Обучение чтению по системе монтессори. Особенности методики М

педагог-психолог МАОУ «СОШ №43» РК г. Сыктывкар Елена Геннадьевна Неверовская

Данную методику я в первые применила при подготовке дошкольников в возрастных группах 3-4, 4-5 и 5-6 лет в студии «Знайка» школы будущего первоклассника в центрах раннего развития г. Сыктывкар.

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому» . Рекомендовано было родителям делать следующим образом: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это считают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда ребёнок сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку) . Создав вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка, он дальше будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

В период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, желательно, предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

  • материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
  • материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
  • материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
  • материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги) , поднос с манкой для письма;
  • материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных) ;
  • материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.

Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детьми в студии «Знайка» , я пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок) , чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Практические упражнения

Упражнение 1

Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого советую заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.

Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2

Ощупываем буквы

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3

Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4

Пишем слова

Ребёнок приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6

Играем с рамками-вкладышами

Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7

От точки к точке

Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек) , дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8

Шершавые буквы

Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона – в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком) . Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9

Письмо на манке

Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10

Сочини слово

Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.

Пары букв для карточек

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,

Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.

Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,

начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:

БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 11

Сочини слово

Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа» , «мяу» , «кря» , «кукареку» . Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА – КРЯ, КОШКА – МЯУ, ПЕТУХ – КУКАРЕКУ.

Упражнение 12

Слова и картинки

Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор – контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 13

Читаем трудные слова

Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.

Примеры трудностей в прочтении слов

О – А Д – Т

Б – П Г – В

В – Ф И – Ы

Ч – Ш ЫЙ – ОЙ

К – Х Я – Е

С – З Т – Ш

И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА

Г – К ИЙ – ОЙ

На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно

усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).

Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14

Построй предложение

Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны

письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15

Читаем Толстого

Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой –

помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает

предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И ребёнку всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Консультация для родителей.

Чтение по методике Монтессори - шаг за шагом.

Мария Монтессори считала, что к обучению чтению дети готовы не ранее 4,5 лет. Но это относительная величина. Проявить интерес малыш к буквам может и в три года (если зоны головного мозга сформировались для этого) и в пять лет, или не проявить его до самой школы (если есть задержка развития или другие особенности).

Письмо и чтение по словам М. Монтессори стоят близко друг к другу, но это два разных процесса. Чтение начинается с письма, а письмо - с подготовки руки. Руки детей с малых лет привыкают ощупывать предметы и благодаря этому приобретают точные движения, глаза получают способность находить сходство предметов с их изображением, ухо воспитывается в восприятии ясно и точно произносимых слов.

Первый акт, необходимый для письма, это - выполнение упражнений по закрашиванию и штрихованию цветными карандашами фигурок различной формы. Хорошо готовят руку малыша к письму рамки дляштриховки. Металлические рамки для штриховки помогут сначала нарисовать контур, а затем заштриховать его различными способами. Сначала соблюдать границы помогут металлические края, а затем - только нарисованный карандашный контур. Упражнения в штриховке проделывают все дети: и самые маленькие и неумелые, и уже умеющие писать. Эта работа всецело захватывает всех, как умелых, так и начинающих, открывая им широкую возможность дойти до совершенства. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, это вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев. Ребенок учится соотносить движение руки и глаза, контролировать свои движения, действовать по правилам и соблюдать границы. С этой же целью можно предложить ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек) и карандаш. Ребенок выбирает любую картинку и соединяет карандашом нужные точки.

Такая работа способствует, по мысли М. Монтессори, образованию мускульного механизма, с помощью которого ребенок сможет держать карандаш или ручку и писать ими.

Второй акт, необходимый для письма , это — знать направление, в котором нужно вести каждый графический знак. Для этой цели служат карточки, на которых наклеены отдельные буквы алфавита, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). Буквы письменные, потому что круговые движения более доступны для детей. После можно показать аналогичные таблички с печатными буквами. Буквы окрашены в разные цвета: согласные - в голубой цвет, гласные - в красный. Мягкий и твёрдый знаки - на белом фоне. Как только ребёнок заинтересовался содержанием табличек и значением букв, он готов обучаться. Упражнения с этими буквами устанавливают зрительно-мускульные образы алфавитных знаков и закрепляют мускульную память движений, необходимых для письма. На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание шершавых буковок доставляет малышам огромное удовольствие.

Автоматизируется это умение изображением букв пальчиком или палочкой на манке, на песке или карандашом на бумаге - по собственному желанию и умению. Таким образом, ребенок приступает к письму . Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда эти навыки станут для них легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие подолгу рисуют буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением.

Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять предметы с другими предметами, предметы с картинками, картинки с картинками, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Это так называемое интуитивное чтение - когда ребёнок читает слово целиком, и слово запоминается целиком. Ребёнок ещё не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания. Это всего лишь один из этапов языкового развития. Оно протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса, в возрасте примерно от 2 до 4,5 лет и предшествует освоению письма и чтения постепенного, осмысленного. Первое механическое чтение начинается для ребёнка с подписанных картинок. Картинка является той зрительной опорой, которая помогает ребенку «читать» слово с полной уверенностью в его правильности. Сейчас легко можно купить в магазине книжки - раскраски и другие книги с предметными картинками и подписями к ним. Взяв такую книгу, ваш малыш впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему это дается легко. Интуитивное чтение помогает вызвать у ребенка желание читать, интерес к буквам и словам. Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв, попытки складывать из них слова, переводя звук в букву, в возрасте 4 -5 лет.

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они готовы к составлению слов из подвижного алфавита . Можно использовать алфавит на магнитах, но для удобства обращения необходимо поместить его в коробке с ячейками под каждую букву. Желательно иметь дома и подвижный алфавит письменных букв. Эти буквы имеют стыки-хвостики, и поэтому органично соединяются между собой. Таким образом, ребёнок уже почти пишет, составляя слова из букв. Родителям нужно показывать ребенку, как можно соединять буквы в слоги и слова. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного алфавита, уже начинает читать.

Параллельно с составлением слов ребенку полезно упражняться и в их написании . Дети с удовольствием занимаются переписыванием слогов и разных по слоговой структуре слов, даже не зная всех букв. Дальнейшие упражнения будут совершенствовать и закреплять умение вашего ребёнка читать и писать.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение - это игра. И малыш всему - и чтению, и письму, и бытовым навыкам - учится играя. Но у каждой игры есть свои правила. Постарайтесь их соблюдать.

Любая игра-упражнение начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это шершавые буквы. Мы будем обводить их пальчиком и называть». Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия. После презентации дайте малышу возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, не помогайте, пусть он делает все сам. А заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как собрать буквы в коробку, положить на место книжки и картинки.

Рассчитывайте игру так, чтобы малыш не устал, когда подойдет время уборки. Помните: порядок - это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.

Игры с буквами на первых порах увлекут любого малыша. Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача не только приготовить весь необходимый материал, но и подумать, как разнообразить игру. Помните: превращайте любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения буковок, или детей, про волшебные картинки, которые помогают им преодолеть все препятствия.

Например, малыш обводит пальчиком букву О, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем на помощь волшебную букву М и составим слово „мост“» и т.

Минусы

Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды;

Родители в этой системе чаще играют роль наблюдателя.

Плюсы

Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику;

Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику - важный элемент общего развития интеллекта.

Многие родители задаются вопросом: как подготовить ребёнка к школе и научить читать?

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог и учёный, предложила способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать.

Мария Монтессори была уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

Материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами. Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждала Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2. Ощупываем буквы

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3. Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4. Пишем слова

Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5. Читаем

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6. От точки к точке

Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 7. Сочини слово

Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 8. Читаем трудные слова

Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О – А Д – Т
Б – П Г – В
В – Ф И – Ы
Ч – Ш ЫЙ – ОЙ
К – Х Я – Е
С – З Т – Ш
И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА
Г – К ИЙ – ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 9. Построй предложение

Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

ОДНИ РОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С БУКВАМИ УЖЕ С ПЕЛЕНОК. ДРУГИЕ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. КОГДА ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ СТОИТ ПРИСТУПАТЬ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И КАКИЕ ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ - МЫ ВЫЯСНИЛИ У СПЕЦИАЛИСТОВ.

Консультанты: Татьяна Куприянова, учитель-логопед; Оксана Оганезова, методист Центра раннего развития «Бэби-Клуб»; Ирина Горбатько, Екатерина Тупицына, педагоги Монтессори-центра «Счастливый ребенок»

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика – умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии – нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ

  • Рассказывайте сказки ребенку и вместе с ним: делайте паузы, чтобы кроха мог вставить знакомое слово сам.
  • Рассказывайте малышу о том, что он видит вокруг: составляйте простые предложения, позже рассказы. Предлагайте рассказывать другим о том, что он видел, что с ним происходило.
  • Лепите, играйте в пальчиковые игры, мозаику, нанизывайте бусы, играйте с крупой и водой. Развитие мелкой моторики поможет ребенку быстрее освоить письмо.
  • Обращайте внимание детей на буквы везде: на улице, в любимой книге, на экране телевизора, в их именах и именах близких.
  • Развивайте воображение: обсуждайте, на что (или на кого) похожа та или иная буква, и рисуйте букву-образ: буква Б похожа на кенгуру с сумкой для детеныша, Ж – на снежинку, С – на ухо слона.
  • Играйте в игры с буквами и слогами. Например, в магазине взрослый называет первый слог в слове (МА), а малыш должен найти продукт, в котором этот слог стоит первым (Макароны). Если ребенок любит рассматривать свои фотографии, предложите к каждой придумать название из одного слова (пляж, парк, футбол и т. д.). Напишите слова на карточках и предложите ребенку разложить их под соответствующими снимками.

ЗВУКОВОЙ МЕТОД

До середины XIX века русских учили читать трудоемким буквослагательным методом. Сначала дети заучивали все буквы: аз, буки, веди, и т. д., потом зубрили слоги (буки и аз – «ба») и лишь затем приступали к чтению. Это могло занять много времени, иногда до двух лет.

В противовес буквослагательному методу педагог К.Д. Ушинский предложил внедрять в школах звуковой метод обучения грамоте. Не нужно заучивать названия букв, обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Учитель произносил звук, затем показывал, как пишется соответствующая буква. Сначала учили простой гласный (например, «у»), а затем прибавляли согласный (например, «с»). Ребенка учили тянуть гласный звук и прибавлять к нему согласный. Затем читали слог, где согласный был первым, а гласный вторым. К одному слогу прибавляли другой, получали слово. В целом по этому принципу обучение ведется в первых классах и по сей день. Он используется в букварях, постоянно дорабатывается, совершенствуется. Звуковой метод хорошо согласуется со структурой русского языка – большинство слов читаются так, как пишутся, правил чтения в русском языке немного (в отличие от английского или французского).

ЗВУКОВОЙ МЕТОД ШАГ ЗА ШАГОМ:

1) Знакомство со звуками и буквами: ребенок учится выделять различные звуки в словах, узнает, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у каждого звука есть свое обозначение – буква.

2) Слияние звуков в слоги: ребенок складывает «м» и «а» в МА и т. д. Сначала идут слоги из двух звуков, затем из трех-четырех, в них появляется мягкий и твердый знак, подряд идут несколько согласных или гласных.

3) Составление слов из слогов: ребенок складывает сначала короткие слова, а затем все более сложные, постепенно переходит к чтению предложений и текстов.

Преимущества метода: обилие пособий, родителям не нужно специальной подготовки, чтобы проводить занятия. Начинать целенаправленное обучение по этому методу лучше не раньше 4−5 лет, ведь ребенок должен понимать разницу между глухим и звонким, мягким и твердым звуками и т. д. Минусы звукового метода: научившись читать по слогам, ребенок довольно долго будет читать медленно, с ошибками. Воспринимая слово по частям, дети часто не понимают смысл прочитанного (поэтому обязательно нужно просить ребенка сказать слово целиком). Чем младше ребенок, тем больше времени уйдет на то, чтобы начать читать чисто.

Комментирует учитель-логопед Татьяна Куприянова: «Для обучения детей в раннем возраcте лучше выбрать логопедический букварь (авторов Жуковой, Новоторцевой). В них буквы изучаются в последовательности, которая зависит от простоты произнесения соответствующих звуков: сначала ребенок знакомится с обозначением тех звуков, которые он точно может произнести (простыми гласными: а, о, у и т.д.), а потом с более сложными. В школьных букварях порядок изучения букв зависит от частоты их употребления в русском языке, и для дошкольника он может представлять сложность».

МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ

Метод, в корне противоположный звуковому, известен в России как метод Глена Домана. Доман создал систему физической реабилитации, а также общего развития интеллекта, обучения счету и чтению для детей с отклонениями, которую потом стали применять и к обычным детям.

Малышу предлагается запомнить сразу целые слова, которые пишут на отдельной карточке крупными красными буквами. По мнению Домана, увидев слово несколько раз и услышав, как оно произносится, ребенок его запоминает, а узнав достаточное количество новых слов, начинает читать. Родители делают карточки и показывают их ребенку несколько раз в день, причем начинать такие занятия можно уже с первого года жизни. Но малыши мало интересуется однообразными карточками, а родители устают постоянно делать все новые. Или ребенок не воспринимает слова, если они написаны не на карточке, а просто на листе бумаги карандашом или напечатаны в книге.

К тому же методика была разработана для английского языка: у него сложные правила чтения и много коротких слов, которые легко запомнить. Русский язык устроен иначе: подавляющее большинство слов произносятся так, как пишутся, и, зная буквы и звуки (или склады), можно прочесть любое новое слово, не заучивая, как оно выглядит. Кроме того, в русском языке слова изменяются, и запоминать, например, простой глагол «есть» во всех его формах будет очень трудоемко: я ем, ты ешь, он ест и т.д. Поэтому такой материал специалисты рекомендуют использовать как дополнение к другим занятиям по развитию речи и чтению.

Учитель-логопед Татьяна Куприянова комментирует: «Карточки Домана эффективны для детей с отклонениями в развитии речи: им сложно осознать связь между звуком и буквой и для них запоминание целых слов – это ключ к началу чтения. Обычным детям карточки могут помочь развить зрительную память, но никак не научить полноценно читать. Если цель – сделать так, чтобы ребенок узнавал отдельные слова, подписи под картинками, методика сработает, но к осознанному чтению новых слов ребенок может перейти, только научившись соотносить буквы со звуками родной речи. Если ребенок запомнит по карточкам много слов, это в будущем поможет ему читать быстрее те слова, которые он уже знает, но не более того».

МЕТОД МОНТЕССОРИ

Рассказывает педагог Монтессори-группы Ирина Горбатько: «Основные отличия метода Монтессори − целостный подход к развитию, соответствие занятий естественным потребностям ребенка каждого возраста, активное задействование мелкой моторики и сенсорного восприятия. И в отличие от других методов − совершенно иной порядок освоения навыков: сначала дети учатся писать буквы, слова и даже целые рассказы, а только потом − читать.

Обучение чтению по методу Монтессори – это не набор узкоспециализированных пособий, которые предназначены исключительно для обучения грамоте, а целая система занятий и игр, которые постепенно развивают интеллектуальные и двигательные способности ребенка, готовя его к появлению навыков письма и чтения.

Основная мысль Монтессори – всему свое время: для развития любого навыка есть свой естественный период, и, если навязывать ребенку то, что ему неинтересно в данный момент, результата не будет или ребенок не станет пользоваться навыком.

Так, примерно в возрасте 3,5−4 лет дети накапливают большой словарный запас, умеют выражать при помощи слов мысли, достигать своих целей (просить сделать что-то других детей, договариваться). Дети этого возраста начинают живо интересоваться символическим обозначением звуков – буквами. Им нравится называть звуки, играть с буквами, обводить их, рисовать (ведь письмо − это тот же рисунок).

Если поддерживать этот интерес, в возрасте 4–5 лет ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова и целые предложения. И к возрасту 5 лет он без принуждения, с интересом учится читать, следуя естественной логике речевого развития. Ребенок пишет, чтобы выразить свои мысли, и начинает читать, когда способен и хочет воспринять мысли другого».

ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ:

1) Звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Таким образом ребенок учится выделять звук в начале, в середине, в конце слова и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.

2) Подготовка руки к письму. Используя специальные рамки для подготовки к письму и штриховки, ребенок ведет ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Упражнения учат соотносить движение руки и глаза, укрепляют пальцы и делают кисть ребенка более подвижной.

3) Работа с буквами. Одно из ключевых пособий – «шершавые буквы». Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). «Шершавые» буквы письменные, поскольку предполагается, что плавные круговые движения более доступны для детей. Ребенок лучше запоминает алфавит, когда задействованы тактильные ощущения.

Обучение проводится трехступенчатым уроком. Сначала презентация: взрослый выкладывает табличку, называет звук (то есть не буква «эм», а звук «м») и обводит пальцем контур буквы. Дает табличку ребенку и предлагает ему обвести букву, снова называя ее. За один урок показывается три буквы, на следующем две уже знакомые и одна-две новые.

На втором этапе идет усвоение информации: взрослый поочередно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому и т.д.). Если вторая ступень пройдена легко, переходим к третьей, если ребенок не запомнил – возвращаем его на первую ступень. Третья ступень – проверка и автоматизация знаний.

«Что это?» Педагог просит назвать поочередно все три буквы, по порядку и вразбивку. После такого мини-урока ребенку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их пальчиками на подносе с манкой. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок. Через какое-то время можно усложнить игру – завязать ребенку глаза и предложить угадать букву на ощупь. Еще сложнее также с завязанными глазами сложить слово из «шершавых» букв.

  • Письмо . Следующий этап − ребенок сам, когда он будет к этому готов, начинает писать буквы пальцем на манке, палочкой на песке, а затем и карандашом на бумаге. У многих детей, по выражению Марии Монтессори, рождается настоящий «взрыв письма».
  • Составление слов из подвижного алфавита . В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные «шершавым» буквам. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова.
  • Чтение . Собственно чтение начинается с серий карточек. На каждой карточке – слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определенным цветом. Розовая – каждая буква в слове произносится так, как написано. Зеленая – добавляются слова с йотированными гласными после согласной. Голубая – вводятся трудности в чтении: безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушенные согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания ЖИ-ШИ и проч. Белая серия автоматизирует чтение – в слове может быть несколько разных трудностей. Это так называемое интуитивное чтение – когда ребенок читает слово целиком и слово запоминается целиком. Ребенок еще не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания.
  • Развитие навыков чтения . Можно играть в разнообразные игры: выкладывать карточки со словами по принципу домино (АнгеЛ – ЛимоН − НосоК и т.д.), составлять предложения из карточек с отдельными словами, вытаскивая полоски бумаги с заданиями, выполнять их последовательно, чтобы в результате найти спрятанный «клад» и т. д. Постепенно ребенку предлагаются простые книжки-картинки: вначале это просто предмет и его название, а затем предложения и короткие тексты.

Преимущества метода Монтессори – развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.

МЕТОД СКЛАДОВОГО ЧТЕНИЯ

Складовой метод в обучении чтению известен еще со времен Льва Николаевича Толстого. Именно не по буквам и не сразу целыми словами, а по складам младенец начинает говорить: МА-МА, БА-БА. Отсюда и возникла идея о том, что и читать по складам для ребенка легче и естественней.

Обучение детей с помощью складового метода требует от родителей постоянной вовлеченности в процесс: нужно систематически готовиться к занятиям с малышом, придумывать разнообразные игры, чтобы он не утратил интерес, ведь материал для обучения все время один и тот же.

Кубики Зайцева Основоположником современного складового метода в обучении чтению стал Н.А. Зайцев, который придумал свои знаменитые кубики. Складом считается слияние звуков: согласного с гласным, согласного с мягким или твердым знаком, отдельно гласный или согласный. Например, КО-РО-ВА, КО-Ш-КА и так далее. Склады в пособии Зайцева расположены на гранях картонных кубиков. Эти кубики различаются по цвету, размеру и звуку, который они издают (благодаря наполнителю из дерева или «железок»). Такое разнообразие помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, мягкими и твердыми звуками. В комплект пособий также входят таблицы, на которых расположены сразу все склады русского языка, книга для взрослых с примерами заданий и диск с песнями-попевками.

Методист Оксана Оганезова комментирует: «Начинать работу с детьми по кубикам и таблицам Зайцева можно уже с года. Сначала дети играют с кубиками: строят из них дома, дороги, башни, паровозики, слушают, как они звучат, обращают внимание на их цвет. Позже ребята начинают выполнять более сложные задания: например, выставляют в ряд все кубики, где есть склад с буквой «о», повторяют за взрослым склады. Все это помогает ребенку уловить закономерности чтения. Спустя какое-то время он начинает прочитывать склады самостоятельно, а потом незаметно переходит к чтению целых слов.

Эта методика требует от взрослых определенной подготовки и постоянной вовлеченности: нужно систематически готовиться к занятиям с малышом, постоянно придумывать все новые и новые игры, чтобы поддерживать интерес ребенка (поскольку материал все время один и тот же). Пособия Зайцева подходят больше для групповых занятий в развивающем центре или детском саду, так как во многих играх есть соревновательный элемент. Кроме того, педагоги, как правило, сочетают работу по кубикам с другими заданиями – знакомят детей с отдельными звуками и буквами. Если удается организовать все правильно, ребенок занимается с удовольствием, воспринимает обучение как игру и к 3−4 годам осваивает чтение».

«Складушки» Воскобовича «Складушки» − игра для обучения чтению, созданная Вячеславом Воскобовичем, автором около 40 развивающих пособий для детей. Дети 3−5 лет знакомятся с чтением по складовой системе. На 21 карточке двумя столбиками располагаются склады, из них можно строить домики для жителей города Складинска, про которых и сложены обучающие сказки и песенки. К игре прилагается книжка и CD-диск.

Ребенок вместе со взрослым рассматривает рисунки на карточках, читает стихи, рассказывает сказки и поет. Он постепенно заучивает складовые песни, пропевает их, показывает пальчиком на карточках соответствующие склады. Затем, запомнив склады, учится составлять из них слова, читать отдельные слова, а затем и короткие предложения. Пособие можно использовать в играх разной степени сложности, поэтому оно подходит как трехлеткам, так и старшим дошкольникам.

В дополнение к «Складушкам» есть и другие игры Воскобовича: например, конструктор, из частей которого можно собирать буквы, чтобы лучше запомнить, как они выглядят. Или игра-шнуровка «Ромашка», где ребенку нужно продевать веревочку в отверстия с буквами в последовательности, которая соответствует написанию какого-либо слова.

Наиболее эффективно методика работает, если дети занимаются в небольшой группе (4−7 человек). Разработчики утверждают, что, играя по полчаса два раза в неделю, трехлетний ребенок сможет научиться читать за полгода, а шестилетние – всего за месяц.

Кубики «Читаю легко» Еще одно современное пособие по складовому чтению − кубики, разработанные педагогом Евгением Чаплыгиным. Они предназначены для детей с трех лет. Методика «Читаю легко» основана на постепенном, очень плавном, освоении чтения; здесь больше игр, чем в программе Зайцева. Набор пособий по сравнению со многими другими методиками скромен: 10 простых деревянных кубиков, 10 двойных подвижных кубиков и «книжка-шпаргалка» для родителей, где даны рекомендации по проведению занятий. Соединенные между собой платформами подвижные кубики можно прокручивать, получая новые склады и новые слова. Дети с удовольствием их вертят, одним поворотом превращая слово МАМА в слово МАША. Сочетания букв на кубиках подобраны таким образом, что из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трех − целых 500.

В пособии принципиально нет никаких картинок, чтобы не запутывать ребенка, ведь иллюстрацию к слову «папа» ребенок может понять как «мужчина», «человек», «дядя» и в результате запомнит слово неправильно. Если уж ребенок хочет картинку, он может нарисовать ее сам в книжке для родителей.

Плюсы метода: пособия не нужно делать самим, занятия можно проводить дома, и никакой специальной подготовки от взрослого не требуется.

Как научить ребёнка читать и писать? Можно обратиться к классическим методикам, а можно использовать систему человека, чья работа стала определяющей для развития всей педагогики 20-го века. Речь идёт о Марии Монтессори. Эффективность разработанной ею педагогической системы была признана ЮНЕСКО, а сегодня, благодаря современным технологиям, учить своих детей письму и чтению по методу Монтессори может любая семья.

Если говорить точнее, то учителем в данном случае становится приложение с характерным названием «Учимся читать и писать по методу Монтессори ». И здесь сразу нужно отметить одну очень важную деталь. Приложение абсолютно бесплатно и в нём нет никаких фримиумов и премиумов.

Ключевая особенность системы Монтессори заключается в обучении ребёнка чтению через письмо. Эмпирическим путём было доказано, что графические символы запоминаются детьми лучше, а благодаря голосовому сопровождению в мозгу малыша фиксируются чёткие ассоциации между письменными образами и их звуковыми значениями.

Ещё одна особенность обучения в том, что первоначально ребёнок знакомится с письменными, а не печатными вариантами букв алфавита. Это связано с тем, что детям проще научиться воспроизводить скруглённые формы, нежели строгие угловатые формы печатных букв, с некоторой вероятностью ещё больше усложняющих восприятие из-за неправильно выбранного шрифта.

В целом процесс обучения максимально естественен и логичен. В начале ребёнку показывают букву, сопровождая её голосовым произношением. Рука-помощник на экране демонстрирует, как пишется эта буква, а затем малышу предлагают повторить жест, то есть нарисовать букву самому.

Когда упражнение повторено для трёх разных букв, начинается закрепительная часть: на экране появляются три пройденные буквы, а голос просит выбрать среди них одну определённую. Если ребёнок выбирает верно, то перед ним ещё раз появляется доска с контуром буквы для повторного воспроизведения её написания, но уже без подсказки руки-помощника.

Данные упражнения растягиваются на несколько дней, пока не будет изучен весь алфавит. Когда все буквы выучены, наступает время итогового упражнения. В нём закрепляются все полученные ранее знания, создаётся понимание последовательности букв в алфавите, их свойство быть гласными или согласными, а также делается особый упор на ассоциацию между символом и его произношением.

Особая прелесть приложения в том, что ребёнок может заниматься с ним самостоятельно, без участия в процессе взрослого.