Конспект занятия по методика развития речи. Iii

Конспект по развитию речи.

Тема: Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Задачи:- связанная речь: учить развивать предложенный сюжет.

Словари и грамматика: активировать в речи союзные слова, учить употреблять слово варежка в разных падежах

Звуковая культура речи: учить использовать вопросительной и повествовательной интонации.

ООД: Сегодня вы будете придумывать рассказ на тему « четвероногий друг »,но прежде выполним такое упражнение я буду начинать,а вы заканчивать.

Миша пошел гулять…..

Он увидел щенка….

Он нашел его…

Он нашел себе друга, потому…..

Мише стало радостно…

Мише стало так радостно…..

Когда дети отвечают,воспитатель следит за смыслом и грамматической правильностью построения предложения.

Игра « Четвероногий друг»

Дети по нашей дверью оказался щенок. Кажется он потерялся. Чем мы можем ему помочь?(дети отвечают)

Как найти его хозяина(дети отвечают)

Наверное,лучше всего написать объявление. Надо так хорошо описать щенка,чтоб хозяин его сразу узнал: как он выгладит, чем отличаются от других собак, какой он по характеру?

Дети описывают щенка,выделяя его характерные особенности.

Давайте представим такую ситуацию. Вы нашли на улице щенка, принесли его домой и просите его маму оставить его у вас дома. А мама ни как не хочет щенка оставлять. Попробуйте доказать ей,что собака лучший друг для человека, и что этот щенок вам просто необходим.(дети и воспитатель обыгрывают ситуацию).

Хорошо, вы меня убедили. Щенок радуется вмести с вами и хочет узнать,где он будет жить.(ответ детей). Что умеют делать собака?

Дети называют,что умеют делать собаки.

Посмотрите щенок порвал книгу,и ее не возможно прочитать. давайте поможем восстановить текст рассказа. Я прочитаю начало, а вы будете продолжать и заканчивать. Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал,что кто-то под кустом жалобно пищит. Он был такой маленький, крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки,прижал к себе и решил отнести домой.

Давайте закончим фразу,которую я начну, чтобы получилось созвучно. Мы на улицу пошли…(и щеночка там нашли)

Наш щеночек маленький …(грелся на завалинке)

Мы с собачкою гуляли …(не чего не потеряли)

Миша подружился со щенком,теперь они не разлей вода. Дети как вы это понимаете?(ответ детей). Дети вы теперь пожжете поиграть с щенком.

Наталья Лукьяненко
Конспект НОД «Обобщение знаний (методические приемы и методы ФЭМП в подготовительной группе)»

Программное содержание :

Обучающие задачи :

1. Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

2. Упражнять в счете в пределах 20 (последующее и предыдущее число) .

3. Закреплять знания детей о составе числа 10 из двух меньших чисел.

4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

Развивающие задачи :

1. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

2. Способствовать развитию логического мышления, внимания, сообразительности.

3. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать усидчивость, умение слушать.

2. Воспитывать интерес к математическим знаниям .

3. Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.

Методические приемы и методы :

1. Наглядные (использование наглядного материала) .

2. Словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

3. Игровые (игра, сюрпризный момент) .

4. Поощрение.

5. Практическая деятельность (решение задач, примеров) .

6. Индивидуальный подход.

7. Использование литературного произведения.

8. Анализ занятия.

Демонстрационный материал : конверт с письмом, посылка с сюрпризом, мяч, презентация PowerPoint.

Раздаточный материал : простые карандаши, листочки в крупную клетку, тетради.

Ход занятия:

Дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание на пришедших гостей.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.

Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Пусть все мы и наши гости будем здоровы, будем чаще улыбаться, и у всех нас будет хорошее настроение. А у вас настроение хорошее? Будущему школьнику оно непременно нужно.

«Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг»

Встаем в круг. Я буду бросать мяч и называть число. Вы, бросая мяч обратно мне, называете предыдущее (последующее) число (числа в пределах 20) . Молодцы. Садимся на свои места.

Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе это письмо. Хотите узнать, что в нем и кто его написал?

Чтение письма

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио закрыли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино. (Слайд 2)

Ну что, ребята! Поможем Буратино?

Тогда посмотрим задание №1

Оно называется : «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» (слайд 3)

1. Три вершины, три угла, три стороны - вот и я. Что это? (треугольник)

2. Нет углов у меня, а

Похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (круг)

3. Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам его представить рад.

Как зовут его? (квадрат)

4. Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Молодцы! Справились.

Давайте посмотрим следующее задание №2 «Засели домик» (слайд4)

Итак, в домике на каждом этаже 10 жильцов, несколько уже живут. Сколько жильцов мы заселим в соседние квартиры? Ответы детей. Молодцы!

Очень хорошо, справились и с заданием №2.

Нас ждет задание № 3, оно сложное, требует от вас внимания, называется

«Сначала подумай, потом ответь!» Договариваемся, с места не кричать, а поднять руку.

1. У бабушки Даши внучка Маша,

Кот Пушок, собака Дружок

Сколько у бабушки внуков(1)

2. На дереве сидят 4 птицы : 2 воробья, остальные голуби. Сколько всего

голубей(2)

3. 9 грибов нашел Вадим, а потом еще один.

Сколько он нашел грибов(10)

4. Лена играет с подружками в прятки. Вдруг она замечает, что из-под

перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей играют в прятки? (5)

5. Дима возвратился с прогулки, подбежал к маме и стал рассказывать : «А

мы видели разных птиц : голубя, скворца, бабочку, воробья, стрекозу и

грача. Вот сколько – целых 6». Мама заметила, что Дима ошибся, и

сказала ему об этом. В чем Димина ошибка? Сколько всего птиц видел

6. На столе лежало 3 груши, одну из них разрезали пополам. Сколько груш

сейчас лежит на столе? (3) .

Какие молодцы и с этим заданием справились!

Устали? Давайте немного отдохнем!

Музыкальная физкультурная минутка (слайд 7)

Задание №4. «Ребус» (слайд 8)

Нам нужно решить ребус и отгадать, какое слово спрятано в задании. Здесь спряталось не простое слово, а математическое! Отгадать, что это за слово вы сможете, решив примеры и правильно расставив буквы, с которых начинаются изображенные слова.

(дети на местах выполняют задание)

Итак, какое математическое слово спряталось в ребусе? (плюс)

Отлично! Вы великолепно справляетесь с заданиями.

Задание № 5 называется просто «Решение задачи» (слайд 9)

Ребята, вспомните, что такое задача? (Задача – это рассказ, в котором надо что-то узнать) .

Сколько частей в задаче? Назовите их. (Задача состоит из четырех частей : условие, вопрос, решение, ответ)

Что нарисовано на картине?

Дети : море, льдина, на ней пингвины.

Составьте задачу «На льдине» по этой картине. (Пример составленной задачи : на льдине плыли 8 пингвинов, к ним присоединились еще 3 пингвина. Сколько всего стало пингвинов)

– Повторите условие задачи?

– Повторите вопрос задачи.

– Как мы узнаем, сколько всего стало пингвинов? Нужно к 8 прибавить 3 и получится 11).

– Запишите решение задачи. (8+3=11) Прочтите данное решение.

Электронная физ. минутка для глаз. (Слайд 10)

Смотрим следующее задание №7. Графический диктант.

Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

Дети :

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас друзья не скрою - карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я берусь.

От точки - 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

Что у нас получилось? Все справились? Молодцы!

Посмотрите! Осталось последнее задание!

Ребята! Так это не задание, что это!

- (дети хором) «Золотой Ключик!»

Мы помогли Буратино? Наверное лиса Алиса и кот Базилио его уже отпустили, ведь мы выполнили все задания и нашли «Золотой Ключик»

А что мы сегодня делали на занятии?

Ребята, какое задание было самым интересным? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным?

Ребята, наше занятие закончено. (стук в дверь)

Ой, подождите! Кто-то стучится к нам! Пойду посмотрю.

Какая-то коробка. Как Вы думаете, что это?

Посылка! А что в ней? Ну, давайте посмотрим.

Письмо №2 (читаю)

Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду её слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарок; раскраска. До свидания.

Ваш Буратино.

Пояснительная записка

Групповое диагностико-развивающее занятие «Моё Я» представлено из программы групповых диагностико - развивающих занятий для учащихся начальной школы (1-4 классы) «Тропинка к своему Я», которая является модификацией программы «Тропинка к своему Я – начальная школа» О.В. Хухлаевой, рассчитанная на четыре года пребывания детей в начальной школе. Программа должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития.

Основные отличия моей программы:

Периодичность проведения занятий (раз в 2 недели с каждым четвертым классом);

Тематическое содержание изменено с учётом особенностей классного коллектива и индивидуальных особенностей конкретных учеников;

Включение диагностических методик в занятия, их обыгрывание, соотнесение с темой, целями, задачами занятия;

Все занятия согласуются с классным руководителем и завучем по начальной школе, так как проводятся после основных уроков (5 уроком).

№ занятия

Тема занятия

Диагностические

методики

Знакомство. Введение в мир психологии.

Кто Я? Мои силы, мои возможности

Анкета «Какой Я?»

Какой Я – большой или маленький?

Мои способности и «учебная сила»

«Уровень воспитанности» Н.П. Капустина, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Мои чувства

«Ежик» - методика получения обратной связи Бахтигиреева Т. Н.

«Маленький принц»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №3 г. Пудож

План-конспект группового диагностико-развивающего занятия

для учащихся 4 классов

«Моё Я»

Пудож, 2010

Пояснительная записка

Групповое диагностико-развивающее занятие «Моё Я» представлено из программы групповых диагностико - развивающих занятий для учащихся начальной школы (1-4 классы) «Тропинка к своему Я», которая является модификацией программы «Тропинка к своему Я – начальная школа» О.В. Хухлаевой, рассчитанная на четыре года пребывания детей в начальной школе. Программа должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития.

Основные отличия моей программы:

Периодичность проведения занятий (раз в 2 недели с каждым четвертым классом);

Тематическое содержание изменено с учётом особенностей классного коллектива и индивидуальных особенностей конкретных учеников;

Включение диагностических методик в занятия, их обыгрывание, соотнесение с темой, целями, задачами занятия;

Все занятия согласуются с классным руководителем и завучем по начальной школе, так как проводятся после основных уроков (5 уроком).

Тематическое планирование для 4 классов

№ занятия

Тема занятия

Диагностические

методики

Знакомство. Введение в мир психологии.

Кто Я? Мои силы, мои возможности

Анкета «Какой Я?»

Какой Я – большой или маленький?

Мои способности и «учебная сила»

«Уровень воспитанности» Н.П. Капустина, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Мои чувства

«Ежик» - методика получения обратной связи Бахтигиреева Т. Н.

Моё Я

рисунок

«Маленький принц»

План-конспект диагностико-развивающего занятия

Тема занятия: «Моё Я»

Цели занятия: актуализировать у учащихся знания об эмоциональной сфере, качествах людей; провести рисуночную методику «Маленький принц»

Задачи занятия:

  1. Помочь детям усвоить понятия «качества человека», «эмоции и чувства».
  2. Научить детей анализировать свои сильные и слабые стороны.
  3. Научить делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе.
  4. Помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей.

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Адресат: учащиеся 4 класса (проводится со всем классом)

Планируемое время: 35 - 40 минут

Материалы: листы бумаги, фломастеры, карандаши, цветные ручки, заранее проведенная анкета «Какой Я?»

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии? Чем мы занимались? Варианты ответов детей: рисовали ежика; слушали сказку; говорили об эмоциях и чувствах.

Всё правильно говорите, тема прошлого занятия была «Эмоции и чувства». Какие эмоции и чувства вы запомнили? Варианты ответов детей: радость, грусть, обида, удовольствие и т.д.

Разминка:

Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Лишнее слово». Только хочу у вас спросить, как вам будет удобно воспринимать слова - на слух или зрительно, писать на доске. Хорошо, буду читать и записывать.

Задание «Лишнее слово»

Цель: разграничить понятия «качества человека» и «эмоции и чувства»

На доске написаны слова. Детям нужно догадаться, какое слово лишнее и объяснить почему.

Радость, глупость , злость (глупость – качество)

Честный, добрый, грустный (честный, добрый – качества человека, а не чувства)

Гнев, обида , злость (злость, гнев – синонимы)

Злость, обида, недоброжелательность (злость, обида – чувства, а не качества)

Грусть, печаль, страх (грусть, печаль – синонимы)

Честность, грусть , доброта (честность, доброта – качества, а не чувства)

Злоба, ярость, радость (злоба, ярость – синонимы)

А теперь давайте попробуем выполнить такое задание – я вам напишу на доске часть слова, а вы его закончите. А затем – попробуем угадать слова с пропущенными буквами.

Задание «Какие качества задуманы»

Цель: закрепить понятия «качества человека»

Детям предлагается догадаться по первому слогу и с пропущенной буквой по середине, какие качества людей задуманы:

Примечание для ведущего: важно включить в игру всех учащихся, не акцентировать внимание на правильности рассуждения, учить принимать свои ошибки.

Основное содержание занятия:

Молодцы, со всеми заданиями справились, а теперь сделаем тишину и послушаем новую тему «Моё Я».

«Какой Я?» - этот вопрос хотя бы раз в жизни задаёт себе любой человек. Каков он – мир моей души? Какие жители его населяют? Что они делают? Их жизнь наполнена впечатлениями. Она дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обмениваются подарками. У них есть свои страхи и обиды, они грустят и радуются, и каждый из них, каждая частичка души хочет быть востребованной, живой, счастливой.

Давайте вспомним одно из заданий, которое мы делали во второй четверти. Оно называлось «Какой Я?», мы слушали сказку «О девочке и её человечках» и описывали себя: внешность, характер, способности, интересы.

Сейчас я буду зачитывать ваши маленькие рассказы о себе. Кто-нибудь против озвучивания своего рассказа? Читать можно полностью?

Задание «Какой Я?»

Цели: сплочение учащихся; возможность показать себя с другой стороны.

Зачитываются рассказы учащихся о себе, задача детей угадать о ком идет речь.

Примечание для ведущего: важно получить согласия всех учащихся, если кто-то против, то не настаивать.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кому понравилось или не понравилось задание?
  2. Что вы узнали о себе и других?
  3. Что мешало или помогало узнать из рассказа об авторе?

Как много мы узнали сегодня друг о друге, кто-то не узнал себя, у кого-то появились интересы, проявились новые способности.

Многим кажется, что удивляться в повседневной жизни нечему, и они ждут каких-то ярких событий, чтобы удивиться или обрадоваться. Но эти моменты быстро проходят, и человек опять впадает в уныние и скуку. Однако вокруг нас много удивительного, нужно только суметь заметить это.

Давайте посмотрим вокруг себя, что для вас сегодня кажется необычным?

Молодцы, очень интересно слушать ваши наблюдения.

А знает ли кто-нибудь из вас сказку «Маленький принц»? Варианты ответов детей – да, читал (а); да, мне читали, но я не помню о чем эта сказка; нет…

В ней рассказывается о мальчике, у которого была своя собственная планета. А давайте сейчас каждый из вас попробует представить и нарисовать свою планету? Подумайте, кто там будет жить, как она выглядит, где находится и т.д.

Задание «Маленький принц»

Цель: диагностика эмоционально-волевой сферы

Ведущий беседует с детьми о сказке «Маленький принц», который имел собственную планету, и предлагает представить, какой может быть собственная планета у каждого из них, а затем эту планету нарисовать.

Учащиеся закрывают глаза, получив задание нарисовать мысленную картинку. Ведущий подчеркивает, что каждый имеет право нарисовать то, что захочет, каждый имеет право видеть мир по-своему.

Ребятам предлагается рассказать, что они могут увидеть вокруг себя, что почувствовать, если превратятся в камушек, травку, облако, потолок. Делается вывод о том, что с разных позиций один и тот же предмет или явление видятся по-своему.

Затем учащиеся закрывают глаза, представляя дверку в какую-то маленькую страну, в которой все устроено по их желанию

Затем ребята рисуют то, что они «увидели» за этой дверкой. При обсуждении делается акцент на том, кто может открыть дверку в маленькую страну - внутренний мир. Кого хочется пригласить, а перед кем - запереть дверь на все засовы.

Примечание для ведущего: обсуждение рисунков переносится на следующее занятие. Спрашивается у детей, где будут храниться рисунки до следующего занятия. При согласии отдать рисунки на хранение психологу, можно провести диагностические процедуры.

Рефлексия занятия:

И так сегодня, мы немного поговорили о нашем «Я». Рисунки у всех получились разные, уникальные для каждого.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем мы сегодня занимались?
  2. Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
  3. С каким настроением, чувством мы заканчиваем занятие?

На следующем занятии мы продолжим наш разговор, у каждого будет возможность рассказать о своем «Я».

Спасибо, всем за работу. До свидания!!!

Самоанализ диагностико-развивающего занятия

Развивающая цель занятия «Моё Я» - научить делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе. Диагностическая цель - проведение рисуночной методики «Маленький принц», проанализировать эффективность выбранной формы проведения групповых занятий и посмотреть в ходе занятия степень включенности в межличностное взаимодействие учащегося «группы риска».

Особенностями проведения занятий являются то, что они проводятся со всем классным коллективом и не в кабинете психолога, учащиеся сидят за партами. Часто возникает трудность определения позиции психолога, так как первоначально он воспринимается как учитель. На психолога переносятся опыт общения ребенка с учителем, позитивные и чаще негативные чувства, кроме того, учащиеся, как правило, обладают длительным опытом общения друг с другом, соответственно возникает риск выхода на поверхность застарелых конфликтов, больше времени требуется на установление атмосферы доверия. Так как занятия проводятся после основных уроков, то необходимо учитывать степень усталости учащихся именно в этот день, есть риск проявления неконтролируемых действий. И соответственно нужно подстраиваться под настроение учащихся класса.

Исходя из выше изложенного и путем практического опыта, групповые занятия с учащимися необходимо выстраивать в форме занятие с элементами тренинга. Структура занятия включает в себя:

  • приветствие учащихся - важно выработать свой ритуал приветствия и настроя на совместную работу;
  • повторение пройденного материала – проводится в форме устного группового обсуждения, даются тематические разминки, так же характер разминки определяется состоянием группы;
  • основное содержание занятия - используются частично групповое обсуждение и выполнение индивидуального заданияданном случае рисунка);
  • рефлексия занятия - проводится небольшое обсуждение, обязательно выслушиваются мнения ребят. Если ребенок стесняется рассказать о своей проблеме, то договариваемся о личной беседе, где обсуждаем результаты его работы.

В групповые занятия с учащимися я включаю задание на повторение пройденного материала, так как встречаемся мы раз в две недели. Тематические разминки позволяют быстрее включиться в работу, настроить детей на нужную волну. Однако, именно, в начале занятия необходимо определить эмоциональное состояние каждого учащегося. Если ребенок не настроен на выполнение каких-то заданий, то я не настаиваю. Просто жду, когда ребенок сам проявит желание работать.

В основное содержание занятия было включено задание «Какой Я?», выполненное нами на предыдущих занятиях, основная цель которого помочь проанализировать свои сильные и слабые стороны, возможность раскрыться перед одноклассниками. Для меня здесь была возможность увидеть степень сплоченности коллектива, узнать, как воспринимают учащиеся друг друга.

Задание «Маленький принц» было использовано для завершения цикла занятий посвященных введению в мир психологии. Вот некоторые затруднения, с которыми столкнулись учащиеся: выбор формы планеты, размер, цвет, название, пространство вокруг, кем или чем населить и т.д. Здесь важно сказать учащимся об уникальном виденье мира каждого человека, что рисовать можно всё и никаких ограничений, для них нет. У девочек формы планет получились в виде сердец, земного шара, круга; цвета яркие и насыщенные. У мальчиков – летающие тарелки, череп, пирамиды; цвета неброские или выполнены ручкой, простым карандашом.

Обсуждения рисунков учащихся было перенесено на следующие занятие, с одной целью - дать возможность каждому ребенку проанализировать свои внутренние переживания, своё виденье мира. Дальше работа с рисунками предполагает дорисовывание или рисование новой планеты, после обсуждения каждого рисунка.

Атмосфера занятия была непринужденная, с одной стороны - моей задачей было «влиться» в коллектив детей, мягко направлять в нужную тему, с другой - избегать излишнего контроля над мнениями учащихся, дать им свободу в высказываниях и суждениях, не сводить их к правильности или неправильности. То есть дать возможность высказать свою точку зрения, помочь отстоять её перед одноклассниками.

И когда, начинались обсуждения или высказывания, я просто занимала позицию наблюдателя или слушателя. Конечно, в исключительных случаях приходилось напоминать учащимся о культуре общения, об умении не только высказать и аргументировать свою точку зрения, но и выслушать и понять чужую.

На протяжении всех занятий проводилось наблюдение за учащимся «группы риска», поначалу ни в совместной, ни в индивидуальной работе участия он не принимал. На этом занятии, пусть пассивно, но, уже проявляя интерес, он работал над своей маленькой страной.

Проведение групповых занятий с учащимися целого класса очень трудоемкая, но достаточно эффективная работа в плане возможности увидеть коллектив «изнутри». Для ребят такая работа дает возможность раскрыться перед одноклассниками, для классного руководителя - посмотреть, как общаются учащиеся во внеучебной обстановке.

Психологу диагностико - развивающие занятия дают возможность провести какие-нибудь диагностические процедуры и поработать с классом, так как времени охватить всех учащихся, часто нет. Но здесь важно правильно обыграть используемые методики, чтобы всю деятельность школьного психолога не сводили к тестированию.

Ограниченность временных рамок тоже существенно влияет на ход занятия, приходится сокращать обсуждения и трудно поддерживать рабочий настрой учащихся. Часто приходится перестраивать весь план занятия под настроения учащихся, что требует большей мобильности и импровизации. Поэтому в своей работе я стараюсь не использовать готовых план - конспектов, так как занятие в каждом классе идет по-разному и невозможно угадать заранее, куда приведут нас наши рассуждения.


Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА? КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА?

На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

Уровнем проведения урока;

Методической наполненностью;

Атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

Определить место темы в учебном курсе;

Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;

Обобщить и систематизировать знания о. (или по конкретной теме);

Отработать навыки (какие?);

Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

Воспитание патриотизма;

Воспитание интернационализма;

Воспитание гуманности;

Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

Воспитание дисциплинированности;

Воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

Урок изучения нового материала;

Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

Урок формирования умений и навыков;

Урок повторения;

Урок проверки знаний;

Урок применения знаний, умений и навыков;

Повторительно-обобщающий урок;

Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

Урок- лекция;

Урок-беседа;

Кино-урок;

Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

Урок лабораторных работ;

Урок практических работ;

Урок - экскурсия;

Урок - семинар;

Дидактическая игра;

Анализ ситуаций;

Устный опрос;

Письменный опрос;

Контрольная работа;

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

Узнавание нового материала;

Воспроизведение;

Применение знаний в знакомой ситуации;

Применение знаний в незнакомой ситуации;

Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

Задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

Задания, способствующие осмыслению материала студентом;

Задания, способствующие закреплению материала студентом.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

Что контролировать;

Как контролировать;

Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;

Формирование новых понятий и способов действий;

Формирование умений и навыков;

Домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед студентами.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока вы .

В понятие «опорный конспект» авторы вкладывают разнообразные формы представления знания. В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть передаются через наглядность, отражающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака. Опорный конспект один из авторов определяет через опорные сигналы в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную кон­струкцию, замещающую систему фактов, понятий как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В определение опорного конспекта нами вкладывается иной смысл.

Опорный конспект - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся. Разворачивается учебная информация согласно логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем - формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом техническом объекте, с одной стороны, и общую систему уче­но-познавательных действий по их формированию - с другой. Суть опорного конспекта это система опор в виде ключевых слов, фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, чертежей, формул, условных знаков и других способов кодирования, позволяющая представить основное содержание учебного материала в ходе его изучения и применения как целостный логически завершенный образ. Характеристика: компактность; одномоментная обозримость; легкое восприятие, запоминание и воспроизведение.

Основные правила разработки методической системы опорных конспектов заключаются в следующем:

Полное и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного. В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации;

    строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное нарушение последовательности выбранного порядка расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость. Обучаемые привыкают к логике представления учебной информации, что помогает им ориентироваться в новой порции учебного материала;

    образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.

Знаковая форма в опорных конспектах создает возможности: показа важной информации, основных связей благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации; однозначного по­нимания смысла за счет унифицированности основных знаков и символов; самостоятельной работы со смысловыми связками, передающими автономные смыслы.

Этапы разработки опорного конспекта:

1.отбор учебного материала.

2.структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации. 3.выделение основных понятий, определений, формул.

4.кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур. 5.расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. 6.кодирование значимости учебной информации в цвете.