Берн ученый. Эрик Бёрн и трансакциональная психология

Эрик Леннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 - 15 июля 1970) - американский психолог и психиатр.

Родился в Монреале в семье выходцев из России, доктора Давида Гиллеля Бернстайна и литератора Сары Гордон. известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих «трансакций» (от англ. transaction - сделка, соглашение).

Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает 3 эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна , всегда находится в одном из этих состояний.

В нашей стране пожалуй, один из самых известных зарубежных психологов. Многие познакомились с его теорией более четверти века назад - в пересказе его верного последователя Томаса Харриса. Книга Харриса «Я - о"кей, ты - о"кей» была переведена в 1973 году в Новосибирске и приобрела огромную популярность в самиздате.

Пятью годами позже идеи Берна в вольном пересказе советского психотерапевта Анатолия Добровича обрели еще более широкую аудиторию. Правда, в пересказах яркая фигура Берна невольно терялась, и у многих читателей его концепция ассоциировалась с именами Харриса и Добровича.

В 1988 году справедливость была восстановлена - в издательстве «Прогресс» огромным тиражом (которого все равно не хватило всем желающим) вышел бестселлер Берна «Игры, в которые играют люди». Наверное, можно даже сказать, что именно с этой публикации начался психологический бум в нашей стране: миллионы (без преувеличения) людей вдруг поняли, что психология может быть невероятно интересной, что с ее помощью действительно можно многое понять в себе и других.

Биография Эрика Берна

(Леонард Бернштейн) родился 10 мая 1910 в Монреале, Квебеке, Канаде, в семье сын Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, общего практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессионального автора и редактора. Его единственная сестра Грейс родилась пятью годами позже. Семейство иммигрировало в Канаду из Польши и России. Оба родителя окончили Университет Макгилл, и Эрик, который был очень близок к отцу, с любовью рассказывал, как он сопровождал своего отца, врача, на медицинских раундах.

Доктор Бернштейн умер от туберкулеза в возраст 38 лет. Госпожа Бернштейн тогда работала как редактор и автор. Она поощряла Эрика в изучении медицины. Он получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.

Довоенные годы Эрика Берна

Берн закончил интернатуру в Соединенных Штатах в Больнице Инглвуд в Нью-Джерси. В 1936 он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где он работал в течение двух лет. Через некоторое время (1938-39), Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна . Его первое назначение было клиническим ассистентом по психиатрии в Нью-Йорке, эту должность он занимал до 1943 года, когда он поступил в Армейский Медицинский Корпус. В 1940-ом Берн открыл частную практику в Норуолке (Коннектикут). Там он встретился и со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 он практиковал одновременно и в Нью-Йорке. В 1941 он начал обучаться психоанализу в Нью-йоркском Психоаналитическом Институте и стал анализантом Пауля Федерна.

Армейский медицинский корпус

Из-за спроса на армейских психиатров в течение Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в 1943-46 гг. в Медицинском Корпусе, где был повышен со звания младшего лейтенанта до майора. В течение последних двух лет он занимался групповой терапией в психиатрических палатах Bushnell General Hospital.

Освободившись от военных обязательств в 1946, он возобновил психоаналитическое обучение в Сан-францисском Психоаналитическом Институте. В 1947 он стал анализантом Эрика Эриксона, с которым он работал в течение двух лет.

Семейная жизнь в Калифорнии

Вскоре после начавшегося анализа с Эриксоном, Берн встретил молодую разведенную женщину, с которой он вступи во второй брак. Эриксон настаивал, что Эрик не должен жениться до окончания дидактического анализа, и в 1949-ом Эрик и Дороти, обменявшись клятвами, основывали дом в Кармеле. Дороти родила трёх детей в этом браке.

В течение жизни в Кармеле, Эрик Берн поддерживал себя на высоком профессиональном. Он был назначен в 1950 как ассистент по психиатрии в Сан-Франциско, и одновременно начал работать как консультант по общей хирургии в армии США. В 1951 он взял работу адьюнкта по психиатрии в Администрации Ветеранов и клинике психологической гигиены, Сан-Франциско. Эти три назначения были в дополнение к его частной практике и в Кармеле, и в Сан-Франциско.

Разрыв с психоанализом и создание транзактного анализа

Вероятно наиболее существенные следы происхождения транзактного анализа содержатся в первых пяти из шести статей о интуиции, которые Берн написал в начале 1949-го. Уже тогда, когда он все еще работал, чтобы получить статус психоаналитика, он осмеливался бросать вызов ригидной фрейдовской концепции заявлением, что «слово бессознательное, приемлемо, пока оно включает, и подсознание и неосознаваемое» (Berne, 1949a, p.1)

Когда он начал обучаться в 1941 в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте, и позже, когда он возобновил обучение в Сан-Франциско, Берн , очевидно, считал, что стать психоаналитиком очень важно. Однако, в конце, то, чего он жаждал, не произошло; в 1956 году ему отказали в членстве вердиктом, что он еще не был готов, но, возможно, после трех или еще четырех лет персонального анализа и обучения он мог бы повторно обратиться за получением статуса. Для Эрика Берна это отклонение было разрушительным, но вместе с тем очистительным, усилив его давнишнюю амбицию добавить нечто новое к старому психоанализу. Он принялся за работу, решив развивать новый подход к психотерапии один, без выгоды, благословений или поддержки со стороны психоаналитического братства.

До 1956-го он написал две оригинальные работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско, и в Langley Porter Neuropsychiatric Clinic: «Интуиция V: Образ Я» и «Состояния Эго в Психотерапии». Ссылаясь на Федерна, Канна и Зилберера, в первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности «взрослого» и «ребенка». В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, и Ребенок), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это «новый подходом в психотерапии».

Третья статья, названная «Транзактной Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии», была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957-ом. С публикацией этой работы в 1958-ом в журнале «American Journal of Psychotherapy», транзактный анализ, название нового метода диагностики и терапии стали неотъемлемой частью психотерапевтической литературы. В дополнение к его концепции Р-В-Р, в статье рассматривались важные новые особенности игр и сценариев.

Семинары Эрика Берна

С начала, Берн посвящал каждый вечер четверга клиническим семинарам в Монтерей как почву для испытания новой теории и метода. В 1950-51 он стал проводить семинары по вторникам в Сан-Франциско. С января 1962 стал издаваться журнал «Transactional Analysis Bulletin», редактором которого стал Берн . В 1964 Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско и Монтерей решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA) с учетом возрастающего числа профессионалов транзактного анализа за пределами США.

Последние годы Эрика Берна

Годы с 1964 до 1970 были беспокойными для Берна . После своего второго развода жизнь стала хаотичнее, поскольку он пытался найти другую спутницу жизни. Его неудачи в этой области привели к тому, что он много работал, уделяя много времени написанию новых работ. Но в 1967-ом он вступил в третий брак. К началу 1970 он снова развелся. В 1970-ом Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступом, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, «Секс в человеческой любви» и «Что вы говорите после того, как сказали Привет?», и был очень доволен. Однако в июне 1970 он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть. умер 15 июля 1970 года.

Научные публикации

«Games People Play: the Psychology of Human Relations» (1964; перепечатано в 1978, изд. «Grove Press», ISBN 0-345-17046-6).
«What Do You Say After You Say Hello?» (1975, ISBN 0-552-09806-X).
«The Mind in Action» (1947, Нью-Йорк, изд. «Simon and Schuster»).
«Sex in Human Loving» (1963, Беверли Хиллз, Калифорния).
«The Structures and Dynamics of Organizations and Groups» (1961; перепечатано в 1984, ISBN 0-345-32025-5).
«Transactional Analysis in Psychotherapy» (1961; перепечатано в 1986, ISBN 0-345-33836-7).

Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной в 1935 г. он получил степень доктора медицины в Медицинской школе университета Макгилл Закончив интернатуру уже в США, Леонард Бернстайн в течение двух лет работал в больнице Инглвуд в Нью-Джерси. Затем он принимает американское гражданство и меняет имя на то, под которым он и вошел в историю психологии, - Эрик Берн. В 1940 г. он открывает частную практику, а с 1941 г. обучается психоанализу в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Некоторое время (1943-1946) он состоит армейским психиатром. После этого он в течение двух лет обучается психоанализу у Эрика Эриксона. Отойдя от традиционного психоанализа, он разрабатывает свой метод психотерапии, названный «трансакционный анализ».

Трансакционный анализ - это анализ взаимодействия двух или более людей.

Созданный Берном метод делится на 4 этапа: структурный анализ-трансакционный анализ; анализ игр; анализ сценариев.

Эрик Берн выделил три состояния, личности:
- Родитель (Р) - это комплекс убеждений, нравственных норм предрассудков, получаемых в наследство от предков, диктующая и повелевающая часть личности.
- Взрослый (В) - не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта.
- Ребенок (Ре) живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя.

Цель структурного анализа заключается главным образом в том чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так?

Какая часть моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение?

Трансакция начинается с траисакционного стимула - того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-либо действием - трансакционной реакцией.

Все трансакции делятся на:
- дополнительные, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию. Являются самыми зрелыми и здоровыми
- пересекающиеся, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.
- скрытые - двухуровневые трансакции - угловые и двойные, при которых один уровень видимый - то, что произносится (социальный), а второй - скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст).

Психологические игры - наиболее частая форма общественных взаимодействий, состоящих из скрытых трансакций с предсказуемым исходом. Игры имеют три обязательных признака: 1) скрытые мотивы, с помощью которых можно манипулировать партнером по игре; 2) благовидность трансакций в социальном плане; 3) выигрыш - «купоны», являющиеся целью игры.

Есть одна форма трансакций, которая не может быть названа игрой, - это искренность.

По представлению о себе, о жизни, по способам реализации своей жизни всех людей можно разделить на Выигрывающих (человек, способный быть аутентичным (достоверным)) и Проигрывающих (безвольные, вечно страдающие, измученные и мучающие других, вся их энергия уходит на сохранение ролей и масок, сохранение status quo (исходного положения вещей).

Сценарий-это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности сценической драмы: завязку, действие, кульминацию и финал. Сценарий запускается в раннем детстве через трансакции между родителями и ребенком.

Предписание - это программа, по которой человек стремится к цели. Это ответы на вопросы: «Кто ты?»; «На что способен?»; «Каким должен быть?»; «Как этого достичь?». Предписания усваиваются от родителя противоположного пола, а способ исполнения, образ жизни - от родителя того же пола.

В детстве формируется еще одна очень важная часть мировосприятия - излюбленное чувство. Это доминирующая, основная, эмоция, которая, как условный рефлекс, может сохраниться на всю жизнь Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Берн называет трансакционным рэкетом. Валюта трансакционного рэкета-психологические купоны - это архаические чувства, собираемые детским состоянием Я для манипулирования другими и получения выигрыша.

Получив «набор» информации (переживания), приняв решение и заняв определенные психологические позиции, личность готова к исполнению своего жизненного сценария. Для полноценной жизненной драмы необходимы другие участники, которыми личность могла бы манипулировать.

Главными задачами трансакционного анализа являются реконструкция и создание автономной личности, способной разбираться в компонентах своего Я и расстаться с деструктивными сценариями личности, имеющей мужество выйти из-под власти предрассудков и ложных авторитетов, отказаться от игр и манипулирования людьми. Цель трансакционного анализа - сформировать у пациента Взрослую этическую позицию, научить его стать Выигрывающим, ответственным за себя, за всех и за все.

Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр.

Известен прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений.

Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Родился в семье врача. Окончил университете Макгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-францисском (1947-1956) институтах психоанализа.

В 1943 году принял американское гражданство. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, — «Игры, в которые играют люди».

Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.

Книги (5)

Групповое лечение

«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту...»

Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.

Психика в действии

В этой книге известный американский психиатр Эрик Берн подробно рассматривает сложнейшие психические и эмоциональные процессы, протекающие в сознании человека. Стиль его повествования настолько прост и увлекателен, что способен удержать внимание даже самого скептически настроенного читателя.

Доктору Берну удалось представить чрезвычайно трудные для понимания аспекты психики в абсолютно доступном формате, что позволяет досконально разобраться в них не только профессиональным психоаналитикам и врачам, но и всем желающим постичь тайны человеческого мозга.

Трансакционный анализ и психотерапия

Книга о трансакционном анализе дает представление о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, получившем широкое распространение и успешно примененном во многих учреждениях США.

Базируясь на принципах структурного анализа, эта методика использует главным образом игру в межличностных отношениях, применяя ее как в рамках групповой терапии, так и в индивидуальной практике.

Игры, в которые играют люди

В книге американского психиатра и психоаналитика Эрика Берна освещаются психологические проблемы человеческих взаимоотношений в соответствии с оригинальной концепцией автора, лежащей в русле психоаналитического направления. Несмотря на спорность концепции Э. Берна, многие идеи и наблюдения, основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для широкого круга читателей.

Люди, которые играют в игры

Главная цель, которую преследовал Э.Берн в своих книгах, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э.Берн делает это с помощью ярких, остроумных образов, "взрывая" рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни.

Комментарии читателей

Алинка / 13.08.2016 По отзывам читателей уже с нетерпением хочется узнать больше про него и его литературу)))

Жанна / 28.08.2015 Очень понятно и доступно, улавливая то или иное поведение людей в жизни или как сказал Бёрн "игру", не всегда можешь дать этому определение. Но прочитав его книгу " Люди, которые играют в игры" можно очень многое для себя подчеркнуть и проанализировать

Саня / 20.07.2015 Книги Берна - самые интересные книги из тех, которые доводилось мне читать. Оказали существенное влияние на мою жизнь, отношения на работе и семейные отношения (семья развалилась, но лишь потому, что я понимал, что происходит на самом деле в семье моей тёщи и позволял себе ей противоречить)

Трансакция - это единица общения между двумя людьми. Бёрн выделяет три состояния человека: Взрослый, Ребёнок, Родитель, по мнению, психолога человек в том или ином коммуникативном контакте находится в одном из этих состояний.

Зарождение трансакционного анализа

Эрик Бёрн работал в клинике в Калифорнии, проводил множество научных опытов. Кроме того, свою практическую деятельность Бёрн совмещал с преподаванием. У Бёрна была необычная методика ведения приёма: его пациенты сочиняли рассказы о том, какой видят свою дальнейшую жизнь. Психолог считал, что такие рассказы помогают разобраться в общей линии жизни человека. Возможно, Бёрн и сам таким образом «прорисовал» свой жизненный путь ещё в далёком детстве: в нём сочетались два призвания, врачебное, как у его отца и писательское, как у его матери.

Впервые групповую терапию Эрик Бёрн применил в военных госпиталях, в своей работе врач большое внимание уделял интуиции. Во многом взгляд Эрика разнились с официальной наукой, Бёрн писал: «психоаналитическое сообщество и я разошлись, оставшись в хороших отношениях».

В ходе практики в военных госпиталях, несмотря на то, что ему отводилось очень малое количество времени, чтоб поработать отдельно с каждым пациентов, Бёрну удавалось определить, чем занимался человек до прохождения военной службы, а также ответы военных на многие другие вопросы. Он подробно фиксировал все данные в своём журнале, а потом сверял с фактами. Так Эрик Бёрн совершенствовал свою профессиональную интуицию. Работы Бёрна были своеобразным вызовом фрейдовской концепции. Начало зарождения трансакционного анализа прослеживаются уже в самых первых работах Бёрна.

В своей первой статье Эрик Бёрн чётко разделяет категории «взрослого» и «ребёнка». Во второй статье мы видим построение схемы « родитель- взрослый- ребёнок», также в данной статье представлен способ построения диаграмм. Всё это было шагом к изобретению абсолютно свежего психотерапевтического метода. Следующая статья Бёрна носила название «Трансакционный анализ» и рассказывала читателю о групповой терапии.

Пик популярности

Пик популярности Бёрна восходит к 70-м годам, именно тогда книги психолога начали издаваться крупными тиражами. У Бёрна был потрясающий талант излагать сложные научные мысли доступным и интересным, для читателя языком. Грандиозный успех получила, вышедшая в 1964 г., книга «Игры, в которые играют люди».

По задумке автора книга "Игры, в которые играют люди" предназначалась специалистов в области психологии. Но яркое, привлекающее название и гены матери- писательницы сделали своё дело, книга стала мировым бестселлером. Даже в СССР, несмотря на закрытость от западных культур, книга Бёрна получила широкую известность.

Известный российский психотерапевт М.Пашуп писал, что во многих уголках Советского Союза появились психологические кружки, пытавшиеся разобраться в «играх» и «сценариях», но к какому- либо созидательному результату эти попытки не приводили.

М. Пашуп писал: «Дело в том, что бёрновская терапия, похожая в этом на фрейдовский психоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализа от клиента требуется некоторое – определённое и довольно узкое – владение его понятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но как клиент, а не как терапевт. А то, что должен уметь и понимать терапевт либо скрыто между строк, либо недосказано».

Направления трансакционного анализа

Трансакционный анализ представляет собой следующие направления:

Структурный анализ

Бёрн, наблюдая за людьми, обнаружил трансформации в поведении, обусловленные эмоциональными факторами. Эти наблюдения послужили основой для выделения учёным эго – состояний личности.

Э. Бёрн писал: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определённым состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает, связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

На языке психологии эго - состояния можно описывать как систему чувств, определяя её как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность».

Эго-состояния представляют собой некую систему чувств, в основе которой лежит та или иная психологическая схема: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Каждое эго-состояние отличается особенным способом переработки и восприятия, получаемой информации. Родитель транслирует социальные нормы и правила, полученные в детстве от своих родителей. Ребёнок – это схема, которая отвечает за биологические потребности. Для этой схемы характерны творчество, спонтанность. Взрослый - поведенческая схема, при которой индивид синтезирует информацию, заложенную в предыдущих двух схемах. Данная схема характерна для зрелой личности.

Трансакционный анализ

Бёрн писал: «После сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями». Такие заменители Бёрн называет поглаживаниями, обмен которыми создаёт трансакцию. Он выделял дополнительные трансакции, возникающие при общественных отношениях. Бёрн выделяет пересекающиеся и дополнительные, простые и скрытые, а также угловые и двойные трансакции.

Анализ психологических «игр»

Игра представляет собой ряд трансакций, направленный на получении определённого результата. Для игры характерно наличие скрытой мотивации. Бёрн выделяет несколько видов игр: игра, длиною в жизнь; супружеские; игры для вечеринок, сексуальные; игры преступного мира, игры для психотерапевтических сессий, а также конструктивные игры. Ребенок обучается играм, взаимодействуя с миром.

Скриптоанализ

Фундаментом для многих игр являются определенные сценарии, которые человек получает ещё в детстве от родителей и социума. «Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. С повышением чувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзии рассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаны Эриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своего ребёнка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность к философствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзии могут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию» - писал учёный.

Сценарий – это заложенная в детстве «картина мира». Эрик Бёрн считал, что человек не должен проживать свой сценарий от "корки до корки", человеку необходимо адаптироваться к каждой возникающей ситуации, основываясь на поиске наиболее рациональных решений.

Бёрн предлагает концепцию разрешения внутренних детских конфликтов путём перехода из эго-состояния ребёнка в эго-состояние Взрослого (которое представлено, как путь адаптации к среде). Следовательно, возможна модернизация жизненного сценария, не зависимо от решения детских психологических конфликтов.

Методы трансакционного анализа

В трансакционном анализе существует два основных метода:

  • Контрактный метод

Врач и пациент заключают своего рода контракт, в котором оговаривается ответственности обеих сторон за успех терапии.

  • Открытая коммуникация

Этот метод подразумевает полную открытость и «прозрачность» между терапевтом и пациентом.

Последователи Эрика Бёрна

Среди последователей Бёрна были Клод Штайнер, Роберт Гулдинг, Джон Дьюзи, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тейби Калер, Джули Хей и др.

Клод Штайнер организовал совместно с Э. Бёрном Международную ассоциацию развития трансактного анализа. Роберт Гулдинг объединил трансактный анализ с гештальт – терапией. Этот метод получил название: поиск новых решений, Джон Дьюзи разработал опросчик «Личностный профиль эго – состояний»; Фанита Инглиш основала Западный институт трансакционного анализа и гештальт. Томас Харрис – автор множества популярных книг по трансактному анализу. Тейби Калер - автор моделей процесса коммуникации и процесса терапии, успешно применяемых в различных сферах деятельности, связанных с работой с людьми. Джули Хей – автор некоторых позиции в теории трансактного анализа, создатель Европейского Совета Менторства и Коучинга.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансактный анализ в психотерапии»;
  3. Стюарт Я., Джойнс В. «Трансактный Анализ в теории и практике»;

Прочитано 10170 раз

Эрик Берн - это известный американский психиатр, а также психолог. Известен тем, что разработал ныне очень популярный трансакционный анализ и сценарный анализ. Ему же принадлежит разработка эго-состояний, которые, по его мнению, лежат в основе межличностных отношений. Ниже будет представлена его краткая биография, а также основные постулаты учения.

Краткая биография

Эрик Леннард Берн появился на свет в конце весны в 1910 году в канадском городе Монреаль. Его отец, эмигрант из России, работал врачом. Он частенько брал сына с собой на обход. Это оказало влияние на формирование мировоззрения будущего великого учёного.

Выучившись на врача, Эрик Берн эмигрировал в Соединённые Штаты. Психология человеческих взаимоотношений и отношений между людьми всегда волновала его, поэтому в сороковых годах он работал военным психиатром. Когда Вторая мировая война окончилась, он опубликовал свою первую работу «Психика в действии». Через некоторое время психолог переработал эту книжку, и она получила название «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей».

Эрик Берн прожил интересную жизнь: писал книги, путешествовал, был женат трижды и три раза разводился. В последние годы своей жизни он работал над созданием статей, а также консультировал пациентов как психолог. Одновременно с этим он был авторитетным лицом в психологическом движении, занимал важные посты и был широко известен среди специалистов и обычных людей.

Величайший психолог умер летом 1970 года, он до последнего дня работал в своей клинике в Калифорнии.

Основы учения

Трансакционный анализ Бёрна можно по праву назвать делом всей его жизни. По мнению психолога, в основе всех осознанных и неосознанных действий человека лежат три эго-состояния. В каждый момент жизни человек пребывает в одном из этих состояний.

Вышеуказанные эго-состояния имеют символические названия:

  • Взрослый.
  • Родитель.
  • Ребёнок.

«Взрослый» – это эго-состояние, отвечающее за анализ окружающей действительности, рассудочное реагирование и серьёзный подход. «Родитель» – это наша совесть, та часть души, которая активно возмущается, если что-то делается неправильно. «Родитель» определяет, что этично, а что неэтично для каждого отдельно взятого человека.

А «Ребёнок»? «Ребёнок» ориентируется только на свои потребности: интересно ли ему это действие? Весело ли? Комфортно или нет? Так всегда мир оценивается детьми, поэтому эго-состояние «Ребёнок» является самой живой и эмоциональной частью человека.

Таким образом, все три эго-состояния уравновешивают друг друга и делают человека способным адаптироваться к условиям окружающей действительности. Эти состояния должны работать согласованно, и если у индивида нет связи между ними, ему сложно жить. Однако не всегда эго-состояния развиты равномерно: порой человек «зависает» в состоянии «Капризного Ребёнка» или в любом другом – «Критикующий Родитель», например. Это повод обратиться к психологу, поскольку такая ситуация может угрожать душевному здоровью самого человека и окружающих его людей.

Интересно, что американский психиатр развивал в трансакционном анализе не только теорию эго-состояний. Помимо этого он разработал диагноз эго-состояний, он же - структурный анализ, а также анализ сценария. Ведь что такое трансакция? Это действия, лежащие в основе межличностных отношений и поступков человека . Последовательность трансакций можно назвать игрой, в которую играет каждый человек, часто не по своей воле. Эрик Берн изучал эти игры.

На основе трансакций, то есть анализируя прошлое человека и его рассказы о себе, можно сделать выводы о его сценарии. Исходя из этого сценария можно в некоторой мере предсказать его поступки и действия. Подобный анализ широко применяется в консультировании, а также в судебной психиатрии. Данная техника считается одним из величайших открытий двадцатого века.

Эрик Леннард Берн написал несколько всемирно известных книг, идеи которых родились у него после некоторых особенно интересных семинаров. Эти книги сразу же получили широкую известность. Для примера, «Игры, в которые играют люди» почти моментально разошлась огромным тиражом и вошла в серию «Книги, меняющие жизнь».

  • «Психика в действии».
  • «Секс в человеческой любви».
  • «Групповое лечение».
  • «Трансакционный анализ и психотерапия».
  • «За пределами игр и сценариев».

Интерес может вызвать работа «Познай себя». В ней рассказывается об отпечатках прошлого, которые надёжно спрятаны в нашем подсознании, словно в старой кладовке. В данной книге автор развивает и дорабатывает размышления и о богатстве человеческого подсознания, а также об огромном количестве информации, мечтаний, опыта, воспоминаний, которое наша психика скрывает…

В своих научных трудах учёный не только в доступной форме излагает свои взгляды на жизнь и на человеческую психику, но и помогает людям расширять границы своего сознания, уходить от привычных сценариев и рамок, менять правила игры. Все книги содержат множество интересных фактов, шуток и полезных советов, кроме того, написаны они достаточно простым и ироничным языком.

Эрик Берн изучал динамику развития больших и малых социальных групп, будь то семья, рабочий коллектив, город Антананариву или планета Земля. Интересны исследования психиатра в области лидерства и подчинения. Он подробно описывает механизм становления такого явления, как и влиятельность.

Его разработки будут интересны любому, кто планирует достичь успеха в своих жизненных начинаниях. Известно, например, что научно-популярную работу психолога под названием «Лидер и группа» знаменитые американские и британские политики называли своей настольной книгой, а видные бизнес-тренеры часто используют её в качестве практического пособия.

Американский психолог Эрик Берн может по праву считаться величайшим учёным. Его работы стоят в одном ряду с трудами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, а влияние этого талантливого врача на современную психологию и психотерапию практически неоценимо. Его вклад, внесённый в науку о человеческом мышлении, действительно невероятно велик, а его научные разработки используются сегодня во многих областях человеческого знания. Автор: Ирина Шумилова