на борьбу с врагом. Как известно, подъем народного духа бывает именно в минуту грозных испытаний, когда враг на пороге.

«О, как душа заговорила

Народность наша поднялась:

И страшная России сила

Проснулась, взвихрилась, взвилась».

И хотя эти слова были сказаны Глинкой в 1812 году, они очень верно отразили обстановку в стране после нападения Германии на Советский Союз. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» - призыв прозвучал на всю страну. Началась усиленная пропагандистская работа, направленная на воспитание чувства, как тогда говорили, «социалистического патриотизма», личной ответственности за судьбу Родины. Для агитационной работы было выделено 3 млн. (!!) агитаторов и пропагандистов . Были разработаны письма, рекомендации, памятки и другие документы, предписывающие формы, методы и содержание агитационной работы в различных слоях общества. Были созданы антифашистские комитеты (Всеславский, Европейский, Советской молодежи, Советских женщин). Вообще, все мероприятия носили массовый характер, все общество было пронизано и пропитано агитационной пропагандой. Везде, в домах, школах, бомбоубежищах, учреждениях и т.д. были созданы красные уголки с постоянно обновляющейся информацией. Широко были распространены разнообразные средства наглядной агитации: доски информационные, световые газеты, плакаты - «молнии». Большая работа велась в издательствах: выпускались книги о славном прошлом народа нашей страны, о героизме армии, офицеров и солдат, о победах русского оружия. Особую роль надо отметить творческой интеллигенции - писателей, поэтов, художников, артистов. Патриотическая тематика пронизывала все их произведения (прозу, стихи, музыку, спектакли). Воспитывалась любовь к родине, ненависть к врагу.

А.Н. Толстой в «Правде» писал: «...Моя родина, моя родная земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...». Уже в 1942 году А. Твардовский начал публиковать свою замечательную поэму «Василий Теркин», написанную на таком хорошем русском языке, что стихи сами запечатлевались в сердце. Образ русского солдата, жизнерадостного, умелого, смекалистого, мужественного патриота своей любимой родины воодушевлял миллионы людей. А замечательная седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, исполненная уже в середине 1942 года в осажденном городе. Грозная и этическая, сердечная и строгая музыка, воспевающая мужество защитников города, вещающая о победе, несмотря на силу врага, поднимала дух людей, согревала их сердца. Надо отметить, что все художественные произведения в эти грозные годы отмечались необыкновенной выразительностью и проникновенностью, находили путь к сердцам людей. Вспомнить только знаменитые плакаты «Родина - мать зовет», «Бей насмерть», «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет», «Воин Красной армии, спаси» и др.

Война обнажила мощную силу - самоотверженный порыв народа на защиту Отечества, взлет русского патриотизма. В этом было особое величие народа, т.к. перед войной все слои общества прошли «чистки», процессы, раскулачивание и т.д. Но в решающую минуту опасности, когда встал вопрос о существовании самого народа, любовь к Родине превзошла все остальные чувства и отношения.

Значение духовного фактора в культуре патриотизма хорошо понимали советские военноначальники и сам Главнокомандующий. Уже в своей речи к народу Сталин обращается в христианской традиции «братья и сестры», вспоминает великих защитников земли русской - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и др. По инициативе Сталина утверждается патриаршество, призывается духовенство (кто еще выжил в лагерях) к служению. Русская Православная церковь горячо откликнулась на народную беду. В храмах служили молебны, священники благословляли воинов на ратные подвиги, собирали материальные средства на военную технику. Представители РПЦ показали не на словах, а на деле свое единство с народом, готовность жертвенного служения за общее дело - освобождение страны от захватчиков. Восстановление духовного единства народа стало решающей силой в победе над фашизмом.

Особенность современной ситуации в России заключается в том, что российское общество разобщено, дезориентировано. Остро ощущается отсутствие национальной идеи, которая бы объединяла людей. Человек должен осознавать себя и свое место в обществе, знать свое прошлое и быть уверенным в будущем. Именно народная память о великом прошлом рождает героев сегодня. В целом речь идет о формировании национального самосознания, о сути объединяющей идеи для России. Знаменательно, что значительная часть ученых признает, что эти проблемы неразрешимы сугубо секулярными, т.е. атеистически-материалистическими категориями. «Здесь нужен иной язык - не светской идеологии и даже не политической социологии, а политической теологии . Ведь речь в данном случае идет о том. что неизмеримо глубже идеологии. Даже более того: речь идет о том, что во-обще не является идеологией.

Как показывает печальный социальный опыт новейшего времени, идеология, как таковая, в принципе не может быть объединяющей. Ни коммунистическая, ни какая другая пар-тийная или национальная идеология не могут сыграть роль объединяющей идеологии. Причина в том, что идеологемы всегда апеллируют к интересам какой-то отдельной части, но не целого. Объединив одних, идеология отделяет их or других. Идеологии всегда партикулярны и различаются лишь направленностью и масштабами этой патрикулярности. В них по оп-ределению нет и не может быть консолидирующего универ-сализма ...

Чтобы начать процесс концептуального заполнения этой ниши, необходимо понимание одной важной вещи - для Poссии есть только одна объединяющая идея, которая может быть ценностной, смысловой , нормативной доминантой в ее со-циальной и духовной жизни. Это христианская идея...

Истинная, т.е. христианская идея способна и напоить, и накормить. И, конечно же, она способна и объединить, консолидировать людей, обеспечить действенность и эффективность солидаристических связей в oбществе» [В.А.Бакатин. Цит. по 6, с. 94].

Ключевое значение в соединении человека с идеологией занимает семья, ведущее звено социализации. Главная роль в этом взаимодействии принадлежит религиозным идеологиям.

Исследования базовых ценностей россиян, процесса формирования российской идеологии 21 века показало, что сегодня в России востребована различными слоями общества объединяющая патриотическая идеология, как это было и раньше, в самые тяжелые и смутные времена в истории России .

Необходимость такой идеологии диктуется, прежде всего, с целью достижения единой цели - выхода их из кризиса и возрождения Отечества, созидания общего блага и достойной жизни каждого россиянина. Патриотическая идеология обогащает и наполняет глубоким жизненным смыслом идеалы и ценности граждан, соединяя их с российской мечтой и исторической миссией, благодаря сохранению и упрощению исторической памяти.

Важным на сегодняшний день является факт, что востребованность патриотической идеологии выражается не только народным сознанием, но и верхушкой власти. Так, В.В. Путин при посещении старинного села Старая Ладога 17 июня 2003 года сказал: «Если говорить про объединяющую идеологию - то для такой страны, как Россия, - это, конечно, патриотизм. Нам недостаточно вспоминать, какими мы были великими, талантливыми и красивыми. Надо, чтобы мы и сегодня были такими».

При воспитании патриотизма в современных условиях надо иметь в виду, что важнейшей его составляющей является духовность (имеется в виду благодатная духовность, а не демоническая). Духовность же является чисто религиозной категорией, которая не имеет смысла без понятий о добре и зле, бессмертии человеческой души, о Боге. Поэтому решать проблемы патриотизма без религиозного освещения невозможно по сути, что и показала нам недавняя история. Всем известно, как советский человек гордился своей Родиной. И было чем гордиться, страна действительно имела великие достижения во всех областях: от балета и спорта, до ракет и космоса. При этом страна несла образ великой супердержавы, выразительницы идей справедливости. В один день 1991 года великой страны не стало и никто из миллионов, оказавшихся чужими на своей земле, не поднялся, не заступился, не возроптал даже. «Народ безмолствует». Хотя пол века назад эти люди считали своим священным долгом умереть за Родину, т.к. в 40-е годы 20 века народ еще хранил исторические традиции. Но десятилетия коммунистической пропаганды, воспитание нового «социалистического» патриотизма, который стремились воплотить не только в преданность и верность своей Родине, но и «всему содружеству социалистических стран и размыл саму сущность патриотизма. Ясно, что все страны, даже и социалистические, любить невозможно, так как любят свою, родную, единственную страну.

Главной задачей воспитания молодежи в духе патриотизма является увековечивание памяти о победах русского оружия, о павших героях, о главных событиях российской истории. Например, увековечивание памяти павших воинов, это старинный воинский ритуал, имеющий вековую традицию. Память - священное чувство, живет в сознании народа вечно. И не просто живет, а завет новые поколения людей к свершению подвигов. Поэтому народ так чтит память о своих предках. Народ всегда сооружал памятники, храмы, часовни, кресты для увековечивания памяти. К сожалению, эти традиции были насильственно нарушены. В 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы ХХ века были уничтожены тысячи памятников, в том числе Храм Христа Спасителя во славу русских воинов, победителей армии Наполеона, памятник Александру II, Генералу Скобелеву и многим другим. Современные школьники, учась по новым учебникам Сороса, зачастую даже о значительных, эпохальных событиях не знают правду. Поэтому на сегодняшний день самое главное донести до молодежи славные страницы нашей истории и сохранить память на вечные времена.

Именно с детства, с ранней юности, «пока сердца для чести живы» надо начинать патриотическое воспитание. Упущенное сегодня, обернется драматическими последствиями завтра. В первую очередь надо использовать сложившийся в исторической России опыт воспитания духовно-нравственной личности, готовой служить на благо отечеству и мужественно защищать его в минуты опасности. Молодежь - будущее России и без осознанной и глубокой любви к родине невозможно возродить Россию и выстроить сильную страну.

Чувство любви к Родине формируется в душе ребенка с раннего детства, начиная со сказок о былинных богатырях, защитниках Земли русской. В последствии это чувство углубляется или выветривается под влиянием множества факторов. Так, в период развала страны ельцинскими и гайдаровскими реформами, многие из молодых людей не видели приложения своих сил на Родине. И только к настоящему времени, по мере укрепления российской государственности начинает меняться мировоззрение молодежи и усиливаются патриотические тенденции.

Людмила Ивановна Конча, кандидат биологических наук, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики, действительный член Академии проблем качества (Москва)

ЛИТЕРАТУРА

1.БСЭ. Т. 19, 282.

2. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. (Краткая история). М., 1970. Изд-во Мин. Обороны СССР.

3. Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти. - М.: Новая книга, 1993.

4. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Т. VI. - М., «Христианская литература», 2000.

5. Ильин И.А. О Родине. Собр. Соч. в 10 т., т. 1.

6. Кузнецов В.Н., Иванов В.Н., Сергеев В.К. Юбилей великой победы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.

7. Кузнецов А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к. с. н. М., 2004.

8. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. - М.: Международные отношения, 2003.

Патриотизм,патриот. Как часто порою мы слышим эти слова и дополняющие их лозунги с высоких трибун или с телеэкранов наших телевизоров.Является ли патриотизм тем,чем принято называть его сейчас?
Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине). Патриотизм-это глубокое чувство любви к своему отечеству и своей родине,готовность всячески ей служить,защищать ее и жертвовать собой во благо ее. Патриот же в этом случае -это человек и личность,полностью подчиняющий свою жизнь служению и интересам Отечества.
Чтобы дать ответ,на такой казалось бы простой и лежащий на поверхности вопрос следует обратится к авторитетным толковым словарям. В первую очередь это будет толковый словарь великорусского языка Владимира Даля и советский энциклопедический словарь.
Что же такое патриотизм и какого человек с полной степенью уверенности можно назвать патриотом своей страны? В чем должен выражаться патриотизм? Имеет ли современная история яркие примеры патриотизма?
Ответы на эти и многие другие вопросы,касательно патриотизма достаточно сложны.Но тем не менее,более точное и внятное объяснение это термина и понятия дал В. Даль в своем толковом и словаре и понимавшем под термином патриотизм,как любовь к отчизне. Патриот же,по его мнению являлся
– «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Советский энциклопедический словарь в трактовке этого понятия и термина особо не отличался от В. Даля,лишь называя и раскрывая патриотизм как любовь к родине.
В современном понимании патриотизм немного изменил свое привычное содержание и несколько приобрел новые черты в раскрытии этого термина. Сейчас современные специалисты чаще всего связывают сознание человека с его эмоциональным проявлением непосредственно под воздействием внешней среды в месте рождения данного индивида. Не упускают современные ученые лингвисты и психологи в этом
случае и роль воспитания,роль эмоциональной составляющей,выражаемой по средством детских и юношеских воспоминаний и впечатлений. Все механизмы и процессы непосредственного формирования и развития человека как личности способствуют,по их мнению и чувства патриотизма. От греческого слова патриос- отец.В этом случае стоит понимать и визуализировать роль своей родины,как роль отца и матери. Именно такой образ и должен восприниматься человеком. патриотизм в этой роли выступает как наиболее активный элемент в восприятии мира человеком.
При этом не стоит забывать и о таком важном аспекте в воспроизводстве и понимании патриотизма,как ландшафт и среда обитания человека,с привычным и понятным им растительным и животным миром.
Но особую роль и черты в патриотизме,безусловно играет исторически обусловленная и исторически сформированная память и обычаи тех мест обитания. Именно все эти элементы и способствуют в своем комплексе складывание такого социальнообусловленного элемента жизни человека,как патриотизм.

Патриотизм в моем понимании -это любовь и уважение к своему Отечеству. Это слово ощущать,чувствовать ту не разрывную связь,с краем и страной,в которой ты живешь. Чувствовать и понимать близость культуры,традиций,языка,общей истории. Именно они подобно цементы и складывают патриотизм в человеке. Именно они побуждают нас идти на великие жертвы во благо родины. Но есть то одно,чем пронизано само явление-это любовь. За матерей и жен,сестер и родных многие идут подвиг. Многие жертвуют свою жизнь. Родина же-это такой всеобщий образ всего родного и близкого нам,ради которого и жизни не жалко. Любовь и вера побуждает человека к этим шагам. Патриотизм-он не на высоких трибунах. Нет,он занимает несколько иное положение в нашей жизни. Патриотизм- это не тогда,когда с транспарантом и флагом ты шествуешь во главе всеобъемлющего и не имевшего конца шествия. Нет,патриотизм-он в подвиге. Он лежит в истинном служении своей отчизны. Ведь,даже находясь в далеке от своих родных краев,каждый из нас помнит кто его любит и ждет. В любви патриотизм-жертвуя человек поступает не просто так. Он отдает жертву за тех кого любит и кто ему истинно важен. Где выступают с трибун и флагами на митингах машут-это не то. Это в какой степени политические игрища и попытки того или иного деятеля набрать себе политического веса в борьбе за лидерство.
Ища ответ на этот вопрос сталкиваешься с совершенно новым. Что есть родина,а что есть государство. Ведь нападает государство. А получает от родины. И в качестве примера хочется вспомнить воинов-герой Великой Отечественной войны и героев-тружеников. Их любовь выражалась в подвиге и жертве,во благо своей страны и родины. Во благо -советского народа! Патриотизм я бы приравнял к любви и уважению родины,самопожертвование во благо ее. Патриотизм-он не на высоких трибунах. Патриотизм-он когда люди жертвуют и отдают свою жизнь во благо процветания и благоденствия. Родина и Отечество в тот миг сливаются в это нечто единое и не делимое. Родина для солдата или человека на предприятии приобретает форма образа матери любящей и живой. Во имя которой и стоит совершить подвиг. Которую стоит любить,уважать. Солдат или рабочий действует несколько по приказу или тому что надо. Это конечно есть. А по тому что он любит свою родина. Родина-это такое внутреннее и всеобъемлющее состояние и понимание человеком его общности,то место где он живет и где его исторические и культурные корни. Потому и сильнее дрались наши солдаты,когда враг приходил на нашу землю. Потому что состояние духа человека. Ощущение общности с народом стоит много.

от греч. patriotns - соотечественник) - чувство любви к родине, идея, сознание гражд. ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. П. сплачивает соотечественников перед лицом внешнего врага - чужеземных захватчиков, а также объединяет прогрессивные классы и социальные слои в борьбе с внутр. угнетателями, являющимися худшими врагами родины, за процветание отечества, свободу народа, прогресс культуры. Ист. почвой, на к-рой возник и развивается П., служит наличие различных отечеств. делящих человечество по принадлежности к определенной стране, гос-ву. По характеристике В. И. Ленина, П. - это "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тясячелетиями обособленных отечеств" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190 (т. 28, с. 167)). Элементы патриотич. чувств начали формироваться в глубокой древности, особенно с возникновением гос-в. В период феодализма в ходе освободит. борьбы народов с иноземными вторжениями начали закладываться общенац. патриотич. традиции. Формирование П. слав. народов и венгров шло под знаком борьбы с тур. нашествием и нем. "дранг нах остен". В освободит. борьбе против монг.-тат. ига, наступления нем. рыцарей, а позднее (в условиях крепнущих нац. связей Рус. гос-ва) - в борьбе с польской интервенцией, шведскими захватчиками (17 в.), с армией Наполеона в 1812 складывался П. рус. народа. Патриотич. движения в период феодализма и даже на заре капитализма еще принимали нередко религ. обличье (см. Гуситское революционное движение, Реформация). В период абсолютизма в среде правящих классов России процветал лицемерный "казенный П.", ставивший интересы престола, царской династии превыше интересов родины и народа. Старые формы П., связанные с верноподданнич. чувством, с приверженностью к определенному вероучению и выражавшиеся в пресловутой формуле "За веру, царя и отечество", преодолевались в ходе антифеод. бурж.-демократич. движений. Главным в П. эпохи нац.-освободит. движений в Европе стала нац. идея "защиты отечества", т. е. защиты освобождающейся бурж. нации против внешних сил феод. контрреволюции. Ист. признание эта идея, отразившая рост гражд. самосознания масс, получила в войнах франц. бурж. революции конца 18 в., в итал. нац.-освободит. войнах 19 в., в польском освободит. восстании 1863-64 против гнета российского царизма и т. п. Патриотич. движения зап.-европ. народов в период поднимавшегося капитализма увенчались созданием независимых нац. гос-в. История народов СССР показывает, как в конкретно-ист. условиях совместной борьбы с общими внеш. врагами патриотич. устремлениям ряда народов (украинцев, армян, грузин и др.) соответствовало их объединение с рус. народом в рамках единого гос-ва. Но до Вел. Окт. социалистич. революции 1917 бесправное положение угнетенной нации, клас. и нац. антагонизмы препятствовали формированию у народов, населявших Росс. империю и связанных общностью ист. судеб, общего для всех нар. масс патриотич. сознания. С решением задач бурж.-демократич. движений и вступлением капитализма в его империалистич. стадию интересы народа, родины, нац. культуры и языка становились все более чуждыми империалистич. буржуазии. В зависимости от конкретных условий клас. борьбы в стране и на междунар. арене буржуазия в своекорыстных клас. целях либо эксплуатирует патриотич. чувства масс, проповедуя "классовый мир" внутри страны и разжигая вражду и рознь между народами (см. Национализм, Шовинизм), либо отрекается от П., выдвигая принцип "где хорошо, там отечество" (космополитизм), либо идет (особенно перед лицом восставшего пролетариата) на прямое предательство родины, вступая в сделки с какими угодно чужеземцами. Бурж. обществ. сознанию свойственна националистич. форма П., к-рая придает абсолютное значение нац. моментам, ставя их превыше интересов классов и клас. борьбы. Бурж. П. препятствует сплочению прогрессивных слоев общества в борьбе со "своими" угнетателями и исключает клас. солидарность с др. народами. Бурж.-националистич. отношение к родной стране породило среди мелкобурж. слоев, среди реакционно настроенной интеллигенции и такую разновидность П., как т. н. "квасной П.", выражающийся в преклонении перед устаревшими, архаичными формами нац. культуры, отжившими традициями, мешающими обществ. прогрессу. Продолжателем лучших патриотич. традиций народов, выработанных веками борьбы с чужеземными и отечеств. угнетателями, является пролетариат - класс, преисполненный "благородным национальным чувством" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 11, с. 191), чувством нац. гордости (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 107 (т. 21, с. 85)). Особенность патриотич. сознания пролетариата определяется тем, что в условиях капитализма "рабочие не имеют отечества" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). Как разъяснял Ленин, существо этого положения Маркса и Энгельса означает, что в условиях капитализма экономич. положение рабочего класса не национально, а интернационально, его клас. враг интернационален; условия его освобождения тоже; интернац. единство рабочих важнее национального (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 324 (т. 35, с. 196)). Вместе с тем марксисты указывают, что интернац. обязанности пролетариата не противоречат его нац. патриотич. задачам. Ленин указывал, что "Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны" (там же, т. 17, с. 190 (т. 15, с. 172)). Выступая наиболее последовательным защитником народа от всех форм клас. и нац. угнетения и борясь против них всеми революц. средствами вплоть до справедливых нац.-освободит. и гражд. войн, пролетариат вырабатывает новый тип П., к-рый проникнут идеями интернац. солидарности и свободен от нац. узости. В эпоху империализма, в связи с 1-й мировой войной, вопрос о П. стал объектом острой клас. борьбы между пролетариатом и буржуазией. Бурж. лозунгу "защиты отечества", т. е. поддержки реакц. пр-в в несправедливой, империалистич. войне, большевики и др. революц. марксисты противопоставили лозунг поражения "своих" пр-в и превращения империалистич. войны в гражданскую. Этот лозунг выражал ту истину истории, что патриотич. устремления народов могут быть осуществлены не на путях взаимного истребления ради выгод капиталистов, а в совместной революц. борьбе против клас. господства империалистич. буржуазии. В период империализма вполне закономерны вместе с тем национально-освободительные и отечественные войны, патриотические движения рабочего класса, трудящихся, направленные против агрессивных устремлений империалистических держав. В результате победы Окт. революции 1917 в России рабочий класс впервые в истории обрел свое подлинное, социалистич. отечество, к-рое служит основой развития сов. социалистич. П. Формулируя отношение рабочего класса к социалистич. отечеству, Ленин указывал: "Мы - оборонцы теперь, с 25 октября 1917 г., мы - за защиту отечества с этого дня" (там же, т. 35, с. 395 (т. 27, с. 42)). Сов. П., в к-ром любовь к Родине органически слилась с преданностью Сов. власти, делу социализма, явился могуществ. фактором в борьбе нар. масс за защиту завоеваний Окт. революции в ходе гражд. войны 1918-20 против белогвардейцев и интервенции империалистич. держав, в борьбе за построение социалистич. общества. "Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это - настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Формирование советского П. происходило в трудном процессе преодоления националистических и шовинистических пережитков, былой национальной розни, в борьбе с узкопатриотическими настроениями, свойственными мелкой буржуазии. Сов. социалистич. П., качественно отличный от всякого другого, - высший тип П. Факторами, обеспечившими утверждение сов. П. в качестве неотъемлемого элемента обществ. сознания в СССР, послужили коренные революц. преобразования в экономике, клас. структуре, нац. отношениях в ходе построения социализма, приведшие к образованию новой историч. общности людей, сов. народа. Жизненность и силу сов. П. особенно ярко раскрыла Вел. Отечеств. война 1941-45 против нем.-фаш. захватчиков. Сов. П. - общенар. чувство, присущее рабочему классу, колх. крестьянству, нар. интеллигенции. Его разделяют в равной мере все нации и народности, населяющие Сов. гос-во. Сов. П. преломляется у каждой социалистич. нации через ее нац. особенности. Сочетая в себе интересы отдельных национальностей с их общими коренными интересами, сов. П. обеспечивает прочную духовную связь между народами СССР, их морально-политич. единство и дружбу. Преданность социалистич. строю, идеям коммунизма - определяющая черта как сов. П., так и пролетарского интернационализма. Вследствие этого в социалистич. идеологии патриотическое не противостоит интернациональному, а органически совпадает с ним. Патриотич. воспитание масс предполагает борьбу против проявлений и пережитков всякого бурж. национализма и шовинизма, против тенденций к нац. ограниченности и исключительности, против космополитизма, против обычаев и нравов, мешающих коммунистич. строительству. В совр. эпоху неизмеримо возросло значение П. в жизни народов. Социалистич. революции в ряде стран Европы и Азии выросли непосредственно из патриотич. борьбы их народов против нем.-фаш. захватчиков и япон. милитаристов в годы 2-й мировой войны. П. нар. масс принадлежит ист. роль в крушении колониальной системы и завоевании народами политич. независимости в дальнейшей борьбе против империализма, за экономич. самостоятельность. Особенность развития социалистич. П. в социалистич. странах заключается в том, что оно происходит в условиях, когда "общие интересы народов социалистических стран, интересы дела социализма и мира требуют правильного сочетания в политике принципов социалистического интернационализма и социалистического патриотизма" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 52). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444, т. 11, с. 191; их же, Избранные письма, М., 1953, с. 177-79; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 451-52 (т. 13, с. 437); т. 17, с. 190, 194-95 (т. 15, с. 171-72, 176); т. 23, с. 61-62, 175-76 (т. 19, с. 33-34, 83-84); т. 35, с. 395-97 (т. 27, с. 42-44); т. 37, с. 74-76, 190 (т. 28, с. 67-68, 167); т. 39, с. 228-29 (т. 30, с. 48-49); т. 42, с. 124; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Кравцев И. Е., Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм, К., 1965. Е. Г. Панфилов. Москва.

Проект «Любовь к Родине, своему народу, самое сильное, самое благородное чувство человека»

ученицы 10 класса Пономаренко Полины Юрьевны, МАОУ СОШ № 10

Руководитель Юшина Надежда Павловна , учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 10

Родина! Кто в своей жизни всем сердцем не прочувствовал этого могучего, удивительного, трогательного и дорогого слова. Сколько прекрасных теплых слов сказано о Родине, сколько задушевных, нежных песен посвящено ей, моей Родине!

Где найдешь страну на свете, краше Родины моей?

Все края земли моей в расцвете,

Без конца простор полей!

Или:

Россия вольная - страна прекрасная,

Любимый край моя земля!

Лермонтов - верный сын своей Родины "ненавидел страну господ, страну рабов", но всем сердцем любил Родину, "её степей холодное молчание, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям".

Герцен с трогательной любовью писал: " В нашей бедной северной, долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу. И лесные виды наши не задвинулись в моей памяти ни видом Соренто, ни насупившимся Альпами, ни богато возделанными фермами Англии. Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое... что-то такое, что поётся в русском сердце. И какой славный народ живет в этих местах, селах! Мне еще не приходилось, встречать таких крестьян, как наши великорусы и украинцы".

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает всё творчество Некрасова. "Родине - мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!" На чужбине поэт тосковал, томился, творческое вдохновение совсем оставило его. Как только он возвратился в Россию, как только перо его прикоснулось к бумаге, поэт писал:

Да только здесь могу я быть поэтом.

На западе не вызвал я ничем

Красивых строф,пластических и сильных,

В Германии я был, как рыба, нем,

В Италии - писал о русских селеньях

" Не небесами чужой отчизны, я песни Родине слагал", - заявляет поэт в стихотворении "Тишина".

Некрасов страстно верил счастливое будущее своей Матери - родины, он писал:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю

Родная земля, родные края слишком дороги были Сергею Есенину:

Всем крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте Родину мою!"

Для белорусского поэта Максима Мужанина наше отечество, наша земля, наша страна дороже всего на свете:

В моей Отчизне - раздолье свету,

Светлей земли в целом свете нету!

Великий русский учёный Павлов, всю свою прекрасную жизнь посвятивший своему народу, русской науке, России, писал: " Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству". Любовь к Отечеству, к родному народу присуща каждому человеку. Но охватывает презрение и брезгливость, когда читаешь о каком - либо изменнике, о человеке, который потерял самое дорогое, яркое чувство - чувство Родины. Больно видеть молодого человека, которому Родина щедро дает всё: детсадики и школы, спортивные дворцы и стадионы, право на труд и на отдых, а взамен не получает ничего. Однажды в редакцию молодежной газеты пришло письмо Ольги Юрьевны Д из Рязани. Женщина - мать с глубоким чувством тревоги и волнения рассказывает о своем разговоре с сыном. На её замечание, что Родина - самое дорогое для человека и, что Родину нужно любить, юноша развязно ответил: "Родина,Родина - это всё, мама, сентиментальные люди придумали. Жить везде хорошо, где хорошо живется. Во всех странах солнце одно и то же, и трава везде зеленая". Что это? Уже сложившееся мировоззрение или уже законченный космополит? Скорее, в нем следует видеть незрелость мнений молодого человека. И все же это настораживает. Не случайно встревожилась мать: ведь человек без чувства Родины - неполноценная личность, способная на самое страшное предательство. У подлинного патриота чувство Родины выше личной привязанности и даже родительской любви. Гоголь в бессмертной повести "Тарас Бульба" нарисовал потрясающую картину, когда Тарас, человек огромной воли и любви к своим детям, убивает сына - изменника. Максим Горький ярко, живо показывает силу патриотических чувств итальянского народа в "Сказках об Италии". Мать убивает сына - предателя Родины: " Я сделала ждя Родины все, что могла", - говорит она над его трупом. Потерявший отчизну, предавший Родину или просто порвавший с ней человек обречён на вечное одиночество. В столице Швеции, в Стокгольме, к группе русских моряков подошел мужчина средних лет и назвал себя русским. До войны проживал в Белоруссии. В годы войны он короткое время сотрудничал с немцами. Отступление. Сначала Западная Германия, Латинская Америка, Швеция. И здесь, на чужбине, вдали от своей Родины, остро почувствовал своё одиночество. На первый взгляд кажется, что у него есть всё: неплохая работа, приличный заработок, жена, дети, благоустроенная квартира. Но у него нет главного - Родины. Человек без Родины, что может быть страшнее в жизни? Тоска по Родине, по родному дому, по родной земле, беспрерывно терзает и разъедает душу уже немолодого человека. "Я не нахожу себе места, - говорит он, - особенно после того, как в космос полетел Юрий Гагарин. Здесь, на чужбине, я почувствовал, что потеряв Родину, я потерял всё". Моряки предложили ему вернуться на Родину. "Нет, уже поздно. Это нужно было делать раньше. Но я сделаю всё для того, чтобы мои дети обрели Родину". Человек вне Родины всё чаще мысленно обращается к родным краям и к дому.

В период революционных событий много русских покинуло Россию. С первых лет эмиграции эти люди начинают чувствовать никчемность своего существования, остро переживать оторванность от своего народа и страшную тоску по России. В письме к своей сестре из Парижа русский писатель Куприн писал: "Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня, приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах! Меня всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки. И нигде ещё, бывая за границей, я не чувствовал такого голода по Родине... Если уже говорить о том Париже, который тебе рисуется и представляется, то я его ненавижу". Репину в эти же годы он писал: "Чем дальше я отхожу во времени от Родины, тем болезненней скучаю и тем глубже люблю... Знаете ли чего мне не хватает? Это двух-трёх минут разговора с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским башунком, с владимирским плотником, с мещерским кузнецом. Я изнемогаю без русского языка". И когда Куприн в 1937 году возвратился на Родину, то его невозможно было узнать, настолько он выглядел изможденным и хилым, словно после тяжелой болезни. Чувство тоски по Родине до конца дней испытывал и другой представитель русской интеллигенции - талантливый писатель Иван Бунин. Он всё время думал о Родине, мысленно видел её поля, леса, просторы, в одном из своих стихотворений он писал:

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать "прости" родному дому.

Особенно обострилось чувство любви к своему отечеству у рядовых представителей русской эмиграции в период, когда над Советским Союзом нависли смертельные тучи фашизма. Эмигрантский поэт Георгий Раевский писал:

Да, какие пространства и годы

До тех пор не лежали меж нас.

Мы детьми одного народа

Оказались в смертельный час.

Активно участвуя в антифашистском движении Сопротивления, проявляя порой чудеса героизма, русские люди находились вдали от Родины, защищали всё же своё Отечество.

На русском кладбище в Селт - Женевьев - де - Буа рядом с могилами русских воинов, сражавшихся в рядах французских партизан, покоится прах княгини Оболенской. Это была молодая, красивая женщина, любившая со вкусом одеваться и часто блиставшая на эмигрантских балах. Во французском движении "Сопротивление" она выдвинулась как отважная, находчивая связистка, и заслуги были отмечены впоследствии в приказах о посмертном награждении её самыми высокими французскими орденами. Гитлеровцы арестовали её и приговорили к смертной казни. Ей было предложено подписать просьбу о помиловании. На это Оболенская ответила: "Не подпишу, я никакой милости не хочу от немцев". Ей отрубили голову.

Родина, народ, его быт и культура являются той средой, которая питает человеческие таланты, позволяет им развиваться и в полной мере обнаружить себя. Талант, оторванный от Родины, увядает и погибает.

Знаменитый русский композитор Рахманинов 25 лет прожил в Америке и за это время он написал намного меньше, чем за последние 15 лет, прожитые в России. "Уехав из России, - говорил он -, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя". А ведь это он сказал: "Ты пиши о чём захочешь, лишь бы только о России".

В годы В.О.В. композитор с глубоким волнением следил за героической обороной своего народа и с болью в сердце воспринимал временные неудачи Незадолго до смерти Рахманинов передал советскому консулу деньги для лечения раненых советских бойцов.

Человеком больших страстей был замечательный русский шахматист, чемпион мира - Алёхин. Но осознание того, что он на чужбине, а не у себя дома, что только на Родине его могли признать по-настоящему, надломило его, лишило внутренней опоры, он проиграл голландскому шахматисту Эйне, и окончательно потерял себя. Тоска по Родине, воспоминания о прошлом, неприязнь к окружающему не способствует развитию таланта. Любовь к Родине, своему народу, самое сильное, самое благородное чувство человека. "Важно только одно: любить народ, Родину, ему жить ей сердцем и душой", - Некрасов

Да, есть слова глухие,

Они мне не родня,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

Они других красивей -

С могучей буквы "Р"

Ну, например, Россия,

Россия, например!

(Прокофьев)

Россия! Это слово одни произносят с гордостью, другие с надеждой, третьи со страхом. Россия! Великие просторы, большие и сильные люди. Это здесь, на русской земле, родились Ломоносов и Державин, Крылов и Пушкин, Тургенев и Толстой, Горький и Шолохов, Сеченов и Павлов, Глинка и Чайковский, Гагарин и Терешкова. Это русский народ ни один раз спасал мир от нашествия и порабощения. Здесь, на русской земле, родились и сражались с псами - рыцарями и татарами Александр Невский и Дмитрий Донской, здесь разбил Наполеона Кутузов, великий полководец земли русской. На русской земле, в России, впервые увидели люди счастье свободы, впервые построили свободное государство свободных людей.

Здесь, на русской земле, была разбита бронированная машина фашистской Германии. С тяжелым сердцем, со стиснутыми зубами прошёл 41 год по нашей Родине. И только в глубине души у каждого советского человека, любящего свою Родину, оставалась непоколебимая вера: "Мы сдюжим! Выстоим! Победим!" И победили! Поднялся во весь рост наш народ - гигант, народ - богатырь, поднялся и свалил врага, размахнувшись со всей силой. Вчерашние школьники, осаждали военкоматы, требуя послать их на фронт. Это о них, юных солдатах, принявших на себя первый и самый тяжёлый удар, сложены строки песни:

Мальчишки, мальчишки, вы первыми ринулись в бой,

Мальчишки, мальчишки, страну заслоняли собой.

На фронтах, в тылу у врага, в страшных лагерях смерти, на заводах и полях все советские люди ковали победу. Поэты в проникновенных строках стихов и песен выразили чувства, которые владели каждым из них соотечественников в те годы. К. Симонов в стихотворении, посвященному Алексею Суркову писал:

Нас пули с тобой пока еще минуют,

Но трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что сражался на ней мне завещанно,

Что русская мать на свет родила.

Что в бой провожая, нас русская женщина

По - русски три раза меня обняла.

Эти стихи вызывают чувство гордости за свой народ и горячее желание бороться с врагами. И боролись все, даже дети. В начале 1942 года Лёня Голиков вступил в партизанский отряд. В это время Ленинград задыхается во вражеской блокаде, в городе царил страшный голод, но люди не сдавались. Лёня помогал своим товарищам собирать продукты ленинградцев. Однажды Лёня оказался недалеко от шоссе. Он увидел, что по дороге едет немецкий штабной автомобиль. Мальчик подбил машину гранатой. Из машины выскочил немецкий генерал, который, отстреливаясь, пытался скрыться. Но Лёня убил врага и овладел ценными документами, которые были отправлены в Москву. Вскоре из столицы нашей Родины пришел шифр, в котором предлагалось представить к награде - к присвоению звания "Герой Советского Союза" всех участников операции по захвату документов. А участник то был один - Лёня Голиков, которому только что стукнуло 14 лет. Жизнь Лёни - это красивый подвиг, который он совершил во имя Родины.

В октябре 1941 года лётчик Захар Сорокин вылетел с группой истребителей на выполнение боевого задания. В жестокой схватке было сбито несколько немецких бомбардировщиков. Машина Сорокина тоже получила повреждения, и сам он был ранен. С трудом он посадил её на люду небольшого северного озера. И вдруг Сорокин услышал: "Русс, сдавайся!". Оказалось, что неподалёку приземлился немецкий самолет; и фашист двигался к Сорокину. Выстрел, и фашист сражён меткой пулей. Но следом за ним бежал второй вражеский лётчик с догом. Опять выстрел, и дог упал на спину, завертелся, царапая лапами снежный настил. Захар взвёл курок, но оружие отказало. Враг оказался сильнее, чем ожидал Сорокин, ударом финки он рассёк Сорокину щеку, повредил челюсть. Но бывший кузнец из Тихорецка, обладая железными мускулами, молниеносным ударом опрокинул немца, а потом, перезарядив пистолет, убил его. Над озером была пурга. Куда идти? 6 суток шёл Сорокин, пока его, израненного, с обмороженными ногами встретили морские артиллеристы. Ступни пришлось ампутировать. А потом упорные хлопоты, чтобы ему инвалиду, разрешили вернуться в строй. Весной 1943 Сорокин вернулся в свой осиротевший сафоновский полк: дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова, командира авиополка, уже не было в живых. Его сбил фашистский ас с бубновым тузом на хвосте. С тех пор Сорокин видел почти каждую ночь проклятого фашиста с черным крестом. В одно апрельское утро Сорокин встретился в воздухе с ним, искусным противником. Удар - и враг стал пикировать на землю. Приземлился и затем умудрился пройти на лыжах почти 100 километров, пока его не задержали пограничники. Командир полка вызвал Сорокина полюбоваться подбитой им "пташкой". Фашистский ас даже не посмотрел в сторону человека в летной форме. "Объясните этому Мюллеру, кто его сбил", - сказал командир переводчику - майору. Гитлеровец посмотрел на Сорокина и отрицательно затряс головой: "Это не он!" Меня сбил американский очень-очень опытный". Но Сорокин убедил и доказал, где и когда, при каких обстоятельствах был подбит самолет Мюллера. "А теперь снимите унты, Сорокин, покажите ему свои ноги", - попросил командир. Когда Сорокин снял унты и показал фашисту обрубки ступней, тот чуть не расплакался. Значит, его победил не просто "молокосос", его победил инвалид. Сорокин сбил 18 самолетов противника и удостоен звания Героя Советского Союза. Сорокин повторил подвиг Мересьева, о котором американский гость с удивлением заметил: "Он сделал большой бизнес и не бросил службу? Как это можно так? Не верю!" Американец решил познакомиться с Мересьевым. Когда он убедился, что в книге "Повесть о настоящем человеке" всё написано на основе фактов, журналист только развел руками: "Какой удивительный человек. Конечно, он на свете единственный...Странный характер!" Американец так и не мог понять, что Мересьев не делал никакого бизнеса, что он служил Родине так, как ему подсказывало сердце, и что на свете он не единственный, что подвиг, подобный подвигу Мересьева, повторили десятки советских людей.

Легендарный разведчик Н.И.Кузнецов, отправляясь в тыл врага с заданием уничтожить фашистского тирана Украины Эрика Коха, писал: " Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, что отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя её освобождения от немецких захватчиков, я сделаю это". И он, действительно, пожертвовал жизнью во имя великой любви к Родине.

В феврале 1943 года на артиллерийском полигоне Ордруд, вблизи города Веймар генерал - инспектором производились испытания новых противотанковых пушек, которые по замыслу фашистов должны были приостановить продвижение советских боевых машин. На полигоне находился танк Т-34, и гитлеровский офицер принял решение сделать из него живой макет. Из концлагеря был доставлен пленный русский танкист, фамилию которого так и не удалось установить. "Капитан, - обратился к советскому офицеру Гудериан,- в ваше распоряжение даётся танк, на котором вы должны пройти под обстрелом наших новых пушек по всему полигону 16 километров. Если удаётся провести машину невредимой, обещаю вам жизнь, свободу и возвращение к своим".

И советский офицер прошел эти 16 километров смерти, но не во имя собственной жизни, а во имя победы над врагом. Проявив искусство вождения танков, советский офицер сумел погасить шквал огня противотанковых пушек и гусеницами подавить стрелявшие по нему батареи вместе с расчетами. Затем Т-34 вырвался с разгромленного полигона на шоссе и помчался на восток, но был захвачен и доставлен Гудериану. "Ты лучший танкист из тех, которых я видел",- сказал немец. Прозвучал выстрел, и капитан упал, сраженный пулей фашиста. Высокая идейность, рожденная любовью к своей Родине, своему народу, подавила в нем страх смерти и воодушевила на бессмертный подвиг.

Поднимается солнце. Розовеет, переливается под его лучами морская гладь. Простирается Сахалин. Здесь, на крайнем востоке земли, живут россияне, работают, строят заводы, выходят в море рыбаками, ударяя веслами по воде в такт песни. Это они поют о Родине: "Широка страна моя родная...". Там, где недавно была тайга, покрытая вековыми деревьями, работают доменные печи, слышится шум заводов - гигантов - это их руки радуют нашу Родину!

Седой Урал! Сколько богатств в твоих недрах, сколько заводов построено на тебе русскими людьми! Сколько еще будет построено! Кипит громадная работа! Спасибо тебе, наш человек!

Голубые волны широкой реки... Это Волга, великая река России, воспетая Некрасовым, что сравниться с тобой, с твоей красотой? Здесь, на волжских просторах родились чудные наши герои, насмерть стоявшие у Сталинграда. Не видала Волга немецкого сапога: только плыли по воде трупы тех, кто пришел к нам с мечом, тот от меча и погиб.

Цветет Кубань, качаются подсолнухи под ветром, кланяются солнцу свободному. Колосится, шумит, наливается колосом золотая кубанская пшеница, радостно приветствуя тех, кто трудится для Родины.

Звенят песни от Дуная до Белого моря, заливаются соловьями хлопцы и девушки Украины, вспахивая широкие степные просторы, где шумит густая рожь, цветут между нею голубые васильки, кивая тому, кто свой героический труд посвящает Родине.

Через сотни километров приветствует город - Севастополь, Новороссийск, Одесса, Брест, Санкт-Петербург, Волгоград. Здесь по-русски, до конца стояли наши герои, здесь лилась реками кровь, здесь рушились стены, горел камень, земля превращалась в пепел и только ты, богатырь Великой русской земли, выстоял, победил. Из пепла, развалин начала подниматься новая жизнь, добытая ценой нечеловеческих страданий.

И цветут теперь города-герои, украшая нашу Родину, и любуется русский человек своим умением и талантом. Спасибо же за щедрость твоего ума, за мужественное сердце, наш труженик!