Традиционное меню в студенческой столовой. Студенческие столовые приносят прибыль

Студенческие столовые могут быть рентабельным бизнесом, если грамотно подойти к делу. Прибыль здесь связана не с высокими наценками, а большими оборотами. Главное накормить больше людей и сделать это быстро и вкусно.

О секретах студенческого общепита рассказывают предприниматели Виталий Иванченко и Елена Бекешева, которые смогли вдохнуть жизнь в развалившиеся студенческие столовые в Пушкине.

Сейчас ООО ‘ПроПитание" обслуживает две студенческие столовые - при Инженерной школе одежды и при Санкт-Петербургском государственном аграрном университете.

На создание своего предприятия ушло больше года. За это время компания создала собственный кондитерский цех, где печет пирожки и торты, организовала кафе для преподавателей и планирует расшириться, открыв столовые во всех корпусах общежития. Сегодня в столовой ООО ‘ПроПитание" кормятся 4 тысячи студентов в день.

Когда предприниматели начинали, они ничего не знали об общепите, но в торговле опыт имели (их ТД ‘Элит продукт" - поставщик мясопродуктов).

Первым шагом компании была полная замена персонала. По мнению Елены, основная проблема общепита в том, что повара, которые работают в столовых по 30 лет работают без энтузиазма. Своих сотрудников они искали через знакомых и объявления. Главным критерием отбора было позитивное отношение к делу.

Компании удалось и хороший персонал подобрать и поставщиков найти. Когда открывали вторую столовую, то уже имели необходимый опыт и знания.

Студенческая столовая может быть прибыльным бизнесом, если все сделано правильно. Здесь самое главное - технологичность. Нужно накормить большое количество людей и сделать это быстро, сытно и без последствий. Нужны не списанные продукты, а свежие, и разнообразие блюд должно быть большим. Кухня должна быть простая, домашняя.

Успех бизнеса определяют три критерия: отсутствие конкуренции, недорогая аренда и правильное распределение рабочей силы. Когда все три присутствуют, то по оборотам столовая может быть сравнима с бистро в проходном месте. При этом общий доход студенческой столовой может быть выше, а расходы ниже: поскольку если в бистро персонал задействован весь день, то в студенческой столовой часть сотрудников можно отпускать вечером.

Пошаговый алгоритм создания бизнеса:

Аренда помещения в учебном заведении.

Здесь главное договориться с руководством заведения и донести мысль, что они только выиграют и снимут с себя лишние заботы, если отдельная фирма займется их столовой. Недорогая аренда компенсируется частичной оплатой коммунальных услуг.

Ремонт

Оформление интерьера имеет значение. Лучше сделать его современным и модным, учитывая вкусы и предпочтения студентов. Можно оборудовать барную стойку и зону вай-фай, что привлечет дополнительных посетителей. Затраты на ремонт столовой площадью столовой 300-400 м2 составят от $ 100 тыс.

Набор персонала

Штат сотрудников столовой - от 25 человек: повара цехов, кондитеры, буфетчики, уборщики, грузчики и т.д.Подбирать людей в коллектив лучше тех, кто умеет общаться со студентами.

Кстати, персонал лучше одеть в форму, соответствующую дизайну интерьера столовой.

Проведение акций

Необходимо устраивать всевозможные акции, привлекая студентов в часы низкого посещения. Например, ‘2 пиццы по цене одной" и т.п. Можно ввести дополнительные услуги, такие как заказ еды в общежитие, обслуживание дней рождений и вечеринок и пр.

Разработка специальных программ

Мжно разработать специальные социальные программы для некоторых категорий студентов, например, комплексный обед за 60 рублей или каша за 1 рубль. В этом случае учебное заведение компенсирует столовой остальную часть стоимости, выкупая талоны на обед.

Расчет затрат на открытие бизнеса

Вложения в открытие студенческой столовой площадью 300-400 м2 составят от $ 100 тыс.

Ежемесячные расходы на содержание столовой составят 450 тыс. рублей (зарплата персонала, аренда столовой, транспорт и другие расходы).

Ежемесячная прибыль в первый год работы составит 300-400 тыс. рублей.

Виталий Иванченко и Елена Бекешева смогли вдохнуть жизнь в развалившиеся студенческие столовые в Пушкине. И построили на кормлении более 4 тысяч молодых организмов.

Сейчас ООО “ПроПитание” обслуживает две студенческие столовые - при Инженерной школе одежды и при Санкт-Петербургском государственном аграрном университете.

“В день мы кормим 4 тыс. человек. В рамках столовой это супер”, - признается Елена Бекешева, коммерческий директор ООО “ПроПитание”. На то, чтобы студенты, отвыкшие от вкусной еды в alma mater, вернулись обратно, ушло не меньше года. За это время компания создала собственный кондитерский цех, где печет пирожки и торты, организовала кафе для преподавателей и планирует расшириться, открыв столовые во всех корпусах общежития.

Энергичный бизнес

Когда пригласили заняться местной столовой при Инженерной школе одежды, они понятия не имели об общепите. Компания арендовала офис в помещении школы. Семейная пара 15 лет в торговле, их ТД “Элит продукт” - поставщик мясопродуктов.

Первым шагом компании была полная замена персонала. По словам Елены Бекешевой, проблема общепита во многих учебных заведениях состоит в том, что люди работают по 30 лет на одном месте и без особого энтузиазма относятся к продукции и тому, будет ли ее вообще кто-то есть. Персонал подыскивали через знакомых и объявления в газетах. Основным критерием было позитивное отношение человека к делу и его внутренняя энергетика, которая, по словам Елены Бекешевой, обязательно должна быть “в плюсе”.

Компания нашла поставщиков и отработала технологии: и сейчас, например, один кондитер-технолог справляется с объемом двух столовых. “С открытием второго объекта мы поняли, что знаем, как этот бизнес работает. И если их будет 15, то ценовую категорию можно будет держать низкую”, - говорит Виталий Иванченко, генеральный директор ООО “ПроПитание”.

В компании объясняют, что прибыльность в работе студенческой столовой связана не с наценками на блюда, а с высокими оборотами. Сейчас компания кормит 60% студентов Аграрного университета, и число клиентов постоянно растет. В сентябре 2008 г. спрос на блюда вырос на 30% по сравнению с прошлым годом.

Главное для Елены Бекешевой (в центре) и Виталия Иванченко - позитивное отношение к делу.

Кормить быстро и сытно

Конечно, студенческая столовая может быть прибыльным бизнесом, если все сделано правильно. Здесь самое главное - технологичность. Нужно накормить большое количество людей и сделать это быстро, сытно и без последствий. Нужны не списанные , а свежие, и разнообразие блюд должно быть большим. Нужно думать все время, придумывать меню, и студенты потянутся. Кухня должна быть простая - все они помнят родительскую.

Леонид Гарбар Ресторатор (“Палкинъ”, Stroganoff Steak House)

Если есть три критерия: отсутствие конкуренции, недорогая аренда и правильное распределение рабочей силы, то студенческая столовая - это очень выгодная бизнес-модель.

Когда все это есть, то по оборотам столовая может быть сравнима с бистро в проходном месте. При этом общий студенческой столовой может быть выше, а расходы ниже: поскольку если в бистро персонал задействован весь день, то в студенческой столовой часть сотрудников можно отпускать вечером.

Кирилл Безродный Ресторатор (“Васабико”, Penabar)

Две пиццы по цене одной

1. Донести до руководства учебного заведения, что они только выиграют и снимут с себя лишние заботы, если отдельная фирма займется их столовой. Ваша компания снимает помещение столовой в аренду, невысокая стоимость которой компенсируется тем, что вы оплачиваете также часть коммунальных платежей.

2. Ремонт. Вложения в ремонт столовой 300-400 м2 - от $ 100 тыс. Сюда не входит покупка новой посуды, замена барной стойки. Нужно подыграть студентам и сделать интерьер модным: например, оборудовать барную стойку под формат кофейной. Можно сделать зону вай-фай - это кратно увеличит посещение. Молодой персонал столовой должен быть одет в какую-то униформу.

3. Персонал. В первую очередь нужно создать коллектив, команду тех, кто может общаться со студентами. Персонал должен знать студентов в лицо, знать их вкусы. Для столовой нужен штат сотрудников от 25 человек: повара горячего и холодного цехов, кондитеры, буфетчики, грузчики и т.д.

4. Акции. Нужно постоянно, основываясь на собственной интуиции и на просьбе самих студентов, устраивать акции. Например, акцию “2 пиццы по цене одной” в то время, когда меньше всего студентов. Также сделать возможным, чтобы студенты могли заказать себе еду на день рождения прямо в общежитие.

5. Специальные программы. Например, совместная с университетом программа “ректорская каша”. Каша для студентов с утра стоит 1 рубль. Учебное заведение компенсирует столовой 14 рублей стоимости каши. Можно внедрить и социальную программу для отдельных групп студентов: например, столовая предлагает комплексный обед за 60 рублей. Талоны на такой фирменный обед компания продает университету.

На заметку

Итого

Вложения в открытие студенческой столовой площадью 300–400 м2 составят от $ 100 тыс.

Ежемесячные расходы на содержание столовой составят 450 тыс. рублей (зарплата персонала, аренда столовой, транспорт и другие расходы).

Ежемесячная прибыль в первый год работы составит 300–400 тыс. рублей.

Всероссийский интернет-опрос российских студентов, проведенный порталом сайт, показал, что 72% российских студентов ходят в студенческие столовые. Они отмечают, что в студенческих столовых низкие цены, чисто и вкусная еда. С другой стороны, по мнению студентов, там недостаточно мест и небольшой выбор блюд.

Для 58% студентов, столовая - это место, где можно хорошо провести время с друзьями. 13% считают, что студенческая столовая - это праздник желудка, а другие 13% вспоминают о студенческой столовой с содроганием.

Самые дорогие студенческие столовые в Москве - средний обед там стоит 136 рублей. В Санкт-Петербурге дешевле - 121 рубль. В регионах России обед в студенческой столовой обойдется в 87 рублей.

Вы ходите в студенческую столовую?

Где вы едите, если не в студенческой столовой?

Оцените студенческие столовые по критериям

Низкие цены, % Вкусные блюда, % Хороший ассортимент, % Достаточное количество свободных мест, % Чистота и гигиеничность в зале, %
Полностью согласен 20 12 11 11 9
Скорее согласен 39 47 36 29 42
Скорее несогласен 21 30 39 32 32
Полностью несогласен 19 9 14 27 15
Затрудняюсь ответить 2 1 1 2

Как бы вы охарактеризовали студенческие столовые?

Чем, помимо еды, вы занимаетесь в студенческой столовой?

Сколько в среднем стоит обед в вашей столовой?

Назовите любимое и нелюбимое блюдо

Любимые блюда (наиболее популярные) Нелюбимые блюда (наиболее популярные)
Солянка мясная Борщ
Борщ Гороховый суп
Бефстроганов Гречка
Блинчики с творогом, мясом, сгущенкой Каша
Булочки с ветчиной, сыром, вишневым джемом Кисель
Котлета по-киевски Компот
Пюре/картошка с котлетой или мясом Котлеты
Куриный шницель Макароны
Мясо по-французски Пельмени
Пицца Печень
Плов Пирожки с капустой, рыбой, костями
Салаты (оливье, крабовый, цезарь, селедка под шубой) Пицца с сосисками
Свинина Плов
Сырный суп Пюре
Шницель Рассольник
Творожная запеканка Рис
Супы-пюре Рыбные котлеты
Сосиски в тесте Салат из капусты
Пирожки и булочки Салаты с майонезом
Курица во всевозможных вариациях (в кляре, с ананасами, под майонезом) Солянка
Гречка с подливой Супы
Тушеная капуста
Щи

Учёба учёбой, а обед по расписанию — ведь ещё Пушкин говорил, что «желудок просвещённого человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность». Где, что и за какие деньги можно съесть в МГУ, разбиралась корреспондент «ТД», аспирантка факультета журналистики Анастасия Прощенко.

Нет плохой столовки в МГУ, как нет некрасивых женщин!

Игорь, исторический факультет

Есть старый анекдот о том, как толстая и худая мухи рассказывают друг другу о своей жизни. Толстая хвастается: «Я живу в ресторане. Увидев меня в тарелке, посетители отказываются от еды, и вся тарелка достается мне». Худая жалуется: «А я живу в студенческой столовой: увидев меня в тарелке, студент не только не откажется есть, но ещё и меня, достав, всю оближет и обсосёт».

Как бы там ни было, сегодня поесть вкусно и много в студенческой столовой МГУ очень даже возможно. Над этим работает целое подразделение университета — комбинат питания.

Что такое комбинат питания?

Вывеска комбината питания МГУ

Организация, объединяющая 9 столовых, 19 буфетов, 2 закусочные и несколько кофеен на территории МГУ имени М. В. Ломоносова. Комбинат питания существует с 1953 года и обслуживает в общей сложности около семи тысяч человек в день.

К столовым комбината относятся все столовые в Главном здании, в том числе профессорская и диетическая, столовые Первого гуманитарного корпуса, факультета иностранных языков и регионоведения, Шуваловского корпуса, биологического и физического факультетов, «Дома студента» на проспекте Вернадского (ДСВ). Не относятся к комбинату питания столовые Института стран Азии и Африки (ИСАА), журфака, психфака, экономического, юридического факультетов и Второго гуманитарного корпуса.

Буфеты отличаются от столовых тем, что еду туда привозят, в то время как столовые готовят её сами. Закусочные — те же столовые, но с более узким ассортиментом блюд.

В комбинате питания МГУ работает более 300 сотрудников: заведующие столовыми, повара, кондитеры, кассиры, уборщики, грузчики.

Какая столовая в МГУ самая популярная?

Диетическая в Главном здании (сектор «Б»). Так отвечает большинство студентов — с биофака, журфака, геофака, мехмата, факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) и даже из ИСАА, который находится в центре Москвы.

— У нас есть столовая на первом этаже, называется «Биосфера» — там довольно дорого для студентов, — рассказывает Евгений, выпускник биологического факультета 2015 года. — Обед выходит не дешевле 300 рублей, а то и больше, к тому же еда не сказать что выдающаяся. Мы ходим есть в столовую химфака на третий этаж, где вкуснее и дешевле, или в столовые секторов «Б» и «В» Главного здания. Там советую попробовать котлеты по-киевски, хотя, на мой взгляд, в этих столовых добавляют слишком много масла. Жирная пища вредна, поэтому я больше всего люблю диетическую столовую. В ней здоровая, вкусная и дешёвая еда, подают индейку и котлеты на пару. Единственный минус — огромные очереди.

А студентки 4 курса геологического факультета Ульяна и Анастасия считают, что постоять в очереди стоит, если хочешь полезно, вкусно и дёшево поесть. Девушки питаются в столовых МГУ ежедневно, и, если времени мало, их очень выручают буфеты и столовые секторов «Б» и «В». По данным комбината питания МГУ, самыми посещаемыми являются именно они — в осенний период каждая из этих двух столовых кормит по полторы тысячи человек за день!

Где устроить посиделки?

Во второй столовой (сектор «В») Главного здания. Наши собеседники рассказывают, что она была популярной во все времена, а сейчас — особенно. С подачи Анны Булановой, нового директора комбината питания, столовая №2 стала круглосуточной и в ней появился бесплатный Wi-Fi.

— Когда я пришла сюда, то поняла, что у ребят, живущих в ГЗ, не всегда есть возможность собраться вместе, чтобы что-то обсудить или подготовиться к учебе, — рассказывает Анна Буланова. — Днём они учатся и работают, а ночью все столовые уже закрыты. Тогда я предложила решить эту проблему с помощью круглосуточной столовой, где было бы светло, тепло и просторно, можно выйти в Интернет. И эта идея удалась. В нашей столовой есть бесплатный чай, хлеб.

Именно столовую сектора «В» советует для дружеских встреч магистрант ИСАА Алексей.

— Там не только вкусно и недорого — это ещё и место встреч для пар и компаний, а также всяких студенческих групп, союзов и так далее, — отмечает он. — Особой популярностью столовая пользуется из-за того, что в неё дают талоны на питание, когда записываешься в профилакторий. Коронные блюда, известные всем поколениям МГУшников — пицца и трубочки с кремом.

На Моховой улице очень популярна столовая ИСАА. Еда там вкусная и сытная, при этом для студентов полноценный обед стоит от 130 рублей. Плюс столовой в том, что в главном зале можно сесть на бархатные стулья за вычурные столы а-ля «дом "нового русского"». Здесь слушают последние сплетни, просят конспекты и готовятся к парам, несмотря на строгие таблички о запрете учебного процесса в столовой.

«К нам идут ребята и с журфака, и с психфака, а также местные гаишники и чиновники, — продолжает Алексей. — Наверное, это показатель качества. Вообще, мне кажется, столовая отражает дух того корпуса или факультета, где она расположена. По ней можно понять, кто учится: "расфуфыренные фифы" или будущие учёные, "мажоры" или полуголодные и вечно спешащие студенты».

Аспирант факультета политологии Сергей считает более «тусовым» местом буфеты.

— У нас в Шуваловском корпусе буфеты — это студенческие кафе в прямом смысле слова: там такая атмосфера, что студентам постоянно хочется сидеть в большой компании и что-то обсуждать, — поясняет он. — Это как свободное пространство, где можно обсудить моменты учёбы и вопросы жизни в вузе. В этих кафе обычно других тем не затрагивают. Буфеты как бы исполняют функцию свободных зон для общения и обмена идеями. Еда в буфетах разная: бывает, сегодня в одном вкуснее, а завтра в другом, поэтому вероятность попадания в нужный буфет — 50/50. Столовые тоже разные. На четвёртом этаже тоже бывает атмосфера, как в кафе, но всё-таки чувствуется, что это столовая. А на первом этаже — всё, как в классической советской столовой высшего уровня. И еда всегда очень вкусная.

Какие «столовские» блюда стоит попробовать?

Уже упоминавшаяся пицца — действительно легендарное блюдо.

— Наш коллега, который готовит пиццу для второй столовой, раньше работал в итальянском ресторане, и он настоящий профессионал, — объясняет заведующая столовой №8 Марина Кузнецова. — По отзывам студентов и преподавателей, пицца у него выходит шикарнейшая — и это в круглосуточной столовой! Особенно хороша закрытая пицца «Кальцоне». Получается настоящая авторская кухня, и намного дешевле, чем в ресторане.

По словам Кузнецовой, во всех столовых комбината питания ассортимент блюд разный. Меню каждый вечер составляет на своё усмотрение заведующий столовой. Первая столовая отличается более насыщенной пищей, вторая — большим количеством овощных салатов.

— Я обожаю столовки в МГУ. Нет плохой столовой в МГУ, как нет некрасивых женщин! — не скрывает восторгов студент 5 курса исторического факультета Игорь. — Качество еды везде отличное. Я каждый день ем в столовой, потому что там обстановка «заточена» под нормальный сытный обед. Греть в микроволновке ничего не надо. Я не могу выбрать лучшую столовую, но лично мне больше всего нравится в ДСВ, где я живу: там порции от души кладут! Например, свинина по-французски — огромный кусок мяса с сыром и луком.

«На какие шиши есть беляши?»

— Вообще самая дорогая еда — это мясо, — продолжает Игорь. — Оно всегда стоит около 100 рублей при том, что очень часто это маленький кусочек, который только для запаха годится. Мой друг, который не считает денег, каждый день ест на 300 рублей, а то и на 350. Стипендия сейчас — 2 600 рублей. Я укладываюсь в 150 рублей и остаюсь доволен собой.

По словам Анны Булановой, с некоторыми факультетами существует договор о частичной оплате питания для нуждающихся. По этой социальной программе некоторым студентам еда достаётся бесплатно: 50% оплачивает факультет, 50% — комбинат питания. Однако таких факультетов в МГУ пока всего два (назвать их Анна отказалась), а студентов, попавших в категорию нуждающихся, — всего несколько десятков.

Несмотря на то, что каждая столовая комбината имеет свой ассортимент, ценовая политика едина для всех. Комплексный обед стоит 150 рублей, цены блюд и выход в граммах рассчитывается строго по госстандарту. Продукты закупаются централизованно, поступают на единый склад, который находится в Главном здании, и распределяются по столовым в количестве, указанном в заранее поданных заявках.

— Еды к концу дня не остается — даже порой не хватает, — рассказывает Анна. — Есть примерный расчёт, сколько человек в день питается в данной столовой, какая порция приходится на одного. Если бы еда оставалась, заведующих бы строго наказывали. Всё должно быть четко, ведь на следующий день вчерашнюю еду категорически нельзя ставить. Поэтому стараемся рассчитывать верно, и у нас получается: к концу дня съедают всё…

Особенно любят студенты и повара дни национальных кухонь. Их столовые комбината проводят уже много лет, но в последнее время они стали превращаться в дни культуры. Сейчас день национальной кухни приурочивается к государственному празднику конкретной страны — таким образом в том числе организуется образовательный процесс. За годы столовые комбината питания провели дни немецкой, японской, французской, чешской, корейской, итальянской, казахской и других культур.

— Это целая феерия с танцами, песнями, квестами, — говорит Марина Кузнецова. — Программу готовят сами студенты: например, в день японской культуры у нас в столовой они учили писать иероглифы. Задача заведующих и поваров — обеспечить кухню. Эти мероприятия проводятся нерегулярно, но очень часто: иногда по четыре-пять в месяц! Вокруг таких событий очень большой ажиотаж, и мы не всегда успеваем подготовиться. А хочется, чтобы было действительно вкусно, хорошо и профессионально.

Интересную историю в комбинате питания рассказали про профессорскую столовую в ГЗ.

— Это историческое место. Давно, задолго до нас, там был хрусталь, фарфор, серебряные подстаканники и официантки, и даже алкоголь преподавателям наливали — в советские времена это была привилегия профессуры (студентов и других сотрудников МГУ туда не пускали). В 90-е годы такая практика прекратилась, хотя в столовой ещё оставались официанты. А потом и студентов стали пускать.

Но и те столовые, которые обслуживаются не комбинатом питания, тоже пользуются популярностью. Кроме упомянутой столовой в ИСАА, студенты активно посещают соседнюю — на журфаке. Аспирантка этого факультета Алина иногда даже заказывает еду «на вынос».

— Когда целый день учишься и работаешь, не всегда хватает времени что-то дома приготовить, — подчёркивает она. — А хочется домашней еды, да и не станешь каждый вечер ужинать в кафе. Честно говоря, у нас в столовой питаться тоже дороговато, но во всяком случае, дешевле, чем в ресторанах.

Ноября 28, 2013

Кто и чем кормит студентов в Москве?

Сокращение государственного финансирования и низкая эффективность собственных кейтеринговых служб стимулируют столичные вузы задуматься о передаче функции питания на аутсорсинг. Питание в университетах привлекает частные компании и стабильным, пусть и невысоким средним чеком и гарантированным потоком гостей. Развитию отношений между операторами питания и университетами мешают ограничения в наценке, которые устанавливают учебные заведения, а также рыночная арендная плата, которую вузы нередко выставляют операторам питания.

В 2013-2014 учебном году в российских вузах, по данным Министерства образования и науки, обучаются 6 млн студентов у более чем 271 тыс. преподавателей. Шестая часть приходится на столицу: в Москве за партами 117 государственных и 140 негосударственных вузов грызут гранит науки около миллиона студентов. И каждого учащегося и сотрудника нужно обеспечить горячим свежим питанием по максимально низкой цене.


"Росинтер Ресторантс" управляет тремя столовыми и буфетом в МИМиС, обслуживая ежедневно 1500 человек


В большинстве столичных государственных вузов эту задачу до сих пор решают собственные комбинаты питания. Многие из них были созданы еще в советское время и до сих пор остаются монополистами на территории учебного заведения. Как правило, для вуза это затратное подразделение: выручка комбината обычно покрывает только расходы на продукты и зарплату; коммунальные же платежи, закупку посуды, оборудования и ремонт оплачивает вуз. В убыточности «виноваты» минимальная наценка и специфические требования, предъявляемые к точкам питания в высших учебных заведениях. «Студенты и преподаватели хотят иметь доступную, дешевую и здоровую пищу на завтрак, обед и ужин. Это увеличивает режим работы точек питания: мы вынуждены держать трехсменную команду поваров», - поясняет проректор по экономике и дополнительному образованию РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Шибаев.



Столовая в РУДН занимает площадь 800 кв. м и рассчитана на 1000 посадочных мест. Большая часть студентов должна успеть пообедать во время большой перемены


Станция с соусами в столовой "Росинтера" в МИСиС. Студенты и преподаватели хотят питаться разнообразно


Собственные комбинаты питания, как правило, убыточны. Но к аутсорсингу вузы относятся с осторожностью

Вузовские комбинаты питания управляют столовыми, буфетами и кафетериями, раскиданными по корпусам. Как таковой фабрики-кухни на территории университета часто не существует: крупные столовые полного цикла обеспечивают продукцией более мелкие точки, отдельно могут быть вынесены пекарский и кондитерский цеха. Так, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ собственный комбинат питания полностью обслуживает два корпуса и управляет двумя столовыми, шестью кафе, рестораном и булочной. Общая площадь точек - 7500 кв. м, количество посадочных мест -1200. В главном корпусе МГТУ им. Н.Э. Баумана комбинат питания управляет большой трехэтажной столовой, шестью миникафе, блинной, пельменной, кофейней, буфетами. Основная столовая разделена на два зала, студенты и преподаватели обслуживаются отдельно. Точки работают с 8.00 до 18.00.

Операторы питания, в свою очередь, также присматриваются к учебным заведениям. «Мы обращаем внимание на численность: в вузе мы не можем рассчитывать на людей с улицы, а между тем нам нужен хороший трафик. Имеет значение и платежеспособность студентов. Хотя сегодня многие из них работают и могут позволить себе траты на питание», - говорит операционный директор бренда «Сбарро» Антон Красулин. Не устраивает многих операторов и необходимость платить рыночную арендную плату. «Сегодня арендная ставка в РАНХиГС составляет 20 тыс. руб. за кв. м в год. Это рыночная цена, которая была сформирована по итогам независимой оценки», - рассказывает Игорь Кукляев, начальник Управления по организации питания и сервисного обслуживания «Академсервис» РАНХиГС.

Тем не менее уже есть примеры, когда питанием в вузе занимаются и собственная кейтеринговая служба, и частные ресторанные компании. Так, в РАНХиГС два корпуса полностью обслуживает вузовский комбинат питания, еще два - компания «Росинтер Ресторантс». В Российском университете дружбы народов есть и собственные столовые, и частные точки. На аутсорсинг общепит отдан в МГСУ-МИСИ, где с 2004 г. работают столовая «Грабли» и шесть кафетериев «Грабли-Экспресс» ресторатора Романа Рожниковского, и в МГИМО, где все 12 точек питания управляются разными арендаторами.


Игорь Кукляев, начальник Управления по организации питания и сервисного обслуживания «Академсервис» РАНХиГС при Президенте РФ (Москва):

Вузовские комбинаты питания в соответствии с ФЗ № 94 обязаны раз в год проводит конкурсы на поставку продуктов питания.

С одной стороны, это удобно, цена не меняется в течение года, хотя по некоторым позиции? это невыгодно, например, летом нам привозя овощи по той же цене, что и зимой. С другой- у нас практически нет рычагов, чтобы бороться с недобросовестными поставщиками, которые выигрывают конкурс низкой ценой, а затем привозят продукты самого низкого качества. Конечно, на такого партнера можно подать в суд, но сколько я буду расторгать договор? А мне же работать надо. У частных арендаторов есть выбор двух-трех поставщиков, и они могут более гибко решать эти вопросы.

Претенденты на аутсорсинг

Питание в вузе потенциально интересно кейтеринговым компаниям, которые знакомы с корпоративным питанием. «Высшие учебные заведения - часть сегмента, в котором наша компания традиционно оказывает услуги корпоративного питания. В сферу наших интересов также попадают производственные предприятия, крупные офисно-деловые центры, представительства различных отечественных и зарубежных компаний. Все эти объекты объединяет один ключевой для нашего бизнеса фактор - большое количество потенциальных посетителей, сконцентрированных в одном месте и в одно время», - поясняет Дарья Топадзе, директор по развитию United Catering Group, крупной московской кейтеринговой компании, управляющей среди прочего столовой в МГИМО. В столовой полного цикла с 9.00 до 16.00 предлагают завтраки: омлеты, яичницу, каши, сэндвичи, блинчики, блюда из творога. С 12.00 до 16.00 студентов и преподавателей кормят обедами. Итальянскую пасту, азиатскую лапшу на воке, блюда на гриле готовят на глазах у посетителей на открытых станциях. Помимо United Catering на территории МГИМО работает еще одна кейтеринговая компания - «Фуршет.ру». У нее здесь пять точек питания: собственный фуд-корт с шестью станциями (йогурты и смузи, курятина, пицца, суши, вок, блины и вафли), студенческая и преподавательская столовые полного цикла с линиями раздачи, кофейня и небольшое кафе. Общая арендуемая площадь - около 2000 кв. м.

Заниматься вузовским питанием готовы и крупные ресторанные компании, специализирующиеся в том числе на корпоративном питании. Яркий пример - «Росинтер Ресторантс», управляющая тремя столовыми и тремя буфетами в РАНХиГС, а также тремя столовыми и одним буфетом в МИСиС. В меню - блюда европейской кухни, кроме того, в столовых проводят недели национальных кухонь и тематические праздники. «Мы предлагаем гостям завтраки и обеды в дневное время и буфетную продукцию, включающую гамбургеры, сэндвичи, бутерброды, десерты и мороженое, в течение рабочего дня», - рассказывает Лилия Князева, директор по операционной деятельности департамента корпоративного питания «Росинтер Ресторантс».

Интерес к вузовскому сегменту проявляют и сети быстрого обслуживания с невысоким средним чеком, знакомым и популярным у студентов продуктом. В университетах пользуются спросом сэндвичи Subway (работает одна точка в МГИМО), запеченный картофель «Крошки-Картошки» (точка в РУДН), пицца «Сбарро» (ресторан в РУДН). По мнению Игоря Кукляева, подобным точкам выживать легче, чем столовым полного цикла: для работы им требуется всего 15-30 кв. м, а недорогой сытный продукт обеспечивает хорошие продажи.


Некоторые аутсорсинговые операторы питания в московских вузах
Название Вуз Форматы, количество точек Средний чек, руб.
Гастрономическая академия Рожниковского МГСУ-МИСИ Столовая "Грабли", 6 кафетериев "Грабли Экспресс" Столовая - 125-130, кафетерий - 50
Г.М.Р. Планета гостеприимства РУДН "Cбарро", Yam Kee "Cбарро" - 250, Yam Kee - 180
Росинтер Ресторантс РАНХиГС, МИСиС РАНХиГС - 3 столовые, 3 буфета; МИСиС - 3 столовы, 1 буфет Столовая - 135, буфет - 70
Фуршет.ру МГИМО 2 столовые, фуд-корт, кафе, кофейня Столовая - 180-200, кофейня и кафе - 250
Subway МГИМО Ресторан с посадочной зоной 250
United Catering Group МГИМО столовая 200
Сложная экономика

Работа точек питания в государственном вузе связана с разного рода ограничениями. Самое главное из них - ценовое: предназначенные для студентов со стипендией 1200-2000 руб. в месяц и преподавателей с невысокими окладами блюда и напитки не могут стоить дорого.

До 2013 г. в Москве размер наценки регулировал ФЗ № 131: на собственные изделия она не могла превышать 60%, на промышленные - 30%. С его отменой комбинаты питания вздохнули свободнее. Так, комбинат питания РУДН поднял минимальную наценку на блюда до 60%, а на самые дешевые блюда - до 90%, например, гречневая каша теперь стоит здесь не 6, а 12 руб. Повышение наценки позволило увеличить зарплату поварам.

Частных операторов вузы контролируют уже на этапе тендера и подписания договора. «Каждый посетитель столовой должен иметь возможность купить обед, состоящий из салата, супа, горячего с гарниром и напитка, по невысокой цене. Чтобы ограничить стоимость блюд, мы указали для «Росинтера» диапазон, в который должен уложиться посетитель столовой, купивший три блюда и компот, это 170-280 руб.», - рассказывает Игорь Кукляев.



Формат лапшичной с невысоким средним чеком и быстрым обслуживанием пользуется популярностью у студентов (Yam Kee в РУДН)


Студенты охотно покупают недорогую и сытную пиццу на фут-корте в МГИМО


Блюда в столовой United Catering Group в МГИМО не повторяются на протяжении четырех недель


Ограничение по стоимости комплексного обеда, устанавливаемое администрацией, обычно касается столовых независимо от формы собственности.

В столовой РУДН цена комплексного обеда составляет 70 руб., в столовых «Академсервиса» в РАНХиГС - 150 руб., у «Фуршет.ру» в Университете геодезии и картографии -160 руб. «Комплексный обед должен состоять из салата, супа, гарнира с горячим и напитка и быть доступным доя студентов с разными доходами», - поясняет Сергей Анохин, генеральный директор «Фуршет.ру», В негосударственных вузах ценовой вопрос стоит не так остро, тем не менее и там арендаторы не могут позволить себе ресторанную наценку. «Если поднять цены, студенты и преподаватели начнут ходить в недорогие кафе и продуктовые магазины возле университета. Вот и выходит, что общепит в вузах - саморегулирующаяся система», - говорит Галина Крюкова, тренер кафедры менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе университета «Синергия».

Предприятия питания в вузах делают ставку на высокую ежедневную проходимость. Так, например, «Академсервис» в РАНХиГС кормит 3500-4500 человек в день, «Росинтер» в МИСиС - 1500. Ежедневных чеков могло бы быть и больше, но этому препятствует специфика организации учебного процесса. «Нам «мешает» режим учебы: все стремятся пообедать во время большой перемены, но столовые не могут одновременно вместить всех желающих, и многие уходят обедать на сторону», - поясняет Сергей Шибаев.

Точки питания в вузах не могут рассчитывать на гостей с улицы из- за пропускной системы. В результате доходность бизнеса напрямую зависит от графика обучения. Самые рентабельные месяцы - с сентября по декабрь.

Во втором семестре у многих начинается практика и количество питающихся в вузе падает. Июль и август обычно убыточны. «В эти месяцы мы закрываем свой ресторан в РУДН», - делится Антон Красулин, операционный директор бренда «Сбарро».

Чтобы повысить рентабельность, операторы ищут дополнительные источники доходов. United Catering Group проводит в вузовской столовой банкеты и фуршеты. На комбинате питания РАНХиГС изготавливают выпечку для соседнего спорткомплекса. Арендаторы «Синергии» зарабатывают на кофе и выпечке, которые продают слушателям бизнес-тренингов университета. «Мы планируем запустить доставку ужинов для проживающих в общежитии: а это 850 человек. Будем делать полуфабрикаты для сотрудников и студентов», рассказал Сергей Шибаев.

Оптимальный формат

В каждом московском вузе учится и работает несколько тысяч человек. В МГТУ им. Н.Э. Баумана - 18 тыс. студентов и 3000 преподавателей. В РЭА им. Г.В. Плеханова - 10 тыс. студентов и 2500 сотрудников, в МГИМО 5000 студентов и 2000 преподавателей Неудивительно, что в каждом корпусе любого университета работает несколько точек питания (столовые, буфеты, фуд-корты, а также торговые автоматы Конечно, основная нагрузка приходится на столовые, чья цель - на-кормить горячими обедами во время большой перемены (в разных вузах она длится от 40 до 60 минут). Как правило, университетские столовые полного цикла очень вместительны, так, в РУДН столовая площадью 800 кв. м рассчитана на 800 посадочных мест. Нередко залы для преподавателей и студентов разграничены: в МГИМО столовые для разных клиентских групп разнесены по двум этажам, в РУДН это два соседних зала.


В РУДН, где учатся представители 500 этносов, можно пообедать мясом по-арабски или омлетом по-африкански

Дополнительные пункты питания позволяют разгрузить столовую, дают возможность перекусывать тем, кто не успевает дойти до нее в обед, проголодался в перерывах между парами или просто хочет отдохнуть во время «окон». Так, в 12-этажном корпусе МГТУ им. Н.Э. Баумана шесть мини-кафе, буфеты, блинная, пельменная и кофейня.

В РАНХиГС «Академсервис» управляет шестью кафе, рестораном и булочной. Востребован у студентов и формат фуд-корта. «Занятые студенты хотят получать горячее питание быстро и без очередей, при этом им важно разнообразие», - говорит Антон Красулин. На фуд-корте в РУДН работают «Крошка-Картошка», «Сбарро» и Yam Кее. «Фуршет.ру» на собственном фуд-корте в МГИМО развивает несколько концепций с разным ассортиментом: йогурты и смузи, пицца, которая выпекается под заказ в печи, суши (готовятся из-под ножа), лапша на воке, блины, венские вафли. На отдельном столе установлена кофемашина, есть стол с чайниками, заваркой и различными добавками к чаю: имбирем, облепихой и медом, чабрецом и т. д.

Удовлетворить потребность в быстром перекусе позволяют вендинговые автоматы. В РЭА им. Г.В. Плеханова их около 15, через них реализуют чай, кофе, молочные напитки, шоколад, снэки, в будущем намерены продавать собственные бутерброды в упаковке. «После занятий вечерних групп в вендинговых автоматах часто остается всего лишь пара пакетов снэков», - рассказывает Галина Крюкова.


Управлять потоком

Как накормить несколько тысяч студентов и преподавателей за 40-60 минут, пока длится обеденная перемена? Чтобы минимизировать очереди и увеличить скорость обслуживания, операторы питания тщательно продумывают логистику. В столовой United Catering Group в МГИМО зона раздачи организована в формате free flow. «Эта система позволяет посетителям выбирать в свободном порядке любые блюда, предложенные на островных раздаточных элементах, с последующей оплатой на выделенных кассовых модулях. Тем самым мы значительно увеличиваем пропускную способность», - говорит Дарья Топадзе.

В студенческой столовой «Фуршет.ру» две линии раздачи. Выбрав блюда, студен-ты идут оплачивать заказ к четырем кассам, установленным в виде квадрата. Меню транслируется на два больших экрана. «Стоя в очереди, студенты могут выбрать блюда еще задолго до того, как подойдут к раздаче», - поясняет Сергей Анохин. Справиться с потоком помогают и расположенные по периметру столовой буфеты: часть студентов ограничивается салатом, напитком и десертом. «Для удобства посетителей и экономии времени персонала у нас организованы комплексные обеды», - рассказывает Алла Гумерова, директор комбината питания РУДН.

В столовых «Академсервиса» талоны на комплексный обед продают при входе в зал, по ним можно быстро получить на линии раздачи скомплектованный обед.

Меню для голодных

Вузы предъявляют серьезные требования к меню. «Необходимо учитывать, что многие из наших посетителей - несовершеннолетние. Для них необходимо предусматривать отдельные рационы в соответствии с нормами школьного питания, принятыми на территории РФ, - говорит Дарья Топадзе. - Далеко не факт, что несовершеннолетние воспользуются специально разработанным для них меню, все-таки они уже студенты, почти взрослые и имеют право на самостоятельный выбор. И тем не менее наш технологический отдел регулярно разрабатывает актуальные для школьного питания обеденные комплексы».

«Меню должно быть сбалансировано по пищевой и энергетической ценности с учетом потребностей молодого организма», - дополняет Лилия Князева. В ассортименте столовых «Росинтера» в РАНХиГС и МИСиС ежедневно бывает по шесть видов закусок, горячих блюд и напитков, по три вида супов и гарниров. В столовой United Catering в МГИМО - пять салатов и холодных закусок, по три супа и гарнира, шесть- семь горячих блюд из рыбы, мяса, птицы. Обязательное требование к вузовскому общепиту - наличие диетических блюд и постных позиций в дни поста. В РУДН, где учатся представители 500 этносов, в меню регулярно вводят национальные блюда, которые предлагают землячества студентов, например мясо по-арабски, омлет по-африкански.

В вузах, где за гостей борются несколько точек питания или по соседству расположены известные бренды фастфуда, операторам приходится особенно тщательно прорабатывать меню. «Наши сотрудники регулярно отслеживают, что сейчас пользуется популярностью в столичных ресторанах, и затем мы стараемся включать эти позиции в меню. Например, у нас есть салат «Цезарь», стейк из телятины с лисичками, десерт панакота», - рассказывает Сергей Анохин.

Кроме того, ресторанные компании нередко корректируют свое меню после обратной связи от студентов и преподавателей. Например, в преподавательской столовой «Фуршет.ру» увеличили количество овощных салатов, поставили стол с соусами (сотрудники были недовольны салатами с заправкой), ввели маринованные шампиньоны и оливки.


«