Инструменты медиации психотехники урегулирования конфликтов и споров. Медиация, как технология регулирования конфликта

Медиация – термин, используемый для определения одного из способов разрешения конфликта, т. е. это завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в исходе конфликта. Задача посредника – медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам договориться, а не дать готовое решение. Участие медиатора заключается в организации переговоров, придании им более конструктивного характера. Разработка и применение методов посредничества стало делом профессиональных конфликтологов-медиаторов.

В роли третьей стороны чаще всего выступает один человек. Могут выступать группы профессионалов или даже государства (США, Россия в войне в Югославии).

Медиация – не менее древнее понятие, чем сам конфликт (в сфере социальных конфликтов, разумеется). Оно существовало еще в Китае, в странах Африки, где в качестве медиаторов выступали старейшины племени.

Как общественно значимая деятельность медиация возникла в США
в начале 60-х гг. Сейчас медиация – это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации (с участием третьей стороны) процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса
в США не проходит ни один серьезный переговорный процесс. В этой стране выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации ("Ежеквартальный журнал по медиации"). Существует Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации.

Медиация (посредничество) – процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который бы соответствовал их интересам.

Медиацию следует понимать, прежде всего, как процесс, продвигающий конфликт в сторону его разрешения. Это целенаправленное вмешательство.

Преимущества и недостатки медиации

Преимущества медиации:

· вступление в процесс медиации добровольное;

· решение вырабатывается самостоятельно;

· обе стороны удовлетворены решением и добровольно берут на себя обязательства;

· медиация нацелена на поиск согласия, а не на поиск виноватых;

· риск медиации минимален: в любой момент можно отказаться от нее, строго соблюдается конфиденциальность;

· процесс медиации непродолжителен и обходится дешевле, чем судебный процесс.

Недостатки медиации состоят в том, что она эффективна только тогда, когда обе стороны хотят разрешить конфликт. Она не используется в криминальных конфликтах или в случае наличия душевной болезни у одной из сторон. Медиация основывается на следующих принципах:

1) добровольности;

2) равноправия сторон;

3) нейтральности медиатора;

4) конфиденциальности.

Следование этим принципам требует от медиатора определенных усилий.

В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:

· межгосударственные организации (ООН);

· государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

· государственные специализированные комиссии (например по урегулированию забастовок);

· представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах);

· руководители структур по отношению к подчиненным;

· общественные организации (профсоюзы);

· профессиональные медиаторы-конфликтологи;

· социальные психологи.

Неофициальные медиаторы , к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:

· представители религиозных организаций;

· психологи;

· социальные педагоги;

· юристы.

В роли спонтанных медиаторов могут выступать и все свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.

В каких случаях вам разумно обратиться к медиатору?

· когда стороны изначально отстаивают взаимоисключающие интересы;

· все аргументы, средства исчерпаны, но выхода нет;

· изначально по-разному трактуются критерии оценки (например, законодательство);

· одной из сторон нанесен серьезный ущерб (психологический или физический);

· существует временное перемирие, но конфликт не исчерпан;

· требуется третья сторона для контроля за исполнением соглашения.

· В каких случаях необходимо выступить в качестве медиатора?

· происходит опасная эскалация конфликта, возникает угроза применения насилия;

· вам лично невыгоден этот конфликт;

· конфликт отрицательно влияет на подотчетную вам группу (вы – руководитель, а конфликтуют подчиненные);

· вы видите реальный выход из положения;

· у вас есть то, что устранит конфликт.

Выделяют пять типов медиаторов:

1) "третейский судья" – обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется;

2) "арбитр" – то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому арбитру;

Медиация (от лат. mediatio) - посредничество. Во всём мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.
Цель посредничества - добиться прекращения конфликта путём нахождения компромисса между его оппонентами.
Роль посредника - это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника - это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные. Такими посредниками на самых разных уровнях и в самом разном качестве могут быть: маги, колдуны, старейшины, «воры в законе», священнослужители, видные деятели культуры, государственные деятели, международные организации типа ООН и т.д.
Необходимо выделить следующие принципы медиации.
1. Беспристрастность. Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо. Идея беспристрастности медиатора является центральной в процессе медиации. Медиатор должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию. Медиатор должен избегать такого поведения, которое давало бы повод почувствовать пристрастность по отношению к другой стороне. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора. Когда медиатор назначается судом или другим институтом, то такая организация должна приложить разумные усилия по обеспечению беспристрастности услуг медиатора. Медиатор должен остерегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации.
Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинтересованности в конфликте. Медиатор должен раскрыть все имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте, в той или иной степени известные ему. После обнаружения таковых медиатор должен отказаться от медиации или же получить согласие сторон на её проведение. Необходимость защиты от пристрастности медиатора в конфликте может влиять также на поведение сторон во время и после медиации. Интерес медиатора в конфликте порождает сделку или такие отношения, которые могут создать впечатление предубеждения. Основной подход к вопросу о заинтересованности медиатора в конфликте согласуется с понятием самоопределения. Медиатор несёт ответственность за обнародование всех имеющихся или потенциальных конфликтов, которые в той или иной мере ему знакомы и которые могут породить вопрос о беспристрастности. Если все стороны согласятся на медиацию после того, как были проинформированы о конфликте, медиатор может продолжить медиацию.
Однако если интерес в конфликте порождает ряд сомнений целостности процесса, медиатор должен отказаться от процесса. Медиатор должен избегать проявления заинтересованности в конфликте как во время, так и после медиации. Без согласия всех сторон медиатор не должен впоследствии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или некасающемуся делу при условии, если это может поднять законные вопросы целостности процесса медиации.
2. Конфиденциальность. Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении конфиденциальности. Конфиденциальность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не требует закон. По отношению к конфиденциальности стороны могут разработать свои правила, или заранее договориться с медиатором, или действовать на основе уже имеющихся определённых правил. Так как гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить её с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит приватные заседания со сторонами, содержание таких заседаний с точки зрения конфиденциальности должно быть обсуждено со всеми сторонами предварительно. В целях защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях. Если это необходимо, медиатор может сообщить о причине неявки одной из сторон. Если стороны договорились, что вся или часть выявленной информации во время процесса медиации является конфиденциальной, такое соглашение сторон должно являться для медиатора обязательным.
Конфиденциальность не может быть истолкована как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации ответственными людьми. При соответствующих обстоятельствах научным работникам может быть разрешён доступ к статистическим данным и с разрешения сторон к зарегистрированным делам, присутствие на процессе медиации, интервью с участниками медиации.
3. Добровольность. Процедура медиации является сугубо добровольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения. Добровольность выражается в том, что ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации; выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию - личное дело каждого участника; согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно; стороны сами контролируют своё будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры, которые, конечно, не обладают полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплёке сторон и спора; услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно.
В принципе, в качестве медиатора может выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые в силу их статуса относятся к официальным медиаторам, неофициальным медиаторам, спонтанным медиаторам (рис. 5).
Необходимо отметить, что если в роли медиатора выступают «спонтанные медиаторы», то в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.
Выделяют пять типов медиаторов (с точки зрения стиля медиации):
1) «третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы, изучает проблему всесторонне, и его решение не обжалуется;
2) «арбитр» - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому;
3) «посредник» (нейтральная роль) - обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но окончательное решение принадлежит оппонентам;

4) «помощник» - организует встречу, но не участвует в обсуждении;
5) «наблюдатель» - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение.
Первые два типа называют высокоавторитарными. Они выгодны, если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.
Выделяют следующие тактики воздействия медиатора на стороны.
1. Тактика поочерёдного выслушивания - применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
2. Директивное воздействие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель - склонение к примирению.
3. Сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон.
4. Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из оппонентов ошибочность его позиции.
5. Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их решения.
Процесс медиации распадается на ряд стадий с применением характерных техник.
Стадия 1 - Формирование структуры и доверия. Эта стадия закладывает ту основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяжении всего медиаторского процесса. Медиатор должен потратить значительное количество времени и усилий для того, чтобы процесс медиации стал понятным и приемлемым для участников.
Стадия 2 - Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы приемлемое решение было принято, все участники должны иметь равный объём информации и хорошо понимать действительные проблемы. Поэтому вторая стадия медиаторского процесса направлена на анализ значимых фактов и выявление таких проблем. Ведь чтобы разрешить конфликт, его сначала надо хорошо осознать. Следует заметить, что данный процесс частично начинается уже на первой стадии медиации. Задача медиатора на второй стадии - выявить все имеющиеся проблемы, поскольку большинство конфликтов имеет, как известно, комплексный характер. Причём нужно добиться не только личных мнений о тех или иных проблемах, но и совместного понимания и формулирования участниками существа конфликта.
Стадия 3 - Поиск альтернатив. Данная стадия призвана дать ответ на вопрос: «Как вы можете сделать то, что вы хотите сделать, с наибольшим эффектом?» В поиск ответа вовлекаются все участники. При этом следует понимать, что, несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксированных медиатором к данному моменту, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых. Их нужно определить в первую очередь. После обзора всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг - анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям.
Стадия 4 - Переговоры и принятие решения. Главной задачей данной стадии является кооперация участников, нацеливание их на совместную работу. В целях реализации этой задачи полезно начать диалог сторон с наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы небольших компромиссах, которые были достигнуты в рамках такого диалога. В случае когда разговор всё же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного фактора обращать внимание на то, что участники согласились обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримиримости. Нужно помнить и ещё об одном: слишком длинный список предложений для обсуждения и выбора в ряде случаев затрудняет принятие решения и, следовательно, должен быть максимально сокращён.
Стадия 5 - Составление итогового документа. Функция этой стадии производство документа (плана или соглашения), в котором были бы чётко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем. Чем занимается медиатор на данной стадии? Он организовывает составление плана, уточняет формулировки, записывает принятые решения и стимулирует внесение в итоговый документ пунктов, которые говорили бы о возможности его корректировки в случае тех или иных изменений. В процессе выработки приемлемого соглашения стоит помнить, что начинать путь к нему целесообразно с наиболее лёгких вопросов. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров и демонстрирует принципиальную возможность достижения договорённостей. Столь же позитивное воздействие данный приём оказывает и на общественное мнение.
Стадия 6 - Правовая процедура и утверждение соглашения. Довольно часто бывает, что конфликт между сторонами затрагивает и их внешнее окружение, а принятое соглашение или план нуждается в институциа- лизации, что предполагает правовое сопровождение и утверждение (ратификацию) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, судами и т.п. Таким образом, на медиаторской сессии следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быструю и эффективную ратификацию принятого документа, какие представители сторон будут этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.
Стадия 7 - Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения. Когда стороны начинают работать в соответствии с достигнутыми договорённостями, пункты этих договорённостей могут переосмысливаться, ситуация - меняться. Могут возникать непредвиденные (форс-мажорные) обстоятельства. Во всех этих случаях будет лучше, если стороны не ограничатся спонтанной реакцией, а заранее предусмотрят возможность новых встреч, согласований и обсуждений. Эти встречи будут представлять собой мини-сессии с перечисленными выше стадиями. Поскольку стороны уже накопили некоторый опыт участия в медиаторском процессе, новые сессии займут значительно меньше времени, чем предыдущие. Следует подчеркнуть, что стадии 6 и 7 могут отсутствовать совсем (если принятое соглашение исчерпывает проблему и касается только участников медиации) либо проводиться сторонами самостоятельно, без участия посредника.
Таким образом, медиация - это процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Являясь альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства, медиация обладает целым рядом преимуществ, самым главным из которых является то, что разрешение спора достигается путём принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивающего все заинтересованные стороны, так, чтобы интересы всех участников спора могли бы быть удовлетворены.

– Председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов. (1

Аннотация. В статье раскрывается проблема инструментального обеспечения деятельности конфликтологов и медиаторов. Раскрываются разные позиции, рассматривающие конфликт в своем предметном содержании, которое сложно согласуется между собой. Показаны инструментальные возможности медиации, основные ограничения. Дан критический анализ Федерального Закона о медиации, сформулированы проблемные вопросы. Дано содержательное различие между профессионалом и любителем. Сформулированы рекомендации.

Ключевые слова. Конфликт, медиация, любитель, профессионал, закон о медиации, конфликтология, конфликтолог, медиатор.

Преамбула.

Становление и развитие относительно новых для Российского общества профессий/позиций, таких как конфликтолог и медиатор, вынуждает профессиональные сообщества осмыслять и обсуждать возникающие в деятельности проблемы разного характера, в том числе инструментального (понятийного).

В наши дни управленцы находятся перед непростым выбором инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из конфликта. Технология разрешения конфликтов, основанная на насилии, редко приводит к их урегулированию. Она лишь может временно отсрочить их, создать видимость разрешения, в действительности усугубляя и ожесточая противостояние. Люди не в состоянии договариваться в ситуации, когда даже сама мысль об обсуждении проблемы не приходит им в голову [Медиация… 2008].

Исходя из вышесказанного, возрастает роль научных и практических дисциплин, ориентированных на выработку и применение инструментов разрешения конфликтов, таких, как конфликтология и медиация.

В литературе по конфликтологии можно обнаружить разные роли/позиции в конфликтологической деятельности, функции которых как пересекаются, так и различаются: юрист, судья (арбитр), медиатор (посредник), переговорщик, конфликтолог, психолог, конфликтменеджер.

Многолетние дискуссии показывает, что у специалистов, деятельность которых в той или иной степени связана с управлением/разрешением конфликтов, нет четких и понятных представлений о роли и месте каждой функции в процессе разрешения конфликта.

Медиаторы считают себя конфликтологами, чем вводят в заблуждение людей, не особо различающих специфические требования профессиональных функций. Вопрос «является ли медиатор конфликтологом ?» появился не из чистого любопытства. Этот вопрос выводит нас в область инструментального обеспечения (обучения и требований к профессиональным стандартам) как конфликтолога, так и медиатора.

Анализ кейса: постановка проблемы.

На очередном семинаре по управлению конфликтами, один из участников (потенциальный клиент) рассказал, что у него есть конфликт в организации, который он хотел бы разрешить с помощью собравшихся здесь специалистов в области практической конфликтологии. В работе семинара принимали участие: медиаторы, психологи, юристы, социологи, философы, конфликтологи. Участник кратко рассказал о конфликте и попросил совета, с чего надо начинать в первую очередь. Мы не будем пересказывать содержание конфликта, нам важно отметить, как ответили разные функциональные позиции на вопрос «начала начал» — с чего в первую очередь надо начинать в «работе» с конфликтом.

Медиатор: В целях до судебного разбирательства конфликта и достижения согласия, требуется привлечь медиатора .

Психолог: Начать надо с анализа психологических проблем в коллективе для оказания психологической помощи.

Юрист: Начать надо с анализа правовой базы и сбора правовых фактов, нарушающих ваши права конфликтующих сторон.

Социолог: Надо провести социологическое исследование (анкетирование) и выявить реальные причины конфликта в организации.

Конфликтолог: Для начала необходимо провести первичную диагностику и картографию конфликта, чтобы определить - ЧТО является самым главным звеном (проблема, предмет, норма и пр.) в этом конфликте.

Разные советы указывают одновременно, как на специфический инструментарий функциональных позиций, так и на их ограничения. Не вызывает сомнения о том, что между функциональными позициями, коммуникация затруднена, а вопросы понимания и прояснения требуют времени. Как любая прикладная, технологическая дисциплина, медиация носит ярко выраженный междисциплинарный характер, совмещает в себе несколько отраслей знания [Алешина А.В., Косовская В.А. 2012]. (Схема №1)

Схема №1. Медиация как область специализации нескольких дисциплин.

На наш взгляд, вопросы о методологических, технологических и предметно-содержательных различениях, являются основополагающими в становлении и развитии медиации и конфликтологии в России, как системных дисциплин.

Медиация: возможности инструментария и его основные ограничения.

Усложнение процессов взаимодействия государства и общества несет в себе опасность актуализации потенциальных конфликтов, опасность необратимой дезорганизации и даже катастрофы распада государства. Именно государство является основным механизмом, который должен быть нацелен на интеграцию общества. В этом плане государство является медиатором, как организационное воплощение интеграции общества, как объединяющий его костяк. Медиация (от лат. medius – занимающий середину между двумя точками зрения) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора.

На вопросы, какова основная функция медиации, тождественна ли эта функция государству и др. размышляет А.Ахиезер, который считает, что «медиатор и государство в принципе тождественны» [Ахиезер А.С. 1998: 99-101]. Логика рассуждения автора такова. Если основной функцией государства является сохранение целостности государства, создание правовых условий для разрешения конфликтов между разными социальными группами и институтами, то основной медиационной задачей государства является интеграции общества и поиск меры между конфликтующими силами. Решать медиационную задачу - это значит преодолевать противоречия между массовым сознанием, т. е. культурой, господствующей в обществе, точнее ее массовой основой, и интеграцией общества, его организационной формой. Медиационную задачу могут выполнять и другие социальные институты, такие как партия, церковь, профсоюзы и т. д., потенциально - все гражданское общество, которое способно воспроизводить механизм интеграции общества и договоренностей между конфликтующими сторонами.

Можно сформулировать стратегическую цель медиации и основную медиационнную задачу. Цель медиации — формирование социальной среды для разрешения разного рода конфликтов в обществе. Основная медиационная задача — досудебное разрешение конфликтов.

Федеральный Закон о медиации: проблемные вопросы.

В 2010 году в России был принят Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Федеральный закон..2010]. Указанный Закон достаточно четко, хоть и не без изъянов, регулирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением медиации. В частности, установлено, что итогом процедуры медиации служит медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Правительством России утвержден и профессиональный стандарт медиатора [Приказ министерства …2011].

Важный момент: ответственность за достижение соглашения лежит на самих сторонах, у медиатора нет полномочий решать проблемы, вместо сторон [Клечкин А.А. 2008:138].

Что в Законе вызывает недоумение, так это Статья 15. п.1. «Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе» .

А что такое на НЕпрофессиональной основе, это значит на основе любительства. Между любителем и профессионалом есть содержательные различения. (Таблица № 1)

Таблица №1 . Основные различия между любителем и профессионалом.

Наименование Любитель Профессионал
Цели Своевольные и не осознаются Развитие профессиональной деятельности
Задачи Любые по настроению и желанию Профессиональные, для решения конкретных проблем: теоретических и практических
Инструментарий (методы, подходы, знания, теория и пр.) Не осознается Рефлексируется и критически обсуждается в профессиональном сообществе
Язык Свободный Профессионально-понятийный
Мотивация действий Делает то, что нравится (хочу) Делает то, что необходимо деятельности (должное)
Профессиональное образование Не требуется Требуется
Требование соответствия профессиональному стандарту Игнорируется, не обязательное соответствие Соответствует требованиям профессионального стандарта
Профессиональный контроль НЕ осуществляется Осуществляется
Повышение квалификации НЕ требуется Требуется для аттестации и профессионального роста
Оплата за труд Нет Оплата в разных формах, как подтверждение и признание качества профессиональной работы
Коммуникация Нет требований Ограничение принципами и нормами профессионально-этического кодекса

Итак, ФЗ о медиации уравнял любителей и профессионалов, в равной степени имеющих одинаковое право заниматься этой деятельностью. К любителям нельзя предъявлять профессиональные нормы деятельности. Представьте такую ситуацию, если бы к преподаванию в вузе, школе, лечению больных, градостроительству, архитекторе и т.д. был бы открыт доступ любителям, заниматься этой деятельность на уровне государства.

В понимании современного российского законодателя, медиатор – это, в большей степени, пассивный участник разрешения конфликта. И возможно, что при таком подходе есть, безусловно, внутренняя логика, однако здесь важно соблюсти разумный баланс, который в действующем Федеральном законе все-таки нарушен. Так, в литературе высказывается довольно справедливое предложение расширить сферы применения процедуры медиации до вопросов уголовного права [Давыденко А.В. 2015: 15]. Также представляется, что многие запреты для медиатора, установленные действующим законодательством, нецелесообразны. Но самым главным запретом, который способен сделать бессмысленной всю процедуру медиации, является запрет оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь [Шаманова Р.А. 20014: 63]. Возникает вопрос о том, можно ли урегулировать правовой спор, не применяя нормы права? Ответ очевиден — невозможно. Данный запрет оказания медиатором помощи (в первую очередь юридической) подрывает весь интерес к медиации в целом.

Сама медиация может быть предметом изучения конфликтологии, так как вмешательство в конфликт третьей стороны – это всегда его обострение, в связи с проявлением сокрытого, того, что отвергается и не принимается конфликтующими сторонами. Нельзя не согласиться с замечанием российских исследователей, что сущность любого конфликта такова, что при любом вмешательстве извне напряжение в нем возрастает. Даже в том случае, когда профессионал (конфликтолог или медиатор.) оказывает вмешательство в конфликт - это на первом этапе способствует его обострению.

Конфликтология: кратко об общем и место медиации в конфликте

Конфликтология – это теоретическая и практическая наука.

1) Теоретический уровень конфликтологии имеет дело с объектом под названием «конфликт», что полагает наличие рефлексивной дистанции между исследователем и объектом исследования. Развитая научная дисциплина должна содержать, как минимум, не менее восьми основных типов единиц, которые включают в себя: эмпирические факты;

  • средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий);
  • методики (системы методик, процедуры научно-исследовательской работы); онтологические схемы, изображающие модель идеальной ситуации; модели, репрезентирующие частные объекты исследования; знания, объединяемые в систему, теории;
  • проблемы, которые исследуются данной научной дисциплиной;
  • задачи научного исследования.

Между всеми этими единицами-блоками существуют отношения и связи рефлексивного отображения [Щедровицкий Г.П. 1995: 648-650]. Конфликтология изучает природу конфликта, причины, факторы и другие элементы/процессы/связи конфликта, как объекта исследования/анализа/диагностики.

(Медиация с таким объектом дело не имее т).

2) В конфликтологии выделяются три уровня, на которых разворачиваются конфликты: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. В основу классификации уровней конфликта положен территориальный масштаб и границы конфликтной ситуации.

Масштабность и степень эскалации конфликта показывают количество участников, вовлеченных в конфликт. Чем большей людей и государств вовлечено в конфликты, чем мощнее оружие, применяемое в их борьбе, тем большей опасности подвергается все человечество.

Микроуровень, первичный/локальный уровень объединяет внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Мезоуровень объединяет конфликты между организациями и регионами. Макроуровень – конфликты между государствами и конфликт цивилизаций.

Судя по работам отечественных исследователей, медиаторы в России работают на микроуровне.

Для конфликтолога важно использовать профессиональные средства для того, чтобы:

  • распознать конфликт на ранних стадиях;
  • выявить проблемы и противоречия;
  • способствовать актуализации конструктивных процессов в конфликте;
  • смоделировать развитие конфликта;
  • выявить деструктивные и конструктивные процессы в конфликте;
  • разработать технологию локализации деструктивных форм конфликтного взаимодействия.

(Для задач медиации вышеперечисленные средства работы с конфликтом – не нужны ).

5) Конфликтная ситуация включает в себя три этапа: предконфкликт, развитие конфликта и постконфликтная ситуация. Медиация востребована только после второго этапа (постконфликтная ситуация) когда конфликт уже приобрёл четкие ориентиры, формы и процессы. Остальные этапы не находятся в поле зрения медиаторов. А значит основной инструментарий медиатора – это технологии переговоров.

Резюме.

Таким образом, методологический анализ показывает, что средства медиаторов — это малая часть конфликтологии, которая востребована на этапе постконфликтной ситуации с привлечением технологий переговоров…

На наш взгляд, требуется широкое профессиональное обсуждение следующих вопросов:

  1. Внесение в Закон о медиации корректировки в части ограничений и возможностей взаимодействия с другими функциональными позициями в процессе разрешения конфликтов и споров в досудебном порядке.
  2. Обсуждение учебной Программы подготовки медиаторов в контексте практической конфликтологии.

Управление конфликтом требует выбора конкретного конфликтологического инструментария, который наиболее применим не только для рационального /эффективного/успешного выхода из конфликта, но и для решения проблем в системе деятельности.

Список литературы

Алешина А.В., Косовская В.А. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). №2. 2012.

Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: От прошлого к будущему. Т. II. Социокультурный словарь / 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. — 600 с.

Давыденко А.В. Актуальность применения в Российской Федерации института медиации // Российский судья. 2015. №2. С. 15.

Клечкин А.А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права. 2008. №9.

Медиация — понять, принять и применять (интервью с А.Д. Карпенко) // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2008. №5.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.02.2011 №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. №60. 23.03.2011.;

Профессиональный стандарт медиатора УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. №1041н

Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. №168. 30.07.2010.

Шаманова Р.А. Некоторые проблемы реализации медиации в России // Вопросы российского и международного права. 2014. №8 — 9. С. 63.

Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

(Цой Л.Н., Иванов О.Б. Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия// Журнал «Власть». № № 10 (2016) с. 69-75 (Реферативный журнал, ВАК). )

Как решить спор без обращения в суд, учтя все интересы сторон? И возможно ли это в принципе? Об этом вы сможете узнать в данной статье

Что такое медиация

Медиация (eng. mediation — посредничество) — один из методов взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора).

Медиация закреплена официально - она регламентирована Федеральным законом РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010 г., но при этом она не имеет почти ничего общего с судебным рассмотрением споров.

Основное отличие медиации от иных методов разрешения конфликтов состоит в том, что она не требует участия государственных органов .

Медиатором может быть практически любой человек. За одним исключением - он должен быть независим и беспристрастен. Деятельность медиаторов может оплачиваться, либо не оплачиваться - по договоренности. Медиаторы не являются предпринимателями - это частные лица. Медиатор может действовать на непрофессиональной и на профессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут люди, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее профобразование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов. Осуществлять деятельность медиаторов на непрофессиональной основе могут любые дееспособные люди, достигшие восемнадцати лет и не имеющие судимости.

Соответственно, медиатором может быть кто угодно, тот, кому стороны доверяют и к чьему решению готовы прислушаться. Основное и обязательное условие - это его независимость, а все остальные вопросы о выборе медиатора решаются сторонами самостоятельно.

Вторым очень важным отличием медиации от иных способов разрешения конфликтов является то, что медиатор не выносит решение в пользу одной из сторон (как это происходит при судебном рассмотрении спора), а пытается найти взаимовыгодное решение вопроса, удовлетворяющее всех участников спора. Он старается примирить оппонентов и достичь консенсуса, т.е. добиться того, чтобы конфликт себя полностью изжил, а обе стороны остались довольны исходом рассмотрения их дела.

Медиация — достаточно новый элемент предпринимательских, корпоративных, семейных, жилищных и иных отношений, тем или иным образом затрагивающих всех граждан и юридических лиц нашей страны. В отличие от западных стран (где процедура медиации достаточно распространена и эффективна) в России мало кто прибегает к помощи независимых посредников, предпочитая судебное рассмотрение спора. Да это и не удивительно, ведь закон, регулирующий процедуру медиации, хоть и принят, но еще даже не начал свое действие. Это произойдет только лишь первого января 2011 года.

Соответственно, можно сказать, что процедура медиации только начала внедряться на территории нашей страны и не скоро граждане и организации смогут переориентироваться на альтернативный способ решения их разногласий.

Тем не менее, медиация имеет массу преимуществ по сравнению с другими методами урегулирования споров, а значит, стоит обратить на нее некоторое внимание и попытаться понять - сможет ли она потеснить традиционные способы разрешения конфликтов.

Преимущества медиации

  • 1.

    Медиация экономит время. В отличие от судебного процесса, медиация не ограничена бюрократическими проволочками, очередями, особенностями документооборота и сложными, регламентированными законом процедурами.

  • 2.

    Медиация экономит деньги. Ведь, деятельность медиатора может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе, следовательно, стороны, при желании, могут существенно сэкономить на судебных расходах.

  • 3.

    Медиация выгодна для всех ее сторон. Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает вопрос так, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и виноватых - он старается примерить стороны и найти выход, устраивающий абсолютно каждого.

  • 4.

    Медиация добровольна. В отличие от суда (в котором ответчик обязан отреагировать на иск, поданный без его участия и, естественно, без какого-либо согласования), при осуществлении процедуры медиации стороны заключают соглашение, в котором оговаривают сведения о медиаторе, процедуре медиации, ее сроках и особенностях.

  • 5.

    В связи с обоюдным решением о начале процедуры медиации, стороны настроены на быстрое и взаимовыгодное разрешение конфликта , а значит, они сами делают все возможное для наиболее удачного разрешения спора. В суде же стороны, наоборот, делают все для затягивания процесса и принятия решения в свою пользу, без учета каких-либо интересов оппонента.

  • 6.

    Медиатор может рассматривать абсолютно любые , даже частные, внутрисемейные и внутрикорпоративные конфликты. Процедура медиации открыта для всех и выгодна абсолютно каждому: разводящимся супругам, спорящим акционерам, конфликтующим бизнесменам, ругающимся соседям, и даже попавшим в ДТП автомобилистам.

  • 7.

    При разрешении конфликта медиатор основывается не только и не столько на требованиях закона, сколько на интересах и взаимоотношениях сторон , нормах морали и нравственности и личного опыта. Ведь, медиатор - это не обязательно юрист. Это может быть и бухгалтер, и психолог, и педагог, и даже философ.

И, наконец, процедура медиации конфиденциальна . Она не выходит за рамки общения оппонентов и самого медиатора, что очень важно, если спор затрагивает коммерческие интересы или личные взаимоотношения сторон и их разглашение может повлечь убытки или иные неблагоприятные последствия. В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может её раскрыть другой стороне только с согласия лица, предоставившего данные сведения.

Процедура медиации может быть применена как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. Наличие соглашения о применении медиации и непосредственное её проведение, не является препятствием для обращения в суд.

Особенности медиации и процедура ее проведения

Процедуру медиации в России регламентируют такие кодексы и законы, как:

  • 1.

    ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) » № 193-ФЗ от 27.07.2010 года.

  • 2.

    Глава 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — «Примирительные процедуры. Мировое соглашение».

  • 3.

    Статья 401 Трудового кодекса Российской Федерации — «Примирительные процедуры».

  • 4.

    Статья 5.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах».

  • 5.

    Приказ ТПП РФ «О совершенствовании деятельности Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации » № 72 от 30.12.2008 года.

Процесс медиации выглядит следующим образом:

  • 1.

    Одна из сторон направляет другой стороне письменное предложение о применении процедуры медиации для разрешения их конфликта. Если в течение тридцати дней со дня его направления другая сторона не дала согласие на медиацию, то предложение считается отклоненным.

  • 2.

    Если же сторона дала согласие, то оппоненты заключают соглашение о применении процедуры медиации. Оно заключается в письменной форме и оговаривает то, что стороны договорились попытаться разрешить конфликт при помощи медиатора.

  • 3.

    Стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации, в котором оговаривают:

    • предмет спора;
    • личность медиатора;
    • организацию, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
    • порядок проведения процедуры медиации;
    • условия участия сторон в расходах на медиацию;
    • сроки проведения процедуры медиации.
  • 4.

    Медиатор изучает точки зрения сторон, рассматривает предоставленные доказательства, беседует с оппонентами, выслушивает их пожелания и учитывает все их интересы. Затем, он пытается найти компромисс и предлагает сторонам способы разрешения конфликта.

    Медиатор не должен выносить волевое решение и принуждать оппонентов к его выполнению. Он должен сделать так, чтобы стороны добровольно пришли к соглашению и общими усилиями выработали наиболее приемлемый выход из сложившейся ситуации.

  • 5.

    Оппоненты заключают медиативное соглашение, в котором указываются сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, проведенной процедуре медиации, согласованных в ее ходе обязательствах, условиях и сроках их выполнения. По желанию сторон данный документ может быть утвержден судом в качестве мирового соглашения.

Последующее исполнение принятого решениядобровольно . Никто не может принудить сторону к его реализации. И в этом, пожалуй, основной минус медиации. Ведь, все временные и денежные траты на проведение данной процедуры могут привести к тому же, с чего стороны начали — к возобновлению, а может даже и развитию конфликта.

Именно поэтому, даже при возможности проведения процедуры медиации, многие граждане и предприниматели предпочтут обращаться в суд и защищать свои интересы на основании подлежащего обязательному исполнению судебного решения и при помощи судебных приставов.

А значит, медиация вряд ли станет достаточно популярна в России , и вряд ли когда-либо сможет заменить или хотя бы потеснить судебное рассмотрение споров.

Медиация как способ урегулирования конфликтов активно применяется в международном сообществе, но в России, несмотря на наличие необходимых правовых инструментов, не очень востребована. В настоящей статье мы подробно рассмотрим, как проводится данная примирительная процедура и каковы проблемы ее применения.

Медиация относится к неюрисдикционным формам защиты

Медиация относится к неюрисдикционным формам защиты прав, т. е. является способом разрешения конфликтов при участии независимого лица — медиатора, без обращения в суды или административные органы. Суть заключается в самостоятельном урегулировании спора сторонами, причем таком, при котором нет проигравших. Ищется решение, удовлетворяющее всех, а не компромиссный вариант. Посредник, используя свой опыт и знания, обеспечивает конструктивный диалог, создает условия для взаимопонимания между участниками конфликта (далее — участники).

ВАЖНО! Проведение медиации допускается с момента возникновения спора до вынесения решения судом. Она обязательна, если не установлена в договоре или дополнительном соглашении в качестве способа досудебного урегулирования. В противном случае несоблюдение процедуры послужит основанием для возврата иска, а если дело возбуждено — для его оставления без рассмотрения.

Согласительные процедуры

Согласительные процедуры представляют собой различные виды посредничества и содействия при разрешении споров:

  • переговоры;
  • сотрудничество;
  • рассмотрение третейским судом;
  • медиация.

Все они имеют 1 цель — обеспечить условия для урегулирования конфликта. Медиация отличается от других видов тем, что осуществляется с привлечением третьего лица, не являющегося специалистом в правовых вопросах, к тому же не имеющего права консультировать участников.

Положительные стороны этого примирительного механизма:

  • конфиденциальность;
  • безопасность (всегда есть возможность перенести разрешение спора в суд);
  • безвозмездность (закон позволяет воспользоваться услугами посредника без их оплаты);
  • эффективность (цель посредника — обеспечить достижение договоренности, судьи — разрешить спор по закону);
  • универсальность (позволяет выйти за правовые рамки спора, всецело оценив отношения участников и урегулировав их в одном документе);
  • скорость (занимает меньше времени, чем судопроизводство).

Медиация как правовой институт в России

Медиация в России действует с 01.01.2011, а именно с даты вступления в силу ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ (далее — закон № 193-ФЗ). Однако применяется нечасто в основном из-за проблем, связанных с пробелами и коллизиями законов, а также отсутствием должного информирования общества.

Основные недостатки института:

  1. Отсутствует возможность принудительного исполнения медиативного соглашения, заключенного на стадии досудебного урегулирования.
  2. Соглашение признается гражданско-правовой сделкой и исполняется на основании добровольности, добросовестности (ч. 4 ст. 12 закона № 193-ФЗ). Следует иметь в виду, что судебное медиативное соглашение может быть оформлено как мировое (ч. 3 ст. 12 закона № 193-ФЗ) и защита прав, вытекающих из него, происходит уже в другом порядке (подробнее см. в статье «Как может быть заключено мировое соглашение в 2015 году?»).
  3. Законом не предусмотрена обязанность суда утвердить медиативное соглашение в качестве мирового. При этом согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, гл. 15 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 32 ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 № 102-ФЗ мировое соглашение обязательно к утверждению, если оно не противоречит закону.
  4. Медиатору запрещается оказывать помощь участникам конфликта, в т. ч. юридическую.
  5. Медиатору не обязательно иметь юридическое образование (ст. 15, 16 закона № 193-ФЗ).
  6. В процессе реализации необходимо оформить в письменном виде 3 соглашения (о применении, проведении и медиативное).

Что вправе делать медиаторы

Медиаторы вправе:

  • решать организационные вопросы;
  • получать вознаграждение за оказание услуг, если иное не установлено соглашением;
  • раскрывать информацию, предоставленную одним участником, другому, если на то имеется согласие передающего;
  • вносить предложения об урегулировании спора, если стороны предусмотрели такое право в соглашении о проведении медиации;
  • в любой момент прекратить процедуру, если она нецелесообразна (причем нецелесообразность определяется по их усмотрению, т. к. закон этот термин не раскрывает);
  • быть членами саморегулируемой организации;
  • осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность согласно закону.

Подробнее — в законе № 193-ФЗ (ст. 6, 10, чч. 4 и 5 ст. 11, ч. 4 ст. 15).

К каким спорам может быть применима медиация

Медиация может быть применима к гражданско-правовым (в т. ч. вытекающим из экономической и предпринимательской деятельности), семейным и трудовым конфликтам. Однако ее использование невозможно при разрешении коллективных трудовых споров, а также споров, где затрагиваются права третьих лиц и публичные интересы. Что подразумевает законодатель под публичными интересами, точно неизвестно, т. к. это понятие, будучи достаточно широким, не раскрывается ни в каких нормативных актах.

В настоящее время обсуждается возможность введения рассматриваемого института в административное, исполнительное производство и т. д. В уголовном праве России медиация не предусмотрена, за исключением новелл в отношении несовершеннолетних (подробнее см. ниже).

Применение данного способа урегулирования спора невозможно, когда это напрямую следует из норм законодательства (например, при признании лица недееспособным, умершим).

ВАЖНО! Использование медиации приостанавливает течение срока исковой давности (ч. 3 ст. 202 ГК РФ).

Какие принципы предполагает медиация

Медиация основана на таких принципах, как:

  • взаимное волеизъявление сторон;
  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • сотрудничество;
  • равноправие сторон;
  • беспристрастность;
  • независимость посредника.

Приведем пример прямого действия норм о принципах медиации. Так, 18-й арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.10.2014 по делу № 18АП-10760/2014 признал законным отказ в предоставлении ответчику времени на проведение медиации, т. к. ее реализация основана на принципах взаимности и добровольности, а истец соответствующего желания не выразил.

Виды медиации

Виды медиации официально в российском законодательстве не закреплены. Теоретики подразделяют ее на досудебную и судебную.

Встречаются следующие разновидности данного примирительного механизма:

  • ориентированная (приоритет — цели, а не отношение к конфликту);
  • трансформативная (приоритет — услышать другую сторону);
  • нарративная (участники излагают свою точку зрения относительно спора);
  • экосистемная (используется для разрешения семейных проблем);
  • оценочная (посредник оценивает конфликт);
  • восстановительная (основана на понимании).

Посредники могут объединять несколько вышеуказанных видов в процессе оказания услуг.

На международном уровне можно выделить следующие виды (на основании сферы разрешения конфликтов):

  • коммерческие (выгоднее судов за счет меньших сроков разрешения спора и более эффективные, т. к. посредник — узкопрофильный специалист);
  • семейные (более деликатный подход к семейным проблемам с учетом психологического аспекта);
  • общественные (специализируются на примирении коллективов, общества, государства);
  • уголовные.

Служба медиации

Служба медиации имеет мало общего с договорной процедурой разрешения гражданско-правового спора. Это запланированная сеть учреждений, которые будут заниматься защитой интересов детей, восстановительным правосудием в области детской преступности и разрешением конфликтов. То есть в данном случае цель медиации — обучение детей конфликтологии, что должно помочь в борьбе с попытками детей решить спор путем совершения деликта.

Данная служба должна быть развита в России к 2017 году согласно распоряжению Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р. Указанным документом утверждена Концепция по развитию сети служб медиации в целях реализации правосудия в отношении детей, в т. ч. совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности. Эта Концепция направлена на создание условий для полноценного развития и социализации детей, в т. ч. трудных (из неблагополучных семей, совершивших преступления и т. д.).

Сеть служб медиации имеет следующую структуру:

  • Вышестоящий Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия.
  • Нижестоящие службы медиации на региональном и местном уровнях. Их представляют секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и педагогические работники.

В последнее время активно развивается служба школьной медиации.

Суть медиации заключается в проведении переговоров между конфликтующими сторонами с участием нейтрального посредника, обеспечивающего возможность урегулирования взаимоотношений. Данная процедура не имеет самостоятельных договорных или принудительных средств реализации. Ее итогом является медиативное соглашение, которое в зависимости от этапа его достижения является гражданско-правовой сделкой или мировым соглашением.

Процедура медиации крайне непроста и пока сильно в России не развита. Однако у нее большой потенциал. Стоит отметить, что термин «медиация» применяется также к организуемой в стране системе восстановительного правосудия для детской преступности.