Кем по профессии был поэт берестов. Валентин Дмитриевич Берестов (краткая биография)

Биография

БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных

Жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому

Что главный его талант - любовь. Вот стихотворение «Улыбка»:

Ушедший мир лежал у наших ног,

Но я чужим назвать его не мог…

Философ П. -Т де Шарден утверждал: «Наша способность любить

Развивается до охвата всех людей и всей Земли». Именно эта способность была у Б., и он принял любовь как дар соединять в своем творчестве жизни и миры разных людей. Поэтому вероятно, в отрочестве Берестов покровительствовала А. Ахматова, учила языку Н. Я. Мандельштам. К. И. Чуковский, С. Я. Маршак наставляли в юности. Берестов - явление крупное в современной литературе, его уход 15 апреля 1998 года еще обнажит перед нами «зияющие высоты» наших незнаний, утрат. Возможность пребывания в масштабе личности художника - философа, поэта духовный опыт чтения его книг. Необходимая книга для чтения и перечитывания - сборник «Первый листопад». Уникальность книги в том, что стихам принадлежат тонкие, изящные, акварели Т. И. Александровой - жены поэта. Особый мир - детские портреты. Все вместе -

Цветы, пейзажи, портреты - Любовь Поэта и Художника. Книга, рожденная любовью.

Жизнь Берестов - истинный путь: он стремится к себе идеальному к пре-

Делу замысла, чтобы представить красоту подобного творчества, надо

Обратиться к его воспоминаниям об А. А. Ахматовой.

Валентин Дмитриевич поведал о тех днях, когда он слушал Ахматову: «Понимал, что слышу голос мировой поэзии». О часе прихода к Анне Андреевне он говорит: «Над домом и двором стояла яркая голубая весенняя звезда. Она сияла над той светящейся дверью, куда мы должны были войти». Берестов оставил нам память об уникальных событиях, бережно передал традицию понимания вечных истин.

Ода отрочеству. Так можно уточнить жанр, в котором воссозданы события в Ташкенте 1942-43 гг. В ташкентском пристанище А. А. Ахматовой творцами событий в литературной жизни были и юные отроки - Валя Берестов и его ровесники: «Ахматова смотрит на нас, словно, пытаясь угадать судьбу каждого». 1 апреля 1943 г. Берестов получил «правила для юных поэтов». Любовь Берестова, её энергия-луч света, помогающий нам проницать окружающее в гармонии целого, а самих себя через совершенство мира.

Узнавание поэта вдохновенно в его стихах и не менее радостно и волнующе в признаниях в верности русской поэзии ХХ века (Н.Гумилёв, В. Хлебников, М. Кузьмин), размышлениях о родстве и близости с Д. Дефо, обнаружении истоков зрелого Пушкина в Державине, Батюшкове.

Природа поэзии Берестова - образы познания мира любовью. «Детский» Берестов соответствует ожиданиям ребенка потому, что он философ, художник, ученый - «космос» его духовного опыта сотворен любовью в точкё сопряжения веков и личностей.

Поэт и археолог. Стихи и изучение древних памятников Хорезма и Новгорода, Берестов был, смел и неутомим в своих дерзаниях, в жизнетворчестве, и цель свою, посвященную ребенку, видел в том, чтобы помочь узнать человеку в детстве «истинное лицо, свою уникальную, данную от рождения, гениальность"

Открыть малышам поэта Берестова, наверное, можно только приняв его кредо: мы должны постичь разные эпохи детства. Порою, они неотделимы во времени, соприкасаются. Эту детскую тайну сердечно принял и выразил поэт: ребенок - явление разных времен, он свободно путешествует в них. «Вечер. В мокрых цветах подоконник», «Все ждут, когда на улицу отпустят…», «Великан», «Зимние звезды». События в этих стихотворениях выражены в образах от ребенка и будущего взрослого, каким станет этот ребенок. Подобное понимание детства требует особого таланта и провидения - доказательство подлинности художника. Взгляд на себя из будущего помогает ребенку возрастать душой.

Поэзия Берестова рождается детским взглядом на мир: «Веселое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица»,

«Прощание с другом». Трагические, веселые, грустные, волшебные истории. Мелодия речи ребенка о себе и мире:

Сегодня вышел я из дома.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком…

Можно несколько раз перечитывать строчку за строчкой, строфу за строфой и всякий раз радостно улыбаться событиям в жизни двух неразлучных друзей - мальчика и собаки. Неожиданность сюжета таится в ритме происходящего. Магия сменяющихся ритмов.

Сначала: …Визжим, и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

Потом: … Объятья, шутки, разговоры.

Ну, как живешь? Ну, как дела?

И… Вдруг видим кошка вдоль забора,

Как тень, на цыпочках прошла.

Конец известен? Ну и что! Желание произнести все вновь, все опять присвоить себе, увидеть еще раз рождает эпическое: «Сегодня вышел я из дома…» Впереди - новое удивительное приключение.

Дом. Небо. Ветка. Увидел ребенок и отразил в лужах «как настоящие» Повтор волшебного, «как настоящие», в каждой строфе, усиленный сравнениями, придает всему подлинность, яркость, непременность. Вслед за ребенком, за его погружением в прекрасное отражение, запыхавшись, вслушиваемся в тихий голос:

А на четвертой

Картинке

Я промочил

Ботинки.

Есть у Поэта стихотворение с названием-обращением: «Лети!» Строка «Птица неба не боится» превратилась для многих малышей в метафору-напутствие, поддержку доверие, надежду Берестова, вспоминая строку А. А. Ахматовой, обращенную к ребенку: «Но тебя не предам никогда… восклицал: «Клятва поэта ребенку!» Берестовская верность ребенку в

Его поэзии - то, что он стремился поведать о детях. Образ ребенка у Берестова - это, прежде всего озвучивание идеи ребенка в мире: Любовь, Свет, «иная жизнь, иные времена», Память, Чудо, Будущее - «Вся теплота, сила света». Поэт говорит с ребенком о нем самом - редчайшее явление среди взрослых. К малышу в стихах обращаются не с назиданием, а с радостью от его света в мире… Ребенок слушает и слышит про

Себя. Поэт рядом с ребенком, открывал ему день его рождения, засыпаний, пробуждений. игр, обид, слез. Поэт дает вместе с ребенком «уроки» жизни. Кому? Ребенку, А почему не скучно? Потому что ребенок воспринимается поэтом как равный.

В стихотворении «Дети и цветы» поэт задает вопрос «Как нарисовать портрет ребенка?» Ответ - рядом с ребенком должен быть художник, благодарный ребенку за его жизнетворчество.

Философия детства, сознание его ценности, вера в высокое предназначение ребенка как дара Божия, по-особенному явлена в двух произведениях:

Про девочку с мячом:..

Так и сяк его берет,

Шлеп об землю, хлоп об стенку

И опять через коленку.

Видит каждого из нас,

Кто умен, кто симпатичен,

Кто ей просто безразличен.

Поразительно, как удалось поэту встревожить нас, напомнить: ум ребенка интуитивен и наблюдателен, его откровения миру не заслуживают снисходительности, хрупкое создание «видит каждого из нас», ждет обращения соразмерного. Поэт знает:

Это в детстве - всего откровенней,

Без прикрас и возвышенных фраз,

Твой огонь, человеческий гений,

Зажигается в каждом из нас.

«Ода снежной горке"

Детская игра - это полёт. Берестов сопровождает ребёнка в полёте движения, естественном, свободном развитии, прекрасного - того, что открывает ребёнок в себе сам. Более пронзительной веры в ребёнка мы не обнаружили. Наши дети, внимающие Берестову в его стихах, учатся соответствовать себе - прекрасным: «Птица неба не боится».

Поэт однажды заметил: «Стремление обрести изначальный рай - в детском взгляде на мир. Глазам ребенка доступна гармония мира. Полагаем, что для большинства детей лирические стихи Берестов - трепет узнавания себя в другом - человеке, птице, дереве, звуке, текучей воде.

Крошечные миниатюры, на один вдох: «Верблюжонок», «Баю-бай», «Репей», «Воробушки», «Гуси», «Тучка». Исполняется греза ребенка - он понятен, он принят, с ним говорят на его языке, его услышали. «Это - я!» - выдыхает ребенок. Свободное дыхание - вот что такое диалог поэта с малышом.

«Осенние одуванчики», «Возвращение к природе», «Счастье» - цикл стихов, негромкого признания - возвращение к Природе. Поразительны интонация и композиция стихотворения «Возвращение к природе» Оно начато с отрицания: «Не стало…» В нем девять строк. Пятая звучит: «Как будто целый мир погиб» - тот мир, который только что предстоял перед взором: «С листвой и небом…» Четыре последние строки как ступени, возвышающие тебя до труда мучительного и прекрасного - возвращения к Природе.

Стихи Берестова возвращают изначальный смысл привычным словам. Например, слову «Новизна», «по-новому», «вновь». Синонимы этих слов: названия стихов поэта, их сюжет, образы. «Ночь уходит». Глагол уходит, мы еще увидим, услышим, почувствуем, переживем во времени долгом, как ожидание, которое угадывает в нас это слово.

Ночь уходит на покой

И уводит за собой…

Нетерпению, что готово радоваться: «ночь уходит», еще не пришло время, еще есть время для наслаждения, дремы:

Пряча в складки

Запах сладкий,

Лепесток за лепестком,

Сам себя укрыл украдкой

И уснул ночной цветок…

И еще длится и, наконец:

Рассветает.

Рассвело.

Вспомним, вызывало ли когда-нибудь в нас пробуждение столько умиротворения, покоя и… ликования:

Рассветает.

Рассвело.

Эти новые звуки и их образ - теперь навсегда.

Поэт знал, мы ему поверим, когда говорил, что обрести рай - увидеть мир глазами ребенка.

О своих стихах для детей Берестов говорил: «…сочетание сюжета с размером новое. Я даже употребляю древнегреческие размеры. - Никто не замечает!» Надо нам принять этот укор, осмыслить. Берестов - очень верная, поэтическая фамилия, излучающая теплый, солнечный свет и улыбку. Благодать. Чистота. Тишина.»

Детский поэт, переводчик и писатель Берестов В.Д. родился в г. Мещовске 1 апреля 1928 года. Он рано начал читать, и первые стихи написал еще в детстве. Берестов В.Д. довольно многогранный писатель. В его жизни и произведениях переплелись многие эпохи и литературные жанры.

Главной движущей силой в жизни, прозе и стихах Берестова является любовь. А главными его учителями стали Анна Ахматова, которая была покровительницей Берестова с отрочества, учителем языка стала Надежда Мандельштам (именно она и познакомила будущего поэта с А.Ахматовой), с юности учили писательскому ремеслу Чуковский К.И. и Маршак С.Я.

Серьезному занятию литературой передует окончание Берестовым исторического факультета МГУ, а также аспирантуры Института этнографии и проведение многих археологических раскопок. Навыки в истории отобразились и в литературной сфере, например в познавательных художественных произведениях «Государыня пустыня», «Приключений не будет», «Меч в золотых ножнах», а также в стихах и песнях. Впервые они были опубликованы в «Юности», на большинство из них сделаны пародии.

В 1957 году мир увидел первый сборник стихов «Отплытие», который сразу был признан как читателями, так и поэтами и критиками. Вслед за ним, в этом же году вышла первая книга Берестова для детей «Про машину».

В дальнейшее вышли сборники стихов на самые разные тематики и жанры: «Веселое лето», «Улыбка», «Пятая нога», «Определение Счастья», «Жаворонок», «Первый листопад» и другие. По словам поэта Коржавина, Берестов - веселый лирический поэт, прежде всего талантливый, умный. Анна Ахматова, характеризуя короткие юмористические стихи Берестова, советовала ему отнестись к этому более серьезно, так как никто так не умеет писать. Отметился Берестов В.Д. и как публицист. Написал много статей посвященных биографиям Пушкина, Блока, Даля, Есенина, Высоцкого и многих других выдающихся личностей.

В последние годы жизни Берестов с женой создавал и выпускал детские сказки. Основной работой этого времени считается их совместно составленная книга «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля. Умер Берестов в Москве 15 апреля 1998 года.

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик.

Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте.

И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова. И Ахматова и Чуковский отнеслись к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».

Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал Валентин Берестов.
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первый сборник стихов Валентина Берестова «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это, прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича Берестова говорила ему: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».

Берестов, как публицист, изучал творчество других поэтов. Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича». Также увлекательны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Валентин Берестов написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других). Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».

В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего» . К этому высказыванию Новеллы Матвеевой могли бы присоединиться многие. Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
Умер Валентин Берестов15 апреля 1998 года в Москве.

Мультфильмы

По сценарию Валентина Дмитриевича Берестова были сняты два мультфильма режиссёром Аидой Зябликовой и художником Геннадием Смоляновым. Кузька, появившись на экране, тут же приобрёл невероятную популярность у детей. С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью.

Дом для Кузьки

Мультфильм, 00:17:52
По мотивам сказки Татьяны Александровой "Кузька в новой квартире"
Режиссер: Аида Зябликова.
Автор сценария: Валентин Берестов.
Художник-постановщик: Геннадий Смолянов.

Жанр: Детские, Кукольные.
Творческое объединение «Экран», 1984.

Один из избранных советских мультфильмов "Дом для Кузьки" повествует о приключениях домовенка Кузьмы. Сценарий написан по мотивам сказки Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенной издательством «Детская литература» в 1977 году.

Ему надоело жить в лесу и ютиться в избушке бабы Яги, поэтому он переселился в город, выбрав одну из квартир в новом доме. Именно в этой квартире живет девочка Наташа с мамой и папой, она находит нашего героя и всячески помогает ему.

Впрочем, наш Кузьма и сам неплохо обживается на новой жилплощади, сразу же пользуясь всяческими удобствами цивилизации.

Мультфильм выполнен в необычном кукольном стиле, при этом он имеет неповторимую атмосферу и побуждает детей на добрые поступки.

«Дом для Кузьки» — первый мультфильм по очерёдности появления и второй мультфильм по сюжету из цикла о домовёнке Кузе.

В мультфильме исполняются песни на стихи Валентина Берестова.

Песни из мультфильма

«Искалочка»
Если где-то нет кого-то,
Значит кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то?
И куда он мог залезть?..

«Так и эдак»
Если внутрь кладут творог — получается пирог,
Если ж поверху кладут, то ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо, так и эдак вкусно.
Получается пирог.

Приходи сосед к соседу на весёлую беседу.
Где друзья — там и я, а где я — там и друзья.
Так и эдак хорошо, так и эдак вместе.
А где я — там и друзья.

«Финальная песня»

Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи -
На свете правды больше станет.

В первой серии мультфильма звучат песни на стихи Валентина Берестова.

Вторая серия мультфильма «Приключения домовёнка» по сюжету предваряет первую серию «Дом для Кузьки».

Лешего из второй серии по книге зовут Диадох, а его внука Лешик. Вместо Вороны там разносит сплетни Сорока. Домового Кикима из четвёртой серии в книге не было, зато было много кикимор. Нафаня был, но упоминается в тексте лишь вскользь, среди длинного списка прочих Кузиных знакомых. Кот по книге жил у Бабы Яги в конуре. Вот почему во второй серии она говорит ему: «Брысь! Надоел хуже собаки».

Помимо трилогии Татьяны Александровой, существует ещё ряд произведений о домовёнке Кузе, написанных позднее её дочерью, Галиной Александровой.
Существует также два аудиоспектакля под названием «Домовёнок Кузька», записанные издательствами «Вимбо» и «Астрель» в 2008 и 2010 годах соответственно.

Фрагмент серии «Приключения домовёнка» показан в «Ночном Дозоре».

В стране Бобберов 1. Гомункулус

Мультфильм
Режиссер: Аида Зябликова.
Автор сценария: Сергей Шац.
Художник-постановщик: Анна Потрясаева.
Текст песен: Валентин Берестов.
Жанр: Детские, Кукольные.
Киностудия «Союзмультфильм», 1991.

Мультфильм из серии «В стране Бобберов» о приключениях смешных и трогательных существ — бобберов. В стране Бобберов появляется всепожирающее на своем пути страшное чудовище. Профессору-алхимику Бобберману удается вырастить в колбе гомункулуса Яшу, героя, вступившего в смертельную схватку с чудовищем.

Гори, гори ясно

Мультфильм
Стихи - Валентина Берестова.

Жанр: Детские, Кукольные.
Творческое объединение «Экран», 1983.

Мультфильм для детей о девочке, которая никак не могла уложить своего маленького братца спать вот и придумывала разные песенки, шутки-прибаутки, небылици разные и потешки классные.

Замечательный мультфильм для маленьких зрителей. Помимо визуальных образов, важную роль в картине играют музыка вместе со стихами и разнообразными считалками.

Использованы потешки и считалочки В.Берестова.

Мария, Мирабела

Мультфильм, 01:04:35
Режиссеры-постановщики: Йон Попеску-Гопо, Наталия Бодюл.
Художники-постановщики: Виктор Дудкин, Лев Мильчин, Йон Попеску-Гопо.
Звукорежиссеры: Дан Ионеску, Владимир Кутузов.
Тексты песен (стихов): Валентин Берестов.
Жанр: Детские, Рисованные.
Совинфильм, 1982.

Кроссворд по стихам В. Берестова

Вставив пропущенные слова в стихи В. Берестова, отгадай кроссворд!
И ты узнаешь, где эти предметы находятся, и в каком стихотворении Владимир Дмитриевич Берестов рассказал о них.

1) Карандаш в … мается, Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

2) Почему из-под …
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

3) Я – ластик. Я - …,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа!

4) … в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
… в линейку бормочет: – Грамматика!
А в клетку … ворчит: – Математика!

5) Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой…

6) –Учитель у меня в портфеле!
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его … зовут.

7) Я – … . Прямота –
Главная моя черта.

8) … мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Правильные ответы на вопросы и ключевое слово: пенал, точилка, резинка, тетради, портфель, учебник, линейка, циркуль. ПОРТФЕЛЬ.

Вот какие замечательные стихи написал для нас детский писатель Владимир Дмитриевич Берестов!

Произведения Валентина Берестова

Сказки:
Аист и соловей
Витя, Фитюлька и Ластик
Змей-хвастунишка
Злое утро
Мастер Птица
Мать-и-мачеха
Как найти дорожку
Речка Скнижка
Солнечный зайчик
Честное гусеничное
Что люди скажут
Хворостина

Оригинальные:
«Веселое лето»
«Дети, в школу собирайтесь!»
«Дикий голубь»
«Как найти дорожку»
«Лестница чувств»
«Матрёшкины потешки»
«Мой день»
«Определение счастья»
«Отплытие»
«Первый листопад»
«Приключений не будет»
«Про машину»
«Пятая нога»
«Ранняя любовь Пушкина»
«Семейная фотография»
«Стихотворения»
«Сундучок с книжками. “Катина библиотека”»
«Считалочки (русские народные считалочки в обработке В.Берестова)»
«Три дороги»
«Читалочка»

Переводы:
Вангели С. «Приключения Гугуцэ», перевод Берестова В.Д.
Виеру Г. «Веселая азбука», перевод Берестова В.Д.
Карем, Морис «стихотворения», перевод Берестова В.Д.

Катя в игрушечном городе

Татьяна Александрова, Валентин Берестов

Замечательная детская сказка с прекрасными стихами и рисунками одного из лучших советских детских художников.
О том, как маленькая игрушечная девочка путешествовала по городу Игрушек.

Смотрите с удовольствием эти замечательные мультфильмы и приходите за стихотворениями Валентина Берестова
в Библиотеку - Центр детского чтения и в другие библиотеки города.

Годы ученичества в Ташкенте 1942-1944 г.г. Во время войны семья Валентина уезжает в эвакуацию в Ташкент. И это вынужденная поездка определяет его будущее. Нужно сказать, что именно Корней Чуковский во время войны в Ташкенте «открыл» Берестова, разглядев в нем талантливого подростка – поэта. Он спас ему жизнь и помог в дальнейшем. В своей характеристике, данной Берестову в 1943 году, К.Чуковский писал: «Этот 14-леткий хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков». Двадцать семь лет их знакомства дали нам одного из лучших детских поэтов XX века и оставили воспоминания о его талантливом учителе – К.Чуковском.
Стоит ли говорить, что этого человека направляли по жизни, такие люди, как Лидия Чуковская, Анна Ахматова и Алексей Толстой, Надежда Мандельштам. Всеволод Пудовкин видел в нем нового – послевоенного А.П. Пушкина, которого так ожидали в то время.


Пушкинистика: Эрудиция и знание отечественной поэзии Берестовым, поражала еще его школьных учителей. Рина Зеленая, так просто, восхищалась им. Не удивительно, что Берестову удалось сделать любопытные открытия в Пушкинистике и описать явление «лестница чувств», свойственное народному творчеству песенного жанра - фольклору, и используемое Пушкиным в своих произведениях.


История и Археология: Но прежде Берестов, окончив исторический факультет МГУ им. Ломоносова, стал археологом, побывал в многочисленных экспедициях на раскопках в Средней Азии (Хорезм, Тагискене и др.), Новгороде. Он учился вместе с В.Яниным, Ю.Раппортом, В.Седовым и другими. В прозе и стихах для детей нашли отражение и эти годы. Сохранились экспедиционные песни, которые и сейчас поют студенты, выезжая на раскопки.


Поэзия Берестова для взрослых – это иллюстрация эпохи, точно подмеченные штрихи, вызывают из памяти яркие образы, например: «В Москве служил Гаврила мэром, / Служил, пока не надоест. / И разрешил пенсионерам / Не тратить денег на проезд» или «Дай нам денег, «Логоваз»! / Тот ответил: - Много вас!».


«В нашу гавань заходили корабли»: Но помимо стихов Берестов сочинял песни, которые в последние годы звучали в программе авторской песни «В нашу гавань заходили корабли». Вместе с Э.Успенским, А.Анпиловым и другими он был постоянным участником этой передачи. Фрагменты передачи на видеоносителях хранятся в фондах музея.


Переводы: Произведения В.Д.Берестова переведены на многие иностранные языки, в том числе на английский, испанский, немецкий, французский, японский. В фондах музея хранятся некоторые из этих изданий.
В течение нескольких лет Валентин Дмитриевич занимался переводами с французского языка стихотворений бельгийского поэта Мориса Карема (1899-1978). В экспозиции представлены как французские издания «Короля поэтов», как титуловали Карема в Париже, так российские издания переводов В.Д.Берестова.


Современные детские поэты: В последние годы жизни Валентина Дмитриевича вокруг него собирались молодые поэты (его ученики), которые сегодня уже хорошо известны, среди них Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Виктор Лунин, Виталий Калашников, Михаил Яснов, Андрей Чернов, Олег Хлебников и многие другие. Книги этих авторов с дарственными надписями были подарены Литературному центру В.Д.Берестова РГДБ и теперь хранятся в фондах Литературного музея «В.Д.Берестов и его окружение» Гимназии № 1565 «Свиблово».

Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в семье учителя. Вероятно, поэтому читать он научился в 4 года, что для того времени было весьма рано: ведь на дворе стояли двадцатые годы двадцатого столетия. Семья будущего поэта и писателя проживала в то время в Калужской области, городе Мещовске. В городе протекала река Турея, куда маленький Валентин любил бегать с друзьми. Стихи он начал писать еще в детстве.

Война застала семью Берестовых в этом же самом городе. Затем была эвакуация и Валентин вместе с родителями оказался в Ташкенте. Ему было 14. Надо сказать, что ему очень повезло в Ташкенте: он познакомился с Надеждой Мандельштам, которая и представила его Анне Ахматовой. Затем — встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.

Чуковский остался очарован юношей. Он писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью.»

В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.

Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.

Валентин Дмитриевич очень интересовался не только творчеством других писателей и поэтов, но и старался добраться до истоков их таланта. О пушкине он писал: «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича».

Не менее интересны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о Высоцком. В литературном наследии Берестова есть также и мемуары о детстве, воспоминания о знаменитых современниках — Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке и др. Валентин Дмитриевич занимался еще пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь - переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».

Член Союза Писателей СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1990). Почётный гражданин Калужской области (2000). Стихи Берестова высечены на каменной книге в городе Арпино (Арпинум), родине Цицерона (Италия).

В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В.И.Даля (издано в 2001 г.)

Все исследователи обязательно сообщают, что Валя Берестов научился читать в четыре года. Но почему-то никто не рассказывает, каким необыкновенным способом это произошло. Дело в том, что первым буквам (во всяком случае - двум первым буквам) мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами карикатуры, которые в газете помещались. «На иных карикатурах, какие я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинаковых буквы рядом? - спросила прабабушка. - Не иначе СССР!» Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
Он родился в маленьком городе Мещовске, а на исходе жизни написал книгу, которая так и называлась - «Детство в маленьком городе». Там есть и замечательный папа - учитель истории, и совсем молодая мама, и бабушка, тайком от всех окрестившая внука, и единственная городская библиотека, где Валя Берестов, научившись читать, хохотал над книжками так громко, что его уводили на крыльцо под навес… Но мемуарный том кончается ранним детством, в нём нет рассказа про войну, которая забросила семью Берестовых в Ташкент и, в конечном счете, указала вдохновенному читателю путь в писатели. Потому что именно в Ташкенте, в эвакуации, жили тогда люди, с которыми мальчик из города Мещовска при других обстоятельствах вряд ли бы познакомился.
В местном Дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способного ребёнка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей знакомой - Анне Андреевне… Так Валентин Берестов увидел Надежду Мандельштам и Анну Ахматову. А потом он познакомился с Чуковским, и это была уже не просто встреча, это была судьба. Сначала Чуковский буквально спас серьёзно заболевшего подростка, а уже после войны, на долгие годы остался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.
Правда, от писательских дел Валентин Берестов отвлёкся на десять с лишним лет, чтобы закончить истфак МГУ, аспирантуру Института этнографии, поработать на археологических раскопках в Новгороде и Хорезме… Но от судьбы не уйдёшь, и поиски слов для выражения чувств пересилили всё остальное. Берестов даже спросил как-то Чуковского: «…чем же мне заниматься в литературе, на чём одном сосредоточиться?»
«Вы всегда будете переходить от науки к детстихам, от детстихов к лирике, от лирики к художественной прозе, - ответил Корней Иванович. - Такова особенность вашей психики». Многоопытный мастер оказался абсолютно прав, предсказывая начинающему автору такую непростую, зато совсем нескучную творческую судьбу. Однако жизнь оказалась значительно богаче предсказания, ибо к перечисленным жанрам добавились ещё публицистика, переводы, литературоведение, мемуары и даже настоящие, по выражению Новеллы Матвеевой, трубадурские песни, которые Валентин Дмитриевич стал исполнять для широкой публики уже в очень зрелом возрасте.
Такое размашистое разнообразие могло бы показаться удивительным и даже странным, если бы не одна черта, одно-единственное свойство, которое собирает в дружную семью все книги, все строчки, все слова и даже самые маленькие запятые, оставленные на бумаге Валентином Берестовым. Научного названия нет. А «своими словами», по-человечески, волшебное это свойство называется, наверное, так: умная простота. Причём от полноты жизни, от уверенности в том, что эта жизнь, несмотря ни на что, прекрасна, добрый писатель Берестов почти всё время улыбается. И, совершенно не стесняясь, пишет буквально так:

Конечно, его изыскания в области пушкиноведения или шекспироведения - серьёзный труд. Однако, выступая по радио, Берестов вдруг берёт и «пересказывает» каждую главу «Евгения Онегина» одним четверостишием собственного сочинения. Например:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Конечно, лирические произведения поэта у одних читателей вызывают светлую грусть, у других - умиление, задумчивость и даже философский настрой, но между плавно текущих ямбов то и дело блеснёт пара строк, после которых всё равно улыбнёшься:

Что же говорить о «детстихах», которые предсказывал Чуковский. Разумеется, человек такого настроя, такого склада, как Валентин Берестов, стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Дмитриевич считался поэтом исключительно для малышей и малюток.

На самом деле и взрослые и дети начали радоваться с 1957 года, когда на свет появилась тонюсенькая книжечка для дошкольников «Про машину» - первое детское издание Берестова. Потом стали выходить сборники стихов и сказок: «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка»… Сказки были и поэтические, и прозаические, иногда написанные вместе с горячо любимой женой - художницей и писательницей Татьяной Александровой. В шестидесятых годах появились исторические повести «Меч в золотых ножнах» и «Два огня» - отголоски научной юности Валентина Дмитриевича. Солидный двухтомник избранных произведений вышел в год смерти писателя, и по мере движения дальнейшей жизни всё больше серьёзных взрослых людей стали говорить о творчестве Валентина Берестова всё больше серьёзных взрослых слов. Они безусловно правы. Только не надо забывать, что именно этот человек очень хорошо знал или хотя бы догадывался, как решить самую важную проблему на свете:

Ирина Линкова

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Д.БЕРЕСТОВА

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В 2 т. - М.: Изд-во Сабашниковых: Вагриус, 1998.
В два солидных тома избранных сочинений Валентина Берестова вошли его «детские» и «взрослые» стихи, фантастические произведения, а еще повести, рассказы и очерки по археологии.

ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО / Рис. В.Сутеева. - М.: РОСМЭН: Лига, 1996. - 17 с.: ил.
Маленькие стишки для самых маленьких детей.

ЖАВОРОНОК: Стихи и сказки / Рис. Л.Токмакова. - М.: Дет. лит., 1988. - 144 с.: ил.
Художник Лев Токмаков часто иллюстрировал книги Валентина Берестова. И что удивительно, ему удается «сделать» очередную книжку вовсе не похожей на все предыдущие. Не потому ли одни и те же стихи поэта каждый раз звучат чуть по-новому.

БЕРЕСТОВ В. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ / Ил. Г. и Н.Александровых, И.Билибина. - М.: Вагант, 2001. - 487 с.: ил.
Удивительный сборник. Он составлен с любовью и нежностью близкими поэта уже после его смерти. В него включены воспоминания Валентина Берестова, стихи и переводы разных лет и даже… «настоящие трубадурские песни со своими собственными оригинальными мелодиями» (Новелла Матвеева).

На самом деле - как это хорошо!

КАРТИНКИ В ЛУЖАХ: Стихи / Рис. Л.Токмакова. - М.: РОСМЭН, 1996. - 112 с.: ил.
Кто сказал, что по лужам можно только бегать? Ничего подобного. Их можно разглядывать, как самые настоящие картины.

ЛЮБИМЫЕ СТИХИ / Худож. Т.Галанова, Е.Запесочная, Н.Кудрявцева и др. - М.: АСТ-Пресс, 1997. - 287 с.: ил.
Ну, что тут скажешь, любимые стихи - они и есть любимые стихи!

ПЕРВЫЙ ЛИСТОПАД: Стихи / Послесл. Л.Звонаревой; Рис. Т.Александровой. - М.: Дет. лит., 1990. - 94 с.: ил.
Какая солнечная книжка… В ней так много света - и от стихов Валентина Берестова, и от рисунков Татьяны Александровой.

ПО ДОРОЖКЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: Стихи / Худож. С.Остров. - М.: Малыш, 1990. - 24 с.: ил.
Стихи можно написать… Но, оказывается, что стихи можно еще и нарисовать.

СТИХИ О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ / Худож. А.Денисов. - М.: Сов. Россия, 1981. - 112 с.: ил.

УДИВЛЕНИЕ: Стихи. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 176 с.: ил.
Недаром говорят, что все хорошее - от удивления.

ШКОЛЬНАЯ ЛИРИКА: Стихи / Худож. А.Ременник. - М.: Дет. лит., 1981. - 110 с.: ил.
Многие знатоки детской психологии до сих пор утверждают, что подростки не понимают и не любят стихов. Как же они, знатоки эти, ошибаются!

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА / Худож. В.Канивец. - СПб.: Мир ребенка, 1997. - 94 с.: ил.
Старая сказка, рассказанная по-новому.

ЮНОСТЬ ДАВИДА; ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ИОНА: Библейские предания / Пересказал В.Берестов // Вавилонская башня и другие древние легенды. - М.: РОСМЭН, 2001. - С. 109-128; с. 185-193.
В середине 1960-х годов К.И.Чуковский задумал удивительное по тем временам издание. Под его редакцией должен был выйти сборник пересказов библейских мифов. Адресован он был дошкольникам и первоклассникам. А над пересказами трудились самые талантливые детские писатели, среди которых был и Валентин Берестов. К сожалению, тогда сборник не увидел свет по «идеологическим» соображениям. И только в начале 90-х эта книга наконец-то была издана.
Кстати, пересказы двух библейских легенд, выполненных для этого сборника Валентином Берестовым, можно найти и в других изданиях. Например: Александрова Т., Берестов В. Застенчивый трубач. - М.: Дрофа, 2001.


АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ: Стихи, повесть, фантастика, библейские предания / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Л.А.Токмаков. - М.: Дрофа, 2001. - 476 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАРУСЕЛЬ: Стихи и сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. - М.: Дрофа, 2001. - 443 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КУЗЬКА: Сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. - М.: Дрофа, 2001. - 348 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАТЯ В ИГРУШЕЧНОМ ГОРОДЕ: Повесть-сказка / Худож. Л.Токмаков. - М.: Дет. лит., 1990. - 127 с.: ил.
Что вы любили больше всего на свете, когда вам было пять? Сказки и игрушки! В этой книге есть и то, и другое.


- БЕРЕСТОВ - ПЕРЕВОДЧИК -

ВАНГЕЛИ С.С. ГУГУЦЕ - КАПИТАН КОРАБЛЯ / Пер. с молд. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1980. - 175 с.: ил.

ВИЕРУ Г.П. ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА: Сказки / Пересказал с молд. В.Берестов. - М.: Дет. лит., 1979. - 69 с.: ил.

ГРУБИН Ф. ЦЫПЛЕНОК И ПОЛЕ: Стихи / Пересказ с чеш. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1977. - 12 с.: ил - (Для маленьких).

ДАНИЛОВ С.П. КРУГЛЫЙ ДОМ / Вольный пересказ с якут. - М.: Малыш, 1970. - 16 с.: ил.

КАРЕМ М. ПЕСЕНКА ВОЛЫНКИ: Стихи / Пер. с фр. В.Берестова, М.Яснова. - Л.: Дет. лит., 1986. - 36 с.: ил.

ПЕРРО Ш. КОТ В САПОГАХ: Сказка / Пер. с фр. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1970. - 32 с.: ил.

ЮСУПОВ Н.А. КТО КОГО ЛЮБИТ: Стихи / Пер. с лакск. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1984. - 126 с.: ил.


- БЕРЕСТОВ - СОСТАВИТЕЛЬ -

.
Об этом уникальном издании, подготовленном Валентином Дмитриевичем Берестовым, на страницах нашего сайта рассказала Елена Михайловна Кузьменкова, создатель Берестовского центра в Российской государственной детской библиотеке.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО: Сб. / Сост. В.Берестов - М.: Дет. лит., 1978. - 317 с.: ил.
В какой-то степени этот сборник - одно из лучших произведений Валентина Берестова. Его поклон своему Учителю - Корнею Ивановичу Чуковскому. А статья Валентина Дмитриевича «Пища богов» - украшение сборника.

Надежда Ильчук, Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.Д.БЕРЕСТОВА

Берестов В. [О себе] // Ку-ка-ре-ку. - М.: СП «Слово»; [Сыктывкар]: Коми кн. изд-во, . - С. 109.

Берестов В. Светлые силы: Из книги воспоминаний // Берестов В. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 1. - М.: Вагриус, 1998. - С. 509-601.

Ампилов А. «Вот так и идти бы сквозь сумрак и свет…» // Ампилов А. Домашние тапочки: Стихи. - СПб.: Вита Нова, 2002. - С. 156-157.

Бегак Б. Доброе утро // Бегак Б. Сложная простота. - М.: Сов. писатель, 1980. - С. 179-193.

[Воспоминания Ф.Г.Раневской о встрече с В.Берестовым в 1946 году] // Щеглов А. Раневская: Фрагменты жизни. - М.: Захаров, 1998. - С. 94.

Звонарева Л. «Художник, что живет в любом из нас…» // Берестов В. Первый листопад. - М.: Дет. лит., 1990. - С. 86-89.

Колотов Б. Воспоминания о Валентине Берестове. - М.: Макс-Пресс, 2002. - 40 с.: ил.

Кузнецова Н.И. Мещерякова М.И. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиогр. словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 54-56.

Михалков С. Стихи Валентина Берестова // Михалков С. Чувство локтя. - М.: Сов. писатель, 1971. - С. 254-257.

Падерина Е.Г. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. - С. 90-91.

Турков А. На солнечной опушке // Берестов В. Улыбка. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 5-8.

Чернов А.Ю. Прогулка по Невскому с Валентином Берестовым; Руны брату: Стихи // Чернов А.Ю. Нежилой фонд. - М.; СПб.: Изограф, 2000. - С. 97, с. 105.

Н.И., И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Д.БЕРЕСТОВА

Как нашли друга. Мультфильм. Реж. Л.Домнин. СССР, 1981.

Н.И.

Александрова Т., Берестов В. Катя в игрушечном городе: Подснежник

Из книги
Татьяны Александровой и Валентина Берестова
«Катя в игрушечном городе»

ПОДСНЕЖНИК


Мишка очень обрадовался, когда Катя согласилась пойти к нему в гости. Он взял ее в лапы и понес.
- Быть медвежонком, Катюша, не так-то просто, - втолковывал он девочке по дороге. - Для этого нужно любить мед.
- Я его люблю! - ответила Катя.
- Молодец! - похвалил Мишка. - А малину?
- И малину, - сказала Катя. - Она сладкая.
- Умница! - одобрил Мишка.
Дальше выяснилось, что медвежонку надо уметь ходить на задних лапах, кувыркаться, баловаться, лазать по деревьям, плескаться в ручье и, конечно, спать.
Катя все это умела.
- Ты даже не подозреваешь, дочка, - гудел довольный Мишка, - до чего славный медвежонок из тебя получается! Только когда плещешься и вообще когда приятно, всегда делай «фрр», когда спишь - «хрр», а когда сердишься, делай как можно громче «гррр!».
(Повторяем медвежьи звуки, сопровождая их движениями)
- Кстати, ты знаешь, что такое подберезовик? - спросил Мишка. Мордочка у него была хитрая.
- Это такой гриб - ответила Катя.
- Фрр! Вот и не угадала! - обрадовался Мишка.- Это медведь, который спит под березой. А что такое подосиновик?
- Медведь, который спит под осиной? - предположила Катя.
- Фрр! Вот чудачка! - развеселился Мишка. - Это такой гриб с красной шляпкой. А что такое подснежник?
- Весенний цветок - ответила Катя.
- Ничего себе цветок! - удивился Мишка.- Подснежник - это медведь, который всю зиму спал под снегом, а весной вылез на солнышко. Не смейся, пожалуйста, это тебе не шутка - проспать всю зиму. А вот и берлога.
Это была круглая корзинка, а в ней мягкая перина, теплое одеяло, пуховая подушка и книжка с картинками.
Мишка уложил Катю в берлогу и спросил:
- Кстати, какая лапа у тебя самая вкусная? Не знаешь? Надо знать! У меня, например, левая. Поэтому ползимы я сосу правую лапу, а левую, самую вкусную, берегу на закуску. Ну, теперь спи, тренируйся. Сон для нас, медведей, очень важное дело.
И Мишка начал покачивать корзинку, напевая песенку:

Спит медведь в своей берлоге
Под большой сосной.
Спать он осенью ложится,
А встает весной.

Катя изо всех сил старалась уснуть, но ничего у нее не получалось. Тогда она хлопнула в ладоши и закричала:
- Раз-два-три! Зима кончилась!

Тук-тук-тук! стучат капели,
Гонят Мишку из постели.

И поскорее выбралась наружу, довольная, что из нее получился такой веселый подснежник.

Но Мишка только вздохнул и решил сам показать девочке, как надо учиться спать, залез в берлогу, взбил подушку, подоткнул одеяло, взял книжку, сделал «хррр!», и книжка накрыла его с головой.
- Как у него здорово получается! - позавидовала Катя.
Она тихо постояла рядом с берлогой, потом побегала вокруг корзинки, потом заглянула в щелку: Мишка во сне вынимал из пасти правую лапу, чтобы приняться за левую.
«Значит, ползимы прошло, - решила девочка. - Новый год уже позади!» И тут она придумала песенку: