Значение иловайский дмитрий иванович в краткой биографической энциклопедии. Скончался историк дмитрий иванович иловайский

РЕФЕРАТ на тему:

«ДмитрийИванович Иловайский»

Глава 1. Биография Д. И. Иловайского

Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского в развитие историографии

Список литературы

Глава 1. Биография Д.И.Иловайского

Крупныйрусский историк, педагог, публицист, общественный деятель Дмитрий ИвановичИловайский родился 24 февраля (по старому стилю 11 февраля) 1832 г. вг.Раненбурге Рязанской губернии. Отец его, Иван Михайлович, был приписан кмещанам Козловского уезда Тамбовской губернии. Движимого и недвижимогоимущества у семьи не было. Отец то был управляющим имением, то служил в конторепо управлению мельницами, то перебивался случайными заработками.

В Раненбургском уездном училищеотметили способности мальчика и рано проявившуюся склонность к истории.Инспектирующий училище (видимо, это был будущий директор Рязанской гимназии,талантливый педагог Ф.И. Шиллинг), выслушав ответ ученика, удивился: тот зналне только параграфы учебника, но и предисловие. Встретившись с его родителями,он посоветовал отдать мальчика в гимназию. Стоило это очень дорого, но семьярешилась пойти на расходы.

В августе 1843 г. Иловайский взошелпо ступеням самого красивого здания в городе - Первой мужской гимназии (нынездание сельскохозяйственной академии). Там тоже оценили способности ученика, ипедагогический совет рекомендовал его на историко-филологический факультетМосковского университета.

Студентом Иловайский прошел лучшую вРоссии историческую школу. На формирование его взглядов, жизненных установокнаибольшее влияние оказали самые авторитетные историки - С.М. Соловьев, Т.Н.Грановский, яркие историки литературы Ф.И. Буслаев и С.П. Шевырев.

По знаниям и успехам в наукахДмитрий Иловайский был среди первых студентов университета. Крымская война чутьне изменила его судьбу: на выпускном курсе он пытается уйти в действующую армию. Но безжалостный диагноз - начинающийся туберкулез - исключает военную службу. Только в следующую войну1877-1878 гг. он попал на фронт, но не солдатом, а уже известным историком. Былпод Плевной, ходил под пулями по русским укреплениям, видел изнанку войны,слышал крики и стоны солдат в госпитале, встречался с прославленным генераломМ.Д. Скобелевым.

Но это спустя 20 лет. А в ноябре 1854г. Иловайский получил назначение «старшим учителем по предметуистории» в свою родную гимназию. Почти четыре года были наполненынапряженным преподавательским трудом, научными поисками, путешествиями по рязанскимдревностям, публикациями статей в местной и столичных газетах, сдачеймагистерских экзаменов и подготовкой диссертации. В Рязани были начаты первые16 работ, в том числе сразу замеченная научной общественностью «ИсторияРязанского княжества». Этот труд, удостоенный Уваровской премии Академиинаук, ценится и в настоящее время. Рязанская историография обязана Иловайскомуважными публикациями по истории культуры: об открытии в Рязани публичнойбиблиотеки, истории Рязанской гимназии. Он ввел в высокую науку имена рязанскихисториков Т.Воздвиженского, А.Пискарева, археолога Д.Тихомирова, определил фактсуществования погибших рязанских летописей. Иловайский - родоначальникрегиональной историографии и автор первого очерка о рязанской старине. Задача,которую Дмитрий Иванович ставил в первом своем труде - изучать духовную жизньнарода, его предания, песни, поверья, легенды, - актуальна и для современныхисториков.

В Рязани он познакомился с М.Е.Салтыковым-Щедриным и входил в кружок местных либералов, горячо обсуждавшихгрядущие реформы по освобождению крестьян. Трудолюбивого учителя заметили вМосковском учебном округе и перевели в лучшую тогда 3-ю московскую гимназию.
Переехав в Москву, Иловайский не прерывал связи с Рязанщиной, посылал своикниги, которые бережно сохранила научная библиотека Рязанского краеведческогомузея-заповедника. В его трудах отражены два приезда в Рязань: в 1881 и 1895годах. Историк делал главный доклад на праздновании 800-летия Рязани, былпочетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. Всю жизнь Иловайскийсотрудничал с однокашником по Рязанской гимназии и Московскому университету,издателем «Русского архива» П.И. Бартеньевым. Именно в Рязанскойгимназии у Дмитрия Ивановича родилась мысль о создании новых книг по истории.Иловайский создал несколько учебников по российской и всеобщей истории, которыевыходили с 1860 до 1916 г. Он осуществил более двухсот изданий своих пособий - случай в педагогической практикеуникальный. Учебники, как и другие труды Иловайского, после длительногоперерыва были переизданы недавно, в 90-е годы XX века. Иловайский преподавалнекоторое время в Московском университете, но в 1862 г. оставил службу ипосвятил всю свою жизнь науке, публицистике и изданию учебников. Более 30 летон работал над многотомником «История России», много сделал дляизучения славянства. Докторская диссертация Дмитрия Ивановича была посвященаГродненскому сейму - последнему сейму Речи Посполитой. Интересны и егобиографические работы о просветителях XVIII в. - замечательной русской женщине,главе двух академий Е.Р. Дашковой и знаменитом издателе Н.И. Новикове.
Отмечая литературные достоинства трудов Д.И. Иловайского, К.Н. Бестужев-Рюминписал, что «после Карамзина никто ближе Иловайского не подходил к томухудожественному началу, к которому должен стремиться историческийписатель».

Д.И.Иловайский умер в 1920 году. Последниегоды жизни он подвергался критике за свои учебники и некоторые теории игипотезы. Но даже самые откровенные его недоброжелатели отмечали живость языка,яркость и образность изложения, передачу истории в лицах, героику и патриотизм.Современные читатели найдут в его книгах много интересного, а в личности самогоисторика немало поучительного.

Глава 2. Исторические взгляды Д.И.Иловайского

Историк Дмитрий Иванович Иловайскийне был склонен к глубоким историческим обобщениям, но писал свои сочинения таклегко и интересно, что нередко увлекался и сам. Прославился Иловайский какавтор десятки раз переиздававшихся учебников по всеобщей и русской истории. Онтакже является автором ряда статей.

Дмитрий Иванович Иловайский довольноподробно изучил произведение «Слово о полку Игореве». Первым выступлениемИловайского в печати на тему «Слова…»был отклик на статью Ф. И. Буслаева «Русскаяпоэзия XI и начала XII в.», в которой «Слово..» рассматривается как поэтическое произведение, сохранившее мифологию игероический эпос русского народа более ранней поры. И., высоко оценивая трудБуслаева, обратился к другой проблеме.Он доказывал, что «Слово…» является произведением, свидетельствующим о наличиив XII в. развитой традиции княжеско-дружинной поэзии, и что автор его былкняжеским певцом из придворной среды. В конце статьи Дмитрий Иванович сравнивает текст «Слова…», где говорится о Бояне, с отрывками из ЖитияФеодосия, игумена Печерского. Мысли,высказанные относительно «Слова…» в1859, развиты были Иловайским в его«Истории России», в разделе, озаглавенном, «Поэзия, придворные певцы». В ЮжнойРуси было традиционным исполнять хвалебные песни князьям в связи с ихподвигами. Так, галичане в 1221 приветствовали своего освободителя МстиславаУдалого, это известие сохранилось в Летописи Длугоша. Придворным певцом былБоян, который прославлял Ярослава и Мстислава Владимировичей, РоманаСвятославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241 Митуса назван «словутным певцом».«Высоким поэтическим даром» наделен был неизвестный автор «Слова…». По мнениюИловайского, он был дружинником, книжно-образованным человеком, но умевшимпользоваться народными преданиями: руссский княжеский род - потомок Дажь-Бога, Боян и вообще певецназывается внуком бога Велеса, ветры - внуки Стрибога, Солнце называется Хорсом. Он служилчерниговско-северскому колену князей, в то время как Киевская летопись(Выдубицкий свод) прославляла Мономаховичей. У автора «Слова…», представителяпридворно-княжеской поэзии, народ («черные люди») остается в тени. На странице 557-559 «Истории России» Иловайский даетперечень трудов по «Слову…», вышедших в 1876-79. Здесь жеДмитрий Иванович возражает М. А. Максимовичу, которыйсчитал Митусу церковным певцом,добавляет пример придворно-дружинного эпоса в Ипат. лет. под 1201, гдеговорится о начале княжения Романа Волынского, в ней же под 1251 по поводупобеды Даниила и Василька над ятвягами сказано - «И песнь славну пояху има».

В 1873 И. опубликовал статью, посвящ.толкованию текста «Слова…» «… дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати… итебѣ, тьмутораканьскый блъванъ». И.обращает в этой связи внимание на то, что среди славянских слов с корнем «бал»имеется польское слово «bałwan», которое одновременно означает чурбан иволну. Это слово, как предполагает Иловайский, в древнеславянском языке также имело значение волны иупотреблялось в этом первонач. значении и на Руси (это мнение со ссылкой на О.Сенковского возродит впоследствии А. Мазон. См. Болван). «Тмутараканский болван» вконтексте «Слова…», по мнению Иловайского, можно перевести как «Тмутараканскийпролив». В следующем году Дмитрий Иванович откликнулся на появившуюся статью Н.Ламбина «О Тмутороканской Руси». В своем отзыве он с позиции противниканорманизама выступил с резкой критикой рассуждений Ламбина о Тмутаракани. Племя таврических готов, уцелевшее в южной горнойчасти Крыма, исповедовало христианство; их нравы, как полагает Иловайский,должны были отличаться от языческой Руси. Поэтому «их недружелюбное отношение кРуси слышится еще в XII веке, в Слове о полку Игореве».

В книге «Разыскания о начале Руси»,посвященной. критике норманнской теории происхождения Руси, Иловайский наряду слетописными материалами пользовался «Словом…» как достоверным источником. Так, он отметил,что в «Слове…» нет намека на призваниеваряжских князей, хотя упоминается о веке Трояна, называются имена князей,которых нет в летописях. О Тмутаракани в летописях упоминается вскользь, а в «Слове…»о ней говорится как о части Русской земли, но отрезанной от нее половцами.Автор «Слова о полку Игоревом» знал о готах, проживавших на южном берегу Крыма,поэтому и упоминает о готских девах. И. предполагал, что пределыТмутараканского княжества на севере почти примыкали к Чернигово-Северскойземле, поэтому для автора «Слова…» памятны связи с Тмутараканью. Как возражениенорманистам о западном происхождении Руси Иловайский указал на славянское происхождение многихназваний («карна» - «печаль», «беда», «Боян» -от слова «баять», «вещать», «Дажь-бог» - «бог воды», «Хорс» - «хороший», «были» - «бояре», «каган» - наименование доверенных лици др.). В небольшой статье «Воспоминание о Галиче на Днестре» Иловайскийкомментирует текст «Слова…» о Ярославе Осмомысле: «Высоко сѣдишина своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи своими желѣзнымиплъки». Исторические иархеологические данные свидетельствуют отом, что Галицкий кремль, находясь на высоком холме, господствовал над долинойс рекой, а береговые холмы, являющиеся отрогами Карпат, на которых стоялиполки, «представляются как бы подпирающими сами Карпаты». И. заключает, что этоявляется подтверждением тому, насколько хорошо автор «Слова…» знал современнуюему Русь, особенно южную.

Как я уже говорила, Дмитрий ИвановичИловайский был ярым противником норманнской теории, а также чрезвычайноскептически относился к летописным известиямо ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчастинастроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайскийнаходит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигалТмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (ксередине X века) Д.И.Иловайский отрицал возможность свободного передвижения поней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой,военной и политической жизни страны.

Гораздо слабее попытки Иловайскогоотожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях.Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в «Разысканиях оначале Руси» (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемыхдополнительных полемиках (М., 1886 и 1892).

Обширная «История России»Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком«Петр Великий и царевич Алексей» начал в «Кремле» печатаниесерии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В«Истории», как и в специальных трудах, Иловайский малоостанавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа;он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; егорассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. поройспособствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к«Истории» богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее втексте. О крещении Владимира он рассказывает по летописи, не привлекаяизвестных ему трудов Васильевского и Розена. Дмитрий Иванович, отмечая близостьВладимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимаетэтого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный духвообще слабеет в «Истории». Она занимает, однако, видное место влитературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все частирусского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как исеверо-восточной.

Учебники Иловайского по всеобщей ирусской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но частострадают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками,отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории)тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно икрайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа«Кремль», исключительно наполняемого его произведениями. Он осуждаетнемецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает противученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики,чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели кнепопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению егозначительных заслуг в области русской истории.

Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского висториографию

Вклад Дмитрия Ивановича вотечественную историографию достаточно весом. Несмотря на то, что многие егоучебники по всемирной и отчественной истории носят более художественныйхарактер, нежели научный, по ним изучалапрошлое своего отечества и вообще мира вся образованная Россия в конце19 – начала 20 веков.

Учебники Д.И.Иловайского, занимавшиев 1870-1880-е гг. монопольное положение в средней школе и доминировавшие вплотьдо конца века, отличались четкой монархической и национал-патриотической направленностью.Это вполне соответствовалосодержанию общего среднего образования и задачам систематического курса историитого времени.

Однако к концу XIX века начались“крестовые походы” в Ученом комитете образования и печати на учебникиД.И.Иловайского со стороны В.В.Розанова, А.С.Суворина, П.Г.Виноградова и многихдругих. Против него выдвигалосьобвинение в недостаточном подчеркивании роли социально-экономического факторапри объяснении эволюции государственных институтов, а также перенесение вучебники своих великодержавных воззрений.

В своих работах по истории отечества,Д.И.Иловайский опирался на многие взгляды Н.М.Карамзина (можно даже сказать наего историческую концепцию). ПодобноКарамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития егогосударственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях ивождях.

В заключение необходимо сказать,что работы Д.И.Иловайского привлекалиинтерес не только детей, но и взрослых из-за живости языка и яркости изложения, атакже из-за передачи истории черезличности, творившие ее.

Список литературы:

1.

Бабич И.В. Иловайский ДмитрийИванович (1832-1920) // Историки России. Биографии. М., 2001

2.

БабичИ.В. О Д.И. Иловайском и его учебниках // Иловайский Д.И. Краткие очеркирусской истории. В 2х ч. М., 1992. Ч.1.

3.

Большая Советская Энциклопедия, М., 1956. Том 13-20

4.

Историографияистории России до 1917 года: Учебник для студентов высших учебных заведений: В двух томах. Т. 2 /Под ред. М.Ю. Лачаевой.- М.: Владос, 2003

5.

Л.Чекурин «Русский историкД.И.Иловайский: к 170-летию со дня рождения» //Рязанские ведомости, 2002, № 5

Запись:698997

События

Заметки

Дми́трий Ива́нович Илова́йский (11 февраля 1832 года, г. Раненбург Рязанской губ. (ныне г. Чаплыгин Липецкой области) - 15 февраля 1920 года, Москва) - русский историк официозного направления, критик норманнской теории.

Родился в семье мещанина, управляющего имением графини Пален. Окончил казённое раненбургское уездное училище и рязанскую мужскую гимназию (1845-1850). Окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился в 1850-1854 годах. После окончания учёбы желал поступить на военную службу, от чего вынужден был отказался из-за подозрения на туберкулез. Как казённокоштный студент имел обязательство отработать не менее шести лет в учреждениях Министерства народного просвещения, вернулся в Рязань, где преподавал в родной гимназии, возглавил литературный отдел губернской газеты по предложению тогдашнего вице-губернатора М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В январе 1858 года Д. И. Иловайский представил в совет Московского университета магистерскую диссертацию «История Рязанского княжества» и поскольку автор «показал прекрасный пример собратьям своим, учителям истории в гимназиях губернских городов», 3 июня 1858 года совет университета принял решение опубликовать эту работу за казенный счет «в уважение особенных достоинств… и недостаточности средств автора». С 16 июня 1858 года он благодаря графу А. С. Уварову получил должность старшего учителя 3-й московской гимназии на Лубянке. В Москве сблизился с собиравшейся вокруг К. Н. Бестужева-Рюмина группой молодых учёных. Диссертацию защитил 16 июня 1858 года (председательствовал на защите и выступил официальным оппонентом С. М. Соловьёв, вторым оппонентом выступил С. В. Ешевский, выступали с критикой О. М. Бодянский и С. М. Шпилевский, присутствовали также А. С. Уваров и ректор А. А. Альфонский). В 1860 году избран адъюнктом по кафедре всеобщей истории для преподавания на юридическом факультете, но уже вскоре, 6 мая 1861 года в Петербурге был подписан приказ о его командировке за границу для подготовки к профессорскому званию. Практически сразу по возвращении в Россию 10 марта 1862 года он подал прошение об отставке, мотивировав своё решение невозможностью совмещать педагогическую деятельность с занятиями русской историей), занялся научной и публицистической деятельностью.

По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий, учились несколько поколений российских гимназистов. Средства к существованию он добывал прежде всего их публикацией, по некоторым подсчётам они принесли автору более полумиллиона рублей дохода. Современные исследователи указывают, что он являлся тогда «едва ли не самым состоятельным отечественным историком»; подчёркивают, что «материальную самостоятельность, отсутствие связи с академической средой необходимо принимать во внимание при анализе научной концепции учёного»; указывают, что «политическое миросозерцание Д. И. Иловайского оставило глубокий след как на выборе тематики его исследований, так и на трактовке отдельных проблем и целых периодов российской истории». 12 декабря 1870 года совет Московского университета утвердил Д.И. Иловайского в степени доктора русской истории.

Среди книг, на которых сохранились пометы Сталина, есть и «Средняя история. Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с сокращениями. М. 1874». Книга эта интересна не только многочисленными пометами вождя. Например, на последней странице он крупно, витиеватым почерком написал: «Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак Иловайский!..»

После сложнейших и глубоких исследований относящихся к вопросу о происхождении Руси, выступил решительным противником Норманской теории.

После выхода Манифеста 17 октября 1905 года и революционных событий 1905-1907 годов Иловайский перешел от умеренно-консервативных взглядам к радикально-консервативным, и вступил в ряд монархических организаций, таких как Русское собрание, Союз Русских Людей, Союз русского народа. В 1897-1916 Иловайский издавал газету «Кремль» право-консервативного направления, состоящую преимущественно из его собственных публикаций.

После Октябрьской революции Иловайский несколько раз арестовывался ЧК. Умер 15 февраля 1920 года.

Дочь Иловайского, Варвара Дмитриевна Иловайская, была первой женой И. В. Цветаева, основателя Музея изящных искусств при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), отца М. И. Цветаевой. Цветаева посвятила Иловайскому и его семье мемуарный очерк «Дом у Старого Пимена»

Другой сын Дмитрия Ивановича - Иван (генерал-майор) владел землями Иловайских в п. Троицко-Харцызске в 1803-1810 годах. На его землях (на правом берегу реки Крынки, там, где начинался Харцызский овраг) возникла около 1768 г. слобода Харцызская (ныне п.Троицко–Харцызск). По наименованию слободы была названа Харцызской и железнодорожная станция, построенная в 8 км от нее (ныне г. Харцызск). Не безынтересен и тот факт, что сын Ивана Дмитриевича - Дмитрий (1832-1920 гг.) - окончил Московский университет, был историком, писал труды по древнему периоду истории России, а также был автором учебников по истории для школ.

Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей.


Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за "Историю Рязанского княжества" (М., 1858; переиздано в "Собрании сочинений", 1884), степень доктора - за "Гродненский сейм 1793 г." (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в "Разысканиях о начале Руси" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" (№ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 №). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. "Исторический Вестник" (1884, 1 и 3); С. Венгеров "Источники для словаря русских писателей" (II, СПб., 1910); М. Грушевский "Iсторiя Украiни Руси" (I, Ль

вов, 1904); Д. Багалей "Русская историография" (Харьков, 1911); Г. Варац "Происхождение летописного сказания о начале Руси" (Киев, 1913); К. Иностранцев "Хунь-ну и гунны" ("Живая Старина", 1900, века 3 - 4); "Русское Богатство" (1897, № 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов "Разыскания о древних русских летописях"; Л. Пантелеев "Из воспоминаний прошлого" (СПб., 1905). С. Ч.

Раненбург Рязанской губернии, ныне город Чаплыгин Липецкой области - 15.2.1920, по другим данным, 20.11.1920, Москва], российский историк, публицист, действительный статский советник (1883; чин пожалован указом императора Александра III по случаю 25-летия научной деятельности Иловайского). Из мещан.

В 1883 году возведён в потомственное дворянство. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854).

Учитель истории в Рязанской (1854- 1858) и 3-й московской (1858-60) гимназиях. Одновременно занимался научной работой: защищённая им в 1858 магистерская диссертация была посвящена истории Рязанского княжества (докторская, защищённая Иловайским в 1870, - Гродненскому сейму 1793 - последнему сейму Речи Посполитой). Адъюнкт кафедры всеобщей истории юридического факультета Московского университета (1860-62). В научных работах Иловайского широко использовал данные археологии и фольклора, при оценке исторических деятелей применял моральные критерии современной им эпохи. Иловайский отвергал норманнскую теорию происхождения русской государственности, считал роксолан предками восточных славян («Разыскания о начале Руси», 1876; версия Иловайского не получила поддержки со стороны других учёных). Обобщающий труд Иловайского «История России» (тома 1-5, 1876-1905; 2-е издание, тома 1-2, 1896-1906) отличали образность повествования, стремление учесть воздействие «национального характера» на «государственный быт» России; при этом Иловайский отказался от поиска других исторических закономерностей, что вызвало критику со стороны некоторых учёных.

Широкую известность Иловайский получил (его фамилия стала нарицательной, синонимом «историка» в массовом сознании) как автор наиболее распространённых в 1860-1900-х годах учебников по русской и всеобщей истории для всех типов средней школы: «Краткие очерки русской истории» (36-е издание, 1912), «Руководство ко всеобщей истории» (30-е издание, 1916), «Руководство к русской истории. Средний курс» (44-е издание, 1916). Их популярность обеспечивали богатство фактического материала, яркость и эмоциональность повествования.

В 1897-1916 Иловайский - редактор-издатель крайне правой литературно-политической газеты «Кремль» (с 1908 - «Кремль Иловайского»). Отстаивал монархические идеалы, «строго национальные» приоритеты. После Революции 1905-07 позиция Иловайского оттолкнула от него представителей образованного общества, ориентированных на конституционные реформы и европейские идеалы социального прогресса, что в свою очередь способствовало утрате популярности его учебников. В конце 20 - начале 21 века возродился интерес к трудам и учебникам Иловайского, они неоднократно переиздавались.

Действительный член многих научных обществ, в том числе Московского археологического (1864), любителей русской словесности (1865), истории и древностей российских (1875). Член Комитета по устройству Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете.

Лит.: Языков Д. Д. Учено-литературная деятельность Д. И. Иловайского // Исторический вестник. 1884. №1; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Бабич И. В. Д. И. Иловайский // Историки России. М., 2001; Чекурин Л. В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.

Дмитрий Иванович Иловайский (11 февраля 1832, Раненбург, Рязанская губерния - 15 февраля 1920, Москва) - русский историк, публицист, автор пятитомной «Истории России», редактор и издатель газеты «Кремль». Известен как критик норманнской теории.

Биография

Родился в семье мещанина, управляющего имением графини Пален. Учился в казённом раненбургском уездном училище и рязанской гимназии (1845-1850). Затем окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился в 1850-1854 годах. После окончания учёбы желал поступить на военную службу, от чего вынужден был отказаться из-за подозрения на туберкулёз. Как казённокоштный студент имел обязательство отработать не менее шести лет в учреждениях Министерства народного просвещения, вернулся в Рязанскую губернию, где преподавал в уездной гимназии.

В январе 1858 года Д. И. Иловайский представил в совет Московского университета магистерскую диссертацию «История Рязанского княжества» и поскольку автор «показал прекрасный пример собратьям своим, учителям истории в гимназиях губернских городов», 3 июня 1858 года совет университета принял решение опубликовать эту работу за казённый счёт «в уважение особенных достоинств… и недостаточности средств автора». С 16 июня 1858 года он благодаря графу Алексею Уварову получил должность старшего учителя 3-й московской гимназии на Лубянке. В Москве сблизился с собиравшейся вокруг К. Н. Бестужева-Рюмина группой молодых учёных. Диссертацию защитил 16 июня 1858 года (председательствовал на защите и выступил официальным оппонентом Сергей Соловьёв, вторым оппонентом выступил Степан Ешевский, выступали с критикой Осип Бодянский и Сергей Шпилевский, присутствовали также А. С. Уваров и ректор Аркадий Альфонский). В 1860 году избран адъюнктом по кафедре всеобщей истории для преподавания на юридическом факультете, но уже вскоре, 6 мая 1861 года в Петербурге был подписан приказ о его командировке за границу для подготовки к профессорскому званию. Практически сразу по возвращении в Россию 10 марта 1862 года он подал прошение об отставке, мотивировав своё решение невозможностью совмещать педагогическую деятельность с занятиями русской историей), занялся научной и публицистической деятельностью.

По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий, учились несколько поколений российских гимназистов. Средства к существованию он добывал прежде всего их публикацией, по некоторым подсчётам они принесли автору более полумиллиона рублей дохода. Современные исследователи указывают, что он являлся тогда «едва ли не самым состоятельным отечественным историком»; подчёркивают, что «материальную самостоятельность, отсутствие связи с академической средой необходимо принимать во внимание при анализе научной концепции учёного»; указывают, что «политическое миросозерцание Д. И. Иловайского оставило глубокий след как на выборе тематики его исследований, так и на трактовке отдельных проблем и целых периодов российской истории». 12 декабря 1870 года совет Московского университета утвердил Д. И. Иловайского в степени доктора русской истории.

Среди книг, на которых сохранились пометы Сталина, есть и «Средняя история. Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с сокращениями. М. 1874». Книга эта интересна не только многочисленными пометами вождя. Например, на последней странице он крупно, витиеватым почерком написал: «Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак Иловайский!..»

После глубоких исследований, относящихся к вопросу о происхождении Руси, выступил решительным противником норманской теории.

В марте 1881 года после убийства Александра II одним из первых сформулировал мысль об «инородческом» характере революционного движения в России, утверждая, что русские революционеры являются лишь слепым орудием в руках поляков и евреев.

В 1881, 1889 и 1893 годах избирался гласным Московской городской думы. В городской думе Ф. И. Благов поддерживал кадетскую группу.

После выхода Манифеста 17 октября 1905 года и революционных событий 1905-1907 годов Иловайский перешел от умеренно-консервативных взглядам к радикально-консервативным, и вступил в ряд монархических организаций, таких как Русское собрание, Союз Русских Людей, Союз русского народа. В 1897-1916 Иловайский издавал газету «Кремль» право-консервативного направления, состоящую преимущественно из его собственных публикаций.