География мировой океан основная часть гидросферы. Мировой океан

Вопросы к параграфу «Воды Мирового океана»,

«Схема поверхностны течений»– 7 класс

I группа вопросов:

1. Каково роль океана в жизни Земли?

2. Какой океан самый теплый?

3. Как изменяется температура с глубиной?

4. Какие причины влияют на величину солености?

5. Какой океан самый соленый и почему?

6. Какой океан наименее соленый и почему?

7. При какой температуре замерзает морская вода? Почему?

8. В каких широтах образуется лед?

9. Что такое водная масса?

10. Какими свойствами характеризуются водные массы?

11. Что такое течения?

12. Какими они бывают по температуре и происхождению?

13. Как течения показаны на карте?

14. Какое течение оказывает влияние на климат восточных берегов Северной Америки?

15. Берегами какого моря являются течения?

II группа вопросов:

1. Откуда взялась такая огромная масса воды на Земле?

2. От чего зависит соленость и температура воды?

3. Какова роль океана в сохранении солнечного тепла на Земле?

4. Откуда появились соли в океанской воде? Почему океан не становится более соленым?

5. Можно ли выделить общее направление изменения солености?

6. Каким ледник бывает по продолжительности существования, по динамичности?

7. Как связаны направления ветров и течения?

8. Что происходит с потоком воды (течением) при встрече с материком?

9. Известный ученый климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете этот факт.

10. Почему течение Западных ветров вращается вокруг Антарктиды с запада на восток?

III группа вопросов:

1. Почему среднегодовая температура воды выше, чем воздуха?

2. Почему поверхностные воды в северном полушарии теплее, чем в южном?

3. Почему Атлантический океан имеет самую высокую соленость в тропических широтах?

4. От каких причин зависит величина солености в разных частях Мирового океана?

(Средиземное – 39, Черное -18, Карское – 10, Баренцево – 35, Красное – 42,

Карибское – 35 промилле).

5. Какая связь между прозрачностью моря и его географическим положением?

(Белое – 8 м, Баренцево – 11-13 м, Средиземное – 60 м).

Покажи по карте течения:

Теплые течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Бразильское, Южное Пассатное, Северо-Пассатное, Куросио, Северо-Тихоокеанское;

Холодные течения: Калифорнийское, Перуанское, Канарское, Бенгельское, Западных Ветров.

Вопросы к параграфам «Жизнь в океане», «Взаимодействие океана с атмосферой и сушей»– 7 класс

I группа вопросов:

1. На какие три группы делят морских животных по образу жизни?

2. Какие две области жизни выделяют в океане?

3. Какие факторы влияют на распространение организмов в океане?

4. Назовите глубину, ниже которой нет зеленых водорослей и океан населен только животными организмами и бактериями.

5. Какие широты имеют наибольшее скопление организмов?

6. Какими биологическими ресурсами богат океан?

7. В каких отраслях хозяйства используются морские животные?

8. Как осуществляется Мировой круговорот воды?

9. Какую роль играет Мировой круговорот воды в природе?

10. Что такое бриз и муссон?

11. Назовите и покажите теплые и холодные течения.

II группа вопросов:

    Почему наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды в океане?

    Каким образом животные приспособились жить на дне океана?

    Почему океан называют накопителем тепла на планете?

    Какое различие между морскими и континентальными воздушными массами?

    Объясните происхождение муссонов и влияние на климат суши в разные сезоны года.

    Объясните, какое влияние теплые и холодные течения оказывают на климат прибрежных территорий?

III группа вопросов:

    Почему ближе к берегу морских организмов больше, чем в открытом океане?

    Чем отличаются условия жизни организмов в океане от условий жизни на суше?

    Чем можно объяснить, что условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны?

    Как осуществляется обмен теплом и влагой между океаном и сушей?

Покажите по карте:

Сильно загрязненные моря: Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Японское, Яванское, Желтое, Карибское;

Сильно загрязненные заливы: Бискайский, Персидский, Мексиканский, Гвинейский.

Ответы можно выполнить 1) в программе Word и прислать на адрес электронной почты xlesi @ rambler . ru с указанием фамилии, имени ребенка, класса, темы задания;, непозднее 3 дней после пропуWщенного урока; 2) письменно в рабочих тетрадях и сдать учителю в школе, непозднее 3 дней после пропущенного урока

Мы ответим на следующие вопросы.


1. Что называют Мировым океаном и каковы его части?
2. Справедливо ли нашу планету называют Землей, а не Океаном?
3. Сколько океанов на Земле?
4. Что разделяет береговая линия?
5. Чем представлена суша в океане?
Мы продолжим освоение языка географических названий.

1. Наша планета Земля или Океан?
Представим объем Земли в виде бруска с размерами 8*1*1 см. Отметь на рисунке, какая часть бруска будет соответствовать объему вод Мирового океана.


  • Ответь на вопрос: справедливо ли нашу планету называют Землей?
Нашу планету называют Землей (справедливо, не справедливо), так как
Не справедливо, так как земли на нашей планете меньше, чем воды.

2. Части Мирового океана. Береговая линия.
  • Впиши пропущенные слова в определение.

Мировой океан – это единое водное пространство, окруженное материками и островами . У вод Мирового океана общий соленый состав.
  • Заполни схему.

3. Суша в океане.

  • Впиши пропущенные слова.

Небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой, называют островом.
Острова, расположенные группой, образуют архипелаги .

Участок суши (материка или острова ), окруженный с трех сторон водой, называют полуостровом .

Школа географа-следопыта




  • Выполни задание по топонимике со с. 94 учебника.

Топонимический словарь


Происхождение названия связано с мифом об Атланте (Атласе) – титане, державшем на своих плечах небесный свод. Местопребыванием которого греки считали крайний запад Средиземноморья.

Назван португальским мореплавателем Фернандо Магелланом из-за спокойной погоды, господствующей в течение трех месяцев и 20 дней его плавания через океан от Огненной Земли до Филиппинских островов в 1520-1521 гг. До этого в 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа назвал его Южным океаном, а в середине XVIII века по предложению французского географа Ж. Бюаша его назвали Великим океаном.

Был назван по Индии, наиболее известной своими богатствами стране на берегах этого океана (у Александра Македонского IV в. до н.э.) – Индикон – Пелагос, у арабов Бахр – Эль –Хинд «Индийское море», в трудах римского ученого Плиния (I в.). Океанус Индикус.
Древние греки известную им западную часть назвали Эритрейское море – «Красное море» (греч. Эритрос – «красный»).

Впервые выделен как самостоятельный океан на картах середины XVII века под названием Гиперборейский океан (древнегреческое Борей - мифический бог северного ветра, в переносном смысле «север» и гипер - приставка, указывающая на превышение чего-либо, на положение за чем-либо, т.е. название в целом означает «океан, лежащий на самом крайнем севере».)

Условное название вод трех океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду и неофициально выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, четко очерченной островами и континентами северной границы.

Впервые ввел в оборот античный писатель Гай Юлий Солин, опираясь на представления своего времени, поскольку древние европейские и североафриканские цивилизации развивались в бассейне именного того моря, служившего естественным путем сообщения между ними.

Турки и другие завоеватели, которые приходили на его берега с целью покорения местного населения, встречали серьезное сопротивление со стороны черкесов, адыгов и других племен. За это якобы турки и прозвали море Караден-гиз-Черным, негостеприимным.

Название из литов. Batlas, латыш. , baits «белый», что может быть связано с цветом песчаных берегов этого моря. По другой версии, название образовалось от латин. Balteus «пояс», (ср. швед., дат., норв., balte «пслс», и связано это с тем, что это море продолжает цепочку морей, опоясывающих материковую Европу).

В древней южноаравийской письменности краткие гласные звуки графически не изображались на письме. Поэтому появилось предположение, что при расшифровке арабами южноаравийских надписей сочетание «х», «м», «р» было прочитано как арабское «ахмар» (красный).

Мировой океан - главная часть гидросферы

личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности , формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, привитие навыков самоконтроля;

умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения задач, развитие приемов смыслового чтения, умение организовывать совместную деятельность в группе

предметные: сформировать понятия «море», «залив», «пролив», «океан», «остров», «полуостров», «архипелаг»; сформировать представление о способах формирования географических названий, географии некоторых водных объектов Мирового океана, формирование картографических приемов работы

Подготовка к уроку:

Настенная карта «Физическая карта полушарий», атласы 6 класса , учебник

Приложения в необходимом количестве:

1. Маршрутный лист путешественника

2. Кроссворд «Части Мирового океана»

3. Материалы для работы в паре по смысловому чтению

4. Задания для групп для формирования понятий

5. Топонимический словарик

Техническое сопровождение: ПК, колонки, презентация, фрагмент фильма, кроссворд в интерактивном режиме

Ведущая форма организации: групповая

Форма урока: путешествие

Ведущая учебная деятельность:

· Работа с источниками знаний – учебником (поиск и выбор информации, формулирование понятий, смысловое чтение), картами (работа с картами разного масштаба, привитие приемов работы с настенной картой, упражнения на выбор соответствия, выполнение творческих заданий)

· Самооценка и рефлексия (работа с оценочными листами, сопоставление ответов с критериями)

Ход урока

Деятельность учителя

Сопровождение

Деятельность учащихся

1. Организационный

Сегодня мы отправимся в путешествие. Поднявшись вверх, мы увидим, что большую часть нашей планеты занимает вода

Слушают, анализируют данные

2. Введение знаний

Назовите большую часть гидросферы

Мировой океан

Определите тему сегодняшнего урока

Мировой океан и его части

Путешествовать мы будем на корабле. Конечным пунктом нашего путешествия является порт, в которой мы сможем зайти, обладая ответом на вопросы.

А какую цель видите вы?

Сопоставим цели урока.

Участвуют в формулировке целей, корректируют ее

Плыть будем в команде. Какие правила важны в командной работе?

Озвучивают правила работы в группе (распределять работу, принимать совместное решение, уважать мнение других, работать совместно на общий результат)

Вспомним, что такое Мировой океан? Сформулируйте понятие.

Признаки понятий.

Формулируют понятие, записывают его в тетрадь.

Проанализируем площади океанов. Покажите по настенной карте их. Определите самый маленький, крупный океан Земли.

Делают выводы, показывают по настенной карте и карте в атласе.

В плавании важно избавиться от лишнего груза, как говорят моряки, от балласта . Сопоставьте стикеры, определите, какие понятия нам нужны будут для путешествия по Мировому океану (залив, пролив, океан, река, море, озеро, шахта). Уберите лишние

На маршрутный лист наклейте стикеры: залив, пролив, океан, река, море, озеро, шахта.

Выделяют в группах лишние понятия. Объясняют выбор

Проведем самоконтроль. Нужно телеграфировать на берег. Наш ответ?

Промежуточная рефлексия: после каждого задания обводят элемент корабля, свидетельствующий о выполнении - правильность, хорошая организация в группе, использование источников знаний – все три элемента соответствуют самому крупному рисунку.

Проводят самооценку, делают отметку по рефлексии в маршрутном листе

Почему же используются разные термины для определения?

Правильно, это разные водные объекты!

Выдвигают гипотезы

Применение знаний

Нам нужно наполнить трюмы.

Соберите определение одного понятия

Выдать раздаточный материал с вырезанными словами определения

Работают с элементами кластера

Самоконтроль

Проводят самооценку

Иногда в плавании отдельные матросы уходят на отдельное задание. Пожелаем им удачи. Организация группы по смысловому чтению, озвучить время подготовки задания (8 минут)

· Названия каких географических объектов употребляют мореходы в обиходе?

· Как пишутся названия географических объектов на карте?

· Как лучше запомнить названия географических объектов

Выдать задания для смыслового чтения

Работают в паре по элементам смыслового чтения.

Каждый водный объект имеет свое название. И существует наука - топонимика, которая изучает происхождение названий. Примеры на слайде

Смотрят слайд, выдвигают суждения, по каким признакам названы географические объекты.

Давайте попробуем узнать такие интересные названия (Игра)

Отгадывают кроссворд, работая в группах используя атлас

Самоконтроль

Проводят самооценку

Организация работы дневника - исследователя. Рассказ учителя о внеурочной работе по составлению топонимического словаря.

Приложение 5

Проводят внутреннюю мотивацию, планируют деятельность

Предоставим слово нашей «путешествующей группы»

Ответы пары, работающими по смысловому чтению

Но в океане размещены и участки суши. (слайд: остров, полуостров, архипелаг).

Устанавливают соответствие, обращаются к учебнику в случае затруднений (стр. 92)

Видеофрагмент Гренландия

Смотрят фрагмент, обмениваются эмоциями

Закрепление

Часто морские пираты, да и матросы «травят байки», то есть рассказывают небылицы. Надо уметь отличать.

· Мировой океан – главная часть гидросферы

· Заливы находятся по периметру суши

· Гренландия – самый большой остров

· Атлантический океан занимает 2 место по площади

· Пролив- пространство, ограниченное с двух сторон сушей

Отмечают «-» и «+»

Итог урока

Определите, насколько достигли мы цели

Выявите наиболее значимый этап урока

Награждение лучших матросов команды (магнит)

Проводят рефлексию занятия.


Приложение

СОСТАВ ГРУППЫ:

__________________________

___________________________

___________________________

1

Маршрут путешествия группы

1. Отбор понятий. Вклей нужные понятия, имеющие отношение к Мировому океану

2. «Собрать» определение понятий

Пролив

Море – часть океана, огражденная участками суши и рельефом дна, отличающаяся своими свойствами и животным миром

Залив – часть водоема , вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоема

3. Игра «Знатоки названий». Укажите правильное количество ответов_______

4. Работа с текстом

5. Объекты суши. Установить соответствие: ________________________

Сколько океанов на Земле? Как они называются?

На Земле выделяют четыре океана – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?

Мировой океан занимает ¾ часть поверхности Земли.

По таблице определите, какой океан самый большой и глубокий. Какой океан самый маленький?

Самый большой и глубокий Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.

По карте атласа приведите примеры окраинных и внутренних морей.

Окраинные моря – Аравийское море, Лаптевых, Норвежское, Карское.

Внутренние моря – Красное, Средиземное море, Черное море.

Найдите на карте атласа Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Гвинейский заливы. К каким океанам они относятся?

Бенгальский – Индийский океан.

Гвинейский, Мексиканский и Бискайский залив – Атлантический океан.

Покажите на карте проливы: Дрейка, Мозамбикский, Гибралтарский и Берингов. Какие части суши они разделяют и какие водные бассейны соединяют?

Дрейка – разделяет Южную Америку и Антарктиду, соединяет Тихий и Атлантический океаны.

Мозамбикский – разделяет Африку и о. Мадагаскар.

Гибралтарский – разделяет Евразию и Африку, соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном.

Берингов – разделяет Евразию и Северную Америку, соединяет Тихий и Северный Ледовитый океан.

Вопросы и задания

1. Что такое Мировой океан?

Мировой океан - непрерывная водная оболочка, окружающая материки и острова.

2. Какие части Мирового океана вы знаете?

Крупные части Мирового океана – четыре океана (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый).

3. По физической карте мира определите название частей Мирового океана, в которых расположены точки со следующими географическими координатами. Укажите, к каким океанам относятся найденные вами моря и заливы, какие части Мирового океана соединяют проливы?

350с.ш. и 200в.д. – Средиземное море (Атлантический океан).

430с.ш. и 350в.д. – Черное море (Атлантический океан)

600ю.ш. и 600з.д. – пролив Дрейка – разделяет Южную Америку и Антарктиду, соединяет Тихий и Атлантический океаны.

250с.ш. и 900з.д. – Бенгальский залив в Индийском океане.

700с.ш. и 400в.д. – Баренцево море в Северном Ледовитом океане.

20с.ш. и 00 д. – Гвинейский залив в Атлантическом океане

550с.ш. и 1500в.д. – Охотское море в Северном Ледовитом океане.

660с.ш. и 1680з.д. - Берингов пролив разделяет Евразию и Северную Америку, соединяет Тихий и Северный Ледовитый океан

4. Назовите моря, омывающие территорию нашей страны. К какому типу они относятся? К каким океанам принадлежат?

Моря Северного Ледовитого океана. К бассейну Северного Ледовитого океана относятся шесть морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Все моря, кроме Белого, окраинные.

Моря Тихого океана. К бассейну Тихого океана относятся три моря: Берингово, Охотское и Японское, омывающие восточное побережье страны. Моря – окраинные.

Моря Атлантического океана и Каспийское море. К бассейну Атлантического океана принадлежат три моря: Балтийское, Черное и Азовское. Все три моря – внутренние.

5. Какое значение имеет океан в жизни человечества?

Мировой океан играет большую роль в жизни и хозяйственной деятельности людей. Он - кладовая разнообразных природных богатств: воды, полезных ископаемых и продуктов питания. Океанические пути служат для сообщения между многими странами и континентами.

§ 34. Мировой океан - основная часть гидросферы

Вспомните

  • Сколько океанов на Земле? Как они называются? Что вам еще известно о Мировом океане?

Мировой океан и его части. Океаны - крупнейшая часть гидросферы. В них находится 96% всей воды, и они покрывают почти 3/4 поверхности Земли.

    Мировой океан - непрерывная водная оболочка, окружающая материки и острова.

Мировой океан - единое водное пространство. Однако он разделен материками и островами на крупные части - отдельные океаны (рис. 118).

Рис. 118. Границы океанов

Четких природных рубежей между океанами нет. Границы между ними условны. Покажите на физической карте мира границы между океанами.

Океаны различаются по размерам, глубине, температуре и солености вод, особенностям органического мира. Каждый океан имеет также собственные системы ветров и течений.

Таблица 6

По таблице 6 определите, какой океан самый большой и глубокий. Какой океан самый маленький?

Моря, заливы, проливы. Во всех океанах есть моря, заливы и проливы.

    Море - это часть океана, более или менее отделенная от него участками суши или подводными поднятиями дна.

Исключение составляет Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане (найдите его на карте). Оно не имеет берегов, его границами служат течения.

Моря занимают 1/10 часть площади Мирового океана. Из-за их обособленности в морях замедлен обмен воды с основной частью океана. Поэтому по некоторым природным особенностям моря отличаются от открытых пространств океанов.

В зависимости от того, насколько сильно моря вдаются в сушу, их делят на окраинные и внутренние (рис. 119).

Рис. 119. Окраинные и внутренние моря

Окраинные моря незначительно вдаются в материки и ограничены со стороны океанов островами и поднятиями подводного рельефа. Внутренние моря далеко врезаются в сушу.

По карте атласа приведите примеры окраинных и внутренних морей.

    Залив - это часть океана (или моря), вдающаяся в сушу, но имеющая свободный обмен воды с основной частью океана (моря).

Заливы могут быть разной формы, размеров и глубины. Самый большой и глубокий - Бенгальский залив в Индийском океане.

Найдите на карте атласа Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Гвинейский заливы. К каким океанам они относятся?

    Пролив - это узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее части Мирового океана.

Проливы бывают узкие и широкие, короткие и длинные, мелкие и глубокие. Самый широкий - пролив Дрейка (950 км), разделяющий Южную Америку и Антарктиду и соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Этот же пролив и самый глубокий - 5249 м. Один из самых длинных проливов - Мозамбик-ский (1670 км). Он разделяет Африку и остров Мадагаскар.

Рис. 120. Освоение глубин океана

Покажите на карте проливы: Дрейка, Мозамбикский, Гибралтарский и Берингов. Какие части суши они разделяют и какие водные бассейны соединяют?

Как и зачем изучают Мировой океан. Мировой океан играет большую роль в жизни и хозяйственной деятельности людей. Он - кладовая разнообразных природных богатств: воды, полезных ископаемых и продуктов питания. Океанические пути служат для сообщения между многими странами и континентами. Освоение и правильное использование океана невозможно без его изучения. Но из-за огромных размеров и глубин океанические пространства до сих пор слабо исследованы. Только с середины XX в. для научных целей начали строить специальные суда, различные подводные аппараты (батисферы, батискафы), использовать специальное водолазное снаряжение, подводные лодки (рис. 120). Возможности изучения и освоения Мирового океана сильно расширились с развитием космической техники. Космические станции дают сведения о движениях и загрязнении воды, перемещении льдов и айсбергов, миграциях косяков рыбы и др.

Вопросы и задания

  1. Что такое Мировой океан?
  2. Какие части Мирового океана вы знаете?
  3. Какое значение имеет океан в жизни человечества?
  4. Назовите моря, омывающие территорию нашей страны. К какому типу они относятся? К каким океанам принадлежат?