Методические письма к началу.

Работу педагога многие из нас по праву считают почётной и весьма не простой. Причём это мнение расхоже не только в пределах нашей страны. Это и понятно. Ведь к каждому своему подопечному учитель должен отыскать уникальный «ключик», дав ученикам знания не только по грамматике или математике, но обучить его основополагающим принципам взаимодействия в условиях цивилизованного общества.

Трудность профессии педагога воистину колоссальная. И настолько же большая ответственность лежит на плечах людей дающих детям все необходимые знания. Однако процесс обучения не ограничивается урочной деятельностью.

Поскольку кроме проверки домашних заданий и подачи нового материала нужно ещё и к каждому уроку подготовить план деятельности, заполнить массу разнообразных бланков, а потом ещё и написать отчёты о проделанной работе.

Но, как педагог поймёт, какая тема должна быть раскрыта на конкретном уроке, или сколько уроков нужно посвятить её освоению? Помочь в решении подобных вопросов призваны инструктивно-методические письма в 2018 году

Сразу после новогодних каникул эти необходимые для работы учителей документы будут разосланы по всем школам, работающим на территории Российской Федерации. Это позволит максимально оптимизировать учебный процесс, сделав его максимально результативным.

Эффективность любого вида трудовой деятельности зависит от правильности регламентирующих её инструктивных указаний. Даже у дворников рабочий день начинается с планёрки, во время которой они получают от начальника указания: какую территорию надо подметать, где и куда убрать мусор, какой район убирать более тщательно. Такие планёрки проходят и во всех школах и иных учебных заведениях. Причём педагог обязан чётко и строго соблюдать данные ему дирекцией учебного заведения указания.

Цель инструктивно-методических писем заключается в оптимизации и облегчении учительской работы, а также в организации учебного процесса таким образом, чтобы комфортно себя чувствовали не только учащиеся, но и учителя

А ещё инструктивно-методическое письмо, имеющее правильную структуру и верное содержание должно помочь поднять успеваемость учащихся на качественно новый уровень, что в наше время стало очень предпочтительным компонентом учебного процесса.

Такие инструкции в большинстве своём должны быть направлены на:

  • проведение разъяснительных работ среди учащихся, с целью предупреждения действий противоречащих законодательству;
  • установка доверительных и верных отношений между детьми и родителями;
  • воспитание молодого поколения в духе патриотизма;
  • предоставление помощи в процессе подготовки к олимпиадным работам по основным учебным дисциплинам;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
  • формирование и развитие у учащихся творческих навыков;
  • проведение внешкольной работы на высококачественном уровне и создание для учащихся интересного, качественного, полезного досуга.

Однако упомянутые нормативные документы не всегда быстро попадают на стол руководителей учебных заведений. Потому учителям на местах приходится высший пилотаж по части креатива и самостоятельно разрабатывать интереснейшие методики и выдвигать педагогические идеи с целью усовершенствования и оптимизации процесса обучения. В таких случаях директора просто обязаны воплощать в жизнь новаторские разработки.

Но и рекомендации вышестоящих образовательных инстанций учителя охотно берут на вооружение. Ведь нововведения попадают в их руки уже, так сказать, в готовом для применения на практике виде. Потому любую из этих рекомендаций можно легко воплотить на практике.

К тому же это позволит:

  1. достигнуть на выходе отличных результатов в виде повышения успеваемости учащихся;
  2. добиться значительного роста уровня развития школьников.

Те же учителя, которые считают свой профессиональный уровень достаточно высоким, могут лично заняться продвижением своих креативных педагогических идей, в рамках специализированных семинаров и педагогических заседаний в кругу коллег.

Подобный энтузиазм обязательно будет по достоинству оценён дирекцией их образовательных учреждений. А возможно часть этих креативных идей станет составляющей инструктивно-методических писем, которые будут разосланы в следующем учебном году.

Более того, в наше время креативные учителя ведут личные видеоблоги в социально видео-сети YouTube, транслируя свой опыт и профессиональные знания коллегам со всего мира.

Чего ожидать в 2017-2018 году?

А вот отмены методических указаний в обозримом будущем ожидать не стоит. Особенно учитывая то обстоятельство, что они зарекомендовали себя наилучшим образом, с оглядкой на годы их успешного применения.

Мы не можем даже догадываться, какие новые научные открытия ожидают человечество уже завтра. Возможно, будут открыты новые законы физики, или же найдены новые виды животных, по сей день неизвестных науке. В таком случае, образовательные программы будут откорректированы. А информация об этих новшествах на места будет донесена посредством упомянутых писем.

В случае если научный мир будет ошеломлён очередными грандиозными открытиями, которые могут повлиять на учебный процесс, Министерство образования в обязательном порядке проинформирует учебные заведения посредством рассылки методических инструкций о сути того или иного фундаментального научного открытия и о методах правильной подачи информации о нём в рамках учебной программы по той или иной дисциплине.

Таким образом, не нужно будет в очередной раз печатать кучу новых образовательных программ и учебников. А ещё методические письма, рассылаемые в учебные заведения, содержат иную полезную информацию, прямо или косвенно влияющую на процесс обучения. Их содержание может касаться массовых заболеваний, всплеск которых может быть спровоцирован опасной модификацией вирусного заболевания.

Именно такие письма помогут учителям своевременно предупредить родителей учеников и их самих об опасной эпидемиологической обстановке, что позволит большинству из них оптимально подготовиться к этой ситуации и избежать инфицирования.

Единственное пожелание в этой связи, озвученное администрациями образовательных учреждений состоит в том, чтобы они приходили на места в электронной форме, а не кипами бумаг заваливали столы учителей.

Именно так можно было бы успешно преодолеть бюрократические помехи в педагогической деятельности. Это пожелание особенно актуально, если учесть тот момент, что большинство педагогов сегодня с компьютером на «ты» и давно признали все преимущества его использования в образовательном процессе.

Российские учителя уже давно оценили по достоинству рассылку инструктивно-методических рекомендаций. Однако среди них есть приверженцы как неуклонного следования этим нормативным документам, а другие говорят о том, что профессиональный учитель при этом должен ещё и создавать комфортные условия для своих подопечных.

Видео-новость

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
о начале приёма рукописей и сопроводительных документов на издание в соответствии с Тематическим планом внутривузовского издания учебной, научной и справочной литературы на 2018–2019 учебный год

Уважаемые коллеги!

Информационно-издательское управление (ИИУ) МГОУ объявляет о начале приема рукописей на издание в соответствии с утвержденным Тематическим планом на 2018-2019 учебный год и графиком их подачи

Порядок предоставления рукописей и сопроводительных документов в Информационно-издательское управление

Рукописи печатных изданий (оригинал-макеты) должны быть представлены в ИИУ в электронном виде в форматах Word и PDF в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рукописи печатных изданий (см. Приложение № 1) строго в срок, установленный в Тематическом плане.

К готовой рукописи печатного издания прилагаются следующие сопроводительные документы:

Для научной литературы:

  1. о рекомендации рукописи к изданию (шаблон документа в Приложении № 3.1 (а); шаблон документа для ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКИХ КАФЕДР – Приложение № 3.1 (б));
  2. (шаблон документа см. в Приложении № 3.2).

Для общеуниверситетских кафедр вместо выписки из протокола заседания Ученого совета факультета/Института подается только выписка из протокола заседания кафедры, утвержденная проректором по научной работе (см. Приложение № 3 . 1 (б));

  1. Две рецензии, внешняя и внутренняя,
  2. Пакет документов для размещения издания в Научной электронной библиотеке (НЭБ) для индексирования в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ):

(на русском языке – Приложение № 4.1а, на английском языке – Приложение №4.1б) ,

Для учебной литературы:

  1. Выписка из протокола заседания кафедры (шаблон документа см. в Приложении № 5.1);
  2. (шаблон документа см. в Приложении № 5.2);
  3. Две рецензии, внешняя и внутренняя, от специалистов соответствующей отрасли знаний (о структуре рецензии см. в Приложении № 3.3).

Для получения выписки из протокола заседания учебно-методического совета МГОУ необходимо заранее представить в учебно-методический отдел (заседания УМО проводятся один раз в конце месяца) Марине Евгеньевне Храповой следующий комплект документов:

  1. Оригинал-макет рукописи в электронном виде;
  2. Выписку из протокола заседания кафедры;
  3. Выписку из протокола заседания учебно-методической комиссии Института/факультета;
  4. Две рецензии: внешнюю и внутреннюю (от специалистов соответствующей отрасли знаний).
  5. Справку об оригинальности текста из программы «Антиплагиат», подписанную председателем учебно-методической комиссии факультета/Института.

В Тематическом плане напротив ряда рукописей стоит пометка «ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ ». Такая работа будет опубликована только в электронном виде в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», ГОСТ Р 7.0.83-2013 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» и зарегистрирована в ФГУП НТЦ «Информрегистр». Научные издания дополнительно будут размещены в Научной электронной библиотеке (НЭБ ) для индексирования в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Рукописи электронных изданий сдаются строго в установленный срок в электронном виде в форматах Word и PDF в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рукописи ЭЛЕКТРОННЫХ изданий (см. Приложение № 2) .

К готовой рукописи электронного издания прилагаются следующие сопроводительные документы :

Для научной литературы:

  1. (шаблон документа в Приложении № 6.1 (а); шаблон документа для ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКИХ КАФЕДР – Приложение № 61 (б));
  2. Выписка из протокола заседания Ученого совета факультета/Института (шаблон документа см. в Приложении № 6.2).

Для общеуниверситетских кафедр вместо выписки из протокола заседания Ученого совета факультета/Института подается только выписка из протокола заседания кафедры, утвержденная проректором по научной работе (см. Приложение № 6 . 1 (б));

  1. Две рецензии, внешняя и внутренняя, от специалистов соответствующей отрасли знаний (о структуре рецензии см. в Приложении № 3.3).
  2. Справка об оригинальности текста из программы «Антиплагиат», подписанная председателем учебно-методической комиссии факультета/Института.
  3. Пакет документов для размещения издания в Научной электронной библиотеке (НЭБ) для индексирования в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)согласие на обработку персональных данных (Приложение № 4.1) , авторская анкета (Приложение № 4.2) , заявление для автора сборника статей/материалов конференции (Приложение № 4.3) .

Для учебной литературы:

  1. Выписка из протокола заседания кафедры (шаблон документа см. в Приложении № 7.1);
  2. Выписка из протокола заседания учебно-методической комиссии Института/факультета (шаблон документа см. в Приложении № 7.2);
  3. Выписка из протокола заседания учебно-методического совета МГОУ;
  4. Две рецензии, внешняя и внутренняя, от специалистов соответствующей отрасли знаний (о структуре рецензии см. в Приложении № 3.3).

Оригинал-макеты изданий вместе с сопроводительными документами направляются в Информационно-издательское управление строго в срок, установленный в Тематическом плане.

Объем издания не должен превышать объем, установленный в Тематическом плане выпуска внутривузовской литературы. В исключительном порядке допускается увеличение такого объёма на основании утвержденной ректором служебной записки, содержащей мотивированное обоснование (см. Приложение № 8.1

Срок поступления материала в ИИУ может быть перенесен , в случае если автор по уважительным причинам не имеет возможности вовремя предоставить рукопись. Основанием для переноса сроков является СВОЕВРЕМЕННО поданная служебная записка заведующего кафедрой на имя ректора МГОУ (см. Приложение № 8.2 ). Служебная записка размещается в программе 1С Документооборот по шаблонному процессу.

Рукописи, не представленные в срок (без уважительных причин), исключаются из плана издания текущего учебного года.

В случае необходимости замены одного учебного издания на другое или внепланового включения рукописи в утвержденный Тематический план заведующему кафедрой необходимо направить обоснованную служебную записку (см. Приложение № 8.3 или Приложение 8.4) на имя ректора вместе с кафедральной заявкой и план-проспектом новой рукописи (см. Приложение 9.1 и Приложении 9.2 ). Служебная записка подается в программе 1С Документооборот по шаблонному процессу.

Публикация внеплановых рукописей будет осуществляться в соответствии с материально-техническими возможностями ИИУ.

ИИУ вправе принять рукописи (оригинал-макеты) в работу только с полным комплектом сопроводительных документов!!!

Контактное лицо: начальник информационно-издательского управления МГОУ

Елена Сергеевна Ефремова,

Дошкольное образование, как и школьное, требует определённых материальных затрат со стороны всех участников учебного процесса.

В первую очередь, речь идёт о государстве и родителях, которые также во многих случаях вносят весьма существенный вклад в то, чтобы их дети занимались в достаточно комфортабельных условиях. А теперь обо всём немного подробнее.

Методическое и инструктивное письмо 2017

Что же это за документ и для чего он нужен?

Главное предназначение данного документа заключается в том, чтобы решить различные бытовые и организационные моменты во время учебного процесса. В частности, речь может идти о чём угодно, что может быть важно для дошкольного образования.

Организация учебного процесса

Обычно организационный процесс из года в год представляет собой примерно то же самое, что и всегда. С одной стороны, есть преподаватели, а с другой стороны — есть ученики. Бывает так, что необходимо внести какие-либо изменения в учебный процесс.

Это может быть связано, например, с новыми правилами подписи тетрадей или чем-то вроде этого. Сейчас мы попробуем разобраться во всём несколько подробнее.

Цель инструктивно-методического письма состоит в том, чтобы организовать работу различных государственных учреждений образования, а также всевозможных образовательных организаций, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ для дошкольного образования.

Также инструктивно-методическое письмо необходимо для организаций, занимающихся разработкой образовательных программ, а также различных учебных планов. Всё это достаточно сложно, поэтому совсем неудивительно, что в этих целях пишутся специальные инструктивно-методические письма.

Основные моменты, которые отражены в инструктивно-методическом письме

К примеру, в инструктивно-методическом письме могут быть затронуты моменты по поводу правильной организации учебного процесса. Это может быть особенно важно для дошколят, которые очень быстро переутомляются и могут испытывать стресс из-за излишних нагрузок. Для того, чтобы избежать этого, может потребоваться наличие учебного плана, которые будет учитывать всё, что может иметь значение для обеспечения здоровья малышей.

Что же подразумевается в данном случае? В первую очередь — это общее количество часов, которые отводятся на освоение дошколятами учебного плана той образовательной организации, где они и учатся. К примеру, общая нагрузка не должна превышать определённых норм, установленных уже много лет назад.

Вообще, именно общее количество часов, которые необходимо затратить на обучение, является ключевым вопросом не только для отдельно взятой дисциплины, но и для всего учебного процесса за целый учебный год.

Это крайне важно для дошкольного образования, ведь от общей нагрузки на детей зависит и то, смогут ли они освоить учебную программу или же нет.

Расписание уроков

Расписание занятий для дошколят обычно составляет отдельно как для факультативов, так и для обязательных занятий. К примеру, факультативы стоит планировать на те дни, когда у дошколят наименьшее количество уроков.

Дело в том, что в случае, если факультативы будут распланированы на дни, когда много уроков, то может сложиться ситуация, когда малыши будут так сильно уставать, что у них просто не будет сил оставаться на факультативные занятия.

Как видите, инструктивно-методическое письмо необходимо для того, чтобы дошколята могли иметь возможность посещать занятия с таким комфортом, с каким это только возможно.

Если бы не инструктивно-методическое письмо, то многие учреждения образования могли бы просто перегружать малышей лишними предметами и составлять расписание таким образом, что малышам было бы весьма затруднительно заниматься тем, что им действительно интересно.

Объём домашних заданий

Для многих малышей домашние задания — это крайне серьёзная проблема, ведь многие дошколята выполняют их вместе со своими родителями.

Это означает, что если объём домашнего задания будет слишком большим, то малыши могут с ним не справиться и тогда вся семья будет пытаться разобрать с домашним заданием. Это может привести к конфликту между родителями и преподавателями.

Вывод

Инструктивно-методическое письмо — действительно нужно для того, чтобы сделать дошкольное образование куда более комфортным, чем оно было раньше. Стоит понимать, что дошколята — это очень нежные создания, которые требуют трепетного отношения.

Любые серьёзные нагрузки (в том числе по учёбе) им категорически противопоказаны. Если забыть об этом, то это может привести к весьма неприятным последствиям. Будем надеяться, что эта информация оказалась нужной и полезной.

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об организации образовательного процесса по основным общеобразовательным программам в 2017/18 учебном году


В целях охраны здоровья обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" :

1. Установить, что 2017/18 учебный год в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, начинается 1 сентября 2017 г.

2. Руководителям государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы:

2.1. Обеспечить своевременную разработку учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), в которых предусмотреть:

2.1.1. Сроки начала и окончания каникул:

2.1.1.1. "Традиционный режим обучения":

- осенние каникулы (с 29 октября 2017 г. по 6 ноября 2017 г.);

- зимние каникулы (с 31 декабря 2017 г. по 10 января 2018 г.);

- весенние каникулы (с 1 апреля 2018 г. по 8 апреля 2018 г.);

- дополнительные каникулы (с 18 февраля 2018 г. по 25 февраля 2018 г.).

Дополнительные каникулы предусматриваются для обучающихся I кл. Дополнительные каникулы могут быть предусмотрены для обучающихся I-IV кл. по решению образовательной организации по согласованию с коллегиальными органами управления. В указанном случае сроки завершения учебного года устанавливаются в соответствии с п.2.1.2.1 настоящего распоряжения.

2.1.1.2. "Модульный режим обучения":

- с 1 октября 2017 г. по 8 октября 2017 г.;

- с 5 ноября 2017 г. по 12 ноября 2017 г.;

- с 31 декабря 2017 г. по 10 января 2018 г.;

- с 18 февраля 2018 г. по 25 февраля 2018 г.;

- с 8 апреля 2018 г. по 15 апреля 2018 г.

2.1.2. Сроки завершения учебного года:

2.1.2.1. "Традиционный режим обучения":

- 23 мая 2018 г. для обучающихся I-IV кл.;

- 26 мая 2018 г. для обучающихся I-IV кл. в случае установления дополнительных каникул (п.2.1.1.1) и обучающихся V-VIII; X кл.

2.1.2.2. "Модульный режим обучения":

- 31 мая 2018 г. для обучающихся I-VIII; X кл.

2.1.2.3. Для обучающихся IX, XI кл. 2017/18 учебный год завершается в соответствии с расписанием экзаменов государственной итоговой аттестации и учебным планом.

2.2. При разработке документов (п.2.1) учитывать возможность реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, с повторением пройденного программного материала, а также организацией индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

3. Признать утратившим силу распоряжение Департамента образования города Москвы от 22 июня 2015 г. N 163р "Об организации образовательного процесса по основным общеобразовательным программам в 2015/16 учебном году".

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Руководитель Департамента
образования города Москвы
И.И.Калина



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Вестник образования России,
N 12, июнь 2017 года

1 Типовой учебный план общего среднего образования на 2017/2018 учебный год

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»

3 Приложение 1. Особенности организации образовательного процесса НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
4 Приложение 2. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "БЕЛАРУСКАЯ МОВА" и "БЕЛАРУСКАЯ ЛІТАРАТУРА".
5 Приложение 3. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "РУССКИЙ ЯЗЫК" и "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА".
6 Приложение 4. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"
7 Приложение 5. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "МАТЕМАТИКА"
8 Приложение 6. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИНФОРМАТИКА"
9 Приложение 7. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ЧЕЛОВЕК И МИР"
10 Приложение 8. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ" и "ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ"
11 Приложение 9. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ"
12 Приложение 10. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ГЕОГРАФИЯ"
13 Приложение 11. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "БИОЛОГИЯ"
14 Приложение 12. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ФИЗИКА"
15 Приложение 13. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "АСТРОНОМИЯ"
16 Приложение 14. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ХИМИЯ"
17 Приложение 15. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
18 Приложение 16. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "МУЗЫКА"
19 Приложение 17. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ"
20 Приложение 18. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИСКУССТВО (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)"
21 Приложение 19. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ЧЕРЧЕНИЕ"
22 Приложение 20. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ"
23 Приложение 21. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА"
24 Приложение 22. Особенности обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» СКАЧАТЬ

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности учреждений системы дошкольного образования в 2016/2017 учебном году» СКАЧАТЬ