По клинической психологии. Чем занимается клинический психолог? Каковы плюсы и минусы карьеры в клинической психологии

40.7

Официальные партнёры раздела

Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга

Первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров, способных оказывать квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь людям с разнообразными психологическими проблемами.

Для друзей!

Справка

Профессия клинического психолога - одна из наиболее престижных и перспективных профессий в XXI веке (по версии журналов «Forbes», «Деньги»).

Клиническая психология - научно-прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности психических свойств, процессов и состояний у людей, страдающих различными заболеваниями, разрабатывающая методы клинической психодиагностики, психологической помощи, психопрофилактики и психогигиены.

Однако цель клинической психологии более универсальна - это работа с личностью человека для сохранения, поддержания и восстановления его здоровья.

Это позволяет клиническому психологу быть востребованным в любой профессиональной сфере, ориентированной на человека.

Система подготовки клинических психологов предоставляет ставшую уникальной для России возможность получения диплома специалиста.

Описание деятельности

Основными направлениями профессиональной деятельности клинического психолога являются:

  • психологическая работа с человеком, имеющим трудности адаптации и самореализации, связанные с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием;
  • психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики;
  • психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также для развития и адаптации личности;
  • охрана и восстановление здоровья, профилактика болезней;
  • психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Трудовые обязанности клинического психолога зависят от места работы. В условиях клиники он прежде всего обеспечивает диагностику психологических проблем больного, его личности, определяет особенности представлений и переживаний, связанных с болезнью. С учетом таких данных, клинический психолог обеспечивает психологическое сопровождение пациента, направленное на содействие лечебному и восстановительному процессу. Для этого используются технологии и методы психологического консультирования и психологической коррекции.

Методы работы, которыми владеет клинический психолог, могут быть использованы им в работе с людьми и в любой другой профессиональной сфере - образования, социальной защиты, производства и др. Хотя задачи его трудовой деятельности будут в большей степени определяться необходимостью сохранения и укрепления здоровья.

Особенности карьерного роста

Особенности карьерного роста клинического психолога зависят от избранного направления профессиональной деятельности. Возможен путь развития как специалиста (в клинике, реабилитационном центре, бюро медико-социальной экспертизы, школе, на предприятии и т.д.) - через накопление опыта, повышение квалификации, приобретение новых профессиональных компетенций. Возможен и путь развития клинического психолога как руководителя.

Большие возможности для роста предоставляет клиническая психология как наука, позволяющая в короткие сроки приобретать научные степени и делать карьеру ученого и/или преподавателя. А широкие возможности для частной практики позволяют совместить карьеру клинического психолога с карьерой бизнесмена.

Характеристика сотрудника

Профессия клинического психолога требует высокой ответственности и компетентности. Работа с человеком, в особенности больным, сопряжена с необходимостью владеть своими эмоциями и системно мыслить. Такой специалист должен осознавать ценность жизни и здоровья, уметь сопереживать и сорадоваться, конструктивно взаимодействовать с другими людьми для решения комплексных задач, свойственных этой профессии.

Клинический психолог — это специалист, в компетенцию которого входит изучение различных психических симптомов с целью выявления их взаимосвязи с заболеваниями. Работа медицинского психолога направлена на диагностику психического здоровья пациента, проведение широкого ряда коррекционных мероприятий и участие в общем лечебном процессе.

В Клинике психогенных и невротических расстройств GMS Clinic ведут прием клинические психологи, высокая квалификация которых подтверждена на международном уровне, соответствуя всем стандартам.

С какими симптомами обращаться

Клинический психолог работает с пограничными состояниями психики, такими, как неврозы и с психосоматикой, то есть, психологическими проблемами, которые провоцируют развитие соматических расстройств.

Вам требуется помощь медицинского психолога, если наблюдаются:

Также услуги клинического психолога необходимы при наличии таких проблем, как функциональное бесплодие, вегетососудистая дистония, головная боль невыясненного генеза и другие состояния.

Какие услуги предлагаются

Специалисты нашего Центра оказывают широкий спектр необходимой психологической и психокоррекционной помощи , включая:

  • психологическое консультирование;
  • индивидуальные, групповые и семейные коррекционные занятия;
  • индивидуальная психотерапия с амбулаторными и стационарными больными, страдающими различными психическими расстройствами;
  • постоянное наблюдение и курация.

Комплексный подход к лечению базируется на установлении глубинных связей с основной и второстепенной причиной расстройства. Системный подход дает возможность клиническому психологу как можно лучше понять проблему пациента, выявить причину ее возникновения и предотвратить появление рецидива.

Наши специалисты используют в работе только сертифицированные и апробированные методики лечения, что обеспечивает максимальный результат.

Как проходит консультация клинического психолога

Кабинет клинического психолога оборудован всем необходимым, что позволит вам чувствовать себя на приеме наиболее комфортно и уверенно. На первой консультации специалист сначала выяснит причину обращения. С учетом полученной при проведении психодиагностики информации, он подберет наиболее эффективный в данном случае метод психотерапевтического воздействия.

Основные методы работы клинического психолога

Все специалисты нашей клиники в совершенстве владеют несколькими психотерапевтическими и психокоррекционными методиками, что позволяет подобрать ту схему работы, которая будет наиболее эффективной в данном клиническом случае:

  • эриксоновский гипноз;
  • арт-терапия (лепка, рисование);
  • трансактный анализ;
  • символдрама;
  • гештальт-терапия;
  • РЭПТ;
  • телесно-ориентированная терапия и т. д.

Поскольку мы являемся многопрофильным медицинским центром, в процессе лечения у клинического психолога есть возможность привлекать врачей различной специализации для облегчения состояния и скорейшего выздоровления пациента.

Записаться на прием

Записаться на консультацию к медицинскому психологу вы можете с помощью онлайн-формы или по телефону +7 495 781 5577, +7 800 302 5577 .

Обратившись в нашу Клинику, вы научитесь лучше понимать себя и собственные потребности, откажетесь от деструктивных паттернов поведения и избавитесь от навязчивой психосоматики, то есть, проблем, связанных с соматическими расстройствами. Вы получите полную и качественную помощь и поддержку от специалистов клиники.

И , а также , пациенту нередко может понадобиться консультация .

Особенность работы этого специалиста заключается в том, что любые психологические состояния и проявления пациента рассматриваются в неразрывной взаимосвязи с физическими патологиями и заболеваниями. Клинический психолог – это специалист медицинского профиля, который поможет устранить психосоматические симптомы, вызванные расстройствами работы различных органов и систем организма.

Цены и длительность терапии

Индивидуальная консультация психолога (50 минут) - 3 500 р.

Результат работы с клиническим психологом - устранение психосоматических симптомов, нормализация поведения и формирование мотивации к жизни и развитию. Для достижения этих целей потребуется пройти курс сеансов.

Наши специалисты


перинатальный психолог, клинический психолог, детский аналитический психолог, автор обучающей программы по перинатальной психологии. Стоимость индивидуальной консультации (50 минут) - 3500 рублей.



Практикующий детский психолог, кандидат психологических наук, клинический психолог, аналитический психолог, специалист в области детской и подростковой психокоррекции, диагност — эксперт, автор обучающих программ для психологов и детских групповых программ. Стоимость индивидуальной консультации (50 минут) - 3500 рублей.

При каких симптомах обращаться к клиническому психологу?

Основной профиль работы клинического психолога – это пограничные состояния, такие как неврозы и . При таких состояниях психологические проблемы провоцируют развитие патологических симптомов на физическом уровне. В сферу изучения клинической психологии входит также обратная ситуация, при которой соматические заболевания вызывают психологические проблемы.

Обратиться к клиническому психологу следует при таких проявлениях:

  • депрессии, сопровождающиеся угнетенным настроением и снижением физической и умственной активности;
  • нарушения пищевого поведения – булимия и анорексия;
  • девиантное поведение – действия, не соответствующие общественным нормам и правилам;
  • психологические проблемы после пережитых травм, при онкологических состояниях и т.д.;
  • синдром хронической усталости, частые головные боли;
  • тревоги, фобии, панические состояния;
  • бессонница и другие стойкие нарушения сна;
  • энурез у детей;
  • нарушения и задержки развития у пациентов младшей возрастной группы.

Как проходит работа с клиническим психологом?

Консультация клинического психолога всегда начинается с комплексной психодиагностики, цель которой - выявление причины психологического расстройства. Для этого, кроме доверительной беседы, психолог может применять различные методики психоанализа. Довольно часто причины патологических проявлений кроются в области бессознательного. Дополнительно клинический психолог может направить пациента на медицинскую диагностику в виде лабораторных анализов и инструментальных исследований.

После определения причины появления психосоматических симптомов, клинический психолог проводит работу с пациентом, используя следующие психологические практики и методики:

  • Психоанализ;
  • Аналитическая психология Карла Густава Юнга;
  • Песочная терапия;
  • Системная семейная терапия;
  • Гештальт терапия;
  • Процессульная терапия;
  • Экзистенциальная терапия;
  • Гуманистическая терапия;
  • трансактный анализ;
  • арттерапия;
  • сенсорная интеграция;
  • ДПГТ;
  • символдрама;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • эмоционально-образная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия и т. д.

Последнее обновление: 23/02/2015

Клиническая психология связана с оценкой, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств. Хотя специалисты в этой сфере и работают в медицинских учреждениях, клинические психологи не являются докторами и не имеют право назначать лекарства в большинстве штатов США.

Клиническая психология - одна из крупнейших областей психологии, в ней огромное количество направлений. В рамках клинической психологии психолог может заниматься как психическим здоровьем детей или взрослых, трудностями в обучении, эмоциональными нарушениями, так и злоупотреблением психоактивными веществами, гериатрией или психологией здоровья.

Чем занимаются клинические психологи?

Часто клинические психологи работают в больницах, занимаются частной практикой или преподают. Клиницисты обучаются ряду методов и теоретических подходов. Некоторые специализируются на лечении определённых психологических расстройств, в то время как другие работают с клиентами, сталкивающимися с широким спектром проблем. Клинические психологи лечат некоторые из самых тяжелых психических расстройств - таких, как шизофрения и депрессия.

Как много зарабатывают клинические психологи?

По данным исследования АПА, в 2001 году средняя зарплата лицензированного клинического психолога составила $72,000. Из опрошенных психологов 65% занимались частной практикой, 19% работали в медицинских учреждениях и 2% работали в сфере услуг.

Считается, что спрос на психологов будет расти быстрее, чем спрос на специалистов других специальностей.

В 2009 году в своём докладе сотрудники CNN сообщили, что средний годовой оклад для опытных клинических психологов составляет $81,100, а верхняя планка в этой области достигает $172,000. Клиническую психологию назвали одной из лучших сфер; в докладе отмечалось, что для клинических психологов на тот момент существовало почти 60000 рабочих мест, их количество, согласно прогнозам, к 2016 году должно вырасти на 16%.

Требования к кандидату

Работу в этой области можно найти и со степенью магистра, однако большинству психологов для трудоустройства требуется докторская степень в области клинической психологии. Клинические психологи должны иметь отличные коммуникативные навыки. Кроме того, необходимо осуществлять творческий подход к разработке планов лечения и ухода.

Каковы плюсы и минусы карьеры в клинической психологии?

К преимуществам карьеры в области клинической психологии относится то, что помощь людям в преодолении проблем может оказаться чрезвычайно полезной для самого психолога: различные потребности клиентов позволяют врачам искать творческие решения, самостоятельно определять свою занятость.

Однако, есть и минусы. Страховые компании требуют подробных записей о клиенте, поэтому клиническим психологам приходится выполнять очень много бумажной работы. Для них всегда существует риск выгорания из-за требовательного характера работы: долгие часы они проводят с нервными, нестабильными, нетерпеливыми клиентами.

руководитель отделения – доктор психологических наук, профессор Н.Д.Творогова

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – новая психологическая специальность

Клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования, социальной помощи населению. Клинический психолог может работать в центрах психического здоровья, больницах, консультационных кабинетах и пр., иметь частную практику (не путать с врачом-психиатром!). Например, он может иметь дело с людьми, которые жалуются, на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

В 2000 г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по клинической психологии и начата в нашей стране подготовка соответствующих ему специалистов. Специалист призван выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную, учебно-воспитательную.

Название специальности связано со словом «клиника», греческое происхождение которого предполагает значение: klinikos – постельный, kline – постель. Современные значения этого слова: место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к слову присоединяются определяющие слова, чтобы ориентацию клиники сделать понятной, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр. В этом контексте слово «клинический» означает: (1) индивидуальный подход к психологической работе с данной конкретной личностью; (2) вид терапевтической практики, которая полагается на субъективные, в то же время научно выверенные решения клинициста (работа психолога с каждым клиентом, пришедшим к нему за помощью, неповторима); (3) подход к исследованию, которое проводит психолог в научных целях, опирающийся на небольшое число обследованных в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу). Именно в этом значении слово «клиника» породило название «клиническая психология».

В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие «здоровье» (а не только на понятия «болезнь», «патология»), идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности.

Стратегические «мишени» профессиональной деятельности клинического психолога - психические «объекты», на которые направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов.

Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим (врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание, последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод, потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.), психическим (эмоциональное напряжение, переживание страха, обиды, пр.) и духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей, изменения в системе ценностей, пр.) состоянием. Отвечая на вызовы жизни в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей социальной жизни, пр. Эта адаптация достигается за счет переструктурирования своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа, пр. В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции (профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение это полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения взаимосвязаны с психическим дистрессом.

В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей (физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций. Компенсация – это восполнение, возмещение, уравновешивание. Фрейд считал, что компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек преодолевает чувство неполноценности. В сложной для себя ситуации человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций, компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым стабильность своей психики, личности, эго.

Однако у личности есть возможность не только приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее более стабильной, «подстраивать под себя» (осознанная социальная практика – одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады в людей, предметы, живую и неживую природу человек стремится изменить мир вещей и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности. В ситуации угрозы личность включает динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или вырабатывает новый комплекс). В клинической психологии психологическая защита– это любая реакция, любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Один из продуктивных приемов защиты – успешная социальная практика, направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания (разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека тенденций.

В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов компенсации своих потерь. И на пути социальной практики (и связанного с ней творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в нахождении психологических ресурсов для нее, в получении социальной поддержки.

Клиент, пришедший на консультацию к психологу, может демонстрировать проблемы, связанные не только с его дезадаптацией, но и проблемы, сопровождающие процессы самореализации. Модель адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья) личности чаще используются следующие индикаторы (M. Jahoda, 1958): самопринятие, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение. Эти индикаторы благополучия можно рассматривать как целевую функция психологической помощи клиенту с любым его запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.

Характеристика подготовки клинических психологов

в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

Нацеленность подготовки клинических психологов на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта;

Гармонизация подготовки клинических психологов с европейскими стандартами;

Наличие профессионально подготовленных преподавательских кадров;

Наличие необходимой для учебного процесса материально-технической базы (в том числе, компьютерного класса, закупленных психодиагностических методик, пакета методик обработки психодиагностического обследования; для студентов функционируют кабинет психологических тренингов и кабинет для индивидуальных консультаций; имеется комната для самоподготовки, оборудованная персональным компьютером с выходом в Интернет);

Практика студентов проходит в клиниках Университета;

В университете открыта аспирантура по психологическим наукам;

Основные аспекты, выделяющие подготовку клинических психологов в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

Клинические психологи готовятся преимущественно к работе в системе здравоохранения и медицинского (фармацевтического) образования;

Подготовку клинических психологов в университете осуществляют не только высокопрофессиональные психологи, но и ведущие представители медицинских специальностей;

Подготовка нацелена на формирование профессиональных компетентностей, позволяющих выпускнику отделения приступить к практической деятельности;

Практическая подготовка студентов совмещена с фундаментальной психологической подготовкой;

Студенты имеют возможность пользоваться уникальными информационными ресурсами Фундаментальной библиотеки университета, не выходя из своего дома;

В ходе освоения специальности студентам предлагается возможность получать индивидуальные психологические консультации, участвовать в групповых тренинговых занятиях;

За годы обучения студенты-психологи имеют возможность приобрести друзей среди будущих врачей, фармацевтов, дипломированных медсестер, социальных работников;

По результатам выполнения с 2-го курса научно-исследовательской работы студентам, добившихся в ней успехов, предлагается на 4-5 курсах принять участие в студенческих научных конференциях;

После окончания университета выпускники имеют возможность стать членом Российского психологического общества (его Московского отделения), имеющего более 100-летнюю историю (сформировано в 1885 г.), принимать участи в работе его секции «Психология здоровья» (руководитель проф. Н.Д.Творогова).

Характеристики дружеского факультета

Между Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и МГУ им. М.В.Ломоносова после открытия в 2010 г. отделения клинической психологии в Первом МГМУ заключен договор о сотрудничестве (студенты отделения клинической психологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова имеют возможность слушать лекции ведущих профессоров факультета психологии МГУ);

Факультет психологии МГУ наряду с факультетом психологии Санкт Петербургского университета – первые факультеты, начавшие подготовку профессиональных психологов в СССР. Факультет психологии МГУ характеризуется научной школой, ставшей ведущей в СССР, РФ, признанной международным научным сообществом;

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова исторически связан с МГУ, будучи приемником медицинского факультета Московского Императорского университета (старое название МГУ);

После начала подготовки психологов на факультете психологии МГУ профессора и клиники Первого МГМУ им.И.М. Сеченова (в 1966 г., когда в СССР началась подготовка профессиональных психологов, – Первый МГМУ имел другое название) участвовали в их специализации по медицинской психологии. В настоящее время выпускники факультета психологии МГУ, его аспиранты составили основу преподавательских кадров, преподающих различные психологические дисциплины в Первом МГМУ.

Характеристики подготовки психологов, которых нет в других вузах

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова – старейший и всеми признанный медицинский вуз страны, доказавший высокое качество подготовки в нем специалистов; в настоящее время это ведущий вуз при МЗ РФ;

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова имеет давние традиции изучения психики человека (в конце 19 в. открыта психологическая лаборатория, которую возглавил проф. Токарский; психиатрическая клиника им. Корсакова имеет давние традиции изучения психических явлений, в советский период в ней функционировала лаборатория психодиагностики, которую возглавлял проф. Березин; в институте физиологии человека работали профессора Сеченов, Анохин, Судаков, создав уникальную научную школу, внесшую вклад в понимание психофизиологических процессов, др.);

В Первом МГМУ им. И.М.Сеченова в 1971 г. сразу после первого выпуска профессиональных психологов в СССР была открыта первая в медицинских вузах страны кафедра медицинской психологии, которая успешно адаптировала принятых для работы на ней психологов к требованиям медицинской науки и практики, к требованиям медицинского образования; стала ведущей базой повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов СССР; подготовила авторскую модель психологической подготовки организаторов здравоохранения, заложила основы психологической подготовки дипломированных медсестер и семейных врачей, которых впервые в СССР начали готовить в стенах «сеченовки», стала в 2011г. базовой кафедрой отделения «Клиническая психология»;

В настоящий период профессиональная подготовка клинических психологов на старших курсах отделения проходит на базах уникальных университетских клиник;

Студенты отделения от организаторов здравоохранения, преподающих в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова, имеют возможность получить информацию о перспективных направлениях работы клинических психологов в реформируемых учреждениях здравоохранения;

Уже на студенческой скамье студенты отделения могут представить подготовленные ими курсовые и дипломные работы на научных конференциях не только психологического профиля, но и медицинского;

Возглавляет подготовку клинических психологов в нашем медицинском вузе – доктор психологических наук, имеющая академическую психологическую подготовку на факультете психологии МГУ (прошла специализацию по нейропсихологии, ученица проф. А.Р. Лурии) и всю свою профессиональную жизнь посвятившая педагогической работе в стенах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Член Московского Дома Ученых РАН, действительный член Международной Академии Информатизации и Американской Академии наук, образования, промышленности и искусств (The international academy of sciences, education, industry, & arts /California), академик Международной Академии Психологических Наук; имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия», член Президиума Московского психологического общества, почетный профессор факультета психологии МГУ, член Президиума УМО по классическому университетскому психологическому образованию. С 1998 г. на протяжении пяти лет - член докторского совета по восстановительной медицине в ММА им. И. М. Сеченова, с 2007 г. - член докторского совета по медицинской психологии в МГУ; с 2011г. – председатель учебно-методической комиссии по клинической психологии УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, член Комитета по психологии и здоровью (SC on Psychology and Health) Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), член Этического комитета РПО, председатель секции «Психология здоровья» Московского психологического общества. Награды: медаль 850-летия Москвы, значок «Отличник здравоохранения», в 2012 г. престижная премия «Золотая Психея» и диплом Российского психологического общества «За лучшее учебное пособие по психологии», др.);

Поступившие на молодое отделение старейшего медицинского вуза страны абитуриенты и успешно освоившие общую образовательную программу по клинической психологии, имеют шанс быть среди тех, кто закладывает традиции братства психологов «Сеченовки», имеют шанс, благодаря своей неравнодушной позиции, творческому отношению к овладению специальностью, участвовать в развитии отделения клинической психологии Первого МГМУ, закладывать традиции, которые будут способствовать высокому качеству подготовки клинических психологов в стенах медвуза.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ клинического психолога

Специализация № 1 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»

Специализация № 2 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»

Специализация № 3 «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение»

Специализация № 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Специализация № 5 «Психология здоровья и спорта»

Специализация № 6 «Клинико-социалъная реабилитация и пенитенциарная психология»

В настоящий период на отделении проводится моноподготовка по специализации №1, закладываются основы и для других специализаций, которыми можно овладеть на постдипломном уровне повышения квалификации.