С помощью каких суффиксов оно образуется. Суффиксы

от древнегреч. ethnos - народ + genesis - рождение) - процесс зарождения и развития этносов. Согласно совокупным данным разных наук о человеке, он начался в эпоху становления человека как биологического вида и продолжается по сей день. В процессе Э. зарождаются и претерпевают изменения различные свойства этноса: язык, религия, духовная и материальная культура, самосознание и др. У разных народов этот процесс протекает неодинаково, и на его ход оказывают влияние различные факторы: природно-географические, политические, экономические, социальные, культурные, исторические. Те факторы, которые для одних этносов оказываются решающими, для других могут не иметь никакого значения. Например, для немцев одним из основных объединяющих факторов оказывается язык, в то же время сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном языке, но представляют три разных этноса. Универсальную модель Э. разработал Л. Гумилев. Согласно его концепции, каждый этнос в своем развитии проходит восемь стадий от зарождения до полного упадка, а стимулом к началу этногенетического процесса является пассионарный толчок особая социобиологическая мутация, вызванная специфическим космическим излучением. Эта модель заключает в себе много спорного и не является общепринятой в науке.

Этногенез - это процесс отбора, идущего до равновесного состояния - гомеостаза, в котором находится большинство этносов биосферы. Процесс этот, если он не обрывается внезапно извне, идет 1200-1400 лет (от пассионарного толчка до гомеостаза), т.е. 60-70 поколений.

Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а, следовательно, причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

  • · нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
  • · сочетание двух или более ландшафтов на территории,
  • · присутствие двух или более этносов на территории.

Образование нового этноса происходит в полиэтнической среде и на границе ландшафтов, где системные связи неустойчивы. На первом этапе образования этноса происходит выделение из популяции пассионарие-мутантов, образующих системы, связанные общностью судьбы ее членов - консорции. Консорции появляются на протяжении всей жизни этноса: они возникают и исчезают в течение жизни ее членов. Но если консорция одновременно становится конвиксией - системой людей, связанных общностью жизни, то стереотип поведения, выработанный ею, может превратиться в субэтнос - подсистему этноса, противопоставляющую себя как целостность этносу, внутри которого она возникла. Если субэтносу удается навязать свой стереотип поведения другим субэтносам, он превращается в этнос и даже суперэтнос, если ему удается установить системные отношения с соседними этносами из общей этноландшафтной зоны.

Так произошло с консорцией жителей г. Мекки в начале VII века, искренно поверивших Мухаммеду и сбежавших со своими семьями в Медину. В Медине после расправы над неверными, конвиксия превратилась в субэтнос арабов-мусульман, который после подчинения всей Аравии превратился в арабо-мусульманский этнос, а после успешных войн с Византией, разгрома Персии, подчинения Средней Азии, Северной Африки, Испании и Закавказья - в мусульманский суперэтнос. Общим признаком этноса является стереотип поведения или, набор стереотипов поведения. Это означает, что в сходных ситуациях члены одного этноса ведут себя сходным образом в пределах известного набора стереотипов (условных рефлексов). Таким образом принадлежность к данному этносу определяется не генотипом, а воспитанием, хотя генотип и определяет фенотип. Вот почему новый этнос может возникнуть на базе различных расовых и этнических компонентов. Как, например, французами считаются баски (гасконцы), провансальцы, кельты (бретонцы), бургунды, нормандцы и канадские французы с индейской примесью.

Суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
  • словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
  • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
  3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбк а
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученьк а
лиса- лисоньк а
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле — полюшк о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительниц а
радист — радистк а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалист ый
город — городск ой
горох - горохов ый
шаль — шалев ый
лето — летн ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуча ть
рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо — кольцева ть
укачать — укачива ть
открыть -открыва ть
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

Действительное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит либо создавал действие: ученик, рисующий , рисовавший либо нарисовавший картину.

Страдательное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица либо предмета: картина, рисуемая либо нарисованная учеником.

При образовании причастий учитываются последующие причины:

1. Переходность либо непереходность глагола

  • От переходных глаголов образуются и действительные и страдательные причастия;
  • от непереходных - только действительные.
  • 2. Вид глагола

    Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать - читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочесть - прочитавший, прочитанный (соверш. вид).

  • При всем этом от глаголов неидеального вида образуются причастия как реального, так и прошедшего времени.
  • От глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.
  • 3. Спряжение глагола

  • Суффиксы реальных и страдательных причастий реального времени зависят от спряжения глагола.
  • 4. Возвратность либо невозвратность глагола

  • От возвратимых глаголов страдательные причастия не образуются;
  • действительные причастия, образованные от возвратимых глаголов, сохраняют во всех временах постфикс -ся независимо от того, какой звук (гласный либо согласный) находится перед ним: купаться - купающийся .
  • Таблица образования вероятных форм причастий

    Глаголы

    Причастия

    действительные

    страдательные

    реального
    времени

    прошедшего
    времени

    реального
    времени

    прошедшего
    времени

    переходные

  • неидеального вида
  • совершенного вида
  • непереходные

  • неидеального вида
  • совершенного вида
  • 1. Действительные причастия реального времени образуются от базы реального времени с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения:

    1-ое спряжение: вез-ут - вез-ущ- ий, работа-ют - работа-ющ- ий, бор-ют-ся - бор-ющ- ийся .

    2-ое спряжение: держ-ат - держ-ащ- ий, вид-ят - вид-ящ- ий, стро-ят-ся - стро-ящ- ийся .

    2. Действительные причастия прошедшего времени образуются от базы неопределённой формы с помощью суффикса -вш- , в том случае база оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш- , в том случае база оканчивается на согласный: чита-ть - чита-вш- ий, виде-ть - виде-вш- ий, нес-ти - нёс-ш- ий .

    Действительные причастия реального и прошедшего времени от возвратимых глаголов сохраняют постфикс -ся: борются - борющийся ; бороться - боровшийся .

    Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.

    Примечание. Причастия на -щий (способный, находящийся в горизонтальном положении) просочились в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий) , которые позднее перевоплотился в простые прилагательные, т.е. утратили значение времени действия. Потому в российском языке имеются такие пары: стоящий - стоячий, текущий - текучий, колющий - колющийся . 1-ое слово каждой пары - старославянского происхождения, 2-ое - российского.

    Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

    1. Страдательные причастия реального времени образуются от базы реального времени с помощью суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют - чита-ем -ый; видят - вид-им -ый .

    Примечание. От неких глаголов 1-го спряжения страдательные причастия реального времени образуются с помощью суффикса -ом- : вед-ут - вед-ом -ый; влек-ут - влек-ом -ый . Эти причастия носят книжный нрав.

    2. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от базы неопределённой формы глагола:

    а) С помощью суффикса -нн- , в том случае база неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е : чита-ть - чита-нн- ый; посея-ть - посея-нн- ый; виде-ть - виде-нн- ый .

    б) С помощью суффикса -енн (-ённ-) , в том случае база неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук либо на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти - унес-ённ -ый; запеч-ь - запеч-ённ -ый; раскраси-ть - раскраш-енн -ый; освети-ть - освещ-ённ -ый; убеди-ть - убежд-ённ -ый; прослави-ть - прославл-енн -ый . При всем этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с - ш, з - ж, т - ч - щ, д - ж -жд, в - вл и т.д.).

    в) От неких глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -т- : мы-ть - мы-т -ый; ви-ть - ви-т -ый; мя-ть - мя-т -ый; трону-ть - трону-т -ый; тере-ть - тёр-т -ый; запере-ть - запер-т -ый; моло-ть - моло-т -ый; коло-ть - коло-т -ый .

    Дополнительно по теме «Образование причастий. Суффиксы причастий»:

  • Главы «Действительные причастия» и «Страдательные причастия» в пособии Е.И. Литневской «Краткий курс российского языка для школьников» (см. после раздела «Глагол») - подробная информация об образовании неких форм причастий (варианты, исключения, трудные случаи).
  • Глава «Формы причастий и их образование» в пособии Н.С. Валгиной, Д.Э. Розенталя «Современный российский язык» - теоретический материал для углублённого исследования данной темы.
  • Сводная таблица «Образование причастий»
  • Источник материала Интернет-сайт

  • Раздел «Причастие» в учебнике «Грамматика российского языка» под редакцией Л.В. Щербы
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое причастие как часть речи?
  • Каковы синтаксические признаки причастия?
  • Каковы морфологические признаки причастия?
  • Как различать причастия и отглагольные прилагательные?
  • Какие есть правила правописания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Сколько Н пишется в коротких причастиях и коротких отглагольных прилагательных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных»?
  • Каковы правила правописания причастий на -анный и -енный?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании причастий?
  • Какие бывают ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов?
  • Как изменяется правописание причастий при переходе их в прилагательные?
  • Когда пишется буква Е перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Когда пишется буква А перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?