Что такое настоящая благотворительность. Благотворительность

А ведь еще лет пять назад картина в обществе была совсем иной. «Отдать свою рубашку(пусть не последнюю, зато брендовую) на аукцион в пользу бедных? Пусть сами зарабатывают!», «Ухаживать за стариками бесплатно? Да пусть внуки беспокоятся!», «Искать по лесам да болотам чужого пропавшего ребенка? Для этого есть спасатели». Разумеется, добрые и отзывчивые люди находились всегда, только не всегда они были, что называется, в тренде.

Я говорю о России — на Западе общественные движения, некоммерческие организации и прочие клубы защитников исчезающих черепов функционируют давно и успешно. У нас же, по словам социолога и психолога Анетты Орловой, долго культивировался эгоизм — мы привыкли, что все должно быть направлено на получение личной выгоды. «Наши дедушки и бабушки так устали от чрезмерного коллективизма, что родители встречали эпоху индивидуализма с восторгом, а нас самих постарались воспитать в лучших традициях общества потребления, — говорит эксперт. — И так продолжалось последние 25 лет».

С конца 1980-х любое проявление неравнодушия казалось диким, а каждый филантроп виделся сумасшедшим. «Помогает убогим, значит, бандит, грехи замаливает. А если не бандит, то вражеский агент или религиозный фанатик, и неизвестно, кто из них опаснее», — рассуждал народ.

В конце 90-х я училась в старших классах и жила рядом с Байкалом. Как-то наша семья приютила на неделю милую женщину из Финляндии, путешествующую с рюкзаком по России. У Хейлли хорошо зарабатывал муж, а она в свободное от странствий время работала волонтером. Надо было видеть недоумение моих соседей, когда на вопрос: «Кто ты по профессии?» — она гордо отвечала: «Я социальный работник. Добровольно помогаю старикам нашей деревушки: покупаю в магазине продукты, убираюсь в их домах, мою, стираю». — «Без денег?!» — поражались сибиряки(которые всегда были высокого мнения о своей широкой душе). И выносили приговор: «Сектантка!» Мило, не правда ли? При том, что-то же самое десятилетие было ознаменовано массовым воцерковлением населения.

Мы ждем перемен

Впрочем, к счастью, все меняется. «Люди устали от цинизма и агрессивного реализма и вновь стали тяготеть к духовным ценностям, — объясняет Анетта Орлова. — Таким образом еще недавно утопичное понятие „бескорыстие“ становится символом новой эпохи». И то, чем недавно занимались единицы(о них Cosmo писал как о необыкновенных людях), сейчас становится модным. Это веяние можно уловить, взглянув на френд-ленту в «Фейсбуке». И «Одноклассники» пестрят объявлениями о сборе средств пострадавшим при пожаре, приглашениями на благотворительные ярмарки или на митинг против бурения шельфа в Арктике — вот уж показатель массовости явления!

Мне нравится

Каковы причины этой моды? Анетта Орлова уверена: «Молодое поколение первым почувствовало угрозу одиночества, и его ответом стала бурная общественная деятельность».

Среди других поводов возросшей активности не на последнем месте и развитие IT-технологий, в том числе Интернета. Взять те же соцсети. Разве с их появлением творить добро не стало проще? Моя приятельница Лариса создала сообщество по сбору денег на лечение однокурсницы, которой требовалась срочная операция в израильской клинике. За короткий срок удалось собрать с миру по нитке — более миллиона рублей и отправить Нику к заграничным докторам. А все благодаря возможности оперативно распространить информацию! Лариса регулярно вывешивает отчеты о состоянии больной и о расходах. Недавно я получила от нее приглашение на концерт, выручка от которого пойдет на реабилитацию девушки. Кнопки« Мне нравится», «Поделюсь с друзьями» видны каждому. И шансы, что Ника сможет, как и прежде, полноценно жить, растут с каждым новым« лайком».

Технический прогресс облегчает дело. Увидел в Интернете призыв о помощи и, не вставая со стула, перевел деньги через Web Money. Не надо искать по округе Сбербанк, а потом томиться в очереди. Хочешь регулярно отчислять процент с зарплаты на счет благотворительного фонда — пожалуйста! Настрой опцию в своем банке, и энная сумма будет автоматически переводиться куда надо. Таким образом и я, и все мои коллеги ежемесячно поддерживаем воспитанников детских домов. И это легко — два клика мышкой! Кроме того, как и во многих крупных компаниях, в нашем издательстве есть отдел благотворительности. От него на наши мейлы периодически приходит рассылка, из которой мы узнаем о новых акциях. О том, например, что во вторник можно принести ненужную уже одежду — подъедет грузовик и отвезет ее нуждающимся. Или в среду планируется сдача крови для переливания. Важно донести информацию об акциях до широкого круга, и с этим в наш век технологий проблем нет.

Помогите кто чем может

Конечно, уровень вовлеченности у всех разный. Одни покупают картошку фри не потому, что ее хотят, а потому что доход от нее пойдет на счет детского интерната. А кто-то в этом интернате проводит каждые выходные, моет горшки и меняет белье детям с ограниченными возможностями. Да, эти два примера неравнозначны, но это все равно вклад в общее дело, а он нужен любой.

Начинать можно и с малого. Если каждый внесет свою посильную лепту, уже будет толк. Пример с Крымском доказал это. Катастрофа в Краснодарском крае прошлым летом всколыхнула всех, Рунет гудел, все только и говорили что о сборе вещей, лекарств и денег пострадавшим. И, к счастью, не только говорили, но и помогали.

Сильва, выпускница МГУ, как раз из тех, кто на своих плечах носил мешки с гуманитарной помощью в Крымске. Она была в числе первых, кто откликнулся на призыв Натальи Водяновой. «Ребята в нашем палаточном лагере были молодые, лет под 30. И все горели желанием помогать, — вспоминает она. — Позже в СМИ говорилось, что среди волонтеров были сплошь бездельники, которые поехали туда тусоваться. Но я не видела никого, кто бы наслаждался, загорая под южным солнышком. Возможно, потому что я попала в „первую волну“ добровольцев, которые искренне хотели принести пользу, а не пропиариться за счет чужой беды. Пробыла я там всего 3 дня, а казалось, целый год — каждая минута проходила не впустую. Хоть и было тяжело психологически — месяц после поездки приходила в себя, но о том, что поехала туда, не жалею ничуть. Именно там я поняла, как важна инициатива, ведь если каждый посвятит хотя бы 3 дня своей жизни добрым поступкам, это будет уже ощутимо, а за ним ведь подтянутся и другие».

Доска почета

Кто же эти люди, которые сворачивают горы? Как считает наш эксперт, в основном это представители молодого поколения, свободные от предрассудков по поводу того, что альтруизм — пережиток советского строя. Они образованы, успешны, легки на подъем. «И эти люди формируют новую ценностную культуру нашей страны, жить в которой будет теплее и безопаснее».

Ирина Гайовишина уже 3 года ухаживает за бездомными животными в приюте« Эко». Она убеждена, что отдавать себя другим, будь то люди или животные, может позволить себе только тот, кто состоялся материально и духовно, вышел за рамки постоянной заботы о собственном благополучии. «Это не привилегия богачей, не знающих, чем себя занять. Это люди, которые, имея достойную работу, разнообразные хобби, любимую семью, готовы пожертвовать частью своего досуга, чтобы мир стал лучше», — считает Ира.

По ее наблюдениям, года 3 назад помощниками в их приюте были преимущественно женщины старше 40 лет, но в последний год картина изменилась. Появилось много тех, кому от 18 до 30 лет. И большинство из них — энергичные, позитивные девушки(как раз аудитория Cosmo!).

Вместо послесловия

Мы изменились, и изменился мир. Пусть не кардинально — нищета, войны, жестокость и мусор под окнами не исчезли. Но мы боремся.(Хотя бы собираем подписи о переносе свалки.) И больше всего мне хочется, чтобы в нас не пропал задор. Чтобы энергия была направлена в нужное русло, движения не стали политизированы и бюрократизированы. Ведь, как сказала одна из героинь этой статьи, так важно сознавать, что ты живешь среди людей, а не волков. Что случись с тобой беда, тебе тоже помогут, как помогаешь ты.

ТЕКСТ: Ольга Жилина

"Уже много лет мастер, у которого я стригусь, по личной инициативе ездит в один из детских домов Московской области, а также посещает несколько семей, где есть дети–инвалиды, и бесплатно стрижет детей. Когда она открывала собственный салон и получала документы, ей сказали: "А вот этих 30 бабушек вы будете обслуживать бесплатно". В ответ на замечание про соседнюю муниципальную парикмахерскую, получающую дотации, она услышала: "Лицензию сюда давайте", - рассказывает исполнительный секретарь "Форума Доноров" Наталья Каминарская.

Подобной историей в России никого не удивишь. В среде некоммерческих организаций по поводу вмешательства государства даже ходит выражение: "нагибать" компании. С другой стороны оказываются граждане, упрекающие бизнес в занятии благотворительностью исключительно из корыстных целей. На практике, некоторые компании этот факт даже скрывают: боятся других просителей помощи или прихода налоговой. Для иностранных компаний корпоративная социальная ответственность - норма жизни, поэтому они занимаются благотворительностью везде, где ведут свою деятельность. По словам программного менеджера Глобальных корпоративных инициатив "ЕМС" Ренаты Хораковой, в интересах частного сектора помогать созданию здорового общества, в котором бизнес сможет развиваться в долгосрочной перспективе. Поэтому социальные программы можно рассматривать как "социальные инвестиции".

Нигде в мире компании не являются основными донорами . Например, в США их доля составляет всего лишь около 10% от общего бюджета благотворительного сектора. Несмотря на наличие 5%–ной налоговой льготы, в среднем крупная корпорация тратит на благотворительность не более 1% от чистой прибыли. Участвуют все, но по-разному - софинансированием, поощрением волонтерства, социальным тимбилдингом, Pro bono (оказание волонтерами из юридических компаний бесплатных консультаций НКО).
"Многие иностранные компании, существуя уже десятки лет, понимают, что кризисы были, есть и будут, а благотворительность все равно должна быть как часть корпоративной культуры, как способ повышение лояльности сотрудников и в конечном итоге как средство капитализации", - говорит исполнительный директор БФ "Дорога вместе" (United Way) Татьяна Задирако (г. Москва).

У российского бизнеса помимо выхода на международный рынок причиной занятия благотворительностью может стать личный мотив руководителя или стейкхолдеров. В зависимости от размера и уровня компании масштабы участия тоже разные. Например, Сбербанк, как государственная компания, показывает пример другим. Он не только поддерживает учреждения культуры, жертвует на развитие медицины, науки, спорта, возрождение историко–культурных памятников, но и помогает собирать частные пожертвования БФ "Подари жизнь" посредством банковской карты, размещает информацию об организации в регионах. "Пивоваренная компания Балтика" в 2009 году направила на социальные и благотворительные проекты 126 млн рублей, у Росбанка существует грантовая программа для некоммерческих проектов, а у Группы "Илим" и "Гранд Отеля Европа" - корпоративные благотворительные фонды. По инициативе бывшего управляющего отелем Томаса Нолла с 2006 года в отеле была запущена программа по приему на работу юношей и девушек из социальных учреждений.

Многие компании оказывают помощь своей продукцией, предоставляют свою территорию НКО для проведения акций и сбора средств. Так, ежегодный фестиваль "Добрый Питер" проводит в сети гипермаркетов "Лента" и "О’Кей" акции "Банка" и "Купил–отдал". В сети магазинов "Кроха" при покупке товаров, отмеченных стикерами, часть прибыли идет на лекарства для детей, больных раком. Причем магазин и его поставщики отказались от части своей прибыли, так что это не отразилось на стоимости товара. Компания Lush пошла еще дальше. Она взяла на себя расходы по производству, транспортировке и импорту одного продукта, а вся выручка от его продажи (за вычетом НДС) направляется на благотворительные проекты. В России это Байкальский заповедник и Социально–реабилитационный центр Российского Красного Креста для несовершеннолетних девочек в Петербурге.

Особо охотно бизнес поддерживает различные городские мероприятия. Но такие проекты по мнению генерального директора ЗАО "ЮИТ Лентек" Михаила Возиянова, являются спонсорскими, а не благотворительными. "Каждая компания решает для себя, есть ли у нее прежде всего желание заниматься благотворительностью, ресурсы, готовы ли ее сотрудники участвовать в социальных проектах и будет ли им это действительно интересно. Добровольное участие компании в благотворительных программах позволяет судить об общественной зрелости бизнеса", считает он. Для сотрудников дизайн–студии "Медиамама", участие в проекте "Помогать легко" БФ "Адвита" стало поиском дополнительных смыслов в работе. "Занимаясь только бизнесом, поневоле начинаешь задумываться: кому это нужно, по большому счету? Какая польза от нас обществу? Чем больше у нас будет возможностей помогать друг другу, тем больше будет возможностей для развития", - объясняет директор студии Кирилл Астахов.

По мнению директора филиала банка HSBC в Петербурге Юлии Топольской, у многих есть желание помогать, но человек может быть занят, не знать, куда обратиться, или просто стесняться. "Так же и я к этому пришла. У меня есть несколько друзей, партнеров, клиентов, которые помогают в частном порядке, и они периодически кидают клич по сбору средств. Я всегда участвую, потому что, работая с утра до вечера, у меня нет времени предпринять что–то самой: должен быть моторчик, вокруг которого все закручивается. В нашей команде это банк, который не просто сам перечисляет деньги, но и дает возможность людям поучаствовать в процессе. И все откликаются".

Кризис стал толчком для новых форм участия бизнеса в помощи нуждающимся. Все большее количество компаний поддерживают инициативу "Благотворительность вместо сувениров" и передают новогодние подарочные бюджеты на социальные проекты. Идею соединения корпоративного спорта и благотворительности подхватили фонды "Теплый дом" и "Милость". Два турнира по мини–футболу, прошедших в городе этой весной, собрали 19 команд и 850 тыс. рублей. Стали появляться проекты по корпоративному волонтерству. Добровольцы из банка HSBC проводят уроки экологической и финансовой грамотности в школах, сотрудники Банка ВТБ на собственные средства сажают кусты в Александровском саду. Прошедшей осенью в ряде компаний Петербурга прошла эстафета "Передай тепло ребенку!" - сотрудники жертвовали деньги и вещи для подопечных фонда "Теплый дом". На территории нескольких детских домов в Ленобласти появились фруктовые сады, которые при поддержке БФ "Милость" посадили волонтеры из сети мини–отелей Valka Hotels Group и "ЕМС" вместе с воспитанниками.

Часто компании упрекают за занятие благотворительностью ради PR. Но результатом может быть разве что некоторая лояльность со стороны местной администрации, так как СМИ не называют организаторов и партнеров социальных акций.

По–настоящему серьезной претензией к донорам является желание сделать все самим и напрямую. Вследствие чего в центре внимания оказывается симптом, а не проблема, его порождающая, что в конечном итоге отражается на эффективности. "Все готовы повторять, что надо давать человеку не рыбу, а удочку, но тот, кто хочет дать удочку, должен подумать: а есть ли рядом река, хочет ли человек ловить, ест ли он рыбу и т.д. Как правило, жертвователь не хочет отвечать на эти вопросы. И здесь важно уважать его стереотипы, но не соглашаться с ними и разъяснять", - считает Ольга Алексеева, директор CAF Global Trustees, подразделения Charities Aid Foundation (Великобритания).

Необходимо партнерство бизнеса и НКО, которые являются экспертами в своей теме, а не "попрошайками" или ненужными посредниками, как часто их воспринимают корпоративные жертвователи. Причиной тому - недоверие из–за отсутствия информации, но ведь при выборе партнера по бизнесу компания подходит к вопросу ответственно и взвешенно. Почему бы так же не поступить и с НКО?

Наталья Каминарская,
исполнительный секретарь "Форума Доноров"

"Сфера благотворительности, как и любая деятельноПочему бизнес занимается благотворительностью сть, развивается по определенным правилам, они известны и приняты в мире. Часть этих правил закреплена в законах, другая - на уровне саморегулирования, этических кодексов и других документов. В России законы часто не выполняются, а заменяются не прописанными правилами; отдельные организации или лица также имеют собственные сложившиеся договоренности с государством. В таких условиях государство у нас может позволить себе сказать: "На такой–то проект необходимо столько–то средств, сдавайте нам, мы будем их тратить, так как лучше знаем, как их использовать". Или когда в одном городе губернатор решает построить фонтаны и благотворительностью становится постройка фонтанов.

В результате получилась некая параллельная реальность, в которой существуют благотворители, НКО, граждане, решающие какие–то реальные социальные проблемы, и официальные органы, которые этого не видят. Пользуясь нашей терминологией и подходами, они создают собственные НКО, наделяют их полномочиями, средствами, склоняют жертвовать туда бизнес. Государство должно не пользоваться рэкетовыми методами, а создавать условия для развития благотворительности, чтобы там, где его обязательств не хватает, общество могло само сгенерить недостающее - понять важность и придумать, как это сделать. Движение в этом направлении есть, но оно не повсеместное. Существует уже "Концепция развития благотворительности и добровольчества в РФ", Закон о целевых капиталах, введен новый статус "социально ориентированных НКО". Это правильные шаги, но часто подобные вещи остаются недотранслированными, недостаточно представленными в информационном поле и малоизвестными заинтересованным сторонам, в чем виноваты и государство, и сами НКО.

Нечего лукавить, благотворительность для бизнеса в числе прочего - один из инструментов Government Relations (GR). Компания хочет показать власти, что она лояльна. Главное для компании помнить, что у них есть выбор - делать или не делать, а также - что делать. Крупный бизнес может себе позволить выполнить ожидания власти и сделать еще то, что им кажется правильным, у мелкого и среднего таких возможностей значительно меньше. Поэтому необходимо объединяться в ассоциации для отстаивания своих интересов. Если мы не будем развивать саморегулирование, выстраивать общие цели и задачи, у нас так и будет вертикальный контракт с государством, а не общественный договор".

Даниил Бриман, Почему бизнес занимается благотворительностью

вице–президент по корпоративным вопросам ОАО "Пивоваренная компания "Балтика""

"Занимаясь благотворительностью, компания "Балтика" не рассчитывает на увеличение доходов компании или на получение каких–то дополнительных преференций. Мы работаем абсолютно открыто, не боимся контролирующих органов и не покупаем себе таким образом "проездной билет", не "замаливаем грехи". Для нас благотворительность не "откуп", а часть деятельности успешной компании. Да, к нам обращаются городские и региональные власти с просьбой о помощи какому–нибудь социальному проекту. Но я не помню случая, когда бы нам ставили это в качестве ультиматума и когда бы мы соглашались, не видя в этом необходимости. В данном случае мы рассматриваем рекомендации органов государственной власти как лучшую информированность относительно существующих проблемных зон. Когда это сочетается с нашей идеологией, возможностями и политикой, тогда мы поддерживаем подобные проекты. Но не всегда, и не только их.

Рассчитываем ли мы на общественную огласку и признание? Скажем так, мы этого не исключаем, но специально активно не пиарим. Как говорится, "Делай добро и клади его в короб". В какой–то нужный момент это сыграет свою роль.
Если рассматривать благотворительность как инструмент построения репутации компании с целью достижения внешнего эффекта, особенно в краткосрочном периоде, то это очень длинный путь, и он, безусловно, дороже, чем PR–кампании. Дирекция по PR могла бы "свернуть горы", если бы располагала хотя бы сопоставимым бюджетом с тем, который мы тратим на благотворительность. Это скорее образ жизни компании, ее эмоциональная составляющая. В конце концов, политика компании формируется людьми, которые в ней работают. Наверное, у нас такое мировоззрение - нельзя быть успешным отдельно от других. Если ты успешен, значит, как минимум необходимо создавать позитивное пространство вокруг себя. Компания - это субъект, который зависит от общественной среды так же, как и она от нее. Тем более мы выпускаем продукт народного потребления, который находится в зоне риска с точки зрения нерегулируемого распространения и продажи. Социальная ответственность и подходы должны бытПочему бизнес занимается благотворительностью ь взвешенными и продуманы на несколько шагов вперед".

Владимир Свиньин,
председатель правления ООО "Охта Групп", генеральный директор ООО "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры", член Попечительского совета БФ "Теплый дом"

"На мой взгляПочему бизнес занимается благотворительностью д, личная благотворительность владельца или менеджера компании и корпоративная благотворительность - это по сути разные вещи. Компании в рыночной экономике создаются и существуют для реализации конкретных целей - выпуска продукции, оказания услуг, реализации замыслов и т.д.. Основные критерии их оценки имеют денежное выражение - выручка, прибыль, капитализация. И решение, заниматься ли компании благотворительностью, - это сугубо деловая, "менеджерская" задачка на тему: "Каким из 400 способов улучшить показатели". Да, это очень благородное и правильное средство. Оно улучшает имидж компании, создает хорошую атмосферу в коллективе, и все же оно необходимо для достижения собственных задач. Мотивы компаний, занимающихся благотворительностью, небескорыстны, но обвинять их в меркантильности - все равно что винить акулу в том, что она хочет кушать. А вот общество должно быть заинтересовано в том, что бы привить компаниям, работающим в городе, определенные стандарты ведения бизнеса, включающие обычай заниматься благотворительностью. Денег в городе больше не станет, но обездоленных поубавится. И жить в городе станет лучше.

Что касается причин, по которым руководители компаний занимаются благотворительностью в частном порядке, то они более разнообразны, многогранны и переменчивы, поскольку люди постоянно перетекают из материального мира в мир эмоций. У бизнесменов, безусловно, может присутствовать и деловая выгода, например улучшение имиджа, но при этом основным посылом все же будет чувство долга, жалость, сострадание. Хотя, конечно, возможны и другие причины, например, чувство вины, страха. И здесь я согласен, что совершение пожертвований - знаний, времени, денег - действительно является одним из инструментов улучшения своей судьбы".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Счастливы те, кто щедры во все времена. - Псалмы, 106:3

Благотворительность превращает вещество в дух, обращает монету в пламя. - Ребе

Почему мы должны заниматься благотворительностью?

Благотворительность рассматривается нами как добродетель, которая стала частью сущности нашей жизни, всего нашего общества.

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны спросить себя, не является ли щедрость частью человеческой природы, подобно эгоизму. Как мы уравновешиваем эти качества, щедрость и эгоизм? Как учить своих детей быть милосердными? Как часто следует заниматься благотворительностью и каким образом? Не нужно ли заниматься ею анонимно? И в первую очередь – чем в действительности служит благотворительность для нас самих, для нуждающихся и для всего общества?

Быть может, разумнее всего просто быть милосердным и не задумываться над причинами этого, как, впрочем, и поступают многие. Однако чем лучше вы поймете истинную динамику благотворительности, тем больше сможете культивировать ее в самих себе, своей семье и друзьях. И более значительная благотворительность может повысить смысл вашей жизни. Как сказано: «Тот, кто стремится к благотворительности и щедрости, находит жизнь, справедливость и доброе имя» (Книга Притчей, 21:21).

Необходимость заниматься благотворительностью.

Благотворительность – один из самых простых и в то же время самых совершенных способов содействовать очищению материального мира, объединению с нашими собратьями и Б-гом. Благотворительность помогает нам исполнить свое предназначение в мире. С ее помощью мы утверждаем единение в разобщенном мире.

Благотворительность позволяет нам одухотворять материальное, реализовать наши возвышенные намерения. Всевышний мог бы распределить богатство поровну между всеми людьми. Но, как говорят наши мудрецы, «Если бы все были богатыми или бедными, то кто был бы щедрым?» (Мидраш Танхума на Мишпотим, 9). Аналогично тому как Б-г продолжает одаривать нас каждое мгновение, каждый день на земле, благотворительность позволяет нам дарить и тем самым становиться Б-гоподобными. Помните, что деньги, которые вы отдаете бедному, не ваши. Б-г дал их вам взаймы с тем, чтобы наделить вас способностью отдавать. Благословив кого-то большими деньгами, Он одновременно благословляет его возможностью и привилегией больше отдавать, быть более Б-гоподобным.

Поэтому благотворительностью нужно заниматься тихо и скромно. Богатый человек, который помогает бедняку с гордым видом, воображая, что совершает великую милость, глубоко заблуждается. Милость в этом случае оказывается ему, богачу. Понимание этого факта и придает акту благотворительности особый смысл, особую значимость.

Б-г сотворил мир как сложную систему, где отдают и берут. Все наше существование основано на этой связи. Так, например, растения нуждаются в той двуокиси углерода, которую выдыхает человек, а людям необходим кислород, вырабатываемый растениями. Благотворительность является одним из примеров этой модели: дающий и принимающий нуждаются Друг в друге. При этом «бедняк делает для богача больше, чем богач для бедняка», – говорят наши мудрецы (Мидрап! Раба на Ваикра, 34:8).

Благотворительность – это акт полнейшей справедливости. Естественно, что на первое место вы ставите ответственность за собственную жизнь. Но может ли ваше благополучие быть дороже самых насущных потребностей вашего ближнего? Можете ли вы стремиться к самым высоким уровням интеллектуального и духовного развития, когда ваш ближний нуждается в совете по не терпящим отлагательства вопросам?

Что такое власть денег?

Из всех форм благотворительности наиболее эффективной является помощь деньгами. Многие измеряют свое значение имеющимися у них деньгами. Поскольку в зарабатывание денег вкладывается так много времени, труда и энергии, они отражают собственно энергию жизни. Использование денег для благотворительности выражает самую полную форму дарения и совершенствования физического мира. А этот мир по своей природе ориентирован сам на себя.

Некоторые полагают, что только они ответственны за свой успех, что он обеспечивается их умом, деловыми качествами. Это – испытание богатством, серьезное испытание, и не давайте своему «я» обмануть вас. Вы должны помнить, что именно Б-г обеспечивает вам способность стать богатым. Без этого понимания деньги превращаются в символ эгоистичного «я», в современный «золотой телец».

Нельзя сказать, что успех не является результатом ваших усилий. Конечно, вы должны делать все возможное, чтобы добиться успеха, а не сидеть сложа руки и ждать, пока он на вас свалится. Но вы должны понимать, что богатство создают Б-жье благословение, а потом уже ваши усилия. Любому опытному бизнесмену известно, что в нашем мире ни планирование, ни интенсивный труд не гарантируют успеха.

Сила благотворительности состоит в том, что она не позволяет нам погрузиться в эгоизм. Несомненно, благородные поступки хороши сами по себе, они возвышают душу. Что касается жертвования денег на благотворительность, то это самое действенное средство одухотворения материального, вы отдаете часть всего того, чем являетесь, – свои способности, усилия, амбиции, сострадание.

Деньги могут стать и бедствием, проклятием. Не олицетворяя материального, они, как и богатство, по своей природе не постоянны, изменчивы, могут вызывать лишь беспокойство. Сколько бы у вас ни было денег, вы никогда не уверены в том, что этого достаточно или что вы не потеряете их тем или иным путем.

Когда же вы распоряжаетесь деньгами правильно и осознаете, почему они вам достались, эти деньги становятся благословением. Если вы используете свое богатство на благотворительные цели, рассчитанные на будущее поколение, а не тратите его на удовлетворение сиюминутных прихотей, ваши деньги становятся вечными.

Раввин небольшого города обратил внимание на то, что некоторые живущие рядом с ним люди охвачены жаждой накопления богатства и часто делают это за чужой счет. Раввин пригласил этих людей к себе, чтобы сказать им следующее: «Счастье человека похоже на вращающееся колесо. Тот, кто сидит, над колесом и смеется, – глупец, ибо если колесо повернется, он может оказаться ниже того, над кем он смеялся. Тот, кто находится ниже этого колеса и жалуется на свою судьбу, – тоже глупец. Действительно, вданный момент он пребывает в самой низкой точке, но уже в следующий момент фортуна может повернуться к нему лицом Оба должны понимать, что счастье быстротечно «лишь единственный добродетельный поступок длится бесконечно».

Как следует заниматься благотворительностью?

Помощь деньгами надо оказывать тем, кто в этом нуждается. Мы живем в материальном мире, где все необходимое для существования можно купить только за деньги. Но благотворительность выходит за рамки денежной помощи. Можно уделять свое время, давать советы, выказывать симпатию одинокому человеку, пригласить его на обед. Духовная благотворительность крайне важна, она способна вернуть к жизни нуждающегося в поддержке человека.

Даже если кто-то совершает благотворительный акт по эгоистическим мотивам или неохотно, цель благотворительного поступка достигается, так как помощь получает тот, кто в ней нуждается. Хотя это, конечно, не оптимальная благотворительность. Лучше оказывать благотворительность от всего сердца, а еще лучше, если это возможно, анонимно. Последнее особенно важно в тех случаях, когда помощь может смутить испытывающего нужду человека или вызвать у него чувство стыда.

Высшая форма благотворительности – это нечто такое, что вообще нельзя рассматривать как благотворительность. Она предусматривает создание таких условий, когда у человека, который нуждается, отпадет необходимость обращаться за помощью к кому бы то ни было. Можно обеспечить семью всем необходимым на весь год, на десять или двадцать лет. Это, безусловно, доброе дело. Но насколько милосерднее было бы обеспечить главу этой семьи работой, предложить ему заем или другие средства, позволяющие человеку в затруднительном положении встать на собственные ноги, восстановить свою гордость и самоуважение.

С точки зрения цифр может показаться, что занятие благотворительностью ухудшает финансовое положение человека. Но если мы признаем, что Б-жье благословение является первоисточником богатства, то благотворительность следует рассматривать как самое разумное вложение капитала. Человек, у которого возникали финансовые затруднения, должен увеличить свой вклад в благотворительные цели, тогда он сможет рассчитывать на Б-жье благословение. «Платите десятину, чтобы иметь возможность преуспевать», – говорят наши мудрецы (Талмуд, Таанис, 9а). Благотворительность открывает пути для получения богатства с Небес. Действительно, прежде чем определить, в какой мере благословить человека, Б-г часто наблюдает за тем, сколько он отдает из уже имеющегося богатства на нужды другим.

Благотворительность обогащает нас не только материально, в финансовом аспекте, – она обогащает тысячекратно наш ум и сердце. Занимаясь благотворительностью (даже если для этого приходится жертвовать часом или целым днем, а вы полагали, что не можете себе это позволить), вы обнаружите, что благодаря дополнительному благословению получили гораздо больше, чем ожидали в отсутствие «потери времени». И поймете, как важно всегда и везде быть щедрым, в любой ситуации оказывать помощь. Не по обязанности, а из желания быть щедрым, Б-гоподобным.

Нашему поколению необходимо усилить благотворительность всеми возможными путями. Мы живем в эпоху, достаточно благополучную в материальном отношении, тогда как в духовном плане мы более бедны, чем когда-либо. Даже самые защищенные из нас нуждаются в любви и дружбе.

Помощь ближнему должна стать постоянной частью нашей жизни. Те, кто благословлены большим состоянием, должны уметь не просто пользоваться им для личных целей, но и отдавать.

Существует много способов стимулирования регулярной благотворительности, при этом не так важны ее размеры. Установите копилки в разных комнатах своего дома, на своем рабочем месте, в автомобиле. Научите своих детей помогать другим деньгами, уделять время тем, кто в этом нуждается. Предприятия должны культивировать благотворительную деятельность путем регулярного распределения денег и товаров своими сотрудниками среди нуждающихся. Учебным заведениям следует делать то же самое со своими учащимися. Имеет значение даже символический дар, состоящий из нескольких мелких монет.

Всем нам надо искать новые формы отдавать и делиться. До тех пор пока существуют нуждающиеся, на нас лежит обязанность помогать им, не только ради них, но и ради нас самих, потому что по своей природе мы являемся отдающими. Даже если бы на земле не осталось человека, нуждающегося в пище или деньгах для оплаты жилья, всегда нашлось бы место для оказания поддержки, воодушевления.

Оглянитесь вокруг и спросите себя: что я могу сделать, чтобы помочь другому человеку? Не беспокойтесь, если вы не в состоянии быть таким щедрым, как вам хотелось бы, или у вас недостаточно свободного времени, чтобы уделить его другим. Нет ничего слишком малого и ничего слишком большого.

Адаптированное изложение.

Из книги «К жизни полной смысла»

Лидия Мониава, менеджер детской программы в Фонде помощи хосписам «Вера»:«Все время происходит что-то радостное»

«Я стала волонтером в 16 лет. В РДКБ* был такой проект: волонтеры вместе с детьми ходили по больнице и делали фотографии. Мы с подругой решили поучаствовать, и мне очень понравилось общаться с ребятами, они показались мне гораздо более глубокими и талантливыми, чем обычные ровесники. Наверное, потому что в отличие от здоровых детей, которые могут заниматься самыми разными делами (ходить в школу учиться, во двор гулять), они имеют довольно небольшой диапазон занятий – могут рисовать, писать, сочинять… В результате много времени посвящают именно творческим делам, и оттого у них все очень здорово получается. И хотя чувствуют они себя при этом неважно, я приходила к ним не потому, что мне было их жалко, а потому что мне было с ними интересно.

Однажды я решила перейти работать в фонд «Подари жизнь». Я надеялась, что тогда у меня будет возможность еще больше времени проводить в больнице. Но оказалось наоборот – как только человек приходит работать в благотворительный фонд, он детей вообще не видит, сидит с бумажками, отчетами, компьютером, собирает деньги… С другой стороны, я понимаю, что у семей с больными детьми столько потребностей, что в первую очередь нужно помогать им в этом. Я пишу о некоторых наших нуждах в Facebook. Всегда стараюсь писать от себя лично. И так, чтобы никого не обидеть: ни маму ребенка, ни папу, ни врачей, ни друзей. Девять лет назад я делала то же самое, но в Живом Журнале. Сначала просто рассказывала истории о том, что было у меня в больнице, а когда подписчиков стало много и они начали предлагать помощь, я поняла, что могу ее попросить.

Если мы собираем деньги, то никогда не будем рассказывать скандальные истории про то, как, к примеру, отец ушел из семьи и не помогает или как врач в больнице кого-то обругал… Это параллельные сведения, они ничему не помогают. Мы не публикуем фото больных и несчастных детей, наоборот, размещаем фотографии, которые нравятся родителям. Не пишем то, что неприятно семье, то, что не имеет смысла выносить на публику… Просто говорим, что нужен аппарат ИВЛ. Объясняем: если его не будет, жизнь ребенка превратится в ад, ведь он останется навсегда один в реанимации. Если же мы соберем деньги, у него будет нормальная человеческая жизнь, нормальное детство…

Почему получается собирать такие суммы? Потому что мы дружим с семьями, которым помогаем, любим их. Если человек делает что-то очень важное для очень важных для себя людей, все получается. Важно не работать формально – тогда все находится. Проблема в том, что у нас 170 подопечных. Им всем что-то нужно, но в Facebook нельзя опубликовать 170 просьб в день. Мы очень благодарны, что люди в целом помогают фонду, переводят деньги, тогда у нас получается закрывать и остальные нужды.

Сил хватает, ведь когда общаешься с людьми, они рассказывают не только про ужас и горе. Жизнь состоит из приятных мелочей, например одному мальчику няня показала живых бабочек, у другого уменьшилась температура, и ему стало лучше, к девочке пришла в первый раз учительница, и теперь она сможет учиться… Все время происходит что-то радостное. В итоге получается, что хорошего у нас гораздо больше, чем плохого».

Варвара Турова, актриса, социальная активистка:«Никто не обязан никому помогать»

«Мне это интересно, потому что каждому человеку интересно делать то, что у него получается. Если я вижу, что благодаря моим действиям человек жив, а мог бы быть мертв, или человек на свободе, а мог бы быть в тюрьме, меня это невероятно заводит. Но в этом есть обман, нас вводит в заблуждение судьба, потому что после первого успеха кажется, что так будет всегда, а так будет один раз из десяти. Очень многое не получается. Но то, что получается, приносит такое удовлетворение, что хочется продолжать.

В русском языке нет хорошего слова для того, чтобы определить мой статус. Как бы мы ни сказали – «социальный активист» или «защитник прав человека», все равно получается комсомольский работник, пионерка. А за этим сразу тянется другой смысл, который многими считывается, когда я пишу о чем-то, например, в Facebook, – пылкость. Причем в самом невыгодном смысле, что-то вроде идиотизма, а мне бы не хотелось думать, что я произвожу такое впечатление. На самом деле я довольно прагматичный человек, как правило, в моих действиях всегда есть конкретный смысл и цель. И если я, условно говоря, встаю на табуреточку и начинаю очень громко кричать, я делаю это специально, прекрасно зная для чего. К примеру, я понимаю, что мне надо написать так, чтобы привлечь как можно больше внимания. Или мне нужно привлечь внимание конкретных людей. Тогда мне нужно устроить такого масштаба шум, чтобы до них тоже дошло. И это срабатывает.

Не могу сказать, что делать это мне тяжело. Именно поэтому неловко себя ощущаю, когда меня начинают хвалить. Началось же все случайно. По-моему, мне было неудобно или неловко отказать… А дальше, когда получилось, зацепило. Теперь же мне пишет огромное множество людей. И это самая большая моя проблема. Потому что ко мне обращаются отчаявшиеся люди, в том числе те, у которых больные дети, а ничего страшнее я себе представить не могу. И пишут они буквально следующее: «На вас одна надежда». Таких людей много, очень много, я получаю по 20 писем в день… Возникает большой риск произнести: «Я же не могу помогать всем…» Главное здесь – интонация. Ни в коем случае нельзя произносить эти слова, закатывая (от усталости) глаза. Я надеюсь, что отлавливаю этот процесс в себе, потому что ужасно важно не терять способность слышать людей. Я правда не могу помочь всем, но иногда помогает, если я просто им отвечаю, честно говорю, что не знаю, как и что им написать, как отказать… Но им становится легче просто от того, что к ним неравнодушны. Многим нужны не деньги, а поддержка, потому что они чувствуют себя одинокими и потерянными. Оказывать поддержку мне гораздо сложнее, что написать в Facebook пост, чтобы люди начали перечислять деньги. Тут все просто: нужно говорить об этом регулярно и громко. И без агрессии: никто не обязан никому помогать. Это очень важная вещь. Как только о ней забываешь, люди перестают реагировать».

Татьяна Краснова, преподаватель журфака МГУ, координатор сообщества «Конвертик для Бога»**, соучредитель фонда «Галчонок»:«Это сильный наркотик»

«Большинство вещей я делаю ради собственного удовольствия. Мне очень нравится быть приличным человеком, и я нравлюсь себе, когда мне удается повести себя прилично. А это значит – не обидеть, не разозлиться, помочь, улучшить, исправить. Я убеждена в том, что это сильный «наркотик» – чувство удовлетворения от своего собственного поведения. И свойственно оно не только мне одной. На наши благотворительные встречи часто приводят детей. Я расскажу вам потрясающий случай. Однажды к нам пришел мальчик лет пяти. Его мама принесла деньги на лечение такого же пятилетнего пацана, но больного раком, таджика из нищего села. А ее сын принес в подарок этому неизвестному мальчику свою лучшую машину. Новую. В упаковке. Ему было жалко машину, но мама рассказала ему про больного мальчика, и он решился. Принес. Отдал самое дорогое – чуть не плача. Знали бы вы, как мы его хвалили! Мы рассказали ему, что он – сделал что-то неимоверно важное. И он был счастлив. Больше того, он захотел повторить этот удивительный подвиг. Он приходит к нам со своей прекрасной мамой. Он рисует картинки нашим подопечным. Я думаю, его мама растит великолепного сына, который хорошо знает, что такое настоящая радость. Собственно, ради нее все и делается».

Благотворительность или милостыня. Сам Господь очень подробно говорил о том, как надо творить милостыню, какими принципами руководствоваться и как при этом соблюдать свое сердце. Поэтому что-то придумывать от себя не стоит. Все уже сказано.

«Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак 1:17).

Итак: добрые дела – это одно из главных дел в жизни христианина.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

И еще: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас…» (Мф. 6:1).

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф. 6:3).

Это те основные принципы, которыми должен руководствоваться христианин, желающий делать добрые дела и при этом получить награду не от людей, а от Бога, а еще лучше желающий делать добрые дела не ради награды, а ради любви к Богу.

С этим все понятно, скажут некоторые. Кто-то скажет, что вот я так и поступаю, и вот Господь знает мои дела, все они перед ним, а не перед людьми. И это будет правильно.

Теперь о фондах, благотворительных фондах. Какое они имеют отношение ко всем этим библейским принципам. Многие сейчас говорят, что зачем все эти фонды, не нужны они, все это коммерция и нажива. Лучше оказывать адресную помощь самим из рук в руки. Как показывает опыт, это говорят люди либо не желающие делать добрые дела и таким хитрым образом себя оправдывающие, либо не понимающие самого принципа работы фондов, непонимающие их необходимости.

Я в этой статье ни в коем образе не хочу умалить значение личной адресной помощи, я лишь хочу объяснить значимость работы благотворительного фонда. Я хочу, чтобы люди понимали пользу и той и другой формы благотворительности. И конечно, чтобы не судили о том, что не знают и в чем мало разбираются.

Сразу оговорюсь, что мы как фонд «трубим» о своих делах, но не для того, чтобы иметь похвалы от людей, а потому что творим милостыню чужими руками, следовательно, обязаны отчитываться перед жертвователями.

Две лепты или с миру по нитке

Да оказывать адресную помощь или, как говорят, помощь из рук в руки – это та же милостыня и благое дело, о котором говорит Господь. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, чтобы оказывать адресную помощь, нужно обладать значительными средствами, чтобы эта помощь была действительно помощью. Например, вы можете принести бедной семье пакет продуктов или даже купить необходимую одежду, но можете ли вы сделать ремонт в их квартире или даже приобрести им жилье, купить им машину или бытовую технику или оплатить дорогостоящее лечение? Скорее всего, рядовой человек это сделать будет не в состоянии.

Поэтому здесь на помощь может прийти такая благотворительная структура как фонд, в который как раз и стекаются средства от самых разных людей. Принцип работы любого фонда – с миру по нитке, голому рубашка.

А теперь вернемся к Евангелию. Когда Христос наблюдал, как люди кладут пожертвования в сокровищницу, вспомним, что он сказал о двух лептах бедной вдовы. К нам в фонд очень часто приходят как раз те самые лепты, духовный смысл которых Господь особо подчеркнул. Очень часто нам переводят пятьдесят или сто рублей бабушки-пенсионерки с просьбой помочь той или иной семье.

Такие лепты всегда трогают до глубины души. И если пятьдесят или сто рублей конкретной семье погоды не сделают, это и понятно, то для жертвователей таких вот сумм – это огромная духовная польза, а для наших подопечных это как раз и есть с миру по нитке.

Второй момент: фонд является неким гарантом, что помощь действительно придет к нуждающимся людям, а не к мошенникам. Люди, жертвуя свои средства, все же не хотят, чтобы их средствами воспользовались нечистые на руку ловкачи. А таких желающих легкой наживы очень много.

Поможите, сами мы неместные

Да, именно поэтому приходится иметь штат сотрудников и волонтеров, чтобы деньги, которые нам доверили для нуждающихся, не попали к «неместным». Таких сомнительных обращений очень много. Часто звонят откровенные мошенники, рассказывают какую-нибудь длинную плачевную историю: вся семья смертельно больна, дом сгорел, с квартиры погнали. У некоторых обнаруживается такая богатая фантазия, что в пору писать приключенческие детективы.

Обычно такие люди рассчитывают на мимолетную жалость, так называемые «истории, рассчитанные на дурака». Причем жертвами таких ловкачей, как правило, становятся не фонды, а те самые добродушные и доверчивые люди, которые привыкли не доверять фондам, а оказывать помощь всякому просящему.

При самой поверхностной проверке обман быстро вскрывается, а люди внезапно исчезают.

Есть более сложные случаи, когда некоторые ушлые типы прикрываются именами и историями реальных людей. Опять же проверка сразу показывает наличие обмана. То есть собирают на нужды некой многодетной вдовы или болящего батюшки, говорят, что у них есть разные благословения на эту деятельность, обычно очень убедительны и настойчивы. Собирают пожертвования, но на данную семью ничего не приходит или почти ничего. Когда начинаешь проверять их деятельность, ведут себя очень агрессивно, контакты своих «подопечных» давать категорически отказываются под разными предлогами, что не надо беспокоить больного батюшку или убитую горем вдову.

Есть третья категория – это люди, действительно нуждающиеся или некогда нуждавшиеся, но увлёкшиеся сбором средств, как неким бизнесом. Такие люди устраивают целые кампании по сбору средств в интернете, просят о массовых срочных перепостах и репостах. Размещают информацию о себе, где только можно на различных сайтах и ресурсах, пишут письма в коммерческие и благотворительные организации. Таких еще сложнее проверить, я имею в виду проверить простому человеку.

Люди доверяют репостам, думая, что информация идет из первых рук, и что пользователь, который размещает у себя на странице в соцсетях информацию и реквизиты, уж точно знает, что у себя размещает. В этом и есть ловушка. То есть кликая на репост, каждый думает, что информация достоверная и была проверена до меня.

Опять же фонду приходится проделывать целую работу, чтобы понять, насколько нуждается данная семья, действительно ли у них случилась беда, и поэтому люди так активно откликаются в сетях, или это просто профессиональные сборщики милостыни.

Бывает так, что для некой семьи действительно объявляется сбор средств, но когда полученная сумма уже набрана, люди не могут остановиться. Некоторые честно пишут, что сумма набрана, больше не присылайте, помогайте другим нуждающимся, а другие продолжают собирать деньги по привычке, по инерции, из страха опять оказаться на грани нищеты или из желания сытой незатруднительной жизни. Я это пишу не для того, чтобы кого-то осудить, а для того, чтобы объяснить чем, собственно, занимаются фонды, какую работу приходится проделывать, чтобы понять степень нужды нуждающихся.

А для этого фонду нужно заниматься и бумажной волокитой, в первую очередь собирать документы, подтверждающие личности тех, кто просит помощь и степень нужды. Кстати, именно на этапе сбора документов многие потенциальные подопечные почему-то пропадают. А далее следует уже личное знакомство, подключаются волонтеры, которые идут посещать семью, знакомиться, посмотреть, что называется, своими глазами на ситуацию в семье. Не буду далее утомлять читателя методиками проверки. Я это написала лишь для того, чтобы люди понимали, что проверка информации – дело отнюдь не простое.

Наши семьи

Напомню, что наш фонд специализируется на помощи вдовам священников и некоторым священническим семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Лично наш фонд работает по принципу неформальной помощи. Мы стараемся узнать максимум информации о той или иной семье. Действительно неформальная помощь подразумевает неформальные отношения с нашими подопечными. Соответственно помощь оказывается и ежемесячная и сугубо целевая.

Что такое целевая? Ну, это, например, когда надо купить машину, потому что в данной ситуации в данной семье машина – не роскошь и даже не средство передвижения, а жизненно необходимая единица. У нас были случаи, когда вдовам мы покупали машины, помогали продать старую машину. Зачастую одинокой многодетной женщине продать машину не под силу, ее могут обмануть, дать цену значительно ниже рыночной.

Я здесь рассуждаю не гипотетически, а на конкретном примере, когда покупалась машина для одной вдовы, одновременно продавалась ее старая машина, оставшаяся от батюшки. Надо было купить хорошую, с оптимальным сочетанием цены и качества, проверить ее на сервисе, купить зимнюю резину, перегнать эту машину в ее город. Эта большая работа была проделана фондом и волонтером, который активно помогал, ездил по объявлениям, смотрел машины…

Семьи действительно становятся нашими . Вот и на примере с машиной можно ведь было просто перевести разницу в деньгах и сказать матушке, что вот продавайте старую и покупайте новую. Но такая работа повторюсь, женщине не под силу.

Или вот еще пример со стройками и строителями. Надо делать ремонт или строиться, и опять же женщине все это делать самой сложно, даже при наличии материальных средств. А работники, видя беспомощное положение своего заказчика, могут воспользоваться этим, назначить цену выше, чем она есть на самом деле. Поэтому приходится проверять, контролировать и опять же это работа фонда.

И хочется сказать о жертвователях. Среди жертвователей не только бабушки пенсионерки, те самые, что приносят библейскую лепту для сирот, но и очень состоятельные люди. Они, имея много попечения и забот, не в силах оказывать кому бы то ни было адресную помощь, не в силах искать на рынке машину или квартиру, они могут обеспечить материальную сторону вопроса, а вся рутина, все проверки, работа с документами достаются работникам фонда. Так было и с покупками квартир для вдов. Когда благодетель давал нужную сумму на покупку квартиры, просил всю остальную работу провести фонду. И мы это делали.

Поэтому фонд и наши подопечные – это почти как одна семья. Мы поздравляем друг друга с праздниками, радуемся радостям, а главное – у нас есть общая молитвенная поддержка. Если что-то у кого-то случается, сразу делаем рассылку по матушкам с просьбой молиться. Ну и конечно, матушки молятся о наших благодетелях, на которых держится работа фонда. А общая молитва – это самое главное.

Вещи: или вы же фонд, вы должны

Хочется сказать и о вещах. Почему я поднимаю этот вопрос? Потому что люди зачастую придают огромное значение сбору разных вещей. Некоторым кажется, что это чуть ли не самое великое дело в благотворительности. То есть кто-то хочет расхламиться, а заодно и думать, что сотворил милостыню, облагодетельствовал бедного человека своими старыми тряпками. Почему я так об этом грубо пишу? Скажу сразу, что я не против благотворительности старыми вещами, если вопрос касается исключительно бомжей. Да, для бомжа, скажем, старое, но теплое и добротное пальто жизненно необходимо, и ему неважно, что оно двадцатилетней давности, потерто на спине и давно вышло из моды.

Но наш фонд не занимается бомжами и соответственно не занимается ношеной одеждой, потому что у нас матушки и их дети, а не бродяги.

Однако очень часто звонят и говорят примерно следующее: я собрала вещи, жалко выкинуть, я хочу передать их в ваш фонд. Мы говорим, что не занимается б/у вещами – обижаются: как же, вы же фонд, вы должны.

Мы объясняем, что вещи можно отнести на помойку или на вокзал, тем, кто их у вас с удовольствием возьмет. Опять обижаются: но я не хочу бомжам, я хочу матушкам пожертвовать, и начинается перечисление кримпленовых пиджаков, сапожек «прощай молодость», ночных сорочек и комбинаций и прочего… Когда объясняешь еще раз, что место таким вещам на помойке, опять обижаются и со словами «вы же фонд» бросают трубку.

Не понимаю, почему если мы фонд, то мы должны. Нет, мы сами решаем, как и с кем работать по каким принципам и какую стратегию выбрать.

Есть специальные организации, которые занимаются сбором и сортировкой таких вещей, конечно, это тоже благотворительность и это хорошо. И это кому-то необходимо, особенно сбор и обмен детскими вещами, но для этого нужно специальное помещение, специальный персонал. Наш фонд этим точно не будет заниматься.

Если мы и занимаемся вещами, то только рассылкой новых. У нас есть благотворители, которые жертвовали нам много качественных и современных вещей, в которое не стыдно одеть ребенка. Ведь и новые вещи бывают разные.

Радость

Делать доброе дело – всегда огромная радость, даже если ты просто посредник. Я всегда говорю нашим сотрудникам, что наш фонд работает и будет стараться работать по евангельскому принципу: мы – рабы, ничего не стоящие, – делаем то, что нужно делать.

Да это нужно делать. И делать, помня эти евангельские слова, чтобы не думать о себе много, не думать, что мы делаем что-то великое или исключительное. Мы делаем то, что необходимо делать.

Очень радостно видеть наших матушек, когда получается сообща решить ту или иную проблему, получается помочь. Главное – неформально помочь, каждый случай – он как свой собственный, мы его переживаем, мы им живем. Делаешь и получаешь в награду радость, от того, что другим становится хорошо или чуть-чуть лучше.