Интернатуру отменили в военно медицинской академии. «Прелести» отмены интернатуры

После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменился подход к подготовке будущих медиков. Какая альтернатива придумана интернатуре?

Реформа медицины

Изменения были продиктованы принятием федеральных законов об образовании. Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим и поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена, сообщают в Медицинском институте СВФУ.

Не все студенты отнеслись однозначно к отмене интернатуры

Декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ Леонид Апросимов отмечает, что понятия интернатуры уже нет. «Прием в интернатуру закрыт с 30 августа. В августе 2017 года выпустим последних интернов – это годичная специализация. Это связано с государственным стандартом, ориентированного на практическое обучение. Потребности в годичной специализации после окончания университета уже не требуется. Поэтому медицинский институт должен обучать студентов в течение шести лет и давать им качественные знания. Соответственно, высшей подготовкой по специализации будет считаться ординатура от двух до пяти лет. Продолжительность обучения зависит от специальности, трудоемкости, наукоемкости. Все узкие специалисты будут проходить ординатуру», – говорит доцент.

Обучаясь по новым госстандартам, студент должен уже заранее знать, кем он будет

Он понимает, почему медицинская общественность была против такого новшества. «Все новое воспринимается в штыки. Естественно, в первые годы мы будем искать больше отрицательных сторон, чем положительных. На самом деле, обучаясь по новым госстандартам, студент должен уже заранее знать, кем он будет. С такой целью они и проходят практико-ориентированное обучение», – говорит кандидат медицинских наук. Декан последипломного обучения врачей не отрицает тот факт, что интернатура была хороша тем, что в течение шести лет студенты углубленно обучались практике. Затем в интернатуре могли определиться, кем они станут и сразу испробовать специальность.

Приобрели лишившись

Главный врач Республиканской больницы №2 – Центр экстренной медицинской помощи Борис Андреев уверен, что интернатуру нужно проходить обязательно. «Именно там выпускникам давали знания, навыки работы, получат больше практики. Зачем вчерашнего выпускника шестого курса сразу отправлять на работу? Конечно, есть такие специальности, которые они могут осилить. Но именно в республиканских больших учреждениях, диспансерах должны подходить люди со знанием и с хорошим практическим опытом», – говорит кандидат медицинских наук. Он отмечает, что именно в ординатуре студенты втягиваются в работу. По тем практическим навыкам, потенциалу для научной работы руководитель учреждения всегда может сделать выбор как работодатель.

Ираида Винокурова является интерном-офтальмологом факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ. И их выпуск является последним, который проходит интернатуру. «Мне кажется, нам очень повезло, что мы успели к тому моменту, пока интернатуру не отменили. В следующем году мы уже получим сертификаты и можем работать по той специальности, которую мы выбрали», – делится интерн. Один из значимых плюсов отмены интернатуры в том, что после окончания института и аккредитации студенты поступают сразу на ординатуру. Ведь интернатура не дает всех возможностей, которые можно получить после прохождения ординатуры. «С одной стороны, для тех, кто хочет побыстрее начать работать, интернатура была очень хорошим вариантом. Если брать подготовку врачей как квалифицированных специалистов, то ординатура, конечно, лучше. Я сама сейчас прохожу интернатуру, но хочу поступить в следующем году на ординатуру, так как хочу оперировать. А после прохождения интернатуры, к сожалению, это невозможно», – сказала будущий офтальмолог.

Ожидается, что бюджетное обучение в ординатуре будет сокращено

Врач-ординатор кафедры инфекционных болезней, дерматовенерологии и физиатрии МИ СВФУ Галина Кричко отмечает, что для некоторых специальностей, таких, как хирургия или терапия общих специальностей интернатура была «спасательным кругом». «Общий хирург или терапевт – это дверь в мир узких специальностей: нейрохирургия, кардиохирургия и сосудистая, урология, травматология, в терапии – гастроэнтерология, гематология, нефрология, кардиология и прочее. Интерн за год обучения мог понять, что ему дается лучше, чем ему нравится заниматься и идти на специализацию в ординатуру. Теперь врачи общей практики проходят двухгодичную ординатуру. Что потом? Снова двухгодичная ординатура по специалитету? А то и трех, четырехгодичная. И все это время у молодого врача минимальный оклад. Он не сможет выработать стаж, плюс с новой системой непрерывного медицинского образования добывать баллы, не имея рабочего места, невозможно», – рассказывает ординатор. По ее мнению, это усложняет процесс обучения, делая учебу бессмысленно затянутой. Но если студент определился со специальностью сразу, и его взяли на эту специальность в ординатуру – это большой успех. «Экономия целого года, а при предстоящей системе образования – и двух лет, очень удобно. В таких специальностях, как анестезиология и реаниматология, неонатология, офтальмология, я думаю, допустимо отменять интернатуру с продлением ординатуры, так как люди идут туда, как правило, уже определившись. Есть свои плюсы и минусы, вопрос этот сложный, и говорить об однозначности решения, конечно же, нельзя», – сказала Галина Кричко.

Длительная аккредитация

В 2016 году состоялся первый выпуск по специальности «Фармация» и «Стоматология». Они обучались пять лет и уже приступили к трудовой деятельности. «Чтобы приступить к трудовой деятельности они проходят аккредитацию специалиста. Это новый формат допуска к практической деятельности. Это федеральный закон. Мы его не можем опротестовывать», – говорит декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ Леонид Апросимов. Когда принимали этот федеральный закон об образовании, в РФ было предусмотрено, что с 2016 года к такому формату должны перейти все медики. Подготовительная работа в течение пяти лет не принесли ничего сверхординарного в системе медицинского образования. Соответственно 29 декабря 2015 года выходит другой закон, который пролонгирует тот федеральный закон, который назывался об образовании РФ, то есть переход к аттестации специалиста. Эта аккредитация будет вводиться поэтапно в течение десяти лет.

Декан подчеркивает, что раньше некоторые студенты попадали в интернатуру случайно. Все хотят получить узкую специализацию и поступают туда, где есть бюджетное место. И именно нынешнее практико-ориентированное обучение помогает студентам идти и продолжать образование осознанно.

«Бюджетное обучение в ординатуре будет сокращено. Там будет большой конкурс. Но тем не менее мы не исключаем того, что за счет будущего места работы студенты могут остаться в клинической ординатуре, но это будет целевое обучение. Это зависит от самих работодателей». Леонид Апросимов, декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Реформа образования идет семимильными шагами и внедряется уже не только в средней школе – новые стандарты обучения добрались и до системы высших учебных заведений. Новые изменения на этот раз коснулись медицинский образовательный учреждений.

Начиная с 2016 года в российских медицинских вузах отменяется интернатура. Это связано с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) третьего поколения. Но что это значит для простых обывателей? Специалисты в данной области утверждают, что такой подход к обучению будущих врачей может отрицательно сказаться на уровне подготовки целителей в белых халатах.

Уровень знаний врачей может снизиться

Ученые провели анализ уровня знаний выпускников медицинских вузов и отметили, что на данный момент, еще до грядущих изменений, он очень слабый. Получается, что теперь, едва получив диплом, новоиспеченные медработники, вместо прохождения интернатуры, обязаны приступать к работе в медицинских учреждениях в полном объеме.

Эксперты также отмечают, что дипломного образования для работы в поликлиниках может быть недостаточно. Многих волнует вопрос, смогут ли вчерашние студенты-медики оказать качественную помощь. Именно поэтому в новом стандарте обучения предусмотрена усиленная практическая подготовка будущих врачей, в том числе и на специальных медицинских симуляторах. А после получения диплома, каждый врач просто обязан раз в пять лет проходить дополнительное обучение и пополнять свои знания.

Ординатуру никто не отменял

Однако ординатура остается. То есть, студент, оканчивая университет, работает некоторое время врачом, набирается практического опыта, а затем поступает в ординатуру по своему профилю. Пока что фигурирует цифра три года. В документах ничего не написано, но уже неоднократно в устной форме обговаривался именно этот срок. Ровно столько времени понадобится врачу для прохождения «курса молодого бойца» в первичном звене (будь то амбулаторный прием пациентов или другая работа в поликлинике).

Затем, если у врача возникнет желание, он сможет поступить в ординатуру. При этом сроки последней также решили увеличить. В зависимости от специальности, последипломная подготовка составит от года до пяти лет.

Проблема кадров решена

Как заявляют члены координационного совета, отмена интернатуры в 2016 году обеспечит практически полное решение проблемы, относительно нехватки кадров в области медицины. ФГОС третьего поколения полностью изменит характер подготовки студентов-медиков. С теоретического сегмента акцент будет смещен в сторону практики. В поликлиники страны хлынут молодые специалисты со своим багажом знаний и свежей точкой зрения на многие медицинские вопросы. Кроме того, медработники обязаны будут проходить аккредитацию специалистов в области медицины.

Новые медицинские модели

Новые модели обучения повсеместно реализуются как в школах среднего образования, так и в высших учебных заведениях. В результате упразднения интернатуры в 2016 году может полностью измениться схема обучения в медицинских учреждениях России.

Обновленный образовательный стандарт требует отмены интернатуры, в зависимости от ряда важных причин, одной из которых является нехватка количества докторов на амбулаторных участках в муниципальных клиниках. В научные планы новой медицинской модели входит повышение уровня знаний студентов-медиков за счет расстановки акцентов на практическую подготовку и профессиональные дисциплины. Под началом преподавателей, молодые специалисты будут проводить работу с пациентами, получая необходимый практический опыт.

Раз в пять лет врач должен проходить курс повышения квалификации, который заключается в посещении лекций в вузе на протяжении двух-четырех месяцев. Данный способ получения знаний не является оптимальным, поэтому планируется внедрение зарубежной системы, которая предусматривает посещение тренингов и мастер-классов ведущих специалистов, активное участие в семинарах, научных конференциях и т.д. Таким образом, осуществляется непрерывное обучение, врач повышает свой уровень знаний постоянно, а это является залогом его успешного развития.

Shutterstock

В 2016 году в стране появились «дорожная карта» по обезболиванию, страховые поверенные и административная статья для врачей, начала внедряться аккредитация медработников, в вузах отменили интернатуру, а иностранных производителей лекарств и медоборудование фактически отстранили от госзакупок.

Принудительное импортозамещение: от текстиля до молекул

Весь 2016 год правительство шлифовало ограничения для доступа на российский рынок госзакупок импортных лекарств и медизделий. Госучреждениям закупать импортный текстиль. Втрое был список зарубежных медизделий, поставщики которых не могут участвовать в торгах на получение контракта при наличии хотя бы двух заявок от отечественных производителей. При этом ограничения не касаются производителей из стран-членов Евразийского экономического союза, а качество продукции в этом случае роли не играет - только место производства.

Еще одно постановление кабмина предоставляет преференции для отечественных товаров: чтобы российская компания получила приоритет на аукционе, система электронных торгов должна автоматически снижать предложенную им стоимость контракта на 15%. Если же тендер выиграет поставщик импортного товара, договор будет заключаться на сумму на 15% ниже предложенной им цены.

В фармотрасли импортозамещение добралось до молекул. Очередные Минпромторга к правилу «третий лишний» (постановлению правительства РФ № 1289 от 30.11.2015), обеспечивающему преференции в процессе госзакупки российским производителям лекарств, содержат уже требования и по организации производства на территории России фармакологической субстанции. Если заявок от отечественных производителей препаратов полного цикла не будет, приоритет должен отдаваться производителям лекарств, готовая лекарственная форма которых была произведена в России.

По замыслу правительства, «принятые решения будут способствовать развитию отечественного производства медицинских изделий». Эксперты же опасаются, что уже скоро оставшиеся без конкуренции немногочисленные отечественные производители превратятся в монополистов и станут диктовать Минздраву, что и почем покупать.

«Выстраданный общественный договор»: доступное обезболивание и посещения в реанимации

Прошлый год стал переломным в решении проблемы обезболивания в России. Правительство РФ дорожную карту, предусматривающую повышение доступности обезболивающей терапии, в том числе расширение списка наркотических и психотропных препаратов и упрощение процедуры их назначения. Для снятия болевого синдрома будут использоваться современные подходы, которым будут обучать медицинских работников. Но главное - действия медиков, которые работают с обезболивающими опиатами, будут декриминализированы. Директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова назвала «Дорожную карту» своего рода общественным договором, который тяжело выстрадан и теперь должен быть обязательно исполнен. Сейчас необходимыми инвазивными препаратами обеспечены лишь 75% российских больных, а анальгетики в таблетках доступны 50% пациентов. На то, чтобы в стране появилось производство достаточного количества обезболивающих, нужны минимум два года. Еще больше времени потребуется на то, чтобы изменить психологию врачей «старой закалки».

Еще одна победа гражданского общества - открывшиеся двери реанимации. Минздрав выпустил рекордное число памяток и методических рекомендаций, регламентирующих посещения родственниками тяжелых больных в отделениях интенсивной терапии и реанимации. Речь в них идет, как о требованиях к посетителям (они должны быть здоровы, соблюдать правила гигиены и не мешать работе медперсонала), так и об обязанности медучрежедний организовать условия для посещений. И самое главное - родителям право круглосуточно быть рядом с детьми. К сожалению, гарантии того, что эти рекомендации будут выполняться, никто не дает. В большинстве российских ЛПУ для этого просто нет технических возможностей, а у региональных властей - денег на их создание.

«Обновленное» ОМС: прозрачная госпитализация, региональное равенство и страховые поверенные

В 2016 году впервые было «выровнено» базовой программы ОМС для всех субъектов федерации. Следствием разного финансового положения российских регионов многие годы становились разные объемы госгарантий территориальных программ ОМС. Однако теперь, благодаря централизации страховых взносов, все средства аккумулируются в Федеральном фонде ОМС и распределяются по единому подушевому нормативу с учетом региональных коэффициентов. Как заявляют в ФОМСе, сейчас в системе ОМС нет богатых и бедных субъектов. Но признают, что проблема неравномерного финансирования остается для туберкулеза, психиатрии, венерологии, наркологии и других социально значимых заболеваний, за которые отвечают региональные бюджеты.

Кроме того, Минздрав РФ правила обязательного медицинского страхования, касающиеся как технической стороны, так и принципиальных вопросов - раскрытия информации клиниками и страховщиками. В частности, стала «прозрачней» госпитализация - теперь клиники должны ежедневно вносить в свою информационную систему сведения о выданных направлениях на госпитализацию, количестве свободных мест на ближайшие 10 рабочих дней, а также о госпитализированных за день плановых пациентах. По мнению экспертов, это должно пресечь коррупцию при госпитализации, а также прекратить практику, при которой администрация ЛПУ требует от врачей досрочной выписки пациентов, в том числе не долеченных, чтобы за отпущенное на одного больного время госпитализировать двоих-троих и получить деньги за всех.

В уходящем году в стране появился институт страховых поверенных, которые будут отслеживать процесс лечения каждого пациента. А также заниматься профилактикой, например, информировать о необходимости своевременной диспансеризации с помощью СМС-сообщений. В течение «переходного» 2016 года, по данным Минздрава подготовлено около 3,5 тыс. таких специалистов.

2016 год для врачей: допуск к профессии, отмена интернатуры, новые штрафы и старые зарплаты

С 2016 года в России начала аккредитация медицинских работников - проверка готовности «осуществлять деятельность по определенной медицинской специальности». Процедура предусматривает первичную аккредитацию (для выпускников вузов, желающих сразу приступить к профессиональной деятельности), первичную специализированную (для выпускников ординатуры, и врачей, повысивших свою квалификацию) и периодическую (для практикующих врачей в ходе непрерывного профессионального образования). Начали с выпускников вузов по специальностям «стоматология» и «фармация». В 2017 году аккредитация станет обязательной для всех остальных выпускников медвузов, а с 2021 - для всех практикующих врачей. В Минздраве новую систему называют формой непрерывного медицинского образования, необходимой для повышения качества медпомощи.

Однако эксперты говорят, что Минздрав меняет «вывеску», никак не затрагивая принципа выдачи допуска к профессии: чтобы работать, врач и раньше должен был иметь сертификат специалиста. А вот отмена с 1 сентября 2016 года интернатуры реально скажется на качестве медпомощи, не в лучшую сторону. Сразу после окончания вуза выпускников допустят к работе по трем базовым врачебным специальностям - участкового терапевта, участкового педиатра и общего стоматолога. интернатуры (как 7-го года обучения) призвана решить проблему дефицита кадров в первичном звене. Трехлетняя отработка выпускников в качестве врачей общей врачебной практики, фактически, станет обязательной. Только после этого молодой специалист сможет поступать в ординатуру по остальным врачебным специальностям.

А чтобы врачи не расслаблялись, в правительстве санкции за нарушение прав пациентов и порядка оказания медицинской помощи. До сих пор в Кодексе об административных нарушениях было не много «медицинских» статей, и касались они лишь донорства крови и фальсифицированных лекарств. Теперь за выявляемыми Росздравнадзором нарушениями будут следовать не малоэффективные «предписания», а конкретные штрафы. Расплачиваться собственным рублем придется также за взимание платы за бесплатную медпомощь, нарушение правил проведения медицинских экспертиз, порядка назначения и выписывания лекарств.

Без изменений остались разве что доходы медработников. По данным Фонда независимого мониторинга «Здоровье», официально заявляемую Минздравом зарплату в 48 тыс. рублей получают только 4,5% российских врачей. А значительное число их коллег получает до 20 тыс. рублей в месяц. В Минздраве, несмотря на заявления о росте средних зарплат по отрасли, также признают, что истинный их размер зависит не от качества работы, а от близости к начальству. Сегодня базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на так называемые стимулирующие выплаты. В регионы были направлены рекомендации о внесении изменений в структуру заработной платы врачей с тем, чтобы ее базовая часть составляла не менее 60%. Даст ли это какие-то результаты, узнаем в будущем году.

Кардинальным образом изменилась схема обучения в медицинских вузах России. Из-за отмены интернатуры многие опасаются того, что в поликлиники придут недоучки. Внедрение новых медицинских стандартов разделило докторов на два сорта.

С 2016 года будущие участковые педиатры и терапевты начинают учиться по сокращенной программе, которая подразумевает шестилетнее обучение. Потенциальные же хирурги, кардиологи и прочие врачи-специалисты должны будут потратить на учебу от 8 до 11 лет.

Как было

Раньше все доктора учились семь-восемь лет. Шесть лет уходило на обучение в мединституте, а затем либо интернатура на год, либо двухгодовая ординатура. Причем, по некоторым специальностям нужно было пройти обе эти ступени. Однако для многих врачей-специалистов достаточно было одной интернатуры или ординатуры на выбор.

Интерн и ординатор считаются в лечебном учреждении кем-то вроде студентов, так как в штате не числятся, да и зарплаты не получают. Они занимаются по сути тем же, что и врач, с одной лишь разницей – все действия интерны и ординаторы выполняют под неусыпным приглядом старших коллег.

Не удивительно, что многие, стараясь побыстрее избавиться от этого половинчатого статуса, выбирают дальнейшим после ВУЗа шагом – годичную интернатуру. Однако с 2017 года выпускники-медики больше не будут терзаться подобным выбором.

Как будет

Теперь с 2017 года студентов медицинских университетов будут учить по новым образовательным стандартам. Сразу после института выпускники получат право сразу же, без никакой дополнительной подготовки, работать на участках в поликлиниках (терапевтами или педиатрами). В этих целях для обучения студентов ввели гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах.

Ректор Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова профессор Петр Глыбочко поделился своими соображениями на счет того, как будет внедрена новая система обучения:

«Теперь на первом курсе предполагается учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля. В связи с этим предполагается ввести учебный модуль «Основы ухода за больными» в объеме 36 часов (24 часа будет выделено на отработку навыков на муляжах и тренажерах в собственном тренажерном учебном центре и 12 часов — на практику в клиниках). Второкурсники будут учиться «основам сестринского дела» в объеме 72 часов, у них тоже будет и работа, и практические занятия в тренажерном учебном центре».

Студентам третьих курсов хотят добавить часы практических курсов по оказанию неотложной медицинской помощи. Для четверокурсников и пятикурсников собираются разработать дополнительные учебные модули на профильных кафедрах хирургии, терапии, акушерства и гинекологии.

И здесь также нельзя обойтись без тренажеров и муляжей. На шестом курсе занятия на медицинских симуляторах будут проходить в форме консультаций с преподавателями кафедр выбранного профиля.

«Выпускник медвуза должен быть готов к самостоятельной работе сразу после получения диплома врача. Пусть это будет первичное звено здравоохранения — амбулаторно-поликлиническая сфера, — но наши выпускники будут подготовлены к этой работе уже в ходе стандартной вузовской программы», — подытожил ректор Первого медицинского университета.

Однако, столь радужные перспективы видят не все преподаватели в сфере медицины. Тренажеры и муляжи – это, конечно, хорошо, но живых пациентов им не заменить.

«На мой взгляд, сразу допускать выпускников к работе с больными будет большой ошибкой. Врачу для этого нужны определенные навыки», — высказал свои опасения декан медицинского факультета РУДН профессор Виктор Фролов.

Также подавляющее большинство специалистов серьезно сомневаются на счет продуктивной работы вчерашних студентов в поликлиниках. Вряд ли навыков, полученных в ВУЗе, будет хватать, а вот знаний после введения новых стандартов у выпускников будет еще меньше.

«Чтобы освободить время для практических занятий, нам пришлось сузить программы по отдельным областям медицины, таким как неврология или, например, хирургия. Эти курсы будут читаться в более общем, теоретическом виде», — объяснили в Минздравсоцразвития.

Получается, если раньше выпускник-медик был кем-то вроде «универсального солдата», который мог при помощи медицинского справочника разобраться в большинстве заболеваниях и патологиях, то сейчас сертифицированные участковые врачи о многих болезнях будут иметь лишь теоретическое представление.

Клинической ординатурой называют одну из частей высшего образования медицинских работников, форму улучшения профессиональных качеств врача, при которой происходит становление медицинского работника, как самостоятельного специалиста. Она представлена в медицинских вузах, на факультетах медицины университетов и в институтах усовершенствования квалификации медперсонала на территории Российской Федерации и стран постсоветского пространства.

Иными словами, ординатура является такой формой самостоятельного обучения, при которой обучающийся получает возможность развивать свои профессиональные навыки, расширить свои познания в сфере медицинских технологий, а также помочь системе здравоохранения в решении кадровых задач.

Такая форма обучения (как, собственно, и интернатура), существует на официальном уровне и закреплена законодательно в 1994 году приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. По закону, к ее прохождению допускают медицинских специалистов и специалистов в области фармацевтической деятельности, а также провизоров.

Срок обучения на очном отделении составляет два года, однако, при некоторых обстоятельствах может продлеваться и длиться более пяти лет, включая в себя трудовой стаж медицинского работника (по Положению о клинической ординатуре от 1993 года). Официально ординатура является работой, и поэтому стаж трудовой деятельности рассчитывается на общих основаниях.

Особенности обучения в ординатуре

Обучение в ординатуре в России не является обязательной частью образования медицинского работника, поэтому этот этап подготовки специалиста является сознательным выбором медика. Как и в любом учебном заведении, здесь существует определенная форма контроля знаний. Она может варьироваться в зависимости от требований конкретного образовательного учреждения, однако, чаще всего осуществляется в форме зачетов, экзаменов и устных выступлений.

Поступить в ординатуру можно любому человеку, имеющему диплом о получении высшего медицинского образования: к обучению допускаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные студенты, обладающие соответствующим документом международного образца, наделяющим их правом проходить обучение за границей.

Обучение происходит по индивидуальному плану , который разрабатывает для ординаторов руководитель. Чаще всего руководителем становится имеющий определенный опыт работы специалист – профессор, кандидат наук или доктор медицинских наук. Индивидуальный план работы утверждается заведующим кафедрой.

Что такое ординатура можно увидеть по программе подготовки специалиста. Классическим набором ординатора являются:

  • Лекции, семинары и практические занятия;
  • Лекции по смежным курсам и дисциплинам узкого профиля;
  • Клинический обход пациентов с последующим разбором историй болезни;
  • Посещения и выступления на заседаниях и конференциях.

Обучение в ординатуре позволяет медицинскому работнику восполнить недостающие знания и подготовиться к самостоятельной работе с пациентами под присмотром руководителя.

При поступлении в выбранное учебное заведение следует учитывать количество бюджетных мест на направлении. В случае заполнения бюджетных мест по конкурсу, медицинский работник имеет право подать заявление на прохождение обучения на платной основе.

Стоматологическая ординатура

В стоматологическом отделении также существует своя ординатура. В ординатуре этой направленности студенты-дантисты проходят углубленное обучение по стоматологии и практику, а по окончании получают сертификаты, предоставляющие им право самостоятельно принимать пациентов в стоматологической клинике или открыть собственный врачебный кабинет.

Можно ли пройти обучение за границей?

Как уже отмечалось ранее, ординатура является формой образования, характерной для Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза, поэтому как таковой ординатуры за пределами стран СНГ не существует.

Для тех же, кто хочет пройти углубленное послевузовское обучение за границей существует возможность получить статус ассистента врача или пройти курсы по подтверждению своей специализации.

Так, например, в Италии получение специализации длится от 2 до 6 лет , а в Германии не получится сменить статус ассистента на статус врача без прохождения экзамена. Это в полной мере распространяется и на врачей, специализирующихся в стоматологии.

Принципиальные различия ординатуры и интернатуры

У многих студентов нередко возникают вопросы о том, в чем разница интернатуры и ординатуры, сколько обучение займет времени, а также о том, куда лучше всего поступать. Итак, для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует понять – что же такое интернатура.

Интернатура также является одним из этапов подготовки выпустившихся из вузов специалистов, однако, рассчитана на ускоренное прохождение. В интернатуру имеют право поступать молодые специалисты, окончившие шестилетнее обучение и имеющие на руках диплом о высшем медицинском образовании.

Время обучения в интернатуре , в отличие от ординатуры составляет всего один год, в течение которого интерн, под руководством опытных врачей, занимается практической деятельностью, однако, не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности за свои действия.

После завершения обучения интерну выдается сертификат об окончании курса, в котором указывается приобретенная студентом специальность. Этот сертификат дает право молодому специалисту на самостоятельную работу в сфере медицины.

Разница интернатуры и ординатуры состоит в следующем:

  • Так как обучение в интернатуре длится в два раза меньше, статус врача обучающемуся будет присвоен раньше;
  • В интернатуре обучение является более общим, тогда как ординатура подготавливает более узконаправленных специалистов;
  • Учеба имеет некоторые различия в направлениях подготовки;
  • Бывший ординатор имеет право претендовать на звание заведующего, а интерн -нет.

Немного о приятных бонусах

Помимо дополнительных знаний и углубленного изучения предмета своей деятельности, обучение в ординатуре предоставляет обучающемуся некоторые льготы и гарантии:

В целом преимущества ординатуры , хотя она и длится дольше интернатуры, состоит в том, чтобы дать выпускнику медицинского вуза и больше знаний и практического опыта для применения в последующей профессиональной врачебной деятельности.