Космические компании мира. Частный Космос: кто и зачем тратит деньги на личные ракеты и космические челноки

Постоянно слышу о том, что Американсцы после закрытия программы с Шатлами не имеют своего корабля, ракето-носителя и т.д., и пользуются услугами России, что Лохи и вот тут мы их и "сделали". Я решил немного разобраться в теме, и посмотреть какие сейчас есть разработки в США.

Давно слышал о такой компании как Space-X , которая разработала разработала ракето-носитель Falcon и корабль Dragon .

21 декабря 2015 года они успешно вывели корабль с грузом и успешно посадили ракето-носитель на мыс Канаверал.

После недолгого изучения Википедии, выяснилось, что у США есть программа Commercial Orbital Transportation Services (COTS)
Там же пишут, что цели программы следуюшие:


NASA планирует потратить 500 млн долларов (меньше, чем стоимость одного запуска Шаттла) до 2010 года для финансирования разработки и демонстрации коммерческими компаниями транспортных средств для доставки грузов, а впоследствии и экипажа, на Международную космическую станцию. В отличие от прошлых проектов NASA, созданные корабли будут находиться в собственности самих компаний-разработчиков и будут использованы в рамках коммерческих контрактов Commercial Resupply Services с NASA по снабжению МКС.

Частные космические корабли и их провайдеры конкурируют за четыре области обслуживания:


  • Уровень А: доставка груза в негерметичных отсеках корабля и утилизация;

  • Уровень B: доставка груза в герметичных отсеках кораблей и утилизация;

  • Уровень C: доставка груза в герметичных отсеках кораблей и возврат его на Землю;

  • Уровень D: транспортировка экипажа.


Согласно информации, сейчас есть 2 контракта с частными компаниями Space-X и Orbital Sciences Corporation

Компания Orbital Sciences Corporation , имеет огромную историю за плечами, изготовили более 560 ракето-носителей, которые используются до настоящего времени, разработали космический корабль Cygnus и ракетоноситель для него Антарес .
Cyrnus - корабль для доставки грузов на МКС, а вот Антарес - одноразовый ракето-носитель, разрабатываемый Orbital Sciences Corporation и Украинской компанией КБ "Южное", на данный момент ракето-носитель использует двигатель РД-181 разработанный Российской НПО «Энергомаш» .

С Space-X и Orbital Sciences Corporation - всё понятно, но я еще натолкнулся на компанию Blue Origin и мне стало интересно кто они такие и какова их цель?

Blue Origin- является частной компанией, наверняка зарабатывающей на том, что выводят на орбиту спутники, но помимо этого они ведут разработку нового пилотируемого корабля New Shepard который сможет доставлять как грузы так и людей в космос.
Совсем недавно они успешно произведи запуск корабля, добравшись на 100 километровую высоту и вернули оттуда как сам корабль, так и ракето-носитель.

В Википедии пишут про данный корабль следующее:


Разрабатываемый компанией трёхместный корабль New Shepard рассчитан на осуществление вертикальных взлётов и посадок. Космический аппарат конической формы имеет около 15 метров в высоту и 6 метров в диаметре у основания. Аппарат состоит из двух модулей — моторного отсека и капсулы экипажа, в которой могут находиться три и более человек.
Общая масса топлива — около 54 тонн. Тяга двигателей, работающих на концентрированной перекиси водорода и керосине, должна составить приблизительно 100 тонн. За 110 секунд они должны поднять аппарат на высоту 40 километров, далее двигатели выключатся, а подъём продолжится по инерции.Корабль должен подниматься на высоту около 100 километров, после чего; переходить на посадочную траекторию. Повторный запуск двигателей проводится для посадки на космодром Корн Ранч (англ. Corn Ranch). Длительность полёта составит около 10 минут. Интервал между полётами должен составлять не более недели.
Предполагается, что создаваемый корабль будет основан на концепции разрабатываемого компанией McDonnell Douglas многоразового корабля с вертикальным взлётом и посадкой Delta Clipper DC-XA.


Есть и другие компании в США, которые занимаются постройкой многоразовых транспортных кораблей: «Орион», CST-100 и Dream Chaser.

Получается, что Американсы стараются создать многоразовый ракето-носитель, что бы уменьшить стоимость доставки грузов, так же они решили не заниматься разработкой и постройкой на государственном уровне, а передать этот этап в руки частных организаций, создав между ними конкуренцию за тендер на доставку грузов и людей в космос. На мой взгляд, это отличнейшая стратегия, которая даст плоды уже в ближайшие 10-15 лет.
Я так же уверен, что частные компании благодаря своей мобильности и коммерческой заинтересованности способны привлечь в свои ряды лучших специалистов/фанатиков со всего мира в свои ряды. Почему это важно? Новые люди, новые идеи, силы, подходы, при должном финансировании - успех обеспечен.

--------------------
Если сравнить статегию развития космической отрасли США с Россией, то станет понятно, что в Российской космической отрасли действительно имеется кризис.
На данный момент есть три крупнейших государственных компании, которые занимаются проиводством ракето-носителей и кораблей.
Со времен СССР производит пилотируемые космические корабли "Союз" и безпилотные космические корабли "Прогресс" . Имеют контракт с НАСА на доставку экипажей и грузов на МКС. Много где участвуют, много каких разработок делают. Совсем недавно заявили о разработке частично-многоразового корабля "Федерация" , который заменит Союзы и Прогрессы. Пока корабль планируют доставлять на тяжолом ракето-носителе "Ангара-5" . Вообще история с новым кораблем пока мутная, экономический кризис, непонятные цели и задачи, и уж очень далекие планы.
Как и НПО "Энергия" предприятие было создано еще во времена Советского Союза, и во время развала выживало как могло. Сейчас предприятие стабильно производит ракето-носители: "Протон-К", "Протон-М", и является производителем нового семейства ракето-носителей "Ангара". Из информации на сайте , становится понятно,что основным заказчиком является Министерство Обороны, и носители "не обязательно" возвращать на землю, после запуска.
Именно они были создателями корабля на котором Юрий Гагарин полетел в космос. Предприетие с большой историей и наследием.
На данный момент, они являются производителем семейства ракето-носителей "Союз", и в дальнейшем его переработанный вариант " Союз-2-1В".

После поверхностного анализа, мне стало жаль, что космосом у нас занимаются только государственные компании привыкшие получать огромные средства из бюджета страны. Американская стратегия развития космоса через частные компании и талантливых людей мне нравится больше.

12:28 05/04/2018

👁 362

Корреспондент Тайги.инфо посетила InSpaceForum 2018, где представители обеих сторон обсуждали возможности взаимодействия частной космонавтики с государственной.

Чего не хватает частной космонавтике

Четыре года назад Павел Пушкин основал компанию туристических полетов в космос «Космокурс». «Мы пошли на новый рынок - космического туризма, где нет многих технологий, и нам самим нужно все делать, - объясняет Пушкин. - И у нашей компании есть проблемы по взаимодействию с государством. Нам нужны регламенты работы, нормальная сертификация, доступ к нормативной документации. Сейчас все просто: если есть госзаказ, значит, есть и регламент. А у нас нет госзаказа, нет и регламента. Ни у Роскосмоса, ни у Ростехнадзора, с которым мы решаем вопросы промышленной безопасности, ни у ФСБ, от которых нам нужна лицензия на экспорт ракетных технологий. Вот и оказываемся в тупике».

Основательнице частной космической компании Galaktika. Space Алие Прокофьевой тоже многого не хватает. Например, финансовой поддержки, хотя ее, наверное, хотели бы получить все космические «частники». «Мы живем в стране, где очень считают деньги, - говорит Прокофьева. - Здесь люди хотят начать зарабатывать или возвращать инвестиции сразу, а не через пару лет». Но если говорить о долгосрочных проектах, например, о добыче полезных ископаемых на орбите, то нужно рассматривать возможности применения на и просчитывать варианты заработка на самой .

Зачем мы летаем в космос

Каким должно быть государственно-частное партнерство

Взаимодействие частного космоса и государства - естественный подход в большинстве экономик мира, утверждает директор исследовательско-аналитического центра Роскосмоса Дмитрий Пайсон.

«У многих стран одинаковая схема: государство заказывает у коммерческих компаний технические решения для своих задач, но в России Роскосмос объединяет в себе функции и производителя, и государственного органа, который регламентирует космическую деятельность, - объясняет Пайсон. - С появлением коммерческих компаний это понемногу начало меняться. Раньше государство играло главную роль в целеполагании - формулировало рамки, составляло техзадание, а потом приглашало исполнителей. А сейчас частники выступают инициирующей стороной, придумывая проекты, у которых могут быть продажи как государству, так и коммерческому сектору. Частные предприятия берут на себя больше активности и обязанности; становится немного другой номенклатура проектов».

Глава московского представительства SingularityUniversity Евгений Кузнецов уверен, что для нормального государственно-частного партнерства необходимо выполнить три пункта. Во-первых, научиться договариваться о целях. Во-вторых, и государственным, и частным компаниям нужно развивать у своих сотрудников компетенции переговорщиков, которые умеют понимать другую стороны и могут адаптировать свои внутренние процессы в компании для правильного взаимодействия. В-третьих, сформировать структуру внешних инвесторов, чтобы они могли приходить и с государственной, и с коммерческой стороны, понимая, как это все работает.

«Пока инвесторов мало, и мы не понимаем, какой объем денег они готовы предоставлять, - говорит Кузнецов. - Но большой плюс для инвесторов - за последние три года стало хотя бы понятно, с кем разговаривать и к кому идти, если хочешь вложить денег в космическую отрасль».

S7 в космосе

Компания S7 в 2016 году купила плавучий космодром . Можно сказать, что сейчас это самая крупная и успешная сделка в России между коммерческой компанией и государственным предприятием. Теперь у частной компании «S7 Космические транспортные системы» есть корабль и морская платформа с установленным на них оборудованием для запуска . S7 заключила контракт на производство двенадцати с украинским предприятием «Южмаш». Компания планирует начать запуски с 2019 года. Заказанных ракет хватит до 2023 года - 3–4 стартов в год достаточно для выхода проекта на самоокупаемость.

На форуме генеральный директор S7 Space Сергей Сопов сказал, что компания готова взять российский сегмент при концессионном соглашении. «Эта идея появилась из того, что, с одной стороны, шли разговоры о затоплении МКС после завершения срока ее эксплуатации, а с другой стороны, думали, как бы ее коммерчески использовать, - отмечает Сопов. - Специалисты нашей компании решили, что можно сделать орбитальный космодром. У нас есть транспортные космические системы, у нас есть , поэтому это достаточно прозаичная задача. С орбитального космодрома можно будет отправлять грузовые корабли к и к с помощью специального буксира».

На каждом мероприятии, где присутствуют представители частной и государственной космонавтики, говорят о государственно-частном партнерстве. Это действительно важно в освоении космоса, потому что государство не может решить все задачи - нужно дать возможность бизнесу приходить в отрасль.

Освоение космоса - это все, что включает наше знакомство с космосом и всем, что находится за пределами нижних слоев атмосферы Земли. Путешествия роботов на Марс и другие планеты, отправка зондов за пределы Солнечной системы, изучение быстрых, дешевых и безопасных способов выхода людей в космос и колонизации других планет - все это освоение космоса.

Силами смелых людей, гениальных инженеров и ученых, а также космических агентств всего мира и частных передовых корпораций, человечество очень скоро начнет осваивать космос семимильными шагами. Наш единственный шанс выжить как вид - колонизация, и чем раньше мы это поймем (и будем надеяться, что не поздно), тем лучше будет.

Bolivian Space Agency (BSA)

Боливийское космическое агентство - организация, ставящая перед собой задачи развития высоких технологий, человеческих ресурсов, подготовки и применения спутниковых коммуникационных программ в сфере образования, обороны, медицины и метеорологии в Боливии. Согласно государственному стандарту, Боливийские космическое агентство будет «децентрализованным государственным учреждением публичного права с собственной правовой и административной автономией».

10 февраля 2010 года президент Боливии Эво Моралес подписал приказ № 423 о создании Боливийского космического агентства. Агентство будет формироваться из представителей шести министерств, которые будут назначаться президентом страны. Высшим органом в БКА будет Генеральный директор. Правительство на первом этапе инвестирует в новое агентство один миллион долларов США; в дальнейшем агентство будет финансироваться за счет государства, пожертвований и иностранных кредитов. Общая сумма вложений в первую космическую программу оценивается в 300 млн долларов США.

Agência Espacial Brasileira (AEB)

Бразильское космическое агентство - государственная гражданская организация в Бразилии, отвечающая за рост и развитие космонавтики страны. Оно управляет космодромом в Алькантаре и ракетно-пусковым комплексом Баррейра-ду-Инферну (порт. Barreira do Inferno, Преддверие Ада). Агентство было основано 10 февраля 1994 года.

Агентство позволяет Бразилии играть ведущую роль в космосе среди латиноамериканских стран и делает Бразилию ценным и надёжным партнёром для сотрудничества по Международной космической станции.

Бразильское космическое агентство преследует политику технологического космического международного сотрудничества с развитием собственной космической программы. В начале оно сильно зависело от США и ЕКА, но после ряда трудностей, вызванных сложностью передачи западных технологий, Бразилия стала работать и с другими странами, в частности с Китаем, Украиной, Россией, Израилем.

Бразильское космическое агентство - наследник значительной национальной космической программы, которая находилась под контролем бразильских вооружённых сил и была передана под гражданский контроль в 1994 году.

UK Space Agency (UKSA)

Космическое агентство Великобритании - государственная космическая служба Великобритании, основанная 1 апреля 2010 года в городе Суиндон. Впервые была представлена в конференц-центре «Королева Елизавета II» 23 марта 2010 политиками Питером Мандельсоном, Полом Дрэйсоном и космонавтом британского происхождения Тимоти Пиком.

На момент создания космическая промышленность Великобритании оценивалась в 7 млрд. £ и предоставляла 60 000 рабочих мест. В 20-ти летний план UKSA входит увеличение объема до 40 млрд. £ и 100 000 рабочих мест, а также увеличение доли в мировой промышленности с 6 до 10 %.

UKSA переняла все обязанности, персонал и активы Британского национального космического центра (основан в 1985 году).

Canadian Space Agency (CSA)

Канадское космическое агентство - канадское правительственное космическое агентство ответственное за канадскую космическую программу. Основано агентство было в марте 1989 года соответствующим актом о канадском космическом агентстве (Canadian Space Agency Act) и утверждено в декабре 1990 года. Руководителем предприятия является президент, который отчитывается непосредственно министру промышленности. Со 2 сентября 2008 года ККА возглавляет Стивен МакЛейн.

Головной офис ККА находится в космическом центре Джона Чепмэна расположенном в городке Сен-Хуберт (Квебек). Ещё имеется офис агентства в Оттаве в лаборатории имени Дэвида Флориды, а также есть несколько отделов связи в Вашингтоне, Париже, Мысе Канаверал и Хьюстоне.

Отряд астронавтов космического агентства составляет 8 человек.

Қазақстан Республикасы Ұлттық ғарыш агенттiгi

Национальное космическое агентство Республики Казахстан - орган исполнительной власти Республики Казахстан, входящий в состав правительства Республики Казахстан, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере исследования, использования космического пространства в мирных целях, международного сотрудничества в реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности.

27 марта 2007 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Указ № 502 «Об образовании Национального космического агентства Республики Казахстан». В соответствии с Указом упразднён Аэрокосмический комитет Министерства образования и науки Республики Казахстан и образовано Национальное космическое агентство Республики Казахстан, как самостоятельная единица в структуре правительства.

Председателем агентства назначен генерал-лейтенант Талгат Амангельдиевич Мусабаев.

6 августа 2014 в ходе реорганизации Правительства РК упразднено, функции министерства переданы новому Министерству по инвестициям и развитию Республики Казахстан

國家航天局

Китайское национальное космическое управление - национальное космическое агентство Китайской народной республики, ответственное за национальную космическую программу.

Управление было основано в 1993 году, когда Министерство аэрокосмической промышленности было разделено на CNSA и Китайскую космическую корпорацию (CASC). Бывшее учреждение было ответственно за политику, в то время как новое - за выполнение. Это разделение обязанностей оказалась несколько неудовлетворительной, поскольку оба агентства были, в действительности, одним большим агентством, разделяя и персонал и управление.

В ходе полной реконструкции в 1998 CASC был раздроблён на множество малых принадлежащих государству компаний. Тем самым создавалась система, очень похожая на ту, что использует на Западе оборонная промышленность, когда объекты, являющиеся государственными агентствами, устанавливают свои принципы деятельности, затем с ними заключают контракт на эксплуатационные требования, при этом объекты находятся в собственности государства, но государством не управляются.

Milli Aerokosmik Agentliyi

Национальное аэрокосмическое агентство Азербайджана, НАКА - государственное агентство, отвечающее за космическую и авиационную программу Азербайджана. Агентство было образовано 1974 году как НЦ «Каспий» в составе Национальной академии наук Азербайджана.

Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation (CSIRO)

Государственное объединение научных и прикладных исследований - австралийское государственное учреждение. Основано в 1926 году под названием «Консультативный совет по науке и промышленности» (англ. Advisory Council of Science and Industry). Подчинено департаменту науки Австралии. Штаб-квартира организации находится в Канберре.

В штате организации состоит около 6600 человек. CSIRO поддерживает больше 50 центров на территории Австралии, а также станции по исследованию биологического контроля во Франции и Мексике.

CSIRO известно изобретением атомно-абсорбционного спектрометра, разработкой первой полимерной банкноты, а также исследованием способов биологического контроля, таких, как создание эпидемий миксоматоза или других вирусов для контроля за популяцией кроликов.

Среди достижений в информационных технологиях можно назвать поисковый механизм Funnelback и формат данных Annodex

В октябре 2005 года журнал Nature объявил, что ученые CSIRO разработали почти идеальную резину из резилина, упругого белка, который ответственен за прыгучесть блох и помогает насекомым летать. 19 августа 2005 года CSIRO и Университет Далласа (США) объявили, что они в состоянии изготовить прозрачные листы углеродных нанотрубок, что позволит начать массовое производство продукции из углеродных нанотрубок.

Česká kosmická kancelář

Чешская космическая канцелярия - чешская правительственная организация, занимающаяся поддержкой и продвижением чешских космических программ. Была основана в ноябре 2003 года.

К главным задачам Чешской космической канцелярии относится установление контактов между чешскими предприятиями и проектов из области космонавтики, сотрудничество с Европейским космическим агентством и Международной астронавтической федерацией. Канцелярия поддерживает информационный и справочный центр.

Штаб-квартира находится в Праге, руководителем является Ян Коларж.

European Space Agency (ESA)

Европейское космическое агентство - международная организация, созданная в 1975 году в целях исследования космоса.

ЕКА состоит из 21 постоянных членов, в некоторых проектах также принимает участие Канада.

Штаб-квартира Агентства находится в Париже. В Нордвейке (Нидерланды) расположен Европейский центр космических исследований и технологий. Европейский космический центр управления расположен в Дармштадте (Германия). В другом германском городе, Кёльне, расположен Европейский центр астронавтов. Центр наблюдения за Землёй и информационный центр Европейского космического агентства находятся во Фраскати под Римом (Италия). Для запусков создаваемых космических аппаратов используется космодром Куру во Французской Гвиане. ЕКА имеет контактные офисы в Бельгии, США и России и наземные станции слежения по всему миру.

В агентстве постоянно работает 1907 человек (2005), а его бюджет составляет более 4 миллиардов евро (2012).

Deutsches Zentrum für Luft - und Raumfahrt e.V.

Германский центр авиации и космонавтики - национальный центр аэрокосмических, энергетических и транспортных исследований Германии. Основан в 1907 году. Отделения и исследовательские центры организации располагаются в нескольких местах по всей территории Германии, штаб-квартира находится в Кёльне. Организация несёт ответственность за планирование и осуществление германской космической программы от имени федерального правительства Германии. Центр занимается широким кругом исследовательских проектов, как национальных, так и международных.

В настоящее время в Германском центре авиации и космонавтики работают около 7 400 человек. Организации принадлежат 32 институтов, объекты, расположенные более чем в 14 городах Германии, а также офисы в Брюсселе, Париже и Вашингтоне. Бюджет организации за 2010 год составил около 670 миллионов евро для покрытия своих собственных исследований и разработок, а также оперативных задач. Одна треть этой суммы поступает в компанию от так называемых третьих лиц (нем. Drittmittel). В дополнение к этому Германский центр авиации и космонавтики управляет средствами приблизительно около 500 миллионов евро, которые поступают в немецкие фонды от Европейского космического агентства, а также получает более чем 650 миллионов евро, предназначенных для проведения исследований от имени немецкого федерального министерства. Организация является полноправным членом Консультативного комитета по космическим системам данных и членом Объединения имени Гельмгольца.

भारतीय अन्तरिक्ष अनुसंधान संगठन

Индийская организация космических исследований - индийское национальное космическое агентство, подведомственное Департаменту космических исследований Индии. Штаб-квартира организации находится в Бангалоре, штат составляет приблизительно 20000 человек, годовой бюджет около 41 миллиарда рупий (940 миллионов долларов). С октября 2009 года организацию возглавляет К. Радхакришнан.

Индия имеет развитую космическую программу и в совокупности по потенциалу является в настоящее время шестой космической державой (после России, США, Китая, Европы и Японии).

С запуском собственного спутника с помощью собственной ракеты-носителя Индия в 1979 году хронологически стала седьмой космической державой. В 1980 году ISRO располагает двумя ракетами-носителями: PSLV и GSLV. Ранее использовались две менее мощные РН: SLV и ASLV.

Индия - одна из очень немногих космических держав, которая самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту (первый GSAT-2 - 2003 год), возвращаемых космических аппаратов (SRE - 2007 год) и автоматических межпланетных станций к Луне и Марсу (Чандраян-1 - 2008 год, Мангальян - 2014 год) и оказывает международные пусковые услуги.

Первый индийский космонавт осуществил полёт на советском космическом корабле в 1984 году. Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и ожидается, что с 2016 года она начнёт пилотируемые космические полёты собственными силами и станет четвёртой космической сверхдержавой.

Индия запустила в ноябре 2013 года космический аппарат «Мангальян», который вышел на марсианскую орбиту в сентябре 2014 года. В начавшемся 1-го апреля 2012 года новом финансовом году, бюджет Департамента космических исследований Индии был увеличен более чем на 50%, по сравнению с 2011 финансовым годом.

В будущем ISRO планирует запуск собственного пилотируемого аппарата. Также предполагается создание индийской многоразовой транспортной космической системы нового поколения (проект «Аватар»), а в далёком будущем (после 2025-2030 г.) - пилотируемые полёты на Луну в кооперации с другими странами или даже самостоятельно.

Instituto Nacional de Técnica Aeroespacial (INTA)

Национальный институт аэрокосмической техники - космическое агентство Испании со штаб-квартирой в Торрехон-де-Ардосе близ Мадрида. Основано в 1942 году.

Бюджет организации превышает 100 миллионов € и обеспечивается средствами испанского министерства обороны, а также за счёт прибыли от собственных проектов. По состоянию на 2008 год, в институте работает 1200 сотрудников, 80 % из которых заняты в области научных исследований и разработок (создание новых материалов и оборудования, сертификация).

Агентство запустило первый спутник INTASAT 15 ноября 1974 года на борту ракеты-носителя Дельта. Следующий спутник MiniSat-01 общим весом 190 кг был доставлен на орбиту ракетой Пегас в марте 2002 года.

В ходе реализации испанской программы по запуску микро- и наноспутников имелся перерыв в 23 года. В 1997 году работы по созданию малобюджетных космических аппаратов были восстановлены. Наконец в декабре 2004 года[источник не указан 2036 дней] европейская ракета-носитель Ариан-5 доставила на орбиту NanoSat-01. В будущем планируется запуск ещё одного спутника SeoSat (Spanish Earth Observation Satellite).

Все эти спутники спроектированы и произведены целиком в Испании. Они базируются на недорогой многофункциональной платформе со стандартным интерфейсом и модулем для полезной нагрузки.

Сегодня под контролем INTA находятся Мадридский космический коммуникационный комплекс и стартовая площадка El Arenosillo на юге страны. Именно отсюда запускаются в космос метеорологические ракеты типа INTA-255 и INTA-300, которые производит институт.

13 февраля 2012 года планируется к запуску, разработанный в университете технологический спутник Xatcobeo.

سازمان فضايی ايران‎

Иранское космическое агентство - государственная организация Ирана по исследованию космического пространства.

В апреле 2003 года было создано Иранское космическое агентство (ИКА). Принимается пятилетний план развития космической отрасли, включающий запуск как минимум пяти спутников связи и дистанционного зондирования Земли, а также нескольких исследовательских микроспутников. ИКА назначается главным координирующим органом, которым ранее фактически являлся Иранский центр дистанционного зондирования. 9 января 2015 года космическая программа Ирана была окончательно закрыта.

‏סוכנות החלל הישראלית

Израильское космическое агентство - государственное учреждение Израиля, координирующее научные и коммерческие программы исследования космоса. Основано в 1983 году. Глава - генерал-майор в отставке, профессор Ицхак Бен-Исраэль.

Agenzia Spaziale Italiana (ASI)

Итальянское космическое агентство - основано в 1988 году с целью развития, координации и реализации космических проектов Италии. Учреждено при Министерстве университетов и научно-технических исследований Италии и представляет интересы страны в Европейском космическом агентстве (ЕКА).

Штаб-квартира агентства находится в Риме. Также имеются два оперативных центра в Матера и Трапани. В структуру агентства входит космодром Сан-Марко, расположенный в территориальных водах Кении, который в настоящее время не эксплуатируется. Годовой бюджет ASI составляет порядка €1 млрд.

Итальянское космическое агентство и его основной субподрядчик, итальянская компания «Alenia Aeronautica» (бывшая «Alenia Spazio», «Alenia Space»), создали или участвовали в создании ряда спутников, межпланетных станций, лёгкой ракеты-носителя Вега и имеют уникальный в Европе опыт изготовления по заказам ЕКА и НАСА герметичных космических модулей: шаттловской станции-лаборатории Спейслэб, модулей Международной космической станции (МКС) «Коламбус», «Гармония», «Спокойствие», «Купол» и запускавшихся на Шаттле герметичные многоцелевые модули снабжения МКС (MPLM) «Леонардо» (затем Герметичный многофункциональный модуль (PMM)), «Рафаэль» и «Донателло».

宇宙航空研究開発機構

Японское агентство аэрокосмических исследований - государственное агентство, отвечающее за космическую и авиационную программу Японии. Агентство было образовано 1 октября 2003 года после слияния трёх ранее независимых организаций. Сейчас JAXA обладает возможностью запуска искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций, участвует в программе Международной космической станции, планирует создание пилотируемой космонавтики и освоение Луны.

1 октября 2003 года три организации: японский Институт космонавтики и аэронавтики (Institute of Space and Aeronautical Science, ISAS), Национальная аэрокосмическая лаборатория Японии (National Aerospace Laboratory of Japan, NAL), и японское Национальное агентство по исследованию космоса (National Space Development Agency, NASDA), объединились в единую структуру, получившую название JAXA.

До слияния, эти организации осуществляли развитие различных секторов японской космонавтики: ISAS фокусировался на исследованиях космической среды и планет, NAL на исследованиях в области аэронавтики. Национальное агентство по исследованию космоса было образовано 1 октября 1969 года и занималось разработкой ракет-носителей, спутников, а также строительством японского экспериментального модуля «Кибо» для Международной космической станции. Штаб-квартира NASDA размещалась в зданиях нынешнего Космического центра Танэгасима на острове Танэгасима, в 115 километрах южнее Кюсю.

한국항공우주연구원

Корейский институт аэрокосмических разработок - агентство по космосу и аэронавтике Республики Корея. Основано в 1989 году. Является основным институтом Южной Кореи в области освоения космоса. Его основные лаборатории расположены в городе Тэджон. Наиболее значимым результатом следует считать разработку спутника Ариран-1. Основной целью на текущем этапе является разработка и совершенствование ракеты-носителя KSLV. При вступлении Республики Корея в IAE в 1992 году агентство занялось аэрокосмическими технологиями.

Играет важную роль в отрасли. Институт является собственностью государства, с этим связан его особый статус. Институт является частью Агентства по аэронавтике и космосу Республики Корея. Институт был основан в 1989 году, с 1999 года сотрудничает в исследованиях космоса с Корейской аэрокосмической корпорацией (KAI), которая занимается гражданским и военным авиастроением, разработкой и созданием спутников. Первоначально разработки в космической сфере являлись ответом на аналогичные в КНДР и проходили при технической поддержке США. В 2004 году подписано соглашение о сотрудничестве также и с российской стороной. Исследовательские лаборатории расположены в городе Тэджон, а именно - в специализированном научном городке Тэдок. Основной заказчик проектов - государство. Одним из проектов является разработка средств доставки спутников на околоземную орбиту - ракет-носителей. Институт обслуживает первый космодром Южной Кореи. Из последних проектов можно отметить проект создания спутника Ариран-1, а также разработки ракеты-носителя KSLV-1.

Agensi Angkasa Negara

Национальное космическое агентство Малайзии - основано в 2002 году и направлено на усовершенствование технологических возможностей страны в области космоса. Агентство возглавляет Д-р Мустафа Дин Субари, который в 2007 году сменил на этом посту Д-ра Мазлан Бинти Отман.

В инфраструктуру агентства входят несколько наземных станций для связи со спутниками и основной Космический центр, где расположены оперативный центр для отслеживания деятельности космических миссий, калибровочный оптический центр. Также при Космическом центре строятся ассамблея, интеграционный и испытательный центры. Для осуществления будущих запусков собственных ракет-носителей и оказания пусковых услуг зарубежным партнёрам в Малайзии планируется строительство приэкваториального космодрома в малонаселённых штатах Сабахе или Сараваке, находящихся на острове Борнео.

Agencia Espacial Mexicana (AEXA)

Мексиканское космическое агентство является космическим агентством, созданным 20 апреля 2010 года после утверждения Палатой депутатов.

Основной инициатор проекта Фернандо де ла Пенья, и американский астронавт мексиканского происхождения Хосе Эрнандес. Цель создания AEXA содействовать развитию космических технологий, повышение конкурентоспособности мексиканских компаний и резюме исследований, проведённых в бывшей национальной комиссии по вопросам космического пространства (Национальная комиссия del Espacio Exterior, CONEE), которая существовала между 1962 и 1977 гг.

Хотя изучением астрономии в регионе занимались ещё в доисторические времена, и был «бум» в колониальный период, прародителем агентства считается Национальная Комиссия по Исследованиям Космического Пространства (CONEE). Её офис при секретариате связи и транспорта проводил эксперименты в области ракетной техники, телекоммуникаций и атмосферных исследований с 1962 по 1976 гг. После его роспуска некоторые мероприятия были профинансированы уже исчезнувшем Мексиканским институтом связи (на текущий момент преобразован в Федеральную комиссию по телекоммуникациям), а также некоторыми учреждения высшего образования, такими как Национальный автономный университет Мехико, Национальный Политехнический Институт, Национальный Институт Астрофизики, Оптики и Электроники, Центр Научных Исследований и Высшего Образования Энсенады и CINVESTAV.

National Aeronautics and Space Administration (NASA)

Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства - ведомство, принадлежащее федеральному правительству США, подчиняющееся непосредственно вице-президенту США. Ответственно за гражданскую космическую программу страны, а также за исследование воздушно-космического пространства.

Изображения и видеоматериалы, получаемые НАСА и подразделениями, в том числе с помощью многочисленных телескопов и интерферометров, публикуются как общественное достояние и могут свободно копироваться.

Centre National d"Études Spatiales (CNES)

Национальный центр космических исследований - французское космическое агентство. Основано при Шарле Де Голле в 1961 году. Штаб-квартира находится в Париже. В прошлом CNES также отвечало за подготовку французских космонавтов, однако в 2001 году эти обязанности перешли ЕКА.

CNES также использует Куру в Французской Гвиане как основной космодром, который был построен в 1969 году.

Lembaga Penerbangan dan Antariksa Nasional (LAPAN)

Национальный институт аэронавтики и космоса - индонезийское космическое агентство. ЛАПАН несёт ответственность за долгосрочные гражданские и военные аэрокосмические исследования Индонезии.

ЛАПАН было основано 27 ноября 1963 бывшим индонезийским президентом Сукарно после того, как существовало около одного года как неформальная организация.

ЛАПАН курирует программу заказываемых за рубежом прикладных (телекоммуникационных) первых индонезийских спутников Palapa, которые были построены Хьюз (в настоящее время Boeing Satellite Systems) и запущены с использованием американских и европейских ракет с 1976. ЛАПАН разработало серию микроспутников Lapan для вывода с 2007 также на иностранных носителях.

На протяжении более двух десятилетий ЛАПАН накопила определённый опыт в разработке и испытаниях высотных зондирующих ракет серии RPS, а ныне работает над созданием небольших ракет-носителей Pengorbitan и соответствующей инфраструктуры космодрома, что по планам должно позволить Индонезии вступить в космический клуб в 2012-2014 .

Планировавшийся в середине 1980-х полёт первого индонезийского астронавта на борту американского Спейс шаттла, сопровождающий вывод одного из спутников серии Palapa, не состоялся ввиду отмен и сокращений полётов и их программ после катастрофы челнока «Челленджер». В конце 1980-х годов СССР сделал предложение Индонезии о полёте её астронавта на коммерческой основе на станцию «Мир», но соглашение достигнуто не было. В 1997 Индонезия приняла аналогичное предложение России о полёте на станцию «Мир», однако миссия вновь не состоялась ввиду разразившегося азиатского экономического кризиса. В 2000-х годах российской и индонезийской сторонами рассматривалась, но также не была реализована возможность полёта индонезийского астронавта на Международную космическую станцию.

Comisión Nacional de Actividades Espaciales (CONAE)

Национальная комиссия по космической деятельности - гражданское аргентинское государственное космическое агентство, отвечающее за космическую программу страны. Появилось в 1991 году в результате реорганизации Национальной комиссии по исследованию космоса (исп. Comisión Nacional de Investigaciones Espaciales, CNIE), существовавшей в Аргентине с 1960 года.

16 октября 2014 года был запущен ARSAT-1, первый спутник связи на геостационарной орбите изготовленный на территории Аргентины (с применением иностранных компонентов).

Кроме того, планируется запуск ещё нескольких спутников в ближайшие годы.

В 1998 году агентство получило приглашение от НАСА присоединиться к проекту строительства Международной космической станции (МКС). Но правительство отклонило предложение, из-за больших расходов при участии в проекте.

В 2009 году был произведен запуск ракеты Gradicom I, в 2011 году был произведен запуск ракеты Gradicom II.

В 2007 и 2008 году проводились испытания сурорбитальных ракет серии «Тронадор I» (рус. Громовержец). В 2011 году был произведен неудачный запуск T4000 являющейся третьей ступенью разрабатываемой ракеты «Тронадор II». В 2013-2014 году проводились запуски Vex, являющегося прототипом низкоорбитального ракета-носителя «Тронадор II», первый запуск которого запланирован на 2015 год.

Державне космічне агентство України (ДКАУ)

Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ) - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности, осуществляет руководство порученной ему сферой управления, несёт ответственность за состояние её развития.

National Space Organization

Национальная космическая организация (NSPO, ранее известная как Национальное управление космической программы) основано в 2001 году, является гражданским космическим агентством Республики Китай под эгидой Национального научного Исполнительного совета Юаня. NSPO участвует в развитии освоения космического пространства, спутниковой связи и ее развития, а также связанных с ними технологий и инфраструктуры (в том числе серии спутников наблюдения Земли FORMOSAT) ,занимается исследованиями в области авиационно-космической техники, дистанционного зондирование, астрофизики, информатики, космического оружия и защиты национальной безопасности Республики Китай.

Первый Тайваньский спутник ROCSAT-1 был запущен 27 января 1999 года в рамках первой космической программы в период с 1991 - 2006 гг. также на орбиту бил выведен ROCSAT-2 запущенный 21 мая 2004 года.

NSPO штаб-квартира и основной наземный пункт управления расположены в г. Синьчжу, Тайвань.

Netherlands Institute for Space Research

Нидерландский институт космических исследований (НИКИ) - национальное агентство по космическим исследованиям, является представителем Нидерландов в Европейском космическом агентстве, занимается разработкой и использованием спутниковой аппаратуры для целей астрофизики и наук о Земле.

Организация основана в 1983 году, и имела название Stichting Ruimteonderzoek Nederland (нидерл. Нидерландская организация по космическим исследованиям). Была переименована в 2004 году. В числе акционеров значатся НАСА и ЕКА. Институт располагается в двух зданиях: главное находится в восточной части города Утрехт, второе - на севере Гронингена.

조선우주공간기술위원회

Корейский комитет космических технологий - государственное космическое агентство Корейской Народно-Демократической Республики.

Считается, что Комитет был основан в 1980-е годы «для исследований космического пространства и его мирного использования». КККТ отвечает за все действия в стране по вопросам изготовления искусственных спутников и прочих космических исследований.

В марте 2009 года КНДР информировала о своем присоединении к международному договору по космосу от 1966 года (с 6 марта 2009) и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 1974 года (с 10 марта 2009).

Под управлением Комитета в КНДР официально было произведено первые три космических старта: 31 августа 1998 года и 5 апреля 2009 года с космодрома Тонхэ (Мусудан-ни) и 13 апреля 2012 года с космодрома Сохэ (Тончхан-ни) были предприняты попытки вывести на орбиту соответственно экспериментальные спутники «Кванмёнсон-1» и «Кванмёнсон-2» и прикладной спутник «Кванмёнсон-3». Первые два запуска были объявлены КНДР успешно выведенными и работавшими на орбите, но в мире не подтверждены, третий запуск по наблюдениям международного сообщества и признанию КНДР окончился неудачей. 12 декабря 2012 года КНДР произвела успешный запуск спутника «Кванмёнсон-3», что сделало страну 10-й космической державой, способной запускать спутники собственными ракета-носителями, опередив Южную Корею.

Комитет космических технологий сообщал, что КНДР планирует вывести на орбиту несколько искусственных спутников, «предназначенных для изучения природных ресурсов Земли, прогнозирования погоды и других целей, важных для экономического развития страны», а в дальнейшем даже организовать своими силами пилотируемые полёты.

Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"

Российская госкорпорация, созданная 28 декабря 2015 после упразднения Федерального космического агентства.

В январе 2015 года принято решение о преобразовании агентства в государственную корпорацию, главой которой назначен Игорь Комаров. Период юридического оформления госкорпорации займёт около полугода.

Российское космическое агентство (РКА) образовано указом Президента РФ № 185 от 25 февраля 1992 года.

Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) образовано указом Президента РФ № 651 от 25 мая 1999 года путем преобразования из Российского космического агентства (РКА).

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) образовано указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года путем преобразования из Российского авиационно-космического агентства.

Государственная корпорация по космической деятельности Роскосмос образовано указом Президента РФ от 28 декабря 2015 года путем преобразования из Федеральное космическое агентство.

Türkmenistanyň prezidentiň ýanynda Milli kosmos agentligi

Национальное космическое агентство при Президенте Туркменистана - государственное агентство, отвечающее за космическую программу Туркменистана. Агентство было образовано в 2011 году.

В 2011 году постановлением президента Туркменистана было образовано Национальное Космическое Агентство при Президенте Туркменистана.

Агентство размещено в здании Главного управления гражданской обороны и спасательных работ Министерства обороны Туркменистана. В будущем для него будет построено специальное административное здание.

На сегодняшний день агентство располагается в здании бывшего министерства финансов Туркменистана.

মহাকাশ গবেষণা ও দূর অনুধাবন কেন্দ্র

Организация по исследованию космического пространства и дистанционному зондированию - национальное агентство Бангладеш по исследованию космоса.

Была создана в 1980 году как автономная исследовательская организация при правительстве Бангладеш, став основным национальным институтом, занимающимся мирным исследованием космоса, дистанционным зондированием Земли и геоинформационными системами. Она работает в тесном сотрудничестве с американским NASA, японским JAXA, французским CNES и китайским CNSA.

В 2008 году Бангладешская телекоммуникационная компания и Форум за улучшение бизнеса предложили, чтобы Бангладеш немедленно предпринял шаги для запуска спутника, так как это является очень важным для развития телекоммуникационного сектора страны. В апреле 2009 года премьер-министр Шейх Хасина заявила о намерении её правительства вывести на орбиту первый бангладешский спутник в 2013 году. В ноябре 2009 года правительство Бангладеш официально объявило, что в соответствии с концепцией «цифрового Бангладеш» планируется вывести на орбиту телекоммуникационный спутник в 2011 году при помощи других стран. Правительство также подчеркнуло, что страна намерена использовать космос в мирных целях.

В марте 2010 года во время китайско-бангладешской встречи на высшем уровне китайская сторона выразила интерес в том, чтобы предоставить Бангладеш всю необходимую помощь для вывода спутника на орбиту.

«Спутникс» – первый частный спутник и малые космические аппараты

Космические аппараты бывают двух видов – большие и малые. И последние все чаще находят себе применение. Микроспутник «ТаблетСат-Аврора», спроектированный и построенный российской компанией «Спутникс », именно такой. Его вес – всего 26 кг. Срок активного существования – 2 года. Считается, что это первый спутник, разработанный и построенный частной российской компанией.

«ТаблетСат-Аврора» запустили на орбиту 19 июня 2014 года. Ввиду малого размера и массы в космос он отправился не один, а в составе кластера из 33 мини-спутников на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Аппарат вывели на солнечно-синхронную орбиту высотой 600 км. Такая орбита позволяет космическому аппарату проходить над любой точкой поверхности приблизительно в одно и то же местное солнечное время. Это удобно для создания спутниковых снимков земной поверхности. Основное назначение «ТаблетСат-Аврора» – дистанционное зондирование Земли. Аппаратура спутника делает снимки с разрешением в 15 метров, имея ширину полосы захвата в надире 47 километров.

ООО «Спутниковые инновационные космические системы» («Спутникс») – с 2012 года резидент космического кластера «Сколково». Фонд профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.

Сегодня компания разрабатывает малые космические аппараты (микроспутники, наноспутники, спутники формата cubesat) и служебные системы для них, станции управления и приема спутниковой информации, наземную инфраструктуру для функциональных испытаний. Кроме того, компания выпускает оборудование для проектов в области дополнительного аэрокосмического образования школьников и студентов, а также подготовки специалистов космической отрасли.

«Лин Индастриал» – сверхлегкие космические ракеты и база на Луне

Если есть малые спутники, то почему бы не быть и малым ракетам? Еще один резидент космического кластера «Сколково» – компания «Лин Индастриал » – работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса.

Основной проект компании – сверхлегкая ракета-носитель «Таймыр». Это даже не одна, а целое семейство модульных ракет, способных выводить на низкую околоземную орбиту грузы массой от 10 до 180 кг. Первый коммерческий запуск ракеты со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года.

Но, так же как и у разработчиков более тяжелых ракет, у «Лин Индастриал» бывали и аварии. Прошедшие в декабре позапрошлого года огневые испытания первого для компании жидкостного ракетного двигателя РДЛ-100С «Атар» сложно назвать успешными. Спустя 4 секунды после начала работы двигатель взорвался. Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний.

Созданием ракет компания не ограничивалась. Мысли ее инженеров о спутнике нашей планеты – Луне, что неудивительно. В «Лин Индастриал» работают участники команды «Селеноход» – единственной российской команды, участвовавшей в конкурсе Google Lunar X PRIZE, главный приз в котором должна получить группа, создавшая и отправившая на Луну частный луноход.

Инженеры «Лин Индастриал» разработали также проект российской лунной базы, который можно реализовать с использованием уже существующих технологий. Проект получил название «Луна сем », что подразумевает, что это будет седьмая высадка человека на Луну (после 6 полетов по программе «Аполлон»). Некоторые предложения из этого проекта были включены в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг. Презентация проекта по ссылке .

К сожалению, совсем недавно проект перестал получать финансирование и сегодня стоит вопрос о закрытии проекта .

Dauria Aerospace – первые деньги и геостационарный спутник

Еще один производитель малых спутников – компания Dauria Aerospace . Но, в отличие от других российских частных компаний, в этой отрасли Dauria уже получила свой первый существенный доход от космической деятельности. Два спутника компании – Perseus-M1 и Perseus-M2, – предназначенные для дистанционного зондирования Земли, продали в декабре 2015 года американской Aquila Space. Космические аппараты поменяли хозяина уже в тот момент, когда находились на орбите.

Компания разрабатывает широкий спектр малых спутников, предназначенных для различных орбит и целей. Третьим спутником Dauria Aerospace, выведенным в космос, стал DX1 – первый космический аппарат на основе малой спутниковой платформы (до 50 кг) DX, созданной специалистами компании. Предназначение космического аппарата – отработка экспериментальных технологий. Сами же спутники на основе этой платформы могут использоваться для широкого круга задач: от дистанционного зондирования Земли до ретрансляции сигналов.

Но если спутники DX предназначены для низкой околоземной орбиты, то проект Pyxis предусматривает создание сети телекоммуникационных спутников для высокоэллиптических орбит. Такие орбиты, с апогеем над Северным полушарием планеты высотой в десятки тысяч километров, позволяют обеспечить связь в приполярных регионах Земли. Четыре космических аппарата спутниковой группировки должны были по планам выйти в космос до 2020 года. Они должны были обеспечить спутниковый доступ в Интернет десяти тысячам пользователей: жителям приполярных российских регионов, ученым-полярникам, нефтяникам, экипажам судов Северного морского пути.

Но, пожалуй, самый передовой проект Dauria Aerospace – разработка платформы АТОМ для создания геостационарных космических аппаратов. Как правило, спутники для геостационарной орбиты отличаются большими размерами и массой. Но масса космических аппаратов, созданных на платформе АТОМ, не превысит 1 тонны. Это позволит выводить их на орбиту с меньшими затратами. К тому же такие аппараты прекрасно подойдут для обслуживания малых и средних рынков в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, где использование более тяжелых и дорогих спутников нерентабельно. Кроме того, выводить на орбиту такие спутники можно сразу по несколько штук или попутно с другим грузом.

Другой особенностью платформы является использование только электрореактивных двигателей как для довыведения спутника на геостационарную орбиту с низкой опорной, на которую его доставит ракета, так и для его удержания в точке стояния на геостационаре.

Первая пара таких спутников по планам должны были быть отправлены в космос к концу 2017 на индийской ракете-носителе GSLV Mk II.

К сожалению, сейчас у компании боьшие проблемы, подробности чего рассказывает в интревью основатель проект (на видео ниже). Сам он считает создание компании самой большой своей ошибкой:

Есть несколько больших космических стран в мире - с большим космическим бюджетом и амбициями. Это США, Европа, Китай, Япония, Россия. При этом вся индустрия государственная, не только с точки зрения денег, но и с точки зрения того, что все работы выполняют государственные компании. Нам действительно помогали. Dauria помогли и «Сколково», и «Роснано». Но сейчас я понимаю, как я был наивен. Это была моя самая большая ошибка в жизни . Компания такого рода может существовать только в двух ситуациях. Либо если есть сильная поддержка со стороны государства, которое дает заказы, встраивает в структуры, как это делается для Boeing, Airbus, Lockheed Martin и так далее, либо когда есть возможность работать на большой открытый мировой рынок, используя преимущества страны. И я, конечно, не подписывался на то, что мы после 2014 года будем отрезаны от мирового рынка.

Отправлять туристов в космос планируют не только за океаном. Цель российской компании ООО «КосмоКурс» – создание многоразового суборбитального комплекса для отправки в космос туристов. Первый такой туристический полет должен состояться уже в 2025 году. Космический корабль, рассчитанный на шесть туристов и одного инструктора, запустят на высоту полета корабля «Восток-1», на котором когда-то полетел Юрий Гагарин, – от 180 до 220 км. Но, в отличие от первого космонавта Земли, на орбиту вокруг планеты корабль не выйдет, полет будет суборбитальным – какой когда-то совершил Алан Шепард, первый американский астронавт.

План полета / ©cosmocourse.com

Космический комплекс компании будет состоять из ракеты-носителя и суборбитального космического аппарата, разделяющихся на 141 секунде полета при достижении высоты 66,4 км. И корабль, и ракета, естественно, будут многоразовыми. Сам полет займет всего 15 минут, из которых 5 минут, в апогее траектории полета, пассажиры будут находиться в невесомости. Планируется совершать около 120 пусков в год, то есть отправлять в космос по 700 человек ежегодно. Это 2 запуска в неделю.

Сейчас проект пока только на бумаге. Но разработанное «КосмоКурсом» тактико-техническое задание на выполнение аванпроекта (предварительного плана) уже прошло необходимую процедуру согласования в Роскосмосе. Общая стоимость реализации проекта составит 150–200 млн долларов. Билет на такую космическую экскурсию, как ожидается, будет стоить от 200 до 250 тыс. долларов.

Текст: Ольга Астафьева | 2015-04-24 | Фото: SU.S. Army Kwajalein Atoll, Steve Paluch, WPPilot, D. Miller (все wikipedia.org) virgingalactic.com, Nasa, SpaceX | 4523

С начала космической гонки и до конца девяностых космос был полностью государственной «территорией». Для привлечения частного капитала были слишком высоки риски при полной неопределённости будущих доходов, да и средства необходимо было вкладывать по тем временам по-настоящему «космические». Это в США. В СССР частного капитала просто не существовало. Именно государственные компании сделали первые шаги в освоении космоса: благодаря их исследованиям, стали определяться перспективы для коммерческих проектов. Однако у частных компаний есть преимущество перед государственными. Основная задача «частников» – извлечение прибыли: доходы – к максимуму, издержки – к минимуму. Частной компании недостаточно просто решить задачу – необходимо найти эффективное решение с точки зрения прибыли.

Вконтакте

Одноклассники

Неофициальной датой рождения американской частной космонавтики можно считать 1996 год – год создания фонда X-Prize бизнесменом Питером Диамандисом. Чуть позже им был объявлен конкурс на постройку многоразового космического корабля, который смог бы поднять космических туристов на высоту в 100 км. (условная граница атмосферы) и вернуть их обратно на Землю в целости и сохранности.

Более конкретно условия конкурса звучали так: проекты участников не должны финансово зависеть от правительства и государственных организаций, корабль не только должен достигнуть 100 км., но и целым (без серьёзных повреждений) вернуться на Землю, на его борту должны находиться как минимум 3 человека, а сам полёт должен повториться в течение двух недель.

К концу 2003 года за главный приз в 10 млн долларов боролись 26 частных компаний из 7 стран мира (в том числе и из России). В итоге 21 июня 2004 года с аэродрома Мохаве (штат Калифорния) стартовал аппарат SpaceShipOne, достиг границ атмосферы и вернулся на Землю. А его пилот Майкл Мелвилл стал первым астронавтом, получившим это звание в обход госкорпораций. Сконструировала SpaceShip команда легендарного аэроинженера США Scaled Composites Бёрта Рутана для компании Virgin Galactic – подразделения всемирно известной корпарации Virgin.


SpaceShipOne – первый частный летательный аппарат для полётов выше 100 км.

Этот аппарат Бёрта Рутана представляет собой комбинированную систему, состоящую из двух аппаратов: высотного самолёта и ракетоплана. Восьмиметровый ракетоплан SpaceShipOne с дельтовидным крылом и кабиной на трёх человек крепится под брюхом самолёта-носителя White Knight. В основе строительства аппарата SpaceShipOne – гибридный двигатель, который работает на полибутабиене и оксиде азота. Кабина представляет из себя герметичную камеру с необходимым давлением. Специально для будущих «космических туристов» было сделано большое количество иллюминаторов из двухслойного стекла, каждый из которых по отдельности выдерживает перепады давления в космосе и при посадке. А воздух внутри кабины создаётся за счёт специальной тройной системы. Всё это даёт возможность обходиться внутри без скафандров.

Носитель поднимается до 14 километров, и на этой высоте ракетоплан отделяется от него. Примерно через 10 секунд после отделения космического аппарата включается его единственный ракетный двигатель, и SpaceShipOne стартует почти вертикально – под углом в 84 градуса. Двигатель остаётся включённым около минуты, этого времени достаточно, чтобы аппарат поднялся на высоту 50 километров. Остальные 50 километров он проходит уже по инерции. В космосе SpaceShipOne находился порядка трёх минут, передвигаясь по параболической траектории. Не достигая наивысшей точки, он убирает крылья и хвост для вхождения в земную атмосферу, и экипаж получает возможность испытать состояние невесомости.

Самое сложное в этой схеме – обратный спуск, на который отводится порядка 20 минут. Никаких парашютов или дополнительных двигателей конструкцией SpaceShipOne не предусмотрено – аппарат должен просто спланировать вниз, используя свои крылья.

Именно так всё и произошло 21 июля – с той лишь разницей, что в кабине не было туристов. Поэтому для того, чтобы его создатели получили приз в 10 миллионов долларов, ракетоплану SpaceShipOne пришлось слетать в космос ещё пару раз.

Вот таким образом человечество ещё на шаг приблизилось к частному освоению космоса. Ричард Брэнсон, эксцентричный миллиардер, владелец Virgin (и, соответственно, VirginGalactic) получил лицензию на использование SpaceShipOne для частных полётов.

Позже, в 2010 году, прошёл свои первые лётные испытания обновлённый корабль для космических туристов SpaceShipTwo, тоже детище сэра Бренсона и конструктора Рутана. SpaceShipTwo взмыл в небо с того же космодрома в Мохаве. Представители компании сообщили, что первый полёт, который длился 2 часа 54 минуты, прошёл успешно.


Испытательный полёт корабля для космических туристов SpaceShipTwo, детища бизнесмена Ричарда Бренсона и конструктора Бёрта Рутана.

SpaceShipTwo, так же как и его предшественника SpaceShipOne, сконструировал Бёрт Рутан, владелец компании Scaled Composites. По задумке Рутана, космолёт закрепляется между фюзеляжами WhiteKnightTwo. Самолёт-носитель поднимает SpaceShipTwo на высоту 16 км., после чего аппарат отстыковывается и самостоятельно взлетает на высоту 100-110 км. в суборбитальное пространство. Приземляется космолёт как самый обычный самолёт. То есть, используя тот же принцип действия как и у предыдущих аппаратов Рутана и Бренсона в 2004 году. Но максимальная высота полёта возросла до 160 километров, время пребывания «туристов» в невесомости увеличилось ровно в два раза – до 6 минут свободного полёта, а количество человек на борту возросло до 8 (2 пилота и 6 пассажиров).


Бёрта Рутана часто отмечают за оригинальность в проектировании лёгких, мощных, необычно выглядящих, энергетически высокоэффективных летательных аппаратов и называют «вторым подлинным новатором» в области технологий аэрокосмических материалов после немецкого инженера Хуго Юнкерса, пионера в разработке цельнометаллических самолётов. Наиболее известные детища Рутана: «покоритель рекордов» Voyager, ставший первым самолётом, облетевшим весь мир без посадки и дозаправки; суборбитальный космоплан SpaceShipOne; маленький самодельный самолётик Rutan VariEze (1975 г.) – первый самолёт, на котором были использованы винглеты (законцовки крыльев). Усовершенствованные в 1990 году Луи Гратцером они позволили сократить расход топлива на 7%. Столь масштабная экономия за счёт модернизации оказалась беспрецедентной в истории авиации, если не считать переделки всего самолёта или ремоторизации.

23 октября 2010 года компания открыла первый в мире частный космопорт «Америка». Далее тестовые полёты проходили регулярно и довольно-таки успешно (если не считать аварийную посадку WhiteKnightTwo из-за повреждённого шасси осенью 2010 года). В мае 2011 года SpaceShipTwo в очередной раз продемонстрировал свою манёвренность и устойчивость, выполняя плавные подъёмы и снижения на высоте от 10 до 15 километров. В сентябре того же года была успешно испытана система приземления в аварийных условиях. 30 апреля 2013 года был испытан ракетный двигатель суборбитального корабля, за 16 секунд он преодолел сверхзвуковой барьер, после чего успешно приземлился в аэропорту вылета.

Ричард Бренсон сообщил после этого полёта: «Впервые мы смогли проверить ключевые компоненты системы в полёте. Нынешний сверхзвуковой успех открывает дорогу к вполне реалистичной цели – полноценному космическому полёту». Однако в конце октября 2014 года во время очередного испытательного полёта SpaceShipTwo потерпел крушение. Один пилот погиб, второй был серьёзно ранен. Самолет WhiteKnight, поднимавший в воздух SpaceShipTwo, благополучно вернулся на Землю. Пока непонятно, как происшествие отразится на космическом туризме, но, по словам самого Брэнсона, несмотря на аварию своего корабля он не намерен отказываться от идеи туристических космических полётов. К этому моменту Virgin Galactic уже успела продать более 700 билетов стоимостью 250 тысяч долларов каждый.


Cамолёт-разгонщик (носитель) WhiteKnightTwo.


WhiteKnightTwo, состыкованный с суборбитальным космическим кораблём SpaceShipTwo.

Помимо Бренсона и Рутана, которые взяли на себя обязанности космических туроператоров, очень многие «частники» на западе занимаются освоением космоса. Этот бизнес оказался настолько заманчив, что новые и порой даже трудноосуществимые проекты начали появляться один за другим. Вот некоторые из них.

Golden Spike. Эта компания объявила о коммерциализации Луны, а к концу нынешнего десятилетия Golden Spike рассчитывает организовать отправку и возврат экипажа из двух человек на спутник Земли. Такие полёты могут заинтересовать не только любителей экстремального туризма, но и государства, которые ещё не успели там «отметиться» (то есть всех, кроме США). Шансы на такой проект, конечно, есть, если найти сразу несколько потенциальных заказчиков туров и соответственно обеспечить стабильное финансирование таких полётов.

Planetary Resourses. Гораздо более амбициозный, чем предыдущий, проект. Planetary Resourses намерена добывать полезные ископаемые из недр астероидов. Компания предполагает, что огромные запасы таких редкоземельных элементов как платина, родий и иридий на этих космических объектах позволят с лихвой окупить затраты на отправку, добычу и доставку ископаемых на Землю. В ближайшее время Planetary Resourses планирует запуск нескольких телескопов для поиска подходящих астероидов. Предварительно это намечено на 30-ые годы. Однако и у этого проекта возникла масса проблем. Помимо дорогостоящей технической базы и длительного проектирования, существуют ещё и вопросы безопасности доставки и правовые тонкости. Дело в том, что существует Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он запрещает отдельной стране владеть небесным телом, но не оговаривает, может ли это сделать частная компания. Пока не ясно, имеет ли Planetary Resources право в частном порядке разрабатывать астероиды и кому должна (и должна ли вообще) будет платить налоги. Но у компании в запасе достаточно времени, чтобы разобраться в этих вопросах.

Телескоп Sentinel. Летом 2012 года частный фонд В612 начал поиск инвесторов для своего проекта Sentinel по запуску в космос телескопа. Главной его задачей должен стать поиск астероидов и метеоритов, представляющих потенциальную опасность для Земли. Предполагается, что инфракрасный телескоп, вращаясь вокруг Солнца, будет отслеживать 90% космических объектов, которые могут приблизиться к Земле. Данные, собранные аппаратом, должны будут позволить идентифицировать опасные объекты за 50-100 лет до условного столкновения. Также полученные данные можно будет использовать при планировании исследовательских миссий. Запуск Sentinel намечен на 2017–2018 годы. Телескоп рассчитан как минимум на пять с половиной лет работы, а собранные данные планируется сделать общедоступными. Очевидно, что основная проблема, как и в большей части частных космических проектов – это финансирование.

Mars One. Пока такие государственные компании как NASA отправляют роботов на исследование Марса и изучают возможность полёта на него, нидерландская компания Mars One собирается начать строительство колонии на Красной планете уже в 2023 году. Суть проекта заключается в следующем. Раз в два года на Марс будет отправляться команда из четырёх человек на постоянное место жительства, без возможности когда-либо вернуться на Землю. Для поддержания их жизнедеятельности Mars One предлагает использовать солнечную энергию и местные ресурсы, например, добывать воду посредством растапливания льда, а кислород получать в результате электролиза. Своё желание оказаться на Марсе в рамках программы Mars One высказали около 200 тысяч человек, впоследствии из них было отобрано 663 претендента.

SpaceX. Компания, основанная Илоном Маском, занимается производством космических ракет Falcon и грузовых кораблей Dragon. 28 сентября 2008 года четвёртый запуск ракеты Falcon 1 впервые завершился успехом. На эллиптическую орбиту высотой 500-700 километров был доставлен массовый эквивалент полезного груза. 8 декабря 2010 года был успешно осуществлён запуск ракеты Falcon 9 и грузового корабля Dragon. Корабль вышел на орбиту, передал телеметрическую информацию, сошёл с орбиты и успешно приводнился в океан. SpaceX стала первой в мире неправительственной организацией, которая запустила орбитальный грузовой корабль и успешно возвратила его. 16 августа 2011 года NASA даёт согласие на запуск корабля Dragon 30 ноября и его стыковку с МКС, что 25 мая 2012 года и было впервые осуществлено. Контракт, заключённый между NASA и SpaceX по доставке грузов на МКС, предусматривает 12 полётов Dragon к станции. Общая стоимость соглашения составляет 1,6 млрд долларов. 30 мая 2014 года Илон Маск представил пассажирскую версию космического корабля Dragon, называемую Dragon V2.


Пятый запуск ракеты Falcon 1. Остров Омелек.


Стыковка Dragon с МКС.

Одной из целей проекта является создание многоразовых ракет-носителей, что позволит существенно снизить стоимость полётов. 18 апреля 2014 года первая ступень ракеты-носителя Falcon-9 успешно совершила мягкую посадку в воды Атлантического океана после запуска грузовика Dragon к МКС и разрушилась под ударами волн. Две попытки посадить ступень на океанскую платформу закончились неудачей, но прогресс был налицо - во второй раз для успеха не хватило самой малости. Повторное использование первой ступени – самой дорогостоящей части ракеты – сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70%.


Ракета вертикального взлёта и вертикальной посадки Grasshopper (кузнечик), построенная с целью разработки и тестирования технологий, необходимых SpaceX для создания многоразовых ракетных систем. В конце 2013 года Grasshopper поднялся на 744 метра, после чего плавно, с точностью вертолёта, опустился на стартовый стол.

В 2013 году SpaceX получила разрешение на строительство частного стартового комплекса для ракет-носителей в штате Техас. Компанией планируется осуществлять 24 запуска в год, выпуская по 2 ракеты в месяц.

Google Lunar X-Prize. В 2007 году стартовал конкурс Google Lunar X-Prize: участникам предложено отправить на Луну беспилотный аппарат. Робот должен совершить успешную посадку и преодолеть по лунной поверхности несколько сотен метров, передавая на Землю видео, панорамные снимки высокого качества и сопутствующую информацию. Победитель состязания получит 20 млн долларов. Изначально датой окончания конкурса назывался 2012 год, однако при подготовке стало ясно, что в эти сроки ни одна команда не укладывается. В результате финал был перенесен на конец 2015-го.

В настоящий момент основной доход негосударственным компаниям (за исключением SpaceX) приносят непилотируемые космические полёты: спутники навигации и средств связи, космические исследовательские станции. Пилотируемая космонавтика намного более затратна и на это есть ряд причин.

Во-первых, это сама «физика» полёта. Спутник весит намного меньше пилотируемого судна, соответственно, на его запуск уходит меньше топлива. И дальнейшее существование спутника тоже не такое сложное, как у пилотируемого корабля. «Отработав» своё, спутник продолжает уже в нерабочем виде оставаться на орбите. С пилотируемым объектом такого сделать нельзя. Его или, по крайне мере, его экипаж надо вернуть обратно на Землю, желательно в целости и сохранности, и на это тоже нужно затратить топливо.

Во-вторых, беспилотный объект не нуждается в «деликатном» запуске, так как на его борту нет людей, которые более чувствительны к перегрузкам, чем приборы. Кроме того, пилотируемый космический аппарат нуждается в большей манёвренности. Перегрузки должны быть сведены к минимуму для безопасности космических туристов. Они хоть и проходят подготовку как профессионалы, но всё равно являются дилетантами. И за их жизнь и здоровье полностью несёт ответственность компания, отправившая их в полёт. Ситуация та же, что и с наземными туристами.

Наконец, надо учитывать фактор риска – как технического, так и коммерческого. Прежде чем перейти на коммерческое использование судна, требуется провести не менее 30 успешных испытательных полётов. А это и огромные затраты, и имидж самой компании. В случае нескольких неудач отношение к частной организации изменится отнюдь не в лучшую сторону.

Однако основной причиной задержки туристических полётов в космос следует считать не только финансовые и технические, но и «организационно-бюрократические» проблемы. Конгресс США несколько лет назад решил подтолкнуть начало коммерческих космических полётов. Для этого были приняты законы, подразумевающие минимальный государственный надзор за безопасностью полётов в зарождающейся отрасли. Согласно действующему законодательству, пассажиры получат минимальную подготовку к чрезвычайным ситуациям и должны подписать документы о признании рисков. Операторы надеются, что будут частично защищены от юридической ответственности, давая пассажирам основную информацию о безопасности своих транспортных средств.

Тем не менее частные компании, ориентированные на перевозку пассажиров, и Федеральная авиационная администрация США (FAA) должны разработать соответствующие нормативные документы. Специалистам очень сложно работать – у них нет прецедентов, которыми они могли бы руководствоваться. Поэтому ни одна из участвующих в процессе сторон не знает, как много времени займут «бюрократические процедуры». Остаётся только надеяться, что все эти трудности удастся рано или поздно преодолеть, и космос примет новых гостей.