Как написать детскую сказку примеры. Сочиняем сказки

Иногда заботливым родителям может показаться, что их маленькое чадо скучает, когда они читают ему на ночь. И не так важно, русская народная или плод творчества известных братьев Гримм, все равно малышу скучно. В таком случае встает перед заботливыми родителями вопрос: «Как сочинять сказку своими силами, чтобы увлечь ребенка перед сном?» И как же придумать что-нибудь стоящее, когда в голову приходят идеи про тесный теремок и спящую красавицу, непонятно.

Как придумать оригинальную сказку

А если у родителей не получается освоить искусство сочинения что делать? Попробуем в этом разобраться. Есть несколько способов того, как самому сочинить сказку, и с их помощью новые идеи сами появятся у вас в голове. Итак, если нет никаких мыслей по поводу будущей волшебной истории, то воспользуйтесь этими советами.

Можно немного «переврать» уже известную ребенку сказку. К примеру, отправить Золушку не к прекрасному Принцу на бал, а в где она встретит своего возлюбленного.

Сделать привычную сказку «повестью наоборот». Допустим, хитрая рыжая Лиса подружится с Колобком, или пускай Красавица найдет способ разбудить Спящего Принца, который умудрился уколоться стрелой во время охоты.

Еще вариант - продолжить уже законченную сказку. Можно взять ту же Золушку и описать ее жизнь с Принцем, придумать новые приключения для ее сестер и злобной мачехи.

Также можно смешать две или больше сказок: описать дружбу деревянного мальчика Буратино и Красной Шапочки, рассказать об их побеге от страшного Людоеда и встрече с Котом в сапогах.

И последний способ, который поможет вам разобраться в сложном вопросе "как сочинять сказку" (возможно, самый простой из всех). Можно просто перенести героев вашего произведения в наше время. Допустим, воплотить идею о том, как будет себя вести Дюймовочка, оказавшись в мире, полном автомобилей и других, страшных для нее машин.

Возможно, при переделывании старых знакомых сказок вас посетят новые, не менее интересные замыслы.

Особенности жанра

Перед тем как сочинить свою сказку, следует понять, какие существуют особенности этого жанра, какие черты у подобных произведений являются общими. Конечно, можно и не писать по плану, но в таком случае не факт, что ребенок оценит плод вашей фантазии. Все же лучше придерживаться старых проверенных истин.

Во-первых, в сказке всегда счастливый конец. Пусть в реальной жизни это совсем не так, но вы же хотите усвоить науку о том, как сочинить сказку (волшебную, между прочим). Поэтому нужно запомнить: в фантастической реальности все всегда заканчивается хорошо, а плохие герои либо проигрывают положительным персонажам и уходят навсегда, либо становятся на путь истинный и меняются в лучшую сторону.

Во-вторых, нужно поднять в сказке определенную проблему, сделать ее нравственной. Например, показать, что из-за того, что герой много раз обманывал своих друзей, он их всех растерял. Или описать ситуацию, аналогичную сцене из «Золотого ключика», в которой Буратино так легко верит лживым коту и лисе, что заканчивается для него не очень хорошо.

В-третьих, нужны элементы волшебства. Это же сказка все-таки. Можно придумать каких-нибудь говорящих животных, волшебные предметы быта тоже будут к месту. Например, пусть другом и советчиком главного героя будет говорящий кот. А зачарованный клубок ниток укажет ему дорогу к цели.

Ну и еще желательно главному герою иметь верного помощника, который всегда даст мудрый совет, а лучше - двоих таких друзей. Ведь три - магическое число, а значит, сказка станет еще более волшебной. Ну и все события нужно описать красочным, живым языком. Удачные сравнительные обороты, гиперболы, метафоры и эпитеты вызовут у ребенка восхищение.

Сказка для самых маленьких

Если ребенок у вас маленький и не желает слушать большие интересные сказки, можно сочинить короткую волшебную историю, длиной всего в несколько предложений. Для того чтобы понять, как сочинять сказку небольшую, но интересную, нужно уяснить одну вещь. В этих историях обычные предметы и явления делают волшебными. Например, можно рассказать малышу о путешествии его любимой игрушки в шумный двор или о жизни синего карандаша в коробке с одиннадцатью братьями. Позже, когда ребенок подрастет, можно увеличить сказку-малышку, дополнив ее еще некоторыми событиями и деталями. Или даже создать целый цикл о путешествиях плюшевого мишки и каждый вечер рассказывать на ночь малышу новую историю о мягком любимце. Тогда ребенку не будет скучно, он быстрее уснет ночью и даст родителям немного свободного времени для себя. А такие сказки станут очень приятной традицией и останутся в воспоминаниях вашего чада на всю жизнь. Возможно, и для своих детей он будет также придумывать небольшие истории об игрушках.

Как описать животное в сказке

Перед тем как нужно все хорошо обдумать. С чего начать? Следует придумать животное и наделить его соответствующими признаками. Например, сова будет мудрой и немного ворчливой, а ослик станет отождествлением глупости. Животных следует наделять качествами людей осторожно, потому как в большинстве сказок одни и те же представители животного мира обладают одинаковыми чертами характера. Кроме того, желательно продумать все мотивы поступков зверей, а также их внешность. Допустим, той же сове присвоить очки, а поросенку - смешной комбинезон как веселому балагуру.

Ошибки начинающих сказочников

К сожалению, не всегда первый опыт является удачным. Поэтому лучше разобрать самые распространенные ошибки родителей, которые стремятся сочинить сказку впервые.

Большая сказка, но без плана. Из-за отсутствия изначального плана, даже самого простого, очень легко запутаться и написать лишнее. Создать структуру сказки не так уж и сложно, а следовать ей еще проще.

Бессмысленная история. Отсутствие морали в сказках часто непонятно, ведь они призваны поучать детей, причем в нескучной для них форме. Если у истории нет цели, кроме как развлечь ребенка, то ничего хорошего из этого не получится.

Противоположность предыдущей проблеме - слишком поучительная сказка. Когда, кроме слов о том, что хорошо, а что плохо, в произведении ничего не слышно, то оно станет неинтересным и совсем не "зацепит" ребенка. Всего должно быть в меру.

Заключение

Если поверить в себя и придерживаться описанных в этой статье советов, то в том, как сочинять сказку, интересную именно для вашего ребенка, не останется сомнений. Ведь вы, как никто другой, знаете, что интересно вашему малышу и что покорит его с первого предложения.

Часто в школе учителя задают домашнее задание - сочинить сказку. Это трудное задание, ведь не всем дано стать писателями. Конечно, можно просто скачать из сети Интернет. Но, нет гарантий, что педагог не потратит время и не проверит на плагиат, ведь современный учитель «продвинутый» и использует в своей работе информационные технологии.

Есть еще один вариант! Сесть и сочинить сказку. Это творческое задание, которое требует от ребенка развитого воображения, речи и мышления. Возможно, помощи со стороны родителей.

Лучше всего у детей получается сочинять волшебные сказки. Волшебная сказка - это вымышленная история, которая не может произойти в реальном мире, но события или герои берутся из жизни.

Главное - не уходить от темы;

У любого произведения должны быть 3 части: начало (завязка), середина (кульминация), конец (развязка);

Добро изо всех сил старается победить зло;

Главный герой - Опора и надежда;

Герои используют волшебную силу, предметы, проходят испытания, происходят чудеса;

Желательно использовать в тексте слова: ласковые имена, жили-были, как-то раз, повстречал он, с тех пор, стали жить-поживать, жила долго;

Сказка всегда чему-то учит (Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

Осталось найти слушателя и рассказать ему сказку. Лучше, если это будет ребенок! Тут и сказки конец, а кто слушал — Молодец!

Примеры сказок, сочиненных детьми:

Златовласка

Жили - были король и королева. У них не было детей. Через некоторое время королева умерла. И королю сказали, чтобы он женился на другой королеве. Но король не мог выбрать королеву, потому что первая жена была лучше всех. Через несколько дней ему привели немного королев, и он выбрал из них самую молодую, красивую королеву. Они устроили большой пир! Через некоторое время королева родила королю дочку.

Маленькая принцесса росла не по дням, а по часам.

У принцессы были голубые глаза и длинные золотые волосы.

Как-то принцесса пошла гулять по окрестностям дворца и незаметно ушла в лес. Внезапно из-за кустов появилось Чудище, схватил он принцессу и унёс к себе в замок. Тем временем во дворце у короля поднялся шум, ведь пропала его дочь! Король приказал своим рыцарям чтобы они нашли принцессу.

Долго они искали принцессу и наконец один из рыцарей по имени Матвей увидел прядь золотых волос принцессы на ветке дерева. И он поскакал на коне по тропинке которая привела в замок Чудовища.

В это время Чудище спало, вдруг он услышал, что кто - то вошёл в его замок. Он увидел рыцаря. Рыцарь сказал, что он пришёл за принцессой которую он похитил (Чудище). Между рыцарем и Чудовищем завязалась борьба. Долго рыцарю пришлось сражаться с Чудовищем! Наконец рыцарю удалось победить Чудовище! Он его связал. Освободил принцессу из темницы, а Чудовище поместил в темницу.

Когда рыцарь и принцесса вернулись во дворец, то король и королева обрадовались что их дочь жива и здорова!

Рыцарь в награду попросил у короля и королевы выдать за него замуж принцессу Златовласку.

Принцесса согласилась!

И устроили они пир на весь мир!

И жили они долго и счастливо!

Колобок - колючий бок

Недалеко от деревни рос не очень густой лес. На опушке этого леса под старым пнём жил в норке ёжик. Его звали Колобок -колючий бок.

Однажды утром вышел он из своего домика и побежал в поисках пищи. Вдруг он услышал чьи - то шаги, быстро свернулся он клубком и зафырчал. Но это оказался его сосед заяц по имени Косой.

«Куда скачешь?»

«Зайчиха ушла в лесной магазин, а я иду её встречать» - ответил заяц и поскакал дальше. И ёжик снова побежал по дорожке, которая привела его к большой ели. Под ней было много грибов.

«Вот это да! Сколько еды для меня.» - воскликнул ёжик.

«Будет чем угостить ежиху, когда она придёт ко мне в гости» - подумал он. Набрал грибов и довольный побежал к себе в норку.

Ёж вернулся домой весёлый и стал готовится к обеду. Он сварил вкусную грибную похлёбку. Скоро пришла красавица ежиха, её звали Иголочка. Они очень вкусно пообедали и потом до самого вечера веселились и играли в разные игры.

Сказка "Колобок - колючий бок"

Чтобы скачать материал или !

И смелость, а ваш ребенок будет ассоциировать себя с этим героем. Если ваша аудитория – самые маленькие дети, выберите в качестве главного героя какое-нибудь доброе животное или вымышленное существо. Дайте всем персонажам звучные, но простые имена.

Создайте героям сложности. Вспомните самые захватывающие сказки и истории, в них всегда главные действующие лица вынуждены разрешать проблемы, выбираться из сложных ситуаций. Чем запутаннее обстоятельства, тем больше выдумки должен проявлять герой, чтобы из них выбраться. Если это , не перегружайте текст длинными логическими цепочками «надо сделать так, тогда получится то, что нужно принести туда, где произойдет что-то еще и так далее». Лучшие сюжеты для крох о пользе, например, мытья рук перед едой, о , о том, как важно помогать старшим.

Придумайте отрицательных персонажей, которые вечно мешают главным героям, но, в конце концов, будут наказаны. Такие сюжеты учат детей понимать, что добро это хорошо, пусть даже во взрослом мире не так просто оперировать подобными категориями. В конце сказки отрицательный герой может либо исправиться, либо самоустраниться, убивать его не стоит даже в добрых целях.

Отправьте главного героя сказки и его друзей в путешествие, цель которого – найти что-то важно, исполнить свое предназначение, помочь кому-то. По мере прохождения пути позвольте персонажу встретить новых друзей, которым он сможет прийти на выручки, а те отплатят ему добром в нужный час.

Закончите сказку таким образом, чтобы все мечты главного героя , задумки осуществились, все, кому нужна была помощь, получили ее и жили долго и счастливо.

Видео по теме

Чего только нет в наше время для того, чтобы занять внимание ребенка: мультфильмы, книжки с картинками, видеоигры, аудиозаписи со сказками… Но что же делать, если ваш ребенок просит вас придумать сказку специально для него? Конечно, проще включить ему любимый мультик и уйти заниматься своими делами. Но проще – не всегда лучше. Детям нужно наше внимание, наша близость. Иначе они начнут предпочитать наше общество героям мультфильмов, которые не станут ругать за невыученные уроки и разбросанные игрушки.

Инструкция

Для начала вспомните, какие сказки и какие герои нравятся ребенку. Если ваша дочь обожает фей и чародеев, вряд ли сказка про роботов будет ей интересна. Пусть главный герой несет в себе любимого героя вашего малыша, и в то же время чем-то напоминает самого ребенка, внешне или по характеру. Герой может быть немного старше слушателя сказки, но пусть их не разделяет слишком большая в возрасте. За приключениями такого героя ребенок будет следить с большим интересом, сопереживая ему.

Не переусердствуйте, когда будете придумывать отрицательных персонажей: как бы ваш малыш не начал их боятся всерьез. Впрочем, если уже есть какой-то конкретный страх, пусть сказка поможет его победить.

Вы можете положить в основу сказочной истории какую-то реальную проблему вашего ребенка, например, страх или нелюбовь к уборке. Можно сочинить историю про маленькую фею, которая потеряла свою палочку, потому что у нее в комнате был беспорядок, или про совенка, который боялся темноты.

По мере приближения истории к развязке проблема главного героя должна решиться, совместными усилиями его самого и его друзей. Не стоит слишком полагаться на магию или механизмы будущего – пусть герой проявит смелость, выдержку, ум. Тогда ребенок почувствует, что победа над его страхами и неудачами в его руках, даже если у него нет волшебной палочки или лазерного пистолета.

Злодей должен быть побежден, но не стоит придумывать ему ужасную смерть: лучше пусть с ним произойдет что-то, делающее его смешным и совсем не опасным. Пусть ребенок посмеется над своим страхом. Отрицательный персонаж также может перейти на сторону героев, изменится в лучшую сторону, переосмыслив свое поведение. Это поможет ребенку избежать лишней агрессии в своих представлениях о методах решения жизненных проблем.

Если ребенку понравилось слушать вашу историю, а вам – сочинять ее, будьте готовы к тому, что в скором времени у вас попросят продолжение. Набрасывайте сюжет в свободное время: это поможет вам отвлечься от повседневных проблем. Многие детские книги благодаря тому, что всего лишь решил на досуге записать сочиненную для своих сказку… Может, и у ваших героев есть шанс поселиться под книжной обложкой?

Обратите внимание

Будьте очень тактичны, если ваш ребенок захочет рассказать вам свою собственную сказку. Критика и насмешки в данном случае неуместны.

Полезный совет

Если ребенок не против, можете использовать в качестве героев сказки его любимых кукол или другие игрушки. Не препятствуйте, если малыш захочет участвовать в создании сказки вместе с вами.

Педагоги дошкольного образования в один голос твердят, что современные дети воспитаны на мультфильмах и совсем не знают сказок, а ведь они в корне отличаются не только сюжетной линией, но и заложенными архетипами, моралью, нравственными ценностями. Любая сказка прежде всего воспитывает. А потому, если ваш ребенок не желает слушать «Колобка» или «Курочку Рябу», сочините ему собственную сказку .

Инструкция

Первое – помните, что в каждом возрасте у свои интересы. Так очень маленьких деток не стоит перегружать смыслом. Мораль «басни», как и слова, должны быть простыми и понятными. Для более взрослых детей можно использовать слова, которые им еще не знакомы, объясняя их по ходу изложения. Но не увлекайтесь, ведь вы же сказку пишите.

Далее о героях вашего повествования. Для наилучшего восприятия главный герой (герои) должен (должны) хотя бы немного напоминать ребенку его самого. Дети очень наблюдательны и сразу это замечают, им становится интересно послушать историю как бы о себе. Это может быть внешность или особенность поведения. В описаниях не надо использовать слишком много прилагательных, т.к. любая интересна в первую очередь действом, да и ребенку будет сложновато воспринимать длинные описания, и он потеряет к интерес.

Теперь сюжет. Лучше всего будет, если он совпадет с увлечениями вашего чада. Если, например, животные, можно собаку сделать лучшим другом и помощником главного героя. Вы можете включить в сказку повадки настоящего животного и то, как за ним нужно . Это еще одна возможность научить вашего ребенка общаться . Имена героев лучше всего сделать веселыми, смешными. Например, не просто "пират", а "садовоголовый пират Серега".Основная сюжетная линия должна быть одна. Т.е. если вы рассказываете про Таню, то про нее и пишите, не отвлекайтесь на пространное других персонажей.

В заключении обязательно надо очень четко прописать, кто плохой и не надо, а с кого надо брать пример. Это вроде бы и не нравоучение, исходящее от вас, и в то же время возможность ребенку какие-то моральные ценности. И помните – сказка всегда заканчивается хорошо. Опишите счастливый конец, где все рады и даже у отрицательного героя есть возможность исправиться.

Иногда можно представить все в виде игры и дать ребенку самостоятельно придумать финал вашей истории. Во-первых, это развивает воображение, а во-вторых, игра не только будет интересна для него, но и полезна для вас. Вы сможете лучше узнать своего ребенка, его мысли, страхи, возможно, мечты.

Что делать, если так хочется сочинить свою сказку, а мысль не идет? Если в голове пусто, как в чистом поле, и ни один даже самый крохотный персонажик не хочет показываться на глаза? У меня такое бывало – и не раз. Вдохновение накатывало и откатывалось волнами глубоко в мой вымышленный океан. Сегодня вот опять откатилось. Одна с этим воображением беда! А ведь я всегда мечтала написать свою идеальную сказку. Мечтала сочинять . Эх, придется доставать волшебную шкатулку...

Порывшись в волшебной шкатулке, я, к своей радости, обнаружила славную пятерку Дельных Советов, которые помогут нам написать шедевр, а если не шедевр, то свою чудесную сказку.

Оно явно похрапывает где-то на дне черепной коробки, и его просто необходимо растолкать. Как же это делается?
  • Ну, во-первых, Воображение просыпается от музыки. Факт общеизвестный, что музыка влияет на наш мозг, как ничто другое. Выберите музыку по душе – и наслаждайтесь. А наслаждаясь, не забывайте сочинять. Представляйте, что бы вы делали под эту музыку, окажись вы в сказке. Воображение не замедлит включиться.
  • Во-вторых, наше привередливое Воображение весьма падко на разные интересные фильмы и картины. Не откажите ему в этом удовольствии. Побалуйте его разноцветным бисером или плетением фенечек. Поразглядывайте витражное стекло в лучах заката. Сказка - она ведь вокруг нас.
  • В-третьих, природа. Поверьте, ничто так не вдохновляет, как отдых на природе. А если не отдых, то… Попробуйте по дороге со школы, с университета или с работы свернуть в какой-нибудь лесок или рощицу с чирикающими пташками. Остановитесь на мгновение посреди вечной спешки и взгляните на небо. Научитесь удивляться. Мы обладаем этой способностью с рождения, но почему-то с возрастом она притупляется. Возродите своего внутреннего ребенка. Удивляйтесь красоте мира!
  • В-четвертых, оживите неживое вокруг себя. Пусть ваше комнатное растение заговорит и пожалуется на то, что вы его не поливаете. Пусть заворчит скрипучая дверь, а карандаш вдруг сам бросится рисовать шедевры, крикнув, что мечтал об этом с тех пор, как его изготовили на фабрике. Чтобы написать свою и только свою сказку, понадобится пуд воображения – никак не меньше. Так что тренируйтесь.
  • Откройте словарь и выберите наугад десяток слов. Переставляйте их местами, склоняйте. И напишите с их помощью небольшую сказку. Только не забудьте связать слова по смыслу. Возьмем для примера пять существительных: футбол, носок, ракета, лентяй и деревяшка. И поехали: «Жил на свете лентяй. Он вечно разбрасывал носки и никогда не мог подняться вовремя. Так и лежал до обеда, точно деревяшка. Однажды он проспал до самого вечера. И разбудила его только мини-ракета, которую товарищи забросили в окно. К ракете была приклеена записка: «Давай играть в футбол». Обрадовался лентяй, вскочил – и давай одеваться. Шорты надел, майку надел, а носки? Под батареей – один желтый, за кроватью – зеленый и красный. На люстре – синий. Никак пару не подобрать! Огорчился лентяй: как без носков играть в футбол?»
  • Допустим, у вас есть какая-то проблема или задача. И вы не знаете, как ее решить. Не вопрос! И здесь на помощь придет Воображение. Представьте, что вы попали в сказку. Там уж любое средство сгодится – и обычное, и волшебное. Что бы вы выбрали для решения своей проблемы? Магический предмет или супер крутую, навороченную установку, изобретенную сумасшедшим ученым?
  • Дельный Совет номер 4.
    Придумайте для своей сказки главного героя.

    А теперь время для Главного Героя сказки. Кто он, ваш герой? Какими качествами обладает? Всесильный ли он чародей или бедняк, который любит подвыпить? Безупречен ли он, или же любит ковыряться в носу в четверг после восьми вечера? Обязательно придумайте герою цель. Герой без цели – жалкая тряпка. Как изменится герой в ходе сказки? С чем он столкнется, какие сложности ему придется преодолеть? И еще, сказке необходима тайна. Пусть ваш герой будет весь из себя загадочный. Читатели это любят. Ну, и конечно же, не забудьте о неожиданном, красочном финале.
  • Любой сказке положен конфликт. Но как же его изобрести? Если конфликт не назревает, его можно, хм… Подтолкнуть. Например, живет Главный Герой тихо-мирно в своем убогом домишке (или хрустальном дворце). Все рады, всё спокойно. И тут вдруг – бац! Обрушивается небо. В самом прямом смысле обрушивается. Небесные жители в панике. Что и говорить, земным тоже на орехи досталось. И внезапно для себя Главный Герой понимает, что должен восстановить равновесие в природе и вернуть небо на место.
  • Итак, славная пятерка Дельных Советов подошла к концу. И я неожиданно поняла, что спасти мир (ой, то есть написать свою собственную сказку) мне вполне под силу. А как вы? Чувствуете прилив вдохновения? Если всё еще не чувствуете, можете почитать

    (практикум по сказкотерапии для взрослых)

    Для того, чтобы заняться сочинением историй - этим лучшим из многих возможных психотерапевтических занятий, нужны всё-таки кое-какие навыки. Особенно если Вы - ещё пока не член Союза Писателей. Ну, да и не надо...

    Сказка , которую мы сочиняем сами для себя, активизирует процессы в Бессознательном, а это, в свою очередь, приводит к личностному росту и помогает разрешать нам самим любые наши жизненные затруднения.

    Но что же сделать конкретно, чтобы сесть и написать сказку?

    Ниже я предлагаю несколько простых упражнений, которые выведут из творческого ступора любого человека. Даже такого, которому в школе было очень трудно писать сочинения и кто мучается до сих пор, составляя текст поздравительной открытки.

    И верно. Ведь то, что я сейчас предложу Вам в качестве тренажёра, мало похоже на школьный урок по литературе «Готовимся писать выпускное сочинение»... И совсем не похоже на тяжкую необходимость стряпать банальный и лицемерный текст типа «С новым Годом!»...

    Итак, мы берём лист белой бумаги, ручку и... начинаем писать психотерапевтическую сказку с нескольких заходов.

    И помните главное: мы ставим перед собой задачу написать не художественную , а психотерапевтическую сказку. Мы создаём свой рассказ не для публикации, а для самоисцеления. Вот когда мы исцелимся, вытянем наружу все проблемы и противоречия, вот тогда, возможно, займёмся и рафинированным художественным творчеством, ориентированным на премию «букер»...

    Заход Первый

    Придумайте десять слов - десять существительных нарицательных, можно словосочетаний (стол, стул, лампа, окно, консервная банка, душистый горошек...)

    Пусть эти слова будут взяты Вами из самых разных областей жизни. (прерия, генеральный секретарь, масленица, бал, треска)

    Теперь слова можно - склонять, переосмысливать и выворачивать шиворот-навыворот. Как? А вот как!

    Скажем, Вы придумали слова: Ёж, уж, гол, баран...

    Склоняем слово «Ёж». Первое, что приходит в голову - «ежу». Из этого слова можно сделать слово «уже», прочитав его наоборот!

    Слово «гол» можно перевернуть и получить «лог».

    Сказка может начинаться так: «Жил-был в лесу молодой ёж по кличке «Баран». Куда бы он ни шёл, другие ежи ему говорили: «Куда ты прёшь, баран? Не видишь, что ли - тут моя ежиха голая купается, ты её смущаешь. А тут у нас сети на комаров расставлены. Ты их сейчас все потопчешь. Смотри, куда идёшь, баран!»

    Так и повелось. Однажды Баран (то есть - ёж) забрёл в сырой лог, в котором пересиживал жару старый Уж»... Ну и так далее...

    Этот приём хорош для тех, кто любит играть словами, выворачивать их так и эдак, находить бесконечные смыслы даже в одном коротеньком слове.

    Заход Второй

    Если игры со словами Вас не впечатляют (потому что Вы находитесь во взвинченном стрессовом состоянии, например), то Вам поможет написать Вашу сказку следующий приём. Задумайтесь: на какую тему Вам интересно было бы поговорить прямо сейчас?

    Пусть «рабочей» темой сказки станет та проблема, которую Вы в последнее время прокручиваете в голове. Нет денег? Не звонит любимый? Годы идут? Дети не слушаются?

    После того, как Вы начнёте сочинять историю про важную для Вас тему, Вам могут внезапно открыться и новые способы заработать, и новый взгляд на отношения с любимым, и новый взгляд на отношения с детьми...

    Все Ваши тревоги и печали могут стать (и должны!) темой Вашей психотерапевтической сказки!

    Заход Третий

    Третий заход - немного более продвинутый, чем первые два. Он требует визуализации. Возьмите слово, которое Вас больше всего цепляет - из тех десяти выбранных Вами наугад слов...

    Представьте себе тот предмет, который это слово обозначает. Вообразите себе этот предмет в его естественном контексте, поживите жизнью этой вещи. Нарисуйте, короче, внутри своего воображения - картинку. Нарисовали? Ну а теперь - разверните ход естественных событий в этой картинке резко на 180 градусов! То есть: представьте себе, что могло бы НАРУШИТЬ эту картинку... Это - конфликт, и этот конфликт будет лежать в основе Вашей сказки.

    Я, например, представляю себе настольную рабочую лампу, освещающую письменный стол с разбросанными по нему рукописями. И вдруг... Лампа - гаснет. В комнате воцаряется мрак. Что это было? Это завязка моей ненаписанной сказки...

    Набросайте с десяток таких вот завязок. Это будут Ваши рабочие заготовки для сказкотерапии... В другие дни - возвращайтесь к ним, перечитывайте их, подправляйте, вносите изменения... Добавляйте к ним новые.

    И в один прекрасный день Вам подмигнёт один из сюжетов, и Вы сядете его продолжать - сказка напишется сама собой. А остальные заготовки - они пойдут в дело, продолжая уже начатый Вами сюжет.

    Заход Четвёртый... и последний на этот раз.

    Ты - смущаешь, Чистота Непочатого Листа...

    У многих из нас есть боязнь «чистой страницы»... Именно поэтому даже многие писатели-гении пишут на немыслимых бумажных клочках - на салфетках, квитанциях...

    Чтобы победить этот страх, лист нужно испачкать... каракулями. Именно поэтому, кстати, черновики многих гениев пестрят рисунками на полях.

    Оставьте на чистый лист бумагу свою ручку и начинайте выводить замысловатые линии, замулёвывая лист, как это делают совсем маленькие дети.

    В какой-то момент Ваша рука захочет остановиться сама. Посмотрите на этот «рисунок». Постарайтесь увидеть в нём нечто осмысленное. Запишите все возникшие ассоциации.

    А теперь (не останавливаясь!) начинайте писать связные предложения про эти ассоциации.

    И напоследок...

    Ещё раз хочу обратить внимание всех читателей: не старайтесь написать сказку, похожую на маленький, отточенный литературный шедевр! Пишите - быстро, не раздумывая ни над логикой развития событий, ни над «проработкой характеров» персонажей.

    Вы пишете психотерапевтический текст!

    Его тактическая цель - быть написанным!

    Его стратегическая цель - сделать Вас здоровым физически и душевно!

    Прежде чем из-под Вашего пера (возможно) начнут выходить изящные истории - Вам нужно будеть извергнуть из своего бессознательного «тысячи тонн словесной руды». И каждая такая злая, плохая, корявенькая сказочка - будет важным шагом, что приблизит Вас к излечению от хронического стресса и путаницы в голове.

    А теперь предлагаем провести несколько игр с психологическими картами и проверить свои возможности по написанию сказок.

    Упражнение №1 «Десять слов и словосочетаний»

    Напишите на листе бумаги десять слов - десять существительных нарицательных, можно словосочетаний (стол, стул, лампа, окно, консервная банка, душистый горошек...)
    А теперь сочините рассказ, используя все эти десять слов и увязав их между собой по смыслу.

    ОТКУДА МНЕ ВЗЯТЬ ДЕСЯТЬ СЛОВ?

    А вот откуда – из одной случайной карты колоды "1000 Дорог "! Смотрите на неё и берите оттуда слова и словосочетания.

    ЗАПРЕТЫ В ИГРЕ:

      нельзя брать слова из ТЕКСТА карты, только из КАРТИНКИ!!!

      нельзя сочинять «рассказ по карте» – из неё можно брать только образы для своего, ИНОГО рассказа, про что-то совсем-совсем другое. Например, карта «Сельская Ярмарка», а у вас рассказ про космический корабль на Марсе. Так интереснее, креативнее. Тот кто не понял и сочинил рассказ по карте – дисквалифицируется как игрок!!!

    ПРАВИЛА ИГРЫ:

      два игрока получают одну и ту же карту,

      каждый выбирает из картинки карты (молча) свои 10 слов,

      молча выписывает их на листик,

      и затем каждый молча садится писать – свою коротенькую сказку по одинаковой с партнёром карте,

      время – 7 минут.

      сказки не подписываются именем игрока,

      В конце работы обе сказки зачитываются Ведущим – публике – без объяснения – какую сказку написала Маша, какую Марина.

      Анонимная Сказка, выигравшая приз зрительских симпатий, награждается настоящим подарком. Её Автор – тоже.

      В конце игры проводится шеринг-разбор с выступлением каждого голосовавшего – почему одна сказка понравилась больше, а вторая меньше...

      отыгравшие свою сказку, сами становятся членами голосующего жюри и придирчивыми слушателями (чтобы проигравшим было не обидно).

    Упражнение №2 «Что могло бы нарушить эту картинку?»

    Играют опять «две команды». Только теперь в одной команде – всего один игрок, а во второй команде – все остальные участники тренинга.

    Один Игрок (Заказчик мозгового штурма) выбирает осознанно (но если хочет, то и спонтанно) одну карту из колоды 1000 Дорог. (Она будет обязательно как-то связана с его настоящими проблемами).

    Игрок-Заказчик смотрит на картинку и ухудшает её – разворачивая ход естественных событий на этой картинке резко на 180 градусов! То есть, создаёт Конфликт или Проблему.

    Обычно для этого берётся «хорошая карта» и «ухудшается».

    Например:

    – Я представляю себе настольную рабочую лампу, освещающую стол с рукописями. Вдруг лампа - гаснет. В комнате мрак. Что это? Что делать? Это – завязка...

    Остальные игроки (команда) должны решить проблему позитивно.

    Поэтому они все вместе тянут ещё одну спонтанную карту "1000 Дорог" в качестве Ответа на заданный заказчиком вопрос – что делать в такой ситуации и к чему это вообще всё было...

    Затем молча, каждый игрок второй команды пишет СВОЙ Вариант – ответа, совета и помощи.

    Итак, по двум одинаковым картам "1000 Дорог " каждый игрок сочиняет СВОЮ Историю-Рецепт. Время работы – 10 минут.

    Ведущий собирает листики у второй команды и зачитывает все исцеляющие сказки по очереди, не называя их авторов.

    Игрок-Заказчик выбирает и премирует 3 лучших (по его мнению) сказки. Если игроков мало (5 и меньше человек), премируется только одна лучшая сказка.

    Елена Назаренко