Военный конфликт на границе армении и азербайджана. Ключевые моменты противостояния азербайджана и армении

Александр был задержан по запросу из Азербайджана за якобы "незаконное" (по мнению азербайджанских властей) посещение Нагорного Карабаха. Лично я считаю данное задержание вопиющим нарушением международного права — Азербайджан мог закрыть Александру въезд в страну, но не объявлять его в международный розыск за столь незначительное правонарушение и тем более не возбуждать уголовные статьи за его посты в блоге — это чистой воды политическое преследование.

А в этом посте я расскажу, как развивались события вокруг Нагорного Карабаха в конце восьмидесятых-начале девяностых годов, мы посмотрим на фотографии той войны и подумаем, может ли быть какая-то сторона "правой" в этническом конфликте.

Для начала немного истории. Нагорный Карабах с давних времён был спорной территорией и за свою многовековую историю неоднократно переходил из рук в руки. Азербайджанские и армянские учёные до сих пор спорят (и, видимо, не придут к договоренности никогда) о том, кто же жил в Карабахе изначально — то ли предки современных армян, то ли предки современных азербайджанцев.

К XVIII веку Нагорный Карабах имел преимущественно армянское население, а саму террторию Карабаха считали "своей" как армяне (из-за того, что в этом регионе проживает преимущественно армянское население), так и азербайджанцы (из-за того, что Нагорный Карабах долгое время входил в азербайджанские территориальные образования). Этот территориальный спор и составил основную суть армяно-азербайджанского конфликта.

В начале XX века военные конфликты в Карабахе вспыхивали дважды — в 1905-1907 и в 1918-1920 годах — оба конфликта были кровопролитными и сопровождались уничтожением имущества, а в конце XX века армяно-азербайджанское противостояние вспыхнуло с новой силой. В 1985 году в СССР началась Перестройка, и в стране "расконсервировались" многие проблемы, которые были заморожены (и по сути, никак не решены) с приходом советской власти.

В вопросе Нагорного Карабаха вспомнили о том, что местные власти в 1920-м году признали право Карабаха на самоопределение, а советская власть Азербайджана считала, что Карабах должен отойти к Армении — но вмешалась центральная власть СССР и "отдала" Карабах Азербайджану. В советское время вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении время от времени поднимался армянским руководством, но не получал поддержки в центре. В 1960-е годы социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые беспорядки.

Во второй половине 1980-х годов в Армении всё чаще стали звучать призывы о передаче Карабаха в состоав Армении, а в феврале-марте 1988 года идею о передаче Карабаха Армении поддержала официальная газета «Советский Карабах», имеющая более 90.000 подписчиков. Далее был долгий период позднесоветскго противостояния, в ходе которого депутаты Карабаха объявили НКР частью Армении, а Азербайджан всячески этому противился.

02. Зимой 1988 года произошли армянские погромы в Сумгаите и Кировобаде, центральными властями СССР было принято решение скрыть истинные мотивы конфликта — участников погромов судили за простое "хулиганство", никак не упоминая мотивы национальной вражды. В города были введены войска для предотвращения дальнейших погромов.

03. Советские войска на улицах Баку:

04. Конфликт разрастается в том числе и на бытовом уровне, подогреваемый как армянскими, так и азербайджанскими СМИ. В конце 1980-х появляются первые беженцы — армяне бегут от азербайджанцев, азербайджанцы уезжают из Карабаха, взаимная ненависть только растёт.

05. Примерно в то же время конфликт вокруг Нагорного Карабаха начинает перерастать в полноценное военное столкновение. На первых порах в боевых действяих участвуют небольшие группы солдат как с армянской, так и с азербайджанской стороны — часто у солдат не было единой формы и знаков различия, войска больше напоминали какие-то партизанские отряды.

06. В начале января 1990 года столкновения становятся более масштабными — были отмечены первые взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. 15 января чрезвычайное положение было введено в Карабахе и в приграничных с ним районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР.

Дети у орудия на одной из артиллерийских позиций:

07. Азербайджанские войска, построение для проверки офицерами. Видно, что солдаты обмундированы вразнобой — кто в городской камуфляж, кто в десантную "мабуту" времен Афганской войны, а кто и просто в какие-то рабочие куртки. И с одной, и с другой сторны конфликта воюют почти исключительно добровольцы.

08. Запись азербайджанских добровольцев в войска:

09. Что самое ужасное — военный конфликт происходит в непосредственной близости от местных городов и сёл, в войну оказываются втянуты практически все слои населения — от малолетних детей до глубоких стариков.

10. Обе стороны конфликта воспринимают войну как "священную" для себя, церемонии прощания с "павшими в ходе конфликта героями" собирают в Баку тысячи человек:

11. В 1991 году боевые действия активизируются — с конца апреля по начало июня 1991 года в Карабахе и прилегающих районах Азербайджана силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии была проведена так называемая операция «Кольцо», в ходе которой произошли очередные армяно-азербайджанские вооруженные столкновения.

12. После распада СССР в 1991 году и у Армении, и у Азербайджана остались части бывшего советского военного имущества. Азербайджану перешли 4-я общевойсковая армия (четыре мотострелковые дивизии), три бригады ПВО, бригада специального назначения, четыре базы ВВС и часть Каспийской морской флотилии, а также множество складов боеприпасов.

Армения оказалась в худшем положении — в 1992 году под контроль Еревана были переведены вооружения и военное имущество двух из трёх дивизий (15-й и 164-й) 7-й общевойсковой армии бывшего СССР. Разумеется, всё это было использованно в полыхавшем Карабахском конфликте.

13. Активные боевые действия велись в 1991, 1992, 1993 и 1994 годах, с "переменным успехом" то армян, то азербайджанцев.

Азербайджанские солдаты в школе, ставшей военной базой в прифронтовой полосе:

14. Казарма в бывшем учебном классе:

15. Армянские войска в одном из сёл:

16. Руины дома в горде Шуша.

17. Мирные жители, погибшие в ходе конфликта...

18. Люди бегут от войны:

19. Жизнь в прифронтовой полосе.

20. Лагерь беженцев в городе Имишли.

Соглашение о прекращении "горячей фазы" войны было достигнуто 12 мая 1994 года, после чег конфликт в Нагорном Карабахе перешел в тлеющую фазу, боевыми действиями небольших групп. Военный конфликт не принес полного успеха ни одной из воюющих сторон — Нагоный Карабах отделился от Азербайджана, но не стал часть. Армении. В ходе войны погибло около 20.000 человек, война уничтожила несколько городов в Нагорном Карабахе и множество памятников армянской архитектуры.

По моему, "правых" в конфликте в Карабахе нет — обе стороны в той или иной степени виноваты. Никакой "кусочек земли" в XXI веке не стоит убитых людей и искалеченных жизней — нужно уметь договариваться и идти на уступки друг другу и открывать границы, а не выстраивать новые барьеры.

А как вы считаете, кто прав в конфликте в Нагорном Карабахе? Или правых там нет, все виноватые?

2 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Армении заявила о том, что вооруженные силы Азербайджана перешли в наступление на всем участке соприкосновения с армией обороны Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона сообщила, что боевые действия начались в ответ на обстрелы ее территории.

Пресс-служба Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявила, что азербайджанские войска перешли в наступления на многих участках фронта, задействовав артиллерию большого калибра, танки и вертолеты. В течение нескольких дней официальные представители Азербайджана сообщили о занятии нескольких стратегически важных высот и населенных пунктов. На нескольких участках фронта атаки были отбиты вооруженными силами НКР.

Через несколько дней ожесточенных боев по всей линии фронта военные представители обеих сторон встретились для обсуждения условий прекращения огня. Оно было достигнуто 5 апреля, хотя, после этой даты перемирие неоднократно нарушалось и той, и другой стороной. Однако в целом обстановка на фронте начала успокаиваться. Азербайджанские вооруженные силы приступили к укреплению отвоеванных у противника позиций.

Карабахский конфликт – один из старейших на просторах бывшего СССР, Нагорный Карабах стал горячей точкой еще до распада страны и находится в состоянии замороженного уже более двадцати лет. Почему он вспыхнул с новой силой именно сегодня, каковы силы противоборствующих сторон и что следует ожидать в ближайшем будущем? Может ли этот конфликт перерасти в полномасштабную войну?

Чтобы понять, что происходит в этом регионе сегодня, следует сделать небольшой экскурс в историю. Только так можно понять суть этой войны.

Нагорный Карабах: предыстория конфликта

Карабахский конфликт имеет очень давние исторические и этнокультурные корни, ситуация в этом регионе значительно обострилась в последние годы существования советского режима.

В древности Карабах входил в состав Армянского царства, после его распада эти земли стали частью Персидской империи. В 1813 году Нагорный Карабах был присоединен к России.

Здесь не единожды происходили кровопролитные межэтнические конфликты, наиболее серьезные из которых происходили во время ослабления метрополии: в 1905 и 1917 году. После революции в Закавказье появились три государства: Грузия, Армения и Азербайджан, в состав которого и входил Карабах. Однако данный факт абсолютно не устраивал армян, которые в то время составляли большинство населения: в Карабахе началась первая война. Армяне одержали тактическую победу, но понесли стратегическое поражение: большевики включили Нагорный Карабах в состав Азербайджана.

В советский период в регионе поддерживался мир, вопрос о передаче Карабаха Армении периодически поднимался, но не находил поддержки у руководства страны. Любые проявления недовольства жестко подавлялись. В 1987 году на территории Нагорного Карабаха начинаются первые столкновения между армянами и азербайджанцами, которые приводят к человеческим жертвам. Депутаты Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) обращаются с просьбой присоединить их к Армении.

В 1991 году провозглашается создание Нагорно-Карабахской республики (НКР) и начинается широкомасштабная война с Азербайджаном. Боевые действия проходили до 1994 года, на фронте стороны использовали авиацию, бронетехнику, тяжелую артиллерию. 12 мая 1994 год в силу вступает соглашение о прекращении огня, и карабахский конфликт переходит в стадию замороженного.

Результатом войны стало фактическое получение НКР независимости, а также оккупация нескольких районов Азербайджана, прилегающих к границе с Арменией. По факту, в этой войне Азербайджан потерпел сокрушительное поражение, не добился поставленных целей и потерял часть своих исконных территорий. Подобная ситуация абсолютно не устраивала Баку, который долгие годы строил свою внутреннюю политику на желании реванша и возвращения утраченных земель.

Расстановка сил на настоящий момент

В прошлой войне победила Армения и НКР, Азербайджан потерял территорию и был вынужден признать поражение. Долгие годы карабахский конфликт пребывал в замороженном состоянии, которое сопровождалось периодическими перестрелками на линии фронта.

Однако в этот период сильно изменилось экономическое положение противоборствующих стран, сегодня Азербайджан имеет гораздо более серьезный военный потенциал. За годы высоких цен на нефть Баку сумел модернизировать армию, оснастить ее новейшим вооружением. Основным поставщиком оружия Азербайджану всегда была Россия (это вызывало серьезное раздражение у Еревана), также современное оружие закупалось в Турции, Израиле, Украине и даже ЮАР. Ресурсы Армении не позволяли ей качественно усилить армию новым вооружением. В Армении, да и в России многие думали, что на этот раз конфликт закончится так же, как и в 1994 году — то есть, бегством и разгромом противника.

Если в 2003 году Азербайджан потратил на вооруженные силы 135 млн долларов, то в 2018 году затраты должны превысить 1,7 млрд долларов. Пик военных трат Баку пришелся на 2013 год, когда на военные нужды было направлено 3,7 млрд долларов. Для сравнения: весь государственный бюджет Армении в 2018 году составил 2,6 млрд долларов.

Сегодня общая численность ВС Азербайджана составляет 67 тыс. человек (57 тыс. человек – сухопутные войска), еще 300 тыс. находятся в резерве. Следует отметить, что в последние годы армия Азербайджана реформировалась по западному образцу, переходя на натовские стандарты.

Сухопутные войска Азербайджана собраны в пять корпусов, в состав которых входит 23 бригады. Сегодня азербайджанская армия имеет более 400 танков (Т-55 , Т-72 и Т-90), причем с 2010 по 2014 год Россия поставила 100 новейших Т-90. Количество БТР, БМП и БРМ и бронеавтомобилей – 961 единица. Большинство среди них составляет изделия еще советского ВПК (БМП-1 , БМП-2 , БТР-69, БТР-70 и МТ-ЛБ), но есть и новейшие машины российского и иностранного производства (БМП-3 , БТР-80А , бронеавтомобили производства Турции, Израиля и ЮАР). Часть азербайджанских Т-72 модернизирована израильтянами.

Азербайджан обладает почти 700 единицами артиллерийских орудий, среди которых есть как буксируемая, так и самоходная артиллерия, в это число входит и реактивная артиллерия. Большинство из них получены еще при разделе советского военного имущества, но есть и более новые образцы: 18 САУ «Мста-С» , 18 САУ 2С31 «Вена», 18 РСЗО «Смерч» и 18 ТОС-1А «Солнцепек» . Отдельно следует отметить израильские РСЗО Lynx (калибра 300, 166 и 122 мм), которые по своим характеристикам превосходят (прежде всего по точности) российские аналоги. Кроме того, Израиль поставил ВС Азербайджана 155-мм САУ SOLTAM Atmos. Большая часть буксируемой артиллерии представлено советскими гаубицами Д-30 .

Противотанковая артиллерия в основном представлена советским ПТО МТ-12 «Рапира», также на вооружении стоят ПТРК советского производства («Малютка », «Конкурс », «Фагот », «Метис») и иностранного производства (Израиль – Spike, Украина – «Скиф»). В 2014 году Россия поставила несколько самоходных ПТРК «Хризантема».

Россия поставила Азербайджану серьезное саперное оборудование, которое можно использовать для преодоления укрепленных полос противника.

Также из России были получены системы ПВО: С-300ПМУ-2 «Фаворит» (два дивизиона) и несколько батарей «Тор-М2Э ». Имеются старые «Шилки» и около 150 советских комплексов «Круг», «Оса» и «Стрела-10». Также есть дивизион ЗРК «Бук-МБ» и «Бук-М1-2», переданные Россией и дивизион ЗРК Barak 8 израильского производства.

Есть оперативно-тактические комплексы «Точка-У», которые были закуплены у Украины.

Армения имеет гораздо меньший военный потенциал, что обусловлено ее более скромной долей в советском «наследстве». Да и с финансами у Еревана гораздо хуже — нефтяных месторождений на ее территории нет.

После прекращения войны в 1994 году большие средства выделялись из армянского госбюджета на создание фортификационных сооружений по всей линии фронта. Общая численность сухопутных сил Армении сегодня составляет 48 тыс. человек, еще 210 тыс. находятся в резерве. Вместе с НКР страна может выставить около 70 тыс. бойцов, что сопоставимо с армией Азербайджана, но техническое оснащение армянских ВС явно уступает противнику.

Общее число армянских танков составляет чуть более ста единиц (Т-54, Т-55 и Т-72), бронемашин – 345, большая часть из них была сделана на заводах СССР. У Армении практически нет денег на модернизацию армии. Россия передает ей свое старое вооружение и дает кредиты на покупку оружия (конечно, российского).

ПВО Армении имеет на вооружении пять дивизионов С-300ПС, есть информация, что армяне поддерживают технику в хорошем состоянии. Есть и более старые образцы советской техники: С-200, С-125 и С-75, а также «Шилки». Точное их количество неизвестно.

ВВС Армении состоит из 15 штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-24 (11 штук) и Ми-8, а также многоцелевых Ми-2 .

Следует добавить, что в Армении (г. Гюмри) находится российская военная база, на которой дислоцированы МиГ-29 и дивизион ЗРК С-300В. В случае нападения на Армению, согласно договору ОДКБ Россия должна помочь союзнику.

Кавказский узел

Сегодня положение Азербайджана выглядит куда более предпочтительным. Страна сумела создать современные и весьма сильные вооруженные силы , что было доказано в апреле 2018 года. Не совсем понятно, что будет дальше: Армении выгодно сохранение нынешнего положения, по сути, она контролирует около 20% территории Азербайджана. Однако это не слишком выгодно Баку.

Следует обратить внимание и на внутриполитические аспекты апрельских событий. После падения цен на нефть Азербайджан переживает экономический кризис, а самый лучший способ усмирить недовольных в такое время — развязать «маленькую победоносную войну». В Армении дела в экономике традиционно плохи. Так что для армянского руководства война – это также весьма подходящий способ перефокусировать внимание народа.

По количеству вооруженные силы обеих сторон примерно сопоставимы, но по своей организации армия Армении и НКР отстали от современных вооруженных сил на десятилетия. События на фронте четко показали это. Мнение о том, что высокий армянский боевой дух и сложности ведения войны в гористой местности все уравняет, оказалось ошибочным.

Израильские РСЗО Lynx (калибр 300 мм и дальность 150 км) превосходят по своей точности и дальности все, что было сделано в СССР и производится ныне в России. В комплексе с израильскими беспилотниками армия Азербайджана получила возможность наносить мощные и глубокие удары по объектам противника.

Армяне, начав свое контрнаступление, так и не смогли выбить противника со всех занимаемых позиций.

С большой долей вероятности можно сказать, что война не закончится. Азербайджан требует освободить районы окружающие Карабах, но руководство Армении не может пойти на это. Для него это станет политическим самоубийством. Азербайджан чувствует себя победителем и хочет продолжать боевые действия. Баку показал, что имеет грозную и боеспособную армию, которая умеет побеждать.

Армяне злы и растеряны, они требуют отбить у врага потерянные территории любой ценой. Кроме мифа о превосходстве собственной армии, разбился еще один миф: о России как о надежном союзнике. Азербайджан все прошедшие годы получал новейшее российское оружие, а в Армению поставлялось только старое советское. Кроме того, оказалось, что Россия не горит желанием выполнять свои обязательства по ОДКБ.

Для Москвы состояние замороженного конфликта в НКР являлось идеальной ситуацией, позволявшей оказывать свое влияние на обе стороны конфликта. Конечно, Ереван был в большей зависимости от Москвы. Армения практически оказалась зажатой в окружении недружественных стран, а если в нынешнем году к власти в Грузии придут сторонники оппозиции, то она может оказаться в полной изоляции.

Есть еще один фактор – Иран. В прошлую войну он встал на сторону армян. Но этот раз ситуация может и измениться. В Иране проживает большая азербайджанская диаспора, игнорировать мнение которой руководство страны не может.

Недавно в Вене прошли переговоры между президентами стран при посредничестве США. Идеальным решением для Москвы было бы введение в зону конфликта собственных миротворцев, это еще более усилило российское влияние в регионе. Ереван согласится на это, но что нужно предложить Баку для поддержки такого шага?

Худшим развитием событий для Кремля станет начало полномасштабной войны в регионе. Имея в пассиве Донбасс и Сирию, Россия может просто не потянуть еще один вооруженный конфликт на своей периферии.

Видео о Карабахском конфликте

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Линию армяно-азербайджанского соприкосновения в Нагорном Карабахе, даже после окончания войны в 1994 году, нельзя было считать спокойным местом. Вооруженные инциденты (чаще в виде коротких перестрелок) там происходили довольно часто.

С 2014 года количество столкновений увеличилось — словно «после Крыма» противоборствующие стороны почувствовали, что «теперь-то уж можно».

В ноябре 2014 года азербайджанская армия сбила военный вертолет армии Нагорного Карабаха, что едва не привело к новой войне, а в апреле 2016 года бои развернулись практически вдоль всех границ Карабаха.

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

Кровавые столкновения и погромы начались в Нагорном Карабахе в 1988 году — еще во времена перестроечного СССР. А с 1991 года, с распадом Союза, полыхала полномасштабная война: с танковыми ударами, массированными артиллерийскими обстрелами и авиабомбежками.

Эта первая (и вряд ли последняя) карабахская война закончилась в мае 1994 года обычной для многих постсоветских конфликтов «заморозкой».

Де-факто Азербайджан войну проиграл: Нагорно-Карабахская республика стала хоть и непризнанным, но полностью независимым от Баку государством. Азербайджанская армия сохранила контроль лишь над незначительной частью территории Карабаха. Зато армяне контролируют куда более обширные участки азербайджанской территории, граничащие с Карабахом, но не входившие в его состав до войны. Благодаря захвату этих территорий Карабах, который в довоенные времена был по сути этническим армянским анклавом, теперь имеет протяженную общую границу с Арменией.

ДВАДЦАТИЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА К РЕВАНШУ

Армяно-азербайджанская война подняла авторитет и армянских военных, и, особенно, армии НКР на немыслимую ранее высоту: была одержана победа над страной, которой досталось куда больше оружия из советских арсеналов, чем Армении, не говоря уж о превосходстве Азербайджана в людских ресурсах. Тем не менее азербайджанская армия понесла более серьезные потери в личном составе и технике. Тысячи этнических азербайджанцев из Нагорного Карабаха и сопредельных территорий вынуждены были бежать в Аербайджан.

По мнению военного аналитика Александра Храмчихина, на протяжении долгого времени после окончания войны вооруженные силы Армении и НКР были, наряду с дисциплинированной и хорошо обученной армией лукашенковской Белоруссии, самыми боеспособными войсками постсоветского пространства. Правда, Храмчихин подчеркивал, что потом армяне начали сталкиваться с теми же проблемами в военном строительстве, что и белорусы, — с нехваткой денег. Но если для Белоруссии вероятность большой войны крайне невелика, то для Армении и НКР эта вероятность всегда была сверхвысокой: на востоке по-прежнему находился Азербайджан, который зализывал раны, ничего не забыв, но многому научившись.

В начале 2000-х благодаря росту мировых цен на нефть у Азербайджана появилось то, чего не было ни у Армении, ни тем более у НКР, — деньги. Соответственно, появилась возможность возрождать (точнее, создавать заново) свои вооруженные силы. Этой возможностью в Баку немедленно начали пользоваться. С середины 2000-х армия Азербайджана подвергалась ускоренной модернизации. Технический разрыв между армянами и азербайджанцами быстро сокращался.

В армии непризнанной Нагорно-Карабахской республики с населением менее 150 тысяч человек числится более трехсот танков — в основном, не очень новых, но все еще вполне боеспособных Т-72.

Азербайджан тоже начал массово закупать танки и другую бронетехнику, чтобы пополнить свой поредевший в войне парк. В середине 2000-х закупили крупные партии подержанных Т-72 у России, Украины и Белоруссии, а позднее «Уралвагонзавод» начал отгружать азербайджанцам новейшие российские танки Т-90.

Россия поставляет Азербайджану и другую современную технику: например, тяжелые огнеметные системы ТОС-1А с издевательским названием «Солнцепек» и вертолеты МИ-35П.

Азербайджан пытался сотрудничать в области закупок новейшей техники с Украиной, но столкнулся с тем, что украинский ВПК не способен выполнять контракты и поставлять в срок нужное количество техники. А азербайджанцам нужны именно новые, современные образцы, чтобы иметь качественный перевес над армянами на поле боя.

Таким образом именно российский ВПК стал основной кузницей азербайджанской военной мощи. Это выглядит странно, если учесть, что Армения, а не Азербайджан, является членом ОДКБ и единственным союзником России в Закавказье. Но азербайджанцы были платежеспособными партнерами.

Многие военные эксперты подчеркивают, что в начале XXI века время работало на Азербайджан: благодаря доходу от экспорта нефти он становился все сильнее, а армянская военная машина с годами ветшала. Но все же по состоянию на апрель 2016-го азербайджанцы еще не достигли такого значимого военного перевеса, который гарантировал бы им успех в войне.

Начавшееся падение мировых цен на углеводороды, конечно, влечет за собой и обеднение Азербайджана, но вряд ли стресс из-за этого фактора мог бы сам по себе подтолкнуть руководство страны к военной авантюре. К тому же, как Александр Храмчихин, хотя Азербайджан сейчас и сильнее, но у армян есть преимущество оборонительной позиции: «Для них победа — это сохранение статус-кво, а для азербайджанцев победа — это полный захват Нагорного Карабаха. То есть у Азербайджана гораздо более сложная задача, и поэтому успех ему не гарантирован, несмотря на превосходство в силах».

ПОЗИЦИЯ РОССИИ

Наша страна в случае начала второй карабахской войны оказывается в непростой ситуации. Россию и Армению связывает договор о взаимопомощи в случае военной агрессии. Разумеется, России меньше всего хочется воевать с Азербайджаном, которому годами поставляла танки и другую технику, из-за армян. И есть лазейка, позволяющая избежать этого.

Дело в том, что Нагорно-Карабахская республика — не Армения. Если азербайджанцы ограничатся наступательными действиями исключительно на территории Карабаха и прилегающих к нему районов (то есть на международно-признанной азербайджанской территории), Россия будет иметь полное право не вмешиваться в конфликт, ограничиваясь словами о недопустимости эскалации и призывами к немедленному перемирию. В принципе, Азербайджану и не нужно вторгаться на территорию самой Армении, где находится российская военная база, тем более в Баку понимают, что такой шаг будет означать возможное военное вмешательство России на стороне армян.

ТУРЕЦКИЙ ФАКТОР

Во время предыдущей войны Турция занимала проазербайджанскую позицию, и в этом нет ничего удивительного: Азербайджан и Турция действительно являются братскими странами. Отношения Турции и Армении, напротив, традиционно неприязненные, отяжеленные мрачным бэкграундом. Представление об Армении как о союзнике России делает эту страну еще более неприятной для правительства Эрдогана.

Сегодня, в условиях жесточайшей конфронтации между Москвой и Анкарой, армяно-азербайджанский конфликт становится еще более опасным и непредсказуемым по своим последствиям.

После распада СССР Армения, Азербайджан и самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика в основном получили каждый по «своей» части бывшей Советской армии, то есть взяли то, что находилось на их территориях.

Лишь некоторая часть достаточно мощной авиационной группировки, дислоцированной в Азербайджане, была перегнана в Россию.

Азербайджан после распада СССР получил 436 танков, 558 БМП, 389 БТР, 388 артсистем, 63 самолета, 8 вертолетов. Армения же на начало 1993 года имела лишь 77 танков, 150 БМП, 39 БТР, 160 артсистем, 3 самолета, 13 вертолетов. При этом, правда, вооруженные силы Нагорно-Карабахской Республики (НКР) стали «серой зоной». Карабах получил некоторую (хотя и небольшую) часть техники советской армии (бывший 366-й МСП), какое-то количество техники, которое учтено не было, ему передала Армения.

Несмотря на то, что численность ВС НКР была точно неизвестна, нет никаких сомнений в том, что к началу карабахской войны Азербайджан обладал весьма существенным превосходством над ВС Армении и Карабаха. Тем более, часть ВС Армении была задействована для охраны границы с Турцией, которая полностью поддержала Баку; лишь наличие на территории Армении российских войск предотвратило ее прямое вмешательство в конфликт.

Несмотря на превосходство, Азербайджан потерпел в этой войне тяжелое поражение. Под армянский контроль перешли не только почти вся территория бывшей НКАО (кроме незначительной ее части на севере), но и прилегающие к ней районы самого Азербайджана. Контролируемая карабахскими силами территория получилась очень компактной и удобной для обороны. За 15 лет, прошедших после прекращения активных боевых действий, граница этой территории (то есть, по сути, линия фронта) прекрасно укреплена, чему очень способствовал горный рельеф местности.

Стороны понесли в ходе войны начала 1990-х значительные потери. Армения признала потерю 52 танков Т-72, 54 БМП, 40 БТР, 6 орудий и минометов. Потери Карабаха, естественно, были неизвестны. Азербайджан потерял 186 танков (160 Т-72 и 26 Т-55), 111 БМП, 8 БТР, 7 САУ, 47 орудий и минометов, 5 РСЗО, 14-16 самолетов, 5-6 вертолетов. Кроме того, к него было списано поврежденной техники: 43 танка (в т.ч. 18 Т-72), 83 БМП, 31 БТР, 1 САУ, 42 орудия и миномета, 8 РСЗО.

При этом, правда, у армян были захвачены 23 Т-72, 14 БМП, 1 САУ, 8 орудий и минометов. С другой стороны, значительная часть потерянной Азербайджаном техники была захвачена армянскими силами либо в полной исправности, либо с незначительными повреждениями и вошла в состав ВС Армении и НКР.

За прошедшие годы ВС обеих стран значительно укрепились. При этом Ереван и Баку совершенно не скрывают того, что строят свои армии ради новой войны между собой.

Армения является членом ОДКБ и формально направила роту в состав КСОР. Однако из-за особенностей географического положения (Армения и Карабах, не имеющие выхода к морю и не граничащие с Россией, остаются в транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, почти нет транзита и через Грузию) реального участия в деятельности этой организации Ереван принимать не может. Фактическую связь с ОДКБ осуществляет российская 102-я военная база, на вооружении которой имеются, в частности, 18 истребителей МиГ-29 и зенитно-ракетная бригада с ЗРС С-300В. База осуществляет сдерживание в отношении Турции, не позволяя ей оказывать прямую военную помощь Азербайджану в случае почти неизбежного возобновления войны за Нагорный Карабах.

Что представляет собой армянская армия

Сухопутные войска Армении включают 5 армейских корпусов (в их составе 13 мотострелковых полков и несколько десятков батальонов различного типа), 5 мотострелковых, ракетная, артиллерийская, зенитно-ракетная, радиотехническая бригады, мотострелковый, самоходный артиллерийский, противотанковый артиллерийский, спецназа, связи, инженерно-саперный, МТО полки. Некоторые части и соединения дислоцированы на территории НКР и прилегающих азербайджанских районов, находящихся под армянским контролем.

На вооружении состоит 8 ПУ Р-17 (32 ракеты), не менее 2 ПУ «Точка», 110 танков (102 Т-72, 8 Т-55), около 200 БМП и БМД, более 120 БТР, не менее 40 САУ, не менее 150 буксируемых орудий, более 80 минометов, более 50 РСЗО (в т.ч. 4 WM-80: Армения - единственная в мире страна, кроме самого Китая, имеющая на вооружении эту китайскую РСЗО), до 70 ПТРК, свыше 300 средств ПВО (ЗРК, ПЗРК, ЗСУ).

Празднование Дня военного разведчика в Ереване, 5 ноября 2013 года. Фото: PanARMENIAN Photo / Hrant Khachatryan / AP

Размер сухопутных войск НКР известен оценочно. Наиболее часто используются цифры «316 танков, 324 ББМ, 322 артиллерийских установок калибром более 122 мм».

На вооружении ВВС и ПВО имеется 1 перехватчик МиГ-25, 15-16 штурмовиков Су-25 (в т.ч. 2 учебно-боевых Су-25УБ), примерно по 10-15 транспортных и учебных самолетов, 15-16 боевых вертолетов Ми-24, 7-12 многоцелевых Ми8/17. ЗРК - 54 ПУ «Круг», до 25 ПУ С-125 и С-75, 48 ПУ (4 дивизиона) С-300ПТ/ПС. В составе ВВС и ПВО НКР предположительно имеется по 1 дивизиону ЗРС С-300ПС и ЗРК Бук-М1, 2 штурмовика Су-25, 4 боевых вертолета Ми-24 и 5 других вертолетов.

Армения имеет немногим более 30 предприятий ВПК, которые производят различные приборы и оборудование, но не вооружение и технику в конечном виде. За постсоветский период здесь были созданы некоторые новые образцы стрелкового оружия, легкая система N-2 для стрельбы реактивными гранатами, а также беспилотник «Крунк». В целом же страна находится в полной зависимости от импорта вооружений.

На протяжении большей части постсоветского периода армянская армия, отлично подготовленная и высоко мотивированная, делила с белорусской армией звание лучшей в бывшем СССР. Однако в последнее время у нее возникли проблемы, аналогичные белорусским, связанные с нехваткой денег. Из-за этого практически не происходит обновления вооружения и техники. Принципиальная разница между Арменией и Белоруссией в том, что если для Белоруссии вероятность практической реализации внешней угрозы составляет менее 1%, то для Армении она превышает 90%.

Что представляет собой азербайджанская армия

ВС Азербайджана, которые и собираются реализовать эту угрозу, на сегодняшний день по темпам развития на постсоветском пространстве, пожалуй, могут соперничать даже с Россией (естественно, с учетом разницы масштабов), существенно превосходя остальные армии бывшего СССР. Огромные нефтяные доходы страны позволяют ее руководству всерьез рассчитывать на реванш.

Сухопутные войска Азербайджана, как и армянские, включают 5 армейских корпусов. В их составе - 22 мотострелковые бригады. Кроме того, имеются артиллерийская, противотанковая, РСЗО и инженерная бригады.

На вооружении сухопутных войск Азербайджана до нынешнего года имелся 381 танк (283 Т-72, 98 Т-55), около 300 БМП и БМД, более 300 БТР и бронеавтомобилей, более 120 САУ, около 300 буксируемых орудий, более 100 минометов, до 60 РСЗО (в том числе 12 «Смерч»).

На вооружении ВВС страны состоят 19 штурмовиков Су-25 и 15 истребителей МиГ-29. Кроме того, есть по 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24, штурмовиков Су-17 и истребителей МиГ-21, а также 32 перехватчика МиГ-25, но статус этих самолетов неясен, поскольку они сильно устарели. Имеется также 40 учебных самолетов L-29 и L-39, которые можно использовать в качестве легких штурмовиков. Есть 26 боевых вертолетов Ми-24, поступают Ми-35М (будет 24), не менее 20 многоцелевых Ми-8/17.

Парад в честь Дня Вооруженных сил Азербайджана в Баку. Фото: Osman Karimov / AP

Наземная ПВО включает 2 дивизиона ЗРС С-300ПМ, а также ЗРК «Барак» (израильского производства), «Бук», С-200, С-125, «Куб», «Оса», «Стрела-10».

Благодаря высоким доходам от экспорта нефти Азербайджан пытается создавать свой ВПК при помощи таких стран, как Турция, Израиль, ЮАР, Украина, Белоруссия. Созданы собственные образцы стрелкового оружия, начато лицензионное производство турецких бронемашин и РСЗО, израильских беспилотников, южноафриканских бронетранспортеров. Сегодня азербайджанский ВПК по своим возможностям вошел в пятерку лучших на постсоветском пространстве, хотя после распада СССР его возможности были почти нулевыми.

Тем не менее главным источником получения вооружений для страны остается импорт. И в последние годы Азербайджан внезапно попал в число стран-лидеров по импорту военной техники из России. Началось все с поставки в 2006 году 62 подержанных танков Т-72 из наличия ВС РФ. А с 2009 года пошли массированные поставки новейших вооружений, изготовленных именно для Азербайджана. В числе этих поставок (некоторые еще только начаты) - 94 танка Т-90С, 100 БМП-3, 24 БТР-80А, 18 САУ 2С19 «Мста», 18 РСЗО «Смерч», 6 огнеметных РСЗО ТОС-1А, 2 дивизиона ЗРС С-300П, 24 ударных вертолета Ми-35М, 60 многоцелевых вертолетов Ми-17.

Список весьма внушительный. Особенно впечатляет такой эксклюзив, как ТОС-1А. Впрочем, Т-90С, «Смерч», Ми-35П тоже очень существенно усилят ударный потенциал азербайджанской армии.

Раньше основным поставщиком вооружений в Азербайджан была Украина. У нее Баку приобрел суммарно 200 танков, более 150 БМП и БТР, до 300 артсистем (в том числе 12 РСЗО «Смерч»), 16 истребителей МиГ-29, 12 ударных вертолетов Ми-24. Однако абсолютно вся эта техника была поставлена из наличия ВС Украины, т.е. была изготовлена еще в СССР. С определенного момента подобная техника перестала представлять для Азербайджана интерес, поскольку не обеспечивала качественного превосходства над Арменией. Поставлять же новую технику Киев просто не способен. В Таиланде, видимо, до сих пор верят, что получат полсотни уже оплаченных украинских танков «Оплот». Но Азербайджан к Украине географически и, главное, ментально, гораздо ближе. Поэтому в Баку уже понимают, что «Оплот», может быть, очень хороший танк, но организовать его серийное производство Украина не способна (точнее, способна, но такими низкими темпами, что это теряет смысл).

Новые украинские БТР-3 Азербайджан даже сгоряча купил, но, получив 3 единицы, одумался и закупки прекратил. Зато у «Уралвагонзавода» нет проблем с серийным производством Т-90С. Темпы хоть и не советские, но вполне приемлемые. И «Смерч» лучше получить новый с «Мотовилихинских заводов», чем 25-летний с украинских складов. Вот Азербайджан и сделал выбор.

У России в регионе - коммерческий интерес

Россия тоже сделала выбор чисто коммерческого характера. Баку платит деньги, а Ереван - нет. Поэтому новейшую технику получает Азербайджан, а не Армения.

В целом суммарный потенциал ВС Армении и НКР с учетом имеющихся укреплений и высоких боевых качеств личного состава пока обеспечивает отражение удара со стороны ВС Азербайджана (если Россия гарантирует невмешательство Турции). Однако тенденции не являются благоприятными для армянской стороны из-за гораздо более высоких экономических возможностей Азербайджана. Последний уже сейчас имеет подавляющее превосходство в воздухе, что пока компенсируется сильной наземной ПВО Армении и Карабаха. Российские поставки обеспечат существенное превосходство и на суше. В частности, ТОС-1 и «Смерч» очень пригодятся для взлома оборонительных укреплений армян в Карабахе.

Как было сказано выше, Армения является членом ОДКБ, то есть Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан обязаны в случае войны (по крайней мере, если ее начнет Азербайджан) прийти ей на помощь. Правда, нет почти никаких сомнений в том, что в реальности этого не случится. Москва из-за нефтегазовых проблем, не позволяющих ей всерьез ссориться с Баку (ведь, как уже упоминалось, она даже поставляет Азербайджану наступательные вооружения в весьма значительных количествах), и вообще из-за нежелания ввязываться в серьезную войну найдет себе «отмазку»: Азербайджан ведь атакует не саму Армению, а НКР, которая никем не признана и в ОДКБ не входит. При этом «забудется» тот факт, что совершенно аналогичное поведение Грузии в 2008 году - атаку на никем не признанную Южную Осетию - Москва объявила вероломной агрессией. Представление же о том, что на помощь Армении придут другие страны ОДКБ, настолько абсурдно, что нет смысла даже обсуждать этот вопрос.

С другой стороны, Турция тоже не рискнет воевать из-за риска прямого военного столкновения с Россией (в лице ее группировки в Армении), хотя может организовать какую-нибудь демонстрацию силы у армянской границы.

Иран во время предыдущей армяно-азербайджанской войны очень ясно показал, какой химерой является «исламская солидарность», поддержав не мусульманский (более того - шиитский) Азербайджан, а православную Армению. Это объяснялось крайне плохими на тот момент отношениями Ирана с Турцией - главным покровителем Баку. Сейчас ирано-турецкие и ирано-азербайджанские отношения заметно улучшились, но и ирано-армянские ничуть не ухудшились. Нет оснований сомневаться в том, что Иран сохранит нейтралитет, может быть, лишь более сбалансированный, чем в начале 90-х.

Запад промолчит

Что касается Запада, то на его позицию будут действовать два противоположных фактора - мощная армянская диаспора (особенно в США и Франции) и исключительная важность Азербайджана для многочисленных нефтегазовых проектов, альтернативных российским. Впрочем, военное вмешательство в карабахскую войну со стороны США, не говоря уж о европейских странах, в любом случае исключено. Запад будет лишь яростно требовать от Еревана и Баку как можно скорее прекратить войну. Как, кстати, и Россия.

В связи с этим нельзя не отметить, что положение Еревана абсолютно безвыходно. Он может сколько угодно обижаться на Москву, продающую новейшее вооружение Баку, но «поменять лагерь» не имеет возможности. Россия почти наверняка останется нейтральной, если Азербайджан попытается вернуть Карабах, но с вероятностью, близкой к 100%, вмешается, если под ударом окажется территория собственно Армении (независимо от того, кто этот удар нанесет - Азербайджан или Турция). Получить же прямую военную помощь от НАТО у Армении нет ни единого шанса ни при каком развитии событий, причем совершенно независимо от глубины «прогиба» перед альянсом. Правда, не исключено, что это еще не все понимают и уроки августовской войны 2008 года (то есть печальная судьба Грузии) далеко не всеми усвоены. Тем не менее реальность именно такова.

Время работает на Азербайджан

В связи с этим нельзя не прокомментировать слова командира 102-й военной базы РФ в Армении полковника Андрея Рузинского, сказанные им месяц назад в интервью «Красной звезде»: «В случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путем военная база может вступить в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности». Эта реплика вызвала сильнейший резонанс как в Баку, так и в Ереване. Между тем, офицер ничего другого сказать и не мог: военная база может вступить в конфликт. Если поступит приказ из Москвы - вступит, не поступит - не вступит. Вообще, слова эти правильнее всего понять так: Россия выполнит свои обязательства в рамах ОДКБ, если Азербайджан затронет территорию самой Армении. В чем никто особо и не сомневался.

Таким образом, как и полтора десятилетия назад, если война начнется, то она почти наверняка будет идти только между Азербайджаном с одной стороны и Арменией и НКР - с другой. У Азербайджана пока недостаточно сил для того, чтобы гарантировать себе победу. Тем не менее время однозначно работает на него. И именно поэтому война в данный момент выгоднее армянам. Пока силы сторон сопоставимы, они, начав войну первыми, могут рассчитывать на победу, т.е. на очень значительное ослабление военного потенциала Азербайджана. Который тому потом пришлось бы восстанавливать минимум лет 15-20.

Впрочем, у такого варианта есть большие минусы. Во-первых, никакого численного превосходства армянская сторона не имеет, поэтому добиться решительного успеха может лишь в случае достижения полной внезапности, обеспечить которую практически невозможно. Во-вторых, очень тяжелыми для армян будут политические последствия, ведь они окажутся агрессорами, атакующими территорию, которая с любой точки зрения принадлежит Азербайджану. В итоге армяне лишатся политической поддержки не только Ирана, но и, почти наверняка, России и Запада и окажутся перед угрозой прямого вмешательства Турции.

Поэтому самый выгодный для Армении и НКР вариант - каким-то образом спровоцировать Азербайджан напасть первым, причем как можно скорее. Тем более, у Баку ведь очень «чешутся руки», из-за чего вполне может показаться, что сил для победы достаточно уже сейчас. А поскольку их пока недостаточно, то армяне, находясь в выгодном с военной точки зрения положении обороняющихся на прекрасно оборудованной, подготовленной и давно изученной позиции, сумеют решить главную задачу войны - выбьют наступательный потенциал Азербайджана. К тому же второе поражение качественно ухудшит политические позиции Баку в борьбе за Карабах. НКР тогда станет из совсем непризнанной частично признанной страной: как минимум, ее признает сама Армения.

Таким образом, происходит балансирование на грани войны, которая рано или поздно начнется. Но армянская сторона начать войну не решается, что психологически и политически вполне понятно. Через некоторое (причем недолгое) время возможность будет окончательно упущена, после чего инициатива полностью перейдет к азербайджанской стороне. И единственный вариант для Еревана - срочно изыскивать деньги на вооружение.

Очередная перестрелка обострит предстоящие переговоры Баку и Еревана

В Карабахе . И снова - как уже было в прошлом году в апреле, провокация - идёт с азербайджанской стороны. Тогда весной 2016-го погибло более двухсот человек с обеих сторон. А воз – то есть судьба Нагорного Карабаха и защитных буферных зон вокруг него - и ныне там.

Между тем, азербайджанские войска приведены в состояние полной боевой готовности. Экстренные заявления выдает их Министерство обороны.

Что это – очередной, неизвестно уже какой по счету, виток конфликта или что-то более серьезное, способное наконец разрубить существующий узел противоречий между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом, раз и навсегда, дамокловым мечом.

О своем видении ситуации мы попросили рассказать политолога Андрея АРЕШЕВА .

К сожалению, сегодняшнее обострение вокруг Нагорного Карабаха являлось ожидаемым и, увы, далеко не первым. Все идет своим чередом, в течение последних нескольких лет, да еще и постоянно накручивается. Градус напряжения из-за этого также нарастает. Вы, наверное, помните, как в прошлом году в апреле месяце имели место полномасштабные боевые действия, они длились четыре дня, и были прекращены только при прямом посредничестве России. Но ничего так и не было решено.

- Нынешняя ситуация как-то перекликается с прошлогодней?

Нынешняя ситуация крайне неприятна прежде всего тем, что впервые с апреля прошлого года применялись реактивные системы залпового огня, и, судя по всему, некоторые другие категории тяжелых вооружений.

- Кто же стал инициатором нынешнего конфликта?

Как и в прошлый раз, инициатором очередного обострения ситуации стал Азербайджан. Власти этой страны заинтересованы в том, чтобы всячески напомнить странам-посредникам Минской группы о существовании конфликта. К сожалению, очередная эскалация конфликта происходит на фоне подготовки очередной встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Австрии.

К сожалению, создаётся впечатление, что в Баку пока не видят решения конфликта на путях компромиссов и взаимных уступок. А по принципу «все и сразу» в пользу той или иной стороны разрешить этот конфликт, современной фазе которого вот уже скоро исполнится 30 лет, не получится.

Может ли что-то решить встреча двух министров иностранных дел этих государств. Есть ли у них реальная перспектива договориться хоть до чего-нибудь?

Увы, события, которые мы сейчас наблюдаем, вряд ли сделают эту встречу результативной и эффективной. Конечно же, страны-сопредседатели Минской группы и, прежде всего, Россия заинтересованы в разрешении этой проблемы, потому что она непосредственно влияет на отношения как Москвы и Еревана, так Москвы и Баку.

- А в ком мы заинтересованы больше?

Армения – ключевой союзник России в Закавказье, так было всегда. Азербайджан – наш достаточно серьёзный торгово-экономический партнер, хотя бы в силу того, что его экономика самая крупная в регионе, хотя сейчас в период падения цен на нефть и переживает не самые простые времена. Безусловно, эти и многие другие обстоятельства делают Россию страной заинтересованной в мире на своих южных границах, что сложно представить без политико-дипломатического разрешения конфликта.

- Но ведь победа любой стороны, автоматически означает поражение другой?

Да, ситуация в чем-то патовая.

- Как вы оцениваете военную подготовку участников конфликта?

Скажу, что все предшествующие атаки Азербайджана были неэффективны с чисто военной точки зрения. Например, в апреле 2016 года, несмотря на удачный. Казалось бы, выбранный момент и серьезный военный перевес, Азербайджану не удалось занять ни одного населенного пункта в Нагорном Карабахе. Хотя, конечно, такая задача наверняка ставилась, и сначала были достигнуты некоторые недолговечные успехи. Конечно, азербайджанская армия имеет свои достоинства: так, доходы от экспорта и транзита энергоносителей позволяют Баку закупать современное оружие в России, в Израиле, в Турции. Кстати говоря, в ходе последних обострений по Карабаху применялось не только российское, но также израильское и турецкое оружие.

Все это азербайджанцам не слишком помогает, раз они до сих пор не победили, в том смысле, что против их современного вооружения выступает непобедимый дух жителей Карабаха. Я, как и вы, сама бывала там, и вы понимаете, что я имею в виду…

Согласен с вами. Кроме того, в Армении и Нагорном Карабахе предпринимается все необходимое для укрепления обороноспособности. Так что в данной ситуации все стороны должны подумать о том, чтобы искать мирные, политико-дипломатические пути решения данного конфликта. Конечно, четверть века войны – это большой срок, однако рано или поздно необходимо будет переходить к серьёзным переговорам.

- Неужели речь идет о возвращении части «буферных» карабахских территорий? Не может быть!

По сути речь идет о судьбе нескольких из районов за пределами административных границ бывшей, ещё советского периода Нагорно-Карабахской автономной области, освобожденных, по словам армянской стороны, либо же оккупированных – в терминологии Азербайджана. Эти территории были заняты в начале 1990-х годов отрядами самообороны Нагорного Карабаха с целью обезопасить его основную территорию от обстрелов.

Естественно, если между сторонами конфликта в качестве предварительного условия будут укрепляться меры доверия, если, в соответствии с Санкт-Петербургскими и Венскими соглашениями 2016 года, будут создаваться эффективные механизмы мониторинга, то это может создать предпосылки для решения политических вопросов, в том числе и тех, которые так беспокоят официальный Баку. Однако, в условиях продолжающихся боевых действиях и все нарастающей эскалации напряженности такой исход вряд ли возможен. И сохраняющаяся напряжённость, противоречит долгосрочным интересам Азербайджана не меньше, чем Армении и Нагорного Карабаха.