С помощью каких суффиксов оно образуется. Суффиксы
от древнегреч. ethnos - народ + genesis - рождение) - процесс зарождения и развития этносов. Согласно совокупным данным разных наук о человеке, он начался в эпоху становления человека как биологического вида и продолжается по сей день. В процессе Э. зарождаются и претерпевают изменения различные свойства этноса: язык, религия, духовная и материальная культура, самосознание и др. У разных народов этот процесс протекает неодинаково, и на его ход оказывают влияние различные факторы: природно-географические, политические, экономические, социальные, культурные, исторические. Те факторы, которые для одних этносов оказываются решающими, для других могут не иметь никакого значения. Например, для немцев одним из основных объединяющих факторов оказывается язык, в то же время сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном языке, но представляют три разных этноса. Универсальную модель Э. разработал Л. Гумилев. Согласно его концепции, каждый этнос в своем развитии проходит восемь стадий от зарождения до полного упадка, а стимулом к началу этногенетического процесса является пассионарный толчок особая социобиологическая мутация, вызванная специфическим космическим излучением. Эта модель заключает в себе много спорного и не является общепринятой в науке.
Этногенез - это процесс отбора, идущего до равновесного состояния - гомеостаза, в котором находится большинство этносов биосферы. Процесс этот, если он не обрывается внезапно извне, идет 1200-1400 лет (от пассионарного толчка до гомеостаза), т.е. 60-70 поколений.
Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а, следовательно, причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.
Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:
- · нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
- · сочетание двух или более ландшафтов на территории,
- · присутствие двух или более этносов на территории.
Образование нового этноса происходит в полиэтнической среде и на границе ландшафтов, где системные связи неустойчивы. На первом этапе образования этноса происходит выделение из популяции пассионарие-мутантов, образующих системы, связанные общностью судьбы ее членов - консорции. Консорции появляются на протяжении всей жизни этноса: они возникают и исчезают в течение жизни ее членов. Но если консорция одновременно становится конвиксией - системой людей, связанных общностью жизни, то стереотип поведения, выработанный ею, может превратиться в субэтнос - подсистему этноса, противопоставляющую себя как целостность этносу, внутри которого она возникла. Если субэтносу удается навязать свой стереотип поведения другим субэтносам, он превращается в этнос и даже суперэтнос, если ему удается установить системные отношения с соседними этносами из общей этноландшафтной зоны.
Так произошло с консорцией жителей г. Мекки в начале VII века, искренно поверивших Мухаммеду и сбежавших со своими семьями в Медину. В Медине после расправы над неверными, конвиксия превратилась в субэтнос арабов-мусульман, который после подчинения всей Аравии превратился в арабо-мусульманский этнос, а после успешных войн с Византией, разгрома Персии, подчинения Средней Азии, Северной Африки, Испании и Закавказья - в мусульманский суперэтнос. Общим признаком этноса является стереотип поведения или, набор стереотипов поведения. Это означает, что в сходных ситуациях члены одного этноса ведут себя сходным образом в пределах известного набора стереотипов (условных рефлексов). Таким образом принадлежность к данному этносу определяется не генотипом, а воспитанием, хотя генотип и определяет фенотип. Вот почему новый этнос может возникнуть на базе различных расовых и этнических компонентов. Как, например, французами считаются баски (гасконцы), провансальцы, кельты (бретонцы), бургунды, нормандцы и канадские французы с индейской примесью.
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:
друг, друж-ок , рам-оч-к (а).
Формообразующие (словоизменительные) суффиксы
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.
Например,
- суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
- суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .
Суффиксы –ть
(-ти
), -л-
не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после
: пойд(ем)-те,
поед(ем)-те
.
Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :
причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .
Возвратные суффиксы -ся, -сь
входят в основу слова и часто стоят после
:
Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь
Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.
Напомню, что:
- словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
- словообразование - это образование новых слов.
Словообразовательные суффиксы
С помощью словообразовательных суффиксов
образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-
:
лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.
Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :
сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.
Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи
.
Например, суффикс -ник
-, —от
— . —ок
— (гриб-ник, крас-от
(а), друж-ок
) служат для образования только существительных; -ск-
(флот-ск
(ий)
) — для образования только прилагательных; —ыва
-,-ива
— (обдум-ыва
-ть
) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:
Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:
- от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
- от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
- от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .
Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:
- суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
- увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
- суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
- для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
- для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
- выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .
Суффиксы (и
) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс —тель
в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель
),
суффикс —от
— — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а)
);
суффикс —ск
— — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий)
).
Суффикс может быть не обозначен буквами.
Суффикс или часть суффикса может быть скрытой
, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ
буквы Е, Ё, Ю, Я
обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:
врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].
Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :
- Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
- Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
- Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
- Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород-н (ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
- Вывод: стар-ин-н (ый) .
Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.
Более подробно см. Выделение суффикса в слове.
Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.
Суффиксы | Их работа | |
Образуют существительные | ||
-к- -ик- -ек- -ок- -еньк- -оньк- -ечк- -очк- -ушк- -юшк- |
рыба — рыбк
а ключ — ключик замок — замочек друг — дружок рука- рученьк а лиса- лисоньк а Ваня – Ванечк а игла – иголочк а дед – дедушк а поле — полюшк о |
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок |
-ник- -чик- -щик- -тель- -ниц- -к- |
лес — лесник
возить — возчик барабан — барабанщик учить — учитель учить — учительниц а радист — радистк а |
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий |
Образуют прилагательные | ||
-ист- -ск- -ов- -ев- -н- |
скала — скалист
ый город — городск ой горох - горохов ый шаль — шалев ый лето — летн ий |
|
Образуют глаголы | ||
-а- -и- -е- -ова-(-ёва-) -ива-(-ыва-) |
звук – звуча
ть рана –рани ть белый – беле ть зима – зимова ть кольцо — кольцева ть укачать — укачива ть открыть -открыва ть |
|
-ся-(-сь-) | учить — учиться —
учусь
лечить — лечиться — лечусь |
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова. |
Формообразующие суффиксы | ||
-ть- -ти- |
читать
нести |
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова. |
-л- | читаю – читал
; говорю — говорил |
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова. |
У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.
Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .
Действительное причастие
- это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит либо создавал действие: ученик, рисующий
, рисовавший
либо нарисовавший
картину.
Страдательное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица либо предмета: картина, рисуемая либо нарисованная учеником.
При образовании причастий учитываются последующие причины:
1. Переходность либо непереходность глагола
2. Вид глагола
Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать - читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочесть - прочитавший, прочитанный (соверш. вид).
3. Спряжение глагола
4. Возвратность либо невозвратность глагола
Таблица образования вероятных форм причастий
Глаголы
Причастия
действительные
страдательные
реального
времени
прошедшего
времени
реального
времени
прошедшего
времени
переходные
непереходные
1. Действительные причастия реального времени образуются от базы реального времени с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения:
1-ое спряжение: вез-ут - вез-ущ- ий, работа-ют - работа-ющ- ий, бор-ют-ся - бор-ющ- ийся .
2-ое спряжение: держ-ат - держ-ащ- ий, вид-ят - вид-ящ- ий, стро-ят-ся - стро-ящ- ийся .
2. Действительные причастия прошедшего времени образуются от базы неопределённой формы с помощью суффикса -вш- , в том случае база оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш- , в том случае база оканчивается на согласный: чита-ть - чита-вш- ий, виде-ть - виде-вш- ий, нес-ти - нёс-ш- ий .
Действительные причастия реального и прошедшего времени от возвратимых глаголов сохраняют постфикс -ся: борются - борющийся ; бороться - боровшийся .
Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.
Примечание. Причастия на -щий (способный, находящийся в горизонтальном положении) просочились в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий) , которые позднее перевоплотился в простые прилагательные, т.е. утратили значение времени действия. Потому в российском языке имеются такие пары: стоящий - стоячий, текущий - текучий, колющий - колющийся . 1-ое слово каждой пары - старославянского происхождения, 2-ое - российского.
Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.
1. Страдательные причастия реального времени образуются от базы реального времени с помощью суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют - чита-ем -ый; видят - вид-им -ый .
Примечание. От неких глаголов 1-го спряжения страдательные причастия реального времени образуются с помощью суффикса -ом- : вед-ут - вед-ом -ый; влек-ут - влек-ом -ый . Эти причастия носят книжный нрав.
2. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от базы неопределённой формы глагола:
а) С помощью суффикса -нн- , в том случае база неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е : чита-ть - чита-нн- ый; посея-ть - посея-нн- ый; виде-ть - виде-нн- ый .
б) С помощью суффикса -енн (-ённ-) , в том случае база неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук либо на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти - унес-ённ -ый; запеч-ь - запеч-ённ -ый; раскраси-ть - раскраш-енн -ый; освети-ть - освещ-ённ -ый; убеди-ть - убежд-ённ -ый; прослави-ть - прославл-енн -ый . При всем этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с - ш, з - ж, т - ч - щ, д - ж -жд, в - вл и т.д.).
в) От неких глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -т- : мы-ть - мы-т -ый; ви-ть - ви-т -ый; мя-ть - мя-т -ый; трону-ть - трону-т -ый; тере-ть - тёр-т -ый; запере-ть - запер-т -ый; моло-ть - моло-т -ый; коло-ть - коло-т -ый .
Дополнительно по теме «Образование причастий. Суффиксы причастий»:
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно на сайт: