Что такое вуз и ссуз. Средне специальные учебные заведения

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе. Критики опасаются, что эта норма полностью уничтожит систему подготовки рабочих кадров. А авторы закона уверены, что ничто не помешает реализовывать программы подготовки рабочих кадров на базе техникумов, предприятий и даже общеобразовательных школ.

Кто из них прав, и как повлияет на ССУЗы России новый закон "Об образовании"? Именно в данном вопросе мы и постараемся разобраться в рамках этой статьи. Но для начала давайте определимся, что же скрывается за понятием начальное профессиональное образование.

НПО - со школьной скамьи в ряды рабочих

Согласно закону России "Об образовании" от 1992 года под начальным профессиональным образованием подразумевается процесс подготовки квалифицированных рабочих как , так и после окончания средней школы. Образовательные программы НПО обеспечивают приобретение учащимися определенной профессии соответствующего уровня без получения или с получением полного среднего образования. Получить начальный уровень профобразования можно в ПТУ (на сегодняшний день многие российские ПТУ переименованы в колледжи и профессионально-технические лицеи).

Другими словами, ПТУ специализируется на подготовке квалифицированных рабочих, при этом рабочему совсем не обязательно изучать общеобразовательную программу (то есть, получать полное среднее образование), и, как следствие, иметь возможность в ближайшем будущем продолжить свое образование в техникуме или ВУЗе. Необходимо отметить, что начальное профобразование в России характеризуется очень низкой привлекательностью среди выпускников школ (каждого из нас, наверное, учителя в школе "пугали" ПТУ). Специалисты связывают этот факт не столько с устаревшим содержимым образовательных программ, сколько с низким качеством обучения. Одновременно с этим российский бизнес на данный момент испытывает острый дефицит в квалифицированных рабочих, что заставляет правительство страны активно работать над повышением популярности рабочих специальностей среди молодежи.

Закон "Об образовании" - попытка восстановить систему подготовки рабочего класса

Казалось бы, 10 статья закона "Об образовании", из которой становится ясно, что начального профобразования как такового в России больше не будет, "добила" и без того слабую систему подготовки рабочих. Однако так может показаться только неискушенному обывателю и только на первый взгляд, поскольку если внимательно прочитать этот закон становится ясно, что этой нормой дан старт построению новой, более качественной системы.

Ведь отказ от НПО совсем не означает, что негде будет получить профессию рабочего. Исчезнет только ПТУ как самостоятельная форма образовательного учреждения. Функции ПТУ на себя возьмут , которые теперь смогут предоставлять студентам более широкие возможности: в них можно будет не только получить рабочую профессию, но и стать специалистом среднего звена. Причем, как и прежде, поступить в техникум можно будет и после 9 класса и одновременно с изучением предметов из программы средней школы не только освоить навыки заранее выбранной профессии, но и в более короткие сроки получить среднее профобразование по сокращенной образовательной программе.

Кроме того, на смену ПТУ придут многопрофильные учебные центры, на базе которых можно будет получить профессиональную квалификацию высокого уровня или освоить еще одну специальность. Благодаря тому, что специализированные учебные центры будут оснащены самым современным производственным оборудованием, они смогут осуществлять подготовку специалистов в соответствии с самыми современными технологиями производства и требованиями рынка труда.

Вместо заключения

Как можно понять из всего вышеизложенного, для граждан России новый закон "Об образовании" не несет никаких принципиально важных изменений, кроме одного - поступить в ССУЗ теперь намного легче.

Основная цель отказа от НПО - это повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. А вот выбирать уровень подготовки, как и раньше, будут сами учащиеся. Если после техникума учащийся посчитает, что ему достаточно иметь на руках документ о получении профессии начального уровня, то он может отказаться от дальнейшего обучения. Однако если он захочет получить более высокий уровень подготовки, то он сможет это сделать намного качественнее и быстрее, чем раньше.

ССУЗ

среднее специальное учебное заведение


Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .

Смотреть что такое "ССУЗ" в других словарях:

    Ссуз - Среднее специальное учебное заведение. Состоит из: НПО учреждений Начального профессионального образования СПО учреждений Среднего профессионального образования См. также Учебное заведение Профессиональное образование Учебный год … Википедия

    ссуз - ссуз, а (сокр.: среднее специальное учебное заведение) … Русский орфографический словарь

    ССУЗ - [ссуз], а, м. Среднее специальное учебное заведение. Для студентов вузов установлен размер стипендии имени Ленинского комсомола 100 рублей, для учащихся ссузов 80 рублей. Комс. пр., 10.08.88 … Толковый словарь языка Совдепии

    Среднее специальное учебное заведение - ССУЗ Среднее Специальное Учебное Заведение. Состоит из: НПО учреждений Начального профессионального образования СПО учреждений Среднего профессионального образования Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение,… … Википедия

    СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - уч ща, техникумы, колледжи. Готовят специалистов со ср. спец. образованием для разл. отраслей нар. х ва, просвещения, здравоохранения, к ры и т.д. В Екат. формирование ССУЗ началось в сер. XIX в. В 1853 мин во финансов, в чьем ведении находились… … Екатеринбург (энциклопедия)

    МЭТК - Координаты … Википедия

    МЭТТ - Координаты … Википедия

    Политехнический колледж (Магнитогорск) - ГОУСПО (ССУЗ) «Политехнический колледж» … Википедия

    Орша - У этого термина существуют и другие значения, см. Орша (значения). Город Орша белор. Орша … Википедия

    Воинская обязанность - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Не следует путать с Воинской повинностью … Википедия

Книги

  • Технологические процессы в сервисе. Технология швейных изделий. Лабораторный практикум Купить за 1493 грн (только Украина)
  • Технологические процессы в сервисе. Технология швейных изделий. Лабораторный практикум. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ , И. Н. Каграманова, Н. М. Конопальцева. В пособии приведены общие сведения об одежде; рассмотрены процессы подготовки и раскроя материалов, ниточные, клеевые и сварные соединения, отделка деталей одежды, операции влажно-тепловой…

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе. Критики опасаются, что эта норма полностью уничтожит систему подготовки рабочих кадров. А авторы закона уверены, что ничто не помешает реализовывать программы подготовки рабочих кадров на базе техникумов, предприятий и даже общеобразовательных школ.

Кто из них прав, и как повлияет на ССУЗы России новый закон "Об образовании"? Именно в данном вопросе мы и постараемся разобраться в рамках этой статьи. Но для начала давайте определимся, что же скрывается за понятием начальное профессиональное образование.

НПО - со школьной скамьи в ряды рабочих

Согласно закону России "Об образовании" от 1992 года под начальным профессиональным образованием подразумевается процесс подготовки квалифицированных рабочих как , так и после окончания средней школы. Образовательные программы НПО обеспечивают приобретение учащимися определенной профессии соответствующего уровня без получения или с получением полного среднего образования. Получить начальный уровень профобразования можно в ПТУ (на сегодняшний день многие российские ПТУ переименованы в колледжи и профессионально-технические лицеи).

Другими словами, ПТУ специализируется на подготовке квалифицированных рабочих, при этом рабочему совсем не обязательно изучать общеобразовательную программу (то есть, получать полное среднее образование), и, как следствие, иметь возможность в ближайшем будущем продолжить свое образование в техникуме или ВУЗе. Необходимо отметить, что начальное профобразование в России характеризуется очень низкой привлекательностью среди выпускников школ (каждого из нас, наверное, учителя в школе "пугали" ПТУ). Специалисты связывают этот факт не столько с устаревшим содержимым образовательных программ, сколько с низким качеством обучения. Одновременно с этим российский бизнес на данный момент испытывает острый дефицит в квалифицированных рабочих, что заставляет правительство страны активно работать над повышением популярности рабочих специальностей среди молодежи.

Закон "Об образовании" - попытка восстановить систему подготовки рабочего класса

Казалось бы, 10 статья закона "Об образовании", из которой становится ясно, что начального профобразования как такового в России больше не будет, "добила" и без того слабую систему подготовки рабочих. Однако так может показаться только неискушенному обывателю и только на первый взгляд, поскольку если внимательно прочитать этот закон становится ясно, что этой нормой дан старт построению новой, более качественной системы.

Ведь отказ от НПО совсем не означает, что негде будет получить профессию рабочего. Исчезнет только ПТУ как самостоятельная форма образовательного учреждения. Функции ПТУ на себя возьмут , которые теперь смогут предоставлять студентам более широкие возможности: в них можно будет не только получить рабочую профессию, но и стать специалистом среднего звена. Причем, как и прежде, поступить в техникум можно будет и после 9 класса и одновременно с изучением предметов из программы средней школы не только освоить навыки заранее выбранной профессии, но и в более короткие сроки получить среднее профобразование по сокращенной образовательной программе.

Кроме того, на смену ПТУ придут многопрофильные учебные центры, на базе которых можно будет получить профессиональную квалификацию высокого уровня или освоить еще одну специальность. Благодаря тому, что специализированные учебные центры будут оснащены самым современным производственным оборудованием, они смогут осуществлять подготовку специалистов в соответствии с самыми современными технологиями производства и требованиями рынка труда.

Вместо заключения

Как можно понять из всего вышеизложенного, для граждан России новый закон "Об образовании" не несет никаких принципиально важных изменений, кроме одного - поступить в ССУЗ теперь намного легче.

Основная цель отказа от НПО - это повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. А вот выбирать уровень подготовки, как и раньше, будут сами учащиеся. Если после техникума учащийся посчитает, что ему достаточно иметь на руках документ о получении профессии начального уровня, то он может отказаться от дальнейшего обучения. Однако если он захочет получить более высокий уровень подготовки, то он сможет это сделать намного качественнее и быстрее, чем раньше.

Советы родителям абитуриентов дают квалифицированные психологи и специалисты по профориентации.

(Казань, 5 июля, «Татар-информ»). Каждый год в летнее время для выпускников школ и их родителей наступает горячая пора - пока школьники продолжают сдавать ОГЭ и ЕГЭ, получать первые результаты, выбирать учебные заведения и подавать документы, их родители пытаются объективно оценить способности и возможности ребенка, чтобы уберечь своих чад от ошибок в выборе образовательного учреждения.

Если еще 10 лет назад о выборе между ссузами и вузами речь в семьях «ударников» и медалистов даже не шла, то сейчас, учитывая явный рост уровня преподавания, оснащенности и престижа средних профессиональных учебных заведений, перед родителями и выпускниками встает еще более сложный выбор. По результатам опросов ВЦИОМ и «Левада-Центра», еще в 2015 году более половины россиян считали значимость высшего образования по сравнению со средним специальным преувеличенной. С годами количество лояльных к среднему специальному образованию соотечественников только повышается.

В качестве основных аргументов стартового обучения в ссузах россияне приводят «облегченную» модель поступления, которая предполагает учет только среднего балла аттестата, без сдачи ЕГЭ для выпускников 11-х классов и без учета оценок ОГЭ для 9-классников. К весомым причинам выбора ссуза относят также значительно менее длительные сроки программ обучения (программы колледжей - до 4-х лет, техникумов - до 3-х лет), а также опыт работы, который студенты ссузов получают уже во время обучения. В среднем студенты ссузов проходят 4-5 «практик» на предприятиях-партнерах учебного заведения с возможностью получения рекомендаций и последующего трудоустройства.

Как понять, что ребенку для начала лучше выбрать учреждение среднего профессионального образования, нежели вуз - на этот вопрос «Татар-информ» отвечают специалисты по профориентации, сертифицированные педагоги и психологи.

«Родители и сами дети наконец-то стали возводить в критерии престижа трудоустройство и заработную плату »

Если выбранное выпускником направление обучения согласуется с программами средних профессиональных учебных заведений, а научная теоретическая сфера деятельности пока не входит в планы ребенка, то стоит серьезно задуматься над перспективами поступления в колледжи или техникумы, считает доцент Института психологии и образования К(П)ФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. В данный момент родителям нужно объективно воспринимать ситуацию на рынке труда: зарплаты, связи учебных заведений с производством, трезво и объективно оценивать ситуацию, стараясь избавиться от ярлыков, которые исторически навешивались на высшие учебные заведения, уверен эксперт.

«Реалии рынка, к сожалению или к счастью, изменились. Адекватному родителю необходимо самому понять и показать ребенку, что сейчас есть огромное количество учебных заведений со статусными и престижными званиями университета или же института. Но значимость этих вузов уже не так высока, как раньше, особенно, учитывая объективный критерий трудоустройства и распределения. Можно закончить очень престижный вуз, но по результату, к сожалению, выпускники в нем не будут обеспечены рабочими местами. Если родители и ребенок проанализируют статистику, то увидят, что растет число ссузов, после которых выпускники распределяются на серьезные производства в крупные компании и проекты, - подчеркнул Гарифуллин. - По той же статистике и в Татарстане сейчас появляется все больше учреждений среднего профессионального образования, поступить в которые так же сложно, как и в вузы. Конкурс в ссузы растет. А почему? Потому что родители и сами дети наконец-то стали возводить в критерий престижа окончательный результат - трудоустройство и заработную плату».

На данный момент на территории республики работают десятки колледжей, училищ и техникумов, некоторые из них уже несколько лет конкурируют с вузами по количеству человек, претендующих на место. Колледж информационных технологий не первый год имеет высокие конкурсы на большинство специальностей, в Казанское театральное училище в разы выше, чем в театральное отделение Казанского государственного института культуры. С педагогическим образованием дела обстоят примерно также: выпускники Педагогического училища пользуются большим успехом у работодателя, нежели выпускники Института педагогики, которые имеют высшее образование, объяснил специалист.

«Статус средних профессиональных учебных заведений растет, потому что как никогда сейчас ссузы привязаны социальным заказом к производству, к практике, к экономике, их учебные программы относительно коротки и не засорены лишними дисциплинами, исключительно практика. Родителям нужно четко понимать, что программы средних профессиональных учебных заведений основываются на необходимой выжимке теории и огромном количестве практики, в то же время в вузах дела обстоят обратно пропорционально. В вузы люди приходят добирать теоретическую базу, повышать квалификацию в теоретической, научной части, заниматься именно научной работой, в ссузы идут за практическим образованием в короткие сроки и с гарантиями трудоустройства», - отметил собеседник агентства.

Решение о поступлении должно складываться из нескольких составляющих

«Вопрос о выборе уровня учебного заведения действительно на данный момент перестал быть однозначным. С одной стороны, многие родители до сих пор считают, что только полное высшее образование может гарантировать ребенку успех в профессиональной деятельности, эта позиция в настоящее время - пережиток прошлого, того самого, в котором высшее образование получали единицы. Сейчас подталкивать ребенка в престижную некогда специальность или вуз не имеет смысла, если на то нет веских причин. Если выпускник точно знает, на какой специальности в каком вузе он хочет учиться, какими скиллами он сможет овладеть при обучении в конкретном вузе, где он сможет их применить, и все это согласуется с реальным положением дел, в таком случае обучение в вузе нужно и должно быть поддержано родителями, - выразил мнение специалист по профориентации школьников Искандер Сабиров. - Но такие случаи - большая редкость. Чаще выбор вуза обусловлен как раз убеждением родителей выпускника в том, что среднее профессиональное образование не сможет дать билет в жизнь».

Эксперт пояснил, что учреждения СПО в отличие от вузов дают своим студентам возможность окунуться в профессию с самого первого года обучения, столкнуться с практической работой, буднями выбранной специальности и очень быстро понять, действительно ли это то, чего хочет молодой человек.

«Если у ребенка нет склонности к теоретическому обучению, а в перспективе - более серьезной научной деятельности, если у него или у нее есть ярко выраженные желания и, что немаловажно, способности к определенным видам практической деятельности, будь то строительство, химия, промышленный дизайн или парикмахерское искусство, родителям стоит серьезно рассмотреть учреждения среднего профессионального образования. Поскольку обучение там даст ребенку базу профессии и познакомит его со сферой применения полученных знаний. Нужно понимать, что решение о поступлении в то или иное учебное заведение должно складываться из нескольких составляющих: выбор и предпочтения, наклонности ребенка, перспективность специальности, то есть наличие в регионе проживания спроса на эту специальность, компаний и организаций, ведущих набор молодых кадров на нужное направление», - рассказал Сабиров.

В Татарстане сегодня насчитывается порядка 90 государственных и коммерческих средних профессиональных учебных заведений: педагогические, медицинские, агропромышленные, технические, нефтехимические и творческие колледжи и техникумы открыли приемные кампании 20 июня. Прием документов и заявлений от абитуриентов в ссузы республики будет продолжен до 15 августа. Для абитуриентов ссузов, поступающих на творческие специальности, для которых установлен отдельный порядок прохождения дополнительных испытаний и конкурсов, согласно закону «Об образовании», должны подать заявление о поступлении и документы не позднее 10 августа.

Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают востребованную на рынке труда профессию, такую как: машинист поезда, автослесарь, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и другие. Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также оплачивают прохождение производственной практики . Выпускники профильных колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику. Кроме специального образования студенты на базе основного общего образования, получают совместно с профессиональной программой, среднее (полное) общее образование.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Среднее специальное учебное заведение" в других словарях:

    Словарь терминов по социальной статистике

    среднее специальное учебное заведение (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) - – учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум предприятие (учреждение). Средние… … Социальная статистика. Словарь

    Школьник в школьной форме (Пакистан) Медресе в Серекунде (Гамбия) Файл:Iran s school.jpg Иранская школа Школа (от греч … Википедия

    Высшее учебное заведение - образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Административное право. Словарь-справочник

    - (СПО) средний уровень профессионального образования. Содержание 1 Среднее профессиональное образование в России … Википедия

    ЗАВЕДЕНИЕ, я, ср. (устар.). Предприятие, учреждение. Торговое, промышленное з. Учебное заведение учреждение, занимающееся обучением и воспитанием, дающее образование. Высшее, среднее, специальное учебное заведение. Такое заведение (здесь, у… … Толковый словарь Ожегова

    А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Среднее специальное учебное заведение «для приготовления к торговой деятельности юношей из купеческих, мещанских, ремесленных и крестьянских семей». Основано 19 февраля 1880 Московским биржевым обществом по инициативе Н.А. Найдёнова в память 25… … Москва (энциклопедия)

    Техникумы и колледжи: типовое положение - Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543. Документ отменил ранее… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Художественно графический факультет Курский государственный университет Год основания 1947 Декан Виктор Иванович Жилин … Википедия