Слова отличаются друг от. Чем слова отличаются друг от друга

Указание места действия. Наличие стандартных зачинов. Наличие вводных слов. Предмет исследования. Мысли о недавнем гулянье. Указание времени действия. Вопросительное предложение. Наличие конструкции вида. Области применения. Указание даты. Инверсия. Потрясающая встреча. Наличие отсылок к предшествующему контексту. Сочинительный союз в начале предложения. Указание рода занятий персонажей. Материалы.

«Работа с литературой» - Точка зрения на предмет. Основные форматы, которые надо предполагать при работе с литературой. Главное правило при работе с литературой – все записывать. Содержательный аспект. Решение о том, читать ли конкретную книгу. Библиографическое описание. Характеристика концепции автора (самое проблематичное). Возможные вопросы. Экспертиза. Функции цитирования. Содержание. Более подробно о классике. Экспертиза исследовательской литературы.

«Самостоятельный анализ текста» - Охарактеризуйте орла и воробьев. Синквейн. Сочинение-размышление. Тропы. Изобразительно-выразительные средства. Микротемы. Орел и воробьи. Свинарники. Жемчуга мудрости. Стая воробьев. Эпиграф. Диаманта. Навыки самостоятельного анализа текста. Композиционный прием притчи. Вовремя есть, вовремя пить.

«Работа с печатными изданиями» - Информация притягивает информацию. Секреты успешной работы с печатными изданиями. Требования к способам сохранения информации. Читать книги. Тезисы. О способах чтения. Всё зависит от цели нашей деятельности. Реферат. Схемы описания печатных источников. Аннотация. Конспект. Новый источник информации. Содержание прочитанного материала. Схема сноски на статью. Схема сноски. Умение отбирать материал для выписок.

«Пример анализа текста» - Музыка в нашей жизни. Физкультминутка. Начертите схему 8 предложения. Для чего нужен текст. Комплексный анализ текста. Найдите предложения с однородными членами. Синтаксические языковые средства. Синквейн. Текст или не текст. Музыка –это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Закрепить понятие о комплексном анализе текста. Попробуйте угадать, о чем идет речь. Задания к тексту. В 3-5 предложениях найдите обособленные определения.

«Художественный анализ произведений» - Искусство есть известная работа мысли. Проблемы художественного восприятия. Ситуация развития. Анализ основных средств выразительности искусства. Волнение. Художники. Формирование способности критически оценивать произведения искусства. Ситуация обогащения. Специфичность художественного анализа. Искусство требует ответа. Организация переживаний. Анализ произведений. Вчувствование. Переживание. Метод художественного анализа.

Ответ на распространенные вопросы по русскому языку есть возможность поглядеть на веб-сайте "Российские словари": www.slovari.ru/default.aspx?p=963

Раскрыв меню "Достойные внимания и нередко задаваемые вопросы о российском языке" есть возможность узреть систематизацию вопросов по русскому языку по темам:

Лексические трудностиЧем различаются слова ноль и нуль?В чем разница меж неустойкой и пени?Чем отличаются друг от друга слова одеть и надеть?Взять(брать, трясти) за грудки - есть возможность ли высказаться так о женщине?Нет и нету - как верно сказать?Пословица и поговорка - это одно и то же?Скрепя сердечком, скрипя сердечком либо еще как-нибудь?Чем отличается бобер от бобра и какие у их производные прилагательные?Верно ли на данный момент в СМИ о наших музыкантах говорят: богема? Поскольку богема - это бедный люд?ПроизношениеКак верно говорить: догово"р либо до"говор, догово"ры либо контракта"?Как правильней сказать: афера либо афёра?При произнесении слова Москва москвичи заместо о говорят а. Как к этому относятся филологи?Не так давно услышала, как говорят свё"кла, а не свекла" - почему?Как верно ставить ударение в слове звонит?На нижнем этаже больницы написано запасный выход, а на втором - запасной. Как верно?ГрамматикаСклоняется ли слово Интернет?Согласно чему либо чего?Существует ли слово пеня - форма единственного числа от слова пени?В школьном учебнике российского языка в одном случае написано вытрите, а в другом - вытрете. Какая-то форма неверна?Как верно сказать: в городе Москва либо в городе Москве?Спустить на тормоза либо на тормозах?Какой предлог должен быть с антресолями: в либо на?Как говорить: нет вальта либо нет валета?ПунктуацияВсегда ли обособляются слова кажется и явно?ЭтимологияОткуда пошло выражение: гусли яровчатые?Понятно, что практически значит на данный момент - сей час, а его синоним, сейчас, - к чему оно всходит?Ваганты и менестрели - в чем разница? Каково происхождение слов?Как будет верно: матрас либо матрац?Конфорка?Имплантат?Прецедент?Инцидент?Теракт?Ароматерапия?Конфеты кондитерской фабрики «Славянка» именуются «Храбрый Аладин» - разве не Алладин?Оформляются либо нет слова Дед Мороз и Санта Клаус дефисами (Дед-Мороз и Санта-Клаус)?Как пишутся слова - имена героев сказок: Красноватая Шапочка, Голубая Борода и под.?Ни в каком словаре не удалось отыскать слова борсетка - как верно его писать?Принятые сокращенияКак пишется сокращение от словосочетания исполняющий обязанности?Неувязка именованияКак в пт анкеты о занятии именовать мужчину, который занимается домашним хозяйством: домохозяйка, домохозяин, домашний владелец?Медсестра широкого профиля - какую запись в трудовой книге сделать мужчине с дипломом по таковой специальности

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы (урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика»)

2 слайд

Описание слайда:

Прочитайте стихотворение. Скажи «родник»- и вот возник, Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. Мы и родник зовём ключом (Ключ от дверей тут ни при чём). (А. Л. Барто) Какие два разных предмета обозначают выделенные слова? Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? Какой частью речи являются эти слова?

3 слайд

Описание слайда:

В русском языке немало слов, которые совершенно различны по значению, но одинаково звучат и пишутся. Недостатка в таких словах русский язык не испытывает: клуб (дыма) - клуб (сельский), ключ (родник) - ключ (от замка), лук (растение) - лук (оружие). Некоторые слова могут иметь различия в ударении, тогда их легко отличить друг от друга в звучащей речи: атлас - атлас, сорока - сорока, кружки - кружки. Часто встречаются слова, которые одинаково звучат, но имеют различие в написании: поседеть от горя - посидеть на стуле. С такими словами связаны многие трудности в написании. Вспомните: пол-скал, прим-рять. Правильно записать эти слова можно тогда, когда мы определим их лексическое значение: поласкать котёнка - полоскать бельё, примирять друзей - примерять пальто. Это слова-омонимы (от греч. «омос» - одинаковый + «онима» - имя). Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению а о и е

4 слайд

Описание слайда:

Запишите омонимы, распределяя их по графам таблицы. Хрупкий мелок - этот пруд мелок, сп.ши слова - сп..ши домой, топить дровами - топить в воде, хочу есть - у меня есть билет, спешить на работу - спешить коня, резкий хлопок - белый хлопок, съедобный гри.. - вирусный гри.., рубка леса - рубка на палубе корабля, об..жать друга - об..жать вокруг дерева. Слова-омонимы, которые различаются Значением Значением и произношением Значением и написанием Почитать книгу – почитать родителей Быстрых белок – яичный белок В деревне рос – букет роз

5 слайд

Описание слайда:

В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером. Бор, -а, о боре, в бору, мн. боры, м. Сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте. В бору водятся глухари. Бор, -а, м. Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле. Зубной врач использует в работе бор. Найдите в толковом словаре примеры омонимов. 1 2

6 слайд

Описание слайда:

Выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы 1. Лесник скосил траву на опушк.. берёзовой рощ.. . Братишка скосил глаза и скорчил уморительную гримасу. 2. Косяк л..шадей с шумом мчался по полю. Мальчик вб..вал гвозди в косяк двери. 3. Девочка заплетала косу. Брат точил косу. Туристы вышли из лодки на песчаную косу.

7 слайд

Описание слайда:

Почему в данных ниже предложениях мысль выражена неясно? Выразите её точнее. Образец. На столе лежит наряд. (Документ или одежда?) На столе лежит наряд на уголь. На столе лежит праздничный наряд. Принесите лук. (Растение или оружие?) Кран не работает. (Водопроводный или строительный?)

8 слайд

Описание слайда:

Являются ли омонимами выделенные слова? Почему? Выпишите их в начальной форме и составьте с любыми из них два предложения. Стакан из стекла - вода стекла; косить косой - косой взгляд; теплую печь - печь пироги; разводить голубей - небо стало голубей; побелить потолок - потолок картошку.

Синонимы – это слова, связанные между собой особыми отношениями. Они характеризуются схожестью, но тем не менее абсолютные совпадения среди образцов такой лексики встречаются довольно редко.

Общие сведения

Синонимами называют слова, используемые для обозначения одного и того же предмета или понятия: еда, пища, продовольствие. Их написание может быть совершенно различным, как в предыдущем примере. Кроме того, существуют однокоренные синонимы: накопить – скопить, книжечка – книжонка. У них имеется несовпадение в написании отдельных морфем.

Вся группа слов, служащих для определения одного понятия, именуется синонимическим рядом. В нем обычно есть доминирующее слово – то, которое выражает смысл наиболее точно. Например, объект значительной величины можно назвать большим, громадным, огромным, гигантским, немаленьким. В этой группе стержневым является слово «большой», остальные – вносят в общее значение уточняющие оттенки.

Сравнение

Слова рассматриваемой категории подлежат сравнению по разным критериям. Перечислим признаки, которые могут составлять отличие синонимов друг от друга:

  1. Оттенки лексического значения. В этом случае слова выражают, например, степень проявления чего-либо (жара – пекло), характер действия (открыть – распахнуть) или уровень конкретизации (готовить – тушить).
  2. Стиль. Здесь речь идет о синонимах, принадлежащих к разным сферам общения или относящихся к тому или иному литературному стилю. К примеру, слово «украсть» в этом смысле является нейтральным. В разговорной речи то же самое действие выражается с помощью синонима «стащить», в книжном стиле употребляется «похитить», носители блатного жаргона говорят «нарезать».
  3. Эмоционально-оценочные характеристики. Некоторые синонимы, называющие одно понятие, позволяют показать разное отношение к нему: солнце – солнышко (ласково), невзрачный – плюгавый (пренебрежительно), путешествовать – разъезжать (иногда шутливо).
  4. Образность. К примеру, понимающего, благородного человека можно охарактеризовать простым словом «хороший». Но часто в таком случае используется словосочетание «золотой человек».
  5. Степень современности. В языке всегда есть слова недавно появившиеся, постепенно выходящие из употребления и устаревшие. И здесь синонимы тоже играют свою роль. В представленных парах слов сначала употреблен современный вариант названия, а затем архаизм: ладонь – длань, говорить – молвить, только – токмо, надеяться – уповать.
  6. Лексическая сочетаемость. В чем разница между синонимами с этой точки зрения? В том, что они могут удачно связываться с различным количеством слов. Возьмем, к примеру, синонимы быстро и опрометью. Первый из них комбинируется с массой слов, обозначающих всевозможные действия: пойти, вспомнить, сшить, написать, повернуться, схватить, поднять, застегнуть и т. д. А вот опрометью соединяется только с несколькими глаголами, значение которых связано исключительно с бегом: побежать, выбежать, помчаться, кинуться.

Программа Образовательная система «Школа 2100»
Название предмета Русский язык (учебник «Русский язык» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина)
Класс 4
Тема « Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
Цели урока
Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.
Показать лексическую и синтаксическую роль существительного в предложении.
Развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся распознавать морфологические признаки существительного
Научаться различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного
Пополнение словарного запаса
Ход урока
I Организационный момент.II Психологический настрой.Начать я хочу словами французского философа Жанна Жакка Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.
III Повторение.Кадр 1(презентация)
- Прочитайте еще одно высказывание
«Русский язык – один из богатейших языков в мире» (Белинский В. Г.)
- О чем говорится в этом высказывании?
- Как понимаете смысл?
- Кто автор?
- Используя это высказывание, составьте предложение с прямой речью.
(Белинский В. Г. утверждал: «Русский язык – один из богатейших языков в мире»)- Запишите это предложение. Какие знаки препинания необходимы для обозначения прямой речи на письме?
- Разберите слово русский по составу.
IV Актуализация.- А мы продолжаем изучать русский язык.
1. Записать под диктовку слова (языковая разминка)
Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, выражение, искусство, тетрадка, Елена, лестница, наводнение, орех, ель.- Подчеркните в словах орфограммы. Оцените свою работу (отметка на полях).
- Подчеркните красным цветом слова, в которых есть орфограмма – гласная буква (назовите их), синим – орфограмма – согласная буква (назовите их). Какое слово подчеркнули дважды?
- В каком слове есть другая орфограмма – буква?________Какую роль она выполнят?
- Как изменилась отметка, которую вы себе поставили?
- Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
- Что объединяет эти слова?
- Проверьте свое предположение, запишите только первые буквы слов, с которыми работали.
Кадр 2(презентация)
СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ- Какой буквы не хватает, чтобы получилось слово?(ь) Допишите эту букву. Прочитайте слово.
V Сообщение темы и цели урока.1. Повторение.
- Как вы думаете, какой же сегодня у нас будет тема урока?
- Дайте полное название этой части речи.
- Проверим. Откройте учебник стр.85. прочитайте название большого раздела.
СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Какие вы знаете части речи?
Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия и т. д. Разве можно без слов сформулировать свои мысли? А в предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
- Прочитайте тему нашего урока. (« Что мы уже знаем об имени существительном) Что же мы должны сегодня сделать?
2. План урока.
- Для того чтобы ничего не забыть, составим план, по которому будем работать.
- Что нужно вспомнить сначала? Потом?
Кадр 3(презентация)
* Что обозначает.
* На какие вопросы отвечает.
* Какую роль выполняет в речи.
* Признаки имени существительного
- постоянные - непостоянные
* Каким членом предложения бывает.VI Повторение изученного.
Роль в речи.
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Поможет получить ответ на третий пункт плана упр. 101.
- Прочитайте текст.
- Что узнали о героях рассказа? (где живут) Что еще можно предположить о них? (живут бедно) Какие части речи преобладают в этом тексте?
- Действительно имена существительные, их в этом тексте 19 (других частей речи 34) Почти каждое второе слово в нашей речи – существительное, т. е. САМАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ, САМАЯ СУЩЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ) Что называют слова имена существительные?(существующие лица, вещи, предметы, явления, состояния, чувства и т. д.)
- Сделайте вывод, какова роль имен существительных в речи?
2. Признаки имен существительных.
(3 карточка, дети работают самостоятельно, находят сущ. м., ж., ср. рода)- Найдите в тексте несколько слов одушевленных и неодушевленных имен существительных. В чем отличие?(кто? – одуш., что? – неодуш.) Записать в два столбика.
охотник избушка
Емеля лес
внучок окно
Гришутка сарай
- Сделайте вывод. Одушевленность и неодушевленность – это постоянный или непостоянный признак?
3. Род имен существительных. (Работа в группах)
- Работа по карточкам. Назовите только слова, которые нашли выполняя задание.
(проверка – презентация)
дерево зима мороз
озеро тишина сугроб
облако снежинка пень
- По какому признаку сгруппировали слова именно так?(род им. сущ.) как определить род сущ.?
- Запишите под диктовку слова, распределяя их в три столбика. Но не просто слова, а еще и синонимы к словам.
Путь- (дорога), учебник – (книга), автомобиль – (дорога)
- Подберите и запишите слова – антонимы
Правда – (ложь), добро – (зло)
- Сделайте вывод. Род – это постоянный или непостоянный признак?
4. Число.
- О каком еще признаке имен существительных мы знаем? (число)
- Приведите пример. Как отличить имена сущ. в ед. числе, от имен сущ. во мн. числе?
- Сделайте вывод. Род - это постоянный или непостоянный признак?
5. Член предложения.
- Записать предложение под диктовку.
Пробежался ветерок по лесу, дотронулся до голых веток деревьев и заскучал.
- Подчеркните грамматическую основу. Найдите им. сущ, каким членом предложения они являются?
- Сделайте вывод. Каким членом предложения могут быть им. сущ.?
- По лесу- выполнить разбор имени сущ.
(По) лесу – (по чему?), н. ф. лес, сущ., неодуш., м. р., ед. ч., вт. чл.VII Самостоятельное применение знаний.- Из упр.104 выписать два сущ, выполнить разбор как часть речи.(работа в парах, по одному слову выполнять разбор)
VIII Итог
- Используя план, составьте рассказ об им. сущ.(Работа в группах по 4 человека)
- Проверяем. У кого получился рассказ?
IX Домашнее задание
Упр 103
X Отметки- Продолжите мои предложения Кадр 1(презентация)
Кадр 5(презентация)
Сегодня я выполнял задания…..
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Мое настроение…
Мне захотелось…
- На других уроках мы еще много нового узнаем об имени существительном


Приложенные файлы