Зеленко биография. Военные будни Екатерины Зеленко

Екатерина Ивановна Зеленко (14 сентября 1916, село Корощино ныне Олевского района Житомирской области - 12 сентября 1941, близ села Анастасьевки Сумской области) - лётчица, старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза (5 мая 1990).

Биография

Окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска, прошла курс обучения в Воронежском аэроклубе (1933), окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова (1934, с отличием). Член ВЛКСМ. Была замужем за лётчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943.

Служила в 19-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, в течение четырёх лет освоила семь типов самолётов. Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Затем вернулась в 19-ю авиабригаду, с мая 1940 служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку в качестве лётчика-инструктора.

С первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях, будучи заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Всего успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь.

12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама.

Погибшая лётчица была похоронена местными жителями в центре села Анастасьевка Сумской области. После войны её останки были перевезены в город Курск. Посмертно еще в 1941 году представлялась к званию Героя Советского Союза, однако тогда была награждена только орденом Ленина. 5 мая 1990 указом президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина:

Награды

Память

  • В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.
  • Ей также установлены памятники в Берестовке (там находился аэродром, с которого она совершила свой последний боевой вылет) и в Курске.
  • Её именем были названы улицы в Курске, Воронеже, Ромнах, Сумах, школы и пионерские дружины.
  • В честь неё была названа малая планета Солнечной системы (1900) Катюша.
  • В Курске на доме № 23 по улице Горького, где она жила, установлена мемориальная доска.
  • В Анастасьевке и в школе № 10 города Курска, в которой она училась, созданы музеи Екатерины Зеленко.
  • В честь Зеленко было названо сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д. Д. Жданова.
  • В честь Е. И. Зеленко на родине Героя в Олевском районе Житомирской области проводится ежегодный волейбольный турнир среди школьников.
  • В 1998 году решением главы администрации г. Воронежа аэроклубу присвоено имя Е. И. Зеленко.

Воздушный таран применяется лётчиками в бою редко. Это последнее средство, когда ради уничтожения врага пилот идёт на сознательное самопожертвование, ибо чаще всего это означает и его собственную гибель.

Пойти на таран может только лётчик, обладающий не только высоким мастерством, но и большой силой духа.

Военная история знает лишь один случай, когда на таран пошла женщина-пилот. Произошло это 75 лет тому назад в небе над Украиной.

В 1930-х годах среди советской молодёжи увлечением небом носило повальный характер. В лётчики и парашютисты рвались не только юноши, но и девушки.

Выпускница школы-семилетки города Курска, уроженка Житомирщины 17-летняя Катя Зеленко от сверстников не отставала. Поступив в Воронежский аэроклуб, она удивляла инструкторов своими успехами. После окончания курса обучения в аэроклубе девушка поступила в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова, которую закончила с отличием.

Боевое «крещение» в финскую кампанию

По распределению Зеленко направили в Харьков, в 19-й лёгкую бомбардировочную авиационную бригаду. Здесь ей были поручены испытания новых типов самолётов и авиаоборудования. За последующие четыре года она освоила семь различных типов самолётов.

Военных женщин-лётчиц в предвоенные годы в частях ВВС РККА было не так уж много, и каждой из них приходилось преодолевать определённый скепсис со стороны мужчин-сослуживцев. Екатерина доказывала состоятельность словом и делом. Её профессиональные навыки были на очень высоком уровне, а любителей пошутить она «отшивала» столь едкими остротами, что однополчане восхищённо и опасливо говорили: «Язык — как бритва!»

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов она оказалась единственной советской женщиной-лётчицей, принимавшей участие в боевых действиях.

В составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка Зеленко совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника.

Она была награждена орденом Красного Знамени, который ей в Кремле вручал лично Михаил Иванович Калинин .

Екатерина Зеленко. Фото: РИА Новости

Третий вылет на чужом самолёте

Великую Отечественную войну старший лейтенант Зеленко встретила в качестве заместителя командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка.

Для советской авиации первые месяцы войны получились страшными — потери в боях были огромными, особенно среди бомбардировочной авиации.

Согласно документам 135-го полка, старший лейтенант Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь.

12 сентября 1941 года на своём бомбардировщике Су-2 лётчица совершила два боевых вылета. Её самолёт был повреждён, и Екатерина имела все основания остаться на земле.

Но заместитель командира полка капитан Пушкин , вернувшись с боевого задания, сообщил, что немцы стягивают танки к городу Лохвицы.

Необходим был массированный удар, но не хватало самолётов, не было истребителей прикрытия. Екатерина буквально упросила Пушкина разрешить вылет на его самолёте. Вторым членом её экипажа, лётчиком-наблюдателем, стал лейтенант Павлык . В паре с самолётом Зеленко на задание ушёл Су-2 капитана Лебедева .

«Судьба неизвестна»

Через какое-то время на аэродроме увидели бомбардировщик Лебедева. Он уходил от целой своры «мессеров» и скрылся за лесом, не имея возможности совершить посадку.

Капитану всё-таки удалось оторваться и посадить повреждённую машину. Он рассказал, что на обратном пути в районе города Ромны два советских бомбардировщика были атакованы семью немецкими Me-109. В самом начале боя «Су» Лебедева получил серьёзные повреждения и вынужден был выйти из схватки.

В тот же вечер 135-й полк провёл передислокацию. Через трое суток до нового аэродрома добрался раненый лейтенант Павлык. Он рассказал, что Зеленко приняла бой с семью вражескими истребителями, стараясь помочь уйти однополчанину. Но «мессеры», преследовавшие самолёт Лебедева, вернулись, чтобы добить второй советский бомбардировщик.

Несмотря на практически безнадёжную ситуацию, лётчице удалось сбить один вражеский самолёт. У Павлыка закончились патроны в пулемёте, и Екатерина отдала ему приказ прыгать с парашютом.

Он благополучно приземлился на территории, контролируемой советскими войсками, но о судьбе своего командира ничего не знал.

В документах 135-го полка появилась запись: «Судьба лётчицы неизвестна». Командование представило Екатерину Зеленко к званию Героя Советского Союза, но приказом по войскам Юго-Западного фронта от 29 декабря 1941 года она была награждена орденом Ленина.

Возможно, что причиной, по которой лётчице не присвоили звание Героя, явилась неясность её судьбы.

Почтовая марка России 2014 года. Фото: Public Domain

Она решила драться до конца

Окончательно установить историю последнего боя Екатерины Зеленко удалось уже после войны. Его свидетелями стали жители села Анастасьевка Сумской области, в небе над которым всё и произошло.

Советский бомбардировщик отбивался от гитлеровских истребителей до тех пор, пока не кончились патроны. У лётчицы был шанс выпрыгнуть с парашютом, ведь внизу были свои. Однако старший лейтенант Зеленко приняла решение драться до конца.

Последний курс её самолёта был направлен на один из «мессершмидтов». Жители села увидели вспышку в небе, а затем падающие обломки обоих самолётов.

Жители Анастасьевки нашли тело лётчицы и её окровавленный комсомольский билет. Девушку похоронили, завернув в парашют, а документы сохранила местная учительница Анастасия Марченко . После освобождения Украины учительница передала документы героини военным.

Екатерина Зеленко появилась на свет 14 сентября 1916 года. Она всего два дня не дожила до своего 25-летия.

«Катюша» в космосе

После войны останки героини с воинскими почестями перезахоронили в Курске. На месте гибели был установлен обелиск в её честь.

Бывшие однополчане Екатерины Зеленко многие годы добивались, чтобы единственная женщина, совершившая воздушный таран, была всё-таки удостоена звания Героя Советского Союза.

5 мая 1990 года первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв подписал указ о присвоении Екатерине Зеленко посмертно звания Героя Советского Союза «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

16 декабря 1971 года советский астроном Тамара Смирнова открыл астероид спектрального класса S, получивший номер 1900. 20 февраля 1976 года циркуляр малых планет подтвердил новое имя астероида, данное ему первооткрывательницей, — «Катюша», в честь лётчицы Екатерины Зеленко.


Екатерина Зеленко - единственная женщина-летчик, совершившая таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны

Каждому человеку постсоветского пространства дорог праздник 9 мая - День Победы. В этот день мы всегда вспоминаем те далекие военные годы, когда народ объединился в борьбе с фашистскими захватчиками.

Общее важнее личного. Жизнь не страшно отдать за то, чтобы жила страна. Бесстрашие ради будущего, чтобы жили следующие поколения. Именно эти ментальные качества позволили каждому жителю нашей необъятной страны вложить свой вклад в дело Победы. Каждый делал все, что только мог, отдавая здоровье, силы, а порою и жизнь за то, чтобы будущее нашей страны было безоблачным и мирным.


Накануне 70-летия Победы мне хочется вспомнить тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы Победа стала нашей реальностью. Среди них есть люди, которые отличаются особым героизмом и бесстрашием,для которых их собственная жизнь - ничто, а жизнь человеческого общества - все.

Герой-летчик Екатерина Зеленко. Истоки героизма

Яркий тому пример - подвиг Екатерины Ивановны Зеленко, которая была единственной женщиной-летчиком, совершившей таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны. Она была не только ярким представителем нашего героического менталитета, но и сама обладала уретральным вектором. Ее жизнь, как яркая короткая вспышка, была наполнена служением своему народу.

Екатерина Зеленко родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин Ровенской области. В детстве она вела себя как все уретральные девочки, маленькие вождицы: лучше всех мальчишек с ее родной Веселой улицы лазила по деревьям, училась прыгать с крыши сарая с раскрытым зонтиком. Катя всегда прыгала первой и кричала: «Я буду летчицей!»

Бесстрашие было у Кати с самого детства . Уретральное желание совершать прорывы в неизведанное способствовали тому, что Екатерина Зеленко серьезно увлеклась совсем не женским занятием и сделала его делом всей своей жизни.

В 1933 году после окончания авиационного техникума и Воронежского аэроклуба Екатерина Зеленко по комсомольской путевке была направлена в 3-ю Оренбургскую школу пилотов и летчиков-наблюдателей им. Ворошилова, которую окончила с отличием осенью 1934 года и была распределена в 19-ю бомбардировочную авиабригаду. Наряду со службой Екатерина испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года она освоила семь типов летных машин.


В 1939-1940 годах она участвовала в советско-финской войне, во время которой совершала разведполеты в тыл противника и бомбила вражеские объекты.

Герой Советского Союза Николай Каманин, командир авиабригады, в которой служила отважная летчица, так отзывался о ней: «...Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может... Летает на самолетах: У-2, Р-1, Р-5, Р-10 УТ-1, УТ-2, ББ-1. Достойна внеочередного присвоения звания старшего лейтенанта».

Военные будни Екатерины Зеленко

Екатерина Зеленко принимает участие в боях с самых первых дней Великой Отечественной войны на Юго-Западном фронте. Служит в 135 авиационном бомбардировочном пункте близ Полтавы. С каждым полетом растет мастерство и опыт бесстрашной летчицы. Днем и ночью она уверенно выполняет любые задания командования.

За первые три неполных месяца войны Екатерина сделала более 40 боевых разведвылетов с нанесением бомбовых ударов по противнику, приняла участие в 12 воздушных боях. На счету ее звена бомбардировщиков 60 подбитых танков, 20 машин с пехотой и боеприпасами, батальон немецких солдат.

12 сентября 1941 года летчица совершила 2 разведывательных вылета, в результате которых ее боевая машина была повреждена. В тот день разведка сообщила, что немецкие танки прорвали фронт и стягиваются к Лохвице. Екатерина Зеленко попросила отправить ее на задание в машине заместителя командира полка Анатолия Пушкина.

Она вылетела вместе с экипажем капитана Лебедева.В районе города Ромны их атаковали семь вражеских истребителей «Мессершмитт-109».Вскоре самолет Лебедева был подбит и вышел из строя. Зеленко осталась одна против семи «Мессеров», которые взяли ее машину в кольцо.


Уничтожив один вражеский самолет, Зеленко стала стрелять по другой машине. Когда у нее закончились патроны, она могла выпрыгнуть с парашютом, но не остановила бой. Люди с уретральным вектором всегда идут вперед до конца, до полной победы.

Не задумываясь, Екатерина Зеленко повела свой падающий бомбардировщик на немецкий «Мессершмитт» со скоростью пикирования и, не отклоняясь от курса ни на градус, врезалась своей тяжелой машиной в тело «Мессера», проломив его. После этого самолет Кати Зеленко стал резко падать. Молча наблюдали жители деревни Анастасиевка, как обломки нашего «СУ» и немецкого «Мессершмитта» рухнули на золотистые поля и багряный лес.

Когда жители села приблизились к упавшему самолету, они увидели тело летчицы, которые было выброшено на землю при ударе. В левом кармане гимнастерки они нашли комсомольский билет на имя Екатерины Ивановны Зеленко. Она не дожила двух дней до своего двадцатипятилетия. Ее завернули в уцелевший парашют и похоронили в селе Анастасиевка.


В декабре 1941 года Екатерина Зеленко посмертно была награждена орденом Ленина. А 5 мая 1990 года указом президента СССР ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Екатерина Зеленко. Вектор отдачи

Ее жизнь была короткой, но очень яркой. Близкие запомнили ее светлую, сияющую улыбку и полные оптимизма слова.

В истории Великой Отечественной войны особое место занимают события, участниками которых стали женщины-летчицы. Уйти на фронт - это уже пример бескрайнего мужества, отваги и любви к своей Родине.

А подняться в небо и ни в чем не уступая опытным летчикам, вести бой с противником, смогли немногие. И лишь одна авиатриса смога повторить подвиг Петра Нестерова Западные журналисты назвали ее русской Валькирией. Имя этой героини - Екатерина Ивановна Зеленко.

Катя Зеленко родилась в селе Корошин, ныне Бельского района Ровенской области в многодетной семье, была десятым ребенком. По воспоминаниям старшей сестры, Катя была отчаянной и смелой девочкой. Её не пугала высота, при «испытаниях парашюта-зонтика» она спрыгнула с крыши сарая, хотя никто из мальчишек не рискнул повторить прыжок.

После окончания 7 классов в Курске, Катя откликнулась на призыв страны советов «Комсомолец - на самолет!» и поступила в 1933 году в авиационный техникум и Воронежский аэроклуб. Затем, по комсомольской путёвке она была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю лёгкобомбардировочную авиационную бригаду.

Наряду со службой в бригаде Екатерина Зеленко испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолётов.

Вот какую характеристику в конце 30-х годов молодой летчице дал один из ее первых командиров, Герой Советского Союза, Николай Каманин: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант…»

Екатерина Зеленко была единственной женщиной-летчицей, принимавшей участие в финской кампании. На бомбардировщике Р-Z совершила восемь боевых вылетов. Уничтожила артиллерийскую батарею и крупный склад боеприпасов противника. За это ее наградили орденом Красного Знамени. Вернувшись в Харьков, успешно освоила новый самолет Су-2 и в качестве летчика-инструктора учила на нем летать командный состав девяти авиационных полков (всего перед войной этот бомбардировщик получили 14 авиаполков ВВС.

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА ЗЕЛЕНКО

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго - Западный фронт).

Июль 1941 года. 135-й бомбардировочный авиационный полк базировался близ Полтавы. Ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска. Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток.

Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны.

Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. Лётчики вывели из строя 45 танков, 20 автомашин с пехотой и боеприпасами, до батальона солдат противника.

От полёта к полёту росло мастерство и боевой опыт отважной лётчицы. Она уверенно выполняла любые боевые задания как днём, так и ночью.

За период своего участия в Великой Отечественной войне, старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника. 12 сентября 1941 года отважная лётчица не вернулась с очередного боевого задания.

«12 сентября, Екатерина дважды вылетала на разведку. После обеда понадобилось найти крупную группировку немецких танков в районе Ромны — Нежин — Прилуки — Пирятин — Лубны. Самолет Зеленко имел повреждения, поэтому в третий боевой вылет она отправилась на моем самолете в паре с командиром эскадрильи капитаном Лебедевым, который летел ведущим.

Воздушные разведчики добыли ценную информацию. Ее надо было немедленно доставить командованию. Но когда Лебедев и Зеленко возвращались на свой аэродром, в районе города Ромны их атаковали семь истребителей «Мессершмитт-109». У наших летчиков был приказ не вступать в бой. А фашисты наседали. Чтобы самолет Лебедева смог уйти от преследования, Зеленко решила отвлечь противника.

На первом этапе войны мы чуть ли не все время летали на бомбежки без прикрытия истребителей. И нам часто удавалось успешно уходить от истребителей противника. Думаю, были шансы уйти и у Екатерины Зеленко. Но она приняла бой. Атакуя, вела огонь из четырех расположенных в крыльях пулеметов. Как рассказывал штурман лейтенант Николай Павлык, он сидел в задней кабине и стрелял из двух пулеметов по самолетам, пытающимся зайти «сушке» в хвост. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. Вдруг по бронеспинке ударили вражеские пули. В кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» — закричала Катя и подумала, что товарища, наверное, убили. Раненый штурман был жив, но у него кончились патроны. Командир самолета приказала ему прыгать. Павлык успел вывалиться из самолета, увидел, как Катя ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета.

….Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от нашего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Мы, к сожалению, не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

О погибшей позаботились жители села Анастасиевка. Имя Кати они установили по комсомольскому билету и орденской книжке. Ее похоронили в селе. После войны останки были перезахоронены в Курске, где прошла ее юность.» из воспоминаний Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Анатолия Пушкина (в 1941-м заместитель командира полка)

ПОСТСКРИПТУМ: ,Светлая память,.. память о тех отчаянных и великих девчушках и парнях, которые отдали самое дорогое, что у них было — молодую жизнь. Осталась только Память о себе и своих делах..."

Лётчица, старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза (5 мая 1990).

Биография

Окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска, прошла курс обучения в Воронежском аэроклубе (1933), окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова (1934, с отличием). Член ВЛКСМ. Была замужем за лётчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943.

Служила в 19-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, в течение четырёх лет освоила семь типов самолётов. Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Затем вернулась в 19-ю авиабригаду, с мая 1940 служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку в качестве лётчика-инструктора.

С первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях, будучи заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Всего успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь.

12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама.

Погибшая лётчица была похоронена местными жителями в центре села Анастасьевка Сумской области. После войны её останки были перевезены в город Курск. Посмертно еще в 1941 году представлялась к званию Героя Советского Союза, однако тогда была награждена только орденом Ленина. 5 мая 1990 указом президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина:

« ...это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета! »

Награды

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (5 мая 1990, посмертно) - за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

О рден Ленина (декабрь 1941, посмертно);

О рден Красного Знамени (1940).

Память

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.

Ей также установлены памятники в Берестовке (там находился аэродром, с которого она совершила свой последний боевой вылет) и в Курске.

Её именем были названы улицы в Курске, Воронеже, Ромнах, Сумах, школы и пионерские дружины.

В честь неё была названа малая планета Солнечной системы (1900) Катюша.

В Курске на доме № 23 по улице Горького, где она жила, установлена мемориальная доска.

В Анастасьевке и в школе № 10 города Курска, в которой она училась, созданы музеи Екатерины Зеленко.

В честь Зеленко было названо сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д. Д. Жданова.

В честь Е. И. Зеленко на родине Героя в Олевском районе Житомирской области проводится ежегодный волейбольный турнир среди школьников.

В 1998 году решением главы администрации г. Воронежа аэроклубу присвоено имя Е. И. Зеленко.