Отсутствие запятой в ссп. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (Ладыгина Н

Сейчас выращивание страусов практикуется многими фермерами нашей страны, но многие не знают, что едят птицы и не решаются их заводить. Конечно, рацион пернатых в домашних условиях будет несколько отличаться от пищи, которую получает дикая птица. Для начала рассмотрим особенности строения основных органов пищеварения птиц, так как они немного отличаются от тех, которые есть у привычных нам кур, гусей, уток. У страуса отсутствует зоб, а это значит, что птица будет быстрее переваривать грубые корма. Желудок у пернатых достаточно мощный, имеется удлинённый кишечник, что позволяет лучше усваивать пищу. Эксперты считают страусов травоядными, хотя эти птицы могут есть и другие корма, например листья, корни мелких растений, семена, и конечно же траву. Пернатые часто лакомятся насекомыми, лягушками мелкой рыбой.

Родиной рассматриваемых птиц считаются африканские саваны. На равнинной местности пернатые пасутся вместе с другой птицей и животными, которые поедают траву. Кроме этого едят страусы и молодые листья, семена. Замечено, что африканцы могут долго прожить без воды, поэтому они часто гнездятся в полузасушливых пустынях. Если на местности отсутствует пышная растительность, то страусы поедают рептилий, грызунов и мелких насекомых. Взрослой особи требуется около четырёх килограммов еды в сутки.

Чем кормить страусов в домашних условиях

На фермах птицы поедают ту же пищу, что и в дикой природе, но в меньших количествах, так как израсходуют гораздо меньше энергии. В основу рациона страусов включают листья и траву, зимой дают зерно, сено, а также корнеплоды (свеклу, морковь, листья капусты) из фруктов дают яблоки. Пернатые могут кушать кухонные отходы.

Хорошего прироста мышечной массы птиц можно добиться при составлении правильного рациона питания. По мнению экспертов, лучшим видом зелёного корма является люцерна, зимой это растение скармливают в виде сена. В летний период страусы почти целый день проводят на пастбище, поедая траву. Чтоб добиться хороших приростов в их рацион добавляют специальные комбикорма, примерно 1,5 килограмма на каждую особь. Потребность пернатых в белку восполняют бобовыми культурами, различными шротами. При выращивании молодых птенцов в еду добавляют минеральные компоненты, такие как костная мука, мел, толчёная ракушка.

В зимний период в рационе страусов должна присутствовать сенная мука, полученная из люцерны, различные овощи и зерно. Из кормов содержащих белок рекомендовано использовать пекарские дрожжи, подсолнечный и соевый шрот. Также важно правильно готовить пищу, зерно и шроты перебивают на дерть, а овощи натирают на тёрке. Для улучшения пищеварения в кормушки насыпают мелкую гальку.

Разведение и выращивание страусов – прибыльный бизнес, набирающий все большую популярность в последние годы. Но у заводчиков, которые только начинают заниматься разведением этих птиц, часто возникает вопрос кормления птицы. Многим кажется, что эта экзотическая птица ест что-то особенное и дорогостоящее. Фактически же, уход за страусами, содержание их и кормление мало чем отличается от содержания любых других пернатых: уток, гусей, индюков, кур.

Рацион питания страусов

Страусы относятся ко всеядным птицам, а не к травоядным, как думают многие. Они одинаково хорошо едят и растительную пищу, и пищу животного происхождения.

Основа питания состоит из травы и листьев, различных семян и корней. Однако любимое лакомство взрослых птиц – насекомые и рептилии. Есть небольшая разница между тем, что едят страусы в естественной среде обитания и в домашних условиях.

В природных условиях

Страусы – обитатели просторных саванн. На открытых просторных участках они поедают зелень и молодые побеги. Трава – основа рациона питания. Птица может подолгу обходится без воды, поэтому для гнездовий выбирает засушливую полупустыню, где меньший шанс встречи с хищниками. В пустынной местности они питаются семенами, корнями и ветками кустарников. Отсутствие свежей травы компенсируется насекомыми, мелкими рептилиями и даже мышами. В сутки взрослой птице требуется около 4 кг корма. Такое количество корма необходимо для быстрого и длительного бега и активного энергообмена.

В условиях домашнего содержания

В домашних условиях прокормить эту большую и сильную птицу не составляет труда, но правильная организация питания необходима для здоровья и благополучия птицы. При достаточном и сбалансированном корме молодняк хорошо и быстро растет, а самки становятся более продуктивными. Вкус мяса и яиц также зависит от того, что едят страусы. Есть несколько систем кормления птиц:

  1. Интенсивная,
  2. Полуинтенсивная,
  3. Экстенсивная.

Кормление при интенсивной системе

Интенсивная система заключается в отсутствие пастбища и содержание птиц в небольших вольерах. При данной системе содержания и кормления крайне важно обеспечить птиц нужным количеством сена и зеленых кормов. Ежедневного взрослой особи требуется около трех килограмм комбикорма, перемешанного с мелко измельченным зеленым кормом. Если птица не проела корм – количество уменьшают. Зеленый корм должен состоять из разнотравья, листьев шпината, рапса и люцерны. Вне сезона размножения рекомендуется давать кормовые смеси на основе кукурузы.

При интенсивной системе кормления состав и количество кормов зависит от возраста птицы:

Ингредиенты

(в граммах на килограмм живого веса)

0-2 месяца 2-4 месяца 4-6 месяцев 6-10 месяцев 10-14 месяцев Старше 14 месяцев
люцерна 23 260 430 810 885 420
кукуруза 578 502 464 173 100
кукурузное масло 18 18
соевое масло 230 90 30
рыбная мука 120 105 60 9
дикальцийфосфат 5 7 11 11 11 15
мел 18 13 3
метионин 1 2 1 2 2 2
витаминно-минеральный 4 4 4.5 2.5 2 2
цинк бицитрат 0.5 0.5
люцерновое сено 552

Полуинтенсивная система кормления

Полуинтенсивная система выращивания и кормления предполагает свободный выпас в теплое время года и подкармливание концентрированными кормами и смесями.

Важную роль играет создание условий, приближенных к природным и возможность находить корм самостоятельно. Племенное поголовье в декабре и январе получает дополнительно килограмм концентратов, а к марту количество концентрированного корма увеличивается до трех килограмм. Все концентраты даются только вместе с измельченным зеленым кормом.

Экстенсивная система кормления

Экстенсивная система кормления предполагает минимальные затраты на корма – в летние месяцы птицы самостоятельно находят пропитание.

Исключение может составить только засушливое или излишне дождливое лето. Концентрированные корма даются птицам только в зимнее время и в небольших количествах.

Вне зависимости от выбранной системы кормления, стоит помнить о том, что в домашних условиях энергозатраты у птиц значительно ниже, чем в природе, а значит корма им надо также меньше. В среднем страусу требуется в день около трех килограмм корма. Белковый баланс в течение всего года хорошо восполняется люпином, бобовыми или жмыхом. Кормление взрослых птиц происходит один раз в день – чаще утром.

Зимой важную роль играют витаминные добавки – травяная мука, силос, овощи, фрукты и корнеплоды. Овощи и корнеплоды необходимо тщательно вымыть и мелко порезать. Страусы очень любят капусту, а также морковку, яблоки, груши, кормовую свеклу. Некоторые птицы лакомятся кабачками, салатными листьями, арбузами и дынями. Им также можно давать сухарики и свежий хлеб. Нельзя кормить страусов картофелем и петрушкой. Вещества в них содержащиеся приводят к проблемам с пищеварением и смерти молодняка.

В отдельной кормушке должны постоянно быть ракушечник, мелкий гравий или галька.

В вольерах и на пастбищах необходимо установить поилки. Страусы могут подолгу обходится без воды, однако лучше организовать птицам хороший водопой.

Многие заводчики предпочитают устанавливать автопоилки – они сохраняют воду свежей и чистой.

Рацион питания страусов во время размножения

В сезон размножения самцы и самки нуждаются в разном рационе питания. Самкам требуется больше кальция, который принимает активное участие в формировании яиц. Самцам в этот период кальций лучше не давать – он снижает репродуктивные функции. Увеличение питательных веществ в рационе самцов грозит ожирением и неспособностью оплодотворить самку. Заводчики предпочитают кормить самцов и самок в период раздельно – это снижает риски проблем с неправильным питанием птицы. Самцов рекомендуется держать в смежном вольере, выпуская к самке на несколько часов для спаривания. Однако предварительно стоит убедиться, что самка наелась и убрать остатки корма из кормушки.

Кормление страусят

Отдельно стоит рассмотреть вопрос кормления страусят. Правильная организация питания и условий содержания не только влияют на их рост и развитие, но и на выживаемость в целом.

Первые четыре дня жизни птенцы не нуждаются в корме – питание происходит за счет рассасывания желточного мешка, составляющего почти половину веса новорожденного.

В последствии важно следить за тем, чтобы кормушки молодняка были постоянно заполнены кормом. Вся пища для птенцов должна быть качественной и свежей, особенно это касается влажных мешанок. Мешанку делают из концентрированного корма с добавлением листьев люцерны. Стебельки люцерны лучше удалить – они приводят к проблемам с пищеварением. Помимо мешанки молодняку дают измельченное вареное куриное яйцо.

Страусятам можно положить в отдельную кормушку песок с мелкими камушками, измельченной скорлупой, кусочками извести, а также мелко порезанную морковку и яблоки. В вольере, где содержатся птенцы, можно организовать песчаную насыпь. Молодняк не только охотно принимает песчаные ванны, но и копается в песочке в поисках камушек, ракушечника, гальки и даже насекомых. Ракушечник, известняк и скорлупа не только обеспечивают хорошее пищеварение, но и играют важную роль в процессе формирования скелета. Ежемесячно страусенок вырастает на 30 -35 см, поэтому прочность костной системы крайне важна.

При необходимости в воду можно добавить витамины. В первые месяцы жизни рекомендуется давать молодняку витамины группы В из расчета пять грамм на одного птенца. В естественных условиях птенцы клюют навоз родителей, получая из него необходимые для переваривания и развития иммунной системы микроорганизмы. В домашних условиях заводчик решает сам – нужно или нет давать птенцам навоз. Минус – возможность заражения молодняка глистами. Плюс – меньшие проблемы с пищеварением в будущем.

Первые прогулки при наличие хорошей погоды можно организовать уже в возрасте трех недель.

А переводить в вольеры птенцов следует не ранее, чем при достижении трехмесячного возраста. Вольер для молодняка должен быть отделен от загонов для взрослых птиц и иметь укрытия от ветра, дождя и солнца. Обязательно наличие поилок. В дождливую погоду страусятам необходим дополнительный обогрев – для этих целей в птичниках устанавливают обогреватели. Промокшие перья грозят переохлаждением и заболеваниями.

С приходом зимы количество выгула сокращается. В морозную погоду, а также во время гололедицы лучше не выпускать птенцов. В холодное время года кормят птенцов разнотравным луговым сеном, люцерной, концентратами. Лучше разделить молодняк, предназначенный для откорма и убоя, и племенной молодняк. Во время откорма птицам рекомендуется давать больше концентратов и кормов, а также овощей и корнеплодов.

Убойного веса веса страусята достигают в возрасте 9-11 месяцев при весе около 120 килограмм.

Дальнейшее откармливание нерентабельно – страусы хоть и продолжают набирать вес, но вкус мяса значительно ухудшается.

Тема: ССП: структура, значение, пунктуация Дата:1.10.15г.

Класс:11 Б

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Повторение. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения».

Задачи:

    повторить и закрепить умение учащихся определять структуру ССП и его частей,

    расставлять знаки препинания, а также навыков правописания;

    помочь учащимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;

    активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и

    составления предложений по теме урока;

    развивать мыслительную деятельность учащихся;

    воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;

    проверить знания учащихся по теме урока.

ХОД УРОКА

1. Повторение изученного

Отг..ворила роща з..лотая
Березовым в..селым языком
И журавли п..чальнопрол..тая
Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем. (стих. «Отговорила роща золотая»)

Я приш..л на эту землю
Чтоб ск..рей ее п..кинуть. (стих. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…»

Пот..нула деревня в ухабинах
Засл..нила избенки л..са. (стих. «Русь»)

С.Есенин

Задание:

Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП; 2-е- СПП; 3-е- ССП)

Вопросы классу:

    Почему первое предложение является сложносочиненным? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительного союза И)

    Почему второе предложение является СПП? (Части второго предложения неравноправны, они соединены при помощи интонации и подчинительного союза ЧТОБ)

    Докажите, что третье предложение является БСП. (Части его соединены только интонацией)

Давайте составим схемы этих предложений.

2. Обобщение материала. Составление схемы

Сложное предложение
Союзное Бессоюзное
- ССП
- СПП

Вопросы:

    Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? (ССП это предложения, состоящие из 2-х или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов.Сочинительные союзы располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них)

    Чем ССП отличается от СПП? (СПП состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, которые зависят друг от друга и соединены между собой подчинительными союзами и союзными словами)

    А БСП? (Это сложные предложения, части которого равноправны и соединены между собой с помощью интонации)

Учитель. Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП? Давайте обратимся к доске.

Пример 1 :

Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят. (А.Толстой)

(В СПП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами)

Попутный вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете?

А) сочинительные (и, да, ни-ни, также, тоже)
Б) противительные (а, но, да(=но), однако, зато же, а то, не то)
В) разделительные (или, либо, то-то, не то – не то)

Пример 2 : У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой)

(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой)

Пример 3 : Я спешу туда ж- а там уже весь город. (А.С.Пушкин)

(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире )

Пример 4 : По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

(Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом)

Запятая не ставится перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО:

Пример 5 : Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

(Если части ССП имеют общий второстепенный член или вводное слово)

Пример 6 : Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.

(Если части ССП имеют общее придаточное предложение)

Пример 7 : Прогулка в зимнем лесу и катание на санках.

(Между двумя назывными предложениями)

Пример 8 : Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать.

(Между двумя вопросительными предложениями)

Пример 9 : Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.

(Между безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых СИНОНИМЫ).

5. Отработка умений и навыков. Объяснительный диктант

    Сухой треск ракетницы – и в небе вспыхивают два зеленых огонька. (А.Первенцев)

    На круглом столе была накрыта скатерть и стоял китайский прибор. (Л.Толстой)

    В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.

    Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться, когда раздался звон колокольчика.

6. Тренировочное упражнение:

Задание: спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.

    Она см..ялась (от) всей души и смех пр..давал сверка..щую силу ее..сл..пительной красоте. (Н.В.Гоголь)

    Рас..талисьмы но твой портрет я на груди моей храню. (М.Ю.Лермонтов)

    В это время в д..вичьей не только был известен пр..ездминистра но и внешний вид его был подробно описан. (Л.Н.Толстой)

Легли на холст (не)брежные мазки
И побежала (в)даль волна морская.
И след простыл печали и тоски.
Душа вспорхнула волны догоняя.
Вода меняет цвет она горит
И сотни лун куда (то) мчат потоки.
Вот-вот проглянет солнце на востоке
И океан покорно замолчит.

Задание: выпишите из текста стихотворения ССП.

7. Конструирование предложений

Задание: из простого предложения образуйте ССП.

    Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. (Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)

    Вследствие продолжительных дождей болота стали непроходимые. (Шли проливные дожди, и болота стали непроходимые.)

    Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот. (То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шепот.)

8. Выборочное списывание

Задание: (по вариантам) выпишите предложения и составьте схемы (учитель читает текст)

1 вариант – простые с однородными членами
2 вариант – ССП

    Челкашрассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)

    Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)

    Первая охотничья неудача рассердила меня, но не истребила страсти. (И.Тургенев)

    К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь.

    Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.

    Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.

9. Проверочная работа (тест) с целью проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП»

10. Подведение итогов урока

Вопросы:

    Чем отличается простое предложение от сложного?

    Какие виды сложных предложений вы знаете?

    Какие предложения называются СС?

    Чем отличаются ССП от БСП и СПП?

    Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?

11. Домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 6 сложносочиненных предложений с различными видами сочинительных союзов.

Проверочная работа

1 вариант

)

А) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сухой прохладой.
Б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
В) От жары листья съежились от огня обуглились деревья.
Г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.

2. Укажите ССП, в которых ставится запятая

А) Кто это такие и что им надо?
Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
В) Лежит вокруг снег и деревья стоят в белом уборе.
Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.

3. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)

А) ССП

4. Укажите ССП

А) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
Б) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.
В) Все проходит да не все забывается.
Г) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.

А) С колесницы пал ДАДОН охнул раз и умер он.
Б) По полям льется речка студеной волною и беседка моя отражается гладью речною.
В) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.

А) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
Б) то ли врачи ошиблись то ли рана сама заросла.
В) После грозы все блестело и дышалось легко.

А) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
Б) На покосе то комары то мошкара кружат.
В) Погода отличная и нет дождя.

2 вариант

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены )

А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)

2. Укажите ССП, в которых не ставится запятая

А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой.
Б) Он слушал меня с улыбкой но временами взгляд его был бесчувствен.
В) После грозы воздух чист и дышится легко.
Г) У меня задрожали ноги и закружилась голова.

3. Определите тип предложения по структуре: К рассвету собака вдруг зашлась от лая а потом смолкла и радостно заскулила. (Ч.Айтматов)

А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.

4. Укажите ССП

А) Лист сухой валится ночью ветер злится и стучит в окно.
Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик и стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
В) Челкаш был сегодня не в духе и отвечал на вопросы отрывисто и резко. (М. Горький)
Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.

5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

А) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.Куприн)
Б) И скучно и грустно и некому руку подать. (М.Лермонтов)
В) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А.Пушкин)

6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.

А) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)

7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
Б) Весь день Анна пробыла дома и не принимала никого. (Л.Толстой)
В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.

Между частями сложного предложения, соединенных союзами: и, да (=и), ни...ни; а, но, да (=но), однако, ...; или, либо, ли...ли, ...; да, да и, тоже, также; то есть, а именно.

Сверкнула молния, и послышался удар грома.

    Запятая не ставится

    • Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

      Если есть общее придаточное предложение:

Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

В 8. Классификация сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Например:

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение - главное, другое - придаточное. Главное предложение - это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

    сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

    сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

    сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Например: Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».

Сложноподчиненные предложения е придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол - сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Например: Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного

Вопрос

Пример

Когда? С каких пор? Как долго?

Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.

Где? Куда? От­куда?

Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.

При каком усло­вии?

Почему? По какой причи­не?

Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.

Зачем? С какой целью?

Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.

Следствия

Вследствие чего что произошло?

Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Образа действия.

Как? Каким об­разом?

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Меры и степени

В какой мере? В какой степени?

Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.

Сравнения

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений: с однородным подчинением, с последовательным подчинением , с параллельным подчинением .