Тест на определение доминирующего типа восприятия. Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

Все люди учат по-разному. Кому-то легче запоминать информацию на слух, кому-то проще прочитать текст. Существует несколько типов восприятия: через зрение, через слух, через касание и через коммуникацию. Когда мы учим иностранный язык, мы задействуем все эти органы восприятия, однако у каждого человека один тип восприятия обязательно преобладает перед другими.

Знакома ли тебе ситуация, когда учитель подает весь материал по одному и тому же сценарию, который абсолютно тебе не подходит? Ты тщетно пытаешься запомнить или понять какое-то правило, но напрасно. Учеба дается с трудом. Кажется, что ты бездарен и что это просто не твоё.

На самом деле это не так. Возможно учитель просто не учитывает разные типы восприятия людей. А это очень важный момент в обучении.

Психологи выделяют четыре основных типа восприятия:
  • аудиальный (восприятие на слух)
  • визуальный (восприятие зрением)
  • кинестетический (восприятие касанием и эмоциями)
  • коммуникативный (восприятие через общение)

Обучение в любой области будет наиболее эффективным, если в нем будут учитываться все четыре типа восприятия. Потому что, так или иначе, мы обучаемся через все четыре типа. Однако у каждого человека есть один доминирующий тип. Этот тип восприятия и будет важным фактором для успешного обучения.

Мне как визуалу нелегко пришлось во время учебы в вузе: я ничего не могла понять из лекций. Я хуже усваиваю информацию на слух, чем глазами, особенно в таких количествах, как полуторачасовая лекция. Соответственно, с предметами, которые проходили в форме лекций, у меня была большая проблема. Как же было бы проще, если бы эти лекторы выпустили книгу!

Однако не всем сокурсникам было так плохо, как мне, потому что есть и другой тип людей — аудиалы. Им проще послушать, чем почитать. Другие лучше всего усваивают материал на семинарах или тренингах во время бурных дискуссий и интенсивного общения.

Узнать свой тип восприятия — важный момент и для изучения иностранного языка. Интересно, почему некоторые могут без проблем выучить список слов, написанный на одной бумаге, а другие справляются лишь тогда, когда выпишут слова на ? Для каждого типа восприятия есть своя методика.

Пройди тест на восприятие и узнай свой тип.

Тест состоит из 16 вопросов. Самое важное — отвечать быстро, не раздумывая слишком долго. Если долго думать над ответом, то вскоре все варианты могут казаться подходящими. Поэтому важно выбрать тот ответ, который понравился самым первым.

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике?

Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Краткий экскурс в историю психологии.

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия?

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Практическая польза знаний о своем типе восприятия.

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

.

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день. Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
- Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
- Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.

Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия – это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

Визуальный канал восприятия : 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия : 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия : 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
13 и более – высокий;
8-12 – средний;
7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения , например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет ) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы
Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", "надо проанализировать ситуацию", "итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты


Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.

По мнению психологов, люди воспринимают мир по-разному в буквальном смысле слова. И это касается не только разницы в мировоззрениях или религиозных убеждениях. Просто для одного мир - прежде всего звуки, для другого - картинка, для третьего - ощущения. Сейчас выделяют в отдельную группу и тех, кто воспринимает окружающую действительность как чистый поток информации, материал для логического анализа.

Три способа восприятия мира

Среди людей встречаются дигиталы, визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика каждого типа основывается на его способе восприятия мира. Для визуалов это прежде

всего картинка, изображение. Если попросить визуала рассказать о прогулке по парку, то он прежде всего вспомнит цвет осенней листвы, голубизну неба и причудливые очертания старого дерева. Он расскажет, что он видел. А вот холодно было или тепло, пели птицы или нет - для визуала это не так важно.

Аудиал, наоборот, обратит внимание прежде всего на звуки. Беседа с товарищем, шелест листвы, пение птиц - вот то, что он вспомнит, рассказывая о прогулке. Кинестетик воспринимает реальность как ощущение: теплые лучи солнца, мягкий мох, жесткие стебли травы.

Новшество в классификации

Самый редкий тип - дигиталы. Психологи начали включать его в списки типирования не так давно, раньше там фигурировали только визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика дигиталов довольно своеобразная и даже в определенном смысле спорная. Это люди, которые воспринимают мир в виде логической картины, четкой

структурированной схемы. Для аудиала беседа, общение - это голос и интонации, для визуала - одежда и мимика партнера, для кинестетика - прикосновения. Дигитал прежде всего воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений.

Спорность выделения этих людей в отдельную группу очевидна. Классическое определение строится на доминировании одного конкретного органа чувств. Логику, мышление к органам чувств отнести нельзя, это способ обработки информации, а не ее восприятия. Добавлять в данную классификацию дигиталов - то же самое, что добавить к перечню «большой, средний, маленький» еще и «круглый». Ведь это тоже характеристика предмета.

Впрочем, психологи, которые придерживаются точки зрения, что тип дигитала имеет право на существование, всегда уточняют, что таких людей очень мало. Это, скорее, исключение, чем правило.

Внешние различия психотипов

Определить, аудиал человек, визуал или кинестетик, можно даже на основании внешних наблюдений.

Аудиалы много и охотно говорят, всегда внимательно слушают, хотя они могут не смотреть на собеседника. Это не проявление антипатии, просто им не важна визуальная составляющая информации. Аудиалы чутко улавливают малейшие оттенки интонации, могут обидеться только на слишком грубую интонацию (хотя, к примеру, кинестетик и внимания на такую мелочь не обратит). Визуалы, наоборот, глаз с

собеседника не сводят. Они всегда отметят новую прическу или удачное сочетание цветов в одежде. Их мнение о собеседнике основывается на внешнем впечатлении. Одежда, мимика, жесты - все это очень важно для визуалов. А вот слушать они могут невнимательно, как, впрочем, и кинестетики. Это нормально для подобных психотипов.

Кинестетики во время беседы много двигаются, жестикулируют. Пожалуй, именно они - самый грациозный психотип. Ведь движение, ощущение тела во время него - это их стихия. Ответ на вопрос «как определить кинестетика» очевиден. Потому что именно такой тип всегда старается прикоснуться к собеседнику: похлопать его по плечу, дотронуться до руки. Это вовсе не посягательство на личное пространство. Просто кинестетики именно так ощущают мир.

Зачем нужно знать свой тип

Существуют сотни тестов для определения типа личности. Чтобы узнать это, достаточно ответить на пару десятков вопросов. Аудиал, визуал или кинестетик? Тест легко определит, каким типом восприятия обладает человек. Ничего общего с тестами

«Какой вы персонаж книги» или «Кто вы в мире животных» у этого опросника нет. Информация о типе восприятия имеет большое практическое значение. Ведь от этого зависит, к примеру, предпочтительный способ обучения.

Аудиалы легче запоминают материал на слух, визуалам нужна наглядная информация. Кинестетики лучше справляются с задачами, имеющими отношение к предметному миру. Характеристика кинестетика предполагает, что возможность прикоснуться, ощутить объект для них - основной способ познания мира. Поэтому абстрактные предметы даются кинестетикам с трудом.

Типы восприятия информации и обучение

Тесты на определение типа восприятия информации рекомендуют проводить в детских садах и школе. Так можно узнать, как лучше донести до детей учебный материал. Впрочем, вряд ли это скажется на способе преподавания. Даже если учитель готов изменить привычный метод подачи материала, наверняка окажется, что в классе есть представители каждого типа, а значит, нужно просто разнообразить уроки, используя и устные объяснения, и наглядные материалы.

Но это и без тестов ясно. А вот родители могут применить полученную информацию с пользой. Домашняя проработка материала может строиться уже на базе этого знания. Ребенок-кинестетик лучше усвоит урок, если у него будет возможность использовать материальное воплощение теоретического знания. Тут пригодятся и счетные палочки, и учебные модели. Объясняя ему, как именно Земля вращается вокруг Солнца, лучше не искать обучающее видео, а взять яблоко и лампу. Пускай ребенок сам попробует сделать на яблоке-"планете" ночь и день, потрогает теплый «летний» бочок и холодный «зимний». Кинестетики это понимают намного лучше, чем любое объяснение.

Методы усвоения нового материала

Чтобы усвоить новую информацию, аудиалы обычно проговаривают ее вслух. Попросить такого человека замолчать нельзя - он просто не запомнит то, что нужно выучить. Визуалы стремятся запомнить, как выглядит страница учебника, вплоть до картинок. А вот кинестетики это вряд ли оценят, такой способ усвоения материала для

них бесполезен. Для этого психотипа важно ощущение. Поэтому во время работы над материалом они ходят взад-вперед, что-то вертят в руках или теребят. В мультфильме «Утиные истории» у главного героя Скруджа Макдака была специальная комната для размышлений. В ней он ходил по кругу, раздумывая над решением очередной проблемы. Даже тропинку протоптал. Этот герой - пример классического кинестетика. Заставлять представителя данного психотипа сидеть спокойно бесполезно. Это не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его.

Роль типов восприятия в конфликтах

Взрослым эта информация тоже не помешает. В пылу семейных ссор хорошо помнить, что оппонент вовсе не холодный, равнодушный и бесчувственный. Возможно, он просто иначе воспринимает мир. В ситуации, когда у жены психологический тип «кинестетик», а у мужа - «аудиал», найти взаимопонимание довольно сложно. Мужчина будет считать, что раз женщина мало с ним разговаривает или разговаривает, но каким-то «не таким» тоном, значит, чувства угасают. В то же время партнерша просто не услышит все слова «я тебя люблю», пропустит их мимо ушей. Зато обратит внимание на то, что муж не обнимает ее, не держит за руку, не прикасается нежно.

Как найти общий язык представителям разных психотипов

Партнеры сообщают о своих чувствах, но каждый - на своем языке. Но услышать, понять друг друга они не могут. Единственный выход в этом случае - компромисс. Партнер сколько угодно может убеждать себя, что если он не получает нужного подтверждения своим чувствам, но оно все равно есть, просто для него оно «невидимо». Эмоциональный голод ни к чему хорошему не приводит. Человеку нужно действительно чувствовать себя любимым, а не просто теоретически понимать истинность этого утверждения.

Потому партнеры должны учитывать потребности друг друга. Аудиалам о своих чувствах нужно говорить вслух, без этого полный контакт невозможен. Кинестетикам нужны прикосновения. Так почему бы просто не взять партнера за руку, если это так важно? Нужно просто вспомнить такой нюанс. Кинестетики это обязательно оценят.

Можно найти общий язык с любым психотипом. Главное - учитывать потребности друг друга и понимать, что партнер видит мир немного иначе.