Буква и звук. Алфавит

Буква и звук. Алфавит.

Цели :

Повторить изученный в начальных классах материал по алфавиту, звукам речи и соотношению звуков и букв;

Развивать артикуляцию учащихся, умение различать гласные и согласные звуки, умение работать с материалом учебника.

Воспитывать патриотизм и гражданственность.

Оборудование : учебник, аудиозапись.

Ход урока

I . Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

«Доброе утро – солнцу и птицам»,

«Доброе утро – улыбчивым лицам».

Пусть каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!

Эпиграф к уроку: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»

II. Проверка домашнего задания

III. Введение в тему. Целеполагание

1) Обратите внимание на картинки, которые вы видите:

Телефон; микрофон; магнитофон

Как вы думаете, что между ними общего? Запишите названия этих предметов в столбик. Все эти слова заканчиваются на –фон . Почему?

Дело в том, что все эти предметы – это аппараты, передающие звук. В переводе с греческого «фон» - это «звук» . Отсюда и появилось название раздела русского языка Фонетика.

Таким образом, фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Но изучение фонетики невозможно без параллельного изучения и других разделов русского языка, таких как графика, орфоэпия и орфография. Что это за разделы и чем они отличаются, нам предстоит узнать из материала учебника на стр. 14.

Первый раз учащиеся читают определения шепотом, второй раз вслух

цепочкой, третий раз учитель задает вопросы:

Что изучает орфоэпия?

Что называется графикой ? (в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем.

Что такое орфография?

2) - А сейчас закройте глаза и внимательно прислушайтесь.

(Звучат звуки дождя, раскаты грома, шум моря, пение птиц)

Что вы услышали? (Услышали звуки)

Совершенно верно, наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас. Всё это звуки природы.

А теперь сосредоточьте свое внимание на следующих звуках.

(Звучат звуки речи из русского и английского алфавита)

Что вы услышали на этот раз? (Звуки речи)

А чем отличаются звуки природы от звуков речи? (Тем, что звуки речи образуют слова)

3) Чтение учебника стр 14

IV. Работа над темой урока

1) «Мозговая атака»:

Что такое звуки речи? Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим.

На какие группы делятся звуки в русском языке? (гласные и согласные)

Сколько в русском языке гласных звуков? (6)

Сколько согласных звуков? (36)

Как называется гласный звук, если на него падает ударение? (ударный или в сильной позиции)

Как называется слог с ударным гласным? (ударный)

Как называется гласный слог без ударения? (безударный)

Из чего состоят слова, которые мы слышим? (из звуков)

Из чего состоят слова, которые мы пишем и читаем? (из букв)

Сколько в русском языке букв? (33)

А сколько звуков в русском языке? (42)

Почему количество звуков и букв в русском языке не совпадает?

Буквы Е, Ё, Ю, Я - дают 2 звука в следующих случаях:

Когда эти буквы находятся в начале слова: яблоко – [й] [а] , ёлка – [й] [о]

Когда пишутся после любой гласной буквы: пиявка – [й] [а] , каюта – [й] [у], баян - [й] [а] и т.д.

Когда пишутся после Ъ и Ь знаков: деревья – [й] [а], зелье – [й] [э] , вьюга – [й] [у]

2) Упражнение 19 (письменно)

Утка; овес; ромашка; пион; клен;

Гусь; лебедь; рожь; тополь; сирень

3) После такой мозговой атаки, я думаю, нужно отдохнуть не только нашим мозгам, но и мышцам. Физразминка:

Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища вправо, если в слове больше согласных звуков, влево, если в слове больше гласных, вперед, если гласных и согласных поровну.

Конь; лес; молоко; йод; заяц; стол; пес; лебедь; машина; мышь

Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук - хлопнете над головой 1 раз и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука - хлопнете впереди 2 раза и вернётесь в исходное положение.

Еда; утюг; кресло; ёж; юла; ястреб; мясо

4) А теперь, ребята, отгадайте загадку о слове, которое состоит из 7 букв, а объединяет в себе более трёх десятков букв:

Сели на страничку 33 сестрички,

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят.

В строгом порядке построены в ряд,

Буквы – значки, как бойцы на парад.

Каждый в условленном месте стоит

И называется …алфавит.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все 33?

    Исследование алфавита:

Итак, ещё раз повторим, что такое алфавит?

Как ещё иначе называется алфавит? (азбука)

Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)

Сколько в русском алфавите букв? (33)

Сколько в нем гласных букв? (10)

Сколько согласных? (21)

Какие из них не обозначают звуков? (ь; ъ)

В каком слове 7 букв я?

В каких словах сто согласных?

5)Изучение опорной схемы:

АЛФАВИТ - буквы, обозначающие звуки

Гласные согласные

глухие звонкие

твердые мягкие

6) Я предлагаю сейчас прослушать стихотворение Я. Козловского и определить, какая особенность звуков использована в нем.

Зевнул наборщик на работе и вместо «И» поставил «О».

Поймете вы, когда прочтете, что получилось у него.

Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит:

Пред ним не кИсть, а кОсть.

В ведре не сУрик, а сУрок,

В углу не венИк, а венОк.

(Замена лишь одного звука приводит к образованию слова с новым лексическим значением)

Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,

Новое р, л, м, н, - сонорные

Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный

Ё – всегда находится под ударением!!!

V . Рефлексия

Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получил конкретную информацию…

Мне было трудно (или не понравилось)…

Я надеюсь на то, что…

Хочу ещё узнать…

VI. Домашнее задание

Русское письмо является звуковым, т.е. отдельные графические единицы (буквы) призваны отражать звуки речи. Таким образом, графика рассматривает соотношение между звуками и их обозначением на письме. Графика управляет только теми случаями обозначения фонем, в которых они представлены в сильных позициях. Для обозначения звуков в слабых позициях графика представляет только определенный выбор букв (сИ/Ыграть). Окончательный выбор осуществляет орфография – правила написания. Написание согласно правилу называется орфограммой. Единицей графики является буква – графема. Графическая система не идентична звуковой системе. Букв всего 33, а звуков гораздо больше. Буква может иметь основное значение (при обозначении сильного аллофона) и второстепенное значение (при обозначении слабого аллофона). Буквы могут обозначать 1, 2 звука и вообще не иметь звукового обозначения.

Ь и Ъ не обозначают звуков , но обладают особыми функциями:

Сигнализируют о наличии Й в буквенных обозначениях Я, Ё, Е, Ю

Ь обозначает мягкость парных по твердости/мягкости

Ь имеет и грамматическую функцию, т.е. употребляется в определенных грамматических формах (сущ. 3 скл., глаг. в пов. накл., у глаголов во 2 л., в инф., по традициях – в нареч. и частицах)

1 звук обозначают гласные О, А, У, Э, И, Ы и все согл.

2 звука обозначают буквы Я, Ё, Е, Ю (в абс. нач. слова, после гласного, после Ь и Ъ). В остальных случаях обозначают 1 звук и указывают на мягкость предыдущего согл., кроме шипящих и Ц. Буква И также может обозначать 2 звука: на конце слов после Ь (ульи, Ильи).

jпередается на письме буквами Я, Ё, Е, Ю. Буквой Й этот звук обозначается только в начале некоторых заимствованных слов (йогурт, йод), в которых по законам русской графики должна быть буква Ё. В некоторых инояз. словах для обозначения звукаjо используется ЬО (бульон).

2. Принципы русской графики:

Фонемный – одной фонеме соответствует одна графема

Слоговой – единицей при чтении и письме является не отдельная буква, а слог (сочетание гл. и согл.).

Фонемный принцип соответствует системе языка, а слоговой экономит средства выражения. Например, для обозначения твердого или мягкого аллофона используется один буквенный знак, но в сочетании с разными буквами (ма, мя). Слоговой принцип последовательно не соблюдается. Например, при написании Ш, Ж, Ц, после которых должны идти Э и Ы (как после всех твердых), а пишутся И и Е, или при написании Ч, Щ, после которых нужно бы писать Я, Ё, Ю, но пишутся А, О, У в соответствии с правилами русской орфографии.

3. Алфавит

Графема существует в виде 4 знаков: малая и заглавная буквы печатного и прописного шрифта. Перечень графем, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом. В основе русского алфавита находится кириллица – древнеславянская азбука, составленная в Болгарии в 9 в. Эта же азбука лежит в основе укр., белорус., болгар., македон. алфавита. С момента появления изначальная кириллица претерпела ряд изменений. Были введены 3 новые буквы:

Й – ввела Академия Наук в 1735 г.

- ё – ввел Карамзин в 1797

Э – узаконена Петром 1 в 1710, хотя применялась и раньше

В 1710 г. по реформе графики Петра 1 из алфавита были исключены ω (о), Ѱ (пси), ν (ижица), ʓ (дз), Ѯ (кси).

Постепенно утрачивались дублетные буквы, передававшие один и тот же звук:

- Ѳ (фита) совпала с Ф (фердь)

I(и-десятиричное) – с И (и-восьмиричное)

- ѣ (1918) – с Е

- Ѧ, Ѫ, Ѩ, Ѭ – исчезли, т.к. не соответствовали русским звукам.

В связи с утратой редуцированных звуков Ъ и Ь изменили свое функциональное значение и стали тв. и мягк. знаками.

Русская графеми претерпела целый ряд существенных изменений в строну упрощения и унификации. Сейчас 33 буквы. Современное название букв появилось во 2-ой половине 18 века.

Алфавит широко используется в различных сферах жизни как средство нумерации и рубрикации. По алфавиту располагаются слова в словарях.

Звук - это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква - графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал - мол - мыл).

В русском алфавите 33 буквы: : Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твёрдый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

Согласных звуков, чётко различающихся в русском языке (например, перед гласными), - 36: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [з], [з"], [й"], [к], [к"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [п], [п"], [р], [р"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [щ"] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж"]). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики - в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и) или ь (мал [мал] - мял [м"ал], кон [кон] - конь [кон"]).

Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков, различающихся под ударением, - 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

1) обозначают 2 звука ([й"а], [й"у], [й"о], [й"э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й"́ама], моя [май"́а], объять [абй"́ат"];

2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твёрдости / мягкости согласного звука: мёл [м"ол] - ср.: мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного - пюре [п"ур́э]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т"э]ль - пас[тэ]ль);

3) буквы е, ё, ю после непарного по твёрдости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]: шесть [шэс"т"], шёлк [шолк], парашют [параш́ут].

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква представлена двумя разновидностями: прописной (большой) буквой и строчной (малой). Кроме того, буквы имеют некоторые различия в печатном и рукописном виде.

Каждая буква в алфавите имеет свое определенное место и название, которое не следует смешивать с ее звучанием.

Русский алфавит и названия букв

Сравнение буквенного состава русского алфавита со звуковым составом русского языка говорит о том, что букв гораздо меньше, чем звуков. Это объясняется тем, что обычно одна буква в разных условиях обозначает несколько различных звуков. Например, буква з обозначает твердый звук [з]: гроза; мягкий звук [з’]: друзья; твердый звук [с]: воз; мягкий звук [с’]: врозь; твердый звук [ж]: изжарить; твердый звук [ш]: без шума.

Причем роль буквы з в разных случаях ее употребления неодинакова. Так, в словах гроза, друзья ее нельзя заменить никакой другой буквой без искажения произношения этих слов. Здесь она употреблена в своих основных значениях. В других приведенных выше примерах букву з можно было бы заменить другими буквами, и при этом произношение слов не изменилось бы; ср.: «вое», «врось», «ижжарить», «беш шума». В этих словах буква з выступает во второстепенных значениях.

По количеству основных значений, выражаемых той или иной буквой, все буквы русского алфавита делятся на две

шн] ица, а также 4льини[шн]а. В молб [шн] ый и шн] ый и порядо-

скворё [шн] ик, праче [шн] ая, горчй [шн] ый, пёре в женских отчествах на -ична: Никита [шн] а, ряде слов допустимо произношение [шн] и [ч’н молб [ч’н] ый, було [шн] ая и було [ч’н] ая, порядо [ч’н] ый и др.

группы: 1) имеющие одно звуковое значение - а, э, о, у, ы, ж, іи, ч, щ, Ц, й; 2) имеющие два звуковых значения - я, е, ё, ю, и, б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Например, буква ш всегда обозначает звук [ш]: шар, шило, мышь; буква б может обозначать звуки [б] и [б’]: голубой, голубиный.

Характеристику букв по количеству основных значений нужно отличать от деления букв по числу одновременно обозначаемых звуков.

По количеству одновременно обозначаемых звуков все буквы русского алфавита образуют три группы.

К первой группе относятся буквы, обозначающие одновременно только один звук: а, э, о, у, ы, (гласные звуки), б, в, г, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ (согласные звуки). Так, например, однозначные буквы а, э, о, у, ы одновременно всегда обозначают лишь один звук, двузначные буквы б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х одновременно могут обозначать либо твердый звук [б], либо мягкий звук [б"] и т. п. Буква ч всегда обозначает один и тот же мягкий звук [ч"]± буква ц - твердый звук [ц], буква щ - долгий мягкий звук [шу].

Ко второй группе относятся буквы, которые могут обозначать одновременно два звука: еэ], 5 , ю , я[ ja], и[и]: есть Цэс’т",ёж , юла Цула], яма Цамъ]у муравьи .

При этом следует иметь в виду, что данные буквы обозначают два звука лишь в одном из своих звуковых значений. В другом же своем звуковом значении эти буквы обозначают только один гласный звук с указанием на мягкость предшествующего согласного: е [э] - пел [п’эл]; ё [о] - вёл [в’ол]; я [а] - мял [м’ал]; ю [у] -пюре [п’урэ].

Наконец, третью группу составляют буквы, не обозначающие звуков - ъ, ь, например: подъем, нуль. Они выполняют в русской орфографии разделительную функцию, употребляясь на стыке морфем слов - подъ-езд, воробь-я [въраб^а]. Буква ь указывает также на мягкость предшествующего согласного звука - степь [сѴэп’]. Не обозначают никаких звуков так называемые непроизносимые согласные буквы в некоторых словах: радостный, поздно, солнце и др.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 2. Буквенный состав русского алфавита. Соотношение между буквами и звуками

релевантные научные источники:

  • Cовременный русский язык. Ответы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Термин «современный русский литературный язык». Русский язык – язык русской нации. Русский язык как средство межнационального общения народов СНГ. Место русского языка среди др. языков мира. Русский

  • Ответы на вопросы к экзамену по Стилистике и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб

    Общенар рус язык - сложное явление. Слово «стиль» восходит к греческому сущ-ному «стило» - так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Культура речи - распространённое в

  • Фонетика. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.13 Мб

    Предмет и задачи фонетики. Методы изучения фонетики. Звуковое членение речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы (традиционная точка зрения). Сегментные единицы и признаки.

  • Очерки исторической морфологии русского языка. Имена

    Хабургаев Г.А. | М.: Изд-во МГУ, 1990. - 296 с. | Монография | 1990 | docx/pdf | 14.16 Мб

    В монографии рассматривается историческое развитие категорий и форм имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в русском диалектном языке. Обобщение материала, накопленного

  • Историческая грамматика русского языка

    Иванов В.В. | Учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. „Рус. яз. и лит.“ - 3-є изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1990 - 400 с.: ил. | Учебник | 1990 | pdf | 12.89 Мб

    В учебнике, являющемся основным пособием по исторической грамматике русского языка, излагаются сведения по всем основным темам программы. В третьем издании автор существенно переработал почти все

  • Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием поисковых задач (на основе поэтического текста)

    Макарова Виктория Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 6.78 Мб

    Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (русский язык) Данное исследование посвящено актуальному в методике русского языка вопросу - развитию познавательной деятельности

§ 1 Буквы и звуки русского алфавита

Цель этого урока - научиться различать звуки и буквы, найти разницу между ними.

Очень важно понять, что буква и звук - это не одно и то же. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Таким образом, буква - это знак для обозначения звука на письме.

Но это вовсе не означает, что количество букв и звуков в русском языке совпадает. Как нам известно, все буквы представлены в алфавите. Алфавит - это перечень букв в определенном порядке. Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твердый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я».

Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В разных языках количество букв разное. В русском языке их 33: 10 гласных, 21 согласная, ь и ъ.

Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Согласные: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Есть еще твердый и мягкий знаки.

§ 2 Отличия букв и звуков

Используются эти буквы для обозначения 43 основных звуков: 6 гласных и 37 согласных. Буквы ъ и ь звуков не обозначают вовсе.

Гласные звуки: а, и о, у, ы, э. Они могут быть ударными или безударными.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие. Причем, твердые и мягкие звуки в русском языке обозначаются одной и той же буквой.

Например:

в слове «торт» твердый [т] обозначен буквой т «тэ»

в слове «терем» мягкий звук [т’ ] обозначен буквой т «тэ».

Существуют в русском языке буквы, которые могут обозначать два звука. Это буквы е, ё, ю, я. Если эти буквы стоят в абсолютном начале слова (ель, ёж, юла, якорь), либо после другой гласной (переезд, воюет), либо после ъ или ь знаков (подъезд, полью), то они обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа].

Т.е. все буквы русского язык делятся на три группы:

1) буквы, которые звуков не обозначают;

2) буквы, обозначающие два звука;

3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день, объем.

Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я.

К третьей - все остальные.

Так как буква - это знак (такой же знак, как например, скобки, кавычки, многоточие и др.), то существуют и правила начертания букв. Эти правила изучаются в разделе графика.

Отметим, что буквы бывают прописные и строчны́е (мы иногда говорим: большие и маленькие). Каждая буква имеет свой печатный и рукописный вариант.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведем итоги.

Звуки - минимальная единица звучащей речи, их мы слышим и произносим. Буквы - это знак для обозначения звука на письме.

Давайте построим схему и обобщим в ней свои знания о звуках.

Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные могут быть ударными и безударными. Всего гласных звуков 6, а букв, их обозначающих, 10. Согласные могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Согласных букв 21, они служат для обозначения 37 звуков. Твердый и мягкий знаки звуков не обозначают.

Обратите внимание! Количество букв и звуков различно.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенццова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.
  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012.
  4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
  5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль: Академия Развития, 1998.
  6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
  7. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.
  8. Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.
  9. Бурлак Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика.- Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
  10. Шибаев А.А.Язык родной, дружи со мной. – Л.: Детская литература, 1991.

Использованные изображения: