Креативное лечение. Арт-терапия в пcихологии - методы и техники


Арт-терапия или терапия через творчество, как не назови этот процесс, все равно он обязательно хоть как-то повлияет на нас, стоит лишь только совсем не на долго в него погрузиться. Окунувшийся в мир цветов и красок, мир фантазий и творений, легко почувствует отдачу от такой деятельности. Лень отступит, застенчивость покинет, неумение сменится настоящим творчеством! Методов множество, и лишь от вашего выбора зависит эффект.

Будь то плетение

или рисование красками,


занятия с кругом мандалы

или глиной

- эффект будет непременно!
Мы творим неосознанно, с самого детства, пока наш ум чем-то занят наше подсознание выражает себя. На пример, во время телефонного разговора, окажись под рукой листок бумаги, рука, будто сама начинает выводить узоры.


Они всегда разные и отражают наши скрытые эмоции, которые могут сидеть так тихо и так глубоко, что мы о них часто даже и не подозреваем. Но им там тесно и неуютно, они желают выйти на поверхность, в этот материальный мир и превратиться во что-либо, приняв какую-то форму и окраску. Все получают определенные особенные впечатления от созерцания какого-либо творчества,
будь то картина маслом


или поделка из лоскутков,


фигурка или украшение.

Процесс выведения эмоций всегда подразумевает созидательную деятельность. Созидание есть творчество, участие в творении этого мира, исполнение великого закона...
Осуществлять свои задумки, делать то, что душе угодно не взирая на умения и навыки. Даже если мы не учились в художественных школах, даже если в последний раз мы рисовали в 7 классе - найти свой способ выражения себя, подходящий индивидуально, будет не трудно. В настоящее время существует масса видов искусства от самых простейших до кропотливо изысканных. Кто знает, в каком из них вы найдете себя? В чем вы проявите свою индивидуальность, сконцентрируетесь, отдохнете, увлечете свои ручки, побалуете глаза, порадуете окружающих....
Творческая деятельность очень полезна для нас, потому что помогает трансформировать свои переживания из эмоционального плана в материальный, где их можно будет прочувствовать и скорректировать так как нам бы этого хотелось, так, как мы истинно нуждаемся. Да, человек посредствам разума своего способен менять свое умонастроение, и процесс который нам помогает в этом - Арт-терапия.

Мы выражаем свои переживания скрытые или явные в своих творениях, а оценив получившееся чудо, нам становится легче понять свои мысли, желания, устремления, наметить конкретные цели или просто освободиться от обыденности и отдохнуть душой в процессе создания чудес. Даже если наши эмоции по каким-то причинам не самые благоприятные, мы попытаемся их узнать, разглядеть, увидеть и понять их. После этого к нам приходит ясность, и мы шагаем на следующий этап по проработке эмоций. В этом нам помогают различные арт-терапевтические методы, доступные каждому человеку, желающему двигаться к целям устраняя преграды, смело познавать новое избавляясь от страхов перед неизвестным...
Мир цикличен, все в нем движется, Вселенная не ждет, все в ней вертится и дышит. На вдохе первичен процесс сбора информации извне, переработка и анализ, ответная реакция "от меня". На выдохе - рассеивание переработанной и взятой когда-то извне энергии и выплеск ее "из меня". Это по истине Вселенский процесс, который способен почувствовать каждый.
Современный человек проживает тысячи эмоций изо дня в день. Мы все время куда-то спешим, для кого-то что-то делаем, что-то планируем, что-то забываем, нами кто-то командует или мы руководим кем-то. Все эти взаимоотношения влияют на нас и остаются с нами.

Дело в том, что внутри нас стоят некие фильтры, как дома на кранах, их задача не пропускать крупные тяжелые частицы, чтобы вода, которой мы пользуемся каждый день, оставалась чистой и прозрачной. Вот еще одна аналогия. Эту воду можно сравнить с нашим умонастроением, а неотфильтрованную массу - с основным потоком всей окружающей нас информации. Мы живем в веке интенсивно развивающихся технологий, в веке информации. Конечно всему есть свой срок службы, все подлежит замене, очистке. Эти крупные кусочки (тяжелые эмоции) задерживаются, и когда их становится много, система дает сигнал о том, что пора менять фильтры. На каждом это отражается по-своему. От такой перегруженности часто становится туманно. Нам трудно принять концентрацию или сфокусироваться как следует на какой-то задаче. В таком состоянии трудно оставаться капитанами корабля, и рано или поздно мы начинаем плыть по течению, соответственно, нас заносит в самые различные гавани - неконтролируемые ситуации. Приятные они или не приятные это уже второй вопрос, он как бы вытекает из факта потери осознанности и прибывания здесь и сейчас.
Человеческий ум всегда занят, так же как и разум, он наполнен размышлениями, выводами, умозаключениями, логическими цепочками. Но ни ум, ни наш разум, обычно не контролируют системы функционирования тела, такие как свое дыхание, биение сердца, потребности организма и рефлексы. Эти системы настроены и прекрасно работают без нашего участия. Получается, что мы здесь для того, чтобы участвовать своим умом и разумом в каких-то более глобальных делах, созидать, помогать себе и окружению, творить и создавать новое, вершить свои открытия в этот мир. Любой изобретатель верил в возможность существования своей задумки, и, возможно, без этого аспекта веры в себя и свою идею, получилось бы что-то иное, а не те нужные вещи, которыми мы пользуемся каждый день...


У каждого есть свои важные дела и задачи, стоящие перед ним. У каждого человека индивидуальный путь, в накапливании уникального личного опыта. Дел всегда много, они льются одно за другим и порой мы забываем что на самом деле хочет мое "Я", что ему сейчас необходимо, в чем оно нуждается сейчас. Ее Величество Вселенная, во всем своем могуществе и совершенстве проявлена перед нами, а мы, как неотъемлемая ее часть, также проявляемся в ней, оставляем свой след. Получается мы вытекаем из Вселенной и одновременно втекаем в нее. Непрерывный круговорот взаимодействия с тем, к чему мы близко находимся. Мы индивидуальны и едины со всем творением одновременно. Творчество в нас. Это заложено самой природой.
Мы можем начать процесс творчества и оно потечет само-собой, но стоит начать управлять им, включив некую осмысленность, и мы становимся на путь гармонизации и единения. Мы хозяева своего пути, остальным управляет Природа.


Этот путь, вернее всего лишь один из множества путей к гармонии - арт-терапия, которая поможет:
- предоставить опыт успешной деятельности
- раскрыть в нас скрытый потенциал (таланты, навыки, умения)
- пробудить яркие эмоции
- подойти ближе к целям, мечтам, желаниям
- почувствовать уверенность, раскрепоститься
- преодолеть отверженность
- сгладить и нейтрализовать проявления гнева, лени, страха
- отшлифовать чрезмерно выпирающее (черты характера, привычки)
- излечиться от хворей души (зависть, отчужденность, обида)
- избавит от депрессии (уныние, апатия, нежелание жить)
- успокоить ноющее сердце и избавиться от страданий
- синхронизироваться с гармоничным творением этого мира и направить порывы души на созидание этого мира

Арт-терапия всегда представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.
Групповая терапия как частный метод работы, не взирая на возраст, предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми.


Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства.
Арт-терапия в своем процессе имеет также и обратную связь.
Художественные образы в живописи, музыке, или другом искусстве искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, сопереживание, ненависть, сострадание, воодушевление. Пришедшему на курс необходимо расслабиться и сконцентрироваться на себе или на волнующем моменте.


Важно довериться арт-терапевту, учителю или ведущему, который непременно будет способствовать каждому в раскрытии в себе желания воспроизвести эти чувства, понять и принять их.
Креативность (состояние творчества) – это средство личностного роста, самопонимания и восстановления. Каждый может входить в такое состояние по своему желанию, или в способствующей ему соответствующей атмосфере.
Безусловно, социальный прогресс, развитие цивилизации, великие произведения искусства связаны именно с проявлением высокой креативности. Творческий процесс используется повседневно когда требуется разрешить проблему, создать что-то прекрасное вокруг нас или сделать жизнь особенной.

Креативность часто определяется и влияет на человека как:
- способность принести что-то новое и уникальное в существование
- соединение воедино противоположных впечатлений, идей и понятий, что в начале кажется нереальными
- некий толчок к включению таких качеств личности, как спонтанность, воображение, оригинальность самовыражения, открытость новому, интуицию
- ниспровержение барьеров, разрушение границ и отвержение общепринятых правил, где это необходимо для процесса
- снятие рамок и разграничений в мышлении, отношении к миру

Креативные люди отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием, авантюризмом и азартом.
Человек, включенный в процесс творчества, дает уйти прочь всем своим старым убеждениям и представлениям. В этом смысле креативность тесно связана с такой личностной чертой, как смелость. В художественном творчестве смелость создать что-то новое и уникальное может сопровождаться в итоге чувством удовлетворения, что делает эту деятельность значимой и необходимой.

И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением проблем – нахождением новых решений привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий. Оба процесса включают встречу с самим собой. В арт-терапии это встреча происходит через художественные материалы и сам опыт художественного творчества, состояние и атмосферу креативности.

В последние десятилетия креативность стала определяться как человеческий потенциал, как способность, которую мы можем развить в себе, если захотим этого.


Все вокруг, все многообразие мира есть ни что иное как упорядоченные определенным образом художественные элементы, соединенные и трансформированные. Как мы видим их и воспринимаем, зависит от нашего сознания. Некоторым нравится что-то легкое и изящного, других привлекает нечто броское и кричащее. Язык художественных образов является особым, универсальным языком, в символической форме содержащим универсальные человеческие понятия.

Каждому приходилось что-то творить в своей жизни, будь то украшение блюда, выбор обоев и мебели, оформление подарка любимым или поделка с ребенком. Понимая высокую универсальность Арт-терапии каждый может обратиться к ее методам и запустить в себе Вселенский механизм самовосстановления и гармонизации через творческий процесс.


Все есть творчество. Творение вокруг нас...


Психологи, педагоги, работающие в различных направлениях, уже давно используют в своей работе терапию творчеством. Она очень перспективна в работе с детьми и взрослыми. С уверенностью можно сказать, что терапия творчеством эффективна.
Любое творчество - это, прежде всего, способ самовыражения, способ разобраться в себе. Творчество – это сублимация, когда определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов.
Нередко продукт творчества помогает приблизить его творца к осознанию того, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает клиенту понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам. Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, а также в моменты, когда переживание трудно выразить словами.
Очень многие решают себя удовольствия лишь потому, что в детстве им кто-то сказал, что это у них плохо получается и человек поставил для себя запрет. Многие считают себя взрослыми и серьезными и потому не занимаются такой деятельностью. Люди с проблемами здоровья нередко считают, что им "не до того", к тому же им мешает неуверенность в своих силах, часто - непонимание окружающих, отсутствие поддержки. Сотрудники библиотек, осуществляющие работу с этой категорией граждан, должны помочь им, в том числе, убедить, что в творчестве по большому счету нет правил. Любой творческий порыв человека должен приниматься как естественное действие, тем самым у творящего уменьшается тревога, напряжение, и человек чувствует себя более свободным. Он просто творит, наслаждаясь процессом. Творит, не опасаясь строгой критики, а тем более - недоумения и насмешек. Тем самым специалист разрушает стереотипы и показывает, что процесс творения сам по себе имеет огромную ценность.
Действительно, для терапии творчеством не обязателен какой-либо опыт. Иногда как раз после такой работы люди начинают рисовать, писать стихи и прозу, петь, шить и так далее. Это связано с тем, что терапия сама по себе помогает человеку раскрыться, а также он получает положительный опыт самой творческой деятельности.
Большое значение имеет достижение ощущения "я это могу", "мое творчество интересно и значимо для других". Это повышает самооценку, самоуважение, делает взгляд на себя, свое место среди других более оптимистичным - что особенно важно для людей с ограничениями по здоровью. Уже сам переход от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности к продуктивной (творческой), смена позиции от потребителя к созидателю производит переворот в сознании. Специалисты чаще всего считают, что важен сам процесс творчества, но не его результат. Но "сверхкомпенсация" (достижение высоких результатов) возможна и в этой области. Ведь даже продукт творчества ребенка или взрослого с нарушениями в развитии может обладать эстетической ценностью, быть интересен не только автору, но и другим, поскольку такой человек (в отношении которого принято применять термин "человек с особыми потребностями") имеет специфический жизненный опыт; взгляд на мир такой личности ценен для других своей уникальностью.
При осуществлении любого творческого процесса происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства проходят некое материальное воплощение в картине, вышивке, фотографии. Они оживают в стихотворении, в процессе театрального действа. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в сам момент творчества, но и в последующем, в воспоминаниях о нем, являясь мощной позитивной доминантой.
Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для людей разного возраста, но особенно - для детей и подростков. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.
Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок быстрее развивается, общаясь со своими сверстниками и получая новые знания и навыки.
Диапазон арт-терапевтического воздействия очень широк. Здесь есть всё: коррекционный, эстетический и развивающий аспекты. Занятия любым творчеством изменяет жизнь человека, оно идёт рядом с ним по жизни, помогая найти самого себя. Оно обогащает нелегкую жизнь людей с проблемами здоровья, дарит новые впечатления, становится своеобразной отдушиной.
Более того, порой оно способствует улучшению здоровья. Определенные виды творчества в чем-то сродни лечебной физкультуре. Например, совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают и помогают развивать фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования, работа большого, указательного и среднего пальцев влияют на работу речевых центров мозга.
Любая творческая деятельность способствует повышению уровня самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. В результате решаются такие задачи, как развитие навыков невербальной коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство идентичности, развиваются механизмы психологической защиты. Творчество способствует прояснению осознания системы своих отношений, включая отношение к самому себе. Всё вышесказанное доказывает и обосновывает бесспорное значение организации арттерапевтических мероприятий (или включения их элементов в традиционную практику) в работе с пользователями различного возраста на базе наших библиотек, особенно это касается работы с пользователями, имеющими ограничения здоровья.
Использовать в терапии возможно многое, во-первых, это лепка и рисование в различных техниках, создание масок, боди-арт (например такое направление, как роспись кистей рук), мозаика, гончарное мастерство, фотография. В арттерапии нередко используют сценическое искусство, в том числе, посредством организации кукольного театра, театра марионеток, театра теней и т.п. Шитье, создание игрушек и моделей, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание оберегов, оригами – все это помогает раскрыть себя. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной, сакральной культуре. Терапия творчеством тесно связана с древним искусством, потому что основана на спонтанности и игнорирует современные критерии для оценки творческих продуктов. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется, пожалуй, рисование (разнообразные его формы). Причин здесь много, в их числе - большая доступность этой деятельности (в сравнении, например, со стихами или музыкой).
При организации любых арттерапевтических мероприятий следует учитывать, что есть несколько условий, которые необходимо соблюдать.
  1. Любое творчество должно быть радостью, здесь невозможно никакое принуждение. Нужно стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству, поддерживать инициативу, а сами занятия обставлять как очень важное, интересное и радостное дело.
  2. Организатор занятий должен сопереживать, радоваться творению вместе с его автором (пусть даже оно еще не очень замысловато), поддерживать стремление совершенствоваться, двигаться дальше, не позволять автору излишне акцентировать внимание на неудачах. Это не означает отсутствия критики вообще, однако, критика должна быть крайне тактичной, доброжелательной и образно говоря "мимолетной".
Здесь нельзя не сказать, что библиотекари могут и должны рассказывать о творческих удачах своих пользователей, вывесив наиболее удачные рисунки на видном месте, устроив персональную выставку фотографий или, например, осуществив издание коллективного сборника стихов. Пусть человек с ограничениями здоровья радуется, любит свое творчество. И пусть им иногда гордится. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Особенно это касается ребенка, подростка. И, может быть, тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и поможет ему в его не очень легкой жизни.
Есть многочисленные положительные примеры из практики работы арттерапевтических студий, работающих на базе библиотек, которую посещают "особые" дети совместно с другими детьми на основе интеграции в здоровую среду. Подобные занятия организуются и для взрослых людей с ограничениями здоровья. Важный момент - творческие занятия должны проходить в первую очередь в качестве реабилитации, затем уже носить обучающий характер.
Человек приходит в библиотеку в определённом настроении, со своими проблемами, чувствами и эмоциями. Ему важно не только рассказать, поделиться, но и решить определённый круг вопросов. Как помочь, как понять, что происходит с ребёнком или взрослым, если он сам не может, не хочет, не настроен рассказывать о проблемах, а может и хочет, но эмоции настолько сильны, что нет возможности его правильно понять и принять. Но выход есть – предложить заняться творчеством, отрешиться от всего, настроиться на своё настроение и посмотреть внутрь себя, понять, что является главным и важным в этот момент и "творить свою жизнь на листе". И в результате мы получим не только выход эмоций, но и способ релаксации.
Именно библиотека может быть центром творческого, эмоционального развития личности, особенно детской. Другой социум (дети и взрослые), отличный от дома, школы, интерната, подразумевает новое общение, доверие, познание, возможность разделить свои увлечения с таким же, как ты. В библиотеке мы, специалисты, должны стремиться к этому, людей с ограничениями жизнедеятельности должны встречать не только книги и знания, увлечения и досуг, но и доброжелательная, комфортная атмосфера. Атмосфера, свободная от навязывания стереотипов, принятие человека таким, каков он есть, уважение и понимание.

Терапия творческим самовыражением Бурно

Разработана М. Е. Бурно (1989, 1990) и предназначена главным образом для пациентов с дефензивными расстройствами без острых психотических нарушений (т. е. с тягостным переживанием своей неполноценности). Это довольно сложный, долгосрочный (2-5 лет и более) метод. М. Е. Бурно (1993) предложил также методику краткосрочной терапии творческим рисунком.

Название Т. т. с. Б. указывает на связь этого метода с терапией творчеством (creative therapy, arts therapy), но одновременно автор отмечает и его своеобразие: 1) проникнут тонким клиницизмом, т.е. сообразуется с клинической картиной и проявляющимися в ней защитными силами пациента; 2) направлен на обучение больного приемам целебного творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Цель метода - помочь больному раскрыть свои творческие возможности вообще, и прежде всего в своей профессии. Метод - практическое выражение концепции эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова , возвышающей, одухотворяющей личность, обращенной к духовным ее компонентам.

Т. т. с. Б. возникла на базе многолетней работы автора с пациентами, страдающими психопатией и малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями (пассивно-оборонительным реагированием, тревожным переживанием своей неполноценности). Имеется также опыт ее использования при алкоголизме, семейных конфликтах как в лечебных, так и в психогигиенических и психопрофилактических целях.

Основные приемы Т. т. с. Б.: 1) создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне возможностей больного с целью выражения особенностей его личности; 2) творческое общение с природой, в процессе которого пациент должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего (ландшафт, растения, птицы и др.) ему особенно близко и к чему он равнодушен; 3) творческое общение с литературой, искусством, наукой (речь идет об осознанных поисках среди различных произведений культуры близкого, созвучного больному); 4) коллекционирование предметов, соответствующих или, напротив, не соответствующих индивидуальности пациента, с целью познания им особенностей собственной личности; 5) погружение в прошлое путем общения с предметами своего детства, рассматривания фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа или человечества в целом для более глубокого осознания собственной индивидуальности, своих «корней» и своей «неслучайности» в мире; 6) ведение дневника или иного рода записей с включением в них элементов творческого анализа тех или иных событий, произведений искусства и науки; 7) переписка с врачом, письма которого носят психотерапевтический характер; 8) обучение «творческим путешествиям» (в том числе прогулкам по улицам или за город) с целью выявления отношения больного к окружающему и формирования его способности к анализу этого отношения на основе познания собственной личности; 9) обучение творческому поиску одухотворенного в повседневном, необычного в обычном.

Перечисленные методики в процессе лечения часто переплетаются между собой в соответствующей индивидуальной и групповой разъяснительно-воспитательной работе психотерапевта. Реализуются они в условиях психотерапевтической обстановки - в специальной гостиной, которая освещена неярким светом, где тихо играет музыка, подается чай и имеется возможность показывать слайды, демонстрировать работы больных.

Т. т. с. Б. проводится в 2 этапа. 1-й этап - самопознание, в процессе которого больной изучает особенности собственной личности и болезненных расстройств (на основе посильного исследования других человеческих характеров и пр.). Продолжительность этого этапа - 1-3 месяца. 2-й этап - познание себя и других с помощью указанных выше методик: продолжительность его - 2-5 лет.

Бурно рекомендует следующие формы работы: 1) индивидуальные беседы (первые 1-2 года от 2 раз в неделю до 1 раза в 2 месяца, а потом еще реже); переписка врача с больным (от нескольких писем в месяц до нескольких в год, в которых обсуждаются вопросы, имеющие отношение к творчеству пациента и его болезненным переживаниям); 2) домашние занятия больных (изучение художественной и научной литературы), создание творческих произведений и др.); 3) вечера, собрания психотерапевтической группы (по 8-12 человек) в психотерапевтической гостиной с чтением вслух написанных больными произведений, демонстрацией слайдов, обсуждением работ пациентов (2 раза в месяц по 2 часа). На одном и том же этапе лечения могут сочетаться различные психотерапевтические приемы Т. т. с. Б. с другими видами психотерапии и лекарственными средствами.

Подчеркивая клиническую ориентацию своего метода, автор дает рекомендации относительно ее ведущей направленности при различных видах психопатий и малопрогредиентной шизофрении с дефензивными проявлениями. Так, психастенические психопаты в соответствии со своими особенностями обычно нуждаются в достаточно подробной научно-лечебной информации, астенические психопаты - в проявлении искренней врачебной заботы, циклоидные личности - в ободряющих, юмористически-оживляющих воздействиях, в вере в своего врача. Шизоидным личностям следует помочь применить свойственную им аутистичность в разного рода полезных занятиях (математике, философски-символическом художественном творчестве и пр.). При лечении больных с эпилептоидной психопатией особое внимание должно быть обращено на нравственную реализацию дисфорической напряженности; одобряя честность и бескомпромиссность таких пациентов, необходимо дружески подсказывать им, что в жизни они добьются гораздо большего, если постараются быть более снисходительными к человеческим слабостям других. Больным с истерическим складом личности следует помочь найти признание со стороны других людей в условиях, когда им предоставляется возможность для чтения вслух, участия в самодеятельных спектаклях, создании художественных произведений, но одновременно важно подводить их к пониманию необходимости дифференцировать эту деятельность с поведением в обыденной жизни (учить хотя бы «играть» скромность). В психотерапевтической работе с больными малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями необходимы мягкая активизация их возможностей, побуждение к творчеству как при индивидуальной работе, так и в группах (на базе сложившегося эмоционального контакта больного с врачом).

Особого внимания заслуживают указания автора о том, что недостаточно, а порой и вредно просто призывать пациентов рисовать, фотографировать или писать. Важно постепенно подводить их к этим занятиям, побуждая собственным примером, примером других пациентов, используя взаимный интерес членов психотерапевтической группы к творчеству друг друга, а также обсуждая вопрос о созвучии их переживании содержанию создаваемых ими произведений или произведений известных живописцев и писателей.

Несколько практических советов:

  1. Попросить пациента почитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например о детстве в деревне; пусть при этом он покажет сделанные им теперь слайды тех трав и цветов, что росли в его деревне в детстве; пусть покажет свои, хотя и неумелые, но трогающие искренностью рисунки-воспоминания деревенских пейзажей, дома, в котором жил; пусть включит магнитофонную запись пения птиц, которых слышал там, и т. д. Пациенты вместе с психотерапевтом стараются проникнуться всем этим, но не для того, чтобы оценить литературное или художественно-фотографическое умение (здесь не литературный кружок, не изостудия!), а для того, чтобы почувствовать в творческом самовыражении пациента его духовное, характерологическое своеобразие, сравнить со своими особенностями, рассказать и показать в ответ что-то свое на эту же тему, подсказать друг другу возможные, свойственные каждому способы творческого (а значит, и целебного) самовыражения.
  2. На экране в сравнении - слайды: древнегреческая Кора и древнеегипетская Нефертити. Пациенты стараются «примерить» свое видение мира к синтонному видению мира древнегреческого художника и аутистическому - древнеегипетского. Где больше созвучия с художником? Не просто - что больше нравится, а где больше меня, моего характера, моего мироощущения. Посмотреть, поговорить о том, как два этих мироощущения продолжаются в картинах известных художников всех времен, в поэзии, прозе, музыке, кинематографии, творчестве участников группы; в чем сила и слабость каждого из этих мироощущений; в чем, в каких делах обычно счастливо находят себя в жизни различные синтонные и артистические люди; чем отличаются от них во всем этом психастенические пациенты и т. д.
  3. Если впервые появившемуся пациенту поначалу трудно творчески выразить себя, можно попросить его принести в группу несколько открыток с изображением созвучных ему картин художников или любимых животных, растений; можно предложить прочитать в группе вслух стихотворение любимого поэта, включить музыкальное произведение, которое по душе (т. е. как бы про него, как бы он сам написал, если б мог).
  4. Психотерапевт участвует в группе собственным творчеством, открывая пациентам свою личность (характер). Например, он показывает на слайде, как сам невольно «цепляется» фотоаппаратом за зловещие облака, символически-аутистически выражая свои переживания; или, если он синтонен, демонстрирует слайды с изображением природы, то, как естественно растворяется он в окружающей действительности, не противопоставляя себя полнокровию жизни; или, рассказывая о творческом общении с природой, показывает, как он сам чувствует, понимает свою особенность, душевно общаясь с созвучным ему цветком («мой цветок»), как именно это общение с цветком (в том числе фотографирование его, рисование, описывание в записной книжке) подчеркивает его своеобразие.
  5. Не следует загружать неуверенных в себе пациентов отпугивающим энциклопедическим обилием информации - минимум информации, максимум творчества.
  6. В процессе творческого самовыражения надо помочь пациентам научиться уважать свою дефензивность. Она является не только слабостью (излишняя тревожность, непрактичность, неуклюжесть и т. д.), но и силой, выражающейся прежде всего в так необходимых в наше время тревожно-нравственных размышлениях и переживаниях. Эту свою «силу слабости», которой наполнена и удрученная сомнениями дюреровская меланхолия, важно и полезно применить в жизни. Следует помогать пациенту становиться более полезным обществу, не ломая себя, не пытаясь искусственно превращать себя в свою «смелую», «нахальную» противоположность (к чему поначалу так стремятся многие дефензивные больные).

Так, например, в группе творческого самовыражения общими усилиями показываем «современному Гамлету», что за его житейской непрактичностью, нерешительностью стоит бесценная нравственная щепетильность, способность философски, остроумно осмыслять действительность и рассказывать многим людям о них самих и дивной диалектике жизни так, как сами они не смогли бы. Осознав, что храбро-агрессивные, практические дела не есть его удел, что, возможно, дефензивными переживаниями в соответствующей обстановке мучились бы и Дарвин, и Толстой, и Чехов, дефензивный пациент станет уважать это свое «дарвинское, толстовское, чеховское». Утверждаясь в истинной своей ценности, он скорее научится решительнее заниматься необходимым практическим делом.

Можно привести пример, как пациент, одаренный математик, но робкий, рассеянный, физически хрупкий, неловкий, буквально истязал себя на уроках физкультуры сложными упражнениями, до слез презирая свою слабость, непрактичность. Будучи студентом, он продолжал «ломать» себя, занимаясь альпинизмом, и вскоре погиб, сорвавшись в пропасть. По-видимому, с помощью Т. т. с. Б. он смог бы прочувствовать и осознать, что его телесную хрупкость, неловкость можно даже уважать как неотъемлемую часть душевно-телесной конституции, без которой не было бы его математического дара. Автор метода М. Е. Бурно подчеркивает, что в этом он видит отличие подлинно клинической психотерапии, индивидуализирующей каждый случай, от психологическо-ориентированной, при которой могла бы возникнуть ситуация превращения Гамлета в нерассуждающего храбреца (хотя бы по мнению группы).

Т. т. с. Б. может применяться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в клубах трезвости, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (страдающие алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять существенное место в системе реабилитации психически больных. Т. т. с. Б. противопоказана лицам с тяжелой депрессией с суицидальными мыслями. В этом случае в обстановке одухотворенного творчества может даже углубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.

Любой творческий процесс помогает в самовыражении справиться с проблемами, развивать и проявлять своё поведение и чувства, уменьшить стресс и повысить самоуважение.

Вам необязательно быть талантливой личностью или художником, чтобы получить преимущества профессионалов, которые постоянно погружаются в искусство. Для вас искусство может стать помощником в решении проблем.

«Лечение искусством» (арт-терапия) помогает людям в разных ситуациях: психологи применяют его во время консультаций, врачи - для реабилитации после физических и психологических травм, а простые люди - для снятия стресса, улучшения настроения и познания себя. Давайте подробнее рассмотрим пользу от «лечения творчеством» или арт-терапии.

Арт-терапия - одна из форм экспрессивной терапии, которая использует процесс художественного самовыражения для улучшения физического, психического и эмоционального благополучия человека.

В мире, где существует множество способов общения и самовыражения, арт-терапия - способ инновационный и эффективный. Одним из основных различий между арт-терапией и другими формами общения является то, что последние используют для общения слова и язык. Часто люди не способны выразить себя и свои чувства в ограниченном диапазоне.

Прелесть искусства как терапии состоит в том, что оно способно помочь человеку выразить своё эмоциональное состояние через многие виды творчества. Есть экспрессивные формы художественного самовыражения (например, актёрская игра). В остальных случаях можно применять живопись, графику, фотографию, скульптуру и множество других видов визуального искусства.

Арт-терапия облегчает психологическое напряжение, улучшает настроение и используется как способ самопознания. Иными словами, это «творческое» решение беспокоящей вас проблемы.

В каких случаях применяется арт-терапия

Арт-терапия применяется для лечения широкого спектра психических расстройств и психологического стресса.

Также она применяется в сочетании с другими психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-поведенческая терапия и индивидуальная терапия.

Вот некоторые ситуации, в которых используют «лечение творчеством»

  • Склонность к постоянному стрессу среди взрослых и детей;
  • Проблемы с психическим здоровьем;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Ограниченные возможности обучения у детей;
  • Поведенческие и социальные проблемы у детей;
  • Для детей и взрослых, переживших травматические события;
  • Для поднятия настроения.

Люди, испытавшие определённую проблему, могут выразить свои эмоции и переживания сквозь призму художественного самовыражения, используя различные методы: рисование, скульптуру, фотографию, графику и т.д. Всё это возможно провести в домашних условиях, предварительно закупив необходимые инструменты. Во время сеансов арт-терапии акцентируется внимание на внутреннем опыте человека, его чувствах, восприятии и воображении. Необязательно создавать шедевры, главное - научиться комфортно проявлять свои переживания. Цель оправдывает средства, а ваша цель - привести себя в порядок.

Приёмы арт-терапии для борьбы с плохим настроением

Как упоминалось ранее, эта техника помогла многим людям справиться с симптомами стресса, с депрессией и плохим настроением.

С помощью простых приёмов вы можете восстановить себя за считанные минуты, вот некоторые из них.

Методы арт-терапии

Арт-терапия предлагает множество методов, которые существуют для психологической коррекции и воздействуют на психоэмоциональное состояние.

Методика арт-терапии базируется на тезисе, что каждый раз, когда человек лепит, рисует или пишет, его внутреннее «Я» отражается в этих зрительных образах .

Метод арт-терапии это синтез искусства и психотерапии для осуществления психологической помощи.

Арт-терапия имеет ряд направлений и методов, в основе которых лежат разные виды творческой деятельности.

Давайте рассмотрим некоторые методы арт-терапии.

  • Музыкотерапия - «лечение» музыкой. Известно, что прослушивание определённых музыкальных произведений или музыкальных инструментов освобождают сознание человека от страха, апатии, испуга, гнева и других отрицательных эмоций.
  • Цветотерапия . Практическое применение цветообразов благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние человека, помогает провести взаимосвязь эмоциональных переживаний с цветом.
  • Рисуночная терапия (изотерапия) . Побуждает к спонтанности и проявлению креативности с помощью процесса рисования, помогает в личностном развитии и при борьбе с плохим настроением.
  • Фототерапия . Как форма визуального искусства создаёт фотографические образы с целью достижения терапевтического эффекта. Технологии фототерапии: галерея образов, фоторепортаж, слайд-терапия, метафорический портрет. Применяется как помощь в повторном переживании отрицательного опыта, как «отражение» жизни человека и его проблем.
  • Библиотерапия (сказкотерапия) - помогает образовать связи между литературным произведением и поведением человека в реальной жизни. Перенос нереальных смыслов в реальность позволяет расширять рамки обычной жизни и справляться с любыми переживаниями.
  • Игротерапия . Цель игровой терапии - получить возможность «прожить» в игре волнующие ситуации, не меняя при этом свои поведенческие навыки. Часто применяется для коррекции поведения детей и подростков.

Арт-терапия, или «лечение искусством» базируется на убеждении, что в процессе вовлечения в искусство человек поддерживает изменения в своём внутреннем мире, прорабатывает травматический опыт прошлого, решает внутренние конфликты . Она предоставляет уникальную возможность использовать невербальное общение для безопасного выражения своих чувств, преодоления стрессовых ситуаций, улучшения взаимоотношений с окружающими.

Перечисленные методы арт-терапии каждый может выбрать на своё усмотрение. Все они прекрасно помогают и не требуют существенных материальных затрат. Если ваше настроение ухудшилось, вы не в состоянии преодолеть агрессию, гнев, уныние, страх, то обращение к искусству. Арт-терапия - простой и прекрасный путь к решению этих проблем.

Занимайтесь терапией с помощью искусства ( арт-терапией) и хорошего Вам настроения!

Видео: Арт-терапия - открытие себя