Контроль чтение литературы в доу. Разнообразие видов контроля

Пояснительная записка
Настоящее пособие «Тематический контроль. Русский язык. 5 - 11 классы» представляет собой сборник тематических контрольных работ, составленный на основе Государственной Программы по русскому языку и охватывающий все основные разделы предмета. Тематический контроль - одно из ведущих звеньев отслеживания знаний учащихся по всем разделам русского языка и корректировке пробелов. Пунктуационная и орфографическая грамотность школьников не имеет тех уровней, что требуются стандартом образования. Поэтому своевременное выявление ошибок - залог повышения грамотности письма. Его цели -
- помочь учителю проверить знания, умения и навыки учащихся в области орфографии, лингвистических разборов разного типа (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный и т. д.), требуемых программой;
- способствовать закреплению знаний по предмету и выявлению их пробелов с целью дальнейшей коррекционной работы;
- развивать лингвистическую чуткость и навыки работы с текстом.
Исходя из целей, вытекают следующие задачи:
- умение работать с текстами любой сложности по разным направлениям;
- способность комментировать любой современный текст с точки зрения его пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического состояния;
- анализ оформления (пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического) текста;
- видение компонентов текста в их взаимосвязи;
- применение (самостоятельно!) правил правописания к орфограммам и пунктограммам текста.
Число работ находится в прямой зависимости от количества больших и маленьких тем учебного пособия. Некоторые темы объединяются, объемные проверяются отдельно. Количество работ выглядит так:
5 класс - 5
6 класс - 4
7 класс - 4
8 класс - 4
9 класс - 3
10 класс - 2
11 класс - 2
В основу всех работ тематического контроля положены деформированные тексты, в которые нужно вставить пропущенные буквы (с учётом словарных слов) и знаки. Это - осложнённое списывание, основанное на отработке правописания слов и постановке знаков препинания. Этот вид работы довольно-таки эффективен: при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объёму материал. Тексты для списывания, заложенные в каждую работу тематического контроля, преследуют сразу несколько целей:
- повторение орфограмм, изученных по проверяемой теме и пройденному материалу;
- видение синтаксических конструкций самых разных типов (в том числе и авторских).
- проверка навыков учащихся в области грамотного письма.
Тексты для списывания цельные, соответствуют своим оригиналам, взяты из художественных произведений. При их отборе автор учитывал насыщенность материала нужными орфограммами и пунктограммами, а также эстетическое и воспитательное значение текстов. Поэтому тексты должны способствовать формированию у учащихся любви к природе, бережному отношению к окружающему, высокой человеческой позиции: они составлялись с учётом образовательно-воспитательных задач школы и возрастных особенностей школьников. Несмотря на занимательность текстов, уровень сложности выдерживался достаточно высокий. Не выходя за пределы изучаемых в соответствующих классах орфограмм и пунктограмм, допускалось их сочетание внутри одного предложения, требующее лишь внимательного следования известным правилам и схемам.
Каждая работа предусматривает серию заданий по проверяемой теме. Задания самые разные: найти, выписать, объяснить, сгруппировать, подчеркнуть, прописать, привести примеры, доказать, сделать вывод, обобщить ответить на вопрос, аргументировать, установить, составить и т. д. Все задания носят поисковый характер и требуют от учащихся большой внимательности, глубокой сосредоточенности и ответственности при выполнении. Но аргументация - основное условие практически всех заданий. Выполняя их, учащиеся повторяют теорию, обогащают свою речь различными по строению синтаксическими конструкциями, закрепляют пунктуационные и орфографические навыки.
Предлагаемая система тематического контроля может быть отдельным уроком, но, бесспорно, может стать урока по повторению и обобщению знаний по теме. Это будет зависеть от целей и задач учителя и подготовленности класса. И главное: тематический контроль должен быть естественным, внутренне обусловленным завершением всей работы по проверяемым темам. Подготовку к нему надо вести в процессе изучения материала.
В данном пособии автор пытался в комплексе сочетать вопросы по всем разделам русского языка.

Предлагаемые контрольно–диагностические материалы составлены в соответствии с действующей программой по литературному чтению для 3 класса и приведены в порядке следования разделов учебника. Тестовый материал дает возможность осуществлять тематический и итоговый контроль учебных достижений учащихся.
Пособие адресуется учителям начальных классов, третьеклассникам и их родителям, которые самостоятельно на протяжении учебного года могут проверять уровень знаний по той или иной теме.

Примеры.
Какие чувства вызвали картины родного края у героя сказки “Неведомый рай”? Обведи буквы с правильным ответом.
Гаральд хотел прижать к сердцу всё, что окружало его, он целовал цветы и принялся бегать, счастливый тем, что научился любить родину.
A. Радость
Б. Спокойствие
B. Счастье

В какой сказке осуждается непочтительное отношение к отцу? Обведи букву с правильным ответом.
A. “Неведомый рай”
Б. “Неучтивый сын”
B. “Волшебный котелок”

Кого из сказочных героев можно назвать любопытным и трусливым? Обведи букву с правильным ответом.
A. Гаральда из сказки “Неведомый рай”
Б. Сына Кузьмы из сказки “Неучтивый сын”
B. Зайца из сказки “Отчего у зайца длинные уши”.

СОДЕРЖАНИЕ
Комментарий для учителя
Страна народного творчества
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Вообразилия
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Хохотания
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Мудрых уроков
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Тест 6
Тест 7
Тест 8
Страна Поэзии
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Тест 6
Тест 7
Тест 8
Страна Почемучка
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Итоговый контроль
Тест 1
Тест 2
Тест 3.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литературное чтение, 3 класс, Тематический и итоговый контроль, Стремок И.М., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Литературное чтение, Промежуточные и итоговые работы, 3 класс, Круглова Т.А., 2017
  • Тестовые материалы для оценки качества обучения, Чтение, Диагностика читательской компетентности, 3 класс, Пучкова Л.А., Долгова О.В., 2017
  • Тесты и кроссворды, По страницам любимых книг, 3-4 классы, Серов Ю.А., 2006
  • Литературное чтение, Итоговая аттестация, 3 класс, Типовые тестовые задания, Крылова О.Н., 2016

Следующие учебники и книги:

  • Литературное чтение, 4 класс, рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций, Ефросинина Л.А., 2014

Стихи, ритмическая речь

1.2. «Четвёртый лишний»

1) Эпос, проза, драма, лирика;

2) роман, повесть, лирическое стихотворение, рассказ;

3) загадка, сказка, пословица, повесть;

4) драма, комедия, поэма, трагедия;

5)*ритм, стих, лирика, эпос.

1.3*. Составьте словарную статью «Стихотворение в прозе», используя приведённые ниже слова:

произведение, поэтический, содержание, прозаический, форма, эмоциональность, прозаический, повышенный, короткий.

II. Тема «Песня как малый жанр фольклора»

2.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

III. Тема «Былины»

1. Былина – это…

А) небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как в прозе.

Б) малый жанр фольклора, представляющий собой словесно-музыкальное высказывание

В) словесно - музыкальный песенный эпический жанр русского фольклора

Г) регулярное чередование различных элементов: звуков, слогов, слов

2. Выберите синоним к слову «былина»

Б) ста´рина

3. Какое из перечисленных произведений не является былиной?

А) «Садко»

Б) «Дюк Степанович»

В) «Кот и лиса»

Г) «Добрыня и Змей»

4. Какая из обязательных частей есть у былины и отсутствует у лирической песни?

В) концовка

Г) повтор

5. Садко в былине

А) знаменитый гость

Б) богатый гость

В) храбрый гость

Г) загадочный гость

6*. Какое географическое название отсутствует в былине «Садко»?

А) Волхов

Б) Чернава

В) Онежское

Г) Новгород

IV. Тема «Истоки и вершины» (итоговое повторение)

4.1. Вставьте пропущенное слово.

1. Проблема литературного произведения – это главный …, в нём возникающий.

2. Композиция – это расположение элементов … относительно друг друга.

3. Поэзия и проза – … литературной речи.

4. В былине есть сюжет, поэтому она относится к … произведениям.

5. Описание жизни святых – … .

V. Тема «Лирическое стихотворение».

5.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

5.2. Закончите предложение, определив изобразительно-выразительное средство языка.

1. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ – …

2. Образ, максимально обобщённо выражающий идею какого-либо события или явления – …

3. Художественный приём; наделение животных и неодушевлённых предметов человеческими свойствами – …

4. Скрытое сравнение – …

5. Образное определение – …

6. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим – …

5.3. Тест «Стихосложение. Средства художественной изобразительности»

1. Определите стихотворный размер и тип рифмы стихотворного отрывка «Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

А) ямб, женская В) хорей, женская

Б) ямб, мужская Г) хорей, мужская

2. Укажите, каким изобразительно-выразительным средством является выделенное слово в предложении: «Мороз и солнце; день чудесный

В) учитель греческого языка

Г) земский врач

8. Почему весь город боялся Беликова? («Человек в футляре»)

А) он был разбойником

Б) угнетал всех своей осторожностью и мнительностью

В) был строгим градоначальником

Г) был сумасшедшим

VIII. «Тема литературного произведения»

7.1. Тест «Лирика»

1. Какое из стихотворений написано дактилем?

А) Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только белые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин «Пороша»)

Б) Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон опутал родину мою… (Рубцов «Звезда полей»)

В) Листья осенние

Где-то во мгле мирозданья

Видели, бедные,

Сон золотой увяданья… (Н. Рубцов «Листья осенние»)

Г) Не возьму я в толк…

Не придумаю…

Отчего же так –

Не возьму я в толк? (А. Кольцов «Косарь»)

2. Определите тему стихотворения «Поэт».

А) тема родины

Б) тема назначения поэта и поэзии

В) тема свободы

Г) тема войны

3. Вставьте пропущенное слово.

сенина «Пороша» - образец … лирики.

А) философской

Б) пейзажной

В) патриотической

Г) гражданской

Ключи к заданиям

1 – 6, 2 – 5, 3 – 4, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 1.

1 – проза, 2 – лирическое стихотворение, 3 – повесть, 4 – поэма, 5 – эпос.

1 – 3, 2- -5, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 4.

1 – 2, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 6, 6 – 3.

I. Тема «Лирический герой».

1. Какое слово связывает стихотворения «Зимний вечер» и «Зимняя дорога», передавая одно из чувств лирического героя?

А) грустный В) печальный

Б) невесёлый Г) тоскливый

2. Какие чувства испытывает лирический герой Д. Байрона в стихотворении «Прометей»?

А) любовь к людям В) любовь к развлечениям

Б) любовь к славе Г) любовь к путешествиям

3. Лирический герой стихотворения М. Лермонтова «Нет, я не Байрон…» сравнивает себя с английским поэтом, чтобы

А) доказать сходство В) противопоставить себя Байрону

Б) утвердить отличие Г) привлечь к себе внимание

II. Тема «Баллада»

1. Баллада – жанр …

А) эпический В) лирический

Б) лиро-эпический Г) сатирический

4. В философской повести-сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис произносит слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Какая проблема произведения спрятана в этой фразе?

А) проблема ответственности В) проблема взаимовыручки

Б) проблема взаимопонимания Г) проблема милосердия

5. Проблема социальной несправедливости и жестокости поднята в стихотворении «Железная дорога». Какие эпитеты помогают понять это?

А) славная осень – усталые силы В) губы бескровные – царь беспощаден

Б) работа народная – государство великое Г) труды роковые – свисток оглушительный

6. Тема повести «Муму»

А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей

Б) противопоставление крепостников и крепостных

В) размышления о необходимости отмены крепостного права

Г) рассказ о жизни крепостного Герасима

7. «Драгоценная пыль». В своих записках литератор писал: « Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли».

Словосочетание «золотая пыль» в этом отрывке – символ …

А) богатства В) красоты

Б) известности Г) творчества

Тематический контроль «Использование эффективных форм работы по приобщению детей к чтению»

Цель. Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к чтению.

Задачи:


  • изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;

  • выявить уровень инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста;

  • определить уровень педагогической компетентности у педагогов и специалистов: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной дитературой;

  • выявить отношение родителей к вопросу применения инноваций и нововведений в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, уровень компетентности в данном вопросе;

  • изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;

  • определить перспективы работы по изучаемому направлению.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Оценочный инструментарий:


  • карта анализа образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;

  • карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;

  • карта предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

  • карта проверки работы с родителями;

  • карта проверки наглядной информации для родителей;

  • план-график проведения тематического контроля.

План-график проведения тематической проверки


Цель

Методы

Содержание

Ответственный

Обследование знаний, умений и навыков детей

Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми.

Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе.



Оценка профессиональных умений воспитателей

Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями.

Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приемов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Художественная литература»

Старший воспитатель

Создание в группах условий для работы по теме

Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе

Наличие книжных уголков в группе. Соответствие подобранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, художниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическими выставкам, аудиокассет с записями произведений для детей).

Заведующий Тухбатуллина Старший воспитатель Бочкарева Н.Ю., психолог Корзун А.А., логопед Ризванова Р.Р.

Планирование работы

Анализ планов воспитательно-образовательной работы

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке.

Старший воспитатель

Работа с родителями по данной теме

Анализ документации, наглядной пропаганды. Анкетирование родителей.

Оценка осведомленности родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе.

Старший воспитатель

Справка по итогам тематического контроля в МБДОУ №22 «Алсу»

Тема: «Использование эффективных форм работы по приобщению детей к чтению»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01.01.2014 в ТРЕБОВАНИЯХ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ говорится - «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательскойдеятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)». В соответствии с планом работы детского сад на 2014 -2015 учебный год, на основании приказа заведующей № ___ от 31.10.2014г. в целях оценки использования эффективных форм работы по приобщению детей к чтениюкомиссия в составе заведующей Тухбатуллиной .Ф. ., старшего воспитателя Бочкаревой Н.Ю,., логопеда Ризвановой Р.Р., педагога - психолога Корзун А.А. провела тематический контроль по вышеуказанной теме с 17 по 21 ноября 2014г.
С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: Для изучения предметно-развивающей среды в группах проводился анализ и самоанализ книжных уголков, для оценки планирования осуществлялся анализ календарно - тематического планирования воспитателей с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой, для оценки профессиональных умений воспитателей проводился контроль образовательной деятельности по чтению детям художественных произведений и заучиванию стихотворений; для оценки уровня развития детей проводилась беседа и наблюдение за действиями детей в книжных уголках, для оценки форм взаимодействия с родителями по данной проблеме анализ наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, анкетирование родителей

Анализ и самоанализ воспитателями предметно -пространственной развивающей образовательной среды в группах показал, чтоВсеми педагогами ДОУ созданы условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию художественной литературы: в наличии качественные современные книги; в группах имеются самодельные книги, хрестоматии по программе.

В каждой возрастной группе детского сада устроены уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Книги эти иллюстрированы в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Основной принцип, которого придерживаются педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

Основными целями книжного уголка являются:

развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;

создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;

обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок:книги, каталог книг (имеется в каждой группе), видеотеку: фонд видеозаписей (имеется во всех группах), телевизор (имеется в группе №3 и по необходимости берется из кабинета заведующей), видеопроектор (имеется в группах №5,8, в музыкальном зале и кабинете татарского языка), фонотеку:кассеты,диски(имеются в каждой группе), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации (имеется в каждой группе)

В оформлении уголка книги каждый воспитатель проявляет индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголки книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Этим требованиям отвечают все уголки, но особо отличаются группы №8, 12, 5, 13,1. В группах №5,8 материал для театрализованной деятельности сделан руками педагогов и родителей в нетрадиционной технике. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, во всех группах соответствует возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок книги педагоги располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В младших группах воспитатели дают детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомят с уголком книги, его устройством и назначением, приучают рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя поблизости в запасе имеютсядополнительные экземпляры этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

В уголке книги постоянно находятся стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

Также находятся 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

На витрине уголка книги находятся издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят в образовательной деятельности. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников находятся в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в уголок иногда помещают интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, ее убирают с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке находятся разнообразные альбомы для рассматривания. Это и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке устраиваются тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

При анализе оценки планирования по ознакомлению детей с художественной литературой выявлено следующее. В группах эта деятельность планируется в соответствии с перспективным планом в режимные моменты и как часть образовательной деятельности, интегрируясь с разными образовательными областями. Качество планирования находится на должном уровне. Образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, в режимных моментах, в индивидуальной образовательной деятельности

Оценка профессиональных умений воспитателя

Во время тематического контроля проверялись две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

Выразительное чтение воспитателя;

Беседа о прочитанном;

Повторное чтение;

Рассматривание иллюстраций;

Объяснение незнакомых слов.

Была просмотрена образовательная деятельность во вторых младших и средних группах. В младшем дошкольном возрасте педагоги у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Терпеливо и настойчиво воспитатели учат, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже - корешок.

Воспитатели называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.

В среднем дошкольном возрасте педагоги углубляют работу по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатели называют жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагоги целенаправленно организуют дошкольников для восприятия произведений, и второе - самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты. К сожалению в нашем ДОУ эта форма работы используется педагогами недостаточно.

Практически не используются и доступные для восприятия ребенку старшего дошкольного возраста и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. В детском саду можно организовать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Все это можно использовать, но владея техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо зная гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Особо показательными в вопросе формирования у детей любви к художественной литературе является образовательная деятельность педагогов Куликовой Т.Н., Бикчуриной Л.А., Абдуллиной Л.И., Гирфановой Т.Я., Уткиной Р.У., Егоровой Т.И., Сабитовой З.Р., Булгаковой.,

Все педагоги используют чтение, заучивание наизусть, но формы работы с книгой не разнообразны. можно рекомендовать следующее:

Вечера чтения;

Семейные вечера чтения;

Литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.

Такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистам, а также диафильмы, мультфильмы, кинофильмы.

Старшему воспитателю оказать помощь в составлении плана самообразования по данной тематике
Оценка уровня развития детей хорошо прослеживается как в специально организованных формах обучения, так и в самостоятельной деятельности детей. Дети учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировках, играх-драматизациях, рассматривают рисунки, выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг

Анализ умений практического опыта детей и старшего дошкольного возраста в книжных уголках.. В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что в детских садах сейчас осуществляется не воспитательно - образовательный процесс, а только образовательный. Впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» в этой же статье указаны виды образовательных результатов, которые мы должны получать в результате образовательной деятельности, и которые достигаются дидактическими средствами (содержанием, методиками, методами, приёмами) - это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Воспитанники старших и подготовительных групп проявляют большой интерес к книжному уголку. Охотно рассказывают о том, что имеется в уголке. Из беседы и наблюдения за практической деятельностью детей видно, дети старшего дошкольного возраста знают названия произведений, имеющихся в уголках, называют авторов, знают писателей и поэтов, портреты которых помещены в уголке.

Оценка форм взаимодействия с родителями проводилась в форме анализа наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей. По результатам контроля выявилось следующее. Практически во всех группах в основном материал был представлен в виде консультаций по организации работы с детьми дома по ознакомлению детей с художественной литературой. Анализ организации работы с семьей показал, что вся деятельность проводится в соответствии с намеченным планом работы, используются различные формы: анкетирование, публикуется просветительская информация, которая способствует педагогическому просвещению родителей. Так, при подготовке к педсовету педагогами был сделан акцент на повышение информационной культуры родителей в приобщении детей к чтению. Во всех группах представленный материал конкретный, размещён в доступных для восприятия местах, эстетически оформлен, педагогически целесообразен. Но время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к материалам. Поэтому рекомендовано воспитателям всех групп при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники - это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.

Для создания социальной ситуации развития детей согласно ФГОС ДО педагогам необходимо строить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

И так, по результатам и сделанным выводам, комиссия подготовила следующие рекомендации:


  1. Продолжать работу по обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно


  1. Использовать в работе с родителями инновационные формы, направленные на выявления потребностей и поддержку образовательных инициатив семьи.

Срок: постоянно
3. При размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники - это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.

Ответственные:воспитатели групп, специалисты

Простое чтение воспитателя в кругу детей;

Недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

Вечера чтения;

Выставки книг или организацию книжного уголка;

Семейные вечера чтения;

Родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

Праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

Срок: постоянно
5.Ежедневно читать детям определенную программой литературу;стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.

Ответственные:воспитатели групп.

Срок: постоянно
6.Оказать помощь в составлении плана самообразования по данной тематике воспитателям углубленно занимающимся по данной проблеме: Хасановой Л.Н., Гусмановой Г.Г., Хузиахметовой Р.Р.

Срок: до 1.12.2014г.

Ответственный: старший воспитатель Бочкарева Н.Ю.

Справку составила:

Старший воспитатель_______________________Н.Ю. Бочкарева