В с кузин изобразительное искусство. Программы по изо

Данная программа была принята в 60-е годы и просуществовала до середины 80-х гг. В основу метода преподавания рисования 1960-х гг были заложены традиции русской реалистической школы, принципы партийности и народности ис-ва. Обучение рисованию основывалось на наблюдении и изучении реальной действительности с целью формирования у школьников материалистического мировоззрения. Рисование с натуры было основным, ведущим видом уч. работы в школе.

Вся работа по рисованию делилась на след. виды: рисование с натуры; декорат. рисование; рисование на темы; беседы об искусстве.

Цель программы заключалась в освоении учащимися графической грамоты.

В программе говорилось, что «…Успешное выполнение учебно-воспитат. задач, поставленных перед общеобразовательным предметом «изо. ис-во» возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов в процессе обучения».

В.С. Кузин определил 8 основных принципов .

- принцип воспитывающего обучении (направленность восприятия на эстетическую сущность изображаемого);

-научность обучения (глубокое изучение воздушной и линейной перспективы, оптики, светотени, композиции и т.д.);

-систематичность и последовательность (логическая связь нового материала с пройденным и последовательным);

-сознательность и активность в обучении (постановка познавательных задач и проблемных ситуаций);

-доступность обучения (обучение опирается на уровень развития ребенка; соблюдение дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

-прочность усвоения уч. материала (для этого педагог должен разнообразить методику проведения уроков, методы и приемы объяснения, опроса);

-проблемное обучение (использование проблемных заданий и проблемных вопросов).

Вероятно, программа была бы выполнимой, если бы изо. иск-ву в школе отводился не 1 час в нед., а 12 как в Японии.

Билет 9.

Основы семейного воспитания. Современное состояние семейных отношений. Семейное право. Конвенция прав ребенка, отражение этих прав в законодательных актах РФ. Взаимосвязь семьи, школы, общественных организаций.

Семья является ведущим фактором, определяющим физическое и духовное развитие развивающейся личности. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Установленный факт, что чем лучше семья, тем лучше влияет она на результаты воспитания. Исключения бывают, но они редки.

Компоненты содержания семейного воспитания: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, политическое, половое.


Методы сем. воспит.: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Средства воспит. в семье: слово, фолькло, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, нац. традиции, обычаи, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль- выяснению того, какие оценки получены.

Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим семейно-правовые отношения на территории Российской Федерации, является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 г. СК устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, регулирует личные и имущественные отношения между членами семьи, другими родственниками и иными лицами и определяет формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

1989 году появилась Конвенция ООН "О правах ребенка", которая была принята и ратифицирована Российской Федерацией в 1990 году.

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

в. с. КУЗИН, Э. и. КУБЫШКИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 \ ^ \ я ®Р®ф(Щ Часть первая Учись рисовать МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ХУДОЖНИКА Бумага Картон Ластик, кисти, карандаши Палитра Холст Акварельные краски Гуашевые Масляные краски краски РАБОЧЕЕ МЕСТО ЮНОГО ХУДОЖНИКА Правильно организуй своё рабочее место. Памятка Сиди за столом правильно, спину держи ровно, не опирайся грудью на стол. Карандаш или кисточку сильно не сжимай, не держи у самого кончика. Карандаши и фломастеры после работы убирай в пенал. Коробочки с красками закрывай. КАРАНДАШ Карандашом можно проводить тонкие и толстые, светлые и тёмные, короткие и длинные, прямые и волнистые, сплошные и прерывистые линии. горизонтальные вертикальные наклонные АКВАРЕЛЬ Акварель - это краски, которые разводятся водой. Акварель можно смывать с бумаги водой. синяя тёмная (ультрамарин) голубая С желтая светлая (лимонная) жёлтая тёмная оранжевая красная красная (алая) фиолетовая изумрудная зелень травяная зелёная коричневая черная Памятка Кисть нельзя оставлять в баночке. Перед тем как брать новую краску, кисть нужно промыть в воде. ГУАШЬ Гуашь - водорастворимые краски густые, как сметана, и непрозрачные. В отличие от акварели после высыхания одного слоя гуашевой краски его легко можно перекрыть другими. Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге. 8 (/ "■ белая желтая алая краплак зелень синяя изумрудная коричневая черная Рисунок акварелью Рисунок гуашью 9 РАДУГА И ПРАЗДНИК КРАСОК Б. Кустодиев. Волга. Радуга В радуге мы видим семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, а также их переливы. 10 Рассмотри картины и празднику красок. порадуйся А. Дерен. Главные часы К. Моне. Стог сена в Живернй Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга к-f"l Р ^ ■ I $ I Е*Й 11 . В. Поленов. Золотая осень В картине «Золотая осень» художник Василий Поленов показывает красоту русской природы. Картина передаёт золотистые, жёлто-красные цвета осенней природы, голубизну широкой реки и дальнего неба. С. Жуковский. Под вечер Яркие цветы, залитый солнцем луг, зелень листвы берёз, светяш;иеся лица работающих людей - так Аркадий Пластов изобразил знойный летний день. 12 А. Пластов. Сенокос Вопросы и задания 1. Назови цвета радуги. Запомнить их тебе поможет фраза: Каждый знать, где сидит фазан. 2. Что изображено на картине В. Поленова? Почему художник так назвал свою работу? Какой цвет преобладает на картине? Какие еш;ё краски использовал В. Поленов? 13 ПРЕДМЕТОВ Каждый предмет имеет форму. Предметы по своим очертаниям и силуэту похожи на различные ге-о-ме-три-чес-ки-е фигуры. Мы говорим: - мяч круглый (шар); - карнавальная шапочка треугольная (конус); - телевизор квадратный (куб); - банка круглая (цилиндр); - ранец прямоугольный (па-рал-ле-ле-пй-пед). Квадрат Треугольник Круг Прямоугольник Мяч Карнавальная шапочка Телевизор Ранец Банка 14 X ^ Материалы и инструменты художника............................. 4 Рабочее место юного художника....... 5 Карандаш............................. 6 Акварель.............................. 7 Гуашь................................ 8 Радуга и праздник красок............ 10 Форма предметов..................... 14 Рисование с натуры................... 15 Листья деревьев................... 15 Овощи и фрукты.................... 16 Цветы............................. 18 Рыбы.............................. 24 Птицы............................. 26 Рисование на темы и иллюстрирование сказок.............................. 28 В гостях у сказки................. 30 Декоративная работа................. 33 Красота орнаментов из геометрических фигур............................ 33 Красота орнаментов из растительных форм............................. 35 Рисование узоров.................. 36 Лепка............................... 41 Аппликация.......................... 44 110 ЧАСТЬ ВТОРАЯ волшебный мир Виды изобразительного искусства и архитектура.......................... 48 Живопись........................... 48 Графика............................. 50 Скульптура......................... 52 Декоративно-прикладное искусство... 54 Архитектура, или зодчество......... 56 Жанры живописи......................... 58 Портреты детей........................ 63 Красота вещей......................... 66 Родная природа в творчестве русских художников.................... 69 Осень............................... 69 Зима............................... 73 Весна............................... 79 Лето................................ 83 Природа в разное время суток.......... 87 Вечер в рисунке и живописи.......... 91 Золото заката...................... 94 Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве............ 96 Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве... 102 Гжель..............................102 Хохлома............................104 Городец.............................106 Дымковская игрушка..................108

Кузин В.С

Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа “Изобразительное искусство” в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы "Изобразительное искусство" являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.

Основные задачи действующей программы:

Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

Развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.

"Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. ... С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. ... В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объёма предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе" (Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001 - с.14-15).

"Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов" (Там же, с.17).

"Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. ... Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д." (Там же, с.18-19).

Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека" (Там же, с.20).

Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ" (Там же, с.20).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. ... Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства" (Там же, с.21).

В рамках данной концепции существуют также программы для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

    Программа “Рисунок” для 1-11 классов. Авторы - Кузин В.С., Нерсисян Л.С., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Иванова Н.С., Близнюк Е.А.

    Программа “Живопись” для 1-11 классов. Авторы - Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Кубышкина Э.И., Коваленко П.Ю.

    Программа “Основы живописи” для 5-9 классов. Авторы - Кузин В.С., Нерсисян Л.С., Ломов С.П., Коваленко П.Ю., Близнюк Е.А.

    Программа “Основы дизайна” для 5-9 классов. Авторы - Кузин В.С., Близнюк А.С., Сидоренко В.В.

Неменский Б.М

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” разработана в 1970-1975 годах в НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне НИИ художественного образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель - Неменский Б.М. В основе программы лежит концепция: "Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной" . Тематическое наполнение программы претерпело изменение за время её существования. Авторы современной версии данной программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Одной из главных задач программы является развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры.

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.

Основные принципы программы наиболее подробно описаны в методическом пособие по данной программе, изданном в 1990 году.

1. Принцип "искусство как духовная культура" , т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).

2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры" , т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).

3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной и, главное, послешкольной жизни (диалог видов искусства).

4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).

5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. ...

6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания.

7. Вся методическая система программы должна быть нацелена на решение этих основополагающих задач. Поэтому принцип художественного уподобления воспринимающего передающему является здесь основой отбора. Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения , как метод освоения материала для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, "понять" его. Поэтому "подобное подобным": обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без вхождения ученика "в роль", без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием "урок". Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологичности. Диалог!" (Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990 - с.139-140).

Для создания страницы использовалась литература:

    Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990- 144с.

    Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224с.

Интегративная программа "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) для 1-11 классов составлена в рамках концепции "Полихудожественного развития школьников". Автор концепции Юсов Б.П. Согласно данной концепции, главной целью организации художественной деятельности является развитие у учащихся фантазии и воображения, которые стоят над творчеством. Искусство выступает как фактор целостного воспитания. При этом само искусство воспринимается целостно, но не как сумма искусств, а как организованное определенным способом взаимодействие. В противовес традиционной практике, основанной на равнозначности искусств, концепция основывается на иерархичности искусств - иерархической и полимодальной системе художественного развития ребенка. Согласно которой существует приоритетность определённых видов искусств в разные возрастные периоды. Такая иерархия существует как в рамках одного вида искусства, так и во всем комплексе искусств. Например, "первичное ознакомление ребенка с искусством (художественно-образной творческой деятельностью) начинается с описания словами, с беседы, с овладения словом (письменным и устным), с его звучанием, восходимым, по степени обобщенности, на уровень образной речи и поэтического слова, которые опосредуют и делают осознанным другие, невербальные сенсорные модальности: жесть, мимику, движение, визуальные качества формы и цвета, звук. Через... слова вводятся - на несловесном, сенсорном уровне - театрализации как искусство мимики и жеста, пластические движения, переходящие в танец..., затем - визуальные модальные формы и цвета как способы предметного описания явлений окружающего мира, сохраняющие их наглядность, и, наконец, - музыкальное звучание, ... развивающееся в пространстве, и цвете как светопись" (Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - с.74). Учебно-воспитательный процесс строится на освоении нескольких видов искусств одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению культуры и искусства.

Автор программы "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) Савенкова Л.Г. Программа направлена на формирование у учащихся понимания единой природы искусства и органической связи видов искусства, понимание различия выразительных средств каждого искусства. "В программе выделено семь основных направлений развития учащихся, которые на разных возрастных ступенях различны по степени важности: зрительно-внешние наблюдения и развитие детального дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение); собственное творчество учащихся - самостоятельное порождение творческого продукта; социальный аспект, общественная значимость изучаемого материала; зрительно-внешние различия понятий: природная среда, предметная и искусственная среда и т.д.; "ребенок и искусство" (умение самому составить "свой" художественный образ объекта через собственное "Я", опираясь на разнообразие освоенных детьми видов деятельности и материалов); материал, техника, инструменты" (Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - с.5).

Программа вовлекает детей в сферу предметно-пространственной деятельности. "В младшем школьном возрасте восприятие пространства и среды осуществляется преимущественно как комплекс двигательных и осязательных впечатлений. Поэтому в программе важное место отводится всевозможным игровым формам работы, развитию чувств детей: зрения, слуха, движения (чувство цвета, формы, зрительное представление звука, музыки, двигательное ощущение музыки, развитие наблюдательности, различения звуков, нюансов цвета, настроения), своеобразия настроения в природе, искусстве (цветовое выражение музыки, настроения, фантазии, звуков природы, стихий в природе и др.). ... В среднем школьном возрасте акцент сделан на изучение народного искусства, важное место отводится истории родного края, так как особенности предметов быта и произведений искусства всегда связаны с определенным историческим периодом, стилем, которые выражаются через отношение людей того времени к пространству и наполняющим его предметам, ко всему архитектурно-пространственному окружению в целом. Постепенно, от простого к сложному, с учетом естественной потребности возраста, школьники осваивают способы создания глубинно-пространственного изображения и среды в условиях интеграции различных видов искусств: музыки, литературы, театра, изобразительного искусства" (Там же, с.8-9). Интегрированные занятия предполагают восприятие и изображение музыки, изображение движения через цвет, пространственное решение изображения и создание объемной конструкции по прослушанному музыкальному или литературному произведению и др.

"Предусмотрены следующие условия успешного художественно-творческого развития школьников: решение реальных, практически значимых задач; исследовательская работа учащихся, поиск разных путей решения; поощрение импровизации; активное освоение знаний на основе практики их применения; мотивация (личностная, социальная, экологическая и т.д.), внесение творческих побудителей; индивидуальность обучения; учет возрастных особенностей и интересов школьников; поощрение любых творческих поисков и возможно более широкое раскрытие личности ребенка; развитие потребности самовыражения; участие в творческом производительном труде; активация воображения, мысли, чувствования, эмоций детей; взаимопомощь разных способов художественного выражения мысли - через слово, жест, звук, движение; способность видеть красивое в окружающем мире" (Там же, с.9).

"Исходя из общего экологического направления программы, тесной связи обучения искусству с природой, со средой, система занятий опирается на восприятие окружающего мира, в зависимости от времени года, природного цикла, ритма жизни людей, народных традиций и праздников" (Там же, с.9).

Для создания страницы использовалась литература:

    Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство".- М.: Просвещение, 1995.- 223с.

    Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - 75с.

    Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310с.

Шпикалова Т.Я

Программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.” разработана группой ученых под научным руководством Шпикаловой Т.Я. Программа составлена для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Авторами программы являются Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Светловская Н.Н., Ершова Л.В., Величкина Г.А. и др. Основная цель программы - это развитие личности школьника на национальной основе.

"Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры - её живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздробленным мировосприятием и миропониманием. Системность народной культуры состоит в том, что средствами изобразительно-пластического и музыкально-поэтического языка в произведениях разных видов искусства выражено народное понимание сущностных связей, определяющих смысл жизни каждой отдельной личности и целого народа. Эти связи можно представить в виде стержневых параметров: таких как человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем" (Изобразительное искусство: ... Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. - с.54).

Принцип построения разделов программы. В основу интеграционного курса таких дисциплин, как изобразительное искусство, трудовое обучение и обучение чтению, положен синкретический характер народного искусства.

1-4 классы

Раздел 1. Развитие у ребенка понимания, что все виды изображения связаны с природой.

Раздел 2. Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды. Формирование понимания единства человечества на Земле, что все народы мира связаны между собой.

Раздел 3. Народный орнамент России: Творческое изучение в процессе изображения. Постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов своей страны, умение видеть и выделять красоту и особенности своего края.

Раздел 4. Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла). "Прикосновение руками и душой" к бытовым традициям жизни региона, страны.

Часть II. Устное народное творчество.

Раздел 1. Учебный материал воспринимаемый изустно (изустность - первый и обязательный признак фольклора).

Раздел 2. Учебный материал для обучения чтению. Знакомство с неограниченными вариативными возможностями устной народной поэзии, произведениями русской классики, созданным по народным мотивам и сюжетам.

Раздел 3. Детский праздник. Проверка результативности обучения учащихся эстетической восприимчивости искусства в его синкретической народной форме.

5-8 классы

Часть I. Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство

Раздел 1. Основы художественного изображения. Общее и различное в профессиональном (академическом) творчестве и народном творчестве.

Раздел 2. Орнамент - образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве. Рассмотрение связей орнаментального искусства как с древними слоями художественных традиций в истории человечества, так и с более поздними, отражающими черты культурных связей народов.

Раздел 3. Народное искусство России: работа в творческих мастерских. Освоение народных промыслов России: роспись по дереву и др. Знакомство с различными видами региональных промыслов, выявление общих конструктивных принципов и способов художественной реализации принципа единства жизни человека и природы.

Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность. Рассмотрение русской культуры как части мировой культуры через диалог культур. Через многовековую традицию быта и семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания.

Уроки искусствознания.

Часть II. Музыкально-поэтическое и прозаическое творчество народов. Осмыслению пройденного материала через интегрированный подход к материалу. Усвоение специфических особенностей музыкально-поэтического творчества.

Раздел 1. Народный календарь и космология в русском фольклоре и фольклоре народов мира.

Раздел 2. Народы и их история в мифологии, эпосе, сказке, песне.

Раздел 3. Народная этика, эстетика в семейно-бытовых обрядах.

Данная программа может стать основой для составления местных и региональных программ по народному искусству.

Для создания страницы использовалась литература:

    Программы средней общеобразовательной школы. "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (I - IV классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1992.- 80 с.

    Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

Популянов Ю.А

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-3 классов общеобразовательной школы разработана Полуяновым Ю.А.Программа составлена в рамках теории (концепции) “Система развивающего обучения” . Авторы концепции Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Концепция построена на основе культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и изложенного им основного генетического закона развития психических функций человека. "Развивающее обучение" направлено на формирование у детей теоретического мышления в противовес широко представленному в традиционной школе эмпирическому мышлению. Авторы концепции отмечают, что "школьное образование нужно ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям." (Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996 - с.6). Основополагающим принципом концепции является принцип психологического строения деятельности (А.Н.Леонтьева): потребность - мотив - цель - условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу ). Реализация этого принципа "происходит благодаря функционированию таких планов деятельности, как чувство (эмоция), восприятие, воображение, мышление, внимание, воля" (Там же, с.155-156). Усвоение теоретических знаний происходит в сочетании учебной деятельности с игрой, трудом и т.д.

Учебная деятельность в программе "складывается из следующих компонентов: мотивации - интереса и желания учиться; действия оценки самим учеником (а не учителем) собственных усилий и их результата; действия контроля за способами своей деятельности; действия моделирования в обобщенных формах осваиваемых явлений и способов деятельности. Все эти учебные действия наиболее полно проявляются в процессе решения учебных задач" (Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. (Сист. Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003.- с.40).

Занятия по программе состоят из трех частей: обсуждение законченных работ детей (выполненных на прошлом уроке); решение учебных задач и заданий (введение нового общего способа деятельности); самодеятельность детей. Урок содержит несколько стадий, каждая из которых характеризуется своим содержанием и типом взаимодействия учителя и ученика.

"1. Стадия подготовки материала к замыслу включает в себя два рода совместной работы учеников с учителем: а) активизацию накопленного жизненного и культурного опыта и б) освоение способов построения художественной формы. Материал первого рода - это всё, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта - истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) - это свойства бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок... Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения ряда произведений искусства. В результате учитель вместе с детьми строит условную модель нового способа художественного выражения. На примере произведений художников-мастеров дети видят, что применение этого способа многовариантно и что владение общим способом позволяет создать неповторимые художественные решения.

2. Стадия постановки замысла-задачи основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Условия задачи (ограничения) задаются сопротивлением материала(жизненного, изобразительного). Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями учеников. Задача-замысел опережает и направляет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел-задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Развитию этой способности помогает такое обсуждение детских рисунков, в ходе которого, наряду с художественными достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла.

Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс)

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.

Экзаменационный билет № 4.
1. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс).

План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2) задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деятти 5) учебно-методич.обеспечение.

1) Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа «Изобразительное искусство» в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы «изобразительное искусство» являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В и др. Программа рассчитана на 1 ч. В неделю.

2)Основные задачи д ействующей программы: 1.овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 2.развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

3) В основе программы лежат принципы: 1) тематический принцип планирования учебного материала; 2)принцип воспитывающего обучения; 3)научность обучения; 4)доступность обучения; 5)систематичность и последовательность бучения; 6)сознательность и активность в обучении; 7)принцип межпредметных связей; 8)преемственности; 9)прочности усвоения мат-ла; 10)проблемности.

4) К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна. "Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... "Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, "Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека".Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве.

5) Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Вывод: целостная концепция преподавания в отличии от разрозненного учебно-тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету.

2. Сущность процесса обучения. Его структура, движущие силы.

Процесс обучения – это целенапр. активное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед.процесса, в результате которого у обучающегося формир. определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва. Обучение - социально обусловленный процесс, вызванный необходимостью формирования человека как субъекта общественных отношений. Обучение есть целенаправленный пед. процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Процесс формирования у школьника ЗУН, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности.

Обучение, как категория пед. науки, и процесс обучения (дидактич. процесс) понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели: образовательная; воспитательная и развивающая.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов : цель, учебную информацию, средства, формы их деятельности и способы осуществления пед. руководства учебной и другими видами деят. и повед. учащихся.

Системообразующими понятиями пр. обучения как системы выступают цель обучения, деят.учителя (преподавание), деят. учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими выступают средства управления (содержание уч. материала, методы обучения, организационные формы обучения). Связь переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата.

Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном и продуктивном (Загвязинский).

В обучении выделяют следующие структурные компоненты:

Целевой;

Потребностно-мотивационный;

Операционно-деятельностный;

Эмоционально-волевой;

Контрольно-регулировочный;

Оценочно-результативный.

Движущие силы и стимулы внутренне присущи процессу обучения как общему явлению, удовлетворяющему потребности детей, имеющему для них глубокий личностный смысл.

личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания.

доброжелательные отношения учителя к учащимся, основанные на уважении и требовательности к ним

подлинный глубокий интерес к учению (не внешний стимул разнообразной деят.). Проявляется как результат углубленной познав. работы и проявляется как направленность, влечение, мощная движущая сила.

внутренний и поверхностный интересы как движущие силы обучения находятся между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Интересы могут быть едины и противоположны, могут дополнять и противоречить друг другу. Источником одного из них является “познав рефлекс”, другого – педагогически организованный упорный труд.

противоречие между нуждой в ЗУН и их отсутствием рождает потребность в познав. деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы.

механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности детей является преодоление противоречий, в процессе которых образуются и постепенно осознаются детьми действительные мотивы – стимулы. Противоречия уч. деят-ти как движущие силы пр.обучения и источник образования внутренних стимулов подразделяются на две основные группы. 1противоречия самой жизни 2 внутренние противоречия развития формирующейся личности.
3. Выполнить изображение кошки (сидящей) мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.
1. В начале обозначаем размеры и расположение кошки на листе.

2. Определить части тела кошки при помощи геометрических фигур: голова – круг, тело (грудка, спинка объеденены) – овал, задняя лапка – круг.

3. Проработать форму тела: соединяем намеченные фигуры плавными линиями, намечаем линии глаз и носика на голове.
4. Прорабатываем голову: прорисовываем черты мордочки (глаза, носик, ушки и тд.).

5. Дорабатываем тело, прорисовываем лапки, хвост.

6. Прорабатываем детали.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5722. Индуктивные измерительные устройства для линейных измерений 480 KB
В современном производстве все большую роль играют технические измерения. В современной технике производственных измерений наибольшую долю занимают электронные измерительные устройства для линейных измерений. Среди последних наибольшее р...
5723. Дискретная математика. Курс лекций 1.72 MB
Теория множеств Множество. Любое понятие дискретной математики можно определить с помощью понятия множества. Под множеством понимают объединение в одно общее объектов, хорошо различаемых нашей интуицией или нашей мыслью...
5724. Проектування системи управління розcтойною шафою у міні-пекарні 1.2 MB
Проектуванню системи управління розcтойною шафою у міні-пекарні 1. Загальна частина 1.1. Вступ З метою якнайповнішого задоволення потреб населення в хлібобулочних виробах розширеного асортименту і високої якості необхідно використовувати прогресивні...
5725. Выбор редуктора и расчет зубчатой передачи 204 KB
Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого...
5726. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами в Корпорации РусАЛ 846 KB
Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы предприятия. Использование автоматизированных рабочих мест повышает эффективность труда сотрудников предпр...
5727. Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики 111 KB
1. Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики Общество стремиться использовать свои редкие ресурсы эффективно. Оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добит...
5728. Пресс кривошипный ковочно-штамповочный, усилием 2500т.с. 378 KB
Курсовой проект по Оборудованию является завершающим этапом изучения этого предмета. Основной целью выполнения курсового проекта является: изучение теоретических основ курса и разработка главных узлов пресса, а так же проектирование средств...
5729. Електричні станції та їх основні типи. Графіки навантаження електростанцій 1.02 MB
Електричні станції та їх основні типи. Графіки навантаження електростанцій Природа пронизана рухом. Нас оточують круговороти води, кисню, вуглекислоти, взагалі, речовини. Ми існуємо у чотиривимірному часі – просторі і всі змі...
5730. Термодинамічні цикли паротурбінних установок 277.5 KB
Термодинамічні цикли паротурбінних установок Тут ми розглянемо основні термодинамічні цикли, що використовуються при проектуванні та розробці теплоенергетичних установок (ТЕУ): ТЕС, АЕС, ТЕЦ, та проаналізуємо можливі шляхи підвищення їх ефективності...