Какие басни крылова посвящены войне 1812. Особый цикл басен крылова посвященных войне с наполеоном

«Война 1812 года в баснях И.А. Крылова»

Введение

Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.

Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увечен ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и по ныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением – «не ходи на Москву!». Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей оставаясь в числе вечных тем исторической науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дореволюционной России.

Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины и поэты не могли не откликнуться на это событие.. Вспомним стихи Дениса Давыдова, знаменитого участника этой войны, вспомним гениальное “Бородино” Лермонтова. До сих пор творцы обращаются к теме войны 1812 года, когда хотят напомнить нам о мужестве и подвиге защитников Отечества. Война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России:

Бородино! Бородино!

На битве исполинов новой

Ты славою озарено,

Как древле поле Куликово. (С. Е. Раич)

Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Поэтические шедевры, описывающие грозные события тех лет сильны своей документальной достоверностью.

Цель данной работы - рассмотреть основные исторические вехи войны 1812 года в литературном отражении И.А. Крылова.

2. И.А. Крылов и его исторические басни.

2.1. Деятельность Крылова в период начала военных действий.

Ранним утром 12 июня 1812 года главные силы «великой армии» Наполеона численностью более 500 тысяч человек начали вторжение через Неман недалеко от города Ковно. Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить сию страну. Рисунок французского офицера-очевидца запечатлел это грозное зрелище. Тремя длинными извилистыми колоннами войска завоевателей спускались с высокого левого берега реки и по наплавным мостам переправлялись на другую сторону. Наполеон, стоя на самом краю обрыва, неотрывно глядел на проходящие войска. Казалось, что нет силы, которая сможет противостоять той мощи, которую император французов собрал со всей Европы… Однако мощь французской армии была разбита о героизм русского народа, проявленный в борьбе за родину. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства.

1812 год Иван Андреевич Крылов встретил уже известным баснописцем. Позади было детство в Оренбурге, запомнившееся пожарами и тревожным набатом пугачёвской осады.

К сожалению, нерадостным оказался и тверской период (1774-1782): учёба с детьми богатого помещика Львова, запомнившаяся обидами и унижениями, смерть отца и служба подканцеляристом.

После наполненной беспокойными событиями молодости жизнь Крылова с возвращением в Петербург входит в однообразное и мирное русло. Всю свою энергию Крылов отдает писанию басен и службе в Публичной Библиотеке, куда он поступил с самого ее основания.

Крылов принимал активное участие в литературной жизни тех лет. Он являлся членом литературных и научных обществ, был близко знаком с виднейшими писателями того времени. Особо следует отметить близость Крылова с переводчиком «Илиады» Н. И. Гнедичем, который в молодые годы примыкал к прогрессивным кругам дворянской интеллигенции, сочувственно относившейся к идеям декабристов. Крылов жил по соседству с Гнедичем в здании Публичной библиотеки, где они оба служили.

Крылов сближается с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н. Оленина. В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые. Здесь, помимо Крылова, бывали Шаховской, Озеров, Батюшков, Гнедич, позже - Пушкин и многие другие литераторы того времени. «Сюда обыкновенно привозились все литературные новости: вновь появившиеся стихотворения, известия о театрах, о книгах, о картинах, - словом, все, что могло питать любопытство людей... движимых любовью к просвещению» 1,- рассказывает об оленинском кружке один из современников. А. Н. Оленин и собиравшиеся у него посетители горячо интересовались античностью и придавали большое значение возрождению

русского национального искусства, обращению к русской истории и созданию национальных произведений на основе классических античных форм и образцов.

В 1808 году Крылов принимает деятельное участие в театральном журнале «Драматический вестник», издававшемся А. Шаховским.

Либеральные веяния начала царствования Александра I при всей их кратковременности и демагогическом характере дали возможность Крылову вновь вернуться к литературной деятельности. Наряду с баснями он в 1806-1807 годах пишет две комедии - «Модная лавка» и «Урок дочкам» - и комическую оперу «Илья-Богатырь». Эти драматические произведения, имевшие громкий успех у тогдашних зрителей, проникнуты были горячим патриотическим чувством, стремились возбудить в русском обществе любовь и уважение к своей национальной культуре.

В начале 1809 года вышла первая книга басен Крылова. С тех пор Крылов в течение четверти века продолжал свою деятельность баснописца.

В 1811 году Крылов избирается членом «Беседы любителей русского слова», объединявшей писателей старшего поколения. Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы», в большинстве своем бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он высмеял в басне «Демьянова уха». Крылов никогда не замыкался в каком-либо одном, узко-литературном кружке.

В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого

русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот».

2.2. Исторические реалии в баснях И.А. Крылова

На фоне высокоторжественной патетической лирики двенадцатого года весьма резко выделяются басни И.А. Крылова.

В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр. «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она имеет в виду не Венский конгресс, за полгода до открытия которого она написана, а выражает недовольство русского общества действиями союзников Александра I).

Басня, как известно, не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие исторические проблемы. Басни Крылова - удивительное исключение. Ибо не будет преувеличением сказать, что, пожалуй, никто из русских писателей того времени не подошел к пониманию подлинно народного характера Отечественной войны так близко, никто не выразил именно народного взгляда на нее с такою отчетливостью, с какою это сделал великий русский баснописец.

Басня «Раздел». В ночь на 24 июня 1812 года Наполеон отдал приказ начать переправу через Неман. Войну Россия встретила неподготовленной. Не было стратегического плана ведения войны. Армия Наполеона быстро продвигалась, захватывая один за другим города, сёла, деревни. Над страной нависла смертельная опасность. В этой ситуации Крылов пишет басню «Раздел», в которой говорится торгашах, которые, «имея общий дом и общую контору», так увлеклись дележом денег, что не заметили пожара.вспыхнувшего в доме. В басне звучало обращение к россиянам, которые ещё не осознали, не прониклись

мыслью о необходимости ставить общее дело – дело спасения Отечества – выше личных интересов, личных выгод.

В начале войны, до назначения главнокомандующим М.И. Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» была острой реакцией на эту трагическую для России ситуацию:

В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

О выгоде своей.

Один из красноречивейших примеров в этом отношении - знаменитая басня «Ворона и Курица» .

Уже в экспозиции басни Крылов проводит мысль, отчетливо противостоящую точке зрения правительственных кругов,- мысль об исторической правоте М. И. Кутузова, который, «противу дерзости искусством воружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». Народ верит Кутузову, понимает его в этом нелегком, но единственно верном решении - оставить древнюю русскую столицу:

Тогда все жители, и малый, и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

И вот какой знаменательный разговор происходит между двумя обитательницами московских подворий - Вороной и Курицей:

Ворона с кровли тут на всю эту тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит.-

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат».- «Мне что до этого за дело? -

Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры - как хотят;

А ведь ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком, иль косточкой...»

Разговор и в самом деле знаменательный. Ибо в этом простодушном диалоге двух «простодушных птиц» с предельной, поистине притчевой ясностью обнажается суть одной из сложных и весьма болезненных нравственно-социальных ситуаций того времени, ситуации, в которой проявляется поразительное несовпадение интересов различных слоев русского общества в их отношении к великому общенациональному делу - защите Отечества. В беззаботных речах Вороны - не просто беспечность существа, привыкшего жить «как бог на душу положит». Смысл их гораздо глубже, определеннее, коварнее. За их внешним легкомыслием - лукавый умысел, тайная надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить, - словом, все то, что достаточно определенно проявилось в социальной психологии известной части высшего общества того времени.

Тонкая и острая эпиграмма скрыта в басне «Щука и Кот» , эпиграмма на адмирала Чичагова, неумелые действия которого позволили Наполеону выскользнуть из окружения на Березине.

Басню же «Волк на псарне» хочется назвать эпической - настолько отчетливо и полно выразил в ней Крылов самый «сюжет» народной войны. Не случайно, как свидетельствует один из современников, она так нравилась самому Кутузову. «И. А. Крылов, собственною рукою переписав басню «Волк на

псарне», отдал ее княгине Катерине Ильиничне, а она при письме своем отправила ее к светлейшему своему супругу. Однажды, после сражений под Красным, объехав с трофеями всю армию, полководец наш сел на открытом воздухе, посреди приближенных к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню И. А. Крылова и прочел ее вслух.. При словах: «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. Все присутствующие восхищены были этим зрелищем, и радостные восклицания раздавались повсюду».

«Обоз»

Впервые напечатана в «Сыне отечества», в ноябре 1812 г.

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: "Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие". Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого более истинными.

Тем самым под образом "коня доброго" Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия.

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже. - Прозрачный намек на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

Крылов оправдывает здесь осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медленность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. В рескрипте на имя главнокомандующего, полученном Кутузовым за несколько дней до Тарутинского сражения, Александр I указывал, что Кутузов мог бы «с выгодою атаковать неприятеля... и истребить оного», при этом подчеркивалось, что Кутузов должен показать «решительность и деятельность». Однако мудрая и осмотрительная тактика Кутузова вскоре оправдала себя.

Самая популярная басня И.А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны – «Волк на псарне». Впервые напечатана в «Сыне отечества», в октябре 1812 г. Написана в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры через Лористона, имевшего 23 сентября 1812 г. свидание с Кутузовым. Лористон передал Кутузову мирные предложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В них указывалось, что Наполеон «желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда». Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября нанес поражение французским войскам при Тарутине..

По свидетельству современника, «Крылов собственною рукою переписав басню, отдал жене Кутузова, которая отправила её в своём письме. Кутузов прочитал басню после сражения собравшимся вокруг него офицерам и при словах: « а я, приятель, сед», снял свою фуражку и потряс наклонённою головою».

В басне автор отчетливо и полно выразил самый « сюжет» народной войны. Аллегория произведения понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон просчитался, думая, что для него Москва будет лёгкой добычей, а

попал в безвыходное положение:

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец,

Пустился мой хитрец

В переговоры.

Русский полководец ответил послу Наполеона Лористону: « Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа».

Так же ответил и ловчий в басне:

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Заключение

И.А. Крылов вместе со своим народом переживал тревогу за судьбу своего Отечества, вместе с ним радовался победе.

После войны 1812 года баснописец прожил 30 лет, написал около 150 басен, но те несколько превратились в живую историю войны.

Различные «реалии» эпохи прочитываются в подтексте и многих других басен великого русского баснописца, и проницательные современники всегда умели их прочитать.

Спустя 100 лет после смерти писателя, в годы другой, Великой Отечественной войны об И.А. Крылове замечательно сказал М.В. Исаковский:

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ и родина его.

Приложение

Даты

История(события)

Историко-краеведческие материалы

Литература, живопись, скульптура

1802г.-Наполеон провозгласил себя пожизненным консулом.1804г.-провозгласил себя императором1807г.-Тильзитский мир

Внешняя политика накануне войны, взаимоотношения Александра 1 и Наполеона.

Начало войны. Планы и силы сторон.

В.В.Верещагин «Взят с оружием в руках!»

Басня И. А. Крылова «Кот и повар»

Начало августа 1812г.

Смоленское сражение

Басня И. А. Крылова «Обоз»

Август 1812г.

Назначение Кутузова главнокомандующим.

Бородинское сражение.

Совет в Филях.

Воспоминания участника сражения

Бородино.1812год.//Б.С. Абалихин, Л.П.Богданов, В.П.Бучнева.-М.:Мысль,1987.

стр.109

В.В.Верещагин «Конец Бородинского сражения»

2 сентября 1812г-Наполеон вступил в Москву. Ожидание Наполеоном переговоров о мире.

С первых дней война носила всенародный, отечественный характер.

Тарутинский манёвр.

Партизанское движение.

Из письма генерала Ф.Ф.Винценгероде Александру 1

Вологжане в Отечественной войне 1812 года. - Вологда,2003.

Государственный архив Вологодской области.

Формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии.

Всего от верховажского общества в 1812г. Пожертвования 1325 рублей.(КАУВО «Государственный архив Вологодской области» ф.18,оп.1,д.286,л.64)

«Перед Москвой-ожидание депутации бояр», «Не замай!» В.В. Верещагин,

И.А. Крылов «Волк на псарне»

Конец декабря1812г

Изгнание Наполеона из России

Окончание войны

Манифест об окончании Отечественной войны

Император Александр 1 подписал особый манифест, в котором говорилось о том, чтобы «в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа».

Список литературы:

1.И. А. Крылов. Басни. Москва, 1965 г.

2. И.А. Крылов. Избранные сочинения. Москва, 1969 г.

3. Д. Благой. Статья. Иван Андреевич Крылов. Москва, 1969 г.

4. Н.С. Шер. Статья.. Иван Андреевич Крылов. Москва, 1965 г.

5. Н.М. Лебедев. Война 1812 года в произведениях писателей нашего края. Тверь, 2012 г.

События Отечественной войны отразились и в басне «Ворона и Курица». Толкование ее допустимо двоякое: можно думать, что Ворона, оставшаяся в Москве при вступлении французов,- это Наполеон. Мечтавший о большой славе и добыче император «попался, как Ворона в суп». С другой стороны, речь может идти и о дворянах, считавших, что оккупанты их не тронут. Кутузов назван Смоленским (этот титул он получил за победу под Красным 6 ноября 1812 г.). Басня богата содержанием. В «Разделе» осуждены мелочные споры при приближении общей беды. Во всех баснях этого цикла отражены народные взгляды на Отечественную войну, резкое осуждение Наполеона и его грабительской армии.

Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии.

Басня «Квартет» – сатира на Государственный совет, назначавшийся императором. Вельможи, начальники отделов никак не могли договориться, где «кому и как сидеть», все менялись ролями. Эту неспособность к серьезной государственной службе и осмеял Крылов.

На события 14 декабря 1825 г. Крылов отозвался басней «Бритвы», в которой он проводил мысль о том, что не надо бояться острой бритвы, нужно только уметь ею пользоваться, а тупой – можно содрать всю кожу. В государственных делах надо полагаться на людей с острым умом, а не на тупых глупцов. Так понял политический смысл этой басни Гоголь, писавший: «Когда у некоторых доброжелательных, но недальнозорких начальников утвердилось было странное мнение, что нужно опасаться бойких, умных людей и обходить их в должностях из-за того единственно, что некоторые из них были когда-то шалуны и замешались в безрассудное дело, он (Крылов) написал… замечательную басню «Две бритвы»…».

Герцен метко подметил: «оппозиционное значение» басен Крылова «не было никогда правильно оценено». Баснописец создал в целом картины действительности большой обобщающей силы. Он обнажил сущность крепостнического государства, отношений классов. Самые злободневные вопросы он решал с позиций народа.

В басне «Волк на псарне» изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В стихах говорится о мирных переговорах, в которые вступил Волк – Наполеон с ловчим – Кутузовым. В речах Волка близко к оригиналу передаются фразы Наполеона из его послания, переданного Лористоном («Пора положить предел кровопролитию. Нам с вами легко поладить…»). Ловчий не поверил Волку и выпустил на него гончих стаю. Эти события легли в основу пословицы: «Поджал хвост, что волк на псарне», записанной В. Далем. Известно, что эту басню Кутузов читал солдатам и при словах: «Ты сер, а я приятель сед» – снимал фуражку и показывал свою седую голову.

  • Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
  • Наибольший демократизм, острота сатиры свойственны басням, написанным Крыловым в 1815-1820 г., в период нарастания и подъема движения декабристов. Именно в это время созданы «Рыбья пляска», «Кот и Соловей», «Слон на воеводстве», «Мор Зверей», «Лиса-строитель», в которых бичуются грабители и притеснители, В защищается народ.

    Особый цикл составляют басни, отразившие декабристское движение. Сам Крылов был далек от признания революционных методов изменения общественного строя, что сказалось в его басне «Конь и Всадник». Однако свободолюбивые идеи, близкие декабристам, ненависть к деспотизму баснописец выразил вполне отчетливо. В «Воспитании Льва» он высмеял Александра I. Он осуждал сановников, стоящих над народом, связанных друг с другом круговой порукой, находящих общий язык в способах эксплуатации народа. Управу на них не найти. Об этом басня «Крестьянин и Река».

    Басня «Обоз» оправдывала мудрую тактику Кутузова: оставляли Москву французам ради спасения своей армии и ослабления неприятельской. Кутузов не изменил своего плана несмотря на приказ царя действовать решительно и, подобно крыловскому коню, вывез на себе воз целым и невредимым. В басне «Щука и Кот» изображена неудача адмирала Чичагова, который должен был не допустить переправы войск Наполеона через Березину. Адмирал сбился с правильного направления и при столкновении с французами потерял часть обоза и свою канцелярию. Об этом аллегорически говорится в стихе: «И крысы хвост у ней отъели». Словом, Щука взялась не за свое дело. Это определило знаменитую мораль:

  • А сапоги тачать пирожник
  • Рисование на тему мой дом в старшей группе Цель: формировать умение самостоятельно рисовать дом красками, опираясь на образец воспитателя. Закреплять умение создавать композицию из отдельны...

    Историческая основа повести Ивана Франко «Захар Беркут»... Иван Франко в своей исторической повести «Захар Беркут» обратился к событиям древности. Он приоткрыл завесу над далеким прошлым, оживил его, наполнил...

    События Отечественной войны 1812 года нашли отражение во многих художественных произведениях, среди них и басни Ивана Андреевича Крылова.

    Осенью 1812 года в журнале "Сын отечества" печатаются басни И.А.Крылова "Ворона и курица" , "Волк на псарне" , "Обоз" , "Щука и Кот", которые известны как тетралогия басен, посвященных М.И.Кутузову . Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявил себя как "политический писатель", поддерживающий и оправдывающий тактику М.И.Кутузова . Басни не только показывают историческую роль Кутузова, но и полемически заострены против его противников, среди которых был и император Александр I.

    В басне "Ворона и курица" отразилась сложная нравственная ситуация, сложившаяся в русском обществе к 1812 году. Часть высшего дворянства обожествляла Наполеона, наиболее романтично настроенные ее представители ожидали, что император освободит "рабскую" Россию от невежества, снимет ярмо крепостного права, а некоторые "по-смердяковски" надеялись, что под французами жить будет уж точно не хуже, лукаво предполагали договориться с врагом. Эти настроения до поры до времени не совпадали с отношением основной части дворянства и простого народа к общенациональному делу – отечественной войне против жестокого и безнравственного врага. Обо всем этом "беседуют" две московские жительницы, ворона и курица:

    Ворона с кровли тут на всю эту тревогу
    Спокойно, чистя нос, глядит...

    Басня "Волк на псарне" , была написана в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры через Лористона, имевшего 23 сентября 1812 года свидание с Кутузовым. Лористон передал Кутузову мирные предложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В них указывалось, что Наполеон "желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда". Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября нанес поражение французским войскам при Тарутине. По свидетельству современника "Крылов, собственною рукою переписав басню, отдал ее жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме. Кутузов прочитал басню после сраженья под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: "а я, приятель сед", снял свою белую фуражку и потряс наклоненною головою". Об успехе, который имели патриотические басни Крылова в армии, свидетельствует письмо К. Батюшкова Н. Гнедичу от 30 октября 1813 г.: "Скажи Крылову, – писал Батюшков, – что... в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием".

    В басне "Обоз" , напечатанной в ноябре 1812 года, Крылов пытается защитить полководца от нападок молодых военных и императора Александра I, упрекавших Кутузова в непродуманности и нерешительности действий, приведших к сдаче Москвы. Задиристый и наглый молодой конь подсмеивается над опытным и неторопливым старым:

    "Ай, конь хваленый, то-то диво!
    Смотрите: лепится, как рак;
    Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!..

    Старый добрый конь, молчаливо уступающий ношу – Кутузов, а "напроказивший" самоуверенный молодой – Александр, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

    Следует отметить, что до XVIII века в России не было деления на историю, публицистику и литературу. И.А.Крылов, продолжая традиции XVIII века, был писателем, в баснях которого отразилась не только война 1812 года, но и вся эпоха наполеоновских войн. Басни Крылова 1805-1807-1812 гг. "превращались в живую историю", объясняя современникам происходящее в доступной форме.

    Рябцева А.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ "Жилетовская СОШ", д.Жилетово, дзержинский р-н, Калужская обл.

    Тема урока: «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года. «Волк на псарне»

    Личностно-ориентированный урок с использованием ИКТ.

    Цели урока:

    Обучающая - проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме: «И.А. Крылов. Жизнь и творчество».

    Развивающая - развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и привитие любви к данному жанру.

    Воспитательная - воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитание чувства любви к Родине, гордости за наших предков;.

    Нетрадиционная - формирование творческих коллективов, их сплочение; выявление лидеров; обучение навыкам групповой работы.

    Наглядность:

    а) портрет И.А. Крылов. Художник К. Брюллов;

    б) презентация учителя к уроку;

    в) презентации учащихся (творческие отчёты).

    Домашнее задание к уроку.

    1. Групповое задание. Прочитать и проанализировать (план даётся предварительно) басни И. А. Крылова:

    а) «Обоз»;

    б) «Щука и Кот»;

    в) «Ворона и Курица» ;

    г) «Кот и повар».

    Подготовить сообщения с использованием презентации.

    1. «Волк на псарне» (подготовить выразительное чтение басни в лицах)
    2. Индивидуальные задания учащимся по темам: библиографические, исторические сведения.

    Ход урока.

    1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
    2. Погружение в тему.

    Чтение высказывания Н.В. Гоголя.

    «Подобно крепкому дубу возвышался он над своими современниками, выбрав форму басни, всеми пренебрежённую, и в басне сделался народным поэтом».

    Как вы думаете, кому посвящены эти слова великого русского писателя? Почему вы так считаете?

    Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А. Крылову и его басням. Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. В это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне. Говоря о величии таланта русского баснописца, Н.В. Гоголь утверждал: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражался так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились с ним воедино”.

    Как вы понимаете смысл последнего выражения?

    1. Беседа. Актуализация опорных знаний:

    Что вы знаете о И.А. Крылове?

    Какие басни вам особенно запомнились? Почему?

    Назовите выражения из басен, ставшие крылатыми.

    Итак, нам предстоит вновь погрузиться в творчество великого баснописца, познакомиться с его взглядами на реальные исторические события, проанализировав басни, понять, в чём состоит величие его творчества.

    1. Работа над темой урока. «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года.»
    1. Что такое басня? . Вот что о басне говорил В.Г. Белинский: “Басня есть поэзия рассудка”. Басня согласно определению из словаря - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл.

    Каковы элементы басни? Что характеризует основное её содержание? Заполнение таблицы.

    1. Какому событию посвящены басни, которые мы будем изучать сегодня на уроке?. Чтобы понять смысл басен, позицию И.А. Крылова, нам надо вспомнить основные события этого периода.

    Реализация индивидуального задания – первое сообщение на тему «Основные события Отечественной войны 1812 года». Предполагаемый ответ.

    (Основные события Отечественной войны 1812 года.

    Объявление Францией войны России 10(22).06.1812

    Переправа французских войск через р.Неман 12(24).06.1812

    Сражение за Смоленск 04(16)-06(18).08.1812

    Сражение за Шевардинский редут 24.08.(05.09).1812

    Бородинская битва 26.08.(07.09).1812

    Военный совет в Филях 01(13).09.1812

    Оставление Москвы без боя русскими войсками 02(14).09.1812

    Тарутинский маневр 05-21.09(17.09-03.10).1812

    Уход французских войск из Москвы 07(19).10.1812

    Сражение при Малоярославце 12(24).06.1812

    Сражение у переправы через р.Березину 14(26)-16(28).11.1812

    Выход русских войск на р.Неман декабрь 1812)

    1. Второе сообщение – «Исторические личности войны 1812 года» . Краткий обзор. Основное внимание на личности М.И. Кутузова, Александра I , Наполеона.
    1. . Выступление библиографа. « Отношение баснописца к войне 1812 года» Предполагаемый ответ.

    В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. Там Крылов прослужил около 30 лет, до самой отставки в 1841 году. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

    Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду. Таков патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года.

    1. Творческие отчёты учащихся с использованием презентаций.

    1 группа: басня « Обоз»:

    Выразительное чтение басни отражение событий.

    Художественные особенности, мораль.

    Отражение исторических событий.

    2 группа: басня «Щука и Кот»…;

    3 группа: басня «Ворона и Курица»… ;

    4 группа: басня «Кот и повар»…

    6 . Анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне» .

    Чтение басни по ролям. Подготовленные учащиеся

    Языковедческая работа: объяснение значения слов- «овчарня», «псарня», «Ловчий».- Из-за чего поднялся переполох на псарне? Какими словами автор рисует переполох?

    (Обратить внимание на активные, действенные глаголы) Как?

    Как ведёт себя в этой обстановке Волк? Обратите внимание на его поведение и речь.

    Как объясняет своё появление на псарне Волк и что об этом сообщает автор?

    Волк пытается скрыть злобу, а его обращение к Ловчему заискивающее, льстивое. Как мы называем такое поведение? Словарная работа – «лицемерие». Чтение речи Волка с передачей скрытого в ней притворства.

    Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? Как он это объясняет?

    Как вы понимаете слова: « - Ты сер, а я, приятель, сед!»

    В каких словах заключена мораль басни?

    Что вы можете рассказать об этом человеке на основании его решения « ..с волками… не делать мировой»? Попробуйте передать опытность, мудрость, уверенность Ловчего в чтении его слов.

    Как вы думаете, каким событиям Отечественной войны 1812 года посвящена эта басня? Кого мы видим в лице Волка и Ловчего?

    Выслушивание ответов учащихся и обобщение учителя.

    В басне Крылов обращается к ратному подвигу народа, но избирает для его толкования обыденный, бытовой случай. Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Об этом говорится в самом начале басни. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ: с Наполеоном сражалась не только русская армия, но и партизанские отряды крестьян, которые были вооружены и вилами, и топорами. Далее говорится о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели. Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург письмо императору Александру I с просьбой о мире. В ставку Кутузова прибыл посол наполеона граф Лористон с предложением мирных переговоров.Но Кутузов – старый опытный полководец, он не поверил Наполеону.» Меня проклянёт потомство, если признает первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней все узнали о мудром, седом Ловчем и лицемерном Волке.

    III.Обобщение по исследуемой теме.

    - Что общего в баснях Крылова о войне 1812 года?

    Каково отношение И.А. Крылова к событиям войны, к историческим личностям и простому народу?

    Крылов-баснописец отразил народный характер войны, показал духовный склад, образ мышления русского человека. Крылов вывел и тот тип ворон (басня «Ворона и Курица»), которые, ставя личные интересы выше интересов Отечества, сами оказались «поживкой» для «гостей». Басня «Волк на псарне» показывает всенародный характер борьбы с Наполеоном и мудрость действий Кутузова. Мораль этих басен обращена и к тем, кто вершил судьбы страны и всего народа («Кот и Повар»). Мудрость и стойкость гениального полководца Кутузова были изображены в баснях «Обоз», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском. Неумолим ход времени, ход Истории. И так же, как мы сегодня, наши благодарные потомки будут стремиться вперед – к гению Крылова, к неиссякаемым родникам его поэтических строк, олицетворяющих события Отечественной войны 1812 года

    IV.Домашнее задание: 1) выучить наизусть басню «Волк на псарне»2) ответить на вопрос: «Что нового узнали о баснописце Крылове и его творчестве?»

    V. Рефлексия.

    Что мы сегодня делали на урок

    Достигли ли мы поставленной цели? - Как вы оцениваете свою работу?

    Приложение.

    (Примерный план ответа группы) .

    1. Выразительное чтение басни

    а) Тема басни

    б) Краткое содержание.

    в) Основные аллегорические образы и их характеристика.

    3.Что характеризует художественную форму басни?

    а) Стих басни.

    б) Синтаксическое построение речи.

    в) Народная лексика.

    г) Диалог - образец разговорной речи народа.

    4. Мораль басни.

    5. Историческое событие, отражённое в басне.

    Валерия Белоусова, Валерия Белоусова, зав. издательским отделом. Тема - "Отечественная война 1812 года и русское искусство" – широка, сложна, интересна, и, что самое главное, в связи с 200-летием со дня Бородинского сражения, актуальна. Содержание ее в разные периоды времени изменялось, получая особенную глубину в эпохи новых исторических испытаний. В наши дни, когда русский народ повторил героический подвиг в годы второй мировой (Великой Отечественной) войны, славные события национальной истории стали для нас особенно близкими и волнующими. Общенародная война 1812 года, поднявшая могучую силу патриотизма, составила целую эпоху в русской жизни и русском искусстве, оказавшись для него неисчерпаемым источником вдохновения. Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры. Наибольшая и значительная часть которых, была создана в период с первой четверти XIX - начало XX вв. В первой четверти 19 века наиболее популярен был жанр графики , позволяющий быстро и непосредственно выражать наблюдения, мысли; он был живее и свободнее живописи. События войны отражены в рисунках баварского художника Петера Гесса . В 1813 - 1815 годах он участвовал в походах против французов, его впечатления и наблюдения воплотились в ярких рисунках. Позднее художник создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 годов. После путешествия по местам сражений Отечественной войны 1812 года он написал 12 полотен: «Сражение при Бородине», «Переправа через Березину», «Сражение при Тарутине», «Сражение при Смоленске» и др. Подробнее о художнике Петере Гессе в статье Федяева О., опубликованной в журнале «Юный художник». (Федяев, О. Петер Гесс [Текст] / О. Федяев // Юный художник. – 2011. – № 7. – С. 48: ил.) Известна и значительна работа «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина , созданная им в 1816 году. В альбоме «Василий Андреевич Тропинин» наряду с очерком о жизни и творчестве художника, написанного кандидатом искусствоведения Еленой Петиновой, представлены фоторепродукции портрета и его эскиз. (Петинова, Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин [Текст] / Е. Ф. Петинова. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 216 с. : ил. 177) Другой известный художник Орест Кипренский (1782-1836), по праву названный певцом русской воинской доблести, создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809), фоторепродукция и описание которого представлена в альбоме «Кипренский-портретист». (Кипренский-портретист [Текст] / автор вступ. ст. и сост. Б. Д. Сурис. – Л. : Художник РСФСР, 1967. – 22 с. : ил. – (Русская и советская живопись)). На портрете офицер стоит в непринужденной позе. Он показан во весь рост, в парадном костюме. Наиболее привлекательно лицо героя: художник показал человека с благородной душой, теплыми, искренними чувствами. В лице живописца Василия Васильевича Верещагина тема Отечественной войны 1812 года получила всемирное признание. В его картинах проявилась истинная роль народа, рядового русского солдата в войне 1812 года. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Сюда входят такие работы, как: «Наполеон на Бородинских высотах», «Сквозь пожар», «На морозе» и другие. Другую часть он озаглавил «Старый партизан». Эти картины рассказывали о русском народе, который поднялся на борьбу с врагом. Серия «Наполеон в России» впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Фоторепродукции этой серии представлены в альбоме «Василий Васильевич Верещагин». А во вступительной статье заслуженными деятелями искусств РСФСР Александром Солодовниковым и Андреем Лебедевым анализируется творческий путь знаменитого живописца-баталиста. (Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин [Текст] / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 180 с. : ил.) Одновременно с картинами художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России», в которой дал оригинальную и непривычную трактовку личности французского императора, яркая историческая фигура которого привлекает внимание многих поколений. (Верещагин, В. В. Наполеон I в России [Текст] / вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Тверь: Созвездие, 1993. – 288 с. : ил.) Многие произведения изобразительного искусства становились центрами проведения крупных общественных мероприятий. Так 25 декабря 1826 года состоялось официальное открытие постоянно действующей «Военной галереи» Зимнего дворца . Более трехсот портретов героев Отечественной войны 1812 года и 12 лепных венков за самые блистательные победы русской армии в войне с Наполеоном были представлены императору Николаю I, его семье и ближайшему окружению и другим присутствующим на открытии. Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Автором всех портретов, ставших порой единственными изображениями героев, стал замечательный английский художник Джордж Доу . «Дивный карандаш» этого художника некогда так восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал: Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Эти портреты русских генералов, героев Отечественной войны и походов 1813-1814 годов являются достопримечательностью самого богатого музея мира – Эрмитажа . Об истории создания этого памятника героической борьбы русского народа с французами - Военной галереи Зимнего дворца подробнее в книге Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с. : ил. К этой колоссальной и многочисленной летописи русской славы примыкает такой творческий феномен, как изображение Кутузова в разных видах и жанрах искусства за 200 лет, прошедших со дня войны. Произведения эти не равнозначны, разномаштабны, не одинаково популярны и художественно ценны, но авторы их едины в своей любви и уважении к великому русскому полководцу. О портретах Кутузова в статье Н. Ивановой «Многоликий портрет Кутузова», опубликованной в журнале «Юный художник». (Иванов, Н. Многоликий портрет Кутузова [Текст] / Н. Иванов // Юный художник. – 2012. – № 6. – С. 12-16). Тысячи художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года. В статье, посвященной 190-летию Бородинской битвы Яценко О. В. рассматривает тему Бородинского сражения в полотнах художников Соколова А., Варнека А., Шепелюка А. и др. (Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4. : ил.) Ратные подвиги русской армии навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве. Большое число памятников было установлено к широко отмечавшемуся столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Особое место среди них занимает группа памятников, сооруженных на бородинском поле. Информация об этих и других памятниках и архитектурных сооружениях представлена в статье К. Постернак «Памятники войны 1812 года». (Постернак, К. Памятники войны 1812 года [Текст] / К. Постернак // Юный художник. – 2012. – № 7. – С. 12-16). «Как и всякое большое историческое событие, война 1812 года и сопутствовавший ей высокий патриотический подъем нашли самое широкое и многоплановое отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве – фарфоре, стекле и других материалах. События войны и ее герои нашли отображение и в произведениях русского стекла и керамики», пишет Т. Дулькина в книге «Русская керамика и стекло 18-19 веков». В альбоме представлены вступительные статьи Т. Дулькиной и Н. А. Ашариной о стекле и фарфоре 18 – 19 веков, в которых рассмотрены тенденции русского послевоенного искусства, отразившие события войны 1812 года. Книга так же содержит фотографии фарфоровых и стеклянных изделий с подробным описанием самого изделия и его изготовителя. (Дулькина, Т. Русская керамика и стекло 18-19 веков: альбом [Текст] / Т. Дулькина, Н. Ашарина. – М. : Изобразительное искусство, 1978. – 326 с. : ил.) Все этапы войны 1812 года представлены в символических образах многочисленных медальонов, сначала выполненных из воска, затем отлитых в гипсе, а позднее в бронзе. Лучшим из произведений медальерного искусства является серия из 21 рельефов в духе классицизма, созданных художником Ф.П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года с аллегорическими сценами на темы войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг. В статье, опубликованной в журнале «Юный художник» рассказывается о замечательном русском художнике, медальере и графике Федоре Петровиче Толстом, об истории создания и художественных особенностях его самого прославленного произведения – серии медальонов на события Отечественной войны 1812 года. (В помощь участникам конкурса «1812»» [Текст] // Юный художник. – 2011. – № 3. – С. 8: ил.) Отдельная глава альбома «Федор Толстой» под названием «Память грядущим векам» посвящена работе художника над серией медальонов. (Федор Толстой: альбом [Текст] / автор текста Е. Аносова. – М.: Белый город, 2004. – 47 с. : ил.) Федор Толстой о своей работе писал следующее: «Я русский и горжусь сим именем. Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника…, изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов». Работа над созданием двадцати одного медальона заняла почти двадцать лет, но принесла автору мировую известность. Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние как на культуру в целом, так и на музыку. Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы, такие как П.И. Чайковского торжественная увертюра «1812 год» (1880). В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев, создав оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Но, прежде всего, эпоха войны нашла яркое отражение в музыкальном фольклоре - солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях, сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию. Об этом подробно в статье Гундоровой и Бирюкова «Песенная летопись Отечественной войны 1812 года». (Гундорова, Е. Ю. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года [Текст] / Е. Ю. Гундорова, И. Бирюков // Музыка в школе. – 2012. – № 2. – С. 3-19) Тема Отечественной войны 1812 года нашла свое отражение и в кинематографе. Одной из первых картин о войне 1812 года была историческая драма «1812 год», снятая к 100-летнему юбилею событий. Впоследствии были «Кутузов» Владимира Петрова и «Эскадрон гусар летучих» Станислава Ростоцкого и другие фильмы. Но наиболее известная и любимая всеми зрителями стала экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Хотя это не первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого, пишет Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне». Первая была предпринята в 1915 г. режиссерами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась лишь экранизация отдельных отрывков романа. (Раззаков, Ф. И. Всем эпопеям эпопея («Война и мир», 1966-1968) [Текст] / Ф. И. Раззаков // Наше любимое кино… о войне. – М.: Алгоритм; Эксмо, 2005. – С. 5-36) Спустя сорок лет американский режиссер Кинг Видор вновь обратился к «Войне и миру», сняв двухсерийную версию с участием таких звезд Голливуда, как Одри Хепберн (Наташа Ростова), Генри Фонда (Пьер Безухов), Мела Ферреры (Андрей Болконский) и др. Однако фильм не имел того успеха, на который рассчитывали его создатели. Именно американо-итальянская киноверсия «Войны и мира», а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения побудили советских кинематографистов снять свой вариант толстовского романа. Отрывок из письма видных военных деятелей и работников культуры и искусства: «Как известно, американский фильм, созданный по этому роману, не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Л.Н. Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа, чем вызвал справедливые претензии советского зрителя. Русский фильм «Война и мир» может стать событием международного значения. К работе над ним должны быть привлечены крупнейшие драматурги и мастера кино. Постановкой фильма должен руководить кто-то из лучших наших кинорежиссеров. Наиболее достойной кандидатурой нам представляется лауреат Ленинской премии, народный артист СССР С.Ф. Бондарчук». Согласно финансовым документам, советский блокбастер обошелся в невиданную сумму - 8 миллионов 291 тысячу 712 рублей при смете в 8 миллионов 83 тысячи 412 рублей. Но все эти затраты окупились сторицей, поскольку четыре серии фильма собрали в прокате свыше 135 миллионов зрителей, каждый из которых заплатил за билет в среднем по 25 копеек. Таких денег советское кино еще не видело. 15 апреля 1969 г. в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 г., фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший зарубежный фильм. Он также внесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в его съемках принимало участие самое большое число киностатистов - 120 тысяч человек. О том кто выступал главным претендентом на роль постановщика фильма, кто пробовался и был первоначально утвержден на роль Болконского, какие еще случились замены в актерском составе, какие трудности возникли у съемочной группы об этих и о других интересных фактах рассказывает Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне». События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры, оставив глубокий след в сознании российского общества и его культурном наследии. Список литературы: В помощь участникам конкурса «1812»» [Текст] // Юный художник. – 2011. – № 3. – С. 8: ил. Верещагин, В. В. Наполеон I в России [Текст] / вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Тверь: Созвездие, 1993. – 288 с. : ил. Гундорова, Е. Ю. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года [Текст] / Е. Ю. Гундорова, И. Бирюков // Музыка в школе. – 2012. – № 2. – С. 3-19. Дулькина, Т. Русская керамика и стекло 18-19 веков: альбом [Текст] / Т. Дулькина, Н. Ашарина. – М. : Изобразительное искусство, 1978. – 326 с. : ил. Иванов, Н. Многоликий портрет Кутузова [Текст] / Н. Иванов // Юный художник. – 2012. – № 6. – С. 12-16. Кипренский-портретист [Текст] / автор вступ. ст. и сост. Б. Д. Сурис. – Л. : Художник РСФСР, 1967. – 22 с. : ил. – (Русская и советская живопись). Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин [Текст] / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 180 с. : ил. Петинова, Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин [Текст] / Е. Ф. Петинова. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 216 с. : ил. 177 Постернак, К. Памятники войны 1812 года [Текст] / К. Постернак // Юный художник. – 2012. – № 7. – С. 12-16. Раззаков, Ф. И. Всем эпопеям эпопея («Война и мир», 1966-1968) [Текст] / Ф. И. Раззаков // Наше любимое кино… о войне. – М.: Алгоритм; Эксмо, 2005. – С. 5-36. Федор Толстой: альбом [Текст] / автор текста Е. Аносова. – М.: Белый город, 2004. – 47 с. : ил. Федяев, О. Петер Гесс [Текст] / О. Федяев // Юный художник. – 2011. – № 7. – С. 48: ил. Эрмитаж. Западноевропейская живопись [Текст] / [авт.-сост. В. Н. Сигнаевский]. – М.: АСТ, 2009; СПб, 2009. – 253 с. : ил. Яценко, О. В. 190-летию Бородинской битвы посвящается [Текст] / О. В. Яценко // Изобразительное искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 3-4. : ил.