Почему шизоиды не любят праздники. Шизоидная личность и любовь

Некоторые люди ведут себя как «объектные наркоманы», которые особо нуждаются не в любви, а, скорее, в доказательстве связей с объективным миром. Такие индивиды цепляются ко всем и всему. Они «липнут» к своим объектам из страха их утратить, всегда недовольны и крайне утомляют окружающих.

Нетрудно видеть, что эти особы либо потенциальные шизофреники, противостоящие угрозе утраты объектов, либо больные шизофренией с симптоматикой, представляющей попытку реституции. Некоторые пациенты цепляются с упорством, доходящим до навязчивости и мономании, не к объектам, а к заместителям объектов: любого рода идеям, «изобретениям», ко всему, что репрезентирует для них связь с объективным миром. Репрезентации, утрачивая конкретную и реальную природу, часто абстрактны.

Шизофреники нередко полны идеями о спасении человечества, т. е. потребность в собственном спасении от утраты объектов может осознаваться в форме проекций. Многие шизофреники способны к очень быстрым и интенсивным реакциям переноса как нежности и чувственности, так и враждебности. Быстротечность и ненадежность подобных реакций показывает, что пациенты пытаются найти контакт с объективным миром, но могут выйти из нарциссического состояния только на короткий период. Неистовость их усилий обусловлена страхом новой утраты объектов.

Сексуальные проявления шизофреников многочисленны и разноплановы со смешением всех уровней либидного развития. Такая сексуальность тоже, по-видимому, представляет попытку реституции. Специфичность сексуальных проявлений детерминируется дополнительными фиксациями в период между основной нарциссической фиксацией в раннем возрасте и установлением первичности гениталий. Возможны аутоэротические действия всех видов: нарушения питания (от отказа принимать пищу до булимии); примитивные проявления анального эротизма типа недержания экскрементов, пачканья, копрофилии; примитивные формы отношения с объектами, нацеленность на инкорпорацию; магическая переоценка функций экскреции.

Открытые проявления эдипова комплекса настолько выражены, что сразу привлекают внимание психоаналитиков. Тем не менее генитальные побуждения постоянно конкурируют с прегенитальными побуждениями. У тех, кто предрасположен к шизофрении, первичность гениталий, по-видимому, никогда прочно не устанавливается. Таким образом, особенности прошлого развития пациентов могут оживляться в качестве симптомов нарциссической регрессии или реституции.

Шизофренические особенности речи

Фрейд показал, что удивительный способ использования шизофрениками слов тоже необходимо понимать как феномен реституции. Он писал: «Пациент часто уделяет особое внимание способу самовыражения, который становится манерно-изысканным и тщательно разработанным.

Конструкция предложений претерпевает особую дезорганизацию, делающую их настолько непонятными, что высказывания пациента кажутся бессмысленными. Часто в содержании высказываний выступает некое отношение к органам тела или иннервации. При шизофрении слова подвержены тому же процессу, который происходит в создании сновидческих образов из мыслей сновидения. Этот процесс мы назвали первичным».

Фрейд объясняет необычное вербальное поведение шизофреников, выдвигая гипотезу, что они пытаются вновь обрести объективный мир и действительно что-то восстанавливают, но отнюдь не все желанное. Вместо утраченных объектных репрезентаций они успешно возвращают только их «тени», т. е. словесные репрезентации. Утрата объектов вынуждает замещать объектные репрезентации словесными репрезентациями и обходиться с ними тем же образом, как невротики обходятся с объектными репрезентациями.Впоследствии гипотеза Фрейда была подтверждена и разработана несколькими авторами.

Шизофреники обходятся с утрированными функциями суперэго, наблюдением и критикой точно так же, как они обходятся со словами. Эти функции тоже являются тенями объективного мира, который утрачен.
Не все особенности шизофренической речи таковы по происхождению. В силу причудливости, стереотипии, архаических паттернов мышления и вообще субъективизма пациенты используют слова в неизвестных слушателям значениях, чем усложняют высказывания.

Кататонические симптомы как феномен реституции

Стремление к восстановлению утраченного объективного мира составляет суть многих симптомов кататонии. В самой первой работе о шизофрении Юнг признал стереотипии и манерность в качестве болезненных попыток восстановить или удержать ускользающие объектные отношения. Взгляды Юнга получили разнообразное подтверждение и разработку.
Жесты и мимика очень важный архаичный способ коммуникации с объектами. Их патология (натогномика) психоаналитически еще недостаточно изучена. Тяжелые нарушения у кататоников проявляются не только в противоречивости эмоционального отношения к объектам, но и в неспособности к здоровым эмоциям вообще: стереотипии и манерность представляют собой замещения эмоций, намеки на эмоции и не служат коммуникации.
Эти «эмоциональные остатки» утрачивают связь с целостной личностью и друг с другом, что отражено в термине «шизофрения». Однако многие стереотипии, манерные акты не столько симптомы утраты объектных отношений, сколько активные попытки их восстановить.

Как слова замешают объекты или любовь, так странные магические экспрессии, непонятные наблюдателю, замещают нормальное эмоциональное отношение к объектам. Пресловутая «бессмысленная улыбка» шизофреников — типичная безуспешная попытка восстановить контакт с объективным миром. В некоторых мимических выражениях и причудливых действиях все еще узнаются первоначальные чувственные (чаще враждебные) побуждения, которые не удалось отреагировать полностью.

Уже упоминалось о магическом значении детской игры в «гримасничанье». Порой мимические выражения кататоников кажутся карикатурой на эту игру. Фромм-Райхманн усматривает в стереотипии компромисс между тенденцией выразить некие объектные побуждения (нежные или враждебные) и тенденцией подавить их из страха встретить отпор. Дезинтеграция личности превращает полноценное выражение эмоций в стереотипные аллюзии.

Эхолалия, эхопраксия и автоматическое послушание тоже могут считаться примитивными попытками восстановления контакта с внешним миром. Младенец научается использовать мимические выражения для вхождения в контакт, имитируя мимику окружающих с помощью механизма первичной идентификации. Пациенты-кататоники пытаются восстановить утраченный мир путем регрессии к этому примитивному механизму.

Своими жестами они намереваются имитировать жесты других, но, поскольку имитация не удается, их жесты кажутся пустыми и бессмысленными. Еще одно обстоятельство способствует тому факту, что имитация жестов превращается в своеобразную карикатуру: отвергнутые враждебные побуждения по-прежнему (или снова) действенны и отражаются в манере имитации. Кроме того, манерность не только имитация виденного в прошлом, но и предвосхищение магическими жестами желанного поведения других в будущем.

Кататоническая ригидность отражает конфликт между побуждением к действию и защитой от побуждения. Ференци отметил, что реально кататония представляет собой катаклонию, высокочастотное чередование активности и торможения побуждений. В мышечных спазмах истериков и дистонических феноменах нормальных тоже отражается борьба побуждений к движению и тормозящих побуждений. Но в данных примерах оба типа побуждений выражают бессознательное отношение к объектам. При кататонии они нарциссичны и отражают борьбу за новое обретение объектов. Дистонический гипертонус относится к кататонической мышечной ригидности, как интроверсия невротиков относится к нарциссической ориентации шизофреников.

Другие кататонические установки направлены не столько на обретение вновь объектов, сколько на отрицание неприятных чувств и заболевания. Многие мимические выражения, словно намереваются сказать: «Посмотрите, я не сумасшедший!» При углублении регрессии экспрессии становятся все менее специфичными и, наконец, начинают казаться импульсивными действиями ("raptus actions"), всего лишь неупорядоченными двигательными разрядками, облегчающими сильнейшее напряжение (обычно проявляющееся в каталептической ригидности).

Стремление любой ценой избавиться от внутреннего напряжения может даже противоречить инстинкту самосохранения. Неоднократно сообщалось о том, что шизофреники подвергают себя кастрации. Эти случаи психологически родственны аутокастрациям религиозных фанатиков, пытающихся радикальным отрицанием своей сексуальности возобновить «мирный союз с Богом».

Чрезмерная покорность основывается, однако, не столько на женственности, сколько на «океанической» природе раннего младенчества. Тот факт, что действия подобного рода выполняются в состоянии глубокой регрессии, позволяет думать об архаичном биологическом рефлексе, в котором инстинктивное удовлетворение и защита от инстинктов еще слиты. Такие архаические цели легче возобновляются в состоянии регрессии при условии сексуализации суперэго.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Портрет шизоида по Н.И.Козлову
С детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность. Малоподвижное, как будто замороженное лицо... Это — шизоид.

Короткая характеристика психотипа
Речь: «во рту каша». Непластичен. Это — человек-формула. Мышление оригинальное, но непоследовательное. В творчестве важен процесс, а не результат. В науке — генератор идей. В религии — теолог. Идеи парадоксальны и часто преждевременны.

Шизоиды — ум земли. Интеллектуальная агрессия.

Плохо чувствует другого . Творцы смыслового юмора (в т. ч. черного). Деревянная маска на лице. Отсутствие имиджа.

Секс умозрительный. Семья — приложение к интеллектуальному бытию. На столе творческий беспорядок. Тяготеет к теоретическим исследованиям и вычислениям.

Шизоид не прячется от эмоций, он ими просто обделен. Шизоиду природа выморозила чувства и вставила один интеллект, причем, как правило, без ориентиров. Смутный и плотный мир переживаний, тень предчувствий и пламя страстей, радость и стыд чувственности, - все то, что так близко поэтам и женщинам, — все это не его мир.

У него отсутствует интуиция, и в компании ему трудно, как и компании с ним, где он всегда "белая ворона" и почти всегда "некстати". Он не может ловить "тонкие вещи" во взаимоотношениях: когда что сказать или промолчать, когда уйти или остаться.

Если шизоида не трогать, он совершенно безобиден, но при этом не приручается и остается "вещью в себе" . Близким людям рядом с ним спокойно, но неуютно: шизоид не даст им ни тепла, ни любви и благодарности, а некоторые его поступки могут выглядеть жестокими.

На самом деле он не жесток, а просто аналитичен, а его холодность — скорее неспособность почувствовать душу другого, отсутствие эмоционального резонанса. Тем не менее он все-таки человек, и, если его "скорлупа" дает трещину, он обнаруживает неожиданную для окружающих ранимость.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, - это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции.

Он нуждается лишь в собственной поддержке, которая не оставляет его. Естественно, любые отношения, связанные с атмосферой доверия и интимности, не свойственны ему и не возникают в его связях с партнерами.

Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую он должен прекратить, тогда как его партнер в такой связи ищет близости и теплоты. Его робость и нерешительность здесь может исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака.

В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квазимужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные.

Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем связи, связанные с эротической привлекательностью противоположного пола.

Слабая энергетичность
Шизоиды неэнергетичны. Они обычно ведут умеренный и размеренный образ жизни, хотя иногда бывают склонны к неожиданным поступкам — в этот момент их энергетика как бы сгущается. Но в целом они неэнергетичны.

Днем они испытывают сонливость. Дневная жизнь требует больших затрат энергии, а вот ночью, когда жизнь затихает, они могут работать долго — читать, писать. Сон поэтому у них часто инверсирован: спят днем, работают ночью.

Не хватает им энергии и на то, чтобы навести элементарный порядок на столе, в квартире, не хватает энергии, чтобы организовать свою сексуальную жизнь. Шизоид может быть сексуально одинок не потому, что он никому не нужен, а потому, что для этого надо развить какую-то деятельность.

Шизоид — это человек-отшельник, человек "не от мира сего". Чаще всего он неразговорчив ("не знаю, о чем еще говорить"), однако с пол-оборота "грузит" подходящего собеседника своими теориями, например о строении мира. Шизоиды — это великие теоретики.

Не умея поддерживать самый элементарный светский треп, они глубоко просистематизируют и обобщат процесс общения; в жизни их элементарно обведут вокруг пальца, зато они напишут работу по психологии и философии человеческих взаимоотношений. В жизни они беспомощны, но в теории — всесильны.

Шизоид мыслит, как мы отмечали, с помощью карандаша и бумаги , ему больше ничего часто и не нужно: записать мысль, и все, этого достаточно — никаких механизмов или приспособлений.

Что такое мысль? Нечто бесплотное. Вот если бы механизмы какие-то материальные. Да, но если это мысль о том, что кинетическая энергия равняется массе, умноженной на скорость света в квадрате, то она может сдвинуть горы — и не фигурально, а буквально. И для рождения этой мысли достаточно карандаша и блокнота.

Результаты мышления шизоида могут быть востребованы сразу, и тогда его идеи развивают, за них платят, их проталкивают. Но чаще всего его идеи рассматриваются как фантазии, которые никому сейчас не нужны.

Некоторые философы все сознание и всю психику человека объявили «эпифеноменом» — неким побочным явлением, никому не нужной пленкой наподобие плесени. По отношению к продуктам мышления шизоида это подходит более всего.

Но «игра ума» шизоида часто сказывается вполне материальными достижениями в далеком будущем . Герон две с лишним тысячи лет назад открыл реактивное движение. А востребована эта идея была только в наше время. Две тысячи лет это было не более чем игра ума.

Да и сейчас, если идея современна, то есть если в принципе может быть востребована, шизоиду для проталкивания его идей нужна «ракета-носитель», нужен импресарио. Когда говорили, что талантам нужна поддержка, а бесталанные пробьются сами, под талантами фактически подразумевали шизоидов.

Агрессивность проявляется и в том, что шизоид хотя и не мстителен, но злопамятен. Точнее, злопамятен, хотя не мстителен. Для мщения нужна энергетика. А здесь агрессивность проявляется в злопамятности и желчности.

Шизоид творит не для человечества, а для себя и для таких же умников . Поэтому он часто творит «в стол», никому не показывает: ему интересно, и все. Ему не требуется сдвигать горы, не надо сталкивать друг с другом классы, массы, сословия, не надо завоевывать страны и даже не надо «завоевывать друзей». В крайнем случае, считает шизоид, дотошный историк науки вытащит на свет божий фолианты и отыщет там алмазы его, шизоида, идей.

Шизоидное творчество в литературе иногда поражает своей мрачной фантастичностью. Это вам не наивный Жюль Верн с приключениями капитана Немо или поисками капитана Гранта. Это холодный и пугающий мир романов Уэллса с его морлоками и элоями, с мучениями человека-невидимки. Это тяжеловесная математика рассказов Борхеса. Читайте его «Алеф» и опять-таки «Бессмертный».

Автобиографические романы Стриндберга содержат много примеров подобных шизоидных трагедий, приводя выразительные описания жизненной основы такого развития личности (например, "Сын Магды"). Дксель Борг в главном действующем лице своего романа "В открытом море" блестяще изобразил шизоидную личность, в которой отчетливо видны автобиографические черты.

Шизоиды поют бардовские песни, собирают аудио- и видеозаписи, входят в клубы самодеятельной песни.

Шизоид никогда не отдыхает полностью даже в свободное время. Он всегда что-то пишет, о чем-то размышляет.

Наиболее частое хобби — коллекционирование. Это могут быть книги, музыкальные записи, насекомые, кактусы, редкие веши. Но коллекции обычно не дорогостоящие (это удел исте-роидов и паранойяльных). Иногда собирают что-нибудь весьма экзотическое: косточки плодов, ядовитые травы. Любимый спорт — шахматы.

Иные шизоиды трудны для психокоррекции, потому что они часто ищут помощь в эзотерике или в религии . Они нередко углубляются в ненаучные или даже антинаучные дебри и предрассудки и искренне верят в них, пусть и не так упрямо, как паранойяльные, и не так твердо, как эпилептоид доверяет построениям паранойяльных авторитетов.

Шизоиды быстрее поддаются логике, потому что сами мыслят логично, и если что-то не додумали, то принимают рассуждения и информацию к размышлению. Они любят эзотерику в себе, а не себя в эзотерике , так что легко уживаются и с основным направлением лидера и с другими шизоидами с отклоняющимся мышлением.

Если мы хотим общаться с шизоидом — надо терпеть его косноязычие, эмоциональную тускловатость, неаккуратность...

Не крутить пальцем у виска, дескать, чокнутый, а помнить о феномене «дерева и стекла».

Нам, с нашими паранойяльными и эпилептоидными нажимами, с гипертимной беспардонностью, следует вести себя поаккуратнее , иначе психика шизоида будет травмирована настолько, что он не только не сможет участвовать в мозговых штурмах, но и вообще потеряет дар речи вместе с творческим даром.

Как уже говорилось, шизоиды должны свободно фланировать по помещению и генерировать идеи ; они, если им немного платить и немного направлять к цели, будут это делать везде, доказывая известный тезис, что если физик идет на рыбалку, значит, это нужно для физики. Шизоидный младший научный сотрудник будет изучать литературу.

Шизоидов очень мало в художественной гимнастике, в фигурном катании, в балете.

Шизоиды больше предпочитают рабочие профессии, где требуется смекалка, автослесарное дело например. Из них получаются бухгалтеры и экономисты и, конечно, ученые-теоретики разного профиля. Но не предприниматели.

В шизоидных философских произведениях трактуются самые общие категории: мир, бытие, дух, материя, развитие, причины, следствия...

Иногда философские произведения пишутся в литературно-художественной форме. Это романы, повести, рассказы. Но чаще это притчи, напичканные идеями начала и конца мира, бесконечности и вечности, нравственно-философскими проблемами.

Философия, математика, теоретическая этика, эстетика (в большей степени, чем искусствоведение), но скорее искусствоведение, чем собственно искусство.

Они чаще музыковеды, чем музыканты. Могут быть и музыкантами, но не эстрадными.

Шизоиды интересуются сложной, серьезной музыкой — классической или современной, но серьезной. Они философы , на основе работ которых строится политика, но не политики как таковые.

Ну как бы мы жили без шизоидной математики, физики, интеллектуальной шизоидной художественной литературы, без оригинальных шизоидных эпитетов, метафор, без остроумных не от мира сего замечаний о сильных мира сего?

Каковы бы мы были без колеса, рычага, ветряных мельниц, солнечных батарей, без того открытия, что, несмотря на кажущееся впечатление, не Солнце вертится вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, — без всей ноосферы, которая развивается прежде всего благодаря шизоидам.

Шизоиды — ум человечества.

Для шизоидов особенно затруднительны проблемы, которые связаны с развитием межчеловеческих контактов: поступление в детский сад, знакомство со школьным коллективом, пубертат и встреча с противоположным полом, партнерские взаимоотношения и вообще всякие взаимосвязи. В связи с тем, что каждая близость провоцирует у них возникновение страха, они вынуждены в значительной степени сокращать близкие контакты или отказываться от них. Это приводит к тому, что они рассматривают любовь и любовные отношения как угрозу их независимости и утрату собственной значимости.

Встречающиеся в детстве трудности контактов в межчеловеческих отношениях, которые свидетельствуют о шизоидной проблематике и о которых становится известно со слов родителей или воспитателей, могут быть по субъективным причинам усилены или смягчены и вьывляются до того, как эти нарушения становятся очевидными. Сюда относятся случаи, когда у ребенка возникают трудности в контактах в детском саду или в школьном классе, когда он не находит себе товарищей, когда он держится особняком, предпочитает одиночество и испытывает неприязнь к другим; когда молодой человек в пубертатном периоде уклоняется от контактов с противоположным полом, когда он зарывается в книгу, уклоняясь и отгораживаясь от контактов, или предпринимает другие действия для того, чтобы остаться одному; когда он переносит тяжелый мировоззренческий криз в период пубертата с раздумьями о смысле жизни без попытки разделить свои переживания с другими. Все это является сигналами тревоги, которые заставляют родителей обращаться за советом к психиатру или психотерапевту.

Дополнительная проблематика беспокоит шизоидных личностей в период наступления партнерских отношений, возникающих под давлением пубертата. Это связано с тем, что любовь подразумевает взаимную душевную и телесную близость. В каждой любовной встрече нашей самости и нашей независимости в равной степени угрожает опасность излишне открыться партнеру, и это в той или иной степени требует защиты. В связи с этим в каждой встрече таится препятствие в виде внутренней, интимной проблемы, которая, будучи до сих пор подсознательной и скрытой, может, будучи осознана, причинять боль.

Как должен поступать человек, испытывающий томительное желание близости и слияния, любви и нежности, что должен он сделать, чтобы предложить другому разделить с ним нарастающее сексуальное возбуждение? В основе описанного нарушения контактов, недостатка тактичности в межчеловеческих отношениях лежит нарастающая до достижения данного возрастного периода неопытность в межличностных контактах, из которой проистекает особая тяжесть интеграции сексуальности. Им не хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным, чтобы решиться на совращение и самоотдачу. Нежность, вербальное или сентиментальное выражение склонности чуждо шизоиду, ему недостает чуткости и сопереживания, способности отождествить себя с другим.

Попытка разрешить конфликт между усиливающимся стремлением к обладанию и страхом перед близостью в межличностных контактах принимает различные формы. Чаще всего это проявляется в освобождении от любовного чувства и отщеплении от него сексуального влечения в чистом виде, т.е. в стремлении к сексуальной связи без любовного антуража. Партнер для него является лишь "сексуальным объектом", лишь средством для достижения полового удовлетворения, во всем остальном он его не интересует.

Однако вследствие такой эмоциональной безучастности партнерские взаимоотношения легко заменяются. Это защищает шизоидов от глубокого проникновения в их жизнь посторонних, свидетельствуя как об их полной беспомощности и неопытности в общеизвестных эмоциональных связях и отношениях, так и о том, что они предполагают, что партнер представляет угрозу для их жизни.

Все сказанное является основанием для развития механизмов защиты от чрезмерной близости и интимности со стороны партнера - шизоид не знает, как отвечать на его домогательства, так как они скорее неприятны ему, чем доставляют удовольствие.

Один мужчина обратился в бюро по брачному посредничеству и выбрал там фотографию дамы, которая меньше других понравилась ему: она, с его точки зрения, представляет для него меньшую угрозу и вряд ли вызовет у него любовные чувства.

Одна дама намерена вступать с мужчиной только в половую связь, игнорируя связь духовную, так как знает, что, вероятнее всего, больше не увидит его.

Женатый мужчина имел в том городе, где он жил вместе с семьей, еще одну, "тайную", квартиру, предпочитая быть недостижимым и сокрытым от семьи до тех пор, пока не испытывал склонность к возвращению домой. Он нуждался в том, чтобы защититься от эмоциональных претензий жены и других членов семьи (с другой стороны, эта личностная потребность в связи с семьей усиливалась, когда появлялась угроза его потребности в семейном убежище и приюте).

Из этих примеров видно, какой большой страх испытывают шизоидные личности перед связью, обязанностями, зависимостью и ограничением их личности. Этот страх оставляет их очень редко и объясняет их непредсказуемость и странные реакции.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, - это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции. Он нуждается лишь в собственной поддержке, которая не оставляет его. Естественно, любые отношения, связанные с атмосферой доверия и интимности, не свойственны ему и не возникают в его связях с партнерами. Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую он должен прекратить, тогда как его партнер в такой связи ищет близости и теплоты. Его робость и нерешительность здесь может исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака.

Один молодой человек под давлением своей подруги, которая хотела этого в течение нескольких лет, наконец обручился с ней. Он пришел к ней с кольцом, и они вместе отпраздновали обручение. Как только он вышел из дома, он опустил в ее почтовый ящик письмо, в котором отменил только что совершенное обручение.

Подобное поведение не так уж редко встречается у шизоидов. Часто они предпочитают знакомство на расстоянии и высказывают свое предпочтение в письмах, но непосредственная персональная близость отталкивает их, и они отказываются от прежних намерений.

В связи с упомянутым выше отделением сексуальности от чувства любви инстинктивные потребности шизоидов также носят изолированный характер; партнер рассматривается лишь как сексуальный объект, и любовная жизнь исчерпывается лишь функциональным процессом. Они не знают никаких любовных нежностей в виде пролога, им не свойственна эротика, для удовлетворения своих потребностей они идут напролом. Нежность легко преобразуется в причинение боли партнеру, жестокое нападение или даже нанесение телесных повреждений. За этим стоит подсознательное желание вызвать у партнера чувствительную реакцию из-за стремления после достижения полового удовлетворения как можно скорее отделаться от партнера. "После этого" - имеется в виду половой акт - "я предпочитаю вышвырнуть ее" - вот характерное для мужчины-шизоида выражение, которое отражает его страх перед любовными требованиями партнерши.

Большие трудности проявляются тогда, когда у шизоида возникает резкая амбивалентность между любовью и ненавистью, когда его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. В таких случаях он предпринимает новые попытки, требуя от партнера других способов любви, чтобы устранить свои сомнения. Эти попытки могут дойти в буквальном смысле до садизма. Его поведение может носить исключительно деструктивный характер; любовные привычки и склонности партнера отклоняются, пренебрегаются, анализируются, подвергаются сомнению или дьявольским образом извращаются. Они воспринимают спонтанную склонность партнера как проявление нечистой совести и расценивают ее как проявление чувства вины или "подкуп" ("чего ты хочешь этим достигнуть?", "ты, пожалуй, хочешь как-то загладить свою вину").

При хороших абстрактно-теоретических психологических комбинаторных данных шизоиду представляются бесконечные возможности для такого рода тенденциозных истолкований. В романе Кристины Рошефор "Отдых воина" с особой убедительностью изображается такая связь, при которой любящая шизоидного партнера женщина со временем доходит до границы своей терпимости.

Нередко шизоидные личности своим цинизмом разрушают все нежные порывы партнера, не отказываясь, однако, от связи с ним. С их точки зрения, влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую - их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам: "не строй такие собачьи преданные глаза", "если б ты знал, как ты смешно выглядишь" или "оставь эти дурацкие любовные нежности и давай, наконец, перейдем к существу дела".

Естественно, что если у партнера систематически разрушаются стереотипы любовного поведения, то сохранение такой связи может свидетельствовать о необычных любовных склонностях, исходящих либо из садомазохистского генотипа, либо из чувства вины, страха утраты или других мотивов. В противном случае либо эта связь покупается, либо наслаждение достигается лишь через страдание. Обычно такого рода связь должна в конце концов прекратиться и привести к ненависти, поскольку после любовного триумфа шизоид "обретает свое истинное лицо". Однако эта ненависть не реализуется, так как к другим шизоид относится точно так же.

Автобиографические романы Стриндберга содержат много примеров подобных шизоидных трагедий, приводя выразительные описания жизненной основы такого развития личности (например, "Сын Магды"). Дксель Борг в главном действующем лице своего романа "В открытом море" блестяще изобразил шизоидную личность, в которой отчетливо видны автобиографические черты.

Эмоциональная холодность при дальнейшем развитии может достичь экстремальных и болезненных размеров, приводя к изнасилованию и наслаждению от убийства; это происходит, прежде всего, если на партнера подсознательно проецируются непереработанные чувства ненависти и мести (происходит, как это называется в психоанализе, "перенос" на партнера отношений к объектам зависимости, с которыми он был связан в детстве). Такая не интегрированная в личностную структуру отщепленная сторона инстинкта всегда очень опасна и проявляется при нарастающей неспособности понимать партнера и сочувствовать ему, что приводит к преступлениям, связанным с нарушениями влечений.

В связи с трудностями, которые проистекают из чувственной связи с партнером и вообще из поиска партнера, шизоиды часто остаются одинокими и в конце концов находят партнера в себе самом, получая при этом самоудовлетворение. В некоторых случаях они избирают для себя эрзац-объект, как это бывает в случаях фетишизма.

Естественно, что в каждом таком эрзац-объекте отражается неразвитая сексуальность, несмотря на то что эти формы нарушений способности к любви носят в себе элементы любовного желания и являются выражением ищущего любовного томления.

Нередко у шизоидов сексуальное развитие остается инфантильным при высокодифференцированной личностной структуре. Иногда случаи выбора в качестве сексуального партнера детей или подростков свидетельствуют о том, что тяжелое нарушение способности к контактам в таких случаях сопровождается меньшей вероятностью развития страха. Порой подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности и даже в бреде ревности. Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви, и подозревает, что партнер вряд ли сможет остаться с ним. В связи с этим он подозревает наличие соперника (иногда с достаточным основанием), который и сильнее любит, и больше него способен к любви. Лишенный теплоты и сочувствия, он расценивает естественное поведение партнера как проявление хитрости или насмешки над ним, которые отражают его демонизм и коварную преднамеренность. Эти истолкования могут дойти до бреда, до состояния, когда партнерские отношения становятся непереносимыми и в конце концов разрушаются с чувством наслаждения от разрыва и одновременно страдания, которого никто не может разделить и оценить. Мотивировка действий здесь выглядит так: если мне представляется невозможным любить и удержать любимого, то я предпочитаю разрушить эту связь, чтобы, по крайней мере, не потерпеть ущерба и не дать другому воспользоваться любовью моего партнера. Манеру поведения шизоида можно истолковать таким образом, что для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать оценку любви и любовным отношениям. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание, и поэтому он предпочитает уход. Такая "профилактика разочарования" отнюдь не редка: она содержит в себе, в большинстве случаев, подсознательный аспект проверки партнера: если он, несмотря на мое поведение, еще любит меня, значит, он действительно любит меня. Прежде всего, это свидетельствует о том, как тяжело этому человеку понять, любят его или нет, испытывают ли к нему влечение. В экстремальных случаях подозрительность и ревность могут привести к убийству: если партнер меня не любит, он не должен любить и никого другого.

Осознанно страх самоотдачи переживается ши-зоидами как страх связи. Любовное влечение относится к самоотдаче и к самоотвержению; накапливаясь путем подавления и преодоления страха, такое самоотвержение представляется шизоиду как полная самоотдача, как попытка поглощения его партнером.

В связи с этим происходит так называемая "демонизация" партнера, что вызывает перенос преодоленного страха и делает объяснимым непонятное поведение шизоида, и прежде всего - внезапно возникающую у него ненависть, которая исходит из чувства угрозы от могущественного "Ты" (партнера) без понимания того, что этим могуществом его награждает собственная проекция шизоида.

Особенно тяжело шизоиду решиться на длительную эмоциональную связь. Он склонен большей частью к кратковременным, бурным, но изменчивым связям. Брак для него представляется, прежде всего, несовершенным человеческим устройством, которое само собой распадается, а потому не может принести радости и удовлетворения. Шизоиды склонны к расчетам и планированию человеческих потребностей и приспосабливаются к такого рода потребностям. Изменчивость их мнений в отношении длительных связей носит постоянный характер: требуя для себя свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров как нечто само собой разумеющееся, в реальности же далеко не всегда позволяют это. Часто шизоид теоретически является сторонником брака и брачных отношений, на самом же деле он согласен лишь на те традиции и обычаи, которые позволяют ему сохранять свой стиль жизни, и любит лишь свои убеждения. Поэтому он часто расценивает честность и гражданское мужество как нечто отличающееся одно от другого. Нередко легализация даже длительной связи пугает их; для них обычны напоминающие супружество связи без их регистрации. При ранней утрате матери или разочаровании в матери они вступают в связь с пожилыми женщинами, полагаясь на их материнский инстинкт, тем самым наверстывая то, чего им не хватало в детстве. Такие женщины могут дать тепло и чувство защищенности без больших собственных претензий; это доверчивые женщины, которые понимают ситуацию непосредственно, не требуют от партнера того, чего он не может им дать, и не ожидают от этой связи ничего иного, нежели то, чем она обычно заканчивается. Лишь при глубоком нарушении соответствующих ранних фаз развития может возникнуть ненависть и желание отомстить по отношению к таким женщинам.

В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квазимужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные. Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем связи, связанные с эротической привлекательностью противоположного пола.

Во всех случаях длительные связи тяжелы для ши-зоидов; раздельные спальни являются как бы само собой разумеющейся потребностью; партнеры должны понимать это и соблюдать требуемую дистанцию как для своей защиты, так и для сохранения отношений.

Из всего сказанного следует, что, исходя из тех оснований, которые теперь стали для нас более понятными, шизоиды испытывают большие трудности в развитии и проявлении своих любовных склонностей. Они необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости или ограничивает их; они скупы на сентиментальные высказывания и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то не будет показывать свою самую глубокую привязанность, а предоставит шизоиду без лишнего проявления чувств все, что может ему дать.

- Его главная черта - склонность к теоретизированию.
Офигеть! 100%-ое попадание, дальше можно не читать. Я даже в резюме так и писал: "недостаток - преобладание теоретического мышления над практическим". (из чего вытекает кстати и важность процесса, а не результата).
- они "ученые сухари". Это кузен Бенедикт из "Пятнадцатилетнего капитана"
Надо сказать, что это было так довольно долго, ещё даже в начале колледжа. Однако интернет, литература, работа над собой, а главное - конечно же, желание потрахаться - сделали своё чёрное дело.
- Днем они испытывают сонливость. Дневная жизнь требует больших затрат энергии, а вот ночью, когда жизнь затихает, они могут работать долго - читать, писать. Сон поэтому у них часто инверсирован: спят днем, работают ночью.
Эту свою привычку поборол только в семейной жизни. И то, когда жены нету дома, как сейчас - уже полпервого ночи, а я только накачал книг и читаю...
- Не хватает им энергии и на то, чтобы навести элементарный порядок на столе, в квартире, не хватает энергии, чтобы организовать свою сексуальную жизнь. Шизоид может быть сексуально одинок не потому, что он никому не нужен, а потому, что для этого надо развить какую-то деятельность.
100%. Никакого порядка нет и не будет, потому что нафиг. С сексом сложнее - секс не нафиг, однако "искать кого-то, ходить куда-то" - это всегда для меня было загадочно, зачем? Кстати, сюда же вписывается и то, что я практически с места в карьер завёл отношения, женился, и лишь в 25 лет - потенциал-то есть, просто реализовывать его не для кого и нет желания;-)
- Но если дело коснется теоретических построений, облюбованных ими, они схлестнутся в словесном поединке.
Очень люблю поспорить. Обожаю. Отсюда и ФИДО любил, и (каюсь) ru.rock.club.
- Часто агрессивность шизоида проявляется именно в юморотворчестве, направленном на людей по любому поводу.
Опять же ru.rock.club. Вообще, интеллектуальный стёб - одна из примет шизоида, судя по всему. Опять же каюсь.
- Агрессивность проявляется и в том, что шизоид хотя и не мстителен, но злопамятен. Точнее, злопамятен, хотя не мстителен. Для мщения нужна энергетика.
Это точно. Хорошо помню плохое, но делать по этому поводу никогда ничего не буду.
- А если пояснить, то в науке он теоретизатор и в сексе скорее доберется до нужной литературы и сверит с ней свои представления.
Граждане! Смотрите порнофильмы, и с сексом у вас в семье будет всё ОК! ;-)
- В главке об энергетичности я сказал, что шизоиду не хватает сил навести порядок на собственном столе и в квартире. Продолжим эту интересную тему шизоидной психологии.
ОЧЧЕНЬ интересная тема;-))) Но эту главу я не буду приводить, её шизоиду надо читать и примерять целиком;-)
- Шизоид редко использует интероргтехнику. Карандаш и бумага - вот и все, что ему нужно.
(Уточню как шизоид) Здесь имеется в виду, что шизоид ищет решение в мышлении и теоретизировании, ему не нужна организация "рабочей области" для работы.
- для самого шизоида, хозяина беспорядка, в этом беспорядке все на своем месте. Причем, благодаря цепкой памяти, он отлично помнит, что где лежит.
Я всегда это относил к преимуществам "простанственно-визуальной" памяти, но, возможно, она - признак шизоида?
- Чаще всего вещи лежат вокруг шкафа, разбросаны по квартире.
Без комментариев. Хотя... жена - верное средство перевоспитать шизоида;-) Правда жена может и не требовать ничего, но это же не повод её огорчать, разбрасывая вещи.
- Грязная посуда у шизоида свалена в раковину и не моется, пока еще есть хоть одна чистая тарелка.
Оччччень долго так было. Но, всем шизоидам рекомендую - перевоспитывайтесь. Ощутите процесс мойки как "процесс", как удовольствие от отмывания каждой одной тарелки. В общем, сейчас меня тёща от тарелок отгоняет, а я всё равно их мою;-)
- У шизоида плохо именно с артикуляцией, которая обусловливает плохую дикцию.
Это моя давняя болезнь, недостаток. Очень, очень плохой. Что я могу сказать - неэнергичность шизоида проявляется ещё и в том, что он открывает рот ровно настолько, чтобы хоть что-то было слышно.
- Человек боится, что его перебьют, не поймут. Это еще не заикание, но уже логоневроз.
Кстати, да, иногда сам пугался, настолько на заикание похоже какое-то инстинктивное стремление сказать быстрее, так, что первый слог несколько раз повторяется, пока мысль не сформируется и не выльется во фразу.
- Бывает, что лицо просто малоподвижно - это гипомимия.
Сейчас всё полегче, всё-таки любимая на меня весьма облагораживающе действует, да и сам я с некоторых пор (несколько лет) считаю это недостатком. Поэтому практически избавился от неподвижного лица и взгляда в никуда.
- Для рукопожатия подается вялая плоская безжизненная ладонь. Вычурное шевеление пальцев.
Две противоположности, в смысле - жму я руку всегда очень энергично, а вот пальцАми действительно шевелю много и по всякому;-)
- В связи с диспластичностью двигательной сферы шизоид плохо танцует и не стремится к этому.
Слаба богу, кикбоксинг научил меня пластичности, чувству равновесия и движению. А так да, угловатый был наверное мальчик. Но танцевать и сейчас не люблю и испытываю чувство неестественности при попытках (исключения - свободный полёт под Кинг Кримзон;-) Но в общем и целом этот образ неловкого профессора ко мне не подходит.
- Неаккуратность. Она бросается в глаза, как и диспластичность движений. Она проявляется во всем: в квартире, в одежде, в прическе, в том, как содержатся руки...
Это уж точно, во всём. Слегка ослабло влияние жены, и Серёжа вернулся к беспорядку, неаккуратной одежде и вообще начал возвращаться в первобытное состояние.
- Шизоид осуждает преувеличенную чистоплотность, она ему в тягость: это же не духовное начало.
ГЫГЫГЫ! А вы что хотели, нафига нам чистые ботинки, если мы умные и духовные? Чего ржёте, я так думал лет до 20 да и сейчас испытываю непреодолимую тягу так думать.
- шизоидный психотип в норме [принимает ванну ]- раз в неделю.
Ну, меня слава богу научили мыться хотя бы раз в день. После секса;-) Но страшно подумать, а если бы секса не было? Неужели люди (шизоиды) так и ходили бы немытыми?
- В целом меньше выражен "рельеф тела" (плоские ягодицы, маленькая грудь). ... плоскостопие.
Вот тут мне повезло. Широкие плечи, фигура выражена, с ягодицами тоже всё в порядке (грудь тоже устраивает;-). Правда, плоскостопие, конечно.
- [Ассиметрия лица ]Подбородок выдвинут вперед или слишком маленький. Может быть неправильный прикус.
Насчёт остального не вглядывался, а вот это - да. Вообще какая-то челюсть нижняя неправильная, даже открывается плохо.
- Во введении мы, упомянув о шизоиде, сразу обратили внимание читателя на то, что у него может болтаться на двух нитках пуговица.
Ой, может. Даже и не сомневайтесь... Там ещё много чего, но резюме краткое - "В целом шизоид к одежде безразличен и отстает от моды лет на десять." Точка.
- У шизоида ее лучше охарактеризовать словом "никакая". Нет прически как таковой.
Вкратце мой способ причёсывания - голова моется, после чего влажные волосы приглаживаются пятернёй. Всё. Слава богу, мыть волосы (как и вообще мыться) - научен.
- На какое животное похож шизоид? Скорее всего, на интеллектуальную дворняжку.
Какой удар по всем гордым шизоидам...
- Дом у шизоида, как правило, бедный. В нем только то, что надо для интеллектуального творчества.
Надо сказать, это всё про одинокого шизоида. Одинокий шизоид - существо крайне неэнергичное, занятое исключительно интеллектуальными занятиями. Короче говоря, "Жениться вам надо, барин".
- [история о шизоиде-киносценаристе] Самым живописным пятном был полуразбитый и склеенный изолентой телефонный аппарат.
Изолента - великая вещь, ей поклоняется всякий шизоид. Без малейших усилий труда она делает любую работу, от забивания тонких дюбелей в стену под наклеивания газет при ремонте. Некрасиво, конечно, зато работает, а думать же не мешает;-)
- Изначально у шизоида много мелких или более существенных телесных несовершенств, которые обусловливают его комплекс неполноценности.
Комплекс неполноценности - вот что такое шизоид, а вы всё то да сё...
- ночью требования жизни минимизируются, и шизоидам хватает их малой энергетики, чтобы много работать - читать, писать, думать.
Без комментариев.
- Шизоид не умеет готовить. Если он живет в семье и его кормят, то он не слишком разборчив в еде, не гурман, не придает значения тому, насколько вкусно приготовлено: это же не духовная пища.
Что я могу сказать - еда должна быть питательной, это её основная задача. Я обожаю полезную еду - каши, салаты, супы, а также питательную - мясо всякое... А уж о моей "нетрудоёмкости" в приготовлении пищи сестра чуть не анекдоты рассказывала. Я лучше быстро сделаю пресную овсянку и с удовольствием съем - ведь я не потратил время и напитался для дальнейшего процесса чтения и т.п...
- Шизоиды спиваются и впадают в хронический алкоголизм. Они спиваются и в одиночестве, и в компании интеллектуальных собутыльников.
Вот это моей жене, боюсь, будет интересно прочитать. Но в моём случае это не имеет никакого значения - так же, как я всегда буду мыть голову, потому что так воспитан, так же я никогда не буду пить, это заложено в детстве.
- Шизоиды интересуются сложной, серьезной музыкой - классической или современной, но серьезной.
Хе-хе. Шизоиды всех стран, айда на ПрогФест;-) Хехе.
- не ставит перед собой целей и не достигает их. Ему что-то кажется интересным - он этим занимается.
Вроде (?) уже было сказано, что шизоида интересует процесс, его не интересует результат. Лично меня мысленно решённая задача уже не интересует, даже если без практического воплощения всё это не имеет смысла. Я знаю, как сделать - значит, я уже сделал. P.S. Но я обязательно ДОЛЖЕН знать - вот смысл жизни шизоида.
- Это "что-то" может оказаться продуктивным, тогда он напрягается и ставит некую задачу. Какие-то мелкие цели он все же ставит, нельзя же совсем без них, но не большие долгосрочные цели.
Это да. Семейная жизнь на полгода максимум, остальное - так, общий контур. Но я просто не понимаю, как можно ставить глобальные цели, если уже через полгода совсем неизвестно, что будет. Ну вот поставил я цели, а тут мне зарплату в 3 раза повысили, или там переезд какой...?
- Шизоиды не вырабатывают программу действий, а творят себе свободно... может копаться в теме, в книгах, в бумагах, в проводках, комбинируя, перестраивая, любуясь, делая выписки, теряя их, снова воспроизводя, и забывает при этом о времени.
Это точно. И программирование способствует. Одно время хранил коллекцию своих программ, открывал, читал исходники, любовался...
- поведение не волевое, а полевое, его деятельность зависит от того, что попадает в поле его внимания.
Я бы всё-таки сказал, что это не означает отсутствия воли. Это - отсутствие желания её проявлять, нету причин, ради которых стоило бы что-то делать. В этом плане семья, любимый человек - очень, очень хорошо для шизоида;-)
- Шизоид - не эпилептоид. Для него чувство родины менее значимо, чем принадлежность к мыслящему человечеству. Для него важнее как наука, чем достижения в собственной стране. ... создают там оружие против родины. Но отнюдь не только ради более высокой оплаты. Для них главное - заняться наукой, ...
Это точно. Пора в Штаты.
- (Понятие греха. Этот абзац я приведу целиком.) У шизоида оно практически отсутствует. Он все подвергает критике, сомнению, он скептик. Он ни во что не верит без проверки, без научного осмысления. Знает он много, так что на любые запреты у него всегда найдутся психологические отговорки-объяснения А грех - это нарушение запрета, по отношению к которому трудно найти разумное обоснование. Поэтому и любые вольности, в том числе сексуальные, шизоид умозрительно одобряет, это эксперимент на себе, так же как и любые научные риски: клонирование, трансплантология и т. п. Их открытия в области ядерной энергии мы уже расхлебываем. При всем этом шизоид не кается, потому что он никакие свои действия грехом не считает.
Последние два предложения предлагаю вычеркнуть, потому что я никогда не создавал ядерное оружие, не собираюсь, и вообще у меня есть совесть.
Одно могу сказать - религия, традции, общество, и прочая чепуха - это не для шизоидов. Впрочем, мораль - это хорошо, поскольку логически объяснимо и признаётся шизоидами. А вот высказывания "ДДТ рулез" в ru.rock.club - это фанатизм и карается;-)
- А шизоид сам порождает все альтернативы. У шизоида в ходе его размышлений появляется много различных вариантов. Он их не отбрасывает, а развивает. Если что-то противоречит его первоначальной мысли, он скорее заинтересуется этим противоречием, чем защитой первоначальной мысли.
Вкратце резюме - в отличие от других типов, шизоид любит альтернативы. Он ими интересуется, а если их нет - придумает сам. Продумать вопрос со всех идиотских сторон - любимое занятие шизоида. Кстати, и в отношениях он всегда как напридумает тучу всяких вариантов развития событий...
- у шизоида - скорее паралогизмы (неосознанные подтасовки). Или даже нет, это больше похоже на любование противоречием: с одной стороны - с другой стороны...
А если так, а если этак... всё чисто теоретически.
- У шизоида процесс мышления свободный: он творит непринужденно, как птичка поет, бессистемно... Он развивает [побочные продукты задачи], копается в деталях, зарывается в мелочах - и забывает о цели. ... Это сатирически отобразил Гоголь в "Мертвых душах". В конце поэмы у него появляется доморощенный философ Кифа Мокиевич, который задался вопросом: "Ну а если бы слон родился в яйце, ведь скорлупа, чай, сильно бы толста была, пушкой не прошибешь; нужно какое-нибудь новое огнестрельное оружие выдумать".
Блин, ну ведь интересно же! Про яйцо-то и пушку;-) Теперь-то я понимаю, почему меня отец всегда иронично "хфилософом" называл;-)
- велик разброс в его ассоциативных рядах. ассоциаций шизоид набросает вам великое множество. Мышление... бессистемно. ... затрагивает абсолютно все. Оно нецеленаправленно.
Из пользы приводятся примеры - "упало яблоко - родилась теория о тяготении. Выплеснулась вода - как количество золота в тиаре найти". Из минусов - фраза "получается: у шизоидов "каша" на голове, в голове и во рту."
- мыслительный [и деятельный] процесс зависит от того, что попадает в поле внимания.
Повторение - мать учения. Это один из наших основных признаков, как уже стало понятно.
- не будет хитрить умышленно, но лазейки для себя или своего клиента в законе найдет. Этим шизоид хорошая находка для подлецов, он в общем-то беспринципен
Хм. Ну лазейки логические находить это всегда интересно.
- Шизоиду глубоко наплевать на противоречия в его концепциях..
Дык. Шизоида, как уже было сказано, интересует процесс - мышления, доказательства. А если он сегодня докажет, что "Кино - попса", а завтра - что "Кино - это сила", так ему так даже интереснее, посмотреть на проблему с разных сторон.
- чаще всего его идеи рассматриваются как фантазии, которые никому сейчас не нужны.
Как впрочем и ему самому;-)
- В силу критичности мышления шизоид с трудом поддается внушениям.
Либо не поддаётся вообще. Потому что вы докажите сначала;-)
- Этим объясняется и то, что шизоид скорее нерелигиозен
Очень сомневаюсь, что бывают религиозные шизоиды. Разве что теологи;-)
- Философия и шизоид - "близнецы-братья",
Только скучно это...
- Процесс творческого мышления непрерывен...
А иногда так хочется просто поспать... А мысль всё бурлит. Зато в транспорте нескучно ехать;-)
- Поэтому он часто творит "в стол", никому не показывает: ему интересно, и все.
Так же я и на гитаре играю - записал уже прилично, но опять же из серии - сыграл, могу сыграть? ну и отлично, зачем доводить запись до ума, я и так могу её слушать и слышать, как могу сыграть. "В крайнем случае, считает шизоид, дотошный историк науки вытащит на свет божий фолианты и отыщет там алмазы его шизоида, идей."
- Главное в творчестве шизоида - парадоксальность. "Казалось так, а оказалось так!" Причем казалось большинству
Шизоид любит ставить под сомнение то, что кажется большинству. Поэтому телевизор с ним смотреть может быть невыносимо;-)
- обожает рыться в книгах
Сейчас времени значительно меньше, а вот в детстве... Вообще книги наше всё. Но не прорабатываю заметками на полях, нет. Зачем, запомню... (увы, не запоминаю. Но меня это не интересует;-)
- Шизоид роется в книгах, когда нечего делать. А ему всегда делать нечего, так что он в книгах роется постоянно.
РЖУ, аж немогу. Вот уж точная характеристика шизоида, ему всегда нечего делать.
- Эрудиция шизоида касается сфер, далеких от житейских проблем. Он не расскажет вам, где что купить и сколько что стоит.
А вот Серёжа до 22 лет не знал, где находится площадь Победы и Дом Офицеров в Минске...
- цепкая механическая память. Он помнит про каждую бумажку, ... положил ее в такую-то папку... в особенности хороша смысловая память. ... запомнить, например, телефон 354-70-61, он построит целую систему: 354 - это 3, 4, 5; только 4 поменялось местами с 5; а 6 и 1 - в середине между 7 и 0, причем 6 рядом с 7, а 1 рядом с 0.
Это да. "Задача легко решается введением 11-ти дополнительных плоскостей" если мы знаем что это за плоскости;-) Цифры не помню вообще (многие думают, что программисты обязаны их помнить;-), но вот если их связать логикой...
- Шизоидный человек вообще живет не рефлекторно, а рефлексивно. Он рассуждает
Инстинкты слабо выражены, сначала думает, потом делает. Или не делает, достаточно и того что подумал;-)
- Он не может построить отношения просто, не задумываясь, он обязательно задумывается.
Да уж, и задумывается, и придумывает, и вообще... Причём, по инерции, как и во всём другом. ("Один шизоидный интеллектуал показал мне кривые его взаимоотношений с сотрудниками, родственниками и друзьями.")
- у шизоидов часто наблюдается неполноценность без комплексов. Он не очень-то переживает свои недостатки
Если они ему не мешают.
- Психическая защита у шизоида развита слабо, он легкораним. ... У психиатров по отношению к шизофренному дефекту есть выражение "феномен дерева и стекла". Это означает эмоциональную нечувствительность и в то же время ранимость. Нечто подобное отмечается и у шизоидов. Шизоидный человек, будучи эмоционально не слишком отзывчивым, но при этом ранимым, может язвительно защищаться.
Что-то вроде. Вроде как тебя это ранит, но в то же время тебе пофигу. Т.е. как с недостатками - они неприятны, но тоже пофигу;-) Ранимость - внутри, а снаружи "шизоид умен и остроумен" в ответ на ранения.
- общаются избирательно - с теми, кто понимает их духовные запросы... предпочитают одиночество... пусть на меня не обращают внимания, и я не обращаю внимания.
- В одиночестве часто онанирует, переживая само одиночество
Вот вам смешно, а знаете, как это всё непросто! ;-)
- "предпочитают одиночество", не имел в виду "любят одиночество"... рады бы общению, но не доверяют многим
Это точно. С близкими людьми и с незнакомыми - два совершенно разных человека.
- Шизоид в своей жизни редко прибегает к вранью.. зачем врать? Удовольствие его - в размышлениях, ему юлить не надо.
И действительно, ради чего врать-то? Суета сует... И ещё, враньё очень отрицательно сказывается на интеллектуальной ауре шизоида. Шизоиды всё-таки любят доказательства, истину, логику. А враньё - акт какой-то откровенно нарушающий основы мироздания.
- Доверять ему в целом можно, Но он может просто заработаться и забыть.
- благодарности особой от него не стоит ждать, он суховат.
Ну, тут я даже не знаю. Благодарности от меня может дождаться только один человек - моя жена, ибо благодарности ей за то, что она вообще есть на свете, никакой от меня не хватит! А так, даже не знаю, почему никогда особой благодарности не испытываю... Впрочем, и сам никогда благодарности не ожидаю. Разве что, опять же - только от близкого человека. Наверное, это связано с тем, что люди как бы и не существуют для шизоида, не важны.
- Справедливость, доброта - безэмоциональная, формальная, абстрактная.
Шизоид не плачет и не умиляется. Он добр или справедлив, потому что считает справедливость и доброту правильными.
- Шизоид... как бы фихтеанский солипсист. Немецкий философ Фихте довел идею субъективного идеализма до абсурда: если все, что вокруг меня, существует только в моих ощущениях, значит, реален только я один (solus по-латыни "единственный")
ХАХАХА! А я это выдвинул ещё в колледже на уроках философии. И до сих пор считаю себя субъективным идеалистом. А точнее, как оказалось, я вылитый фихтеанский солипсист.
- Не чувствует он другого человека, не улавливает чужого настроения, не ощущает явно неприязненного отношения к себе.
Всегда казалось, что с этим всё в порядке...
- С животными ему легче, чем с людьми
Как написано - "никаких забот, не надо юлить, а всё тварь живая"...
- Интеллектуальный нонконформизм - не как у всех, не следит за модой, не рвется к богатству, ренебрегает и этикетом.
"Разве возможно мыслить об устройстве мира и одновременно думать об этикете?" А?
- Юмор смысловой, а не буффонадный. Часто, увы, черный.
Почему "увы"? ;-)))
- не будет говорить своему ребенку, что его "пальцем делали". Его черный юмор изощреннее: "Вот, оказывается, в сырости-то что заводится..." И это "любя", потому что подразумевается, что, мол, какая ты прелесть
А вот жена на чёрный юмор обижается... А я же любя. Ведь ты же такая прелесть!
А вообще шутка супер, я тащусь!!!
- Чтобы увидеть смешное, надо таким мышлением обладать.
Да уж, шутки шизоидов бывают слегка непонятными... даже им самим.
- шизоид продуцирует юмор
В отличие от цитирования (хотя лично я люблю рассказывать анекдоты)
- не гонится за деньгами, тем более за большими: для этого надо ловчить, врать, воровать, убивать
Именно что. Т.е. деньги то вещь хорошая, и здорово, когда можно их спокойно заработать. Но врать, воровать? Взятки, незаконность? Нет уж.
- Страдания. Это для него тоже проявление жизни. Все надо испробовать
Жизнь - она во всём интересна, да.
- мебель расшатана, он еще ее и сам расшатает.
Это точно, сколько стульев полегло смертью храбрых...
- Но чаще шизоид просто работает, становится Мастером, и его повышают.
Ну и хорошо. Будем к этому стремиться, а не к МНС за счёт государства.
- Власть и шизоид чаще "несовместны". Он не стремится к власти и старается не подчиняться власти. пассивный оппозиционер
Всё это не интересует ни в малейшей степени. Разве что если поизучать.
- Из них получаются бухгалтеры и экономисты и, конечно, ученые-теоретики разного профиля. Но не предприниматели.
Никогда, никогда мне не стать предпренимателем. И то слава богу.
- преподавание - не их профессия.
Как так? У меня в дипломе написано - педагог! ;-)
- Псевдонимов шизоид, как правило, не берет.
В том числе и в фидо/инете. Queen3 - это, в общем-то, требование "введите никнейм". Просто когда-то вынужден был придумать ник.
- У шизоида секс умозрительный, секс у них не является обычно продолжением любви.
Они, конечно, связаны между собой. Но всё-таки любовь - она сама по себе.
- Сексуальные вольности умозрительно шизоидами одобряются, это эксперимент на себе, какой же тут грех. Так что и в гетеросексуальной паре секс у шизоида "с выдумкой", изощренный
Ну так а что, интересно ведь.
- Секс у шизоида до брака - от случая к случаю, нечастый
В общем по таким причинам 1) это ж надо искать 2) трудно найти себе человека, с которым можно в достаточной мере интеллектуально и душевно сблизиться
- стремится к уединению, в процессе которого время от времени прибегает к онанизму с усложненными умственными фантазиями, охватывающими многое: фетишизм (трусики важнее, чем половые органы), присутствие третьего человека, сцены реализации эдипова комплекса (у женщин - комплекса Электры).
Ну, насчёт онанизма без комментариев. Но в общем да, фантазии усложнены, фетишизм в наличии (повторю - только в фантазиях, в жизни нет, как и остальных "извращений")...
- шизоид не заботится о семье. Дети заброшены дома..Но может случиться, что ребенок для шизоида - тоже объект творчества: можно учить его,
Слава богу, это мой случай. Мне интересно с детьми.
- Отношения с другими психотипами
Прочитал как "Отношения с другими психопатами" ;-)
- Бывает, что в процессе шизоидного интеллектуального "свободного плавания" и на фоне успехов в нем возникает некая целеустремленность.
Ну вот, бывает, что и шизоид находит место своиму бесцельному интеллектуализму. Да здравствует компьютер!
- Отец копается в механизмах или пишет свою "философию" - и сыну ничего другого не остается. Вот и плодятся интеллектуальные тараканчики, неприкаянные, непричесанные, неприспособленные.
Какой образ! Хорошо, что я чёрствый и язвительный шизоид, а был бы ранимым - обиделся бы;-) ФИДО закалило;-)
- Шизоиды - ум человечества.
Вот так вот!
- В основном он ищет книги, пытается разобраться в себе и в своих отношениях, но охотно идет и на живое [психологическое ]консультирование
Это точно, книги, инет и фидо здорово помогают если не понять (без образования невозможно), то хотя бы ощутить направление, куда двигаться.
- Не пытайтесь переносить столы в одиночку
Ну почему я всегда ношу мебель, столы, и т.п. в одиночку?
А вообще там много про неуклюжесть шизоидов написано - не замечал... Всё-таки с предметами я дружу, да и тело свою люблю и чувствую.

Кажущаяся холодность и закрытость, стремление держать дистанцию, любовь к уединению, честность, склонность все анализировать и теоретизировать, нередко творческий склад ума и высокий интеллект, полное или частичное отсутствие эмпатии, категоричное отрицание манипуляций и других «социальных игр» – черты классического шизоида.

Согласно данным американского психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс , шизоидов на планете не так уж и много – всего 1-2% людей. Узнать их несложно: первые признаки шизоидного типа личности проявляются уже в раннем возрасте. Эти дети сверхчуствительны: они остро реагируют на внешний шум, большое скопление людей и совершенно не приемлют слишком агрессивное вторжение в их пространство. Так, если дети другого типа могут тянуться к незнакомцам, то шизоид старается всячески «отключиться» от пугающей его реальности – уйти, спрятаться, заснуть.

Вместо социальных игр, которые его раздражают, такой ребенок предпочитает читать или рисовать в одиночестве. При этом он чувствует себя счастливым. Кажется, будто шизоиду вовсе не нужны люди. Со временем уже взрослого человека могут считать странным, бесчувственным и даже асоциальным: именно такое первое впечатление он нередко производит. Однако оно обманчиво: шизоид крайне ценит общение и человеческое тепло, способен понимать и любить, но присутствие людей в его жизни должно быть дозированным, иначе он чувствует себя в опасности.

Стремление отодвинуться и завоевать право на свою территорию часто проявляется даже физически – шизоиды не будут придвигать к вам свой стул, стремиться жить с вами в одной комнате и проводить вместе несколько недель подряд. Для их целостности и гармоничности очень важна хотя бы потенциальная возможность время от времени закрывать дверь и отдыхать в уединении, которое кажется им скорее прекрасным, чем пугающим.

Психологи утверждают, что люди с шизоидным типом личности не имеют таких энергетических ресурсов, как другие. Именно поэтому они не выносят пустых разговоров, длительных конфликтов, психологических манипуляций. Все это кажется им искусственным, невыгодным, да и просто бессмысленным.

Как правило, именно этим объясняется узкий круг общения шизоида. Такие люди не склонны заводить знакомства ради знакомств. Порой бывает сложно понять, о чем они думают и что чувствуют. Это связано с крайней избирательностью шизоидов. Ключ от их внутреннего мира получают лишь самые близкие, те, кто смог заслужить доверие своим бережным и осторожным отношением.

Внешняя кажущаяся холодность и отстраненность (ключевое слово – кажущаяся) иногда заставляют людей думать о патологиях. Но шизоидность – это не болезнь. Психотерапевт Евгения Белякова объясняет:

«Внешне они холодноваты, небогатая мимика внешне. При этом там внутри очень богатый внутренний мир. Этим отличается от шизофрении, при которой мир бедный».

Как и люди других психологических типов (нарциссы и истероиды), шизоид имеет свою систему защит. Как правило, среди них доминирует одна – уход от фрустрирующего объекта или ситуации. Как только шизоид чувствует дискомфорт или опасность, он максимально отстраняется и пытается любым способом покинуть не устраивающую его реальность. Чаще всего шизоид прибегает к бегству в свои фантазии. Физически его отдаление может быть буквальным – шизоид покидает место или человека (часто ничего не объясняя), забывается в алкоголе или наркотиках, просто засыпает.

Иногда эта черта делает его «странным» в глазах окружающих. Прямолинейность уходов раздражает своим честным посылом – шизоид не видит смысла в притворстве и социальных играх. Он отказывается участвовать в любого рода манипуляциях. Как сообщает Нэнси Мак-Вильямс,

« Они всегда выбирают дистанцию, и им не нужны другие искажающие защиты: отрицание, диссоциация (отделение себя от своих неприятных переживаний), вытеснение. Возможно, поэтому они часто осознают процессы, которые для других протекают неосознанно.

У американцев есть пословица: «Слон в комнате, но его никто не замечает». Люди шизоидного типа личности всегда видят этого слона и удивляются, что другим он незаметен. Но когда они пытаются говорить об этом слоне, на них смотрят как на сумасшедших».

Несмотря на то, что обычно шизоиды понимают свою природу и особо не страдают, в их жизни присутствует момент драмы. Неслучайно понятие «шизоид» этимологически означает расщепление, раскол. Стремясь к сохранению себя и привычного, уже обустроенного мира, они крайне нуждаются в тепле и любви. Однако нередко слишком агрессивное вторжение партнера воспринимается шизоидом как угроза его существованию. Чем больше партнер стремится завладеть личным пространством шизоида, тем больше вероятность, что этот союз распадется.

Мысль о том, что шизоид не умеет любить – миф. Такие люди склонны к искреннему и очень глубокому чувству. Однако отношения с ними для многих превращаются в настоящее испытание, так как при сближении с шизоидом приходится постоянно учитывать его стремление к сохранению своей индивидуальности, отказ от полного слияния с партнером, а иногда и потребность в отдельном жилье.

Людям другого склада необходимо понять, что отстраненность шизоида не является синонимом к равнодушию. Однако слияние и поглощение другим человеком кажется шизоиду катастрофой, в буквальном смысле не совместимой с жизнью. На каком-то этапе отношений, стараясь сблизиться, сам шизоид может пытаться слиться с партнером. Но психотерапевтическая практика показывает, что в итоге эти люди чувствуют себя крайне некомфортно и неизбежно начинают борьбу за свое пространство.

Исход этого конфликта зависит от обоих партнеров. И здесь важно понимать, что шизоиды также бывают разных типов. Евгения Белякова отмечает, что шизоидность может быть как сенсетивной – когда человек чувствует, что с ним может быть сложно и старается научиться лучше взаимодействовать с людьми (при этом сохраняя полный набор шизоидных качеств, но расширяя социальные навыки), так и ледяной, когда недоступность, снобизм и холодность шизоида возведены в абсолют. Конечно, выдержать союз со вторым типом практически невозможно. Однако в первом случае есть все шансы на построение глубокого и плодотворного взаимодействия.

Например, шизоид, часто будучи неспособным к словам поддержки и выражению любви в требуемом партнером объёме, может доказывать свои чувства реальными поступками. А его партнер может поработать над своим эго и в буквальном смысле перестать душить другого своей любовью и привязанностью. Ведь для шизоида главное условие сохранения союза – личностная безопасность, и стремление партнера уважать границы шизоидной личности со временем выливается в построение действительно крепких, долгосрочных и доверительных отношений.