Ки росси. Елагиноостровский Дворцово-Парковый ансамбль

Работы К. Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга.
Важнейшими постройками этого замечательного архитектора являются Михайловский дворец, здание Главного Штаба, Александринский театр, Здание Сената и Синода.
Творчество К. Росси отличается синтезом архитектуры и скульптуры.

Михайловский дворец

Михайловский дворец (главный корпус Русского музея)
Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но строительство дворца началось только в 1819 г., уже при Александре I.
Автором проекта и архитектором дворца стал Карл Росси. Фактически он создал новый городской архитектурный ансамбль: дворец, площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).
Парадный фасад дворца обращен к площади. Во дворце 4 этажа. Вестибюль открывается большой входной аркой. Нижний этаж обработан рустом, он предназначался для повседневного пользования и состоял из личных комнат владельцев, детских, комнат для гостей. Бельэтаж – в виде трехчетвертной коринфской колоннады, залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах – бальные, на восточной – парадные покои великой княгини и великого князя. В орнаментах бельэтажа, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский).
В юго-восточном углу антресольного этажа был расположен домовый храм св. Архистратига Михаила. В цокольном этаже размещались кухни.
Великолепное внутреннее убранство также было создано Росси. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль. Например, Белая гостиная.

Белая гостиная
Росси поделил пространство на три части двумя парами свободно стоящих колонн. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. Каждая архитектурная деталь воспринимается не как элемент конструкции, а как произведение искусства.
Парадные покои Елены Павловны отличались особым изяществом и роскошью отделки.
В парадных комнатах Михаила Павловича не было роскоши, и это характеризовало хозяина. «В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г. дворец был выкуплен казной, Николай II решил устроить в нём Русский музей в память императора Александра III. Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович.

Здание Главного штаба

Вид на здание Главного штаба
Зда́ние Гла́вного шта́ба расположено на Дворцовой площади. Автор проекта и архитектор – К. Росси. В западной части здания находится командование Западного военного округа России, а в восточной – Государственный Эрмитаж. Эти два корпуса соединены аркой длиной 580 м. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта.

Арка Главного штаба посвящена Отечественной войне 1812 г. Скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский
К. Росси предложил продолжить тему победы в Отечественной войне 1812 г. постройкой памятника в середине Дворцовой площади. Разработкой проекта занимался французский архитектор Огюст Монферран, который воздвиг Александровскую колонну в 1834 г.

Над западным крылом здания выполненный из металла и стекла купол, который обеспечивает дневной свет расположенной под ним библиотеке.

Александринский театр

Главный фасад театра
Здание театра в стиле ампир создано зодчим К. Росси в 1832 г. на месте деревянного «Малого» театра. Главный фасад театра обращён к Невскому проспекту. Он оформлен глубокой многоколонной лоджией. Боковые фасады выполнены в виде 8-колонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица Зодчего Росси.

Улица Зодчего Росси

Здание окаймляет скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах расположены статуи муз, на аттике главного фасада – квадрига Аполлона. Скульптурные работы выполнил В.И. Демут-Малиновский.

Квадрига Аполлона

Муза с арфой (правая ниша)
Места для зрителей созданы в виде многоярусной системы лож с амфитеатром и просторным партером. Вместимость театра – 1700 человек.
Ложи богато украшены бархатной отделкой и золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX в.
К.И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком изобрёл оригинальную конструкцию кровли театра, применённую впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.

Здания Сената и Синода

Зда́ния Сена́та и Сино́да созданы в стиле позднего классицизма (ампир), они являются последним проектом К.И. Росси в Петербурге. Возведены в 1829-1834 гг. на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Здания соединены над Галерной улицей триумфальной аркой.

Арка, соединяющая Сенат и Синод
Сенат в Российской империи – высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим в 1711 г. как высший орган государственной власти и законодательства.
Синод – высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

Скульптуры на аттике Сената и Синода

Другие работы К.И. Росси

Деревянный театр (1806, Москва), сгорел в 1812 г.
Екатерининская церковь в Кремле (1817)
Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери(1809)
Реконструкция Аничкова дворца (1816)
Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815-1822)
Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818)
Колокольня Юрьева монастыря (1841)

Екатерининский храм Вознесенского монастыря был холодным, летним храмом. Зодчий Карл Росси построил его в неоготическом стиле по заказу митрополита Платона в 1817 г. На фоне золотого купола и нежно-персиковых стен проступала лепнина и каменная резьба. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви началось в 1808 г., было прервано войной 1812 г. и окончилось лишь в 1817 г. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле.
В 1929 г. Вознесенский монастырь взорвали. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве.

Карл Иванович Росси (1776-1849)

Б. Ш. Митуар. Портрет Карла Ивановича Росси (1820-е гг.)
Итальянец, родился в Неаполе в семье артистов балета. В 1787 г. его отчим, выдающийся балетный танцор, был приглашён в Санкт-Петербург.
В России Карл Росси обучался у придворного архитектора императора Павла I Винченцо Бренна, а затем два года совершенствовался в Италии.
Сначала два года работал на фарфоровом и стеклянном заводе художником по фарфору. В августе 1808 г. был командирован в Москву, где создал неоготическую Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря в Кремле и деревянный театр на Арбатской площади, которые не сохранились.
В 1809 г. занимался перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери.
В 1815 г. Росси возвращается в Санкт-Петербург, и здесь начинается его основная работа в качестве архитектора. Особенно преуспел зодчий Росси в создании городских архитектурных ансамблей. Его проекты отличались гармоническим сочетанием архитектурных форм с аллегорической скульптурой, он применял новаторские конструктивные приёмы (металлические перекрытия).
В 1832 г. К. Росси ушел в отставку в связи с конфликтом с окружением Николая I. Умер в 1849 г. в Санкт-Петербурге.
Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

Колокольня Юрьева монастыря
Колокольня представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 м. Воздвигнута в 1838-1841 гг. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. Существует легенда, что Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, чтобы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.

Именем К.И. Росси завершается целая эпоха в русской архитектуре. К.И. Росси создал такие произведения, которых не знала ни Европа, ни Америка начала XIX в. В то время, когда архитектура на Западе переживала долгий и глубокий кризис, К.И. Росси осуществил в России ансамбли, вызвавшие восторг и снискавшие мировую славу. По смелости дерзания, по широте замысла они занимают место рядом с самыми прославленными сооружениями древнего и нового мира. Своё архитектурное образование он приобрёл у архитектора Бренна, в семье которого он воспитывался. В Италии, куда уехал К.И. Росси, он обучался в Флорентийской академии, одновременно изучая памятники классического прошлого. В Россию К.И. Росси вернулся лишь в 1806 г. В этом же году он по специальному ходатайству получил звание архитектора

Первой крупной работой архитектурно - планировочного характера в Петербурге была постройка в 1818 г. новых зданий для Аничкова дворца. Правда, был выбран и осуществлён наиболее скромный вариант в виде двух парных павильонов. Но, несмотря на их незначительные размеры, К.И. Росси придал им исключительную монументальность

Большой талант зодчего мог проявиться с должной полнотой лишь в крупном произведении. Таковым явился Елагин дворец, начатый постройкой в том же 1818 г. по заказу Александра I. Общая планировка дворца, его служб и парка с исключительными по красоте и совершенству садовыми павильонами и замечательная внутренняя отделка дворца сразу обратили на себя внимание. Петербург увидел в лице К.И. Росси большого мастера европейского масштаба. Почти любое из зданий Елагина дворца производит впечатление исключительной силы и мощи.

Не успели завершиться работы по усадьбе Елагина дворца, как К.И. Росси получил новый заказ. Предстояло строить дворец для великого князя Михаила Павловича - Михайловский дворец (ныне Русский музей).К постройке дворца (1819-1823 гг.) К.И. Росси подошёл в первую очередь как градостроитель. Он сделал дворец частью города. Помимо парадного двора, расположенного перед дворцом, К.И. Росси запроектировал и площадь. Он смело раскрыл её специально проложенной улицей на Невский проспект. По бокам площади он решил поставить парные дома. Таким образом, целая часть города с дворцом, площадью и домами решалась в одном стиле.

Собственно дворец состоит из большого здания, к которому со стороны улицы примыкают более низкие флигели. Парадный двор дворца отделяется от площади красивой чугунной решёткой из копий, с которыми (в воротах) сочетаются щиты, мечи и лавровые ветви. В решётке, как и в решении внутреннего убранства дворца, видно то внимание, с которым К.И. Росси относился и к деталям возводимого им здания.Из внутренних помещений дворца особенно знаменита парадная лестница, ведущая во второй этаж, где расположена анфилада парадных зал. Искусственный мрамор, роспись потолков, обилие золота как в росписи плафонов, так и в мебели, колонны, поддерживающие потолки больших зал, и остальная отделка свидетельствуют о значительных декоративных способностях мастера. Он создал превосходные интерьеры в то время, когда искусство внутреннего убранства всё больше и больше клонилось к упадку, перерождаясь в дешёвое, мещанское украшательство.Лучшие скульпторы того времени приняли участие в создании этого замечательного здания, Особенно богато декорирован фасад, выходящий в сторону площади. Однако садовый фасад не менее, если не более, привлекателен. Особенно хороша большая лоджия, придающая этому пышному и величественному дворцовому сооружению черты некоторой интимности и известной простоты

Несмотря на блестящие качества Михайловского дворца, он всё же выглядит рядовым сооружением рядом со следующей постройкой К.И. Росси. В том же 1819 г. ему была поручена общая перестройка домов, окаймлявших Дворцовую площадь, расположенную у Зимнего дворца. Работы по сооружению гигантского здания продолжались десять лет и закончились лишь в 1829 г. Новая постройка была предназначена для Главного штаба русской армии и ряда министерств. Руководствуясь назначением этой постройки как центра руководства русской армии, К.И. Росси создал одно из наиболее величественных зданий не только в России, но и в Европе.За основу им была взята идея создания не столько отдельно стоящего городского здания, сколько грандиозной площади перед главным зданием государства - Зимним дворцом. Здание Главного штаба должно было служить своего рода оправой для площади. Вливавшиеся или, так или иначе, соприкасавшиеся с Дворцовой площадью улицы и соседние площади решались в едином стиле, ритме и ордере. Огромное здание растянулось своим фасадом на сотни метров, загибаясь как на Невский проспект, так и на Мойку.Самым сильным моментом решения этого колоссального здания является его центральная часть, окаймлявшая площадь в виде несколько растянутой полудуги. Её центр заняла знаменитая двойная арка. Арку увенчивает колесница Победы, а стены украшают летящие Славы, воины и военные доспехи. Из всех триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед русских войск, эта арка, несомненно, производит наиболее сильное впечатление. Архитектура корпусов, развёртывающихся по обе стороны, была решена сдержанно и строго. Это ещё более усиливало роль и значение арки Главного штаба в архитектуре площади

На предложение спроектировать новый театр на Невском проспекте К.И. Росси ответил проектом не только театра, но целой улицы (Театральной, ныне улицы зодчего Росси) и площади. В этой перестройке, охватившей целую часть города, талант К.И. Росси развернулся во всю свою широту.

Постройка началась в 1828 г. и была закончена в 1832 г. За эти четыре года были осуществлены такие гигантские работы, что приходится удивляться тому, как мог К.И. Росси за такой короткий срок с таким совершенством выполнить всё - начиная от общей композиции и кончая последним карнизом. Александрийский театр

Здание самого театра, несмотря на чрезвычайную простоту как плана, так и композиции фасадов, выглядит наиболее нарядным сооружением ансамбля. Он решён в коринфском ордере, что придаёт его формам стройность и известную лёгкость. В сторону Невского выходит шестиколонная лоджия. Мотив пластической трактовки объёма театра также подчёркнут боковыми полукруглыми нишами. Боковые фасады украшены портиками, задний же вместо колонн имеет пилястры. .

Всё разнообразие своего творчества К.И. Росси показал в архитектуре здания Публичной библиотеки, выстроенного уже на площади Александринского театра. Он с величайшим тактом отнёсся к старому зданию библиотеки, выстроенному на рубеже XVIII и XIX вв. архитектором Соколовым. К.И. Росси сохранил в своём здании, примыкавшем непосредственно к зданию Соколова, и разбивку на этажи и характер композиции последнего. Но, выделяя здание библиотеки среди других, им же созданных, он наделяет его ионической колоннадой в лоджии. В средней части на аттике он поместил статую сидящей Паллады и двух Слав, держащих венки. В простенках между окнами стоят статуи учёных мужей. Это относительное обилие скульптур и нежность применённого ионического ордера придают этому зданию исключительную пластичность, столь свойственную русскому классицизму.

Почти одновременно с ансамблем Александринского театра К.И. Росси строил здание Сената и Синода. Эта постройка также занимает почти целый квартал. Его центр занят аркой, перекрывающей проезд на Галерную (ныне Красную) улицу. С исключительной силой и богатством решена центральная часть. Перед выступом - двухколонные коринфские портики с карнизами. Над ними высятся бронзовые фигуры ангелов. На аттике же, обильно украшенном скульптурными фигурными барельефами, помещена статуя Фемиды. Обилие скульптур и сильные архитектурные формы центральной части здания придают этому классическому произведению почти барочную сочность и силу. Тонкость мастерства К.И. Росси как архитектора-градостроителя проявилась в одном, казалось, незначительном приёме, но имеющем большое значение в архитектуре площади (ныне площадь Декабристов), на которую выходит здание Сената и Синода. К.И. Росси закруглил угол здания, выходящего на набережную Невы, выдвинув всё сооружение несколько вперёд.

Закончив к 1832 г. свои основные постройки, больной К.И. Росси попросился в отставкуК.И. Росси закончил архитектуру русского классицизма таким мощным и полнозвучным аккордом, который не знал себе равного в Европе не только в его время, но и в предшествовавшее столетие.

Карл Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года Гертруда по приглашению на работу приехала в Санкт-Петербург, привезла с собой в Россию и сына. Она стала танцовщицей Большого каменного театра, так же как и прибывший с ней муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси). По прибытию в Петербург семья обосновалась в гостинице "Париж" на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы .

После заключения контракта, семейство переселилось в один из домов на Театральной площади рядом с Большим театром .

Юного Карла отчим определил для учёбы в школу при немецкой церкви Святого Петра . Так как по-русски Росси говорить ещё не умел, школа с обучением на немецком языке была для него лучшим вариантом.

Живя на даче в Павловске, Шарль Лепик и Гердтруда Росси сблизились со своим соседом архитектором Винченцо Бренна . Он часто гостил у артистов, равно как и другой итальянец - Пьетро Гонзага. Под их влиянием юный Карл решил стать зодчим. К тому же, в школе у него хорошо получалось рисовать, справлялся Росси и с точными науками.

Весной 1795 года коляска Винченцо Бренны опрокинулась в глубокую канаву так, что архитектор сломал руку. Несколько лет он не мог полноценно работать, из-за чего Бренне пришлось найти себе помощника-чертёжника. Им стал юный Карл Росси.

Бренна активно работал на Павла Петровича и в бытность его великим князем, и когда он стал императором. Окружение Павла I благоволило не только самому архитектору, но и его близким. Вероятно, именно этой причиной объясняется зачисление Карла Росси на службу именно в Адмиралтейское ведомство 28 июня 1795 года с присвоением ему звания сержанта. Адмиралтейскую коллегию в то время возглавлял наследник престола, так что место службы Росси досталось "по блату". Через пять месяцев он был переведён в прапорщики с жалованьем в 150 рублей в год. Это первый обер-офицерский чин, при котором Росси согласно Табели о рангах получил российское дворянство. Вся история со службой Росси в Адмиралтейском ведомстве была затеяна только ради этого. Ведь не мог простолюдин находиться в окружении наследника престола. 28 января 1796 года прапорщик Росси был уволен со службы.

Уже через три недели после взошествия Павла I на престол, император приказал построить на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны свой Михайловский замок . Его проект был доверен архитектору Василию Ивановичу Баженову . Ещё через три месяца проект передали Бренне. Работа чертёжником при строительстве Михайловского замка стала для Карла Росси первой серьёзной архитектурной практикой. После предъявления Павлу I предварительных чертежей, 30 декабря 1796 года Карлу Росси был дан чин губернского секретаря с жалованием 300 рублей в год.

Параллельно с работой над Михайловском замком, Бренна переделывал для Павла I интерьеры в Зимнем дворце , достраивал Исаакиевский собор , работал в Гатчине и дворце на Каменном острове. Чертежи всех этих проектов рисовал Карл Росси.

Когда Михайловский замок был почти готов, Бренна ходатайствовал перед Павлом I о предоставлении своему ученику чина коллежского секретаря с увеличением его жалования. В чине император отказал, но жалование увеличил до 600 рублей в год.

После гибели Павла I Винченцо Бренна был отстранён ото всех дел. Единственной его работодательницей осталась только вдова покойного царя. 7 мая 1801 года увольняют и его ученика Росси. Но всего через неделю - вновь зачисляют на службу. По всей видимости, талант Карла был для Александра I важнее личной неприязни к окружению своего отца. Новому императору срочно требовались художники для оформления коронационных торжеств в Москве. Через два месяца после торжеств Росси получил чил коллежского секретаря.

В конце 1801 года Винченцо Бренна подал прошение на отъезд из России. С собой он решил взять и ученика, дабы тот поучился архитектурному мастерству в Италии и Франции. 30 января 1802 года последовал императорский указ: "Состоящему в ведении Кабинета архитекторскому помощнику Карлу Росси, увольняя на два года в чужие края для усовершенствования его познаний, повелеваю получаемое им жалование по 600 рублей на год доставлять ему на место его пребывания" [Цит. по: 1, с. 440]. 1 августа Бренна и Росси уехали из Петербурга.

Весь положенный срок провести в Европе без перерыва Росси не удалось. 9 января 1803 года сгорел Павловский дворец - творение Бренны. Для восстановления здания требовались чертежи, которые Бренна доверил вернуть в Петербург своему помощнику. Карл вернулся в Россию из Парижа в мае. Он остановился в доме обер-шталмейстера графа Ивана Павловича Кутайсова, так как был дружен с его сыном. Павловский дворец восстанавливал архитектор Воронихин , чертежи Росси передал в его руки.

В августе 1803 года Росси вернулся в Париж. Не раньше сентября он отправился в Италию. В июле 1804 года Росси окончательно вернулся в Петербург.

По возвращении из Европы Карл Росси подал прошение о присвоении ему звания архитектора. Для выступления перед аттестационной комиссией он в короткие сроки составил проект переустройства площади перед Адмиралтейством , которой тогда прерывалась проезжая часть вдоль Невы. Его рисунки показывают огромную аркаду вдоль берега реки, по которой проложена набережная. Безусловно, это сооружение загородило бы собой соседние здания, что не могло устроить комиссию. Звания архитектора Росси тогда не получил. Но чтобы он не оставался без дел, молодой человек был назначен художником на петербургские стекольный и фарфоровый заводы.

2 сентября 1805 года Росси снова подаёт прошение о жаловании ему звания архитектора. Его настойчивость оказалась не напрасна. Благодаря протекции графа Д. Гурьева император Александр I согласился таки перевести Росси в подчинение Кабинета Его Императорского Величества в звании архитектора. Соответствующий документ был подписан царём 6 марта 1806 года. Росси было назначено жалование в размере 1 200 или 2 000 рублей в год.

По повелению Александра I архитектор Луиджи Руска разрабатывал проекты типовых строений для обустройства городов. К этой работе Руска привлёк Росси. Итогом трудов стало "Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных, для частных строений в городах Российской империи".

После смерти отчима Росси стали особенно необходимы дополнительные заказы. Его мать не привыкла экономить, поэтому сын должен был обеспечить добавку к пенсии балерины. Решению этой задачи способствовало поручение молодому зодчему возведения нового здания театра в Москве. Работа в бывшей столице подарила Росси не только новые полезные знакомства и связи, но и желание остаться там надолго. В январе 1809 года он отправился в первопрестольную для занятия там должности архитектора Кремлёвской экспедиции.

Живя в Москве, архитектор работал и в других городах. 11 апреля 1809 года ему было поручено отремонтировать путевой дворец в Твери. Он должен был стать резиденцией великой княжны Екатерины Павловны и её будущего супруга принца Ольденбургского - генерала-губернатора Тверского, Новогородского и Ярославского.

В той же Твери Росси стал членом Комитета по её благоустройству. Здесь он много работал. Им были спроектированы театр, губерская канцелярия, семинария, военный госпиталь, торговые ряды, церковь Трёх Святителей, собор Крестовоздвиженского монастыря. Кроме того, он проектировал собор в Торжке, здания присутственных мест в Старице, гостиные дворы в Бежецке и Рыбинске.

15 марта 1811 года Тверь посетил Александр I. Результатом его осмотра стал перевод Росси в штат принца Ольденбургского и присвоение архитектору чина надворного советника. Кроме жалования из Кабинета зодчий начал получать пусть скромную, но дополнительную плату из Дирекции путей сообщения, директором который был принц. В конце того же года Росси был награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира четвёртой степени.

С приходом на русскую землю войска Наполеона тверскому генерал-губернатору пришлось перебраться в Ярославль. С ним переехал и Росси. В Твери и Ярославле архитектор готовил к работе военные госпитали. 20 августа 1812 года он получил чин коллежского советника.

В декабре скончался покровитель архитектора принц Ольденбургский. Но Карлу Росси продолжала помогать великая княгиня Екатерина Павловна. Она посодействовала в получении им заказа на проектирование собора и колокольни для Ниловой пустыни - монастыря на острове Столбный озера Селигер. Проект не был принят к исполнению, но за него Росси получил 1 610 рублей.

В 1814 или 1815 году Карл Росси был возвращён в Санкт-Петербург. Кабинет перевёл его на должность при Императорских стеклянном и фарфоровом заводах, которая освободилась после смерти архитектора Томона . Очевидно, что возвращение на старое место службы - это понижение. Жалование от этой работы он получал в размере 1 200 рублей в год, что было меньше дохода в Твери.

Но заботу о Карле Росси проявила вдовствующая императрица Мария Павловна. Она доверила зодчему работы в Павловске. В Павловском дворце он по новому украсил угловую гостиную, построил несколько парковых павильонов, возвёл девять деревянных домов в деревне Глазово.

Вместе с тем, Кабинет требовал исполнения Росси своих обязанностей. В начале 1816 года Дирекция путей сообщения отказала архитектору в выплачиваемой ему надбавке к жалованию. А ведь незадолго до этого в счёт будущего дохода через суд у Росси вычли 6 000 рубей за долги.

3 мая 1816 года был создан Комитет строений и гидравлических работ. В его обязанности вошли прокладка новых и выравнивание старых улиц, утверждение проектов зданий, контроль над сооружением мостов, набережных и тротуаров. Во главе Комитета встал военный инженер генерал Августин Бетанкур. В него также вошли четыре архитектора: В. П. Стасов , А. А. Михайлов , А. Модюи и К. Росси. 8 мая император повелел причислить Росси к Аничкову дворцу и назначить ему жалование в 3 000 рублей в год. Это случилось в 1817 году, когда Росси было уже 42 года.

Весной 1819 года Карл Росси получил очередное задание - подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. 15 марта 1820 года была создан комитет "По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам". Архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними. Градостроительные замыслы Росси здесь проявились в изменении направления Большой Морской улицы , которую зодчий вывел под аркой точно по оси въездных ворот в Зимний дворец.

К началу 1820-х годов Карл Росси стал самым высокооплачиваемым архитектором в Петербурге. Его жалование составляло 15 000 рублей в год. Это позволяло не держать собственных лошадей, а брать наёмных по 300 рублей за четвёрку вороных. Архитектор, благодаря матери, любил театр. Росси нравилось творчество таких балерин как Евгения Колосова, Авдотья Истомина. Вторая танцевала в паре с Огюстом Пуаро, супругой которого была Мари - сестра архитектора. У Мари Пуаро в театре была своя ложа, которой часто пользвался Карл.

Вероятно, в 1820 или 1821 году Анна Больцини скончалась, так как 10 июня 1822 года у Карла Росси появился сын Лев от шведки Софьи Елены Андерсон. 29 мая 1824 года архитектор подал прошение на усыновление трёх внебрачных сыновей, рождённых Анной. Известно, что кроме первого сына Александра, она родила ему Михаила, Карла и дочь Зинаиду.

16 сентября 1822 года Академия художеств избрала Карла Росси в Почётные вольные Общники. Об этом факте свидетельствует сохранившееся письмо к Росси, подписаное президентом Академии А. Олениным . Историк В. К. Дмитриев в книге "Архитекторы Санкт-Петербурга" утверждает, что в том же году архитектор стал профессором Флорентийской академии . Краевед Ю. М. Овсяников же пишет, что Росси получил известие из Италии о присуждении ему звания профессора первой степени Флорентийской Академии художеств только в конце 1820-х годов . Императорская Академия художеств звания академика или профессора зодчему не присваивала.

Работы у Карла Росси было так много, что он отказался от предложения участвовать в конкурсе на проект храма Христа Спасителя в Москве .

21 ноября 1822 года Карл Росси обвенчался с Софьей Еленой Андерсон, ей тогда было 22 года. Торжественную церемонию провели в костёле святой Екатерины . Стоит отметить, что супруга архитектора была из слишком "простой" семьи, тогда как он являлся достаточно известным человеком. Впрочем, Росси искал заботливую мать для своих пятерых детей. И он оказался прав в своём выборе, так как прожил с Софьей Еленой в счастливом браке 24 года.

В начале 1823 года Росси доверил надсмотр над строительными работами в Михайловском дворце своему помощнику Никите Ткачеву, а сам занялся постройкой библиотеки в Павловском дворце. Он надстроил одну из галерей дворца, которая соединяет его основной объём с боковым флигелем. Заканчивали этот проект архитектор А. Штауберт и каменных дел мастер Д. Адамини. Росси же вернулся к Михайловскому дворцу, готовому к внутренней отделке.

30 августа 1825 года Михайловский дворец был освящён. А за день до этого Карлу Росси вручили орден Святого Владимира 3-й степени.

В декабре зодчий работал над эскизами для "Печальной комиссии", созданной по случаю смерти Александра I. Он готовил оформление траурного убранства зала в Зимнем дворце, императорский катафалк.

Спустя один месяц только что взошедший на престол Николай I повелел Карлу Росси создать проект Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. Параллельно с подготовкой этого проекта архитектор продолжал заниматься оформлением похорон Александра I. В мае 1826 года к этому добавились хлопоты о похоронах скончавшейся императрицы Елизаветы Алексеевны. Осенью за эти заботы Карла Росси наградили 2 000 рублями.

Летом 1826 года по проекту Росси велись работы по перестройке в Летнем саду грота в Кофейный домик.

После открытия Военной галереи Росси было доверено перестроить соседние с ней парадные залы. Он создал проекты помещений между галереей и Парадной лестницей. Тогда же, в начале 1827 года, Росси готовил перестройку апартаментов императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце (16 помещений).

В марте Карлу Росси было выдано в долг из средств Кабинета 12 000 рублей, после чего он отправился на шесть недель с супругой к её родителям в Ревель. Оставив там Софью Елену он уехал в Тверскую губернию, где пользовался услугами Андреапольской водолечебницы.

Карл Росси рассчитывал, что продолжит заниматься работами в Зимнем дворце в мае, по возвращении из отпуска. Однако, Николай I не желал промедлений. За две недели до возвращения Росси в Петербург император передал задание Огюсту Монферрану . Росси, вероятно, не посчитал это угрозой для своего положения и попросил продлить отпуск ещё на шесть недель, так как Софья Елена родила дочь Марию.

25 декабря 1827 года, в день 15-летия изгнания французов из России, была проведена церемония Военной галереи. Впервые за последние годы Карл Росси не получил за свою работу вознаграждения. Николай I не смог простить зодчему промедлений в работе.

Карл Росси участвовал также в конкурсе на проектирование последнего из построенных на Дворцовой площади зданий - Штаба Гвардейского корпуса . Архитектор предлагал здесь строение, вмещающее в себя одновременно манеж и театр.

В 1827 году произошёл пожар в Обуховской больнице - загорелась балка, проходившая рядом с печной трубой. Построившего больницу архитектора А. Михайлова 1-го арестовали и впредь, по желанию Николая I, так должны были поступать с каждым зодчим. Соответствующую бумагу подписали архитекторы Стасов, Михайлов 2-й, Филлипов. Карл Росси же отказался подставить на документе свою подпись. Из-за этого он поссорился с генералом-инженером Базеном, возглавлявшим Комитет для строений и гидравлических работ и ответственным за "разбор полётов" после пожара.

В конце 1820-х годов Росси, видимо, ещё проживал в доме матери на Миллионной улице . Это позволяло экономить средства на аренде. Но вместе с тем, на плечи сына ложились траты престарелой актрисы, которая экономить не умела. К тому же, в ноябре 1828 года скончалась императрица Мария Фёдоровна, которая выделяла средства на содержание бывшей балерины. Немногим архитектору помогло участие в очередной "Печальной комиссии", за что он получил бриллиантовый перстень стоимостью в 2 000 рублей.

В 1828 году Николай I утвердил проект Карла Росси на постройку Александринского театра и второго корпуса Публичной библиотеки . Одновременно с этим император повелел архитектору заняться перестройкой здания Сената на Сенатской площади . Задача с успехом будет выполнена, но зодчему за работу не выплатят ни копейки.

При работе над архитектурным ансамблем Александринской площади Карл Росси вновь преобразовал целый городской район. В единый комплекс были включены уникальная Театральная (ныне Зодчего Росси) улица, Чернышёва (ныне Ломоносова) площадь.

В начале апреля 1829 года Росси вновь попросил займ в размере 12 000 рублей. Император дал на это согласие. Но после доверил завершение ансамбля Дворцовой площади архитектору Огюсту Монферрану, который установил на ней Александровскую колонну . Такое же завершение ансамбля предлагал и Карл Росси. Он лишь вошёл в члены комиссии по утверждению проекта монумента.

Вместо работы над колонной ему осталась только забота об устройстве парадной пристани между Зимним дворцом и Адмиралтейством . Зодчим здесь был спроектирован спуск к Неве, украшенный двумя вазами и парой львов. При сооружении Дворцового моста пристань была немного смещена, а вазы перенесены к новому спуску рядом с Сенатской площадью. Кстати, Росси предлагал для украшения набережной не вазы, а статуи Диоскуров. На окончательном варианте настоял Николай I.

Спустя всего пять месяцев император всё-таки оказал милось архитектору. За работу над переустройством Дворцовой площади ему было выплачено 100 000 рублей. К тому же, с этой суммы не взяли налог на инвалидов, который составлял 5 копеек с одного рубля. Примечательно, что в формулировке объяснения такой награды значилась фраза "в награду за особое усердие и к пользам казны при производстве разных публичных зданий оказанное". То есть было признано, что Росси не воровал выделяемые на строительство деньги. А это было частым на государственных стройках в России не только сейчас, но ещё и в XIX веке. Сам архитектор признавал, что через его руки прошло порядка 60 миллионов рублей, но из них у него не осело ни копейки.

Премия была дана Росси на приобретение собственного дома. Но сделать такую покупку он так и не смог. Хотя, тут же отдал 5 000 на лечение холерных больных. Удивительно, казенные средства Карл Росси тратил крайне разумно. Со своим же капиталом возникали проблемы. 100 000 рублей ему хватило только до 1834 года, когда он вновь стал просить у казны денег в долг.

Стоит отметить, что архитектор неоднократно писал письма чиновникам с просьбой наградить его помощников и коллег. Если же он просил денег для себя, то брал их только взаймы.

В 1830 году Карл Росси совершил редкий для своего времени поступок. Ему были положено дополнительное жалование - 3 000 рублей в год за работу над вторым корпусом Публичной библиотеки. Но он отказался от него в пользу Аполлона Щедрина, который выполнил основной объём при переделке проекта. Изменения были сделаны из-за вмешательства в проектирование Николая I, замечания которого Росси учитывать не захотел.

В 1831 году Карл Росси был отстранён от членства в Комитете для строений и гидравлических работ. Возглавлявший его генерал Базен написал на архитектора донос, в котором жаловался на частое отсутствие Росси на заседаниях Комитета. Зодчий был не просто отстранён от дел, ему также объявили выговор "за нарушение порядка службы и подчинённости". Впрочем, это вряд ли сильно расстроило Росси, считавшего многочасовые заседания в Комитете бессмысленными.

Немного позже интриги вокруг Росси способствовали объявлению ему второго выговора. Это произошло из-за его отказа аттестовать немецкого механика И. Роллера, который должен был работать над машинерией Александринского театра. Росси предлагал отправить на учёбу за границу русского умельца, но император посчитал, что пригласить иностранца будет дешевле. Проверять часового мастера архитектор не захотел из-за того, что сам не разбирался в тонкостях этой науки и не хотел делать это формально. Но этот шаг был шагом против воли императора.

С Роллером всё же был заключён контракт. Когда он представил свои чертежи, Росси пригласили на заседание комиссии по их рассмотрению. Явиться на мероприятие архитектор не смог из-за болезни. Это стало последней каплей, после чего Росси впал в немилось не только чиновникам, но и Николаю I.

В сентября 1832 года Карл Росси подал прошение на отставку. В октябре оно было принято, причём Росси сохранили все получаемые им оклады. Но при этом его обязали довести всё начатое до конца.

В декабре 1832 года в семье архитектора произошло пополнение - родилась Екатерина Росси. Софье Елене с детьми пришлось уехать из Петербурга в Ревель. Возможно, это произошло из-за необходимости экономии средств. В Ревеле супруга и дети могли жить в домах родителей Софьи Елены. А Росси продолжал работать, завершал начатые им проекты. В феврале 1833 года он участвовал в осмотре императором здания Сената и Синода. Архитектор лишь спроектировал это здание, само строительство было передано его коллеге Штауберту.

В Петербурге с Карлом оставался только старший сын Александр. Он учился в Академии художеств.

С конца 1833 года Карл Росси часто наведывался к семье в Ревель. Он уже не был молод, болел. Вместе с тем, ему приходилось выполнять некоторые поручения. Например, он готовил планы по переделке левого корпуса Театральной улицы под нужды театральной школы.

К 1836 году Росси оказался в больших долгах. Находить деньги приходилось самыми разными способами. Например, Росси стал продавать место в Александринском театре, которое ему было навечно зарезервировано. 14 января 1837 года из-за этого произошёл скандал, после чего таковая возможность у архитектора исчезла.

При всём тяжёлом финансовом положении Росси продолжал жить в дорогом районе - на Итальянской улице, в доме №11. Из окон этого дома он мог контролировать процесс застройки Михайловской площади по его проектам.

В декабре 1837 года сгорел Зимний дворец. Он был восстановлен весьма быстро. Уже летом 1841 года император осматривал восстановленную резиденцию. Он пригласил Карла Росси, который внимательно изучал работу коллег. Оглядев Георгиевский зал, Росси заметил, что потолок здесь скоро рухнет. Николай I возмутился, так как он сам лично осматривал и подписывал чертежи. Но пожилой архитектор настаивал на своём. Разгневанный император прогнал Росси. А 9 сентября потолок Георгиевского зала обрушился...

Спустя три месяца Николай I назначил Карла Росси "членом по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях и впредь учреждаемых, кроме по Зимнему дворцу".

Престарелый зодчий, даже ушедши в оставку, не мог не работать. В 1838 году он готовил проект очередного переустройства площади перед Инженерным замком. Это не было реализовано. Тогда же он составил проект трёхярусной колокольни для Юрьева монастыря в Новгороде. Но Николай I вмешался и в эту работу, укоротив её на один ярус. Весной 1841 года Карл Росси строил Ново-Никольский мост , за что получил 2 800 рублей.

В 1845 году Росси выполнил проекты постаментов для бронзовых статуй Победы, которые установили на Конногвардейском бульваре . Схватившись за эту "синицу", архитектор начал "ловить журавля". Он составил проект переустройства Исаакиевской площади, который не был принят к реализации. Это стало последним подобным проектом архитектора.

6 апреля 1846 года скончалась Софья Елена. Денег на похороны у Карла не было. 2 000 рублей на эти цели архитектору подарил Николай I.

К 1847 году необходимость в квартире на Михайловской площади отпала. Дети разъехались по своим домам, содержать дорогое жильё не было никакой возможности. Последним адресом архитектора стал дом на Фонтанке, №185. Последние свои дни Росси провёл в весьма бедном районе Петербурга.

Ради обеспечения своим родственникам пенсии 28 октября 1847 года Росси подал прошение на принятие его в российское подданство. Ровно через три месяца оно было получено.

После очередной выдачи 4 000 рублей Карлу Росси в долг, император посчитал необходимым получить за них от архитектора "возмещение". Архитектору было поручено освидетельствовать новую больницу, построенную в память о великой княжне Александре Николаевне. Ещё через пять месяцев ему было велено заняться "исправлением Таврического дворца ". В помощь к Росси был дан академик Александр Руска.

Новая работа придала архитектору бодрости. Накануне нового 1849 года Николай I пожелал обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Этим занялся Карл Росси.

Возобновившуюся практику прервала холера, которая в то время свирепствовала в Петербурге. 5 апреля Карл Росси неожиданно заболел, а уже на следующий день его не стало. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Позже его прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры .

Карл Росси вошёл в историю как архитектор, работавший в стиле классицизм. Но это не был сухой казарменный стиль, который был свойственнен, к примеру, Джакомо Кваренги. Росси являлся великолепным декоратором. Его умение украшать интерьеры, мебель, декорации прекрасно распространилось и на фасады возводимых им зданий. Особенно это заметно на примере его последних работ. Здания Главного штаба, Сената и Синода стали примером синтеза архитектуры и искусства. При этом, они остаются строениями в стиле классицизм, это отнюдь не барокко. Но богатое украшение фасада лепниной даёт возможность Главному штабу органично соседствовать с абсолютно барочным Зимним дворцом. Карл Росси стал последователем того направления классицизма, который часто называют "русским ампиром".


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 375-569) 04.03.2012 г. 19:25
2) (Стр. 172-180) 10.11.2012 г. 06:50

Карл Иванович Росси автор самых главных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, формирующихся вокруг площадей, не считая отдельных зданий, многие из которых признаны архитектурными шедеврами. Судите сами: Дворцовая площадь, Сенатская площадь, Площадь искусств. Необходимо отметить огромное влияние победы в Отечественной войне 1812 г. на архитектуру того времени.

Биографическая справка:

Становление мастера К. И. Росси

Карл Росси родился 29 декабря 1776 г. в Неаполе (Италия) в семье артистов балета. В одиннадцатилетнем возрасте оказался вместе со своими родителями в Санкт-Петербурге, которые были приглашены выступать в Императорской труппе. Своё начальное архитектурное образование он получал у будучи его помощником. Два года обучался в Италии, работал на фарфоровом заводе в СПб. С 1808 по 1815 гг.. трудился в Москве.

Автор имперского облика Петербурга

Росси это единственный архитектор Петербурга работы которого мы привели не отдельными зданиями а целыми архитектурными ансамблями.

Дворцовая и Сенатская площади:

Росси трудно назвать зодчим в обычном понимании этого слова, он по сути сформировал новый имперский облик нашего города. Достаточно посмотреть на две главные площади Санкт-Петербурга Дворцовую и Сенатскую.

Поэтому приведём факты: Первым строилось здание Адмиралтейства (1806-1823 гг., арх. Захаров А. Д. ), следующим (1819-1829 гг., восточная часть здания ) и в завершении (1829-1834 гг.) . Все здания имеют арки и выполнены в едином архитектурном стиле классицизма.

С окончанием их постройки окончательно сформировался исторический, культурный, туристический и экскурсионный центр нашего города.

Фотографии:


Площадь искусств:

Самый яркий и пожалуй единственный пример авторской работы Полного Архитектурного Ансамбля Карла Росси, практически все здания площади выполнены либо самим мастером, либо построены (иногда перестроены) по его проектам.

Главное здание площади это конечно же , сейчас в нём располагаются и Здание Михайловского (сейчас им. Мусорского) театра и дом Голенищева-Кутузова () . Более подробная информация

Площади Островского и Ломоносова:

С 1828 по 1832 гг. зодчий создаёт единый «театральный» ансамбль состоящий из Театральной пл. (одно из названий пл. Островского), пл. Чернышёва (пл. Ломоносова) и Театральной улицы (ул. Зодчего Росси) соединяющей их.

Архитектурными доминантами архитектурного ансамбля пл. Островского являются Александрийский театр, и Императорская Публичная библиотека,( был возведён в 1873 г.). В здании бывшей Дирекции Императорских театров расположен музей

Елагиноостровский Дворцово-Парковый ансамбль:

Был полностью перестроен Карлом России с 1818 по 1822 гг., это была одна из первых крупных его работ в Петербурге. Многочисленные постройки на Елагином острове также принадлежат руке Великого мастера. Фактически его можно считать основным автором этого замечательного ансамбля.

РОССИ, КАРЛО (Карл Иванович) (Rossi, Carlo di Giovanni) (1775–1849), архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775; был сыном итальянской балерины Г.Росси. Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803–1804 учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 – «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготические Екатерининская церковь и надстройка кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым (1763), отделав его великолепным внутренним декором. В эти годы интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения, занимаясь планировкой в целом.

В 1815 возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска (деревня Глазово с домами в виде народных изб, библиотека дворца и другие постройки 1815–1826, в большинстве своем, однако, до нас не дошедшие), создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818–1822), – с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала собственно городская, а не природная среда. Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие.

В 1819 Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818–1827 и изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 В.П.Стасовым). На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы – между Невским проспектом и Марсовым полем – послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819–1825; ныне – Русский музей). Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816–1818); преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева. Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829–1834 архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, – тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской).

Творениям Росси – помимо их градостроительного значения – присуща и удивительная декоративная цельность: как в мощных, строго продуманных архитектурных акцентах экстерьеров с их мощными колоннами и рустовкой, а также скульптурным убранством (с Росси сотрудничали ваятели В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра), так и во внутреннем дизайне. Порою сам Росси – как это было в Белоколонном зале Михайловского дворца – рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ – по перестройке зрительного зала Александринского театра.