Существует ли гринфилд - элитное кладбище в нью-йорке. Городские легенды: призраки кладбища Гринвуд

«Сегодня я хочу рассказать об одном из самых необычных кладбищ в Нью-Йорке. Даже не об одном, а о двух кладбищах. Они находятся в соседних кварталах, имеют схожие названия и одинаково труднодоступны для посещения. Неудивительно, что многие их путают или думают, что кладбище одно. Хотя, думаю, что большинство про них и вовсе никогда не слышало», - рассказывает блогер samsebeskazal.

(Всего 41 фото)

Спонсор поста: http://experts-tourister.ru/france/paris/tours : Экскурсии в Париже на русском языке
Источник: ЖЖурнал/samsebeskazal

1. На острове Манхэттен в районе под названием Ист-Виллидж есть два старых кладбища. Одно называется «Нью-Йорк Марбл», а второе - «Нью-Йорк Сити Марбл». Главной их особенностью является технология погребения. Отличие от любых других видно сразу. На фото кладбище, на котором похоронено более 2000 человек. И почти всё оно в кадре.

Начнем с истории. До 1831 года городские кладбища в подавляющем большинстве были конфессиональными (у католиков свои, у протестантов свои и т.д.) и располагались на церковном дворе. Церковь же, как правило, стояла в центре города в самом густонаселенном его районе. Сами кладбища выглядели совсем не так, как выглядят они сегодня. Это были неухоженные и запущенные участки земли с небольшими могильными камнями, заросшие сорняками и вьюном. Ходили на них только во время очередных похорон. В остальное время люди избегали посещения кладбищ при любой возможности. С ростом населения Нью-Йорка росло и количество кладбищ. Главной проблемой стала их переполненность, а также то, что многие из них располагались в непосредственной близости от жилых домов и источников питьевой воды.

С различными эпидемиями, уносившими множество жизней, в те времена было все более чем в порядке. Холера, желтая лихорадка и т.д. Большая эпидемия желтой лихорадки случилась в 1793 году в соседней Филадельфии, которая на тот момент была столицей США. Тогда от болезни погибло около 5000 человек. А это было около 10% населения города. В 1798 году та же напасть свалилась и на Нью-Йорк. Там в течение нескольких месяцев умерло 2086 жителей. Всплески случались и позже, но та эпидемия была самой серьезной в истории города. Люди, жившие в то время, слабо себе представляли причины возникновения подобных заболеваний и еще меньше - способы их лечения. Причины искали во всем, чем можно: в гнилых овощах, испорченном кофе, приехавших в Нью-Йорк жителях Вест-Индии. Кто-то говорил, что виноваты ужасающие условия жизни в трущобных районах (что отчасти было правдой, но не причиной). Но в основном это были сплошные фантазии, причем одна идея была бредовее другой. Один газетчик написал большую статью, где объяснялось, что причиной эпидемии желтой лихорадки в Нью-Йорке было извержение вулкана Этна на Сицилии. Только в 1881 году была выдвинута теория о том, что желтая лихорадка передается определенным видом комаров, и лишь в 1900 году это было доказано научно. Одним из источников распространения заболеваний считали кладбища, расположенные в густонаселенных районах Нью-Йорка. Это послужило поводом для закрытия нескольких действующих с переносом захоронений за черту города. Проблема была только в том, что черта эта постоянно двигалась на юг, с каждым годом поглощая все новые и новые кладбища. В 1813 году были запрещены захоронения ниже Канал-стрит. К 1851 году запрет распространился на все территории южнее 86-й улицы. Исключение делалось лишь для частных склепов и некоторых церковных кладбищ. Большинство захоронений были перенесены в Куинс и Бруклин, а бывшие кладбища стали городскими парками (Вашингтон-сквер, Юнион-сквер, Мэдисон-сквер и Брайант-парк - это всё бывшие кладбища).

Кладбище «Нью-Йорк Марбл» было создано в 1831 году и быстро стало популярным (если такое слово уместно для подобного места), а также коммерчески успешным. Коммерция подразумевала порядок и ухоженность, которых так не хватало в то время, а технология захоронения делала кладбище эпидемически безопасным. Так, во всяком случае, тогда считали. Владельцы «Нью-Йорк Сити Марбл», открытого годом позже, просто переняли удачную бизнес-модель и, купив участок земли в соседнем квартале, открыли точно такое же, добавив к названию лишь слово «Сити». Оба кладбища были основаны исключительно как доходные предприятия, вследствие чего не имели конфессиональной принадлежности и были открыты для всех желающих (ну почти всех), что лишь добавляло им клиентов в таком многонациональном городе, как Нью-Йорк. Являясь бизнес-предприятиями, они были спланированы так, чтобы извлечь максимальный профит из небольшого участка земли. Высокая стоимость земли на Манхэттене привела к тому, что люди начали тиражировать участки вверх, строя все более и более высокие здания. Кладбища же, в силу своей специфики, пошли расти вниз. Задачу, которая стояла перед людьми, организовавшими кладбище «Нью-Йорк Марбл», можно сформулировать так: как на небольшой площади обустроить максимальное количество захоронений, да еще сделать их безопасными для здоровья жителей окружающих кварталов? Решение было найдено в виде вместительных каменных склепов, обустроенных ниже уровня земли. Для их строительства рыли котлован, обустраивали пол, потолок и крепкие стены, а потом засыпали землей. Получилось что-то типа подвала, но только без этажей сверху. Для доступа внутрь был обустроен специальный лаз (один на два склепа), который закрывался каменной крышкой.

2. Начнем с «Нью-Йорк Марбл». Найти его не так-то и просто. Оно находится во дворе жилого квартала с плотной застройкой. С улицы его не видно, а попасть на территорию можно только через узкий и почти незаметный проход со Второй авеню. Но даже если вы знаете, где вход, то это вряд ли вам поможет. В 99 случаях из 100 вы увидите лишь запертые на замок ворота. Есть всего несколько дней в году, когда на кладбище пускают посетителей.

3. Если не знать, что где-то за домами находится кладбище, то догадаться о его существовании почти невозможно.

4. И даже пройдя внутрь, вы, скорее всего, подумаете, что попали в небольшой сад.

5. Красивый зеленый газон, кусты, деревья, лавочки, садовый инвентарь. Какое еще кладбище?

7. Дело в том, что кладбище полностью находится под землей. Камни с надписями в стене - это не надгробия, а таблички, отображающие номер подземного склепа и имена его владельцев. На территории 17 соток находится 156 подземных склепов, в которых покоится 2080 человек. Склепы и стена вокруг кладбища выполнены из мрамора. Того же самого, что использовали при строительстве множества известных зданий, включая вашингтонский Капитолий. Отсюда и название - «Мраморное кладбище».

8. Таблички тоже выполнены из мрамора, который медленно разрушается под воздействием времени и погоды. Поэтому часть имен уже невозможно прочесть.

9. Застройка вокруг.

10. Интересно, что за прошедшие годы они почти не изменились. Вот фото, сделанное в 1910 году.

11. А это сделано на днях.

12. В дальнем углу идет реконструкция стены, и можно рассмотреть строительный материал. Как выглядят склепы, вы увидите ниже.

13. В конце 19-го века наследники владельцев склепов всерьез рассматривали вариант переноса захоронений и продажи земли с целью обустройства на ней школы и детской игровой площадки. Сегодня на кладбище «Нью-Йорк Марбл» есть два пустующих склепа, выставленных на продажу. За каждый просят 500 000 долларов. Владельцами кладбища являются наследники владельцев склепов. Их прапрапраправнуки. У них же есть редкая возможность быть похороненными в нижней части Манхэттена. Остальные жители Нью-Йорка ее лишены. Единственное действующее на острове кладбище (Тринити) находится к северу от 153-й улицы. Интересный факт. Во время генеалогических исследований было установлено, что только 3% наследников владельцев склепов сохранили фамилию предков.

14. Это кладбище «Нью-Йорк Сити Марбл», которое находится в соседнем квартале. Оно больше по площади (37 соток) и хорошо просматривается с улицы. Попасть на него, тем не менее, так же сложно. Открывают его всего несколько раз в году.

15. Главным его отличием является то, что камни с номерами склепов установлены не в стене, а на земле. Как раз между ними расположен засыпанный землей вход.

16. Еще тут есть стелы, установленные вместо номерных камней по желанию некоторых владельцев склепов.

17. Склеп номер 137. На этом кладбище их 258.

18. Номер 150, принадлежащий некому Джи. Эс. Уинстону.

19. Склепы на мраморных кладбищах никогда не принадлежали высшему классу нью-йоркского общества. У самых богатых были загородные поместья, где они могли скрыться от суеты города (и от начавшейся эпидемии). Рядом с такими поместьями обустраивали частные фамильные кладбища. На мраморных кладбищах похоронены в основном богатые торговцы, судовладельцы и адвокаты. Люди не бедные, но далеко не сливки общества. Случались и исключения. В 1825 году там был похоронен пятый президент США Джеймс Монро. Его сыну принадлежал один из склепов. Через 27 лет, в 1858 году, его тело было перезахоронено на кладбище Голливуд в городе Ричмонд, штат Вирджиния.

20. К 1860-м годам количество похорон на мраморных кладбищах резко уменьшилось. В Бруклине было открыто Гринвудское кладбище, которое быстро вошло в моду благодаря своим парковым пейзажам и уютным извилистым дорожкам. К тому же изменилась демография района. Богатые жители и средний класс переехали в кварталы севернее, а район вокруг кладбищ быстро заселили бедные иммигранты, приехавшие в Америку за лучшей долей и не имевшие денег на жизнь, не то что на похороны. В этот период где-то четверть всех захоронений с мраморных кладбищ была перенесена на другие кладбища. Большинство на Гринвуд в Бруклине и Вудлон в Бронксе. К 1860-м годам хоронить на них почти перестали. Последнее захоронение было сделано в 1937 году. С тех пор они так и стоят, окруженные плотной застройкой и закрытые для посетителей.

21. Как выглядит склеп. Чтобы попасть внутрь, надо снять дерн на участке, выкопать яму глубиной примерно сантиметров 10-20 и найти каменную плиту, закрывающую вход.

22. Потом при помощи лебедки и веревок поднять и убрать в сторону тяжелую крышку, под которой обнаружится прямоугольный колодец с каменными стенами и двумя каменными дверьми.

23. Каждая из них ведет в склеп. Интересно, что для некоторых дверей нужен ключ.

24. Внутри тесное пространство со сводчатыми потолками и полки, на которых лежат истлевшие останки гробов, венков и прочего. Стены, пол и потолок склепов выполнены из светлого такахойского мрамора.

25. Схема склепа. Пишут, что раз в 10 лет на кладбище можно завозить новых покойников.

26. В сам склеп могли попасть только работники кладбища. Убитые горем родственники и священник оставались наверху. Это старый механизм, который использовали для открытия склепов.

На стенде была дана интересная статистика по смертности в 1830-х годах:

13% - умерло в возрасте до 6 месяцев,
18% - умерло в возрасте от 6 месяцев до 2 лет,
15% - умерло в возрасте от 2 до 4 лет,
7% - умерло в возрасте от 4 до 10 лет,
4% - умерло в возрасте от 11 до 20 лет,
11% - умерло в возрасте от 21 до 30 лет,
9% - умерло в возрасте от 31 до 40 лет,
7% - умерло в возрасте от 41 до 50 лет,
5% - умерло в возрасте от 51 до 60 лет,
5% - умерло в возрасте от 61 до 70 лет,
4% - умерло в возрасте от 71 до 80 лет,
2% - умерло в возрасте от 81 до 90 лет,
0,5% - умерло в возрасте свыше 90 лет.

Т.е. большинство были дети. 57% похороненных на «Нью-Йорк Марбл» не дожили до 20 лет. 53% не дожили до 10 лет.

27. После того как вы увидели, что творится внизу, посмотрим на то, что происходило сверху. Фотографии сделаны во время OHNY - городского дня открытых дверей, когда выдается шанс попасть в такие места, куда в обычный день попасть очень трудно или просто невозможно. Мраморные кладбища были в программе этого года.

28. Обратите внимание на то, что пришедшие люди ведут себя так, как будто они не на кладбище, а на пикнике в парке. Народ валяется на травке, выгуливает собак, читает книжку или просто дремлет в лучах теплого осеннего солнца. Я не могу представить себе что-то подобное на кладбище в России, настолько у нас разная ментальность и отношение к смерти. Возможно, тут сказывается возраст захоронений и то, что нет могил, но подобную картину можно наблюдать на любом старом нью-йоркском кладбище. Особенно во время каких-нибудь интересных мероприятий.

Первое, что встречает тебя на территории Грин-Вуда, это оповещение: "Запрещается кататься на роликах и заниматься джоггингом". Странное в общем-то предупреждение, если учесть, что речь идет о кладбище, самом крупном в Нью-Йорке.
Но это Грин-Вуд (в переводе Зеленый лес), — одно из самых живописных мест в Нью-Йорке, где не только находят успокоение мертвые, но есть немало занятий и для живых.



Один из первых в Америке некропарков, положивший в 1840 году начало новому направлению в организации похоронно-ландшафтного пространства, разместился в Бруклине на территории в 194 гектара, что в три с половиной раза превышает суммарную площадь Новодевичьего и Ваганьковского кладбищ в Москве.


Девид Бейтс Дуглас, инженер, специализирующийся на сооружении кладбищ, которому городские власти Нью-Йорка поручили заложить Грин-Вуд, был романтиком, что в полной мере отвечало духу первой половины XIX века. С самого начала он решил, что его творение будет не просто местом погребения умерших, но и демонстрацией возможностей ландшафтной архитектуры, парком для прогулок, утверждающим мысль, что смерть, возвращающая человека природе, тоже может быть красивой.



С террас Грин-Вуда — самой высокой точки Бруклина, развернутых к Нью-Йоркской бухте и статуе Свободы, открывается превосходный вид, любоваться которым можно со специальной смотровой площадки. Люди, чей прах здесь покоится, наверняка оценили бы это, потому что все они были нью-йоркцами, любившими свой город. И посетители Грин-Вуда думают об этом с умилением, хотя среди них не так уж много родственников умерших. Значительно больше экскурсантов, приезжающих сюда, чтобы познакомиться с надгробиями знаменитых людей, насладиться идиллическим ландшафтом, а то и на пикник.



На территории кладбища четыре пруда, гладь которых затейливо украшена декоративными водорослями, а из центра бьют фонтаны. При размещении водоемов учитывалось даже то, как будет отражаться в их зеркале лунный свет. Этот эффект особенно важен при организации экскурсий под Хэллоуин, праздник-маскарад, завоевывающий все большую популярность и в России.



По зеленым холмам петляют тропинки, ведущие к часовням и надгробиям, ни одно из которых не повторяет другое и позволяет проследить этапы развития викторианской архитектуры. Главные ворота кладбища, построенные по проекту Ричарда Апджона, напоминают готический замок и составляют единый ансамбль с примыкающими к нему старинными деревянными постройками в стиле итальянской виллы, швейцарского шале и прочих европейских штучек, на которые так падки американцы.



Давид Дуглас, влюбленный в свое детище, придумал для его уголков поэтичные названия — Безмятежная заводь, Лесной утес, Камелиевый путь. Путеводитель с картой, на которой обозначены все авеню и тропки Грин-Вуда, наглядно отражает богатства его ботанического мира: Ирисовая, Жасминная, Папоротниковая, Лотосовая, Виноградной лозы...



Зеленые дубравы облюбовали птицы — их здесь более двухсот видов. В числе пернатых — веселое племя попугаев, ведущее свой род от стайки, которая некогда по недосмотру персонала сбежала из багажного отделения международного аэропорта имени Кеннеди. Все птичье царство — объект наблюдений местных энтузиастов. Как ни дико это звучит, кладбище в Бруклине с 1995 года является членом Орнитологического общества имени Джона Дж. Одюбона.



Так получилось, что нью-йоркцы поначалу приглядывались к новому кладбищу настороженно. Они охотно катались на кабриолетах по его террасам, отдыхали у прудов, но не спешили доставлять в это оживленное место своих покойников. Все же похоронный обряд — бастион консерватизма даже для такой динамичной нации, как американцы. Чтобы расшатать стереотипы, требовалась эффектная пиар-акция, хотя до рождения этого термина оставалось еще полтора века. И она была осуществлена на четвертом году существования Грин-Вуда.



Дирекции кладбища в результате долгих переговоров удалось вырвать у семьи Девитта Клинтона (1769—1828), покойного губернатора Нью-Йорка, согласие на перемещение его останков из Олбани, столицы штата, в Бруклин.



Клинтон, разработавший систему общественных школ, достоинства которой не оспариваются и в наши дни, был человеком авторитетным, занимавшим к тому же высокую ступень в иерархии американского масонства. А к нему в то время принадлежали многие влиятельные политики, включая первого президента США Джорджа Вашингтона. Клинтон по масонской линии его перерос: он был Великим мастером Великого стана, первым в истории страны. А губернатором избирался трижды.

На этом посту он и скончался, не дождавшись появления Грин-Вуда. Но эта историческая несправедливость была исправлена. Через 16 лет после кончины прах Девитта Клинтона был торжественно перезахоронен под сенью гринвудских кущ, где ныне возвышается его бронзовое изваяние.


Это сразу сделало молодое кладбище модным, и к нему потянулись похоронные катафалки. Возрос и поток экскурсантов. В 60-е годы XIX века Грин-Вуд ежегодно посещали по полмиллиона человек.

Сообщу подробность, о которой даже в Нью-Йорке помнят немногие. Успех кладбища в Бруклине, ставшего популярным туристским объектом, вдохновил сторонников создания в Нью-Йорке крупного публичного парка, названного впоследствии Центральным и быстро превратившегося в самый престижный район города. Его проектировщики Фредерик Ло Олмстед и Кальверт Вокс творчески использовали некоторые приемы организации ландшафта, опробованные в Грин-Вуде.



В 1866 году газета "Нью-Йорк таймс" представила читателям региональный вариант американской мечты: "Каждый ньюйоркец мечтает жить на Пятой авеню, гулять в Центральном парке и найти успокоение в Грин-Вуде". Что ж, такой вектор движения устраивал в городе всех — с учетом того, что встречное перемещение исключается. А вот другое любопытное наблюдение, зафиксированное в путеводителе по кладбищу: "Мертвые были первыми, кто начал обживать предместья". В последующем за ними устремились богатеи: жизнь за городом стала свидетельством социального преуспевания. В общей сложности на холмах и в лощинах Грин-Вуда похоронено 560 000 жителей Нью-Йорка. Свежих захоронений немного, но они все же случаются. Изредка пополняются семейные склепы. Сюда же были перенесены останки некоторых из жертв атаки террористов, поразивших башни-близнецы Всемирного торгового цента.



Надгробия, разбросанные по зеленым долам некропарка, — это исторический срез американского общества, своеобразная галерея славы, иногда дурной, но всегда громкой. Вот несколько силуэтов.

Сэмуэл Морзе был преуспевающим художником, основавшим в Нью-Йорке Национальную галерею рисунка, но в историю он вошел как изобретатель электромагнитного телеграфа и кода, получившего название "азбука Морзе". Первая телеграмма, которую он отстучал на своем аппарате, была отправлена из Вашингтона в Балтимор 24 мая 1844 года. Однако и в век электроники его "азбука" все еще служит людям, и корабли, услышав позывные SOS, меняют курс, чтобы поспешить на помощь. Говорят, что в ночь на Хэллоуин из могилы Сэмуэла Морзе временами доносится негромкий перестук морзянки. Но, скорее всего, это один из мифов Грин-Вуда.

Самым впечатляющим надгробием Джону Ундервуду стала бы, наверное, мраморная копия одноименной пищущей машинки. Но ее изобрели в 1895 году люди, носившие иное имя, — братья Франц и Герман Вагнеры. Ундервуд лишь купил у них патент. Основав компанию по массовому производству этого удивительно надежного агрегата, он быстро стал миллионером и наводнил "ундервудами" весь мир.

Лаура Кин была актрисой, но национальную известность и место в некрополе ей принесло не искусство, а то, что 14 апреля 1865 года она оказалась на сцене в момент, когда ее коллега Джон Бут застрелил сидевшего в ложе Авраама Линкольна, 16-го президента США. В путеводителе по кладбищу ее так и называют: "свидетельница убийства Линкольна". И это тоже слава.


А Сьюзан Смит Мак-Кини-Стюард попала в историю только потому, что оказалась первой чернокожей американкой, похороненной в Грин-Вуде. Произошло это в 1918-м, на 78-м году существования кладбища.

Для большинства россиян слава Тиффани началась с перевода на русский язык в 60-е годы прошлого века повести Трумэна Капоте "Затрак у Тиффани". Но первый магазин этой фирмы в Нью-Йорке открылся еще в 1837 году. Одной из известных работ Чарльза Тиффани стала золотая табакерка, подаренная городом на Гудзоне Сайрусу Филду, проложившему телеграфный кабель по дну Атлантики. Знакомство с ним помогло Тиффани осуществить блестящую коммерческую операцию. Он заранее купил у Филда неиспользованный остаток кабеля, разрезал его на мелкие кусочки, и каждый из них обернул золотым бумажным пояском. Эта сувенирная безделушка, стоившая несколько долларов, 5 августа 1858 года, в день завершения грандиозного проекта, была в Нью-Йорке нарасхват.

Предприимчивый ювелир ввозил в Америку множество красивых и самобытных украшений, в том числе из России, где его торговый дом имел свой закупочный центр. Именно Тиффани познакомил Америку с русским зеленым гранатом, обнаруженным на Урале. Околдованные красотой камня, американцы прозвали его "уральским изумрудом". Сын Чарльза Луис Камфорд Тиффани стал выдающимся художником-декоратором, одним из основателей искусства арт-нуво. Особенно ценились его вазы и лампы.

Основатель династии Тиффани-старший умер в 1902 году, но его магазин на Пятой авеню до сих пор остается эталоном безупречного вкуса. Рассказывают, что после Второй мировой войны президент Дуайт Эйзенхауэр покупал в нем драгоценности для жены. Узнав цену, он спросил: "У вас случайно нет скидки для президента США?" Ему ответили: "Президент Линкольн покупал без скидки". В Грин-Вуде отец и сын Тиффани лежат рядом.

А.Т.Стюарт, входивший в число 40 самых богатых американцев, был похоронен в церкви св. Марка в Нижнем Манхэттене в 1878 году. Однако драматические события, связанные с его кончиной, отразились и на Грин-Вуде. Дело в том, что тело Стюарта было похищено из могилы, и преступники потребовали за него выкуп. После этого случая люди состоятельные стали заблаговременно строить для себя склепы, напоминающие крепость.


Озаботился при жизни сооружением собственного мавзолея и миллионер Уильям Ниблоу. Он вообще проводил много времени на кладбище, стараясь всемерно благоустроить выбранное для себя место — высадил сад, соорудил пруд, заселив его карпами. Между прочим, на одном из здешних надгробий выбита игривая надпись: "Ушел поудить рыбу". Уж не шутка ли это Ниблоу? Он же ввел в обиход устройство на кладбище гарден-парти — вечеринок для друзей на лоне природы.


К числу наиболее колоритных фигур гринвудского "общества" относится Уильям М. Твид ("Босс"), послуживший прототипом одного из героев фильма "Банды Нью-Йорка". В юности он сам возглавлял одну из таких уличных шаек, и ее члены составили круг самых преданных помощников Твида, когда он занялся политикой. Большой, плотный (136 килограммов массы), жизнелюбивый, он излучал энергию и пользовался популярностью у электората, которым умело управлял. Карьеру Босс сделал быстро: был нью-йоркским олдерменом, избирался в палату представителей и сенат США. При нем в городе развернулось масштабное строительство — был разбит Центральный парк, сооружен Бруклинский мост, построено здание театра "Метрополитен-опера". Однако параллельно достоянием общественности становились все новые факты, свидетельствовавшие, что Твид завышает строительные сметы, погряз в коррупции, залезает в казну. Тучи над его головой сгущались, но Босс самонадеянно заявлял: "Я сросся с городом в единое целое, без меня Нью-Йорк не сможет просуществовать и недели". Тут он явно перехватил. В 1878 году Уильям М. Твид умер в тюрьме, а Нью-Йорк продолжает существовать. И довольно успешно.

Проникали в благопристойный Грин-Вуд и отпетые гангстеры, такие, к примеру, как Джоу Галло, прозванный "сумасшедшим Джоу" за неприятную привычку открывать пальбу по любому поводу и даже без него. На счету этого безжалостного киллера были сотни убийств по заказу мафии.
На надгробной плите легендарной танцовщицы, куртизанки и авантюристки Лолы Монтес, она же графиня фон Лансфельд, урожденная Джилберт, выбита надпись: "Мисс Элиза Джилберт, умерла 17 января 1861 года в возрасте 42 лет". Но мне подумалось, что достойной эпитафией ей могла бы послужить эпиграмма, родившаяся в иной стране и посвященная другой женщине: "О Господи, спаси ее от сплина, ведь в первый раз лежит она одна".

Лоле Монтес, которая танцевала на сценах всех европрейских столиц, в Петербурге, Москве, Нью-Йорке и других крупнейших городов мира, приписывается бессчетное число романов. За свою не очень долгую жизнь она успела побывать в возлюбленных у таких знаменитостей, как Лист (одно время они с Лолой считались самой красивой парой Европы), Бальзак, Дюма-отец. Некоторые добавляют к этому перечню и Николая I. Но самый страстный роман завязался у своенравной красавицы с королем Баварии Людвигом I, который был вдвое старше ее.

В письме к близкому другу венценосный любовник делился переживаниями с пылкостью Ромео: "Я могу сравнить себя с Везувием, который считался уже потухшим и который вдруг начал свое извержение. Я думал, что уже никогда не смогу испытать страсть и любовь, мне казалось, что сердце мое истлело. Но сейчас я охвачен чувством любви не как мужчина в 40 лет, а как двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне. Любовь вознесла меня на небеса".

Однако у этой бурной страсти не было будущего. Взбалмошная Лола, имевшая обыкновение появляться на улицах Мюнхена с сигарой во рту и кнутом в руках, который охотно пускала в ход, если ее что-то задевало, быстро восстановила против себя баварцев. В результате Лола Монтес была вынуждена навсегда покинуть страну, а Людвиг I подписал отречение от престола.

С холма кладбища виден Манхэттэн и Статуя Свободы.



По-английски "памятник" (headstone) дословно переводится как "камень в изголовье" или "головной камень". Их так стали называть потому, что на семейном захоронении ставился один большой памятник - главе семьи, а у всех остальных были лишь маленькие камни с именем или принадлежностью. Такие маленькие памятники назывались "камень у ног" (footstone).



"Сестра" статуи Свободы подняла руку в знак приветствия. Именно с этого холма открывается прекрасный вид на остров Свободы и залив.

На кладбище расположен колумбарий.

В колумбарии помимо самих ниш для урн расположены специальные ящички, куда родственники могут положить какие-то небольшие вещи усопшего, свои письма или то, что человек любил при жизни.


Здесь есть и русские захоронения.

В глубине кладбища расположен 4-этажный колумбарий и, так называемое, высотное кладбище



На кладбище практически нет современных захоронений.





Фотографии предоставлены участниками поездки в США, организованной ООО "Некрополь" в октябре 2010 года.

В городе Декатуре (штат Иллинойс, США) есть старинное Гринвудское кладбище, которое считают самым "сверхъестественным" во всей округе. Некоторые специалисты по паранормальным явлениям верят, что здесь расположен портал в иное измерение. Причина этого, по их мнению, в том, что некогда в этом месте находилось древнее индейское поселение.

Территорию, где ныне расположено кладбище, индейцы, коренные жители этих краев, использовали в качестве могильника. Захоронения они обычно устраивали в особых местах, связанных с потусторонним миром, так как это облегчало душам умерших переход на тот свет. Белые колонисты потревожили могильные курганы, а вместе с ними и души похороненных здесь индейцев. Кстати, в южной части Гринвуда до сих пор попадаются древние безымянные захоронения.

Из здешних историй о призраках наиболее популярна легенда о Гринвудской невесте, относящаяся к 1930-м годам. Один молодой человек занимался незаконной продажей спиртного. Во время попытки тайно передать покупателю партию бутылок с виски его подстерегли конкуренты. Они убили парня, а тело сбросили в реку возле Гринвуда, но его вытащили из воды местные рыбаки. Невеста неудачливого бутлегера, узнав о его кончине, впала в истерику и на следующую ночь сбежала из дому.

Вскоре был обнаружен ее труп — он плавал вниз лицом в том самом месте, где погиб жених… Девушка утопилась, не в силах жить без любимого. Похоронили ее в свадебном платье. Могилу вырыли на холме, так как она была самоубийцей. С тех пор там не раз встречали девушку в белом платье. В руке она сжимает платок, которым утирает слезы по возлюбленному…

Распространены рассказы о духах солдат Конфедерации, которые похоронены под безымянными надгробиями. Порой их видят прячущимися за памятниками. Окровавленные призраки одеты в рваную серую военную форму, а на ногах у них — цепи…

Под одним из надгробий лежит женщина по имени Хильда. Говорят, она ведьма. Лучше не оказываться рядом с захоронением по наступлении темноты: покойница может выбраться наружу, и тогда припозднившимся посетителям несдобровать… Но связано с могилой и другое, позитивное поверье. Мол, если какая-нибудь девушка мечтает выйти замуж, то надо принести подношение на могилу ведьмы Хильды. Если она хочет в браке родить мальчика — нужно принести красные розы, а если девочку, то конфеты…

Еще рассказывают о привидении хромого маленького мальчика в порванном комбинезоне с чужого плеча. Его видят обычно бродящим среди могил. Иногда призрак ведет себя агрессивно, например, бросает камни в окна проезжающих мимо автомобилей.

Призрачная девочка Мэгги играет на своей могиле. Раньше она якобы воровала цветы с чужих могил, но теперь посетители сами приносят ей цветы, игрушки и конфеты. Говорят, что иногда призрак благодарит за это и смеется…

Еще на Гринвудском кладбище появляются призрачные плакальщицы и целые похоронные процессии. Так, некая Энн Каммингс как-то раз, придя навестить могилу своего отца, увидела на холме стоящую возле дерева женщину, одетую в длинное черное платье, с букетом желтых цветов в руках. Энн на миг отвернулась, а когда посмотрела туда снова, незнакомка исчезла… В другой раз несколько кладбищенских рабочих, косивших траву, увидели похоронный кортеж.

Когда они решили посмотреть, кого хоронят, то обнаружили, что там нет ни души… Еще один очевидец, заметив похоронную процессию, последовал за ней на вершину холма, но, поднявшись, увидел, что она исчезла, а на том месте стоит надгробие. Надпись гласила, что женщина, похороненная здесь, умерла 60 лет назад в этот самый день!

В 1908 году в Гринвуде был построен мавзолей, где хоронили именитых горожан. Это была длинная постройка с двумя парами железных ворот и башнями по углам. Урны с останками хоронили в боковых нишах. По неизвестной причине здание стало быстро разрушаться. Иногда посетители мавзолея, находясь в его стенах, слышали странное эхо, похожее на шепот и голоса.

Постепенно мавзолей превратился в руины. Восстанавливать его власти отказались, и строение в 1967 году было снесено. Ныне от постройки осталась лишь площадка с остатками фундамента.

В октябре 1998 года группа туристов, которым устроили экскурсию по Гринвуду, оказавшись на месте разрушенного мавзолея, почувствовала, как резко упала температура воздуха. Стало настолько холодно, что виден был пар от дыхания. Но стоило уйти оттуда, как вновь стало теплее… Такое случается в местах так называемой "паранормальной активности".