Удивительный мир папирусов из египта. Сокровища из гробницы

Мы уже сегодня читали с вами Тутанхамона, а теперь давайте все таки ознакомимся с традиционной.

Лорд Карнарвон, типичный английский аристократ, был человеком увлекающимся. Страстный охотник, потом любитель дерби, затем спортсмен-автомобилист, поклонник аэронавтики, оказавшись из-за болезни лишенным всех прежних увлечений, он обратился к своему другу, директору египетского отдела в Британском музее У. Баджу, с просьбой посоветовать какое-либо интересное занятие, где не требуется физических усилий. Полушутя У. Бадж привлек внимание лорда Карнарвона к египтологии. А заодно подсказал имя Говарда Картера — молодого профессионального археолога, работавшего с известными учеными Питри и Дэвисом. То же имя назвал ему и Г. Масперо, директор Египетского музея в Каире...

Удивительным стечением обстоятельств и блестящим совпадением двух рекомендаций начинается эта история, полная загадок и тайн. История, которая до сих пор будоражит умы людей.


История открытия гробницы

Теодор Дэвис, открывший много царских гробниц, имел концессию на раскопки в Долине царей. В 1914 году, считая, что вся Долина уже перекопана и вряд ли возможна какая-либо серьезная находка, Дэвис отказался от концессии в пользу Карнарвона. И Масперо предупредил лорда, что копать в Долине царей — дело безнадежное и дорогостоящее. Но английский безумец верил в одержимость Г. Картера! Тот хотел во что бы то ни стало откопать гробницу Тутанхамона. Он почти вычислил ее местонахождение! Дело в том, что в разное время, работая с Дэвисом, Картер нашел фаянсовый кубок из гробницы, изломанный деревянный ларец с золотыми листочками, на которых начертано имя Тутанхамона, и глиняный сосуд с остатками льняных повязок — их забыли жрецы, бальзамировавшие труп фараона. Все три находки указывали на то, что гробница рядом, что она не расхищена, как многие и многие усыпальницы египетских царей.

Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трех находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он ока-зался не очень большим и находился между тремя могилами — Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришелся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет — вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня.

В первый год Картер наткнулся на остатки неизвестных стен. Оказалось, это руины домов, где жили резчики, каменотесы и художники, занятые работой над царской гробницей. Стены стояли не на скальном грунте, а на щебне, извлеченном из скалы во время строительства гробницы Рамзеса VI. Уважив последнего. Картер решил отодвинуть свою славу на шесть лет: он перенес раскопки щебня, оставив руины стен нетронутыми. К этому его подвигло желание не мешать многочисленным экскурсиям, ибо раскопки загромоздили бы и без того узкий проход к уже открытой и обследованной гробнице Рамзеса. Наконец, намеченный к расчистке треугольник был полностью освобожден от щебня. Однако следа искомой могилы археолог не обнаружил. Карнарвон, вложивший множество средств в это рискованное мероприятие, склонен был отказаться от задуманного. Больших усилий отчаявшемуся археологу стоило уговорить лорда продолжить поиски — "всего один сезон". Умеющий уговаривать Картер убедил аристократа.

На этом недатированном снимке Говард Картер - археолог, открывший гробницу Тутанхамона - исследует его саркофаг. Знаменитый египетский фараон страдал волчьей пастью и косолапостью, так что он, скорее всего, ходил, опираясь на трость. (AP Photo/File)

Вот записи из его дневника:

"Началась наша последняя зима в Долине. Шесть сезонов подряд мы вели здесь археологические работы, и сезон проходил за сезоном, не принося результатов. Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали мириться со своим поражением и готовились оставить Долину... "

3-го ноября 1922 года рабочие стали сносить стены бараков, оставленные Картером в 1917-м. Снося стены, они убирали и метровый слой щебня, находившийся под ними.

Ранним утром 4 ноября над Долиной вдруг установилась интригующая тишина. Картер немедленно помчался туда, где возле свежей ямы столпились рабочие. И он не поверил своим глазам: из-под щебня показалась первая ступенька, высеченная в скале.

К ним вернулся энтузиазм, и работы ускорились. Ступень за ступенью продвигалась группа к основанию лестницы. Наконец, вся лестница была свободна, и показалась дверь, заложенная камнями, замурованная и снабженная двойной печатью. Разглядывая оттиски печати, Картер с огромной радостью обнаружил царскую ее принадлежность: некрополь с изображением шакала и девяти пленных. Уже это давало надежду, что грабители не добрались до гробницы. Само ее расположение и обстоятельства раскопок говорили о том, что, видимо, о ней все давно забыли: каменотесы поленились унести от чужой усыпальницы щебень, выбиваемый из скалы, и сваливали его сначала на вход в усыпальницу Тутанхамона, а позже — и поверх него. Жрецам же, неусыпно охранявшим входы, это оказалось на руку, поскольку меньше оставалось вероятности, что грабители вспомнят о богатой гробнице. А если и вспомнят, перелопатить столько щебня, чтобы влезть в могилу, врагу не пожелаешь. Потом о гробнице забыли и сами жрецы... А позднее над этой гробницей построили дома для рабочих, трудившихся в Долине, тем самым окончательно похоронив и "засекретив" место усыпальницы юноши-фараона.

В верху кладки Картер проделал небольшое отверстие и, посветив в него, заглянул вовнутрь. Он ничего не увидел, кроме камней и щебня. Груды возвышались до самого потолка. Разуверившегося лорда Карнарвона не было не только в Долине царей, но и в Египте. Картер послал ему в Англию телеграмму. "Наконец, — говорилось в ней, — вы сделали чудесное открытие в Долине: великолепная гробница с нетронутыми печатями вновь закрыта до вашего приезда. Поздравляю".

"То был волнующий момент для археолога, — писал Картер. — Совсем один, если не считать местных рабочих, после долгих лет тщательных усилий я стоял на пороге того, что могло быть великолепным открытием. Все, буквально все, что угодно, могло находиться за этим входом, и понадобилось все мое самообладание, чтобы не взломать кладку и не приступить к немедленным исследованиям ".

Чтобы не искушать себя и для большей сохранности, Говард Картер вновь засыпал лестницу, поставил наверху охрану и стал ждать Карнарвона. Лорд Карнарвон и его дочь леди Эвелин Герберт прибыли в Луксор 23 ноября. Доктор Алан Гардинер, которого Карнарвон пригласил с собою в поездку, обещал прибыть в первых числах нового года. Доктор Гардинер — знаток папирусов, и его знания могли пригодиться при вскрытии гробницы, ибо первооткрыватели надеялись обнаружить в ней множество надписей, а возможно, и свитки. Когда лестницу вновь очистили, археологи пригляделись, наконец, к печатям. Несомненно, одна из них была царской, а другая жреческой: оттиск печати стражей некрополя. Значит, воры все же побывали в усыпальнице. Впрочем, если бы гробница была целиком ограбленной, не имело бы смысла вторично запечатывать ее. Но это обстоятельство сильно испортило настроение Картера, пока расчищали идущий с востока на запад коридор длиною в 27 футов. 26 ноября археологи обнаружили второй замурованный дверной проем.

Картер писал:

"Наконец мы увидели полностью расчищенную дверь. Наступил решающий момент. Дрожащими руками я проделал узкую щель в верхнем левом углу каменной кладки. За нею была пустота, насколько я мог определить железным щупом... произвели пробу воздуха на пламя свечи, на предмет скопления опасных газов, а затем я немного расширил отверстие, просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора. Сначала я ничего не разглядел, потому что поток горячего воздуха из гробницы задувал свечу. Но постепенно глаза мои привыкли к мерцающему свету, и передо мной из полумрака начали возникать странные животные, статуи и... золото — повсюду сверкало золото! На какое-то мгновение — тем, кто стоял рядом со мной, оно показалось вечностью! — я онемел от изумления. Наконец лорд Карнарвон с волнением спросил:

— Вы что-нибудь видите?

—Да, — ответил я. — Чудесные вещи... "



Печать на двери гробницы

Сокровища гробницы

Сотни предметов находились в помещении, впоследствии названном Передней комнатой, в полнейшем беспорядке, "как ненужная мебель в чулане", по меткому выражению сэра Алана Гардинера. И только две фигуры в полный рост, симметрично взаимонаправленные, стояли по обеим сторонам замурованного и запечатанного дверного проема, что находился по правой стене. Фигуры были из дерева, пропитанного чем-то вроде асфальта, раскрашенные черными и золотыми красками, на лбу у них были царские уреи, а в руках — золотые жезлы. Каждая из фигур опиралась на длинный посох. После осмотра содержимого Передней комнаты Картер и Карнарвон поняли значение замурованного входа:

"За запечатанной дверью были другие покои, может быть, целая анфилада, вне всякого сомнения... мы должны были увидеть останки фараона".

Один из коллег Картера писал не менее взволнованно:

"Мы увидели нечто невероятное, сцену из волшебной сказки, великолепную сокровищницу из оперных декораций, воплощение снов творящего композитора. Напротив нас стояло три царских ложа, а вокруг них сундуки, ларцы, алебастровые вазы, обитые золотом кресла и стулья — нагромождение сокровищ фараона, который умер... еще до того, как Крит достиг расцвета, задолго до рождения Греции и зачатия Рима, — с тех пор прошло больше половины истории цивилизации... "

Постепенно выявлялись другие подробности: скорее всего, грабителей застали на месте преступления, и они, побросав все, что нахватали, в спешке и беспорядочно бежали, не успев причинить большого вреда. Но не менее беспорядочно поступили жрецы: торопливо засунув обратно в сундуки царские одежды и предметы, из которых мелкие ссыпали туда же, хотя хранились они явно в других ларцах, стражи некрополя столь же поспешно покинули гробницу и замуровали вход в нее. Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнет извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца.

Тем временем в Каире к Египетскому музею стали пристраивать специальное отдельное крыло для работы и хранения новой экспозиции. От Службы древностей Картер получил специальное разрешение использовать усыпальницу фараона Сети II как лабораторию и мастерскую. В нее переносили по одному предметы из гробницы, предварительно обрабатывали и отправляли в Каир. Были привлечены к работе другие археологи — Литгоу, куратор Египетского отдела Метрополитен-музея; Бертон — фотограф; Уинлок и Мейс, тоже из Метрополитен-музея; рисовальщики Холл и Хаузер, Лукас — директор египетского департамента химии. Алан Гардинер прибыл для расшифровки надписей, ботаник профессор Перси Ньюберри — для б определения цветов, венков и других найденных в гробнице растений.

В Передней комнате обнаружили более шестисот предметов, и все они были тщательнейшим образом описаны и зарисованы самим Картером.

Многое, с чем столкнулся Г. Картер, было впервые. Первый нетронутый царский гроб, первая по количеству предметов коллекция, первый... ажиотаж вокруг раскопок, поистине всемирный! Ни разу археологи не сталкивались с этой проблемой: сотни репортеров, толпы посетителей, мешающие работать. Мировая пресса публиковала свои выводы на ту или иную тему — вплоть до того, что "Тутанхамон является тем самым фараоном, при котором произошел исход евреев из Египта". Позволил себе далеко идущие выводы и В. Викентьев, писавший с места событий в Москву. По-своему растолковав зажатость помещения гробницы, он решил, что Тутанхамон был перезахоронен, и не единожды — по примеру неприкаянного Рамзеса III, которого жрецы переносили с места на место три раза! Он даже нашел единомышленников якобы в лице Борхардта, Ранке и Бенедита. И при этом путался в именах фараонов и жены Тутанхамона Анхесенпаамон...

Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь.


Детальное фото гробницы Тутанхамона, правившего Египтом с 1358 по 1350 гг до н.э. (AP Photo)

О вскрытии "Золотого Чертога" рассказывал сэр Алан Гардинер:

"Когда Картер снял верхний ряд кладки, мы увидели за ней стену из сплошного зелота, во всяком случае, так нам показалось на первый взгляд. Но, когда была убрана вся кладка, мы поняли, что видим одну сторону огромного внешнего Ковчега. Мы знали о таких ковчегах по описаниям в древних папирусах, однако здесь он был перед нами. Во всем своем сине-золотом великолепии он заполнял все пространство второй комнаты. В высоту он почти достигал потолка, а между его стенками и стенами комнаты оставалось не более двух футов. Сначала внутрь вошли Картер и Карнарвон, протискиваясь сквозь узкое пространство, и мы ждали, пока они вернутся. Когда они вышли, оба изумленно всплеснули руками, не в силах описать, что они увидели. За ними последовали другие, пара за парой. Помню, как профессор Лако сказал мне с усмешкой: "А вам лучше не пробовать: слишком уж вы... солидный ". Тем не менее, когда пришла моя очередь, я вошел во внутреннюю комнату с профессором Брэстедом. Мы протиснулись между стенами и ковчегом, свернули налево и очутились перед входом в ковчег с большой двустворчатой дверью. Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с еще не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвертом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год ".

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

"В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Когда были завершены все подготовительные работы, Картер стал открывать сам ковчег. Как уже говори- лось, внутри был вставлен еще один, по убранству ничуть не уступающий внешнему, а, сорвав царские печати, археолог нашел еще два ковчега, один в другом, и они были не менее прекрасны, чем первые два. Открыв и их, Картер коснулся царского саркофага. Саркофаг был сделан из желтого кварцита и стоял на алебастровом постаменте. Крышка саркофага была изготовлена из розового гранита. Камнерезы постарались: горельефы с четырех сторон изображали охраняющих саркофаг богинь, обнимающих его руками и крыльями.

Три месяца разбирались четыре ковчега. Мастера соединили их части при помощи крюков и ушек. Чтобы вынести ковчеги, Картеру пришлось разрушить целую стену, отделявшую "Золотой Чертог" от Передней комнаты. Гроб покоился под льняным саваном, от времени сделавшимся бурым. Система блоков подняла тяжелую крышку саркофага, и саван был тоже убран. Присутствующие стали очевидцами ослепительного зрелища: выструганный из дерева золоченый гроб по форме повторял мумию и сверкал, будто был только что сделан. Голова и руки Тутанхамона были изготовлены из толстого листа золота. Глаза из вулканического стекла, брови и веки из стеклянной массы бирюзового цвета — все выглядело "как живое". Орел и аспид были обозначены на лбу маски — символы Верхнего и Нижнего Египта. Важнейшая деталь, о которой предоставим высказаться самому археологу:

"Что, однако, среди этого ослепительного богатства производило наибольшее впечатление, — это хватающий за сердце веночек полевых цветов, который положила на крышку гроба молодая вдова. Весь царственный блеск, вся царская пышность бледнели перед скромными, повлекшими цветами, которые сохранили еще следы своих давних свежих красок. Они красноречиво напоминали нам, насколько мимолетным мгновением являются тысячелетия ".

К удивлению ученых, внутри, под крышкой гроба, оказался еще один гроб, изображавший фараона богом Осирисом. Неоценима художественная ценность его, украшенного яшмой, лазуритом и бирюзовым стеклом, а также позолоченного. А подняв вторую крышку. Картер обнаружил третий гроб из толстого золотого листа, целиком копирующий фигуру мумии. Гроб был усыпан полудрагоценными камнями, на шее фигуры сверкали ожерелья и бусы разных цветов.

Мумия была залита ароматической смолой, а голову и плечи покрывала золотая маска, лицо фараона было грустным и несколько задумчивым. Выполненные из золотого листа руки были скрещены на груди.

Сняв маску, археологи взглянули в лицо мумии. Оно оказалось удивительно похожим на все найденные маски и изображения Тутанхамона. Мастера, изображавшие покойного, были самыми "завзятыми" реалистами.

Доктор Дерри, разматывая повязки мумии, обнаружил 143 предмета: браслеты, ожерелья, перстни, амулеты и кинжалы из метеоритного железа. Пальцы рук и ног находились в золотых футлярах. При этом резчики не забыли обозначить ногти.

Позади усыпальницы искатели обнаружили вход в другую комнату. И она была полна чудес... Археологи назвали ее Сокровищницей. Там стоял ковчег для каноп фараона, охраняемый четырьмя богинями из золота, золотые колесницы, изваяние бога Анубиса с головой шакала, огромное количество ларцов с драгоценностями. В одном из них, открытом Картером, сверху лежал веер из страусовых перьев, выглядевший так, будто его положили туда вчера... Через несколько дней перья вдруг начали быстро ссыхаться, их едва успели законсервировать.

"Однако, — вспоминал Алан Гардинер, —когда я увидел их впервые, они были свежи и совершенны и произвели на меня такое глубокое впечатление, какого я не испытывал и, наверное, уже не испытаю никогда ".

Кроме ковчега-часовенки, где хранились мозги, сердце и внутренности покойника, изъятые у него во время бальзамирования, и лежащего на золоченых носилках бога-шакала Анубиса, у стен стояло множество ларцов из слоновой кости, алебастра и дерева, инкрустированных золотом и голубым фаянсом. В ларцах находились бытовые предметы и несколько золотых статуэток самого Тутанхамона. Здесь же стояли еще. одна колесница и модели парусных челнов. Главное, что обнаружил в сокровищнице Говард Картер, — то, что ее не коснулась рука грабителя. Все было на тех местах, куда поставили жрецы Амона.

Для археологии ценность этого открытия заключается не только в найденных сокровищах, а в том, с каким высоким искусством и тщательностью были описаны и сохранены все эти прекрасные вещи.


Барбара Холл из Университета Чикаго и Йел Нилэнд достают сокровища Тутанхамона в Новом Орлеане 6 сентября 1977 года. (AP Photo)

Тайна проклятия

Сэр Алан Гардинер упомянул одну очень важную вещь: строительство позднейшей гробницы Рамзеса VI. Каменотесы, словно бы не задумываясь, отбрасывали щебень не просто к подножию скалы, в которой высекали гробницу. Кажется, будто вход в усыпальницу Тутанхамона завален нарочно. Для чего? Что заставило рабочих и руководителей работ поступить так? Почему, несмотря на сильную охрану некрополя, практически все гробницы были разграблены, а могила Тутанхамона, простоявшая несколько десятков лет нетронутой, подверглась всего только одной попытке ограбления, закончившейся неудачей?..

Ах, как он был прав!.. К сожалению, археологи при вскрытии захоронения брали пробы лишь на пламя свечи, то есть на опасные газы... Как часто рок преследует искателей древностей, особенно в Египте! Мумия, пролежавшая в своей камере, в своем гробу более трех тысячелетий, будто живая, сторожит свои богатства.

Затем последовали события, к археологам имеющие не столь прямое отношение. Возникла проблема с монополией на газетную информацию, которую лорд Карнарвон отдал известной "Тайме". Неимоверно возрос поток посетителей. Наконец, угрожающе нелепая и грязная в своей основе ссора между лордом и Картером на предмет "дележа" добычи из гробницы. Аристократ уподобился древнему грабителю, требуя "свою долю". Точно бес вселился в лорда Карнарвона, прекрасно осведомленного, что Дэвис прилюдно отказался от своей "доли" в пользу Египетского музея. А расчленять уникальную находку, которая и по сей день является единственной в своем роде. было бы непростительно и даже преступно. Хотя бы по отношению к нам, потомкам, и тем, кто придет за нами.

Археологи достают предмет из гробницы фараона Тутанхамона в долине фараонов в Луксоре, Египет, 1923 год. (AP Photo)

Мы говорим "точно бес". А может быть, и вселился кто-то в лорда в те мгновения, что он провел в ковчеге?.. Здесь, конечно, скрыта определенная тайна. Многое перестало быть прежним после того, как двадцать человек попарно побывали в "Золотом Чертоге".

"Они обменялись самыми язвительными словами, — пиcал Брэстед о Картере и лорде Карнарвоне, — и Картер в ярости попросил своего старого друга удалиться и никогда больше не возвращаться. Вскоре после этого лорд Карнарвон заболел лихорадкой из-за воспалившейся раны. Некоторое время он еще боролся. Но началось воспаление легких, и 5 апреля 1924 года он умер в возрасте 57 лет. Газетчики приписали его смерть древнему проклятию фараонов и раздували эту суеверную выдумку, пока она не превратилась в легенду ".

Однако припомним следующее. Граф Эмон, известный мистик своего времени, не поленился написать лорду:

"Пусть лорд Карнарвон не входит в гробницу. Опасность грозит ему, если он не послушает. Заболеет и не выздоровеет ".

Смертельная лихорадка настигла лорда буквально через несколько дней после события, о котором предупреждали. Противоречивы и заявления близких и врачей. Брэстед пишет о "воспалившейся ране", а другие — об "укусе заразного москита", которого лорд якобы всегда боялся. Человек, не опасавшийся в жизни ничего! Смерть нашла его в номере гостиницы "Континенталь" в Каире. В той же гостинице скончался вскоре американец Артур Мейс. Он пожаловался на усталость, затем впал в кому и умер, не успев передать врачам своих ощущений. Диагноз они поставить не смогли! Радиолог Арчибальд Рид, исследовавший тело Тутанхамона при помощи рентгеновских лучей, был отослан домой, где вскорости умер "от горячки".


Конечно, не всех египтологов настигла смерть немедленно после вскрытия ковчега. Благополучно прожили длинную жизнь леди Эвелин, сэр Алан Гардинер, доктор Дерри, Энгельбах, Бертон и Уинлок. Профессор Перси Ньюберри умер в возрасте 80 лет в августе 1949 года, как Дерри и Гардинер. Сам Картер дожил до 1939 года и скончался в возрасте 66 лет.

Причину смертей мы, вероятно, найдем, если примем неожиданные смерти в группе Картера, в том числе и гибель лорда Карнарвона, за события одной цепи. Очевидно, группу воров, застигнутых жрецами на месте преступления, постигла та же участь. Никто не поручится за то, что в скором времени не отправились к праотцам и сами жрецы некрополя, запечатавшие вторично вход в гробницу, куда они второпях сбросили отнятые у грабителей предметы. Видимо, "проклятие", висевшее над усыпальницей юного Тутанхамона, не бред журналистов, а реальность. Воры больше не прикасались к золоту фараона, как бы им этого ни хотелось. Жрецы тоже не отважились на ограбление!.. Доподлинно ведь известно, что во многих кражах из царских могил жрецы участвовали... Посягать на гробницу Тутанхамона никто не решился: в сознании грабителей много веков держался четкий запрет прикасаться к вещам почившего правителя. А завал из щебня, предпринятый каменотесами поздней гробницы Рамзеса VI, выглядит не как сокрытие от кого-либо следов погребения Тутанхамона — что каменотесам до его сокровищ! — а ликвидация причин к искушению забраться в гробницу. Видно, легенда о "проклятии", о таинственных смертях и болезнях много веков передавалась из уст в уста. Грабитель всегда рискует, но надеется перехитрить судьбу, охрану, обстоятельства и т.д. Здесь же любой безумец был обречен, то есть заранее шел бы на верную смерть. В результате Картер вскрыл только две печати на замурованной входной двери. Третья (не говоря о четвертой и т.д.) печать на ней так и не появилась, поскольку больше не было попыток ограбления. И совершенно не прав В. Викентьев, выдвинувший в своих "Письмах" журналу "Новый Восток" в 1923—1924 годы предположение о том, что было осуществлено перезахоронение Тутанхамона якобы под гробницу Рамзеса VI: замурованный вход в гробницу юноши царя запечатан подлинной печатью фараона, которой во времена позднего царя уже не существовало. Еще одним обстоятельством, указывающим на подлинность захоронения, является тот самый букетик полевых цветов, идентифицированных профессором Ньюберри: его могла оставить только любящая женщина. Или... Здесь мы подходим к сложной схеме тайны, многие звенья которой до сих пор не известны и вряд ли станут известны когда-либо. Каким было "проклятие", кем и для чего оно было наложено на могилу малозначительного юного фараона, который и пожить-то толком не успел? Всякому царю пелись гимны и слагались "подвиги", коих тот не совершал, а здесь налицо явное отсутствие каких-либо прижизненных заслуг, кроме, конечно, возвращения культа Амона, к которому, по некоторым соображениям, Тутанхамон все же мало причастен.

Гробница Тутанхамона. Снимок сделан в 1920-ые годы. (AP Photo)

Изобилие колесниц и изображений мчащегося на колеснице мальчика-фараона говорит не столько о божественном его происхождении, которое утвердилось для фараонов с времен Древнего царства (2880—2110 годы до н.э.) и строительства пирамид: еще это обстоятельство, весьма реалистично отображенное художниками за 1350 лет до н. э., говорит... о мальчишестве царя, который обожал быструю езду. Инкрустированное драгоценными и полудрагоценными камнями изображение на спинке трона, где Тутанхамон и его жена Анхесенпаамон любезничают друг с другом, а она, вероятно, умащивает его благовониями, тоже очень реалистично, даже более того: Тутанхамон качается на троне! Что это, как не проявление мальчишества, молодости, непоседливости? Тем более что доказано: портретное сходство фараона потрясающее! Небрежно вскинутая на спинку трона локтем правая рука, в то время как левая покоится на коленях, оторванные от пола задние ножки трона... Мастера будто напрочь забыли каноны, в коих следовало изображать олицетворение Амона-Ра. Разве только полуповорот корпуса намекает на канон. Однако здесь художник гениально вышел из положения, сделав позу естественной, оперев фигуру мальчика локтем на спинку. Какое ему, мальчишке, дело до царства?.. Сплошная любовная идиллия. А о том, что любовь между дочерью Эхнатона и Тутанхамоном была, свидетельствуют хотя бы те два мертворожденных младенца, о которых говорил сэр Алан Гардинер. Даже если первоначально любви не было, родительское горе должно было сблизить Тутанхамона и Анхесенпаамон.

Археологи выносят древние артефакты во время раскопок в Каире. (AP Photo)

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.


Внутренний саркофаг

В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».


Голова мумии Тутанхамона, находящаяся в гробнице в Долине царей, Луксор

4 ноября 1922 был расчищен вход в гробницу, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. У входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет её относительную сохранность). 26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

В своём недавнем пресс-релизе Захи Хавасс сообщил о том, что гробницу Тутанхамона в ближайшем времени закроют на реставрационные работы. Верховный совет по древностям совместно с институтом консервации Гетти — Getty Conservation Institute (GCI) осуществят проект по консервации гробницы. Проект планируется осуществить в пятилетний срок.

На стенах гробницы были замечены коричневые пятна, причина которых пока не выяснена, но ясно, что продолжение этого процесса может навсегда уничтожить уникальный памятник Древнего Египта

Кликабельна


Гробница Тутанхамона: крышки каноп.кликабельна


Гробница Тутанхамона. Золотая маска мумии

Сокровища гробницы Тутанхамона

Символ царской власти

Складной стул
В передней комнате, между вторым и третьим ложем стоял замечательный складной стул. Сидение из черного дерева с инкрустацией слоновой костью имитирует звериную шкуру. Ножки стула заканчиваются утиными головками, отдельные части стула покрыты листовым золотом. Такие складные стулья встречались в древнем Египте часто. Близкая аналогия имеется в росписи фиванской гробницы наместника Нубии при Тутанхамоне Амен-хотпе-Хеви, в которой стул помещен среди даров, привезенных из Нубии местным князем Хеканофром.


Золотые серьги
Золотьге серьги в виде утки с распростертыми крыльями, украшенные различными полудрагоценными камнями и цветной смальтой в технике перегородчатой эмали.
Нижняя часть подвески состоит из пяти низок мелких бус, заканчивающихся фигурками уреев, и четырех низок крупных бус с подвесками в форме капель. Застежка в верхней части в виде запонок имеет два диска. На одном изображен фараон и два урея. Найдены в "сокровищнице" в деревянной шкатулке, имеющей форму картуша.

Алебастровая ваза
В передней комнате, у ее западной стены, была обнаружена группа однотипных ваз, вырезанных из алебастра. Они представляют собой удлиненные сосуды с высоким горлом, от которых в две стороны отходят ажурные плоскости, с одной стороны представляющие сложный рисунок из лилий, а с другой - из цветов папируса, что символизировало объединение южного и северного Египта. Края боковых плоскостей вазы, зазубрены, что связывает их со знаком "время", а выполненные краской схематичные фигурки головастиков на тулове означают "сто тысяч [лет]". На боковых плоскостях у высокой ножки - два знака "жизнь", которые поддерживают жезлы силы. На высоком горле темно-синей краской нарисована голова богини Гатор в фас, украшенная богатым ожерельем и орнаментом из цветов.
На тулове вазы два имени фараона - "Сын бога Ра Тутанхамон" и "Владыка двух земель Небхепрура". Надписи и орнаменты выполнены темно-синей краской.
Гробница Тутанхамона: ваза для благовоний

Гробница Тутанхамона: ларец для благовоний


Гробница Тутанхамона: футляр для зеркала

Золотая массивная подвеска, изображающая скарабея, поддерживающего ладью луны
Массивная золотая подвеска, украшенная полудрагоценными камнями и цветной смальтой. Крупный скарабей (халцедоновый), с пестрыми распростертыми крыльями и лапами коршуна, держащими знак "вечность" и букет цветов, поддерживает ладью луны.
В ладье знак "левый глаз", означающий луну ("правый глаз" - солнце), с уреями по сторонам. Над ним - лунный диск с изображением фараона, стоящего между богами Гором и Тотом. На голове фараона и Тота диск луны, у Гора - диск солнца.
В нижней части большой подвески находятся более мелкие массивные подвески в виде цветков лотоса и голубых кружков. Найдена в ларце, стоявшем в "сокровищнице". Без цепочки.
Гробница Тутанхамона: пектораль с крылатым скарабеем


Фрагмент спинки трона Тутанхамона


Золотой трон Тутанхамона
Золотой трон Тутанхамона был сделан из дерева, обшитого литым золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой фона расположены шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева с инкрустацией: головы уреев — из фиолетового фаянса, короны — из золота и серебра, а солнечные диски — из позолоченного дерева.

Золотой трон Тутанхамона
Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц. Спереди на спинке находится единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляют собой орнамент из лотосов и папируса, объединенных центральным изображением — иероглифом «сема», который символизировал единение Верхнего и Нижнего Египта.


Модель ладьи из гробницы Тутанхамона

Золотая подвеска в виде коршуна Нехебт
Золотая фигура коршуна с опущенными крыльями, украшенная инкрустацией из лазурита, сердолика и цветной смальты. На оборотной стороне картуш с именем Тутанхамона. Цепочка подвески состоит из золотых и лазуритовых пластинок, нанизанных на нити, окаймленных мелкими бусами из золота и голубой смальты. Застежка цепочки из двух золотых фигурок соколов, украшенных лазуритом, полевым шпатом, ониксом, сердоликом и цветной пастой в технике перегородчатой эмали. Подвеска обнаружена на мумии царя.

Легенда о «проклятии фараона»

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти (говорилось даже о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита»). В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. В их числе упоминались и такие крупные специалисты, как крупнейший американский египтолог профессор Джеймс Генри Брэстед, автор грамматики египетского языка сэр Алан Хендерсон Гардинер, профессор Норман де Гаррис Дэйвис.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года. Так, Дж. Г. Брэстеду было уже 70 лет, Н. Г. Дэйвису — 71, а А. Гардинеру — 84 года. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он умер последним — в 1939 году в возрасте 66 лет. Одна из популярных теорий, пытающихся проанализировать гибель участников экспедиции, связывает её с грибком или другим микроорганизмом, находившимся в усыпальнице, что объясняет, в частности, тот факт, что первым умер астматик лорд Карнарвон.

Таким образом, это типичная «газетная утка»

Вскрытие гробницы Тутанхамона (1922 год)

Тутанхамон (Тутанхатон) - фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, время правления, примерно 1332-1323 гг. до н. э.

По общему обычаю в древние времена покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него при жизни: царям и вельможам - знаки их достоинства, воину - его оружие и т. п. Но все они «забирали» с собой почти все собранное за свою жизнь золото и другие предметы, не поддающиеся гниению. Бывали такие цари и правители, которые уносили с собой в гробницы всю государственную казну, и народ, оплакивая царя, оплакивал и потерю всего своего достояния.

Так что древние гробницы были сокровищницами, в которых были скрыты несметные богатства. Для защиты их от расхищения, строители строили недоступные для посторонних входы; устраивали двери с секретными запорами, которые закрывались и открывались при помощи магического талисмана.

Какие старания не прикладывали фараоны дабы уберечь свои гробницы от разграблений, как ни изощрялись в попытках противостоять всеразрушающему времени, все их усилия оказались тщетными. Гений их зодчих был не в состоянии победить злую волю человека, его жадность и равнодушие к древним цивилизациям. Несметные богатства, которыми снабжали в усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятья, ни тщательная охрана, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т. д.).

Из за счастливого стечения обстоятельств только гробница фараона Тутанхамона осталась единственной, которая сохранилась почти в полной неприкосновенности, хотя и она в древности два раза подверглась разграблению. Открытие гробница Тутанхамона связано с именами английского лорда Карнарвона и археолога Говарда Картера.

Лорд Карнарвон и Говард Картер

Лорд Карнарвон, наследник огромного состояния, был к тому же и одним из первых автомобилистов. В одной из автокатастроф он едва смог уцелеть, и после того мечты о спорте пришлось оставить. Для того что бы укрепить здоровье скучающий лорд побывал в Египте и его заинтересовало великое прошлое этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались безрезультатны. Одних только денег для этого было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. И тогда ему дали совет обратиться за помощью к археологу Говарду Картеру.

1914 год — лорд Карнарвон увидал на одном из фаянсовых кубков, обнаруженных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя он встретил и на золотой пластинке из маленького тайника. Эти находки побудили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы Тутанхамона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г.Картера, когда его охватывало уныние от продолжительных, но безуспешных поисков.

Гробница Тутанхамона найдена

Гробницу фараона археологи искали в течении долгих 7-и лет, но в конце концов им улыбнулось счастье. Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей каждый час неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Более 80-ти дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона - через четыре наружных ковчега, каменный саркофаг и три внутренних гроба, пока в конце концов не увидели того, кто на протяжении долгого времени был для историков только призрачным именем. Но вначале археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался понижающийся коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора - другой вход, который также был замурованным. Этот вход вел в переднюю камеру с боковой кладовой, погребальную камеру и сокровищницу.

Проделав в кладке дыру, Г.Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Вначале я ничего не увидел, - напишет он потом в своей книге. - Теплый воздух устремился из камеры наружу, и пламя свечи начало мигать. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты стали медленно выплывать из темноты. Там были странные фигуры зверей, статуи и золото - повсюду мерцало золото».

В гробнице

Гробница Тутанхамона в действительности была одной из самых богатых. Когда лорд Карнарвон и Г.Картер вошли в первую комнату, они были ошеломлены от количества и разнообразия наполнявших ее предметов. Там были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, также обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. За первой комнатой последовали другие, и то что было обнаружено в гробнице Тутанхамона превзошло самые смелые ожидания участников экспедиции.

Золотой саркофаг Тутанхамона весом 110 кг

То, что гробницу вообще нашли, уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась Г.Картеру еще раз, в те дни он написал: «Мы увидали то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени». Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой - дубовый ковчег, во втором - третий позолоченный ковчег, а потом и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

Северная стена зала саркофагов в гробнице Тутанхамона расписана тремя сценами. Справа изображено отверзание уст мумии фараона его преемником Эйе. До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии, а после этого обряда он уже представал в своем обычном земном образе. Центральную часть росписи занимает сцена встречи ожившего фараона с богиней Нут: Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках он держит булаву и посох. В последней сцене фараона обнимает Осирис, за Тутанхамоном стоит его «ка».

Древние египтяне верили в существование у человека нескольких душ. Тутанхамон имел две статуи «ка», которые во время траурной процессии несли в почетном ряду. В погребальных покоях фараона эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. У «ка» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти.

Древние скульпторы и художники множество раз повторили его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальным традициям древних египтян эти размеры соответствовали росту покойного.

«Ба» Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображавшую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. На фигурке фараона археологи увидали вырезанные слова, с которыми фараон обращался к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!» Эта скульптурка была в числе тех жертвоприношений, которые придворные преподнесли уже умершему фараону как обещание служить ему и .

Мумия фараона

Для того чтобы добраться до священной мумии фараона, археологам довелось открывать несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, - пишет Г.Картер, - к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими маслами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее нельзя было снять, так как она также приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Гроб, в котором находилась мумия Тутанхамона, изображенного в образе Осириса, целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме он повторял два предыдущих, но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи - коршун и кобра (богини - покровительницы Севера и Юга). Эти статуэтки были наложены поверх гроба, при этом каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю из них были нашиты кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними также было золотое изображение «ба» в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные полосы с текстами молитв. Когда Г.Картер развернул мумию, то обнаружил еще немало драгоценностей, опись которых делится у него на 101 группу.

Сокровища из гробницы

Трон Тутанхамона

Так, к примеру, на теле фараона археологи обнаружили два кинжала - бронзовый и серебряный. Рукоятка одного из них украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота имеет посередине два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которым узким фризом расположен геометрический узор.

Кованая маска, которая закрывала лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки - из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Трон фараона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустациями из разноцветного фаянса, самоцветов и стекла. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположились шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они выполнены из позолоченного дерева и инкрустированы: головы уреев - из фиолетового фаянса, короны - из золота и серебра, а солнечные диски - из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона имеется рельефное изображение папирусов и водяных птиц, спереди - единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляли из себя орнамент из лотоса и папируса, объединенный центральным изображением - иероглифом «сема», символизировавшим единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Древнем Египте был и обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, которые были найдены в гробнице Тутанхамона, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, а два-три цветка при первом же прикосновении вообще рассыпались в порошок. Листья также оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде.

Обнаруженное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов, разных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Растения были расположены девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. В результате анализа цветов и плодов ученые смогли установить приблизительное время захоронения фараона Тутанхамона - произошло это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В прекрасных сосудах из камня ученые обнаружили и душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это в земной жизни. Духи эти и по истечении 3 000 лет издавали крепкий аромат…

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю. По разрешению Египетской службы древностей были произведены исследования мумий знаменитых фараонов. При проведении работ использовалась самая современная техника, к делу были подключены судебные медики и даже эксперты из Скотланд-Ярда, занявшиеся рентгеновскими снимками черепа Тутанхамона и обнаружили на затылке следы глубокой раны. И английские сыщики пришли к выводу, что дело тут криминальное, и 3 000 лет назад 18-ти летний правитель Египта стал жертвой дворцового переворота и погиб мгновенно от сильного удара.

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.

Тайна фараона Тутанхамона и его семьи

Египетский фараон XVIII династии, правивший страной с 1351 по 1342 год до нз. С начала 2012 года доступ в гробницу этого фараона полностью прекращён. Причиной столь неординарного решения стал тот факт, что при её посещении происходит резкое колебание влажности, вызывающее необратимые разрушения.

Дело в том, что человеческое дыхание создаёт неблагоприятную атмосферу, повышая уровень влажности и вызывая образование грибковой плесени. А если учесть общее количество туристов, посещающих знаменитые гробницы...

Для них неподалёку от гробницы будет установлена её точная копия. При этом для ученых и высоких гостей Египта доступ в подлинную гробницу сохранится. С чем же связано столь массовое паломничество к этому фараону! В первую очередь, своей необычностью и уникальностью, а также множеством тайн и загадок. Прежде, чем начать повествование об этом правителе, следует немного рассказать о его родителях.

«Гадкий утёнок»

Около трёх с половиной тысяч лет назад в семье фараона Аменхотепа III родился второй ребёнок, мальчик. Однако через некоторое время он вдруг оказался в полном забвении. Как же так,он же наследник фараона?

Сеичас трудно судить, почему это произошло, но, скорее всего, причина кроется во внешнем облике младенца.Вот как был описан его, так сказать, аномальный портрет: «Вытянутое лицо со змеиным выражением, яйцеобразный череп с сильно вытянутой затылочной частью. Вместимость этого черепа в полтора раза больше, чем у обычных людей. Пальцы больше напоминают паучьи лапы. Ступни, как ласты». И что самое любопытное - у него была женская фигура.

Но вот прошли годы, пришло время покинуть этот мир сначала Аменхотепу III, а затем и его старшему сыну. Так волею судьбы из забвения выплыл Гадкий утёнок Аменхотеп IV, и стал полноправным властителем Египта. Вскоре он взял себе в жёны девушку небесной красоты -это была прекрасная Нефертити. А немного погодя он приступает к большим реформам.

Новый фараон упраздняет поклонение многочисленным богам, и оставляет лишь одного. Этот Бог всегда согревал Аменхотепа IV - имя ему Атон. Это был солнечный диск, символизирующий свет и энергию. Но что в таком случае делать с многочисленными храмами других богов? Этого не знал и сам фараон.

Таинства при дворе

Впрочем, Аменхотеп IV поменял не только богов, но даже свое собственное имя. Отныне он Эхнатон! Не успел народ Египта прийти в себя, как ещё одно новшество -перенос столицы Египта. Севернее Фив отыскали долину, омываемую с одной стороны водами Нила, а с другой - окружённую в виде подковы горной цепью.

Особенно поразил Эхнатона восход Солнца невероятной красоты. Фараон посчитал это знаком свыше и распорядился установить по периметру долины пограничные столбы.

Так возник Ахетатон, город бога Атона. Быстро были построены храмы, дворцы и дома, пра­да, не из прочного мате­риала, а из глины. Но выглядел город просто великолепно. Особенно выделялся храм, посвященный Богу Атону.

Пожалуй, одним из самых интересных моментов жизни семьи фараона было довольно загадочное исчезновение его жены Нефертити. Дело, скорее всего, в том, что в те времена в Египте титула царицы не существовало. И чтобы приравнять любимую жену к себе, Эхнатон присвоил ей мужское имя и титул фараона. Однако столь таинственное исчезновение его жены можно связать и с тем, что она, родив мужу шестерых дочерей, так и не одарила его наследником.

Наследника, Тутанхамона, подарила фараону уже другая женщина. И действительно, как показала генетическая экспертиза, это была не красавица Нефертити, как считалось раньше, а родная сестра Эхнатона. Патологоанатомы считают, что Эхнатон был болен какой-то генетической болезнью, которая привела к мутации, однако, никак не отразилась на его физическом состоянии.

Пилоты Древнего Египта

Что же касается Тутанхамона, то датские ученые пришли к выводу, что несмотря на свою по-юнешески стройную фигуру, он страдал той же самой болезнью, что и его отец. Кроме этого, у Тутанхамона наблюдалась ярко выраженная косолапость, из-за которой он с трудом передвигался. Как показали исследования ДНК и компьютерная томография мумии Тутанхамона, умер он сразу от двух болезней - от малярии, давшей осложнение на мозг, и от гангрены, возникшей в результате открытого перелома ноги.

Поскольку полеты в небе древнего Египта считались делом богов и избранных, они были привилегией исключительно членов царской семьи. Известный историк Уильям Дейч обратил внимание на то, что многие члены царской семьи погибли в результате переломов ног и обширных травм всего тела. По мнению историка, их смерти, несомненно, предшествовало нечто такое, похожее на падение с большой высоты. Это, якобы, может говорить о том, что Тутанхамон умер не от малярии, и не был отравлен, а стал жертвой авиакатастрофы.

Своё мнение учёный объяснил тем, что древние египтяне освоили полёты не только на воздушных шарах, но и самых настоящих самолётах. Это напрямую связано с тем, что в 1848 году в древнем египетском городе Абидосе, перед входом в храм, были обнаружены изображения неких странных аппаратов. По мнению ученых 19 век, они напоминали механизмы неизвестного назначения. И лишь в XX веке стало ясно, что древний художник изобразил в храме не что иное, как боевой вертолет с лопастями и хвостовым оперением.

Кроме этого, в египетских песках была найдена действующая модель планера, изготовленная приблизительно четыре тысячелетия назад. Эксперты пришли к выводу, что размеры полностью совпадают с параметрами современных самолетов. Находка была испытана в аэродинамической трубе и показала достаточно высокие качества.

Иридиология Древнего Египта

Иридология - глазная диагностика, включающая в себя распознавание болезней по состоянию радужной оболочки глаза. Эта отрасль медицины была основана на суждении, что каждый орган человека напрямую связан с тем или иным участком радужной оболочки глаза. Заболевание каждого органа неизменно влечёт за собой изменение и в радужной оболочке.

Эта древняя наука оказалась напрямую связанной с именем Тутанхамона. Египетские врачи как никто умели распознавать болезнь по цвету радужной оболочки глаз. Эта методика достигла необычайно высокого развития. Гробница Тутанхамона сохранила первый в истории иридиологическии трактат, записанный на папирусах 50-метровой длины. Иридологией при дворе фараона занимался Верховный жрец Ел Акс -это был первый иридолог на нашей планете. В сохранившихся папирусах Ел Акс упоминает способ своеобразного фотографирования - получения цветных оттисков с радужной оболочки на медных пластинах, покрытых раствором серебра. Жрец подносил такую пластину к глазам больного на несколько минут, затем смазывал химическим реактивом, состав которого не сообщается, и снова подносил к лицу на «время, равное пяти глубоким вдохам».

После очередной обработки изображение на медной пластине обретало цвет. Эти изображения, исследованные с помощью современной иридологии, помогли решить одну из загадок египтологии. У историков всегда вызывала сомнение официальная версия об естественной смерти фараона.

Рентгеноскопия его мумии, проведённая в начале 30-х годов, показала ряд аномалий в шейном отделе позвоночника, что, казалось бы, подтверждало версию о насильственной смерти. Но радужная оболочка глаз Тутанхамона показала совсем другое. Как оказалось, юный фараон страдал неизлечимыми в то время недугами, которые делали его раннюю смерть вполне естественной.

Древние изображения радужной оболочки глаза, связанной пунктирными линиями с внутренни­ми органами и некоторыми зодиакальными созвездиями, обнаружены также в Центральной Америке, на скалистых плоскогорьях Северной Африки, в пещерных храмах Малой Азии.

Каким образом могла тогда возникнуть диагностика, требующая не только зрелого мышления, но и необходимых медицинских познаний? Быть может, это наследие цивилизаций прошлого - Лемурии, Атлантиды? Теперь уже не установить, чего в этом явлении было больше -мистики или утерянных когда-то достижений науки. Ведь именно в эти времена, когда на большей территории нашей планеты только начали зарождаться первые очаги культуры, в некоторых её местах уже суще­ствовала наука иридология.

Загадочные находки продолжаются

Тутанхамону пришлось стать царем после того, как после смерти его отца на того было

возложено проклятие. Молодой царь учился править, боясь даже произнести его имя.

Ему тогда только-только исполнилось девять лет. Анхесенамон, сводная сестра мальчика, вскоре стала его преданной женой.

Об их нежной любви свидетельствует множество обнаруженных в гробнице предметов. Причём, довольно оригинальных, даже по нашим меркам, предметов. Один из них - лампа, подарок Анхесенамон. Если внутри этой лампы зажечь огонь, то сквозь тонкие полупрозрачные стенки было нетрудно разглядеть юного правителя и его красавицу жену.

Секрет оказался довольно прост - изнутри был нанесён рисунок супружеской пары. В гробнице были найдены также крошечные мумии двух эмбрионов - так и не родившихся девочек. Почему малышки так и не родились, можно только догадываться возможно, после смерти мужа Анхесенамон последовала следом за ним в мир иной.

Египетский музей в Каире располагает поистине уникальными экспонатами. Это кинжал Тутанхамона из нержавеющей стали, каменный гроб со следами распила и две небольшие дудочки.

В чём же их уникальность? Во-первых, кинжал Тутанхамона был изготовлен из высококачественного сплава, секрет которого никак не мог быть известен мастерам Древнего Египта. Во-вторых, распил на каменной гробнице был сделан не иначе, как циркулярной пилой. Но самым поразительным экспонатом являются две небольшие дудочки, сделанные из сплава меди и серебра.

Одна из них способна ввести в транс одновременно тысячи и тысячи людей. Что касается другой дудочки, то когда в 1954 году один из археологов дунул в неё, то тут же в Каире отключилось всё электричество. Точно таким же образом она проявила себя и в 1974-м году.

Такие находки невольно наводят на мысль, что Древний Египет в своё время посещали представители некоего очень цивилизованного мира, расположенного, возможно, за пределами Солнечной системы.

Владимир Лотохин, г. Златоуст, Челябинская область