Должности, степени и звания в вузе. Правописание других слов

В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Источники:

  • Ученые степени и звания: кто есть кто

При академии художеств функционирует 4 учебных заведения: институт имени Сурикова, институт имени Репина и Московский и Санкт-Петербургский лицеи. Лицеи дают среднее образование и принимают в свои стены только школьников. А вот институты нацелены на более взрослую категорию и дают высшее образование.

Вам понадобится

Инструкция

В Московский академический художеств енный Российской художеств принимаются школьники в . Лицей отбирает детей, проявивших особые способности в изобразительном искусстве. Чтобы попасть , принесите домашние работы: рисунок с натуры, живопись с натуры или скульптура, . Если работы понравились – дело за последним: приносите заявление и ряд документов.

А вот примерный список требований, который предъявляет к своим абитуриентам Московский государственный академический имени Сурикова. Чтобы поступить в академию художеств , сдайте ЕГЭ. Какие предметы сдавать, зависит от факультета. Если поступаете на архитектуру – и русский, на графику, живопись и скульптуру – русский и литературу, а на искусствоведа – литературу, русский и историю.

Творческие (профильные) испытания. Самый многочисленный факультет института – живопись. К своим абитуриентам предъявляет требование предоставить работы по рисунку, живописи и композиции. Рисунок – это голова, обнаженная модель, наброски с натуры; живопись - натюрморт с натуры, пейзаж, портрет с ; композиция – работа тему.

Если вы видите себя , то от вас требуются работы по тем же категориям. Только в рисунке – голова должна быть гипсовая, в живописи – работы акварелью, а в композиции – рисунки с натуры архитектурных объектов.

После сдачи всех испытаний абитуриенты оцениваются по 100-балльной шкале. Набравшие больше всех баллов успешно поступают в институт. Чтобы быть зачисленным, напишите заявление на имя ректора и сдайте документ о среднем образовании, результаты ЕГЭ. В заявлении укажите ФИО, дату и место рождения, место жительства, паспортные данные, специальности, на которые претендуете, указав форму и условия обучения. Напишите и о наличии дипломов призера олимпиад (если есть) и о необходимости размещения в общежитии.

Полезный совет

Вам понадобится справка от окулиста с заключением "Цветоощущение - норма".

Источники:

Становление новой системы образования сбило с толку многих. Непросто разобраться в ступенях высшего образования (бакалавриат, магистрат, специалитет), еще сложнее понять особенность ВУЗа по его наименованию и статусу. К примеру, вряд ли кто-то уверенно скажет, чем отличается университет от академии и почему исчезают институты.

Академия

Понятие «академия» возникло еще в бытность философа Платона. Как передает легенда, древний мыслитель любил прогуливаться по саду, называемому Академ. Позднее, учредив школу, Платон дал ей название «Академия». Она была чем-то вроде кружка по интересам. Ее предназначение - учить наукам, находящимся в одной узкой специализации - сохранилось и по сей день. Направление области, в которой преподаются знания, отражается в названии учреждения, например: «Уральская художественная академия».

Университет

Чуть выше по рангу занимает место университет. Главное его отличие от академии в том, что данный ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, объединяя несколько факультетов по разным специальностям. В стенах одного учебного заведения можно встретить как будущих физиков или летчиков-испытателей, так и преподавателей пения или математики. Это не значит, что уровень знаний, которые преподносит университет, на порядок выше, чем программа академий.

Академии, как и университеты, имеют право на научно-исследовательскую деятельность, а также на методические разработки и их внедрение по своему профилю.

Перемены

Жизнь течет и меняется, вместе с тем вносит свои коррективы. Бывают случаи, когда человек поступает учиться в академию, а заканчивает университет. Переименование и смена статусов - явление не такое редкое, связанное с введенной обязанностью ВУЗов проходить периодическую переаттестацию и подтверждать количество специальностей (кафедр), по которым идет набор и обучение, а также статус преподавательского состава, который претендует на право готовить специалистов с высшим образованием.

Ежегодно пара-тройка ВУЗов из университета переходит в разряд академий, не сумев набрать нужное количество студентов или подтвердить выполнение образовательного стандарта по заявленным специальностям.

Влияет ли ранг ВУЗа, выпустившего специалиста в свет, на предпочтения работодателей? В подавляющем большинстве ответ однозначен - никак не влияет. Поэтому, выбирая свой путь после школьной скамьи, не стоит зацикливаться на статусе заведения, по сути, программа академии ни чем не будет отличаться от программы университета. Куда как важнее правильно определиться с направлением специализации.

Университетом имеет право называться любое высшее учебное учреждение, в котором ведется обучение специалистов в разных областях, не менее чем в семи отраслях научного знания. Этим он отличается от института, где обучение идет в одной профессиональной области.

Что такое институт?

Институтом (institutio в переводе с – «учреждение») называют высшее учебное и научное учреждение, в котором ведется обучение и научная работа в одной профессиональной области.
Примером может служить МАИ (Московский авиационный институт), где готовят специалистов широкого профиля, но только в одной профессиональной области авиастроения.

Свыше 55% преподавателей института должны отличаться учеными степенями. Также регламентирован объем научных исследований и выделенный под них . Институт - базовая единица в системе высшего образования, является наиболее распространенным типом высшего учебного заведения (вуза). Часто институтами называют военные и силовые образовательные учреждения. Руководит институтом директор или начальник института. Его выпускниками становятся и за исключением некоторых художественных или военных вузов.

Что такое университет?

Университетом (лат. universitas - «совокупность», «общность») называли в Средние века корпорацию преподавателей и учеников, которые жили в одном месте, осваивая науки в непосредственном общении друг с другом. В современном мире университетом называют вуз, в котором ведется научная и образовательная работа не менее чем в семи направлениях знания. В этом его основное отличие от института. Современные требования к университетам достаточно высоки: преподавательский состав должен применять инновационные методы обучения и проводить широкие научные исследования в обязательном порядке.
Научные исследования в университете должны проводиться по пяти научным отраслям. Объем финансирования исследований регламентирован на сумму в десять миллионов рублей за пять исследовательских лет.

Университет обычно делится на факультеты, а факультеты на кафедры. Соответственно административная структура университета состоит из ректора, проректоров и деканов, которые возглавляют факультеты. Дальше идут заведующие кафедр. Требования к научному университета выше, чем институтские: не менее 60% преподавательского состава должны иметь научную степень. Также на сто студентов должно приходиться как минимум четыре аспиранта.

Многие университеты действуют как огромные учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят целые институты и лаборатории. В России существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и два университета с особым статусом - МГУ и СПбГУ.

Профессоры или профессора? Вы не знаете ответ на поставленный вопрос? Найти его можно в представленной статье.

Общая информация

В русском языке имеется огромное количество имен существительных, которые довольно проблематично поставить во множественное число. К примеру, далеко не всем известно, как будет правильно: профессоры или профессора. Кто-то утверждает, что первый вариант является верным, а кто-то употребляет в письменной и устной речи только второй.

История вопроса

Слова «профессор» и других имен существительных с ударным окончанием -я, -ы или -а представляет собой остаток Наверняка многим известно, что раньше в русском языке было три формы числа, а именно:

  • множественное;
  • единственное;
  • двойственное.

Последнее применялось только по отношению к парным предметам. Приведем наглядный пример: «очи» - два, «око» - одно, а «очеса» - много. Сейчас же к форме двойственного числа относятся следующие лексические единицы: «глаза», «бока», «рога».

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что еще во времена М.В. Ломоносова эти слова называли единственными существительными, стоящими во множественном числе, где в ударном положении находился именно последний слог. Более того, про «века» говорили «веки», про «вечера» - «вечеры» и пр. В дальнейшем такая модель с ударным окончанием стала быстро распространяться. В результате к середине 19-го века подобных слов было уже несколько десятков. Сейчас же их насчитывается более 600.

Как определить правильное написание слова?

Прежде чем понять, как следует правильно произносить и писать - профессоры или профессора, необходимо отметить, что какого-либо определенного правила на этот счет в русском языке не существует. В связи с этим если вам требуется употребить это слово в тексте, то рекомендуется обратиться к орфографическому словарю или справочнику. Ведь только так можно быстро и легко установить, как будет правильно: профессоры или профессора. Если же справочника нет под рукой, то рекомендуем запомнить представленное ниже примечание.

Как во множественном числе будет «профессор»?

Множественное число такого существительного выглядит следующим образом: «профессорА». Что касается лексической единицы, оканчивающейся на -ы, то это уже устарелое слово. Его употребляли в таком виде примерно век назад. Хотя многие современные люди нередко используют его в письменной и устной речи. Следует отметить, что ничего криминального в этом нет. Но если вам необходимо написать текст максимально грамотно и на современном русском языке, то следует применять слово «профессорА». В ином случае это будет считаться орфографической ошибкой.

Подсказка

О том, как говорить правильно - профессора или профессоры, мы выяснили чуть выше. Как вы успели заметить, какого-либо конкретного правила в русском языке на этот счет не существует. Следует лишь запомнить, что на письме и в устной речи рекомендуется употреблять только первый вариант. Но если вы постоянно путаетесь в таких лексических единицах, то советуем пользоваться представленной ниже подсказкой.

В 99% из 100 имена существительные в единственном числе, оканчивающиеся на -ор и обозначающие какие-либо неодушевленные предметы, образуют множественную форму на -ы. Приведем наглядные примеры: договор - договоры, детектор - детекторы, рефрижератор - рефрижераторы, индуктор - индукторы и проч.

Что касается имен существительных на -ор, которые обозначают одушевленные предметы, то в одних случаях они могут иметь окончание -а, а в других -ы. Приведем наглядный пример: директор - директорА, профессор - профессорА, но конструктор - конструкторЫ. Таким образом, если вы имеете дело с одушевленными предметами, то для определения их правописания рекомендуется обратиться к орфографическому словарю или же справочнику.

Прогноз на будущее

Модель на -а/-ы, а также на -я/-а распространяется в русском языке довольно быстро. Многие лингвисты в ужасе ожидают пришествия «опытных бухгалтерОв», «свежих тортОв» и проч. Однако следует отметить, что все же существуют некие факторы, которые самостоятельно регулируют нормативное формообразование и не позволяют «шофЕрам» стать «шоферАми».

Что касается других аналогичных слов, то во множественном числе их ударение и правильное окончание лучше всего проверять по словарю. Если для вас это проблематично, рекомендуется их запомнить, например, при помощи таких простых рифм-подсказок, как договоры — воры, директорА — мастерА и проч.

Правописание других слов

Как говорилось выше, в русском языке существует довольно много слов, которые проблематично ставить в множественное число из-за их двойственности. Именно поэтому мы решили представить вашему вниманию только верные и наиболее предпочтительные варианты: редакторы, договоры, детские лагеря, пропуска (удостоверение), кондуктора, секторы, трактора, катера и проч.

Vivat Academia!
Vivant professores!
Гаудеамус

«Гаудеамус» (лат. gaudeamus возрадуемся) - студенческая песня (гимн) на латинском языке, настоящее название «De brevitate vitae» (На скоротечность жизни). Появилась в XIII или XIV веке, либо в Гейдельбергском, либо в Парижском университете, напечатана в 1776, в гимне упоминается ученое звание - «PROFESSORES». В современном значении «профессор» (преподаватель) - эксперт в определенной отрасли науки и искусства, в разных странах понимание термина имеет свои особенности, в одних профессором называют и школьного учителя, в других – только преподавателя ВУЗа и академии (профессор по кафедре или по специальности).

В исследованиях мы подвергаем критике любое слово, т.к. «официальная» этимология – беспомощна, ничего не объясняет. Абсолютное большинство имен и терминов, сформировано в европейском иудеохристианском обществе, а по утверждению лингвистов они не связаны с ИДЕОЛОГИЕЙ (религией). Как же так, Бог – есть, а языка Бога – нет, возможно, ли такое общественно-культурное явление в действительности? Содержание терминов и имен в истолковании филологов Нового времени не соответствует базовой модели европейского общества?

Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются,
Словам должны мы доверять,
В словах нельзя ни йоты изменять...
Гёте, «Фауст».

Руководствуясь мыслью поэта - мы ищем «систему слов», обнаружив её, мы, станем «доверять словам» - приблизимся к ИСТИНЕ. В иудаизме истина; верность Заповедям, переданным Моисеем человеку от Бога; в христианстве истина; это Свобода во Христе (ибо Закон; есть удел лишь рабов (очень спорная мысль)), освобождение от невежества через познания, принесённые Благой Вестью. Философия утверждает: «аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью». Кто прав, можно ли в слове-понятии ПРОФЕССОР найти приписываемые ему СВОЙСТВА, кто из специалистов способен на это: лингвист, философ, историк, теолог, а может всё это надо совместить при анализе слова?

1) Средневековый университет и его деятели

Считают, что термин профессор (лат. professor - знаток, публично объявленный учителем) пришел из древнего Рима (так называли учителей риторских школ), в средневековых университетах Европы профессорами стали называть преподавателей-магистров (magistri) и докторов (doctores). Титул «профессор» встречается в текстах XIII вв., но чаще в средневековом университете использовали термины: бакалавр, магистр или доктор (академические степени), в 1240 г. для руководителя университета ввели титул РЕКТОР (лат. правитель, руководитель). Современный титул «профессор» подразумевает - учёное звание и должность преподавателя вуза (собственно учителя) или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Исследователи считают, что как научная должность впервые это звание введено в Оксфордском университете с XVI века. Термин, очевидно, связан с выделением на факультете определенных КАФЕДР и имел смысл специализации на какой-то дисциплине (научном направлении), не каждый МАГИСТР-преподаватель был ПРОФЕССОРОМ, узким специалистом.

Первые университеты формировались на основе церковных школ и входили в систему духовного образования, в них готовили специалистов по философии, богословию, праву и медицине. Преподаватели объединялись по факультетам (лат. способность), то есть по группам людей, способных преподавать ту или иную, дисциплину, термин «facultas» был употреблён папой Гонорием III в 1219 г., в его послании Парижскому университету; преподавание в основном сводилось к чтению текстов и комментариям учителя.

Процесс получения разрешения на преподавание был сложен, кандидат должен был продемонстрировать прочные знания и приверженность университетскому духу, после этого ему официально выдавали лицензию. На холме Св. Женевьевы, лиценциат преклонял колени перед вице-канцлером университета, который торжественно провозглашал: «Я, властью данной мне апостолами Петром и Павлом, дарую тебе право учить, читать лекции, участвовать в диспутах, разрешать вопросы и заниматься прочей ученой и магистерской деятельностью в Парижском университете и в иных местах, во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

В 1213 г., канцлер (представлявший в университете власть Парижского епископа) издал распоряжение о том, что читать лекции по богословию и церковному праву в университете должен лишь тот, кто получил одобрение всей коллегии преподавателей (в указе они названы ПРОФЕССОРАМИ). В 1219 г. папа Гонорий III, подтверждая эти меру, предписал проводить кандидатам на должность преподавателя строгие экзамены под руководством декана соборной церкви. Слишком большое количество парижских учителей, среди которых требовалось выбрать достойных, вероятно, послужило причиной этого указа.

Источники отмечают, что в развитом средневековье появилась довольно крупная прослойка образованных людей (выпускников университетов), которые находили средства к существованию при дворах мелких и крупных монархов в качестве: учителей, поэтов, алхимиков, исследователей, врачей, богословов. Ученые степени магистра или доктора, выданные одним из университетов - признавались, а их носитель получал право на чтение лекций и проведения исследований в какой-либо области науки, однако реализовать это право было сложно, поскольку возникла проблема финансового обеспечения.
Самостоятельно существовать на плату от учеников, в условиях средневековых городов для учителей было невозможно, поэтому римские папы разрешили членам университета – духовным лицам – пользоваться бенефициями, т. е. продолжать получать часть доходов от той церкви, к которой они были приписаны. В пользу университета передавались «синекуры» – должности в церквях, выстроенных на частные пожертвования, служба в которых не была связана с обязанностями приходского священника; в монастырях заранее предусматривались места передаваемых университету, монах монастыря (университетский профессор) пользовался привилегией «штатного места».

Таким образом, преподавание в университете было тесно связано с получением определенных «кафедр» в монастырских или городских церквях; само понятие «кафедра» (греч. место, седалище), закрепилось в университетской терминологии, в качестве «единицы финансирования» - штатного места профессора. Буллой 1231 г. Парижскому университету было установлено, что на освобождавшиеся церковные должности (закрепленные за университетом) коллегия профессоров сама отбирала потенциальные кадры преподавателей.

2) Существующая этимология

А) Викисловарь

Корень: -профессор-. Значение: высшее учёное звание преподавателя высшего учебного заведения либо научного сотрудника исследовательской организации; должность заведующего кафедрой в высшем учебном заведении; лицо, обладающее званием профессора; знаток своего дела.

Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от лат. professor «публичный учитель», из profiteri «открыто заявлять, прямо говорить, объявлять», далее из pro «вперёд, для, за, вместо» + fateri «признавать, выказывать», далее из праиндоевр. bha- «говорить». В русском - уже в Уст. морск. 1720 г.; заимств. через лат. Рrоfеssоr из лат.
Термин «professor» применяется практически во всех европейских языках, за исключением греческого - kathigitis.

Б) Onlain etymology dictionary (англ. перевод Гугл)

Профессор, конце 14 в., "тот, кто учит отрасль знания, «от L. профессор "Человек, который исповедует быть экспертом в некоторой искусства или науки, преподаватель высшего ранга, «агент существительное от profitieri "претендовать на, открыто заявляют" (см. исповедовать). В названии приставкой к названию, относится к 1706 году. Короткое «проф» форма записывается с 1838 года.

В) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
Профессор Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., в котором Professor < лат. professor «учитель» - суф. производного от profiteor < profateor «преподаю». Исходное слово - fari «говорить, сообщать».

3) Обобщение и вывод

А) Очевидно, что этимология термина «профессор» точно не определена (существуют варианты истолкования).

Б) Слово фиксируется в средневековой письменности в XIII в.; если это слово имеет латинское происхождение, то оно должно быть упомянуто в латинских источниках Древнего Рима (до V в.), однако никто не приводит примеров его употребления в документах.

В) В литературе Древнего Рима термин отмечается только один раз, его применяет историк Гай Светоний Транквил (II в., секретарь имперской канцелярии) в работе «DE GRAMMATICIS».
«9. Librum etiam, cui est titulus Perialogos, edidit continentem querelas de iniuriis, quas PROFESSORES neglegentia aut ambitione parentum acciperent» (профессор в значении – учитель).

Отметим, что в этот период происходит распространение иудеохристианства, Светоний оставил одно из самых ранних упоминаний об Иисусе Христе и о христианах в светской литературе: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима».

Термин «professors» мог быть вставлен в работу Светония поздними переписчиками: «Из обширного сочинения Светония «De viris illustribus», трактовавшего об учёных и художниках, сохранились в неполном виде книги «De illustribus grammaticis» и «De claris rhetoribus»; из сочинения «De vitis poetarum» («О жизни поэтов») уцелели значительно фальсифицированные и испорченные биографии Теренция, Горация, Лукана, Ювенала и Персия» (Википедия).

Деятельность первых «профессоров» была связана с богословием (теология, с XIII в., Парижский университет, кафедра теологии); систематическое изложение и истолкование религии. Университеты входили в систему духовного образования и контролировались Церковью.
Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексикой сакрального иврита и библейскими образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот (как в иврите) и выделим корни.

PROFESSOR = наоборот ROS + SEFOR + P. У нас моментально выявляются понятия иврита связанные с должностными обязанностями профессора.

* ROS = ивр. РОШ глава (первенствующее лицо), голова, руководитель, начальник.
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_435.htm

* SEFOR = ивр. СОФЕР писатель, писец, секретарь, учитель Пятикнижия, переписчик свитков Торы; СЕФЭР книга, грамота, писание (книжник).
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_333.htm

* P = ивр. ПЭ уста; образует с другими словами понятия: устно, наизусть, говорить, из уст в уста, говорить умно и множество других.
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_376.htm

Таким образом, термин П+РОФЕС+СОР содержит понятия иврита – руководитель, начальник (учитель) + писатель (имеющий опубликованные труды) + наизусть (уста – устно). Книжник-руководитель, преподаватель; что соответствует действительности, функциональным обязанностям профессора.

5) Есть ли подтверждение в еврейской традиции?

Соферим, СОФЕР (ед. число), толкователи Торы, в иудаизме СОФЕРим сыграли важную роль в качестве исследователей и толкователей Торы, они стали продолжателями деятельности пророков. Предание считает последним пророком Малахи (Малахия – «посланник мой», ок. 400 г. до н.э.), современник Эзры и Нехемии, а они начинают ряд КНИЖНИКОВ, сведущих в законе людей, занявших место пророков.

В эпоху пророков иудаизм ещё не закрепился прочно в еврейском обществе, в эпоху СОФЕРИМ признание обязательности Торы было установлено. Религиозная жизнь поддерживалась не пророческим откровением, a интерпретацией Святого Писания, для комментариев требовалось ЗНАНИЕ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность. При «соферим» Тора перестала быть в исключительном обладании священнического сословия, после Эзры (его называют "опытным софером"), начинается деятельность СОФЕРИМ не принадлежавших обязательно к священническому сословию, изучение Торы стало их профессией.

Одни исследователи считают, что на библейском языке «Софер» это лицо, которое пишет книги (Иерем., 8, 8,), a также должностное лицо - архивариус (Вавилонский Талмуд придерживается этого смысла). Предполагают, что в период Вавилонского пленения в диаспоре имелись люди, занимавшиеся переписыванием священных книг с целью распространения; семьи писцов, соферов, упоминаются в I Хрон. 2:55. Другие - производят слово софер от сефер (книга), и "софер" означает, по их мнению, ученого, сведущего человека, исследователя и интерпретатора Святого Писания (в Иерусалимском Талмуде, Эзра назван сведущим не только в Торе, но и в учениях мудрецов (Иер. Шекалим, 48с)).

Христианские источники признают за СОФЕРИМ выдающуюся роль до начала 2-го века н.э., «книжники» упоминаются с первосвященниками (Матф., 2, 4; 16, 21; 20, 18; 21, 15; 27, 41; Марк, 8, 31; 10, 33; 11, 18 и 27; 14, 1, 53; 15, 1 и 31), и с фарисеями (Матф., 5, 20; 12, 38; 15, 1; 23, 2, 13; Марк, 2, 16; 7, 1 и 5; Деяния Апостолов, 23, 9). Судя по Евангелиям «соферим» занимали видное положение в эпоху первоначального христианства, пользовались большим влиянием в синедрионе и были ближайшими помощниками первосвященника.

Итак, СОФЕРИМ представляли собой группу еврейских интеллектуалов сделавших своей профессией изучение Святого Писания: проводили корректировку статей (внесли 18 изменений, занимали должности высших судей), интерпретировали его положения и вели общеобразовательную (просветительскую) деятельность. Их деятельность подобна (такая же) занятиям средневековых профессоров, и поэтому мы можем считать понятия – тождественными (таким же); они имеют одинаковое содержание, значение.

Судя по частым упоминаниям КНИЖНИКОВ в Евангелиях, термин получил распространение в иудеохристианской среде в I-II веке, в это же время появляется и термин P+ROFES+SOR+ES у Гая Светония Транквила.

Таким образом, термин профессор составлен из нескольких слов-понятий иврита и принадлежит еврейскому языку.

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно...

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям :

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Таблица 1

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

1. Аспирант

асп.

8. Научный сотрудник

нс

2. Ассистент

асс.

9. Преподаватель

преп.

3. Ведущий научный сотрудник

внс

10. Профессор

проф.

4. Главный научный сотрудник

гнс

11. Старший преподаватель

ст.преп.

докторант

12. Стажер

стажер

6. Доцент

доц.

13. Старший научный сотрудник

снс

7. Младший научный сотрудник

мнс

14. Студент

студ.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Таблица 2

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Академик-секретарь

акад.-секр.

Аспирант

асп.

Ассистент

асс.

Ведущий научный сотрудник

внс

Ведущий специалист

вед.спец.

Вице-президент

вице-през.

Генеральный директор

ген.дир.

Генеральный конструктор

ген.констр.

Главный научный сотрудник

гнс

Главный редактор

гл.ред.

Главный специалист

гл.спец.

Декан

декан

Директор

дир.

Докторант

докторант

Доцент

доц.

Заведующий кафедрой

зав.каф.

Заведующий станцией

зав.станц.

Зам. академика-секретаря

зам.акад.-секр.

Зам. генерального директора

зам.ген.дир.

Зам. главного редактора

зам.гл.ред.

Зам. декана

зам.дек.

Зам. директора

зам.дир.

Зам. председателя

зам.пред.

Зам. руководителя

зам.рук.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

зам.рук.гр.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

зам.рук.лаб.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

зам.рук.отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

зам.рук.отд.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

зам.рук.сект.

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

зам.рук.центра

Консультант

конс.

Лаборант

лаб.

Младший научный сотрудник

мнс

Научный консультант

науч.конс.

Научный сотрудник

нс

Начальник управления

нач.упр.

Начальник экспедиции

нач.экспед.

Председатель.

пред.

Президент

през.

Преподаватель

преп.

Проректор

проректор

Профессор

проф.

Редактор

ред.

Ректор

ректор

Руководитель (заведующий, начальник) группы

рук.гр.

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

рук.лаб.

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

рук.отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

рук.отд.

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

рук.сект.

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

рук.центра

Советник

советник

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

спец.

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

ст.спец.

Старший лаборант

ст.лаб.

Старший преподаватель

ст.преп.

Старший техник

ст.техн.

Стажер

стажер

Старший научный сотрудник

снс

Студент

студ.

Техник

техн.

Ученый секpетаpь

уч.секp.

Другие должности

др.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени :

1. Кандидат наук - первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук - более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил...

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней . Так, различают звания по специальности и по кафедре . Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания - и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания - и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания , которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания , подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность . Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность , не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание .

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами . Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор» , не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью . Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания .

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания - аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК , точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения...

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне , на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН) , в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии , такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных , общественных академий , а в них « общественных » академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих « академиях » государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос - как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии .

Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус...