Дилтс фокусы языка. Фокусы языка

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кристофер Морли

Понятие психологический тренинг

Психологический тренинг - это форма группового обучения, направленная на получение навыков поведения, решение внутри личностных проблем и развитие самой личности.

Проще говоря, это помощь в работе человека над самим собой для открытия его внутреннего потенциала. Психологические тренинги уникальны тем, что никто не говорит и не указывает человеку, как ему стоит строить свою жизнь. Участник сам для себя обнаруживает, как он и жизнь вокруг могут выглядеть по-иному и именно через это и делаются новые ценные открытия.

Проходя этот путь познаний, человек получает доступ к своим личным внутренним силам, к другим уровням свободы выбора, которые требуются для создания именно того будущего, которое абсолютно не имеет ничего общего с прошлой жизнью.

История возникновения тренинга

История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и обучение. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник. Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует и до сих пор. Эти тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и многие другие достижения.

Нельзя не отметить значительный вклад в эту форму обучения и известного социального немецкого и американского психолога Курта Цадека Левина, который на второй год после окончания Второй мировой войны вместе с коллегами основал тренинговые группы, цель которых было повысить компетентность людей в общении.

Ими было замечено, что участники от посещений получают реальную огромную пользу, анализируя свои собственные мысли и переживания в группе. В дальнейшем его талантливыми учениками была открыта в США Национальная лаборатория тренинга.

Сначала там проводили обучение управленческого персонала - руководителей, менеджеров и даже политиков, затем в пятидесятые годы были открыты группы, которые ориентировались уже на выяснение жизненных приоритетов и ценностей самого человека. Классификация тренингов понемногу увеличивалась.

Уже позже, в семидесятых годах был разработан новый метод обучения, который получил название социально психологический тренинг. Его основателем был М. Форверг и его коллеги. Тут уже основными средствами обучения выступили именно ролевые игры, которые включали в себя драматизацию некоторых событий, что способствовало формированию у человека эффективных коммуникативных навыков. На вопрос, какие бывают тренинги вообще, ответить довольно трудно.

Виды тренингов

Виды тренингов официально выделены не были, их великое множество и общепризнанных классификаций до сих пор не существует. Тем не менее, по критерию направленности изменений и воздействий можно выделить некоторые типы тренингов - это бизнес-тренинг, навыковый тренинг, социально-психологический и психотерапевтический тренинг.

Что касается бизнес-тренинга , то его основной задачей является, в основном, развитие навыков рабочего персонала, чтобы они смогли успешно выполнять поставленные перед ними бизнес задачи, а так же на повышение уровня управленческих взаимодействий и эффективности производственной деятельности. Этот тип тренинга требует отдельного детального рассмотрения.

Навыковый тренинг говорит сам за себя - это формирование и развитие определенных навыков. Кстати, большая часть бизнес-тренингов включает в себя и этот тип тренинга.

Социально психологический тренинг - формирует навыки и в тоже время сознание человека. Он занимает как-бы промежуточную позицию. Главной целью социально-психологического тренинга является развитие компетентности в общении. Именно общение открывает дорогу в жизнь, от него зависит и личное счастье человека, и успех в профессиональной жизни. Такой тренинг поможет найти подход к любому человеку, легко завязать знакомство, раскрыть свои личные внутренние качества и выработать личную линию поведения.

Виды социально психологического тренинга

Польза от таких тренингов может быть всем людям, не зависимо от их возраста и профессий. Поэтому виды социально психологического тренинга можно выделить следующие:

  • Для дошкольников - развивает самые первые навыки общения со взрослыми и детьми;
  • Для школьников - вырабатывают правила поведения между сверстниками и старшим поколением, а так же внутри школьного класса;
  • Для подростков - учит уважительному общению между собой и взрослыми;
  • Для студентов - вводит во взрослую, более самостоятельную жизнь;
  • Корпоративный тренинг - учит общению между коллегами, решает внутри коллективные проблемы;
  • Тренинг для руководителей - повышает авторитет и улучшает климат в коллективе;
  • Семейный тренинг - развивает навыки общения с родственниками, решает проблемы непонимания внутри семьи.

Главное направление психотерапевтического тренинга - это изменения в сознании человека, которые модифицируют стереотипы поведения человека, рассматривающие в какие ситуации больше не попадать. Название само за себя говорит о том, что это оказание помощи внутренним психологическим проблемам человека. Кстати, этот тип тренинга является разновидностью психологического тренинга.

История психологического тренинга началась тогда же, когда Левин и его коллеги создали свои группы. Он считал, что люди должны научиться видеть себя такими, как их видят другие люди, чтобы увидеть свои негативные установки и выработать затем новые формы своего поведения.

Виды психологического тренинга

Основные виды психологического тренинга - это бизнес-тренинги, которые уже рассматривались выше, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста.

Главная цель коммуникативных тренингов - это научить людей адекватно, правильно вести себя в той или иной ситуации, которые помогут в дальнейшем разрешить трудности общения в реальной жизни.

Люди учатся налаживать отношения с другими людьми, учатся их лучше понимать.

Еще одна классификация психологических тренингов - это тренинги личностного роста схожи с выше описанным видом, но здесь участники еще учатся преодолевать свои внутренние страхи и какие-либо свои личные комплексы. Они подробно разбирают свои душевные тревоги и переживания, которые мешают им жить и добиваться поставленных целей. Классификация видов психологического тренинга существует только по признакам, а как единой ее просто нет.

Психологический тренинг, несомненно, приносит свои плоды. Последствия психологического тренинга бывают разными. Но у многих участников происходит внутренняя переоценка, как самого себя, так и окружающих людей и жизни в целом. Они избавляются от многих комплексов, проблем и увереннее шагают по миру. Многие из тех людей, кто посещал психо тренинг добиваются своих целей и достигают высоких вершин.

Тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Отличие от семинаров и обычного обучения.

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность поведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе тренинга.

Например, существует такая форма обучения, как семинар. В ходе семинара вам могут дать большой объем информации, но ведущий не ставит перед собой целью сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказал. Вы получили информацию, а дальше либо сами усваивайте ее, либо обращайтесь к специалистам, чтобы они вас проконтролировали и помогли усвоить услышанное - на ваш выбор.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то вою личную проблему, с которой не мог справиться самостоятельно длительное время.

Понятно, что обычно это невысокий уровень освоения навыков - из-за ограниченности времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования содержания тренинга вы обязательно получите.

Виды тренингов по

В целом все тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.

1. Тренинги навыков.

Цель тренинга - дать конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.
Таких тренингов множество.

Прежде всего, сюда относится большинство бизнес-тренингов, где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, таймменеджмент, коучинг, и так далее.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, приготовления блюд, скорочтения, макияжа и так далее.

Это тренинги ментальные, поскольку направлены на закладывание в память человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее).

Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками. Например, юноша, боявшийся познакомиться с девушкой, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко решить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

Виды тренингов по принципам набора

По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги - это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.

Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес-тренинги).
Оплата работы тренера проводит компания.

2. Трансформационные тренинги.

Цель тренинга - выйти из проблемной ситуации.
К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому он называется «трансформационным».

Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанны с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем.

На трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи. Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, что эта помощь им поможет, на тренинги не ходят.
Оплачивая тренинг, человек тем самым подтверждает важность получения для себя новых знаний или навыков. Он уже смотивирован на личностные изменения, и тренер всего лишь должен дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привел их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться. Внутренняя трансформация произошла.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы - ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар»), задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на улучшение отношений между людьми (Мир начинается с тебя), повышение самооценки, создание семьи (Как выйти замуж), повышение сексуальности (Школа гейши), изменение отношений с деньгами (Как стать магнитом для денег), поиск призвания (Как найти вое дело) и так далее.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и производные от них.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов.
Иногда компании заказывают корпоративные трансформационные тренинги для своих сотрудников. Обычно это тренинг командообразования, проводимый в форме коллективного преодоления сложных препятствий (например, «Веревочный курс»).

3. Психотерапевтические тренинги.

Цель тренинга - устранить неприятное психическое состояние.

Эти тренинги предназначены для устранения каких-то устойчивых психологических отклонений - чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой, страхов, неуверенности и так далее.

В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат - изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

В ходе этих тренингов люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать. Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией тренинга.

4 Тренинги духовного развития

Цель тренинга - дать новое мировоззрение, новую систему ценностей.

В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели.

Например, йога, даваемая в финес-центрах - это обычные оздоровительные упражнения. А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучение, дают своим ученикам не только комплекс физических упражнений, но и.целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая систему питания, поведения, систему целей и все остальное.

Тренинги, относимые к тренингам духовного развития, легко определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например. Типичные названия тренингов духовного развития: «Система Эволюционного Развития», тренинг "Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам", тренинг «Третий путь» и так далее.

5. Оздоровительно-развивающие тренинги

Цель тренинга - дать навыки по повышение возможностей нашего тела.

Сюда не относится подготовка спортсменов - она ставит своей целью победу в соревнованиях.

В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и или осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно.

В принципе, обычно это разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения - свое тело. Иногда оздоровительно-развивающие тренинги не дают навыков для последующего самостоятельного использования, поскольку упражнение можно выполнять только в группе.

К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги (Мужская сила) и так далее.

На этом классификация тренингов завершается. С одной стороны к рассмотренным тренингам примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров, программ подготовки по специальности или по повышению квалификации. В этих программах тренинги могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного обучения и привития практических навыков.

С другой стороны к тренингам могут примыкать различные религиозно-духовные учения, которые не являются тренингами, но могут использовать тренинговую терминологию и названия - для привлечения к себе людей, изначально не готовых заниматься религиозными или духовными практиками.

Еще возможный вариант - людей привлекают на необычные трансформационные тренинги, в ходе которых проводится сильная работа по привлечению работать в структурах сетевого маркетинга. То есть истинной целью мероприятия является не сам по себе тренинг, а набор участников для работы в структурах МЛМ.


Нейро-лингвистическое программирование
оперирует понятием «фокусы языка». Это название отнюдь не случайно. В него заложена ассоциативная связь с карточными фокусами, волшебством. Да, основу этого понятия составляет магия, а именно магия слова. Роберт Дилтс в книге «Фокусы языка» раскрывает почти что магические способы превращения вредоносных убеждений в приносящие пользу, меняющие жизнь.

Даже если…

Говоря обобщенно, паттерны фокусов языка представляют собой модели для изменения языковых фреймов, что помогает людям иначе оценить произошедшие события, свои переживания. Фокусы языка дают человеку возможность выявлять фильтры, искажающие понимание действительности, ограничивающие его потенциал. Осознание наличия таких фильтров позволяет впоследствии освободиться от оных.

Используя слова, человек загоняет воспринятый опыт в некую рамку, где часть аспектов выдвигает на первый план, а все остальные отправляет в фон. В системе НЛП эти рамки получили название – фреймы . Их основная функция – распределение внимания, когда человек воспринимает или интерпретирует что-либо. Они отвечают за то, куда оно направится, на чем будет сфокусировано. Именно так фреймы накладывают рамки и ограничения на процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

К примеру, человека попросили посетить небольшое помещение и запомнить все синие предметы, находящиеся там. На выходе его спросили, какие предметы коричневого цвета он увидел. Человек пришел в замешательство. Из-за полученного задания на предметы иных цветов он даже не посмотрел. Поскольку в фокусе был только синий цвет, то остальные стали фоном. Здесь отчетливо прослеживается принцип действия фрейма. А именно то, как он задает обще направление, определяющее ход мыслей и действия.

Языковые фреймы влияют на то, как будут интерпретированы выражения, и какую реакцию они вызовут у человека. Интересно, что соединительные слова такие привычные и часто используемые в речи, как «но», «а», «и», «даже если» управляют вниманием человека, устанавливают фреймы . За счет них внимание концентрируется на различных моментах одного и того же утверждения, выдвигая какие-то из них на первый план. Как происходит распределение акцентов наглядно отображено на следующей схеме.

Смещение фокусов внимания с помощью языковых фреймов.

При использовании различных соединительных слов выражение «Я желаю достичь цели, есть проблема» воспринимается по-разному. «Но» – акцентирует внимание на втором событии. Появляется озабоченность наличием проблемы. Желание достичь цели при таком смещении фокуса практически игнорируется. «А» – делает равный акцент на каждое событие. «Даже если» – акцентирует внимание на первом событии, а второе отодвигает на дальний план. Благодаря этому цель удерживается в фокусе, что дает возможность осуществлять действия по ее достижению.

При установлении подобных фреймов смещение смыслового ударения нисколько не зависит от сути самих утверждений. В НЛП такие речевые структуры, независящие от контекста, величают паттернами. Способность выявлять эти паттерны помогает формировать языковые средства, помогающие менять смысл переживаний.

Одно из подобных средств НЛП – переформирование за счет фрейма «даже если». Этот магический прием очень прост. В выражениях, где «но» либо приуменьшает, либо вовсе обесценивает позитивное переживание, его заменяют структурой «даже если». Благодаря этому человек концентрируется на положительных, созидательных моментах, и одновременно с этим сохраняет взвешенную точку зрения. Этот метод очень полезен для тех, кто склонен регулярно пользоваться паттерном «да, но…»

Новые фокусы

Фреймы налагают на восприятие людей рамки, сортирующие информацию на ту, которая окажется в центре внимания, и ту, которая будет лишена его, став фоном. Их использование позволяет задавать вниманию нужное направление. Вследствие этого человеку становятся доступны альтернативные интерпретации событий, ведущие к расширению его возможностей. Наиболее часто используемые в НЛП фреймы представлены на ниже приведенной схеме.

Виды фреймов.

Фрейм «результата» удерживает фокус внимания на цели. Любая информация и деятельность при попадании в фокус оцениваются на предмет полезности для продвижения к заветной цели. Это способствует тому, чтобы человек оставался ориентированным на результат, был сосредоточен на поиске ресурсов для его достижения. Предположительно, человек при этом настроен на благополучное преодоление трудностей и позитивное будущее.

Фрейм «проблемы» концентрирует внимание на нежелательном, игнорируя тем самым то, что желательно. Человек сосредотачивается на негативных моментах, поиске причин и виноватых, упускает из виду мысли о будущем. Пытаясь докопаться до причин случившегося, погружается в пережевывание неприятных событий. Постоянно удерживая фокус на проблемах, человек может сформировать себе привычки думать о плохом, жить прошлым вместо того, чтобы с надеждой смотреть вперед и прокладывать новые счастливые пути. Данному фрейму полезно противопоставлять фрейм «результата». Как это сделать, отражено на соответствующей схеме.

Переключение с одного фрейма на другой.

Процесс установления фрейма «результата» имеет два этапа. Во-первых, осуществляется трансформация контекста понимания из проблемы в цель. Согласно НЛП каждую проблему можно увидеть как вызов либо возможность изменения, роста, освоения чего-то нового. Подобный подход кардинально меняет восприятие проблем и предполагает обязательный благоприятный их исход. Во-вторых, корректируется формулировка цели путем замены слов с негативной смысловой окраской на созидательные.

Утверждение: «Моя проблема: страх потерпеть неудачу», предположительно, имеет скрытой целью желание обрести уверенность в достижении успеха. Аналогичным образом проблемы, выраженные в том, что падает прибыль, ухудшается здоровье или портятся отношения, содержат в себе скрытые пожелания того, чтобы соответственно были рост прибыли, или .

Цели, которые имеют негативную формулировку, не дают положительных результатов. Однако, не редко люди выражают их именно таким способом: «Хочу похудеть», «Хочу » или «Хочу перестать быть неудачником». Подобным образом формулируя цели, человек помещает в фокус своего внимания проблемы. То есть, сам того не осознавая, он делает проблему своей целью.

Для установления фрейма «результата» нужно тщательно просканировать свои желания, ответив на вопросы: Чего желаешь? Какими качествами желаешь обладать? Каким желаешь быть? Кем хочешь стать? Чтобы ты почувствовал, когда бы похудел, бросил курить, перестал быть неудачником?

Понимать причины возникновения проблем важно. Только заниматься их исследованием надо, удерживая фокус внимания на достижении цели. Иначе эти поиски заведут в дебри. Когда информация аккумулируется во взаимосвязи с целью, решения могут отыскаться, даже если проблема останется не совсем изученной.

Другие фреймы применяются аналогично. Фрейм «как если бы» побуждает человека вести себя так, словно желаемое им состояние уже достигнуто. Фрейм «обратной связи» в противоположность фрейму «ошибки» помогает человеку абстрагироваться от ощущения неудачи, иначе интерпретировать проблемную ситуацию, внести коррективы, ведущие к достижению цели.

Роберт Дилтс полагает, что главная функция вербальных структур фокусов языка в том и заключается, чтобы помогать людям в освоении искусства перефокусировки с фреймов «ошибки», «проблемы» и «невозможности» соответственно на фреймы «обратной связи», «результата» и «как если бы». Цель их — способствовать расширению ограничивающих представлений о мире, открытию новых горизонтов потенциальных возможностей.

Магическая сила слова

Структуры фокусов языка одновременно очень просты и наделены удивительными магическими свойствами. Довольно часто благодаря их использованию случаются значительные перемены в восприятии человека и допущений, на которых оно зиждется. Паттерны фокусов языка были разработаны благодаря проведению исследований того, как оказывать влияние на людей с помощью умелого использования языковых паттернов. Роберт Дилтс в вышеупомянутой книге описывает интересные примеры, полученные в процессе этих исследований. Вот три из них:

  1. Женщина , офицер полиции, получив вызов, подъехала к дому, где происходила семейная ссора с элементами насилия. Около нее разбился только что выброшенный из окна этого дома телевизор. Вдребезги. Постучав в дверь, и услышав крик разъяренного владельца: «Кого еще там черти принесли?», спонтанно у нее вырвалось: «Мастер из телеателье!» После недолгой паузы мужчина рассмеялся. Обстановка была разряжена. Можно было переходить к диалогу.
  2. Врач-хирург случайным образом правильно расставил акценты, отвечая на расспросы только что пришедшей в себя прооперированной пациентки: «Плохие новости. Удаленная опухоль оказалась злокачественной». На ее вопрос, что же дальше, он ответил: «Хорошая новость в том, что опухоль удалена тщательнейшим образом. А дальше все зависит от вас». Последняя фраза вдохновила пациентку настолько, что она пересмотрела свои привычки, начала придерживаться здорового образа жизни, встала на путь самосовершенствования.
  3. Мамина фраза: «Для хорошего человечка всегда найдется местечко», вдохновляет дочь, одолеваемую сомнениями, все-таки подать свое заявление на поступление в престижный ВУЗ. К приятному удивлению девушки, ее принимают. Со временем она становится успешным консультантом по бизнесу.

Эти примеры объединяет нечто общее. Случайно брошенная незамысловатая фраза порой оказывается поворотным моментом в жизни человека. За счет внезапного озарения от услышанных слов, у него происходит спонтанное расширение рамок восприятия действительности, ограничивающих его прежде. Вдруг он начинает видеть альтернативы и ресурсы, которые раньше были не доступны для его восприятия. Перед ним открываются новые горизонты. Так подходящие слова в подходящий момент способны привести к значительным созидательным переменам.

К сожалению, слова обладают силой не только наделять человека могуществом, но и вводить его в заблуждение, накладывать ограничения на его возможности. Неподходящие слова, сказанные в неподходящее время, способны оказать серьезный вред человеку, причинить ему боль.

Общения – дело весьма тонкое. Наделенные даром речи люди активно им пользуются. Постоянно находятся в общении, взаимодействии. Так или иначе, они непременно оказывают взаимное влияние друг на друга, будь оно осознанным или неосознанным. Лучше, чтобы оно в любом случае было позитивным и созидательным. Иначе дар перестает быть таковым…

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП Дилтс Роберт

Практикум по «Фокусам языка»

Практикум по «Фокусам языка»

Попробуйте потренироваться на себе в использовании этих вопросов. Ниже приводится бланк с примерами вопросов, которые могут быть использованы для идентификации и создания фреймов «Фокусов языка». Для начала запишите ограничивающее убеждение, с которым вам хотелось бы поработать. Убедитесь, что это законченное высказывание в форме либо комплексного эквивалента, либо причинно-следственного утверждения. Типичной здесь будет структура, указанная в табл. 5:

Таблица 5

Структура ограничивающего высказывания

Помните, что цель ваших ответов – подтвердить идентификацию, позитивное намерение и поддержать человека, разделяющего это убеждение, и в то же время переформулировать убеждение так, чтобы оно оказалось внутри фрейма результата или обратной связи.

Задание

Бланк для применения паттернов «Фокусов языка »

Ограничивающее убеждение :________________________

Означает/является

причиной__________________________________________

1. Намерение : «Какова позитивная цель или намерение этого убеждения?»

________________________

2. Переопределение : «Каким словом можно заменить одно из использованных в формулировке данного убеждения, чтобы сохранить смысл высказывания, но наделить его новым позитивным подтекстом?»

________________________

3. Последствия : «К какому позитивному результату может привести это убеждение или определяемая им взаимосвязь?»

________________________

4. «Разделение »: «Какие меньшие

________________________

5. «Объединение »: «Какие более крупные элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?»

________________________

6. Аналогия : «Какая взаимосвязь аналогична той, которая определяется убеждением (метафора для убеждения), но обладает другим подтекстом?»

________________________

7. Изменение размера фрейма : «Какой временной фрейм (более длительный или более краткий), какое изменение количества людей, вовлеченных в ситуацию, какая широта перспективы могут сменить подтекст убеждения на более позитивный?»

________________________

8. Другой результат : «Какой другой результат (или проблема) может обладать большей значимостью, чем заключенный в данном убеждении?»

________________________

9. Модель мира : «Какая модель мира представит это убеждение в совершенно ином ракурсе?»

________________________

10. Стратегия реальности : «Какие когнитивные процессы участвуют в создании данного убеждения? Как именно должен человек воспринимать мир, чтобы это убеждение оказалось верным?»

________________________

11. Противоположный пример : «Какой пример или переживание является исключением из правила, определяемого данным убеждением?»

________________________

12. Иерархия критериев : «Какой критерий обладает потенциально большей значимостью, чем те, с которыми связано данное убеждение?»

________________________

13. Примени к себе : «Как можно оценить формулировку убеждения по определяемой им взаимосвязи или критериям?»

________________________

14. Метафрейм : «Какое убеждение относительно данного убеждения может изменить или расширить его восприятие?»

________________________

Пример

Возьмем такое распространенное ограничивающее убеждение, как: «Рак заканчивается смертью» (рис. 56). Ниже приводятся примеры, в которых показано, как с помощью данных вопросов можно найти новые перспективы в этой ситуации. Помните, что конечный результат действия того или иного утверждения «Фокусов языка» в значительной мере определяется тоном вашего голоса, а также степенью раппорта, установленного между говорящим и слушателем.

Убеждение : «Рак заканчивается смертью».

1. Намерение : «Я знаю, что ваше намерение – избежать ложных надежд, но не стоит отказываться от всех надежд вообще».

2. Переопределение : «В конечном итоге к смерти приводит не рак, а истощение иммунной системы. Давайте поищем способ укрепить иммунную систему. Наше восприятие рака может вызвать страх и потерю надежды, а с этим жить еще труднее».

Рис. 56. Паттерны «Фокусов языка»

3. Последствия : «К сожалению, подобные убеждения склонны становиться самоисполняющимися пророчествами, поскольку люди прекращают поиск альтернативных возможностей».

4. «Разделение »: «Мне всегда было интересно: сколько „смерти“ содержится в одной раковой клетке?»

5. «Объединение »: «Вы хотите сказать, что изменение или мутация небольшого участка системы всегда вызывает разрушение всей системы?»

6. Аналогия : «Рак подобен полю, которое зарастает сорняками, если на нем как следует не попаслись овцы. Белые клетки иммунной системы подобны овцам. Если стрессы, отсутствие спортивной нагрузки, бедная диета и т. д. снижают количество овец, то травы становится слишком много и она превращается в сорняки. Если количество овец увеличить, они могут снова вернуть поле в состояние экологического равновесия».

7. Изменение размера фрейма : «Если каждый будет думать так же, мы никогда не найдем лекарства от рака. Вам хотелось бы, чтобы ваши дети разделяли то же убеждение?»

8. Другой результат : «На самом деле вопрос заключается не столько в том, что именно вызывает смерть, сколько в том, ради чего стоит жить».

9. Модель мира : «Многие медики разделяют ту точку зрения, что в организме каждого из нас постоянно присутствует некоторое количество клеток-мутантов. Это превращается в проблему, только если ослабевает наша иммунная система. Врачи считают, что наличие злокачественных клеток является лишь одним из многих факторов (таких, как диета, внутренняя установка, стресс, соответствующее лечение и т. д.), которые определяют длительность нашей жизни».

10. Стратегия реальности : «Как именно вы представляете себе это убеждение? В вашем воображении рак – смышленый захватчик вашего организма? Какие внутренние репрезентации соответствуют реакциям вашего организма? Являются ли в вашем представлении организм и иммунная система более смышлеными, чем рак?»

11. Противоположный пример : «Существует множество документально подтвержденных случаев, когда люди переболели раком и прожили в добром здравии еще много лет. Как с этим согласуется ваше убеждение?»

12. Иерархия критериев : «Вероятно, самое важное для вас – сконцентрироваться на смысле жизни и собственной миссии, а не на отмеренном вам сроке».

13. Примени к себе : «Это убеждение, подобно раку, разрасталось в вас последние несколько лет и само по себе представляет серьезную угрозу для вашей жизни. Интересно было бы посмотреть, что случится, если это убеждение исчезнет».

14. Метафрейм : «Излишне упрощенное убеждение, подобное этому, возникает в тех случаях, когда нам не хватает модели, с помощью которой можно было бы исследовать и проверить все сложные переменные, оказывающие влияние на процессы жизни и смерти».

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

СТРУКТУРА ЯЗЫКА Одно из отличий человека от животных состоит в создавании и употреблении языка. Невозможно переоценить значимость языка для понимания как прошлого, так и настоящего человеческой расы. Как об этом сказал Эдвард Сепир:«Дар речи и обладающий

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА Язык выступает в функции системы представления, или репрезентации, нашего опыта. Человеческий опыт может отличаться поразительным богатством и сложностью. Для того, чтобы язык мог справляться со своей функцией системы репрезентации, он сам должен

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Развитие языка Так как мышление во многом имеет лингвистическую основу, процесс развития языка представляет значительный научный интерес. До недавнего времени предполагалось, что научение имеет лишь вторичное влияние на развитие языка. Этот вывод в значительной мере

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Вспомогательные средства языка Надежность речевого общения людей повышается с помощью вспомогательных (паралингвистических) средств: темпа речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики . Рассмотрим

Из книги Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского автора Байтукалов Тимур Алиевич

Внутренняя форма языка

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Интуитивное понимание не требует языка, но:

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Обогащение языка Некоторые дети строят правильные фразы и используют их по назначению, но очень узким и стереотипным образом. В их арсенале может быть восемь или десять фраз на разные случаи жизни, типа «Хочу печенье» или «Пойдем на улицу», однако они не расширяют свой

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

Из книги Сколько вы стоите [Технология успешной карьеры] автора Степанов Сергей Сергеевич

Заместители языка

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.

Уздечка языка Родители в тайне недолюбливают эту уздечку, которая поддерживает корень языка. И оно охотно ругают ее, если у малыша возникают трудности при кормлении грудью, или задержка в развитии речевых навыков, потому что, на их взгляд, эта перепонка заставляет язык

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

ОБУЧЕНИЕ СТАРЫХ СОБАК НОВЫМ ФОКУСАМ Мифы об интеллекте и

Из книги автора

Магия языка В основе «Фокусов языка» лежит магическая сила слова. Язык является одним из ключевых компонентов, из которых мы строим наши внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на нее. Дар речи –