Цели стран участниц первой мировой войны кратко. Причины и цели первой мировой войны

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

v предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

v уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

v развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

v личностный подход педагогики сотрудничества;

v комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь ;

v последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: -Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), . История России. ХХ век., . Истрия России (в таблицах и схемах), . Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

3. Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г. Уэллс).

v Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

v Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

v Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

v Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

3. Назвать причины войны.

4. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено 67 млн. чел. Почему столь масштабной оказалась война?

5. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России , настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов и) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э. Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В. Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик, выдающийся микробиолог. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

v передача всех колоний;

v сокращение численности вооруженных сил до;

v Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

v оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

v демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

v передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

v репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

v разделение Венгрии и Австрии;

v передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

v признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

v репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

v передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

v Словакия переходит к Чехословакии;

v Трансильвания передается Румынии;

v Банат передается Югославии.

v установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

v сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до;

v передача территорий.

6. Вашингтонская конференция гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

v Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т.е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранен. Жертвы среди мирного населения, пострадавшая от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.

Первая мировая война открыла новый пласт национальной истории России, создала предпосылки революции, гражданской войны, построения социализма и многих десятилетий разобщения с Европой.

Причин, почему началась первая мировая война очень много, но различные ученые и различные записи тех лет говорят нам о том, что главная причина заключается в том, что в то время Европа развивалась очень бурно. В начале ХХ века во всём мире уже не осталось территорий, не захваченных капиталистическими державами. Германия в этот период обошла по уроню промышленного производства всю Европу, а так как у Германии было очень мало колоний, то она стремилась их захватить. Захватив их, у Германии появились бы новые рынки. В то время очень большими колониями обладала Англия и Франция поэтому очень часто сталкивались интересы этих стран.

Своим проникновением на Ближний Восток Германия создавала Угрозу интересам России в бассейне Чёрного моря. Австро-Венгрия, выступавшая в союзе с Германией, стала серьёзным конкурентом царской России в борьбе за влияния на Балканах.

Обострение внешнеполитических противоречий между крупнейшими странами привело к разделу мира на два враждебных лагеря и к складыванию двух империалистических группировок: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственного соглашения, или Антанты (Англия, Франция, Россия).

Война между крупными европейскими державами была выгодна империалистам США, так как в результате этой борьбы складывались Благоприятные условия для дальнейшего развёртывания американской экспансии, особенно в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Американские монополии делали ставку на максимальное извлечение выгод из Европы.

Начало войны

Непосредственным поводом к началу военных действий послужило убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола. Правительство Австро-Венгрии с одобрения Германии предъявило ультиматум Сербии, требуя свободы вмешательства во внутренние дела Сербии. Несмотря на принятие Сербией почти всех условий. Австро-Венгрия 28 июля объявила ей войну. Через два дня правительство России в ответ на открытие Австро-Венгрией военных действий объявило всеобщую мобилизацию. Германия использовала это как предлог и 1 августа развязало войну против России, а 3 августа – против Франции. Англия объявила войну Германии 4 августа. В конце августа на стороне Антанты выступила Япония, которая решила воспользоваться тем, что Германия будет скована на западе, и захватить её колонии на Дальнем Востоке. 30 октября 1914 г. на стороне Антанты в войну вступила Турция.

В 1914 г. Италия не вступила в войну, заявив о своем нейтралитете. Она начала военные действия в мае 1915 г. на стороне Антанты. В апреле 1917 г. на стороне Антанты в войну вступили США.

Начавшиеся в августе 1914 г. военные действия развернулись на несколько театрах и продолжались до ноября 1918 г. По характеру решаемых задач и достигнутом военно-политическим результатам первую мировую войну принято делить на пять кампаний, каждая из которых включает в себя несколько операций.

Цели держав в войне.

РОССИЯ.

Нельзя утверждать, что официально провозглашённая цель - защита братьев-славян на Балканах, была лишь декларацией. В начале 20-го века панславистские настроения в русском обществе были сильны и могущественны. Но очевидной империалистической целью России был захват Черноморских проливов.

ГЕРМАНИЯ.

После успехов франко-прусской войны, Германия всё более наращивала свой военный потенциал. Её стремление стать европейской державой №1 было очевидно. Почти полностью интересы Германии заключались в максимальном ослаблении Франции и Великобритании, как Мировых держав.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ.

"Лоскутная держава", изначально нежизнеспособная, с помощью победной войны, намеревалась взять под свой контроль юг Европы.

ФРАНЦИЯ.

Горькие уроки поражения в франко-прусской войне, требовали реванша. Десятилетиями Франция готовилась к новому столкновению с Германией, наращивая военные расходы и вооружения. К 1914 году Франция, объективно, имела достаточный потенциал противостоять Германии. Намеревалась возвратить Эльзас и Лотарингию, отделённые от Франции в 1871 году по итогам войны 1870 года. Любой ценой стремилась сохранить свои колонии, в частности, Северную Африку.

Сербия.

Новообразованное государство (полная независимость с 1878 года) стремилось утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Планировала образовать Югославию, включив в неё всех славян, проживающих на юге Австро-Венгрии.

Болгария .

Стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова (в противовес Сербии). Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Второй Балканской войны, а также приобрести территории, на которые страна претендовала по итогам Первой Балканской войны.

Польша .

Не имевшие национального государства после разделов Речи Посполитой, поляки стремились к обретению независимости и объединению польских земель.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

"Владычицу морей" совершенно не устраивал стремительный рост ВМФ Германии, не устраивало и проникновение Германии в Африку. И в первом и во втором случае - Германия грубо попирала интересы Великобритании.

У Румынии, Турции и Италии имелись свои интересы и цели, но они носили региональный характер и были несоизмеримы с целями Великих держав.

Военная кампания 1914 года.

Враждующие армии развертывались согласно заблаговременно разработанным планам и расчетам сосредоточения под защитой выставленных на границе войск прикрытия и тотчас же начали военные операции. Сравнивая развертывания и ближайшие задачи обеих сторон, приходится отметить особо выгодное положение германской армии по сравнению с войсками Антанты. Германцы уже своим развертыванием выиграли весьма важный фланг противника, пространство и свободу для маневра. Антанта начинала здесь войну в невыгодных для себя условиях, принужденная парировать удар и надолго потерять инициативу. На востоке предстояли столкновения России с второстепенными силами Германии и с главными силами Австро-Венгрии.

Основными театрами военных действий в кампании 1914 года являлись Западноевропейский и Восточноевропейский военные театры. Основными событиями на Западноевропейском военном театре в 1914 году являлись вторжение немцев в Бельгию, Пограничное сражение, битва на Марне, "бег к морю", сражение во Фландрии. Основным итогом кампании 1914 года на данном театре явился переход к позиционной форме войны.

Действия на Восточноевропейском военном театре в 1914 году включали в себя Восточно-Прусскую операцию, Галицийскую битву, Варшавско-Ивангородскую операцию. Также важными событиями данного этапа Первой мировой войны явились вступление в войну Турции т "крейсерная война".

Первым и главным результатом кампании 1914 г. явился вынужденный отказ от войны по старым образцам: борьба предвиделась долгой, с использованием всей жизнеспособности государства и со ставкой на самое его существование. Одновременно возникло стремление к увеличению количества участвующих в борьбе государств.

В области стратегии за кампанию 1914 г. произошел полный переворот идей, которые положены были в основу исходных планов обеих коалиций. В области тактики в боевом применении войск кампания 1914 г. дала богатый опыт, вызвавший на обеих сторонах его немедленный учет для боевого соревнования при последующем развитии военных событий. кампания 1914 г. выдвинула необходимость крупных импровизированных формирований во время самой войны.

В итоге кампании 1914 г. ни одна из сторон не добилась первоначально поставленных целей. Германский план молниеносного разгрома противника сначала на Западе, а затем на Востоке потерпел крушение.

Кто победил (для себя).

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария – потерпели поражение. Франция, Великобритания, Япония, Сербия, США, Италия – вышли из войны победителями. России, так много сделавшей для победы союзников, не было в ряду стран-победительниц. Ее раздирала на части братоубийственная Гражданская война.

Курсовая работа

Начало Первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне. Военная кампания 1914 г.

Введение

3. Военная кампания 1914 г.

4. Итоги войны

Заключение

Введение

В начале второго десятилетия XX века Россия оказалась втянутой в цепь международных кризисов. Искра одного из них, вспыхнувшая летом 1914 г. на Балканах - этой "пороховой бочке" Европы, разгорелась в пожар, впервые охвативший почти всю планету. В первой мировой войне участвовало 38 стран, население которых (1,5 млрд. человек) составляло 75% всех жителей земного шара. Сражения этой войны, в отличие от прочих конфликтов, велись не на одном, а на целом ряде сухопутных и океанских театров военных действий.

Первая мировая война вызрела в результате обострения империалистических противоречий, глубинной предпосылкой которых стала неравномерность экономического развития различных, в первую очередь, европейских стран. Динамичный рост промышленного потенциала Германской империи неизбежно требовал от ее руководства поиска новых рынков сбыта и источников сырья. Экономическая экспансия была тесно взаимосвязана с экспансией политической. Однако германская политика расширения "сфер влияния" все более противоречила интересам держав, раньше вступивших на путь индустриального развития (в первую очередь - Англии и Франции). Эти государства уже осуществили раздел мира и стремились сохранить выгодное им статус-кво, не допустить потери как своего влияния в Европе, так и созданных ими на других континентах обширных колониальных систем. Становившийся все более острым вопрос о переделе мира вынуждал великие державы искать союзников, создавать военно-политические блоки.

Цель работы - проанализировать начало Первой мировой войны и ее причины.

Задачи:

1. Рассмотреть предпосылки к Первой мировой войне.

Охарактеризовать причины и начало Первой мировой войны. Цели держав в войне.

Проанализировать военную кампанию 1914 г.

Итоги войны.

В соответствии с поставленными задачами структура курсовой работы состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Предпосылки к Первой мировой войне

Внутриполитические сложности, переживаемые Россией, совпали с неумолимым обострением международной обстановки: подготовка великих держав к войне вступила в решающую фазу. Главными предпосылками мирового конфликта были борьба за рынки сбыта, источники сырья, торговые пути и нараставшая неравномерность развития разных стран. Так, молодая Германская империя обогнала по темпам индустриального роста Англию и Францию. Опоздавшая к захвату колоний, она с завистью смотрела на богатства и огромные заморские владения своих соседей и стремилась к переделу мира. К концу XIX - началу XX в. назрел целый комплекс противоречий между различными странами и группами стран. Главным из них было англо-германское противоречие.

Еще в 1882 г. Германия заключила с Австро-Венгрией и Италией Тройственный союз. Англия и Франция, объединяясь против общего врага, создали в 1904 г. союз под названием "Антанта" (от фр. "согласие"). Россия оказалась перед сложным выбором. Царю, аристократии, сановникам-охранителям консервативная германская монархия была ближе, чем английская и французская демократии. Русскую и германскую династии связывали давние родственные узы. Но у России существовали острые противоречия на Балканах и Ближнем Востоке с Австро-Венгрией, которая пользовалась неизменным покровительством Германии.

В начале XX в. слабеющая Турецкая империя оказалась в сфере интересов Германии. Немецкие генералы и офицеры занимали в турецкой армии командные посты. Германия прокладывала через турецкую территорию стратегические железные дороги. Все это серьезно угрожало интересам России: ведь через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, принадлежавшие Турции, шло 80% ее хлебного экспорта. Немецкий капитал вставал на пути у Русского, проникая на Ближний Восток и в Персию. Закупая значительную часть русского хлеба и продавая взамен важную промышленную продукцию, Германия смогла навязать России в 1904 г. невыгодный торговый договор. Пошлины на русские товары повышались, на немецкие - понижались.

В то же время Англия и Франция предоставляли России значительные займы, размещали капиталы, остро необходимые растущей российской промышленности. Это толкало Россию к сближению с Антантой. С Францией у России существовало соглашение о взаимной помощи в случае войны еще с 1894 г. Постепенно были разрешены застарелые русско-английские конфликты на Востоке. Персия была разделена на сферы влияния, Афганистан признавался зоной английских интересов, обе державы отказывались от претензий на Тибет. В 1907 г. Россия присоединилась к Антанте. Европа раскололась на два блока, готовившихся к столкновению.

Россия не была столь остро заинтересована в войне, как Германия, но и у нее были свои интересы. Она рассчитывала объединить под своей властью все польские земли, присоединить Галицию - Западную Украину, утвердиться на Балканах и в зоне черноморских проливов. Балканы - "пороховой погреб Европы" - и дали начало мировой войне: В 1909 г. Австро-Венгрия отторгнула у Турции Боснию и Герцеговину - провинции со значительным сербским населением. Это вызвало острое недовольство Сербии, стремившейся расширить свое влияние и территорию. Сербскими властями поддерживались разного рода тайные и явные антиавстрийские движения1.

2. Начало Первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне

Поводом к началу мировой войны послужило убийство на захваченной Австро-Венгрией сербской территории в г. Сараево принца Франца-Фердинанда сербским националистом Гавриилом Принципом 28 июня 1914 г. В ответ на убийство австрийское правительство потребовало в ультимативной форме от Сербии отказаться от части своих прав как суверенного государства. Россия посоветовала Сербии принять все условия ультиматума, чтобы избежать войны и только по вопросу ввода австрийских войск на сербскую территорию попытаться вести переговоры. Австрия использовала однако этот предлог для Объявления войны Сербии. Германия всячески подталкивала Австрию к войне, надеясь, что Россия вступится за дружественную ей Сербию. В дни боснийского кризиса Франция и Россия подтвердили свои обязательства выступить против Тройственного союза. Англия до последнего момента скрывала свою истинную позицию, заявляя о своем Миролюбии, давая повод Германии надеяться на свой нейтралитет и Тем самым подталкивая ее к началу войны. Во многом именно поэтому

Вильгельм II демонстративно отверг просьбы Николая II мирным путем решить возникший конфликт. И только тогда, когда военные приготовления уже невозможно было остановить, Англия объявила, что выступит на стороне своих союзников по Антанте.

августа 1914 г. Германия объявила войну России, 3 августа - Франции, а 4 августа Англия объявила войну Тройственному союзу. Австро-Венгрия, уже воевавшая к этому времени с Сербией, 6 августа объявило войну России. Началась первая мировая война, продолжавшаяся четыре года и унесшая миллионы человеческих жизней. В орбиту войны были втянуты 38 стран с населением в полтора миллиарда человек.

Таким образом, основной причиной первой мировой войны были сложившиеся к началу XX в. противоречия между европейскими и мировыми державами. Эти противоречия явились итогом нового соотношения сил, сложившихся в результате неравномерного развития стран, отставания в развитии одних и опережающем развитии других.

В целом первая мировая война со стороны большинства участвовавших стран носила империалистический, захватнический характер. Целью войны со стороны государств Тройственного союза, Антанты и их союзников был передел территорий, захват колоний, борьба за рынки сбыта, сферы влияния. Лишь Сербия, Черногория и Бельгия, а также другие народы оккупированных территорий вели справедливую борьбу за свое освобождение.

За что же воевали державы? Германия стремилась захватить большую часть Европы и Ближнего Востока, включая союзную Турцию, отнять у Англии, Франции и Бельгии их колонии, а у России - Украину и Прибалтику. Неудивительно, что российский министр иностранных дел Сазонов отмечал: "Основной целью трех союзников должно быть уничтожение германской мощи, а также притязаний Германии на "военное и политическое господство".

Австро-Венгрия предполагала подчинить независимые славянские государства - Сербию, Болгарию и Черногорию, установить свое господство на Балканском полуострове, а также на Черном, Адриатическом и Эгейском морях.

Англия воевала за сохранение своей колониальной империи и ослабление главного конкурента - Германии. Кроме того, Англия намеревалась захватить у Турции Месопотамию, Палестину и твердо обосноваться в Египте.

Франция стремилась возвратить Эльзас и Лотарингию, отнятые у нее Германией в 1871 г., а также захватить богатый углем Саарский бассейн и другие области Германии, расположенные по левому берегу Рейна.

Россия хотела сокрушить германское и австрийское влияние в Турции и на Балканах, а также достичь благоприятного и выгодного режима проливов, обеспечивавшего ее стратегические интересы, защиту Черноморского побережья и способствовавшего развитию торговли. В планы царского правительства входил также захват Галиции - части Австро - Венгрии.

3. Военная кампания 1914 г.

На Западно-Европейском театре военного действия начались вторжением германских войск в Люксембург (2 августа) и Бельгию (4 августа), которая отвергла германский ультиматум о пропуске германских войск через её территорию. Белгийская армия, опираясь на укрепленные районы Льежа и Намюра, оказала упорное сопротивление противнику на рубеже р. Маас. Оставив после ожесточённых боев Льеж (16 августа), она отошла к Антверпену. Германское командование, выставив против неё около 2 корпусов (80 тыс. чел., 300 орудий), направило основную группировку своих армий на Ю. - З. к франко-бельгийской границе. Навстречу германским войскам были выдвинуты французские армии левого крыла (3-я, 4-я и 5-я) и британская армия. 21-25 августа произошло Пограничное сражение 1914 <#"center">4. Итоги войны

Первая мировая война закончилась поражением Германии и её союзников. После заключения Компьенского перемирия державы-победительницы приступили к разработке планов послевоенного "урегулирования". Парижская мирная конференция 1919-20 <#"center">Заключение

Германия, лишившаяся не только колоний, но и ряда принадлежавших ей европейских территорий, разоруженная, обложенная репарациями, теряла этот статус. Распалась Австро-Венгрия, утратила значение Турция.

Война жестко ударила по монархии как виду политической системы. Число европейских правящих династий сократилось с 41 в 1914 г. до 17 к началу 20-х гг. Был образован целый ряд новых независимых государств (Венгрия, Польша, Финляндия, Чехословакия, Югославия и т.д.).

Первая мировая война принесла невиданные жертвы и лишения. Так, только стоимость разрушений на полях войны превысила 58 млрд. руб. золотом. Колоссальными были потери воюющих стран. Причем из общего числа погибших 10 млн. человек потери России составили 5 млн.

К сожалению, в связи с последующими бурными событиями могилы этих солдат и офицеров, сложивших свои головы не столько за Веру и Царя, сколько за Отечество, остались безвестными.

Список использованной литературы

1. Верт Никола . История Советского государства: [учебник]: пер. с фр. / Н. Верт. - 3-е испр. изд. - М.: Весь мир, 2006. - 559 с.

История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций: учебное пособие / сост. и отв. ред.А. А. Радугин. - М.: Библионика, 2004. - 349 с.

Киган Джон . Первая мировая война / Джон Киган; Пер. с англ.Т. Горошковой, А. Николаева. - М.: АСТ, 2002. - 572 с.

Основы курса истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко; под ред.А.С. Орлова. - М.: Простор, 2006. - 637 с.

Первая мировая война: Дискуссионные проблемы истории / РАН. Ин-т всеобщ. истории; Отв. ред. Ю.А. Писарев, В.Л. Мальков. - М.: Наука, 1994. - 302 с.

Первая мировая война: политика, идеология, историография: (К 75-летию начала войны): Межвузовский сборник / Под ред. Б.Д. Козенко и др. - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1990. - 155 с.

Россия и первая мировая война: (материалы международного научного коллоквиума) / С. - Петерб. фил. Ин-та Рос. ист. РАН [и др.]; редкол.: Н.Н. Смирнов (отв. ред.) [и др.]. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. - 562 с.

Террейн Джон . Великая война. Первая мировая-предпосылки и развитие: пер. с англ. / Джон Террейн. - М.: Центрполиграф, 2004. - 252 с.

Филюшкин А.И. Вопрос и ответ: Пособие для абитуриентов по отечеств. истории / А.И. Филюшкин; Отв. ред. А.П. Валагин. - Воронеж: Родная речь, 2000. - 311 с.


Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

    предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

    уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

    развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

    личностный подход педагогики сотрудничества;

    комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

    последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев, Е.М. Бурдина. Истрия России (в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

    «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Человек на войне (на основе краеведческого материала)

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

    Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

    Причины и итоги 1 Балканской войны.

    Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

    Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

    Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

    Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

    Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

    Назвать причины войны.

    В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

    Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне . Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

    передача всех колоний;

    сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

    Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

    оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

    демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

    передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

    репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

    разделение Венгрии и Австрии;

    передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

    признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

    репарации.

    передача Греции прибрежных территорий Фракии.

    Словакия переходит к Чехословакии;

    Трансильвания передается Румынии;

    Банат передается Югославии.

    установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

    передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

    Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Вопросы и задания к пункту параграфа стр. 218

Вопрос. Определите, какие цели преследовали государства, вступившие в войну в середине 1914 г. Какой характер в связи с этими целями война носила для каждого государства?

Первая мировая война, начавшаяся 19 июля 1914 г., была порождена острыми противоречиями между основными европейскими капиталистическими государствами в ходе борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала, а также за передел уже поделенного мира.

Первопричиной подготовки и развязывания мировой войны 1914–1918 гг. явилось стремление Германской империи силой оружия установить свое господствующее положение в Европе и мире и, с другой стороны, решимость сторон Тройственного согласия (Антанты) не допустить подобного исхода.

Таблица: «Цели участников войны»

п. 1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 220

Вопрос. Почему война 1914-1918 гг. приобрела общеевропейский и мировой характер?

Старый Свет разделился на два враждующих между собой лагеря - Тройственный союз и Антанту. Столкновение между этими группировками было неизбежным, что и произошло летом 1914 года. Но вряд ли кто мог тогда представить, что столкновение интересов выльется не в обычный конфликт, а в конфликт мирового масштаба – Первую мировую войну 1914–1918 годов.

Итак, к 1914 году крайне обострилась международная обстановка. Этому способствовало усиление борьбы между странами за рынки сбыта и политическое влияние в мире.

Так же в начале XX в. оформились блоки стран – участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз (1882), и с другой – Англия, Франция и Россия, создавшие Антанту (1904–1907). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами и привел к конфронтации сил в Европе вылившейся в будущем в Первую мировою войну. Особенностью этого военного конфликта было то, что впервые в истории он охватил все европейские державы.

п. 2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 221

Вопрос 1. Сравните людские и военно-технические ресурсы двух военно-политических блоков в начале войны. На чьей стороне было преимущество?

Численность армии, количество легких орудий и самолетов Антанты превышала численность Центральной державы. Преимущество было на стороне Антанты.

Вопрос 2. Какие государства несли основную нагрузку в обеспечении боевой мощи Антанты и союза Центральных держав?

Основную нагрузку несли государства:

Антанта – Россия, Великобритания, Франция.

Центральные державы – Германия.

Вопрос 3. Почему политики и общество с обеих сторон рассчитывали на быструю победу?

К началу боевых действий оба блока развернули миллионные армии и создали развитую военную промышленность. Однако, недооценили экономические и военные возможности своих противников. Обе противоборствующие стороны готовились к скоротечной войне продолжительностью не более 6-8 месяцев, а в итоге война длилась более четырех лет, и привела к огромным материальным и людским потерям.

п. 2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 223

Вопрос 1. Проследите по карте (с. 234) ход военных действий 1914 г.

28.6.1914 Балканы Убийство сербскими националистами наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены в Сараево (Босния)

2.8.1914 Западный фронт Вторжение германских войск в Люксембург

4.8.1914 Западный фронт Вторжение германских войск в Бельгию

12.8.1914 Балканы Войска Австро-Венгрии вторглись в Сербию

16.8.1914 Западный фронт Бельгийская армия оставляет Льеж и отходит к Антверпену

16-24.8.1914 Балканы Австро-венгерские войска потерпели поражение от сербов в районе хребта Цера

17.8-15.9.1914 Восточный фронт Вторжение войск (1-й и 2-й армий) русского Северо-Западного фронта в Вост. Пруссию. Разгром русских войск в Восточно-Прусской операции.

18.8-21.9.1914 Восточный фронт Русские войска Юго-Западного фронта нанесли поражение австро-венгерской армии в Галицийском сражении. 21 сентября осаждена крепость Перемышль. Русские войска заняли Галицию.

21-25.8.1914 Западный фронт Пограничное сражение французских и британских войск против наступающих германских армий. Союзные войска потерпели поражение и были вынуждены отойти за р. Марну

8.1914 Африка Англо-французские войска заняли германскую колонию Того

5-12.9.1914 Западный фронт Германские войска потерпели поражение в Марнском сражении и были вынуждены отойти за реки Эна и Уаза

16.9 - 15.10.1914 Западный фронт “Бег к морю”. Войска обеих сторон вышли на побережье западнее Остенде

28.9-8.11.1914 Восточный фронт Варшавско-Ивангородская (Демблин) оборонительно-наступательная операция русских войск против германо-австрийских армий в Польше. Противник отброшен на исходный рубеж

15.10 - 20.11.1914 Западный фронт Сражение во Фландрии на реках Изер и Ипр. Стороны перешли к позиционной обороне

29.10.1914 Южный фронт Турецкие корабли и германские крейсера “Гебен” и “Бреслау” обстреляли Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск

1.11.1914 Германская эскадра адмирала М.Шпее (5 крейсеров) нанесла поражение английской эскадре адмирала К.Крэдока в Коронельском бою

11-12.1914 Южный фронт Бои русских и турецких войск на эрзурумском направлении

7.11.1914 Китай Англо-японские войска после осады (с сентября) захватили германскую военно-морскую базу Циндао в Вост. Китае

10.11.1914 Месопотамия В устье рек Тигр и Евфрат высадился британский экспедиционный корпус, образовав Месопотамский фронт

11.11.1914 Восточный фронт Отбита попытка германских войск окружить русские армии в районе Лодзи

11.1914 Восточный фронт В Ченстоховско-Краковской операции русские войска нанесли поражение австро-венгерским войскам и вышли к Кракову

22.11.1914 Месопотамия Англичане заняли оставленную туркам Басру

3.12.1914 Балканы Контрнаступление сербских войск. Стороны заняли оборону на пограничных рубежах

9.12.1914 Месопотамия Англичане захватили Эль-Курну и укрепились в южной части Месопотамии

22.12.1914 Южный фронт Разгром русскими войсками наступавшей турецкой армии в Сарыкамышской операции

1914 Тихий океан В 1914 году Каролинские, Марианские и Маршалловы острова на Тихом океане были захвачены Японией, германская часть Новой Гвинеи и Соломоновы острова - австралийцами, острова Самоа - новозеландцами.

Вопрос 2. Какую роль сыграл Восточный фронт на первом этапе войны?

На Восточном фронте происходили боевые действия между Россией (Антанта) и Центральными державами. Восточный фронт по своей протяжённости намного превосходил Западный фронт. По этой причине война на Восточном фронте имела менее позиционный характер по сравнению с Западным фронтом. На Восточном фронте происходили крупнейшие сражения Первой мировой войны.

Вопросы и задания к параграфу стр. 223

Вопрос. Опираясь на материал предшествующих параграфов, определите основные причины Первой мировой воны, выбрав правильные ответы из предложенных:

а) неравномерное развитие стран мира в XX в.;

б) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево;

в) столкновение интересов ведущих держав мира;

г) притязания наиболее развитых стран на лидерство в мире;

д) конкурентная борьба держав за завоевание новых рынков. Объясните свой выбор.

Причины войны: стремление всех стран к захвату новых территорий, разделу колоний и устранению конкурентов; стремление стран отвлечь внимание народа от внутренних проблем; каждая страна преследовала свою цель:

Германия стремилась расширить свои владения и установить доминирование в мировой политике;

Франция хотела вернуть обратно Эльзас и Лотарингию, а так же захватить Саарский угольный бассейн;

Австро-Венгрия имела территориальные претензии к Сербии, Черногории, Румынии и России, а также стремилась подавить национально-освободительное движение;

Англия стремилась уничтожить Германию, как своего основного соперника в торговли, а также забрать у Турции богатые нефтью земли;

Италия стремилась расширить свое господство на Балканском полуострове;

Россия хотела захватить Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы, а также остановить назревающую в России революцию.