Прикладная психология изучает. Прикладная наука — наука о жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Раздел психологии, в рамках которого происходит изучение практического применения этой науки. Таким образом, научная практическая психология - это не синоним популярной, житейской, бытовой и уж тем более не паблик "ВКонтакте". Она находит применение на практике - в работе с пациентами и обеспечении социальных сфер.

Терминология

Практическая психология - это наука, которая сосредоточена только в области самой психологии и ее применения на практике. До 19-го века этот раздел назывался опытным, в настоящее время распространен синоним "прикладная". Однако прикладная психология, хотя также занимается вопросами применения дисциплины на практике, ориентирована на смежные ей области деятельности и изучает ее в рамках конкретных сфер: рекламы, образования, спорта и др.

Использовать эпитеты "прикладная" и "практическая" в данном случае в одном и том же смысле некорректно. Практическая психология - это раздел науки, который занимается практикой самой психологии, а что касательно прикладной, практика направлена на смежные области. Кроме того, практическая говорит с обществом на простом языке обывателей, в отличие от сухого, изобилующего терминами изложения прикладной дисциплины.

Проблематика

Теория зачастую опережает практику, из-за чего в науках появляются слабообоснованные предположения и гипотезы. Эти пробелы необходимо чем-то заполнять. В психологии для практических целей и заполнения пробелов используются так называемые метафоры - не подкрепленные, но работающие приемы, являющиеся специфической частью рассматриваемой дисциплины.

Проблема, которая остро ставится перед практической психологией, заключается в том, что запросы реального мира не соответствуют теоретической базе. Из этого выходят основные задачи этой науки.

Основные задачи практической психологии

Основые задачи, с которыми сталкивается практическая психология, продиктованы теоретической базой и условиями реального мира:

  • индивидуальное психологическое консультирование пациентов, чьи расстройства частично или полностью не поддаются лечению;
  • проведение групповых тренингов (в том числе в корпоративной и бизнес-среде);
  • психологическое обеспечение социальных сфер.

Применение

Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.

Остальные вопросы могут быть очень узкими - такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.

Практическая психология и другие отрасли науки

Чем занимается практическая социальная психология? Сейчас станет понятно. Дело в том, что для решения задач практической психологии приходится сотрудничать с другими областями науки. Так появляются новые прикладные отрасли, получающие свои наименования в зависимости от того, в какой сфере она применяется. Это может быть практическая психология образования, социальная, юридическая, медицинская, спортивная или педагогическая. Все их объединяет особенность в ориентации на академическую исследовательскую область знаний.

Методы практической психологии

Особое место в прикладных отраслях занимают объективно-научные методы, то есть проведения экспериментов, наблюдений и тестов. Методы академической психологии в данном случае считаются непригодными. Исследования психической реальности уступают реальной практике. Во многом это связано с человеческой субъективностью.

Методы практической психологии принято классифицировать на два вида:

  • Индивидуальные - используются при работе психолога с пациентом один на один. В этот раздел включается психоанализ.
  • Групповые - психологические консультации в виде тренингов, образование гештальт-групп и др. виды коррекции в группах.

Кроме того, научные методы зачастую заимствуются из тех отраслей, с которыми эта наука сотрудничает и которые ее образуют. Например, из педагогики позаимствованы методы подкрепления и внушения.

Методика психологической консультации, ввиду сложности и определенной специфики, должна рассматриваться отдельно. В общем случае она включает консультирование и психотерапевтическую работу.

Школы

Следующие школы имеют большое значение для практической психологии:

  • Психоанализ - впервые предложен и введен Зигмундом Фрейдом и используется до сих пор. Основан на выявлении и изучении бессознательных внутренних и иррациональных влечений.
  • Бихевиоризм - направление, по которому основным предметом изучения является не сознание, но поведение пациента. В настоящее время в большинстве своем замещается когнитивной психологией.
  • Когнитивная психология - сосредоточена на познавательных процессах человеческого сознания: памяти, внимании, воображении. Также исследования связаны с изучением логического мышления, принятиями решений и проблемой выбора.
  • Гуманистическая психология - за основу берется, как понятно из названия, гуманизм, то есть любовь к человеку как личности, признание этой уникальной и целостной системы. Исходя из этого, изучаются проявления самоактуализации и развития личности, ее адаптации в обществе, творческого самовыражения и др.

Обучение

Интересующиеся практической психологией могут получить образование по этой специализации. Бакалавров и магистров в соответствующем направлении готовят как государственные, так и частные, высшие учебные заведения. Кроме того, это направление может быть дополнительным к основному профилю обучения. Именно по этому принципу готовит выпускников, например, Кировский институт практической психологии.

Профессии

Практическая психология - это раздел знаний, которые применяют представители следующих профессий:

  • врач-психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

И если для первого наличие основного психологического образования - обязательное условие, то, к примеру, коуч может иметь только дополнительное перепрофилирующее. Это яркий пример того, насколько рассматриваемая дисциплина соприкасается с реальным миром и его требованиями - перед коучем ставится задача промотивировать и помочь клиенту достичь цели. Практическая и твердо стоящая на ногах задача. Либо она выполнена, либо нет.

В рамках задача - разобраться непосредственно с проблемами пациента - также ставится точно и ясно.

Практическая психология: книги

Книги в рассматриваемой области относятся к научному и научно-популярному жанру. Зачастую они отвечают на конкретные вопросы: как понять, что чувствуют и думают другие люди; как относиться к себе и людям? Кроме того, есть только учебные издания (Т. В. Гудкевич, "Практическая психология: вступление к специальности"; М. Гулина, "Консультативная психология: учебник") и практические руководства (Д. Райгородский, "Психологическое консультирование"; Н. В. Тарабрина, "Практическое руководство по психологии посттравматического стресса").

По степени приложения научных психологических знаний к тем или иным сферам жизнедеятельности отдельные отрасли психологии принято разделять на фундаментальные и прикладные.

Задачей фундаментальной психологии (от лат. fundare - основывать) является познание универсальных закономерностей развития и функционирования психики, проявляющихся у людей вне зависимости от того, какой деятельностью они занимаются. Это исследовательская деятельность без определенных коммерческих или других прикладных целей, не предполагающая непосредственного использования результатов в системе образования, менеджменте, промышленности, маркетинге, спорте. Поскольку психологические закономерности и явления изучаются в «чистом виде», безотносительно к их возможному использованию, фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Фундаментальную науку за то, что она развивается главным образом в университетах и академиях, часто называют еще академической. Важно при этом понимать, что фундаментальные исследования могут проводиться в научных учреждениях, в которых нередко разрабатываются также прикладные технологии. К фундаментальной психологии могут быть отнесены такие отрасли, как общая, социальная и дифференциальная психология.

Для размышления

В современном мире нас окружает множество полезных вещей, возникших благодаря фундаментальным разработкам в области естественных наук, - генетический код человека, достижения генной инженерии, первый ангипсихотик хлор- промазин (аминазин). Так ли обстоит дело в гуманитарных науках и психологии? Классическое понимание связи теории, эксперимента и практики в психологии выразил Б. Ф. Ломов. Он считал, что фундаментальная теория должна верифицироваться (или, по К. Попперу, фальсифицироваться) в эксперименте и снабжать проверенными знаниями практику, а практика, в свою очередь, способна, с одной стороны, проявить ценность теории, а с другой - поставить перед теорией такие вопросы, которые будут стимулировать се развитие. В результате «взаимодействие... теории, эксперимента и практики есть необходимое условие развития всей системы психологических наук» . Представленная цитата отражает понимание важности фундаментальных исследований в развитии прикладных отраслей науки. Вместе с тем реальная проблема нестыковок между психологической практикой и фундаментальной наукой состоит в том, что средствами эксперимента не всегда удается смоделировать соответствующую реальность .

Приведите примеры использования фундаментальных разработок в психологической практике. Как вы думаете, можно ли преодолеть проблему нестыковок между психологической практикой и фундаментальной наукой и, если да, то каким образом?

Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных исследований для решения социальных проблем, удовлетворения профессиональных или общественных потребностей. Критерием успеха в данном случае служит не столько достижение истины, сколько мера удовлетворения социального заказа.

Важно запомнить!

Направление психологии - психологическая школа со специфическими представлениями о предмете и методах психологии.

Отрасль психологии - раздел психологии, дифференцируемый в зависимости от того, в каких условиях и какие аспекты развития и функционирования психики изучаются.

Перцепция (от лат. perceptio - восприятие) - познавательный процесс формирования субъективной картины мира, состоящий в интерпретации и осмыслении полученной информации.

Фундаментальная психология - совокупность отраслей психологии, изучающих без определенных прикладных целей универсальные закономерности развития и функционирования психики.

Прикладная психология - совокупность отраслей психологии, реализующих на практике в интересах клиентов, групп и организаций достижения фундаментальной психологии.

Прикладная психология - воплощение на практике достижений психологической науки. Основная задача прикладной психологии - выработка способов практической помощи и психологической поддержки личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, преодолевающей последствия социальных и природных катастроф. Задача состоит также в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социально-психологической адаптации и минимизации последствий пережитых психических травм, посттравматических стрессовых нарушений . Прикладная психология ориентирована на организацию взаимодействия профессионалов (психологов, психотерапевтов, социальных работников) с клиентами и заказчиками. Для этого в методический арсенал психологов-практиков вместо свойственных фундаментальным отраслям психологии опросов, наблюдений и экспериментов включают беседы, экспертизы, фокус-группы, консультации, презентации, тренинги. Поскольку некоторые прикладные психологические дисциплины связаны с определенными, иногда узкоспециальными областями человеческой жизни и деятельности, их называют также специальными. Наиболее известны в прикладной психологии следующие ее отрасли: педагогическая, клиническая, юридическая, возрастная, этническая, политическая, экономическая, военная психология, психология труда, спорта, бизнеса, религии, семьи, управления и др. В настоящее время прикладная психология реализуется в следующих видах (направлениях) практической деятельности психологов - психологической диагностике, психологическом консультировании, психотерапии, психологической коррекции, психопрофилактической работе, психологическом просвещении, психологической экспертизе. В рамках каждого из направлений практической деятельности психологов применяются разнообразные способы (формы) психологической помощи - обучающие семинары, тренинги, индивидуальные и групповые беседы, опросы, тестирование, коучинг, лекции, выступления в СМИ (газеты, плакаты, буклеты, памятки, анонсы, телепередачи и др.), разнообразные публикации (пособия, рекомендации, монографии, учебники) и пр.

Из истории психологии

Примером выявления универсальных закономерностей функционирования психики является знаменитое исследование американского антрополога К. Тенбалла , в котором показана детерминирующая роль среды в формировании перцептивных способностей человека. Обследуя пигмеев экваториальной Африки, выросших в джунглях и никогда не рассматривающих окружающие предметы на большом расстоянии, Тенбалл установил, что способность оценивать правильные размеры удаленных от человека объектов быстро формируется в процессе приобретения жизненного опыта и не развивается тогда, когда условия жизни не «активизируют» эту потребность. В частности, пигмеи в первые часы натурного исследования нс могли правильно оценивать размеры находящихся на большом расстоянии крупных животных, однако достаточно быстро обучались. Благодаря этому и ряду других исследований ученые пришли к выводу, что человеческая психика - вне зависимости от расовых, этнических, социальных и конфессиональных особенностей - использует универсальные перцептивные стратегии, позволяющие организовывать ощущения так, чтобы они обладали конкретным значением и были доступны пониманию. К таким уже известным стратегиям относят механизмы перцепции «фигура-фон», «константность формы», «константность размеров»

Прикладная психология - ветвь психологии, областью исследования которой являются конкретные психологические проблемы (задачи), возникающие в практике жизнедеятельности людей (в профессиональной, образовательной, медицинской области, в личной жизни). Проблемы рождают и направления, и характер исследования. Прикладная психология основана на приложении теории к практике, и хотя в ней рождаются новые теоретические идеи, это все-таки сверхзадача, как последование практического применения теории. Эта наука очень нужна школам, детским садам, медицине.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Перечень отраслей прикладной психологии продолжает пополняться. Наиболее известными ее составляющими являются педагогическая, клиническая, юридическая, кросс-культурная, политическая, экономическая, военная психологии; а также психологии труда, спорта, религии, старости (геронтопсихология), семьи, и др.

Все многообразие современных отраслей психологии, тем не менее, предполагает сохранение общего предмета исследования - фактов, закономерностей и механизмов психики как особой формы жизнедеятельности. Вместе с тем, прикладная психология развивается, черпая специальные знания из смежных областей иных наук. Для отраслей прикладной психологии - это достижения соответствующих областей знаний (педагогики, юриспруденции, религиоведения и т.д.); для общей психологии - прежде всего, биологии и медицины.

Каждая наука для своего успешного развития и выполнения социально-значимых функций должна опираться на исходные положения, дающие правильное представление об изучаемых явлениях. Такие положения определяются как методология данной науки. Ее следует отличать от совокупности научных методов. Последние представляют собой набор последовательно взаимосвязанных действий, позволяющих получать первичную информацию в одной или сразу нескольких отраслях психологии.

Прикладное направление современной психологии - это обширная и разветвленная сеть психологических отраслей и дисциплин. С большей или меньшей степенью условности их можно объединить в несколько групп:

  • · психологические аспекты ряда гуманитарных наук и их специализированных приложений (политическая, экономическая юридическая, этническая (кросс-культурная) психология и др.);
  • · психологические проблемы разных этапов развития и образования (возрастная психология, сравнительная психология, педагогическая психология и др.);
  • · психология различных видов трудовой деятельности (психология труда, инженерная психология, авиационная и космическая психология и др., психология спорта);
  • · использование психологических закономерностей в профилактике, диагностике и лечении различных заболеваний (психология здоровья, медицинская психология, психотерапия и др.).

Важно обратить внимание, хотя и затруднительно вписать в обозначенные выше группы на психологические особенности поведения в чрезвычайных ситуациях и психологические проблемы взаимодействия с окружающей средой.

«Психологические приложения» ряда гуманитарных наук. Политическая психология - это область психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества. Таковыми являются настроения, мнения, чувствования, ценностные ориентации и т.п. Они проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, отдельных людей и воплощаются в конкретные политические действия. Этот прикладной раздел психологии решает проблемы целенаправленной агитации и пропаганды, имиджа политического деятеля, партии, действующей власти; изучает психологические аспекты возникновения, развития и управления социально-политическими процессами.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с групповыми и индивидуальными отношениями, возникающими в процессе распределения товаров и услуг. Специалисты-психологи исследуют проблемы спроса и предложения, психологию рекламы и т.п. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Юридическая психология, возникшая на стыке психологии и права, занимается приложением психологических знаний к решению правовых вопросов. В юридической психологии выделяют правовую, превентивную, оперативно-розыскную, судебную, криминальную и пенитенциарную (исправительную) психологию. Криминальная и пенитенциарная психология одновременно относятся и к психологии девиантного (отклоняющегося) поведения. В число личностей и групп, чья психология изучается в рамках этой прикладной дисциплины, кроме лиц, преступивших закон, относятся также алкоголики, наркоманы и токсикоманы.

Юридическую психологию следует отнести к одному из старейших направлений прикладной психологии. Ее возникновение специалисты по истории науки связывают с трудом итальянца Чезаре Беккариа, опубликовавшем в 1764 г. труд «О преступлении и наказании». Считается, что эта работа положила начало развитию наук о преступности, в том числе - и юридической психологии.

К первым монографическим работам по юридической психологии относятся вышедшие в 1792 г. книги немецких авторов к. Экартсгаузена и И. Шауманна «О необходимости психологического анализа некоторых уголовно-правовых понятий» и «Мысли о криминальной психологии». В 1806 г. в Московском университете начинает преподаваться курс «Уголовной психологии». Этническая и кросс-культурная психология исследует психологические особенности индивида или группы людей, которые определяются (связаны с) его этнической или культурной принадлежностью. Это направление в последние десятилетия постоянно повышает свою значимость в связи с ростом национального самосознания многих народов мира и их стремлением повысить значимость самобытности на международной арене и в зонах устойчивых межэтнических контактов. Необходимость профилактики и противодействия крайним проявлениями такой самобытности (шовинизм, национальная, религиозная или расовая нетерпимость) делают изучение этнической психологии ныне в нашей стране более чем актуальными.

К числу основных проблем, над которыми работают этнопсихологии, относятся следующие:

  • · «культура и общение» - нормы, роли и правила, регулирующие общение в разных культурах или культурных системах;
  • · «этнические миграции» - социально-психологические проблемы вхождения мигрантов в иные культурные системы и проблемы сосуществования разных культур в одном обществе;
  • · «культура и познавательные процессы» - культурная обусловленность восприятия, памяти, мышления и т.п.
  • · «личность и культура» - культурные особенности личности, национальный характер, формирование представлений о себе в культурном и этническом аспекте.

Психология религии довольна близка по проблематике и способам изучения к этнической психологии. В рамках этого направления исследуются проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей. Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования. Возрастная психология (психология развития) изучает общие закономерности развития психических процессов и качеств личности на разных возрастных этапах.

Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития. Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов изменения человеческой психики и определяемых ею качеств личности, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микро- психического развития вообще. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Наибольшее внимание в рамках возрастной психологии традиционно уделяется вопросам детского развития. Кроме того, выделяют психологические проблемы следующих возрастных этапов: отрочество, юность, зрелость, старость.

Психология детства базируется на теории, основные положения которой были сформулированы Л.С. Выгодским в 20-30-е гг. XX в. и развиты позже А.Н. Леонтьевым. Суть их состоит в том, что главное влияние на развитие ребенка оказывает окружающая социальная среда, а его биологические особенности (наследственность, физиология и т.п.) являются лишь условиями для больших или меньших «достижений». Отношения с социальной средой меняются с возрастом. Вместе с этим меняется и роль среды в развитии человека.

Педагогическая психология тесно связана с психологией детства, отрочества, юности. Она является разделом прикладной психологии, изучающим закономерности обучения и воспитания человека. Здесь рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемы и навыки интеллектуальной деятельности, выявляются психологические механизмы большей или меньшей результативности процесса обучения, а также особенности выстраивания взаимоотношений учащихся между собой, с преподавателями и родителями и ряд других вопросов.

Специальная психология нацелена на познание психологических проблем людей с отклонениями в развитии. К таковым относятся врожденные дефекты мозга (олигофренопсихология), серьезные дефекты слуха (сурдопсихология), слепота или сильно ослабленное зрение (тифлопсихология), психические заболевания (патопсихология).

Сравнительная психология занимается изучением сходного и отличного в психической деятельности человека и животного, проблемой соотношения социального и биологического в поведении человека.

Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.

Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.