Какие коренные европейские народы — кочевники. Истинные кочевники – сыновья Исмаила

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мировой истории потребовались сотни лет, чтобы населяющие Землю народы поселились там, где живут сейчас, однако даже сегодня далеко не все люди ведут оседлый образ жизни. В сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о том, кто такие кочевники.

Кого можно назвать кочевниками, чем они занимаются, какие народы к ним относятся – все это вы узнаете ниже. Также мы покажем, как живут кочевники на примере быта одного из самых известных кочевых народов – монгольского.

Кочевники – кто это?

Тысячелетия назад территория Европы и Азии не была испещрена городами и селами, люди целыми племенами перемещались с места на место в поисках плодородных, благоприятных для жизни земель.

Постепенно народы расселялись на определенных участках вблизи водоемов, образовывая населенные пункты, которые позже объединялись в государства. Однако некоторые народности, в особенности древние степные, продолжали постоянно менять место проживания, так и оставаясь кочевниками.

Слово «кочевник» происходит от тюркского «кош», что в переводе значит «деревня по дороге». В русском языке есть понятия «кошевой атаман», а также «казак», которые по этимологии считаются родственными ему.

По определению кочевники – это люди, которые вместе со стадом несколько раз в год перемещались из одного места на другое в поисках еды, воды, плодородных земель. У них нет постоянного местожительства, конкретного маршрута, государственности. Люди образовывали этнос, народ или племя из нескольких семейств, во главе которого стоял вождь.

Интересный факт выявили в ходе исследований — уровень рождаемости у кочевников ниже по сравнению с оседлыми народами.

Главным родом занятий кочевников является животноводство. Средство их существования – животные: верблюды, яки, козы, лошади, крупнорогатый скот. Все они питались подножным кормом, то есть травой, поэтому практически каждый сезон народ должен был уходить со стоянки на новую территорию, чтобы найти другое, более плодородное пастбище и повысить благосостояние племени в целом.


Если говорить о том, чем занимались кочевники, то род их деятельности не ограничивается разведением скота. Они также были:

  • земледельцами;
  • ремесленниками;
  • торговцами;
  • охотниками;
  • собирателями;
  • рыболовами;
  • наемными рабочими;
  • воинами;
  • грабителями.

Кочевники нередко устраивали набеги на оседлых животноводов, стараясь отвоевать у них «лакомые» кусочки земли. Что любопытно, они довольно часто побеждали, потому что были выносливее физически благодаря более суровым условиям жизни. Многие крупные завоеватели: монголо-татары, скифы, арии, сарматы – были из их числа.


Некоторые народности, к примеру цыгане, зарабатывали на жизнь искусством театра, музыки, танца.

Великий русский ученый Лев Гумилев – востоковед, историк, этнолог и сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой – изучал жизнь кочевых этнических групп и написал трактат «Изменения климата и миграции кочевников».

Народы

С точки зрения географии по всему миру можно выделить несколько крупных кочевнических участков:

  • ближневосточные племена, разводящие коней, верблюдов, ослов – курды, пуштуны, бахтияры;
  • пустынные арабские территории, в том числеСахара, где в основном используют верблюдов – бедуины, туареги;
  • восточноафриканские саванны – масаи, динка;
  • высокогорья Азии – тибетские, памирские территории, а также южноамериканские Анды;
  • аборигены Австралии;
  • северные народности, которые разводят оленей – чукчи, эвенки;
  • степные народы центральной Азии – монголы, тюрки и другие представители алтайской языковой группы.


Последние наиболее многочисленны и представляют наибольший интерес хотя бы потому, что некоторые из них сохранили кочевой образ жизни. К ним относились народности, показавшие свое могущество: хунны, тюрки, монголы, китайские династии, маньчжуры, персы, скифы, предшественники нынешних японцев.

Китайские юани – валюта Поднебесной – названа так благодаря кочевникам рода Юань.

Также к ним относились:

  • казахи;
  • киргизы;
  • тувинцы;
  • буряты;
  • калмыки;
  • авары;
  • узбеки.

Восточные народы вынуждены были выживать в суровых условиях: открытые ветра, засушливое лето, сильные заморозки в зимнее время года, бураны. Вследствие этого земли были неплодородны, и даже взошедший урожай мог погибнуть от погодных условий, поэтому люди в основном разводили животных.


Кочевники современности

Сегодня азиатские кочевники сосредоточены в основном в Тибете и Монголии. Возрождение кочевничества было замечено после распада СССР в бывших союзных республиках, но сейчас этот процесс сходит на нет.

Все дело в том, что государству это невыгодно: трудно контролировать передвижения людей, а также получать налоговые сборы. Кочевники, постоянно меняя местопребывание, занимают большие территории, которые экономически более целесообразно сделать сельскохозяйственными угодьями.

В современном мире стало популярно понятие «неокочевников» или «номадов». Оно обозначает людей, которые не привязаны к определенной работе, городу и даже стране и путешествуют, меняя местожительство несколько раз в год. К ним обычно относят актеров, политиков, гастарбайтеров, спортсменов, сезонных рабочих, фрилансеров.

Род занятий и быт кочевников Монголии

Большинство современных монголов, обитающих за пределами города, живут традиционно — точно так же, как и их предки еще несколько столетий назад. Основная их деятельность – животноводство.

Из-за этого они перемещаются два раза каждый год — летом и зимой. В зимнее время люди селятся на высокогорных долинах, где строят загоны для скота. Летом спускаются ниже, где попросторнее и достаточно подножного корма.


Современные жители Монголии обычно в своих перемещениях обычно не уходят за пределы одного региона. Также утратило значимость понятие племени, в основном решения принимают на семейном собрании, хотя к главным тоже обращаются за советом. Люди живут небольшими группами в несколько семей, селясь неподалеку друг от друга.

Голов домашних животных в Монголии в двадцать раз больше, чем людей.

Из домашних животных разводят овец, быков, крупный и мелкий рогатый скот. На немногочисленную общину часто набирается целый табун лошадей. Своеобразным транспортом является верблюд.

Овец разводят не только ради мяса, но и ради шерсти. Монголы научились делать тонкую, толстую, белую, темную пряжу. Грубая используется для возведения традиционных домов, ковров. Из тонких светлых нитей изготавливают более деликатные вещи: шапки, одежду.


Теплую одежду изготавливают из кожаного, мехового, шерстяного материала. Предметы быта вроде посуды или утвари из-за постоянных перемещений не должны быть хрупкими, поэтому он производятся из дерева или даже кожи.

Семьи, живущие у гор, лесов или водоемов, занимаются также растениеводством, рыбным промыслом, охотой. Охотники ходят с собаками на горных козлов, кабанов, оленей.

Жилище

Монгольский дом, как вам уже, возможно, известно из предыдущих наших статей, называется .


Большинство населения живет именно в них.

Даже в столице, Улан-Баторе, где высятся новостройки, на окраинах есть целые кварталы с сотнями юрт.

Жилище состоит из деревянного каркаса, который обтягивается войлоком. Благодаря такой конструкции жилища легкие, практически невесомые, поэтому их удобно перевозить с одного места на другое, а за пару часов три человека могут с легкостью его разобрать и снова собрать.

Слева в юрте располагается мужская часть – здесь живет хозяин дома и хранятся инструменты для разведения животных и охоты, например лошадиная упряжка, оружие. Справа – женская часть, где располагаются принадлежности для кухни, средства для уборки, посуда, вещи детей.

В центре располагается очаг – главное место в доме. Над ним находится отверстие, откуда выходит дым, оно же является единственным окном. В солнечный день дверь обычно оставляют открытой, чтобы в юрту проникало больше света.


Напротив входа расположена своеобразная гостиная, где принято встречать почетных гостей. По периметру стоят кровати, шкафы, тумбы членов семьи.

Часто в жилищах можно встретить телевизоры, компьютеры. Обычно здесь нет электричества, но для решения данной проблемы сегодня используют солнечные панели. Водопровод тоже не проведен, и все удобства находятся на улице.

Традиции

Каждый, кому довелось близко познакомиться с монголами, отметит их невероятное гостеприимство, терпение, выносливый и неприхотливый характер. Эти черты отразились также в народном творчестве, который представлен в основном эпосом, воспевающим героев.

Многие традиции в Монголии связаны с буддийской культурой, откуда берут начало многие обряды. Также здесь распространены шаманские ритуалы.

Жители Монголии суеверны по своей натуре, поэтому их жизнь соткана из череды защитных обрядов. Особенно они стараются защищать детей от нечистых сил с помощью, например, особых имен или одежды.

Монголы любят отвлекаться от повседневности во время праздников. Событие, которого ждут люди целый год – Цаган Сар, буддийский Новый год. О том, как его празднуют в Монголии, вы можете почитать .


Другой крупный праздник, продолжающийся не один день – Надом. Это своеобразный фестиваль, во время которого проводятся разные игры, конкурсы, соревнования по стрельбе из лука, скачки.

Заключение

Подводя итог, еще раз отметим, что что кочевники – это народы, которые сезонно меняют место жительства. В основном они занимаются разведением крупного и мелкого скота, чем и объясняются их постоянные перемещения.

В истории существовало множество кочевых групп практически на всех материках. Самыми известными кочевниками современности являются монголы, быт которых мало изменился за несколько столетий. Они все так же живут в юртах, занимаются животноводством, а летом и зимой перемещаются внутри страны.


Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что вы нашли ответы на свои вопросы и смогли лучше узнать про быт современных кочевников.

И подписывайтесь на наш блог — мы будем присылать вам новые увлекательные статьи на почту!

До скорых встреч!

Отправить

Кочевник

Всё о кочевниках

Кочевник (от греч: νομάς, nomas, множ. ч. νομάδες, nomades, что означает: тот, который бродит в поисках пастбищ и относится к племени пастухов) - это член сообщества людей, которые живут на различных территориях, переселяясь с места на место. В зависимости от отношение к окружающей среде выделяют следующие типы кочевников: охотники-собиратели, кочевники-скотоводы, разводящие скот, а также "современные" кочевники-странники. По состоянию на 1995 год в мире насчитывалось 30-40 миллионов кочевников.

Охота на диких животных и собирательство сезонных растений являются древнейшим способом выживания человека. Кочевники-скотоводы разводили скот, перегоняя его, и/или переселяясь вместе с ним с целью избежания необратимого истощения пастбищ.

Кочевой образ жизни также является наиболее подходящим для обитателей тундры, степей, песчаных или покрытых льдом регионов, где постоянное перемещение является наиболее эффективной стратегией для использования ограниченных природных ресурсов. К примеру, многие поселения в тундре состоят из оленеводов, которые ведут полукочевой образ жизни, в поисках пищи для животных. Эти кочевники иногда прибегают к использованию высоких технологий, например, солнечных батарей, чтобы уменьшить свою зависимость от дизельного топлива.

"Кочевыми" также иногда называют различные странствующие народы, которые мигрируют по территории густонаселенных районов, но не в поисках природных ресурсов, а предоставляя услуги (ремесла и торговли) постоянному населению. Эти группы известны как "кочевники-странники".

Кто такие кочевники?

Кочевником называют человека, который не имеет постоянного жилья. Кочевник переезжает с места на место в поисках пищи, пастбищ для скота, или иным способом зарабатывая на жизнь. Слово Nomadd происходит от греческого слова, которое обозначает человека странствующего в поисках пастбищ. Передвижения и поселения большинства групп кочевников имеют определённый сезонный или годовой характер. Кочевые народы обычно путешествуют на животных, каноэ или пешком. В наши дни некоторые кочевники используют моторные транспортные средства. Большинство кочевников живут в палатках или других передвижных жилищах.

Кочевники продолжают переезжать по разным причинам. Кочевые фуражиры передвигаются в поисках дичи, съедобных растений и воды. Австралийские аборигены, негритосы Юго-Восточной Азии и африканские бушмены, к примеру, переселяются из лагеря в лагерь чтобы охотиться и собирать дикие растения. Некоторые племена Северной и Южной Америки также вели такой образ жизни. Кочевники-скотоводы зарабатывают на жизнь разведением животных, таких как верблюды, крупный рогатый скот, козы, лошади, овцы и яки. Эти кочевники путешествуют по пустыням Аравии и Северной Африки в поисках верблюдов, коз и овец. Члены племени фулани путешествуют вместе со скотом по лугам вдоль реки Нигер в Западной Африке. Некоторые кочевники, особенно скотоводы, могут также передвигаться для совершения набегов на оседлые общины или избегая врагов. Кочевые ремесленники и торговцы путешествуют, чтобы находить клиентов и предоставлять услуги. К ним относятся представители племени индийских кузнецов лохар, торговцы-цыгане и ирландские "путешественники".

Кочевой образ жизни

Большинство кочевников путешествуют группами или племенами, которые состоят из семей. Эти группы основаны на родственных и брачных связях или официальных соглашениях о сотрудничестве. Совет взрослых мужчин принимает большинство решений, хотя некоторые племена возглавляют вожди.

В случае монгольских кочевников семья переезжает два раза в год. Эти переселения, как правило, происходят в летний и зимний периоды. Зимой они располагаются в горных долинах, где большинство семей имеют постоянные зимние стоянки, на территории которых оборудованы загоны для животных. Другие семьи не используют эти стоянки в отсутствие хозяев. Летом кочевники перемещаются на более открытые местности для выпаса животных. Большинство кочевников обычно передвигаются в пределах одного региона, не уходя слишком далеко. Таким образом формируются общины и семьи принадлежащие к одной группе, как правило, члены общины примерно знают о местонахождении соседних групп. Чаще всего, одна семья не имеет достаточно ресурсов для того, чтобы мигрировать из одной области в другую, если только они не покидают определенную территорию навсегда. Отдельная семья может переезжать сама по себе, либо вместе с другими, и даже если семьи перемещается в одиночку, то расстояние между их поселениями составляет не более пары километров. На сегодняшний день у монгол не существует понятия племени и решения принимаются на семейных советах, хотя к мнению старейшин также прислушиваются. Семьи селятся недалеко друг от друга с целью взаимной поддержки. Численность общин кочевников-скотоводов как правило не большая. На основе одного из таких монгольских сообществ и возникла крупнейшая сухопутная империя в истории. Первоначально монгольский народ состоял из ряда слабо организованных кочевых племен Монголии, Маньчжурии и Сибири. В конце 12-го века, Чингисхан объединил их с другими кочевыми племенами с целью основания Монгольской империи, власть которой, в итоге, распространилась на территорию всей Азии.

Кочевой образ жизни становится все более редким явлением. Многие правительства негативно относятся к кочевникам, так как тяжело контролировать их передвижения и взимать с них налоги. Многие страны превратили пастбища в сельскохозяйственные угодья и заставили кочевые народы покинуть их постоянные поселения.

Охотники-собиратели

"Кочевые" охотники-собиратели (также известные как фуражиры) перемещаются из табора в табор в поисках диких животных, фруктов и овощей. Охота и собирательство это древнейшие способы, с помощью которых человек обеспечивал себя средствами существования и все современные люди ещё около 10 000 лет назад принадлежали к охотникам-собирателям.

Вслед за развитием сельского хозяйства, большинство охотников-собирателей были в конечном счете либо вытеснены, либо превратились в группы фермеров или скотоводов. Лишь немногие современные общества классифицируются как охотники-собиратели, а некоторые совмещают, иногда довольно активно, деятельность фуражиров с сельским хозяйством и/или разведением животных.

Кочевники-скотоводы

Кочевники-скотоводы - это кочевники, которые перемещаются между пастбищами. В развитие кочевого скотоводства выделяют три этапа, которые сопровождали рост населения и усложнение социальной структуры общества. Карим Садр предложил следующие этапы:

  • Скотоводство: смешанный тип экономики с внутрисемейным симбиозом.
  • Агроживотноводство: определяется как симбиоз между сегментами или кланами внутри этнической группы.

Истинное кочевничество: представляет собой симбиоз на региональном уровне, как правило, между кочевым и сельскохозяйственным населением.

Скотоводы привязаны к определенной территории, так как они перемещаются между постоянными весенними, летними, осенними и зимними пастбищами для скота. Кочевники перемещается в зависимости от наличия ресурсов.

Как и почему появились кочевники?

Развитие кочевого скотоводства считается частью революции вторичных продуктов, предложенной Эндрю Шерраттом. В ходе этой революции ранние культуры докерамического неолита, для которых животные были живым мясом ("шли на убой") также начали использовать их ради вторичных продуктов, например, молока, молочных продуктов, шерсти, шкуры, навоза для топлива и удобрений, а также в качестве тягловой силы.

Первые кочевники-скотоводы появились в период с 8,500-6,500 годов до н.э. в районе южного Леванта. Там, в период нарастающей засухи культура докерамического неолита Б (PPNB) в Синае была замещена кочевой гончарно-скотоводческой культурой, которая стала результатом слияния с людьми эпохи мезолита, прибывших из Египта (Харифийская культура) и приспосабливающих кочевой охотничий образ жизни к животноводству.

Этот образ жизни быстро превратился в то, что Юрис Заринс назвал кочевым пастушеским комплексом в Аравии, а также то, что возможно, ассоциируется с появлением семитских языков на территории древнего Ближнего Востока. Быстрое распространение кочевого скотоводства было характерно для таких поздних образований как ямная культура, для кочевников-скотоводов евразийских степей, а также монголов в период позднего средневековья.

Начиная с 17-го века кочевничество распространилось среди трекбуров на юге Африки.

Кочевое скотоводство в Центральной Азии

Одним из последствий распада Советского Союза и последующей политической независимости, а также экономического упадка республик Центральной Азии, которые входили в его состав, было возрождение кочевого скотоводства. Ярким примером является кыргызский народ, у которого кочевничество выступало центром экономической жизни до момента российской колонизации на рубеже 20-го века, в результате которой они были вынуждены осесть и заняться сельским хозяйством в деревнях. В период после Второй мировой войны начался процесс интенсивной урбанизации населения, но некоторые люди продолжали каждое лето перегонять стада своих лошадей и коров на высокогорные пастбища (джайлоо), следуя образцу отгонного животноводства.

В результате сокращения денежной экономики в период с 1990-х годов, безработные родственники возвращались на семейные фермы. Таким образом, значение данной формы кочевничества значительно возросло. Кочевнические символы, в частности корона в виде палатки из серого войлока, известной как юрта, появляется на национальном флаге, подчеркивая центральное значение кочевого образа жизни в современной жизни народа Кыргызстана.

Кочевое скотоводство в Иране

В 1920 году кочевые скотоводческие племена составляли более четверти населения Ирана. В течение 1960-х годов пастбища, принадлежавшие племенам, были национализированы. По данным национальной комиссии ЮНЕСКО количество население Ирана в 1963 году составляло 21 млн человек, из которых два миллиона (9,5%) были кочевниками. Несмотря на то, что численность кочевого население в 20-ом веке резко сократилась, Иран по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций по количеству кочевого населения в мире. В стране с населением 70 млн человек проживают около 1,5 млн кочевников.

Кочевое скотоводство в Казахстане

В Казахстане, где основой сельскохозяйственной деятельности являлось кочевое скотоводство, процесс насильственной коллективизации под руководством Иосифа Сталина был встречен массовым сопротивлением, которое привело к большим потерям и конфискации скота. Численность крупных рогатых животных в Казахстане сократилась с 7 млн голов до 1,6 млн, а из 22 млн овец осталось 1,7 млн. Как следствие этого, от голода 1931-1934 годов погибли около 1,5 млн человек, что составляет более 40% от общего количества казахского населения в то время.

Переход с кочевого на оседлый образ жизни

В 1950-60-х годах, в результате сокращения территории и роста численности населения, большое количество бедуинов со всего Ближнего Востока стали отказываться от традиционного кочевого образа жизни и оседать в городах. Правительственная политика в Египте и Израиле, добыча нефти в Ливии и Персидском заливе, а также стремление к повышению уровня жизни привели к тому, что большинство бедуинов превратились в оседлых граждан разных стран, оставив кочевническое скотоводство. Спустя столетие численность кочевых бедуинов все еще составляла около 10% арабского населения. Сегодня этот показатель сократился до 1% от общего количества населения.

На момент провозглашения независимости в 1960 году, Мавритания была кочевым обществом. Большая сахельская засуха начала 1970-х годов вызвала массовые проблемы в стране, где кочевые скотоводы составляли 85% жителей. На сегодняшний день только 15% остаются кочевниками.

В период до советского вторжения, целых 2 млн кочевников перемещались по территории Афганистана. Эксперты утверждают, что к 2000 году их число резко сократилось, вероятно, в два раза. В некоторых регионах сильная засуха уничтожила до 80% поголовья скота.

В Нигере в 2005 году в результате нерегулярных осадков и нашествий пустынной саранчи произошел серьезный продовольственный кризис. Кочевые этнические группы туарегов и фульбе, которые составляют около 20% от 12,9 млн населения Нигера, так сильно пострадали от продовольственного кризиса, что их уже и без того неустойчивый образ жизни находится под угрозой. Кризис также отразился на жизни кочевых народов Мали.

Кочевые меньшинства

"Странствующие меньшинства" являются мобильными группами людей, движущимися среди оседлого населения, предлагая ремесленные услуги или занимаясь торговлей.

Каждая существующая община в основном эндогамна, традиционно существует за счёт торговли и/или предоставления услуг. Раньше все или большинство их членов вели кочевой образ жизни, который сохраняется и на сегодняшний день. Миграция, в наше время, как правило, происходит в рамках политических границ одного государства.

Каждая из мобильных общин многоязычна; члены группы владеют одним или несколькими языками, на которых говорят местные оседлые жители, и, кроме того, в каждой группе существует отдельный диалект или язык. Последние имеют либо индийское, либо иранское происхождение, и многие из них представляют собой арго или тайный язык, словарь которого образован на основе различных языков. Существуют свидетельства того, что на севере Ирана, по крайней мере одна община говорит на цыганском языке, который также используется некоторыми группами в Турции.

Чем занимаются кочевники?

В Афганистане, наусары работали сапожниками и торговали животными. Мужчины племени горбат занимались изготовлением сит, барабанов, клеток для птиц, а их женщины торговали этими изделиями, а также другими предметами домашнего хозяйства и личного пользования; они также выступали в качестве ростовщиков для сельских женщин. Мужчины и женщины других этнических групп, таких как джалали, пикрай, шадибаз, нористани и вангавала также занимались торговлей различными товарами. Представители группы вангавала и пикрай торговали животными. Некоторые мужчины среди шадибаз и вангавала развлекали зрителей демонстрируя дрессированных обезьян или медведей, заклиная змей. Среди мужчин и женщин из группы белуджей встречались музыканты и танцоры, белуджские женщины также занимались проституцией. Мужчины и женщины народа йоги занимались разными видами деятельности, такими как разведение и продажа лошадей, уборка урожая, гадания, кровопускание и попрошайничество.

В Иране представители этнических групп ашек из Азербайджана, халли из Белуджистан, лути из Курдистана, Керманшаха, Илама и Лурестана, мехтары из области Мамасани, сазандехи из Банд-Амир и Марв-Дашт, и тошмали из скотоводческих групп бахтиаров работали в качестве профессиональных музыкантов. Мужчины из группы кувли работали сапожниками, кузнецами, музыкантами и дрессировщиками обезьян и медведей; они также изготавливали корзины, сита, метлы и торговали ослами. Их женщины зарабатывал торговлей, попрошайничеством и гаданием.

Горбаты из племени бассери работали кузнецами и сапожниками, торговали вьючными животными, изготавливали сита, тростниковые коврики и небольшие деревянные инструменты. Как сообщалось, представители групп кварбалбанды, кули и лули из области Фарс работали кузнецами, изготавливали корзины и решета; они также торговали вьючными животными, а их женщины торговали различными товарами среди кочевников-скотоводов. В том же регионе чанги и лути были музыкантами и исполняли баллады, детей обучали этим профессиям с 7-ми или 8-ми летнего возраста.

Представители кочевых этнических групп в Турции изготавливают и продают колыбели, торгуют животными и играют на музыкальных инструментах. Мужчины из оседлых групп работают в городах мусорщиками и палачами; подрабатывают рыбаками, кузнецами, певцами и плетут корзины; их женщины танцуют на пирах и занимаются гаданиями. Мужчины из группы Abdal («бардов») зарабатывают игрой на музыкальных инструментах, изготовлением сит, метёл и деревянных ложек. Tahtacı («дровосеки») традиционно занимаются обработкой леса; как результат большего распространения оседлого образа жизни, некоторые также стали заниматься сельским хозяйством и садоводством.

О прошлом этих общин точно мало что известно, история каждой из групп почти полностью содержится в их устной традиции. Хотя некоторые группы, такие как вангавала имеют индийское происхождение, некоторые из них, к примеру, нористани, наиболее вероятно, местного происхождения, в то время как распространение других считается результатом миграции из соседних областей. Группы горбат и шадибаз первоначально пришли из Ирана и Мултана, соответственно, а родиной группы Tahtacı ("дровосеков") традиционные считаются Багдад или Хорасан. Белуджи утверждают, что они относились к джемшеди в качестве прислуги, после того, как они бежали из Белуджистана из-за междоусобиц.

Кочевники юрюки

Юрюки - это кочевники, которые живут в Турции. Некоторые группы, такие как Sarıkeçililer все ещё ведут кочевой образ жизни между прибрежных городов Средиземноморья и гор Таурус, хотя большинство из них заставили осесть во времена поздней Османской и Турецкой республик.

Кочевники Монгольские кочевники в переходе на северное стойбище

Коче́вники - люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников - кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Если рассматривать большие промежутки времени, то каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место, ведут кочевой образ жизни, то есть могут классифицироваться как кочевники.

В современном мире, в связи с существенными изменениями в хозяйстве и жизни общества появилось и достаточно часто употребляется понятие неокочевники, то есть современные, успешные люди, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни в современных условиях. По роду занятий многие из них являются программистами , коммивояжерами , менеджерами , преподавателями , учеными , политиками , спортсменами , артистами , шоуменами, сезонными работниками и т. д.. См. также фрилансеры .

Типичное место работы современных кочевников

Кочевые народы

Кочевы́е наро́ды - мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства . Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии , - рыболовством . Термин кочевье используется в славянском переводе Библии применительно к станицам измаильтян (Быт. )

Определение

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

  1. экстенсивное скотоводство (Пасторализм) как главный вид хозяйственной деятельности;
  2. периодические перекочевки большей части населения и скота;
  3. особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 %, в Туркменистане - 3 %, в Казахстане - 13 % и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Быт и культура кочевников

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта , палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла . Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства , неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту - главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).

Происхождение кочевничества

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света , куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV-III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX-VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина , IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II-I тыс. до н. э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое,
  • полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
  • яйлажное (от тюркс. «яйлаг » - летнее пастбище в горах).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы равнины) и
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так называемые «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.);
  3. Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
  4. Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка , масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет , Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як (Азия), лама , альпака (Южная Америка) и др.;
  6. северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет кочевничества

подробнее Кочевое государство

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. - сер. II тыс. н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы , хунну , тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары , булгары и др.). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями . Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы , гунны, авары, тюрки, кидани и половцы , монголы, калмыки и др.).

В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. По-видимому, в результате этих процессов в Западную Европу попали порох , компас и книгопечатание . В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией».

Модернизация и упадок

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер , Сомали , Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

Кочевничество и оседлый образ жизни

Производительность труда в условиях пасторализма значительно выше чем в ранних аграрных обществах. Это позволяло высвободить большую часть мужского населения от необходимости тратить время на поиски пропитания и, при отсутствии других альтернатив (таких как например монашество) позволяло направить её на военные действия . Высокая производительность труда однако достигается малоинтенсивным (экстенсивным) использованием пастбищ и требует всё новых угодий которые необходимо отвоевывать у соседей. Огромные армии кочевников которые были собраны из ненужных в повседневном хозястве мужчин значительно более боеспособны, чем мобилизованные крестьяне не имевшие военных навыков. Поэтому несмотря на примитивность социального устройства кочевников они представляли большую угрозу ранним цивилизациям с которыми они зачастую находились в антагонистических отношениях. Примером тех огромных усилий которые были направленны на борьбу оседлых народов с кочевниками является великая китайская стена , которая как известно не была эффективным барьером от вторжений кочевых народов в Китай . Однако оседлый образ жизни конечно имеет свои преимущества перед кочевым и возникновение городов - крепостей и прочих культурных центров со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников которые никогда не смогли полностью уничтожить оседлые народы. Однако набеги кочевников иногда приводили к крушению или значительному ослаблению высокоразвитых цивилизаций- например крушению западной Римской империи которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов». Однако несмотря на постоянные потери от набегов кочевников ранние цивилизации которые были вынужденны постоянно изыскивать новые способы защиты себя от постоянной угрозы уничтожения, получали также и стимул к развитию государственности, что дало евразийским цивилизациям значительное преимущество перед доколумбовыми американскими, где независимый пасторализм не существал (или точнее полукочевые горные племена разводившие небольших животных из семейства верблюдовых не имели такого военного потенциала как евразийские коневоды). Империи Инков и Атцеков находясь на уровне медного века были горазбо более примитивными и хрупкими, чем европейские государства и были без значительных трудностей покоренны небольшими отрядами европейских авантюристов.

К кочевым народам относятся

  • сегодня:

Исторические кочевые народы:

Примечания

Литература

  • Андрианов Б. В. Неоседлое население мира. М.: «Наука», 1985.
  • Гаудио А. Цивилизации Сахары. (Пер. с франц.) М.: «Наука», 1977.
  • Крадин Н. Н. Кочевые общества. Владивосток: Дальнаука, 1992. 240 с.
  • Крадин Н. Н. Империя Хунну. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 2001/2002. 312 с.
  • Крадин Н. Н. , Скрынникова Т. Д. Империя Чингис-хана. М.: Восточная литература, 2006. 557 с. ISBN 5-02-018521-3
  • Крадин Н. Н. Кочевники Евразии. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 416 с.
  • Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. - С. 152. - ISBN 5-7525-1611-0
  • Марков Г. Е. Кочевники Азии. М.: Изд-во Московского университета, 1976.
  • Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов. М. - Алматы: Горизонт; Социнвест, 1995. 319 с.
  • Плетнёва С.А. Кочевники средневековья. М.: Наука, 1983. 189 с.
  • Сеславинская М.В. К истории «большой цыганской миграции» в Россию: социокультурная динамика малых групп в свете материалов этнической истории // Культурологический журнал. 2012, № 2.
  • Хазанов А. М. Социальная история скифов. М.: Наука, 1975. 343 с.
  • Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. 3-е изд. Алматы: Дайк-Пресс, 2000. 604 с.
  • Barfield T. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, 221 BC to AD 1757. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 325 p.
  • Humphrey C., Sneath D. The End of Nomadism? Durham: The White Horse Press, 1999. 355 p.
  • Krader L. Social Organization of the Mongol-Turkic Pastoral Nomads. The Hague: Mouton, 1963.
  • Khazanov A.M. Nomads and the Outside World. 2nd ed. Madison, WI: University of Wisconsin press. 1994.
  • Lattimore O. Inner Asian Frontiers of China. New York, 1940.
  • Scholz F. Nomadismus. Theorie und Wandel einer sozio-ökonimischen Kulturweise. Stuttgart, 1995.

Мы привыкли ассоциировать кочевой образ жизни с жителями степей, индейцами и цыганами. Но и в современной Европе есть коренные, не пришлые народы, которые уже многие века ведут скитальческий образ жизни

Ирландские путешественники

Они выглядят как обычные ирландцы, однако говорят на своем собственном языке, который ни ирландцу, ни англичанину не понятен, и ведут кочевой образ жизни, переезжая с место на место на фургонах. Сами себя они называют "пайви" или "пави". Британцы ошибочно, порой с презрением называют их цыганами, или же tinkers - лудильщиками. До недавнего времени мнения, что пэйви - это группа цыган, которая до неузнаваемости смешалась с жителями острова, придерживались и многие историки. Другие же полагали, что ирландские путешественники произошли от викингов, которые осели в Ирландии во время захватнических походов, и не смогли вписаться в местный образ жизни. Но генетический анализ полностью опроверг эту точку зрения: ирландские путешественники чистокровные кельты. Сегодня доподлинно неизвестно, что вдруг заставило, по всей видимости, обычных ирландских крестьян, вдруг сняться с места и начать вести нехарактерный для них кочевой образ жизни. Некоторые ученые полагают, что пэйви начали кочевую жизнь из-за ирландской экспедиции Оливера Кромвеля, из-за которой огромное количество крестьян лишились крова и земли. Однако есть отдельные свидетельства существования пэйви еще в Средневековье.

До недавних пор пэйви вели маргинальный образ жизни. Ни о какой постоянной работе, ни о хорошем образовании для детей, если кочуешь, говорить не приходится - поэтому пэйви перебивались мелкими подработками, порой не гнушались и криминалом. Но их настоящая страсть, и главный способ заработка - это подпольные поединки на ринге. Из среды пэйви вышло немало хороших боксеров и борцов. Сегодня большинство пэйви осели на окраинах английских и ирландских городов. Многие из них все еще живут в своих старых фургонах - но уже вкопанных в землю. В последние 50 лет быть пэйви стало почти невозможно. Современное толерантное английское общество, казалось, должно было бы проявлять к пэйви больше уважения, чем раньше. Но нет, сегодня пэйви дискриминируют и унижают как никогда. Англичанину XVII века эти люди были куда более понятны, чем британцу XXI века.

Шотландские путешественники

Этот народ и похож, и не похож на пэйви. Шотландские путешественники так же, как и ирландские, скитаются по Британии с незапамятных времен - первые письменные упоминания об этой этнической группе мы находим в 1505 году, но они наверняка существовали и раньше. Но, в отличие от ирландских, сами себя они уже не отделяют от цыган. Для историков остается загадкой то, как получилась такая странная смесь: неоспорим лишь факт, что когда-то давно, кочевники шотландского происхождения стали тесно взаимодействовать с цыганами, заключать с ними браки. Началось взаимопроникновение, которое заняло несколько веков. И сегодня в Британии мы встречаем разные автономные сообщества, в которых кровь и язык шотландских кочевников и британских роман - романичал, смешаны в разной степени. Среди них выделяются коренные путешественники Хайланда - полностью кельтская группа, которая не смешивалась с цыганами вообще, и поэтому очень похожа на ирландских пэйви. Вплоть до 1950х годов они путешествовали от деревне к деревне, и занимались, в основном, лужением. Но, в отличие от своих смешавшихся с цыганами соплеменников, сегодня все путешественники Хайлэнда полностью перешли на оседлый образ жизни и исчезли как этническая группа.

Ениши

Этот народ кочует по территориям вокург Рейна - В Германии, Франции, Швейцарии, Люксембурге. Енишей тоже приравнивают к цыганам, хотя они ими не являются. Это народ германской группы, со своим германским диалектом, и с цыганами они никогда не смешивались. Ениши появились в XVIII веке, по-видимому, из немецких цыган, лишившихся собственности. Ениши меньше всего из этого списка похожи на цыган. Если пэйви и шотландские кочевники зачастую не гнушаются всякими криминальными занятиями, то ениши подчеркнуто честны и миролюбивы. Их главное ремесло - торговля. Но почему-то власти государств, где они живут, всегда относились резко негативно, преследовали и стремились жестко ассимилировать. Так было и в Средневековье, и в Новое Время. Нацисты, придя к власти, приравняли их к цыганам и уничтожали в концлагерях. Возможно это связано с тем, что ениши в начале своей истории многое переняли у своих братьев по несчастью, евреев - самых мирных и самых гонимых людей средневековой Европы. Вплоть до 1980х в Швейцарии даже существовала негласная практика признания душевнобольными всех, кто публично заявлял о своей принадлежности к енишам. И сегодня все государства, где живут ениши, отказываются признавать их национальным меньшинством. За исключением Швейцарии, в которой, видимо, осознали бесчеловечность своей преступной политики по отношению к этому невинному народу.

Публикации раздела Традиции

Зачем кочевнику недвижимость?

Н едвижимость - это не только стены. Это определенная система взглядов на мир.

Вряд ли есть более не совместимое с идеей недвижимости понятие, чем идея кочевья. Что может служить недвижимостью в мире кочевника, жилище которого легко сворачивается в тюк и перевозится на коне, верблюде, олене? Земля и небо, да могилы предков. Недвижимость в ментальности кочевника - категория абстрактная... до сакральности.

Константин Леонардович Банников - российский антрополог, археолог, журналист, фотограф, профессиональный путешественник.

Есть на свете места, которые, как транспортные развязки, пропускают через себя потоки кочующих народов. Движимые какой-то силой, они мигрировали из конца в конец континентов. Горы, которые есть препятствие по определению, представляли мигрантам лишь ограниченное количество пригодных для прохода долин и перевалов. Бывало так, что перевалив через несовместимый с жизнью горный массив, люди степей оказывались в долинах, изолированных и защищенных, в которых можно было жить годами, продолжая кочевать, но уже по новой, заданной горными хребтами и долинами рек траектории. Горы стали еще одной освоенной кочевниками недвижимостью. О праве владения молчаливо свидетельствуют петроглифы, пирамидки, сложенные из камней, представляющие собой маркеры пастбищ и направлений, а также посвященные духам местности (каракши).

Каракши горы Муйнак

Наиболее многочисленные и воинственные племена еще любили поживиться тем добром, которое копили в своих городах и поселениях оседлые народы, и постоянно устраивали набеги. Пример конца Римской империи показывает, какой мощью обладали кочевники, оставаясь главной угрозой городу на протяжении столетий. В разнице этих потенциалов пассионарности – оседлых и кочевых – возник тот самый ток истории, в котором возникали, разрушались и снова возникали стены великих цивилизаций.

Империи с их централизацией и стремлением к порядку и контролю не любят кочевников. Правители империй видят в самом кочевом образе жизни альтернативу окаменелым формам государств, не терпящих альтернатив. Поэтому задача перевода кочевников к оседлому образу жизни становится частью государственной политики государств. Во многих случаях государства в этом преуспели, и кочевники стали оседать, освоив новый образ жизни. Но смена образа жизни не обязательно предполагает смену образа мысли. Поэтому интересно посмотреть, что творится в сознании кочевника, когда у него вдруг появляется недвижимость.

Шалаш, построенный из старых войлочных ковров, в котором зимой жили табунщики с. Джазатор

Кочевники на плато Укок жили с глубокой древности. Поскольку в горах все вертикально, то и кочуют здесь снизу вверх и обратно вниз, в зависимости от времени года. Летом – в сочных травами долинах, зимой, когда снег засыпает нижние пастбища, люди со своими стадами поднимаются в горы, где снежный покров не выше стебля травы. А ранней весной, перед тем как солнце превратит снега в непреодолимые потоки, люди кочуют вниз по весенним пастбищам и летним. До новой осени.

Судя по археологическим раскопкам, образ жизни и стиль хозяйства кочевников Алтайского высокогорья не слишком зависел от их этнической принадлежности. Суровая среда предлагала обитанию не много вариантов. Сегодня на Укоке обитают казахи, а до них здесь жили скифы, саки, тюрки, гунны.

Традиционный казахский войлочный ковер сырмак

Казахи пришли сюда в середине XIX в. и кочевали круглый год в юртах. Недвижимостью они стали обзаводиться лишь полстолетия назад, когда советская власть организовала их сообщество в животноводческий колхоз и начала на Укоке строить бревенчатые избушки.

Охотно перебираясь из круглых юрт в квадратные в плане зимники, люди сохранили свое чувство кругового пространства и буквально вписали круг в квадрат. Тем более что от наличия недвижимости они не перестали быть кочевниками. Просто срубы теперь у них стоят по всему круглогодичному маршруту кочевания, которое состоит из серии сезонных перекочевок от одного стойбища к другому. Да и отношение к своим бревенчатым домам сохранилось такое же, как и к юртам, – легкое на подъем в буквальном смысле слова. После распада колхоза стойбища и постройки приватизировали по схеме паев, и оказалось так, что на одном стойбище жилой дом принадлежит одному хозяину, кошара с коровником – другому, стадо пасет третий, а животные принадлежат еще пятерым. Таким образом, новая индивидуалистическая форма собственности оказалась вторичной относительно прежнего коллективного владения и пользования. Тем не менее процессы социальной дифференциации развиваются стремительно и вносят свои коррективы.

А. Сикуатов с сыном

Анатолий Сикуатов, хозяин зимовья на стойбище Чубай-Журт, который еще в январе 2005 г. строил планы на дальнейшее обустройство своего укокского жилища в будущем году, получил приглашение от пограничников пойти на контрактную службу. Не то чтобы это было выгодно, но он, подумав, согласился, поддавшись соблазну перспективы начала новой жизни в новом повышенном социальном статусе, с чем ассоциируется погранслужба у пастухов. В феврале Анатолий передал все стадо родственнику с соседнего стойбища, а сам стал готовиться кочевать вместе со своим срубным домом, ведь он ему достался за пай. Идея на первый взгляд абсурдная. На Укок бревна доставить – очень большая проблема, и везти их вниз, в село, экспортирующее лес, представляется по меньшей мере нецелесообразно. Сам факт такого намерения говорит о том, что человек, во-первых, поддавшись тенденциям социальной модернизации, выходит из системы взаимных обязательств по праву собственности и, во-вторых, освобожденный от социальных обязательств снова становится кочевником и везет с собой свой дом. Только перемещает он его уже не в географическом, а в социальном пространстве.
Жилище – знак положения в обществе хозяина и векторов его социальных устремлений. Их могут выдавать необычные и даже нелогичные на первый взгляд архитектурные декорации, такие как люк самолета в качестве калитки на стойбище Карасу.

Калитка, сделанная из люка самолета

Во-первых, неудобно, во-вторых, никогда не закрывается, в-третьих и в-главных, он оторван от разбившегося неподалеку самолета, и должно быть как бы жутковато. Все-таки люди погибли.

Но знаковая функция этого элемента «интерьера» в этом доме – не декоративна. Самолет же! Знак неба и хайтека, его деталь в доме – символ роста, перспектив, развития – будущего!

И на стойбище не старый дед живет, а шестнадцатилетний внук с дружком. Они и притащили. Но с хозяйством управляются не хуже деда. Научил.

В динамичных процессах социального преобразования в традиционном обществе происходит постоянное преобразование и обновление традиционных отношений, и традиционная этика – осевой элемент этого вращения форм собственности, статусов и владений. Не столь важно, чья семья успела приватизировать эти срубы после распада колхоза, важно, что в них может остановиться каждый. Собственность в горах номинальна, владение, тем более пользование, особенно в момент острой необходимости, – категории абсолютные. Здесь дом не крепость, а место согреться и переночевать каждому. И каждому в нем найдется место.

Несмотря на то что внутреннее пространство дома кочевника выглядит очень простым – всего одна комната без перегородок и часто даже без прихожей, пространство это неоднородно, но структурировано видами деятельности и поделено на несколько зон. Две большие зоны – хозяйственная, которая делится на «кухонную» и «умывальную», и зона отдыха, которая делится на «праздничную» и «повседневную». Западная половина, как правило, застелена войлочными коврами, восточная хозяйственная – без ковров, здесь стоит печь и умывальник. В центре или у западного окна стоит стол. Место гостя – почетный северо-западный край стола, справа от окна.

Кровати хозяев также располагаются по обе стороны от окна. В северо-западном углу спят родители, в юго-западном – дети.

Северо-запад – край, куда уходит солнце. Страна теней. Там обретаются души предков. Туда же обращены лица покойников во всех курганах Укока. Они лежат головой на восток на правом боку и, соответственно, лицом на северо-запад. Это трансцендентное направление, максимально нагруженное идеей инобытия, вселяющей и страх, и уважение. Поэтому туда сажают гостя (он чужой и уважаемый) и поэтому там спят родители (они по статусу ближе к предкам). Дети спят на солнечной юго-восточной стороне. Им еще долго кочевать за солнцем.

Стойбище Кен-Откел

Таким образом, стены домов не особо повлияли на мировоззрение кочевников. А вот невозможность их двигать по пространству стойбища внесло некоторую путаницу в топонимику местности. Каждое стойбище имеет старинное название, которое распространяется на все пространство пастбищ.

Когда жили в юртах, не было необходимости в дополнительных топонимах. Когда говорили о доме, употребляли имя хозяина. Теперь же, когда хозяева уходят, а дома остаются, границы урочищ «плавают», накладываются друг на друга. Поэтому иногда возникает путаница в названиях хозяйственного пространства пастбищ и в названии жилого пространства собственно подворья. Так, например, выяснилось, что урочище Бертек, если имеется в виду жилище Канджарбая, что на левом берегу Ак-Алахи, на самом деле Кос-Коль, хотя он иногда и употребляет название Бертек.

– А напротив меня, на том берегу, – это уже Кокталагай, – рассказывает Канджарбай и поясняет: – Раньше так называли, а сейчас так никто не скажет. Они свое урочище тоже теперь Кос-Коль называют.

А словом Кокталагай хозяева заречного Кос-Коля назовут угодья, что в трех километрах на восток. Старое название отошло к другой семье, которая с недавних пор освоилась на Укокских пастбищах. Соседи Канджарбая с запада считают, что Бертек – это название исключительно их урочища. И их дальние соседи согласны, что это Бертек, но иногда говорят, что вообще-то это Камбалин. Впрочем, путаница возникает только там, где дома стоят кучно, а выпас ведется в разных направлениях. На отдаленных урочищах, вдали от соседей, путаницы с названиями не возникает.

Место временного хранения утвари на зимовье после откочевки на летние пастбище

Начиная с конца марта чабаны начинают покидать Укок, перекочевывая на весенние пастбища. Поэтому постройки стоят большую половину года пустыми. В дома же они превратятся снова только с фактом нового заселения хозяина.

С чего начинается превращение здания в дом? Прежде всего с очищения жилого пространства, изгнания из него скверны, которая вообще-то в обжитом мире не держится, но, как ртуть, вылившаяся из разбитого градусника, заполняет собой промежутки. Дом, оставленный без людей в межсезонье, – это и есть такой промежуток, в котором накапливается шлак спиритуальных энергий. Поэтому первым делом, прежде чем распаковать вещи, следует дом очистить. Скверна больше всего боится огня, а огня и дыма одного ароматного растения семейства можжевеловых, называемого здесь арча, они ужасно боятся. Поэтому, чтобы дом очистить, надо зажечь ветку арчи и обойти комнату внутри по кругу: три раза по солнцу и три раза против.

Волосяной аркан, повешенный вдоль стены сруба

Снаружи вдоль стены вешается волосяной аркан, которым когда-то стягивались покрышки юрты. На крышу кладется голова коня или коровы – животного, забитого для питания на весь сезон. Конские головы можно встретить и на перевалах, висящими на джалау – культовых сооружениях, представляющих собой сухое дерево, вмонтированное в груду камней. Конь, преодолевающий расстояния и соединяющий пространства, – медиум по определению и, следовательно, может соединять миры в высоком смысле слова, то есть по вертикали, а его голова ассоциируется с верхним миром, по которому кочуют боги. Так что голова коня на перевале или на крыше дома есть важный конструктивный элемент не только недвижимости – мироздания в целом.

Именно поэтому эти срубы и строились непременно входом на восток, что изначально воспринималось как недвижимый аналог «деревянной» юрты. Это вполне закономерно – ориентировать вход туда, откуда приходит свет и тепло. Свет и тепло в доме – это такой же пространствообразующий фактор. Печь – эпицентр дома, как Солнце – эпицентр Вселенной. Поэтому огонь земной и огонь небесный должны состоять в близости, и ничто не должно мешать свету и теплу солнца пронизывать жилище, хотя бы и номинально, как бывает в хмурый зимний день. Поэтому окна прорубаются всегда напротив от входа – в западной стене, куда солнце уходит (иногда еще и в южной). В северной же – никогда.

Человек не просто живет в своем доме, но воспринимает сам себя в качестве объекта, на который воздействуют энергии космических сфер. Поэтому так важно не только правильно себя вести в большом мире (правильно проходить перевалы, принося правильные подношения их духам-хозяевам, вешая на джалау белую ленточку, конский волос или кладя в основание монетку или просто камень), важно еще и в собственном доме правильно ориентировать свое тело, например, ложиться спать головой на запад, чтоб лицо было обращено к востоку. Наоборот кладут только покойников – им кочевать в другую сторону.

А назначение символов, связанных с недвижимостью, – организовать подключение внутреннего человеческого пространства (микрокосма) к внешней среде, одухотворенной эманацией богов, к мирозданию. Символы и ритуалы играют роль «штекеров» и «клемм», посредством которых осуществляется постоянный контакт профанной сферы жилища людей и сакральной бесконечности космоса, возвращающейся в мир людей «высокой энергией» духовности.