Дед мазай и зайцы кто. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы

Артемий Лебедев – известнейший российский дизайнер и блогер, который в 1992 году основал крупнейшую в России веб-студию, считающуюся «№1» в дизайнерской сфере страны. Его компания занимается графическим, промышленным и городским дизайнами. «Студия Артемия Лебедева» под руководством своего творческого основателя является разработчиком многих популярных проектов, в число которых входит дизайн поисковика «Яндекс» и растягивающихся по ширине окна «резиновых» сайтов, являющихся и сегодня большой редкостью на просторах Рунета.

Биография Артемия Лебедева насыщена его активной деятельностью в блогосфере, которая изобилует матерными и экспрессивными выражениями. Такой стиль делает личность самого высокооплачиваемого дизайнера России неоднозначной в глазах общества – одни считают его остроумным профессионалом своего дела с высоким интеллектом, а другие видят в Лебедеве человека, недостойного быть примером для подражания.

Детство и юность

Родился Лебедев Артемий Андреевич 13 февраля 1975 года в Москве в семье телеведущей и писательницы и профессора-филолога Андрея Лебедева. Имея в своих родословных корнях писателя и генерал-полковника Валентина Лебедева, профессия дизайнера и публициста для Артемия была вполне предсказуемой. Он с самого детства проявлял свой творческий потенциал в дизайнерском направлении, уже в младшей школе он придумывал «логотипы» для своих сверстников из их инициалов.


Дошкольное образование Артемий Лебедев не получал – родители занимались домашним воспитанием сына, это по их мнению должно было положительно отразится на его характере. Но, результат оказался иным – за первые четыре года школьного обучения Артемий поменял три школы, так как был плохим учеником и постоянно прогуливал уроки, за что отчислялся из учебных учреждений. В 1989 году семья Лебедевых переехала на ПМЖ в Америку, где будущий веб-дизайнер поступил в балтиморскую школу Parkville. Переезд в другую страну и кардинальное изменение условий обучения не заставили полюбить Лебедева школу – уже через год он возненавидел свое новое местожительство и вернулся в Москву без родителей.


На родине Артемий стал учащимся гуманитарного класса школы № 57, а в 1991 году поступил в МГУ им. на факультет журналистики. По словам самого дизайнера, он решил стать журналистом не по призванию, а потому что для поступления на эту профессию требовался самый низкий проходной балл. В вузе он так и не изменил своего отношения к учебе, поэтому за постоянные прогулы и нарушения дисциплины был отчислен уже со второго курса.


После этого он стал учеником арт-директора «Итогов» Аркадия Троянкера, являющегося одним из лучших книжных иллюстраторов, дизайнеров и графиков России. В этом направлении Лебедев проявил все свое упорство и способность к освоению интересного ему дизайнерского направления. Благодаря этому в 17 лет Артемий без родительской поддержки основал свой первый дизайнерский бизнес-проект, которые вывел его на высокий профессиональный уровень не только в России, но и за рубежом.

«Студия Артемия Лебедева»

Первую дизайнерскую студию совместно с партнером Артемий Лебедев основал в 1992 году, но в ней проработал не более года. Дизайнер захотел большего размаха и самостоятельности и поэтому в 1993 году создал собственную полиграфическую студию «Артографика», деятельность которой основывалась на выпуске книг и журналов. Тогда же он устроился работать арт-директором в «МакЦентр», где укрепил свой профессионализм на творческом поприще.


В 1995 году дизайнер расширил свои владения и основал студию WebDesign, которая в 1998 году была переименована в «Студию Артемия Лебедева». Именно тогда о нем заговорили как о «первом дизайнере российского интернета», который был единственным сотрудником своей компании. Его первый дизайн-проект стоил 3 тыс долларов, который он сделал в домашних условиях. Заработав первые 30 тысяч долларов, Артемий арендовал офис и нанял сотрудников, которые увеличили оборот фирмы до 100 тысяч долларов в месяц.


К началу 2000-х годов «Студия Артемия Лебедева» стала крупнейшей компанией веб-дизайна, которая расширила свои возможности и в категорию предоставляемых услуг внесла промышленный дизайн, пользующийся широким спросом. Клиентами Лебедева сегодня являются «Майкрософт», «Яндекс», «Евросеть», Центральный банк России, General Motors, Procter & Gamble, Nissan и многие другие известные компании, которые благодаря профессионализму Артемия смогли получить уникальные логотипы и дизайны сервисов, узнаваемые во всем мире.

Блогерство и путешествия

Большую известность дизайнеру принесли его некоммерческие проекты. В частности, блог Артемия Лебедева в ЖЖ является одним из самых читаемых в Рунете по версии "Яндекса". В блоге дизайнер откровенно высказывает свое мнение с употреблением ненормативной лексики и увлекательно рассказывает о своих путешествиях по разным странам.


Во время своих этнографических экспедиций дизайнер особенно обращает внимание на местные особенности городов, а именно светофоры, урны, бордюры, дорожные знаки и вывески различных заведений, характеристику которых в своем экстравагантном стиле освещает на личной сайте и в блоге «Живого журнала».

По личному заявлению Лебедева, в сентябре 2015 года он стал единственным выходцем из СССР, побывавшим в 193 странах мира, которые входят в ООН. Несмотря на то, что деятельность Артемия на первый взгляд носит вполне положительный характер, он неоднократно становился фигурантом скандалов из-за своего политически-религиозного настроя, а вернее его отсутствия.


Он является категоричным противником политики и церкви, в результате чего его некоторые посты вызывали возмущение православных экспертов, которые даже подавали уголовные иски на блогера. При этом сам Лебедев считает такую реакцию отличной пиар-кампанией для своего сайта и блога.

Кроме создания дизайна, ведения блога и путешествий Артемий Лебедев занимается ведением проекта «Ководство», посвященному рекомендациям и советам по проектированию интерфейсов, семиотики и типографии, а также графическому и промышленному дизайну. Здесь он делится своим профессионализмом и рассказывает о реалиях русского дизайна, чем старается вывести дизайнерскую сферу России на достойный уровень.

Личная жизнь

Личная жизнь Артемия Лебедева тщательно скрыта от любопытных глаз. Всё, что выходит за пределы его профессиональной деятельности, дизайнер не обсуждает с обществом, чем вызывает многочисленные слухи вокруг своей персоны.


Известно, что Артемий Лебедев был женат на журналистке Марине Литвинович, которая в 2001 году родила супругу первенца Савву. Семейная жизнь у супругов не сложилась, поэтому их брак распался. В СМИ появлялась также информация, что после развода с Литвинович Лебедев стал отцом еще троих детей, но сам дизайнер официально никогда не подтверждал эту информацию.

Свое свободное от путешествий и дизайна время Артемий уделяет социальным проектам, а также ездит по России с мастер-классами и лекциями, посвященными дизайну и созданию красивых и удобных вещей. Также он увлекается фотографией, благодаря чему блог Лебедева полнится качественными фото с посещаемых городов.

Детство Артемия Лебедева

Артемий Лебедев является внебрачным сыном известной писательницы и телеведущей Татьяны Толстой и профессора-филолога Андрея Лебедева.

По материнской линии Артемий – правнук знаменитого писателя Алексея Толстого. Родители решили не отдавать сына в детский сад и дали ему домашнее образование. Они считали, что это лучше отразится на характере ребенка.

Любимым занятием маленького Артемия с семилетнего возраста стало написание логотипов из первых букв имен своих друзей.

В школе Артемий учился плохо, постоянно прогуливал занятия. За время обучения успел поменять три московские школы: № 274, № 583 и № 57. Один год проучился в балтиморской Patkville Hiqh Schoolв США. В Америку мальчик попал вместе с мамой, которая преподавала в Балтиморе русскую литературу.

Но уже через год Артемий оставил родителей в Америке и вернулся в Россию. По его словам, именно в этот период у него появилась ненависть ко всему американскому.

Воспитываясь в семье литераторов и постоянно слыша разговоры о литературе, Артемий решил поступить в МГУ им. М.В.Ломоносова на факультет журналистики. Поступить в университет он поступил, но получить высшее образование так и не сумел. Студента Лебедева отчислили за пропуски уже со второго курса.

Карьера Артемия Лебедева

Летом 1992 года Артемий Лебедев вместе с партнером основал студию дизайна под названием «А-квадрат», но проработал там только лишь до конца года. А уже в начале 1993 года основал свою собственную полиграфическую студию. Название для студии Артемий придумал сам. Перебрав множество вариантов, он остановил свой выбор на «Артографике».

В 1993-м году Лебедев устроился работать в компанию «МакЦентр», где и проработал до 1995 года. В том же 1995 году он основывает очередную студию WebDesiqn. А уже в 1998 году эта студия получила новое название – «Студия Артемия Лебедева», которая и по сей день является одной из самых крупных студий веб-дизайна в Рунете.

Артемий Лебедев о стрижке ногтей.

В 2001 году Артемий решает расширить сферу деятельности и начинает заниматься промышленным дизайном. Самыми известными дизайнерскими работами в этой области являются микроволновая печь Samsung и клавиатура «Оптимус», которая получила главную премию на выставке iF communication.

Среди более 1800 работ веб-студии - графические и физические интерфейсы, книги, журналы и логотипы, рекламные буклеты, фирменные стили и знаки. Следует отметить, что «Студия Артемия Лебедева» считается одной из самых известных и дорогих дизайнерских компаний. Как правило, ее услугами пользуются крупные заказчики – богатые и успешные люди.

Большую часть времени современный дизайнер проводит за разработкой информационной архитектуры. Лебедев проводит исследования и в области эргономики, решая проблемы, связанные с удобством использования различных интернет-сайтов. Пытаясь лишний раз привлечь внимание к себе и достижениям своей студии, Артемий часто делает достаточно громкие заявления.

Например,эпатажный дизайнер заявляет, что именно он и его студия являются авторами такого изобретения как «резиновые сайты» (речь идёт об интернет-окнах, растягивающихся по ширине).

Артемий Лебедев сегодня

Артемий Лебедев в настоящее время находится в начале своего творческого пути. Сам он считает, что далеко не полностью раскрыл свой потенциал. Вероятно это так, ведь только талантливый человек может в 17 лет открыть свою дизайнерскую студию, а к 32 годам получить статус дизайнера номер один в стране.

В настоящее время на «Студии Артемия Лебедева» работает несколько сотен человек. Компания занимается не только промышленным, но и городским, а также графическим дизайном. Если верить информации, то дизайн полюбившегося многим поисковика «Яндекс» - это тоже результат работы студии Артемия Лебедева.


Сайт Артемия Лебедева переполнен разными идеями и предложениями. Например, если вы интересуетесь экстравагантными предметами, то стоит ознакомиться с предложениями в разделе «Магазин». Там вы сможете найти колоду игральных карт «Мафия», зонт в виде сердца с неприличным изображением выпирающего из кулака среднего пальца, брелок «ключ» с пометками для особо забывчивых, что именно может открыть этот распространённый в быту инструмент, желтый скотч и ещё много других оригинальных безделушек.

Раздел сайта дизайн-студии «Инвентарь» предлагает разнообразные полезные «штучки». Например, «Матрица идей», помогающая в борьбе с кризисом людям творческих профессий.

Особенно интересен раздел сайта, который Артемий Лебедев назвал «Ководство». В этом разделе популярный дизайнер и его партнеры делятся своими идеями и взглядами на новомодные тенденции и направления в области дизайна.

На сайте Артемия Лебедева можно заказать высокопрофессиональную рекламу компании, а также графическое оформление своего собственного сайта или блога (правда, не каждому это по карману). Популярный дизайнер ведет свой блог, где высказывает свои мысли, не чураясь нецензурных выражений.

Личная жизнь Артемия Лебедева

Информацию о своих детях и женах Артемий предпочитает скрывать от посторонних. Одно время ходили слухи, что известный дизайнер и популярный блоггер является гомосексуалистом и закоренелым женоненавистником.

Но достоверно известно, что Лебедев был женат. Избранницей дизайнера стала Марина Литвинович, правозащитник по образованию. В 2001 году у них родился сын Савва. Однако совместная жизнь Артемия и Марины не сложилась, и они развелись. Лебедев не забывает о сыне, проводит вместе с ним достаточно много времени.

Артемий Лебедев о комментариях к своему ЖЖ

Был ли женат дизайнер ещё и сколько именно раз, на сегодняшний день неизвестно. Есть информация, что в 2009 году Артемий стал счастливым отцом своего четвёртого ребёнка. Насколько это соответствует действительности – неизвестно.

Самым главным увлечением, помимо основной работы, для Артемия является его страсть к путешествиям. Он побывал во многих странах и с увлечением описывает их в своем блоге. Одно из последних путешествий по странам Африки чуть было не закончилось для него трагически. Лебедев заразился тропической малярией и некоторое время лечился в одной из инфекционных больниц Москвы.

Главный офис Студии Артемия Лебедева больше напоминает музей старья. Здесь собраны десятки старых телевизоров, сотни советский табличек, швейные и печатные машинки, плакаты, посуда, уличные указатели, автомобильные знаки и еще тысячи предметов дизайна разных лет. Офису уже 10 лет, но он постоянно меняется. Каждый день появляются новые экспонаты, сотрудники студии меняют пространство вокруг себя. Если вы придете в офис студии через месяц, то он будет уже другим. Я зафиксировал состояние офиса на .

Студия была основана в 1995 году и изначально называлась «WebDesign», а своё нынешнее название получила в 1998 году. В соответствии со своими правилами, студия не работает с частными лицами, а также с политическими, религиозными организациями и мудаками. Девиз компании: «Дизайн спасёт мир».

Главный офис студии расположен в Москве на Газетном переулке, сюда студия переехала 10 лет назад.

01. При входе стоит телефонна будка которую специально доставили из Англии, кстати, изначально она была зеленого цвета, в красный ее покрасили уже в студии. Также при входе стоят велосипеды сотрудников.

02. Знаменитая стена с фотографиями посетителей студии, сделанными на Полароид. Стена перестала расти, когда закончились кассеты для фотоаппарата. В центре фото Ильи Лагутенко.

03. На первом этаже переговорная, где принимают клиентов.

04. Чтобы менеджерам было нескучно вести переговоры, для них придумали небольшую игру.

05. Здесь прошел дизайнер...

06. Комната сисадминов, справа на полу валяется инструмент, которым решаются многие вопросы.

07. Здесь же обитает russos .

08. Также на первом этаже есть много ничем не примечательных комнат, в которых сидят разные менеджеры.

09.

10. Точно не помню, кто сидит в этом кабинете, но, судя по оформлению, программисты. Кстати, сотрудники сами оформляют свои кабинеты, и для Лебедева часто бывает открытием новое дизайнерское решение его подчиненных.

11. "Мы существуем так, как нам нравится. Мы работаем так, как сами считаем правильным. Мы в гробу видали все корпоративные ценности вместе взятые. Все наградные доски мы вешаем в туалете. У нас аллергия на словосочетания «креативное решение» и «оптимизация бизнес-процессов»."

12. Основная часть студии располагается на пятом этаже, здесь все намного интереснее. Студия больше напоминает музей старья.

13. Основной зал. Здесь и фотостудия, и склад товаров для магазинов, буквы "Д" и "К" сняты с Детского мира перед реконструкцией.

14. Одну из стен украшает фрагмент схемы линий московского метро через много лет (http://www.artlebedev.ru/everything/metro/map-2100/).

15. Сейчас в студии работает 250 человек. Единственная причина по которой человеку может быть отказано в работе кроме профессиональных качеств - запах.

16. В коллекции студии более 40 старых телевизоров, многие из них работают.

17. Артемий ругает дизайнера.

18. Рябочее место Егора zhgun . Летом мы выиграли с ним регату, а компания организатор зажала наш приз. Если совесть до декабря у них не проснется, придется писать возмутительный пост.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25. Вход в кабинет Лебедева.

26. Вид с другой стороны.

27. - Почему ты не даешь интервью?
- Все, что я хочу сказать, я могу сказать через блог. А интервью - это чистая трата времени. Я на работе выполняю не декоративную функцию, поэтому время экономлю. Кроме того, все журналисты - мудаки.

28. На стеллажах огромная коллекция элементов уличного дизайна, старой посуды, схем, техники, книг и много другого. Медные кольца - это фрагмент старого потолка аэропорта Шереметьево-2, сейчас его заменили на дешевую подвесную сетку, справа виден указатель "Переход". Большинство экспонатов Лебедеву дарят читатели, что-то привозит сам. Знак перехода приехал из Егорьевска.

29.

30. "Я не боюсь опоздать на полчаса на встречу - пока человек ждет меня в моем кабинете, он сам себя занимает разглядыванием тонны говна, расставленного по полочкам."

31. Тема читает все комменты, которые ему пишут в ЖЖ, но отвечает редко. Еще реже пишет в другие блогах.
- Кого в ЖЖ ты читаешь и с какой периодичностью?
- Каждый день - записи из топа. teh_nomad -а и ibigdan -а не читаю. Раз в неделю - petrosphotos , navalny , drugoi . Раз в месяц - sergeydolya , mi3ch . Раз в полгода - tebe_interesno , radulova .
- Сколько писем в день ты получаешь?
- Около 200 писем и 2000 комментариев в ЖЖ. Отвечаю примерно на каждое пятое письмо.
- Другие блоги комментируешь?
- Если получается, пишу dolboeb у и nl у "первыйнах".

32. Большая картотека, здесь мелкие экспонаты разложены по полочкам. Например проездные метро, военные билеты, ПДД, значки, листовки, тетради, банкноты, паспорта, кредитки, сигареты и многое другое.

33. "Я ложусь в 5 утра, а завтракаю, когда все обедают."

34. Арт-директор Людвиг Быстроновский. У него на компьютере 1214 варианта песни "Summer Time".

Как тебя называют в студии?
- Раньше я время от времени использовал в студийной почте подпись "Карающий Бэтмен Кружка "Релевантность Ненависти" С Огненным Мечом". Но те времена давно забылись. Наверное, называют "наш толстячок", или какой-нибудь еще пушистик.

35. Для сотрудников в студии есть небольшое кафе, цены ниже чем в столовой госдумы. Оплата по карточкам.

36. Главный кофеначальник.

37. - Часто люди на улицах узнают?
- Часто, но я недавно в блоге попросил не узнавать, перестали. Когда на машине еду некоторые снимают на телефон.
- У тебя есть враги?
- В жизни нет. За что меня не любить? Я дизайнер, никому ничего плохого не сделал. Одно дело форумные войны, человек может вспылить, а потом на улицу выходит и сразу остывает.
- И что, у тебя никогда не было неприятных встреч?
- Недавно я сидел в кафе на летней веранде, пил кофе. Смотрю, подходит парень и кулаки сжимает. Как выяснилось ему очень не понравлся пост, где я написал "Кого-то, блять, мне этот ебaльник напоминает" (http://tema.livejournal.com/93701.html) и была фотография из юзерпика пользователя. Человек не понял прикола, подумал, что все 5000 комментаторов смеются над ним, удалил свой журнал, 2 года очень переживал. Пришлось объяснять, что это была шутка, фактически как зеркало, и никто именно над ним не смеялся.

38. Таблички.

39. "Нельзя создать хороший дизайн или написать хорошую программу, когда стол разваливается, телефон не работает, а кофе дрянь"

40. Стена, куда сотрудники вывешивают домашние задания, потом все дружно обсуждают результат.

41. Комнаты, где сидят промдизанеры снимать нельзя, повсюду эскизы новых разработок. Это коробки с пресс-формами продуктов студии.

Какие из ваших разработок лучше всего продаются?
- Чашки и Ридибундусы.
- А что не оправдало твоих ожиданий?
- "Пазлус" мне очень нравился проект, но люди его плохо покупают.

42.

43. Муляжи мобильных телефонов.

44.

45. А здесь сидят графдизайнеры.

46.

47. Место на балкончике, говорят, несчастливо. За последнее время уволили 3-х сотрудников, сидевших на нем. Новый хозяин, Леша Лури, не унывает, говорит работать тут хорошо, даже 2 выхода есть.

48. Чтобы сократить издержки, Лебедев играет с сотрудниками в различные настольные игры на зарплату.

49. Играет...

50. И выигрывает! Все-таки места на балкончике не счастливое.

51. Это первый Ридибундус, который прислали на утверждение китайцы, у него страшные пластиковые глаза и отвратительная шкура.

52. В комнате графдизайнеров все ярко и светло.

53.

54. Пока я снимал студию, к Теме постоянно подходили сотрудники и знакомились, многих он видел впервые, хотя и утверждает, что половину знает точно.

55. "Во всей работе мы руководствуемся одним-единственным правилом из двух слов: «без хуйни»."

56.

57. Начало рабочего дня в студии в 12:00, но приходить можно в любое время, некоторые сотрудники остаются на ночь, в туалетах лежат зубные щетки.

58. Студийная библиотека.

59.

60. Прототип нового товара студии, будет 2 наклейки.

62. В холле перед кабинетом Темы стоит огромны глобус, наверное на нем он выбирает новые страны для путешествий, пока он посетил 106 стран.

63.

64. Недавно Тема с Людвигом решили похудеть и заключили пари. По условиям каждый месяц нужно сбрасывать не мение 5 кг. Проигравший выплатит 2000 долларов.

65. 4 кабинки туалета на 5-м этаже студии оформлены в разном стиле.

Хотите еще? Сергей Мухамедов сделал новую запись о конкурсе:

]. Артемий был старшим сыном в семье профессора, филолога Андрея Лебедева , и известной писательницы, журналистки и телеведущей Татьяны Никитичны Толстой , , , , внучки писателя Алексея Николаевича Толстого .

Детство Артемий провел в московском районе Медведково , в детский сад и ясли он не ходил . Лебедев учился в московских школах №273, 583 и 57 . Еще в первом классе он начал увлекаться дизайном: тогда он придумал логотип из первых букв своего имени и имен двух своих друзей . В 1989 году Лебедев переехал вместе с родителями в американский город Балтимор, где Татьяна Толстая преподавала русскую литературу. Там он учился в балтиморской школе Parkville , но через год оставил родителей и вернулся в СССР, по его словам, возненавидев Америку , . В Москве Лебедев закончил гуманитарный класс общеобразовательной школы №57 , . В 1991 году он поступил в МГУ, выбрав факультет журналистики потому, что там был низкий проходной балл , но на лекции не ходил и отчислился со второго курса , , , , .

По словам Лебедева, дизайну он научился у Аркадия Троянкера, арт-директора "Еженедельного журнала" и "Итогов" (сам Троянкер считал Лебедева своим лучшим учеником) , .

В 1997 году Лебедев основал агентство интернет-рекламы "Реклама.Ру", владевшей баннерными сетями RB1, RB2 и TX3 . Кроме того, он был одним из учредителей корпорации "Нетскейт", занимавшейся созданием первых в России интернет-магазинов . В 1999 году "Рекламу.Ру" купил холдинг "Мемонет", однако по договору студия Лебедева продолжала технически поддерживать сеть. В 2001 году Артемий Лебедев распорядился отключить эту рекламную сеть из-за задолженности за техническое обслуживание .

Уже в 2000 году Лебедева называли самым известным веб-дизайнером России. С 2001 года его студия начала заниматься и промышленным дизайном . Среди наиболее известных его работ в этой области: дизайн для микроволновой печи Samsung и клавиатуры с клавишами в виде OLED-дисплеев: "Оптимус мини три" и "Оптимус максимус". Последний поступил в продажу в 2008 году по цене 44 тысячи рублей и получил широкую известность за рубежом , в частности премию за дизайн на международной выставке iF communication в 2008 году .

В 2008 году в "Студии Артемия Лебедева" работало 200 человек, у компании открылся филиал в Киеве, а также сеть магазинов по сбыту дизайнерской продукции студии в различных городах России . "Студия" считается самой известной дизайнерской мастерской Рунета , , среди ее клиентов такие фирмы, как "Яндекс ", Microsoft , Газета.. Артемий Лебедев и его студия знамениты неформальным стилем - использованием ненормативной лексики не только на официальном сайте, но и в дизайнерских работах, например, в 2007 году в "Студии" была создана матерная версия интернет-магазина "Евросети" . Студия известна тщательным отбором заказчиков: сам Лебедев заявлял, что ему "нужна хотя бы минимальная творческая причина, по которой заказ был бы мне интересен" и что он не будет делать сайты для политиков, частных лиц, порнографов, сектантов или попов , . О себе Лебедев неоднократно заявлял, что не признает политику и религию , .

Большую известность Лебедеву принесли его собственные некоммерческие проекты: сайт про московское метро , , , сборник практических советов по дизайну, типографике и интерфейсам ".ру/Ководство", сборник "идиотизмов" "НЖМД" (впоследствии - раздел "Идиотека" на сайте студии), онлайн-словарь сокращений , а также проекты "Порка", "Полит-порка" и позднее "Бизнес-линч", где Лебедев вместе с коллегами по дизайнерской студии рецензирует присланные дизайнерские работы , . Известны также отчеты о путешествиях Лебедева на его личном сайте. Ходили слухи, что имя одного из первых обозревателей и интернет-критиков Кати Деткиной было одним из псевдонимов Лебедева . В июле-сентябре 2008 года он стал организатором и участником "этнографической экспедиции" по России, ход которой широко освещался в СМИ. Планировалось, что Артемий Лебедев на своем внедорожнике марки Range Rover проедет от Москвы до Владивостока и обратно, однако не смог этого сделать из-за поломки автомобиля , , . В 2009 году Лебедев завершил похожую автомобильную экспедицию по Украине , а в 2010 - по Кавказу и Казахстану . Лебедев проводил и другие "этнографические экспедиции" , .

Артемий Лебедев является пользователем LiveJournal (LJ, "Живой Журнал", ЖЖ, его псевдоним - tema ). В 2008 году его блог входил в тройку самых читаемых онлайн-дневников на русском языке по версии Яндекса . Летом 2008 года доступ к его дневнику был временно закрыт из-за публикации фотографии полуобнаженной девушки, которой, по мнению Конфликтной комиссии ЖЖ, было меньше 18 лет . Лебедев неоднократно критиковал компанию "Суп", владеющую русскоязычным сегментом "Живого журнала", но 16 октября 2008 года стал по приглашению издательского дома "Коммерсант" представителем акционеров в "Супе" , , . Лебедев пообещал реформировать LiveJournal, "усмирить рекламу для всех пользователей" и "привить любовь к платным аккаунтам" , .

В июле 2008 года в ряде СМИ появились сообщения о том, что на жизнь Лебедева покушались и он с огнестрельным ранением ноги попал в больницу , , . Хотя Лебедев действительно лежал в больнице, он назвал сведения о своем ранении уткой . Некоторые блогеры сочли произошедшее пиар-акцией , .

Начиная с 2009 года Лебедев сотрудничал с проектом Пермский центр развития дизайна (ПЦРД), который поддерживал губернатор Пермского края Олег Чиркунов . Дизайнер разработал логотип для города Перми в виде большой красной буквы "П"; к концу того же года стало известно, что он стал арт-директором Центра , , .

В марте 2011 года авиакомпания "Аэрофлот" подала в суд на Лебедева, назвав порочащими свою деловую репутацию коллаж, который поместил один из читателей дизайнера в комментариях к его записи в LiveJournal, и резкие заявления самого Лебедева после того, как авиакомпания отказывалась возвращать ему деньги за сорванный полет , . 27 июля того же года Мещанский суд Москвы обязал дизайнера удалить из блога карикатуры с логотипом "Аэрофлота" и негативные отзывы о работе компании, а также возместить ей судебные издержки в размере 34 тысяч рублей. Еще один иск представитель авиакомпании планировал подать в арбитражный суд , .

Лебедев является автором книги "Ководство. Параграфы о дизайне", изданной в 2007 году , и серии книг для развития ассоциативного мышления у детей "Смотри, что у меня есть!" (совместно с художником Эдуардом Катыхиным) . Лебедев регулярно ездит по России с лекциями по дизайну . В своих интервью он утверждал, что ему не нравится положение дел с дизайном в России и он хочет, чтобы словосочетание "русский дизайн" имело смысл и не ассоциировалось с лаптями . Лебедев никогда не считал себя трудоголиком и заявлял, что ему "просто лень уйти с работы" . В 2000 году Лебедев снялся в роли бандита в рекламном ролике "Яндекса" . Кроме того, известно, что он стал прототипом героя романа "Запасной инстинкт" Татьяны Устиновой .

Лебедев был несколько раз женат, у него четверо детей. Одной из его бывших супруг была журналистка Марина Литвинович , , . Лебедев проживает в Москве на съемной квартире , .

Использованные материалы

Суд обязал дизайнера Лебедева удалить из ЖЖ карикатуры на "Аэрофлот". - РИА Новости , 27.07.2011

Суд велел Лебедеву удалить из ЖЖ "фотожабы" на "Аэрофлот" и выплатить компенсацию. - Slon.ru , 27.07.2011

"Аэрофлот" судится с Темой Лебедевым за обвинения в краже денег и обидную фотожабу. - GZT.ru , 24.05.2011

Артемий Лебедев . Запись от 23 мая 2011 года. - , 23.05.2011

Артемий Лебедев . РечЭтноЭксп - этнографическая экспедиция в июле. - Блог Артемия Лебедева (tema.livejournal.com) , 19.05.2011

Этноэкспедиция Лебедева на Кавказ: Армения обделена вниманием диаспоры, Ереван - "чахлый совок". - Кавказский узел , 04.08.2010

Ирина Щербак . Экс-директор Пермского центра развития дизайна о своей отставке: "Я буду и дальше сопровождать проект". - URA.ru , 21.04.2010

Артемий Лебедев стал арт-директором "Пермского центра развития дизайна". - Новый компаньон , 04.12.2009

Toyota FJ Cruiser выдержал Этнографическую экспедицию Артемия Лебедева без единой поломки. - Drom.ru , 03.09.2009

Юлия Кочержук . "Склероз, переходящий в маразм". - Новый компаньон , 18.08.2009. - №31 (565)

Ксения Собчак . Эфир радиостанции от 20 декабря, 18:05–20:00. - Радиостанция "Серебряный дождь" , 20.12.2008


Костромская деревня Спас-вежи

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

В июне 1870 года Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное движение от Москвы до Ярославля открылось в феврале 1870 г.). В первый раз вместе с ним в приехала его гражданская жена Зинаида Николаевна, с которой поэт сошелся недавно.

По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в Карабиху в середине июня384 , но, вероятнее, это случилось на рубеже второй и третьей декад месяца*** .

Вскоре после приезда в Карабиху Некрасов написал едва ли не самое знаменитое своё стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», которое сразу послал М. Е. Салтыкову-Щедрину в его подмосковную усадьбу Витенево. Уже 17 июля 1870 года тот ответил: «Стихи ваши прелестны»385 . Следовательно, стихотворение написано примерно в период между 25 июня и 10 июля 1870 года (а опубликовано оно было в январском номере «Отечественных записок» за 1871 г.).

К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» практически не изучалось с точки зрения истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 года вместе с Зинаидой Николаевной Некрасов «через Грешнево (...) отправился в костромские места»386 . Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения «Как празднуют трусу», где говорится о посещении поэтом Грешнева («Утром мы наше село посещали, где я родился и взрос»), «находятся на обороте листа с черновыми набросками “Дедушки Мазая...” (II, 732)»387 . А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 году Некрасов с Зиной посетил и Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся в приезде поэта в 1870 году в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов посетил Шоду с женой. Сомнительным нам кажется и сама поездка Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с Зинаидой Николаевной тогда ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию «Деда Мазая...» послужили другие обстоятельства (о них чуть ниже).

Нам неизвестно, когда и как Некрасов познакомился с прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на этот счет есть. В Пушкинском доме сохранился листок с черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны следующие записи: «Дедушка Мазай и зайцы» и «Заяц сер как онуча»388 . М. В. Теплинский предположил, что эти заметки относятся к периоду между 1866 и 1870 гг.389 О записи «Дедушка Мазай и зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения Некрасова, написанного в 1870 году. Мысль о стихотворении и название его могли зародиться у Некрасова и раньше, что подтверждается следующими соображениями. Упоминаемая в стихотворении деревня Малые Вежи находится в той же Мисковской волости Костромской губернии, где Некрасов охотился с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” (1861). Поэт охотился в этих местах в начале 60-х годов, и именно тогда у него мог возникнуть замысел стихотворения (...)»390 .

В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай фигурирует у Некрасова не только в стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен и в основу стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ неназванного по имени старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед Мазай – одно и то же лицо. «К этому выводу приходишь, – пишет он, – сличая язык деда Мазая с речью старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»391 . С данным предположением нельзя не согласиться (подробнее об этом чуть ниже). Стихотворение «Пчелы» датировано 15 марта 1867 года и, следовательно, мы можем предположить, что Некрасов познакомился с Мазаем не позднее лета 1866 г.

Помимо «Дедушки Мазая и зайцев», деревню Вёжи, в которой жил Мазай, Некрасов упомянул в черновиках поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где говорится:

В Вежах в базарный день (III, 560).

Название Вёжи слишком редкое, чтобы можно было усомниться, что имеется в виду именно та самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание нам ничего не дает. Вёжи упомянуты в черновиках последней части поэмы «Пир на весь мир», над которой поэт работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после написания стихотворения о Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом дедушки Мазая в 1865 или 1866 году (в 1864 году Некрасов ездил за границу, и в Карабиху не приезжал) и тогда же услышал от него рассказ, как он спасал в весенний разлив зайцев. Почему же стихотворение о дедушке Мазае было написано только в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в этом году Вёжи, еще раз встретился с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про зайцев, написал своё знаменитое стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к его написанию послужил замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку для детей, состоящую из его рассказов и стихов Некрасова392 (почему оконченное стихотворение поэт сразу и послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся неосуществлённым замыслу мы и обязаны появлением стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Как знать, если бы не М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько лет жизни у Некрасова до «Дедушки Мазая...» руки, может быть, так и не дошли.

Зарецкий край – земля дедушки Мазая

Если Гаврила Яковлевич Захаров жил на севере Мисковской волости, то благодаря стихотворению о дедушке Мазае в русскую литературу вошла южная часть этой волости, составляющая значительную часть Костромского Заречья. Заречьем (Зарецким краем, Зарецкой стороной) называлась западная часть Костромского уезда, лежащая за рекой Костромой, которую местные жители издавна (чтобы не путать с одноименным городом) чаще называли «просто Река»393 . Около 10 тысяч лет тому назад после отступления последнего ледника здесь, на низменных пространствах между будущими городами Костромой и Ярославлем, образовалось огромное озеро, послужившее одним из источников возникновения великой водной артерии, которую мы называем Волгой. Постепенно озеро исчезло, оставив после себя низменный край с множеством озер, рек и болот, о котором геолог А. А. Красюк писал в начале XX в.: «...оригинальная местность, выделяющаяся своим своеобразием не только в районе Костромского края, но и всего Верхнего Поволжья (...)»394 .

Исторически Костромское Заречье делилось на две неравные части: большую – «монастырщину» и меньшую – «барщину», названия которых отражали историю края. С XV-XVI веков значительная часть Заречья принадлежала Ипатьевскому монастырю, находящемуся у впадения в Волгу реки Костромы, а с конца XVI века и московскому Чудову монастырю (последний находился в Московском Кремле). После секуляризационной реформы 1764 года местные крестьяне из монастырских стали государственными и не знали власти помещиков (кроме района с. Петрилова). Однако по традиции вплоть до начала XX века селения, принадлежавшие некогда Чудову и Ипатьевскому монастырям, назывались «монастырщиной»* (в местном произношении – «монастыршиной»), а район Петрилова – «барщиной» («баршиной»)397** . Деревня Вёжи, где жил дед Мазай, относилась к «монастырщине».

Главная особенность низменного Зарецкого края состояла в том, что в весеннее половодье оно заливалось водами Волги и Костромы, и разлив держался месяц-полтора. Сохранился ряд описаний тех, кто видел эту по-настоящему величественную картину разлива. А. А. Красюк: «Пойма заливается верст на 30 в ширину и до 70 верст к северу от устья реки Костромы. В апреле всё это пространство представляет собою обширную водную поверхность, которая в бурную погоду представляет весьма внушительную картину. С возвышенного коренного берега на пойму открываются великолепные виды, особенно после спада воды, когда в конце мая все пойменное пространство покрывается ярко-зеленым ковром луговой растительности; среди лугов разбросаны пятна кустарниковых зарослей и дубовых рощ, выделяющихся своею темно-зеленой окраской»399 . А. В. Федосов: «Весной в половодье вся эта местность находится под водой. Волга и Костромка разливаются верст на тридцать пять, затопляя луга, и весело бывает бежать на маленьком пароходике, идущем из Костромы до города Буя, прямо лугами мимо сел Шунги, Самети, Мискова, глядеть, как торчат из воды верхушки полузатопленных лесов, как нехотя подымаются с нее целые косяки пролетных гусей, как звонко свистят крыльями быстрые табунки чирков и шилохвости, как сиротливо, тесною грудой столпились на сваях и оплетённых насыпных холмах потемневшие избы и бани редких деревень и как ярко и празднично светит солнце, блещет вода, голубеет молодое небо и дрожит вдали нагретый весенний воздух»400 . Л. П. Пискунов: «Необыкновенно своеобразен был весенний разлив. Вся низина от Ипатьевского монастыря до с. Глазова на р. Соти в Ярославской области (с юга на север) и от с. Бухалова до п. Прибрежного (с запада на восток) с конца марта по середину мая затоплялась водой. Огромные лесные массивы погружались в воду, оставляя редкие островки суши. Кто бывал в это время в затопленном лесу в солнечный день на лодке, тот всю жизнь не забудет прелести природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток, кваканьем лягушек, криками чаек, воркованьем тетёрки, ворочаньем огромных икряных щук в залитых водой кустах и валежнике. Лес чист и прозрачен, листа еще нет. Только на вербах и краснотале появились барашки»401 .

Специфика Зарецкого края сказывалась в особенности планировки его селений и в неповторимом своеобразии местных построек* .

В связи с тем, что местные селенья находились на небольших возвышенностях, где дома из-за тесноты строились впритык друг к другу, хозяйственные строения, в частности бани, ставились на заливаемых весной местах на высоких сваях. В Зарецком крае был и, кажется, единственный в России деревянный храм на сваях – церковь Преображения Господня в с. Спас-Вёжи (Спас).

Регулярные разливы удобряли почву, и на пойменных зареченских лугах заготовлялось огромное количество прекрасного сена** .

Обилие озер, рек и болот способствовало охоте и рыболовству. Большую часть сена, рыбы и дичи местные жители сбывали в находящуюся рядом Кострому.

В самом центре Заречья находились три расположенные вблизи друг от друга селения – с. Спас (Спас-Вёжи), д. Вёжи и д. Ведёрки*** , образовывавшие один церковный приход.

В ходе археологических раскопок, ведшихся с 1995 года на небольшом островке, оставшемся от деревни Вёжи на Костромском водохранилище, выяснилось, что на месте Вёжей люди жили уже в эпоху неолита (V тыс. до н. э.), а постоянно они поселились здесь с XII в.406 О происхождении названия «Вёжи» существуют различные версии. Филолог С. Еремин в 20-е гг. века писал: «Название деревни Вежи народ ведет от рыбачьего шалаша (население здесь исстари рыбаки), хотя существует и другой вариант – “лет 800 тому назад поселился здесь по близости беглой и построил себе вежу для жилья (в окрестности находят разные черепки и кости), потом, когда образовался нанос, постройку перенесли на теперешнее место деревни”»407 . В языке наших предков слово «вежа» имело ряд значений: легкая жилая постройка, крепостная башня, хозяйственная постройка, рыболовное угодье с постройками408 . Учитывая, что, вплоть до затопления деревни в 50-е гг. XX в., рыболовство являлось одним из главных занятий её жителей, вероятнее всего, название селения произошло именно от последнего значения термина «вежа» – рыболовное угодье с постройками.

Деревня Вёжи стояла на левом берегу речки Иледомки* (притоке реки Соть). Эта речка была невелика: она вытекала из Иледомского (Идоломского) озера и через четыре версты впадала в реку Соть. По воспоминаниям местных старожилов, в узких местах ширина Иледомки составляла около 30 метров, в широких – около 70. Иледомка связывала между собой все три стоящие вблизи друг от друга селения: Вёжи стояли на левом её берегу, Ведёрки – на правом, Спас – на левом.

Как и большинство селений в Зарецком крае, деревня Вёжи представляла собой высившийся среди лугов небольшой бугор (или – «гриву», как говорят местные старожилы), плотно застроенный жилыми строениями. В 1858 году в Вежах проживало 56 семей или 368 человек410 . В центре деревни стояла деревянная часовня411 . Нам не удалось найти документальных данных о том, какому святому или празднику она была посвящена. Однако, учитывая, что престольным праздником Вежей являлся Ильин день (20 августа ст. ст.), когда в деревне проходил торжок412 , можно совершенно уверенно сказать, что часовня в Вежах была построена и освящена во имя святого пророка Ильи .

Примечательно, что вплоть до революции Вёжи официально именовались не деревней, а погостом. В списке населенных мест, вышедшем в 1877 г., значится: «Вежи (погост Вежи), д. при рч. Ильдомке»413 – т. е. д. Вёжи (погост Вёжи). В аналогичном издании, опубликованном в 1907 г., сказано: «Вежи пог.»414 , т. е. погост Вежи. В метрических книгах Преображенской церкви села Спас (Спас-Вёжи), которые дошли до нас, начиная с 1879 г., Вёжи ни разу не названы деревней, но всегда – погостом. Л. П. Пискунов свидетельствует: «Наши деревни: Вёжи, Ведёрки и Спас – называли Погостье. Говорили: “Приехали из Погостья”, или: “Пошли в гости в Погостье”»415 . То, что деревня Вёжи вплоть до начала XX века официально числилась как погост, разумеется, не случайно. В Вёжах издавна существовало предание о том, что первоначально церковь хотели строить не в Спасе, а в Вёжах. Л. П. Пискунов пишет: «...существует легенда о месте её строительства. Первоначально её хотели устроить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-бревен к месту строительства, а через неделю-две этот лес исчезает в одну ночь. И не оставалось никаких следов от его исчезновения, говорили: как по воздуху улетал. И оказывался в Спасе – на месте, где позднее стояла церковь; лес увозили снова в Вёжи. Привозили из леса еще нового, и опять через неделю-две всё исчезало и опять оказывалось на том месте, где была потом построена церковь. Так было раза три, и вежане отступились, сказали: “Это Божье веленье, пусть будет так”»416 . На пустом месте такие легенды, конечно, не рождаются. Возможно, что первоначально в старину храм действительно стоял в Вёжах, а уже потом был перенесен в Спас. По-видимому, в прошлом центр Вежского погоста, собственно погост, находился в будущей деревне Вёжи, а потом, скорее всего, в связи с весенними разливами, храм перенесли в будущее село Спас.

Деревня Вёжи со всех сторон была окружена реками, озерами и болотами. Помимо Идоломки вблизи от деревни протекали реки Соть и Узокса. Соть протекала по Любимскому и Даниловскому уездам Ярославской и Костромскому уезду Костромской губерний, неподалеку от Вёжей, приняв в себя Идоломку, она впадала в Великое озеро* .

Река Узокса вытекала из Великого озера и впадала в реку Кострому немного повыше её устья. Летом жители Вёжей обычно добирались до г. Костромы на лодках по водному пути: Идоломка, Соть, Великое озеро, Узокса, р. Кострома.

В радиусе одной-трех верст вокруг деревни находились озера: Вёжское (Вёжевское), Иледомское, Першино, Семёновское, и Великое, лежавшее на границе Костромской и Ярославской губерний. Все эти озера имели по 1-2 версте в длину и по 0,5 версты в ширину; самым крупным было Великое (более двух с половиной верст в длину, и более версты в ширину)418 .

На таком же расстоянии Вёжи окружали болота: Вежевское, Ечеинское и Остряково. В 6-7 верстах – за Сотью, уже на территории Ярославской губернии, простиралось огромное Засотское болото.

В версте к востоку от Вёжей лежало село Спас-Вёжи (Спас). В документах XVI – XX вв. оно называлось по-разному – Спас под Вёжами** , Спас что в Вёжах, Спас-Вёжи, Спас. К концу XIX века у села было два названия: более старое – Спас-Вёжи и новое – Спас. К началу 70-х гг. XIX века в Спасе было 43 двора420 . Село являлось центром местного прихода, здесь высился стоявший на сваях деревянный Преображенский храм. Когда здесь появился первый храм, неизвестно. Впервые погост Вёжи на речке Иледомке упоминается в 1581 г.421 , когда царь Иван Грозный в числе других селений Зарецкой стороны пожаловал погост Чудову монастырю* . Следует напомнить, что слово «погост» в XVI-XVII вв. еще сохраняло своё древнее значение – центр сельского округа (и одновременно – название этого округа). В документах XVI-XVII вв. Вежинский (Вежский) погост часто упоминается как название сельского округа422 . Приходская церковь на погосте Вёжи впервые упоминается в писцовой книге 1629-1630 гг., когда здесь стояли два деревянных храма – шатровый в честь Преображения Господня (летний) и клетский «с трапезою» во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (зимний). В начале XVIII века шатровый Преображенский храм сгорел. Вскоре «на старом погорелом церковном месте» был построен новый деревянный Преображенский храм, который осенью 1713 года освятил настоятель Ипатьевского монастыря архимандрит Тихон423 . Как, вероятнее всего, и его предшественник, новый Преображенский храм стоял на высоких дубовых сваях (по-местному – «тупиках»). Судя по всему, теплый Зосимо-Савватиевский храм не пострадал от пожара и простоял рядом с Преображенским до второй половины XVIII столетия, когда и он, по-видимому, сгорел. Его не стали восстанавливать: вероятно, он сгорел после 1764 г., когда у Чудова монастыря были отобраны все вотчины, в том числе и погост Вёжи, а у самих прихожан, из монастырских крестьян ставших государственными, сил на строительство нового зимнего храма, видимо, не хватило. Судя по всему, тогда же, т. е. во второй половине в., возле Преображенской церкви построили отдельно стоявшую на дубовых сваях высокую шатровую колокольню (по-видимому, раньше колокольня была пристроена к Зосимо-Савватиевской церкви и сгорела вместе с ней). «О сооружении церкви и ее строителях, – пишет И. В. Маковецкий, – существует много преданий и легенд. В одном предании о постройке церкви упоминаются строившие ее мастера, братья Мулиевы – два знаменитых в Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбрали лес, сами вели его заготовку, а рубили лес они в шести километрах от , вверх по реке Костроме. До сих пор в этом заповедном лесу дорога, что идет от д. Овинцы к реке, называется «тропой Мулиевых». Братья были велики ростом и обладали необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали бревно и закатывали его на сруб церкви. В память о работе они вырубили свои фамилии на верхнем венце сруба, под самым коньком церкви. Надпись эту видел плотник Василий Андреевич Новожилов из д. Ведерки 95 лет от роду, обшивавший церковь после пожара в 1876 г. (кроме него никто не решился подняться на такую высоту)» 424 .

Преображенский храм относился к так называемым клетским церквям (от слова «клеть», т. е. сруб). Он состоял из центрального четверика с высокой двускатной кровлей, к которой были прирублены еще два сруба: трапезная (с запада) и пятигранный алтарь (с востока). Крутую кровлю четверика венчала обитая осиновым лемехом главка на небольшом четырехгранном срубе, врезанном в середину конька кровли. С трех сторон церковь окружали висячие галереи. Храм стоял на дубовых сваях трехметровой высоты. Рядом с ним находилась отдельно стоявшая монументальная шатровая колокольня традиционного типа «восьмерик на четверике», увенчанная высоким восьмигранным шатром. Колокольня, как и храм, была поднята над землей на восьми дубовых кряжах-тупиках. Окружали церковь бугорки приходского кладбища с деревянными крестами.

То, что храм стоял в заливаемой в весеннее половодье местности, придавало богослужению в нём неповторимое своеобразие. Как правило, на время разлива приходился праздник Пасхи. В пасхальную ночь люди приезжали в храм на лодках. На лодках же – под звон колоколов, с пением праздничного тропаря, с теплящимися огоньками свечей в руках богомольцев – свершался и традиционный крестный ход в полночь вокруг церкви.

На лодках весной по приходу совершались и крестные ходы. Л. П. Пискунов пишет: «В конце прошлого-го, да и в более ранние времена (старики и родители рассказывали) во время больших подъёмов воды, когда начинало подтоплять некоторые дома, священники организовывали своеобразные крестные ходы – на больших лодках устанавливали иконы-хоругви, и, в руках держа иконы, целая флотилия из нескольких лодок объезжала с молебном вокруг деревень, прося милости Божией, чтоб не сотворилось пожара, бури, мора. Священник стоял в лодке и, размахивая кадилом, пел молитвы, а дьякон, и хористы, и все прихожане подпевали. Так объезжали на лодках вокруг три раза. Потом вылезали из лодок, шли к часовне, которая стояла посреди нашей деревни Вёжи, и там молебен продолжали. Так было и в Ведёрках, Спасе – там тоже стояли посреди деревни часовни. В это время, пока шёл молебен, псаломщик звонил в колокол на колокольне в селе Спасе. В тихую погоду по воде звон колокола был слышен за 10-12 километров»425 .

Не вызывает сомнения, что вся жизнь дедушки Мазая была связана с Преображенским храмом: в нём его крестили, в нём он венчался, здесь состоялось его отпевание, и тут же, на кладбище у стен храма, завершился его земной путь.

В 1855-1865 гг. настоятелем Преображенской церкви в Спас-Вёжах служил священник о. Евлампий Юницкий* , которого дедушка Мазай, конечно, хорошо знал.

В одной версте к северо-востоку от Вёжей находилась д. Ведёрки. На месте Ведёрок люди жили уже в глубокой древности. В 2000 году в результате археологического обследования на острове, оставшемся от деревни, были найдены каменные орудия – наконечники стрел и дротиков, проколки и т. д.428 . Позднее на небольшом холме возникла деревня, которая первоначально называлась «Ведерница»429 . Отчего произошло название деревни, сказать трудно. Ясно, что его корнем является слово «ведро», возможно, такое прозвище носил первопоселенец. Впервые деревня Ведерница упоминается в 1581 г., в жалованной грамоте Ивана Грозного. В начале 70-х гг. XIX века в Ведёрках было 47 дворов430 .

Как известно, Некрасов пишет о деревне Мазая:

Домики в ней на высоких столбах (II, 321).

Исходя из этих слов, в иллюстрациях к стихотворению художники нередко рисуют дома в деревне Мазая на столбах. Однако это не совсем верно. Большинство жилых домов в Вёжах, как и везде, плотно стояли на земле. Правда, как пишет Л. П. Пискунов, к 30-м годам XX века в Спасе, Вёжах и Ведёрках было несколько жилых и общественных строений, находившихся с краю селений, которые стояли на столбах431 . Вполне возможно, что такие дома в Вежах были и в некрасовские времена. Но более всего вежевское «погостье» известно своими банями на сваях, которые, конечно, в первую очередь, и имел в виду Некрасов.

Бани на сваях окружали Спас, Вёжи, Ведёрки и ряд других селений Заречья. В. И. Смирнов, работавший в этих местах в 1926 г., писал: «Вблизи селений (200-250 метров) были раскиданы на лугу, там, где посуше, кучками свайные бани. Издали такая группа бань, раскиданная без всякого порядка и плана, на покривившихся, расставленных, как будто на шагающих ногах, сваях, представляет странную картину избушек на курьих ножках»432 . Архитектор И. В. Маковецкий, побывавший здесь в 1949 г., оставил яркое описание бань у Спаса. «Картина, которая открылась перед нашими глазами, – писал он, – когда мы подъехали к дер. Спас* , была действительно необычайная и на человека, впервые попавшего в эту местность, производила сильное впечатление. Среди плакучих ив причудливой формы и необыкновенных размеров, на уровне птичьих гнезд, на высоких четырехметровых столбах, напоминающих скорее сухие стволы деревьев, повисли в воздухе рубленые избушки с маленькими волоковыми окошками, со спускающимися на землю узкими и длинными лестницами, по которым быстро поднимались жители с ведрами воды, связками хвороста, а наверху, на помосте, сидели, болтая ногами, ребятишки и пробовали достать длинной веткой проходящее под ними шумное стадо. Это были бани, живописно раскинувшиеся большими группами вокруг деревни и оживавшие каждый субботний вечер, когда их начинали топить»433 . В 1926 году в Вёжах было 30 свайных бань434 .

Особенностью Костромского Заречья являлось то, что предприимчивые местные крестьяне занимались выращиванием хмеля, приносившего им немалый доход. Некрасов пишет о деревне Мазая:

Летом её убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво... (II, 321).

Из-за весенних разливов жители Заречья не могли заниматься хлебопашеством и поэтому были вынуждены искать другие средства для существования. «Условия почвы, – писал о. Иаков Нифонтов, – прежде всего заставили обратиться к хмелеводству, которое, будучи развито здесь до значительных размеров, служит не только средством к жизни, но и составляет источник состояния местных крестьян, так что те селения, где развито хмелеводство, отличаются особенным достатком, который не трудно заметить и по их внешней обстановке. Дома в этих селениях большие, просторные, не без претензии на щегольство; одежда жителей не только опрятна, но отчасти богата и роскошна»435 . Когда местные крестьяне стали заниматься хмелеводством, неизвестно. Как полагают, хмелеводство появилось здесь «со времени основания селений. Данными для этой догадки служат самые хмельники. Для ограждения их от бурь и до сих пор существуют еще громадные старые дубы, вязы, березы и осины, расположенные по окраинам хмельников рядами. В таком порядке они не могли вырасти сами, и, очевидно, были посажены; так как теперь, при разведении новых хмельников, их обсаживают всегда деревьями»436 . Говоря о распространении хмеля в Заречье, о. Иаков Нифонтов в 1875 году писал: «В настоящее время хмелеводство распространено только в одной Мисковской волости, – в селах Мискове, Жарках, Куникове, Спас-Вёжи и в деревнях Вёжах, Ведёрках и Овинцах; но в последних хмелеводство не так значительно, как в первых»437 . Во второй половине XIX века хмель из Заречья «большими партиями» отправляли на ярмарки в Рыбинск, Ростов Великий, Бежецк, Весьегонск, Вологду, Грязовец и др.438